Раздел восстановления у жесткого диска 2 in. Раздел восстановления: как удалить его безболезненно для систем Windows? Изменение размера раздела EFI

Раздел восстановления у жесткого диска 2 in. Раздел восстановления: как удалить его безболезненно для систем Windows? Изменение размера раздела EFI

Методика тестирования
Настройки драйвера AMD Catalyst — по умолчанию
Antialiasing Application Settings
Anisotropic Filtering Application Settings
Tesselation AMD Optimized
Catalyst A.I. Texture Filter Quality Quality, Enable Surface Format Optimization
Wait for V-Sync Disable, unless application Specifies
AA Mode Multisample
Triple buffernig Disable
Настройки драйвера NVIDIA
CUDA графические процессоры Все
Анизотропная фильтрация Управление приложением
Вертикальная синхронизация Использовать настройку 3D-приложения
Затенение фонового освещения Выкл.
Максимальное количество заранее подготовленных кадров 3
Потоковая оптимизация Авто
Режим управления электропитанием Адаптивный
Сглаживание — гамма-коррекция Выкл.
Сглаживание — режим Управление от приложения
Тройная буферизация Выкл.
Ускорение нескольких дисплеев Режим многодисплейной производительности
Фильтрация текстур — анизотропная оптимизация Выкл.
Фильтрация текстур — качество Качество
Фильтрация текстур — отрицательное отклонение УД Разрешить
Фильтрация текстур — трилинейная оптимизация Вкл.
Программа API Настройки Режимы тестирования Разрешение
3DMark Vantage DirectX 10 Профили Performance, High, Extreme
3DMark 11 DirectX 11 Профили Performance, Extreme
Unigine Heaven 2 DirectX 11 Максимальная детализация, DirectX 11, тесселяция в режиме Extreme Без АА и AF / AA 4х, AF 16x 1920х1080 / 2560х1440
Crysis 2 + Adrenaline Crysis 2 Benchmark Tool DirectX 11 Карта Downtown/Adrenaline. Макс. детализация, текстуры высокого разрешения, DirectX 11 Edge AA 1920х1080 / 2560х1440
Far Cry 2 + Far Cry 2 Benchmark Tool DirectX 10 Карта Ranch Small. Макс. детализация Без АА / AA 4х 1920х1080 / 2560х1440
Metro 2033 + Metro 2033 Benchmark DirectX 11 Максимальная детализация, DirectX 11, DOF, тесселяция, NVIDIA PhysX выкл. Analytical AA, AF 4x / MSAA 4x, AF 16x 1920х1080 / 2560х1440
Aliens versus Predator + Alien vs Predator Benchmark Tool DirectX 11 Максимальная детализация, DirectX 11 Без АА и AF / AA 4х, AF 16x 1920х1080 / 2560х1440
DiRT 3 DirectX 11 Максимальная детализация Без АА и AF / AA 4х, AF 16x 1920х1080 / 2560х1440
Mafia 2 DirectX 11 Максимальная детализация, NVIDIA PhysX выкл. Без АА, AF 1x / AA вкл., AF 16x 1920х1080 / 2560х1440
Just Cause 2 DirectX 10 Максимальная детализация, Bokeh Filter выкл., Enhanced Water Detail выкл. Без АА, AF 2x / AA 4х, AF 16x 1920х1080 / 2560х1440

В качестве соперников Radeon HD 7970 в тестировании приняли участие следующие видеокарты:

  • AMD Radeon HD 6970 (880/5500)
  • Radeon HD 6990 (880/5000)
  • NVIDIA GeForce GTX 580
  • NVIDIA GeForce GTX 590

Разгон, температура, энергопотребление

AMD пообещала, что процессор HD 7970 без проблем разгонится до 1 ГГц и выше, во что легко можно поверить, так как 75 МГц при новом техпроцессе - не столь уж большое достижение. Но наш тестовый экземпляр легко прибавил 200 МГц (!) сверх штатной частоты GPU, а память разогналась с 5500 до 6300 эффективных МГц, и все это без подъема напряжения. Дальнейший разгон уперся в ограничения функции Overdrive, и преодолеть их при помощи известных трюков с ключами реестра и сторонних оверклокерских утилит не удалось. HD 7970 даже не позволяет считать BIOS с помощью существующего ПО, поэтому настоящие рекорды еще впереди.

Похоже, что Radeon HD 7970 действительно не отличается от HD 6970 по TDP. Потребляемая мощность системы под нагрузкой точно такая же, а в режиме 2D HD 6970 даже более прожорлив. Оверклокинг немного прибавил к энергопотреблению, но результат все равно гораздо меньше, чем у прочих конкурентов - «двухголового» HD 6990 и ускорителей GeForce.

Кроме того, HD 7970 оказался самой холодной картой из всех участников тестирования. Даже при максимальном разгоне он греется меньше, чем HD 6970. А так как потребляемая мощность у карт одинакова, то стоит сказать спасибо новой системе охлаждения. Эффект особенно выражен, если опустить частоту процессора HD 7970 до уровня HD 6970.

Производительность, синтетические тесты

  • Radeon HD 7970 с огромным отрывом опережает как HD 6970, так и GeForce GTX 580 во всех режимах. Быстрее работают только «двухголовые» видеокарты.
  • Разогнанный HD 7970 по производительности сопоставим с GeForce GTX 590, хотя HD 6990 все еще впереди. У последнего вообще чрезвычайно высокие результаты, что в очередной раз поднимает вопрос о правильности алгоритмов, с помощью которых 3DMark Vantage рассчитывает очки. С необъяснимыми артефактами в этом тесте мы сталкиваемся не первый раз.

  • HD 7970 опережает всех конкурентов, помимо HD 6990, даже без разгона.
  • При разгоне разница между HD 7970 и старым двухчиповым флагманом опасно сокращается.

Производительность, игровые тесты

Unigine Heaven 2

  • HD 7970 имеет колоссальное, почти двукратное преимущество перед HD 6970. Видно, что AMD отлично поработала над тесселяцией.
  • Сопоставимой производительностью обладает GeForce GTX 580.
  • Благодаря разгону HD 7970 выходит на уровень HD 6990, но до GTX 590 недотягивает.

Crysis 2

  • Разница между результатами HD 7970 и HD 6970 почти двукратная.
  • HD 7970 заметно опережает и GeForce GTX 580.
  • Без разгона HD 7970 по производительности сравним с HD 6990, а с разгоном догоняет и GeForce GTX 590.

Aliens vs Predator

  • У HD 7970 преимущество перед HD 6970 около 25%.
  • GeForce GTX 580 в режимах с AA и AF немного отстает даже от Radeon HD 6970.
  • Двухчиповые видеокарты заметно быстрее новинки, и даже оверклокинг не позволяет их догнать.

  • HD 6970 неплохо выступает в этом бенчмарке, потому и преимущество HD 7970 перед ним большое, но не сокрушающее.
  • GeForce GTX 580 вполне может побороться с HD 7970 при разрешении 1920x1080, но отступает в режиме 2560x1440.
  • Двухпроцессорные видеокарты недосягаемы для HD 7970 даже при разгоне.

Metro 2033

  • HD 7970 не менее чем на треть быстрее по сравнению HD 6970.
  • GeForce GTX 580 все еще показывает высокий результат и не сильно отстает от новинки.
  • SLI и CrossFire работают отлично, поэтому даже с разгоном HD 7970 не может их опередить, хотя и приближается к HD 6990.

Far Cry 2

  • HD 7970 на 20-25% быстрее, чем HD 6970.
  • HD 7970 существенно опережает и GeForce GTX 580.
  • GTX 590 и HD 6990 находятся на недосягаемой высоте для HD 7970, даже после разгона.

VLIW4 vs GCN

Напоследок мы прогнали Radeon HD 7970 через игровые тесты на равных частотах с Radeon HD 6970. Диаграмма наглядно показывает, какое преимущество новая архитектура GCN дает сама по себе по сравнению c VLIW4.

Выводы

AMD с чистого листа создала GPU, которые радикально отличаются от всего, что было выпущено под маркой Radeon за последние несколько лет. По масштабу изменений событие сопоставимо с внедрением унифицированной шейдерной архитектуры VLIW5 в чипе R600 (Radeon HD 2900). Но если вы вспомните, какой нелегкий путь пришлось проделать VLIW5, прежде чем раскрылись заложенные в нее возможности, то станет заметно, что на этот раз все совсем по-другому.

Архитектура GCN в лице чипа Tahiti уже сейчас представляет собой зрелый и чрезвычайно эффективный продукт. Radeon HD 7970 на 20-50% быстрее по сравнению с одночиповым флагманом AMD предыдущего поколения и легко справляется с основным конкурентом - GeForce GTX 580. При этом, несмотря на то что Tahiti - это огромный GPU доселе невиданной сложности, карта потребляет не больше энергии, чем HD 6970, и имеет высокий потолок для оверклокинга. А при разгоне производительность уже приближается к уровню двухпроцессорных адаптеров Radeon HD 6990 и GeForce GTX 590.

Отметим, что позиции архитектуры Fermi все еще сильны в задачах с активным использованием возможностей DirectX 11. В некоторых играх GTX 580 лишь немного уступает новинке от AMD, так что у NVIDIA еще есть все шансы взять реванш в следующем году. Не менее интересно будет наблюдать, как AMD шаг за шагом сближает GPU с процессорами общего назначения. CUDA от NVIDIA получила большую фору за прошедшие годы, но теперь у AMD есть столь же мощная графическая архитектура, а еще - процессоры Fusion, которые рано или поздно тоже получат встроенные ядра GCN.

Методика тестирования

Настройки AMD Catalyst Control Center
Antialiasing Use application settings
Anisotropic Filtering Use application settings
Tesselation Use application settings
Catalyst A.I., Texture Filtering Quality Quality, Enable Surface Format Optimization
Mipmap Detail Level Quality
Wait for V-Sync Off, unless application specifies
Anti-Aliasing Mode Multi-sample AA
Direct3D Settings, Enable Geomery Instancing On
Triple buffernig Off
Настройки NVIDIA Control Panel
Ambient Occlusion Off
Anisotropic Filtering Application-controlled
Antialiasing — Gamma correction On
Antialiasing — Mode Application-controlled
Antialiasing — Settings Application-controlled
Antialiasing — Transparency Off
CUDA — GPUs All
Maximum pre-rendered frames 3
Multi-display/mixed-GPU acceleration Multiple display performance mode
Power management mode Adaptive
Texture filtering — Anisitropic sample optimization Off
Texture filtering — Negative LOD bias Allow
Texture filtering — Quality Quality
Texture filtering — Trilinear optimization On
Threaded optimization Auto
Triple buffering Off
Vertical sync Use the 3D application settings
Набор бенчмарков
Программа API Настройки Режим тестирования Разрешение
3DMark 2011 DirectX 11 Профили Performance, Extreme

Unigine Heaven 2 DirectX 11 Макс. качество, DirectX 11, тесселяция в режиме Extreme AF 16x, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
Crysis Warhead + Framebuffer Crysis Warhead Benchmarking Tool DirectX 10 Frost flythrough. Макс. настройки, DirectX 10. AF 16x, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
Metro 2033 + Metro 2033 Benchmark DirectX 11 Макс. настройки, DirectX 11, DOF, тесселяция, NVIDIA PhysX выкл. AF 16x, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
DiRT 3 + Adrenaline Racing Benchmark Tool DirectX 11 Aspen, 8 машин. Макс. качество, DirectX 11 AF, AA 4х 1920х1080 / 2560х1440
Crysis 2 + Adrenaline Crysis 2 Benchmark Tool DirectX 11 Central Park. Макс. качество, DirectX 11, текстуры высокого разрешения AF 16x, Post MSAA + Edge AA 1920х1080 / 2560х1440
Battlefield 3 + FRAPS DirectX 11 Начало миссии Going Hunting. Макс. качество AF 16x, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
Batman: Arkham City. Встроенный бенчмарк DirectX 11 Макс. качество AF, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
The Elder Scrolls 5: Skyrim + FRAPS DirectX 9 Город Whiterun. Макс. качество AF 16x, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
Call of Duty: Modern Warfare 3 + FRAPS DirectX 9 Миссия Return to Sender. Макс. качество AF, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440

В качестве соперников Radeon HD 7970 GHz Editon в тестировании приняли участие следующие видеокарты:

  • AMD Radeon HD 7970 (925/5500 МГц, 3 Гбайт)
  • NVIDIA GeForce GTX 680 (1006/6008 МГц, 2 Гбайт)
  • NVIDIA GeForce GTX 670 (915/6008 МГц, 2 Гбайт)
  • NVIDIA GeForce GTX 590 (607/3414 МГц, 3 Гбайт)
  • AMD Radeon HD 6990 (880/5000 МГц, 4 Гбайт)

Дабы оба участника сегодняшней интриги, Radeon HD 7970 GHz Edition и GeForce GTX 680, выступили во всеоружии, в тестировании использовались новейшие бета-версии драйверов от NVIDIA (304.48 Beta) и AMD (Catalyst 12.7 Beta). К тому же для GTX 680 был активирован режим PCI-E 3.0, который официально не поддерживается на платформе Intel X79.

⇡ Разгон, температура, энергопотребление

Так как в наблюдаемых тактовых частотах PowerTune себя не проявляет, отправной точкой для разгона стала частота Boost Clock — 1050 МГц. С напряжением питания GPU все не так просто. Дело в том, что настройка напряжения в MSI Afterburner (возможно, что с другими утилитами происходит то же самое, мы не пробовали) больше не оказывает никакого эффекта на наблюдаемое напряжение. Чтобы его увеличить, нужно попытаться выставить более высокое постоянное напряжение с помощью соответствующей опции. Но, как бы странно это ни выглядело, от этого напряжение не перестает колебаться, просто наблюдаемые значения смещаются вверх. Таким образом, мы не можем зафиксировать напряжение, но можем сместить диапазон, в пределах которого оно изменяется. В результате если вручную установить напряжение 1,3 В, то диапазон колебаний будет около 1,227 — 1,252 В.

Надо отметить, что в некоторых случаях при игре с разными утилитами разгона и мониторинга напряжение все-таки фиксировалось на 1,3 В, но тогда, видимо, Power Tune сходила с ума, и на экране в 3D возникали сильные артефакты независимо от частоты GPU. Похоже, что не стоит пытаться побороть Power Tune, тем более что она и так хорошо делает свое дело.

Если рассматривать Boost Clock нового адаптера как стандартную частоту GPU в других «Радеонах» (а с точки зрения принципов работы Power Tune так оно и есть), HD 7970 GHz Edition разогнался даже лучше, чем обычный HD 7970: до 1240 МГц по процессору и 7320 (1830) МГц по памяти. Если отнять от 1240 МГц диапазон Power Tune Boost в 50 МГц, то получим ту частоту, которой достигают многие экземпляры стандартного HD 7970. Видимо, более длинная таблица частот позволяет разогнанному GPU достигать более высоких пиковых значений, при этом откатываясь к прежнему нижнему порогу в тяжелых задачах. Впрочем, не факт, что карта реально когда-либо достигает этих 1240 МГц, а не находится постоянно в троттлинге. Пока утилиты мониторинга не получат доступ к потрохам Power Tune, это останется загадкой.

А вот фантастический разгон памяти — это просто заслуга отличных контроллеров чипа Tahiti и чипов памяти, по-видимому, немного превосходящих те, которыми комплектуются стандартные HD 7970.

HD 7970 GHz Edition греется несколько сильнее стандартной версии — примерно так же, как GeForce GTX 680. Система охлаждения, включенная на полные обороты, позволяет при сильном разгоне сохранить такие же температуры, как и в штатном режиме, но только ценой колоссального шума. Признаем, что и при автоматическом контроле вентилятора HD 7970 GHz Edition шумит заметно сильнее, чем GeForce GTX 680.

Максимальное зарегистрированное энергопотребление карты, как и ожидалось, все-таки немного выросло по сравнению с оным у обычного HD 7970. Не думаем, что AMD обманывает, утверждая, что TDP обеих версий HD 7970 не различается. Видимо, HD 7970 GHz Edition просто более активно его осваивает. При разгоне, знамо дело, энергопотребление выстреливает в потолок. Не помешает мощный блок питания.

⇡ Radeon HD 7970 GHz Edition против GeForce GTX 680

Вот и те результаты, ради которых все затевалось. Так что же, удалось ли AMD вернуть ускользнувшее лидерство?

GeForce GTX 680 без разгона по-прежнему показывает больший результат, чем HD 7970, но среди разогнанных карт Radeon быстрее.

Игровые тесты + Unigine Heaven

При разрешении 1920х1080 в трех из девяти игровых бенчмарков (Crysis Warhead, DiRT 3, Metro 2033) Radeon HD 7970 GHz Edition оказывается впереди. В трех других побеждает GeForce GTX 680 (Unigine Heaven 2, Battlefield 3, Skyrim). В остальных играх значимых различий между соперниками нет. Идеальная ничья. В режиме 2560х1440 ситуация перевешивает в пользу HD 7970. Только в CoD 3 и Unigine Heaven GTX 680 сохраняет превосходство.

Разгон дается карте AMD лучше, чем GTX 680: прирост производительности заметно выше, и в результате HD 7970 GHz Edition берет реванш даже в 1920х1080.

⇡ Radeon HD 7970 GHz Edition против всех

  • Прискорбно для AMD, но в 3DMark 2011 Radeon HD 7970 GHz Edition уступает не только GeForce GTX 680, но и GTX 670.
  • Преимущество GHz Edition над стандартной версией заметно.

Unigine Heaven 2

  • GHz Edition прибавил несколько FPS по сравнению с обычным HD 7970.
  • В режиме 2560x1440 GeForce GTX 670 и GTX 680 имеют минимальное преимущество, но в 1920х1080 HD 7970 GHz Edition уже заметно отстает.
  • Разогнанный GHz Edition побивает Radeon HD 6990 и сравнивается с GTX 670 и GTZ 680.

Crysis Warhead (DirectX 10)

  • В этом тесте даже обычный HD 7970 легко побеждает GeForce GTX 680 за счет большей пропускной способности памяти.
  • HD 7970 GHz Edition даже немного хуже, чем GeForce GTX 590, а разогнанный GHz Edition сравнялся с Radeon HD 6990.

Metro 2033 (DirectX 11)

  • Преимущество HD 7970 GHz Edition перед обычной версией невелико.
  • HD 7970 GHz Edition заметно быстрее, чем GeForce GTX 680.
  • В разгоне GHz Edition достигает уровня GeForce GTX 590 и Radeon HD 6990.

DiRT 3 (DirectX 11)

  • HD 7970 GHz Edition изрядно превосходит стандартную версию.
  • GHz Edition также заметно быстрее, чем GTX 680, сравним по производительности с Radeon HD 6990 и GeForce GTX 590.

Crysis 2 (DirectX 11)

  • В режиме 2560х1440 налицо заметный прирост производительности по сравнению с обычным HD 7970.
  • В 2560х1440 HD 7970 GHz Edition также опережает GeForce GTX 680, а разогнанная карта оставила позади GTX 590 и сравнялась с Radeon HD 6990.
  • В режиме 1920х1080 участники теста упираются в предел 100 FPS, установленный в Crysis 2.

Battlefield 3 (DirectX 11)

  • И снова HD 7970 GHz Edition заметно прибавил FPS по сравнению со стандартным HD 7970.
  • Новинка идет примерно на одном уровне с GTX 670 и GTX 680.
  • Разогнанный HD 7970 GHz Edition не по зубам даже GTX 590.

Batman: Arkham City (DirectX 11)

  • Магическое словосочетание GHz Edition вновь дает HD 7970 хороший прирост FPS.
  • В режиме 1920х1080 карта идет на одном уровне с GTX 680, а в 2560х1440 превосходит его.

The Elder Scrolls 5: Skyrim (DirectX 9)

  • О какой-либо значимой разнице между HD 7970, HD 7970 GHz Edition и GeForce GTX 680 в этой игре говорить не приходится: после определенного предела движок Skyrim уже не может использовать дополнительные вычислительные мощности.

Call of Duty: Modern Warfare 3 (DirectX 9)

  • По сравнению со штатной версией HD 7970 у GHz Edition налицо большой прирост фреймрейта.
  • Тем не менее равным соперником для новинки является только GeForce GTX 670, а не GTX 680.

⇡ Выводы

Для AMD впервые с давно минувших времен Radeon X1950 XTX настал такой момент, когда топовая видеокарта по меньшей мере не уступает в производительности флагману NVIDIA того же поколения. HD 7970 GHz Edition в целом даже немного быстрее GeForce GTX 680 в тяжелых графических режимах (таких как 2560х1440) — спасибо 384-битной шине памяти. Кроме того, после фабричного разгона у него еще остается значительный запас частот. Обновленная технология Power Tune благотворно повлияла на оверклокерский потенциал GPU, да и память стала разгоняться куда лучше. В будущих картах как от NVIDIA, так и от AMD мы наверняка увидим бурный расцвет технологий динамического контроля за частотой и напряжением, как это уже произошло с CPU.

На самом деле, и в оригинальной версии HD 7970 — весьма мощная карта, и большинство экземпляров легко достигают таких частот, на которых можно догнать и перегнать GeForce GTX 680. GHz Edition — это по большей части имиджевый продукт как для владельца, так и для производителя. AMD разогнала HD 7970 ровно настолько, чтобы установить паритет с GTX 680 и при этом остаться в рамках прежнего TDP. Наши тесты энергопотребления наглядно показывают, что получилось бы в том случае, если бы разработчики поставили своей целью безоговорочную победу над флагманом NVIDIA.

Увы, AMD и так потеряла особенное преимущество над картами NVIDIA в сегменте High-End, которым пользовалась в последние годы, — энергопотребление. Если раньше топовые Radeon не могли победить GeForce GTX 480 и GTX 580 по производительности, зато гораздо меньше потребляли и нагревались, то теперь в бенчмарках наблюдается ничья, но TDP Radeon HD 7970 GHz Edition на целых 55 Вт выше, чем у GTX 680.

И еще одни вопрос. Существование в линейке Radeon двух физически идентичных карт с различным ПО уже выглядит некрасиво. За что платят покупатели HD 7970 GHz Edition, если почти того же самого можно достичь легким разгоном стандартного HD 7970, и почему владельцам последнего не досталась новая прошивка? Коль скоро BIOS видеокарт нельзя обновлять так же легко, как драйверы, было бы лучше, если бы HD 7970 GHz Edition полностью заменил своего предшественника. Ну чисто с точки зрения мировой гармонии.

Вид на область VRM.

Был ШИМ-контроллер Volterra, а стал Chill. И в том, и в другом случаях доступна программная регулировка напряжения Vgpu.

Как я уже говорил, пять фаз Tahiti прилично разогреваются в нагрузке, а у Cayman, наоборот, пусть не столь крепкие на вид, зато прохладные, и боюсь, что с лучшим КПД.

реклама

  • Подробный вид фазы GPU HD 7970.

  • Аналогичный вид фаз HD 6970.

С обратной стороны расположена логика фаз питания, состоящая из семи элементов, поскольку для памяти и графического процессора используются идентичные компоненты.

реклама

Идентифицировать производителя весьма трудно.

На HD 6970 элементы были различны, одни для питания GPU, другие для памяти.

Система охлаждения

Обе турбины систем охлаждения выполнены в одном ключе. Но ради улучшения эффективности и повышения количества проходящего через радиатор воздуха AMD переработала профиль и длину лопастей. Они стали тоньше и длиннее, а круглая поверхность основания уменьшилась в диаметре. Данные методы значительно повлияли на расход, впрочем, и на шумность тоже.

Избавившись от второго DVI порта, задняя панель получила дополнительное место для вывода нагретого воздуха. Боковое сопло в кожухе теперь глухое, а сам он изнутри не препятствует прохождению воздушного потока. Диаметр отверстия под крыльчатку турбины увеличился на несколько миллиметров вслед за изменившимся профилем.

Габариты радиатора выросли в ширину и длину. Соответственно изменился в большую сторону и объём испарительной камеры.

Алюминиевая пластина, охлаждающая элементы питания и памяти, видоизменилась с приходом иного дизайна размещения элементов.

реклама

Увеличилось число пластин радиатора, но расстояние между ними осталось прежним.

На снимке хорошо видно, насколько выросла длина радиатора, а также можно заметить отверстие крепления кожуха. Он стал легко съёмным. Достаточно открутить несколько винтов и перед вами как на ладони внутренности системы охлаждения. Можно продуть и почистить радиатор.

В угоду плотной компоновке современных системных блоков AMD решила разумно изменить стиль кожуха системы охлаждения. Так, чтобы воздух все же поступал в нормальном объёме к турбине, а не стопорился на подходе, как было с предыдущим дизайном крышки.

реклама


Видно, как эффективно и рационально сделаны обводы турбины, общая высота пространства над ней, в сравнении со старой системой охлаждения, выросла до 4-5 мм.

Тестовый стенд

В тестировании Radeon HD 7970 принимали участие следующие комплектующие:

  • Материнская плата: MSI Z68A-GD80 B3;
  • Процессор: Intel Core i7-2600К 4500 МГц (100 МГц х 45 1.44 В) или 1600 МГц во время замера шумности системы охлаждения;
  • Система охлаждения: система водяного охлаждения;
  • Термоинтерфейс: Arctic Cooling МХ-2;
  • Оперативная память: Corsair DDR3 1600 МГц, 4 Гбайта х 2 модуля (7-8-7-20-1T, 1.65 В);
  • Жёсткий диск: Crucial M4 128 Гбайт;
  • Блок питания: Tagan TG1100-U95 1100 Вт;
  • Аудиокарта: ASUS Xonar HDAV 1.3;
  • Операционная система: Microsoft Windows 7 x64 SP1;
  • Версия драйверов: для ATi/AMD Catalyst 12.1b, NVIDIA - nforce 290.xx.

Перечень используемых измерительно-контрольных приборов и инструментов

  • Шумомер: Center 320;
  • Мультиметр: Fluke 289;
  • Тарификатор электроэнергии: E305EMG;
  • Микрофон: Philips SBC ME570.

реклама

Инструментарий и методика тестирования

Для корректного замера температуры и шума использовались нижеследующие условия. Помещение, внутри которого располагается система автоматической поддержки климатических условий. В данном случае уровень температуры был установлен на отметке 26°C +/-1°C. За точностью соблюдения заданных параметров наблюдало четыре датчика, один из которых находился в 5 см от вентилятора системы охлаждения видеокарты и был ведущим. По нему происходила основная коррекция температуры в помещении.

Шум измерялся на расстоянии 50 см от видеокарты. Фоновый уровень составлял 22 дБА. В качестве жёсткого диска использовался SSD, а блок питания, помпа, радиатор с вентиляторами во время замера находились за пределами комнаты. На стенде отсутствовали иные комплектующие, издающие какие-либо шумы.

Звукозапись системы охлаждения производилась на расстоянии 10 см от вентилятора. Первые 10-20 секунд без нагрузки в режиме простоя, далее включалась 100% нагрузка с помощью программы Furmark. Наибольший уровень шума достигается в конце аудиозаписи. Заранее определялся температурный режим и шум, чтобы в процессе записи аудиодорожки вы смогли услышать именно максимальный шум.

Уровень потребления электричества (ватт) в простое оценивался по показаниям тарификатора E305EMG сразу после загрузки операционной системы. Значения, отображаемые в графике, соответствуют минимально достигнутым цифрам с прибора. Под нагрузкой видеокарты тестировались программой Unigine Heaven 2.5, разрешение, как и все настройки - максимальные. После 10-15 минут температура и обороты вентилятора достигали своего теоретического максимума, после чего данные заносились в таблицу.

реклама

Исследование потенциала системы охлаждения

Пояснения к графикам:

  • Красная линия – максимальная температура.
  • Синяя - в режиме простоя.
  • Чёрная линия показывает уровень издаваемого шума, при определённых оборотах вентилятора.

Пунктирная линия указывает на диапазон регулировки в автоматическом режиме вентилятора. В процентах указана скорость вентилятора/ов, выставленная в MSI Afterburner. Таким образом, чтобы понять, насколько нагреется видеокарта, и как сильно она будет шуметь, скажем, при 50% скорости вентилятора, достаточно провести вертикальную линию через отметку 50%.В местах пересечения получаем три значения: с красной линией – максимальную температуру в нагрузке, с синей линией – температуру в простое, с чёрной линией – шум.

Температурный режим, уровень шума и потребляемого электричества

реклама

Рабочие температуры

Градусы, °C

Порог активной фазы охлаждения у Tahiti наступает в диапазоне 80 градусов, после пересечения этой границы обороты вентилятора существенно увеличиваются. Ранее для обоих производителей отметка была смещена к 90°C. Вот в этом и заключен секрет низкой температуры HD 7970.

реклама

В тесте принимают участие видеокарты, выполненные на основе референсного дизайна.

Уровень шума


Включите JavaScript, чтобы видеть графики

Обновленная система охлаждения едва ли тише предыдущего решения. Возросшее число транзисторов приходится соответственно охлаждать, поэтому шум вентилятора практически равен уровню предыдущей видеокарты HD 6970, что, согласитесь, немалая заслуга увеличившегося радиатора с тепловой камерой. И все же Tahiti самая громкая видеокарта из трех: GTX 580, HD 6970, HD 7970. В режиме простоя предпочтение на стороне GTX 580, пусть и ценой чуть больших температур печатной платы.

В тесте принимают участие видеокарты, выполненные на основе референсного дизайна.

реклама

Потребление электричества


Включите JavaScript, чтобы видеть графики

В нагрузке видеокарты тестировались программой Unigine Heaven 2.5 и значения существенно отличаются от тех, что были приведены в режиме разгона. GTX 580 постоянно поддерживал штатные частоты, а HD 6970 местами сваливался до 575-615 МГц. HD 7970 нормально воспринял нагрузки данной программы и продемонстрировал даже меньшие значения, чем бывший лидер HD 6970. Но посмотрите, как эффективно расходует электричество GTX 580. Уровень его энергопотребления стабилизируется на 345 ваттах и остаётся неизменным на протяжении всего времени тестирования.

Послушать систему охлаждения:

И сравнить:

Разгон

Нагрузка создаётся запуском программы Furmark 1.9.1 с максимально экстремальными настройками. Мониторинг вентиляторов, температуры GPU осуществляется программой MSI Afterburner. Данные на диаграмму заносятся после фиксации оборотов вентилятора при достижении максимальной температуры.

Потенциал графического ядра в зависимости от подаваемого на него напряжения.

Графические ядра 40 нм быстро «истощаются» в плане разгона. GF110 начинает противиться на отметке ~900 МГц, Cayman ушел не так уж и далеко, всего до 950 МГц. Но не забывайте, что добрые две трети графического ядра NVIDIA работают на удвоенной частоте. А 28 нм Tahiti равнодушны к любой доступной частоте. И 1125 МГц для него не предел, я просто столкнулся с обыденной для новой видеокарты проблемой отсутствия понимающего её программного обеспечения.

Не думаю, что для ядра Tahiti частоты порядка 1.2 ГГц окажутся проблемными, больше похоже на то, что перед нами весьма склонный к разгону графический процессор. Ведь для достижения 1.1 ГГц мне не потребовалось менять ни одной настройки, ни напряжения, ни скорости вращения вентилятора. Просто сдвинул ползунок в драйверах и забыл обо всем. Не скрою и тот факт, что все больше компаний анонсируют заведомо разогнанные версии HD 7970, где частоты 1.1 ГГц - просто детский лепет. Там фигурируют числа 1.2-1.3 ГГц и это на воздушном охлаждении!

Энергопотребление в зависимости от разгона.

Энергопотребление новой видеокарты находится в умеренной зоне, но все же выше, чем у предыдущего поколения. Смею предположить, что AMD перестраховалась так, чтобы большое количество GPU поместилось в максимальное требуемое число – 250 Ватт. Рост частот едва ли сказывается на росте потребления электричества.

Cayman резко сдаёт позиции у отметки 950 МГц, а еще он активно сопротивляется разгону, существенно снижая частоту вплоть до 400-500 МГц. Поэтому считать разгон полноценным вряд ли можно, GTX 580 и вовсе сложно вписать или, лучше сказать, «подружить» с FurMark. Современные драйвера NVIDIA безупречно распознают программу и снижают не только частоты, но и потребление видеокарты. А экран ваттметра постоянно прыгает в диапазоне +/-50-70 ватт. Поэтому, с точки зрения энтузиаста, HD 7970 самая «правильная» карта из трёх.

Температура графического процессора в зависимости от его частоты.

Рост размеров испарительной камеры благоприятно сказался на температуре графического ядра. Так как энергопотребление поднималось не слишком круто, то и нагрев был умеренным. Снижение температуры у HD 6970 в районе 900-950 МГц вызвано сильным снижением частоты в 3D. Температура GTX 580 равномерно растет, несмотря на все попытки алгоритма, встроенного и в физическом виде на видеокарте, и в логическом виде в драйверах, снизить частоты GPU.

Температура VRM в зависимости от частоты GPU.

И все же силовые цепи, основанные на элементах Volterra, обладают гораздо лучшим КПД преобразования электричества. Но не забывайте, что уровень энергопотребления HD 7970 все же выше, а количество фаз меньше, чем у HD 6970.

Наши французские коллеги любезно предоставили фотографии в термокамере всех трех видеокарт.

  • GTX 580 под нагрузкой.

  • HD 6970 под нагрузкой.

  • HD 7970 под нагрузкой.

Как и следовало ожидать, менее громкий и оборотистый вентилятор позволяет прогреваться графическому ядру Cayman до больших значений. Но цепи питания едва ли набирают половинную величину температуры ядра. У GTX 580 поверхность под зоной VRM и GPU равномерно нагревается, не в последнюю очередь из-за меньших оборотов вентилятора. Но обратите внимание, зона VRM нагревается именно равномерно, по всей поверхности, без явных очагов перегрева.

HD 7970 лучше охлаждается массивным радиатором с тепловой камерой, но пятифазная система VRM создаёт локальную точку, в которой нагрев сосредоточен на небольшой площади. Дополнительные микросхемы памяти добавляют жару в общую картину нагрева. С точки зрения потребителя, HD 6970 выглядит предпочтительнее всех =).

  • GTX 580 в простое.

  • HD 6970 в простое.

  • HD 7970 в простое.

Как и следовало ожидать, наиболее холодной видеокартой стала HD 6970, в ней нагревается исключительно графическое ядро, а остальная поверхность остается прохладной. Худшей стал GTX 580, отчасти по причине приличного нагрева VRM. Непонятно, почему именно в простое зона так активно выделяет тепло. Формально, ситуацию можно списать на менее качественные элементы, обладающие меньшим КПД по сравнению с компонентами, используемыми в видеокартах AMD.

Обороты вентилятора (управление происходит в автоматическом режиме).

Объяснение холодного нрава графического ядра Tahiti кроется в данном графике. Вентилятор на HD 7970 агрессивнее раскручивается, но все же стоит отдать должное - система охлаждения справляется с 1.1 Ггц как с легким летним коктейлем.

Разгон продолжался до тех пор, пока не достигалось одно из условий: критическая температура больше 100°C, выставлен максимальный уровень напряжения в программе MSI Afterburner, частота ядра не повышается даже после очередного поднятия напряжения.

NVIDIA GTX 580

AMD HD 6970

Частота GPU, ГГц 0.875 0.900 0.915 0.930 0.950 0.975 1.000
1.175 1.175 1.175 1.175 1.175 1.225 1.300
Напряжение, мультиметр, В 1.234 1.235 1.235 1.235 1.235 1.290 1.372
Дельта, В 0.059 0.06 0.06 0.06 0.06 0.065 0.072
Температура GPU, °C 90 90 90 89 89 91 92
Температура VRM, °C 48 49 50 49 49 49 50
2350 2550 2550 2350 2350 2750 2950
407 408 409 408 407 437 480

AMD HD 7970

Частота GPU, ГГц 0.875 0.900 0.915 0.930 0.950 0.975 1.000 1.015 1.030 1.045 1.060 1.075 1.100 1.125
Напряжение, MSI Afterburner, В 1.170 1.170 1.170 1.170 1.170 1.170 1.170 1.170 1.170 1.170 1.170 1.170 1.170 1.170
Напряжение, мультиметр, В 1.143 1.139 1.139 1.139 1.139 1.139 1.139 1.139 1.139 1.139 1.139 1.139 1.139 1.139
Дельта, В -0.03 -0.03 -0.03 -0.03 -0.03 -0.03 -0.03 -0.03 -0.03 -0.03 -0.03 -0.03 -0.03 -0.03
Температура GPU, °C 82 82 82 82 82 82 83 83 83 83 83 83 83 83
Температура VRM, °C 51 52 52 52 52 52 52 52 52 52 52 52 53 53
Обороты вентилятора max, об/мин 2625 2625 2625 2625 2625 2625 2725 2725 2725 2725 2725 2725 2725 2725
Энергопотребление Furmark, Вт 425 426 426 427 428 428 429 429 429 430 430 430 430 430


© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows