Вспомним задание про зайцев и Мазая из прошлой главы.
Без использования условий и действий, выполняемых (или не выполняемых)
в зависимости от условий, подсчитать количество зайцев в последней
лодке будет непросто.
Добавим в фунцию lastBoatRabbits ветвление:
var lastBoatRabbits = function (totalRabbits ) { if (totalRabbits === 0 ) { // return 0 ; } else { var restRabbits = totalRabbits % 6 ; if (restRabbits === 0 ) { // return 6 ; } else { return restRabbits; } } };Итак, если зайцев на речке нет , последняя лодка никого не привезёт (на самом деле, она вернётся почти сразу же, т.к. дедушка точно будет знать, что зайцев на речке нет).
А если количество зайцев на реке кратно 6 , то последней будет лодка, полностью загруженная зайцами.
Что ещё можно было бы улучшить в этой программе? Я бы использовал отдельную переменную,
хранящую количество зайцев, помещающихся в лодке, на тот случай, если благодарные
зайцы подарят Мазаю лодку побольше. Мало ли что вдруг.
Ветвление может иметь часть, которая выполняется, если условие неверно,
а может его не иметь:
В качестве условия в if может выступать выражение сравнения двух чисел или строк,
с использованием операций == , > , < , >= , 5
// => true
11
< 6
// => false
5
>= 5
// => true
3
!= 3
// => false
"abc"
== "abc"
// => true
"abc"
=== "abc"
// => true
Переменные в качестве условия:
var
condition = 10
> 5
;
if
(condition) {
console
.log("10 > 5"
); // Будет выполнено
}
Логические операции над условиями
Несколько выражений, возвращающих логическое (или приводимое к логическому) значений
можно объединить с помощью логических операций. Такими операциями называют:
логическое И && , логическое ИЛИ || и логическое отрицание! .
Логическое И возвращает true только в том случае, если с обоих сторон от него true ,
логическое ИЛИ возвращает false только в том случае, если с обоих сторон от него — false .
Отрицание возвращает false для true и, наоборот, true для false .
По правилам Javascript значения 0 , null и undefined приводятся к false .
Однако, получая результат && мы получим первое неприведённое значение, которое
приводится к false , а получая результат || — первое неприведённое значение,
которое приводится к true:
Таким образом, функцию, возвращающую количество зайцев в последней лодке можно было бы переписать так:
var boatCapacity = 6 ; var lastBoatRabbits = function (totalRabbits ) { return totalRabbits && (totalRabbits % boatCapacity || boatCapacity); }; Задания- Для чисел, кратных трём, возвращает "Fizz"
- Для чисел, кратных пяти, возвращает "Buzz"
- Для чисел, кратных пятнадцати (одновременно трём и пяти), возвращает "FizzBuzz"
- В остальных случаях возвращает исходное число
var a = 10; var b = (a>1) ? 100: 200; alert(b);
Если условие a>1 истинно, то переменной b присвоить значение 100 , иначе переменной b присвоить значение 200 .
Задание Js 3_4.
Дополнить код: объявлено 3 локальные переменные с использованием ключевого слова var . Необходимо в переменную max присвоить значение следующего тернарного оператора: если a больше b , то возвращаем a , иначе возвращаем b .
Фрагмент кода:
if (a * b < 6) { result = "Мало"; } else { result = "Много"; }
Вопросы для самоконтроля:
Оператор switch javascript служит для проверки переменной на множество значений:
Синтаксис:
switch (переменная или выражение) { case вариант1: //..блок операторов.. break case вариант2: //..блок операторов.. break default: //..блок операторов.. }
Проверяется значение переменной или выражения: в каждом case проверяется одно из значений, в случае подходящего значения выполняется тот или иной блок операторов, соответствующий данному case .
Блок, начинающийся со служебного слова default можно опустить. Операторы блока будут выполнены в случае, если ни одно из перечисленных значений во всех case не подходит.
Важно: Оператор break обязателен после каждого рассмотренного значения переменной (после каждого case ); если его не использовать, то будут выведены все, расположенные ниже операторы
Сравним с оператором IF :
var a = 2; switch(a) { case 0: // if (a === 0) case 1: // if (a === 0) alert("Ноль или один"); // тогда выводим... break; case 2: // if (a === 2) alert("Два"); // тогда выводим... break; default: // else alert("Много"); // иначе выводим... }
Как сгруппировать несколько вариантов?
Для выполнения одних и тех же операторов возможно группировка нескольких case . Как в примере выше:
Case 0: case 1: alert("Ноль или один"); break; ...
При a = 0 и a = 1 выполняется один и тот же оператор: alert("Ноль или один");
Пример 4: Запрашивать у пользователя ввести цвет. Выводить перевод на английский язык введенного цвета. Для цвета "синий" и "голубой" выдавать одно и то же значение.
✍ Решение:
- Создайте веб-страницу с html-скелетом и тегом script .
- Инициализируйте переменную color
- Проверьте значение переменной с помощью конструкции switсh , выводя на каждое значение - соответствующий перевод:
- Для цветов "синий" и "голубой" выполните группировку:
- Организуйте вывод для тех цветов, которые не предусмотрены программой:
- Протестируйте сценарий в браузере.
var color = prompt("Какой цвет?" ) ; |
var color = prompt("Какой цвет?");
switch (color) { case "красный" : alert("red"); break; case "зеленый": alert("green"); break; // ...
Если переменная color имеет значение "красный", то вывести в модальное окно перевод - "red" и выйти из конструкции (break;). Если переменная color имеет значение "зеленый", то вывести в модальное окно перевод - "green" и выйти из конструкции (break;).
// ... case "синий": case "голубой": alert("blue"); break; // ...
Если переменная color имеет значение "синий" или переменная color имеет значение "голубой", то вывести в модальное окно перевод - "blue" и выйти из конструкции (break;).
// ... default : alert("y нас нет сведений по данному цвету" ) } // конец switch |
// ... default: alert("y нас нет сведений по данному цвету") } // конец switch
Задание Js 3_6. Найдите и исправьте ошибки в следующем фрагменте кода:
14 15 16 17 | var number = prompt("Введите число 1 или 2:" ) ; switch (number) { case "1" { document.write ("Один" ) ; } ; break ; case "2" { document.write ("Два" ) ; } ; break ; default { document.write ("Вы ввели значение, отличное от 1 и 2" ) ; } ; } |
var number = prompt("Введите число 1 или 2:"); switch (number) { case "1" { document.write("Один"); }; break; case "2" { document.write("Два"); }; break; default { document.write("Вы ввели значение, отличное от 1 и 2"); }; }
Задание Js 3_7. Что выведется на экране при выполнении следующего кода?:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 | var value = "2" ; switch (value) { case "1" : case "2" : case "3" : document.write ("Hello" ) ; break ; case "4" : case "5" : document.write ("World" ) ; default : document.write ("Error" ) ; } |
var value = "2"; switch (value) { case "1": case "2": case "3": document.write("Hello"); break; case "4": case "5": document.write("World"); default: document.write("Error"); }
Задание Js 3_8. У пользователя запрашивать число – количество ворон на ветке. В зависимости от введенного числа (не более 10), выводить сообщение: - На ветке сидит 1 ворона - На ветке сидит 4 вороны - На ветке сидит 10 ворон
Вопросы для самоконтроля:
Синтаксис:
for(начальное значение счетчика; условие; приращение счетчика) { //..блок операторов.. }
Важно: Цикл в javascript for используется, когда заранее известно, сколько раз должны повториться циклические действия (сколько итераций у цикла)
- В качестве начального значения счетчика итераций используется выражение присваивания: например, i=0 - счетчик цикла начинается с нуля:
- В качестве приращения счетчика указывается шаг, с которым должен увеличиваться счетчик: например, указывает на то, что каждая итерация цикла будет сопровождаться его увеличением на 1 :
- Условие цикла - это и есть конечное значение счетчика: например, i10, останавливает цикл:
for(var i = 0; условие; приращение счетчика) { //..блок операторов.. }
for(var i = 0; условие; i++) { //..блок операторов.. }
for(var i = 0; i