Современное информационное общество и его отличительные характеристики. Телевидение и персональные компьютеры. Прийти к общему мнению

Современное информационное общество и его отличительные характеристики. Телевидение и персональные компьютеры. Прийти к общему мнению

Еще совсем недавно никто и не представлял, что уже очень ско­ро человечество окажется на пороге новой эры в развитии циви­лизации - информационной.

В информационном обществе деятельность как отдельных лю­дей, так и коллективов будет все в большей степени зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Известно, что прежде чем предпри­нять какие-либо действия, необходимо провести большую рабо­ту по сбору и переработке информации, ее осмыслению и ана­лизу и, наконец, отысканию наиболее рационального решения. Для этого требуется обработка больших объемов информации, что может оказаться не под силу человеку без привлечения спе­циальных технических средств.

Использование компьютеров во всех сферах человеческой дея­тельности обеспечит доступ к надежным источникам информа­ции, избавит людей от рутинной работы, ускорит принятие оп­тимальных решений, автоматизирует обработку информации в производственной и социальной сферах. В результате движу­щей силой развития общества должно стать производство не ма­териального, а информационного продукта. Что же касается мате­риального продукта, то он станет более «информационно емким» и его стоимость будет в значи­тельной степени зависеть от объ­ема допущенных в его структуре инноваций, от дизайнерского ре­шения, от качества маркетинга.

В информационном обществе изменится не только производ­ство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индуст­риальным обществом, где все направлено на производство и по­требление товаров, в информационном обществе средством и продуктом производства станут интеллект и знания, что, в свою очередь, приведет к увеличению доли умственного труда. От че­ловека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материально-технической основой информационного общест­ва станут различного рода системы на базе компьютерной техни­ки и компьютерных сетей, информационные технологии, систе­мы телекоммуникационной связи.

Информационное общество - это общество, в котором большинст­во работающих занято производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией.

В начале XXI века созданная теоретиками картина информа­ционного общества постепенно приобретает зримые очертания. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в еди­ное компьютеризированное и информационное сообщество лю­дей, проживающих в домах, оснащенных всевозможными элек­тронными приборами и «интеллектуальными» устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на об­работке информации, а производство энергии и материальных продуктов будет возложено на машины.

Контрольные вопросы

1. Как вы понимаете информационную революцию? Неизбежны ли они?

2. Чем были обусловлены информационные революции? Расскажите о каждой из них.

3. Дайте краткую характеристику поколений ЭВМ и свяжите их с индустриальной революцией.

4. Что определяет индустриальное общество?

5. Как вы представляете информационное общество?

6. Является ли наше общество информационным? Обоснуйте ответ.

1.Информационное общество

1.1Информация - стр.2

1.2Информационные революции - стр.3

1.3Понятие информационного общества - стр.5

1.4Особенности и характеристика - стр.7

2.Пример информационного общества – Интернет – стр.8

3.Формирование информационного общества (США и Европа) - стр.9

4.Список литературы - стр.12

1.ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

    1 Информация.

Существование человечества на планете Земля, формирование и развитие общества и государства связаны с информацией и обусловлены ею.

Информация – это новые сведения, позволяющие улучшить процессы, связанные с преобразованием вещества, энергии и самой информации. Информацией являются сведения, расширяющие запас знаний конечного потребителя.

Информация – это фундаментальное научное понятие. Оно широко используется и в науке, и в повседневной жизни. Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства.

Можно выделить три подхода к определению понятия « Информация»: антропоцентрический, техноцентрический и недетерминированный. Антропоцентрический подход состоит в том, что информацию отождествляют со сведениями или фактами, которые могут быть получены и усвоены, т.е. преобразованы в знания (например, такой подход применяется в российском законодательстве). Техноцентрический подход заключается в том, что информацию представляют как данные, которые не во всех случаях можно считать информацией (например, в Интернете одни и те же данные, передаваемые сервером, могут интерпретироваться клиентом как разная информация в зависимости от того, какими аппаратно-программными методами он располагает и как они настроены). Недетерминированный подход состоит в отказе от определения информации на том основании, что это понятие является фундаментальным.

Информатика как дисциплина определяет методологические принципы информационного моделирования окружающей действительности и манипулирования такими моделями с помощью средств вычислительной техники. Она занимается исследованием информации, ее свойств, критериев и структур в естественных и искусственных информационных коммуникациях, предусматривает изучение принципов, моделей, алгоритмов хранения, преобразования, анализа и синтеза информации, а также их программную и априорную реализацию.

1.2.Информационные революции.

В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций , связанных с кардинальными изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиям общественных отношений. В результате таких преобразований общество приобретало в определенном смысле новое качество.

Первая информационная революция связана и с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку в информационном развитии общества. Появилась возможность фиксировать знания на материальном носителе, тем самым отчуждать их от производителя и передавать от поколения к поколению.

Вторая информационная революция (середина шестнадцатого века) вызвана изобретением книгопечатания (первопечатники Гутенберг и Иван Федоров). Появилась возможность тиражирования и активного распространения информации, возросла доступность людей к источникам знаний. Эта революция радикально изменила общество, создала дополнительные возможности приобщения к культурным ценностям сразу больших слоев населения.

Третья информационная революция (конец девятнадцатого века) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в значительных объемах. Следствие этой революции – повышение степени распространяемости информации, повышение информационного «охвата» населения средствами вещания. Существенно возросла роль информации как средства воздействия на развитие общества и государства, появилась возможность оперативного общения людей между собой.

Четвертая информационная революция (середина двадцатого века) связана с изобретением вычислительной техники и появлением персонального компьютера, созданием сетей связи и телекоммуникаций. Стало возможным накапливать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в электронной форме. Возросли оперативность и скорость создания и обработки информации, в памяти компьютера стали накапливаться практически неограниченные объемы информации, увеличилась скорость передачи, поиска и получения информации.

Сегодня мы переживаем пятую информационную революцию , связанную с формированием и развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей. Наиболее яркий пример такого явления и результата революции - Интернет. Суть этой революции заключается в интеграции в едином информационном пространстве по всему миру программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций, информационных запасов или запасов знаний как единой информационной телекоммуникационной инфраструктуры, в которой активно действуют юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления. В итоге неимоверно возрастают скорости и объемы обрабатываемой информации, появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации, новые виды традиционной деятельности в этих сетях.

Мы являемся свидетелями существенного повышения роли и места информации в жизни личности, общества, государства, воздействия информации на развитие личности, общества, государства. Информация превратилась в мощный реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается и покупается. Информация превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны. Активнейшим образом развивается и входит в нашу жизнь трансграничная информационная сеть Интернет.

1. 3.Понятие информационного общества.

Все это трансформирует жизнь личности, общества, государства. Цивилизация в целом и каждый из нас, в частности, находимся в стадии формирования общества нового типа - информационного общества . Это общество все еще не понятно для многих. Социальная система и право как один из регуляторов этой системы существенно отстают от темпов развития информационного общества, от непостижимых скоростей «наступления» на нас новых информационных технологий и всемирной паутины Интернет- «строительного материала» информационного общества.

Возникновение термина «информационное общество» связывают с программой США по созданию Национальной сети для исследования и образования в 1991 г NREN (National Research and Education Network), которая должна была облегчить разработку национальной информационной инфраструктуры NII (National Information Infrastructure).

Европейское сообщество в декабре 1993 г. в ответ разработало ряд проектов по созданию Европейского информационного общества IS (Information Society). В декабре 1994 г. было создано Бюро по проектам информационного общества ISPO (Information Society Project Office). К осени 1998 г. ISPO рассматривало уже более 2000 проектов по созданию информационного общества. Создан Центр активности в сфере информационного общества ISAC (Information Society Activity Center), задача которого – выработать систему критериев близости страны к информационному обществу. Реализация проектов информатизации общества осуществляется на уровне правительств, входящих в ISPO стран.

В июле 2000 г. в Окинаве страны «Восьмерки» приняли документ «Хартия глобального информационного общества», в котором приведены основные принципы вхождения государств в такое общество. «Восьмерка» провозгласила важнейшие положения, которые должны применять страны при осуществлении политики по формированию и развитию информационного общества. В «Хартии глобального информационного общества» выделяют четыре раздела:

использование возможностей цифровых технологий;

преодоление электронно - цифрового разрыва;

содействие всеобщему участию;

дальнейшее развитие.

Что же такое информационное общество ? В соответствии с концепцией З. Бжезинского, Д. Белла, О. Тоффлера, поддерживаемой и другими зарубежными учеными, информационное общество- разновидность постиндустриального общества. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники этой концепции информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за тремя известными секторами - сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом они утверждают, что капитал и труд, как основа индустриального общества, уступают место информации и знаниям в информационном обществе.

1. 4.Осбенности и характеристика

Информационное общество- общество особое, не известное истории. Дать его определение трудно, однако можно перечислить основные особенности и характеристики:

Наличие информационной инфраструктуры, состоящей из трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей и распределенных в них информационных ресурсов как запасов знаний;

Массовое применение персональных компьютеров, подключенных к трансграничным информационно-телекоммуникационным сетям (ТИТС). Именно массовое, иначе это не общество, а совокупность отдельных его членов;

Подготовленность членов общества к работе на персональных компьютерах и в трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях;

Новые формы и виды деятельности в ТИТС или в виртуальном пространстве (повседневная трудовая деятельность в сетях, купля-продажа товаров и услуг, связь и коммуникация, отдых и развлечение, медицинское обслуживание и т. п.);

Возможность каждому практически мгновенно получать из ТИТС полную, точную и достоверную информацию;

Практически мгновенная коммуникация каждого члена общества с каждым, каждого со всеми и всех с каждым (например, чаты по интересам в Интернет);

Трансформация деятельности средств массовой информации (СМИ), интеграция СМИ и ТИТС, создание единой среды распространения массовой информации - мультимедиа;

Отсутствие географических и геополитических границ государств – участников ТИТС, «столкновение» и «ломка» национальных законодательств стран в этих сетях, становление нового международного информационного права и законодательства.

2.Пример информационного общества - Интернет.

Типичный пример информационной структуры такого информационного общества Интернет. Сегодня Интернет активно заполняет информационное пространство во всех странах и на всех континентах и является основным и активным средством формирования информационного общества.

Существует две оценки объемов информационного наполнения Интернет. По одним данным (контролируемый Интернет) на начало 2000 г. в Интернете насчитывалось более 1 млрд. документов на 4 млн. серверов, по другим данным («невидимый» или «глубокий» Интернет) в нем содержится более 550 млрд. документов. В целом же объемы информационных ресурсов растут в Интернет экспоненциально.

    Формирование информационного общества (на примере США и Европы)

США и Европа идут в информационное общество несколько разными путями.

США были своего рода пионером в формировании основ практического становления информационной инфраструктуры – технологической основы информационного общества. В 1993 г. Правительство США выпустило доклад с планами развития национальной информационной инфраструктуры (НИИ) (Agenda for Action). Для изучения проблем, связанных с построением НИИ, была создана Рабочая группа по Информационной Инфраструктуре (Information Infrastructure Task Forse).

В специально подготовленном докладе были рекомендованы основные принципы формирования информационного общества: поощрение частных инвестиций; концепция универсального доступа; помощь в технологических инновациях; обеспечение интерактивного доступа; защита личной жизни, безопасности и надежности сетей; улучшенное управление спектром радиочастот; защита прав интеллектуальной собственности; координация государственных усилий; обеспечение доступа к государственной информации. В соответствии с этим докладом США взяли курс на строительство информационной супермагистрали как технологического средства, позволяющего каждому найти информацию, развлечение себе по вкусу, и которая определяется как совокупность всех технологий, связанных с производством, обработкой, хранением и распространением информации, будь то телевидение, компьютерные сети, спутниковое вещание, коммерческие онлайновые компании.

Доклады рабочих групп, призванных изучать связанные с этими процессами проблемы, посвящены гуманитарным темам – здравоохранению, образованию, сохранению неприкосновенности личной жизни и информации, охране прав интеллектуальной собственности и т. п. С учетом глобального характера происходящих под взаимодействием информационных и телекоммуникационных технологий инициатива из национальной постепенно перерастает в глобальную.

В Европе также уделяется серьезное внимание формированию информационного общества. Разработана стратегия вхождения Европы в информационное общество, подготовлены и реализуются рекомендации по вхождению в него.

Резолюции и документы Совета Европы посвящены разным аспектам становления информационного общества в европейских странах. Европейская комиссия в феврале1995 г. учредила Форум для обсуждения общих проблем становления информационного общества. 128 его членов представляют пользователей новых технологий, различные социальные группы, поставщиков содержания и услуг, сетевых операторов, государственные и международные институты. Цель работы Форума – проследить процесс становления информационного общества в таких областях, как воздействие на экономику и занятость; создание социальных и демократических ценностей в «виртуальном сообществе»; воздействие на общественные, государственные службы; образование, переквалификация, обучение в информационном обществе, культурное измерение и будущее СМИ, устойчивое развитие, технология и инфраструктура.

Если Европа не сможет быстро и эффективно адаптироваться к условиям информационного общества, то ее ждет потеря конкурентоспособности перед лицом США и азиатских экономик, а также социальное отчуждение внутри европейского сообщества.

Практически каждая из стран Европы имеет программу, посвященную формированию национальной политики в деле построения информационного общества, причем эта политика воспринимается не как дань моде, а как императив, невыполнение которого чревато потерей конкурентоспособности всей страны, сравнительным снижением уровня жизни, потерей темпов развития и отбрасыванием с передовых экономических, торговых, технологических позиций.

Если рассматривать проблему формирования информационного общества в целом, то специфика современного момента выражается в том, что дальнейший прогресс информационных и телекоммуникационных технологий зависит не столько от прорывов собственно в технологиях, сколько от того, насколько быстро будут приспособлены к новым реалиям старые нормы, регулирующие традиционно разные сектора, телекоммуникации, телевидение и иные средства массовой информации.

Информационное ” является одним из ключевых моментов...

  • Современная социально-экономическая система в теории информационного общества как общества социальных сетей

    Курсовая работа >> Социология

    ... понятиями «информационное общество» (information society), и «информациональное общество» (informational society) и «информационная экономика» и «информациональная экономика» соответственно. Термин «информационное общество» ...

  • Введение

    Современное общество все чаще называют информационным, где информация и информационные ресурсы занимают центральное место. Данное утверждение мы находим во множестве публикаций, да и в реальной жизни понятие «информационное» все чаще используется применительно к реальным секторам экономики, управления, аспектов различных наук: информационная экономика, информационный менеджмент, информационная педагогика, информационная культурология и т.д.

    Приход нового времени радикально изменил экономические и социальные стороны жизни общества. Многие ученые и практики пришли к выводу, что сегодня жизнедеятельность - это процесс, который может иметь место только тогда, когда человек располагает информацией, которая одновременно определяет и жизнеспособность общества. Данные тезисы воспринимаются как постулат, определенная данность, хотя, по мнению Ф.Уэбстер, «не удается установить, каким образом информация заняла центральное место в обществе, она настолько важна, что даже стала фактором создания общества нового типа». Уэбстер Т. Теории информационного общества / Т.Уэбстер. - М., 2002. - С.14.

    Изменения самым прямым образом касаются и места человека в информационном мире. Человек меняется в соответствии с вектором информационно-технических характеристик общества. Однако это совсем не пассивное принятие новых условий производства и потребления. Человек выступает субъектом информационной реальности, далеко выходящей за информационно технические характеристики. Информатизация повседневной жизни и появление нового информационного поля человеческого бытия не проходит бесследно для жизненного мира человека. В электронном пространстве изменяются поведенческие стандарты и ценностные ориентации личности.

    Цель настоящей работы: на основе анализа философских идей второй половины XX в. - начала XXI в. выявить отношения, образуемые человеком в информационном обществе

    Характеристика информационного общества

    В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

    Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

    Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний.

    Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

    Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой - к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей.

    Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества. Еще совсем недавно никто и не представлял, что уже очень скоро человечество окажется на пороге новой эры в развитии цивилизации - информационной.

    При переходе от «индустриального общества» к «обществу информационному», происходит смена способов производства, мировоззрения людей, их образа жизни. Информационные технологии кардинальным образом меняют повседневную жизнь миллионов людей.

    Термин «информационное общество» появился впервые в Японии в начале 60-х годов ХХ века. Представления о новой информационной эре стали действительностью обыденного, массового сознания, они стали формировать новый имидж, новое понятие об успехе ориентирующееся на потребление продукции электронного производства. Технологическим выражением новой эры выступает «троица» - коммуникативный спутник, кабельное телевидение, персональный компьютер.

    В информационном обществе деятельность, как отдельных людей, так и коллективов все в большей степени зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Известно, что прежде чем предпринять какие-либо действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу и, наконец, отысканию наиболее рационального решения. Для этого требуется обработка больших объемов информации, что может оказаться не под силу человеку без привлечения специальных технических средств.

    В информационном обществе меняется не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе средством и продуктом производства стал интеллект и знания, что, в свою очередь, привело к увеличению доли умственного труда. От человека требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания.

    Материально-технической основой информационного общества стали различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационные технологии, системы телекоммуникационной связи.

    Сдвиг общественного производства в область информационной деятельности происходит в условиях постоянно расширяющегося процесса компьютеризации общества, закладывающего основы безлюдной технологии. Информация в целом становится стратегическим ресурсом общества: происходит перемещение акцентов из области физической деятельности в интеллектуальную.

    Вместе с тем, так же как и сущность техники, сущность все общей информатизации двусмысленна. В ней очень много «за», но много и «против».

    Выделим основные признаки информационного общества:

    1) Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.

    2) Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.

    3) Информация является продуктом деятельности современного человека.

    4) Информация в чистом виде является предметом купли - продажи.

    5) Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.

    6) Безопасность информационного общества, информации.

    7) Защита интеллектуальной собственности.

    8) Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.

    9) Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.

    Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

    Все большее влияние на общество средств массовой информации;

    Информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

    Существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

    Многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.

    Существует опасность разрыва между «информационной элитой» (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

    Таким образом, информационное общество - это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации.

    Все возрастающая роль информации в обществе является предметом научного осмысления, том числе проблемы человека в информационном обществе.

    Информационное общество – новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества. Таким образом, информационное общество, – прежде всего, социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе.

    Отличительными чертами информационного общества являются :

    • увеличение роли информации и знаний в жизни общества;
    • возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
    • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

    Критерии перехода общества к постиндустриальной и информационной стадиям развития :

    1. социально-экономические (критерии занятости населения);
    2. технические;
    3. космические.

    Социально-экономический критерий оценивает процент населения, занятого в сфере услуг:

    • если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития;
    • если в обществе более 50% населения занято в сфере информационно-интеллектуальных услуг, общество становится информационным.

    По данному критерию США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 – 1960 гг. (штат Калифорния – «силиконовая или кремниевая долина» – преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом США стали в 1974 году. Россия, как и мировое сообщество в целом, по данному критерию находится на индустриальном этапе развития.

    Технический критерий оценивает информационную вооруженность. Ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении удельной информационной вооруженности, которая соответствует развертыванию достаточно надежной междугородней телефонной сети. Завершающая фаза соответствует достижению беспроблемного удовлетворения любых информационных потребностей каждого человека в любое время суток и в любой точке пространства.

    По этому критерию Россия находится в начальной фазе информатизации и, по прогнозам, достигнет завершающей фазы в 30 – 40 гг. XXI века, в то время как США уже осуществляют переход к завершающей фазе информатизации.

    Космический критерий позволяет отметить возможности реального наблюдения человечества из космоса, так как информатизация привела к тому, что уровни радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках радиодиапазона сблизились.

    Дополнительные критерии перехода общества к информационной стадии своего развития: общество считается информационным, если

    • любой индивид, группа лиц или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности;
    • в обществе производится и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология;
    • имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, соответствующем постоянно убыстряющемуся научно-технологическому и социально-историческому прогрессу;
    • происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;
    • происходят радикальные изменения социальных структур, следствием чего оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.

    Информационное общество отличается от общества, в котором доминируют традиционная промышленность и сфера услуг тем, что информация, знания, информационные услуги, и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная) растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест. То есть информационная индустрия доминирует в экономическом развитии. Однозначного определения информационной индустрии не существует. Однако в развитых странах накоплен определенный опыт по статистическому измерению информационной индустрии. Например, в Канаде предложена новая классификация в рубрике «Информационные технологии и телекоммуникации» (ИТТ), которая объединяет телекоммуникации, массовое вещание и компьютерные услуги.

    Вне зависимости от показателей статистики понятно что, динамичность технологической модернизации современного общества ставит перед обществом два главных вопроса: смогут ли люди адаптироваться к изменениям и породят ли новые технологии новую дифференциацию общества? Наиболее существенной угрозой переходного периода к информационному обществу является разделение людей на имеющих информацию, умеющих обращаться с информационными технологиями и не обладающих такими навыками . В случае если новые информационные технологии будут оставаться в распоряжении небольшой социальной группы, расслоение общества неизбежно.

    Но, несмотря на опасности, информационные технологии:

    • расширяют права граждан путем предоставления моментального доступа к разнообразной информации;
    • увеличивают возможности людей участвовать в процессе принятия политических решений и следить за действиями правительств;
    • предоставляют возможность активно производить информацию, а не только ее потреблять;
    • обеспечивают средства защиты частной жизни и анонимности личных посланий и коммуникаций.

    Развитие информационных технологий воздействует на все стороны жизни общества: экономику; политику, науку, культуру, образование. Однако самое главное воздействие происходит на гражданское общество и системы государственного управления. Потенциальная возможность граждан непосредственно воздействовать на правительства ставит вопрос о трансформации существующих демократических структур. С помощью новых коммуникационных технологий возникает возможность осуществления «референдной демократии».

    С другой стороны проникновение информационных технологий в частную жизнь людей может угрожать неприкосновенности личной жизни граждан. Цена за удобство, скорость передачи и получения информации, разнообразные информационные услуги – человек постоянно должен сообщать о себе личные данные в информационные системы – потеря анонимности.

    Интенсивное внедрение информационных технологий в государственные органы дает возможность:

    • приблизить их к гражданам, улучшить и расширить услуги, населению;
    • повысить внутреннюю эффективность и сократить затраты на госсектор;
    • стимулировать создание нового информационного оборудования, продуктов и услуг частным сектором путем адекватной государственной политики.

    Следующие принципы должны применяться относительно доступа к общественной информации:

    • информация должна быть открыта для всех;
    • основная информация должна быть бесплатной. Разумная цена должна назначаться, если требуется дополнительная обработка, имея в виду стоимость подготовки и передачи информации, плюс небольшая прибыль;
    • непрерывность: информация должна обеспечиваться постоянно, и должна быть одинакового качества.

    Как правило, причина неудач в реализации проектов внедрения информационных технологий, как на уровне предприятий, так и государства – в неумении сочетать технологические инновации с организационными.

    Особо охраняемые природные территории (ООПТ)

    Официальный сайт органов власти Алтайского края

    www.altairegion22.ru

    Создание сети особо охраняемых природных территорий необходимо в целях сохранения в естественном состоянии особо ценных природных комплексов и объектов.

    Поддерживая в естественном состоянии очаги природной среды, заповедник и заказники обеспечивают ландшафтное и биологическое разнообразие, препятствуют усилению негативных процессов, ведущих к деградации биосферы, являются фундаментальными элементами в системе обеспечения экологического равновесия и устойчивого развития региона.

    Значение особо охраняемых природных территорий оценивается не только с точки зрения сохранения ценных и важных компонентов экосистемы (биологического разнообразия), но и с позиций оздоровления условий жизни и отдыха населения, сохранения здоровья нынешнего и генофонда будущих поколений. Разнообразные виды охраняемых территорий - это экологический резерв региона. Их развитие способно играть роль фактора, сдерживающего процесс ухудшения состояния окружающей среды.

    К ООПТ в России относят:

    1. заповедные территории (центры сохранения биологического и ландшафтного разнообразия Биосферы планеты);

    2. государственные природные заповедники (эталоны ненарушенных природных территорий);

    3. природные парки (имеют экологическую и эстетическую ценность, природоохранные и рекреационные учереждения);

    4. государственные природные заказники (сохранение и восстановление природных комплексов для поддержания экологического баланса);

    5. памятники природы (уникальные, невосполнимые, ценные в научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения);

    6. дендрологические парки и ботанические сады (природоохранные учереждения, коллекции, сохранение биоразнообразия);

    7. лечебно-оздоровительные местности и курорты (территории, предназначенные для профилактики заболеваний, проведения лечения, отдыха населения).

    Информационное общество - ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли инфокоммуникаций , информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП) , созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах.

    ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО - одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ). Информационное общество - это общество, в котором: Информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле в ВВП . ИТТ становятся главным средством повышения эффективности производства, укрепления конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке. Имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов. Это в первую очередь система образования и наука . Происходит перераспределение ресурсов в пользу науки и образования. В США так называемый накопленный человеческий капитал в три раза больше активов всех американских корпораций. Основной формой собственности становится интеллектуальная собственность . В конкурентной борьбе за мировое первенство появляется новый фактор – уровень развитости информационной инфраструктуры и индустрии. Информация становится предметом массового потребления . Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации . Это гарантируется законом (военная и государственная тайна также определяется законом) и техническими возможностями. Появляются новые критерии оценки уровня развития общества – количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных и фиксированных телефонов и т.д. Вырабатываются правовые основы информационного общества. Формируется единая интегрированная информационная система на основе технологической конвергенции (слияния телекоммуникационной, компьютерно-электронной, аудиовизуальной техники). Создаются единые национальные информационные системы (в США - в 80-е гг., в Западной Европе – в 90-е.) Информационное общество формируется как глобальное. Оно включает в себя: мировую "информационную экономику"; единое мировое информационное пространство; глобальную информационную инфраструктуру; формирующуюся мировую законодательно - правовую систему. В информационном обществе деловая активность перетекает в информационно-коммуникативную среду. Формируются виртуальная экономика, виртуальная финансовая система и т.п., что ставит сложнейшие вопросы о механизмах их регулирования и связи с реальной, "физической" экономикой.



    2. Культура безопасности жизнедеятельности как фактор преодоления глобальных угроз и вызовов современности.

    По оценкам специалистов в первой половине нашего века может произойти эволюционный кризис всего человечества как биологического вида .

    Современный стиль жизни населения планеты характеризуется главенствующим императивом потребительства , мгновенным устареванием вещей , значительной частотой смены мод на предметы потребления . Вместе с ростом населения планеты это является основной причиной недопустимого, запредельного уровня расхода полезных ископаемых и других ресурсов, выброса веществ , загрязняющих окружающую среду, многократного превышения предельно-допустимой антропогенной нагрузки на биосферу .

    Говоря об основных факторах, способствовавших появлению глобальных проблем, следует отметить следующее.

    1. XX век стал веком разительных перемен в мире, стал веком реализации многочисленных научных открытий , освоения принципиально новых технологий , что обеспечило беспрецедентный рост мировой экономики . Сейчас за один рабочий день в мире производится столько же товаров и услуг, сколько было произведено за весь 1900 год.

    2. В XX веке произошли также грандиозные демографические сдвиги . Если к 1900 году население планеты достигало 1,6 млрд. человек , то к концу XX века на Земле проживало уже 6 млрд. человек , т.е. численность населения возросла в 4 раза .

    3. Рост населения планеты, несмотря на все усилия мирового сообщества, сопровождается и ростом нищеты. В настоящее время 20% населения мира проживает за чертой бедности .

    4. Значительно обострилась и экологическая проблема . Ее сущность состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды .

    В атмосфере быстро нарастает концентрация углекислого газа: за последние 200 лет она выросла с 280 до 370 ppm (частей на 1 млн.), причем более половины прироста приходится на период после 1950 года .

    5. Интенсификация человеческой деятельности ведет и к нарушению экосистем биосферы. Из 150 млн. км 2 площади суши под прямым контролем человека (агропромышленные комплексы, города, полигоны, дороги, добыча ископаемых и т.д.) находится 28% . Это приводит к сокращению площади лесов, опустыниванию (средняя скорость - 2600 га/ч), обезвоживанию рек и морей.

    Сейчас в мире практически нет резервов для сельскохозяйственного освоения , остаются лишь леса и экстремальные территории .

    6. В последние два десятилетия особенно остро встала проблема ре­сурсов пресной воды . Даже в странах, богатых источниками воды, стали появляться признаки водного дефицита.

    В значительной степени увеличилось промышленное расходование воды . Это связано не только с быстрым развитием промышленности, но и ростом водоемкости производства.

    7. Порождением современной цивилизации является и проблема мегаполисов . В настоящее время в городах проживает около половины всего населения мира (47 %), в то время как в 1972 году доля городского населения составляла чуть менее трети .

    60% подобных городов в Азии, в Африке - 25%, Латинской Америке - 15%.

    8. Серьезную угрозу представляют катастрофы природного и техногенного характера, частота, масштабность и разрушительность которых в последние годы значительно возросли . Эти явления не только наносят большой ущерб промышленности, сельскому хозяйству и окружающей среде, но и нередко сопровождаются разрушением населенных пунктов и человеческими жертвами.

    Так что же ожидает человечество в новой эпохе? Сможет ли оно справиться со стремительно возникшими глобальными угрозами, подрывающими условия его жизни и развития?

    Большой прорыв в методах исследования глобальных проблем новой эпохи совершил во второй половине XX века американский профессор Д.Форрестер. Будучи крупнейшим специалистом в области больших систем и теории компьютерного управления промышленными предприятиями, он впервые применил математические методы к исследованию социальных и экономических процессов . Объектом его исследований сначала стал процесс развития большого города как системы, а затем – развитие всей мировой системы человеческой цивилизации, которое он назвал «мировой динамикой» .

    Чтобы понять существо результатов работ Форрестера, предварительно ознакомимся с максимально упрощенным мысленным экспериментом , предложенным советским академиком A.И.Вейником. Этот эксперимент наглядно иллюстрирует возникновение глобальной угрозы вследствие «естественного» (стихийного, неуправляемого) развития цивилизации на планете с ограниченными ресурсами , при отсутствии полной регенерации отходов .

    Пусть в ограниченном объеме, например, в шаре, находится некая питательная среда. И пусть в этот шар попадает пара живых opганизмов - «бактерий». Что произойдет дальше?

    Очевидно, попав в благоприятные условия, наши «бактерии» начнут естественно размножаться. Рост числа бактерий, сначала очень медленный, со временем всё больше и больше ускоряется и, наконец, приобретает характер взрыва. Постепенно микробы пожирают питательную среду и начинают задыхаться в собственных отходах . С этого момента рост «населения» замедляется, а затем и вовсе прекращается . Причина этого будет совершенно непонятна неразумным бактериям , занятым в это время «личными делами», а, возможно, даже «справедливым распределением» все уменьшающихся запасов питательной среды между собой . В конце концов, вся микробная «цивилизация» переходит в мир иной.

    Картина, в основных чертах подобная предыдущему мысленному эксперименту, получилась при исследовании динамики мировой системы Форрестером. Oн взял для изучения самых общих закономерностей функционирования мировой системы пять основных изменяющихся компонентов (при естественном ограничении географического пространства планеты):

    · численность населения Земли,

    · капиталовложения (фонды, характеризующие уровень развития экономики, которая преобразует природу),

    · природные ресурсы,

    · производство продуктов питания,

    · загрязнение (отходы жизнедеятельности человека, которые не регенерируются природой).

    Этими компонентами и их взаимодействиями , принял он, в основном, обуславливается динамика изменений в мировой системе . Связав изменение во времени основных компонентов в уравнения , Форрестер определил коэффициенты этих уравнений на основании имеющихся статистических данных по изменениям рассматриваемых компонентов в предыдущий период времени . Изучая поведение системы, он установил, что растущее население вызывает рост индустриализации, рост потребности в продуктах питания и распространение населения по все большей территории.

    В свою очередь, рост производства продуктов питания, промышленных товаров и занимаемой территории способствуют увеличению количества населения . Рост населения с сопровождающими его индустриализацией и загрязнением окружающей среды является следствием процессов, в которых каждый компонент способствует росту других и обеспечивает своё развитие за их счет. Рост населения в расчетах Форрестера вначале, как в современной действительности, происходит по экспоненциальному закону (закону геометрической прогрессии).

    Однако, со временем рост наталкивается на пределы, определенные природой . Территория планеты освоена, почва и природные ресурсы истощаются, а способность биосферы Земли разлагать загрязнения не беспредельна . Полученный расчетом и известный нам из истории экспоненциальный рост населения, фондов, потребления пищи, уровня жизни и загрязнения не может продолжаться безгранично. Количество населения, достигнув предельной величины, затем станет заметно уменьшаться , что означает не кризис (из которого возможны разные выходы), а катастрофу (процесс, ведущий к гибели). Она наступит, согласно расчетам Форрестера, в период 2025-2050 годов.

    Оценивая полученные Форрестером ошеломляющие результаты, сразу необходимо отметить, что он использовал ту же гипотезу , что была в предыдущем мысленном эксперименте. В расчетах система ограничена по ресурсам, что для мировой системы, конечно, не совсем верно: в систему поступает энергия из Космоса (очевидная – от Солнца), в системе в какой-то степени регенерируются отходы (загрязнения). Однако, современная цивилизация использует, во многом, именно невозобновляемые ресурсы, загрязняя окружающую среду именно нерегенерируемыми отходами.

    Глобальное равновесие в принципе – по Форрестеру – возможно. Однако оно потребует жестких самоограничений и целеустремленности всего мирового сообщества в долгосрочной перспективе.

    В настоящее время все очевидней становится тот факт, что деятельность по недопущению грядущего общепланетарного кризиса не может ограничиваться только нормативными правовыми, организационно-техническими и образовательными мероприятиями. Важным является также и то, чтобы обеспечение безопасности окружающей среды являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Это может достигаться путем развития нового мировоззрения, системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения.

    Еще в рамках теории К.Маркса было определено, что основной сущностной функцией человека , как разумного, деятельного и социального существа, является труд . При этом под трудом понимается целесообразная деятельность по преобразованию внешней материальной среды в средство для комфортной жизни . Состояние человека на момент начала изменения этой среды является, как правило, гомеостазным , равновесным (за исключением непродолжительных периодов развития стихийных бедствий и подобных явлений). Изменяя внешнюю материальную среду, человек детерминировано переходит в менее равновесное , а, следовательно, и менее безопасное для него состояние. Чтобы компенсировать эту «потерю» безопасности человеку необходимо еще больше изменить окружающую среду в интересах уже не только большего комфорта, но и собственной защиты . При этом усиление воздействий на окружающую среду приводят к повышению силы и масштабов ответных реакций внешнего мира на человека в процессе его труда. И чем больше таких изменений производится – тем большую величину приобретает риск для его жизнедеятельности. Выходом из этого замкнутого круга может являться только изменение вектора «целесообразной деятельности» с преобразования материальной среды в средство для «комфортной жизни» в средство для «безопасной жизни» (в равновесии с этой средой). Этот коренной слом парадигмы отношения к окружающей среде и возможен только путем изменения всей человеческой культуры .

    Хотя особую значимость проблематика безопасности, и в особенности ее социальные, психологические и педагогические аспекты, приобрела только в последние 30-40 лет, она имеет глубинные корни. Так, в основе религиозного сознания , формируемого крупнейшими религиозными воззрениями (тотемизмом и анимизмом, буддизмом, конфуцианством и даосизмом, индуизмом, исламом, христианством) лежит постулат ненасильственного взаимодействия человека, общества и природы , как этического фундамента обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности. Но при этом следует отметить, что несмотря на такое позитивное, природоохранное отношение религий к окружающему миру, их глубокое и масштабное воздействие на мировоззрение людей, энвайроментальное сознание человечества в разные исторические периоды претерпевало колебательные изменения от четко выраженной утилитарной направленности (первобытный мир, средние века и Новое время) до отхода от потребительского отношения к природе , стремления к воссозданию непроти­воречивой картины мира и осознанию места человека в нем (античность, настоящее время).

    Историческую трансформацию отношения людей к вопросам безопасности возможно оценить и на основе характеристик катастрофического сознания (т.е. совокупности массовых страхов и тревог) людей в различные исторические эпохи. Исследования показывают, что на протяжении истории человечества произошло изменение вектора рассматриваемого сознания со страхов обращенных вовне, на действия внешних по отношению к людям факторов (стихийных бедствий, эпидемий, нашествий завоевателей), к страхам, обращенным вовнутрь , т.е. к страхам человека и человечества перед самим собой. Это явилось причиной повышенного внимания к развитию способов преодоления разрушительных начал, скрытых в самом человеке, в глубинах его личности, таких как психоанализ, теория коллективного бессознательного.

    Таким образом, следует отметить то, что вопросам обеспечения безопасности в истории человечества уделялось достаточно серьезное внимание. Но только в настоящее время они приобрели особую, жизненоважную актуальность . При этом многими учеными, специалистами признается, что сейчас особое внимание следует уделять именно социальным технологиям обеспечения безопасности , направленным на развитие общественного и индивидуального сознания, формирования ответственного и дальновидного отношения к окружающей среде. Для этого необходимо разрабатывать теоретико-методологические основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности, и, в первую очередь, определиться с терминологическим полем данной категории.

    Анализ показывает, что «культура» – это одно из самых неоднозначно определяемых понятий . По выражению культуролога Гарри Триандиса «культура является одним из тех определений, которые всегда присутствуют в работе социальных исследователей, но которые определяются таким количеством различных способов, что консенсус и не предвидится». В научной литературе существует огромное количество определений данного понятия в зависимости от целей и задач исследований, особенностей отраслей науки, специфики научных школ и т.п. Его дефиниционный диапазон чрезвычайно широк: от любых результатов деятельности людей (по П.Сорокину) до основы существования и важнейшего идентификационного признака любой цивилизации (по С.Хантингтону). С учетом обобщения различных подходов к установлению понятия «культура» представляется возможным определить ее как основу мировоззрения (систему ценностей ), традиции (нормы , стереотипы, устойчивые правила поведения), а также предметные результаты деятельности людей (мероприятия, средства, способы , объекты).

    Известно, что традиционно культура складывается достаточно стихийно, под действием массовых поступков отдельных индивидов в ответ на поступки других людей. Эти совокупные массовые поступки и формируют традиции, нормы поведения, создают мифы, течения и направления в искусстве. С этой точки зрения корректно говорить о культуре не как об управляемом процессе, а как о неком состоянии , основным параметром которого может являться уровень, мера достижения.

    В отличие от стихийного процесса развития традиционной культуры, формирование культуры безопасности жизнедеятельности должно являться регулируемым процессом в связи с конкретными ожидаемыми результатами по предотвращению глобальных угроз и опасностей и крайне ограниченным временем на их достижение . Для этого необходимо задать такие цели управления, степень достижения которых можно измерить. При такой прагматической постановке вопроса наиболее приемлемым также представляется использование понятия «уровня» как меры развития. В этом случае возможно проводить оценку степени достижения желаемого результата (напр., высокая или низкая культура), корректировать цели и задачи по формированию культуры.

    Объединение понятий «культура» и «безопасность» впервые было выполнено Международным агентством по атомной энергии в 1986 году в процессе анализа причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии. В дальнейшем данный термин был уточнен в «Общих положениях обеспечения безопасности атомных станций» (ОПБ-88). В данном документе отмечено, что культура безопасности характеризуется квалификационной и психологической подготовленностью персонала , а ее формирование является одним из фундаментальных принципов управления и подлежит нормативному регулированию в атомной энергетике России.

    В 90-х годах XX века – начале XXI века сложилось понимание того, что данная категория должна относиться не только к персоналу потенциально опасных объектов и сводиться только к подготовленности лиц , но и применяться по отношению к каждому человеку в отдельности, обществу в целом. От ценностных установок людей, мотивов их поведения, личностных и профессиональных качеств и способностей и зависит в определяющей степени эффективность мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности, снижению индивидуальных, социальных и глобальных рисков.

    В этот же период происходит расширение понятия культуры безопасности. Так, в работе отмечается, что культура безопасности - это социологическая категория, отображающая социальные отношения, направленные на устранение и минимизацию (либо создание и эмиссию) социальных рисков, опасностей и угроз, возникающих на уровне личности, группы, общества, государства в различных социальных ситуациях. В этом же источнике дается определение культуры безопасности российского общества , под которой понимается специфическая совокупность ориентиров, средств, форм и способов взаимодействия людей (социальных групп, институтов и др.) со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания (изменения) определенных структур деятельности, социального взаимодействия и общения.

    Ряд авторов преодолевая ведомственную, корпоративную узость понимания категории «культуры безопасности», сложившуюся в рамках атомной отрасли, применяет термин «культура безопасности жизнедеятельности », под которой понимают социальный процесс, направленный на реализацию таких условий жизнедеятельности людей, социальных групп, общества в соответствие с уровнем их развития и стереотипом поведения, при которых возможные риски не превышают допустимых значений. При этом жизнедеятельность определяется, как «существование и деятельность» людей, социальных групп, общества. Широкий контекст этого определения предполагает рассмотрение всех возможных условий обстановки, в которой отдельный человек, коллектив, сообщество людей может находиться.



    © 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows