Человеческая история насчитывает уже несколько тысячелетий. Путь от древнего человека с его примитивными орудиями труда до современной эры высоких технологий и величайших за всю историю открытий был тернист и труден.
Сегодня мы уже не представляем, как можно обойтись без столь привычных вещей как смартфон, планшет, навигатор или . Жизнь без выхода в интернет многим вообще кажется чем-то из ряда вон выходящим и недоступным пониманию. Давайте разберемся, в чем заключается влияние технологий на общественное развитие и всегда ли оно положительно.
Влияние информационных технологий на человека
Недооценить это влияние невозможно. Под информационными технологиями сегодня, в первую очередь, понимается все, что связано с хранением, управлением и передачей информации в цифровом формате. Прелесть развития технологий в этом направлении может оценить каждый: раньше, для того, чтобы найти информацию о чем-либо, необходимо было прочесть огромное количество книг. При этом, некоторые из них были доступны только в читальных залах крупнейших библиотек. Теперь же достаточно открыть поисковую систему и просто сформулировать вопрос.
Если сравнить уровень знаний нашего современника и, например, людей, которые жили в начале прошлого столетия, разница получается глобальная. Кроме того, возможность накапливать информацию в огромных количествах и быстро ее передавать на любые расстояния способствует ускорению всех процессов в науке, торговле, медицине, культуре и прочих отраслях человеческой деятельности. В этом заключается влияние информационных технологий на общество и его .
Не менее важно и влияние современных технологий в целом на человека. Благодаря их развитию на современном этапе возможно лечить многие заболевания, которые раньше не давали пациенту надежду на полноценную жизнь. Сегодня информация о проведении операций с использованием нанотехнологий порой просто фантастична.
Благодаря развитию технологии человечество смогло заглянуть вглубь океанов, начало исследование космоса, открывает тайны ДНК и пр.
Влияние технологий на человека усиливается с каждым годом. Они настолько прочно вошли в нашу повседневную жизнь, что мы уже не в состоянии обойтись без тех благ, которые они дают.
Страшно представить, что будет с нами, если однажды по какой-то причине мы лишимся технологий.
УДК 613.6:004
Современные информационные технологии прочно вошли в жизнь человека, однако, наряду с массой преимуществ, которые они с собой принесли, существует и негативная сторона их использования, связанная с их отрицательным влиянием на организм человека. Повсеместное распространение компьютерной техники в Украине, бурный рост числа домашних пользователей, реализация государственной программы по информатизации и компьютеризации школ делают вопросы безопасности работы с компьютером актуальными в настоящее время.
Вопрос влияния компьютера на здоровье пользователя в настоящее время изучен не до конца. Принимая во внимание то, что компьютеры широко используются при диагностике заболеваний, а эффективное их использование, прежде всего людьми с ограниченными физическими возможностями, способствует решению таких проблем как преодоление социальной изоляции, ограниченности возможности общения, организации общения и досуга, поиск возможного заработка , остановимся подробно на отрицательном влиянии компьютерной техники на здоровье пользователей.
Основными факторами, повреждающими здоровье при работе с компьютером, являются : гиподинамия; напряженное положение различных частей тела; однообразные движения; электромагнитное излучение от монитора и системного блока; пары при печати.
Большинство исследователей отмечают вред от постоянного нахождения пользователя ПК в одной позе и обращают внимание на возможность появления заболеваний позвоночника и остеохондроза. Если возможность искривления позвоночника более велика в раннем возрасте, то остеохондроз опасен для людей всех возрастов и последствия остеохондроза более опасны, чем последствия различных видов искривления позвоночника.
Для снижения вреда от постоянного нахождения в одной позе рекомендуется применять следующий комплекс упражнений, разработанный специально для людей малоподвижного однообразного труда :
Упр. 1. И.п. – о.с. 1-3 – медленно руки вперед. 2-3 – руки в стороны, повернуть ладони кверху, слегка прогнуться, встать на носки, руки вверх в стороны. Выполнить полное дыхание, снизу вверх. Потянуться вверх за руками. 4 – расслабляя мышцы рук и плечевого пояса, «уронить» руки – полный выдох (-). Повторить 4 раза.
Упр. 2. И.п. – о.с. 1 – шаг левой в сторону, руки за голову (+). 2 – руки в стороны, наклон вправо (+). 3-4. – и.п. (-). То же в другую сторону. Повторить 6-8 раз.
Упр. 3. И.п. – о.с. 1 – левую в сторону на носок, руки к плечам. 2 – поворот туловища налево с наклоном назад, руки в стороны. 3 – поворот туловища в и.п., руки к плечам. 4 – и.п. То же в другую сторону. Повторить 6-8 раз.
Упр 4. И.п. – о.с. 1- руки за голову (+). 2-3 два пружинящих приседания, руки вверх (-). 4. – и.п. (+). Повторить 8-10 раз.
Упр. 5. И.п. – о.с. 1-2 – полуприседая на правой ноге, левую вперед на носок, руки в стороны. 2-3 – для пружинящих наклона вперед к левой ноге, касаясь правой рукой левой ступни (-). 4 – и.п. То же с другой ноги. Повторить 8-10 раз.
Упр 6. И.п. – стойка ноги врозь. 1 – наклон вперед прогнувшись, руки вперед. 2 – почувствовать тяжесть руки и «уронить» левую руку. 3 – то же правую с одновременным расслаблением мышц туловища (увеличить наклон) (-). 4. – и.п. (+). Повторить 6-8 раз.
Упр. 7. И.п. – о.с. 1 – левую ногу вперед на носок, левую руку в сторону, правую вперед. 2 – приставить левую ногу, руки вверх (+). 3. – правую ногу вперед на носок, правую руку в сторону, левую вперед (-). 4.- и.п. (+). Повторить 12-14 раз, постоянно ускоряя темп.
Также для отдыха мышц спины и улучшения осанки можно использовать следующий комплекс упражнений :
Упр. 1. И.п. – о.с. 1-2 – правую ногу назад на носок, руки на пояс, небольшой наклон назад. 3-4 – вернуться в и.п. То же с другой ноги. Повторить 4-6 раз.
Упр. 2. И.п. – ноги на ширине плеч. 1 – руки за голову. 2-3 – два пружинящих наклона вперед, прогнувшись, локти развернуты. 4 – вернуться в и.п. Повторить 6-8 раз.
Упр. 3. И.п. – о.с. 1 – пружинящий полуприсед, руки в стороны. 2- пружинящий полуприсед, руки скрестно за спиной. 3 – руки в стороны, посмотреть вверх. 4 – вернуться в и.п. Повторить 6-8 раз.
Наиболее серьезные заболевания у людей, долго сидящих за компьютером, связаны с костно-мышечной системой. Частым заболеванием кистей рук является карпальный тоннельный синдром (синдром запястного канала) , который является профессиональным заболеванием специалистов в области информационных технологий. Он проявляется в том, что когда кисть долго неподвижна и напряжена, кровообращение в ней застаивается, что вызывает недостаточное снабжение тканей кислородом. Как следствие, ладонная поверхность отекает, а карпальный канал, внутри которого проходят сухожилия и серединный нерв, сужается и сжимает нерв. Причиной защемления нерва является постоянная статическая нагрузка на одни и те же мышцы, которая может быть вызвана большим количество однообразных движений (при работе с мышкой), или неудобным положением рук, во время работы с клавиатурой, при котором запястье находится в постоянном напряжении. Все это может привести к постоянному ощущению боли или дискомфорта в руках, ослаблению и онемению рук, особенно ладоней. Распространенным является воспаление тканей сустава большого пальца – тендовагинит Де Кервена. На сегодняшний день не существует эффективных технических, эргономических или медицинских мер позволяющих избежать описанных заболеваний. В то же время, для снижения негативных последствий работы с клавиатурой можно использовать один из предложенных комплексов упражнений:
1 вариант. Упражнение для рук, преимущественно для пальцев и кистей :
1. И.п.: основная стойка, пальцы сжаты в кулак.
Выполнение: энергичный взмах правой рукой вверх, левую руку назад вниз, затем левой вверх, правой назад вниз и т.д. При смене положения рук сжимать с разжимать пальцы.
2. И.п.: руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки.
Выполнение: поднять руки вперед, пальцы развести пошире; руки к плечам, пальцы сжать в кулаки; руки в стороны, пальцы развести, руки к плечам, пальцы сжать в кулаки; руки вверх, пальцы развести, принять и.п.
3. И.п.: основная стойка, пальцы сжаты в кулаки.
Выполнение: большие круги обеими руками одновременно вперед – вверх – назад, затем назад – вверх – вниз.
4. И.п.: основная стойка, руки согнуты в локтях.
5. И.п.: основная стойка, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки.
Выполнение: разогнуть руки вперед, пальцы развести пошире, руки в стороны, добавочный рывок назад, свести руки перед грудью, пальцы сжать в кулаки.
6. И.п.: основная стойка, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки.
Выполнение: правую руку в сторону, левую вперед, пальцы развести, принять и.п.: то же, но левую руку в сторону, правую вперед.
Вариант 2. Физкультурная минутка для снятия утомления с мышц кисти :
Упр. 1. И.п. – сидя, руки согнуть перед грудью, кисти плотно соединить. 1-2 – повернуть кисти пальцев к груди, не допускать разъединения ладоней. 3-4 – повернуть кисти пальцами вперед. Повторить 4-6 раз. Затем опустить руки вниз и потрясти расслабленными кистями.
Упр. 2. И.п. – сидя, руки согнуть предплечьями вверх. 1-4 – поочередные щелчки пальцами, начиная с указательного пальца (каждый раз перед щелчком большой палец сверху). То же в обратном порядке. Повторить 2-3 раза. Затем руки вниз и потрясти кистями.
Упр. 3. И.п. – сидя, левое расслабленное предплечье положить на бедро или стоящий впереди стол. Самомассаж кисти. Начинать с легкого поглаживания в направлении локтя. Затем растирание и разминание в том же направлении. Между приемами выполнять поглаживания. Самомассаж закончить поглаживанием. 15-20 с. В процессе самомассажа кисти надо несколько раз переходить на самомассаж предплечья, направляя движения к плечу.
Практически все исследователи согласны во мнении, что мониторы наносят существенный вред зрению. За время 8-часового рабочего дня пользователь бросает до 30000 взглядов на экран. Глаз, работающий с перегрузкой, не может в достаточной степени адаптироваться к таким условиям. Нерезкое изображение и мерцание на экране повышают угрозу зрению, существует угроза заболевания Сикка: высыхание и помутнение роговицы. Многие пользователи отмечают зрительное утомление при работе с мониторами, получившее название «компьютерный зрительный синдром» (CVS - Computer Vision Syndrom ). Человек привык видеть любое изображение в отраженном свете. Свет идет от источника, падает на предмет, отражается от него и только затем попадает на сетчатку глаза. Благодаря тому, что у каждого предмета своя отражающая способность (глянцевая поверхность, матовая поверхность, шероховатость, рубчатая поверхность и т.д.) глаз видит все предметы по-разному. Если человек смотрит на источник света (солнце, нить накала лампы), это доставляет ему неприятные ощущения в виде цветных пятен, бликов и искр. Монитор же является источником света, к тому же большинство предметов на которые мы смотрим статичны, а изображение монитора постоянно мерцает, что дополнительно раздражает глаза. В природе нет объектов, аналогичных монитору, и человеческий глаз совершенно не адаптирован для такой модели восприятия, она для него неестественна. Как следствие – головные боли, жжение и резь в глазах, покраснение век, кажущееся изменение окраски объектов .
При работе с операционной системой и текстовыми редакторами следует помнить о том что цветной шрифт увеличивает нагрузку на зрение, поскольку составляющие цветов имеют различные длины волн и видны на разном расстоянии, поэтому не рекомендуется пользоваться шрифтами размером менее 7 пунктов, а частота регенерации (обновления) экрана монитора должна быть не ниже 70 Гц (рекомендуется 85 Гц). При цветном экране количество цветов должно быть не менее 256, оптимальным считается режим True Color . При работе с текстом предпочтительно использовать белый цвет в качестве фона и черные символы .
Также следует помнить о времени работы с компьютером, что особенно актуально при организации занятий в средних общеобразовательных заведениях. ДСанПін 5.5.5.6.009-98 определено такое безопасное время работы за компьютером :
Для учащихся 1-х классов – 10-12 мин; для учащихся 2-5 классов – до 15 мин., 6- 7 классов – 15-20 мин., 8-9 классов – 20-25 мин, 10-11 классов – 25-30 мин.
Упр. 1. 1 – Смотреть вдаль 2-3 с. 2 – перевести взгляд на кончик пальца, поставленного перед глазами на расстоянии 25-30 см, и смотреть на него 3-5 с. Повторить 10-12 раз.
Упр. 2. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть на 3-5 с. Повторить 6-8 раз.
Упр. 3. Закрыть глаза и выполнить круговые движения глазными яблоками вправо и влево. 15-20 с.
Упр. 4. Быстрые моргания в течение 15-20 с.
Упр. 5. Закрыть глаза, подушечками трех пальцев каждой руки легко надавливать на верхнее веко. 2-3 с. Затем снять пальцы с века и посидеть с закрытыми глазами 2-3 с. Повторить 3-4 раза.
Компьютер является мощным источником электромагнитного излучения, влияние которого на организм человека изучено не до конца, но проводимые исследования позволяют говорить, что электромагнитное излучение может вызвать расстройство нервной системы, снижение иммунитета, расстройство сердечно-сосудистой системы, аномалии в процессе беременности, нарушение менструального цикла и потенции, стрессовые состояния .
Зелинский С.Э. отмечает, что крайне вредно ставить монитор вплотную к стене, так как отраженные от стен электромагнитные волны сильнее действует на организм человека. Также автор отмечает, что электростатический потенциал вне монитора появляется вследствие высокого напряжения в ЭЛТ (электронно-лучевой трубки монитора). В зависимости от материала одежду и влажности окружающего воздуха (более 40%) тело человека может зарядиться до напряжения в несколько сотен вольт. При длительной работе с компьютером под воздействием заряженных частиц может появиться сыпь (аллергическое раздражение) на теле и лице.
Однако, электромагнитные излучения не всегда зависят только от компьютеров, они могут в десятки раз возрастать из-за того, что под окном компьютерного класса проходит мощный кабель, из-за отсутствия системы заземления (в данном случае защитный экран не уменьшает, а увеличивает излучение) .
Ко многим вредным факторам можно отнести и отравляющие вещества, выделяемые компьютером и периферийным оборудованием. Новый корпус компьютера и монитора издает своеобразный слабый запах, но еще большую опасность представляют газы, не имеющие запаха, - диоксины и фуран. Они относятся к противопожарным добавкам, которые применяют при производстве корпусов мониторов и плат. В лазерных принтерах в результате действия электрических разрядов возникает озон. Этот газ раздражает слизистую оболочку носа, глаз и горла. Опыты над животными выявили устойчивую зависимость между озоном и раковым заболеваниями, определив его в группу канцерогенных веществ. Помимо выделения вредных веществ, компьютер создает вокруг себя электростатическое поле, которое притягивает пыль, которая оседая в легких человека. В то же время, работающий компьютер деонизирует окружающую среду и уменьшает влажность воздуха. Каждый из этих факторов пагубно влияет как на легкие, так и на организм в целом .
Кроме перечисленных факторов существуют также факторы, влияющие на психику человека, что связано с постоянным раздражением, которое может возникать в результате сбоев работы компьютера. Также существует проблема Интернет-зависимости, зависимости от игр, стирание грани между реальностью и виртуальной реальностью .
В то же время, не смотря на негативное влияние ПК на здоровье пользователя, компьютер остается надежным другом человека, а соблюдение всех правил работы с ним, выполнение предложенных вариантов упражнений помогут значительно минимизировать вредное влияние компьютера.
Литература
1. Логинов А.В. Использование информационных технологий для людей с ограниченными физическими возможностями. //Наука. Здоров"я. Реабілітація /Матеріали ІІ Міжнар. наук.-метод. конф. – Вип. ІІ. – Луганськ: Знання, 2004. – С. 259-264. 2. Зелинский С.Э. ПК: устройства, периферия, комплектующие. – Харьков: Фолио, 2005. – 511 с. 3.Красножен. Д. Как оградить себя от компьютера. /http://www.osp.ru/fullpc/10/32.htm. 4. Какой вред компьютер наносит детскому здоровью /http:/www.sks-tv.ru/m-stat2.html. 5. Здоровье и компьютер /http://kendth.narod.ru/ 6. Руководство по эргономике работы за компьютером. /http://www.bolshe.ru/unit/24/books/8567/s/1 7.Гусейнова М. Игра – это наша жизнь или психиатрический диагноз. /http://www.nakanune.ru/articles/internet_igrovye_avtomaty_kazino. 8.Герасевич В. Безопасная и комфортная работа за компьютером /http://bmn.medstalker.com. 9. Материалы ErgAerobics, Inc., /http://www.ergaerobics.com/ 10. Литвак, И., "Эргономика - заботливая наука" /http://www.osp.ru/school/1999/5/13.htm. 11. Волошин, В. "Эргономика должна быть эргономной" /http://vesti.ru/health/ 12.Мусаелов Н.А., Нифонтова Л.Н. Производственная физическая культура в трудовом коллективе. – М.: Профиздат, 1985. – 152 с. 13.Васильев В.Н. Утомление и восстановление сил. – М.: Знание, 1984. – 64 с. 14. Христинин В.И. Физкультура для работников умственного труда. – М.: Медицина. – 48 с. 15. Методичні рекомендації щодо облаштування і використання кабінету інформатики та інформаційно-комунікаційних технологій загальноосвітніх навчальних закладів. //Інформатика. № 38-39. 2004. – С. 16-44. 16. Адоладов К. Не сжигайте свои глаза! //Компьютер в школе. № 4/2000. – С. 20-23.
Цели, которые общество ставит перед технологиями; задачи, которые призваны решать технологии
Свойства особенности технологий. Влияние технологий на общество, на окружающую среду
выгоды, получаемые от применения технологий
потребление ресурсов в технологических целях
вред, наносимый технологическими процессами
угрозы, которые несут в себе технологии
Оправданность применения технологий
Плодотворность применения технологий
Среда обитания человека как предмет воздействия технологий
Способы преодоления противоречий между последствиями применения технологий
Совокупность правил поведения, образ мышления, образ жизни, как технология
Значение технологий в современном обществе, место технологий в общественном устройстве
Современный человек помешан на технологиях.
Нас окружают компьютеры, сотовые телефоны, автомобили, навигаторы и горы других высокотехнологичных вещей.
Мы привыкли полагаться на технологии:
мы звоним по сотовой связи, чтобы решить важный для нас вопрос;
мы живем в интернете;
мы мчимся на встречу с деловым партнёром на мощном скоростном автомобиле или разговариваем с друзьями и знакомыми по скайпу и так далее, так далее, так далее.
Цели, которые общество ставит перед технологиями
Непосредственной или конечной целью технологий является удовлетворение потребностей людей. Технологии воздействуют на образ жизни людей.
Влияние технологий на общество, на окружающую среду
Широкое использование технологий приносит свои плоды:
наша жизнь становится насыщеннее;
на нас обрушивается неимоверное количество сведений, впечатлений;
мы быстро перемещается на значительные расстояния;
нас окружает множество полезных и удобных вещей.
Ослепительный блеск технологического рая может на какое-то время скрыть от глаз чрезвычайно приземлённое основание, на котором зиждется всё это изобилие.
Человек редко задумывается о том, что пользуясь плодами технологий он, по сути, потребляет ресурсы. Для создания разнообразных устройств, товаров, услуг, а также новых технологий требуются природные богатства.
Технологические процессы, приносящие человечеству всё новые и новые блага и удобства, как правило, являются прямыми (или косвенными?) источниками загрязнения окружающей среды.
Удовлетворяя одни потребности, человек с успехом создаёт другие, попутно собирая ворох проблем, порождаемых производственной деятельностью. Для решения новых проблем, которые горделиво именуются вызовами, лучшие умы человечества создают новые технологии.
Наверное, одной из самых главных угроз в этих обстоятельствах является укоренившееся представление сынов и дочерей человеческих, что технология является волшебным средством решения всех проблем, с которым сталкивается общество в своём развитии.
Оправданность применения технологий
Насколько оправдано безоглядное упование на технологии?
Наиболее ценными ресурсами для жизни человека являются чистая вода и чистый воздух. Эти ресурсы также наиболее востребованы различного рода технологиями.
Мы меняем воздух и воду на вещи, которые через некоторое время просто выбрасываем за ненадобностью. Можно ли назвать этот обмен разумным?
Всё что делает человек, приносит определённые плоды. Так или иначе, деятельность человека сказывается на нём самом.
Мы разъезжаем на автомобилях, и мы же дышим выхлопными газами.
Мы наводим чистоту в наших городах и превращаем реки в потоки нечистот.
Мы строим удобные жилища для себя, и мы же убиваем всё живое вокруг, задыхаясь в душных пыльных каменных джунглях и всё чаще наблюдая вместо солнца и неба фонари и облезлые стены.
Мы придумываем всё новые и новые технологии. Новые технологии, как правило, требуют больше ресурсов. Существует явное противоречие между выгодами от применения (новых) технологий и их ресурсозатратностью, загрязнением окружающей среды.
Плодотворность применения технологий
Используются ли технологии «на все сто»? Может быть, часто вместо полнокровного использования уже созданных технологий, человек стремится создать новую технологию для решения насущных или, быть может, кажущихся таковыми, задач.
Насколько хорошо налажено взаимное дополнение, взаимодействие между технологиями? Насколько интегрированы технологии в общественную, частную жизнь людей? Является ли действительно необходимым применение уже созданных и вновь создаваемых технологий?
Среда обитания человека как предмет воздействия технологий
Конечной целью технологий является изменение среды обитания и образа жизни человека.
Быть может разумно направить усилия на развитие технологий непосредственно, а не опосредованно влияющих на образ жизни людей?
К примеру, как мы получаем свет для своих жилищ.
Для удовлетворения потребностей в освещении мы придумали технологию производства электричества. Человек добывает из недр земли сырьё для своих электростанций - топливо. Современное топливо имеет органическое происхождение. То есть то, что мы сжигаем, чтобы получить электричество, когда-то было живым и росло благодаря солнечному свету. В итоге, получается, что мы тратим силы, время и средства, чтобы освещать наши жилища светом от Солнца, пришедшего на Землю миллионы лет назад. А ведь Солнце светит каждый день. При этом нам нужно еще произвести машины вырабатывающие электроэнергию.
Сложная, длительная цепочка преобразования ресурсов в благосостояние, удобства для людей. Зачем нужен такой замысловатый путь достижения удовольствий?
Способы преодоления противоречий между последствиями применения технологий
Возможно ли создание технологий, которые
уменьшают (снижают?) потребность в ресурсах
быть может, совсем не нуждаются в ресурсах?
не приводят к загрязнению окружающей среды?
Существуют ли простые (или относительно простые) пути решения задач по удовлетворению потребностей человечества?
Простым и привычным для нас является освещение. Рассмотрим освещение как технологию. В настоящее время мы разделяем естественное и искусственное освещение. Искусственное используется (или должно использоваться) когда недоступен солнечный свет. Разумное использование естественного источника света позволяет частично или даже полностью отказаться от искусственного освещения. И от сопутствующей траты ресурсов.
Есть ещё одно природное богатство, которое время от времени в прямом смысле падает на нас с неба. . В городах сейчас дождь и талый снег просто стекают в ливневую канализацию. Людям мешают дождь, снег: они борются с ними. Вместо того, чтобы использовать.
Образ мышления, образ жизни как технология
Описанный выше подход позволяет превратить разумное поведение, образ жизни, определённый подход к использованию природных богатств в технологию. Вместо создания новых технологий, требуется пересмотреть существующие способы производства благ и услуг.
Следует проверить технологии на предмет:
целесообразности использования;
возможности снижения или исключения вредного воздействия на окружающую среду;
разумности потребления ресурсов;
повторяемости (выполнения одних и тех же задач);
излишней сложности;
согласованности действий с другими технологиями.
Самые важные и самые существенные изменения в человеческом обществе – это изменения в сознании людей. Именно эти изменения позволят создать действительно новые технологии.
Введение
«Информационно общество» как результат развития постиндустриального общества.
Влияние информационных технологий на все сферы жизни современного общества.
Социально – философские оценки последствий возникновения глобальной электронной цивилизации.
Заключение
Литература
1. «Информационное – общество» как результат развития постиндустриального общества.
Информационное общество - концепция постиндустриального общества; историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительные черты:
* увеличение роли информации и знаний в жизни общества;
* возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
* создание глобального информационного пространства, обеспечивающего (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Информационное общество в трудах философов XX века
Информационное общество - формировалось в трудах философов и социологов XX столетия, появились работы, в которых говорилось о закате западной индустриальной цивилизации.
В 40-е годы австралийский социолог Кларк прогнозировал наступление общества информации и услуг с новыми информационными технологиями
в 50-е гг Махлуп выдвинул идею общества информационной экономики - информация станет важнейшим товаром.
В дальнейшем - развито в работах Ёнеджи Масуды (японский социолог, 1905-1995), Дэниэль Бэл - он говорит не об информационном обществе, а о постиндустриальном (это по сути одно и то же), некоторые специалисты говорят о понятии цивилизации.
Концепция информационного общества была подготовлена всем ходом западной социологической мысли. Традиционно западные социологи выделяли 2 сферы народного хозяйства - сферу материального производства и непроизводственную сферу. Затем стали выделять 3 сектора - первичный (сельхоз и добывающая промышленность), вторичный - обрабатывающая промышленность, и сфера услуг. Некоторые специалисты объявляют третий сектор основной характеристикой постиндустриального общества - основная масса населения задействована в сфере услуг.
Начиная еще с середины 60-х годов западными социологами и социальными философами (Д. Белл, Д. Рисман, О. Тоффлер, А. Турен и др.) активно обсуждается вопрос о вступлении наиболее развитых стран в качественно иную стадию социального развития, охарактеризованную ими как “постиндустриальное” или “информационное” общество. Возникновению этих разговоров способствовал целый ряд факторов.
Во-первых, все тогда находились под впечатлением от быстрого развития науки и техники, о чем было сказано выше.
Во-вторых, в середине 70-х случился мировой энергетический кризис. Нефтедобывающие страны не пожелали продавать Западу содержимое своих недр за бесценок и взвинтили цены. В результате западная промышленность столкнулась с необходимостью срочного внедрения энергоэффективных решений в производстве и строительстве, а также с повышением рентабельности продукции. Преодолев этот кризис, западные страны вышли на новый технологический виток.
В-третьих, как раз в начале 70-х рухнула старая финансовая система (она звалась Бреттон-Вудской). В результате введения плавающих курсов доллар стал превалировать во всех международных расчетах и стал выполнять роль мировых денег. Таким образом, Запад получил почти безграничные возможности для экспансии. А для всякой экспансии, сочетающей экономические и политические аспекты, нужно соответствующее идеологическое сопровождение.
Ну и в-четвертых, СССР к этому времени настолько утратил импульс развития, что никакого противодействия с его стороны не предвиделось.
Тип общества, приходящий на смену индустриальному, имеет несколько названий – постиндустриальное, постсовременное, информационное, технотронное, коммуникационное, супериндустриализм, сверхобщество, общество постмодерна и др.
Термин «постиндустриальное (ПИ) общество» был введен американским социологом Д.Беллом. В своей концепции он прогнозировал превращение капитализма, без классовой борьбы, лишь в результате НТП, в новую социальную систему (ПИ общество), свободную от противоречий индустриального общества. Социальная революция у него подменяется технологической, а бизнесмены-буржуа уступают место технократам и ученым.
ПИ общество характеризуется преобладанием в экономике информационно-коммуникационной сферы, где сервис преобладает над производством, т.е. главенствующей и определяющей выдвигается сфера услуг, а развитие информационных и коммуникационных технологий становится доминирующим направлением. Прежнее классовое деление общества, основанное на отношении к владению средствами деятельности, уступает место новому социальному структурированию на основе профессиональной занятости, уровня квалификации и образования, отношения к основным информационным источникам и потокам.
По определению самих приверженцев теории ПИ общества, это – общество «всеобщего благосостояния». Прежде всего, в данном типе общества происходит безостановочное и бесконечное умножение товаров и услуг. При этом производство услуг и информации преобладает над производством товаров. Вещи, предметы в сознании людей утрачивают свою объективную сущность, приобретя знаковое (символическое) значение.
Быстрота смены, текучесть товаров, вещей личного пользования становится феноменальной. Товары, не успев насытить рынок и «прижиться» у владельцев-потребителей, успевают устареть. Закономерным явлением становится поток, конвейер взаимосменяемых вещей, предметов обихода. Это же справедливо и для идей, услуг, информационных сообщений.
Главенствующее положение, преобладающее над производительной и творческой деятельностью, приобретает потребление, которое институализируется. Сама социальная система все более нуждается в людях не только в их качестве трудящихся и налогоплательщиков, а в качестве потребителей. Можно сказать, что человек из homo sapiens producentis (человека разумного производящего) превращается в homo sapiens consumentis (человека разумного потребляющего), а из homo economicus (человека хозяйственного) в homo informaticus (человека информационного). Потребление товаров переходит в новое качество – потребление услуг, а затем и в потребление информации.
Реальная жизнь подменяется неким информационно-потребительским пространством, а изначальная среда обитания (природа и общество) – искусственной средой техницизма и виртуальной реальностью. В отношениях, связях и деятельности людей преобладает участие символических посредников – и это отнюдь не только вещественные и реальные объекты-носители (деньги, эксперты), но и целиком выдуманные, искусственные институты и персонажи, населяющие особое информационно-виртуальное пространство. Люди общаются не друг с другом, а с виртуальными образами, обмениваясь информационными сообщениями. Этому предшествует обмен не «живых» человеческих существ, а обмен товарами и услугами, общение персон, одних социальных масок с другими.
Необходимо дать определение самому термину «виртуальный». Виртуальный означает – условный, возможный, вероятный. Виртуальность, например – способ построения программистом условной ЭВМ с удобными для пользователя характеристиками, а виртуальная память – используемая пользователем система запоминающих устройств компьютера в качестве общей единой памяти. Существует также (в квантовой физике) понятие виртуальных частиц, возможных (виртуальных) переходов, которые отличаются иной, чем для обычных, реальных частиц, связью между энергией, импульсом и массой.
Таким образом, виртуальной реальностью является информационно-символическое содержимое Интернета, предметных (материальных) носителей информации, созданной человеком (персональных компьютеров, телевизионной, аудио- и видеоаппаратуры), электронных СМИ, равно как и информация, заложенная в книгах, прессе, любой печатной продукции, произведениях живописи и графики. Пространство мифа – это та же виртуальная реальность. Аналогичное можно сказать и о внутрипсихическом содержимом, мире сновидений. Менталитет человека, его психосфера, включает умозрительные образы, представления, мысли, фантазии, эмоции, чувства. Человек обладает способностью отражать и изображать свое бытие в словах (буквах-алфавите, цифрах-числах), рисунках, снимках, но, прежде всего, в воображении, представлениях и фантазиях. Конечно, он это делал всегда, отличаясь, тем самым, от животного мира. Особенность современного этапа человеческой жизнедеятельности заключается в том, что люди стали придавать миру эскапизма – миру человеческих грез, основанных на иллюзорном восприятии действительности – преобладающее над материальной действительностью (истинным бытием) значение. Окружающий человека предметный мир (состоящий из живой и косной материи) подменяется искусственной средой, виртуальным миром, содержимое которого – созданная человеком информация, искусственные образы и символы, и не более того.
Этот виртуальный мир, воспринимаемый объективно (как внешний объект), на самом деле субъективен, т. к. неотделим от самого человека, от его восприятия, представлений, мыслей, чувств. Существуя, на первый взгляд, объективно и независимо от сознания мыслящего субъекта, он в то же время как бы не существует, не мыслим отдельно от человека в его повседневной реальности. По большому счету этот мир (виртуальной реальности) не существует для животных и растений, он не имеет смысла и для неживой материи, он предназначен, важен и имеет значение лишь для человека. И оттого, насколько адекватно этот мир отражает (и изображает) реальное бытие, повседневную действительность, зависит психическое здоровье человека, его умственные способности.
Помимо культуры изменяется и сама социальная сфера (тип структурирования общества), а именно – вместо традиционного деления на экономические классы (собственников и наемных работников) и страты (низший, средний и высший), общество дифференцируется по профессиям, уровню образования и квалификации, по отношению к информационным источникам и процессам. Происходит своеобразное возвращение (откат) к «кланово-племенному» социальному устройству. По выражению А.Тоффлера, наступает «эпоха субкультур».
Еще один фактор – отношение и внутренняя сущность власти. В политической сфере подразумевается, что власть в свои руки поначалу возьмут представители технократии (ученые, инженеры, техники), а затем и адхократии (профессиональные управленцы и коммуникаторы), оттеснив прежнюю элиту – бюрократов и собственников-капиталистов.
Произойдет постепенное перераспределение собственности, которая перейдет к новым управленцам. Таким образом, будет создана новая элита – интеллектуальная и коммуникативная. Отношения в обществе будут определять не частные собственники и бизнесмены-капиталисты, а менеджеры, имиджмейкеры и медиа-деятели, эксперты и интеллектуалы.
Тем самым, утверждается, что частная собственность как социальный институт и экономический фактор потеряет свое преобладающее доныне значение. Новой формой собственности (и капитала) станут знания, информация, ноу-хау.
В ответ на это можно привести слова А.Зиновьева, справедливо отметившего абсурдность и подлость подобного утверждения. Весь мир заполонен всевозможной информацией, которая уже превратилась в ненужный хлам, и уж тем более которая не принесла никому особых богатств. Неимущие слои, как были нищими, таковыми и остались, несмотря на широкий доступ к неограниченной информации. Капиталом информация может стать лишь при ее применении в качестве технологий для производственной и иных сфер. Источником определенных доходов она может быть для тех категорий граждан, которые пользуются ею в силу своей профессиональной принадлежности и деятельности – ученые, творцы, журналисты, преподаватели, а также разведчики (скрытая информация). Для большинства же остальных людей весь этот массив информации по большей мере бесполезен.
Необходимо отметить также, что авторы – апологеты концепции постиндустриализма – противоречат сами себе. Если собственность перераспределяется, переходя от традиционных собственников-капиталистов в руки управленческо-коммуникативной элиты, то это еще не значит, что она исчезает совсем. И даже, если собственность примет иную форму, иной вид, она все равно остается собственностью в полном смысле этого слова. Собственность не исчезнет, как не исчезнет и социально-классовое разделение людей, членов общества. Они лишь примут видоизмененные формы, но сущность их останется та же – социальное неравенство и управление одних другими.
В экономике, потеснив традиционную сферу бизнеса, вперед вырываются наукоемкие отрасли (биотехнологии, генная инженерия), в первую очередь, связанные с индустрией информации и коммуникации (микроэлектроника, информатика, робототехника). Основные производительные силы прошлого – люди и предметы труда, вытесняются на задний план новой производительной силой – наукой, новейшими информационными технологиями.
Уже сегодня можно говорить о том, что распространение средств и форм коммуникации – телевидения, радиовещания, телефонной и телетайпной связи, прессы, кинематографа, Интернета и «электронной почты», факсимильной связи – приняло невиданный размах, глобальный характер, практически объединив всю планету в единое, информационное пространство. Новейшие средства транспорта вкупе с новыми технологиями в области коммуникации позволили выйти на передний план свободе передвижения людей и идей между странами и континентами в считанные сроки. Благодаря «информовзрыву» и широкому, повсеместному распространению информационных и коммуникационных технологий, в повседневную жизнь и быт вошла цифровая техника, спутниковое телевидение и связь, Интернет и виртуальная реальность компьютеров.
Говоря об аналогии экономики с живым организмом, можно утверждать, что в ПИ обществе «нервная информационная система» гипертрофированно разрастается, имитируя функции «кровеносной производительно-распределительной системы». Поток материальных ценностей заменяется потоком идей и умозрительных образов.
Считается, что ПИ общество уже начало складываться (конец XX – начало XXI в.в.) в развитых странах Запада (США, Западная Европа, Япония, Канада, Австралия), знаменуя собой третью (новейшую и высшую, по определению западных футурологов) стадию общественного развития.
Переход всего мира к постиндустриализму отнюдь не закономерен, как и не неизбежен. Развитые индустриальные страны фактически находятся на этапе подобного перехода. В то же время большинство развивающихся стран сосредоточено на завершении процесса индустриализации, а отсталые страны – лишь в начале пути к модернизации. В мировом сообществе по-прежнему наблюдается неравномерность развития и неравенство – экономическое, социальное, политическое, военное.
На Западе (США, Канада, Западная Европа, Япония) утверждается ПИ общество, страны Юго-Восточной Азии («азиатские тигры») стучатся в двери «супериндустриализма». Ускоренными темпами модернизируют экономику «новые гиганты» - Китай, Индия, страны Ближнего Востока. Застыли в нерешительности, маргинализировались на время государства православной цивилизации (Россия, Украина, Белоруссия, Восточная Европа). Подавляющее же большинство отсталых стран находятся на пути модернизации своей экономики.
Подытоживая, можно еще раз привести характеристику основных черт ПИ общества. Постиндустриальное (информационное) общество – это такой тип общественного устройства, который приходит на смену индустриальному обществу, и в котором сфера услуг выходит на первый план, а роль, влияние и доля производственного сектора экономики значительно уменьшается и уступает место первой. Причем, основой этого процесса является НТП в целом и информационно-коммуникационный взрыв (т.е. бурное развитие индустрии микроэлектроники, информационно-вычислительной и коммуникационной техники) в частности.
В общественно-экономической жизни ПИ общества преобладают такие процессы, как создание национальных и международных банков данных, транснациональных средств и потоков коммуникации, распространение влияния СМИ в глобальном масштабе, опутывание всего мира сетью Интернета и мгновенной (посредством спутников) связи с любой точкой планеты.
В экономико-политической и духовной сферах – глобализация экономики, создание единой мировой системы торговли, экстраполяция Западом своих культурных ценностей и норм на остальные страны и народы мира (вестернизация), распространение идей либерализма и мондиализма в мировом сообществе.
Все вышеуказанное подразумевает ускоренную (по возможности) модернизацию отсталых и слаборазвитых стран (стран третьего мира) и переход к ПИ обществу развивающихся стран («второй мир»).