История курьерской почты — от древности до наших дней. Особенности гостиниц и почтовой службы в древнем риме Шляпа почтовых курьеров рима

История курьерской почты — от древности до наших дней. Особенности гостиниц и почтовой службы в древнем риме Шляпа почтовых курьеров рима

02.07.2020

Интересно, что терминология индустрии гостеприимства многим обязана римлянам. И здесь они тоже внесли свой вклад в развитие многих цивилизаций. Слово hospitality (гостеприимство) произошло от латинского hospitium (госпиции). Однокоренными словами являются host (хозяин), hospice (приют), hotel (гостиница, отель). Гостеприимцы - так называли в античности людей вместе с их семейством, оказывающих прием гостей в своем доме. С гостеприимцами иностранное государство заключало союз о взаимной помощи, дружбе и защите.

После введения регулярного государственного почтового сообщения (во времена императора Октавиана с 63 г. до н. э.) появились и государственные постоялые дворы. Государство устраивало дворы в городах и на главных дорогах, по которым проезжали курьеры и государственные служащие из Рима вплоть до Малой Азии или до Галлии Баталова Л.В. Из истории развития туризма, Сб. научных статей. Вып. Ижевск, 1999, - 148 с..

Создавались государственные постоялые дворы, удаленные друг от друга на расстояние одного дня поездки на лошади. По мере завоевания новых территорий и расширения Римской империи ее обычаи, хозяйственная и организационная структуры распространялись также в новых провинциях и покоренных странах. О том, насколько серьезно рассматривалась в древности надежность заведения, предоставлявшего путешественникам приют, питание и ночлег, свидетельствует факт особой заинтересованности государства. Так, в своде римских законов была предусмотрена ответственность такого заве-дения за вещи гостя. Вот тогда и появилась возможность безопасно провести ночь в постоялом дворе. Даже и сегодня законодательство ряда государств регулирует этот вопрос, основываясь на приведенных положениях Римского гражданского права. Ведь защита гостя во всех странах - это одна из основных целей гостиничного дела.

Никогда купцы, торговцы и другие постояльцы из простого народа не могли быть поселены рядом с государственными служащими и правительственными гонцами. Это обстоятельство повлияло на качественное состояние постоялых дворов. Те, в которых останавливались представители аристократии и государственные чиновники, строились по всем правилам архитектурного искусства и предлагали широкий по тем временам спектр услуг. Впоследствии Марко Поло говорил, что на таких постоялых дворах и "королю остановиться не зазорно"" Поло Марко. Книга Марко Поло. М.: Географгиз, 1956..

Таверны и постоялые дворы, предназначенные для обслуживания граждан низших сословий, предлагали минимальные условия для ночлега и отдыха. Например, очень часто путешествующие спали просто на соломе, а чтобы не замерзнуть в холодное время года, прижимались к теплому боку своей лошади. О каком-то дополнительном комфорте не было и речи. В основу организации гостиничного дела в Римской империи была положена разработанная властями государства определенная классификация гостиниц. Существовало два типа гостиниц: только для патрициев (мансионес), другой -- для плебеев (стабулярии).

Римская гостиница представляла собой определенный комплекс помещений довольно широкого функционального назначения: это не только комнаты для размещения путешествующих, но и складские помещения, конюшни, лавки, мастерские и т. д. Гостиницы, как правило, строились из камня и располагали необходимым перечнем услуг. В зимнее время они обогревались. Некоторые гостиницы обслуживали только официальных лиц по спе-циальным документам, выдаваемым государственными властями. Эта традиция сохранилась до сих пор в форме специальных помещений для особо важных персон в аэропортах, вокзалах и других местах пребывания туристов.

С совершенствованием функционирования почтовой связи во второй половине IV века, когда она длительное время совмещала в себе потребности в транспорте и в пересылке известий, вдоль дорог устраивались заезжие дворы. Назывались они «мансио» и «стацио». Первый из этих терминов означал заезжий двор, в котором были условия для размещения императорской свиты, второй -- пост дорожной полиции.

Позже произошло выравнивание этих постоялых дворов. Между мансио и стацио размещались постоялые дворы меньшего значения, или мутацио (места перемен упряжки лошади), в которых можно было удовлетворить наиболее насущные потребности путешествующих: что-то съесть, пе-реночевать, заменить ездовых или вьючных животных.

Расстояние между двумя мансио зависело от характера местности, однако в среднем оно составляло 40-- 55 км. Между двумя мансио могли находиться один или два меньших заезжих двора, и это уже зависело не только от местности, но и от ее заселенности.

Такие постоялые дворы отличались друг от друга объемом и качеством своего обслуживания, начиная от претория, в котором можно было принять императорскую свиту, и до скромных учреждений. Полностью оборудо-ванный постоялый двор мог предложить практически все то, в чем путешественник нуждался. Здесь можно было поесть, переночевать, сменить ездовых животных (в конюшнях больших заезжих дворов насчитывалось до сорока коней и мулов), повозки, возниц, найти слуг, людей, которые возвращали упряжных животных на предыдущую станцию, ветеринаров, каретников и колесников, исправляющих поврежденные экипажи Котлер Ф., БоуэнДж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм /Пер. с англ. -- М.: ЮНИТИ, 1998..

Постоялые и заезжие дворы и почтовые станции не строили специально для этих целей, они служили не только специально следующим путешественникам, хотя те имели, безусловно, первенство обслуживания. Почту, вопреки тому, что она обслуживала главным образом центральную власть, содержали местные жители. Императоры просто выбирали уже существовавшие постоялые дворы нужного для службы качества и включали их в систему, требуя бесплатного ночлега для каждого обладателя диплома.

Только в отдаленных местностях, как, например, на перевалах или на уединенных дорогах, императорская власть вынуждена была все строить с самого основания. В таких местах принимали на ночлег всех путешественников, частных лиц, так же как и представителей официальных властей, чтобы компенсировать расходы. Повозки, животных, возниц, конюхов -- всех привлекали для службы там из местных окрестностей, если это было возможно. С этого времени уже начали появляться люди, которые работали именно в постоялых дворах. Постоялые дворы, особенно на главных дорогах, строились римлянами со знанием дела и для своего времени были вполне удобными.

Со временем содержание заезжего двора стало обременительным для его управляющего, так как с развитием общества и цивилизации требования к нему постоянно возрастали. Их предъявляли не только те, кто имел право пользоваться заезжим двором по закону, но и те из числа лишенных совести чиновников, кто самовольно конфисковывал лошадей и экипажи либо нагло привозил с собой в заезжие дворы людей, которые не имели права на бесплатное обслуживание. Специальные инспекторы (куриози, курсус, публици) проверяли правомочность пользования дипломов по истечении срока их годности, проезда не по той трассе, по которой должно было следовать предъявившее документ лицо, пользование не тем видом ездовых животных, которыми воспользовались проезжавшие.

Императоры один за другим издавали строгие законы, чтобы прекратить злоупотребления и удержать обслуживание на заезжих дворах на соответствующем уровне.

Существовали предписания, касающиеся количества повозок и животных, которые можно было использовать официальным лицам, определявшие максимально позво-ленный груз, количество возниц, трассы путешествий, вес седел и вьюков, даже размеры и вид кнутов. Одно предписание устанавливало, что «никто не будет вознаграждать ни одного возницы, колесника и ветеринара, находящегося на службе в публичном заведении, потому что они получают питание и одежду, которых им хватает». Иначе говоря -- запрещалось давать «чаевые» этим служащим. Предписания о том, чтобы их не давать, редко выполнялись, и все указывает на то, что эти распоряжения не исполнялись надлежащим образом.

Каждое лицо, пользовавшееся почтой, должно было точно знать, где находились различные постоялые дворы. Доступными путешественникам были итинерарии, в которых перечислялись заезжие дворы вдоль данной дороги и расстояния между ними.

Существовали также условно выполненные картосхемы, из которых можно было узнать не только то, где располагался постоялый двор, но и что на нем могли предложить. До периода Возрождения дошла копия одной такой картосхемы, выполненной в средние века, так называемая Пейтингерова таблица. Она была начерчена на длинном листе пергамента шириной 33 см и длиной 6,7 см. Она крайне неточна в картографическом отношении, но представляет дороги всей Римской империи таким образом, чтобы ее легко можно было прочитать. На нее нанесена информация, подобная той, которую можно найти на современной автомобильной карте: линии, обозначающие дороги, названия городов и крупных селений и других мест, в которых можно остановиться; цифры, указывающие расстояния между ними в римских милях. Интересно отметить, что около многих названий нанесены небольшие цветные рисунки -- символы. Служили они той же цели, что и удивительно похожие на них символы в современных путеводителях. Они должны были указать с первого взгляда, каковы возможности провести ближайшую ночь во время следования данной дорогой Шаповал Г. Д. История туризма. Минск., ИП, "Эноперспектива"-1999, - 216 с.

Названия без сопровождавших их рисунков обозначали наиболее простой заезжий двор, который мог, предста-вить немногим больше чем воду, крышу над головой, еду и свежую перемену ездовых или верховых животных.

Например, путешественник, покидая Рим по Аврелиевой дороге, ведущей на север вдоль побережья Тирренского моря, мог узнать из картосхемы, что первым подходящим местом постоя будет Альсиум, в восемнадцати римских милях от столицы, с минимумом удобств (рисунок при названии отсутствовал), оттуда было десять миль до Пирги с минимумом удобств, потом было шесть миль до Пуника, где также было мало удобств, но оттуда было рукой подать до Акв Аполлинарских с перворазрядной гостиницей (обозначенной четырехугольным зданием), оттуда было четыре мили до Акв Таври с такими же удобствами, как в Аквах Аполлинарских, и т. д.

Правительственные гонцы спешили от станции к станции со средней скоростью пять миль в час, или в течение нормального дня путешествия проделывали пятьдесят римских миль. Так, известия из Рима достигали Брундизия за семь дней, до Византия -- около 25 дней, до Антиохии -- около 40 дней, до Александрии -- около 55 дней. В исключительных случаях, передвигаясь день и ночь, гонцы могли утроить эту скорость. Когда в 69 г. н. э. в Могунти-аке над Рейном (ныне Майнц, Германия) легионы взбунтовались, известие об этом достигло Рима в течение 8-9 дней. Гонец в подобных случаях преодолевал в среднем 150 римских миль в день. Путешественник, которому давали правительственные поручения, рассчитывал на удобства, предоставляемые публичной почтой, и имел мало забот. Он предъявлял диплом в близлежащем постоялом дворе и получал соответствующие средства передвижения, смотрел в свой список станций или картосхему в поисках соответствующих мест постоя на своем пути, там питался, ночевал, менял упряжку и экипаж, пока не прибывал к месту предназначения. Официально Лица, путешествовавшие частным образом, не имели права пользоваться почтой, но поскольку человеческая природа такова, какая она есть, исключения были неизбежными.

Те, кто путешествовал частным образом и не мог легально или нелегально пользоваться правительственной почтой, имел возможность найти ночлег в заезжих дворах и приютах, поскольку во многих провинциях они были единственными, а в некоторых местностях и лучшими по-стоялыми дворами. Более того, если он не путешествовал в экипаже с собственной упряжкой, он мог нанять ее, что было вполне доступно тому, кто собирался путешество-вать не пешком, а с помощью транспортных средств. Если по открытой дороге он достигал почтовой станции сразу после официальной группы, которая реквизировала все, что было в распоряжении этой станции, ему не оставалось ничего другого, как только ожидать. В любом случае он двигался медленнее правительственного гонца.

Уже в III в. до н.э. строители Рима возводили высокие многоквартирные здания - инсулы - чтобы разместить и разраставшееся населения города и гостей. Это были трех-, четырех-, а порой и пятиэтажные строения с деревянным каркасом. В Риме инсулы были заселены как бедняками, так и средним слоем горожан; люди богатые обитали а особняках. В таком многоэтажном доме сдавались внаем отдельные помещения или целые этажи. В римском порту Остии, где особенно остро ощущалась нехватка пространства, в многоэтажных инсулах жили все (сохранились остатки ряда не только благоустроенных, но и украшенных фресками и рельефами инсул). В других городах, где было достаточно пространства для застройки (таких, как Помпеи) инсул не возводили вообще, строили домики с садом или особняки. Сотни городов в Риме имели акведуки - водопроводы, подающие воду в город. Как правило, акведуки являлись монументальными сооружениями на арочных опорах. Самый длинный акведук - 132 км был возведен при императоре Адриане в Карфагене. В это же время появляются дома - лупанарии (публичные дома) Шаповал Г. Д. История туризма. Минск., ИП, "Эноперспектива"-1999, - 216 с..

Некоторые богатые землевладельцы тоже строили постоялые дворы на границах своих владений. Обычно ими управляли рабы, специализирующиеся на ведении домашнего хозяйства. Те постоялые дворы и таверны, которые располагались ближе к городам, чаще посещались богатыми гражданами, и поэтому их содержали вольноотпущенники или ушедшие на покой гладиаторы, решившие вложить свои сбережения в «ресторанный биз-нес». Хозяева постоялых дворов в те времена были лишены многих граждан-ских прав, включая право служить в армии, возбуждать против кого-либо дела в суде, приносить присягу и выступать в качестве опекунов чужих детей. Другими словами, моральные устои всякого человека, занимающегося этим бизнесом, автоматически ставились под сомнение.

Люди всегда нуждались в обмене информацией. Именно поэтому история почты началась задолго до появления письменности и привычных современному человеку писем. В древности для передачи новостей использовался голос. Этот способ сохранялся в некоторых регионах вплоть до Средних веков. Например, в империи инков на протяжении многих столетий существовали гонцы-глашатаи, которые распространяли новости из столицы, передвигаясь по стране с помощью сети разветвленных горных дорог. Позже они стали использовать в котором в качестве носителя информации выступали шнуры и нити.

Клинописные таблички

Первая система письменности в классическом смысле этого слова - клинопись. С ее появлением около 3 тысяч лет до н. э. история почты перешла на принципиально новый уровень. Клинопись распространилась среди народов древней Месопотамии: шумеров, аккадцев, вавилонян, хеттов.

Послания выводились деревянной палочкой на глиняных табличках, пока глина сохраняла свою мягкость. Из-за специфического инструментария возникали характерные клинообразные штришки. Конверты для таких писем также изготавливались из глины. Чтобы прочитать послание, адресат должен был разбить «упаковку».

Древняя история почты долгое время оставалась практически неизвестной. Большой вклад в ее изучение внесло открытие библиотеки последнего великого царя Ассирии Ашшурбанипала, правившего в VII в. до н. э. По его приказу был создан архив из 25 тысяч глиняных табличек. Среди клинописных текстов оказались как государственные документы, так и обычные письма. Библиотека была открыта в XIX веке. Благодаря уникальной находке удалось провести дешифровку непонятной прежде переводчикам клинописи.

Ракушки и рисунки

Индейцы племени гуронов обходились бусами из раковин. Их нанизывали на нитки и так получали целые письма. Каждая пластинка имела определенный цвет. Черный означал смерть, красный - войну, желтый - дань и т. д. Умение читать подобные цветные пояса считалось привилегией и мудростью.

История почты прошла и «иллюстрированный» этап. Прежде чем писать буквы, люди научились рисовать. древних, образцы которой и сегодня обнаруживаются в глухих пещерах, это тоже своеобразная почта, шедшая до современного адресата целые поколения. Язык рисунков и татуировок до сих пор сохранился у изолированных полинезийских племен.

Алфавит и морская почта

Своя уникальная система письма была у древних египтян. Кроме того, у них была развита голубиная почта. Для передачи информации египтяне использовали иероглифы. Гораздо меньше известен тот факт, что именно этот народ создал первый прообраз алфавита. Среди многочисленных иероглифов-рисунков у них появились иероглифы, передававшие звуки (всего их было 24).

В дальнейшем данный принцип шифрования развивали другие народы Древнего Востока. Первым собственно алфавитом считается алфавит, появившийся в городе Угарит на территории современной Сирии приблизительно в XV в. до н. э. Затем схожая система распространилась в других семитских языках.

Свой алфавит был у финикийцев. Этот торговый народ прославился искусными кораблестроителями. Моряками осуществлялась доставка почты в многочисленные колонии в разных частях средиземноморья. На основе финикийского алфавита возник арамейский и греческий алфавиты, от которых берут начало почти все современные системы письменности.

Ангарион

Ангарион - древняя персидская почтовая служба, созданная в империи Ахеменидов в VI в. до н. э. Учредил ее царь Кир II Великий. До этого доставка почты из одного конца государства в другой могла растянуться на месяцы, что категорически не устраивало власти.

Во времена Кира появились ангары (так назывались конные курьеры). Почтовое дело той эпохи дало первые ростки существующей и сегодня. Самая длинная дорога ангариона тянулась из Суз в Сарды, а ее длина составляла 2500 километров. Огромный маршрут был разделен на сотню станций, на которых менялись лошади и курьеры. С помощью этой эффективной системы персидские цари беспрепятственно передавали поручения своим сатрапам в самых далеких провинциях огромной империи.

При преемнике Кира II Дарии I была построена Царская дорога, качество проложения которой оказалось столь высоким, что примером ее организации (и вообще ангариона) в своем государстве воспользовался Александр Македонский, римские императоры и даже Карл I, правивший средневековой Франкской империей в IX веке.

Римская эпоха

Как уже отмечалось выше, римская история почты и писем во многом походила на персидскую. В республике, а позднее в империи параллельно существовала государственная и частная система передачи сообщений. Последняя основывалась на деятельности многочисленных гонцов, которых нанимали (или использовали в качестве рабов) богатые патриции.

На вершине своего могущества Римская империя охватывала колоссальные территории в трех частях света. Благодаря единой сети разветвленных дорог уже в I веке нашей эры можно было с уверенностью отправить письмо из Сирии в Испанию или из Египта в Галлию. Мелкие станции, где менялись лошади, были устроены на расстоянии всего нескольких километров. Пакеты перевозились конными курьерами, для клади использовались телеги.

Наиболее быстрая и эффективная государственная почта была доступна только для официальной корреспонденции. Позже стали выдаваться особые разрешения на пользование этой системой путешествующим чиновникам и христианским священникам. Государственной почтой заведовал приближенный к императору префект претория, а с IV века - магистр оффиций.

Средневековая Европа

После падения Римской империи прежняя почтовая система развалилась. Сообщения стали доставляться с огромными затруднениями. Мешали границы, отсутствие и запустение дорог, преступность и исчезновение единой централизованной власти. Почтовое сообщение стало еще хуже с возникновением феодализма. Крупные землевладельцы часто взимали огромные пошлины за проезд по своей территории, что крайне осложняло деятельность курьеров.

Единственной хоть сколько-нибудь централизованной организацией в Европе в раннем средневековье осталась церковь. Монастыри, архивы, храмы и административные органы нуждались в постоянном обмене информацией на просторах большей части политически раздробленной Европы. За организацию почтового сообщения стали браться целые духовные ордена. Нередко важную корреспонденцию по Старому Свету перевозили странствующие монахи и священники, чья ряса и духовный статус зачастую были лучшими средствами защиты от неприятностей с незнакомцами.

Свои корпорации гонцов возникали при университетах, куда стекались студенты из самых разных краев. Особенно прославились курьеры учебных заведений Неаполя, Болоньи, Тулузы и Парижа. Они поддерживали связь между студентами и их родными.

Больше всего в почте нуждались купцы и ремесленники. Без обмена письменными сообщениями со своими партнерами они не могли наладить торговлю и сбыт продукции. Отдельные корпорации купеческой почты возникали вокруг гильдий и других объединений коммерсантов. Эталон такой системы был создан в Венеции, чьи торговые контакты связывали средневековую республику не только со всей Европой, но и с далекими странами по ту сторону Средиземного моря.

В Италии и Германии, где сформировался институт вольных городов, получила распространение эффективная городская почта. Свои собственные опытные гонцы были у Майнца, Кельна, Нордгаузена, Бреславля, Аугсбурга и т. д. Они доставляли как письма администрации, так и посылки обычных жителей, плативших за услугу по определенному тарифу.

Ямщики и тройки

Благодаря «Сказке о царе Салтане» Александра Пушкина все в детстве слышали фразу: «Едет с грамотой гонец». Отечественная почта возникла в период Киевской Руси. Необходимость в системе обмена корреспонденцией всегда была актуальна для нашей страны в силу ее огромных территорий. Колоссальные для западных европейцев расстояния отражались и на нормах, характерных для русских гонцов и невероятных для иностранцев.

Во времена Ивана Грозного царские курьеры обязаны были проходить в день по сто километров, что с трудом поддавалось объяснению заграничным наблюдателям. В XIII - XVIII вв. почтовые станции в России назывались ямами. На них содержались лошади и работали постоялые дворы.

Существовала и так называемая ямская повинность. Она распространялась на тягловое население провинций. Крестьяне, отбывавшие повинность, должны были организовывать перевозки государственных чиновников, грузов и дипломатов. Эта традиция была распространена татаро-монголами во время их ига над восточнославянскими княжествами. В XVI веке в Русском государстве появился Ямской приказ. Этот аналог министерства занимался не только почтовыми, но и налоговыми делами. Короткая фраза: «Едет с грамотой гонец» едва ли может передать сложность курьерского дела в средневековой России.

Около двухсот лет назад появились знаменитые разноаллюрные упряжки тройки лошадей. Они снаряжались специально для путешествий на дальние расстояния. Расположенные по бокам скакали галопом, а центральный коренник двигался рысью. Благодаря такой конфигурации достигалась предельная для своего времени скорость в 45-50 километров в час.

От дилижансов до железных дорог и пароходов

Централизованные системы королевских почт появились в Англии, Швеции, Франции и других развитых странах в XVI-XVII вв. Одновременно с тем росла необходимость в устройстве международной связи.

На рубеже Средневековья и Нового времени в Англии распространились дилижансы. Эта почтовая карета постепенно вытеснила простых конных курьеров. В конце концов она завоевала мир и появилась во всех частях света от Австралии до Америки. О прибытии почтового экипажа в городе или селе сообщали с помощью специального рожка.

Очередной перелом в развитии систем связи произошел в начале XIX века с появлением пароходства и железных дорог. Новый вид водного транспорта хорошо зарекомендовал себя в организации британо-индийской почты. Специально для облегчения путешествия на восток англичане спонсировали строительство в Египте, благодаря которому корабли могли не огибать Африку.

Почтовые ящики

Существует несколько версий о том, где появился первый почтовый ящик. По одной из них таковыми можно считать тамбуры, установленные во Флоренции в начале XVI столетия. Их размещали рядом с церквями - главными общественными местами города. Деревянный ящик со щелью вверху был предназначен для передачи анонимных доносов, в которых сообщалось о государственных преступлениях.

В том же XVI веке подобные новинки появились у моряков. В каждой британской и голландской колонии был свой почтовый ящик. С помощью подобной технологии мореплаватели передавали корреспонденцию на другие корабли.

Французским изобретателем почтового ящика считается Ренуар де Вилайе. Именно он разрешил проблему переписки между парижанами. В середине XVII века во французской столице было четыре почтамта, однако и они не могли справиться с гигантским потоком корреспонденции обычных граждан. Ренуар де Вилайе являлся членом правительства и Национальной академии наук. Подключив собственную смекалку и административные ресурсы (разрешение короля Людовика XIV), он в 1653 году инициировал установку почтовых ящиков по всему Парижу, что заметно облегчило работу почтовой службы. Новинка быстро прижилась в столице и распространилась в других городах страны.

История почты России сложилась так, что отечественные почтовые ящики появились только в 1848 году. Первые такие диковинки установили в Москве и Санкт-Петербурге. Поначалу конструкции были деревянными, затем их сменили на металлические. Для срочных отправлений использовались почтовые ящики, выкрашенные в яркий оранжевый цвет.

Марки

Сложившаяся в Новое время международная почтовая система имела множество недостатков. Ключевой из них заключался в том, что сборы за пересылку отправлений оставались затруднительными несмотря ни на какие логистические и технические новшества. Впервые данная проблема была решена в Великобритании. В 1840 году там появилась самая ранняя из ныне известных марок - «черный пенни». Ее выпуск был связан с введением тарифов на пересылку писем.

Инициатором создания марки стал политик Роуленд Хилл. На рисунке марки был выгравирован профиль молодой королевы Виктории. Нововведение прижилось и с тех пор каждый почтовый конверт письма оснащался специальным ярлыком. Наклейки появились и в других странах. Реформа привела к значительному увеличению количества почтовых пересылок в Великобритании более чем в два раза всего лишь за первый год после эпохального преобразования.

В России марки появились в 1857 году. Первый знак почтовой оплаты оценивался в 10 копеек. На марке был изображен двуглавый орел. Для тиража выбрали именно этот геральдический символ, так как он являлся эмблемой Почтового департамента империи. Это ведомство старалось не отставать от западных тенденций. Почта СССР также уделяла много внимания знаки оплаты пересылки появились в 1923 году.

Открытки

Знакомые всем почтовые открытки возникли сравнительно недавно. Первая карточка подобного рода появилась в 1869 году в Австро-Венгрии. Вскоре такой формат завоевал общеевропейскую популярность. Случилось это во время Франко-прусской войны 1870-1871 гг., когда французские солдаты стали массово посылать свои родным иллюстрированные почтовые карточки.

Фронтовая мода была моментально перехвачена коммерсантами. Уже через несколько месяцев почтовые открытки стали массово выпускаться в Англии, Дании, Бельгии и Нидерландах. Первая российская открытка увидела свет в 1872 году. Еще через шесть лет на специальном конгрессе в Париже был принят международный стандарт размеров карточек (9 сантиметров длины, 14 сантиметров ширины). Позже его несколько раз меняли. Со временем появились подвиды открыток: поздравительные, видовые, репродукции, художественные, рекламные, политические и т. д.

Новые веяния

В 1820 году в Великобритании изобрели конверт. Спустя еще 30 лет появились штемпельные бандероли. В середине XIX столетия письмо могло совершить кругосветное путешествие за 80-85 дней. Отправления ускорились, когда в России была открыта Транссибирская магистраль.

XIX век ознаменовался последовательным появлением телеграфа, телефона и радио. Возникновение новых технологий не умалило значение, которое представляло для тогдашних людей почта. Телеграф и вовсе оказал неоценимое содействие ее развитию (во всех странах постепенно объединяли ведомства, отвечавшие за эти два вида связи).

В 1874 году был создан Всемирный почтовый союз и созван Всемирный почтовый конгресс. Целью мероприятия стало подписание международного соглашения, которое могло бы унифицировать разрозненные системы передачи корреспонденции разных стран мира. На конгрессе присутствовали представители 22 государств. Ими был подписан Всеобщий единый почтовый договор, вскоре переименованный во Всемирную почтовую конвенцию. Документ обобщил международные правила обмена отправлениями. С тех пор история почты России продолжалась в русле всемирной эволюции почтовой связи.

В конце XIX столетия началось развитие аэронавтики. Покорение человеком воздуха привело к исчезновению каких-либо физических барьеров для отправлений по всему миру. Как уже упоминалось выше, еще древним цивилизациям была известна своя аэропочта - голубиная почта. Птицы использовались людьми для коммуникации даже в самом зените прогресса. Особенно незаменимыми голуби становились во время кровопролитных конфликтов. Пернатая почта исправно использовалась на фронтах Первой и Второй мировой войны.

Электронная почта

У современной эпохи есть множество определений. Называют ее и информационной. И это во многом справедливо. Сегодня именно информация является главным ресурсом, двигающим прогресс. Связанная с ней революция произошла благодаря появлению интернета и современных средств коммуникации.

В наши дни знакомая многим поколениям людей бумажная почта понемногу уступает свое место электронной. На смену железному ящику для конвертов пришел e-mail, а социальные сети и вовсе стерли представления о расстоянии. Если еще двадцать лет назад интернет воспринимался как чудаческая забава, то теперь без него сложно представить жизнь современного человека. Доступный же каждому человеку электронный e-mail воплотил в себе многовековую эволюцию почты со всеми ее различными рывками и прыжками.

22.12.2015

История курьерской доставки почты начинается с античных времен. Тогда человека, занимающегося доставкой, называли гонцом, нарочным, посыльным. Он доставлял важную почту и для быстрой доставки использовал лошадей. А до этого курьеры и вовсе передвигались пешком. Их работа была связана с многочисленными трудностями и риском. За время своей службы курьер успевал побывать даже в чужих краях.

Курьерская служба на Руси

Курьерская служба как организованная государственная появилась в десятом веке. Княжеским гонцам в разных городах и селах предоставляли лошадей с повозками. Именно поэтому курьерская служба называлась «повоз». Документы, доставляемые посыльным, выглядели как конверт или свернутый свиток, скрепленный сургучом с печатью князя. С тринадцатого века для пересылки сообщений использовалась ямская гоньба. Она просуществовала до середины девятнадцатого века. Для организации работы ямской гоньбы была создана государственная служба Ямской Приказ. С этого времени наблюдается активное развитие почтовой системы. Очень быстро были налажены маршруты в соседние государства, а позже - и в другие города, значимые для экономических и политических отношений.

Клеймо преступника: от Древнего Рима до наших дней

Возможно, что преступники наших дней ire преступили бы закон, если бы оказались в Древнем Риме или Древней Греции. Ведь там преступников клеймили – выжигали буквы на плече, а в Древнем Египте – особым способом выбивали передний зуб.

Средние века ожесточили судей и тюремщиков. Преступникам наносятся самые настоящие увечья в зависимости от тяжести проступка. В средневековой Европе вор остается без ушей, разбойник – без носа, клятвопреступнику отрубают палец или руку, обманщику – надрезают уши… Если преступник попался второй раз, его ждет казнь.

В романе французского писателя А. Дюма «Три мушкетера» есть персонаж, доставивший много неприятностей друзьяммушкетерам. Это леди Винтер – миледи. Дюма описывает, как был поражен граф де ла Фер, увидев на ее плече клеймо в форме лилии. Лилия эта – не выдумка Дюма, а исторический факт. Во Франции именно так клеймили воров, а лилия означала герб главы государства. В Англии на руке вора каленым железом выжигали «позорное пятно».

В 1789 году французское законодательство ненадолго отменяет жестокие наказания, но Наполеон в 1799 году опять вводит их в практику. Теперь вора метят буквой «V», вор-рецидивист носит клеймо «VV», «TF» означает – принудительные работы. «G» или «GAL» означает, что обладатель этого клейма – узник галер. Что такое галера?

Галера – древнее судно, низкое и длинное по форме, на котором плавали и древние римляне, и войска французского короля Людовика XIV. Причем римляне использовали для гребли рабов, а Людовик XIV – всех людей другой веры, всех некатоликов. После XVIII века часть галер использовалась в качестве плавучих тюрем. Туда–то и отправляли преступника, помеченного клеймом «GAL».

Французские законы того времени не щадили и мелких мошенников, они также носили на своем теле особое клеймо. А в Австрии вплоть до конца XVIII века преступникам выжигали различные буквы на спине. По этим буквам можно было определить, где было совершено преступление и какое именно.

Только в 1832 году во Франции навсегда отменили варварский способ метить нарушителей закона. Дольше всего клеймили преступников в Китае – до 1905 года. А в Таиланде даже в 1940 году подобным образом наказывали виновных, правда каленое железо заменила татуировка.

Из книги 100 Великих мифов и легенд автора Муравьева Татьяна

МИФЫ ДРЕВНЕГО РИМА

Из книги Еврейская диетология, или Расшифрованный кашрут автора Люкимсон Петр Ефимович

От святых апостолов до наших дней Как следует из текста всех Евангелий, при жизни (или, следуя христианской терминологии, при пребывании в своем физическом теле) Иисус Христос был глубоко верующим евреем, истово исполняющим все предписания Пятикнижия и считающим, что так

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

От Ромула до наших дней Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831) А. С. Пушкина (1799-1837) (гл. 1, строфа 6).Ромул был, согласно римской мифологии, основателем Рима.См. также В хронологической

Из книги Италия. Калабрия автора Кунявский Л. М.

Из книги Италия. Сардиния автора Кунявский Л. М.

Что пришло к нам из Древнего Рима Мы живем, используя достижения и открытия предыдущих поколений, но редко вспоминаем, откуда что пошло. Вот несколько примеров наследия древних римлян.ФонтаныВ древнеримских фонтанах (лат. fontе – источник) вода не била струями вверх, а

Из книги Италия. Умбрия автора Кунявский Л. М.

Что пришло к нам из Древнего Рима Мы живем, используя достижения и открытия предыдущих поколений, но редко вспоминаем, откуда что пошло. Вот несколько примеров наследия древних римлян.ФонтаныВ древнеримских фонтанах (лат. fontе – источник) вода не била струями вверх, а

Из книги Энциклопедия самых загадочных мест планеты автора Востокова Евгения

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Тысяча слов об истории Древнего Рима середине VIII века до н. э. (а может быть, немного раньше или позже; традиционная дата основания Рима - 21 апреля 753 года до н. э.) несколько племен центральной Италии облюбовали клочок земли на пересечении речных и сухопутных дорог и

Из книги Путеводитель по журналу "Радио" 1981-2009 гг автора Терещенко Дмитрий

Техника Наших Дней Глобальная радиоинтерферометрическая сетьМатвеенко Л.1996, № 12, с. 8. XXI век - век глобализации и персонализации связиБулгак В.1997, № 5, с. 5. Радионаблюдения с ИСЗ за предвестниками землетрясенийЛаркина В.1999, № 1, с. 55. Геотроника: электроника в геодезии.

Из книги 200 знаменитых отравлений автора Анцышкин Игорь

ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ «Аптекарь: Всыпь этот порошок в любую Жидкость и выпей все. Имей ты больше Сил, чем двадцать человек – умрешь Мгновенно». В. Шекспир. «Ромео и Джульетта». ОСНОВАНИЕ ПОЛЬШИ И ЧАША ЯДА Легендарный польский король VIII века Лешек завещал после

Из книги Домашний музей автора Парч Сусанна

ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ Балезин С. У великих африканских озер. – М.: Наука, 1989. -208 с.Богданов А. Смирение по Иоакиму // Наука и религия. -1995. – № 7.Большая Советская Энциклопедия: Т. 40. – М.: Госнаучиздат, 1955. – 760 с.Борисов Ю. Дипломатия Людовика XIV. – М.: Междунар.

Из книги Я познаю мир. Криминалистика автора Малашкина М. М.

Из книги Универсальный энциклопедический справочник автора Исаева Е. Л.

Милиционеры на улицах древнего рима Первые полицейские появились в странах Древнего Востока. В Египте они не только следили за рабами и охраняли гробницы фараонов, но и поддерживали порядок на улицах и рынках. Египетская полиция преследовала и наказывала



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows