Как в экселе рисовать линии. Еще об оформлении: как рисовать фигуры в Excel

Как в экселе рисовать линии. Еще об оформлении: как рисовать фигуры в Excel

  • Tutorial

Возможно ли получить псевдообъемное изображение без 3D-программ? «Конечно, - скажете вы, - берешь, напрягаешься и рисуешь с нуля». А если без «берешь, напрягаешься и рисуешь»? А если вообще без каких-то специальных знаний? Можно ли получить изометрические объекты, не тратя время на рендер? Существует ли вообще цифровая иллюстрация вне привычных графических программ? На эти и другие вопросы я дам ответ в своей статье, посвященной новому методу создания цифровых иллюстраций - ExcelArt.

Часть 1. Уникальный метод создания иллюстраций

Первая часть статьи теоретическая. Здесь вы найдете общую информацию о том, что это за метод, как он появился и зачем нужен. Вторая часть практическая. Она поможет на конкретном примере увидеть, как это работает. В ней вас ждет пошаговый туториал, выполнив который, вы сможете легко создать реалистичный телефон со своим дизайном на экране.

Краткая предыстория о креативных инструментах

Удивительно, но эра цифровых технологий подарила современным дизайнерам и иллюстраторам не так уж много инструментов. И, несмотря на то, что возможности их чрезвычайно широки, они все же имеют свои пределы. Ни для кого не секрет, что все мы сегодня работаем в одних и тех же фотошопах, иллюстраторах и 3D-максах. Это само по себе неплохо, указанные программы прекрасны. Тем не менее одинаковые инструменты дают схожие методы работы с ними и, соответственно, похожие результаты. Создается ощущение, что каждая «свежая» работа нового автора чем-то напоминает предыдущие идеи старых мастеров. Ситуация только осложняется всеобщей информационной глобализацией: все мы смотрим чужие работы и, так или иначе, перенимаем лучшие приемы и техники друг у друга. Безусловно, так и происходит прогресс, однако обратной стороной медали является некоторое однообразие.

Я считаю, что по-настоящему любящий свое дело иллюстратор или дизайнер просто обязан постоянно находиться в поиске новых инструментов, стилей и техник работы. Без этого невозможно его профессиональное развитие. Без этого также немыслим и прогресс в мире дизайна.

Руководствуясь идеей о поиске новых креативных инструментов, я провел своеобразный эксперимент. Я попытался создать цифровую иллюстрацию без использования привычных графических программ. Через энное количество попыток я наткнулся на нечто совершенно уникальное.

Легкая и быстрая изометрия без 3D

Я заметил, что в программе Microsoft Excel можно создавать и комбинировать несложные псевдообъемные фигуры. Обладая достаточной долей изобретательности и фантазии, с помощью этой небольшой функции вполне реально нарисовать интересные яркие изометрические иллюстрации.

Как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому, чтобы сэкономить время уважаемых читателей, просто покажу видео, в котором наглядно виден весь процесс создания картинки в MS Excel от начала и до конца.

Что это дает дизайнерам и иллюстраторам

Во многих случаях ExcelArt - это большая экономия времени, сил и нервов. Например, когда работаешь в технике matte-paint, нередко возникает потребность в получении изометрических фигур для последующей постобработки в Photoshop. Запускать из-за нескольких кубиков и пирамидок, сложенных в определенном порядке, 3D-редактор - это как стрелять из пушки по воробьям. Кроме того, не у всех есть достаточные знания 3D, да и «майя» с «максом» стоят далеко не на каждом компьютере.

Когда же проблемы заходят дальше кубиков, и нужно нарисовать, например, несколько зданий, такая задача может потребовать еще и немало времени. Хотя при наличии небольшой практики сделать то же самое в Excel получается гораздо быстрее.

Я сам однажды стал жертвой задачи с псевдообъемами. Мне нужно было получить псевдообъемные буквы в векторе. Когда я попытался сделать это штатными средствами в Illustrator, он сначала несколько минут просчитывал картинку, а потом выдал мне кучу изломанных линий. Отрисовывать то же самое градиентами и контурами было нереально трудозатратно. Над задачей нависла угроза провала. Спас ExcelArt! Всего за несколько секунд (!) я сделал объемный текст в Excel. И, кстати, результат оттуда отлично экспортировался в «люстру» (мне ведь нужен был вектор на выходе).

Что это дает обычным людям

ExcelArt чрезвычайно прост в освоении. Еще бы, ведь вся работа ведется в привычном редакторе таблиц, а не в каком-то сложном графическом пакете с изощренным интерфейсом. Более того, в работе задействуется малое количество инструментов, разобраться в применении которых можно, не тратя много времени.

В качестве примера приведу несколько иллюстраций, сделанных исключительно методом ExcelArt без дальнейшей постобработки.

А сейчас, во второй части статьи, вы сами сможете попробовать создать полноценную цифровую иллюстрацию. Пусть вас не пугает размер туториала, все шаги в нем интуитивно понятны и похожи друг на друга.

Часть 2. Туториал


В первой части статьи вы узнали, в чем заключается уникальность и преимущества нового метода создания цифровых иллюстраций - ExcelArt. Настало время для практики. Давайте попробуем вместе создать полноценное изображение - телефон.

Почему выбран именно телефон? Дело в том, что существенную долю работы современного IT-специалиста составляет создание мобильного контента. Все разработчики мобильных игр и приложений, а также UI-дизайнеры любят показывать свои продукты в естественной среде. Исходя из этого, всегда будет удобно иметь небольшой мокап, который поможет легко и быстро продемонстрировать ваш мобильный прототип. Именно такой мокап с телефоном мы и сделаем в данном уроке.

1. Начнем с создания передней части корпуса телефона. Для этого открываем MS Excel, выбираем в верхней панели вкладку Вставка > Фигуры > Скругленный прямоугольник (20,29 х 9,97 см). Скругление углов сделайте с помощью желтого ромбика в верхнем левом углу фигуры, как на изображении ниже.

Чтобы вам легче было ориентироваться в пропорциях, в скобках я буду указывать размеры всех создаваемых объектов. После того как вы создали фигуру, размеры можно изменить во вкладке Формат > Размер.

Внимание! Не создавайте фигуру в верхнем левом углу страницы. Позже, когда вы начнете добавлять другие объекты и работать с изометрией, у вас могут возникнуть проблемы с расположением элементов. Обратите внимание, я сделал свой прямоугольник ближе к центру страницы (координаты W69).

2. Займемся экраном. Сначала создадим сам экран, делается он так же, как и предыдущий элемент, то есть с помощью верхней вкладки Вставка > Фигуры > Прямоугольник (15,74 х 9,21 см). Углы в данном случае скруглять не нужно. Далее делаем динамик: Вставка > Фигуры > Скругленный прямоугольник (0,18 х 1,5 см), его углы нужно скруглить по максимуму. Затем создаем кнопку: Вставка > Фигуры > Овал (1,5 х 1,5 см).

3. Фронтальная камера создается двумя Овалами: нижним - большего диаметра (0,29 х 0,29 см), и верхним - меньшего диаметра (0,14 х 0,14 см). Для того чтобы в дальнейшем было удобно с ними работать, эти два Овала нужно сгруппировать. Для этого зажмите клавишу Shift, выделите овалы, кликнув по каждому из них. Shift нужно отпустить. Далее, кликнув по любому из овалов правой кнопкой мыши, вызовите меню и выберите пункты: Группировать > Группировать.

4. Теперь нам необходимо выровнять все объекты относительно друг друга. Начнем с камеры и динамика. Нужно, чтобы они находились на одной линии. Для этого, зажав клавишу Shift, выделяем камеру и динамик и в верхней вкладке выбираем: Формат > Упорядочить > Выровнять > Выровнять по середине. Далее сгруппируйте динамик и камеру так же, как это было сделано с овалами в предыдущем шаге.

После этого, зажав клавишу Shift, выделите все объекты (корпус, экран, кнопку, группированные динамик и камеру) и выровняйте их по одной оси, выбрав: Формат > Упорядочить > Выровнять > Выровнять по центру. Все выбранные и выровненные объекты вам теперь надо сгруппировать в один.

5. Пришло время придать картинке цвет. Кликните три раза левой кнопкой мыши по корпусу телефона, так, чтобы выделился именно корпус, а не весь сгруппированный объект. Индикатором правильного выбора будут являться две синие обводки вокруг объектов: одна внешняя пунктирная и другая внутренняя сплошная.

6. Покраска динамика и камеры более сложная, так как они закрашиваются не сплошным цветом, а градиентами. Для этого выделите динамик (не забывайте, что все объекты сгруппированы, и нужно выделить тройным кликом только динамик, а не всю группу), щелкните по динамику правой клавишей мыши и выберите пункт - Формат фигуры. В появившемся всплывающем окне выберите вкладку - Заливка > Градиентная заливка. Создайте градиент со следующими настройками: тип - линейный; угол 90⁰; левая точка градиента - второй серый цвет снизу второго столбца с яркостью 15%; правая точка градиента - третий серый цвет снизу второго столбца с яркостью 25%. И, конечно же, не забудьте убрать контур, как в предыдущем шаге: Формат > Контур фигуры > Нет контура.

Таким же способом закрасьте фронтальную камеру. Сначала выделите нижний овал большего диаметра. Настройки градиента у него следующие: тип - линейный; угол 300⁰; левая точка градиента - второй серый цвет снизу второго столбца в положении 41% с яркостью 15%; правая точка градиента - третий цвет снизу второго столбца с яркостью 25%.

Теперь выделите верхний овал меньшего диаметра. Сделайте градиент с такими настройками: тип - линейный; угол 0⁰; левая точка градиента - третий синий цвет снизу четвертого столбца с яркостью 40%; правая точка градиента - второй синий цвет снизу четвертого столбца с яркостью 25%.

7. С экраном все намного проще. Цвет экрана делаем следующим образом: Формат > Заливка > белый цвет. Для покраски контура выбираем: Формат > Контур фигуры > второй серый цвет снизу второго столбца.

В отличие от всех предыдущих объектов у кнопки нет заливки, а вот контур окрашен в градиент. Для его настройки в окне Формат фигуры выберите пункт: Цвет линии > Градиентная линия. Для контура нам понадобится четыре точки градиента. Их можно создать, кликнув левой кнопкой мыши по полосе градиента. Обратите внимание, что цвета всех точек градиента одинаковы, различаться будут только положение и яркость. Итак, настройки градиента следующие: тип - линейный; угол 50⁰; цвет градиента - второй серый цвет снизу второго столбца; первая точка градиента - положение 30%, яркость 18%; вторая точка градиента - положение 48%, яркость 30%; третья точка градиента - положение 62%, яркость –100%; четвертая точка градиента - положение 70%, яркость 15%.

8. Настало время придать объектам изометрическую проекцию. Щелкните по сгруппированной фигуре один раз, чтобы выделить ее, правой клавишей мыши вызовите уже знакомое окно Формат фигуры. Далее выберите: Поворот объемной фигуры > Заготовки > Параллельно > Изометрический, верх. Не закрывайте окно Формат фигуры.

Выделит черный прямоугольник корпуса и перейдите во вкладку Формат объемной фигуры. Задайте корпусу следующие настройки рельефа: сверху - круг, ширина 4 пт, высота 5 пт. Глубину, поверхность и контур изменять не нужно. Если все правильно сделано, с двух краев прямоугольника должны появиться небольшие серые тени.

9. Теперь займемся созданием металлической части корпуса. Кликните три раза по черному прямоугольнику корпуса, выделив его, и скопируйте его нажатием клавиш Ctrl+C. После этого снимите выделение, кликнув по любой пустой ячейке листа, и вставьте прямоугольник, нажав Ctrl+V.

Закрасьте прямоугольник светло-серым (третий цвет снизу первого столбца) и слегка увеличьте его (20,53 х 10,09 см). Во вкладке Формат объемной фигуры сделайте следующие настройки рельефа: сверху - круг по 11 пт в ширину и высоту, снизу - круг по 11 пт в ширину и высоту. Обратите внимание, в той же вкладке нужно изменить угол освещения: Поверхность > Освещение > Угол > 300⁰. Глубину и контур не трогаем.

Чтобы разместить металлическую часть корпуса под черной, нужно кликнуть по ней правой клавишей мыши и выбрать пункты: На задний план > На задний план.

10. На данном этапе мы рассмотрели все основные приемы генерации объектов, необходимых для создания изометрического телефона. Почти все следующие элементы будут создаваться точно таким же способом, как все предыдущие детали конструкции.

Начнем делать нижний блок отверстий с динамиком. Сделайте шесть одинаковых Овалов (0,2 х 0,2 см). Выровняйте их по середине и сгруппируйте. Далее выберите: Формат фигуры > Поворот объемной фигуры > Заготовки > Параллельно >

Задайте каждому Овалу одинаковый градиент. На этот раз нам понадобятся три точки градиента. Как и в предыдущем случае, цвет всех точек одинаковый - второй серый цвет снизу второго столбца. Остальные настройки следующие: тип - линейный; угол 130⁰; первая точка градиента - положение 27%, яркость 15%; вторая точка градиента - положение 63%, яркость 50%; третья точка градиента - положение 75%, яркость –15%.

Теперь необходимо выбрать толщину контура, кликнув по верхней вкладке: Формат > Контур фигуры > Толщина > 0,5 пт. В том же пункте выбираем цвет - первый серый цвет снизу первого столбца.

11. Теперь займемся отверстием для зарядки и болтами возле него. Каждый болт состоит из двух фигур. Нижняя фигура - Овал (0,2 х 0,2 см), светло-серого цвета (второй цвет снизу первого столбца) без контура. Верхняя фигура - пятиконечная звезда. Для ее создания выбираем вкладку Вставка > Фигуры > 5-конечная звезда (0,15 х 0,15 см). Цвет: черный без контура. Обе фигуры необходимо выделить и выровнять относительно друг друга по центру и по середине, а также сгруппировать. Болты абсолютно одинаковы, так что можно сделать только один, а другой просто скопировать рядом.

Отверстие для зарядки, как вы, наверное, уже догадались, это скругленный прямоугольник (0,32 х 1,06 см), углы которого скруглены по максимуму. Цвет всех трех точек градиента такой же, как и в предыдущем этапе. Настройки градиента похожие: тип - линейный; угол 130⁰; первая точка градиента - положение 0%, яркость 15%; вторая точка градиента - положение 29%, яркость 50%; третья точка градиента - положение 94%, яркость –15%. Толщина контура 1 пт, цвет - второй серый цвет снизу первого столбца.

После того, как сделаете болты и отверстие для зарядки, выровняйте их посередине и выберите: Формат фигуры > Поворот объемной фигуры > Заготовки > Параллельно > Изометрический, вправо вверх.

12. Последние два Овала снизу - это вход для наушников (тот, что больше) и отверстие микрофона.

Отверстие микрофона - это точная копия отверстий динамика, просто скопируйте одно из них.
Вход для наушников делается из Овала (0,48 х 0,48 см) без контура. Цвет точек градиента одинаковый: второй серый цвет снизу второго столбца. Настройки градиента такие: тип - линейный; угол 30⁰; первая точка - положение 7%, яркость –18%; вторая точка градиента - положение 100%, яркость 37%.

Как всегда, оба отверстия выравниваем по середине, группируем и задаем получившейся группе поворот: Формат фигуры > Поворот объемной фигуры > Заготовки > Параллельно > Изометрический, вправо вверх.

13. Осталось сделать боковую панель. Кнопка выключения звука состоит из двух скругленных по максимуму прямоугольников. Нижний прямоугольник (0,3 х 0,85 см) темного-серого цвета (третий цвет снизу второго столбца) без контура. Верхний прямоугольник (0,16 х 0,85 см) светло-серого цвета (третий цвет снизу первого столбца) без контура. Перейдите во вкладку Формат фигуры > Формат объемной фигуры и задайте верхнему прямоугольнику следующие настройки - рельеф: сверху - угол, ширина 0,5 пт, высота 1 пт; глубина: глубина 1,5 пт; поверхность: материал - стандартный «пластик», освещение - нейтральное «три точки», угол освещения: 170⁰. Нижний прямоугольник настроек не требует. Для того чтобы повернуть прямоугольники в изометрической проекции, выберите для каждого из них: Формат фигуры > Поворот объемной фигуры > Заготовки > Параллельно > Изометрически, влево вниз.

Внимание! Не группируйте прямоугольники, пока полностью не сделаете каждый из них, иначе после настроек формата объема у вас могут возникнуть проблемы с перекрытием одного прямоугольника другим.

14. Кнопки регулировки громкости сделаны из трех скругленных по максимуму прямоугольников. Овалы самих кнопок (0,29 х 1,43 см) имеют точно такие же настройки, как и кнопка выключения звука в предыдущем этапе. Находящийся под ними скругленный прямоугольник (0,36 х 3,39 см) не имеет контура. Настройки градиента для него следующие: цвет обеих точек - третий темно-серый цвет снизу второго столбца; тип - линейный; угол 90⁰; первая точка градиента - положение 0%, яркость 29%; вторая точка градиента - положение 100%, яркость 75%. Поворот всех овалов: Формат фигуры > Поворот объемной фигуры > Заготовки > Параллельно > Изометрический, влево вниз.

После того, как сделаете все детали этого блока, не забудьте сгруппировать их для удобства постановки на место и перетягивания.

15. Серые полосы сбоку корпуса получены из двух фигур Блок-схема (Вставка > Фигуры > Блок-схема: сохраненные данные), размер каждой 0,5 х 0,4 см, поворот фигуры: Формат фигуры > Поворот объемной фигуры > Заготовки > Параллельно > Изометрически, влево вниз.

Настройки градиента: цвет обеих точек - второй светло-серый цвет снизу первого столбца; тип - линейный; угол 100⁰; первая точка градиента - положение 0%, яркость –35%, прозрачность 30%; вторая точка градиента - положение 100%, яркость –63%, прозрачность 0%.

16. Наш телефон готов. Осталось только вставить изображение в экран. Выделите белый прямоугольник экрана, правой клавишей мыши вызовите: Формат фигуры > Заливка > Рисунок или текстура > Вставить из: Файл. Затем выберите на своем компьютере изображение, которое хотите добавить на экран телефона, и нажмите кнопку Вставить. Я вставил заранее снятый скрин почтового приложения Mail.Ru. Вы можете добавить макет дизайна вашего приложения или любую другую картинку.

17. Чтобы картинка обрела законченный вид, необходимо закрасить фон. Для этого просто выделите пустые ячейки за телефоном и выберите подходящий цвет заливки в верхней вкладке: Главная > Шрифт > Цвет заливки.

Уже закончив изображение и взглянув на получившийся результат, я понял, что для пущей убедительности телефону не хватает небольшой тени. Вы спросите: «Неужели и это можно сделать в Excel’е?». Можно куда больше, но мы остановимся на этом.

Выделите нижний серый скругленный прямоугольник (корпус) и правой клавишей мыши вызовите окно Формат фигуры. Во вкладке Тень пропишите следующие настройки: цвет - черный, прозрачность - 62%, размер - 99%, размытие - 11 пт; угол - 60⁰; расстояние - 3 пт.

18. Последний вопрос, который нам предстоит решить, это, как получить файл с готовым изображением, над которым мы так долго работали. Есть несколько способов решения этой задачи. Я расскажу один наиболее простой и логичный - просто сделать снимок экрана.

У десктопной версии Облака Mail.Ru есть замечательная скриншотилка. Нажмите Shift+Ctrl+6, выделите часть экрана с изображением телефона и нажмите кнопку Готово. Ссылка на изображение сразу же попадет в ваш буфер обмена, а сама картинка в формате png будет лежать в вашем Облаке в папке Screenshots. Вот так, быстро и удобно, и не надо ничего отдельно вырезать и сохранять.

Надеюсь, вам понравился урок, и теперь вы можете в полной мере оценить все преимущества создания диджитал-иллюстраций методом ExcelArt. А если у вас остались вопросы, не стесняйтесь, задавайте их в комментариях. И обязательно покажите, что у вас получилось, если воспользуетесь моим туториалом.

Приходилось ли Вам когда-либо создавать блок-схему документа или бизнес-процесса? Некоторые компании покупают дорогое специализированное программное обеспечение, используя которое можно создавать блок-схемы при помощи нескольких кликов мышью. Другие компании выбирают иной путь: они используют инструмент, который у них уже есть и в котором их сотрудники умеют работать. Думаю, Вы догадались, что речь идет о Microsoft Excel.

Составьте план

Цель блок-схемы – показать логическую структуру событий, которые должны случиться, решений, которые должны быть приняты, и последствий этих решений. Поэтому, несомненно, построить блок-схему будет проще, если предварительно уделить несколько минут тому, чтобы привести в порядок свои мысли. Блок-схема, составленная из беспорядочных, тщательно не продуманных шагов, принесёт мало пользы.

Поэтому выделите несколько минут на то, чтобы сделать заметки. Не важно в каком формате, главное – запишите каждый шаг процесса и зафиксируйте каждое решение с возможными следствиями.

Настройте элементы

Для каждого шага структуры добавьте в Excel элементы блок-схемы.

  1. На вкладке Вставка (Insert) нажмите Фигуры (Shapes).
  2. Открывшийся список фигур разделён на основные группы. Пролистайте вниз до группы Блок-схема (Flowchart).
  3. Выберите элемент.
  4. Чтобы добавить к элементу текст, кликните по нему правой кнопкой мыши и в появившемся меню выберите Изменить текст (Edit text).
  5. На вкладке Формат (Format) Ленты меню выберите стиль и цветовую схему для элемента.

Закончив с одним элементом, добавляйте следующий элемент для очередного пункта намеченной структуры, затем следующий, и так до тех пор, пока вся структура не появится на экране.

Обратите внимание на форму каждого элемента блок-схемы. Форма сообщает читателю, какая функция выполняется на каждом шаге структуры. Рекомендую использовать все формы в соответствии с их общепринятым назначением, так как нестандартное использование форм может запутать читателей.

Вот несколько самых часто встречающихся элементов:

Упорядочьте элементы

После того, как все элементы вставлены на лист:


Настройте линии связей

На вкладке Вставка (Insert) кликните Фигуры (Shapes) и выберите прямую стрелку или уступ со стрелкой.

  • При помощи прямой стрелки соединяйте два элемента, находящиеся в прямой последовательности.
  • Используйте уступ со стрелкой, когда соединительная линия должна быть изогнута, например, если нужно вернуться к предыдущему шагу после элемента принятия решения.

Дальнейшие действия

Excel предлагает множество дополнительных элементов для создания блок-схем и бесконечное разнообразие настраиваемых параметров форматирования. Смелее экспериментируйте и пробуйте все доступные возможности!

Создание рисунков в таблицах Excel

1. Создание графических объектов

Рисунки технического или делового характера удобно выполнять непосредственно в Excel, с помощью инструментов панели Рисование (рис. 1).

Панель Рисование имеет в своем составе инструменты для создания, редактирования и размещения графических объектов, таких как линии, прямоугольники, стрелки и т. д., из которых затем и образуется рисунок. Эта панель, по сути, представляет собой небольшой графический редактор, встроенный в Excel.

Рис. 1 - Панель инструментов Рисование

Рисунки встроенного редактора могут размещаться как на листах таблиц, так и на листах диаграмм. Удобнее создавать рисунок на любом свободном месте. Затем готовый рисунок можно переместить в требуемое место.

Простейшие объекты создаются инструментами Линия, Стрелка, Прямоугольник, Овал и Надпись (рис. 2).

Рис.2 - Простые фигуры

Для создания графического объекта необходимо выбрать соответствующий инструмент, установить курсор мыши (он приобретает форму перекрестия) в документ, нажать клавишу мыши и растянуть изображение объекта до требуемого размера. Создать замкнутый объект (т. е. любой кроме линии) можно, выбрав соответствующий инструмент и просто щелкнув мышью в документе. В этом случае объект будет иметь размеры, установленные по умолчанию, которые затем можно будет изменить.

Более сложные объекты и соединительные линии между объектами (авто-фигуры) можно создавать инструментами, появляющимися после выбора инструмента Автофигуры (рис. 3). При этом используются, в основном, те же приемы, что и при создании простых фигур. Хотя в некоторых случаях есть особенности.

Рис. 3 - Инструмент Автофигуры и отделенные панели инструментов

Рисунки в таблицах Excel

Например, при рисовании линий с помощью инструментов Кривая, Полилиния из подменю Автофигуры-Линии создавать изгибы линии необходимо одинарными щелчками мыши, а завершать рисование – двойным щелчком. Если двойной щелчок выполнить в начальной точке линии, то будет создана замкнутая фигура (вторая фигура на рис. 4).

Рис. 4 - Сложные фигуры

Для создания соединительной линии между двумя объектами необходимо

выбрать инструмент из подменю Автофигуры-Соединительные линии, навести курсор мыши на один из объектов (при наведении на объекте появятся точки соединения синего цвета), щелкнуть по одной из точек соединения, а затем навести курсор мыши на другой объект и также щелкнуть по точке соединения. Между объектами, а точнее, между точками соединения объектов, по которым выполнялись щелчки, появится линия заданного вида (рис. 4).

Эта линия как бы прикрепляется к объектам и в дальнейшем при перемещении соединенных объектов линия перемещается вместе с ними.

Кроме инструмента Автофигуры панели Рисование для создания автофигур может также использоваться специальная панель инструментов с незамысловатым названием Автофигуры. Эту панель можно вызвать командой Рисунок-Автофигуры (Вставка). Можно использовать еще один прием: установить курсор мыши на заголовок инструмента Автофигуры и перетащить его в сторону, т. е. создать отделенную панель инструментов (рис. 3).

Если инструмент создания объекта выбрать двойным щелчком, то можно создавать не один, а несколько объектов. Инструмент будет оставаться включенным до его повторного выбора, до нажатия клавиши Esc или до выбора другого инструмента. Такой способ можно применять при создании простых объектов, а также при создании автофигур, но только если выбирается инструмент автофигуры, находящийся на отделенной панели.

Если во время создания прямоугольника, при протаскивании, удерживать нажатой клавишу Shift, то можно нарисовать квадрат. Такой же прием во время создания овала позволяет нарисовать круг, во время создания линии – вертикальную, горизонтальную или наклонную (30, 45, 60 градусов) линию и т. д. Если при создании удерживать нажатой клавише Ctrl, то начальное положение курсора мыши будет являться геометрическим центром создаваемого объекта.

Внутри объекта, созданного инструментом Надпись (по форме это прямоугольник), сразу после его создания можно набирать текст (справа на рис. 2).

Текст может быть размещен и внутри других замкнутых объектов. Для этого следует выполнить команду Добавить текст контекстного меню объекта.

Текст внутри графических объектов набирается и редактируется с использованием обычных приемов. В том числе можно использовать инструмент Цвет шрифта, который дублирует инструмент панели Форматирование.

Поясняющую надпись к стрелке или к линии можно добавлять следующим способом: инструментом Надпись создать объект с требуемым текстом внутри, далее, у этого объекта отменить обрамление и заливку, а затем разместить его рядом со стрелкой или линий (рис. 2). Таким образом, в данном случае стрелка (линия) и относящий к ней текст – это два разных объекта.

2. Изменение положения, размеров и формы объектов

Вид и положение созданного графического объекта при необходимости можно изменять.

Перед выполнением над объектами каких-либо операций их необходимо предварительно выделять. Для выделения одиночного объекта следует навести на него курсор мыши и выполнить щелчок. Причем щелчок следует выполнять при таком положении курсора мыши, когда он имеет форму двух перекрещенных двойных стрелок. Выделенный объект обрамляется рамкой с «ручками», а если это прямая линия – «ручки» появляются на ее концах (на рис. 2 выделена линия, на рис. 4 выделен цилиндр).

Чтобы выделить несколько объектов, можно воспользоваться одним из следующих приемов:

Щелкать по выделяемым объектам, удерживая нажатой клавишу Shift;

Выбрать инструмент Выбор объектов панели Рисование, установить курсор мыши в документ рядом с объектами, нажать клавишу мыши и растянуть пунктирный прямоугольник до требуемого размера, в результате чего будут выделены все объекты внутри прямоугольника (рис. 5);

Выделить один объект и нажать Ctrl+Shift+Space (пробел), в результате чего будут выделены все объекты на листе.

Рис. 5 - Выделение нескольких объектов

При использовании второго приема по окончании выделения следует выключить инструмент Выбор объектов. Это можно сделать или выбрав его повторно, или нажав Esc.

Выделение снимается щелчком в любом месте документа, но не на объекте.

Для изменения положения объекта следует установить на него курсор мыши (курсор должен иметь форму двух перекрещенных двойных стрелок) и перетащить объект в требуемое положение. Если перетаскивание объекта выполнять с нажатой клавишей Ctrl, то будет происходить его копирование.

Размер объекта можно изменить путем перетаскивания «ручек» на рамке выделенного объекта (рис. 6). При установке курсора мыши на ручку, он приобретает форму двойной черной стрелки, и именно при этом состоянии курсора можно начинать перетаскивание. При перетаскивании «ручек» с нажатой клавишей Ctrl размеры объекта изменяются симметрично относительно его геометрического центра. Перетаскивание угловых «ручек» с нажатой клавишей Shift сохраняет исходные пропорции объекта.

Рис. 6 – Изменение размеров объекта

Положение и размер можно изменять сразу у нескольких объектов одновременно.

Большинство объектов можно повернуть. Если выделить объект, который можно повернуть, то рядом с ним появится специальная круглая «ручка» зеленого цвета – «ручка» поворота (рис. 7). При установке курсора мыши на «ручку» поворота, она приобретает форму круглой стрелки. Перетаскивая «ручку», можно повернуть объект на требуемый угол относительно его геометрического центра. Если перетаскивание «ручки» выполнять с нажатой клавишей Ctrl, то будет выполняться поворот вокруг «ручки», расположенной на противоположной стороне контура объекта.

Рис. 7 - Поворот объекта

Форму некоторых сложных объектов можно изменить. Если выделить объект, форму которого можно изменить, то на нем (или около него) появится одна или несколько специальных ромбовидных «ручек» желтого цвета – «ручек» изменения формы (рис. 8). При установке курсора мыши на «ручку» изменения формы, он приобретает вид маленькой белой стрелки. Изменение формы выполняется перетаскиванием «ручки».

Каждый сложный объект имеет свои характерные для него «ручки» изменения формы. Например, такой графический объект, как фигурная скобка, имеет две таких ручки, перемещая которые, можно изменять степень изогнутости этой фигуры и положение ее «носика» (рис. 8).

Рисунок 8 – Изменение формы объекта

Форма произвольной линии, которая была создана инструментом Кривая, Полилиния или Рисованная кривая, может быть изменена следующим образом. После выделения линии следует выполнить команду Начать изменение узлов контекстного меню объекта.

В результате этого на линии появятся «узлы» изменения формы (черные квадратики) (рис. 9). Перетаскивая эти «узлы», можно изменить форму линии. После перетаскивания «узла» линии, созданной инструментом Рисованная кривая, появляются дополнительные «узлы» изменения формы (белые квадратики). Используя их, можно изменить вид изгиба примыкающих линий (сегментов).

Рис.9 - Изменение формы произвольной линии

Форма и вид линии, соединяющей объекты, могут быть изменены командами контекстного меню линии. Например, для того, чтобы линия соединяла объекты по кратчайшему расстоянию, можно выполнить команду Спрямить соединения.

3. Форматирование объектов

Вновь созданный объект имеет некоторые параметры, установленные по умолчанию: обычно он рисуется черными тонкими сплошными линиями с заполнением белым цветом. Эти параметры затем можно изменить. Для этого следует, прежде всего, выделить редактируемый объект. Если выделить сразу несколько объектов, то можно установить одинаковые параметры для всех этих объектов.

После выделения дальнейшие операции по редактированию параметров объектов удобнее выполнять с использованием инструментов Тип линии, Тип штриха, Вид стрелки (только для линий), Цвет линий, Цвет заливки (для замкнутых объектов) панели Рисование (рис. 1). Назначение и применение этих инструментов очевидно. Стоит лишь заметить, что для отмены обрамления в поле, появляющемся при выборе инструмента Цвет линий, необходимо щелкнуть по значению Нет линий, а для отмены заполнения – щелкнуть по значению Нет заливки в поле выбора инструмента Цвет заливки. Следует помнить, что отсутствие заливки и заливка белым цветом – это не одно и то же.

Довольно интересные возможности по оформлению созданных объектов предоставляют инструменты Тень и Объем. Первый из них позволяет выбрать один из стандартных вариантов тени объекта, второй – один из вари-

антов объемного представления объекта плоских объектов (рис. 10).

Рис. 10 - Объект с тенью и объект с объемом

Командами Настройка тени... и Настройка объема..., появляющимися при выборе этих инструментов, можно вывести на экран дополнительные панели инструментов. Используя эти панели, пользователь с художественным вкусом может проявить свой талант. Для отказа от тени необходимо выбрать значение Нет тени, для отказа от объемного представления – значение Нет объема.

Для редактирования параметров графического объекта можно также использовать окно Формат автофигуры.

В Excel графики делают для наглядного отображения данных которые записаны в таблице. Прежде чем в экселе начертить график у вас должна быть создана и форматирована таблица с занесёнными в неё данными. Таблицу лучше всего делать на вкладке Вставка.

Делать графики в Excel 2010 нужно начинать с подготовки таблицы

Нажав на иконку Таблица откроется окошко в котором задаются параметры таблицы. Заполненную таблицу форматируют на главной вкладке нажав на Форматировать как таблицу и выбрав понравившийся стиль. Внутренние и внешние линии таблицы задаются на главной вкладке нажав на Другие вкладки, при этом нужно обязательно выделить всю таблицу. Когда таблица будет готова и заполнена то можно начать построение графиков в Excel с двумя осями.


Строить графики в Excel 2010 можно на вкладке Вставка

Перед тем как начать построение графиков в экселе наведите курсор на какую-нибудь ячейку в таблице и нажимаете левую кнопку мыши. Чтобы создать график в экселе нужно перейти на вкладку Вставка и нажать График. Выберите из предложенных графиков нужный и он сразу отобразится. Когда закончите строить графики в экселе нужно их отредактировать.


Закончив построение графика Excel необходимо его отредактировать

Наводите курсор на график и нажимаете правую кнопку мыши. Откроется контекстное меню в котором имеются несколько пунктов.


Чтобы подписать оси графика в Excel 2010 необходимо навести курсор на область графика и нажать левую кнопку мыши.


Подписать оси на графике в экселе можно на вкладке Макет

После этого на панели инструментов появится вкладка Макет на которую и необходимо перейти. На этой вкладке нажимаете на Название осей и выбираете Название основной горизонтальной оси или Название основной вертикальной оси. Когда названия отобразятся на осях графика их можно будет отредактировать изменяя не только название но и цвет и размер шрифта.

Видео

В этом видео показано как построить график функции в Excel 2010.

Создание графических объектов Рисунки технического или делового характера удобно выполнять непосредственно в Excel, с помощью инструментов панели Рисование. На экран эта панель может быть выведена обычным способом или инструментом Рисование панели Стандартная. Панель Рисование имеет в своем составе инструменты для создания, редактирования и размещения графических объектов,

таких как линии, прямоугольники, стрелки и т. д., из которых затем и образуется рисунок. Эта панель, по сути, представляет собой небольшой графический редактор, встроенный в Excel. Рисунки встроенного редактора могут размещаться как на листах таблиц, так и на листах диаграмм.

Удобнее создавать рисунок на любом свободном месте. Затем готовый рисунок можно переместить в требуемое место. Простейшие объекты создаются инструментами Линия, Стрелка, Прямоугольник, Овал и Надпись. Для создания графического объекта необходимо выбрать соответствующий инструмент, установить курсор мыши (он приобретает форму перекрестия) в документ, нажать клавишу мыши и растянуть изображение объекта до требуемого размера.

Создать замкнутый объект (т. е. любой кроме линии) можно, выбрав соответствующий инструмент и просто щелкнув мышью в документе. В этом случае объект будет иметь размеры, установленные по умолчанию, которые затем можно будет изменить. Более сложные объекты и соединительные линии между объектами (автофигуры) можно создавать инструментами, появляющимися после выбора инструмента Автофигуры. При этом используются, в основном, те же приемы, что и при создании простых фигур.

Хотя в некоторых случаях есть особенности. Например, при рисовании линий с помощью инструментов Кривая, Полилиния из подменю Автофигуры-Линии создавать изгибы линии необходимо одинарными щелчками мыши, а завершать рисование - двойным щелчком. Если двойной щелчок выполнить в начальной точке линии, то будет создана замкнутая фигура. Для создания соединительной линии между двумя объектами необходимо выбрать инструмент из подменю Автофигуры-Соединительные линии, навести курсор мыши на один из объектов (при наведении на объекте появятся точки соединения синего цвета), щелкнуть по одной из точек соединения, а затем навести курсор мыши на другой объект и также щелкнуть по точке соединения.

Между объектами, а точнее, между точками соединения объектов, по которым выполнялись щелчки, появится линия заданного вида. Эта линия как бы прикрепляется к объектам и в дальнейшем при перемещении соединенных объектов линия перемещается вместе с ними. Кроме инструмента Автофигуры панели Рисование для создания автофигур может также использоваться специальная панель инструментов с незамысловатым названием Автофигуры. Эту панель можно вызвать обычным способом, а также командой Рисунок-Автофигуры (Вставка).

Можно использовать еще один прием: установить курсор мыши на заголовок инструмента Автофигуры и перетащить его в сторону, т. е. создать отделенную панель инструментов. Если инструмент создания объекта выбрать двойным щелчком, то можно создавать не один, а несколько объектов. Инструмент будет оставаться включенным до его повторного выбора, до нажатия клавиши Esc или до выборадругого инструмента. Такой способ можно применять при создании простых объектов, а также при создании автофигур, но только если выбирается инструмент автофигуры, находящийся на отделенной панели.

Если во время создания прямоугольника, при протаскивании, удерживать нажатой клавишу Shift, то можно нарисовать квадрат. Такой же прием во время создания овала позволяет нарисовать круг, во время создания линии - вертикальную, горизонтальную или наклонную (30, 45, 60 градусов) линию и т.д. Если при создании удерживать нажатой клавише Ctrl, то начальное положение курсора мыши будет являться геометрическим центром создаваемого объекта. Внутри объекта, созданного инструментом Надпись (по форме это прямоугольник), сразу после его создания можно набирать текст. Текст может быть размещен и внутри других замкнутых объектов.

Для этого следует выполнить команду Добавить текст контекстного меню объекта. Текст внутри графических объектов набирается и редактируется с использованием обычных приемов. В том числе можно использовать инструмент Цвет шрифта, который дублирует инструмент панели Форматирование. Поясняющую надпись к стрелке или к линии можно добавлять следующим способом: инструментом Надпись создать объект с требуемым текстом внутри, далее, у этого объекта отменить обрамление и заливку, а затем разместить его рядом со стрелкой или линий.

Таким образом, в данном случае стрелка (линия) и относящий к ней текст - это два разных объекта.




© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows