JPEG или RAW: выбор за вами! Отличия RAW от JPEG в фотографии

JPEG или RAW: выбор за вами! Отличия RAW от JPEG в фотографии

21.09.2014 2014-09-21T10:00:51+00:00

Наверное, каждый фотограф (ну, или просто владелец зеркалки) знает, что такое формат raw. Так уж сложилось, что даже этот формат не стоит на месте. Давайте поразмышляем, что такое raw в современных реалиях.

Принято считать, что крутые фотографы снимают в формате raw, а всякие тупые пезды с зеркалками — в jgp. Предположим, что это так, хотя по себе съемка в raw по умолчанию не делает фото лучше. Более того, фото в jpg имеют свои преимущества, о которых многие «профессиональные фотографы» даже незнают. Еще не так давно настоящие, серьезные профи фотоискусства срать хотели на рав и снимали в jpg. Почему? Ну, щас попробую объяснить.

Сегодня raw – это формат изображений, который позволяет регулировать при обработке фотографий такие параметры, которые просто недоступны формату jpg. Как-то так можно выдать определение raw.

Изначально raw был доступен лишь на зеркальных фотоаппаратах. Сегодня же это формат, который есть практически во всей технике, имеющей камеру. Raw давно есть в некоторых мыльницах, и вот-вот появится в обычных смартфонах. Естественно, что это уже не тот рав, что был с самого начала. Здесь он является скорее рекламным ходом, чем функцией и необходимостью. Но так было не всегда.

Оглянемся в прошлое — на десять-пятнадцать лет назад. Когда цифрозеркалки только начинали становиться более-менее доступными по цене и потому популярными, камерный JPEG был основным языком общения фотографов. Конвертеры были развиты слабо. Я хорошо помню самую первую версию Adobe Lightroom. Многие фотографы в то время предпочитали откорректировать кривыми камерный JPG, чем тащить равы в лайтрум, где хороший цвет можно было получить только чудом и на отдельно взятых камерах (как ни печально, с 2006 года пакет внушительно оброс фичами, но характерные недостатки работы с цветом и некорректные профили для многих камер так и остались).

На тот момент несомненные плюсы жпега состояли в том, что его мы получали мгновенно, он занимал немного места, в то время как равы даже тормозили работу камеры, быстро съедали пространство на флешках и дисках и обрабатывались на Pentium IV довольно медленно. Поколение фотошоперов начала-середины 2000-х, знавшее Маргулиса лично по его семинарам в Москве, могло за полминуты работы в фотошопных кривых добиться того, на что в конвертере ушло бы минут десять (плюс надо было где-то хранить рав и огромный экспортированный тиф).

Именно поэтому в архиве в папках за 2000-2005 многих фотографов лежат только жпеги. Это грустно и смешно, и вместе с тем, мои первые шаги как фотографа пришлись именно на эру формата JPG.

К сожалению, процессоры камер тогда не позволяли делать сложную обработку в жпегах адаптивными алгоритмами и качественное применение цветовых профилей, а основные мощности были брошены на борьбу с шумами и усиление резкости — это довольно ресурсоемкие задачи. Поэтому никаких откровений в жпегах не было — их воспринимали просто как самый доступный, быстрый и удобный в работе формат — разумеется, на тот момент времени. Кстати, известная заставка на Windows XP (с зеленым таким полем), по слухам, тоже тянулась целиком из формата JPG.


Позже наступила эпоха повального увлечения RAW. Каждый фотограф, купивший камеру, старался в кругу друзей громко заявить, что он снимает только в рав (хотя обрабатывать эти равы толком не умел, и результат часто был хуже, чем камерный жпег). Но появилось четкое понимание, что в раве содержится много полезной информации, которую по идее можно как-то оттуда достать. Как — вопрос открыт до сих пор. Не один фотограф сломал зубы о непокорный рав, испоганенный, в добавок ко всему, ущербным конвертером. Причем есть ряд ситуаций, где даже профессионалу бывает трудно получить адекватную картинку.

Впрочем, в этот период развивались многие конвертеры, в том числе и проприетарные — например, Nikon Capture NX (до сих пор иногда пользуюсь) и Canon DPP. По большому счету, их основная задача состояла в том, чтобы имитировать уже привычный камжпег, но дополнительно дать возможность поправить баланс белого, сделать небольшую цветокоррекцию и настроить шумоподавление и шарп.

В последние годы камерный jpeg переживает второе рождение благодаря мобильной фотографии (речь не только о съемке на смартфоны, но и про обработку и публикацию фото в дороге, буквально на ходу). Хотя телефоны и планшеты сейчас уже довольно мощные и с легкостью позволяют делать довольно серьезную обработку, но с RAW они пока что плохо дружат. Да и мало кому захочется лезть в дебри конвертации на коленке ради поста в фейсбуке, когда намного проще быстро по вайфаю с камеры скинуть жпег, обрезать, добавить пару фильтров и выложить в ленту или в инстаграм. Поэтому современная камера обязана иметь достойный жпег, по крайней мере, в том, что касается цвета и тонального диапазона.

В этом плане очень показателен пример Fuji. Начиная с самых первых беззеркалок и заканчивая недорогими компактами они поддерживают тренд отличного цвета и эмуляции популярных слайдов типа Fuji Velvia. То же можно сказать и про Olympus, который всегда славился интересным цветом и в новых камерах привлекает профессионалов высокого класса для создания цветовых профилей.

Вообще здесь нужно сразу разграничить RAW и JPEG. Хотя цветопередача камеры очень сильно зависит от цветоразделения на уровне матрицы (от плотности и оттенка фильтров байера), однако цвет в жпеге почти полностью определяется внутрикамерными алгоритмами обработки и профилями. Качественный и красивый жпег особенно был необходим именно Фуджи, из-за их хитрого фильтра байера, который до сих пор неважнецки интерпретируется большинством конвертеров.

При этом всех красот цвета Фуджи или Олимпуса, которые получаются в жпеге, мы никогда не увидим в raw-конвертере с настройками по умолчанию. Особенно это касается Lightroom/ACR, в котором до сих пор не уделяется должного внимания хорошей работе с цветом и профилям. Номинальная поддержка тех или иных камер есть (на сайте написали и денег с нас взяли), а профили все равно или дефолтные, или халтурные, и конечно это очень заметно в случае и с Фуджи, и с другими камерами.

Если читать про историю JPG и RAW до этого вам было скучно, то эту информацию точно не стоит пропускать. Перед вами – созданная нами таблица, объясняющая, в чем состоит принципиальная разница между JPEG и RAW для решения конкретных практических задач сегодня.


Как видно, JPG и RAWы имеют свои особенности. Причем плюсы JPG особенно актуальны для мобильной фотографии, где на сегодняшний день все еще невозможно воспользоваться преимуществами рава как носителя полной информации с матрицы.

Современные быстрые процессоры фотокамер делают большой объем работы. Они не только применяют красивые пленочные профили, но и восстанавливают тональный диапазон, неплохо сшивают панорамы и HDR из нескольких кадров, эффективно подавляют шумы, автоматически правят оптические искажения объективов и компенсируют особенности и недостатки отдельно взятых матриц в конкретных камерах. Причем сегодня все эти опции доступны даже на смартфоне. Появляются и совсем фантастически вещи, например, телефон сам может отобрать резкие кадры в серии из нескольких снимков или же заменить на групповой фотографии лица с закрытыми глазами — автоматически или при участии фотографа.

Еще немаловажно, что с беззеркалками и смартфонами итоговый снимок мы видим уже в процессе съемки на экранчике, и можем сразу по ситуации подстроить и баланс белого, и экспозицию, и цветовой профиль. Эти возможности несколько последних лет дают новую жизнь жпегу, который брезгливо третируют многие профессионалы и которого стесняются любители.

Покупая новую камеру (и особенно компактный беззеркальный аппарат для поездок и фотоотчетов), вовсе не зазорно ориентироваться на красивый жпег. Ведь даже профессионалам не всегда удается из рава получить такие же интересные цвета, какие нам дает жпег.

Главная проблема RAW сегодня, даже при всей простоте освоения основ Lightroom, самого популярного конвертера, состоит в том, что по умолчанию картинка обычно выглядит вяло, неинтересно (не настроен контраст, цветовые профили по умолчанию некачественные), хорошо проявляются недостатки камеры и оптики — шумы, нерезкость, искажения, аберрации, виньетирование. Кроме того, конвертеры по-разному интерпретируют заложенный в RAW баланс белого, поэтому в лайтруме фото может выглядеть более холодным, чем в камерном жпеге.

Если вы всерьез планируете снимать в рав и пользоваться его преимуществами, то нужно быть готовым на начальном этапе (еще до самой обработки) проделать следующее:
— изучить, как выбранный вами конвертер интерпретирует настройку цветовой температуры и создать собственные пресеты для типовых ситуаций, быть готовым подстраивать ББ на каждом снимке вручную;
— выяснить основные косяки работы с цветом, подобрать наиболее подходящий профиль, скачать в Интернете или создать его самостоятельно;
— определить параметры экспокоррекции, контраста, восстановления засветок и теней, при которых картинка наиболее соответствует тому, что отображается в видоискателе и на что вы ориентируетесь при съемке;
— определить параметры шумоподавления и повышения резкости, которые соответствуют вашим нуждам;
— настроить коррекцию виньетирования, аберраций и искажений оптики для ваших объективов.

Разумеется, все это можно исправить и довести до ума, потратив сколько-то времени и сил. Но по части мобильной фотографии и фотоблогерства смысл обработки RAW все больше стремится к нулю. Что, впрочем, не отменяет эффективности съемки в JPEG+RAW, когда можно получить плюсы того и другого форматов.


В завершение этого фоторассказа тем, кто его все-таки дочитал (красава, дай пять!), хочется сказать, что камерный JPG за последние годы все-таки вырос. Я более-менее продолжительное время снимал на Sony 717, Canon 10D, Canon 5D, Canon 5D mk II, Nikon D50, Kodak DCS Pro 14n, Canon 300D, Canon 350D, Canon 400D, Canon 1000D, Canon 20D, Canon 30D, Canon 40D, Olympus OM-D E-M5, Olympus OM-D E-M1. Имел возможность сравнивать равы и жпеги и с десятков других камер, от старых до современных. Качество камерного жпега за последние 10 лет выросло, хотя у кэнона наверное в целом примерно одинаково и по детализации, и по цвету. Олимпус сделал колоссальный рывок, как и Фуджи.

P.S. Кто из наших читателей решил взять хорошую камеру и снимать «одной кнопкой» (чтоб не ебаться с обработкой) – смело смотрите в сторону камер Fuji.

На сегодняшний день существует два основных формата, с которыми работают фотоаппараты – JPEG и RAW. Каждый из них по-своему популярен, каждый имеет свои достоинства и недостатки. Давайте познакомимся с ними поближе.

Для начала попробуем разобраться, как же образуется формат JPEG, вернее не сам формат, а файл в данном формате. Формат поддерживается практически всеми производителями и моделями, являясь в некоторых моделях единственным форматом, а в некоторых лишь одним из нескольких. При съёмке, сигнал с матрицы отправляется на фильтр Байера, благодаря которому изображение получает цвет. Далее сигнал идет на процессор, в котором происходит его обработка: увеличивается контраст, добавляется насыщенность цветов, повышается резкость и убираются шумы. И вроде бы всё хорошо. Но есть и недостатки, причем довольно большие. При обработке отбрасываются ненужные, по мнению фотоаппарата, данные, причем что именно убирать решает алгоритм, заложенный в фотоаппарат. В результате мы получаем привычную нам картинку. Всё легко, просто и удобно, но…

Но почему же тогда стоит снимать в RAW?
Каждому, кто хоть раз фотографировал, знакома ситуация – на экране или в видоискателе всё смотрится просто здорово – живые цвета, яркость, насыщенность, цветовая гамма, всё просто супер. Но дома, после того как файлы сброшены на компьютер и есть возможность просмотреть их в нормальном размере нас настигает разочарование. Как с этим бороться?
Формат RAW, в отличие от JPEG – это данные, которые взяты непосредственно с матрицы. Никакая обработка и отбрасывание ненужного к ним не применяется, поэтому они имеют гораздо больший размер чем JPEG. Данный формат доступен лишь обладателям зеркальных фотоаппаратов или же «навороченных» компактов.
Если провести аналогию, то можно сравнить формат JPEG с отпечатком на бумаге, а формат RAW с негативом плёнки. Отпечаток уже завершен и изменить его нельзя, в то время как негатив податлив к различного вида изменениям. Из негатива можно «вылепить» абсолютно любой снимок, применяя различные настройки. Очень часто фотографы со стажем так и называют обработку RAW-файлов – проявка. При этом, исходный файл, остается неизменным при любых изменениях и мы всегда можем вернуться к тому с чего начали – к исходнику.



1. JPEG, необработанный
2. JPEG, авто настройки
3. RAW, необработанное
4. RAW, авто настройки

Достоинства JPEG
Поговорим о достоинствах и недостатках каждого из форматов. Что касается JPEG, то он в первую очередь является универсальным форматом, который доступен в любом фотоаппарате и просмотреть который на компьютере можно без использования специальных программ, достаточно стандартного просмотрщика.
Помимо этого все современные фотолаборатории работают исключительно с форматом JPEG и никогда не возьмутся печатать фото сделанные в RAW. Также работа с этим форматом не требует от вас никаких знаний и усилий – нажал на спуск затора и фото готово.
К недостаткам же данного формата стоит отнести скромные возможности дальнейшего редактирования и то, что при пересохранении теряется качество. Также несомненным недостатком является то, что отброшенные при обработке процессором данные невозможно восстановить. И если на фотографии у нас получились пересветы или потеря деталей в тенях (а этим очень часто грешат «мыльницы» и им подобные фотоаппараты) то сделать уже практически ничего нельзя.

Достоинства и недостатки RAW
К достоинствам этого формата можно отнести очень большой объём содержащейся в файле информации. Благодаря этому, при дальнейшей обработке фотографии на компьютере, можно вытянуть даже самый неудачный кадр. RAW ещё очень часто называют «сырым» форматом – ведь он позволяет делать с фотографией всё что угодно – работать с насыщенностью, производить корректировку цвета, экспозиции, контраста и многого другого.
Недостатком же является большой объём файла, который превышает JPEG в три и более раз. Размер обычного снимка в RAW формате порядка 20 Мб. И это далеко не предел.
Также недостатком можно считать то, что для просмотра необходимы специальные программы, без них вы открыть данный файл не сможете. Не говоря уже о том, чтобы отредактировать его. Также недостатком можно считать то, что печать напрямую с фотоаппарата не поддерживается. Но это не столь уж и большой минус.

Подводя итоги можно сказать, что для начинающего фотографа оптимальным будет работа с форматом JPEG. А для опытного фотографа, который знает, чего он хочет и которому уже давно мало тесных рамок JPEG – формат RAW будет оптимальным решением.

Как обеспечить качественную цветопередачу - этот вопрос волнует, наверное, любого фотографа. Регулировать цветопередачу можно двумя способами:

  • Снимать в формате JPEG и использовать настройки фотоаппарата - баланс белого, насыщенность, яркость, контрастность изображения
  • Снимать в формате RAW (если аппарат дает такую возможность) и настраивать цветопередачу при обработке фотографий на ПК

Оба эти способа имеют свои плюсы и минусы, попытаюсь вкратце о них рассказать. Но прежде чем приступать к практике, давайте сначала определимся, в чем же разница между форматами JPEG и RAW.

Формат JPEG

Формат получил свое название от сокращения Joint Photographic Experts Group - организация, которая этот формат создала. JPEG на сегодняшний день наиболее популярный формат хранения фотографий, поэтому все без исключения фотоаппараты умеют сохранять изображения в этом формате, а все устройства воспроизведения картинок и видео (персональные компьютеры всех разновидностей, медиа-, DVD-, BlueRay-проигрыватели, цифровые фоторамки и другие устройства) умеют читать этот формат и воспроизводить изображение на экране. Совместимость с большим количеством воспроизводящих устройств - главное достоинство формата JPEG. К тому же, файлы JPEG имеют умеренный размер по сравнению с другими графическими форматами - BMP, TIFF.

Однако, у JPEG есть и недостатки. При кодировании картинки в формат JPEG происходит сжатие данных, в результате которого часть данных теряется. При большой степени сжатия качество картинки серьезно страдает, на ней видны так называемые артефакты, то есть искажения, вызванные потерей слишком большого количества информации при сжатии.

Картинка, я думаю, не нуждается в комментариях.

Разумеется, фотоаппарат имеет несколько уровней качества изображения, например, стандартное (standart, normal), хорошее (good), наилучшее (fine, superfine). В стандартном качестве фотографии имеют умеренный размер (на флешку при этом помещается очень много фотографий), но в некоторых случаях на фотографиях могут быть заметны артефакты. Наиболее подвержены ухудшению качества фотографии, изобилующие мелкими деталями - в этом случае сжатие способно существенно ухудшить детализацию снимка.

Фотографии, сделанные в наилучшем качестве имеют больший размер в мегабайтах, на флешку помещается меньше снимков, но детализация на них ощутимо лучше. На вопрос, в каком качестве лучше снимать в формате JPEG, я однозначно рекомендую использовать наилучшее качество. Флешки и жесткие диски не настолько дороги, чтобы экономить на качестве фотографий. Фотографии, снятые со "стандартным" качеством могут неплохо выглядеть на экране компьютера, но даже при незначительной обработке вас может ждать разочарование.

Коли разговор пошел о детализации при съемке в JPEG, нельзя не упомянуть настройку разрешения фотографии. Если аппарат имеет разрешение, например, 12 мегапикселей, то максимальное разрешение изображения у него примерно 4000 * 3000 пикселей (этого достаточно для печати 30 * 45 см). Однако, в настройках качества изображения разрешение фотографий можно изменить. Обычно, установки маркируются буквами:

  • S (англ. small - маленький) - самое маленькое разрешение, которого едва достаточно для печати 10*15 см. Как правило соответствует 2-3 мегапикселям.
  • M (англ. medium - средний) - среднее разрешение. Разрешение фотографии может варьироваться от 5 до 10 мегапикселей, что соответствует формату печати 20*30 см.
  • L (англ. large - большой) - максимальное разрешение, соответствующее разрешению матрицы в мегапикселях. У современных аппаратов - до 36 мегапикселей, формат печати - до 90*60 см.

Возможность печати фотографий на огромных холстах - сомнительное преимущество для рядового фотолюбителя. Однако, сохраняя фотографии в максимально возможном разрешении, мы получаем дополнительные возможности по кадрированию изображения без видимых потерь качества отпечатка. Это и является решающим фактором в пользу режима L, при котором фотографии сохраняются на флешку с максимальным разрешением.

Итак, чтобы получить максимальную разрешающую способность в совокупности с наилучшей детализацией, в настройках качества фото выбираем режим - максимальное разрешение (L) с минимальным сжатием (наилучшее, superfine) .

Иногда вместо словесного описания степени сжатия используются пиктограммы. Вот пример меню выбора качества у зеркалки Canon. Пока смотрим только на левую колонку:

Мы видим, что перед буквами L, M, S присутствуют пиктограммы с гладким левым краем и ступенчатым. Пиктограмма с гладким краем соответствует меньшему сжатию, со ступенчатым - большему. В правой колонке - разные варианты съемки в формат RAW, о котором речь пойдет чуть ниже.

Установить качество и степень сжатия - это еще полдела... Теперь нужно выполнить ряд настроек для обеспечения наилучшей цветопередачи. Цветопередача настраивается в два этапа:

  1. Установка баланса белого
  2. Настройка параметров изображения - контрастности, насыщенности, резкости.

Баланс белого

Вы наверно замечали, что источники разные света имеют разные цветовые оттенки. Свеча дает желтый свет, закатное солнце - красноватый, люминесцентная лампа - голубоватый. Наши глаза и мозг устроены таким образом, что при практически при любых условиях лист белой бумаги будет восприниматься белым - даже если он освещен с одной стороны свечой, с другой - люминесцентной лампой. Мозг "принудительно" сообщит сам себе, что глаза видят белый объект, поскольку он знает, что бумага имеет белый цвет.

С матрицей фотоаппарата, к сожалению, такой номер не пройдет. Фотоаппарат не знает, какой цвет имеют привычные нам объекты, поэтому в необычных условиях освещения возможно существенное искажение цветов. Наиболее типичный пример - при съемке без вспышки в помещении, освещенном лампами накаливания, фотографии часто уходят в желтизну.

Чтобы избежать подобного искажения цветов, в наших силах "помочь" фотоаппарату определиться, какой из объектов должен "считаться" белым. Это делается при помощи функции установки баланса белого.

Самый простой способ установить баланс белого - выбрать одну из предустановленных программ. Как правило, фотоаппарат имеет несколько предустановок. Обычно они следующие:

  • Солнечно
  • Пасмурно
  • Закат/рассвет
  • Лампа накаливания
  • Люминесцентная лампа
  • Вспышка
  • Пользовательский баланс белого

В режиме автобаланса белого фотоаппарат сам пытается определить тип источника освещения и в соответствии с этим настроить цветопередачу. Чаще всего ему это удается, но 100% полагаться на эту функцию не стоит. Особенно любит она ошибаться при смешанном освещении, например - в помещении горит лампа накаливания (желтоватый оттенок), а из окна проникает дневной свет (голубоватый оттенок). В этом случае никто не застрахует от появления на фотографии желтых, или, наоборот, синих лиц.

На этой фотографии показана ошибка автоматического баланса белого при смешанном освещении. Чтобы избежать подобных ошибок, в ряде случаев требуется прибегнуть к принудительной установке баланса белого в соответствии с преобладающим типом освещения. В данном случае помогла бы установка баланса белого "лампа накаливания". Пейзаж за окном бы чуть посинел, но желтизна на переднем плане исчезла бы, сделав цветопередачу более приближенной к реальности. Выход, разумеется, есть - каждый раз устанавливать баланс белого в соответствии с источником основного освещения. Вошли в помещение, освещенное лампами накаливания - установили баланс белого "лампа накаливания". Вышли на улицу - установили, в зависимости от погоды, "солнечно" или "пасмурно".

В случаях со смешанным освещением, когда с одной стороны свет от окна, с другой - свет от лампы, часто помогает вспышка. Если она имеет достаточную мощность, то способна "задавить" другие источники освещения и, осветить снимаемую сцену однородным светом. Баланс белого при этом нужно выставлять либо "вспышка", либо "авто" (при включенной вспышке аппарат сам определит ее как основной тип источника освещения). Наилучший результат достигается при использовании внешней вспышки, но для любительской "бытовой" фотографии в большинстве случаев достаточно встроенной вспышки.

Ручной (пользовательский) баланс белого

Предустановленные режимы баланса белого хоть и охватывают большинство часто применяемых источников освещения, но случаются ситуации, когда ни один из предлагаемых режимов не подходит. Взять к примеру, лампу накаливания. Мощные лампы (75-100 Вт) дают свет более близкий к белому, в то время как слабые лампы (25-40 Вт), имеющие свет желтоватого оттенка. Особый случай - энергосберегающие лампы, особенно дешевые, спектр у которых такой, что даже человеческий глаз порой не в состоянии адекватно оценить цветовую картину.

У некоторых аппаратов есть возможность тонкой настройки баланса белого, относительно предустановленной, однако, чтобы оптимально настроить цветопередачу для данных условий освещенности нужно сделать несколько кадров с разными настройками и выбрать ту установку, с которой цветопередача максимально близка к реальности. Это долго и не всегда эффективно, поскольку приходится ориентироваться на картинку, выводимую на ЖК-экран, цветопередача которого не всегда идеальна.

Гораздо проще воспользоваться функцией "ручной баланс белого". Для этого нужно сфотографировать какой-то белый объект (или просто лист белой бумаги), а потом указать фотоаппарату этот снимок как образец, по которому следует выставлять баланс белого. Не вижу смысла подробно расписывать, каким образом это делается - у разных аппаратов своя последовательность действий, поэтому рекомендую воспользоваться инструкцией, там все расписано по шагам конкретно для вашего аппарата.

Большинство фотоаппаратов умеют сохранять одну или несколько пользовательских настроек баланса белого. Если вам регулярно приходится фотографировать при специфическом освещении, есть смысл сохранить установку баланса белого, чтобы потом не мучиться с фотографированием белого листа.

Чтобы проиллюстрировать возможности ручного баланса белого, предлагаю сравнить цветопередачу на двух фотографиях:

Автоматический ББ

Ручной ББ (в качестве пробы белого цвета использовался белый пиджак левого персонажа)

Результат заметен - в первом случае фотография ушла в желтизну, во втором цветопередача близка к реальности.

Настройка стиля изображения

Функция "стиль изображения" есть, наверно, во всех фотоаппаратах. С ее помощью можно настроить яркость, контрастность, насыщенность цветов, четкость картинки, а также "заставить" аппарат снимать в режиме ч/б, сепия.

Как правило, аппарат уже имеет набор предустановленных стилей изображения - пейзаж, портрет, натуральные тона, точная передача тонов и так далее, а так же несколько "пустых" ячеек для пользовательских настроек. Вот пример пункта меню "выбор стиля изображения у фотоаппарата Canon EOS 5D:

Все предустановки представляют собой комбинацию параметров:

  • резкость
  • контрастность
  • насыщенность
  • цвет тона

Чем-то напоминает функцию настройки картинки у телевизора:) С контрастностью, насыщенностью и цветом тона, я думаю, все понятно. Под резкостью понимается программное "усиление" контуров объектов, за счет чего, картинка будет казаться более резкой. Ключевое слово - "казаться". На самом деле, программное увеличение резкости не увеличивает детализации снимка. Если объект на фотографии чуть изначально размыт (не в фокусе, либо объектив не смог передать всех его нюансов), никакой программный алгоритм не сможет "придумать" недостающие детали. Не стоит в надежде на улучшение качества фотографии выкручивать "регулятор" резкости на полную.

Как вы видите, настроить фотоаппарат для съемки в формате JPEG для получения наилучшего результата не так уж и просто, как может показаться на первый взгляд. Именно это является главным недостатком JPEG перед другим форматом - RAW - о котором пойдет речь далее...

Формат RAW

Для чего нужен формат RAW и чем он лучше формата JPEG?

Формат получил свое название от английского слова "raw", что в обозначает "сырой, необработанный". В принципе, это вполне соответствует сути дела. При использовании формата RAW, сигнал, снятый с матрицы пишется в виде файла на флешку (расширение у файла может отличаться у разных камер). Никакой обработки фотоаппарат при этом не делает, предоставляя возможность пользователю обрабатывать информацию на ПК при помощи специальной программы - RAW-конвертора. Это дает огромное преимущество - фотографу не нужно заботиться о балансе белого, яркости, контрастности, насыщенности изображения - все это можно будет отрегулировать потом на хорошем мониторе. "Сырые" данные несут большое количество избыточной информации, которая в случае необходимости позволит отрегулировать все эти параметры изображения максимально точно и корректно.

В формате JPEG все "лишние" данные ликвидируются, чтобы обеспечить наименьший объем файла, что серьезно ограничивает возможности обработки. Если яркость и контраст еще можно отрегулировать, то неправильный баланс белого исправить значительно сложнее, особенно, если ошибка велика. В этом случае приходится жертвовать натуральностью цветов. Вот пример, когда фотография, ушедшая в желтизну вытягивалась из JPEG и из RAW.

Исходный вариант

Откорректированный вариант (JPEG)

Откорректированный вариант (RAW)

Как видно из приведенных примеров, при попытке исправить баланс белого в JPG картинка приобрела несколько неестественный оттенок, как будто фотография была снята на дешевую негативную пленку, которая была отсканирована на бытовом сканере. Отмечу, что в данном случае я не прилагал особых усилий, чтобы приблизить цвета к реальным, однако для этого понадобилось совершить несколько операций в Adobe Photoshop. Подробнее о правке баланса белого в JPEG можно почитать в этой статье /article45.html. Суть статьи сводится к тому, что исправление незначительной ошибки баланса белого в JPEG возможно, но это довольно нетривиальная задача. При серьезной ошибке баланса белого восстановить цветопередачу без видимой потери качества, работая с форматом JPEG, увы, невозможно.

Основные возможности RAW

Вместо того, чтобы расписывать здесь о возможностях RAW я покажу пример, как была спасена одна изначально неудачная фотография. Во время летней поездки в Питер, мы с женой посетили Эрмитаж, естественно, взяв с собой фотоаппарат. Как и во всех музеях, в Эрмитаже съемка со вспышкой запрещена. Предвидя эту ситуацию я взял светосильный объектив Canon EF 50mm f/1.8. Но основная беда крылась в том, что в разных залах было разное освещение - в одних дневное из окон, в других - искусственное освещение. Если бы я вел съемку в формате JPEG, я бы замучался выставлять баланс белого. Забегая вперед скажу, что съемка велась в RAW и имелась возможность смоделировать ситуацию, какой был бы результат при тех или иных установках ББ в JPEG. Итак, начнем с начала:

Автоматический баланс белого:

Ужасная смесь желтизны с краснотой! Такие фотографии часто получаются тогда, когда помещение освещено большим количеством ламп накаливания относительно небольшой мощности, в этом случае фотография окрашивается в желтый оттенок. Что же, попробуем установить баланс белого "Лампа накаливания"... Вот что получилось:

Чуть лучше. Желтизны стало меньше, зато появилась непонятная зелень. Результат тоже неудовлетворительный.

Вариант с ручной установкой баланса белого очень трудоемок, поскольку придется проводить эту процедуру в почти каждом новом зале. К счастью, есть файл RAW, который позволяет на компьютере выставить правильный баланс белого за 1 клик мыши.

Для обработки RAW использовалась программа Digital Photo Professional, которая шла в комплекте с фотоаппаратом Canon EOS 5D (на диске с ПО). Что касается других аппаратов, более чем уверен, что и к ним дается что-то подобное.

Программа имеет очень простой интерфейс, поэтому разобраться в ней не составит особого труда. По сути, она дублирует настройки фотоаппарата, касающиеся цветопередачи, а также имеет ряд других функций.

Чтобы установить баланс белого берем пипетку (показана красной стрелочкой) и тыкаем ей в то место фотографии, которое должно выглядеть белым или светло-серым. В данном случае - это была моя кофта. Какие стали цвета на фотографии, видно по картинке. Полученный результат не идет ни в какое сравнение с тем, что получен только стандартными настройками фотоаппарата.

Программа Digital Photo Professional позволяет выставить "задним числом" настройки цветопередачи картинки, которые доступны через меню фотоаппарата. Таким образом, вы получаете возможность во время съемки не тратить время на установку баланса белого, выбор стиля изображения. Особенно это актуально при репортажной съемке, где каждая секунда бывает на счету. Программа позволяет делать некоторые вещи, которые просто недоступны через меню, например - настройка подавления шумов, настройка резкости, коррекция хроматических аберраций и дисторсии (искажения прямых линий по краям кадра). Единственное условие, при котором все это работает - фотография сделана в формате RAW. С JPEG большинство функций недоступно.

Надо сказать, что программа Digital Photo Professional имеет относительно небольшой функционал по сравнению с популярной программой Adobe Photoshop Lightroom, однако стоит учитывать тот факт, что лицензионный Adobe Photoshop Lightroom стоит около 200 долларов, причем обновления до новых версий у этой программы платное (около 100 долларов). Digital Photo Professional достается нам совершенно бесплатно и столь же бесплатно обновляется до более новых версий. Однако, есть нюанс - саму программу скачать нельзя, она должна быть установлена с диска. С сайта Canon можно скачать лишь обновление до свежей версии.

Не вижу смысла писать здесь руководство по Digital Photo Professional по двум причинам - во-первых, оно будет интересно только владельцам аппаратов Canon, во-вторых, такое руководство уже есть - http://www.ixbt.com/digimage/canon_dppix.shtml

Даже если в JPEG-овском варианте установлен правильный баланс белого, скорее всего, вариант фотографии, полученной из формата RAW будет иметь лучшее качество. Причина простая. Производительность процессора компьютера намного больше производительности фотоаппарата и ему "по зубам" более сложные алгоритмы обработки изображений - улучшения детализации, фильтрации шумов, и прочей обработки. Даже если обработка займет некоторое время, для компьютера это не страшно -пользователь может и подождать. При фотосъемке же каждая секунда бывает на вес золота. Как следствие - алгоритмы, используемые фотоаппаратом для обработки снятого с матрицы изображения, зажаты в жесткие временные рамки, чтобы не снижать скоростных характеристик фотоаппарата. Например, те действия, которые компьютер может делать 10 секунд, аппарат обязан выполнить не более чем за 1 секунду. Это неизбежно сказывается на качестве обработки, особенно, когда аппарат имеет не самый современный и скоростной процессор. Именно поэтому результат съемки в JPEG практически всегда хуже, чем правильно обработанный RAW.

Нельзя не упомянуть еще один технический аспект. При съемке в JPEG информация о цвете пикселя кодируется 24 битами, при съемке в RAW - от 30 до 42 бит. Нетрудно представить, насколько большее количество цветовых оттенков можно закодировать в 42 бита вместо 24.

Основные недостатки формата RAW?

RAW доступен далеко не на всех фотоаппаратах. Владельцы зеркалок и "топовых" мыльниц могут быть спокойны, но те у кого относительно недорогие компактные аппараты могут быть разочарованы - в них, скорее всего, поддержки формата RAW нет.

Файлы RAW невозможно открыть ни на одном устройстве, кроме ПК с установленным специальным ПО. Медиаплееры, цифровые фоторамки, планшетные компьютеры фотографии в формате RAW показывать не будут. Для этого их нужно переконвертировать в формат JPEG (на ПК, с использованием программного обеспечения для обработки RAW).

Программа для обработки RAW, идущая в комплекте с фотоаппаратом на диске имеет достаточно скудный набор возможностей. Более функциональное программное обеспечение чаще всего платное.

Размер файла примерно в 2 раза превосходит JPEG в наилучшем качестве. Если отправляетесь в длительное путешествие, в котором намерены фотографировать в RAW, запаситесь флешкой увеличенного объема.

Что за формат RAW+JPEG?

В большинстве аппаратов возможен выбор такого режима, когда на флешку фотографии записывается в виде 2 файлов - один RAW, другой - JPEG. Это бывает полезно в тех случаях, когда основная съемка идет в формате JPEG, но нужно перестраховаться, чтобы в случае чего можно было "вытянуть" неправильно сделанный снимок из RAW.

В случае, если результаты в формате JPEG удовлетворяют фотографа (или заказчика), RAW-файлы можно безболезненно удалить. Как видно на картинке, для варианта в JPEG можно выбрать различное разрешение и качество. Имейте в виду, что при съемке в RAW+JPEG, флешка будет заканчиваться быстрее, чем просто в RAW.

В каком формате снимать?

Если вы заинтересованы в получении максимальной отдачи от вашего фотоаппарата, которая выражается в максимально возможном качестве фотографий, я настоятельно рекомендую снимать в RAW. Все дальнейшие главы учебника будут предполагать, что съемка ведется именно в этом формате.

Вопросы для самоконтроля

Если ваш фотоаппарат умеет снимать в RAW:

1. Установите на свой компьютер программу для обработки RAW (если она еще не установлена). Если не знаете, где ее взять - ищите на диске, который шел в комплекте с фотоаппаратом.

2. Сделайте несколько снимков в формате RAW+JPEG. Если съемка происходит в помещении, постарайтесь обойтись без вспышки.

3. Скачайте результат съемок на ПК и обработайте файлы RAW в установленной программе. Установите правильный баланс белого (по белому участку изображения), яркость, контрастность, уровень шумоподавления. Сравните полученные результаты с картинками в формате JPEG.

Если ваш фотоаппарат не поддерживает RAW

1. Проверьте, какое у вас выбрано качество изображения. Установите максимальное разрешение с минимальным сжатием.

2. Поэкспериментируйте со стилями изображения - меняйте яркость, контраст, насыщенность, цветовой оттенок. Сохраните наиболее понравившиеся настройки как пользовательский режим. Как это сделать - читайте в инструкции к фотоаппарату.

3. Научитесь выставлять баланс белого по листу белой бумаги.

Я знаю много начинающих фотографов которые фотографируют в RAW и не знают зачем они это делают. На вопрос: “Почему?” – получаешь ответ: “Ты что, это же круто! Все Великие фотографы нашего времени фотографируют в RAW!”. Окей, если вы тоже так думаете, то эта статья именно для вас.

Итак, представим, вы только что купили фотик, нашли как поменять формат и сразу полезли в гугл, либо пошли к друзьям, узнать в каком же формате лучше фотографировать…

Если вы не знаете в каком формате фотографировать – однозначно фотографируйте в JPEG.

Почему? – Поймёте по ходу данной статьи.

JPEG (или JPG ) самый популярный формат для просмотра изображений на сегодняшнее время. Он читается всюду, вплоть до вашего мобильного телефона. Любая цифровая камера фотографирует в JPEG формате, причина банальна: JPG дает отличное качество при минимальных затратах времени на его обработку.

RAW (от англ. raw – сырой) это файл содержащий необработанные данные прямо с матрицы. Годится для дальнейшей обработки и корректировки.

Вот собственно как все происходит:

RAW это рай для дизайнеров, предназначен формат для дальнейшей обработки и корректировки. С ним можно работать долго и нудно, (в определенных пределах), изменять , яркость, контрастность, а самое важное – все изменения, которые вы сделаете, не будут существенно влиять на потерю качества снимка. По сути, вы можете изменять все значения которые выставляете на цифровой камере перед съемкой.

Основные недостатки RAW:

1) поскольку формат “сырой” весит он в разы больше чем JPEG, места для его хранения никогда не напасешься.

2) вы все равно должны конвертировать RAW в JPEG чтобы его распечатать или показать друзьям.

3) время=деньги для фотографа, а для работы с RAW у вас уйдет уйма времени, как на обработку, так и на конвертирование.

4) разные производители цифровой фототехники имеют собственные стандарты и настройки для RAW файлов (это видно с разрешений RAW файлов, к примеру: у никона.NEF, у кенона.CRW, у сони.ARW), естественно из-за этого существует множество программного обеспечения для редактирования RAW файлов, основная проблема состоит в том, что в разных редакторах, один и тот же RAW будет выглядеть по-разному.

Всеми любимый и всюду читаемый. Создается JPEG все с того же RAW файла, при этом используются все ваши настройки на камере, такие как , цветовые настройки, которые существенно поменять при обработке вам уже не удастся.

JPEG использует разные степени компрессии. На камере вы можете увидеть JPEG Basic , JPEG Normal и JPEG Fine . Чем лучше качество JPEG тем больше весит файл. Какой выбрать? Это сугубо ваше решение, что вам дороже – качество или место на карте памяти. Лично я фотографирую в JPEG Normal, т.к. разница в качестве между Fine и Normal почти не ощутима, а вес e JPEG Fine в два раза больше. Советую вам поэкспериментировать, прежде чем выбрать.

5) Скорострельность в RAW значительно ниже из-за обработки файлов большего размера, как результат – потеря момента, для репортера это непростительно!

RAW+JPEG

Наверняка, если вы копались в настройках форматов камеры встречали опцию RAW+JPEG. В этом случае камера создает два файла: RAW и JPEG.

Плюс в том что в итоге вы получаете и то и другое, минус в том что на это нужно ещё больше места и времени. А время – деньги. К тому же, если вы не будете чистить свое дисковое пространство, у вас будет накапливаться горы ненужных дубликатов, которые вам будет жалко удалять… Эта ситуация мне напоминает как старенькие бабушки берегут все выпуски газет за последние 10 лет, с надеждой хоть когда-то в них заглянуть.

Выводы

Если вы не знаете в чем фотографировать – однозначно фотографируйте в JPEG.

Вы занимаетесь дизайном – фотографируйте в RAW.

Если вы делаете десятки одинаковых снимков одного и того же объекта, а потом выбираете один, фотографируйте в JPEG. В то же время, если вы делаете один снимок вместо десятков фотографируйте в RAW.

Оцените что вам нравится и на чем вы собираетесь зарабатывать, если вы собираетесь стать фоторепортером – привыкайте все делать быстро и сразу, учитесь правильно настраивать камеру. Если вы хотите проводить больше времени за монитором, чем за камерой – фотографируйте в RAW и учите фотошоп.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows