Информационная безопасность в сети интернет для родителей. Безопасность детей в интернете: простые, но важные правила. Пару слов о сектах и экстремизме

Информационная безопасность в сети интернет для родителей. Безопасность детей в интернете: простые, но важные правила. Пару слов о сектах и экстремизме

Потребность в информации является сегодня одной из основных потребностей человека. Она так же важна, как и тепло, еда, сон. С самой древности человек искал, обобщал и передавал сведения об окружающих его вещах. Всякая деятельность тесно связана с обменом информацией. В ходе него усваиваются модели поведения, социальные нормы, азы наук, права, искусства.

Когда взрослые объясняют что-то ребенку, они способствуют формированию особого информационного поля вокруг него. Между тем условия жизни постоянно меняются, изменяется содержание и объем получаемых людьми данных. Это, в свою очередь, вызывает необходимость обеспечивать информационную безопасность населения в целом и несовершеннолетних в частности. В нашей статье попробуем разобраться, какие существуют риски для детей и как их можно устранить.

Актуальность вопроса

Не секрет, что современный этап развития человечества называют веком информационных технологий. Сегодня человек получает разные сведения из самых разных источников. Далеко не всегда получается отфильтровать информацию, выбрать действительно нужные данные. Особенно сложно приходится детям.

Чтобы понять масштаб проблемы, давайте сравним получение информации с потреблением пищи. Такое сравнение вполне обосновано. Ведь потребность в информации столь же важна сегодня, как и потребность в пище. Существуют продукты, которые нельзя употреблять или которые не подходят организму. То же самое можно сказать и об информации. Далеко не все сведения нужно воспринимать ребенку. Любая информация будет оказывать на него влияние: слабое, сильное, вредное, полезное. Соответственно, необходимо быть избирательным при использовании тех или иных сведений. Но если взрослым в целом удается справиться с этой задачей, то у детей это не получается. Поэтому обеспечение информационной безопасности детей возлагается на взрослых. Особую роль в этом играют родители и учителя.

Глобальные изменения в информационном пространстве обуславливаются техническим прогрессом. Развитие технологий не только способствует появлению новых возможностей, но и несет разного рода риски. Еще относительно недавно об информационной безопасности детей так часто не говорили. Дело в том, что раньше поток сведений, поступающих к ребенку, строго контролировался взрослыми. Родители не разрешали разговаривать с незнакомыми людьми, дружить с "плохими сверстниками".

С появлением домашних компьютеров и безлимитного интернета ситуация кардинально изменилась. Дети получили свободный доступ к социальным сетям, чатам, форумам, сайтам, играм и прочим ресурсам разного качества. В итоге на них обрушился просто огромный объем информации, фильтровать которую умеет далеко не каждый. Проблема усугубляется тем, что зачастую ребенок остается с интернетом один на один, а многие родители недостаточно хорошо умеют пользоваться ПК.

Опасность интернета

Как показывают опросы, Всемирная сеть у большинства старшеклассников является вторым по значимости источником информации. Третье место занимает школа, на первом месте пока находятся родители с небольшим отрывом. Интернет в настоящее время играет существенную роль в воспитании детей. Формирование картины мира, модели поведения, образа мыслей осуществляется под влиянием информации из Сети.

Интернет вполне заслуженно называют виртуальным миром. Безусловно, он достаточно тесно связан и с реальностью. В Сети можно зарабатывать, заказывать продукты, одежду, обсуждать новости и т. д. В интернете тоже, как и в жизни, есть "плохие" компании, форумы, чаты. Здесь часто показывают запрещенные фильмы, клипы и пр.

Любому нормальному родителю небезразлично, с кем общается его ребенок, какие источники информации использует, какие книги читает, смотрит фильмы, какую слушает музыку. Что касается интернета, то очень часто взрослые забывают о важности информационной безопасности. Дети находятся дома, а не на улице - это и успокаивает родителей. Между тем несовершеннолетний остается наедине с виртуальным миром - с чужими ему людьми, способными оказать влияние на его поведение.

Нельзя не сказать и о том, что авторитет людей в Сети существенно выше авторитета учителей. Это весьма тревожный факт. Ведь раньше школа играла если не ключевую, то значительную роль в воспитании подрастающего поколения. В настоящее время влияние педагогов существенно ниже. Если такая тенденция будет продолжаться и далее, то формирование личности будет происходить не в реальном мире, а в виртуальном. При этом под угрозу будет ставиться и авторитет родителей.

Концепция информационной безопасности детей

Защита подрастающего поколения должна осуществляться, безусловно, комплексно. В первую очередь мероприятия по информационной безопасности детей должны проводить родители. При этом необходимо предпринимать такие меры, чтобы ребенок не чувствовал себя ущемленным. Важно не потерять доверие детей.

Информационная безопасность - это комплекс мероприятий, направленных на защиту несовершеннолетних от негативного влияния информации. При этом речь идет не только о сети Интернет, но и о других источниках - ТВ, радио, книги и пр.

Важнейшую роль в сохранении информационной безопасности детей играют педагоги. Совместно с родителями они должны разработать мероприятия, направленные на защиту подрастающего поколения. Важна именно совместная работа, в противном случае все усилия родителей могут оказаться напрасными.

Немалое значение имеет участие власти. На государственном уровне сегодня разрабатываются программы по обеспечению информационной безопасности детей, принимаются законы, устанавливается ответственность за их нарушение. В каждом учебном заведении должны действовать локальные акты, отражающие и конкретизирующие федеральные положения, адаптирующие их под конкретные условия.

Родительский контроль

Как можно сохранить информационную безопасность детей? Этот вопрос беспокоит многих взрослых. Одним из эффективных способов защиты считается сегодня родительский контроль. Эта опция присутствует в функционале большинства антивирусных программ. Кроме этого, родительский контроль можно установить с помощью специальных программ.

Эта опция позволяет настраивать ПК так, чтобы конкретный пользователь, т. е. ребенок в данном случае, не имел доступа к каким-либо интернет-ресурсам, не мог запустить приложения (к примеру, игры) либо мог пользоваться компьютером только определенное время.

Достоинства и недостатки родительского контроля

Такое решение, безусловно, имеет массу плюсов. Во-первых, информационная безопасность детей при установленной опции родительского контроля гарантирована. Взрослые могут не волноваться о том, что их ребенок будет открывать нежелательные сайты, тратить на игры весь день и т. д. Надо отметить гибкость инструментов настройки. Чтобы совсем не ущемлять ребенка, можно настроить доступ к играм на определенный временной промежуток, создать список разрешенных ресурсов и т. д.

Есть, однако, у этого решения и негативные стороны. Если ребенку запрещено открывать определенные ресурсы дома, он вполне может сделать это в гостях у какого-нибудь друга. Кроме того, родительский контроль вполне можно обойти. Если ребенок справляется с этим, то, возможно, стоит отметить его способности и направить их в нужное русло? К примеру, его можно заинтересовать программированием, исследованием компьютерной сети и пр.

Блокировка сайтов

Родительский контроль, безусловно, хорошая опция в антивирусной программе - информационная безопасность детей будет обеспечиваться на необходимом уровне (во всяком случае, когда ребенок с компьютерными настройками на "вы"). Между тем рано или поздно несовершеннолетний сможет попасть на запрещенные когда-то сайты. Он может оказаться не готов к информации, содержащейся в них.

Ставить блокировку или нет - решать каждому родителю. Несомненно, есть контент, доступ к которому должен быть однозначно запрещен. Это порнографические сайты, реклама, ведущая на них, чаты знакомств и пр. Блокирование рекламы полезно не только детям, но и взрослым. Ведь без надоедливых баннеров работать на компьютере гораздо приятнее.

Мнения специалистов

Многие эксперты полагают, что родительский контроль - важнейший инструмент, позволяющий обеспечить и сохранить информационную безопасность детей в сети Интернет. Однако специалисты делают важную оговорку. Подходит этот инструмент для детей младшего возраста. Информационную безопасность в Сети для детей старшего возраста можно обеспечить другими способами. О них - далее.

Контроль пользования ПК

Необязательно ставить пароль на компьютер. Зачастую достаточно разместить ПК так, чтобы он был на виду у взрослых. В этом случае несложно контролировать процесс пользования компьютером. При этом действия родителей будут более корректными и тактичными. Взрослые смогут незаметно для ребенка наблюдать за его действиями и координировать их.

Эксперты не рекомендуют ставить компьютер в комнате ребенка, покупать ему современные гаджеты, в т. ч. планшеты и смартфоны. Как показывает статистика, в настоящее время почти половина детей младшего школьного возраста пользуются модными телефонами и имеют доступ в сеть Интернет. При этом совершенно неясно, зачем им такие гаджеты. Ведь дети имеют неконтролируемый доступ к интернету, могут стать жертвой грабителей. Если нужна связь с ребенком, достаточно купить ему обычный телефон. Если же родители решают приобрести модный смартфон, целесообразно установить на нем родительский контроль.

Направляем энергию ребенка в нужное русло

На родителей сегодня возлагается большая ответственность. Взрослым приходится прививать детям культуру, повышать ее уровень. Это очень сложная задача. Дело в том, что сегодня идет непрерывная пропаганда культа денег, потребления, бескультурья, "крутизны". Устранить ее негативные влияния трудно. Родителям необходимо интересоваться жизнью ребенка, разговаривать с ним, обсуждать события, происходящие в его жизни.

К примеру, если ему нравится смотреть в интернете фильмы, вполне можно поговорить об этом, заодно рассказать об истории кинематографа или интересных фактах. Важно показать ему действительно качественные и хорошие фильмы, наполненные смыслом.

Если ему интересны гаджеты, стоит приобрести полезный предмет. Например, электронную книгу. Возможно, она поможет привить любовь к чтению.

Если ребенок интересуется структурой сайтов, содержимым компьютера, вполне вероятно, что из него вырастет хороший программист. Возможно, стоит отдать его в кружок юных программистов.

Нужно помогать ребенку раскрывать свои таланты. Кроме родителей, никто этого не сделает.

Формирование единого информационного поля

Ребенок и его родители должны находиться в едином информационном пространстве. Это не означает, что взрослым надо во всем потакать детям. Напротив, нужно постоянно взаимодействовать с ребенком, договариваться с ним, изменять его окружение в лучшую сторону. Разумеется, необходимо стараться проводить с ним как можно больше времени.

Важный момент

Надо сказать, что нередко родители сами возводят перед детьми стену. Иногда это обусловлено нежеланием понять ребенка, безразличием к нему, к его интересам, чувствам, переживаниям. Преодолевать стену очень сложно. Важно создать такие условия в семье, в которых ребенок спокойно смог бы делиться своими переживаниями. Взрослым, в свою очередь, необходимо чутко относиться к ним.

Заключение

В настоящее время перед родителями стоит непростая задача. Им нужно самим формировать благоприятный информационный климат для своих детей. Надо помнить, что ребенок не будет пропадать в интернете, если будет занят интересными для него делами.

Разумеется, в процессе учебы ему придется пользоваться Сетью. Возможно, стоит составить памятку по информационной безопасности. Для детей очень важно участие родителей в их жизни. Нужно объяснить им, почему те или иные ресурсы использовать нежелательно. Важно дать понять детям, что взрослые заинтересованы в их нормальном развитии.

В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей. Просвещение подрастающего поколения в части использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному развитию.

Тема: Информационная безопасность в сети Интернет

Класс: 9-11.

Правовая база.

Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права. Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском законодательстве. Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки. Закон устанавливает порядок прекращения распространения продукции средства массовой информации, осуществляемого с нарушением законодательно установленных требований. Каждый выпуск периодического печатного издания, каждая копия аудио-, видео- или кинохроникальной программы должны содержать знак информационной продукции, а при демонстрации кинохроникальных программ и при каждом выходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения. Закон запрещает размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей, а также распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, в детских образовательных организациях.

30.05.2011 на заседании Президиума Государственного совета и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А. Астахов предложил провести в школах уроки медиа-безопасности. Данная инициатива поддержана Президентом России Д.А. Медведевым.

Цель: сформировать у школьников активную позицию в получении знаний и умений выявлять информационную угрозу, определять степень ее опасности, предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им.

Задачи: ознакомить учащихся:

– с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет;

– как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет;

Оборудование: плакаты по данной тематике (на доске), медиапроектор, экран, презентация Microsoft Power Point “Проблемы информационной безопасности в сети Интернет” (Приложение 1).

Ведущие понятия: угроза, безопасность, информация, угроза информационной безопасности.

Ход занятия

1. Вступительная часть - сообщение цели занятия, основные правила, продолжительность и режим предстоящей работы.

2. Проведение экспресс-опроса участников об их ожиданиях от предстоящей работы.

3. Беседа учителя и учащихся строится на основе работы с материалами презентации “Проблемы информационной безопасности”

Слайд 1. Тема.

Учитель предлагает учащимся высказать мнение о том, как они понимают понятия “угроза”, “безопасность”, “информация”, “угроза информационной безопасности”.

Слайд 2. Знакомство с основными понятиями.

Безопасность – отсутствие угроз, либо состояние защищенности от угроз.

Информация – сведения или сообщения.

Угроза информационной безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной сфере.

Учитель просит учащихся назвать, какие они знают источники информации.

Слайд 3. Источники информации.

Средства массовой коммуникации, в т.ч. Интернет.

Литература.

Образование.

Личное общение.

Искусство.

Система социально-воспитательной работы и др.

Вывод. Любое из этих средств может быть использовано на благо или во вред личности!

Слайд 4-7. Справочная информация.

По последним данным, в России:

средний возраст начала самостоятельной работы в Сети - 10 лет (в 2009 году - 11 лет); и сегодня наблюдается тенденция к снижению возраста до 9 лет;

30% несовершеннолетних проводят в Сети более 3 часов в день (при норме 2 часа в неделю!).

Ежедневная детская аудитория Рунета:

46% (13-14 лет),

54% (15-16 лет);

  • сетевые игры;
  • просмотр и скачивание фильмов, клипов, аудиофайлов, программ;
  • обмен файлами;
  • использование электронной почты, сервисов мгновенного обмена сообщениями, чатов;
  • ведение блогов и пр.
  • 4% детей сталкиваются в Интернете с порнографической продукцией
  • 40% получают непосредственные предложения о встречах "в реале".

4. Давайте вместе подумаем. Вопросы для коллективного обсуждения:

– Почему тема информационной безопасности является важной и почему эти вопросы должны обсуждаться в школе?
– Из возможных причин, какие можно выделите аспекты, связанные с сущностью Интернета и его значимостью как средства общения.

5. Работа в группах:

задание для групповой работы - подготовка коллективного ответа на вопрос: “Какие основные правила безопасного поведения в Интернете вы можете предложить?”, “Какими правилами отбора (пользования) информации вы рекомендуете сверстникам пользоваться?”, “Как оградить себя от кибер-преступлений?”. (Возможные варианты работы: группы обсуждают все три вопроса. Каждая группа обсуждает только один из вопросов.).

6. Обсуждение результатов работы.

7. Продолжение работы с презентацией “Проблемы информационной безопасности”.

Слайды 8-11. Три основных правила безопасного поведения в сети.

Защитите свой компьютер.

  • Регулярно обновляйте операционную систему.
  • Используйте антивирусную программу.
  • Применяйте брандмауэр.
  • Создавайте резервные копии важных файлов.
  • Будьте осторожны при загрузке содержимого

Помните! После публикации информации в Интернете ее больше невозможно будет контролировать и удалять каждую ее копию.

Защитите себя в Интернете.

  • Думайте о том, с кем разговариваете.
  • Никогда не разглашайте в Интернете личную информацию, за исключением людей, которым вы доверяете. При запросе предоставления личной информации на веб-сайте всегда просматривайте разделы “Условия использования” или “Политика защиты конфиденциальной информации”, чтобы убедиться в предоставлении оператором веб-сайта сведений о целях использования получаемой информации и ее передаче другим лицам.
  • Всегда удостоверяйтесь в том, что вам известно, кому предоставляется информация, и вы понимаете, в каких целях она будет использоваться.

Помните! В Интернете не вся информация надежна и не все пользователи откровенны.

Думай о других пользователях.

  • Закону необходимо подчиняться даже в Интернете.
  • При работе в Интернете будь вежлив с другими пользователями Сети.
  • Имена друзей, знакомых, их фотографии и другая личная информация не может публиковаться на веб-сайте без их согласия или согласия их родителей.
  • Разрешается копирование материала из Интернета для личного использования, но присвоение авторства этого материала запрещено.
  • Передача и использование незаконных материалов (например, пиратские копии фильмов или музыкальных произведений, программное обеспечение с надорванными защитными кодами и т.д.) является противозаконным.
  • Копирование программного обеспечения или баз данных, для которых требуется лицензия, запрещено даже в целях личного использования.

Помните! Неразрешенное использование материала может привести к административному взысканию в судебном порядке, а также иметь прочие правовые последствия

Слайд 12. Дополнительные правила безопасного поведения в сети Интернет.

Закрывайте сомнительные всплывающие окна! Всплывающие окна - это небольшие окна с содержимым, побуждающим к переходу по ссылке. При отображении такого окна самым безопасным способом его закрытия является нажатие значка X (обычно располагается в правом верхнем углу). Невозможно знать наверняка, какое действие последует после нажатия кнопки “Нет”.

Остерегайтесь мошенничества! В Интернете легко скрыть свою личность. Рекомендуется проверять личность человека, с которым происходит общение (например, в дискуссионных группах).

Помните! Большая часть материалов, доступных в Интернете, является непригодной для несовершеннолетних.

Слайд 13. Подведение итогов работы. Учащиеся высказывают свое мнение, оправдались ли их ожидания от проделанной работы.

8. Размещение в дневниках правил безопасного поведения в сети.

9. Учитель благодарит учащихся за работу

10. Оценка учащимися занятия (на доску крепятся флажки. Красный – занятие понравилось; зеленый – занятие оставило равнодушным; синий – занятие не понравилось).

Используемая литература и интернет-ресурсы

1. В.В. Гафнер. Информационная безопасность: учебное пособие: ГОУ ВПО “Уральский государственный педагогический университет”, Екатеринбург, 2009, ч. 1, 2.

2. "Основы безопасности детей и молодежи в интернете" - интерактивный курс по интернет-безопасности.

3. Портал Сети творческих учителей. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=71586&tmpl=com

4. Вопросы обеспечения информационной безопасности от компании Microsoft http://www.microsoft.com/rus/protect/default.mspx#

5. Вопросы безопасности - сайт от компании Semantec http://www.symantec.com/ru/ru/norton/clubsymantec/library/article.jsp?aid=cs_teach_kids

6. Ребенок в сети. Сайт от компании Panda http://www.detionline.ru/

7. Специальный портал созданный по вопросам безопасного использования сети интернет. Безопасный интернет http://www.saferinternet.ru/.

























1 из 24

Презентация на тему: Информационная безопасность детей

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Родительское собрание на тему «Дети в современном медиа-мире» Цикл занятий по повышению родительской компетентности в сфере медиа-ресурсов. Цикл занятий по повышению компьютерной грамотности родителей. Организация на школьном сайте странички для родителей. Индивидуальные беседы и консультации.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

3. Объясните ребенку, что при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями (типа ICQ, Microsoft Messenger и т.д.), использовании он-лайн игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя, помогите вашему ребенку выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации;

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

5. Объясните своему ребенку, что в реальной жизни и в Интернет нет разницы между неправильными и правильными поступками; 6. Научите ваших детей уважать собеседников в Интернет. Убедитесь, что они понимают, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернет и в реальной жизни; 7. Скажите им, что никогда не стоит встречаться с друзьями из Интернет. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают;

№ слайда 7

Описание слайда:

8. Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернет – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены; 9. Не забывайте контролировать детей в Интернет с помощью специального программного обеспечения. Это поможет вам отфильтровывать вредоносное содержание, выяснить, какие сайты на самом деле посещает ваш ребенок и что он там делает.

№ слайда 8

Описание слайда:

Как научить детей отличать правду ото лжи в Интернет? Следует объяснить детям, что нужно критически относиться к полученным из Интернет материалам, ведь опубликовать информацию в Интернет может абсолютно любой человек. Объясните ребенку, что сегодня практически каждый человек может создать свой сайт и при этом никто не будет контролировать, насколько правдива размещенная там информация. Научите ребенка проверять все то, что он видит в Интернет. Начните, когда ваш ребенок еще достаточно мал. Ведь сегодня даже дошкольники уже успешно используют сеть Интернет, а значит нужно как можно раньше научить их отделять правду от лжи;

№ слайда 9

Описание слайда:

Не забывайте спрашивать ребенка об увиденном в Интернет. Например, начните с расспросов, для чего служит тот или иной сайт. Убедитесь, что ваш ребенок может самостоятельно проверить прочитанную в Интернет информацию по другим источникам (по другим сайтам, газетам или журналам). Приучите вашего ребенка советоваться с вами. Не отмахивайтесь от их детских проблем. Поощряйте ваших детей использовать различные источники, такие как библиотеки или подарите им энциклопедию на диске, например, «Энциклопедию Кирилла и Мефодия» или Microsoft Encarta. Это поможет научить вашего ребенка использовать сторонние источники информации; Научите ребенка пользоваться поиском в Интернет. Покажите, как использовать различные поисковые машины для осуществления поиска;

№ слайда 10

Описание слайда:

Объясните вашим детям, что такое расизм, фашизм, межнациональная и религиозная вражда. Несмотря на то, что некоторые подобные материалы можно заблокировать с помощью специальных программных фильтров, не стоит надеяться на то, что вам удастся отфильтровать все подобные сайты.

№ слайда 11

Описание слайда:

Семейное соглашение о работе в Интернет Если ваши дети хотят посещать Интернет, вам следует выработать вместе с ними соглашение по использованию Интернет. Учтите, что в нем вы должны однозначно описать права и обязанности каждого члена вашей семьи. Не забудьте четко сформулировать ответы на следующие вопросы: Какие сайты могут посещать ваши дети и что они могут там делать; Сколько времени дети могут проводить в Интернет; Что делать, если ваших детей что-то беспокоит при посещении Интернет; Как защитить личные данные; Как следить за безопасностью; Как вести себя вежливо; Как пользоваться чатами, группами новостей и службами мгновенных сообщений.

№ слайда 12

Описание слайда:

При использовании службы мгновенных сообщений напомните вашему ребенку некоторые несложные правила безопасности: Никогда не заполняйте графы, относящиеся к личным данным, ведь просмотреть их может каждый; Никогда не разговаривайте в Интернет с незнакомыми людьми; Регулярно проверяйте список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они знают всех, с кем они общаются; Внимательно проверяйте запросы на включение в список новых друзей. Помните, что в Интернете человек может оказаться не тем, за кого он себя выдает; Не следует использовать систему мгновенных сообщений для распространения слухов или сплетен. Родителям не стоит надеяться на тайную слежку за службами мгновенных сообщений, которыми пользуются дети. Гораздо проще использовать доброжелательные отношения свашими детьми.

№ слайда 13

Описание слайда:

Что могут делать дети в возрасте 5-6 лет? Для детей такого возраста характерен положительный взгляд на мир. Они гордятся своим умением читать и считать, а также любят делиться своими идеями. Несмотря на то, что дети в этом возрасте очень способны в использовании игр и работе с мышью, все же они сильно зависят от вас при поиске детских сайтов. Как им помочь делать это безопасно? В таком возрасте желательно работать в Интернет только в присутствии родителей; Обязательно объясните вашему ребенку, что общение в Интернет – это не реальная жизнь, а своего рода игра. При этом постарайтесь направить его усилия на познание мира; Добавьте детские сайты в раздел Избранное. Создайте там папку для сайтов, которые посещают ваши дети; Используйте специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search (http://search.msn.com/kids/default.aspx?FORM=YCHM); Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю; Научите вашего ребенка никогда не выдавать в Интернет информацию о себе и своей семье; Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет.

№ слайда 14

Описание слайда:

Возраст от 7 до 8 лет Для детей этого возраста абсолютно естественно желание выяснить, что они могут себе позволить делать без разрешения родителей. В результате, находясь в Интернет ребенок будет пытаться посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому в данном возрасте особенно полезны будут те отчеты, которые вам предоставит Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах Интернет (папки c:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files в операционной системе Windows Vista). В результате, у вашего ребенка не будет ощущения, что вы глядите ему через плечо на экран, однако, вы будете по-прежнему знать, какие сайты посещает ваш ребенок. Стоит понимать, что дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Дети этого возраста любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернет. Вполне возможно, что они используют электронную почту и могут заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями. По поводу использования электронной почты хотелось бы заметить, что в данном возрасте рекомендуется не разрешать иметь свой собственный электронный почтовый ящик, а пользоваться семейным, чтобы родители могли контролировать переписку. Помочь вам запретить ребенку использовать внешние бесплатные ящики сможет такое программное обеспечение, как Kaspersky Internet Security версии 7.0 со встроенным родительским контролем.

№ слайда 15

Описание слайда:

Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения; Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером; Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь; Приучите детей, что они должны посещать только те сайты, которые вы разрешили, т.е. создайте им так называемый «белый» список Интернет с помощью средств Родительского контроля. Как это сделать, мы поговорим позднее; Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей; Используйте специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search (http://search.msn.com/kids/default.aspx?FORM=YCHM); Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю; Создайте семейный электронный ящик чтобы не позволить детям иметь собственные адреса; Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего ПО;

№ слайда 16

Описание слайда:

Приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей; Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия; Используйте фильтры электронной почты для блокирования сообщений от конкретных людей или содержащих определенные слова или фразы. Подробнее о таких фильтрах http://www.microsoft.com/rus/athome/security/email/fightspam.mspx Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями; В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией; Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни; Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в Интернет дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых»; Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

Описание слайда:

Правило 1. Внимательно относитесь к действиям ваших детей в «мировой паутине»: Не отправляйте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернетом, особенно на этапе освоения. Беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернета и как вовремя предупредить угрозы.

№ слайда 20

Описание слайда:

Правило 2. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе сеть: Объясните ребенку, что в Интернете, как и в жизни, встречаются и хорошие, и плохие люди. Объясните, что если ребенок столкнулся с негативом или насилием от другого пользователя Интернета, ему нужно сообщить об этом близким людям. Научите ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с вашей помощью. Научите ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернета, особенно путем отправки sms,- во избежание потери денег. Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться Ваш ребенок, и посоветуйте их использовать.

№ слайда 21

Описание слайда:

Правило 3. Выберите удобную форму контроля пребывания вашего ребенка в Сети: Установите на ваш компьютер необходимое программное обеспечение - решение родительского контроля. Если ваш ребенок - учащийся младших классов и остается часто дома один, ограничьте время пребывания вашего ребенка в Интернете. Если компьютер используется всеми членами семьи, установите его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребенка. Создавайте разные учетные записи на вашем компьютере для взрослых и детей. Это поможет не только обезопасить ребенка, но и сохранить ваши личные данные. Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает ваш ребенок. Простые настройки компьютера позволят вам быть в курсе того, какую информацию просматривал ваш ребенок.

№ слайда 24 Описание слайда:

">


По последним данным, в России: средний возраст начала самостоятельной работы в Сети - 10 лет и сегодня наблюдается тенденция к снижению возраста до 9 лет; СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 30% несовершеннолетних проводят в Сети более 3 часов в день (при норме 2 часа в неделю!)



Согласно ст. 5 Федерального Закона от ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: 1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; 2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; 3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия; 4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; 5) оправдывающая противоправное поведение; 6) содержащая нецензурную брань; 7) содержащая информацию порнографического характера




Использование Интернета является безопасным, если выполняются если выполняются ТРИ ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ТРИ ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА Защитите свой компьютер Регулярно обновляйте операционную систему. Используйте антивирусную программу. Применяйте брандмауэр. Создавайте резервные копии важных файлов. Будьте осторожны при загрузке содержимого. Помните! После публикации информации в Интернете ее больше невозможно будет контролировать и удалять каждую ее копию. 1


Защитите себя в Интернете Думайте о том, с кем разговариваете. Помните! В Интернете не вся информация надежна и не все пользователи откровенны. Всегда удостоверяйтесь в том, что вам известно, кому предоставляется информация, и вы понимаете, в каких целях она будет использоваться. ТРИ ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА Никогда не разглашайте в Интернете личную информацию, за исключением людей, которым вы доверяете. При запросе предоставления личной информации на веб- сайте всегда просматривайте разделы «Условия использования» или «Политика защиты конфиденциальной информации», чтобы убедиться в предоставлении оператором веб-сайта сведений о целях использования получаемой информации и ее передаче другим лицам. 2


Думай о других пользователях Закону необходимо подчиняться даже в Интернете. При работе в Интернете будь вежлив с другими пользователями Сети. Разрешается копирование материала из Интернета для личного использования, но присвоение авторства этого материала запрещено. Передача и использование незаконных материалов (например, пиратские копии фильмов или музыкальных произведений, программное обеспечение с надорванными защитными кодами и т.д.) является противозаконным. Копирование программного обеспечения или баз данных, для которых требуется лицензия, запрещено даже в целях личного использования. 3 ТРИ ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА Имена друзей, знакомых, их фотографии и другая личная информация не может публиковаться на веб- сайте без их согласия или согласия их родителей. Помните! Неразрешенное использование материала может привести к административному взысканию в судебном порядке, а также иметь прочие правовые последствия.


Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и с какой целью. Однако открытое, честное общение всегда предпочтительнее вторжения в личную жизнь. Поощряйте детей делиться с вами их опытом в Интернете. Посещайте Сеть вместе с детьми. Если ваш ребенок ведет интернет дневник, регулярно посещайте его. Будьте внимательны к вашим детям! Помните, что никакие технологические ухищрения не могут заменить простое родительское внимание к тому, чем занимаются дети за компьютером. ! ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА Помните! Большая часть материалов, доступных в Интернете, является непригодной для несовершеннолетних.

В современном мире интернет-среда стала неотъемлемой составляющей повседневной жизни. Подрастающее поколение активно ведет существование в режиме on-line. Безопасность детей в интернете – актуальная проблема. Ребята гуляют в киберпространстве, общаются, дружат, играют — все это не покидая дома.

Иногда это даже удобно, ведь не надо беспокоиться, что любимое чадо свяжется с плохой компанией, не задержится после вечерней прогулки, не подвергнется агрессивным нападкам неадекватных людей и пр.

Испытывая дефицит времени, родители торжественно вручают необходимый гаджет, и доверяют наследника сети. При этом виртуальный мир – это живые реальные люди по ту сторону сети, а значит, риски реальны, информационная угроза аовсе не иллюзорна.

К группе риска относятся легкоранимые, впечатлительные дети, которым трудно наладить контакт с окружающими. Чтобы избежать возможных осложнений, нужно ознакомить ребенка с предполагаемой опасностью и рассказать о 10 несложных правил безопасности детей в интернете.

Но сначала давайте рассмотрим, какие же опасности подстерегают в Сети

Что таое Кибербуллинг?

Кибербуллинг – понятие, обозначающее психологическое насилие в сети. Информационная опала, преследование со стороны сверстников, проявляющееся в виде издевательств, насмешек, запугиваний, прочих действий, которые негативно влияют на психическое состояние подростка.

Свободное владение необходимыми технологиями позволяет «агрессорам» создавать именные сайты оскорбительного содержания, распространять слухи, выкладывать фото или видеоматериалы, унижающие достоинство гонимого или заниматься от его имени кибер терроризмом, что угрожает безопасности детей.

У ребенка создается ощущение безысходности, даже дома его не оставляет чувство тревоги, он впадает в депрессию. Информационная атака может привести к суициду.

Тинэйджеры редко обращаются за помощью, сомневаясь, что будут понятыми, боятся наложения запрета на пользование соединением. Необходимо знать, издевательство в сети наказуемо действующим законодательством. Стоит сразу обратиться в правоохранительные органы с предоставлением доказательств.

виртуальные недоброжелатели

Кем являются типичные интернет-собеседники?

Социологические опросы об информационной безопасности детей-подростков в интернет сети приводят следующие данные о контактах:


  • родственники – 43 %;
  • виртуальные друзья – 21%;
  • незнакомые люди – 36%;

Однако по большому счету виртуальные друзья – тоже незнакомцы. Таким образом, большую часть своего времени в сети чада уделяют общению с посторонними людьми, делятся своими переживаниями, секретами, планами.

Киберохотники – хорошие психологи, установив контакт на форуме, при обмене быстрыми сообщениями в чате, они достаточно быстро приобретают статус друзей.

Сначала входят в доверие, окружая заботой и пониманием проблем, выслушивают, поддерживают. После «друг» постепенно вносит в разговоры нотки сексуальности, происходит обмен фото, демонстрация материалов эротического характера.

Цель киберохотника – личная встреча.

защита от сайтов «для взрослых»

Многие считают это самой большой опасностью. В этом случае стоит учитывать суть сведений и возраст ребенка. Тинэйджерам необходимо знать некоторые вещи, например, основы защищенного секса. Эта тема вызывает большой интерес, и просто отмахнуться от нее не удастся. Необходимо изучить ее под контролем взрослых в здоровой форме.

К сожалению, сомнительных сайтов очень много. Информационная пропаганда нездоровых сексуальных отношений должна быть исключена из поля доступа неокрепшей психики, дабы в дальнейшем избежать возможного появления расстройств или комплексов.

Подобный контент можно заблокировать в настройках браузера (функция «родительский контроль» ) либо при помощи специальных программ.

вредные сайты


Сайты, на которых идет пропаганда расовой ненависти, фашизма, терроризма, жестокости, наркотиков, алкоголя, курения. Все что может внести изменения в формирование моральных принципов, исказить построение приоритетов и ценностей подростка.

Такой контент сложно отслеживать, он скрывается под вполне безобидными названиями. Кто же предположит, что застывшая картинка милого мультяшки на мониторе при активации начинает нецензурно выражаться.

Озвучиваемый материал не только поражает своей похабностью, а еще хуже предлагает точные инструкции по совершению суицида или применению нового наркотика.

Не стоит оставлять чадо наедине с компьютером. Технику следует расположить так, чтобы она периодически попадала в поле зрения родителей.

вред Игр

Множество игр связано со сценами насилия, крови, психотропной атмосферой и эротическими сценами. В on-line игре используют голосовой или текстовой чат. Под видом миленькой ведьмы или смелого рыцаря может оказаться извращенец. О чем он может говорить с несовершеннолетним?

Придуманный мир игры разнообразен, в нем можно многое себе позволить. В этом мире нет необходимости искать пути самореализации, легко общаться с противоположным полом, а, главное, можно проживать жизнь снова и снова. Происходит полное погружение в виртуальный мир, реальная жизнь отходит на второй план.

Отдельной проблемой могут стать сайты с азартными развлечениями. Ведь так «легко стать богатым за полчаса», «обрести финансовую независимость». Не исключено, что любимый отпрыск начнет делать вполне реальные ставки.

действие Мошенников

Мошенники и способы их действия идут в ногу со временем. Неосведомленность и наивность детей делают их легкой добычей. Один из способов обмана – это «выигрыш» . Сообщение о призе (автомобиль, компьютер, новый телефон и пр.). И для этого просто нужно сообщить данные электронной карты (родителей) и сообщить цифры, которые пришли в СМС на телефонный номер.

Стоит ли объяснять, к каким последствиям приведет подобная информация в руках мошенников? Для того, чтобы осуществить покупку в интернет-магазине, обычно достаточно сообщить реквизиты банковской карты и СМС-код подтверждения платежа. И то, и другое подросток добровольно сообщает «щедрым дядям» , обещающим приз.

Все это и многое другое исключает само понятие – безопасный интернет. Полностью ограничить доступ в киберпространство невозможно, да и не нужно. Огромное количество развивающей полезной информации, литература, музыка и просто общение по интересам, связь с родственниками и друзьями – все это можно найти в Сети. Достаточно объяснить правила поведения, чтобы обеспечить личную безопасность ребенка школьного возраста в интернете.

правила для безопасности детей

Взрослые должны серьезно относиться к увлечениям своих отпрысков, ведь легче предупредить проблему, чем бороться с ее последствиями. Объяснить общепринятые правила безопасности и возможные риски.

Для обеспечения безопасности детей в интернете можно выделить 10 правил.

Чего избегать и на что обратить внимание:


  1. Личная информация. Сайты для обеспечения полного доступа предлагают пройти регистрацию с введением персональных данных. Неблагонадежные источники могут использовать эти сведения в корыстных целях;
  2. Вредоносные сообщения. Следует осмотрительно относиться к письмам из неизвестного источника. Послания могут содержать вредоносные программы, информацию оскорбительного или сексуального характера;
  3. При возникновении чувства неловкости или тревоги при виртуальном диалоге, а также, если собеседник навязчиво настаивает на перенос отношений в реал, следует прекратить общение и сообщить старшим;
  4. Виртуальное знакомство не должно перерасти в реальное. Если такое решение принято, встреча должна состояться в общественном месте и под контролем родителей;
  5. Игнорировать приглашения в группы, где темой обсуждения являются вопросы религии, секса или ненормативного поведения;
  6. Прекращать диалог с теми, кто негативно отзывается о близком круге общения ребенка. Пытается настроить его против членов семьи, учителей, друзей и т.д;
  7. При общении лучше выбирать ник, не позволяющий определить половую принадлежность и возраст (не стоит делатьчастью виртуального псевдонима год своего рождения);
  8. Игнорировать непристойные сообщения;
  9. Не передавать незнакомцам фото и видеоматериалы;
  10. И главное – помнить, что собеседник не всегда тот, кем хочет казаться.

Соблюдение этих простых 10 правил безопасности для поведения детей в интернете минимизирует возможные риски.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows