Примеры использования некоторых новых возможностей HTML5

Примеры использования некоторых новых возможностей HTML5

От автора: привет друзья! В данной статье я хочу немного рассказать вам про html5. Рассказать, что такое html5, что в нем нового. Какие новые возможности он предоставляет разработчикам. HTML5 очень широкое понятие. И некоторые технологии, которые называют в HTML5, вообще говоря, не являются html5, но обо всем по порядку…

Первое - это стандарт HTML5, документ, лежащий на сайте W3C, в котором описаны все новые теги, атрибуты, новые API, и ряд сопутствующих документов, в которые вынесены некоторые дополнительные детали, вроде API для Canvas.

Второе - это «большой», маркетинговый, трендовый HTML5, зонтик для целого поколения новых технологий, включающий как непосредственно спецификацию HTML5, так и множество модулей CSS3, различные API для JavaScript, да и сам новый стандарт для JavaScript - ECMAScript5.

Рассмотрим некоторые ключевые особенности html5:

Он более простой, более простая структура элементов на странице, что упрощает создание и отладку кода.

Он предоставляет стандартные элементы для медиа объектов, которые ранее требовали установки отдельных плагинов, которые приходилось постоянно обновлять.

В нем есть своя интеграция с интерфейсами, которые могут понадобиться в современных приложениях. Как пример можно привести геолокацию, которая позволяет браузеру определить местоположение пользователю (его координаты). Ранее это можно было сделать только через GPS.

Что дает HTML5?

Для разработчиков html5 помогает писать понятный семантический код. Позволяет управлять многими процессами на странице своими стандартными методами, без использования javascript или сторонних плагинов и сервисов. Это означает, что решаются некоторые проблемы кроссбраузерности, поскольку браузеры одинаково реализуют новые возможности.

Также html5 делает удобной работу в сети и для обычных пользователей. Например, увеличивается скорость работы, использование браузера становится более удобным. Для того, чтобы смотреть ролики из youtube не нужно устанавливать дополнительные плагины и постоянно обновлять их.

Цели HTML5

Кратко цели html5 можно назвать так:

Ликвидация плагинов, таких как Flash, для общих функций, которые необходимы каждому. Построить собственную поддержку для таких вещей, как аудио, видео и т.д.

Снижение потребности в JavaScript и дополнительном коде, благодаря использованию новых html5 элементов.

Обеспечение согласованности между браузерами и устройствами.

Сделать все это настолько прозрачным, насколько это возможно.

Новые возможности HTML5

Новых функциональных возможностей в html5 очень много. Сегодня даже самые последние версии современных браузеров поддерживают полностью все функции html5. Поэтому в данной статье мы рассмотрим лишь основные возможности html5.

Новые элементы html5

Новые элементы html5 позволяют быстрее создавать разметку для страницы, она становиться проще, более понятна и упрощается процесс отладки. Вот некоторые новые теги:

и

для любых видов меню

для сайдбаров или связного контента

для статей

практически то же, что и div

и теги позволяют проигрывать видео без плагинов

для рисование на странице использую javascript

для вставки внешнего контента на страницу

Наряду с тем, что появились новые теги часть существующих тегов в HTML5 приобретает новое значение. Так, если раньше выбор между i и em (аналогично b и strong) был чаще в пользу более короткого написания, то сегодня это теги с различной смысловой нагрузкой, даже если по умолчанию они имеют одинаковое представление курсивом или жирным начертанием.

Другая часть нововведений касается непосредственно вопросов доступности: здесь, прежде всего, речь идет об aria- и role-атрибутах, позволяющих разметить предназначение и роли контента. Эта информация впоследствии, к примеру, может использоваться программами для чтения с экрана (screen reader).

Надо сказать, что обеспечение доступности не самая тривиальная задача, и в HTML5 чуть ли не впервые уделено столь большое внимание этому вопросу.

Еще одним преимуществом html5 является наличие в нем продвинутых функций, включая интеграцию API. Это упрощает написание кроссбраузерного кода на javascript для сложных приложений. Вот некоторые из них:

Audio and video позволяет проигрывать видео в браузере без плагинов.

Geolocation: определяет положение посетителя.

Drag and drop: например, для загрузки файла перетаскиванием его в браузер.

Application cache: обеспечивает поддержку открытия сайтов offline.

Web workers: запускает JavaScript в фоновом режиме

Server sent events: позволяет серверам обновлять веб-страницы в браузере после того, как они уже были загружены, проще и эффективнее, чем AJAX и JavaScript.

Offline data storage: позволяет хранить данные локально в браузере, независимо от cookies

Примеры использования html5

Давайте посмотрим на html5 в действии! HTML5 позволяет создавать новую, более простую и чистую разметку для страниц. Код становится более контентоориентированным и его проще читать и понимать. Вот пример простой веб-страницы на html5:

Page Title

  • Nav Link 1
  • Nav Link 2
  • Nav Link 3
  • Article Header

    Etiam pretium odio eu mi convallis vitae varius neque pharetra. Nulla vestibulum nisi ut sem cursus sed mattis nisi egestas.

    Article Subhead

    Vestibulum lacus erat, volutpat vel dignissim at, fringilla ut felis.

    Sidebar Content

    Copyright Your Name Here 2014. All Rights Reserved.

    < ! doctype html >

    < html lang = "en" >

    < head >

    < meta charset = "utf-8" >

    < title > < / title >

    < meta name = "author" content = "" / >

    < meta name = "description" content = "" / >

    < link rel = "stylesheet" href = "assets/css/style.css" / >

    < ! -- [ if lt IE 9 ] >

    < ! [ endif ] -- >

    < / head >

    < body >

    < header >

    < h1 > < a href = "/" > Page Title < / a > < / h1 >

    < nav >

    < ol >

    < li > < a href = "" > Nav Link 1 < / a > < / li >

    < li > < a href = "" > Nav Link 2 < / a > < / li >

    < li > < a href = "" > Nav Link 3 < / a > < / li >

    < / ol >

    < / nav >

    < / header >

    < article >

    < h1 > Article Header < / h1 >

    < p > Etiam pretium odio eu mi convallis vitae varius neque pharetra . Nulla vestibulum nisi ut sem cursus sed mattis nisi egestas . < / p >

    < h2 > Article Subhead < / h2 >

    < p > Vestibulum lacus erat , volutpat vel dignissim at , fringilla ut felis . < / p >

    Сегодня мы поговорим о семантике в HTML5. Я уже писал небольшой обзорный пост про . Рекомендую с ней предварительно ознакомиться, перед прочтением этой статьи. Сейчас мы разберемся с этим вопросом более подробно, о том как правильно и грамотно составлять семантическую структуру HTML5 документа.

    В этой статье мы будем постепенно создавать html страницу, и оформлять ее семантическими HTML5 тегами.

    Рисунок - Семантическая структура для HTML5 страницы.

    DOCTYPE и meta теги в заголовке страницы

    Начнем со стандартного шаблона HTML5 документа, и добавим теги meta в head:

    Заголовок страницы

    Я добавил тег который отвечает за ключевые слова. И тег который отвечает за описание страницы. Для SEO оптимизации эти теги обязательны. Также обязательно корректное заполнение тега . Title страницы должен быть уникальным для всего сайта, и содержать в названии всю суть страницы для которой он указан.

    Пойдем дальше. В HTML5 появились новые теги, которые используются для того чтобы делать семантическую разметку документа. Это теги header, nav, main, article, aside, footer и т.д. По отображению они работают также как и обычные теги, то есть это блочные элементы. Но если не имеет семантической нагрузки, то header, nav, main и другие — уже нужно использовать только осмысленно.

    Заголовок страницы

    Шапка страницы оформляется в тег header. Заметьте что заголовок страницы пишем тегом h1.

    Site title

    Если у нас есть еще и слоган рядом с заголовком, то помещаем его в p, div или span.

    Site title

    site slogan

    Замечание по поводу тега H1

    Следует заметить что в HTML5 тег H1 используется для указания заголовка контейнера в котором он находится (это может быть header, section, article и т.д.)

    До появления HTML5 тегов семантика была несколько другой и отличалась. Так в HTML4 на странице мог быть только один заголовок H1! Как правило это был заголовок статьи или заголовок страницы (например если это страница рубрики на которой отображаются несколько статей.) H2 использовался для подзаголовков, или для разделов главной статьи. H3 для под разделов и так далее.

    Навигация на странице

    Оформление главной навигации по сайту должно заключаться в тег nav. Также следует помнить что хорошей практикой считается оформлять навигацию элементами списка.

    • Home
    • Portfolio
    • Gallery
    • Contacts

    Контент на странице

    Основное содержимое страницы оформляется в тег main. Это может быть одна статья, или несколько превью статей если речь идет о странице блога с несколькими записями. Нельзя помещать сайдбар, хедер страницы, футер или главную навигацию в тег main!

    ...основной контент страницы...

    Оформление статьи

    Тег article — служит для обертки статей. В общем этот тег содержит в себе блок контента, который может быть вынут из контекста страницы, и использован отдельно в другом месте. Это может быть статья (полный тескт статьи или превью), пост на форуме, и т.п.

    На примере ниже я показал оформление статьи в контексте, внутри тега main. У статьи задан блок header с заголовком статьи. Дата публикации статьи задана специальным тегом time, который отображается как обычный inline элемент. У тега time есть специальный аттрибут в котором время публикации должно быть задано в машинном формате. Это может быть только дата datetime="2015-09-30" или с указанием часов минут и секунд datetime="2015-09-30T15:25:55" . Параметр pubdate указывает что статья была и опубликована в то же время что и написана. Если это новость, то может быть такое что время новости одно, а время публикации другое, для этого необходимо указать два раза тег time, и поставить pubdate только в том теге где указано время публикации.

    ... Article title 30 Сентября Article sub-title

    Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit. Nemo quisquam, soluta sunt, aliquam voluptatem voluptates! Deserunt repudiandae aperiam pariatur sit harum at a, quo, est neque. Adipisci beatae eaque unde?

    Из примера выше видна что внутри статьи были использованы теги header и footer чтобы выделить заголовок и нижний колонтитул статьи.

    Сайдбар или колонка с виджетами

    Для каждого отдельного элемента сайдбара используем блок aside. Внутри него заголовок оформляем тегом h1. Так колонка с сайдбаром может выглядеть следующим образом:

    Widget title ... Последние записи ... Популярные комментарии ...

    Тег section

    Тег section — используется для представления группы или секции тематически связанного контента.Его использование похоже на article с главным отличием в том что допускается отсутствие смысла содержимого внутри элемента вне контекста самой страницы. Рекомендуется использовать теги ( – ) для обозначения темы секции.

    В качестве примера можно привести статью, которую вы сейчас читаете, можно было бы каждый параграф обернуть в тег . Например тегом section можно выделять блоки контента на лендинге. Звучит похоже на определение div элемента, который часто используется как контейнер для контента. Разница в том что div не имеет семантического значения, и он не говорит не о чем про контент находящийся внутри него. Тег section , наоборот используется чтобы четко показать что контент внутри него связан по смыслу. Вы можете заменить некоторые свои div теги на section , но всегда отвечайте себе на вопрос: «Этот контент связан между собой или нет?»

    Пример использования тега section в списке с перечислением городов:

    An Event Apart Cities

    Join us in these cities in 2010.

    Seattle

    Follow the yellow brick road.

    Boston

    That"s Beantown to its friends.

    Minneapolis

    It"s so nice.

    Accommodation not provided.

    Подвал сайта — Footer

    Подвал сайта оформляется тегом

    Заключение

    Для проверки структуры страницы можно использовать инструмент HTML5 outliner . Он показывает структуру страницы блокам и заголовкам.

    Семантика в HTML5 не ограничивается приведенными выше в статье тегами. Но используя приведенные примеры вы можете освежить свою разметку, и сделать сайт более дружелюбным к поисковым системам, что скажется на более высоком рейтинге сайта в поисковой выдаче.

    В продолжение темы можно изучить другие новые HTML5 теги. А также микро форматы для оформления и структуризации данных, например такие как schema.org

    Важное замечание по использованию HTML5 тегов. В спецификации не указаны жесткие правила по использованию семантических тегов, указаны лишь рекомендации п их использованию. Если вы не понимаете или не знаете где и какой HTML5 тег использовать, лучше используйте div — чтобы не навредить и не нарушить структуру документа.

    Статьи и материалы

    Кто на свете всех милее, всех румяней и желанней? Не подумай ничего пошлого, я имею в виду всего лишь новую версию языка разметки - HTML5. Последние версии современных браузеров уже понимают некоторые HTML5-фишки, а значит - самое время начать применять его в своих проектах.

    Что такое HTML5?

    На первый взгляд HTML5 - это всего лишь новая версия языка разметки. Однако сейчас под этим термином подразумевают несколько иное. Рассматривать HTML5 без упоминания того же CSS3 просто нелепо, поскольку для разработки действительно современных web-приложений без него никак не обойтись. Нельзя забывать и о JavaScript. С его помощью реализуется обращение к богатому API, описанному в стандарте HTML5. Резюмируя все вышесказанное, напрашивается определение: HTML5 - это совокупность современных технологий/стандартов (JS, HTML5, CSS3 и так далее), применяемых для разработки web-приложений.

    Капелька истории

    HTML5 появился отнюдь не внезапно. Его разработка началась еще в 2007 году. За процесс работки отвечала специально созданная группа от консорциума W3C. Но многие возможности HTML5 были придуманы еще в рамках стандарта Web Application 1.0, а над ним корпели аж с 2004 года. Так что в реальности HTML5 не такая уж и юная технология, как может показаться на первый взгляд.

    Первая черновая версия спецификации HTML5 стала доступна уже 22 января 2008 года. Прошло три года, но окончательная версия спецификации так и не готова и вряд ли поспеет в ближайшие годдва. Этот печальный момент обязывает разработчиков аккуратно применять новые возможности в своих проектах. Спецификация может запросто поменяться, да и не все современные браузеры (FireFox 4, Google Chrome 10, IE9, Opera 11) в полной мере поддерживают новые возможности.

    Полезные рецепты

    Говорить о теории HTML5 можно очень долго, но рубрика у нас называется «Кодинг», поэтому я предлагаю тебе прочувствовать возможности стандарта на практике. Я не стал заморачиваться над созданием сверхоригинальных рецептов, а решил привести примеры вещей, которые действительно полезны и которые уже сейчас можно и нужно применять на своих сайтах. Итак, поехали.

    Рецепт №1: Включаем Drag&Drop на полную

    Одной из приятных няшек (наверное, зря ты употребил столько энергетиков, ведь тут должно быть слово «фишек» - прим. ред.) HTML5 стала возможность применения File API и Drag and Drop API .

    С их помощью можно организовать красивую передачу файлов с компьютера пользователя на сервер. Помнишь, раньше для отправки файлов всегда было поле с кнопочкой «Browse»? После ее нажатия появлялся стандартный диалог выбора файлов, в котором и требовалось выбрать файл для передачи. Назвать этот способ удобным язык не поворачивается. Особенно если речь идет о добавлении в очередь загрузки нескольких файлов.

    Чуть позже умельцы начали лепить аплоадеры на флеше, которые предоставляли больший функционал, но имели серьезный недо статок - потребность в установленном флеше. Кроме того, в обоих случаях у пользователя не было возможности добавлять файлы для передачи путем простого перетаскивания мышкой на страницу.

    А ведь технология Drag&Drop применяется в системе сплошь и рядом. Мне лично всегда хотелось просто выделить нужные файлы и легким взмахом крысы кинуть на страницу. Это куда удобней, чем рыскать в поисках файла при помощи стандартного диалога.

    HTML5 внес свои коррективы, и теперь ничто не мешает организовать полноценный Drag&Drop для передачи файла на страницу. Первыми эту фичу реализовали гугловчане в Gmail. Если ты пользуешься гмылом, то наверняка давно заметил область, на которую можно перетащить файлы для приаттачивания к письму. Лично я активно пользуюсь этой функцией и сейчас покажу тебе, как замутить такую же для своего проекта. Наш проект будет состоять из трех файлов: sample.html, style.css и scripts.js. Мы, конечно, могли бы ограничиться и одним html-файлом, но тогда код получился бы нечитабельным. Не нужно мешать HTML с JS или CSS. Лучше все разбить по файлам, и потом спокойненько с ними работать. Первым делом подготовим структуру нашего приложения. Создавай файл sample.html и напиши в нем:

    Тащи свои файлы сюда

    Для удобства написания кода на JavaScript я подключил библиотеку jquery . После этого описал структуру будущего html-документа. Она проста до безобразия - нам требуется описать поле, на которое пользователь должен перетягивать файлы. Для этого необходим лишь один div-контейнер. Если сейчас открыть страницу в браузере, то ничего хорошего ты не увидишь. Чтобы наше поле стало заметным визуально, требуется его оформить при помощи CSS. Открываем файл style.css и пишем в него следующий код:

    #box { width: 500px; height: 300px; border: 2px dashed #000000; background-color: #FCFFB2; text-align: center; color: #3D91FF; font-size: 2em; font-family: Verdana, sans-serif; -moz-border-radius: 8px; -webkit-border-radius: 8px; } #label { position: relative; top: 2%; }

    Идентификатор «box » - это и есть наш будущий контейнер для приема файлов (на эту область пользователь должен перетаскивать документы). Чтобы юзер не промахнулся, я делаю область побольше и в качестве варианта обрамления выбираю dashed - пунктирные линии. Обычные пунктирные линии смотрятся не очень, поэтому я сразу задаю значения для свойств: -moz-border-radius и -webkitborderradius. Вот сейчас ты можешь открыть созданную страницу в браузере и оценить общий вид.

    Однако если сейчас попробовать что-то перетащить, то ничего интересного не произойдет. Перетаскиваемый файл просто откроется в web-браузере, и все. Исправить ситуацию поможет небольшой кусочек кода на JavaScript :

    $(document).ready(function() { //Добавляем обработчики событий var mybox = document.getElementById("box") mybox.addEventListener("dragenter", dragEnter, false); mybox.addEventListener("dragexit", dragExit, false); mybox.addEventListener("dragover", dragOver, false); mybox.addEventListener("drop", drop, false); }); function dragEnter(evt) { evt.stopPropagation(); evt.preventDefault(); } function dragExit(evt) { evt.stopPropagation(); evt.preventDefault(); } function dragOver(evt) { evt.stopPropagation(); evt.preventDefault(); } function drop(evt) { evt.stopPropagation(); evt.preventDefault(); var files = evt.dataTransfer.files; var count = files.length; if (count > 0) handleFiles(files); } function handleFiles(fi les) { //Берем первый файл //Если требуется работать с несколькими //файлами, то здесь нужно организовать перебор var file = files; document.getElementById("label").innerHTML = "Поймал: " + file.name; var reader = new FileReader(); reader.onprogress = handleReaderProgress; reader.readAsDataURL(file); } function handleReaderProgress(evt) { if (evt.lengthComputable) { if (evt.loaded = evt.total) { alert("Загружен..."); } } }

    На первый взгляд код может показаться громоздким и непонятным, но те, кто хоть немного знаком с JavaScript и jquery, сразу должны разобраться с происходящим. В самом начале я определяю события, возникновение которых меня интересует. Для каждого из них я описываю отдельную функцию. Например, событие dragExit возникает, когда пользователь перемещает курсор мыши из элемента, над которым происходит операция перетаскивания. Если пользователь перетащил файл, то управление берет на себя функция handleFiles() .

    В ней я преднамеренно обращаюсь к самому первому файлу (files ) и начинаю с ним работать. Учти, пользователь может перетащить за раз сразу несколько файлов. Если твое приложение должно уметь обрабатывать такие ситуации, то организуем перебор всего массива files. В функции handleFiles() происходит все самое интересное.

    Сначала я вывожу в элемент label (помнишь надпись «Тащи свои файлы сюда»?) имя файла, который пользователь перетянул на активную область, а затем начинаю его считывать при помощи объекта типа FileReader() . Подробней про него можно почитать в этой статье . На всякий случай я определяю обработчик события onProgress для объекта типа FileReader() . Это событие будет вызываться каждый раз, когда произойдет считывание порции данных. В самом обработчике я выставил условие: если объем загруженных данных равен размеру файла, значит, считывание успешно завершено, и можно выводить радостное сообщение.

    Рецепт №2: Пей пиво, смотри видео, слушай рок

    До появления HTML5 просмотр видео в web’е осуществлялся при помощи всевозможных flash-плееров. Нельзя сказать, что просмотр видео этим способом неудобен. Проблемы есть разве что в безопас ности (в последнее время Flash Player просто кишит уязвимостями) и необходимости установки самого плагина. Стандарт HTML5 предлагает элегантное решение - встроенная возможность проигрывания видео- и аудио-контента.

    Наверное, многие уже догадались, что я говорю о тегах и . Они-то и позволяют встраивать аудио и видео прямо в страницу. Единственное огорчение, с которым приходится сталкиваться - набор поддерживаемых кодеков. Увы, для каждого браузера этот набор различен, поэтому есть большая вероятность, что твой видеоролик будет прекрасно отображаться в Chrome , а пользователи FireFox уйдут лесом. Чтобы не попасть в такую ситуацию, рекомендуется позаботиться о подстраховочном варианте - воспроизведению ролика с помощью Flash-плеера. О няшках (нет, все-таки он не перепутал слова, придется пролечить его электросудорожной терапией от аниме-зависимости - прим. Лозовского) и проблемах поговорили, теперь перейдем к практике. Для демонстрации воспроизведения видео я накидал простенький примерчик:

    Здесь должно быть видео. Если ты видишь этот текст, то твой браузер не поддерживает новый стандарт.

    Обрати внимание, что в примере для тега я указал атрибут poster. В нем я указываю путь к графическому файлу, который должен быть отображен сразу после загрузки страницы - «первый кадр».

    Для чего это может пригодиться? Как вариант, в качестве такого изображения можно вставлять логотип своей компании/проекта. Тег применяется аналогичным образом. В нем разрешено указать сразу несколько источников на медиафайл. Таким образом, ты можешь выложить один и тот же файл в разных форматах (ogg, mp3). Если в браузере пользователя отсутствует кодек mp3, то будет предпринята попытка воспроизвести ogg. Получается, что путем несложных манипуляций легко решить проблему совместимости и быть уверенным, что пользователю удастся воспроизвести контент.

    Рецепт №3: Where are you now (geolocation API)

    Geolocation API - программный интерфейс для определения координат пользователя. На основании полученных данных легко отметить местонахождение юзера, скажем, на Google Maps. Где можно применять эту возможность? Да много где! Например, разработчики популярного сервиса микроблоггинга Twitter используют Geolocation API в web-интерфейсе твиттер-клиента. Если пользователь разрешает получать сведения о своем местоположении, то ко всем его твитам будет добавляться город, в котором он находится в данный момент.

    Не сомневаюсь, что сейчас тебя мучает вопрос: «А откуда GAPI получают сведения о местоположении? ». Даже не думай, что в деле замешаны спутники-шпионы и прочие бондовские штучки. Все куда прозаичней - пакет информации для анализа строится на основании данных об IP-адресе, ближайших Wi-Fi хотспотах, GPS (при наличии устройства), GSM cell ID и так далее. Если заинтересовался теорией и практикой получения примерных координат из перечисленных выше источников, то советую поднять подшивку ][ и найти статью Step’а по данной теме, где он хорошо разобрал теоретическую часть, а также дал обзор соответствующего софта. Теперь взглянем на пример использования GAPI. Все предельно просто и понятно:

    if (navigator.geolocation) { navigator.geolocation.getCurrentPosition(function (position) { document.getElementById("latitude").innerHTML = position.coords.latitude; document.getElementById("longitude").innerHTML = position.coords.longitude; },); } Широта: Unknown Долгота: Unknown

    Перед тем как пытаться получить координаты, необходимо убедиться, что браузер поддерживает GAPI. Если метод geolocation вернул true, то все в порядке и можно выполнить попытку получения координат. Для этого воспользуемся методом getGurrentPosition объекта navigator. В случае успеха мы получим координаты, которые прямиком отправятся в документ.

    Рецепт №4: База данных в браузере

    При разработке web-приложений мы привыкли использовать базы данных. MySQL , SQLite - продукты, знакомые каждому программисту. Пятая версия HTML приносит нам еще один подарок - возможность пользоваться автономной SQLite базой данных. Стоп!

    Получается, что все данные будут храниться на компе пользователя? Да, именно так. Не нужно поднимать крик, что это небезопасно. Для определенных проектов эта возможность вполне может сгодиться. К сожалению, пока не все браузеры позволяют работать с этой базой.

    Например, IE9 и FF4 пока такой возможности не имеют, так что познакомиться с фишкой на практике можно разве что в Google Chrome. Я не стану приводить пример реального кода, а покажу лишь общий принцип работы:

    This.db = openDatabase("xakep", "1.0", "test", 8192); tx.executeSql("create mytable if not exists " + "checkins(id integer primary key asc, field_number_one string)", , function() { console.log("Запрос успешно выполнен"); }););

    Повнимательнее присмотревшись к приведенному выше примеру, ты заметишь, что в целом работа со встроенной БД происходит точно так же, как и с обычным SQLite: открываем базу, готовим текст запроса и выполняем его.

    HTML5.Shutdown()

    Применять HTML5 в своих проектах или нет - дело твое. Я считаю, что сейчас самое время. Если ты профессионально занимаешься разработкой сайтов, то не ленись встраивать HTML5 -фишки уже сейчас. Само собой, не забывай заботиться о совместимости - реализовывай поддержку, как для современных браузеров, так и для устаревших. У тебя для этого есть все необходимое. Не тормози и старайся, чтобы твои проекты выделялись на фоне остальных. Удачи!

    Как подстраховаться?

    На протяжении всей статьи я говорил, что в настоящий момент современные браузеры поддерживают разный объем возможностей HTML5 . Именно поэтому нужно быть аккуратным и стараться не использовать уж очень экзотичные вещи. Сразу возникает вопрос: «А как узнать, какие возможности HTML5 поддерживает определенный браузер?». Есть несколько способов решения этой задачи, но мне больше всего по душе применение крошечной JavaScript-библиотеки - Modernizr (modernizr.com).

    Библиотека распространяется совершенно бесплатно и стоит ее подключить к своему проекту, как она сразу выведет список возможностей HTML5 , которые поддерживает твой браузер. Чтобы протестировать функциональность библиотеки, тебе не обязательно сразу ее качать и подключать к своему проекту. Достаточно просто зайти на официальный сайт библиотеки и ты сразу увидишь, что поддерживает твоя бродилка, а что нет. Посмотри скриншоты посещения сайта при помощи Google Chrome и Internet Explorer 9. Несмотря на хорошую pr-компанию и восхваляющие статьи, бродилка от Microsoft явно поддерживает меньше возможностей, нежели Google Chrome.

    HTML5 подвинет Flash

    Одной из самых интересных фишек HTML5 является возможность создания анимации. Достигается это путем микса HTML5 и CSS3.

    Такая анимация выглядит достаточно красиво и во многих случаях сможет заменить Flash. Могу с уверенностью сказать, что это будет очень не скоро, поскольку сейчас Flash освоить проще, нежели разобраться в малопонятном HTML5/CSS3-коде (имхо). Тем не менее, знать о такой фиче ты обязан. Крайне рекомендую тебе пройтись по нижеприведенным ссылкам и своими глазами увидеть красивые демки, демонстрирующие возможность анимации.

  • http://goo.gl/ZBUq - красивая демка, показывающая возможности Canvas’a;
  • http://goo.gl/DqWXg5 - Красивая 3D-шкатулка со встроенной строкой поиска от Google;
  • http://goo.gl/BCTDS - один клик мышью, и страница начнет заполняться шарами. Больше кликов - больше шаров. Как наполнишь страницу до краев - попробуй их резко перетащить. Выглядит очень забавно.
  • http://goo.gl/0QX5 - просто обалденная демка, демонстрирующая различные химические соединения. Обязательно стоит посмотреть: alteredqualia.com/canvasmol;
  • http://goo.gl/75JmF - Ты когда-нибудь хотел почувствовать себя патологоанатомом и исследовать тайны человеческого тела? Если да, то этот линк точно для тебя. Компания Google сделала отличную демку из смеси технологий WebGL, HTML5, CSS3 и Flash. Результатом коктейля стало интерактивное приложение, демонстрирующее 3D-тело человека, у которого ты можешь рассматривать строение внутренних органов. Я когда увидел его в первый раз - не мог оторваться.
  • Простой документ HTML5

    Рассмотрим один из простейших документов HTML5. Он начинается с указания типа документа с помощью специального кода описания типа документа (значение этого кода объясняется в следующем разделе), после чего задается кодировка и название документа, а потом идет его содержимое. В данном случае содержимое состоит из одного абзаца текста:

    Крошечный документ HTML5

    Этот простой документ можно упростить еще больше. Например, конечный тег вообще-то не является обязательным в стандарте HTML5, т. к. браузеры знают, как закрывать все открытые элементы в конце документа (а стандарт HTML5 узаконивает это поведение). Но подобное срезание углов вместо упрощения делает разметку более сложной для понимания и может вызвать неожиданные ошибки.

    Большинство веб-разработчиков придерживается мнения, что использование традиционных разделов и полезно для облегчения восприятия документа, т.к. они четко разделяют информацию о странице (заголовок страницы) и само содержимое (основная часть страницы). Такая структура особенно полезна, когда к странице добавляются сценарии, таблицы стилей и метаэлементы:

    Крошечный документ HTML5

    Дадим встряску браузеру в стиле HTML5!

    Наконец, весь документ (за исключением строки doctype) можно облачить в традиционный элемент , как показано в следующем листинге:

    Крошечный документ HTML5

    Дадим встряску браузеру в стиле HTML5!

    Вплоть до HTML5 в каждой версии официальной спецификации HTML требовалось использование элемента , несмотря на то, что наличие этого элемента никаким образом не влияет на обработку браузером остального кода страницы. В HTML5 использование этого элемента оставлено полностью на личное усмотрение разработчика.

    Использование элементов , и является просто вопросом стиля. Страница без этих элементов будет работать отличнейшим образом даже на старых браузерах, которые и слыхом не слыхивали ни о каком HTML5. Фактически, браузер автоматически предполагает наличие этих элементов. Поэтому, если посмотреть на модель DOM (набор программных объектов, представляющих страницу) страницы с помощью сценария JavaScript, она будет содержать объекты для элементов , и , даже если разработчик и не использовал их.

    На данном этапе этот пример страницы является чем-то средним между самым простым HTML5-документом и расширенной отправной точкой практической веб-страницы HTML5. В последующих разделах мы добавим к нему остальные необходимые элементы и копнем глубже в разметку.

    Описание типа документа HTML5

    В первой строке каждого HTML5-документа всегда дается описание типа документа. Это описание ясно указывает, что далее следует HTML5-содержимое, и выглядит следующим образом:

    Первое, что бросается в глаза в описании типа документа HTML5 - это его поразительная простота. Сравните его, например, с неуклюжим описанием типа документа, который требуется использовать веб-разработчикам при работе со строгим XHTML 1.0:

    Даже профессиональные веб-разработчики были вынуждены вставлять описание типа документа XHTML методом копирования и вставки из другого документа. А описание типа документа HTML5 короткое, четкое и легко вводится вручную.

    Описание типа документа HTML5 также примечательно тем, что оно не содержит номера официальной версии HTML (5 для HTML5). В нем просто указывается, что страница является HTML-страницей. Это соответствует новой концепции HTML5 как живого языка. Добавленные в HTML новые возможности автоматически доступны для размещения на странице, не требуя для этого изменений в описании типа документа.

    Все это порождает непростой вопрос: если HTML5 - живой язык, то зачем тогда для страницы вообще нужно описание типа документа?

    Ответ на этот вопрос таков: описание типа документа продолжает использоваться по историческим причинам. При обработке страницы с отсутствующим описанием типа документа большинство браузеров (включая Internet Explorer и Firefox) переходят в режим совместимости (quirks mode) . В этом режиме они пытаются отобразить страницу с учетом ошибок в правилах, которые использовались в более ранних версиях. Проблема с этим состоит в том, что режим совместимости одного браузера может отличаться от режима совместимости другого браузера, вследствие чего страницы, разработанные для одного браузера, на другом браузере будут, скорее всего, отображаться с ошибками, такими как неправильный размер шрифта, нарушенная структура оформления и т.п.

    А обнаружив на странице описание типа документа, браузер знает, что обработку этой страницы требуется выполнять, следуя более строгим правилам режима стандартов (standards mode) , который обеспечивает единообразное форматирование и структуру страницы при ее отображении любым современным браузером. За некоторыми исключениями, браузеру совершенно безразлично, какой именно тип документа указан в описании. Он просто проверяет, что страница имеет какое-либо описание типа документа. Описание типа документа HTML5 просто самое короткое действительное описание типа документа, которое задействует режим стандартов браузера.

    Кодировка символов

    Кодировка - это стандарт, указывающий компьютеру, каким образом преобразовывать текст в последовательность байтов при записи текста в файл (а также, как выполнять обратное преобразование при открытии файла). По историческим причинам в мире существует множество разных кодировок. В настоящее время практически на всех веб-сайтах используется компактная и быстрая кодировка UTF-8, поддерживающая все символы других алфавитов, которые вам когда-либо могут потребоваться.

    Веб-серверы часто настраивают, чтобы сообщать посещающим их браузерам, что предлагаемые сервером страницы имеют определенную кодировку. Но нельзя быть уверенным, что веб-сервер, на котором вы планируете разместить свой веб-сайт, будет настроен таким образом (если только это не ваш собственный сервер). Кроме этого, попытка браузера в таком случае предположить наиболее вероятную используемую кодировку может претерпеть неудачу по причине какого-либо малоизвестного вопроса безопасности. По этим причинам всегда следует вставлять информацию об используемой кодировке в разметку страницы.

    HTML5 делает эту задачу легкой. Для этого нужно лишь вставить элемент в самом начале блока (или, если элемент не используется, сразу же после кода описания типа документа):

    Крошечный документ HTML5

    Инструменты для веб-разработки, такие как Dreamweaver или Expression Web, вставляют этот элемент автоматически при создании страницы. Эти инструменты также обеспечивают сохранение файлов в кодировке UTF. Но при создании веб-страницы с помощью обычного текстового редактора, чтобы обеспечить сохранение файлов в правильной кодировке, может потребоваться выполнить дополнительные шаги.

    Язык

    Считается хорошим тоном указывать естественный язык веб-страницы. Эта информация может быть иногда полезной для других, например, поисковые движки могут использовать ее для фильтрации результатов поиска, чтобы возвратить только страницы на указанном языке.

    Вставить в веб-страницу информацию о языке легче всего через элемент :

    Информация о языке также может быть полезной, если страница содержит текст на разных языках, который нужно прочитать с помощью программы чтения экранного текста. В таком случае атрибут lang с кодом соответствующего языка вставляется в нужном месте документа, например, в элементы , охватывающие текст на разных языках. Таким образом, программа чтения экранного текста способна определить, какой текст она может читать.

    Добавление таблицы стилей

    Практически в каждой странице должным образом разработанного профессионального веб-сайта используются таблицы стилей. Для указания требуемой таблицы стилей используется элемент в блоке документа HTML5:

    Крошечный документ HTML5

    Этот способ похож на указание таблиц стилей в традиционных HTML-документах, но немного проще. Так как существует единственный язык каскадных таблиц стилей - CSS, то в добавлении атрибута type="text/css", который требовался ранее, больше нет надобности.

    Добавление JavaScript-кода

    Язык сценариев JavaScript изначально создавался как средство для трудоемкого способа придания блеска и обаяния скучным веб-страницам. В настоящее время основная область применения JavaScript сместилась с разработки прибамбасов интерфейса на разработку нестандартных веб-приложений, включая сверхэффективных клиентов электронной почты, текстовых редакторов и картографических движков, которые исполняются непосредственно в браузере.

    Код JavaScript вставляется в документ HTML5 по большому счету таким же способом, как и в традиционную HTML-страницу. В следующем листинге приводится пример вставки в веб-документ кода JavaScript по ссылке на внешний файл:

    Крошечный документ HTML5

    Атрибут language="JavaScript" не является обязательным, т. к. если не указан какой-либо другой язык сценариев (а поскольку JavaScript - единственный широко-поддерживаемый язык сценариев для HTML, то вероятность такого развития ничтожно мала), браузеры автоматически предполагают, что используется JavaScript. Но даже ссылаясь на внешний файл с кодом JavaScript, все равно нужно помнить о закрывающем теге . Если упустить этот тег по недосмотру или при попытке укоротить код, используя синтаксис пустых элементов, то страница не будет работать должным образом.

    Если вы уделяете много времени тестированию своих страниц с JavaScript в Internet Explorer, может быть полезным добавление метки MOTW (Mark of the Web - метка особенности сети) в блок сразу же после строки кодировки. Делается это таким образом:

    Крошечный документ HTML5

    Эта строка кода указывает Internet Explorer обрабатывать страницу таким образом, как будто бы она была загружена с удаленного веб-сайта. В противном случае IE переключается в особый режим блокировки, выводит предупреждение безопасности в строке сообщений и отказывается исполнять любой код JavaScript до тех пор, пока вы не нажмете кнопку "Разрешить заблокированное содержимое".

    Все другие браузеры не обращают внимания на метку MOTW и используют одни и те же настройки безопасности как для страниц, загружаемых с удаленных веб-сайтов, так и для локальных файлов HTML.

    Стандарт HTML5 все активнее используется в современном веб-дизайне. И хотя, он до сих пор находится в стадии разработки, многие из его стандартов уже утверждены и используются всеми современными браузерами, в том числе и мобильными.

    В этой статье мы рассмотрим некоторые новые возможности HTML5 с конкретными примерами их применения на практике

    Новый DOCTYPE

    Давайте вспомним, как определяется типичный XHTML документ в разделе DOCTYPE :

    ‹!DOCTYPE html PUBLIC "-//W3C//DTD XHTML 1.0 Transitional//EN" "http://www.w3.org/TR/xhtml1/DTD/xhtml1-transitional.dtd"›

    Объявление типа документа на языке разметки выглядит куда более лаконично и читабельно

    ‹!DOCTYPE html›

    Более того, вы можете применять данный DOCTYPE при верстке любой страницы. Если браузер не знаком с HTML5, то он применит отобразит страницу в стандартном режиме.

    Улучшенная семантика кода

    Улучшенная семантика кода позволяет поисковым системам четко разграничивать на странице типы контента, отделять важную информацию, повышать рейтинг страницы по поисковым запросам.

    Элементы Header и Footer

    Теперь можно избавиться от конструкций типа

    ‹div id="header"› … ‹/div› ‹div id="footer"› … ‹/div›

    И начать использовать более понятные как человеку, так и машине

    ‹header› … ‹/header› ‹footer› … ‹/footer›

    ‹div› по происхождению не имеют никакой семантической структуры и могут многократно вкладываться в друг друга и в другие контейнеры. Использование же более продуманной семантической структуры позволяет четко разграничить для поисковой системы, где находится заголовок, подвал, а где основная информационная часть.

    Элемент FIGURE

    Рассмотрим следующую часть кода:

    ‹img src="mars.jpg" alt="About Mars" /› ‹p›This is an image of Mars‹/p›

    В данном случае поисковым системам сложно определить, что тег ‹p›, содержащий описание картинки, собственно и является ее описанием. Именно поэтому такие конструкции лучше объединять в общий контейнер, которым является ‹figure ›:

    ‹figure› ‹img src="mars.jpg" alt="About Mars" /› ‹figcaption› ‹p›This is an image of Mars‹/p› ‹/figcaption› ‹/figure›

    В данном случае пристутсвует дополнительный тег ‹figcapture› , который уточняет, где содержимое фигуры, а где ее заголовок

    Использование hgroup

    Представьте, что у вас на сайте заголовок состоит из основного заголовка и подзаголовка. Использование обычных тегов ‹h1› и ‹h2› никак не отображает зависимость между двумя этими пунктами. Поэтому их можно объединить семантически, используя тег ‹hgroup› :

    ‹header› ‹hgroup› ‹h1›Photogallery‹/h1› ‹h2›Our vacancy in Prague‹/h2› ‹/hgroup› ‹/header›

    Никаких types для подключения скриптов и таблиц стилей

    Возможно, вы до сих пор используете структуры для подключения скриптов, библиотек, таблиц стилей и т.д. следующего вида:

    ‹link rel="stylesheet" href="stylesheet.css" type="text/css" /› ‹script src="script.js" type="text/javascript"›‹/script›

    Так вот, теперь больше нет необходимости указывать тип подключаемого файла. Браузер определит его автоматически. А значит в атрибуте type больше нет необходимости:

    ‹link rel="stylesheet" href="stylesheet.css" /› ‹script src="script.js"›‹/script›

    Структура кода

    Стандарт XHTML предусматривал необходимость указывать значения атрибутов в одинарных или двойных кавычках. Стандарт HTML5 позволяет не использовать кавычки, если в них нет необходимости, т.е. значение атрибута задается одним словом без пробелов. Более того, вы можете даже не закрывать парные элементы. Вот пример:

    ‹p class=myClass id=pId›Content

    Однако это может повредить читабельности кода со стороны разработчика. Поэтому стиль написания кода полностью зависит от вас, ведь старый (проверенный временем) стиль все так же поддерживается.

    Редактируемый контент

    HTML5 позволяет сделать контент вашего сайта полностью редактируемым, при этом нет необходимости вставлять скрытые поля для ввода текста. Все, что необходимо – это добавить атрибут contenteditable="true" (или без кавычек, как мы узнали из предыдущего пункта) к тому элементу, который вы хотите сделать доступным для редактирования. После этого, пользователь сможет редактировать его содержимое непосредственно со страницы.

    В данном случае пользователь может добавлять, удалять и редактировать пункты неупорядоченного списка ‹ul› . Ниже приведен пример списка, пункты которого можно изменить

    • Watch TV
    • Listen to music
    • Play videogames
    Новые возможности форм

    HTML5 предоставляет пользователям и разработчикам большие возможности по вводу информации в формы. В этих целях добавлены многие полезные вещи. Рассмотрим некоторые из них.

    Поля для ввода email

    Используйте атрибут type="email" к тегу ‹input› и e поля ввода появятся дополнительные уникальные способности по проверке правильности ввода адреса, и если адрес введен неверно, то браузер продемонстрирует пользователю предупреждающее сообщение.

    ‹input id="email" name="email" type="email" /›

    Результат может быть таким (Google Chrome):

    Также существуют и другие поля для ввода, например, адреса вебсайта или номера телефона. Принцип их работы схож с полем email .

    Использование подсказок

    Теперь нет необходимости использовать javascript для создания подсказок (placeholders) для ввода в текстовые поля. HTML5 предлагает использовать специальный атрибут placeholder , который может выводить фоновую текстовую подсказку для поля.

    ‹input name="email" type="email" placeholder="[email protected]" /›

    Результат отображен ниже:

    Данный пример будет работоспособен только в браузерах с поддержкой HTML5

    Email:

    Автофокус

    Без использования javascript можно автоматически передать фокус элементу после загрузки страницы. Для этого нужно добавить атрибут без параметров тому полю, которое необходимо вводить в первую очередь.

    ‹input name="name" type="text" autofocus /›

    Поле name будет активировано автоматически и готово для ввода текста.

    Обязательные поля

    Если необходимо отметить некоторые поля, как обязательные для заполнения теперь достаточно указать атрибут . Таким образом, при подтверждении формы браузер проведет проверку, заполнены ли необходимые поля и, если нет, выдаст сообщение.

    ‹input name="name" type="text" placeholder="John Smith" required /›

    Ниже иллюстрация результата работы этого кода (Google Chrome):

    Range Input

    HTML5 представляет абсолютно новый элемент управления – range input , который представляет собой бегунок, значение которого изменяется перетягиванием специального маркера между установленными заранее значениями.

    ‹input type="range" name="quantity" min="0" max="100" step=".25" value="10" /›

    Атрибуты min и max используются для задания крайних значений бегунка, step – это шаг изменения значения. Браузер Google Chrome отображает этот элемент управления следующим образом:

    Данный пример будет работоспособен только в браузерах с поддержкой HTML5

    Локальное хранилище

    Локальное хранилище позволяет сохранять информацию введенную пользователем, если страница браузера была закрыта или перезагружена. Это очень удобно, особенно в тех случаях, когда форма достаточно большая и сайт был случайно закрыт.

    Само по себе Local Storage не является частью спецификации HTML5, однако тесно с ней связано.

    Управление локальным хранилищем происходит через объект класса localStorage с помощью двух методов setData() и getData() . Ниже приведен пример, в котором используется описанный выше редактируемый список, который будет хранить последние введенные в него значения.

    ‹h1›To-Do List‹/h1› ‹ul contenteditable=true› ‹li›Watch TV‹/li› ‹li›Listen to music‹/li› ‹li›Play videogames‹/li› ‹/ul›

    JavaScript (с применением библиотеки jQuery, но это необязательно):

    $("#todo").blur(function () { localStorage.setItem("todoData", this.html); }); if (localStorage.getItem("todoData")) { $("#todo").html(localStorage.getItem("todoData")); }

    Поддержка мультимедиа

    Теперь нет необходимости пользоваться сторонними плагинами и библиотеками для подключения различных аудио и видеофайлов. Все возможности по внедрению медиа теперь включены в спецификацию HTML5.

    Аудио

    Для внедрения на страницу звукового файла необходимо воспользоваться тегом ‹audio› с необходимыми атрибутами. Пример ниже выводит на странице блок управления аудиофайлом, содержащим ссылку на скачивание этого файла. Звук будет воспроизводиться автоматически.

    ‹audio autoplay controls›
    ‹source src="file.ogg" /›
    ‹source src="file.mp3" /›
    ‹a href="file.mp3"›Download this file.‹/a›
    ‹/audio›

    На странице данный блок может выглядеть вот так (браузер Google Chrome)

    У данного тега есть свои особенности поддержки в браузерах. Например, браузер Mozilla Firefox работает с.ogg файлами, тогда как Webkit-браузеры работают с.mp3

    Видео

    До недавнего времени, единственным способом вставки видеоконтента на HTML-страницу было интегрирование Flash-контента. Однако теперь такую возможность предоставляют сами браузеры, отвечающие спецификациям HTML5. Особую популярность это приобрело тогда, когда на формат HTML5 перешел крупнейший видеохостинг YouTube.com.

    Для успешного интегрирования видео в страницу необходимо воспользоваться тегом ‹video› . К сожалению между производителями браузеров нет единого мнения в каком формате должно быть представлено видео, поэтому каждый из них продвигает свой формат. Если IE и Safsri поддерживают видео в формате H.264 (которое поддерживалось Flash-плеерами), то Opera и Firefox продвигают open source форматы Vorbis и Theora. Chrome же может правильно отображать видео во всех форматах, в том числе WebM.

    ‹video controls preload› ‹source src="video.ogv" type="video/ogg; codecs="vorbis, theora"" /› ‹source src="video.mp4" type="video/mp4; codecs="avc1.42E01E, mp4a.40.2"" /› ‹p›Your browser is old. ‹a href="video.mp4"›Download this video instead.‹/a› ‹/p› ‹/video›

    Не все браузеры могут отображать HTML5 видео, поэтому под тегом ‹source› можно указать ссылку для скачивания видео, либо интегрировать Flash плеер.

    Атрибут preload позволяет браузеру автоматически начинать загрузку видео, что может быть полезно, если размер видео достаточно большой. Атрибут controls позволяет установить стандартные элементы управления видеопотоком.



    © 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows