«Закон Яровой». Что это такое, и когда он вступает в силу. Полный текст антитеррористического пакета яровой и его суть

«Закон Яровой». Что это такое, и когда он вступает в силу. Полный текст антитеррористического пакета яровой и его суть

13.10.2019

7 июля 2016 года Президент России Владимир Путин подписал пакет антитеррористических законов, внесённый депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым.

В перечне поручений, подписанном Путиным вместе с пакетом законов, в частности, президент поручил правительству РФ совместно с ФСБ при разработке нормативно-правовых актов уделить особое внимание применению «норм, которые потребуют существенных финансовых затрат».

По всей видимости, так в Кремле исполнили обещание учесть критику, звучавшую в отношении «закона Яровой».

Пакет Яровой, включающий два новых закона, о необходимости введения дополнительных мер по противодействию экстремизму и терроризму (поправки к некоторым федеральным законам и Уголовному кодексу), подписанный Президентом России, сразу же начали комментировать и за рубежом, и в России, и кое-кто усматривает в нём признаки давления на социальные свободы. Насколько эти упрёки оправданы? Рассмотрим в данной статье.

Пакет Яровой

В чём суть претензий к так называемому «пакету Яровой»?

Пакет Яровой (как его назвали в прессе) вызвал неоднозначную реакцию общественности, особенно оппозиционной, а также мобильных операторов. Российские операторы связи сразу высказали недовольство нововведениями, так как их затраты (по их мнению) будут многократно увеличены, что будет отражаться на ценах услуг для потребителей. А то, что реально насыщенность рынка такова, что все звонки внутри сети уже должны быть бесплатными для потребителей и что на них компании за счёт негласного сговора крпунейших операторов уже делают бешенные деньги, они как-то умалчивают.

Для того, чтобы проверить эти утверждения, от Владимира Путина поступило поручение Минкомсвязи и Минпромторгу посчитать, сколько будет стоить Пакет Яровой мобильным операторам. Министерства должны будут также отчитаться о сроках, которые необходимы для внедрения нововведений.

Критикующие пакет представители либеральной общественности указывают на ужесточение ответственности за уже имеющиеся в Уголовном кодексе правонарушения, введение новых и расширение полномочий правоохранительных органов. Однако представить дело так, как будто Яровая и Озеров просто решили придумать что-то эдакое, сатрапское, для того чтобы удушить демократические свободы граждан России, даже у них не получается. Страна, как и весь мир, к сожалению, испытывает угрозы и вызовы, что видно по европейским терактам, поэтому законодатели просто действуют на опережение, чтобы в дальнейшем по возможности избежать необходимости подсчитывать число жертв. Естественно, некоторые «свободы» ради этого придётся ограничить, и, судя по внесённым в проект изменениям, имело место обсуждение рациональных способов определения степени разумности принимаемых мер.

Суть претензий оппонентов также заключается и в гипотетическом «удорожании» сотовой связи и доступа в Интернет, которое якобы произойдёт неминуемо, хотя это дело воротил сотового бизнеса — решать как изменить структуру своих расходов в связи с появлением этого закона. Если они заботятся о своих кошельках, а не о потребителях, то, конечно, взвалят расходы на них, но при чём тут государство, действующее в интересах защиты общественной безопасности? Точно также уже «дико подорожали продукты» из-за введения системы «Платон». Помните эту истерию? Недавно ведь была. И все либералы сразу стали дальнобойщиками. Сегодня все они стали «немного айтишниками» и готовятся проводить митинги против «пакета Яровой».

Этот набор изменений в законы направлен на борьбу с терроризмом. Он должен дать нашим правоохранителям в руки инструмент. В этом смысл этих изменений. Они получились немного сыроватыми — это, как у нас водиться (вспоминаем «Платон»), есть. Впрочем не надо забывать с какой кадровой базой приходится иметь дело, даже если многие либералы перекрасились в патриотов (то есть поняли что за океаном их не ждут и готовы сожрать при удобном случае), они пока не перестали быть либералами — ведь стереотипы не меняются одномоментно. Но надо понимать, что сам закон — рамочный, а значит, в установленные сроки Правительством РФ в соответствии с поручениями Президента будут приняты необходимые подзаконные нормативные правовые акты.

И, во-первых, президент дал поручения проработать его техническую реализацию, а, во-вторых, большинство «страхов и страшилок» просто не соответствует действительности.

Ситуация вокруг пакета Яровой

Понять, почему представители «Пятой колонны» так заголосили и подняли такой шум, нам поможет общее понимание ситуации.

Суть такова: на 2017 — 2018 годы Запад планирует попытки осуществления «цветного» сценария в России. Цель минимум — не допустить переизбрания на новый срок В.В. Путина или избрания человека, продолжающего взятый на реальный суверенитет курс. Ситуация в нашей стране, по планам США, к тому времени должна ухудшиться: снаружи давят санкции и искусственно сдерживаемые на низком уровне цены на предметы нашего экспорта, а внутри работает либеральное правительство, лозунг которого озвученный поклонником губернатора Калифорнии Шварцнегера «Денег нет, но вы держитесь!», что уже сегодня вызывает справедливое возмущение граждан.

К 2017 — 2018 годам «улюкаевы» и «кудрины» должны, по их замыслу, поураганить так, чтобы создать почву для недовольства. Западу нужна новая Болотная, нужны «навальные» и «касьяновы», нужны массы людей. Почву для недовольства Запад руками либерально-финансовой части правительства пытается создать, чтобы в перспективе организовать государственный переворот. Но людей надо организовать, вывести на улицы, собрать вместе, научить, когда и где, и что делать. Надо координировать боевиков, нужно собирать толпы зевак. А всё это делается через соцсети. Которые (о чудо!) начали активно шифровать всю свою информацию.

Так вот, главный пункт «пакета Яровой» — американские (вообще все) соцсети все «шифровальные ключи» обязаны передать в руки российских компетентных органов.

Вот откуда вой! Но и он уляжется, как только суммы, выделенные американцами на «справедливое возмущение», подойдут к концу.

А дальше начнётся самое главное — реализация закона. В США АНБ пишет вообще всё, и никто по этому поводу не возмущается. Почему? Потому что вместе с ордером на получение информации АНБ даёт и другой ордер — запрещающий разглашение самого факта запроса и получения информации.

И вот когда «фейсбуки» откажутся выполнять российский закон, а они, по мнению экспертов, обязательно откажутся его выполнять, вот тогда наступит момент истины. Соцсети создавались как инструмент политики, создавались в Штатах — это так, даже если никто из нас никогда об этом не задумывались. И до сих пор многие живут с мыслью, что умный мальчик из США нашёл миллиарды, чтобы девочки могли постить котиков, а домохозяйки — рецепты вкусной еды.

Так вот, когда «фейсбуки» откажутся выполнять закон, вот тогда надо будет закрывать то, что отказывается работать по нашим законам и давать свободно работать тому, кто его соблюдает.

«Пакет Яровой» не сейчас, но в перспективе… вырвет жало у инструмента, с помощью которого США привыкли опрокидывать государства (вспомним — Ливия, Ирак, Югославия и др.)

Либо их сети станут законопослушными, а значит им ненужными и безопасными для нас, либо их у нас просто не должно быть.

Но чтобы понять суть претензий либералов, необходимо понимание о том, какие именно изменения внесены в действующее законодательство.

Какие изменения внесены в действующее законодательство

Пособничество

Понятие «пособничество» ранее было достаточно абстрактным и могло трактоваться различным образом, теперь же ему дано чёткое определение.

Во-первых, это финансирование. Любая помощь, оказанная террористической организации или боевику-одиночке, выраженная в материальной форме и способствующая совершению общественно-опасного преступления, считается поддержкой, то есть пособничеством. Это не обязательно деньги. Если террорист переночевал в безопасном для него жилище, получил в своё распоряжение автомобиль, спрятал в квартире или доме взрывчатку или другие средства поражения, — всё это считается содействием в организации теракта, и за это предусмотрена ответственность в виде тюремного срока до восьми лет. Кто-то может утверждать, что это слишком жестоко?

Преступное молчание

Каждый юрист знает разницу между действием и деянием — под последним понимается также и бездействие. Если кто-то достоверно знает о готовящемся террористическом акте, но не принимает мер по его предотвращению (не сообщает компетентным органам), то теперь он тоже считается преступником, правда, ответственность его не столь сурова, как у непосредственного исполнителя, — до двенадцати месяцев заключения. При этом речь идёт не о каком-то абстрактном доносительстве (называемом также стукачеством), на что ненавязчиво намекают «поборники свобод», а о вполне конкретном списке из 16 преступлений, в числе которых угон транспортных средств, захват заложников, организация взрыва в людном месте и т.п. Супругов и родственников террористов эта статься УК не касается.

Болтать много вредно

Эта норма касается главным образом СМИ, которым вменяется в обязанность контроль за публикуемыми сведениями на предмет их секретности. Есть информация, имеющая особые грифы, и разглашение её влечет наказание в виде штрафа до миллиона рублей. Ранее эта норма не действовала в силу неопределённости и размытости самого понятия секретных материалов. К тому же и конкретного наказания за такие действия Уголовный кодекс не предусматривал. Нельзя, и всё. А что будет, если взять и напечатать? Теперь ясно, что. Аналогичные законы, кстати, давным-давно действуют в самых «свободных и демократических» (так они себя называют) странах мира.

Малолетние террористы

Практика показывает, что и подросток может натворить такого, что страшно подумать, тем более что психика его ещё не сформировалась, а влияние бывает разным. Ответственность за некоторые тяжкие преступления и в старом Уголовном кодексе наступает с 14 лет, таковых статей было 22, а теперь их количество увеличено до 32. Вошли в новый список такие правонарушения, как теракт, членство в террористической организации, участие в массовых беспорядках, угон поезда или самолёта, покушение на жизнь людей и т. д. Они, малолетние преступники, конечно же, дети, но жертвам от этого не легче.

Международный терракт

Ранее этой статьи в УК не было, теперь она есть и имеет номер 361. Она предусматривает наказание от десяти лет до пожизненного заключения. Отличие международного теракта от «простого» состоит в том, что он совершается не в России, а за границей, но представляет собой покушение на здоровье и жизнь граждан РФ. Кстати, «прицепом» к ней идёт несообщение о подготовке подобного преступления (ст. 205.6), что перекликается с изложенным выше положением о преступном умалчивании важных сведений. Кстати, вербовать в ДАИШ (ИГИЛ, запрещённая в России организация) и подобные структуры теперь тоже опасно, как и устраивать массовые волнения. И подначивать к этому тоже лучше не надо.

Частная информация

Этот пункт тоже вызвал неприятие некоторых поборников свобод, так как согласно ему должна производиться проверка корреспонденции «Почтой России» на наличие оружия, наркотиков и прочих незаконных предметов. Конечно, речь в основном о посылках и бандеролях, переписка сегодня всё же чаще осуществляется в электронном виде, но и относительно неё тоже принято решение. Изначально предусматривалось трёхлетнее хранение данных, но так как это потребовало бы резкого увеличения информационных возможностей (до 1,7 трлн. гигабайт) и расходов в 70 миллиардов долларов, то остановились на шести месяцах. Ввод в действие закона — с 1 июля 2018 года.

Сектанты

Проникновение в страну проповедников экстремистских течений создаёт угрозу общественной безопасности. Для того, чтобы вести религиозную деятельность, требуется особая регистрация и специальное помещение. Нарушителям, которые захотят вовлекать в секты прихожан на улицах, грозит штраф вплоть до 1 млн. руб.

Заметки на полях

На 1 января 2014 года в РФ по данным Росстата зарегистрированы 47 конфессий (есть ещё одна строка, «объединяющая» группы иных вероисповеданий). Крупнейшей из всех является Православие. Несмотря на то, что представители разных религиозных направлений уже сотни лет мирно сосуществуют в нашей стране, религиозный фактор активно используется ведущими государствами мира для решения геополитических или экономических задач, в том числе для дестабилизации ситуации. Игнорировать этот фактор нельзя, достаточно вспомнить историю Югославии (острейшее противостояние сербов, боснийцев и хорватов, приведшее к распаду страны, в которой на протяжении длительного времени эти народы мирно соседствовали), примеры Дагестана и Чечни. В большинстве военных действий в мире просматриваются религиозные мотивы — Ближний Восток, Балканы, Ирак, Ирландия и т.д.

Известно, что на территории нашей страны проживает около 200 различных этносов, следовательно, и религиозная принадлежность россиян очень разнообразна. Эта ситуация характерна для России на протяжении веков, поэтому существует точка зрения, что катализатором межрелигиозных столкновений является не якобы низкий уровень толерантности в российском обществе, а социально-экономическое неравенство, которое под влиянием санкций будет только усиливаться. По сути, социальным конфликтам даже выгодно придавать религиозную окраску, вовлекая в них лишних участников и придавая дополнительную целевую установку. В религиозной оболочке можно подавать конфликты любого содержания, в том числе политического.

Есть определенные факты, указывающие на активное использование религиозного фактора в целях дестабилизации ситуации в России.

Уже в ноябре 2014 года Президент Чечни заявил о росте радикальных настроений среди мусульман, а также о том, что в Интернете и в СМИ развернута массовая вербовочная работа по привлечению россиян в религиозные организации экстремистского толка.

Запад активно политизирует религию в своих стратегических целях, в том числе используя миссионерство, развернувшееся в нашей стране с 1990-х годов. Эта деятельность чрезвычайно активна, несмотря на то, что «содержание семьи одного зарубежного миссионера обходится религиозной организации в 50 тысяч долларов США в год». В первую очередь в их деятельности нужно усматривать лоббирование интересов того государства, с территории которого они прибывают. Таким образом, либеральная идеология даёт возможность западным странам отстаивать свои интересы не только в экономической и политической сфере, но и в религиозной.

В качестве примера можно привести характер динамики и локализации протестантских и неопротестантских течений в России. Если проследить изменение численности их последователей на территории постсоветской России, то становится очевиден тренд на увеличение. В период с 1990 года по 2014 число протестантов увеличилось в три раза.

Неслучайно то, что наибольшее распространение нетрадиционные христианские течения имеют на тех территориях, на которые планирует распространить свое влияние США.

Религиозный фактор необходимо учитывать в политике, он использовался и будет использоваться в геополитических целях. Однако это обширная тема, которая требует отдельного рассмотрения.

Каковы претензии российских операторов связи?

Операторы мобильной связи угрожают поднять тарифы, пользователи соцсетей оплакивают потерянную приватность, а эксперты рассуждают о том, что новые требования государства технически невозможно реализовать. Давайте разберемся, всё ли так плохо.

Самым скандальным элементом (исходя по данным СМИ) Пакета Яровой является возможность обязать провайдеров интернета и мобильной связи хранить данные пользовательского общения в течение шести месяцев. С точки зрения критиков это ужасно, недопустимо и слишком дорого.

Начнём с самых громких критиков — операторов мобильной связи, которые утверждают, что им придётся резко повысить тарифы, чтобы компенсировать расходы по хранению данных. Их угрозы красноречиво говорят о том, что они переживают не за своих клиентов, а за свои кошельки, раз готовы переложить расходы на плечи потребителей услуг.

Заметки на полях

Траты на хранение информации на самом деле не очень большие. В России давно действует «закон о СОРМе» (Система технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий — комплекс технических средств и мер, предназначенных для проведения оперативно-розыскных мероприятий в сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и радиосвязи (согласно Закону «О связи» и приказу Министерства связи № 2339 от 9 августа 2000 года).

Не секрет о том, что любые переговоры и по Skype и по мобильным телефонам записываются — абсолютно все разговоры пишутся и определённое время хранятся у операторов. Мощности для хранения разговоров в течение определённого количества времени у сотовых операторов есть.

По закону о СОРМе абсолютно все переговоры должны писаться и храниться в течение трёх месяцев. В течение этого времени сотовые операторы по запросу оперативно-следственных органов обязаны эти данные предоставлять. То есть, у них всё есть. Здесь же требуется увеличить срок хранения с трех месяцев до шести. Это абсолютно реально.

Разговоры о том, что мобильная связь сильно подорожает, напоминают страшилки про систему «Платон», которая должна была привести к перебоям с поставками продуктов и резкому росту цен. Ну как, сбылось? Вот и в случае «пакета Яровой» трудно поверить словам наших мобильных операторов. Тем более что никаких предметных расчетов и финансово-экономических обоснований операторы не предоставили.

В России сравнительно дешевая мобильная связь и эксперты подозревают, что«пакет Яровой» воспринимается как хороший предлог для организации небольшого картельного сговора и совместного повышения цен.

Отдельно хочется напомнить — решение о том, что конкретно нужно хранить и сколько это нужно хранить, ещё вообще не принято. Закон лишь даёт возможность правительству принять соответствующее решение и ставит верхнее, максимальное ограничение срока хранения — 6 месяцев. Эти требования вступят в силу только через два года — многие из критиков про это говорили, выплёскивая на просторы информационного поля поток недовольства? Как видно, нет.

Причём решающее влияние на их формулировку окажет Минкомсвязь, так что и предложения, и представленные финансовые расчёты ведомством будут рассмотрены и обязательно учтены.

Советник президента по вопросам интернета Герман Клименко считает, что если исключить из требований хранения медиа-контент, то всё будет вполне доступно для участников рынка, и минимум 95% всех недовольств индустрии будут сняты. В общем, слухи об апокалипсисе в российском телекоме оказались, мягко говоря, несколько преждевременными.

Теперь насчёт приватности. В современном мире приватности нет и уже никогда не будет. Государства слишком плотно занялись интернетом и его использованием в политических целях, а значит, интернет будут регулировать и за пользователями будут наблюдать. Вопрос только в том, кто будет это делать. Интернет-компании, которые не хотят сотрудничать с ЦРУ, просто не смогут занять рыночную нишу в странах, где центральное разведуправление имеет влияние. В Китае ситуация аналогичная и именно из-за этого там разработаны аналоги всех популярных приложений и сервисов западных компаний. Чем Россия хуже США или КНР?

Американцы после терактов 2001 года вообще не особо заморачиваются по вопросам легализации своих попыток шпионить за мировым интернетом. Как видно из описаний систем INCENSER и DANCINGOASIS, которыми пользуется АНБ на основании Protect America Act of 2007 и FISA Amendments Act of 2008, АНБ просто подключаются к узловым точкам мирового интернета, которые ему доступны, анализирует весь трафик в реальном времени и сохраняют себе на память всё, что АНБ интересно. Как и следует ожидать в этом процессе, американским спецслужбам всемерно помогают американские IT компании, например, тот же Майкрософт, у сервисов которого есть шифрование для всех, кроме АНБ. Американские спецслужбы получают незашифрованную информацию. При всём при этом, американская IT индустрия редко протестует, а чаще всего, наоборот поддерживает АНБ в её усилиях по борьбе за американские национальные интересы. Так давайте сделаем так, чтобы они не делали этого хотя бы в Рунете.

Заметки на полях

В США тоже есть законы, обязывающие операторов сотовой связи хранить в течение определенного периода всю передаваемую информацию и мета-данные. Принимались они тоже не в момент появления в США мобильной связи, а с течением времени.

Однако это не привело к коллапсу отрасли сотовой связи. Более того, есть ряд высокотехнологических компаний, например, Google, которые хранят даже не в течение нескольких месяцев, а годами весь объем информации своих пользователей, включая аудио- и видеофайлы (например, файлы, размещенные на YouTube), данные чатов, электронной почты и т. д. И все эти терабайты информации хранятся на серверах по всему миру. Однако подобные затраты не мешают успешному бизнесу корпорации Google».

Информационная война против России

И последнее. С точки зрения практики информационных войн против России мы наблюдаем типичное создание информационной повода для протестов и недовольства для того, чтобы использовать его в рамках предстоящей избирательной кампании. У противников Пакета Яровой, а это в основном прозападные политики, просматривается очевидная цель — им нужно любой ценой сохранить возможность американских социальных сетей влиять на политическую и общественную ситуацию в России. При этом сохранить американские соцсети вне какого-либо контроля или наблюдения со стороны российских властей. Фактически, все протесты сводятся к тому, что у наших заокеанских оппонентов отбирают один из ключевых инструментов, необходимый для «цветных революций» — вот они и бесятся. А ещё их беспокоит, что после введения в силу этого закона всю их массированную агентуру влияния придется обучать и снабжать настоящими шпионскими каналами связи, а это накладно, сложно и может привести к неудобным провалам ценных агентов. Итак, западные оппоненты задействовали в борьбе с «пакетом Яровой» все свои медийные и лоббистские ресурсы. Как говорится, рыба сама плывет в сети, и можно сказать, что новые законы начнут приносить пользу ещё до того, как они вступили в силу.

Краткий вывод: поводов для паники нет . Закон безусловно не совершенен, и его можно и нужно улучшать. Но этого нельзя сделать через истерику в интернете.

И пора уже всем понять, что российский сегмент интернета нужно держать под контролем потому что, если это не сделает наше государство, то это сделает чужое, и это явно не в наших интересах.

Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков комментируя принятый закон, отметил, что правительству РФ поручено мониторить ход реализации, ход имплементации этого закона, сообщает РИА «Новости». По его словам, кабинет министров должен минимизировать риски, связанные с финансовыми расходами, с использованием отечественного оборудования для хранения информации.

Если будут выявляться действительно какие-то нежелательные проявления, правительство по поручению президента будет принимать соответствующие меры. То есть закон подписан в тандеме с перечнем поручений,

Наша безопасность важнее прибыли мобильных операторов, комфорта телеком-компаний, а также интересов западных социальных сетей и мессенджеров .

И это хорошо, если те из них, кто этого не хотят понимать, просто уйдут с российского рынка.

Послесловие

Вопросы гражданства, незаконной миграции, выезда за рубеж граждан, судимых за экстремизм, режима контртеррористической операции и прочие также очень важны, но утверждать, что принятые законы могут усложнить простым людям жизнь, очень трудно. Зато непринятие заблаговременно защитных мер может омрачить её многими трагедиями. Возможно, стоит вспомнить об этом, перед тем как критиковать новый «антитеррористический пакет».

Во-первых, безопасность граждан превыше всего, а обеспечивает им её государство. Потому что, как только начнут убивать этих самых граждан, они тут же начнут выть, почему государство ничего не делает для их защиты. Ну а когда государство что-то делает для их защиты, у многих это почему-то вызывает негативную реакцию.

Второй аспект: в таком деле надо осваивать методологию познания и творчества, изучать достаточно общую теорию управления и включать голову: анализировать мнение специалистов, которые объясняют, как это делается, почему это делается и зачем, сравнивать мнения, делать выводы. И если уж государство заботится безопасности, то, на наш взгляд, подобные вопросы надо решать совместно. А что касается стоимости переоборудования сотовой связи, то должны быть представлены конкретные расчёты, чтобы не было кривотолков и пересудов. Будем надеяться, что и эти затраты не лягут на плечи налогоплательщиков, только потому что операторы сотовой связи решать в очередной раз «обуть» население под удобным предлогом. И в этом за ними должно проследить государство и соответствующие специальные службы.

Вспомним, когда подобные меры вводились в Интернете, стоял точно такой же крик. И как видим, что за последние 12 — 13 лет про это больше ничего практически не слышно. Потому что нужное оборудование давно везде установлено, и весь трафик в Интернете фильтруется и, что характерно, записывается. Так будет и на этот раз. Изыщут решение, мы уверены.

Защита общественной безопасности, а значит, и государственности, вот что подразумевает данный закон, чего так не хотят на Западе.

В прошлом году в России был принят «пакет Яровой», предполагающий изменение двух законов. Один из их напрямую влияет на бизнес телекоммуникационных операторов и провайдеров, усиливая финансовое давление до критичных для отрасли масштабов. Пока рассматриваются сроки ввода поправок в действие, технические детали, но уже понятно, что «пакет Яровой» запустил волну законодательных изменений во всех странах постсоветсткого пространства. Свободы и права сокращаются, госконтроль цифрового пространства усиливается. При этом цель нововведений – безопасность для общества – вряд ли будет достигнута.

Ровно год прошел с тех пор, как «пакет Яровой» был впервые представлен в Госдуме. Законодательные нововведения стали одними из наиболее спорных, принятых в России за последнее десятилетие. «Пакет Яровой» даже был включен в список десяти худших законодательных инициатив в сфере ИКТ в мире за 2016 год Фондом информационных технологий и инноваций. Множество российских компаний и объединений выступали против принятия этих законов. Среди них Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ), «Яндекс», Mail.Ru Group и многие другие. DR Analytica оценила влияние «пакета Яровой» на ИКТ в России, а также в странах Евразийского региона год спустя после первого представления общественности.

Эволюция рассмотрения

  • 11 апреля 2016 года член Государственной Думы Ирина Яровая совместно с сенатором Виктором Озеровым представили на рассмотрение два законопроекта, которые имели значительный эффект для российского ИКТ-законодательства. Изначальной целью документов было улучшить меры противодействия терроризму и экстремизму и ужесточить наказания за такую деятельность;
  • 13 мая 2016 года пакет законопроектов был принят после первого чтения;
  • 24 июня 2016 года Дума приняла оба документа во втором и третьем чтениях;
  • 7 июля 2016 года «закон Яровой» окончательно подписан президентом В.В. Путиным;
  • 19 июля 2016 года член Совета Федерации Антон Беляков, представляющий партию Справедливая Россия, внес законопроект призывающий отложить имплементацию «закона Яровой» до 2023 года;
  • 20 июля 2016 года большинство юридических нововведений «закона Яровой» вступили в силу;
  • 19 января 2017 года Минкомсвязи России заявил, что количество информации, подлежащей хранению согласно «закону Яровой», может быть уменьшено в 10 раз;
  • 4 апреля 2017 года, совет Госдумы отправил законопроект сенатора Белякова на рассмотрение в высшие государственные инстанции для последующего обсуждения.

Смысл предложений

Пакет Яровой состоит из двух законопроектов:

  • Федеральный закон от 6 июля 2016 года №374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О противодействии терроризму” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»;
  • Федеральный закон от 6 июля 2016 года №375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

Первый законопроект обязывает операторов связи хранить сообщения и звонки абонентов за период времени, установленный Правительством Российской Федерации (но не более 6 месяцев) в соответствии со статьей 64 Федерального закона «О связи», а также хранить метаданные таких звонков и сообщений в течение трех лет.

Второй законопроект дополнил УК РФ тремя новыми преступлениями:

  • содействие экстремистской деятельности;
  • несообщение о преступлении террористического характера;
  • совершение акта международного терроризма.

Некоторые из первоначальных положений были исключены из окончательного варианта законов:

  • В первой версии законопроекта предлагалось запретить покидать Россию людям, получившим предупреждение о недопустимости совершения противоправных действий в досудебном порядке. Во втором чтении депутаты изменили эту поправку: в некоторых статьях (например, для лиц, осужденных за терроризм и экстремизм), они предлагали запретить выезд из России людям с непогашенной или неснятой судимостью по некоторым статьям. В итоге парламентарии решили отказаться от этих поправок.
  • Перед вторым чтением депутаты отказались от предложения лишать гражданства людей, совершивших теракты или преступления экстремистской направленности, а также тех, кто сотрудничает с международными организациями.

В ожидании последствий

Согласно первому законопроекту (его также называют «закон Яровой»), к 1 июля 2018 года все операторы связи обязываются хранить звонки и сообщения своих клиентов на протяжение 6 месяцев, а метаданные этих коммуникаций – 3 года. Однако еще 19 июля 2016 года, за день до того, как большинство юридических нововведений «закона Яровой» вступили в силу, член Совета Федерации Антон Беляков предложил законопроект, согласно которому имплементация «закона Яровой» должна быть отложена на 5 лет – до 2023 года.

Предложение Антона Белякова было принято на рассмотрение Советом Государственной Думы и 4 апреля 2017 года направлено Президенту, Комиссии Государственной Думы, фракциям Государственной Думы, Совету Федерации и другим высшим исполнительным органам для дальнейшего обсуждения. Вышеуказанные органы должны представить свои замечания и/или предложения Комитету Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции до 4 мая 2017 года. Дальнейшее развитие событий ожидаются в ходе весенней сессии Государственной Думы в мае 2017 года.

Главная техническая проблема с введением в силу «закона Яровой» заключается в отсутствии необходимого оборудования у операторов телекома для хранения таких больших данных, а также просто огромные издержки, необходимые для его приобретения. Таким образом, главными причинами для критики «закона Яровой» стали не ограничения информационных свобод граждан, а неспособность соблюдать закон, а также огромные расходы для провайдеров телекоммуникационных услуг. Закон требует огромных денег и может привести к многие интернет-компании, особенно небольших операторов – слишком много данных надо контролировать, собирать и хранить.

Крупнейшие операторы ИКТ-услуг, такие как «Мегафон», МТС, «Вымпелком» и Tele2, заявили, что для исполнения «закона Яровой» потребуется более 2,2 трлн рублей, что в свою очередь сопоставимо с более чем 10% российского бюджета. Смягчение закона может снизить затраты операторов, которые предлагают альтернативные варианты решения проблемы. Одним из них является постепенное осуществление положений закона. Тем не менее точные затраты могут быть определены только после того, как правительство определит точные сроки и конкретные форматы и объемы хранения данных.

19 января 2017 года Минкомсвязи предложило в объем хранимой информации и таким образом сократить издержки бизнеса. В целом представители частного сектора, при некоторой поддержке исполнительной власти в лице Минкомсвязи, пытаются смягчить закон и добиться его отмены, хотя бы частичной. Но позиции судебной и законодательной властей остаются непоколебимы: отмена «фундаментального закона, защищающего россиян от глобальной террористической угрозы» невозможна.

Более того, силовики, в частности ФСБ, даже отвергают закона и его постепенное внедрение, настаивая на полноценном его исполнении. По мнению ФСБ, все технические детали для реализации закона уже продуманы. К 30 июня 2017 года, ФСБ планирует представить нормативный акт с указанием информации о том, как и в каком формате должны хранить данные российские операторы.

«Пакет Яровой» запустил волну законодательных изменений

Сейчас можно наблюдать два параллельных тренда, связанных с «законом Яровой»: пока критики и оппоненты закона пытаются снизить последствия реализации закона, предлагая к нему поправки и исключения некоторых положений, сам факт принятия закона вдохновил российских законодателей на создание новых законопроектов и законов, которые еще больше увеличивают государственный контроль интернета и сферы ИКТ. Среди таких законодательных нововведений можно отметить следующие:

  • Минкомсвязи России разработало правила ограничения доступа к нежелательному контенту, которые позволяют . Новая инструкция поможет избежать ситуаций, когда блокирование одного черного списка приводит к нарушению работы всех веб-сайтов на одном и том же IP-адресе.
  • Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Роскомнадзор и другие ведомства работают над новым законопроектом, который позволит суду к сайтам, нарушающим российское законодательство. Документ будет представлен уже этой весной.
  • Правительство России создает новое подразделение в составе Росгвардии. Группа будет идентифицировать угрозы информационной безопасности России, реагировать на кибератаки и контролировать социальные сети на предмет пропаганды экстремизма в интернете. Также существует план создания интегрированной системы мониторинга веб-пространства. Стоит отметить, что Росгвардия постепенно превращается в отдельное силовое ведомство.
  • В конце марта 2017 года Минкомсвязи подготовило проект поправок к правилам оказания услуг связи в рамках реализации «закона Яровой». В проекте содержится предложение потребовать: от подписчиков – перечислить всех возможных гаджетов и устройств, для продавцов – и проверить их личные данные.

Влияние на регион

Принятие «закона Яровой» повлияло на законодателей в других постсоветских странах. Так, например, в Кыргызской Республике был принят Закон КР от 1 июля 2016 года №97 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты (в Гражданский процессуальный кодекс Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики “О противодействии экстремистской деятельности”)». Среди положений закона есть временное ограничение доступа к информационным материалам, содержащим экстремистские признаки.

(ЕКЦ), через который аккумулируются международные услуги связи и интернета всех операторов и провайдеров страны, был создан в Таджикистане. Власти заявили, что целью создания структуры является «обеспечение национальной и информационной безопасности», а также возможность держать под контролем «серый трафик» и телефонные разговоры. Однако эксперты считают, что этот закон, в первую очередь, усиливает государственный контроль над операторами связи, а не борьбу с терроризмом.

Даже Украина, находящаяся в состоянии гибридной войны с Россией из-за событий в Крыму и Донбассе, разрабатывает собственный аналог «закона Яровой». позволит правоохранительным органам расширить доступ к личной информации граждан. Операторы телекома и интернет-провайдеры должны будут хранить данные пользователей в течение 90 дней, а судам будет позволено блокировать интернет-ресурсы.

«Закон Яровой» увеличил региональную тенденцию усиления государственного контроля над сектором ИКТ. Многие государства Евразии стремятся повысить свою безопасность под эгидой борьбы с терроризмом и другими социальными угрозами.

Госбезопасность & граждане и бизнес

Год спустя после первого представления законопроекта общественности цена «безопасности» выглядит слишком высокой. Кажется, что российские власти пытаются достичь государственной безопасности, игнорируя свободы общества и издержки бизнеса. Однако предпринятые правительством действия не полностью соответствуют поставленным целям.

Согласно недавнему сайт, «закон Яровой», по сути, не очень способствует обеспечению безопасности страны. Экспертное сообщество считает, что влияние закона на безопасность не было положительным и в то же время привело к сокращению свободы и увеличению затрат на ее реализацию для бизнеса. Поэтому российское государство является единственным бенефициаром «закона Яровой», да и то исключительно в сфере госбезопасности. Хотя официальная позиция властей такова, что закон в первую очередь направлен на защиту граждан от терроризма.

Законодательств в Евразии «Цена свободы и безопасности» за 2016 год от сайт показал следующие результаты для этого закона: единственная положительная оценка этого закона в сфере безопасности – для государственного сектора. Стоит отметить, что и наихудшую оценку получил экономический эффект для бизнеса.

Свобода
Государство Бизнес Общество Личность
-1.00 -3.88 -3.00 -3.88
Безопасность
Государство Бизнес Общество Личность
1.75 -1.13 -1.38 -1.50
Экономический эффект
Государство Бизнес Общество Личность
-1.63 -4.13 -2.75 -3.63
Общий индекс -2.18
Свобода -2.94
Безопасность -0.56
Экономический эффект -3.03
Государство -0.29
Бизнес -3.04
Общество -2.38

Закон Яровой, широко известный как «пакет Яровой» - это несколько законопроектов, принятых Государственной Думой 6 июля 2017 года. Событие вызвало большой резонанс в обществе. В независимых СМИ и интернет-сообществе данные законы критиковались практически во всех направлениях, хотя изначально цель положительная и верная - противодействие экстремизму и терроризму.

Почему меры, преследующие крайне благородные цели, оказались настолько непопулярны? Чтобы это понять, нужно рассмотреть, что это - закон Яровой (простыми словами), а также ответить на ряд вопросов, которые детально будут рассмотрены ниже. А теперь немного об авторе проекта.

Об авторе проекта: Ирина Яровая

Федеральный закон Яровой назван в честь действующего депутата от партии «Единая Россия» Ирины Анатольевны Яровой. С 2008 года она является членом Генерального Совета. Начало политической карьеры Ирины Анатольевны сильно противоречит сегодняшнему ее положению в политике. Она начинала деятельность в партии «Яблоко», которая является оппозиционной к ее нынешней партийной принадлежности.

Какое-то время назад Ирина Анатольевна как член Совета депутатов в Камчатской области возглавляла фракцию «Яблоко» и активно выступала против политики «Единой России». Неоднократно баллотировалась в Государственную Думу, не прекращая свою политическую деятельность в «Яблоке» и находясь в оппозиции к руководству Камчатской области.

В 2003 году Ирине Анатольевне предлагали перейти в «Единую Россию», но она отказалась. В 2007 году она вышла из партии «Яблоко» и перешла в «Единую Россию», так как хотела переехать в Москву на постоянное место жительства. По результатам очередных выборов заняла второе место, но все же получила депутатский мандат из-за того, что от него отказался победитель.

В Думе стала известна созданием законопроектов, которые касались ограничений в проведении митингов, ужесточения миграционной политики и многих других сфер. Самым известным ее детищем на политическом поприще стал закон Яровой. Суть его рассмотрим далее.

Суть поправок Яровой к УК

Закон Яровой - что это? Простыми словами это два отдельных законопроекта, которые вносят несколько поправок в ФЗ «О противодействии терроризму» и другие нормативные акты, которые касаются того же вопроса, а также в некоторые статьи УК. Обе части пакета были приняты 6 июля 2017 года.

Первая часть - закон № 374-ФЗ. Согласно закону Яровой, операторы мобильной связи и провайдеры обязаны хранить массу данных о пользователях на своих серверах до востребования правоохранительными органами или другими уполномоченными службами. Хранится будет информация о посещении интернет-страниц, записи звонков и сообщений. Эта часть федерального закона Яровой вызвала наибольший общественный резонанс, ведь россияне посчитали его нарушением права на личную жизнь.

Вторая часть - закон № 375-ФЗ. Текст закона вносит несколько поправок в УК РФ. Увеличились сроки по статьям о содействии терроризму, участию в террористической и экстремистской деятельности, агитации к этим видам деятельности, а также по множеству других статей, касающихся противодействия данной незаконной деятельности. Федеральный закон позволяет привлекать подростков с 14 лет к уголовной ответственности за участие в террористических группировках. Одним из новшеств является «недоносительство», то есть несообщение о каким-либо преступлении. Со вступления в силу закона Яровой это является уголовно наказуемым преступлением.

Новым определением стал термин «акт международного терроризма». Кратко говоря, это совершение террористического акта за пределами Российской Федерации, если при этом подвергались опасности граждане РФ, их жизнь и неприкосновенность. Кроме основных моментов, закон вносит в правовое поле РФ огромное количество поправок и дополнений по поводу террористической деятельности.

Тексты законов (документ № 374-ФЗ состоит из девятнадцати статей, № 375-ФЗ - из четырех) просты для восприятия. С ними можно ознакомиться на официальном сайте правительства РФ. Они написаны доступным языком, что исключает какую-либо другую трактовку, чем была задумана автором.

Чем грозит закон гражданам РФ

Суть законов Яровой изложена выше. Двадцатого июля прошлого года проект вступил в силу. Что это значит для граждан РФ? Религиозные верования и организации не запрещены, но распространение информации о них людям, которые ясно не выразили свое желание что-то узнать, и без специального разрешения теперь наказуемо. Штраф составит 50 тыс. рублей для физических лиц и до 500 тыс. для организаций.

Хранение операторами данных (все звонки и переписки россиян) до полугода и истории контактов до трех лет грозит подорожанием связи. Для хранения данных одного человека оператору придется купить десять внешних дисков по четыре терабайта, а это примерно 1700 долларов.

Все телекоммуникационные компании должны расшифровывать личную информацию пользователей для ФСБ. Власти могут получить доступ к денежным операциям и личным сообщениям. В Совете по правам человека заявили, что закон противоречит Конституции. А еще технологию расшифровки нужно придумать. Большинство мировых компаний на это не согласится, потому что центр хранения ключей шифрования может стать приманкой для злоумышленников. Еще будут "заглядывать" не только в электронную почту, но и в обычную. Поэтому посылки начнут сканировать.

Согласно закону Яровой, в России теперь с 14 лет подростков могут привлечь к уголовной ответственности по 32 статьям (вместо 22). Малолетние граждане теперь в ответе за участие в массовых беспорядках: угон самолета, разжигание межнациональной ненависти в социальных сетях. По большинству статей, касающихся терроризма и экстремизма, наказания ужесточили. Все это - только часть того, что содержат поправки Яровой.

Условия для операторов связи

Что это - закон Яровой? Простыми словами, это нарушение прав абонентов на личную жизнь, но сторонники внедрения пакета говорят иначе. Есть мнение, что это необходимая часть закона, которая позволит эффективнее противодействовать терроризму. Первый законодательный акт пакета внес поправки в работу операторов и провайдеров, а также телекоммуникационных компаний. Эти организации теперь обязаны создавать базы данных и хранить разговоры и сообщения пользователей. Данные будут храниться в дата-центрах и передаваться правоохранительным структурам по требованию последних.

Кроме вмешательства в личную жизнь, этот закон предполагает подорожание сотовой связи, о чем не сообщили своим абонентам сотовые операторы. Хранение таких объемов данных - очень дорогостоящая процедура, требующая значительных затрат, которые сопоставимы с бюджетами целых стран. Огромных средств требует постройка дата-центра и обеспечение бесперебойной работы сети. В настоящее время идут разговоры о смягчении этого пункта, но пока не известно, будет ли отмена закона или власти сделают из него что-то принципиально новое.

Условия работы для логистических компаний

Есть поправки и к ФЗ «О транспортно-экспедиторской деятельности». Экспедиторы теперь обязаны проводить полную и дотошную проверку документов, а также информации о грузе, нюансах перевозки. Закон Яровой для транспортных компаний сулит огромные расходы для логистических и транспортных компаний. Деньги нужны на покупку специального оборудования для досмотра и другой аппаратуры. Конечно, возрастет и стоимость доставки грузов. По расчетам некоторых аналитиков, в перспективе это может обрушить рынок интернет-коммерции в России на 40 %.

Противодействие терроризму

Теперь под запретом оказались незарегистрированные средства шифрования, за нарушение положен штраф от трех до пяти тысяч рублей. Кроме того, у нарушителя конфискуют само средство кодирования. Проект законов Яровой предполагает избежание конфликтов на почве религиозной принадлежности. По этой причине представителям религиозных организаций и обществ запретили ходить по квартирам и домам и приобщать людей к своей вере. Про закон Яровой о миссионерской деятельности стоит поговорить отдельно.

Миссионерская деятельность

Миссионерскую деятельность (распространение) вести отныне запрещено всем, кто не имеет официального разрешения. Но и для официально зарегистрированных религиозных групп есть несколько серьезных ограничений. У представителей организации должны быть все бумаги, которые подтверждают их принадлежность к зарегистрированной организации, специальной маркировкой должны быть помечены все издания и материалы для распространения (флаеры, листовки, буклеты). За нарушение поправки предусмотрена ответственность в виде денежного штрафа.

Когда вступает в силу

Закон Яровой (по крайне мере большинство поправок) уже реализуются с 20 июля 2017 года. Снижен возрастной порог судебной ответственности за террористическую деятельность и содействие экстремизму, вступили в силу поправки к УК РФ, акты, касающиеся миссионерской деятельности, и ограничения для транспортных компаний. Когда вступает в силу закон Яровой полностью? Самая резонансная часть проекта - ограничение работы мобильных операторов, телекоммуникационных компаний и провайдеров Интернета вступает в силу 1 июля 2018 года. Политики посчитали, что к этому времени будет подготовлена техническая и нормативно-правовая база, а все разногласия между правительством и обществом по поводу внедрения таких масштабных изменений будут разрешены.

Актуальные новости

На данный момент в правительстве активно обсуждается процесс внедрения всех пунктов законопроекта. Камнем преткновения является хранение данных пользователей. Только по предварительным оценкам стоимость реализации закона Яровой для телекоммуникационных компаний и операторов связи составит около 5 трлн рублей.

В январе 2018 года в Министерстве связи и коммуникаций заявили, что снизить стоимость можно до 100 млрд рублей, но при условии доработки проекта. Из перечня данных для хранения хотят убрать историю онлайн-видео и торрент-загрузок. В связи с уменьшением количества данных отпадет необходимость большого хранилища.

Сотовые операторы выступают за еще большие изменения. Представители компаний говорят, что стоит хранить только голосовые вызовы и сообщения, иначе реализация закона приведет к значительному удорожанию стоимости связи. Этот пункт еще не полностью готов к реализации. Сейчас вокруг закона Яровой о хранении данных идут горячие обсуждения и жаркие споры. Чтобы воплотить его в жизнь, скорее всего, придется все же немного ослабить отдельные пункты.

Как работает закон на практике

Прошел уже год с момента внедрения закона Яровой, основные механизмы проекта рассмотрены, значит, уже можно посмотреть на то, как поправки работают на практике. Самым широко обсуждаемым и печальным случаем стало убийство Андрея Карлова, дипломата РФ в Турции. Девятнадцатого декабря 2017 года террорист застрелил российского посла на фотовыставке в Анкаре. Убийца выкрикивал исламские лозунги и угрожал оружием посетителям мероприятия. Преступник назвал это местью за действия РФ в Сирии. По случаю убийства российского посла было заведено дело по статье «совершение акта международного терроризма», которая была введена поправками Яровой.

Статья о миссионерстве проявила себя несколько раз за предыдущий год. Самое известное событие - задержание Д. Угая (на фото). В отношении него начали административное разбирательство по поводу прочтения лекции о йоге. Молодому человеку ставили в вину не саму лекцию, а пропаганду индуизма. Но суд решил прекратить разбирательство.

Это самые обсуждаемые в СМИ и обществе случаи реализации закона Яровой. Что это? Простыми словами это значит, что поправки работают и дают определенные плоды. Правда, пока есть несколько недочетов. Вопрос о положительном или отрицательном эффекте реализации проекта полностью субъективный.

Информационная безопасность

Так является ли закон Яровой (текст закона простыми словами представлен выше) покушением на информационную безопасность личности или все-таки нет? Этот вопрос и сегодня вызывает горячие споры между сторонниками и противниками введения поправок. Конечно, телефонные разговоры отдельного гражданина должны быть личными, не должны прослушиваться никем, кроме собеседника на противоположном конце провода. Но данные переговоров не будут прослушиваться. Они просто будут храниться на серверах телекоммуникационной компании и потребуются структурам только в том случае, если гражданина заподозрят в соучастии или причастности к террористической деятельности.

Пакет Яровой имеет и слабые стороны, и сильные. Некоторые недочеты могут двояко истолковываться и использоваться во вред гражданам. Поэтому это личное дело каждого - выбирать, с какой стороны баррикад быть. Сторонники реализации проекта скажут, что это необходимые меры в связи с распространением террористической угрозы и наращиванием мощи экстремистских организаций (подобных ИГИЛ), которые запрещены в России. Противники же придерживаются мнения, что террористы найдут какой-нибудь способ обойти все эти ограничения, а внедрение в жизнь законопроекта приведет только к повышению стоимости связи и нарушит право на неприкосновенность частной жизни.

Правы и сторонники, и противники пакета Яровой. В чем-то закон вносит значительный вклад в борьбу с терроризмом, а в чем-то только вредит экономике. Но не стоит забывать, что некоторые важнейшие пункты проекта еще обсуждаются.

Аналоги пакета Яровой

В Европейском союзе в 2006 по 2014 год действовала директива Европейской комиссии, предполагающая хранение данных как минимум в течение шести месяцев. В 2014 году директива была отменена, а вопрос в дальнейшем регулировался национальными правительствами.

В Великобритании в 2014 году был одобрен закон, обязывающий операторов хранить данные пользователей. Правда, вскоре акт был оспорен в суде Европейского союза. Эксперты тогда подсчитали, что стоимость внедрения такого проекта составит около 180 млн фунтов стерлингов (это примерно 15 трлн рублей). Однако крупнейшая телекоммуникационная компания Соединенного Королевства (32 % рынка сотовых операторов) полагает, что в эту сумму обойдутся нововведения только для нее одной.

В Германии операторы должны хранить данные шесть месяцев, а в 2016 году правительство ввело положения, снизившие этот срок до десяти недель. Кроме того, был значительно сокращен перечень случаев, в которых силовые структуры могут требовать эту информацию.

В Австралии операторы хранят данные абонентов за последние два года. При населении в 23 млн человек это обошлось в 400 млн австралийских долларов (18 трлн российских рублей), а операционные расходы составили по четыре доллара на одного абонента в год. Правительство компенсировало расходы на внедрение новшеств и создание необходимой инфраструктуры, но операционные расходы взимают с абонентов.

Скандально известный сотрудник спецслужб Эдвард Сноуден в 2013 году передал журналистам информацию о том, что Национальное агентство безопасности Соединенных Штатов разработало информационную систему, позволяющую собрать любую информацию об абонентах по сетям электросвязи. Эксперты утверждают, что ежедневно АНБ записывало более 1,7 млрд разговоров и сообщений, а также делало около пяти миллиардов записей о местонахождении владельцев телефонов по всему миру, а не только в самой Америке. Гражданам об этом, конечно, правительство не сообщало.

Предложенный депутатом Госдумы Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым пакет антитеррористических поправок в законы был принят еще летом 2016 года.

"Пакет Яровой"

"Пакет Яровой" - неофициальное название двух законов, направленных на борьбу с терроризмом:

  1. №374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности"
  2. № 375-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности".

Важнейшим нововведением "пакета Яровой" стали обязательства для операторов связи и интернет-компаний хранить на территории России все передаваемые пользователями данные. По запросу операторы связи должны передавать эту информации органам власти.

Операторы связи

Ко второму чтению "пакета Яровой" законодатели исключили из него конкретные требования по срокам хранения. В утвержденном варианте определение сроков стало прерогативой правительства РФ.

Так, в апреле 2018 года кабмин правила хранения данных операторами связи. С 1 октября они должны осуществлять хранение в полном объеме трафика пользователей за последние 30 суток.

В дальнейшем операторы должны увеличивать объем хранения информации на 15% ежегодно в течение 5 лет. Так срок хранения голосовой связи и текстовых сообщений пользователей увеличится до полугода.

По старшего директора, главы отдела корпораций Россия/СНГ Fitch Ratings Николая Лукашевича новые требования приведут к увеличению капитальных затрат для операторов телекоммуникационных сетей на 14-23%.

МТС оценивает расходы на исполнение закона в течение пяти лет в 60 млрд рублей. Материнская компания "Вымпелкома" (бренд "Билайн") - холдинг Veon Ltd. - рассчитывает потратить 45 млрд рублей за пять лет. Гендиректор "Мегафона" Сергей Солдатенков говорил о сумме в 35-40 млрд рублей в течение пяти лет. Tele2 рассчитывает, что компании потребуется потратить несколько десятков миллиардов рублей в ближайшие два-три года.

При этом бывший советник президента РФ по вопросам развития интернета Герман Клименко , что "пакет Яровой" не приведет к ощутимому росту цен на связь.

Интернет-компании

Правила хранения данных для организаторов распространения информации в интернете 28 июня. Срок - полгода. Нормы вступили в силу 1 июля 2018 года.

Утвержденные камбином правила касаются всей информации, передаваемой пользователями в интернете: текстовых сообщений, голосовой информации, изображений, звуков, видео- и иных электронных сообщений пользователей.

Кроме того, интернет-компании должны предоставлять правоохранительным органам электронные сообщения пользователей, зарегистрировавшихся или авторизованных с использованием сетевых адресов, определяемых как используемые на территории РФ. Это требование также распространяется на пользователей, указавших при регистрации или использовании функций коммуникационного интернет-сервиса выданный в РФ документ, удостоверяющий личность, а также указавших российский номер телефона.

Действуют эти правила и в отношении пользователей, находящихся на территории России, а также тех, о нахождении которых в стране сообщили силовики.

Повышение цен

Вступление новых требований в силу приведет к временному повышению расходов интернет-провайдеров. И некоторые из них уже заявили о повышении абонентской платы за доступ в интернет.

При этом стоимость интернет-доступа в России - одна из самых низких в мире. В 2016 году, например, "домашний" интернет в Москве пользователям в 10 раз дешевле, чем в Нью-Йорке.

МОСКВА, 7 июля. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин подписал пакет антитеррористических законов, внесенный депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым. Об этом сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

"Президент подписал пакет документов, поправки к закону о мерах по противодействию терроризму. Вместе с этим пакетом подписан перечень поручений правительству, в котором кабмину поручается очень четко мониторить ход имплементации этого закона, чтобы при необходимости минимизировать возможные риски, связанные с расходами, использованием отечественного оборудования для хранения информации и прочее, и при необходимости выступать с должными инициативами по принятию соответствующих актов, которые бы эти риски минимизировали", - сказал Песков.

Резонансные нормы

Многие положения первоначальной редакции пакета законов вызвали оживленную дискуссию как в обществе, так и среди парламентариев. В частности, как ранее заявлял глава комитета по государственному строительству Андрей Клишас, речь шла о лишении гражданства бипатридов, уличенных в террористической деятельности, и запрете на выезд из РФ для экстремистов. Эти нормы, по мнению сенаторов, нарушали бы конституционные права граждан. В окончательной редакции пакет "пришел без (лишения) гражданства, без ограничения въезда-выезда, тогда по части нашей компетенции все в порядке", отметил Клишас.

Однако в документе сохранились положения о хранении в РФ операторами связи информации о фактах соединений абонентов в течение 3 лет, а самого контента, включая видео, до шести месяцев. Сейчас операторы в России в течение трех лет хранят сведения об абонентах (паспортные данные), их абонентских номерах и о расчетах, производимых с использованием этих номеров.

Для владельцев мессенджеров и соцсетей эти нормы были частично смягчены: им нельзя будет удалять сведения о фактах передачи информации и данные о пользователях в течение года, а не трех лет, как было в предыдущей версии текста. Сократить сроки хранения данных потребовало правительство. При использовании дополнительного кодирования электронных сообщений интернет-компании должны предоставлять ФСБ ключи для декодирования этих сообщений. Нераскрытие такой информации грозит штрафом до 1 млн рублей.

Секты вне закона

Отдельный блок поправок, предлагаемых в пакете, определяет, что такое "миссионерская деятельность" и запрещает ее вести от лица религиозных объединений, цели которых противоречат закону. Также в документе содержится запрет на миссионерскую деятельность, направленную на нарушение общественной безопасности и порядка, экстремистские действия, принуждение к разрушению семьи, посягательство на личность, права и свободы граждан.

Также не допускается миссионерская деятельность, нацеленная на склонение к самоубийству, воспрепятствование к получению обязательного образования, побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей.

Миссионерская или проповедническая деятельность с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях будет грозить штрафом для граждан от 5 тыс. до 50 тыс. рублей, для юрлиц - от 100 тыс. до 1 млн рублей. Иностранному гражданину будет грозить выдворение из РФ. По новым нормам распространяемые религиозной организацией литература, печатные, аудио- и видеоматериалы должны иметь маркировку с ее официальным полным наименованием.

Вплоть до пожизненного

В Уголовном кодексе РФ законом предлагается закрепить в числе преступлений против мира и безопасности человечества новый состав - "международный терроризм" и установить ответственность за него вплоть до пожизненного лишения свободы. Нижняя уголовная "планка" по статье "теракт" поднимается с 8 до 10 лет и с 10 до 12 лет (если преступление было совершено группой лиц или если повлекло смерть человека).

Закон дает новое исчерпывающее определение финансированию терроризма. Под ним в том числе будет пониматься "предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения" террористических преступлений.

Публичные призывы к терроризму или его публичное оправдание в интернете будут грозить штрафом до 1 млн рублей или лишением свободы на срок до 5-7 лет. Под публичным оправданием понимается "публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании". Участие в террористической организации предлагается карать тюремными сроками от 10 до 20 лет (сейчас от 5 до 10 лет).

Несообщение о подготовке или совершении террористических преступлений планируется наказывать штрафом до 100 тыс. рублей либо принудительными работами на срок до 1 года, либо лишением свободы на тот же срок. При этом гражданин не будет нести ответственность за несообщение о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником.

Малолетние террористы

В пакете законов также ужесточается и наказание за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем, в том числе за рубежом: верхняя планка наказания по этой статье повышается на 5 лет. УК дополняется новой статьей, вводящей наказание за склонение или вербовку для совершения массовых беспорядков. Такие действия будут наказываться штрафом в размере от 300 тыс. до 700 тыс. рублей либо лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

Вводятся нижние планки наказания и по статье 282 УК РФ ("Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства"), в частности, минимальный срок лишения свободы составит 3 года, максимальный - 6 лет. По аналогичному принципу ужесточается наказание за организацию деятельности экстремистской организации, экстремистского сообщества, финансирование экстремистской деятельности.

Возрастной порог за умышленный терроризм понижается до 14 лет. К обстоятельствам, отягчающим уголовное наказание, предлагается отнести совершение преступления в условиях вооруженного конфликта или военных действий".



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows