Понятие информационной сферы среда оборота информации. Информационная сфера как сфера правового регулирования информация - объект правового регулирования. Информационная сфера общества

Понятие информационной сферы среда оборота информации. Информационная сфера как сфера правового регулирования информация - объект правового регулирования. Информационная сфера общества

16.04.2019

Рассмотрим подробнее социальное воздействие широкого распространения информационных технологий в ходе происходящей в настоящее время шестой информационной революции. Информатизация общества, как отмечалось во введении, является процессом, охватывающим все стороны общественной жизни, предусматривающим систематическую реорганизацию и повышение эффективности любой социально значимой деятельности на основе применения современных информационных и коммуникационных систем и технологий. Создание на основе глобальных сетей единой мировой информационной инфраструктуры, обеспечивающей активное взаимодействие людей, предприятий, государственных и общественных организаций, приводит к формированию информационного общества.

Важность этого процесса была осознана широкой научной общественностью. Еще в середине 70-х гг. прошлого века для обозначения новой научной дисциплины, изучающей на основе информационного подхода общественное знание, социальную коммуникацию и управление обществом, был использован термин «социальная информатика». В последующем предмет этой дисциплины неоднократно уточнялся, однако необходимо отметить имеющую место несогласованность в определении перечня и содержания основных понятий социальной информатики. В этом параграфе мы рассмотрим некоторые основные вопросы социальной информатики, полагая ее предметом закономерности и тенденции развития информационной сферы общества и ее взаимодействия с другими сферами общественной жизни.

В Федеральном законе «Об участии в международном информационном обмене» дано определение информационной сферы (среды) как сферы деятельности субъектов, связанной с созданием, преобразованием и потреблением информации. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации раскрывает понятие информационной сферы более подробно, включая в нее совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом отношений. Таким образом, информационную сферу можно характеризовать как сферу общественной и человеческой деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей, в которую входят следующие взаимосвязанные компоненты (рис. 1.34):

1. Информационные субъекты (индивидуальные и коллективные), осуществляющие деятельность по реализации информационных процессов.

2. Потоки создаваемой и потребляемой информации.

3. Информационная инфраструктура.

Информационная инфраструктура включает в себя:

1) информационные ресурсы общества;

2) информационную индустрию производства, переработки и распространения информации, оказания информационных услуг, в том числе средства вычислительной техники, связи, массовой информации; производства информационно-коммуникационной техники и программных средств (ИКТ и ПС), создания информационных технологий и систем;

Рис. 1.34. Информационная сфера общества


3) системы (государственные, общественные и коммерческие организационные структуры), осуществляющие регулирование и воспроизводство информационной сферы.

Информационные ресурсы, создаваемые обществом и составляющие часть его информационной инфраструктуры, являются основным источником информации, потребляемой обществом и его членами. Некоторые элементы инфраструктуры могут выступать в качестве информационных субъектов. Эти отношения показаны на рис. 1.34 пунктиром.

Рассмотрим подробнее тенденции развития каждого из компонентов информационной сферы.

Существенное повышение роли и места информации в жизни государства, общества, личности превратило ее в мощный, реально ощутимый ресурс, ставший одним из ведущих факторов общественного развития. Понятие информационного ресурса, хотя и является сравнительно новым, нашедшим широкое употребление лишь в 80-х гг. прошлого века, занимает все более важное место в современном научно-техническом и общественно- политическом лексиконе. Информатизация общества не только ставит его в один ряд с остальными видами экономических ресурсов: природными, энергетическими, материальными, трудовыми, финансовыми, но и придает ему приоритетный характер. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» определяет информационные ресурсы как отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). При этом под документированной информацией в этом законе понимается зафиксированная на материальном носителе (документе) информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Необходимость введения категории информационного ресурса вызвана, с одной стороны, лавинообразным ростом объема документов, накопленных человечеством, и степени их использования; с другой - превращением их в один из ключевых факторов развития современного общества.

Говоря об информационных ресурсах, необходимо иметь в виду, что они представляют собой подготовленные для социального использования знания создававших их людей, зафиксированные на бумаге, магнитном, оптическом или ином материальном носителе. По способу организации хранения и использования информационных ресурсов выделяют традиционные (массив документов, фонд документов, архив) и автоматизированные (база данных, автоматизированная информационная система, Интернет) формы. Актуальной является задача перевода существующих в традиционной форме ресурсов в автоматизированную форму с использованием массовых технологий. Существуют классификации информационных ресурсов и по другим основаниям: по тематике, по форме собственности, по доступности информации и др.

Как и у других видов ресурсов, у информационных ресурсов имеются собственники и владельцы. Ими могут быть граждане, организации, органы местного самоуправления, органы государственной власти. Собственником информационного ресурса (а также информационных систем, технологий и средств их обеспечения), согласно Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации», является субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами. В отличие от собственника владелец информационных ресурсов осуществляет владение, пользование и распоряжение ими в пределах, установленных законом и собственником. Необходимо отметить две тенденции развития информационной инфраструктуры, связанные с информационными ресурсами. С одной стороны, происходит все большая децентрализация информационных ресурсов (как объекта собственности и владения), с другой - налицо стремление органов государственной власти, специализированных информационных центров и организаций к интеграции информационных ресурсов на уровне их владения и использования.

Активное вовлечение информационных ресурсов в экономическую и другие сферы общественной жизни, рост масштаба их использования привели к выделению существенной их части, предназначенной не для внутреннего потребления их производителями (собственниками), а для удовлетворения информационных потребностей широкого круга внешних информационных субъектов. Информация из информационных ресурсов распространяется в результате подготовки информационных продуктов и оказания информационных услуг. Информационными продуктами (продукцией) называется документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная для удовлетворения этих потребностей путем распространения или реализации. Информационные продукты могут распространяться как в вещественной, так и в электронной форме, например по телекоммуникационным сетям. Действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами, согласно Федеральному закону «Об участии в международном информационном обмене», являются информационными услугами.

Диапазон информационных услуг достаточно широк и не ограничивается предоставлением в распоряжение пользователей необходимых им информационных продуктов. К информационным услугам относят также:

Консультационные услуги (результат не обязательно фиксируется документально);

Услуги по передаче информации (информационным продуктом обеспечивается не пользователь услуги, а его адресат);

Услуги по доступу в Интернет (информационный продукт не определен);

Услуги по формированию (предоставлению возможности создания) личных сайтов на сервере провайдера и обеспечению доступа к ним (информационный продукт создает сам пользователь, являющийся его владельцем).

Обобщая эти примеры, назовем информационными услугами действия информационных субъектов по обеспечению выполнения информационных процессов, удовлетворяющих информационные потребности пользователей.

Анализ информационной сферы позволяет выделить в ней три основных вида информационных субъектов, осуществляющих деятельность по реализации информационных процессов:

1) производители информации, информационных ресурсов, продуктов и услуг;

2) обладатели (владельцы) информационных ресурсов и продуктов;

3) потребители информации, информационных ресурсов, продуктов и услуг.

Кроме того, часть субъектов информационной сферы осуществляет деятельность в ее инфраструктуре, например производители информационных систем и технологий, средств их обеспечения, а также собственники этих систем и средств.

Среди производителей информационных ресурсов можно выделить:

Органы государственной власти и управления различных уровней, органы местного самоуправления, формирующие правовые и управленческие документы;

Органы государственной системы статистики, обрабатывающие колоссальные потоки социально-экономической информации;

Информационные центры различных министерств и ведомств, органов власти субъектов РФ, а также межведомственные центры, формирующие информационные ресурсы и распространяющие информационные продукты соответствующего профиля;

Когнитивные структуры общества - научные и образовательные организации, аналитические центры, в которых формируются новые знания;

Предприятия и организации различных сфер деятельности;

Средства массовой информации.

В качестве примеров субъектов - производителей информационных ресурсов укажем Министерство юстиции РФ, формирующее и распространяющее базу правовых документов «Эталон», Институт научной информации в области общественных наук (ИНИОН), Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ).

Потребителями информационных продуктов и услуг являются органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, предприятия и организации различных форм собственности и сфер деятельности, а также частные лица.

Характерной чертой информатизации общества является расширение информационной сферы за счет вовлечения в нее все большего числа новых субъектов. Свидетельством этого процесса служит, например, претворение в жизнь концепций электронного правительства (e-govemment), электронного бизнеса (e-business), электронной торговли (e-marketing) электронного (дистанционного) образования (e-education). Информатизация вторгается и в неожиданные области: в мае 2002 г. в Москве прошел фестиваль медиаискусства «Программное обеспечение как произведение искусства, или Художественные игры с софтом», ориентированный на искусство, адекватное информационному обществу. Активность его участников была нацелена на художественное и теоретическое осмысление новой цифровой реальности, создаваемой программным обеспечением, управляющим аудио- и видеорядом, а также артистическое программное обеспечение, являющееся само по себе художественным продуктом.

Информационная инфраструктура общества кроме информационных ресурсов включает в себя также информационную индустрию, приобретающую начиная с 80-х гг. прошлого века все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества. В информационной индустрии выделяют два сектора:

1) сектор производства, переработки и распространения информации, оказания информационных услуг, называемый также информационной техносферой;

2) сектор производства информационно-коммуникационной техники и программных средств, создания информационных технологий и систем, т. е. сектор средств производства информационной техносферы.

В информационную техносферу включают:

Средства вычислительной техники и информатики, обеспечивающие возможность формирования информационных ресурсов на основе электронного представления, хранения и обработки информации;

Средства информационно-телекоммуникационных систем, обеспечивающие передачу данных по каналам связи;

Телевизионные и радиовещательные системы, а также телефонную, телеграфную и радиосвязь;

Сеть проводных, оптоволоконных, радиорелейных, спутниковых и других видов каналов связи, предназначенных для распространения информации в пространстве;

Полиграфическую, копировальную, множительную и другую технику, предназначенную для документирования и тиражирования информационных продуктов;

Средства записи и воспроизведения изображения и звука (электронно-оптические устройства отображения информации, кино- и фотоаппаратура, аудиотехника).

Уровень и тенденции развития информационной техносферы различных стран оцениваются с помощью ряда количественных показателей, как абсолютных, так и относительных (на 1000 человек населения).

В табл. 1.7 приведены взятые из различных источников значения некоторых из этих показателей для ряда ведущих стран мира и России на 1997 г. 1 (верхнее число) и на 2001 г. 2 К приведенным цифрам следует относиться как к ориентировочным, так как различные источники используют разные методики оценки и могут давать существенно различающиеся значения одного и того же показателя.

Таблица 1.7

Показатели развития информационной техносферы (на 1000 человек)

Показатель Япония США Финляндия Германия Россия
Количество 1118 612 120
телефонов 2020 1960 1373 1187 240,5
в том числе 570 159
мобильных 1020 980 726 586 22,2
Количество 323
компьютеров 1200 886 396 336 43-80
Количество
пользователей 137 5
Интернета 483 345 101
Количество 511 560
телевизоров 790 640 580 420

1 См.: Юсупов Р.М., Заболотский В.П.

Научно-методологические основы информатизации. СПб.: Наука, 2000; Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Сетевой журнал. 2002. № 11. С. 76 и др.

2 См.: Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации: Мировой опыт / Под ред. В.И. Дрожжинова. М.: Эко-трендз, 2002.


Анализ показателей развития информационной техносферы позволяет выявить следующие тенденции:

Развитие электронных средств массовой информации приводит к вытеснению печатных средств (газет);

Происходит быстрый рост количества домашних компьютеров, число которых становится сравнимым с числом компьютеров, используемых на предприятиях и в организациях;

В ведущих странах рост числа домашних компьютеров становится сравнимым или превышает рост числа телевизоров;

Доля граждан, охваченных спутниковым и кабельным телевещанием, в развитых странах приближается к 100%; в России в 2002 г. она составляла лишь 20%.

В 2003 г. темпы развития связи и информационных технологий значительно превысили средние показатели по стране (более 40% и 20% соответственно). Объем рынка информационных технологий в 2003 г. - 6,9 млрд долл., в том числе доля продажи аппаратных средств оценивается в 64%, услуг - в 25%, программного обеспечения - в 11%.

Об успешном развитии сектора средств производства информационной техносферы говорит тот факт, что общее количество ЭВМ превысило в 2003 г. 213 млн штук, а плотность ПК составила 9,0 единицы на 100 человек населения против 8,4 в 2002 г. В то же время начиная с 2002 г. отчетливо прослеживается не только значительное вытеснение отечественными производителями западных, но и насыщение спроса на вычислительную технику.

Объем услуг Интернета (без доступа) вырос в 2003 г. на 25% и составил 220 млн долл. Количество пользователей Интернета оценивается в 12-14 млн человек, а среднегодовой прирост числа пользователей - не менее 40% (в 2001 г. было 4,3 млн пользователей). Рост трафика Интернета превысил 180%, из них до 70% замыкается внутри России.

Темпы роста российского рынка легального программного обеспечения сохраняются в пределах 20-40%. В 2004 г. его объем вырос до 760 млн долл, (в 2002 г. - 500 млн долл.).

В 2003 г. в России было установлено 1,8 млн новых телефонов. Число абонентов сотовой связи выросло более чем вдвое и составило 36,4 млн человек. В 2004 г. планируется рост числа пользователей мобильной связи в стране до 55-60 млн .

Согласно эмпирическому закону Мура, вычислительная мощность компьютера удваивается каждые два года. При этом каждое новое поколение программ требует вдвое больше ресур

сов. Еще одно эмпирическое правило указывает, что удвоение пропускной способности каналов связи происходит каждые 10-13 месяцев. Некоторые исследователи делают из этого вывод, что мир больше любит болтать, чем думать.

Государственные, общественные и коммерческие организации, осуществляющие регулирование и воспроизводство информационной сферы, составляют еще один блок информационной инфраструктуры общества. В этом блоке можно выделить:

Органы государственной власти и управления, проводящие политику, направленную на развитие информационной сферы общества путем создания благоприятных условий для деятельности информационных субъектов, а также правовое регулирование отношений в информационной сфере;

Научно-исследовательские, проектные, опытно-конструкторские организации, проводящие теоретические и экспериментальные исследования по определению эффективной структуры и основных направлений развития информационной индустрии, созданию новых средств реализации информационных процессов и разработке перспективных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на их основе;

Учреждения образования, осуществляющие подготовку и повышение квалификации кадров для информационной индустрии, а также обучение широкого круга граждан эффективному использованию современных ИКТ с целью обеспечения их успешной адаптации к новым реальностям современной жизнедеятельности;

Организации, занимающиеся распространением, оптовой и розничной торговлей средствами ИКТ.

Важность процесса информатизации как ключевого фактора развития была осознана органами власти ведущих стран мира.

В 1993 г. правительство США обнародовало планы развития национальной информационной инфраструктуры как технологической основы информационного общества. В специально подготовленном докладе были перечислены основные принципы формирования информационного общества, среди которых:

Обеспечение универсального интерактивного доступа;

Обеспечение доступа к государственной информации;

Защита неприкосновенности личной жизни, безопасности и надежности сетей;

Защита прав интеллектуальной собственности;

Координация государственных усилий, поощрение частных инвестиций и помощь в технологических новациях.

В соответствии с этим докладом США взяли курс на строительство информационной супермагистрали, определяемой как совокупность всех технологий, связанных с производством, обработкой, хранением и распространением информации, включая телевидение, компьютерные сети, спутниковое вещание, мобильную связь, технологии онлайновых услуг.

Разработана стратегия и реализуются рекомендации по вхождению в информационное общество и стран Европы. В июле 1994 г. Комиссией Европейского сообщества был принят план действий «Европейский путь в информационное общество». В 1995 г. Европейская комиссия учредила Форум для обсуждения общих проблем процесса становления информационного общества. Цель работы Форума - проследить этот процесс в таких областях, как воздействие на экономику и занятость; создание новых социальных и демократических ценностей в «виртуальном сообществе»; воздействие на общественные и государственные службы; образование, обучение и переквалификация; культура и средства массовой информации, устойчивое развитие; технология и инфраструктура. В 1998-2002 гг. усилия Европейского союза (641 проект) были сконцентрированы в специальной программе «Технологии информационного общества», которая будет продолжена и в 2002-2006 гг. В качестве основных были определены следующие направления исследований:

Системы и услуги для граждан;

Новые методы работы и электронная коммерция;

Мультимедийное содержание и средства;

Технологии и инфраструктура общего пользования;

Перспективные и вновь возникающие технологии.

Практически каждая из стран Европы также имеет программу, излагающую национальную политику в деле построения информационного общества, невыполнение которой влечет потерю конкурентоспособности страны, сравнительное снижение уровня жизни, потерю темпов развития.

В июле 2000 г. «Большая восьмерка» наиболее промышленно развитых стран мира приняла Хартию глобального информационного общества, которая получила название Окинавской Хартии (по названию японского города, где она была принята). В начальных пунктах Хартии зафиксированы следующие основные положения, которые будут применяться этими странами в процессе формирования и развития информационного общества:

1. Революционное воздействие И КТ, являющихся одним из наиболее важных факторов формирования общества XXI в., касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. И КТ становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики.

2. Суть стимулируемой И КТ экономической и социальной трансформации заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей. Для более широкого использования людьми своего потенциала руководители стран «Большой восьмерки» будут принимать меры, чтобы ИКТ служили достижению целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия, укрепления демократии, прозрачного и ответственного управления, международного мира и стабильности.

3. Все люди повсеместно должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества. Его устойчивость основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, включая свободный обмен информацией и знаниями.

4. Усилия правительств будут направлены на укрепление политики и нормативной базы, стимулирующей конкуренцию и новаторство, оптимизацию глобальных сетей, борьбу со злоупотреблениями, подрывающими целостность сети, сокращение разрыва в цифровых технологиях, инвестирование в людей, обеспечение глобального доступа и участия в этом процессе.

5. Хартия является прежде всего призывом ко всем как в государственном, так и в частном секторе ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний. Солидная основа политики и действий в сфере ИКТ может изменить методы взаимодействия стран по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире.

В разделе Хартии, посвященном использованию возможностей цифровых технологий, указывается на необходимость реализации полных экономических, социальных и культурных преимуществ информационного общества и выделяются ключевые направления работы, среди которых:

Проведение экономических и структурных реформ в целях создания обстановки открытости, эффективности, конкуренции и использования нововведений, дополняемых мерами по адаптации на рынках труда, развитию людских ресурсов, обеспечению социального согласия;

Рациональное управление макроэкономикой, способствующее более точному планированию со стороны деловых кругов и потребителей, и использование преимуществ новых информационных технологий;

Разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный и экономичный доступ с помощью конкурентных рыночных условий и соответствующих нововведений;

Развитие людских ресурсов, способных отвечать требованиям века информации, посредством образования и пожизненного обучения и удовлетворения растущего спроса на специалистов в области И КТ во многих секторах экономики;

Активное использование И КТ в государственном секторе и содействие предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан.

Отмечается также, что на правительствах лежит задача создания предсказуемой, транспарентной и недискриминационной политики и нормативной базы, необходимой для информационного общества, в соответствии со следующими основными принципами и подходами:

Содействие развитию конкуренции и открытию рынков для информационно-коммуникационных технологий, продукции и услуг;

Защита права интеллектуальной собственности на информационные технологии;

Обязательство правительств использовать только лицензионное программное обеспечение;

Развитие трансграничной электронной торговли путем содействия дальнейшей либерализации, улучшения сетей, соответствующих услуг и процедур; повышение доверия потребителей к электронным рынкам;

Продвижение рыночных стандартов, включая технические стандарты функциональной совместимости;

Развитие эффективного и значимого механизма защиты личной жизни при обработке личных данных; дальнейшее развитие и эффективное функционирование электронной идентификации, электронной подписи и других средств обеспечения безопасности и достоверности операций.

Подчеркивается важность согласованных действий по созданию безопасного и свободного от преступности киберпространства, необходимость нахождения эффективных политических решений таких актуальных проблем, как несанкционированный доступ и компьютерные вирусы.

Второй раздел Хартии посвящен важному вопросу преодоления электронно-цифрового разрыва внутри государств и между ними. Для обеспечения всеобщего доступа к информационным и коммуникационным сетям предлагается:

Содействовать установлению благоприятных рыночных условий, необходимых для предоставления населению информационных услуг;

Обеспечивать возможность доступа через учреждения, открытые для широкой публики;

Совершенствовать сетевой доступ, в особенности в отсталых городских, сельских и отдаленных районах;

Уделять особое внимание нуждам и возможностям людей, обладающих меньшей социальной защищенностью;

Содействовать дальнейшему развитию «удобных для пользования» технологий, включая мобильный доступ к Интернету, более широкому использованию бесплатного общедоступного информационного наполнения и открытых для всех пользователей программных средств, соблюдая при этом права на интеллектуальную собственность.

Констатируется, что стратегия развития информационного общества должна сопровождаться развитием людских ресурсов, для чего «Большая восьмерка» берет обязательство предоставить всем гражданам возможность освоить и получить навыки работы с ИКТ посредством образования, пожизненного обучения и подготовки.

Два заключительных раздела посвящены вопросам эффективного международного сотрудничества государств, в том числе развивающихся, международных общественных и коммерческих организаций в целях активного формирования глобального информационного общества.

Естественно, что процесс информатизации различных объектов протекает неодинаково. Так, переход различных стран и регионов к информационному обществу начался в разное время и происходит разными темпами. Предполагается, что США завершат этот переход к 2020 г., Япония и страны Западной Европы - к 2030-2040 гг., Россия - к 2050 г.

Одним из основных механизмов перехода нашей страны к информационному обществу призвана стать программа «Электронная Россия» на 2002-2010 гг., реализация которой позволит:

Эффективно использовать интеллектуальный и кадровый потенциал России в сфере И КТ;

Обеспечить гармоничное вхождение России в мировую экономику на основе кооперации и информационной открытости;

Преодолеть отставание России от развитых стран в уровне использования и развития И КТ;

Обеспечить равноправное вхождение граждан России в глобальное информационное сообщество на основе соблюдения прав человека, в том числе права на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, а также права на обеспечение конфиденциальности любой охраняемой законом информации, имеющейся в информационных системах.

Для достижения целей программы предусматривается решение следующих задач:

Формирование эффективной нормативной правовой базы в сфере И КТ, регулирующей в том числе вопросы обеспечения информационной безопасности и реализации прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации;

Повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления как между собой, так и с хозяйствующими субъектами и гражданами на основе использования современных И КТ;

Обеспечение условий для повышения эффективности и более широкого использования И КТ в экономической и социальной сфере;

Повышение уровня подготовки и переподготовки кадров за счет совершенствования образования на базе И КТ;

Содействие развитию независимых средств массовой информации посредством стимулирования внедрения И КТ в их деятельность;

Содействие развитию телекоммуникационной инфраструктуры и возможностей подключения к открытым информационным системам для граждан и хозяйствующих субъектов, а также существенное повышение качества предоставляемых услуг в этой области;

Формирование единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для совершенствования работы органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий и других организаций;

Формирование условий, необходимых для широкого использования на товарных рынках России механизмов электронной торговли, способствующих ускорению продвижения товаров (услуг), поддержанию стабильного воспроизводства, удовлетворению нужд потребителей и повышению эффективности управления поставками продукции для федеральных государственных нужд.

  • Функции журналистики. Понятие функцию Многообразие социальных и информационных потребностей общества – объективная основа функций журналистики.
  • Генезис и история журналистской профессии, особенности тенденции развития. Журналистская профессия в системе цивилизации и культуры, в информационном постиндустриальном обществе. Современное состояние профессии.
  • Сколько стоит написать твою работу?

    Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

    Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

    Хотите промокод на скидку 15% ?

    Получить смс
    с промокодом

    Успешно!

    ?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
    Промокод можно применить один раз при первом заказе.
    Тип работы промокода - "дипломная работа ".

    Информация и информационная сфера

    Похожие рефераты:

    Государственная политика в области информационных технологий. Правовое регулирование отношений в области разработки и использования средств связи и телекоммуникаций, использование информационных систем с архитектурой "электронного правительства".

    Сущностные характеристики информации, имеющие универсальный характер и проявляющиеся в любых формах ее существования. Виды информации, которые включены в перечень сведений конфиденциального характера. Специфика информации как объекта гражданских прав.

    Понятие и классификация информации. Сущность, предмет, источники и принципы информационного права, направления его научного исследования. Описание императивных и диспозитивных методов правового регулирования. Характеристика информационных правоотношений.

    Особенности правовой защиты информации как ресурса. Основные требования информационной безопасности и структура правовых актов. Сущность специального законодательства в области безопасности информационной деятельности, положения Федерального закона.

    Нормативное регулирование правоотношений и государственной политики в области сети Интернет как базы информационных массивов, регулируемых в законодательстве Республики Беларусь. Задачи регулирования распространения вредной и незаконной информации в сети.

    Рассмотрение особенностей режимов свободного и ограниченного доступа, документированной информации как основных разновидностей законодательного регулирования интеллектуальной продукции. Понятие коммерческой, банковской, служебной и государственной тайны.

    Информационные отношения как основной предмет правового регулирования информационного права. Основные положения закона "Об информации, информатизации и защите информации". Оценка защиты сведений, составляющих государственную и коммерческую тайны.

    Специфические особенности и юридические свойства информации. Субъекты информационных отношений и правовое регулирование отношений информационной собственности: Конституция РФ, патентное законодательство, законодательство о ноу-хау, авторское право.

    Понятие и основные принципы обеспечения информационной безопасности. Важнейшие составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере. Общие методы обеспечения информационной безопасности страны. Понятие информационной войны.

    Задача информационно-правового обеспечения государственной тайны - сохранение сведений, составляющих государственную тайну при соблюдении информационных прав и интересов личности и общества. Информационно-правовое обеспечение государственной тайны в РФ.

    Особенность, виды, состав и классификация информационно-правовых норм. Защита прав и обеспечение исполнения установленных правил с помощью санкций. Примеры диспозитивных и императивных информационно-правовых норм. Понятие гипотезы, диспозиции и санкции.

    Дискуссионным продолжает оставаться вопрос об отнесении сетевых информационных ресурсов (сайтов) к разновидности средств массовой информации. Освобождение от регистрации средства массовой информации.

    Порядок поиска, получения и передачи информации, реализация права на них при обороте документированной и массовой информации согласно Конституции РФ. Ответственность за отказ в предоставлении информации и принципы правового регулирования отношений.

    Информация как объект правоотношений. Понятие и основной предмет правового регулирования информационного права. Сущность и субъекты информационных отношений. Источники, нормы, основные вопросы стандартизации и сертификации информационного права.

    Анализ имущества, работы, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности и нематериальных благ как объектов гражданских прав. Характеристика свойств (физическая неотчуждаемость, обособляемость, тиражируемость, релевантность) информации.

    Незаконное распространение информации – то есть распространение информации, обращение которой ограничено законом. Поиск, сбор и накопление информации. Незаконное изменение информации и ее последующее распространение и иные нарушения порядка обращения.

    Информационное пространство и его эффективность. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере. Принципы государственной политики обеспечения информационной безопасности. Нормативно-правовые акты об информационной безопасности в РФ.

    Сущность понятия "информационное право". Принцип приоритетности прав личности. Принцип свободного производства и распространения любой информации. Основные субъекты информационного права. Система информационного права, структура общей и особенной части.

    Информация, как важнейшая часть современной коммуникативной системы. Правовое регулирование в области безопасности информации. Нормативно-правовые документы, регулирующие защиту информации. Организационно-правовые формы защиты государственной тайны.

    1.9. Информационная сфера общества

    Рассмотрим подробнее социальное воздействие широкого распространения информационных технологий в ходе происходящей в настоящее время шестой информационной революции. Информатизация общества, как отмечалось во введении, является процессом, охватывающим все стороны общественной жизни, предусматривающим систематическую реорганизацию и повышение эффективности любой социально значимой деятельности на основе применения современных информационных и коммуникационных систем и технологий. Создание на основе глобальных сетей единой мировой информационной инфраструктуры, обеспечивающей активное взаимодействие людей, предприятий, государственных и общественных организаций, приводит к формированию информационного общества.
    Важность этого процесса была осознана широкой научной общественностью. Еще в середине 70-х гг. прошлого века для обозначения новой научной дисциплины, изучающей на основе информационного подхода общественное знание, социальную коммуникацию и управление обществом, был использован термин «социальная информатика». В последующем предмет этой дисциплины неоднократно уточнялся, однако необходимо отметить имеющую место несогласованность в определении перечня и содержания основных понятий социальной информатики. В этом параграфе мы рассмотрим некоторые основные вопросы социальной информатики, полагая ее предметом закономерности и тенденции развития информационной сферы общества и ее взаимодействия с другими сферами общественной жизни.
    В Федеральном законе «Об участии в международном информационном обмене» дано определение информационной сферы (среды) как сферы деятельности субъектов, связанной с созданием, преобразованием и потреблением информации. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации раскрывает понятие информационной сферы более подробно, включая в нее совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом отношений. Таким образом, информационную сферу можно характеризовать как сферу общественной и человеческой деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей, в которую входят следующие взаимосвязанные компоненты (рис. 1.34):
    1. Информационные субъекты (индивидуальные и коллективные), осуществляющие деятельность по реализации информационных процессов.
    2. Потоки создаваемой и потребляемой информации.
    3. Информационная инфраструктура.
    Информационная инфраструктура включает в себя:
    1) информационные ресурсы общества;
    2) информационную индустрию производства, переработки и распространения информации, оказания информационных услуг, в том числе средства вычислительной техники, связи, массовой информации; производства информационно-комму- никационной техники и программных средств (ИКТ и ПС), создания информационных технологий и систем;

    3) системы (государственные, общественные и коммерческие организационные структуры), осуществляющие регулирование и воспроизводство информационной сферы.
    Информационные ресурсы, создаваемые обществом и составляющие часть его информационной инфраструктуры, являются основным источником информации, потребляемой обществом и его членами. Некоторые элементы инфраструктуры могут выступать в качестве информационных субъектов. Эти отношения показаны на рис. 1.34 пунктиром.
    Рассмотрим подробнее тенденции развития каждого из компонентов информационной сферы.
    Существенное повышение роли и места информации в жизни государства, общества, личности превратило ее в мощный, реально ощутимый ресурс, ставший одним из ведущих факторов общественного развития. Понятие информационного ресурса, хотя и является сравнительно новым, нашедшим широкое употребление лишь в 80-х гг. прошлого века, занимает все более важное место в современном научно-техническом и общественно-политическом лексиконе. Информатизация общества не только ставит его в один ряд с остальными видами экономических ресурсов: природными, энергетическими, материальными, трудовыми, финансовыми, но и придает ему приоритетный характер. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защи- те информации» определяет информационные ресурсы как отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). При этом под документированной информацией в этом законе понимается зафиксированная на материальном носителе (документе) информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Необходимость введения категории информационного ресурса вызвана, с одной стороны, лавинообразным ростом объема документов, накопленных человечеством, и степени их использования; с другой — превращением их в один из ключевых факторов развития современного общества.
    Говоря об информационных ресурсах, необходимо иметь в виду, что они представляют собой подготовленные для социального использования знания создававших их людей, зафиксированные на бумаге, магнитном, оптическом или ином материальном носителе. По способу организации хранения и использования информационных ресурсов выделяют традиционные (массив документов, фонд документов, архив) и автоматизированные (база данных, автоматизированная информационная система, Интернет) формы. Актуальной является задача перевода существующих в традиционной форме ресурсов в автоматизированную форму с использованием массовых технологий. Существуют классификации информационных ресурсов и по другим основаниям: по тематике, по форме собственности, по доступности информации и др.
    Как и у других видов ресурсов, у информационных ресурсов имеются собственники и владельцы. Ими могут быть граждане, организации, органы местного самоуправления, органы государственной власти. Собственником информационного ресурса (а также информационных систем, технологий и средств их обеспечения), согласно Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации», является субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами. В отличие от собственника владелец информационных ресурсов осуществляет владение, пользование и распоряжение ими в пределах, установленных законом и собственником. Необходимо отметить две тенденции развития информационной инфраструктуры, связанные с информационными ресурсами. С одной стороны, происходит все большая децентрализация информационных ресурсов (как объекта собственности и владения), с другой — налицо стремление органов государственной власти, специализированных информационных центров и организаций к интеграции информационных ресурсов на уровне их владения и использования.
    Активное вовлечение информационных ресурсов в экономическую и другие сферы общественной жизни, рост масштаба их использования привели к выделению существенной их части, предназначенной не для внутреннего потребления их производителями (собственниками), а для удовлетворения информационных потребностей широкого круга внешних информационных субъектов. Информация из информационных ресурсов распространяется в результате подготовки информационных продуктов и оказания информационных услуг. Информационными продуктами (продукцией) называется документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная для удовлетворения этих потребностей путем распространения или реализации. Информационные продукты могут распространяться как в вещественной, так и в электронной форме, например по телекоммуникационным сетям. Действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами, согласно Федеральному закону «Об участии в международном информационном обмене», являются информационными услугами.
    Диапазон информационных услуг достаточно широк и не ограничивается предоставлением в распоряжение пользователей необходимых им информационных продуктов. К информационным услугам относят также:
    — консультационные услуги (результат не обязательно фиксируется документально);
    — услуги по передаче информации (информационным продуктом обеспечивается не пользователь услуги, а его адресат);
    — услуги по доступу в Интернет (информационный продукт не определен);
    — услуги по формированию (предоставлению возможности создания) личных сайтов на сервере провайдера и обеспечению доступа к ним (информационный продукт создает сам пользователь, являющийся его владельцем).
    Обобщая эти примеры, назовем информационными услугами действия информационных субъектов по обеспечению выполнения информационных процессов, удовлетворяющих информационные потребности пользователей.
    Анализ информационной сферы позволяет выделить в ней три основных вида информационных субъектов, осуществляющих деятельность по реализации информационных процессов:
    1) производители информации, информационных ресурсов, продуктов и услуг;
    2) обладатели (владельцы) информационных ресурсов и продуктов;
    3) потребители информации, информационных ресурсов, продуктов и услуг.
    Кроме того, часть субъектов информационной сферы осуществляет деятельность в ее инфраструктуре, например производители информационных систем и технологий, средств их обеспечения, а также собственники этих систем и средств.
    Среди производителей информационных ресурсов можно выделить:
    — органы государственной власти и управления различных уровней, органы местного самоуправления, формирующие правовые и управленческие документы;
    — органы государственной системы статистики, обрабатывающие колоссальные потоки социально-экономической информации;
    — информационные центры различных министерств и ведомств, органов власти субъектов РФ, а также межведомственные центры, формирующие информационные ресурсы и распространяющие информационные продукты соответствующего профиля;
    — когнитивные структуры общества — научные и образовательные организации, аналитические центры, в которых формируются новые знания;
    — предприятия и организации различных сфер деятельности;
    — средства массовой информации.
    В качестве примеров субъектов — производителей информационных ресурсов укажем Министерство юстиции РФ, формирующее и распространяющее базу правовых документов «Эталон», Институт научной информации в области общественных наук (ИНИОН), Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ).
    Потребителями информационных продуктов и услуг являются органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, предприятия и организации различных форм собственности и сфер деятельности, а также частные лица.
    Характерной чертой информатизации общества является расширение информационной сферы за счет вовлечения в нее все большего числа новых субъектов. Свидетельством этого процесса служит, например, претворение в жизнь концепций электронного правительства (e-govemment), электронного бизнеса (e-business), электронной торговли (e-marketing) электронного (дистанционного) образования (e-education). Информатизация вторгается и в неожиданные области: в мае 2002 г. в Москве прошел фестиваль медиаискусства «Программное обеспечение как произведение искусства, или Художественные игры с софтом», ориентированный на искусство, адекватное информационному обществу. Активность его участников была нацелена на художественное и теоретическое осмысление новой цифровой реальности, создаваемой программным обеспечением, управляющим аудио- и видеорядом, а также артистическое программное обеспечение, являющееся само по себе художественным продуктом.
    Информационная инфраструктура общества кроме информационных ресурсов включает в себя также информационную индустрию, приобретающую начиная с 80-х гг. прошлого века все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества. В информационной индустрии выделяют два сектора:
    1) сектор производства, переработки и распространения информации, оказания информационных услуг, называемый также информационной техносферой;
    2) сектор производства информационно-коммуникационной техники и программных средств, создания информационных технологий и систем, т. е. сектор средств производства информационной техносферы.
    В информационную техносферу включают:
    — средства вычислительной техники и информатики, обеспечивающие возможность формирования информационных ресурсов на основе электронного представления, хранения и обработки информации;
    — средства информационно-телекоммуникационных систем, обеспечивающие передачу данных по каналам связи;
    — телевизионные и радиовещательные системы, а также телефонную, телеграфную и радиосвязь;
    — сеть проводных, оптоволоконных, радиорелейных, спутниковых и других видов каналов связи, предназначенных для распространения информации в пространстве;
    — полиграфическую, копировальную, множительную и другую технику, предназначенную для документирования и тиражирования информационных продуктов;
    — средства записи и воспроизведения изображения и звука (электронно-оптические устройства отображения информации, кино- и фотоаппаратура, аудиотехника).
    Уровень и тенденции развития информационной техносферы различных стран оцениваются с помощью ряда количественных показателей, как абсолютных, так и относительных (на 1000 человек населения).
    В табл. 1.7 приведены взятые из различных источников значения некоторых из этих показателей для ряда ведущих стран мира и России на 1997 г.1 (верхнее число) и на 2001 г.2 К приведенным цифрам следует относиться как к ориентировочным, так как различные источники используют разные методики оценки и могут давать существенно различающиеся значения одного и того же показателя.

    Анализ показателей развития информационной техносферы позволяет выявить следующие тенденции:
    — развитие электронных средств массовой информации приводит к вытеснению печатных средств (газет);
    — происходит быстрый рост количества домашних компьютеров, число которых становится сравнимым с числом компьютеров, используемых на предприятиях и в организациях;
    — в ведущих странах рост числа домашних компьютеров становится сравнимым или превышает рост числа телевизоров;
    — доля граждан, охваченных спутниковым и кабельным телевещанием, в развитых странах приближается к 100%; в России в 2002 г. она составляла лишь 20%.
    В 2003 г. темпы развития связи и информационных технологий значительно превысили средние показатели по стране (более 40% и 20% соответственно). Объем рынка информационных технологий в 2003 г. — 6,9 млрд долл., в том числе доля продажи аппаратных средств оценивается в 64%, услуг — в 25%, программного обеспечения — в 11%.
    Об успешном развитии сектора средств производства информационной техносферы говорит тот факт, что общее количество ЭВМ превысило в 2003 г. 213 млн штук, а плотность ПК составила 9,0 единицы на 100 человек населения против 8,4 в 2002 г. В то же время начиная с 2002 г. отчетливо прослеживается не только значительное вытеснение отечественными производителями западных, но и насыщение спроса на вычислительную технику.
    Объем услуг Интернета (без доступа) вырос в 2003 г. на 25% и составил 220 млн долл. Количество пользователей Интернета оценивается в 12—14 млн человек, а среднегодовой прирост числа пользователей — не менее 40% (в 2001 г. было 4,3 млн пользователей). Рост трафика Интернета превысил 180%, из них до 70% замыкается внутри России.
    Темпы роста российского рынка легального программного обеспечения сохраняются в пределах 20—40%. В 2004 г. его объем вырос до 760 млн долл. (в 2002 г. — 500 млн долл.).
    В 2003 г. в России было установлено 1,8 млн новых телефонов. Число абонентов сотовой связи выросло более чем вдвое и составило 36,4 млн человек. В 2004 г. планируется рост числа пользователей мобильной связи в стране до 55—60 млн.
    Согласно эмпирическому закону Мура, вычислительная мощность компьютера удваивается каждые два года. При этом каждое новое поколение программ требует вдвое больше ресур- сов. Еще одно эмпирическое правило указывает, что удвоение пропускной способности каналов связи происходит каждые 10—13 месяцев. Некоторые исследователи делают из этого вывод, что мир больше любит болтать, чем думать.
    Государственные, общественные и коммерческие организации, осуществляющие регулирование и воспроизводство информационной сферы, составляют еще один блок информационной инфраструктуры общества. В этом блоке можно выделить:
    — органы государственной власти и управления, проводящие политику, направленную на развитие информационной сферы общества путем создания благоприятных условий для деятельности информационных субъектов, а также правовое регулирование отношений в информационной сфере;
    — научно-исследовательские, проектные, опытно-конструкторские организации, проводящие теоретические и экспериментальные исследования по определению эффективной структуры и основных направлений развития информационной индустрии, созданию новых средств реализации информационных процессов и разработке перспективных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на их основе;
    — учреждения образования, осуществляющие подготовку и повышение квалификации кадров для информационной индустрии, а также обучение широкого круга граждан эффективному использованию современных ИКТ с целью обеспечения их успешной адаптации к новым реальностям современной жизнедеятельности;
    — организации, занимающиеся распространением, оптовой и розничной торговлей средствами ИКТ.
    Важность процесса информатизации как ключевого фактора развития была осознана органами власти ведущих стран мира.
    В 1993 г. правительство США обнародовало планы развития национальной информационной инфраструктуры как технологической основы информационного общества. В специально подготовленном докладе были перечислены основные принципы формирования информационного общества, среди которых:
    — обеспечение универсального интерактивного доступа;
    — обеспечение доступа к государственной информации;
    — защита неприкосновенности личной жизни, безопасности и надежности сетей;
    — защита прав интеллектуальной собственности;
    — координация государственных усилий, поощрение частных инвестиций и помощь в технологических новациях.
    В соответствии с этим докладом США взяли курс на строительство информационной супермагистрали, определяемой как совокупность всех технологий, связанных с производством, обработкой, хранением и распространением информации, включая телевидение, компьютерные сети, спутниковое вещание, мобильную связь, технологии онлайновых услуг.
    Разработана стратегия и реализуются рекомендации по вхождению в информационное общество и стран Европы. В июле 1994 г. Комиссией Европейского сообщества был принят план действий «Европейский путь в информационное общество». В 1995 г. Европейская комиссия учредила Форум для обсуждения общих проблем процесса становления информационного общества. Цель работы Форума — проследить этот процесс в таких областях, как воздействие на экономику и занятость; создание новых социальных и демократических ценностей в «виртуальном сообществе»; воздействие на общественные и государственные службы; образование, обучение и переквалификация; культура и средства массовой информации, устойчивое развитие; технология и инфраструктура. В 1998—2002 гг. усилия Европейского союза (641 проект) были сконцентрированы в специальной программе «Технологии информационного общества», которая будет продолжена и в 2002—2006 гг. В качестве основных были определены следующие направления исследований:
    — системы и услуги для граждан;
    — новые методы работы и электронная коммерция;
    — мультимедийное содержание и средства;
    — технологии и инфраструктура общего пользования;
    — перспективные и вновь возникающие технологии.
    Практически каждая из стран Европы также имеет программу, излагающую национальную политику в деле построения информационного общества, невыполнение которой влечет потерю конкурентоспособности страны, сравнительное снижение уровня жизни, потерю темпов развития.
    В июле 2000 г. «Большая восьмерка» наиболее промышленно развитых стран мира приняла Хартию глобального информационного общества, которая получила название Окинавской Хартии (по названию японского города, где она была принята). В начальных пунктах Хартии зафиксированы следующие основные положения, которые будут применяться этими странами в процессе формирования и развития информационного общества:
    1. Революционное воздействие И КТ, являющихся одним из наиболее важных факторов формирования общества XXI в., касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. И КТ становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики.
    2. Суть стимулируемой И КТ экономической и социальной трансформации заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей. Для более широкого использования людьми своего потенциала руководители стран «Большой восьмерки» будут принимать меры, чтобы ИКТ служили достижению целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия, укрепления демократии, прозрачного и ответственного управления, международного мира и стабильности.
    3. Все люди повсеместно должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества. Его устойчивость основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, включая свободный обмен информацией и знаниями.
    4. Усилия правительств будут направлены на укрепление политики и нормативной базы, стимулирующей конкуренцию и новаторство, оптимизацию глобальных сетей, борьбу со злоупотреблениями, подрывающими целостность сети, сокращение разрыва в цифровых технологиях, инвестирование в людей, обеспечение глобального доступа и участия в этом процессе.
    5. Хартия является прежде всего призывом ко всем как в государственном, так и в частном секторе ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний. Солидная основа политики и действий в сфере ИКТ может изменить методы взаимодействия стран по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире.
    В разделе Хартии, посвященном использованию возможностей цифровых технологий, указывается на необходимость реализации полных экономических, социальных и культурных преимуществ информационного общества и выделяются ключевые направления работы, среди которых:
    — проведение экономических и структурных реформ в целях создания обстановки открытости, эффективности, конкуренции и использования нововведений, дополняемых мерами по адаптации на рынках труда, развитию людских ресурсов, обеспечению социального согласия;
    — рациональное управление макроэкономикой, способствующее более точному планированию со стороны деловых кругов и потребителей, и использование преимуществ новых информационных технологий;
    — разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный и экономичный доступ с помощью конкурентных рыночных условий и соответствующих нововведений;
    — развитие людских ресурсов, способных отвечать требованиям века информации, посредством образования и пожизненного обучения и удовлетворения растущего спроса на специалистов в области ИКТ во многих секторах экономики;
    — активное использование ИКТ в государственном секторе и содействие предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан.
    Отмечается также, что на правительствах лежит задача создания предсказуемой, транспарентной и недискриминационной политики и нормативной базы, необходимой для информационного общества, в соответствии со следующими основными принципами и подходами:
    — содействие развитию конкуренции и открытию рынков для информационно-коммуникационных технологий, продукции и услуг;
    — защита права интеллектуальной собственности на информационные технологии;
    — обязательство правительств использовать только лицензионное программное обеспечение;
    — развитие трансграничной электронной торговли путем содействия дальнейшей либерализации, улучшения сетей, соответствующих услуг и процедур; повышение доверия потребителей к электронным рынкам;
    — продвижение рыночных стандартов, включая технические стандарты функциональной совместимости;
    — развитие эффективного и значимого механизма защиты личной жизни при обработке личных данных; дальнейшее развитие и эффективное функционирование электронной идентификации, электронной подписи и других средств обеспечения безопасности и достоверности операций.
    Подчеркивается важность согласованных действий по созданию безопасного и свободного от преступности киберпространства, необходимость нахождения эффективных политических решений таких актуальных проблем, как несанкционированный доступ и компьютерные вирусы.
    Второй раздел Хартии посвящен важному вопросу преодоления электронно-цифрового разрыва внутри государств и между ними. Для обеспечения всеобщего доступа к информационным и коммуникационным сетям предлагается:
    — содействовать установлению благоприятных рыночных условий, необходимых для предоставления населению информационных услуг;
    — обеспечивать возможность доступа через учреждения, открытые для широкой публики;
    — совершенствовать сетевой доступ, в особенности в отсталых городских, сельских и отдаленных районах;
    — уделять особое внимание нуждам и возможностям людей, обладающих меньшей социальной защищенностью;
    — содействовать дальнейшему развитию «удобных для пользования» технологий, включая мобильный доступ к Интернету, более широкому использованию бесплатного общедоступного информационного наполнения и открытых для всех пользователей программных средств, соблюдая при этом права на интеллектуальную собственность.
    Констатируется, что стратегия развития информационного общества должна сопровождаться развитием людских ресурсов, для чего «Большая восьмерка» берет обязательство предоставить всем гражданам возможность освоить и получить навыки работы с ИКТ посредством образования, пожизненного обучения и подготовки.
    Два заключительных раздела посвящены вопросам эффективного международного сотрудничества государств, в том числе развивающихся, международных общественных и коммерческих организаций в целях активного формирования глобального информационного общества.
    Естественно, что процесс информатизации различных объектов протекает неодинаково. Так, переход различных стран и регионов к информационному обществу начался в разное время и происходит разными темпами. Предполагается, что США завершат этот переход к 2020 г., Япония и страны Западной Европы — к 2030—2040 гг., Россия — к 2050 г.
    Одним из основных механизмов перехода нашей страны к информационному обществу призвана стать программа «Электронная Россия» на 2002—2010 гг., реализация которой позволит:
    — эффективно использовать интеллектуальный и кадровый потенциал России в сфере ИКТ;
    — обеспечить гармоничное вхождение России в мировую экономику на основе кооперации и информационной открытости;
    — преодолеть отставание России от развитых стран в уровне использования и развития ИКТ;
    — обеспечить равноправное вхождение граждан России в глобальное информационное сообщество на основе соблюдения прав человека, втом числе права на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, а также права на обеспечение конфиденциальности любой охраняемой законом информации, имеющейся в информационных системах.
    Для достижения целей программы предусматривается решение следующих задач:
    — формирование эффективной нормативной правовой базы в сфере ИКТ, регулирующей в том числе вопросы обеспечения информационной безопасности и реализации прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации;
    — повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления как между собой, так и с хозяйствующими субъектами и гражданами на основе использования современных ИКТ;
    — обеспечение условий для повышения эффективности и более широкого использования ИКТ в экономической и социальной сфере;
    — повышение уровня подготовки и переподготовки кадров за счет совершенствования образования на базе ИКТ;
    — содействие развитию независимых средств массовой информации посредством стимулирования внедрения ИКТ в их деятельность;
    — содействие развитию телекоммуникационной инфраструктуры и возможностей подключения к открытым информационным системам для граждан и хозяйствующих субъектов, а также существенное повышение качества предоставляемых услуг в этой области;
    — формирование единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для совершенствования работы органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий и других организаций;
    — формирование условий, необходимых для широкого использования на товарных рынках России механизмов электронной торговли, способствующих ускорению продвижения товаров (услуг), поддержанию стабильного воспроизводства, удовлетворению нужд потребителей и повышению эффективности управления поставками продукции для федеральных государственных нужд.

    Информацией называют сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Данные — это удобная форма представления информации, а информация — это полезное содержание данных. Тип данных определяет не только способы представления информации для ее хранения, передачи и обработки, но и набор операций, которые можно производить с этими данными.
    Работа с большими наборами данных легче автоматизируется, если элементы данных расположены в наборе в соответствии с некоторыми правилами, образуя заданную структуру данных.
    Основными свойствами (показателями качества) информации являются ее ценность, полезность, понятность и доступность.
    Информация проявляется в информационных процессах. Наиболее общими информационными процессами являются регистрация, распространение и использование информации. Разновидностями системной организации реализации информационных процессов являются информационные технологии и информационные системы. Информационная технология — системно организованная совокупность методов и способов реализации информационных процессов на базе определенного класса инструментальных средств. Автоматизированная информационная система — это взаимосвязанная совокупность информации, автоматизированных информационных технологий, а также обеспечивающих их реализацию программно-техничес- ких средств и специалистов, предназначенная для эффективного выполнения комплекса работ, необходимых в деятельности пользователя АИС.
    Для успешного информационного взаимодействия человека с компьютером необходимо уметь кодировать все типы информации: текстовую, графическую, аудио- и видеоинформацию.
    Основой представления информации в современных компьютерах и других цифровых устройствах является двоичный код, состоящий из двух символов: 0 и 1.
    Алгоритмическую обработку информации в информационной системе можно моделировать с помощью взаимодействующих с пользователем вложенных абстрактных машин. Любой алгоритм можно представить с помощью трех базовых конструкций структурного программирования: «следование», «ветвление» и «цикл-пока».
    В истории развития цивилизации выделяют шесть информационных революций, заключавшихся в кардинальном изменении средств и способов хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения. Шестая информационная революция, происходящая в настоящее время, вызвана формированием и развитием глобальных информационно-ком- муникационных сетей, охватывающих все страны, проникающих в каждый дом, на каждое рабочее место, вызывающих коренные изменения в организации производственной, торговой и иной профессдсжальной деятельности.
    Сферу общественной и человеческой деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей, называют информационной сферой. В нее входят субъекты, осуществляющие деятельность по реализации информационных процессов, потоки создаваемой и потребляемой информации, информационная инфраструктура, включающая информационные ресурсы общества, информационную индустрию и системы регулирования и воспроизводства информационной сферы.

    Контрольные вопросы

    1. Что характеризуют прагматический, семантический и синтаксический аспекты информации?
    2. В чем заключается отличие информации от данных?
    3. Назовите три основных типа структур данных и поясните соответствующие им способы адресации.
    4. Что такое информационный процесс?
    5. Как представляется в двоичном коде текстовая информация?
    6. Как представляется в двоичном коде графическая информация?
    7. Что такое алгоритм и каковы его основные свойства?
    8. Что такое абстрактная машина и в чем заключается ее взаимодействие с пользователем?
    9. Опишите основные базовые конструкции структурного программирования.
    10. Назовите основные черты каждой из информационных революций.
    11. Что такое информационная сфера и каков ее состав?
    12. Что такое информационные услуги и каковы их основные виды?
    13. Поясните содержание каждого из общих информационных процессов, используя входящие в них основные процессы.
    14. Что такое информационная технология и какими аспектами она характеризуется?
    15. Каковы основные тенденции развития автоматизированных информационных технологий?
    16. Опишите обобщенную архитектуру АИС.
    17. Какие виды АИС выделяются при использовании различных классификационных признаков?

    Литература

    1. Аладьев В.З., Хунт Ю.Я., Шишаков M.Л. Основы информатики. М.: Филинъ, 1998. С. 11—51.
    2. Информатика / Под ред. Н.В. Макаровой. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 13—118.
    3. Информатика в терминах и определениях российского законодательства / Под ред. В.А. Никитова. М.: Славянский диалог, 2000. С. 96-108.
    4. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. С. 12-35, 41-69, 95-213.
    5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. С. 25-80.
    Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. М.: Юридическая литература; Администрация Президента Российской Федерации, 1995. С. 1213—1225.

    Прежде всего, необходимо отметить, что понимание информационной сферы тесно связано с понятием природы информации, главным содержанием которой является образ отражения существующей действительности, т.е. той, которая связана с человеческой деятельностью. Нет такой ее области, которая бы не отражалась в сознании человека. Поэтому информационная сфера имеет непосредственное отношение или связь со всеми областями деятельного человеческого поведения.

    Известно, что человеческая деятельность проходит в определенных пространствах и имеет какую-то протяженность, что отражается в соответствующих формах информации. При этом необходимо отметить, что информационная деятельность в современных информационно-телекоммуникационных формах, как правило, не ограничивается территориальными границами, поскольку распространение сигнала в физической среде практически безгранично.

    Нельзя не отметить и временной фактор распространения информации. Совершенствование физических и технологических возможностей передачи и получения электронного сообщения, с помощью которого передается информация, активно влияет на длительность ее распространения, т.е. на скорость. Иначе говоря, временные интервалы информационного обмена постоянно изменяются.

    Движение человеческой деятельности, а вместе с ней и информации в обществе проходит в нескольких формах.

    Первой формой является поиск информации.

    Пожалуй, одно из самых серьезных проблем современной жизни – найти важную информацию и в нужное время. Сегодня уже не объем информации и не ее разнообразие, а точность и скорость поиска интересны для пользователя.

    Следующей формой движения информации является ее обработка. Как известно, мало найти нужную информацию - не менее важно ее сохранить, защитить и обработать. Здесь многое зависит от технических возможностей компьютера, программного обеспечения и умения пользователя.

    Формой существования, точнее, движения информации является и ее передача . И здесь технические характеристики телекоммуникационных средств (средств связи) играют ведущую роль при передаче информации. Современные мобильные телефоны подчеркивают эту качественную характеристику систем связи. На рубеже 1970-х гг. прошлого века произошли революционные телекоммуникационные преобразования. Вначале была создана цифровая технология передачи информации, а затем на основе лазерных технологий появились оптико-волоконные каналы связи. Такие открытия позволили создать уникальные технические и технологические возможности передавать на большие расстояния огромные объемы информации и с высокой скоростью. На основе цифровых технологий были созданы возможности существенно преобразовать глобальные телекоммуникационные сети, в том числе глобальную сеть Интернет, которая в 80-90-е гг. революционно изменила систему передачи информации. Разновидностью передачи информации является ее обмен – взаимная передача информации.


    Наконец, последней формой движения информации является ее использование . Думается, что не нужно представлять названную форму существования информации, поскольку она самая распространенная.

    Итак, информация проходит во времени несколько этапов: поиск, обработка, передача и использование. Прохождение информации по названному кругу и приобретение соответствующих форм ее существования обычно связывают с термином «оборот информации» . Постараемся запомнить его, поскольку мы не один раз будем использовать этот термин при характеристике информационной темы.

    Область любого вида человеческой деятельности принято называть сферой. Человек может заниматься производством товаров, что будет являться производственной деятельностью. Область человеческой деятельности, связанной с движением денежных средств именуется финансовой деятельностью. Включаясь в область получения знаний, человек погружается в научную и образовательную деятельность. При использовании правовых средств защиты своих интересов человек вступает в сферу права.

    При использовании одной из названных форм информации человек, следовательно, погружается в сферу информации или информационную сферу.

    Рассмотрев все формы движения информации характере информационной человеческой деятельности, можно определить информационную сферу как пространственно-временную область человеческой деятельности, связанную с поиском, обработкой хранением (защитой), передачей и использованием информации.

    Для понимания информационной сферы человеческой деятельности, связанной с информацией, немалое значение имеет определение понятия «информационная среда» .

    В научной литературе этому понятию уделяется внимание не только в контексте рассмотрения его соотношения с категорией «информационная сфера» (38), но и с понятиями, определяющими физико-технические сущности информационных процессов (1, 119-141).

    Необходимо отметить, что такие сопоставления представляют довольно сложные теоретические конструкции и носят преимущественно строго научный характер, хотя и на образовательном уровне они имеют значение, поскольку позволяют правильно определить границы информационных процессов в юридической практике.

    Понятие «информационная сфера» описывает самые широкие, практически не определяемые, границы информационной человеческой деятельности. Такое наиболее обобщенное понимание не дает возможности «увидеть» более конкретные пространственные области общественных отношений, возникающих по поводу информации и, в частности, в ситуациях применения различных технических средств и информационных технологий.

    В связи с этим И. Л. Бачило правильно определяет значение выбора термина «информационная среда» для обозначения жестких границ конкретной информационной деятельности, и отмечает, что только в пространстве среды можно определить конкретного субъекта такой деятельности, его цель и интересы (38, 20).

    Авторы Глоссария по информационному обществу (Институт развития информационного общества) определяют информационную среду как «совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также политические, экономические и культурные условия реализации процессов информатизации» (177, 59).

    Это правильно, поскольку информационные интересы конкретных субъектов человеческой деятельности реализуются не в абстрактно существующей пространственно-временной области информационного общества, а в реально существующих условиях существования окружающей технической и технологической обстановки информационного среды.

    Правильно организованные и технологически (на физико-техническом уровне) обустроенные условия производства документов, их передачи и использования создают благоприятные условия принятия правильных управленческих решений (1, 131).

    Действительно, среда как часть сферы представляет собой более конкретное начало, она несет в себе иную смысловую нагрузку, нежели понятие «сфера». К информационной среде относятся та конкретная обстановка или совокупность условий, в которых осуществляется человеческая деятельность, связанная с информацией, использованием информационных технологий и других информационных элементов инфраструктуры.

    В литературе по теории и методологии систем исследователи, описывая состав элементов любой системы, включают среду существования системы как обязательный элемент и определяют ее как «окружение любой системы» (76, 46 – 55).

    Иначе говоря, информационная среда является не только необходимым структурным элементом информационной деятельности как системы, но важной совокупностью условий (параметров) , которые влияют на существование и развитие информационных процессов, складывающихся по поводу использования объектов информационной инфраструктуры. В состав таких параметров входят организационные, организационно-технические, организационно-технологические, организационно-правовые условия. От того, как и каким образом сформулированы, смоделированы, структурированно описаны и скоординированы названные условия, зависит эффективность и устойчивость информационной деятельности.

    Названная совокупность параметров (условий) характеризующих функционирование системы может быть представлена как состояние (76, 55) информационной системы, а совокупность правовых и связанных с ними организационных и технологических параметров (условий) может определять уровень устойчивости информационного обеспечения любой человеческой деятельности.

    Среда благоприятна, когда условия (обстановка) реализации информационных интересов являются предпочтительными и более приемлемыми. И наоборот, когда такие условия затрудняют реализацию информационных потребностей, то информационная среда является неблагоприятной, а может быть и агрессивной. К таковой относится, допустим, среда сети Интернет. Для того, чтобы Интернет-среда была более благоприятной, необходимо на организационно-правовом и технологическом уровне исключить, например, несанкционированные почтовые рассылки (спам), создать технологические гарантии против воздействия вирусов, способных вывести из строя пользовательские системы многомиллионной аудитории глобальных сетей и т.д.

    Таким образом, информационная среда представляет собой совокупность наиболее оптимальных благоприятных организационно-правовых, технических и технологических условий реализации конкретных (ситуационных) информационных потребностей субъектов информационной сферы.

    При определении понятия "информационная сфера" следует учитывать, что в настоящее время не существует такого устоявшегося единого правового понятия. Если рассмотреть понятие "информационная сфера" (среда), под которой в законодательстве понимается "сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации" (Федеральный закон "Об участии в международном информационном обмене"), то оно носит, на наш взгляд, слишком общий характер.

    Кроме того, в Законе, например, отсутствует признак хранения информации, названный одним из основных для документа; вместо признаков, указанных в Конституции РФ (ст. 29, п. 4), предложены другие: вместо "производство" - "создание и преобразование", вместо "поиск, получение, передача, распространение" - "потребление", хотя это признаки не одного порядка. Ниже приведено определение, данное в привязке к объектам и их основным признакам.

    Информационная сфера - это среда оборота информации (производство - распространение -потребление), при котором субъекты реализуют свои потребности и возможности по отношению к информации.

    Основными объектами информационной сферы являются:

    1. Информация, в том числе информационные ресурсы - массивы документов, базы и банки данных, все виды архивов, библиотеки, музейные фонды и пр., содержащие данные, сведения и

    знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации.

    2. Информационная инфраструктура, включающая в себя совокупность информационных систем:

    а) организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие информационной сферы, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации.

    б) информационно-телекоммуникационные структуры - территориально распределенные государственные и корпоративные компьютерные сети, телекоммуникационные сети и системы специального назначения и общего пользования, сети и каналы передачи данных, средства коммутации и управления информационными потоками;

    в) информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии;

    г) системы средств массовой информации.-

    Структуру общественных отношений и производных от них правоотношений следует определять исходя из стандартного цикла обращения информации, который можно представить в виде простейшей формулы: производство - распространение - потребление -производство, и основных правомочий субъектов в информационной сфере, установленных, прежде всего, в Конституции РФ: свободно искать, получать, передавать,

    производить, распространять информацию, а также иметь право на неприкосновенность частной жизни, на тайну и защиту от так называемой "вредной информации".

    При этом необходимо учитывать три основных случая перехода общественных отношений в правоотношения: 1) по воле субъекта, 2) помимо воли и желания субъекта, 3) регулируемые моралью, обычаями, обыкновениями, этическими нормами, где право лишь

    гарантирует свободу поведения. Для эффективного регулирования общественных отношений нормами права следует учитывать объективные законы, действующие как в целом в информационной сфере, так и в отдельных ее областях, которые можно выделить на основе общих законов развития природы, общества, мышления применительно к информационной сфере.

    Объективные законы развития информационной сферы и информационных отношений

    К общим законам для информационной сферы можно отнести объективный закон организации и ограничения информации в социальных системах: чем выше уровень организованности системы (где информация выступает одновременно и средством организации системы, и качественной характеристикой степени ее организованности), тем выше должен быть уровень регуляции и ограничений. В условиях многократно возрастающего объема потребляемой информации, формирования информационного общества, при отсутствии гражданского общества, ответственность за социальное регулирование этих процессов лежит, прежде всего, на государстве. Это положение нашло отражение в Доктрине информационной безопасности РФ, где сделан вывод: "совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ".-

    Другим объективным законом развития информационной сферы, что находит свое отражение и в переходном периоде к информационному обществу, является закон информационного опережения: решение проблем информационного взаимодействия должно опережать по времени каждый очередной шаг в других сферах социальной деятельности, что дает возможность полнее координировать реформы, создавать благоприятные условия для функционирования рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, обеспечивать равное право на приобретение в собственность имущества, владение, пользование и распоряжение им, проводить согласованную политику в различных сферах. Единое информационное пространство должно предшествовать созданию единого экономического и правового пространства, равно как информационное обеспечение должно опережать каждый очередной шаг в принятии решения в разных социальных сферах. Из этого следует и обратное - нерешение проблем информационного взаимодействия или запаздывание здесь обязательно приведет к серьезному отставанию и в других сферах социальной деятельности, что сегодня и происходит. По-видимому, и этим продиктован призыв руководителей "восьмерки" в Окинавской Хартии Глобального Информационного Общества (2000) ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний, а также обусловлен вывод о том, что "солидная основа политики и действий в сфере ИТ может изменить методы нашего взаимодействия по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире".

    К общим законам информационного взаимодействия следует отнести и группу законов, касающихся организации и деятельности сложных систем, которые открыл еще в начале XX в. А. А. Богданов в своей "Тектологии"-. Суть этих законов (законы аддитивности, (от лат. addere - добавлять) заключается в том, что суммарный потенциал системы

    определяется характером взаимодействия ее подсистем. Так, если подсистемы индифферентны (равнодушны) к друг другу, то суммарный потенциал системы эквивалентен потенциалу одной из подсистем. Если же подсистемы находятся в состоянии войны каждой с каждой, то потенциал системы меньше потенциала

    самой слабой из подсистем.

    И в случае, если взаимодействие всех подсистем носит целенаправленный характер, то потенциал системы много больше суммы потенциалов всех подсистем. Это закон сверхаддитивности, когда целое больше суммы его частей.

    В области производства информации действует объективный закон неполного использования информации, в том числе при принятии решений в управленческой деятельности, что определяется как парадоксом избыточности информации, так и неспособностью (недобросовестностью) субъектов к ее полному использованию. В действующем законодательстве в этой области выделяют "производство", "создание", "преобразование" информации. Правовое регулирование присутствует здесь в виде регулятивных норм, способствующих созданию организационных и экономических предпосылок развития и совершенствования информационного производства; в виде гарантий свободы творчества, поведения, образования и т. п.; в виде охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, а также в виде запретов на производство "вредной" информации.

    В области распространения информации действует объективный закон искажения информации по мере ее движения, что связано с различной способностью и готовностью субъектов к ее восприятию. Законодатели здесь едины, выделяя только "распространение" информации. В то же время отношения, связанные с передачей информации, что закреплено в ст. 29 Конституции РФ и также относится к распространению информации, не нашли должного отражения в законодательстве. По способу распространения можно выделить непосредственное и опосредованное распространение.

    При непосредственном распространении создатель информационного продукта воздействует на потребителя непосредственно (собственно общение, передача идей в воспитательно-образовательной среде, (лекции, конференции, семинары, митинги, театрализованные представления и другие культмассовые мероприятия). Правовое регулирование предусматривает здесь установление запретов на распространение конфиденциальной и "вредной" информации, включая недостоверные сведения и клевету, и ответственности за это, а также правовую охрану и защиту авторских и смежных прав.

    Рис. 1. Информационная сфера как объект права ИБОД - информация без ограничения доступа, ИОД - информация с ограничением доступа, ОИС - интеллектуальная собственность, ВрИ - вредная информация, ОДИ - общедоступная информация

    При опосредованном распространении между создателем информации и потребителем стоит посредник - средство фиксации и передачи информации, наличие которых предопределяет массовость таких информационных отношений. По мере исторического развития средств и технологий распространения информации росли массовость информационного обмена и значимость информации в обществе, что предопределило высокую степень правового урегулирования в этой сфере, в том числе охрану и защиту прав на целостность и конфиденциальность распространяемой информации, на объекты интеллектуальной собственности, на информационные системы, на защиту от распространения "вредной информации".

    В области информационного потребления действует объективный закон принудительного отчуждения и обобществления информации, что связано, как с нежеланием субъектов добровольно отдавать свою информацию, так и необходимостью обобществления информации в интересах реализации информационных прав граждан, построения информационного общества и сохранения и развития единого информационного пространства страны. В действующем законодательстве в этой области выделяют ряд понятий: "потребление", "поиск", "сбор", "получение", "накопление", "хранение". Правовое регулирование должно предусматривать здесь охрану и защиту прав на доступ к информации, прав на неприкосновенность частной жизни, на тайну и на объекты интеллектуальной собственности, прав на защиту от воздействия "вредной" информации, прав на информационные системы и интересов государства по сохранению единого информационного пространства страны.

    "Некоторые авторы предлагают в составе информационной сферы рассматривать также и другие компоненты: рынок информационных технологий, средств связи, информатизации и телекоммуникаций, информационных продуктов и услуг; систему взаимодействия информационного пространства России с мировыми открытыми сетями; систему обеспечения информационной защиты (безопасности); систему информационного законодательства. С таким подходом, на наш взгляд, нельзя согласиться, поскольку перечисленные компоненты скорее являются качественными характеристиками, условиями, признаками, при наличии которых совокупность объектов системы образует единое информационное пространство.

    2 Реализация этого положения предполагает: оценку состояния и эффективности применения действующих

    законодательных и иных нормативных правовых актов в информационной сфере и выработку программы их

    совершенствования; создание организационно-правовых механизмов обеспечения информационной

    безопасности; определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая

    пользователей информационных и телекоммуникационных систем, и установление их ответственности за

    соблюдение законодательства Российской Федерации в данной сфере; создание системы сбора и анализа

    данных об источниках угроз информационной безопасности Российской Федерации, а также о последствиях

    их осуществления; разработку нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и

    процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, а

    также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий; разработку составов

    правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной

    ответственности и включение соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский,

    административный и трудовой кодексы, в законодательство Российской Федерации о государственной

    службе. 3 Богданов А. А. Тектология. (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн. М, 1989. С. 304, 351; Бодякин В.

    И. Куда идешь, Человек? Основы эволюциологии (информационный подход). М., 1998. С. 332.

    Еще по теме 4.1. Понятие и структура информационной сферы. Объективные законы ее развития:

    1. Понятие и структура информационных технологий социально-культурного сервиса и туризма
    2. 1.1. Основная терминология. Понятия: информационная система, информационная технология, информационный менеджмент
    3. Раздел 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ
    4. 2.1. Объективные основания для формирования отрасли информационного права
    5. 2. Информационно-правовые отношения: понятие, виды, соотношение с правовой нормой, структура и защита
    6. Деньги, кредит и финансы как объективно необходимая форма развития рыночного хозяйства
    7. § 16. Понятие о законном рождении и законных детях. - Удостоверение законности рождения. - Римское предположение о законности детей, рожденных в браке.
    8. § 4. Тенденции развития социальной структуры и их проявление на современном этапе развития российского общества
    9. Понятие и сущность менеджмента. Особенности общего управления предприятием сферы сервиса
    10. I Применение понятия корреальности вне первоначальной сферы. Противоположение с солидарностью.

    - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право -



    © 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows