Липнева, Борисова: Ритмические зарисовки. Творческие задания для юных музыкантов. Барабан в саду забыл он

Липнева, Борисова: Ритмические зарисовки. Творческие задания для юных музыкантов. Барабан в саду забыл он

Если у вас есть синтезатор, вам наверняка захочется максимально использовать его функции на практике. Научиться этому несложно: зная, как правильно подобрать мелодию на синтезаторе , вы сможете самостоятельно, практически один в один, воспроизвести звучание любой группы музыкальных инструментов.

С чего начать

Начинать лучше всего с известных мелодий, звучание которых вам хорошо знакомо. Однако чтобы учесть все нюансы произведения и полностью передать всю его красоту и благозвучие, следует предварительно прослушать его запись.  Но не просто прослушать, а проанализировать: с какого инструмента начинается мелодия, каков ее темп, ритмический рисунок, какой инструмент используется в сольной партии, а какие участвуют в создании музыкального фона. Как правило, одного прослушивания бывает недостаточно для подробного анализа, поэтому желательно прослушать запись несколько раз. Можно составить для себя небольшой план, который поможет вам правильно сориентироваться при подборе музыки.

Выбор стиля, ритма, инструментов

Итак, произведение проанализировано, план составлен – пора садиться за инструмент. Не спешите убирать диск с оригиналом, включите его еще раз и во время звучания музыки подберите нужный темп. Затем в соответствии с музыкальным стилем произведения найдите такой же стиль на синтезаторе. Выберите наиболее подходящую ритмическую группу, включите автоаккомпанемент – так вы создадите ритмическую основу произведения, на которую затем будут наслаиваться другие инструменты. После этого подберите мелодию, выбрав звучание нужного инструмента. Проиграйте все вместе – уже близко к оригиналу, правда? Если вы чувствуете, что не хватает музыкального фона, можете добавить звучание нужного инструмента, группы инструментов (струнных, духовых, народных) или электронного вокала. Вот теперь вы можете с удовольствием наслаждаться любимой музыкой в собственном исполнении!

Для памяти

И еще один важный момент: чтобы каждый раз не подбирать любимые мелодии заново, заведите специальный блокнот и запишите туда цифровой набор произведения, которое вы только что подобрали: темп, номер стиля, номера основных и дополнительных инструментов. Пользуясь такой «шпаргалкой» в следующий раз вы без труда сможете сыграть произведение, которое когда-то подбирали.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ: РИТМ
Вначале был ритм

В ритме есть нечто волшебное;
он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам
.
И. В. Гёте

Мелодия - одно из главных средств музыкальной выразительности. Может быть, самое главное. Правда, Николай Андреевич Римский-Корсаков считал, что самое главное средство выразительности - ритм. Можно с ним не соглашаться, но доказать его правоту очень легко.

Люди произносят слова во времени, то ускоряя свою речь, то замедляя ее. Ведь трудно представить себе человека, говорящего предельно точно, размеренно. Такая речь быстро утомит слушателя, и он плохо воспримет смысл сказанного.

Вы, конечно, замечали, что в музыке звуки длятся неодинаково. Одни из них короткие, другие - более длинные. Давайте вспомним песенку, которую многие из вас пели: «Петушок, петушок, золотой гребешок».

Видите, в ней два коротких звука сменяются одним длинным (чередование длинных и коротких звуков).

Чередование длительностей, которое в музыке всегда повторяется, называется ритмом. Академик Асафьев назвал ритм пульсом музыкального произведения. Это очень удачное сравнение.

Ритм вносит порядок в музыку, выстраивает и согласует звуки во времени, то есть по их длительности. То есть ритм - это согласованность звуков по длительности. Они могут быть различными. Количество ритмических вариантов бесконечно велико, все здесь зависит от фантазии композитора. Вообще ни одна мелодия невозможна без ритма. Как бы ни была совершенна и проста мелодия - ее нельзя даже представить вне ритма.

Не будь ритма, не было бы и мелодии, а остался бы только набор разных по высоте звуков. Хотя ритм без мелодии существует. У многих народов Востока есть танцы, которые исполняются только под ритм ударных инструментов.

Ритм является сильнейшим выразительным средством. От него во многом зависит характер музыки. Ровный ритм делает мелодию плавной и мягкой, прерывистый - придает мелодии взволнованность, напряженность, часто используется в решительной, маршевой музыке. Благодаря ритму мы можем сразу же, даже в незнакомом произведении определить: это вальс, это полька, это марш и т. д. Для каждого из этих жанров характерны определенные ритмические фигуры, которые повторяются в течение всего произведения.

Греческое слово «rythmos» означает мерное течение. Термин этот - не только музыкальный. В нашей жизни все подчинено определенному ритму.

Ритм обнаруживает себя повсюду в окружающем мире. Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи. Ритмичны человеческое дыхание и биение сердца. Ритмичны архитектурные сооружения, дворцы и дома с их симметрично расположенными окнами, колоннами и лепными украшениями.

Храм Христа Спасителя. Москва, Россия


Все это говорит о том, что ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе, мы его слышим и видим - в шуме морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки, в срезе любого дерева, любого сучка.

Чувство ритма очень сильно развито в народе. Ритм свойственен работе тогда, когда человек исполняет ряд однообразных движений. Песни, которыми народ сопровождал однообразный, утомительный труд, как, например, известная «Дубинушка», подчеркивают ритмическое начало труда.


И. Репин. Бурлаки на Волге

Приходилось ли вам задумываться когда-нибудь, почему маленькие дети так быстро и легко засыпают под звуки колыбельной песни? Почему они тут же начинают приплясывать, если поешь им какую-нибудь музыкальную прибаутку? Ведь ребенок еще не учился ничему и не знает, что на музыку следует как-то реагировать - двигаться, танцевать и т. д.

Наверное, это происходит оттого, что музыкальный ритм наиболее близок природе человека и, воздействуя на нее, способен вызывать ответную реакцию. А любая ответная реакция - это уже диалог, общение человека с внешним миром, первое ощущение единения с ним. Ведь так важно чувствовать себя не одинокой, затерянной в бесконечности песчинкой, а полноправной частичкой мира, живущего и чувствующего так же, как и ты сам.

Вот почему иногда говорят, что ритм - изначальная форма связи человека с жизнью, с людьми, со своим временем. Ритм отражает связь природы, человека и его деятельности с мирозданием. Слово ритм означает «мерность».

Люди издавна стремились понять природу музыкального ритма. Господство ритма во всех сферах бытия послужило причиной того, что первая и наиболее значительная античная теория осмысления мира выдвинула музыку на первый план в устройстве Вселенной. Древнегреческий философ и математик Пифагор представлял мир как своего рода вселенский музыкальный инструмент, управляемый «музыкой сфер» - звучаниями, рождаемыми бесконечным движением небесных сфер. В основе этой грандиозной картины мира находились четыре начальных божественных числа (1- 2- 3- 4), вносящих в мироздание порядок и гармонию. Порядок, то есть истина, красота и симметрия, наделялись и нравственными качествами. Пифагореец Филолай писал: «Лжи не принимает в себя природа числа и гармонии... Порядок и симметрия прекрасны и полезны, беспорядок же и асимметрия безобразны и вредны».

Порядок, симметрия - коренные свойства ритма. Не случайно мы находим их в самых разнообразных музыкальных произведениях - от нехитрой детской песенки до сложной инструментальной темы.

Вот известная всем песня «Елочка» М. Красева. Спойте ее, и вы сразу почувствуете легкость, естественность, соразмерность РИТМА и мелодии. Наверное, эта песенка так популярна потому, что ее без труда запоминают и поют даже маленькие дети.

А вот совсем другой пример. Он взят из финала фортепианной сонаты № 17 Л. Бетховена. Почему мы поставили этот пример в один ряд с немудреной детской песенкой? Ведь многим известно, что бетховенские сонаты – сложнейший мир со своими радостями, сомнениями, философскими раздумьями, что в нем заключен обширный круг всех мыслимых средств музыкальной выразительности.


1770 - 1827
Немецкий композитор, дирижёр и пианист

Однако, несмотря на всю свою сложность, музыка Бетховена как раз и является доказательством того, что естественные законы ритма одинаково действуют и в детской песенке, и в фортепианной сонате, что эти законы неподвластны ни интеллектуальной сложности, ни музыкальной смелости даже такого композитора, каким был Бетховен. Не оттого ли, слушая Бетховена, мы никогда не остаемся безучастными, мы неизменно поддаемся обаянию, живому трепету музыки этого величайшего из музыкантов, сумевшего соединить в своем творчестве необыкновенную личную волю и глубокое почитание коренных, природных свойств музыкального искусства?

Вопросы и задания:
1. Что такое ритм, каково его значение в музыкальном языке?
2. Почему именно ритм является основой музыки? Могла бы музыка существовать без ритма?
3. Как ритм может повлиять на характер музыкального произведения?
4. Как ты можешь объяснить слова: «Порядок, симметрия - коренные свойства ритма».

Презентация

В комплекте:
1. Презентация: 13 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен Соната № 17, III ч. Allegretto, mp3;
Маленькой ёлочке холодно зимой (минусовая фонограмма), mp3;
Эй, ухнем (в исполнении мужского хора Санкт-Петербургского Подворья Оптиной Пустыни), mp3;
3. Статья, docx.

Для того, чтобы преодолеть ритмические трудности, научиться "видеть" ритм в записанной форме. Вам необходимо отработать наиболее употребимые ритмические формулы. В конечном итоге любой ритм состоит из набора ритмических комбинаций. Выучив их наизусть. Вы уже не будете высчитывать длительности, этот процесс будет происходить у Вас автоматически. Изученные формулы не стоит рассматривать как "пройденный, понятный материал". Понять, т.е. разобраться в каком либо ритмическом рисунке можно очень быстро. Но наша задача довести восприятие записанных формул до полного автоматизма, который вырабатывается только при регулярных ежедневных занятиях. Поэтому к данному разделу пособия, посвящённому отработке ритмических рисунков, Вам нужно будет возвращаться вновь и вновь. С каждым днём на это Вы будете тратить всё меньше и меньше времени.

Практические занятия начнём с отработки ритмических рисунков на основе больших длительностей. Как Вы понимаете, чем короче длительности, тем сложнее могут быть их вариации и комбинации. Не старайтесь выполнять упражнения в быстром темпе, наоборот медленный темп приносит больше пользы. Выполните следующее упражнение: установите метроном на темп не более 80 уд/мин. Следуя темпу, лёгкими ударами ноги выдерживайте размер, а в ладоши хлопайте в тот момент, когда нужно извлечь звук. В приведённом ниже примере - размер 4/4, то есть за один такт Вы должны сделать 4 удара ногой (соответственно долям). Целая нота звучит весь такт, значит на 1-ю (сильную) долю каждого такта Вы хлопаете в ладоши.

Во втором примере две целых ноты залигованы, т.е. нота СИ в данной записи должна звучать два такта. В размере 2/4 целый такт будут звучать половинные ноты:

В конце каждой строки нотоносца Вы видите двойную тактовую черту с двумя точками, которая говорит о повторении музыкального отрезка, т.е. упражнения играются по 2 раза.

В размере 3/4 нота будет звучать целый такт в том случае, если к половинной длительности добавить четвертную (3/4=2/4+1/4). Отработайте рисунок, соблюдая размер.

Опережение взгляда

При постоянной игре по нотам со временем у музыканта вырабатывается метод опережения взгляда, т.е. исполнитель смотрит не на те ноты, которые играет в данный момент, а заглядывает чуть вперёд. Опытные музыканты могут анализировать ноты на несколько тактов вперёд. (Это зависит от насыщенности нотного текста, его информативности.) Именно благодаря этой способности (опережающему анализу нотного текста), такие исполнители с лёгкостью играют с листа.

Необходимость опережения взгляда обусловлена тем, что поступающую нотную информацию необходимо "обработать", а на это требуется время. Опережение взгляда даёт музыканту время "подумать" и, чем больше этого времени, (т.е. чем дальше взгляд) тем увереннее будет чтение нотного текста.

Если проанализировать данную технику, то легко понять, что опережающий взгляд "изучает" нотный текст и откладывает его в "оперативную память". Играет же музыкант данный текст в нужное время уже по памяти, а взгляд его находится впереди. Это может происходить тогда, когда исполнителю "всё ясно", т.е. он предслышит звучание нотного текста.

Постарайтесь выполнить следующее упражнение: до начала игры бегло охватите весь музыкальный отрезок. Соблюдая счёт, играйте первый такт (паузу), а в это время перенесите взгляд на следующий такт, проанализировав его, будьте готовы его играть (дождавшись сильной доли). Итак, начиная играть один такт, переносите взгляд на следующий, тем более что при игре звучащих целый такт нот нет необходимости смотреть на уже извлечённую ноту.

Упражнения

При игре последнего такта переносите взгляд на начало упражнения (так как в конце мы видим знак повторения).

В следующих упражнениях рассмотрены варианты ритмических формул половинными длительностями в размере 4/4.

В размере 3/4 такт состоит из нот длительностью 2/4+1/4

Следующее упражнение отрабатывайте с опережением взгляда:

Целые и половинные длительности нот - наиболее простые ритмические фигуры, не представляющие больших трудностей. Дальнейшее дробление длительностей будет усложнять ритмические рисунки, поэтому переходить к каждой следующей формуле можно только после твёрдого усвоения предыдущего материала.

Необходимо отметить некоторые особенности записи размера, которые могут встретиться Вам в нотной литературе. Иногда размер 4/4 обозначают знаком С:

Размер 4/4 можно представить как 2/2, который записывается знаком и длительности высчитываются на РАЗ-ДВА.

В основном размер 2/2 применяется в быстрых темпах для облегчения счёта, хотя, так или иначе, его можно рассматривать как обычный размер 4/4. В размере 4/4 первая доля сильная, 2-я слабая, 3-я относительно сильная (начало 2-й ритмической ячейки 2/4) и 4-я слабая. В размере считается только сильная доля и относительно сильная (cм схему).

После того, как Вы усвоите предыдущий материал. Вы можете переходить к отработке ритмических формул, основанных на четвертных длительностях:

В размере 4/4:

В размере 3/4:

В сочетании половинных и четвертных:

В размере 4/4:

Задание

Проиграйте следующие ритмические отрезки в медленном темпе. Исходя из размера ногой отстукивайте те доли, которые изображены над нотоносцем. В ладоши прохлопывайте ноты, стараясь точно выдерживать их длительности:

По мере выработки навыка опережения взгляда постепенно увеличивайте темп. В быстром темпе 4/4 можно представить как .

Ритмические рисунки с использованием восьмых

Две восьмые ноты в сумме образуют длительность, равную четвертной ноте. Ритмические рисунки с использованием восьмых становятся более разнообразными и сложными по сравнению с теми, что мы изучали ранее. Отрабатывать нижеследующие комбинации ритмических формул необходимо по тем же принципам, только для чёткого определения восьмых нот счёт каждой доли, также как и ноты, разобьём на две части - РАЗ-И, ДВА-И и т.д.

При игре упражнений отстукивайте ногой четвертные счётные доли, при этом на каждый удар ноги восьмые ноты будут представлять собой два одинаковых по времени хлопка в ладоши.

В следующем упражнении приведены различные комбинации восьмых пауз в размере 2/4:

Некоторую сложность на начальном этапе могут вызывать синкопы на восьмых нотах. В музыкальной практике при изучении нотных транскрипции джаз и рок-музыки такие синкопы Вам будут встречаться довольно часто. Поэтому тщательно закрепите в своём сознании межтактовые (упр.1) и междолевые (упр.2) синкопы. Упражнения выполняйте в медленном темпе, доводя их до автоматизма.

Затактом называется неполный такт , с которого начинается музыкальное произведение или отдельная фраза.

Счётные доли затакта, естественно, соответствуют размеру. Если затакт, например, состоит из одной восьмой ноты, то это значит, что Вам необходимо сыграть эту ноту на счёт И после ДВА.

Упражнения

Для того, чтобы Ваши навыки восприятия ритмов вырабатывались быстрее, очень полезно записывать ритмические рисунки знакомых Вам мелодии, песен и т.д. в нотном виде. Не фиксируя высотные характеристики ноты, отражая только ритмические фигуры (например на ноте СИ), Вы уже через несколько дней ощутите прогресс. Начинать целесообразнно с самых простых песен. Польза данных упражнений состоит в том, что ритмические рисунки, которые Вы запишете в нотах, надолго откладываются в память. После того, как Вы начнёте быстро справляться с песнями, нужно усложнять задачу - записывать ритмические партии гитарных композиций, соло с магнитофона. Пользу от этих упражнений трудно переоценить; Вы развиваете ритмический слух, вырабатываете нотные стереотипы различных ритмов, "пропитываетесь" фирменной ритмической фразировкой и т.д.

Пример

Как записать мелодию ритмически? В качестве примера возьмём простую песню "Подмосковные вечера". В начале необходимо определить метр песни, т.е. количество долей от одной сильной доли до следующей сильной доли. В данной песне метр двудольный. Далее, отстукивайте ногой (в темпе мелодии) счётные доли, а в ладоши хлопайте ноты (слоги), которые поются в данной песне. После этого запишите ритм песни в нотную тетрадь.

Наверняка вы уже встречали в самоучителях или других источниках предлагаемые способы ведения аккомпанемента на гитаре в виде РИТМИЧЕСКИХ РИСУНКОВ .
Что же такое ритмический рисунок ? И как его читать?
Для начала рассмотрим простейшие элементы (движения правой рукой в графическом виде), комбинируя которыми получают ритмические приемы извлечения звука:

Все мелодии можно разделить на одинаковые по длительности части – ТАКТЫ . Также все мелодии имеют ритмический рисунок - конкретно выраженную ритмичность чередования И при всем этом данный рисунок не меняется на протяжении всей мелодии.

Главная черта рисунка это его РАЗМЕР – количество более энергичных и ярких нот в одном такте. Зачастую этот рисунок существует только у музыканта в голове, который отсчитывает мелодии с самого ее начала и до конца, следуя по длинным нотам и паузам.

Чаще используются такие размеры: «ДВА» - «ТРИ» - «ЧЕТЫРЕ» - «ШЕСТЬ» . Например, когда шагают солдаты, то они следуют счету: «РАЗ – ДВА – ЛЕВОЙ – ПРАВОЙ» - это размер «ЧЕТЫРЕ» . Допустим, те же солдаты еще и песню будут петь, то получается, чтобы не сбиваться с шага им придется еще и петь в данном размере.
На примере песни:

Если на каждый счет песни будет звучать аккорд, то у нас получится простой вид аккомпанемента. Графический его вид такой:

Из – за того, что все согласные звуки не тянутся их петь нельзя и получается, что все удары попадают на гласные. Из рисунка видим, что аккомпанемент все время идет по кругу. Чтобы изобразить рисунок этого ритма, проще изобразить то, что повторяется.

Примеры показаны для того, чтобы донести одно! РИСУНКОВ РИТМА может быть очень много.

Практика:

Отрабатывать каждый прием нужно очень медленно, отсчитывая (лучше вслух) тактовые ударные цифры (написаны под стрелками).
Для начала отрабатывайте ритм без аккордов на приглушенных струнах. А после зажмите легкий аккорд (например E, С, D ) и тренируйтесь на одном аккорде. Ритм должен быть четким, медленным и ровным. Только после данных упражнений учитесь связывать аккорды, начиная с .

Ритм (греч. rhythmos–стройность, соразмерность) – это живой пульс музыки, одно из ее основных выразительных средств. Ритмом называется последование звуков одинаковой или различной длительности, организованное посредством метра.

Протяженность музыкальных звуков находит отражение в системе относительных длительностей : целые, половинные, четвертные, шестнадцатые и т.д. Одна и та же длительность в разных темпах звучит разное количество времени.

Длительности обладают свойством весомости: короткие длительности воспринимаются как более легкие, а долгие – как тяжелые, опорные, акцентируемые (ритмический акцент). Короткие длительности звучат более слитно, устремлены к долгим. Это свойство делает, например, медленную музыку плавной, гибкой, текучей. Моцарт. Соната A -dur , II часть:

Продолжительные длительности менее связаны друг с другом и поэтому в быстром темпе могут создать эффект скандирования или торжественно-приподнятого звучания.

Выразительность ритма тесно связана с другими сторонами музыки – с темпом, ладом, динамикой. Наблюдается следующая зависимость: чем проще ритмический рисунок, тем шире спектр его выразительных возможностей.

Равномерный ритм – самый простой из ритмических рисунков. В быстром темпе передает движение, бег, течение, полет. В медленном темпе – покой, безмятежность, оцепенение, неподвижность:

Ритм дробления и ритм суммирования также нейтральны и могут употребляться в музыке разного характера.

Пунктирный ритм соединяет в себе активность, поскольку в нем соотносятся длительности не соседние по шкале, с квадратностью (пунктирная фигура всегда равна 4, 8 или 16 частям). Этим можно объяснить использование пунктирного ритма в жанрах, связанных с движением.

Грациозный, энергичный характер польки, полонеза, вальса, хабанеры и других танцев во многом зависит от пунктирного ритма. Для марша типично дробление слабой доли, для мазурки, наоборот, сильной.

В музыке, не связанной с движением, пунктирный ритм позволяет передать активные эмоции. Двойной и тройной пунктирный ритм звучат еще энергичнее и активнее. Они пригодны для передачи предельно эмоциональных состояний: ликование, восторг и так далее.

Пунктирный ритм, в котором длительности расположены в ином порядке – сначала короткая, потом более продолжительная, называется обращенным. Обращенный пунктирный ритм по сути является синкопой.

Синкопой называется ритмический прием, при котором не совпадают различного рода акценты, например метрический и ритмический, метрический и динамический, также может не совпадать величина тактов и величина мотивов.

Наиболее естественно совпадение сильной доли с более крупной длительностью (метрический акцент совпадает с ритмическим). При нарушении этой закономерности и возникает синкопа. По местоположению синкопы бывают междутактовые (от легкой доли одного такта к тяжелой другого), внутритактовые и внутридолевые.

Другой вид синкопы возникает от столкновения динамических акцентов с метрическими при строго периодической акцентировке.

Синкопа, в которой не совпадают трехдольные такты с двухдольными мотивами, называется гемиолой. Гемиола является обязательной ритмической фигурой чешского народного танца фурианта.

размер

2. Подберите музыкальные произведения с пунктирным ритмом и синкопой. Аргументируйте взаимосвязь ритмического рисунка с жанром и образным содержанием произведений.

3. По группировке определите размер мелодий.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows