Блог дмитрия евтифеева. Основы модуля Camera Raw в Фотошопе

Блог дмитрия евтифеева. Основы модуля Camera Raw в Фотошопе

18.05.2019

Сначала о том, что такое Raw и с чем его едят. Чтобы понять, вкратце вспомним, как работает цифровой фотоаппарат (неважно, цифромыльница или профессиональная зеркальная камера, все везде абсолютно одинаково). Свет через объектив попадает на светочувствительный сенсор, который состоит из миллионов чувствительных элементов. Изначально получается черно-белое изображение, которое затем разбивается на цветовые пиксели с помощью своеобразных решеток, называемых фильтрами Байера. На выходе с матрицы мы имеем Raw-файл (от английского «сырой»), который затем с помощью специальных алгоритмов микрокомпьютера фотоаппарата сжимается, корректируется и преобразуется в хорошо знакомый нам Jpeg .
При этом значительная часть информации безжалостно отбрасывается.


Почему все больше людей предпочитают съемку в формате Raw? Ответ прост:

1. Не нужно думать о настройках фотоаппарата (резкость, насыщенность, контрастность и т.д.) – они всегда стоят в среднем положении.

2. Нет необходимости настраивать баланс белого. Его всегда можно подогнать позже с точностью до , либо по любой нейтральной точке, причем без потери качества.

3. Если вы ошиблись с выбором экспозиции, можно скорректировать ее позже без потери качества, причем до 4 ступеней, что абсолютно невозможно сделать с файлами Jpeg .

4. Из Raw легко сделать файлы Jpeg или Tiff любого качества, при этом у вас останется оригинал. Поэтому файлы Raw часто называют цифровыми негативами. Исходная глубина цвета составляет от 12 до 16 бит , против 8 в jpeg , поэтому легко восстановить информацию в светах или глубоких тенях.
5. В jpeg каждое последующее преобразование файла приводит к потере информации, то есть ухудшению качества. В Raw этого не происходит.


Недостатком формата является большой объем файла (примерно в 2 -3 раза больше, чем аналогичный файл jpeg ).


Коротко пройдемся по интерфейсу модуля. Для примера я взял Adobe Camera Raw 4.6 для русской версии Adobe Photoshop CS3 . Модуль состоит из 8 вкладок , кнопки переключения которых показаны цифрой 1 .


На первой вкладке представлены основные регулировки (2 ).


На верхней строке показаны пиктограммы инструментов, в которых несложно будет разобраться тем, кто уже знает азы Adobe Photoshop (без этого не стоит начинать знакомство с CameraRaw). При наведении на них курсора мыши появляются всплывающие подсказки. Кликнув на нижнюю строку (3 ) можно открыть диалоговое окно настроек цветового профиля и разрешения исходного изображения.


На второй вкладке представлена мастер-кривая композитного канала RGB .

Настраивать (на профессиональном жаргоне «гнуть») кривую можно либо ползунками (параметрическая кривая) либо с помощью установки и перемещения контрольных точек (точечная).


На третьей вкладке регулируется резкость изображения, а также можно уменьшить цветовой и монохроматический шумы.


Чтобы наблюдать изменения на изображении, нужно обязательно увеличить размер до 100% .

Четвертая вкладка предоставляет большие возможности управления цветом, регулировки гораздо точнее и разнообразнее, чем в Adobe Photoshop .

Можно осуществить тонкую настройку насыщенности, яркости, сдвинуть определенные цвета по цветовой шкале. Также при желании можно добиваться самых разнообразных фантастических эффектов, эффектов кросспроцессинга.

Здесь же можно произвести смешение цветовых составляющих в градации серого, то есть перевести снимок в черно-белый.

Пятая вкладка поможет устранить посторонние оттенки в тенях или светах, если съемка проводилась в сложных условиях освещения, и цветовой баланс в светах и тенях различен. Здесь также можно добиться определенных эффектов.

Шестая вкладка служит для устранения хроматических аберраций (появление цветных ореолов вокруг ярких предметов) и эффекта виньетки при съемке со вспышкой.

С помощью следующей вкладки можно создать собственные профили камеры для разных условий съемки.

На последней вкладке можно выбрать созданный вами профиль, настройки которого будут применены к изображению.

Желающие досконально изучить модуль Camera Raw могут сделать это с помощью соответствующей специальной литературы, так как подробное описание всех функций и настроек занимает книгу приличного формата.


Шаг 1

Откроем файл в программе Adobe Photoshop . При этом автоматически запускается модуль Camera Raw .


Проанализируем изображение, чтобы представить план дальнейших действий. Нам нужно:

1. Изменить баланс белого в сторону более теплых тонов. Обычно глаз лучше воспринимает теплые тона, чем холодные.

2. Настроить экспозицию.

3. Проявить детали в темных областях изображения.

4. Сделать цвета изображения более насыщенными и разнообразными. В этом случае мы уже воспользуемся программой Adobe Photoshop и цветовым пространством Lab , которому нет равных в расширении цветового диапазона.

5. Убрать ненужные шумы и усилить резкость. Здесь также обратимся к фотошопу, так как арсенал его методов в этом вопросе значительно богаче.

В этом направлении и будем работать.

Шаг 2: Настройка баланса белого

Делается проще простого - немного перемещаем ползунок «Температура » в сторону желтой области спектра.


В каждом случае нужно поступать индивидуально, иногда все сводится к единственному клику мыши в нейтральной области, но в большинстве случаев приходится регулировать два ползунка. Немного потренировавшись, вы поймете, как это просто.

Шаг 3: Настраиваем экспозицию

Все также очень просто – передвигаем соответствующий ползунок вправо для увеличения экспозиции, влево – для уменьшения.

Шаг 4

Проявим детали в затемненных областях. Для этого передвинем ползунок параметра «Заполнение светом » чуть вправо:

Шаг 5

Теперь откроем наше изображение в программе Adobe Photoshop . Для этого просто кликнем по кнопке «Открыть изображение ». Наш файл откроется в знакомой нам программе.
Переводим изображение в режим Lab : (Изображение - Режим - Lab).

Создаем корректирующий слой (Кривые). Придаем нужную форму кривым, в каждом случае она будет индивидуальной, в данном случае у меня получились кривые, показанные на рисунках.

Преимущество корректирующего слоя в том, что вы можете в любой момент изменить форму кривых, непрозрачность слоя, режим его наложения, применить стили. Вот результат применения кривых.


Теперь сливаем слои, нажав Shift+Crtl+E .


Шаг 6.

В завершении используя любые методы, убираем шум и повышаем резкость изображения.

Большинство современных цифровых камер отличаются корректной цветопередачей. Ушли в прошлое времена, когда цветные фотографии выглядели так, как будто их снимали через цветные фильтры. Более того, если снять цветовую мишень с установками в камере JPEG -sRGB или JPEG -AdobeRGB , то попадание в цвет при лабораторном контроле будет довольно точным.

Многие студийные камеры и ПО для них позволяют использовать технологию управление цветом. Для конкретного источника освещения управление цветом с помощью профиля можно без особого труда реализовать, как постпроцесс для любой камеры (допускающей ручные установки экспозиции, баланса белого и контраста). Для этого надо лишь построить профиль камеры так, как это описано в статье «Профили для цифровых камер. Пакет XLProfiler»). А затем «присвоить» профиль файлу-снимку в графическом редакторе.

Одно из основных препятствий для внедрения управления цветом в съемочную технику - непостоянство источника освещения. Если требуется точное попадание в цвет, то калибровать камеру нужно, фактически, под каждую конкретную съемку (под каждый конкретный источник света). С другой стороны, при оперативной съемке точное попадание в цвет редко является важным критерием качества. Заложенные в камеру или ПО алгоритмы коррекции баланса белого и «пересчета» фильтров на матрице в RGB-цвета файлов JPEG/TIFF/RAW, как отмечалось выше, работают вполне корректно. Калибровка камеры в Adobe Camera RAW

В модуле есть подменю «Калибровка камеры» :

Подменю называется «Калибровка» и вообще не предназначено для выполнения задач управления цветом. В этом подменю всего семь «движков»: для коррекции цветового оттенка теней и трех основных цветов в координатах «оттенок-насыщенность». Фактически, это дополнительная возможность цветокоррекции изображений, получаемых с помощью конкретной камеры, для которой профиль «заложен» в Camera RAW или содержится в файле TIFF/JPEG/DNG (Camera RAW теперь открывает и эти файлы, а в поле «Имя - Профиль камеры» можно выбрать внедренный в них профиль, RAW-файлы пока не поддерживают профили). Целью такой цветокоррекции может быть как более точная цветопередача, так и намеренное искажения цветов, к примеру, для имитации съемки в ИК-диапазоне.

В общих чертах процесс выглядит так:
съемка мишени в определенных условиях освещения в RAW,
обработка RAW-файла в Camera RAW в подменю «Основной» для коррекции экспозиции, контраста, баланса белого и оттенка/насыщенности,
калибровка в окне «Калибровка камеры» по цветовым координатам мишени,
сохранение построенного калибровочного набора параметров, как «пользовательского набора» или «набора по умолчанию».

Методика, предложенная Брюсом Фрезером , предполагает калибровку по трем полям R, G, B мишени Macbeth Color Checker. Ручная калибровка

Опишем процесс калибровки, предложенный Брюсом Фрезером .

Прежде чем приступить к калибровке, нужно снять в RAW мишень Macbeth Color Checker. Затем приготовить цифровую идеализированную мишень, преобразовав ее исходник в пространстве LAB (ссылка на файл приведена выше) в то цветовое пространство, в котором вы привыкли работать (поддерживаемые Camera RAW пространства Adobe RGB или ProPhoto , к примеру). Для ручной калибровки удобно нанести на цветовые поля мишени их цифровые значения и распечатать такую мишень или вывести в независимом окне на дисплей, если он достаточно большой.

Когда подготовительные операции выполнены, открываем в Camera RAW снимок мишени и начинаем калибровку:

Первый этап

Открыв мишень в Camera RAW , устанавливаем «пипетки цветов» на серые поля и настраиваем параметры изображения в подменю «Основной» . Сначала, по второму серому полю устанавливаем «баланс белого», затем по первому «экспозицию», по третьему и четвертому - «яркость», по второму, пятому и шестому полю «контраст» и «точку черного». Возможно, потребуется два-три этапа регулировок всех параметров для того, чтобы координаты снимка с точностью до ошибки (неоднородность полей на снимке в пределах трех единиц R, G, B можно считать такой ошибкой) совпали с координатами не цветных полей на идеализированной мишени.

После настройки «контраста/яркости» по шести нецветным полям переходим к настройке координат «синего», «зеленого» и «красного» полей. Рекомендуется с помощью регулятора «насыщенности» добиться максимально близкого идеальному значения цвета для «зеленого» поля.

Второй этап

Следующий этап - собственно калибровка:

Калибровка начинается с настройки «Тени», если у «черного» поля имеется цветной оттенок (напомним, баланс белого настраивался пипеткой баланса белого по «второму серому» полю и «черное» поле может иметь посторонний оттенок). Далее переходим к настройке цветового тона и насыщенности для «синего», «зеленого» и «красного» полей.

После нескольких десятков минут калибровки и нескольких исписанных заметками листов бумаги, удается приблизиться к идеалу, но не очень близко - ошибка по отдельной компоненте цвета достигает 10-15 единиц (при начальной ошибке до 20-30 единиц) при калибровке конкретной камеры Canon PowerShot G2 .

Полезно изначально пользоваться рекомендациями Брюса Фрезера . Начинать с «зеленого» поля, «привыкнуть» к тому, что движок «цветовой тон» почти не влияет на тот цвет, которым именуется, и сильно «раздвигает» два других цвета (к примеру, увеличение красного «цветового тона» почти не меняет красную компоненту цвета, но увеличивает зеленую и почти всегда уменьшает синюю ), а движок «насыщенность» синхронно меняет содержание в «смеси цветов» двух компонент, кроме той, которой сам именуется (к примеру, при увеличении насыщенности красного синхронно уменьшаются обе компоненты зеленого и синего ).

Третий этап

Столкнувшись с невозможностью настроить вручную цвета лучше, чем с точностью в десяток единиц, я отказался от использования инструмента «Калибровка». Но в новой версии Camera RAW , кроме калибровки есть еще подменю выборочной коррекции цветов «HSL» . Если к настройке привлечь его возможности, то удается попасть в цвет не только для трех, но для большего числа полей мишени:

Отметим, что подменю Camera RAW «HSL» и «Разбиение тона » вообще более эффективный инструмент калибровки, чем сама «Калибровка».

Использование калибровки

Когда нужная точность калибровки достигнута, остается сохранить «калибровку» и применять ее, если это потребуется или вообще сохранить ее как настройку «по умолчанию» для конкретной камеры и конкретного осветителя:

Полуавтоматический процесс калибровки с помощью AcrCalibrator

Ручная калибровка трудоемкий рутинный процесс. Для его автоматизации можно воспользоваться модулем для Photoshop AcrCalibrator , созданным Томом Форсом (Thomas Fors) . С его можно загрузить сам модуль и инструкцию по применению. Когда готовилась статья, корректно работала с ACR версиями до 4.1. Тем, кто будет пробовать модуль, загрузив с сайта Adobe пробный Photoshop и последний ACR к нему, следует скачать так же ACR 4.1 и установить его на место более свежих конверторов RAW файлов.

Работать с AcrCalibrato r не сложно. Его (файл AcrCalibrator.jsx) нужно загрузить в папку PhotoshopCS3/Presets/Scripts и перегрузить Photoshop . Снимок мишени открывается в Camera RAW в режиме 8 бит/цвет, ProPhoto RGB, наименьшего разрешения (для ускорения обработки). Баланс белого устанавливается по второму слева «серому» полю. Файл открывается в Adobe Photoshop . Инструментом «перо» на мишени нужно нарисовать прямоугольник, выставив его углы в центры полей мишени: «темная кожа» - «белый» - «черный» - «зелено-голубой» (угловые поля нужно выбрать именно в такой последовательности). Затем запустить скрипт и подождать. В моем случае скрипт выдал на экран данные калибровки примерно через полтора часа.


На иллюстрации приведено окно отчета AcrCalibrator, идеализированная мишень и окно Adobe Camera RAW с введенными установками, полученными с помощью AcrCalibrator. Если сравнить цветовые координаты «синего», «зеленого» и «красного» полей идеальной мишени и мишени, полученной с установками AcrCalibrator, станет ясно, что и автомат не может уменьшить ошибку цветопередачи до менее чем десяти единиц.



Чтобы убедиться в том, что при работе AcrCalibrator не произошло ошибки, можно запустить его повторно. Повторный обсчет, как видно по фрагментам, приведенным выше, дает результат с точностью до ошибки идентичный первому измерению.


Для сравнения приведем данные о настройках, полученных при ручном режиме калибровки:


Чтобы сравнить эффективность различных вариантов калибровки приведем фрагменты мишени, полученные разными способами. Настройки «Основной» - одинаковые для всех способов и соответствуют тем, которые были найдены при калибровке в ручном режиме, так как именно они обеспечивают наиболее близкие идеальным координаты «серых» полей. Отличаются настройки в окнах подменю «Калибровка» и «HSL» (установки «HSL» отличаются от «по умолчанию» только в случае «ручной калибровки» по методу Брюса Фрезера ).

Левая верхняя четверть - идеализированная мишень. Правая верхняя - результат обработки снимка в Camera RAW с установками «по умолчанию» для камеры Canon PowerShot G2. Левая нижняя четверть - обработка в Camera RAW с ручными установками «калибровки» и «HSL» для трех основных цветов R, G, B, насыщенных желтого и пурпурного. Правая нижняя четверть - обработка в Camera RAW с установками калибровки, полученными с помощью AcrCalibrator.


Как только появился Photoshop CS с Camera RAW и вышла книга Брюса Фрезера , я испытал методику для камеры Canon PowerShot G2 . Оказалось, что вручную добиться хорошего (с некоторой небольшой ошибкой) попадания «в цвет» по координатам не просто. Но еще хуже то, что и после калибровки остальные поля (те, по которым калибровка не производилась) мишени не приводятся к своим числовым значениям. Стоит ли тратить на такую калибровку время? Есть задачи, при решении которых точное попадание в определенные цвета может быть актуально. Для таких калибровка подходит. Но просто «улучшать» цветопередачу с помощью «Калибровки», скорее всего, не очень хорошая идея.

В этой статье вас ждет знакомство с модулем Adobe Camera Raw.

Сначала о том, что такое Raw и с чем его едят. Чтобы понять, вкратце вспомним, как работает цифровой фотоаппарат (неважно, цифромыльница или профессиональная зеркальная камера, все везде абсолютно одинаково). Свет через объектив попадает на светочувствительный сенсор, который состоит из миллионов чувствительных элементов. Изначально получается черно-белое изображение, которое затем разбивается на цветовые пиксели с помощью своеобразных решеток, называемых фильтрами Байера. На выходе с матрицы мы имеем Raw-файл (от английского «сырой»), который затем с помощью специальных алгоритмов микрокомпьютера фотоаппарата сжимается, корректируется и преобразуется в хорошо знакомый нам Jpeg. При этом значительная часть информации безжалостно отбрасывается.

Почему все больше людей предпочитают съемку в формате Raw? Ответ прост:
1. Не нужно думать о настройках фотоаппарата (резкость, насыщенность, контрастность и т.д.) – они всегда стоят в среднем положении.
2. Нет необходимости настраивать баланс белого. Его всегда можно подогнать позже с точностью до 1К, либо по любой нейтральной точке, причем без потери качества.
3. Если вы ошиблись с выбором экспозиции, можно скорректировать ее позже без потери качества, причем до 4 ступеней, что абсолютно невозможно сделать с файлами Jpeg.
4. Из Raw легко сделать файлы jpeg или tiff любого качества, при этом у вас останется оригинал. Поэтому файлы Raw часто называют цифровыми негативами. Исходная глубина цвета составляет от 12 до 16 бит, против 8 в jpeg, поэтому легко восстановить информацию в светах или глубоких тенях.
5. В jpeg каждое последующее преобразование файла приводит к потере информации, то есть ухудшению качества. В Raw этого не происходит.

Недостатком формата является большой объем файла (примерно в 2-3 раза больше, чем аналогичный файл jpeg).

Коротко пройдемся по интерфейсу модуля. Для примера я взял Adobe Camera Raw 4.6 для русской версии Adobe Photoshop CS3. Модуль состоит из 8 вкладок, кнопки переключения которых показаны цифрой 1.

На первой вкладке представлены основные регулировки (2).

На верхней строке показаны пиктограммы инструментов, в которых несложно будет разобраться тем, кто уже знает азы Adobe Photoshop (без этого не стоит начинать знакомство с Camera Raw). При наведении на них курсора мыши появляются всплывающие подсказки. Кликнув на нижнюю строку (3) можно открыть диалоговое окно настроек цветового профиля и разрешения исходного изображения.
На второй вкладке представлена мастер-кривая композитного канала RGB

Настраивать (на профессиональном жаргоне «гнуть») кривую можно либо ползунками (параметрическая кривая) либо с помощью установки и перемещения контрольных точек (точечная)
На третьей вкладке регулируется резкость изображения, а также можно уменьшить цветовой и монохроматический шумы. Чтобы наблюдать изменения на изображении, нужно обязательно увеличить размер до 100%

Четвертая вкладка предоставляет большие возможности управления цветом, регулировки гораздо точнее и разнообразнее, чем в Adobe Photoshop. Можно осуществить тонкую настройку насыщенности, яркости, сдвинуть определенные цвета по цветовой шкале. Также при желании можно добиваться самых разнообразных фантастических эффектов, эффектов кросспроцессинга.

Здесь же можно произвести смешение цветовых составляющих в градации серого, то есть перевести снимок в черно-белый.
Пятая вкладка поможет устранить посторонние оттенки в тенях или светах, если съемка проводилась в сложных условиях освещения, и цветовой баланс в светах и тенях различен. Здесь также можно добиться определенных эффектов.

Шестая вкладка служит для устранения хроматических аберраций (появление цветных ореолов вокруг ярких предметов) и эффекта виньетки при съемке со вспышкой.

С помощью следующей вкладки можно создать собственные профили камеры для разных условий съемки.

На последней вкладке можно выбрать созданный вами профиль, настройки которого будут применены к изображению.

Желающие досконально изучить модуль Camera Raw могут сделать это с помощью соответствующей специальной литературы, так как подробное описание всех функций и настроек занимает книгу приличного формата.

Шаг 1. Откроем файл в программе Adobe Photoshop. При этом автоматически запускается модуль Camera Raw.

Проанализируем изображение, чтобы представить план дальнейших действий. Нам нужно:
1. Изменить баланс белого в сторону более теплых тонов. Обычно глаз лучше воспринимает теплые тона, чем холодные.
2. Настроить экспозицию.
3. Проявить детали в темных областях изображения.
4. Сделать цвета изображения более насыщенными и разнообразными. В этом случае мы уже воспользуемся программой Adobe Photoshop и цветовым пространством Lab, которому нет равных в расширении цветового диапазона.
5. Убрать ненужные шумы и усилить резкость. Здесь также обратимся к фотошопу, так как арсенал его методов в этом вопросе значительно богаче.
В этом направлении и будем работать.

Шаг 2. Настройка баланса белого.
Делается проще простого - немного перемещаем ползунок Температура в сторону желтой области спектра.

В каждом случае нужно поступать индивидуально, иногда все сводится к единственному клику мыши в нейтральной области, но в большинстве случаев приходится регулировать два ползунка. Немного потренировавшись, вы поймете, как это просто.

Шаг 3. Настраиваем экспозицию. Все также очень просто – передвигаем соответствующий ползунок вправо для увеличения экспозиции, влево – для уменьшения.

Шаг 4. Проявим детали в затемненных областях. Для этого передвинем ползунок параметра Заполнение светом чуть вправо

Шаг 5. Теперь откроем наше изображение в программе Adobe Photoshop. Для этого просто кликнем по кнопке «Открыть изображение». Наш файл откроется в знакомой нам программе.
Переводим изображение в режим Lab: Изображение - Режим – Lab (Image – Mode – Lab).
Создаем корректирующий слой Кривые (Curves). Придаем нужную форму кривым, в каждом случае она будет индивидуальной, в данном случае у меня получились кривые, показанные на рисунках.

Преимущество корректирующего слоя в том, что вы можете в любой момент изменить форму кривых, непрозрачность слоя, режим его наложения, применить стили. Вот результат применения кривых.

Теперь сливаем слои, нажав SHIFT+ CRTL+ E .

Шаг 6. Убираем шум и повышаем резкость изображения. Не буду подробно останавливаться на этих операциях, так как на сайте есть множество уроков по этим темам.

Желаю легкой и приятной работы в программе Adobe Photoshop!

© 2013 сайт

На момент написания данной статьи я пользуюсь плагином Adobe Camera Raw версии 7, который поставляется вместе с Adobe Photoshop CS6. Это первая версия Adobe Camera Raw (ACR), где по-человечески реализована полностью автоматическая коррекция хроматических аберраций , что очень для меня важно. Более ранние версии ACR я нахожу неприемлемыми, и до выхода Adobe Camera Raw 7 использовал в качестве основного RAW-конвертера DxO Optics Pro. DxO отличается не слишком удобным интерфейсом, но обеспечивает прекрасное качество конвертации RAW-файлов, приблизиться к которому компания Adobe смогла только в 2012 году. Поскольку интерфейс ACR для меня удобнее, я, оценив достоинства седьмой версии, сменил конвертер.

Если вы используете какой-либо другой RAW-конвертер, постарайтесь действовать по аналогии с тем, что написано в этой статье. Общий принцип работы всех конвертеров един, и различаются они, по большому счёту, в деталях. Из популярных конвертеров я, помимо Adobe Camera Raw, могу рекомендовать DxO Optics Pro и Phase One Capture One PRO. конвертеры от производителей фотооборудования – Canon Digital Photo Professional и Nikon Capture NX прекрасно справляются с конвертацией снимков, полученных с помощью камер Canon и Nikon соответственно, но имеют исключительно неудобный интерфейс. Получивший широкое распространение Adobe Lightroom работает на движке Adobe Camera Raw, и потому не отличается от последнего качеством конвертации.

Выбирая RAW-конвертер убедитесь, что сконвертированные с его помощью изображения не хуже по качеству, чем JPEG, полученный средствами камеры. Внутрикамерная конвертация в последние годы обеспечивает (при правильной настройке) столь хорошие результаты, что зачастую съёмка в JPEG является предпочтительнее неумелой обработки RAW-файла в конвертере не первой свежести (см. «RAW или JPEG? »).

Рассмотрим основы обработки RAW-файлов на примере фотографии живописной долины в Сколевских Бескидах. Откроем файл в Adobe Photoshop, и перед нами развернётся окно Adobe Camera Raw. Необработанный пейзаж, как это всегда бывает с RAW-файлами, выглядит довольно блекло, но вскоре мы это исправим.

Вверху слева расположена панель наиболее часто применимых, с точки зрения разработчиков программы, инструментов. Обычно у меня выбрана лупа (Zoom Tool – клавиша Z) или рука (Hand Tool – клавиша H или удерживаемый нажатым пробел). В правом верхнем углу можно увидеть цветную гистограмму, а под ней располагаются вкладки групп инструментов для редактирования изображений.

Если вы откроете в ACR сразу несколько RAW-файлов, то слева вы увидите их как ряд иконок. Camera Raw поддерживает пакетную обработку файлов, т.е. выделив несколько изображений, вы можете изменять различные параметры одновременно для всего пакета. Также можно применить ко всем открытым файлам единые параметры по уже отредактированному образцу с помощью функции Synchronize.

Прежде чем впервые преступить к работе с Adobe Camera Raw, следует настроить некоторые параметры плагина, чтобы не отвлекаться на них в дальнейшем.

Настройка Adobe Camera Raw

Прежде всего, откройте диалог настроек ACR. Его можно найти в верхней панели инструментов (третья кнопка справа) или вызвать нажатием Ctrl/Cmd+K.

В разделе General , в пункте Save image settings in выберите, где должны сохраняться параметры обработки каждого редактируемого изображения – в отдельных.xmp файлах (Sidecar “.xmp” files) или же в специальной базе данных (Camera Raw database). Я предпочитаю первый вариант, т.е. после сохранения результатов работы программа создаёт рядом с каждым RAW-файлом дополнительный файл настроек с расширением.xmp, в который и записывает все внесённые изменения. В случае с базой данных вся информация хранится централизованно, что для меня неудобно. В обоих случаях сам RAW-файл не подвергается никаким изменениям, и потому вы всегда можете вернуться в процессе редактирования назад или даже обнулить все настройки и начать редактирование заново. Также сброс настроек происходит при удалении.xmp файла или базы данных ACR.

В разделе Default Image Settings уберите все галочки, чтобы запретить программе самовольно корректировать изображения.

В разделе Camera Raw Cache укажите максимальный приемлемый для вас объём временных файлов (не меньше 1 Gb) и папку где они должны храниться (желательно не на системном диске).

Раздел DNG File Handling можно не трогать, а в разделе JPEG and TIFF Handling отключите поддержку форматов JPEG и TIFF (Disable JPEG support и Disable TIFF support), поскольку эти форматы лучше обрабатывать напрямую через Photoshop.

Сохраните настройки, нажав «OK».

В самом низу окна Adobe Camera Raw в виде синей ссылки с подчёркиванием имеется описание рабочего пространства, которое будет присвоено изображению после того, как вы закончите работу в ACR и откроете его в Фотошопе. Кликните на «ссылку». В открывшемся окне проверьте следующие пункты:

Старайтесь избегать клиппинга в светах, постоянно контролируя гистограмму. Нажав клавишу O, вы можете включить предупреждение о клиппинге светов. Клиппинг теней допустим намного чаще, но также требует осторожности.

Contrast – контраст. Управляет общим контрастом изображения с помощью S-образной кривой , изменяя разницу в яркости между самыми тёмными и самыми светлыми участками. Я редко использую значения Contrast больше +25, а сейчас и вовсе не буду его трогать.

Следующие два инструмента работают в паре, позволяя избирательно управлять яркостью светов и теней:

Highlights – света. Помогает проявить детали в излишне ярких светах. Поставлю -50.

Shadows – тени. Осветляет тени наподобие заполняющей вспышки. +25 будет достаточно.

Следующая пара инструментов действует ещё более узко, затрагивая лишь крайние точки гистограммы, что бывает необходимо для борьбы с клиппингом, или, наоборот, с недостатком контраста:

Whites – точка белого цвета. Подвину край гистограммы вправо на +30, хотя гораздо чаще я использую отрицательные значения.

Blacks – точка чёрного цвета. Оставлю без изменений – чёрный цвет и так на своём месте.

Поэкспериментируйте со связками Highlights/Shadows и Whites/Blacks, чтобы уяснить, чем они отличаются друг от друга.

Clarity – чёткость или локальный контраст. Clarity – это наиполезнейший инструмент, поскольку во многих сценах приходится сталкиваться с недостатком именно локального контраста, в то время как общий контраст в порядке, или даже избыточен. Но будьте осторожны: в погоне за детализацией легко перегнуть палку и получить неестественные ореолы вокруг объектов. Обычно я не превышаю значения Clarity +50, но сегодня сделаю исключение и поставлю +75.

Vibrance и Saturation управляют насыщенностью цвета. Разница между ними – в избирательности. Если Saturation повышает насыщенность всех цветов без разбора, то Vibrance работает более деликатно, увеличивая интенсивность лишь наименее сочных цветов. Я установлю значения Vibrance +50 и Saturation +15, что довольно-таки много. Чаще приходится использовать меньшие значения с тем, чтобы потом выборочно повысить насыщенность лишь отдельных цветовых каналов.

Зачастую, после того, как я настроил все инструменты вкладки Basic, я возвращаюсь к ползункам баланса белого, чтобы подкорректировать их с учётом всех изменений параметров яркости, контраста и цветовой насыщенности, которые могли оказать влияние на цветовой баланс.

Вот, что мы получили на данном этапе. Вы можете сравнить результаты обработки с исходным изображением, наведя курсор на картинку.

Я недоволен небом – оно слишком светлое, имеет неестественный градиент яркости слева направо, а цвет его недостаточно интенсивен. Кроме того, мне бы хотелось, чтобы ближние к нам горы (слева и справа) выглядели чуть контрастнее и рельефнее. Горами я займусь позже в Фотошопе, а улучшить небо мне поможет градиентный фильтр (Graduated Filter – клавиша G). Он представляет собой имитацию настоящего градиентного светофильтра, но обладает большим разнообразием настраиваемых параметров.

Прежде всего, чтобы притенить левый верхний угол, я применю к нему ориентированный по диагонали градиентный фильтр с параметрами: Temperature -10; Exposure -0,50. Затем, по всему небу, от верхнего края фотографии до горизонта я протяну ещё один градиент с параметрами: Temperature -20; Exposure -0,50; Contrast -25; Highlights -25; Clarity -50; Saturation +15.

Обратите внимание, что градиентный фильтр позволяет выборочно изменять цветовой баланс в отдельных областях изображения, что бывает полезно, если вы, к примеру, желаете сделать пейзаж потеплее, сохранив при этом небо холодным и синим.

Раз уж я взялся за градиенты, то добавлю, пожалуй, ещё один в самом низу фотографии с целью сделать воду в реке более синей, а траву на ближнем берегу более зелёной. Единственный параметр: Temperature -20.

Сравните изображение с градиентными фильтрами и без.

Для воздействия на области изображения, имеющие сложные границы, целесообразным является применение не градиентного фильтра, а его аналога в виде корректирующей кисти (Adjustment Brush – клавиша K).

Вкладка Tone Curve

Здесь вы можете тонко регулировать яркость и контраст изображения с помощью кривых. Я редко пользуюсь кривыми в Camera Raw, т.к. обычно мне хватает возможностей вкладки Basic.

Вкладка Detail

Эта вкладка отвечает за повышение резкости (Sharpening ) и подавление шумов (Noise Reduction ). Резкость я предпочитаю повышать в Фотошопе , и потому в ACR отключаю повышение резкости, установив Amount на 0. С подавлением же умеренных шумов, особенно хроматических, ACR справляется весьма неплохо. Как правило, я использую следующие параметры: Luminance 25; Luminance Detail 100; Luminance Contrast 100; Color 50; Color Detail 100. Первые три параметра отвечают за ахроматический (яркостной) шум, остальные – за хроматический (цветной). При подавлении яркостного шума следует проявлять особую осторожность, чтобы не получить замыленную картинку. Работая с вкладкой Detail, всегда рассматривайте изображение на 100% увеличении, иначе вы не будете видеть, что происходит с мелкими деталями.

Вкладка HSL / Grayscale

Незаменимый инструмент цветокоррекции. Вкладка HSL/Grayscale предназначена для работы с отдельными цветами и включает в себя три подвкладки:

Hue – оттенок или тон. Здесь я сдвину Oranges влево на -10, чтобы сделать глину на берегу более красной, а Aquas – вправо на +10, чтобы нижняя область неба выглядела посвежее.

Вообще я наблюдаю, что Adobe Camera Raw имеет тенденцию делать картинку чуть более жёлто-зелёной, чем мне бы того хотелось, в связи с чем я и вынужден так или иначе корректировать отдельные оттенки. Если лично вас устраивает цветопередача ACR, вы можете оставить подвкладку Hue в покое.

Saturation – насыщенность. Чтобы улучшить вид глины я установлю ползунок Oranges на +25. Часто я увеличиваю насыщенность синего цвета (Blues), но в данном случае я решил вопрос с цветом неба и воды в основном с помощью градиентных фильтров.

Luminance – светлота или яркость. Сделаю небо ещё чуть темнее, сдвинув ползунок Blues на -15.

Вкладка Split Toning предназначена для тонирования чёрно-белых фотографий и сейчас мы её пропустим.

Вкладка Lens Corrections

Здесь можно корректировать аберрации объектива , а также перспективные искажения. Имеется две подвкладки – для автоматической и для ручной коррекции:

Profile – автоматическая коррекция аберраций объектива на основании специального профиля. Профили для большинства популярных объективов входят в стандартную поставку Adobe Camera Raw. Чтобы включить автоматическое исправление дисторсии объектива и виньетирования поставьте галочку напротив пункта Enable Lens Profile Corrections. Я рекомендую делать это только в тех случаях, когда дисторсия или виньетирование видны невооружённым глазом, поскольку устранение дисторсии ведёт к лёгкому ухудшению резкости, а виньетирование – это даже не всегда недостаток. В случае с нашим примером меня всё и так устраивает, и потому я поставлю галочку лишь напротив пункта Remove Chromatic Aberrations. Устранение хроматических аберраций работает в ACR 7 идеально (чего не скажешь о более ранних версиях), и я пользуюсь им всегда, тем более что это способствует улучшению резкости по краям кадра.

Manual – ручная коррекция. Здесь можно поправить заваленный горизонт и искажения, вносимые перспективой. На моём снимке и горизонт, и перспектива в порядке, так что я оставлю всё без изменений. Если вы будете работать в режиме ручной коррекции, советую включить сетку, нажав клавишу V, чтобы лучше видеть как сами искажения, так и ваши правки.

На этом же этапе я обычно применяю инструмент обрезки изображения (Crop Tool – клавиша C), если стандартное соотношение сторон 3:2 меня не устраивает или если край фотографии захватил какие-то посторонние объекты. Сейчас кадрирование не требуется.

Вкладка Effects

Эффектов всего два: зерно (Grain ) и виньетирование (Post Crop Vignetting ). Зерно я оставлю для любителей псевдостаринных фотографий, а вот умеренное виньетирование может украсить многие снимки. Я слегка притеню края изображения, установив Amount -15.

Итак, мы перебрали все функциональные вкладки. С вкладкой Camera Calibration вы уже знакомы, но остаются ещё две дополнительные вкладки:

Вкладка Presets

Вы можете сохранять все изменения, которые вы внесли в изображение в виде пресетов, которые впоследствии могут быть применены к любым другим изображениям.

Вкладка Snapshots

Snapshot значит снимок. Это то же самое, что и preset, но только в пределах одного RAW-файла. Иными словами, вы можете создать несколько вариантов обработки одной и той же фотографии (например, цветной и чёрно-белый варианты), чтобы затем работать с каждым вариантом индивидуально.

На этом процесс редактирования нашего пейзажа в Adobe Camera Raw можно завершить. Чистовую отделку я буду выполнять уже средствами Adobe Photoshop .

Нажав «Open», вы откроете изображение для дальнейшей обработки в Фотошопе , а нажав «Done», просто сохраните результаты вашей работы в.xmp файле.

Предлагаю вам сравнить фотографию, обработанную в Adobe Camera Raw, с первоначальным вариантом.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Про RAW-конвертацию сказано много и вместе с тем мало. Основной недостаток материалов, с которыми мне доводилось встречаться, заключается в том, что в них мало говорится собственно о RAW-конвертации. В основном статьи сводятся к описанию возможностей программ-конверторов и их сравнению между собой. В то время, как большинство возможностей большинства RAW-конверторов не имеют отношения непосредственно к конвертации. При этом, когда речь заходит наконец о параметрах конвертации, зачастую их описание сводится к общим комментарием в духе «темнее/светлее», которые не дают понимания логики пользования этих инструментов. По моим наблюдениям, большинство начинающих фотографов, даже после прочтения книг и статей, продолжаются мучиться вопросом «что происходит, если я сдвину такой-то ползунок и вообще в какой последовательности их надо двигать». Попробуем немного восполнить этот пробел.

Основные параметры

Прежде всего давайте разберемся, что будет происходить при установке базовых параметров RAW-конвертации. Попробуем при этом обойтись без физики, математики и других основополагающих процессов, которые за этим стоят. Рассматривать будем на примере Adobe Camera RAW, хотя в общем виде эта информация применима ко всем конверторам (хотя название параметров от конвертора к конвертору может меняться).

Хотелось бы сразу уточнить, что алгоритмы RAW-конвертации являются закрытыми. Поэтому относительно некоторых возможностей RAW-конверторов нет однозначной информации, относятся ли они напрямую к конвертации или являются дополнительными функциями, которые можно использовать и в обыкновенном графическом редакторе. Поэтому в рамках этой статьи деление параметров на «конвертирующие» и «дополнительные» несколько условно.

Exposure

Этот параметр задаёт яркость белой точки. При этом яркость черной точки практически не меняется, а всё что находится между ними, «растягивается» или «сжимается» в новом диапазоне яркостей. Принципиально важно — при увеличении значений параметра его алгоритм не препятствует отсечке светов (аналогично правому ползунку инструмента Levels в Adobe Photoshop).

При значительном увеличении ведёт к проявлению шумов в тенях.

Blacks

Этот параметр является противоположным Exposure и управляет яркостью черной точки, максимально возможным образом зафиксировав белую. Не заботясь о том, происходит отсечка теней или нет. В отличие от Exposure может изменяться только в одну сторону.

Recovery

Параметр Recovery отвечает за перераспределение яркостной информации в самой светлой части изображения — снижение яркости светлых точек в целом и, по возможности, восстановление информации в пересвеченных областях. Яркость точек в остальных частях тонального диапазона остаётся при этом практически без изменений.

При значительном увеличении ведёт к снижению общего контраста. Что может быть скомпенсировано его увеличением через другие инструменты.

Fill Light

Fill Light буквально переводится как «заливка светом» (имеется в виду заливка светом теней, по аналогии с терминологией, применяемой при управлении светом в студийной съёмке) и является параметром, противоположным параметру Recovery. Занимается перераспределением яркостей в самых тёмных областях изображения. При этом яркость точек в остальных частях тонального диапазона остаётся практически без изменений. В отличие от Recovery, не способен восстановить информацию в проваленных (отсечённых) тенях.

Большие значения Fill Light могут привести к появлению шумов в тенях.

Примечание. На отсечку информации в светах/тенях также влияют установленные значения других параметров параметров — в первую очередь Vibrance, Saturation, Temperature, Tint.

White Balance

Параметр Temperature определяет общий цветовой баланс, меняя оттенок изображения вдоль оси «b» (Lab). А параметр Tint — вдоль оси «a» (Lab). Поскольку большинство фотографов привыкло иметь дело с RGB-изображениями, другими словами это можно описать так: изменение параметров Temperature и Tint влияют на соотношения между яркостями каналов RGB, что сказывается на общем цветовом балансе итоговой фотографии.

Brightness

Этот параметр отвечает за общую яркость изображения. При увеличении/уменьшении увеличивает/уменьшает яркость всех точек итогового тонального диапазона. Яркость увеличивается/уменьшается не пропорционально — больше всего в средних тонах и меньше всего в светлых и темных тонах. Даже значительное изменение яркости практически не ведёт к отсечке светов или теней.

При значительном увеличении может привести к появлению шумов в теневых областях изображения.

Contrast

Параметр Contrast перераспределяет яркость одновременно в полутенях и тричетверть светах, не меняя яркость средних тонов. В случае положительных значений полутени становятся темнее, тричетверть света светлее. При отрицательных полутени осветляются, тричетверть света затемняются.

Чрезмерное увеличение контраста может привести к отсечкам информации в светах и тенях.

Curves

Тоновая кривая Curves доступна в большинстве RAW-конверторов. Это мощный инструмент, который позволяет определить, как будет выглядеть будущая фотография. Пользоваться им в RAW-конверторе или нет, зависит от того, хотите ли вы получить после конвертации конечный результат, или заготовку для дальнейшей работы в графическом редакторе.

Некоторые описанные выше яркостно-контрастные операции (но не все) можно сделать с помощью тоновой кривой, причем более гибко управляя перераспределением яркостей. Например, параметр Contrast аналогичен вот такой форме кривой (слева). А в случае работы непосредственно с кривой мы можем её задать более точно учитывая индивидуальные особенности каждой конкретной фотографии (пример справа).

Примечание для тех, кто использует Adobe Lightroom. Эта программа не позволяет задавать точки работы с кривой вручную, такая возможность доступна в Adobe Camera RAW.

Clarity / Vibrance / Saturation

В этой группе параметров Clarity по сути является некой более сложной аналогией спецэффекта HiRaloAm (Hi Radius Low Amount по отношению к параметрам Unsharp Mask). Vibrance и Saturaton по воздействию они аналогичны соответствующим инструментам в Adobe Photoshop. О различии этих параметров мы подробно рассуждали в этой заметке.

Все остальные инструменты конвертора Adobe Camera RAW являются ещё в большей степени «довесками», чем перечисленные. Хотя, безусловно, призваны упростить жизнь фотографов. Просто вы должны отдавать себе отчёт в том, что это дополнительные, местами довольно сильно ограниченные возможности, которые можно реализовать также в Adobe Photoshop (и, как правило, качественнее).

Последовательность выставления параметров

Теперь попробуем выстроить некоторый алгоритм установки параметров в RAW-конверторе. Почему некоторый. Дело в том, что вообще говоря, это очень сильно зависит от того, стремитесь ли вы получить в конверторе конечный результат, или же максимально хорошую заготовку для последующей обработки в Фотошопе. Вместе с тем, некоторую общую логику, пожалуй, предложить можно.

Важно понимать, что восприятие цвета зависит от его яркости. Кроме этого, композитная RGB-кривая и другие яркостно-контрастные параметры влияют на цветовые характеристики изображения. Поэтому логично было бы сначала задать точки отсечки, яркость, контраст и далее цветовой баланс и другие цветовые настройки (если требуется). Это не означает, что нельзя возвращаться к тем или иным шагам и вносить коррекции по ходу процесса, но тем не менее я бы предложил придерживаться следующей последовательности действий:

0. Отталкиваемся от значений «по нулям» — то есть выставляем все параметры в ноль, тоновую кривую в значение Linear. Это позволит нам увидеть изображение, примерно соответствующее тому, которое заложено в RAW-файле. Картинка при этом будет блёклой и полусерой — это нормально. Баланс белого на этом этапе можно выставить либо As Shot (часто он оказывается нормальным для начала работы), либо примерно на глаз (если сразу видно, что цветовой слишком сильно смещен).

  1. Задаем белую и черную точку с помощью Exposure и Blacks .
  2. Если требуется, восстанавливаем незначительные пересветы с помощью Recovery и осветляем тени с помощью Fill Light .
  3. Если необходимо получить готовую и или более-менее готовую фотографию после RAW-конвертора , устанавливаем контраст и яркость. Я рекомендую по возможности делать это через инструмент Curves, так как он более гибкий, чем параметры Brightness и Contrast , хотя использовать их можно и в совокупности.
  4. Выставляем общий цветовой баланс белого с помощью параметров Temperarure и Tint .
  5. Если требуется, снижаем или повышаем насыщенность фотографии через Vibrance и Saturation .
  6. Если требуется, можно воспользоваться другими дополнительными инструментами — настроить тонкие цветовые нюансы через цветовой эквалайзер HSL / Grayscale, побороться с хроматическими аберрациями и виньетированием в закладке Lens Correction, сделать кадрирование, выровнять горизонт, поэкспериментировать с профилями камеры в закладке Camera Calibration и т.д.

Вот такие соображения. Надеюсь, они окажутся полезны. Если где неточность допустил, буду благодарен за поправки. Всем, кто хочет лучше разобраться с вопросами RAW-конвертации, я рекомендую посетить семинар Александра Онищенко RAW-конвертация или курс Антона Мартынова Работа в RAW-конверторах , где поднятые и другие вопросы раскрываются глубже.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows