Модернизация старых компьютеров. Сколько стоит модернизация компьютера? Помощь мастера при сборке или модернизации компьютера

Модернизация старых компьютеров. Сколько стоит модернизация компьютера? Помощь мастера при сборке или модернизации компьютера

Владельцы старых персональных компьютеров все чаще замечают, что их машины не соответствуют высоким требованиям современных игр. А некоторые бедолаги до сих пор используют ПК, которые не тянут даже браузеры. В таком случае жизненно необходима модернизация компьютера - апгрейд. Можно, конечно, обратиться к специалистам, но они используют какие-то "неправильные" прайс-листы на компоненты компьютера. Они у них стоят дороже, чем у обычных ритейлеров. Да и ценник за свои услуги они выставляют немаленький. Поэтому куда дешевле произвести апгрейд своими руками. Но для этого нужно учесть множество факторов и научиться выбирать нужные компоненты. В этом материале мы попробуем разобраться с проблемой модернизации компьютера. Своими руками это сделать вполне возможно.

Что такое апгрейд

Апгрейд (от англ. upgrade) - это улучшение технических характеристик ПК или ноутбука путем установки новых и более мощных компонентов. Эта процедура производится тогда, когда компьютер не в состоянии нормально запускать современные игры. Хотя наши соотечественники вполне могут дождаться и такой ситуации, когда даже обычные браузеры будут неподъемными для ПК. Модернизация компьютера своими руками - дело довольно хлопотное и затратное. В первую очередь необходимо определиться с мощностью новых составляющих. Выбирать их нужно исключительно исходя из ваших потребностей. Если вам нужно всего лишь зайти в "Одноклассники" и погонять в "Веселую ферму", то нет смысла собирать мощную и производительную машину с несколькими видеоадаптерами. Овчинка выделки не стоит.

Зачем нужен апгрейд

Большинство пользователей устраивают апгрейд своему старому другу для того, чтобы поиграть в какую-нибудь новую игрушку. Если модернизация персонального компьютера нужна для запуска современных игр, то будьте готовы к тому, что придется выложить за новые компоненты немало денег. Стоит отметить, что модернизацию ПК (особенно если он очень старый) нужно начинать сразу с корпуса, ибо новые составляющие могут просто не поместиться в старую коробку. К тому же не стоит забывать и об охлаждении. Старого корпуса может быть недостаточно для обеспечения эффективного теплоотвода от компонентов ПК. Вообще, модернизацией компьютера занимаются в основном геймеры. Или же те, кто довел свою машину до такого состояния, что она неспособна нормально запустить даже "Тотал Коммандер". Но обо всем по порядку. Начнем с блока питания.

Выбор блока питания

Этот компонент следует выбирать первым. Если вы планируете собрать ПК с мощной начинкой, то стоит учесть, что старый и маломощный БП будет не в силах осуществить полноценное питание электроэнергией всех компонентов. Модернизация технической части компьютера должна начинаться с примерного подсчитывания мощности и энергопотребления всех его составляющих. На основе этих расчетов и требуется выбирать блок питания. Если взять недостаточно мощный, то новый компьютер вовсе не запустится. А лучше всего брать максимально мощный. Тогда при следующем апгрейде не нужно будет задумываться о приобретении этого компонента. Также важно обратить внимание на энергоэффективность. Лучше всего брать "серебряные" блоки. Они обладают высокой мощностью и низким энергопотребоением. Разумеется, не стоит приобретать БП от неизвестных китайских производителей. Они хоть и дешевле, но долго служить не будут. Итак, первый шаг - модернизация блока питания компьютера.

Выбор материнской платы

Материнская плата - основа всего. Этакий "полигон", на котором располагаются все остальные компоненты компьютера. Модернизация материнской платы - очень ответственный шаг. Необходимо выбирать плату, основываясь на своих потребностях, так как недостаточно мощная "материнка" может и не поддерживать некоторые процессоры и интерфейсы. Однако следует обратить внимание и на тип процессора, который предполагается использовать с "материнкой". Необходимо выбирать плату с таким же "сокетом" (посадочным гнездом ЦП), как и у процессора. Также следует обратить внимание на максимальный объем оперативной памяти, поддерживаемый платой. Не стоит забывать и о USB-портах. Чем больше их - тем лучше. Необходимо, чтобы половина из них относилась к третьей версии. Модернизация компьютера никак не обходится без мощной и современной материнской платы.

Выбор процессора

Принцип модернизации компьютера гласит, что все компоненты должны быть совместимы. Поэтому важно подбирать процессор с таким же сокетом, что установлен в материнской плате. И не имеет значения, AMD или Intel. Хотя, в свете последних событий, выбирать продукцию от "Интел" - дело рискованное. Недаром же управляющий компании продал свои акции. Лучше рассмотреть варианты от AMD. Они дешевле и ничуть не хуже. Правда, при использовании ЦП от этого производителя придется задуматься о качественном охлаждении "камня", поскольку эти процессоры - настоящие печки. Что касается количества ядер и тактовой частоты, то здесь лучше руководствоваться чисто своими предпочтениями и финансовыми возможностями. Но лучше не приобретать многоядерные чипы для игр. Хватит обычного четырехъядерного процессора. Главное, чтобы тактовая частота была высокой и размер кэша третьего уровня начинался от 6 мегабайт. Модернизация компьютера без обновления процессора немыслима. Стоит это запомнить.

Выбор оперативной памяти (тип и объем)

Оперативная память - это альфа и омега любого ПК или ноутбука. Именно она решает, насколько быстрой будет работа операционной системы, как успешно ПК будет справляться с ресурсоемкими приложениями и насколько хорошо будет реализована многозадачность. Запомните одну простую истину: оперативная память отлично работает только в многоканальном режиме. Отсюда вывод: нужно покупать два модуля памяти. Что касается рабочей частоты, то здесь следует исходить из характеристик материнской платы. Лучше, конечно, приобретать "оперативку" с более высокой частотой работы, но они очень уж дорогие. Если от ПК не требуется многозадачность и высокая производительность, то можно обойтись памятью со средними показателями. Что касается объема, то здесь нужно ориентироваться на возможности процессора и материнской платы. Модернизация иногда начинается именно с увеличения объема и изменения типа оперативной памяти (если апгрейд идет поэтапно).

Выбор видеокарты

Графический адаптер - то, что заставляет ПК запускать новые игры. Если сборка компьютера подразумевает игровую направленность, то лучше не экономить на видеокарте. Но опять же, все зависит от других компонентов компьютера. Так, нужно учесть энергопотребление видеокарты. Если оно слишком велико, то блок питания может просто не справиться. Также не стоит забывать об объеме видеопамяти. Он может оказаться непосильным для материнской платы. Теперь о производителях. Если вам нужна качественная видеокарта для игр, то лучше рассмотреть продукцию от nVidia. Если же вашей основной целью будет майнинг криптовалют, то для этого нет ничего лучше, чем графические решения от AMD. Правда, одной картой в этом случае не обойтись. В принципе, нет разницы, кто изготовил графический чип. Главное - обратить внимание на рабочую частоту ядер. Чем она выше - тем производительнее будет видеокарта. Однако особо мощные модели стоят дорого. Для запуска всех игр вполне хватит средненького адаптера от nVidia серии Titan.

Выбор жесткого диска

Вообще, этот компонент менять вовсе не обязательно. Лучшего на рынке пока нет, а SSD-накопители с большим объемом сейчас стоят бешеных денег. В качестве альтернативы можно приобрести SSD малого объема для установки на него операционной системы. Модернизация компьютера такого плана поможет работать и загружаться в разы быстрее. Жесткие накопители куда быстрее в работе, чем привычные HDD. Это связано с тем, что SSD работает по принципу оперативной памяти. В то время как жесткие диски имеет устаревшую механическую конструкцию и медленные магнитные диски. Установка SSD в качестве системного диска поможет здорово повысить скорость работы персонального компьютера или ноутбука. А в тандеме с приличным объемом оперативной памяти получится очень интересная и мощная машина.

Выбор системы охлаждения

Модернизация системного блока предполагает и замену системы Дело в том, что новые компоненты намного мощнее старых. Они выделяют куда больше тепла. Старые кулеры не смогут справиться с качественным отведением тепла от компонентов. В результате возможен их перегрев и выход из строя. Для новых составляющих придется приобрести более мощные вентиляторы. Особенно это касается процессора и видеокарты. А вообще, самым лучшим решением будет установка водяного охлаждения. Оно, конечно, дороже, но куда эффективнее, чем обычные кулеры. Система охлаждения - очень важный компонент любого компьютера. При недостаточном теплоотводе ПК или ноутбук могут работать нестабильно, перегреваться, часто выключаться. Но самое жестокое разочарование постигнет пользователя в том случае, если новенький, только что купленный процессор сгорит из-за старой и немощной системы охлаждения.

Выбор корпуса

Если модернизация компьютера началась, то она предполагает замену всех компонентов на более новые. И далеко не факт, что все они влезут в старый корпус. не говоря уже о новой системе охлаждения (она-то точно не влезет). Отсюда плавно вытекает необходимость приобретения нового корпуса. Лучше покупать коробку с дополнительными кулерами охлаждения и пылевым фильтром. Также корпус должен иметь достаточное количество "посадочных мест" под все компоненты. Не стоит забывать и о размере материнской платы. Если вы возьмете слишком маленький корпус, то вы ее туда просто не установите. Остальные параметры выбираются по своему вкусу: цвет, материал, наличие окна из оргстекла и многое другое. Приветствуется корпус со возможностью ручной регулировки скорости вращения вентиляторов. Также неплохо, чтобы на нем было информационное табло, в котором отражена температура внутри корпуса и другие полезные данные. Но стоят такие коробки достаточно дорого. Можно вполне обойтись и без этих излишеств.

Замена звуковой карты (опционально)

Многие современные игры требуют определенных характеристик звуковой карты компьютера. Если этот компонент старый, то качество звука будет просто убогим. Современные игрушки в этом плане жутко привередливые. Им подавай карту с поддержкой 7.1, технологией "Долби" и высокой разрядностью звука. Но менять ее вовсе не обязательно, если вы не являетесь фанатом качественного звука. Но если все-таки нужно поменять, то здесь есть два варианта: встраиваемые карты (под PCIe) и внешние (под USB). В чем различие? Внешние звуковые устройства обычно куда дешевле. Но некоторых категорически не устраивает такой вариант в плане эстетики. Тогда только встраиваемая карта. Но хороший аппарат будет стоит хороших денег. Вообще же, модернизация системного блока компьютера не предполагает замены аудиоустройства. И если вы не аудиофил, то такие траты совершенно не оправданы.

Приобретение ИБП

Источник бесперебойного питания - дело сугубо личное. Но будет очень жаль, если вся собранная красота и мощь сгорит в один момент от скачка напряжения или внезапного отключения электричества. А в нашей стране любят отключать электричество без предупреждения. Что касается самого устройства, то батарея его должна обеспечивать работу всех основных компонентов персонального компьютера хотя бы на протяжении 5 минут. Это нужно для того, чтобы можно было не спеша сохранить результаты своей работы и правильно выключить компьютер. Сейчас источники бесперебойного питания стоят не очень дорого. Позволить их себе может любой пользователь. Зато персональный компьютер будет надежно защищен от скачков напряжения и внезапных отключений электроэнергии.

Заключение

Итак, сборка компьютера повышенной мощности - дело довольно хлопотное. Нужно учесть массу моментов. И не всегда приходится руководствоваться своими желаниями и финансовыми возможностями. Необходимо будет учитывать возможности материнской платы, блока питания и корпуса. Но результат превзойдет все ожидания. Если все сделать правильно, то можно получить очень мощную машину за не такие уж и большие деньги. В любом случае это получится намного дешевле, чем пользоваться услугами специалиста.

Компьютерные технологии и игровая индустрия развиваются настолько быстро, что компьютер, который вы, казалось бы, обновили совсем недавно, вновь нуждается в усовершенствовании. В связи с этим у многих пользователей возникает вопрос: «Сделать апгрейд компьютера или же приобрести новый?»

И вот здесь начинается самое интересное, ведь очень часто замена комплектующих обходится дороже, чем покупка новой техники. Именно поэтому необходимо разобраться, какие устройства лучше обновить в первую очередь. Конечно, вы можете продать за копейки свой старый компьютер, добавить денег, отправиться в магазин и купить новый. Но такой вариант не всем подходит, а значит, нужно учиться делать апгрейд компьютера своими руками.

Что такое «апгрейд»?

С английского языка слово upgrade переводится как "усовершенствование", "модернизация". Если речь идет о персональных компьютерах, то апгрейдить - означает повышать производительность посредством замены комплектующих.

Современные ПК собраны так, что при желании вы можете обновить устаревшее оборудование, например процессор. Как правило, модернизации подвергаются следующие устройства: оперативная память, видеокарта, процессор, «материнка», добавляются винчестеры.

Апгрейд, ремонт и обслуживание компьютера можно проводить самостоятельно. О том, как это делать, читайте далее.

С чего начать усовершенствование ПК?

Собираясь проводить модернизацию ПК, прежде всего необходимо определиться, какую сумму денег вы готовы потратить. При этом нужно знать, что заменив одну деталь, возможно, понадобится сменить и другую, так как новое устройство будет несовместимо со старым. Учитывайте этот момент, планируя бюджет.

На следующем этапе необходимо определить слабые звенья, то есть то оборудование, которое испытывает самые большие нагрузки и требует обновления. Для этого можно воспользоваться различными утилитами. Одна из самых распространенных - программа Everest. Понятный интерфейс и доступность способствуют большой популярности данного приложения.

Также вы можете установить индикаторы, а затем, просмотрев историю, выявить, какое устройство требует замены.

Теперь вы знаете, с чего начать апгрейд компьютера, поэтому можно переходить непосредственно к самому процессу.

Увеличение оперативной памяти

Самый простой способ, позволяющий увеличить производительность вашего ПК - добавление «оперативки». Сначала нужно посмотреть, какие планки у вас установлены и сколько для них имеется дополнительных слотов. В современных моделях компьютеров на материнской плате предусмотрено минимум четыре ячейки. Теперь определитесь, какой объем ОЗУ вас устроит. Например, для корректной работы ОС Windows 7 понадобится не менее 2 Гб оперативной памяти.

Рекомендуется добавлять ОЗУ-планки, аналогичные по объему тем, которые у вас уже установлены на компьютере, и такого же производителя. Помните, что сейчас, как правило, используются платы DDR3, поэтому посмотрите, чтобы по типу они тоже совпадали.

Стоит отметить, что вы сразу заметите повышение производительности, если у вас всего 2 Гб ОЗУ, а станет, например, 4 Гб. При этом разница не будет сильно ощущаться при увеличении с 4 «гигов» до 6.

Замена процессора

Выполняя апгрейд компьютера, вы можете заменить процессор. Наиболее популярные модели на сегодняшний день производят Intel и AMD. Обратите внимание на количество ядер. Желательно, чтобы их было не менее четырех. В то же время, скорее всего, вам достаточно будет восьмиядерного процессора. Больше нужно ставить в том случае, когда вам действительно позволяет финансовое положение.

Если вы собираетесь установить новый процессор, то посмотрите, чтобы сокет на нем совпадал с сокетом на «материнке». Еще один важный момент - частота процессора. Помните, чем она выше, тем лучше.

Выбор материнской платы

Апгрейд старого компьютера зачастую требует замены материнской платы, особенно если вы решили поменять процессор. В этом случае в первую очередь необходимо купить именно «материнку».

Оптимальный вариант - материнская плата, имеющая хотя бы четыре слота для планок ОЗУ и столько же SATA входов.

Что касается выбора производителя, то и в этом случае руководствуйтесь материальными возможностями. Если вы не разбираетесь в «железе», то рекомендуется проконсультироваться у специалиста. В общем, старайтесь получить наиболее полную информацию о «материнке», которую планируете приобрести, чтобы в дальнейшем не попасть в неприятную ситуацию.

Обновление видеокарты

Как правило, ремонт и апгрейд компьютера не обходится без замены видеокарты. Стоит отметить, что это один из самых затратных этапов модернизации, ведь зачастую хороший видеоадаптер стоит дороже любого другого устройства. Если же вы любите играть в современные игры, которые предъявляют высокие требования к системе, то приготовьтесь выложить внушительную сумму денег.

Среди множества производителей видеокарт есть явные фавориты - AMD и Nvidia. Именно эти устройства пользуются наибольшим спросом у пользователей. Конечно, вы можете присмотреть себе другой вариант, но все же лучше взять популярную модель, ведь если у вас возникнут вопросы относительно приобретенного видеоадаптера, вы всегда сможете получить ответ на него.

Кстати, выбирая видеоадаптер, удостоверьтесь в том, что он совместим с материнской платой.

Замена блока питания

Итак, вы знаете, как сделать апгрейд компьютера, заменив ключевые узлы. На самом деле завершающий этап - это установка блока питания. Практически все мастера утверждают, что после модернизации вам потребуется более мощный БП. В принципе, это логично, ведь современное оборудование потребляет много энергоресурсов.

Какой выбрать БП? Ответ очевиден: чем мощнее, тем лучше. Экономить в данном случае не стоит, так как от этой детали зависит стабильная работа вашего компьютера. Если вы не знаете, какую именно модель выбрать, то спросите у продавца-консультанта или знакомого мастера.

Жесткий диск

Если есть необходимость, то, выполняя апгрейд компьютера, можно установить дополнительный винчестер, что позволит хранить больше информации. Это особенно актуально в случаях, когда пользователь держит на компьютере большие коллекции фильмов, музыки или игр.

Даже в старых моделях системных блоков есть ячейки, куда можно вставить еще один жесткий диск, поэтому не упускайте такую возможность, ведь иногда не очень хочется удалять тот или иной файл, но нехватка свободного места вынуждает вас это делать.

Посетив компьютерный магазин, вы окажетесь перед выбором между SSD и HDD. Что лучше? Первый вариант предпочтительнее, так как у таких винчестеров более высокая скорость обработки данных. Однако и качественная модель HDD, безусловно, вас полностью удовлетворит.

Дополнительные устройства

Если вы не знаете, как сделать апгрейд компьютера, но очень хотите хоть как-то его модернизировать, то просто установите дополнительное оборудование, например веб-камеру, хорошие колонки, TV-тюнер и т. д. Таким образом, вы с минимальными затратами улучшите ваш компьютер.

Однако и здесь надо помнить о совместимости устройств, поэтому перед покупкой комплектующих обязательно получите о них как можно больше информации, чтобы потом не жалеть о напрасно потраченных деньгах.

Итак, теперь, когда вы знаете, как самостоятельно улучшить производительность ПК. Необходимо собрать все рекомендации воедино:

  • перед апгрейдом правильно распределите выделенный для этого бюджет, включая в список только самые необходимые устройства;
  • устанавливая дополнительные планки ОЗУ, проследите, чтобы они были выпущены одним производителем;
  • помните о том, что при замене процессора, вам, скорее всего, нужно будет приобретать новую «материнку»;
  • желательно покупать популярную модель видеокарты и БП.

Соблюдая хотя бы эти советы, вы сможете своими силами обновить ваш компьютер, что сэкономит вам немалую сумму денег.

Заключение

Как видите, выполнить апгрейд компьютера без помощи специалистов не так уж и сложно. Если же вы начинающий пользователь и сомневаетесь в том, что сможете справиться с модернизацией ПК самостоятельно, то, конечно, лучше обратиться к профессионалам.


Компьютерные технологии развиваются очень быстро. За пару лет любая навороченная «машина» может морально устареть т потребуется её апгрейд. Про апгрейд домашнего и офисного компьютера в этой статье.

От автора

Апгрейдом, как известно, называют улучшение характеристик компьютера с помощью замены отдельных деталей на другие более мощные. То есть, полностью менять ПК не нужно.

Об апгрейде

Размышлять про апгрейд компьютера лучше перед тем, как покупать «железного друга». Дело в том то если вы в будущем собираетесь, компьютер улучшать подумайте о главном компоненте ПК, о материнской плате. Тут нужно учитывать несколько характеристик, это объем шины, кол-во свободных слотов для оперативной памяти, помимо свободных слотов еще и максимально поддерживаемый объем самой материнской платы. Так же если вы любите играть, то нужно учитывать чтобы ваша плата поддерживала 2 видеокарты одновременно рабочих.

Модернизация имеет свои преимущества, если её сравнивать с полной заменой компьютера, на котором многие детали системного блока стали неактуальными. Периодически, добавляя в компьютер новые комплектующие и учитывая сбалансированность «железа», можно все время следовать веяниям моды. Главное, в этом случае не придется сразу вкладывать большие суммы денег.

Пример

К примеру, прошел год, как был куплен компьютер. Вы начали замечать, что полноценно работать с приложениями мешает производительность графического адаптера. В этом случае можно сделать апгрейд: приобрести новую модель видеокарты и использовать ее взамен предыдущей. Со старой деталью обращайтесь на свое усмотрение – продайте, выкиньте, подарите…

Во многих случаях при попытке заменить одну деталь на другую появляется необходимость в использовании другой комплектующей или нескольких. К примеру, вы недовольны быстродействием компьютера, основой которого является процессор Celeron G1610. Взять и подключить более новый Core i5 4430 просто так не выйдет.

Объясню почему, дело в том, что наш процессор установлен на материнскую плату, которая поддерживает 1155 сокет, а процессор, который мы хотим установить, поддерживает 1150 сокет это новый вид разъема компании Intel.

Сначала нужно купить «материнку», поддерживающую процессор Core i5 4430 . Т.к. старая материнская плата поддерживала оперативную память DDR3 с частотой 1066, а новая поддерживает уже частоту 2400, то желательно поменять и память т.к. старая не позволит еще быстрее работать вашему компьютеру. Хотите навороченную звуковую систему? Чтобы достичь этой цели, понадобится новая аудио карта.

В некоторых случаях апгрейда не нужно использовать новые комплектующие. К примеру, «оперативку» можно увеличить, когда в «материнке» есть лишние разъемы для памяти. Аналогично удастся дооснастить систему приводом Blu-Ray.

Однако перед апгрейдом нужно определить, осуществимы ли вообще желаемые обновления. Если хотите использовать винчестер большего объема, точно определите, поддерживает ли эту деталь системная плата и BIOS на компьютере. Такую информацию можно найти в технической документации, которой комплектуется «материнка».

Апгрейд на удачу

Большое количество компьютерных компаний не препятствует желанию покупателей модернизировать собственный компьютер. Это говорит о том, что клиенту магазина удастся возвратить детали практически по стоимости прайс-листа (конечно, немного ниже). Добавив определенную сумму, можно будет купить более современные детали. Стандартно этот вид услуги распространяется только на гарантийный срок. К поддерживаемым устройствам относят модели без механических деталей.

Скорее всего, комплектующие, которые возвратили для апгрейд, опять будут продаваться. Не всегда фирмы говорят покупателям, что они уже были в употреблении. Если речь идет о памяти, процессорах, других платах сильно можно не волноваться.

С винчестерами, приводами CD- и DVD и остальными деталями, содержащими изнашивающиеся элементы, нужно быть чрезвычайно осторожными. Эти устройства, как правило, отказываются принимать при апгрейде или платят очень мало.

Апгрейд компьютера для офиса

Апгрейд для офисных компьютеров достаточно сложен. Дело в том, что если в организации порядка 10+ компьютеров и нужно каждый из них апгрейдить это будет довольно затратно. Поэтому, как правило, фирма будет эксплуатировать компьютер пока он не выйдет из строя или он уже не будет справляться со своими обязанностями.

Офисные компьютеры бюджетны и скорее всего апгредить их не получится. Быстрое развитие технологий не позволит приобрести новый процессор к компьютеру больше 2-х лет, т.к. за два года технология морально быстро устаревает.

Максимально, что можно апгрейдить у бюджетного компа это оперативную память и видеокарту. Правда, большинству организаций видеокарте практически не нужен апгрейд.

Даже если вы только что распаковали новейший системный блок и только подключили его к сверхкачественному монитору , ваш компьютер еще не использует свои гигагерцы и терабайты на полную мощность. Точнее, не использует их рационально. Тем более полезно вплотную заняться оздоровлением "рабочей лошадки", если компьютер уже не новый.

Мы даем советы для пользователей Windows с учетом популярности "официально похороненной " Windows XP, хотя пользователям MacOS от Apple и свободных операционных систем вроде Ubuntu эти советы также пригодятся с поправкой на "тамошний" софт.

10. Сделайте уборку

Самый банальный, но один из самых действенных советов: следите за чистотой. Пыль не только портит внешний вид и вызывает у некоторых аллергию, но и ощутимо докучает "железу". Вентиляторы систем охлаждения могут начать работать громко, а охлаждать неэффективно.

Чистить компьютер нужно обязательно в выключенном состоянии. "Внутренности" лучше продувать баллонами со сжатым воздухом, пылесосом на низкой мощности (а лучше - функцией выдувания) или на крайний случай (не смеяться!) клизмой и мягкой кисточкой. Протирать клавиатуру можно обычным спиртом, а вот для монитора лучше купить специальное средство - далеко не все покрытия мониторов выдержат чистку спиртом.

В Windows Vista, 7 и 8 стандартные программы проще, для доступа к ним нужно открыть "Управление цветом" в Панели инструментов и найти во вкладке "Подробно" кнопку "Откалибровать монитор". Ну а настроить сам монитор можно с помощью специальных картинок, как это описано .


8. Избавьтесь от ненужных клавиш, добавьте нужные


Нет, вырывать с корнем клавиши Caps Lock или Pause/Break из клавиатуры мы не советуем. Достаточно переназначить их использование в операционной системе. Сделать это можно при помощи бесплатной программы AutoHotKey для Windows. У Microsoft также есть свой инструмент создания раскладок Keyboard Layout Creator .

Можно не только переназначать кнопки своими руками, но и воспользоваться расширенными (типографскими) раскладками клавиатуры, где под рукой будут экзотические знаки вроде, ‰, €, ™ и прочие. Для русского языка советуем такую раскладку, а для английского и белорусского рекомендуем использовать раскладки белоруса, известного как Zedlik. Раскладка Belarusian Typo позволит писать по-белорусски и, не переключая раскладку, по-русски и по-украински. А вместо английской раскладки можно использовать Belarusian (Latin) Programmers или Belarusian (Latin) (Custom) , там есть не только экзотические знаки, но и буквы белорусской латинки .

7. Послушайте


У многих колонки стоят там, где им нашлось место. Просто переставив или подвесив их так, чтобы динамики были на уровне ушей или хотя бы были направлены в сторону ушей, можно услышать гораздо лучший звук. То же важно сделать с низкочастотным динамиком (сабвуфером), если таковой имеется.

Можно попробовать подобрать конфигурацию колонок в самой ОС. Для Windows нужно зайти в Панель управления выбрать Оборудование и звук, а затем Звук. Возможности ХР не такие и богатые, а вот начиная с Vista есть где развернуться. Инструкция от Microsoft .

Можно и вручную настроить звук с помощью программного эквалайзера . Из программ для Windows поможет бесплатный , хотя почти у каждого производителя звуковых карт есть свое приложение с эквалайзером. Можно воспользоваться как предустановленными конфигурациями (вроде "рок", "классика", "концерт", "гостиная" и т.п.), так и самостоятельно подобрать конфигурацию, последовательно передвигая ползунки.

6. Утихомирьте пропеллер


Системы охлаждения бывают пассивными (когда тепло выводится через радиатор, как в смартфонах, планшетах и современных не слишком мощных ноутбуках) и активными (вентилятор, он же "кулер"). Жидкостные системы охлаждения в потребительских устройствах редкость, они нужны для мощных и "горячих" систем. Обычно же белорусы "слушают пропеллер".

Этот кулер может издавать неприятные звуки, если в него попало много пыли (см. пункт 9). Но если чистка помогла недостаточно, а компьютер не перегреется от небольшого ослабления вентилятора, можно на свой страх и риск попробовать программу SpeedFan , но слишком сильно снижать обороты не стоит, перегрев на пользу не пойдет.


5. Избавьтесь от проводов, верните провода


А вот беспроводной интернет может и навредить нервам. В сравнении с проводным подключением, Wi-Fi теоретически имеет также неплохие скорости, но на качество сигнала влияют и стены, и случайные нерегулярные помехи. Тут, когда есть возможность, лучше избегать сюрпризов и пользоваться проводами.

4. Пользуйтесь правильными программами


Изображение maximumpc.com

Настали облачные времена... В смысле все большую популярность приобретают облачные хранилища данных вроде Dropbox, Microsoft SkyDrive, Google Drive, Яндекс.Диск, Mega и многих других. В них можно хранить как документы, так и целые образы ОС, доступны они будут из любого места, где есть интернет, даже со смартфона. Важная информация с облачных хранилищ потеряется разве что в случае мировой войны - хранить информацию там в разы надежнее, чем

Но именно в здоровье компьютера основная загвоздка: разогнанные "органы" меньше "живут", могут работать нестабильно, а если сгорят (в переносном или прямом смысле), то на ремонт по гарантии надеяться не стоит. Разогнанные элементы потребляют больше энергии, системы охлаждения шумят громче или вовсе не справляются (еще не забыли пункт 6?), а игры могут работать в среднем быстрее, но чаще "заикаться".

Использование подобных "стероидов" обычным пользователям можно порекомендовать только в тех случаях, когда "железа" совсем не жалко, а на новое уже отложены деньги. И, конечно, после прочтения десятков инструкций и форумов.

0. Устройтесь поудобней


Спина должна быть прямой, шея ровной, монитор на расстоянии вытянутой руки и незначительно ниже уровня глаз, ноги под углом слегка больше 90 градусов, рядом поменьше ярких источников света… Вы ведь все это не раз слышали, так почему не выполняете? Это сильнее оверклокинга, типографских раскладок или свободного софта!

«Лучше быть
богатым и здоровым,
чем бедным и больным»
(аксиома)

Развитие компьютерной техники идет настолько быстро, что моральное старение компьютера происходит гораздо быстрее его физического износа. Так что рано или поздно (скорее, именно рано) производительности компьютера уже перестает хватать. После этого встает вопрос: что же делать дальше - покупать новый, а старый или выбросить или продать за бесценок, или же, заменив часть его узлов, попытаться поднять производительность ветерана на более-менее современный уровень.

Как это не покажется на первый взгляд парадоксальным, но решение такой задачи для домашнего, игрового компьютера может оказаться даже сложнее, чем для «серьезного» компьютера, ориентированного на решение профессиональных задач.

Во-первых, новые, все более ресурсоемкие игры выходят почти каждый день, и компьютер, на котором вчерашние игры просто летали, на новых вдруг начинает демонстрировать неторопливое слайд-шоу:(

Во-вторых, игры дают очень серьезную нагрузку практически на все узлы компьютера - и на процессор, и на видеокарту, и на память, поэтому сразу понять, какой из узлов является узким местом, из-за которого игра тормозит на этом компьютере, оказывается не так и просто

Ну и, наконец, в-третьих, пользователем домашнего компьютера и в том же лице и «системным администратором», на которого ложатся все вопросы по его обслуживанию в общем случае является непрофессионал, для которого тонкости апгрейда и настройки компьютера часто оказываются почти потусторонним шаманством.

Попробуем приоткрыть эту тайную завесу, разобраться «чьи в лесу шишки», какие стратегические решения тут можно применять, и какой тактики можно при этом придерживаться. Начнем со стратегии.

Варианты стратегии апгрейда

Конечно, подходов в этом вопросе может быть великое множество, попытаемся их как-то систематизировать.

Можно выделить три «генеральных линии».

«Точка старта» у всех трех одна - хорошо сбалансированный системный блок, собранный на основе современных mainstream-решений, купленный в свое время за 700-1000 долларов (более дешевые конфигурации обычно уже изначально получаются не вполне сбалансированными для уровня игрового компьютера). Сначала все обстоит отлично - все игры прекрасно работают на максимальных настройках, но вот появилась игра, которой Вашего компьютера не хватает…

Итак, первая стратегия:

  • После появления такой игры просто меняем компьютер, ориентируясь на самые современные решения нового уровня, выходим на новую «точку старта» (см. выше).

Старый компьютер затем выбрасываем или продаем по остаточной стоимости. Просто и удобно:). Хотелось бы сказать «дешево и сердито», но «дешево» тут сказать язык не повернется:(. Хотя, если Вы как в известном анекдоте просто берете деньги в необходимом количестве «из тумбочки», или если для Вас компьютер - практически член семьи, и ответ на вопрос «компьютер или отпуск в Египте» очевиден: «безусловно компьютер», такой вариант окажется вполне приемлемым.

Учитывая современные темпы развития компьютерной техники и игровой индустрии подобную операцию придется проводить примерно раз в год, максимум полтора (вспомните, каковы были массовые решения например летом прошлого года и как выглядят на таком компьютере современные игры при агрессивных настройках). Если считать, что «остаточная стоимость» годовалого компьютера (по которой его еще нужно суметь продать) составит примерно половину от цены нового, получим примерный уровень ежегодных затрат около 400-500 долларов, а если с продажей старого не заморачиваться, то и вся тысяча… Но, если руководствоваться аксиомой, вынесенной в эпиграф статьи, то, как говорится другой альтернативы нет . Конечно, несколько снизить затраты на сборку нового компьютера может позволить использование некоторых узлов старого, которые еще не успели устареть и не будут снижать его производительности - звуковая карта, жесткий диск, DVD-привод, блок питания и так далее. Хотя и тут есть свои ограничения, да и принципиально ситуация не меняется, к тому же в этом случае старый компьютер продать уже точно не удастся.

Теперь рассмотрим второй вариант стратегии:

  • После появления такой игры делаем настройки менее агрессивными, снижаем разрешение в игре.

Правда мы лишимся толп восторженных поклонниц, приветствующих наш победный финиш, да и лысые пустынные холмы, поросшие неподвижными столбами с закрепленными на них проволочными ветками выглядят не так живописно, как поросшие густой травой, шевелящейся на ветру в тени «живых» деревьев, а глицериновая вода не так ласково омывает сапоги, как шейдерная, но… Если тумбочка не бездонна (увы, но для многих это обстоит именно так), и приходится выбирать между шейдерной водой и натуральной водой Красного моря, а реальные поклонницы ласкают взгляд (и не только взгляд) приятнее, чем виртуальные, то есть над чем подумать…

Если предположить, что через три-четыре года компьютер все равно придется сменить (иначе и облысевшие холмы превратятся в слайд-шоу), а стоимость «четырехлетки» стремится к нулю, получим среднегодовой уровень затрат порядка 150-300 долларов.

Конечно, четкой границы между первым и вторым вариантом стратегии нет, и никто не мешает в первом случае «оттянуть» поход в магазин, например, до появления ожидаемого принципиально нового процессора или видеокарты. Да и во втором можно не ждать полного «облысения» игрового пространства, а опять-таки приурочить замену компьютера к выходу какого-то нового игрового «железа». Грань тут скорее психологическая.

В первом случае появление, например, нового процессора, показывающего в тестах лучший результат, чем Ваш, уже является «первым звонком», чтобы начать задумываться о замене, даже если явных тормозов еще нет, поскольку «круче гор могут быть только вареные яйца и мой компьютер». Одним словом, «ни шагу назад!»

При второй же стратегии поводом для исследования свежих прайс-листов компьютерных магазинов должно стать лишь появление действительно заметных тормозов в игре или невозможность увидеть в ней все «красивости». Однако здесь поле для отступления достаточно большое, и прервать его можно в любой удобный момент, не обязательно доходя до последней черты, когда новая игра уже не просто тормозит, а даже и не запускается. Кроме того, есть еще один аспект, который станет понятнее при рассмотрении третьей стратегии апгрейда.

Итак, третий вариант стратегии:

  • После появления тормозов в игре или невозможности увидеть все красивости тщательно разбираемся в причинах их появления, находим в Вашем компьютере «слабое звено» и, если это технически возможно, просто заменяем его.

Однако это «просто» часто оказывается не так уж просто на деле. Нужно разобраться в причинах, хорошо понять, замена какого из узлов позволит расшить это узкое место в игре. И вот именно на этом мы остановимся более подробно.

Отметим, что данная стратегия апгрейда оказывается несколько ближе к первой. Выявлять и заменять «слабое звено» имеет смысл, пока проблема еще не сильно запущена, и ее можно решить, ограничившись заменой какого-то одного узла. Если с апгрейдом затянуть, то ответом на вопрос «что же нужно заменить в компьютере, чтобы все летало, как прежде» может оказаться «да все!», и в этом случае частичный апгрейд потеряет смысл. Проще и дешевле окажется сменить весь системный блок.

Хотя, казалось бы, какая разница - проводить «перманентный апгрейд», меняя с достаточно большим интервалом времени узлы компьютера по мере появления очередного «слабого звена» в новой игре, или поменять сразу несколько узлов, когда дальше уже невозможно терпеть. Технически это действительно так. Однако нужно учесть следующее обстоятельство. Глубокий апгрейд компьютера, связанный с заменой большинства ключевых узлов (не важно - произведен ли он за один, или за несколько шагов) обычно оказывается несколько дороже покупки нового компьютера. Так что в общем случае в третьем варианте стратегии среднегодовые затраты оказываются выше, чем во втором. Но все же значительно меньше, чем в первом! А ведь производительность компьютера за период времени в данном случае не опускается ниже первого варианта стратегии! Так что можно сказать, что «перманентный апгрейд» в течение периода времени позволяет поддерживать производительность компьютера на уровне первого варианта стратегии при затратах, лишь ненамного больших, чем во втором варианте.

Иногда апгрейд удается провести «по случаю», например, находится покупатель для старой «железки», или ее удается обменять без доплаты или с минимальной доплатой на более новую. Например, если появляется возможность бесплатно поменять на совсем старом компьютере видеокарту TNT2 на оставшуюся от апгрейда другого компьютера GeForce2MX, то такой обмен может оказаться рациональным - «дареному коню в зубы не смотрят».

Однако в большинстве случаев новый узел все-таки приходится покупать, и, немного перефразируя классика, «сделать это хочется так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные деньги».

Для этого попытаемся найти ответ на два исконных русских вопроса «Кто виноват?» и «Что делать?» - то есть определить, чем обусловлено снижение быстродействия в данном конкретном случае, и как можно поправить ситуацию с минимальными финансовыми затратами.

Кто виноват?

К сожалению, универсального ответа тут не будет. Существуют как более, так и менее процессорозависимые игры; одни игры больше «любят» видеокарты ATI, а другие предпочитают NVIDIA, какая-то игра может задыхаться от нехватки гигабайта оперативной памяти, а другая вполне комфортно чувствовать себя и при вдвое меньшем ее объеме и так далее… Более того - после выхода очередного патча к игре ее аппетиты могут как увеличиться, так и уменьшиться.

Поэтому и разбираться нам придется с каждой конкретной игрой по отдельности.

Ну, а поскольку апгрейд компьютера все-таки производится не ради одной игры, хотя и может быть приурочен к ее выходу, то и анализировать придется целую гамму разнообразных игр, которые представляют наибольший интерес для пользователя.

Начнем с памяти .

В общем случае можно сказать, что «памяти много не бывает», хотя и тут есть серьезные оговорки, о которых мы поговорим позже. Если игре недостаточно оперативной памяти, в ней проявляются весьма характерные «тормоза», связанные со свопированием (работой файла подкачки). Дело в том, что недостаточное количество оперативной памяти операционная система компьютера умеет компенсировать, записывая находящуюся в памяти, но не требующуюся в данный момент информацию в специальный своп-файл, файл подкачки, освобождая тем самым необходимое место. Но «данный момент» рано или поздно заканчивается, хранящаяся в своп-файле информация вновь становится актуальной, ее вновь надо переписать в оперативную память, сбрасывая при этом очередную порцию в файл подкачки, и так далее. Происходит это тем чаще, чем больше ощущается дефицит оперативки. Визуально это ощущается, во-первых, по непрерывно горящему индикатору работы жесткого диска на передней панели системного блока, а во-вторых (поскольку общение с жестким диском компьютера происходит со скоростью на много порядков меньшей, чем с оперативной памятью) периодически происходит кратковременное катастрофическое снижение FPS, игра как будто утыкается в глухую стену. Крайне неприятное явление!

Не следует путать свопирование со штатной подгрузкой игровых уровней, которая происходит при любом количестве оперативной памяти. Чтобы разделить эти два явления, попробуйте вернуться на недавно пройденный участок уровня или просто несколько раз развернуться на месте. Если при этом как говорится в рекламе «все пройдет гладко», то значит оперативной памяти в данном месте игры хватает, ну а если поворот или возврат будет сопровождаться судорожным морганием индикатора работы диска и столь же судорожным поведением игры, то памяти не помешало бы и побольше.

Если игре не хватает оперативной памяти, то говорить об апгрейде видеокарты или процессора нет смысла. Игра, запущенная на самом современном процессоре с самой мощной видеокартой при недостаточном количестве оперативки будет вести себя как пораженная болезнью Паркинсона.

Необходимо учесть, что требования к количеству памяти существенно меняется в зависимости от используемого в игре разрешения экрана, включенного уровня детализации и особенно качества используемых текстур. Так что данный эксперимент надо проводить при тех настройках, которые хотелось бы иметь в игре после апгрейда компьютера, обращая внимание только на явление свопирования, а не на общую производительность. Даже если производительность окажется недопустимо низкой, но ровной, эксперимент следует признать успешным, а с недостаточной производительностью мы разберемся, анализируя остальных подозреваемых - процессор и видеокарту.

После того, как с памятью разобрались, переходим к процессору и видеокарте .

Проще всего выявить виновника в ситуации, когда новая игрушка требует поддержки более высоких графических технологий, чем у имеющейся видеокарты.

Например, в игре используются шейдеры 3.0, а Ваша видеокарта «знает» только версию 1.1 или не знает о шейдерах вообще ничего.

Тут сразу все ясно - виновник всех бед видеокарта , приговор окончательный, обжалованию не подлежит.

Конечно, как правило можно запустить игру и без использования шейдеров или с шейдерами более ранних версий, но если хочется смотреть игру «во всей красе», а не наблюдать глицериновые реки в линолеумных берегах, то совершенно однозначно придется менять видеокарту .

Схожая ситуация оказывается, если видеокарта знает о существовании графических технологий, используемых в данной игре, но работает с ними жутко ме-едле-енно-о.

Так что в ситуации, когда при минимальных настройках всех «красивостей» игра начинает «летать» (т. е. все достаточно быстро, но совсем некрасиво), а при включении агрессивных настроек начинает игра проявляет «финский характер» (но не как в F1, а как в анекдоте - все жутко красиво, но жутко медленно), вывод будет такой же - виновник видеокарта .

Аналогичные выводы и для ситуации с использованием «нешейдерных технологий» - анизотропной фильтрации (AF) и сглаживания (AA). Если при их отключении быстродействие игрушки достаточно, а при включенных AF и (или) AA быстродействие падает ниже психологического минимума (а использовать AA и AF тем не менее хочется), то пора идти подбирать новую мощную видеокарту для замены устаревшей.

Несколько сложнее будет разобраться в ситуации, когда и при отключении всех «красивостей» игра все равно тормозит. В данном случае вина может лежать как на видеокарте, так и на процессоре (конечно, могут оказаться виноваты оба - и видеокарта, и процессор, но об этом чуть ниже).

Для начала разберемся, как проявляется недостаточность производительности процессора и видеокарты в играх.

Рассмотрим результаты игровых тестов, проведенных для различных сочетаний видеокарт и процессоров при разных резрешениях, представленные в статье « ». Легко заметить, что для комбинации мощный процессор - слабая видеокарта производительность в играх резко падает при увеличении разрешения, и в то же время для комбинации слабого процессора и мощной видеокарты производительность в игре при увеличении разрешения меняется очень мало.

Воспользуемся этим свойством для оценки нашей системы. Для этого попробуем снизить разрешение в игре (например, вместо 1024x768 поставим 800x600 или даже 640x480). Если при этом производительность адекватно возрастает и достигает приемлемого на Ваш взгляд уровня, то «слабым звеном» скорее всего опять является видеокарта . Если же даже при минимальном разрешении производительность игры лишь немного возрастает относительно более высокого разрешения, то виноват процессор .

Как видно, в большинстве рассмотренных проблем виновата оказывается видеокарта, а на процессор, однако отметим, что если слабость видеокарты можно в той или иной мере скомпенсировать уменьшением используемого разрешения или отключением «красивостей», то малую мощность процессора уже ничем устранить не удастся (кроме разгона или замены процессора, разумеется).

Кроме того, нагрузка на процессор весьма существенно возрастает, а производительность игры соответственно падает в самый неподходящий момент - при усложнении физической модели (например, при прохождении сложного поворота или автомобильной аварии в автосимуляторе, взрывах и разрушении объектов в шутере) или при задействовании AI (искусственного интеллекта), связанного с появлением дополнительных персонажей в игре. Может оказаться, что безмятежная прогулка по джунглям необитаемого острова в известной игре будет происходить с достаточной производительностью, однако когда выяснится, что остров очень даже обитаем, и несколько «Искусственных Интеллектуалов» в камуфляже и с автоматами очень хотят с Вами поговорить «за жизнь», а не страдающие от избытка интеллекта монстры (но которые, тем не менее, обладают серьезной «физикой» - прыгают, обходят препятствия и т. п.) проявляют явное желание пообедать Вами, а Вы в свою очередь, не желая встречаться ни с теми, ни с другими этому препятствуете, активно перемещаясь и отстреливаясь (тем самым тоже усложняя физическую модель игры), производительность упадет до недопустимого уровня (что окажется особенно заметно именно в такой непростой игровой ситуации). Падение производительности в данной игровой ситуации может оказаться весьма существенным - два раза и более, так что запас мощности процессора все же желательно иметь несколько побольше.

Для того чтобы подтвердить виновность процессора или видеокарты, попробуем их немного разогнать. Если разгон произвести не получается, можно произвести downclocking (замедление) узла - в данном случае нам ведь важен не прирост производительности, как таковой, а реакция системы на изменение частоты узла, ну а ее можно понять как по увеличению, так и по уменьшению производительности.

Здесь нужно сделать очень важное замечание!

При тестировании единовременно разгонять (или замедлять) обязательно нужно ТОЛЬКО ОДИН УЗЕЛ - или процессор, или видеокарту, причем, если видеокарта имеет раздельную регулировку частоты GPU и памяти, интересно посмотреть реакцию производительности игры на эти частоты по отдельности.

Например, при разгоне процессора на 10% и неизменной частоте видеокарты производительность игры выросла на 9%, в то же время при разгоне на 10% видеокарты и сохранении частоты процессора прирост в игре получился лишь около 1%. Ответ очевиден - «слабым звеном» является процессор , а у видеокарты еще есть заметный запас. В этом легко можно косвенно убедиться по результатам тестов в обзоре «Тестирование 63 ускорителей на Pentium II 350 МГц в трех тестах ».

Если же наоборот, при разгоне на 10% процессора и сохранении частоты видеокарты производительность практически не возросла, но при разгоне видео мы получили прирост производительности, практически пропорциональный разгону, то нужно менять видеокарту .

Примечание: сопоставив результаты игровых тестов без AA и AF из упомянутой выше статьи «3DGiТоги за январь 2005 года: зависимость производительности от частоты CPU на примере 31 видеокарты - тесты без АА и АФ! » и тестов с AA и AF из статьи «3DGiТоги: февраль 2005 года: зависимость производительности от частоты CPU на примере 36 видеокарт - тесты с АА и АФ! » легко можно убедиться, что при включении AF и особенно AA основная нагрузка ложится именно на видеокарту. То есть чем более агрессивную настройку в игре мы намерены использовать, тем относительно более мощная видеокарта нам нужна. Это лишний раз подтверждает тезис о том, что идеального сочетания процессор-видеокарта не существует , а есть некоторый, причем достаточно широкий диапазон приемлемых сочетаний . А ведь существуют как более, так и менее процессорозависимые игры (это тоже легко увидеть из тестов в «3DGiТогах») в которых относительная нагрузка на процессор и видеокарту меняется в еще более широких пределах! Так что ответ на вопрос «так какой же процессор является идеальным для данной видеокарты?» (также, как и на вопрос-антипод «какая видеокарта является идеальной для данного процессора?») становится совсем уж расплывчатым. Немного ниже мы постараемся разобраться в этом весьма непростом вопросе, поговорим об этом поподробнее.

В качестве иллюстрации приведем две диаграммы из вышеуказанных статей для игры DOOM III без использования сглаживания и со сглаживанием соответственно. Взяты диаграммы для видеокарт PCI-E, поскольку именно для них проводилось наиболее обширное исследование производительности игр при применении различных процессоров. Для видеокарт AGP столь наглядной иллюстрации у автора нет, но в том случае ситуация принципиально не поменяется, желающие могут это посмотреть в статьях, ссылки на которые приведены выше. Там же можно посмотреть сравнительные диаграммы и для других игр и разрешений с различными видами процессоров и видеокарт.

Но вот виновник найден, теперь встает следующий исконный вопрос: «Что делать?». Попытаемся ответить на него.

Что делать?

Казалось бы, ответ прост - заменить «слабое звено» (процессор или видеокарту) на более мощное, но, в первую очередь, решив проблемы с недостаточным количеством памяти.

Во-первых, потому, что (как мы уже отметили ранее), если оперативки не хватает, то не спасет ни мощный процессор, ни современная видеокарта, во-вторых, поскольку это самая простая операция при апгрейде: память довольно легко сможет нарастить даже малоподготовленный пользователь, а вот поменять процессор или видеокарту самостоятельно способен не всякий.

Кроме того, это, пожалуй, самая дешевая операция при апгрейде, и (как уже было сказано ранее) «памяти много не бывает». Однако последнее утверждение имеет нескольких существенных оговорок:

  • Во-первых, материнские платы (точнее, чипсеты, на основе которых они сделаны) всегда имеют некоторый предел, больше которого устанавливать оперативную память нельзя. Ограничение это жесткое, тут и перепрошивка BIOS не спасет
  • Во-вторых, чипсет материнской платы способен нормально работать только с определенной организацией используемой памяти, и может оказаться, что при наращивании памяти, Ваш компьютер после включения увидит только половину ее. В частности, это весьма актуально для некоторых типов SDRAM-памяти и старых чипсетов (в частности, Intel 440BX). Это тоже никакая перепрошивка BIOS не вылечит…
  • В-третьих, операционная система тоже имеет некоторый верхний предел размера оперативной памяти, выше которого начинаются проблемы. Конечно, если на компьютере установлена Windows XP об этом можно не беспокоиться, но дело в том, что на старых компьютерах в некоторых случаях может оказаться рациональнее оставить более старую операционную систему, например, Windows 98SE.

Теперь о тактике. Поскольку количество слотов для наращивания памяти ограничено, добавлять желательно сразу достаточно большой ее объем, чтобы ее потом не пришлось наращивать еще раз. В последнем случае, поскольку свободных слотов уже не осталось, память придется наращивать не добавлением, а заменой планок памяти.

Весьма желательно, чтобы вновь устанавливаемые планки памяти были того же типа и того же изготовителя, что и старые. Часто оказывается, что при установке планок памяти от разных производителей в BIOS приходится указывать менее агрессивные настройки таймингов, чем при их раздельной работе.

После того, как проблемы с памятью решены, идем дальше.

Однако тут мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда на старую материнскую плату нужно установить новый процессор или видеокарту, которых еще не было в момент ее появления. Соответственно, и возможность их применения не описана в документации на нее.

Отметим, что возможности для замены процессора без смены платформы как правило значительно более ограничены, чем для замены видеокарты. Обычно на старую материнскую плату можно установить процессор с производительностью не более чем в 2-3 (максимум в 4) раза большей, чем у массовых в пору ее молодости решений. Но видеокарта, которую в принципе можно установить на эту же материнскую плату (вплоть до GeForce 6800GT) может оказаться быстрее аналогов того времени (Riva 128, Intel 740) уже не в три раза, и даже не на порядок, а на несколько порядков - в сотни и даже тысячи раз!!! А с учетом появления новых видеотехнологий (T&L, шейдеров) прирост производительности вообще не поддается измерению.

Это хорошо видно из соответствующих диаграмм в статях «Сводное тестирование в 3D 101-й видеокарты выпуска 1999-2004 годов (октябрь 2004) » и «Краткая ретроспектива 3D-ускорителей в трех тестах ». Например, можно посмотреть диаграммы к DirectX игре FarCry (без шейдеров и с шейдерами версии 1.1 и версии 2.0) и к OpenGL игре Call Of Duty . В статьях есть диаграммы и для других игр и режимов.

Кроме того, замена процессора на новый более быстрый часто сопряжена с необходимостью перепрошивки BIOS материнской платы и (или) с использованием достаточно дорогого переходника, а новая видеокарта, как правило, ничего подобного не требует.

Но к счастью направление развития компьютерных игр происходит таким образом, что требования к видеосистеме повышаются значительно быстрее, чем к CPU, да и само развитие процессоров происходит значительно медленнее, чем видеокарт. Эта тенденция началась еще в доисторические времена первых видеоускорителей (окаменевшие останки которых иногда можно обнаружить при археологических раскопках кладовок и антресолей) и четко прослеживается последние годы. Чтобы в этом убедиться достаточно посмотреть статьи « » (2001 год), « » (2002 год) « » (2004 год).

Так что за срок службы компьютера замена процессора если и будет производиться, то лишь один раз (максимум два раза), что обычно получается провести если и не без проблем вообще, то без неразрешимых проблем. Видеокарту же, требования к которой повышаются во много раз быстрее, в принципе может за это же время потребоваться поменять несколько раз, но тут принципиальных ограничений намного меньше.

Теперь несколько слов о тактике. Если замена процессора все-таки назрела, крайне желательно, чтобы новый процессор был как минимум в полтора (а лучше в два) раза мощнее предшествующего, иначе прирост производительности окажется неадекватен произведенным затратам. Учитывая, что ситуация вряд ли еще раз дойдет до замены процессора, при его подготовке апгрейда имеет смысл присмотреться к старшим процессорам, которые еще можно на имеющуюся материнскую плату (за разумную цену разумеется) или к процессорам, которые имеют высокую вероятность хорошего разгона. Во-первых, потому, что процессоры старых серий (а мы ведь вынуждены использовать именно такой) вряд ли будут еще дешеветь, и «двухступенчатый» апгрейд скорее всего окажется заметно дороже, так что (как и в случае с купированием собачьего хвоста) уж если рубить, так сразу, а не поэтапно. Во-вторых, чем позже, тем сложнее может оказаться найти подходящий для Вашей материнской платы процессор, который уже снят с производства, и весьма вероятно, что первая замена процессора все равно окажется и последней потому, что для последующей уже не удастся найти кандидата.

К разгону это естественно не относится, поскольку в том случае прирост производительности практически дармовой, и имеет смысл брать «что дают». Как говорится, «с паршивой овцы хоть шерсти клок».

Раз уж речь зашла о разгоне, отметим, что перед тем, как заменять процессор имеет смысл посмотреть, насколько успешно можно провести разгон старого. Дело в том, что многие младшие процессоры семейства весьма успешно разгоняются практически до значений старших процессоров семейства. Например, если при покупке системного блока был установлен Celeron 1100 МГц (работающий на 100 МГц шине) на базе ядра Tualatin, его часто удается разогнать до 1440 МГц (шина 133 МГц), при этом получается практически «полный» Pentium III 1440 МГц! Больше на разгоне заострять внимание не будем, поскольку этот вопрос требует отдельного разговора.

Нужно иметь в виду, что поскольку самый современный процессор на старую материнскую плату поставить уже не удастся, и даже если производительность компьютера и удастся поднять на достаточно высокий уровень, рекордных значений FPS Вы не получите. Поэтому такая замена оправдана только в случае, если она не сопряжена с чрезвычайно большими затратами. Обычно здесь удается уложиться в $100-$150, редко когда больше. Однако если необходимые затраты превысят $200-$250 стоит хорошенько подумать, имеет ли смысл выкладывать столь заметную сумму (лишь в 3-4 раза меньшую стоимости покупки нового системного блока), чтобы в результате получить хоть и заметно более быстрый, чем ранее, но все же не совсем современный компьютер.

Аналогичный вопрос возникает, если, не найдя подходящего процессора для старой материнской платы возникает желание сменить и ее. В этом случае помимо затрат на новый процессор придется потратиться и на нее, и скорее всего на новую память, а возможно и на какие-то периферийные узлы, и сумма такого апгрейда окажется сопоставимой с покупкой нового системного блока! А ведь при этом, чтобы сохранить возможность установки старой видеокарты, Вы будете вынуждены выбирать материнскую плату на не самом современном чипсете или выбирать более дорогое и не самое быстрое техническое решение, способное работать и со старой видеокартой, но в то же время иметь возможность впоследствии установить более современную. Например, описанную в статье « ». Может оказаться, что по совокупности затрат и перспективам дальнейших апгрейдов лучше будет поменять весь системный блок! Хотя, безусловно, что и тут возможны варианты.

С заменой видеокарты у нас оказывается значительно больше пространства для маневра. Конечно и здесь к моменту апгрейда может оказаться, что новая видеокарта не вписывается в спецификацию старой материнской платы. Однако как правило это не вызывает особых проблем, обычно даже не требуется обновлять BIOS на нее. По крайней мере такова ситуация в секторе AGP видеокарт, см. «Совместимость стандартов AGP - установка современных видеокарт на старые системные платы ». Новую видеокарту можно попробовать поставить на старую материнскую плату безо всякого риска для них обоих. В худшем (достаточно редком) случае система просто не будет работать, однако никто не пострадает. А вот попытка поставить старую видеокарту на новую материнскую плату может закончиться летальным исходом для материнской платы (ну, а виновную в ее смерти старенькую видеокарту владелец сам после этого сотрет в порошок).

Для установки на старую материнскую плату с разъемом AGP 1.0 новой видеокарты необходимо, чтобы новая видеокарта имела универсальный AGP 1.0/2.0 разъем:

Если видеокарта имеет разъем AGP 2.0:

то ее установить не удастся.

Видеокарты стандарта AGP 3.0 имеют разъем точно такой же, как и у видеокарт AGP 2.0, поэтому устанавливать их на материнские платы с AGP 2.0 можно безо всяких ограничений. Ну, а если видеокарта AGP 3.0 имеет универсальный разъем (что тоже нередко встречается), то ее можно устанавливать и на материнскую плату с AGP 1.0.

Итак, технически поставить новую видеокарту (вплоть до AGP 3.0) можно на старую (AGP 2.0), а в некоторых случаях и на очень старую (AGP 1.0) материнскую плату, но будет ли в этом смысл?

Не будет ли медленный интерфейс тормозить видеокарту, не давать ей развернуться в полную силу? Ответ - да, конечно будет сдерживать, но очень мало. Потеря производительности в играх составит от долей процента при использовании Low-End видеокарт в режиме AGP 4x вместо AGP8x (см. «NVIDIA GeForce4 Ti 4200 with AGP8x (NV28) и GeForce4 MX 440 with AGP8x (NV18) ») до единиц процентов при использовании современных m ainstream AGP 8x видеокарт в режиме AGP 2x.

В отношении последнего специальных исследований не проводилось (во всяком случае автору таковые неизвестны), но косвенно вывод сделать можно по исследованию Андрея Воробьева «Intel: или AGP, или PCI-Express 16x; ECS: можно и то, и другое вместе! Тестирование AGP-Express в исполнении ECS », которое уже упоминалось ранее. В данном случае производилось тестирование видеокарт при установке в слот AGP-Express, этот интерфейс работает на частоте шины PCI (не PCI Express, а «обычной», 33 МГц!), что условно можно было бы назвать как «AGP 0.5x». И даже на таком, экстремально медленном режиме катастрофическое падение производительности наблюдается только на Hi-End видеокартах и не во всех играх. А ведь старенький стандарт AGP 1.0 в режиме AGP 2x работает вчетверо быстрее! Так что с потерей 1-8% производительности из-за использования более медленного интерфейса, наверное, можно и смириться.

В некоторых случаях старенький AGP-разъем может не обеспечить подачу мощности, достаточной для питания современной мощной видеокарты, поэтому если видеокарта-кандидат имеет дополнительный разъем для подключения к блоку питания, это можно расценивать, как плюс. В совсем уж исключительных случаях при использовании современной видеокарты некоторых материнских платах стандарта AGP 1.0 может потребоваться заклеить скотчем два самых дальних от планки контакта видеокарты: по одному с каждой стороны. Но эта манипуляция требуется чрезвычайно редко.

Теперь несколько слов о тактике. В конференциях часто можно услышать вопрос типа «какая видеокарта является оптимальной для такого-то процессора?», «не будет ли слабый процессор тормозить столь мощную видеокарту, может, лучше взять послабее?» и аналогичные. Как мы отметили в примечании к предыдущему разделу, чем более агрессивные настройки в игре Вы собираетесь использовать, тем большая относительная нагрузка будет ложиться на видеокарту. Но ведь замена видеокарты производится во многом именно для того, чтобы иметь возможность запускать игры с максимальными «красивостями»! К тому же использование мощной современной видеокарты позволит слабому процессору работать в полную силу, и производительность системы от этого только выиграет. Так что на взгляд автора при подборе кандидата видеокарту надо стараться взять самую мощную в рамках отведенного для апгрейда бюджета , то есть решающую роль должны сыграть экономические факторы.

Например, для апгрейда старенького компьютера на Pentium III при выборе из GeForce FX5700 или близкой к нему по цене GeForce 6200 стоит повнимательнее присмотреться ко второму варианту, а то и к серии 6600 - в данном случае даже работающая не в полную силу такая видеокарта окажется намного быстрее первой. А ведь тут еще появляется полноценная поддержка шейдеров 3.0 и значительно более быстрые шейдеры 2.0! Конечно, при установке еще более мощных видеокарт быстродействие системы окажется еще больше, однако тут уже будет играть вопрос цены. Все-таки вкладывать несколько сотен «условных единиц» в столь старый системный блок может оказаться нерационально экономически.

Как мы уже отметили, при использовании мощной видеокарты с относительно слабым процессором система хоть и не будет хватать звезд с неба при легких настройках в игре (а вряд ли мощная видеокарта берется для того, чтобы играть при 640×480), однако производительность системы не будет существенно падать и при значительно более агрессивных настройках. И с мощной видеокартой появится возможность насладиться всеми графическими «красивостями» в игре даже при относительно слабом процессоре.

Кроме того, как мы уже отметили выше, во вновь выходящих играх требования к видеосистеме возрастают относительно более быстро, чем к процессору. Поэтому взятая «с запасом» видеокарта со временем в новых играх начнет работать в полную силу, и даже может случиться так, что через какое-то время ее опять будет не хватать и при очередном апгрейде «слабого звена» ее еще раз нужно будет поменять . Вспомним, какая видеокарта, была бы взята для апгрейда компьютера на Pentium III пару лет назад? Например, GeForce FX 5600… Сейчас ее вновь было бы впору менять…

Итак, сделаем некоторые выводы по возможной стратегии и тактике апгрейда:

  • Если ситуация сложилась так, что в компьютере требуется замена и процессора, и видеокарты, или если замена процессора сопряжена с заменой материнской платы, то следует еще раз подумать: а не рациональнее сменить весь системный блок. Это может оказаться и проще, и даже дешевле
  • Если недостаточно оперативной памяти, замена процессора или видеокарты окажется бессмысленной
  • Замену процессора рациональнее проводить на старший из тех, которые можно установить на старую материнскую плату и удается найти за разумную цену
  • Видеокарту для апгрейда также стоит поискать самую быструю в рамках отведенного бюджета даже для относительно старого процессора

Но рано или поздно наступает момент, когда надо сказать себе «стоп» - дальше модернизировать этот компьютер смысла нет.

Причины тут могут быть самые разнообразные - и пресловутый параметр цена/качество: старые комплектующие, которые необходимы для апгрейда, стоят относительно дорого, а отдача от подобной модернизации оказывается неадекватна необходимым затратам, и то, что вообще найти их оказывается очень сложно, и то, что даже после модернизации производительность компьютера не достигнет приемлемого уровня.

Конечно, «приемлемый уровень» - это тоже понятие довольно относительное. Кто-то откажется от апгрейда в случае, если после него не получит производительность в игре более 60 FPS, а у кого-то даже в период молодости бюджетный домашний игровой компьютер столько не имел, а модернизация будет считаться оправданной, если после ее проведения (в рамках жесткого бюджета) новая любимая игрушка обеспечит хотя бы стабильные 30 FPS.

Словом, «кому-то щи пустые, кому-то жемчуг мелковат».

Что делать, если ничего больше сделать нельзя?

Но вот «стоп» сказано, дальнейший апгрейд признан нерациональным (или изначально был принят второй вариант стратегии), и компьютер перешел в период угасания. Означает ли это, что в новых играх мы вынуждены будем выбирать между красивым слайд-шоу или лысыми горами по берегам глицериновых рек? В общем случае конечно да, но все-таки не совсем;)

Но для этого нам придется заняться кропотливой настройкой самой игры.

Для примера рассмотрим приемы, описанные в « ». Можно увидеть, что среди тонких настроек игры есть как весьма ресурсоемкие в отношении процессора и (или) видеокарты, так и относительно малотребовательные, но в то же время весьма существенно повышающие визуальное впечатление в игре.

Например, параметры

e_vegetation_min_size - позволяют подобрать густоту зарослей, при которых Ваша система еще не теряет производительности,

r_Quality_BumpMapping - позволяет насладиться травой, колышущейся на ветру даже при минимальных остальных настройках (однако поскольку он же отвечает за прорисовку стен, то в случае значительного падения FPS на некоторых уровнях «в интерьерах» его может потребоваться отключать), и так далее.

Аналогичные «тайные настройки», весьма существенно отличающиеся от типовых «Отлично»-«Средне»-«Плохо», имеются во многих современных играх.

Конечно, тут общие рекомендации сделать невозможно, многое будет зависеть от каждого конкретного компьютера, и «идеальные настройки» придется кропотливо искать самому, но результат может стоить того! В результате для немолодого компьютера в дилемме «Красиво, но медленно или быстро, но примитивно» появляется еще один пункт «Достаточно быстро и весьма красиво».

Кроме того, вспомним, что некоторые настройки драйвера видеокарты не столь уж сильно снижают быстродействие, существенно улучшая впечатление от игры.

В частности, на многих видеокартах NVIDIA анизотропная фильтрация не так сильно снижает быстродействие, как сглаживание, поэтому с настройками AF можно весьма успешно поэкспериментировать, а вот об AA, по-видимому, придется забыть.

На старом компьютере стоит хорошенько подумать, стоит ли устанавливать Windows XP, или же оставить Windows 98SE (или Windows ME).

Дело в том, что старое «железо», его драйвера в значительной мере оптимизировано именно под эту операционную систему. Для старых узлов не всегда удается найти нужный драйвер под Windows XP, а если какой-то «заменитель» и можно найти, то не факт, что он будет хорошо работать, и быстродействие системы или устойчивость ее работы могут пострадать. Кроме того, как мы отметили выше, для старого системного блока могут оказаться серьезные проблемы с установкой большого объема памяти, а в отношении памяти Windows 98SE значительно менее требовательна, чем Windows XP. Немного утрируя можно сказать, что использование Windows 98SE вместо Windows XP эквивалентно установке 128 Мбайт дополнительной памяти.

Конечно, у Windows XP есть и другие серьезные преимущества, так что тут есть над чем подумать. Словом, этот вопрос требует отдельного разговора. Заключение

Сформулируем некоторые выводы из вышесказанного:

  • Правильное определение «слабого звена» в системе и его замена более высокопроизводительным современным техническим решением могут позволить при минимуме затрат поднять производительность компьютера до вполне приемлемого (хотя и не рекордного) уровня. При этом может удастся избежать более глубокого апгрейда компьютера с заменой нескольких узлов или даже замены всего системного блока
  • Выявление «слабого звена» и определение конкретных технических решений зависит от очень многих параметров, поэтому чужой опыт не всегда удастся перенести на свой компьютер, требуется проводить самостоятельное тестирование по выявлению «слабого звена», может потребоваться оптимизация под текущее состояние игровой индустрии и ситуацию на рынке компьютерного железа
  • Ошибка с определением объекта апгрейда может привести к тому, что после его замены производительность компьютера в интересующих нас играх практически не возрастет или возрастет неадекватно произведенным затратам
  • При правильном определении направления апгрейда небольшой «запас», некоторое «выпячивание» вновь установленного современного узла, в дальнейшем может оказаться весьма полезным. Это позволит несколько перераспределить нагрузку на новый узел с остальных узлов, которые сейчас не были заменены, а также избежать необходимости повторной замены обновленного узла при последующем апгрейде очередного «слабого звена», необходимость в котором рано или поздно все равно назреет по мере появления новых компьютерных игр
  • Замена «слабого звена» имеет смысл лишь в случае, если предполагаемые затраты оказываются в несколько раз (3-4 для относительно свежего компьютера и 5 и более для совсем старого) меньше, чем на покупку нового современного системного блока, иначе может оказаться рациональнее поменять весь системный блок
  • Рациональная стратегия подобного «перманентного апгрейда» может позволить заметно сократить средний уровень расходов для поддержания производительности компьютера на приемлемом уровне.

Автор выражает особую благодарность Андрею Кожемяко aka Korzh
и Михаилу Гришину aka BadMan
за помощь при подготовке материала,
а также Андрею Воробьеву aka Andrew Worobyew
за 3DGiТоги



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows