Адаптивное регулирование по эталонной модели. Сравнение с эталоном Идеальная эталонная модель

Адаптивное регулирование по эталонной модели. Сравнение с эталоном Идеальная эталонная модель

02.07.2020

Эталонная модель

Эталонная модель (англ. reference model , master model ) - это абстрактное представление понятий и отношений между ними в некоторой проблемной области. На основе эталонной строятся более конкретные и детально описанные модели, в итоге воплощённые в реально существующие объекты и механизмы. Понятие эталонной модели используется в информатике .

Примеры Эталонных моделей

  • Сетевая модель OSI (Open Systems Interconnection Reference Model),
  • модель Открытого геопространственного консорциума (англ.) ,
  • архитектура фон Неймана - модель эталонной модели с последовательными вычислениями,
  • эталонная модель Архитектуры государственного предприятия (англ.) ,
  • Эталонная Информационная Модель HL7 (Reference Information Model, RIM HL7),
  • Эталонная Модель (Reference Model, RM) openEHR .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Эталонная модель" в других словарях:

    эталонная модель - иерархическая модель — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы иерархическая модель EN reference model …

    эталонная модель - etaloninis modelis statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. master model; reference model vok. Referenzmodell, n rus. эталонная модель, f pranc. modèle de référence, m; modèle standard, m … Automatikos terminų žodynas

    эталонная модель - 3.1.41 эталонная модель (reference model): Структурированный комплект взаимосвязанных представлений об объекте (например информационной системе), охватывающий данный объект в целом, упрощающий разбиение связей по тематике, который может быть… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    эталонная модель ВОС - Модель взаимодействия открытых систем, разработанная ISO в 1984 г. Позволяет универсальным образом описать логику информационного обмена между взаимосвязанными системами и абонентами. Полная модель содержит семь уровней. На самом нижнем… … Справочник технического переводчика

    эталонная модель ISO/OSI - Семиуровневая эталонная модель протоколов передачи данных. Определяет уровни: физический, канальный, сетевой, транспортный, сеансовый, представительский и прикладной. В CAN сетях обычно реализуются только физический, канальный и прикладной уровни … Справочник технического переводчика

    эталонная модель протоколов широкополосной ISDN-сети - Модель включает четыре горизонтальных уровня (физический, ATM, адаптации ATM и верхние уровни) и три вертикальных плоскости (пользователя, управления и администрирования). Соответствие между моделями В ISDN и OSI обеспечивается на физическом… … Справочник технического переводчика

    эталонная модель BOC - ЭМВОС Модель, разработанная МОС, содержащая семь уровней (слоев) протоколов и предназначенная для коммуникации между устройствами в сети. [Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993] Тематики… … Справочник технического переводчика

    эталонная модель взаимодействия открытых систем - — Тематики электросвязь, основные понятия EN ISO/OSI reference model … Справочник технического переводчика

    эталонная модель протокола - — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN protocol reference modulePRM … Справочник технического переводчика

    эталонная модель соединения открытых систем - — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN reference model of open systems … Справочник технического переводчика

Книги

  • Компьютерные сети. В 2 томах. Том 1. Системы передачи данных , Р. Л. Смелянский. Приведены теоретические основы систем передачи данных, характеристики основных видов физических сред, способы кодирования и передачи аналоговых и цифровых данных, основы организации…

Идея управления по эталонной модели, предложенная в 1961 г. , может быть реализована при небольшой модификации схемы на рис. 11.27. Эта идея оказала большое влияние на работы по системам управления. Суть ее состоит в том, чтобы построить, синтезировать или адаптировать систему, общая импульсная характеристика которой наилучшим образом соответствует характеристике эталонной модели или характеристике некоторой идеальной модели.

Предположим, например, что динамические характеристики управления самолетом существенно отличаются для скоростей до звукового барьера и сверхзвуковых. Чтобы предоставить пилоту возможность адекватно управлять самолетом независимо от его скорости, вводится автопилот, который принимает сигналы управления пилота и приводит в действие управляющие сервомеханизмы. Реакция самолета на сигналы управления пилота соответствует реакции некоторой эталонной модели, которая выбирается разработчиком системы так, чтобы снабдить самолет «чувством руля», удобным для пилотов. Многие физические системы синтезируются так, что их характеристики подобны характеристикам моделей, и многие из этих систем являются адаптивными.

Реализовать описанный подход нетрудно, видоизменив схемы на рис. 11.11 или 11.27. Для этого нужно просто заменить обратную модель с задержкой на эталонную. Тогда общая характеристика системы скорее будет подобна характеристике эталонной модели, чем просто задержанному скачку. Такая модификация схемы приведена на рис. 11.28.

В системах на рис. 11.11 и 11.27 задержка введена для обеспечения возможности точного обратного моделирования, соответствующего низкому уровню СКО ей. При наличии задержки можно получить хотя и задержанный, но более точный отклик. Как отмечено выше, введение задержки необходимо в тех случаях, когда имеется задержка реакции в управляемой системе или эта система не является минимально-фазовой. При замене задержки на эталонную модель в случаях, когда задержка нужна для точного обратного моделирования, как правило, ее необходимо вводить и в эталонную модель.

Рис. 11.28. Управление с адаптивной обратной моделью, аналогичное рис. 11.27, но с включением эталонной модели

При этом нужно формировать такую характеристику эталонной модели, которую можно реализовать при последовательном включении управляемой системы и адаптивного фильтра, если весовые коэффициенты этого фильтра соответствуют минимальной СКО. Схема на рис. 11.28 хорошо функционирует тогда, когда для адаптивной системы задаются гибкие условия. Не следует, однако, считать, что эта схема менее инерционна или имеет более точный отклик, чем это возможно для управляемой системы и ее адаптивного устройства управления с конечной импульсной характеристикой.

Для примера адаптивной системы управления с применением обратного моделирования по эталонной модели рассмотрим следующую реализацию схемы на рис. 11.28:

эталонная модель: весовых коэффициентов в модели весовых коэффициентов в устройстве управления итераций адаптивного процесса. На рис. 11.29 показан отклик на единичный скачок нескомпенсированной управляемой модели, а на рис. 11.30 - отклик скомпенсированной системы, наложенный на отклик эталонной системы. Очевидно, что получено очень близкое приближение.

Первичное представление о профессиограмме той или иной профессии дает ее структурное содержание. В описаны про-фессиограммы профессий, включающие следующие разделы - общая характеристика профессии, ее значение; описание трудового процесса, выполняемые работы; требования профессии к личности; условия труда; необходимые знания; требуемые умения и навыки; где можно получить специальность; экономические условия труда.

Существует и профессиографический метод изучения личности и деятельности современного учителя .

Профессиограмма - это идеальная модель учителя, преподавателя, классного руководителя, педагога, образец, эталон, в котором представлены:

Основные качества личности, которыми должен обладать учитель;

Знания, умения, навыки для выполнения функций учителя.

Исходя из этого понимания смысла понятия «профессиограмма», можно говорить и о профессиографическом методе изучения личности, при котором осуществляется сравнение имеющихся у педагога знаний, умений и навыков с теми, которые могли бы у него быть в соответствии с идеальной моделью. Не трудно представить, что такой метод позволяет проектировать личностный и профессиональный рост педагога.

Вместе с тем профессиограмма учителя - документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки .

Такое представление о профессиограмме складывалось в предшествующие десятилетия. Так, можно говорить о профессиограмме классного руководителя, составленной Н. И. Болдыревым .

Н. И. Болдырев выделил приоритетные качества личности классного руководителя: идейность, нравственную и гражданскую зрелость, общественную активность, увлеченность профессией воспитателя, любовь к детям, гуманное, заботливое отношение к ним, высокую требовательность к себе и ученикам, коммуникативность, дружеское расположение, вежливость в общении, психологическую совместимость с другими членами педагогического коллектива и другие, необходимые идеальному специалисту.

Для выполнения большого многообразия функций учителю, по мнению Н. И. Болдырева, необходимы следующие умения:

устанавливать деловые отношения с администрацией школы, с родителями, общественностью (умения общения, по сегодняшним представлениям, близкие к коммуникативным);

информационные умения и навыки;

умение ярко, выразительно, логично излагать свои мысли (по сегодняшним представлениям - дидактические и речевые);

умение убедить, привлечь к себе, сделать своим сторонником (по сегодняшним представлениям - дидактические, коммуникативные).

Для реализации данных умений необходимо создать высокий эмоциональный настрой, обеспечить деловой характер жизни, труда.

Немаловажную роль Н. И. Болдырев отводил качествам личности, которые помимо приоритетных неплохо было бы иметь учителю (классному руководителю): такт, выдержка, самообла-дание, наблюдательность, искренность, находчивость, твердость, последовательность в словах и действиях, аккуратность, внешняя опрятность.

Классному руководителю важно знать основы теории и методики воспитания, уметь:

работать с родителями (общественностью); планировать воспитательную работу;

отбирать на основе диагностики коллективов (групп), отдельных личностей необходимые виды деятельности;

правильно учитывать и оценивать результаты воспитания; выявлять и организовывать актив;

осуществлять контроль и помощь в выполнении поручений.

Для выполнения сложных и многообразных функций педагогу хорошо было бы овладеть некоторыми прикладными творческими художественными умениями:

рисовать (изобразительные);

играть на музыкальных инструментах, петь (музыкальные); выразительно читать (художественно-литературные); танцевать (хореографические);

ходить в походы (спортивно-туристские или спортивно-трудовые).

А. С. Макаренко во вступительном слове к «Книге для родителей» написал: «Умение воспитывать - это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или токарем» .

Если идти от функционального принципа, т. е. от тех действий функций, которые должен выполнять педагог, то можно пере-числить функции учителя. Так, одними из первых (в 1971 году) выделили восемь функций учителя в школе А. И. Щербаков, Н. А. Рыков. Им принадлежит следующая классификация функций учителя:

Информационная (учитель транслирует ту или иную инфор-мацию);

Развивающая (развивает мышление, воображение, те или иные умения, речь и т. д.);

ориентирующая (ориентирует в многообразии информации, нравственных ценностях);

мобилизационная (мобилизует на выполнение упражнений, заданий, дел);

конструирующая (конструирует урок, внеклассное дело, разноуровневые задания, самостоятельные работы, общение и многое другое);

коммуникативная (функция общения с родителями, другими учителями, администрацией, психологами, валеологами и пр.);

организационная (организует учащихся, других учителей, родителей, самого себя, а также организует уроки, внеклассные дела, которые проводит);

исследовательская (умеет исследовать как отдельную личность, группу учащихся - коллектив, так и обученность и воспитанность учащихся и т. д.).

Упоминание последней функции, с нашей точки зрения, позволяет говорить о функциях не только учителя, но и педагога - в широком смысле слова.

В учебниках педагогики прошлых лет авторы выделяют функции воспитателя, классного руководителя:

организационную (организует все воспитательные влияния и взаимодействия в коллективах, в том числе в виде воспитательных дел - экскурсии, поездки, собрания, классные часы, анкетирование как исследование и т. д.);

воспитательную (в результате которой разными путями и средствами осуществляется воспитание, формирование и развитие качеств личности, присущих ученику как члену детского коллектива, семьянину, гражданину России, гражданину Мира, творческой личности и индивидуальности);

стимулирующую (в результате которой осуществляется сти-мулирующая деятельность учащихся, детского коллектива, родителей, общественности и т. д.);

координационную (в результате которой осуществляется координация деятельности как детей, когда это необходимо, так и учителей, работающих в одном классе, параллели, а также может осуществляться связь с внешним миром, если образовательное учреждение рассматривается как открытая система;

работу с документами (журналами, дневниками учащихся, их личными делами, различными планами).

Функций, которые должны выполнять учителя, воспитатели, классные руководители, достаточно много. Какими же знаниями и умениями они должны для этого обладать? Представление об умениях и навыках, которыми должны обладать и учителя, и классные руководители, дает понятие профессиограммы, рассмотренное нами выше. Однако просто знаний и умений, о которых говорилось ранее, недостаточно. Как считают психологи, многое зависит от природных предпосылок, задатков личности (которые могут развиться в те или иные способности), от психологической готовности личности, ее стремления (желания) хорошо выполнять данные функции. Многое воспитывается, вырабатывается только в результате длительной работы над собой; главное в самовоспитании - терпение и контроль над своим поведением.

Психолог В. А. Крутецкий в учебнике «Психология» предлагает структуру профессионально-значимых качеств личности и умений, которые необходимо иметь учителю. Если профессионально-значимые качества личности учителя мы вслед за В. А. Крутецким представим в виде совокупности четырех блоков (частей или подструктур) (1. Мировоззрение личности; 2. Положительное отношение к педагогической деятельности; 3. Педагогические способности; 4. Профессионально-педагогические знания, умения и навыки), то получим достаточно целостное представление о тех требованиях, которые предъявляются к профессии учителя и другим педагогическим профессиям.

Рассмотрим эти блоки профессионально-значимые качества личности учителя подробнее.

1-й блок. Гуманистическое мировоззрение (речь идет о тех убеждениях, идеалах, которые присущи учителю-воспитателю; воспитывает лишь тот, кто сам воспитан; желательно, чтобы воспитатель имел высокий уровень общей культуры и высокий моральный облик, а главное - любил бы других людей).

2-й блок. Положительное отношение к педагогической деятельности (речь идет о педагогической направленности личности, педагогических склонностях как устойчивом желании и стремлении посвятить себя педагогической деятельности; не может быть хорошим учителем тот, кто равнодушно относится к своей работе; дети безошибочно определяют тех учителей, которые их не любят или не любят педагогическую деятельность в целом).

3-й блок. Педагогические способности (основываясь на природных предпосылках, они при определенных условиях реализуются - или нет - в профессионально-педагогические знания, умения, навыки, иначе говоря - педагогические способности) - это обобщенная совокупность индивидуально-психологических особенностей и профессионально-значимых качеств личности, которые отвечают требованиям педагогической деятельности, обеспечивают достижение в ней высоких результатов, определяют успех педагога в целом в овладении этой деятельностью (подробнее см. в гл. 1).

4-й блок. Профессионально-педагогические знания, умения, навыки (речь идет о знаниях в области преподаваемого предмета и технологии обучения).

В. А. Сухомлинский упоминает о четырех признаках педагогической культуры. Кратко его мысли можно выразить так. Необходимо: 1) чтобы у педагога были академические знания, чтобы можно было обратиться к уму и сердцу воспитанника; 2) чтобы педагог читал литературу (педагогическую, психологическую, публицистическую и т. д.); 3) чтобы педагог знал богатство методов изучения ребенка; 4) обладал речевой культурой.

Итак, специалисты считают, что хорошими предпосылками для того, чтобы стать педагогом, обладают те, кто.

Теория адаптивных систем возникла в связи с необходимостью решения широкого класса прикладных задач, для которых неприемлемы традиционные методы, требующие знания адекватной математической модели объекта. Качество традиционных (неадаптивных) методов управления тем выше, чем больше априорной информации о самом объекте и условиях его функционирования. На практике достаточно трудно обеспечить точное математическое описание объекта управления. Например, динамические характеристики летательных аппаратов сильно зависят от режима полета, технологических разбросов, состояния атмосферы. В этих условиях традиционные методы часто оказываются неприменимыми либо не обеспечивают требуемое качество системы автоматического управления.

В связи с этим уже на начальном этапе развития теории автоматического управления представлялся весьма эффективным путь построения управляющих систем, не требующих полной априорной информации об объекте и условиях его функционирования.

Эффект приспособления к условиям функционирования в адаптивных системах обеспечивается за счет накопления и обработки информации о поведении объекта в процессе его функционирования, что позволяет существенно снизить влияние неопределенности на качество управления, компенсируя недостаток априорной информации на этапе проектирования систем.

Система управления, автоматически определяющая требуемый закон управления посредством анализа поведения объекта при текущем управлении, называется адаптивной .

Адаптивные системы можно разделить на два больших класса: самоорганизующиеся и самонастраивающиеся.

В самоорганизующихся системах в процессе функционирования происходит формирование алгоритма управления (его структуры и параметров), позволяющего оптимизировать систему с точки зрения поставленной цели управления (ЦУ). Такого рода задача возникает, например, в условиях изменения структуры и параметров объекта управления в зависимости от режима функционирования, когда априорной информации недостаточно для определения текущего режима. При широком классе возможных структур объекта трудно надеяться на выбор единственной структуры алгоритма управления, способной обеспечить замкнутой системе достижение цели управления во всех режимах функционирования. Таким образом, речь идет о синтезе при свободной структуре регулятора. Очевидная сложность постановки задачи не позволяет надеяться на простые алгоритмы ее решения, а следовательно, и на широкое внедрение в настоящее время систем в практику.

Задача существенно упрощается, если структура объекта управления известна и неизменна, а поведение зависит от ряда неизменных параметров. Задача решается в классе самонастраивающихся систем (СНС), в которых структура регулятора задана (заранее выбрана) и требуется определить лишь алгоритм настройки его коэффициентов (алгоритм адаптации).

Самонастраивающейся системой автоматического управления называется система, самостоятельно изменяющая свои динамические характеристики в соответствии с изменением внешних условий с целью достижения оптимального выхода системы. В случае самонастраивающихся систем управления полетом таким оптимальным выходом системы будет оптимальная реакция на внешние возмущения.

СНС делятся на два подкласса: поисковые и беспоисковые. В поисковых СНС минимум (или максимум) меры качества (производительность установки, расход топлива и т.д.) ищется с помощью специально организованных поисковых сигналов. Простейшими поисковыми системами являются большинство экстремальных систем, в которых недостаток априорной информации восполняется за счет текущей информации, получаемой в виде реакции объекта на искусственно вводимые поисковые (пробные, тестовые) воздействия.

В беспоисковых СНС в явном или неявном виде имеется модель с желаемыми динамическими характеристиками. Задача алгоритма адаптации состоит в настройке коэффициентов регулятора таким образом, чтобы свести рассогласование между объектом управления и моделью к нулю. Такое управление называют прямым адаптивным управлением, а системы - адаптивными системами с эталонной моделью .

В случае непрямого адаптивного управления сначала проводят идентификацию объекта, а затем определяют соответствующие коэффициенты регулятора. Подобные регуляторы называются самонастраивающимися.

При прямом адаптивном управлении контуры адаптации работают по замкнутому циклу, что позволяет парировать изменения параметров объекта и регулятора в процессе функционирования. Однако каждый контур самонастройки повышает порядок системы как минимум на единицу, и при этом существенно влияет на общую динамику замкнутой системы.

В случае непрямого адаптивного управления контуры самонастройки работают по разомкнутому циклу и, следовательно, не влияют на динамику системы. Однако все ошибки идентификации, уходы параметров объекта и регулятора существенно влияют на точность управления. В беспоисковых самонастраивающихся системах эталонная модель может быть реализована в виде реального динамического звена (явная модель) или присутствовать в виде некоторого эталонного уравнения, связывающего регулируемые переменные и их производные (неявная модель). В неявной модели коэффициенты эталонного уравнения являются параметрами алгоритма адаптации.

На рисунке 1 показан один из часто используемых в исполнительных приводах вариантов адаптивного управления, где параметры регулятора настраиваются управляющим компьютером по эталонной модели.

Эталонная модель показывает идеальную желаемую реакцию системы на задающий сигнал g(t). В качестве эталонной модели применяют типовые звенья систем автоматического управления (например, апериодическое звено). Параметры ПИД-регулятора (пропорционально-интегрально-дифференциальный регулятор) настраиваются так, чтобы минимизировать рассогласование между выходом модели и реальной системы.

Задача контура настройки состоит в том, чтобы свести это рассогласование к нулю за определенное время с гарантией устойчивости переходного процесса. Данная проблема далеко не тривиальна – можно показать, что она не решается при линейных соотношениях «ошибка – коэффициенты регулятора». Например, в литературе предложен следующий алгоритм настройки параметров:

где k – настраиваемые коэффициенты ПИД-регулятора; А – постоянный коэффициент, задающий скорость адаптации.

Рис. 1. Блок-схема адаптивной системы с эталонной моделью

Функция градиента определяет чувствительность ошибки c(t) к вариации коэффициентов регулятора. Абсолютная устойчивость замкнутой системы, которая является существенно нелинейной, обеспечивается подбором параметра А в программе настройки. Таким образом, управляющий компьютер для реализации адаптивного управления по данной схеме должен в реальном времени решать следующие задачи:

  • формировать задающий сигнал для управляемой системы;
  • рассчитывать идеальную реакцию по эталонной модели;
  • вычислять коэффициенты регулятора в соответствии с программой настройки, определять текущую ошибку и выдавать сигнал управления на вход мехатронного модуля.

Помимо рассмотренной блок-схемы с эталонной моделью известны и другие методы автоматической настройки параметров и структуры регуляторов.

Модель с идеальной точкой предполагает сравнение конкретного продукта или иного объекта с некоторым эталоном в виде разности. В соответствии с моделью каждый признак нормируется в виде расстояния от идеального или эталонного значения признака. Для применения модели прежде всего формируется представление об идеальном с точки зрения потребителей продукте – вводится "идеальная" точка Х0.

Модель дает характеристику степени близости конкретного продукта к "идеальному" в соответствии с зависимостью

где К i весовые коэффициенты; Х 0i координаты идеальной точки. Показатель степени т выбирается исследователем и, как правило, принимает значения на уровне 1 или 2. Суммирование проводится по п свойствам продукта. Лучшими являются низкие значения W, поскольку если идеальная точка является наилучшей, то очевидно, что желательно минимальное расстояние от нее.

Выбор идеальной точки достаточно сложен и неоднозначен. Читателю следует обратить внимание на следующие возможные подходы к выбору идеальной точки.

  • 1. Лучшие баллы по выраженности: "все пятерки". Если рассмотреть такой потребительский признак, как удобство управления сложной техникой, например автомобилем или музыкальным центром, то координаты идеальной точки будут соответствовать границе выбранной шкалы. Однако соответствующий гипотетический "лучший во всех отношениях" продукт будет далек от реальности, поскольку далеко не всегда существует продукт лучший по всем параметрам. В частности, трудно объединить в одном автомобиле свойства лимузина и внедорожника. Если лучший продукт все- таки существует, то цена его будет чрезмерно высока.
  • 2. Применение параметров реального наиболее конкурентоспособного или "лучшего на рынке" продукта по принципу: "девушка моей мечты" или "настоящий мужчина". Особенность такого подхода состоит в том, что считаются нежелательными отклонения от идеальной точки в любую сторону, даже в сторону формального улучшения.
  • 3. Применение таких объективных свойств, когда существует оптимальный уровень свойства. В этом случае идеальные уровни не обязательно будут или наибольшими, или наименьшими. В такой ситуации применение модели с идеальной точной наиболее обосновано. Примеры параметров с оптимумом: размер экрана телевизора для автомобиля или кухни, яркость телевизионного изображения. Хорошим примером наличия оптимального уровня является освещенность помещения, когда "слишком ярко" и "слишком темно" одинаково нежелательно. Следует сделать замечание о необходимости конкретизации назначения продукта. Так, если не указать, что телевизор предназначен для кухни, то может возникнуть желание считать идеальным самый большой телевизор из тех, которые есть в продаже.
  • 4. Лучшие свойства при данной цене. Предлагается следующий подход. Чтобы не поставить "все пятерки", что в принципе и не требуется, да и нереально по цене, необходимо иметь регрессионную модель зависимости цены от уровней свойств, что соответствует параметрическому ценообразованию. Тогда эксперт может выбрать набор свойств при каждом доступном для него уровне цены. И это реально, поскольку подход "мобильный не должен стоить дороже десяти тысяч" применяется многими.

Очевидно, что для применения модели с идеальной точкой размерности всех координат должны совпадать, чтобы иметь возможность суммировать соответствующие величины в формуле. Одним выходом из проблемы является применение безразмерных балльных оценок. Другой способ, который и рассматривается далее, состоит в нормировании, когда фактические уровни делятся на эталонные или нормативные, которыми могут быть и координаты идеальной точки.

Модель с нормированными уровнями факторов

Применение моделей с относительными факторами позволяет в одной модели объединять факторы с различной размерностью. Соответствующая модель имеет следующий вид:

(16.2)

Все обозначения соответствуют введенным в формуле (16.1); Zi – параметрические индексы.

Модель широко применяется при расчете индексов качества продукции и, особенно, при оценке конкурентоспособности. При расчете индексов качества Х i0 – нормативные, заданные стандартами и техническими условиями уровни выраженности свойств товара. Как правило, модель (16.2) применяется при одновременном рассмотрении объективных (производственных и эксплуатационных) свойств продукта, таких как скорость, мощность, размеры, надежность и др., хотя возможно рассматривать и объективные свойства.

При оценке конкурентоспособности Х i0 параметры сравниваемого товара, которым может быть товар сильнейшего конкурента. В литературе по конкурентному анализу встречаются различные названия показателя – сводный параметрический индекс потребительских свойств, групповой показатель конкурентоспособности.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows