Логическое направление в языкознании. Ф. Буслаев. Тестовые задания а5. Использование в качестве однородных членов различных синтаксических элементов предложения

Логическое направление в языкознании. Ф. Буслаев. Тестовые задания а5. Использование в качестве однородных членов различных синтаксических элементов предложения

07.05.2019

лингвистический языкознание лексикология

Крупнейшим русским языковедом, представителем логико-грамматического направления является Ф.И. Буслаев. Его основные работы: «О преподавании отечественного языка» (1844) и «Опыт исторической грамматики русского языка» (1858). Он исходил из единства теории и практики, причем соотношение филологических и лингвистических традиций было центральным вопросом в разработке логических (философских), нормативных (филологических) и исторических основ грамматики.

Лингвистическая концепция ученого раскрывается в ряде его работ: «О преподавании общественного языка», «Опыт исторической грамматики русского языка». Филологический способ исследования, по мнению Буслаева, направлен на изучение мёртвых языков, причем «для филолога язык есть только средство познания древней литературы». Лингвистический способ к «разумению» грамматических форм самого разнообразного происхождения и состава. В отличие от правил, которые опираются на современное употребление книжного языка, «грамматические законы основываются на свойствах языка постоянных и не зависящих от временного употребления, ограниченного только некоторыми формами.

Принцип историзма, по мнению ученого, соединяет оба способа изучения языка (филологический и лингвистический) и устанавливает точные границы между логикой и грамматикой, утверждает связь языка и мышления. Буслаев считал, что грамматика должна опираться на логические начала, поскольку в синтаксисе новейших языков «господствует отвлеченный смысл логических законов над этимологическою формою и над первоначальным наглядным представлением ею выраженным». Предложение стоит в центре грамматической концепции Буслаева. «…Синтаксис есть основа всему построению языка, этимология же только приспособляет слова различными изменениями и формами. Как слово есть часть предложения, так и этимология входит в синтаксис как его часть. Части речи суть не иное что, как различные формы мысли. Буслаев развил и уточнил положения логико-семантической школы логического направления в грамматике, создав учение о логико-формальной основе предложения, о сокращении и слиянии предложений, учение о второстепенных членах предложения и придаточных предложениях.

Лингвистические идеи Ф. де Соссюра

Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра Одним из величайших языковедов мира, с именем которого связывается прежде всего утверждение в языкознании синхронизма и системно-структурного подхода к языку, является Фердинанд де Соссюр (1857-1913).

Дихотомия «язык--речь» -- кардинальное положение, высказанное Соссюром. («Дихотомия» -- греч. -- надвое, -- режу.)Речевая деятельность распадается на диаметрально противоположные сущности:

Язык и речь:Одно из основных положений теории Ф. де Соссюра -- различение между языком и речью.

Языком (la langue) Соссюр называл общий для всех говорящих набор средств, используемых при построении фраз на данном языке; речью (la parole) -- конкретные высказывания индивидуальных носителей языка.

Речевая деятельность, речевой акт, согласно Соссюру, имеет три составляющие: физическую (распространение звуковых волн), физиологическую (от уха к акустическому образу, либо от акустического образа к движениям органов речи), психическую (во-первых, акустические образы -- психическая реальность, не совпадающая с самим звучанием, психическое представление о физическом звучании; во-вторых -- понятия).Хотя язык вне речевой деятельности индивидов не существует («это не организм, это не растение, существующее независимо от человека, он не имеет своей собственной жизни, своего рождения и смерти»), тем не менее изучение речевой деятельности следует начинать именно с изучения языка как основания всех явлений речевой деятельности. Лингвистика языка -- ядро лингвистики, лингвистика «в собственном смысле слова».Языковой знак состоит из означающего (акустического образа) и означаемого (понятия). Языковой знак имеет два основных свойства. Первое заключается в произвольности связи между означающим и означаемым, то есть в отсутствии между ними внутренней, естественной связи. Второе свойство языкового знака состоит в том, что означающее обладает протяжённостью в одном измерении (во времени).

Язык составляют языковые сущности -- знаки, то есть единства означающего и означаемого. Языковые единицы -- это разграниченные между собой языковые сущности. Единицы выявляются благодаря понятиям (отдельно взятая акустическая составляющая делению не поддаётся): одной единице соответствует одно понятие. Языковая единица -- это отрезок звучания (психического, а не физического), означающий некоторое понятие.Язык -- система значимостей (valeurs). Значение -- это то, что представляет собой означаемое для означающего. Значимость же знака возникает из его отношений с другими знаками языка. Если воспользоваться сравнением знака с листом бумаги, то значение следует соотнести с отношениями между лицевой и оборотной сторонами листа, а значимость -- с отношениями между несколькими листами.

Как понятия, так и акустические образы, составляющие язык, представляют собой значимости, -- они чисто дифференциальны, то есть определяются не положительно -- своим содержанием, но отрицательно -- своими отношениями к прочим членам системы. В языке нет положительных элементов, положительных членов системы, которые существовали бы независимо от неё; есть только смысловые и звуковые различия (differences). «То, что отличает один знак от других, и есть всё то, что его составляет». Языковая система есть ряд различий в звуках, связанный с рядом различий в понятиях. Положительны только факты сочетаний данных означаемых с данными означающими.

Существуют два вида значимостей, основанные на двух видах отношений и различий между элементами языковой системы. Это синтагматические и ассоциативные отношения. Синтагматические отношения -- это отношения между следующими друг за другом в потоке речи языковыми единицами, то есть отношения внутри ряда языковых единиц, существующих во времени. Такие сочетания языковых единиц называются синтагмами. Ассоциативные отношения существуют вне процесса речи, вне времени. Это отношения общности, сходства между языковыми единицами по смыслу и по звучанию, либо только по смыслу, либо только по звучанию в том или ином отношении.

К основным положениям «Курса общей лингвистики» принадлежит также различение диахронической (исторической и сравнительной) и синхронической (дескриптивной) лингвистики. Согласно Соссюру, лингвистическое исследование только тогда адекватно своему предмету, когда учитывает как диахронический, так и синхронический аспекты языка. Диахроническое исследование должно основываться на тщательно выполненных синхронических описаниях; исследование изменений, происходящих в историческом развитии языка, -- утверждает Соссюр, -- невозможно без внимательного синхронного анализа языка в определенные моменты его эволюции. Сопоставление же двух разных языков возможно лишь на основе предварительного тщательного синхронного анализа каждого из них.

Учение Соссюра о внутренних и внешних элементах языка

Внешняя лингвистика (внешние явления):

  • -история языка, история расы или цивилизации;
  • -обычаи нации, отражающиеся на ее языке;
  • -связь между языком и политической историей;
  • -связь между языком и церковью, языком и школой;
  • -влияние на язык салонов, двора, академий;
  • -география распространения языков, их раздробление на диалекты.

Внешние факторы важны, но и без них можно познать внутренний организм языка.

Казанская лингвистическая школа. Бодуэн де Куртенэ

Основные теоретические и методологические принципы языкознания 20 в. начали складываться ещё в 19 в. В их формировании особую роль сыграли И.А. Бодуэн де Куртенэ, Ф.Ф. Фортунатов и Ф. де Соссюр.

И. А. Бодуэн де Куртенэ был создателем и многолетним руководителем Казанской лингвистической школы (1875--1883), в состав которой входили учёный с мировым именем Николай Вячеславович Крушевский, Василий Алексеевич Богородицкий, А.И. Анастасиев, Александр Иванович Александров, Н.С. Кукуранов, П.В. Владимиров, а также Василий Васильевич Радлов, Сергей Константинович Булич, Кароль Ю. Аппель. К основным принципам Казанской школы относятся: строгое различение звука и буквы; разграничение фонетической и морфологической членимости слова; недопущение смешивания процессов, происходящих в языке на данном этапе его существования, и процессов, совершающихся на протяжении длительного времени; первоочередное внимание к живому языку и его диалектам, а не к древним памятникам письменности; отстаивание полного равноправия всех языков как объектов научного исследования; стремление к обобщениям (особенно у И.А. Бодуэна де Куртенэ и Н.В. Крушевского); психологизм с отдельными элементами социологизма.

Наиболее выдающимся среди представителей Казанской школы был крупный русско-польский учёный Николай Вячеславович Крушевский (1851--1887). Короткая, но плодотворная научная деятельность принесла ему мировую известность. Он состоял в переписке со многими языковедами, в том числе с Ф. де Соссюром. Ему была присуща устремлённость прежде всего к глубоким теоретическим обобщениям, к открытию законов развития языка. Основной закон языка он усматривал в “соответствии мира слов миру мыслей. Словообразование он квалифицирует как стройную систему одинаково организованных типов слов, соотносящихся с типами обозначаемых ими понятий, Им различались два вида структурных отношений между языковыми единицами -- ассоциации по сходству и ассоциации по смежности (ассоциативные и синтагматические отношений у Ф. де Соссюра, парадигматические и синтагматические отношения у Л. Ельмслева, отношения селекции и отношения комбинации у Р.О. Якобсона). Его основные работы: “Очерк науки о языке” (1883), “Очерки по языковедению. Антропофоника” (1893, посмертно).

В работах представителей Казанской школы предвосхищаются многие идеи структурной лингвистики, фонологии, морфонологии, типологии языков, артикуляционной и акустической фонетики. Они ясно представлляли себе проблему системности языка (И.А. Бодуэн де Куртенэ и Н.В. Крушевский). Идеи Казанской лингвистической школы оказали влияние на Ф. де Соссюра, на представителей Московской фонологической школы и Пражской лингвистической школы.

Исключительно плодотворной была деятельность И.А. Бодуэна де Куртенэ и многочисленных его учеников по казанскому, петербургскому и варшавскому периодам. Сам учитель и его продолжатели серьёзно воздействовали на формирование языкознания 20 в. Переписка И.А. Бодуэна де Куртенэ и Ф. де Соссюра, широкий обмен идеями между ними позволяют говорить о несомненном приоритете И.А. Бодуэна де Куртенэ в решении большого ряда вопросов, связанных с утверждением структурализма, в формировании исследовательских программ Пражской школы функциональной лингвистики, Копенгагенской лингвистического кружка, в деятельности главы Массачусетской ветви американского структурализма (Р.О. Якобсон). Бодуэновско-щербовским направлением были заложены основы деятельностно-функционального языкознания второй половины 20 в.

18. Московская лингвистическая школа. Ф.Ф. Фортунатов.

Неизгладимый след в истории русского языкознания оставил выдающийся учёный-лингвист, индоевропеист-компаративист, славист, индолог, литуанист, знаток многих индоевропейских языков (ведийский, санскрит, пали, греческий, латинский, старославянский, готский, литовский, латышский, армянский, бактрийский), специалист в области сравнительно-исторической фонетики и акцентологии, палеографии и орфографии, теоретической грамматики, воспитатель блестящей плеяды языковедов Филипп Фёдорович Фортунатов (1848--1914), научная деятельность которого длилась 43 года (начиная с изучения литовских говоров в 1871). Ему принадлежат 37 научных трудов, изданных в основном в специальных журналах или литографическим способом (для студентов Московского университета); значительной по объёму была редакторская работа. Он создаёт первые в России систематические лекционные курсы индоевропейской и славянской сравнительно-исторической грамматики.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)В настоящее время в деловом мире признана важность решения проблемы защиты компьютерных данных. (2)Громкие процессы, связанные с проникновением злоумышленников в корпоративные компьютерные системы, привлекли пристальное внимание не только специалистов в области компьютерной обработки данных, но и директоров компаний. (3) <…> руководители компаний все-таки поняли, что с запуском в эксплуатацию каждой новой компьютерной системы, имеющей выход в глобальную компьютерную сеть Интернет, они рискуют распахнуть перед различными злоумышленниками окно, через которое те смогут беспрепятственно проникать в секретные материалы компании и наносить существенный материальный ущерб.

1. В каких из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1.Важность решения проблемы защиты компьютерных данных признана всеми специалистами в области компьютерной обработки данных.

2.Во избежание информационного и материального ущерба каждая новая компьютерная система, который связана с сетью Интернет, должна быть защищена от проникновения злоумышленников, и директора компаний это поняли.

3.Громкие процессы, связанные с проникновением злоумышленников в корпоративные компьютерные системы, поразили директоров компаний и заставили их действовать.

4.Директора компаний поняли, что каждая новая компьютерная система, связанная с сетью Интернет, должна быть защищена от проникновения злоумышленников во избежание информационного и материального ущерба.

5.По признанию специалистов в области компьютерной обработки данных, злоумышленники наносят существенный материальный ущерб различным компаниям, имеющим выход в глобальную компьютерную сеть Интернет.

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

Наоборот,

Вопреки этому,

Во-первых,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОКНО. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

ОКНО, -а, ср.

1.Отверстие в стене для света и воздуха, а также рама со стеклом, закрывающая это отверстие. Большое, высокое узкое о. Комната в два окна. Стоять под окном. Выбросить что-н. за о. или в о. Открыть, закрыть о. Опустить, поднять о. (с движущейся вверх и вниз рамой, напр., в вагоне). Цветы на окне (на подоконнике). Сесть на о. (на подоконник). Замазать, заклеить, утеплить окно (заделать на зиму щели между рамами.)

2.Отверстие в разделяющей что-н. стене, перегородке. О. кассира. О. рецептурного отдела (в аптеке).

3.перен. Просвет, отверстие в чем-н. Доступ к чему-л. О. между тучами. О. в болоте (остаток водоема в виде открытого углубления.)

4.перен. Ничем не занятое время, промежуток в цикле работ, в учебном расписании (разг.). О. Между лекциями.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

ПонЯвший

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

После того как рой полностью привьется, под собравшийся клуб подводят роевню и СТРЯХИВАЮТ в нее основную массу пчел.

Настоящий педагог должен стремиться ОХВАТИТЬ вниманием всех своих учеников.

В музыкальном салоне был представлен огромный ОТБОР дисков с записями известных исполнителей и начинающих певцов.

Составленный руководителем проекта план в процессе его разработки ПРЕТЕРПЕЛ большие изменения.

Самая большая и шумная компания ОБСТУПИЛА Нину Семеновну, учительницу начальной школы, которая десять лет назад встретила всех ребят на пороге школы.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями

ПОЛОЩУЩИЙ белье

РЕКТОРЫ институтов

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первой группы подберите соответствующую позицию из второй группы.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) неправильное построение предложения с косвенной речью

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) ошибка в построении сложноподчиненного предложения

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1.Ю. Олеша в одном из своих писем рассуждал о том, что же самое прекрасное из увиденного им на земле.

2.В наше время непрерывно растет объем передающейся информации по глобальными линиями магистральной связи.

3.Спор - это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендуют на установление истины.

4.Лингвист Ф. И. Буслаев часто говорил, что «я убежден в необходимости основательного преподавания родного языка».

5.Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.

6.Среди домов, построенных не этой улице, было несколько многоэтажных.

7.Став столицей Олимпийских игр, в Сочи было построено большое количество спортивных объектов и гостиниц.

8.Участник дискуссии подтверждал свои выводы убедительными фактами.

9.Художественный мир Мастера характеризуется рядом предметных деталей, которые приобретают символическое значение.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Предст_вление

К_лыхаясь

Распол_жение

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Пр_одолел, пр_града

Ра_шифрую, и_брать

О_далил, на_пилил

Пр_сечь, пр_брать

Р_зослал, д_писал

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Откруч_вать

Одол_вать

Податл_вый

Подраг_вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Рокоч_шь

Немысл_мый

Отлаж_нный

Законч_нный

Движ_шься

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Ляпишев ни во что (НЕ)ВЕРИЛ.

Кругом царила (НЕ)ВЕРОЯТНАЯ тишина.

Стол (НЕ)ПОКРЫТ скатертью.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ(ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В)ТЕЧЕНИЕ целого года.

По некоторым мелочам, (ПО)ТОМУ, например, как оба они (В)МЕСТЕ варили кофе, я мог заключить, что живут они мирно, благополучно и что они рады гостю.

Выражение лица у нее было такое, словно она готова (ТОТ)ЧАС заплакать, хотя новости были ВСЕ(ТАКИ) хорошие.

(В)СКОРЕ Степан привезет почту, а ТАК(ЖЕ) продукты.

(НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей недели Сергей усиленно готовился к экзамену, а ТАК(ЖЕ) к зачетам.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

По мнению М. Ю. Лермонтова, ярко одаре(1)ая личность в кругу ничтожеств обрече(2)а на непониманием и одиночество, а если ведет себя соответстве(3)о «нормам» этого общества, то и на постепе(4)ое самоуничтожение.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1.В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти.

2.Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь.

3.По ночам земля быстро выхолаживалась к рассвету степь покрывалась налетом хрупкого инея.

4.Сердце то вдруг задрожит и забьется то безвозвратно тонет в воспоминаниях.

5.Можно любить родник или тропинку тихое озеро или густой лес синюю ночь или светлое утро.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Образованный на речке (1) пруд (2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Память о том, как принял его первую книгу В. Г. Белинский, осталась с Ф. М. Достоевским (1) видимо (2) навсегда. Писатель всегда (3) исключительно (4) с благодарностью вспоминал о восторженном признании его таланта известным критиком.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Чувствительной героине (1) роль (2) которой (3) играет дочь Фамусова (4) нужен мечтательный и робкий собеседник.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В тот день мы завтракали втроем (1) и (2) когда подали вишневый кисель (3) сестра капризно сказала (4) что десерт сегодня невкусный.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Кажется, я был в пятом классе, когда у нас появилось сразу несколько новых молодых учителей, только что вышедших из университета. (2)Одним из первых появился Владимир Васильевич Игнатович - учитель химии. (3)Это был модой человек, только что с университетской скамьи, с чуть заметными усиками, маленького роста, с пухлыми розовыми щеками, в золотых очках. (4)Говорил он голосом, в котором звучали тонкие, как будто детские, нотки. (5)В классе несколько робел, и лицо его часто заливал застенчивый румянец. (6)Новый учитель обращался с нами вежливо, преподавал старательно, заданное спрашивал редко, к отметкам выказывал пренебрежение, уроки объяснял, как профессор, читающей лекцию.

(7)Первым результатом его системы было то, что класс почти перестал учиться. (8)Вторым - то, что ему порой начали слегка грубить. (9)Бедный юноша, приступивший к нам с идеальными ожиданиями, вынужден был расплачиваться за общую систему, которая вносила грубость и цинизм. (10)Впрочем, это было недолго. (11)Однажды, когда класс шумел и Игнатович напрасно надрывал свой мягкий голосок, одному из нас показалось, будто он называл нас стадом баранов. (12)Другие учителя очень часто называли нас стадом баранов, а порой и хуже. (13)Но то были другие. (14)Они были привычно грубы, а мы привычно покорны. (15)Игнатович же сам приохотил нас к другому обращению.

(16)Один из учеников, Заруцкий, очень хороший, в сущности, малый, но легко поддававшийся настроениям, встал среди шумевшего класса.

-(17)Господин учитель, - сказал он громко, весь красный и дерзкий. - (18)Вы, кажется, сказали, что мы стадо баранов. (19)Позвольте вам ответить, что… в таком случае…

(20)Класс вдруг затих так, что можно было слышать пролетевшую муху.

-(21)Что в таком случае… Вы сами баран…

(22)Стеклянная колбочка, которую держал в руках Игнатович, звякнула о реторту. (23)Он весь покраснел, лицо его как-то беспомощно дрогнул от обиды и гнева. (24)В первую минуту он растерялся, но затем ответил окрепшим голосом:

Я этого не говорил… (25)Вы ошиблись…

(26)Простой ответ озадачил. (27)В классе поднялся ропот, значение которого сразу разобрать было трудно, и в ту же минуту прозвенел звонок. (28)Учитель вышел; Заруцкого окружили. (29)Он стоял среди товарищей, упрямо потупившись и чувствуя, что настроение класса не за него. (30)Сказать дерзость учителю, вообще говоря, считалось подвигом, и если бы он так же прямо назвал бараном одного из «старых», то совет бы его исключил, а ученики проводили бы его горячим сочувствием. (31)Теперь настроение было недоуменно-тяжелое, неприятное…

- (32)Свинство, брат! - сказал кто-то.

-(33)Пусть жалуется в совет, - угрюмо ответил Заруцкий.

(34)Для него в этой жалобе был своего рода нравственный выход: это сразу поставило бы нового учителя в один ряд с учителями старыми и оправдало бы грубую выходку.

-(35)И пожалуется! - сказал кто-то.

-(36)Конечно! (37)Думаешь, спустит?

(38)Этот вопрос стал центом в разыгравшемся столкновении. (39)Прошло два дня, о жалобе ничего не было слышно. (40)Прошел день совета… (41)Признаков жалобы не было.

(42)На следующий урок химии Игнатович явился несколько взволнованный; лицо его было серьезно, глаза чаще потуплялись, и голос срывался. (43)Видно было, что он старается овладеть положением и не вполне уверен, что это ему удастся. (44)Сквозь серьезность учителя проглядывала обида юноши, урок шел среди тягостного напряжения. (45)Минут через десять Заруцкий, с потемневшим лицом, поднялся с места. (46)Казалось, что при этом на своих плечах он поднимает тяжесть, давление которой чувствовалось всем классом.

- (47)Господин учитель… - с усилием выговорил он среди общей тишины. (48)Веки у молодого учителя дрогнули под очками, лицо все покраснело. (49)Напряжение в классе достигло высшего предела.

Урок 64 (Профильный класс)

Тема: Русский литературный язык и его нормы. Синтаксические нормы.

Цели:

  1. Подробно остановиться на синтаксических ошибках, являющихся самыми распространенными ошибками в устной и, особенно, письменной речи.
  2. Готовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, связанных с нахождением грамматических ошибок (нарушение синтаксических норм).

Задачи:

Образовательные: повторить и обобщить изученный за курс основной школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление.

Развивающие: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, умение работать по времени, развитие речемыслительных способностей учащихся;

Воспитательные: воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

Методические цели:

Осуществление контроля с обратной связью, с оценкой результатов деятельности;

Осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки ученика.

Эпиграф урока:

Выучить несколько языков - дело

одного или двух лет, а чтобы

научиться говорить на своем

языке как следует, надо полжизни

Вольтер

План урока

I. Организационный этап.

1. Приветствие.

На доске записано несколько предложений, в которых нарушены синтаксические нормы.

Согласно заключения экспертов имущество подлежало ликвидации.

Все, кто добросовестно готовились к ЕГЭ, хорошо сдали его.

В романе «Евгении Онегине» А.С.Пушкина много лирических отступлений.

Учащиеся исправляют ошибки в предложениях, формулируют тему и цель урока.

2. Тема урока. Конструирование проблемной ситуации

Откройте рабочие тетради и запишите число, тему занятия и эпиграф.

Вдумайтесь в смысл этого высказывания. Какую мысль хотел донести до нас великий философ? «Научиться говорить как следует на своем языке» Что это значит?

(* Нужно соблюдать языковые нормы )

- Вспомним, что такое языковая норма.

Прочитаем определение языковой нормы.

(* Языковая норма - способ выражения, исторически принятый в языковом коллективе как обязательный для образованной части общества )

- Какие вы знаете языковые нормы литературного языка?

(* Лексические - обеспечивают правильность выбора слов.

Орфоэпические - описывают правила произношения.

Морфологические - описывают правила словоизменения и словообразования )

На предыдущих занятиях мы отрабатывали понятия морфологические и лексические нормы. А сегодня мы должны выяснить, что такое синтаксические нормы, а также ознакомиться с типичными случаями нарушения синтаксических норм и грамматическими ошибками в тестовых заданиях ЕГЭ. Из 24-х заданий тестовой части ЕГЭ по русскому языку, за выполнение 7 задания можно получить 5 баллов (15 задание- 2 б., 24 задание - 4 б.).

II. Основной этап.

1.Учащиеся разделяются на группы

1.Группа: 2.Группа

1 )Музыка Никита, 1) Пятислямова Мерьем

2) Абдувалиева Селиме, 2) Литвиненко Настя

3)Асанова Эвелина, 3)Асанова Гуля

4) Гижиров Тимур 4)Сейтаблаева Ленара

3 Группа 4 группа

1)Арслан -али Лютфи 1) Якубов Сергей

2) Сеферов Леват 2)Эрбаш Ахмет

3)Мельянцева Соня 3)Рамазанов Алядин

2.Работа в группах

(Учащиеся фиксируют в тетрадях теоретич.материал, затем выполняют задания, представленные на слайдах. Ответы записывают в рабочий лист группы. Каждое задание даётся на проверку другой группе, которая сверяет ответы по эталону.)

1) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

ЗАПОМНИ!

Производные предлоги благодаря, согласно, вопреки, навстречу, наперекор употребляются с дательным падежом. Например: благодаря (чему?) хорошей погоде, согласно (чему?) расписанию, приказу.

Предлог ПО используется с предложным падежом , если имеет значение «после чего-нибудь» . Например: по окончании школы, по возвращении домой, по приезде.

Предлоги при однородных членах предложения: Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны быть использованы. Пропуск предлогов в таких случаях недопустим.

Например: Мне нужно на вокзал, на почту и в магазин.

Разное управление у глаголов и существительных:

Например: интересоваться искусством (Т.п.) — интерес к искусству (Д.п.)

Разное управление у слов со сходным значением:

уделить внимание чему-либо (Д.п.) — обратить внимание на что-либо (В.п.с предлогом на)

Разное управление у глаголов с отрицанием и без него:

замечать реакцию (В.п.) — не заметить реакции (Р.п.)

Задание 1.

В каких предложениях нет грамматических ошибок?

1.Работы были выполнены согласно плана. (-)

2.Занятия шли согласно расписания. (-)

3.Своевременно оплачивайте за проезд. (-)

4. Нужно заплатить за проезд. (+)

5.Сотрудника уволили согласно приказу. (+)

6.Сразу по приезду в село все отправились в магазин. (-)

7.Мы знаем писателей, благодаря которым оживают страницы истории. (+)

ОТВЕТ: 4, 5, 7.

2) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Подлежащее и сказуемое в главной части должны быть в форме либо единственного, либо множественного числа. Сказуемое не может употребляться в единственном числе, если подлежащее стоит во множественном, и наоборот. Например:

Те, кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, смогут поступить в самые престижные вузы.
Относительное местоимение
кто в функции союзного слова употребляется только с глаголами в единственном числе .

Задание 2.

В каких предложениях есть грамматические ошибки?

1.Каждый из тех, кому посчастливилось познакомиться с ним, неизменно оказывались под его властью. (+)

2.Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствует главным героям. (-)

3. Все, кто изучали творчество М. Ю. Лермонтова, знают его стихотворения. (+)

ОТВЕТ: 1, 3.

3) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

(СХЕМА) Члены предложения : главные и второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение (обозначает качества, свойства и признаки предметов): согласованные и несогласованные (имя существительное в косвенных падежах, словосочетание (существительное и относящееся к нему прилагательное, существительное и количественное числительное).

Приложение - это определение, выраженное именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже. К приложениям относятся имена, фамилии, клички, географические названия, названия газет, журналов, художественных произведений.

После главных слов при приложении, например, сказка, роман, кинофильм и других подобных, имя собственное ставится в именительном падеже.

Если главное слово в предложении отсутствует, то названия используются в тех падежах, каких необходимо для контекста предложения .

Например: В сказке «Репка» либо: В «Репке».

Задание 3.

В каких примерах нарушено построение предложения с несогласованным приложением?

1.В книге «Слове о словах» Лев Успенский высказал интересные мысли о необычном словаре. (+)

2.В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Войне и мире» представлена широкая картина народной жизни. (+)

3.Среди научных трудов Ф. И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка». (+)

ОТВЕТ: 1, 2, 3.

4) Ошибка в построении предложения с однородными членами.

СХЕМА: Однородные члены предложения: относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос, выполняют одинаковую синтаксическую функцию.

Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений

Например: Он не переставал любить и вспоминать о Родине.

Употребление в качестве однородных причастного оборота и придаточного предложения с который :

Ошибочно: Дождь, ливший с утра и который помешал нашей прогулке, закончился после обеда. (Дождь, ливший с утра и помешавший нашей прогулке, закончился после обеда. Дождь, который лил с утра и помешал нашей прогулке, закончился после обеда.)

Полные и краткие формы не употребляются в качестве однородных членов предложения :

Например: Сестра была красива и грустна. Ошибочно: Сестра была красива и грустная.

Неправильное расположение союзов в предложении или ошибочная замена одной части двойного союза на инородное слово

Как… , так и…
Не только…, но и…
Если не…, то…
Не столько…, сколько…
Ошибочно: Экзамены сдали не только девятые, а также одиннадцатые классы. Экзамены не только сдали девятые, но и одиннадцатые классы. (Нарушение логики, союз употреблен неправильно)
Правильно: Экзамены сдали не только девятые, но и одиннадцатые классы.

Ошибочное использование разных частей речи в качестве однородных членов предложения

Например: Ошибочно: Он любит футбол и стрелять.
Правильно: Он любит играть в футбол и стрелять. Или: Он любит футбол и стрельбу.

Задание 4.

Исправьте ошибки в построении предложений с однородными членами.

1.Образованный человек как хорошо знает литературу, так и историю. (Образованный человек хорошо знает как литературу, так и историю.)

2.Каждый из нас понимает не только чувства поэта, но и отзывается на них сердцем.(Каждый из нас не только понимает чувства поэта, но и отзывается на них сердцем.)

3.Читателю интересны не только переживания героев романа, а также их поступки.(Читателю интересны не только переживания героев романа, но и их поступки.)

5) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

Что такое деепричастие, деепричастный оборот? (добавочное действие при основном, выраженным глаголом-сказуемым)

Какое правило помогает правильно построить предложение с деепричастным оборотом? (добавочное и основное действие поясняют одно и то же лицо)

СХЕМА Укажите грамматически правильное продолжение предложения

Изображая любой предмет,

1)на картине запечатлевается мироощущение художника.

2)художником создаётся точная его копия.

3)художник передаёт своё представление о мире.

4)для художника важно его собственное мироощущение.

Что такое причастие? (проявляющийся во времени признак предмета по действию)

Найдите определяемое слово и задайте от него правильный вопрос причастию.

Ошибочное согласование причастия с определяемым словом:

Он задал зрителям ряд вопросов, волнующие всех. (каких?) волнующих

Смешение страдательных и действительных причастий:

Ошибочно: Задание, выполняющееся нами . (Задание, выполняемое нами, не вызывает затруднений.)

Задание 6.

Найдите верное продолжение предложения.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля содержится более 80 тысяч слов, …

Ранее не записанные.

Ранее не записанных. (каких?)

Ранее не записываемые.

7) Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Местоимения 1-го и 2-го лица в косвенной речи не используются.
Ошибочно: Петька сказал, что я еще не готов к экзамену. (Петька сказал: «Я еще не готов к экзамену».)
Правильно: Петька сказал, что он еще не готов к экзамену.

Задание 7.

Замените данную неправильно построенную синтаксическую конструкцию предложениями с прямой и косвенной речью.

Лингвист Ф. И. Буслаев часто говорил, что «я убеждён в необходимости основательного изучения родного языка».

- Вернёмся к тесту в начале урока. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками, объясните их.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.

Б) Все, кто получил «отлично», дал глубокий анализ произведения.

В) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

Г) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

Д) О первом космонавте Земли рассказывает Л. Обухова в статье «Любимце века».

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

3. Обобщение изученного материала. Индивидуальная работа по карточкам.

У каждого из вас карточка с типичным заданием № 7. Выполните его.

Тест 1.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Устав, дорога казалась нам бесконечно длинной.

Б) Те, кто много читает, обычно и сам пишет грамотно.

В) В «Горе от ума» Грибоедов поставил вопросы, волнующих его современников.

Г) Вопреки указания директора, отгрузка товаров не была начата в срок.

Д) Пациент обратился и прошёл лечение в хорошей клинике вовремя.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Тест 2.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) По окончанию бала гости неспешно разъезжались по домам.

Б) Те, кто серьёзно готовятся к экзамену, без сомнения, сдадут его успешно.

В) Данная монография продолжает традицию выявления, накопления и обобщения материалов, свидетельствующим о современных тенденциях в градообразовании России.

Г) Возвратившись из поездки по Юго-Восточной Азии, у него не осталось свободных дней от отпуска.

Д) Я никогда не видел балета «Щелкунчика» в театре.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) неправильное употребление падежной формы в несогласованном приложении

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Тест 3.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Куда бы я ни ездил, повсюду встречал памятники архитектуры, нуждающихся в реставрации.

Б) По приезду в Сочи мы, как всегда, остановились в гостинице «Жемчужина».

В) Выбирая профессию, прошло немало времени, а он всё колебался.

Г) Старые липы в аллее перед главным входом в барский дом высоки и раскидистые.

Д) Мы прогнозируем, что те, кто увлекается историей, с интересом отнесётся к новому проекту.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Тест 4

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Впервые начав работать в жюри кинофестиваля, это помогло мне по-новому взглянуть на нашу профессию.

Б) Сажать и ухаживать за цветами в саду отнюдь не просто.

В) Все, кто хотя бы раз смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», легко узнаёт цитаты из него.

Г) Они вышли из таверны "Золотого двора" пораньше, чтобы успеть доехать до дома.

Д) Благодаря упорного труда участников многолетних экспедиций в Новгороде было найдено и описано большое количество древних берестяных грамот.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Тест 5

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Департамент образования правительства Москвы наметил совещание, посвящённого новому учебному году, на 28 августа.

Б) Тот, кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, имеют шанс поступить в самые лучшие столичные вузы.

В) Почти все любят путешествия и фотографировать.

Г) Девочки сказали, что весь вечер ждали папу, который должен вернуться из командировки.

Д) Изучая иностранный язык, помогает чтение книг, просмотр фильмов и общение с носителями языка.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) ошибка в предложении с косвенной речью

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Н. Карамзин писал, что «да будет честь и слава нашему языку».

Б) В картине «Берёзовой роще» Куинджи особым приёмом создал образ лучезарного мира.

В) Образованный человек как хорошо знает литературу, так и историю.

Г) Те, кто изучал математику, конечно, знает о Евклиде.


Д) Благодаря труда историков мы узнали о живших тысячелетия назад реальных людях.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

4.Работа с текстом.

- Распределите предложения в зависимости от типа грамматической ошибки (нарушения синтаксической нормы) по группам. Исправьте ошибки и составьте связный текст.

А . Существуют три основные группы качеств человека, благодаря которых (которым) можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие.

Б . Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, а также (но и) нашей личности, нашей души, ума.

В. Язык - важнейшее средство общения, с помощью которого формируются (формируется) и выражается человеческая мысль.

Г . Общительные люди обаятельны, а те, кто не могут (не может) связать и двух слов, не интересны.

Д. Плохо выраженная мысль - это леность не только речевых усилий , а также (но и) леность мысли.

Е. Образец правильной и красивой речи мы находим в книгах, раскрывающим (раскрывающих) чудесный мир литературы и дающих ответы на многие вопросы.

Ж . Благодаря творчества (творчеству) писателей люди становятся добрее, щедрее душой, обогащают свою речь.

З. Те из лингвистов, кто занимался исследованием языка художественной литературы, не сомневается (не сомневаются) в этом.

И . Все, кто любят (любит) русскую культуру и русскую речь, знают имена великих поэтов и писателей: Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Достоевского, Толстого.

Й. И. С. Тургенев писал, что «берегите язык, это клад, это достояние».

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

А, Ж

Г, З, И

Б, В, Д

III. Заключительный этап.

  1. Запись домашнего задания.

(Домашнее задание дифференцированного характера:

1 уровень:

2 уровень:

3 уровень:

Рефлексия:

Скажите, что мы сегодня изучали?

Что было для вас новым?

Было интересно? Почему?

Кто работал лучше?

3. Выставление оценок.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows