Основные подходы к разработке по и с. Структурный подход к разработке программного обеспечения. Недостатки спиральной модели

Основные подходы к разработке по и с. Структурный подход к разработке программного обеспечения. Недостатки спиральной модели

29.06.2020

Сейчас в программной инженерии е два основных подхода к разработке ПО ИС, принципиальное различие между которыми обусловлено разными способами декомпозиции систем: функционально-модульный (структурный) подход, в основу которого положен принцип функциональной декомпозиции, при которой структура системы описывается в терминах иерархии ее функций и передачи информации между отдельными функциональными элементами, и объектно ориентированный подход, что использует объектную декомпозицию, описывает структуру ИС в терминах объектов и связей между ними, а поведение системы - в терминах обмена сообщениями между объектами.

Итак, сущность структурного подхода к разработке ПО ИС заключается в ее декомпозиции на автоматизированные функции: система разбивается на функциональные подсистемы, которые в свою очередь делятся на подфункции, они - на задачи и так до конкретных процедур. При этом ИС сохраняет целостность представления, где все составляющие взаимосвязаны. При разработке системы "снизу вверх", от отдельных задач ко всей системе, целостность теряется, возникают проблемы при описании информационного взаимодействия отдельных компонентов.

Базовыми принципами структурного подхода являются:

o принцип "разделяй и властвуй";

o принцип иерархического упорядочения - принцип организации составных системы в иерархические древовидные структуры с добавлением новых деталей на каждом уровне. Выделение двух базовых принципов не означает, что остальные принципы второстепенные, поскольку игнорирование любого из них может привести к непредсказуемым последствиям.

Основными из этих принципов являются:

o абстрагирование - выделение существенных аспектов системы;

o непротиворечивости - обоснованность и согласованность элементов системы;

o структурирование данных - данные должны быть структуро-ване и иерархически организованы.

Методические основы технологий создания программного обеспечения

Визуальное моделирование. Моделью ПО в общем случае называют формализованное описание системы ПО на определенном уровне абстракции. Каждая модель определяет конкретный аспект системы, использует набор диаграмм и документов заданного формата, а также отражает мысли и является объектом деятельности различных людей с конкретными интересами, ролями или задачами.

Графические (визуальные) модели являются средствами для визуализации, описания, проектирования и документирования архитектуры системы. Состав моделей, используемых в каждом конкретном проекте, и степень их детальности в общем случае зависят от следующих факторов:

o трудностей проектируемой системы;

o необходимой полноты ее описания;

o знаний и навыков участников проекта;

o времени, отведенного на проектирование.

Визуальное моделирование очень повлияло на развитие CASE-средств в частности. Понятие CASE (Computer Aided Software Engineering) используется в широком смысле. Первоначальное значение этого понятия, ограничено только задачами автоматизации разработки ПО, в настоящее время приобрело новый смысл, охватывающий большинство процессов жизненного цикла ПО.

CASE-технология представляет собой совокупность методов проектирования ПО, а также набор инструментальных средств, позволяющих в наглядной форме моделировать предметную область, анализировать эту модель на всех стадиях разработки и сопровождения ПО и разрабатывать применение в соответствии с информационными потребностями пользователей. Большинство существующих CASE-средств основано на методах структурного или объектно-ориентированного анализа и проектирования, использующих спецификации в виде диаграмм или текстов для описания внешних требований, связей между моделями системы, динамики поведения системы и архитектуры программных средств.

1. Каскадная (англ. waterfall) - стандартная модель разработки

Каскадная модель разработки - модель, при которой все этапы разработки ведутся последовательно - последующий этап начинается после полного завершения предыдущего.

Такая модель включает следующие этапы процесса разработки ПО:

В первую очередь определяются технические параметры будущей программы, в результате утверждается список требований к программному обеспечению. Далее происходит переход к проектированию, в процессе которого создается документация, описывающая для программистов план и способ реализации требований.

После полного завершения проектирования программистами выполняется реализация (конструирование) проекта. На стадии воплощения происходит интеграция всех компонентов проекта. Только после полного завершения этих стадий производится тестирование и отладка готового продукта. Далее программный продукт можно внедрять и после внедрения осуществлять поддержку - вносить новый функционал и устранять ошибки.

Основные плюсы каскадной разработки:

2. Гибкая методология разработки программного обеспечения (Agile software development)

Ряд методологий разработки программного обеспечения, предусматривающий совместную работу представителей заказчика и разработчиков. В основе гибкого метода разработки лежит итеративный подход, динамическое формирование требований и их реализация короткими этапами.

Результатом каждого такого этапа, включающего цикл итерраций, является некий миниатюрный программный проект,

Методов гибкой разработки несколько, из наиболее известных - Scrum, экстремальное программирование, DSDM.

Основные плюсы гибкой разработки:

минимизация рисков; постепенное наращивание функционала программного продукта; небольшой объем письменной документации; запуск базовой версии программы в кратчайшие сроки.

Существуют и минусы:

невозможность точного определения бюджета проекта; невозможность определения точных сроков готовности проекта; не подходит для государственных и бюджетных организаций; требует мотивации от ответственных представителей заказчика.

Agile-манифест разработки программного обеспечения

Мы постоянно открываем для себя более совершенные методы разработки программного обеспечения, занимаясь разработкой непосредственно и помогая в этом другим. Благодаря проделанной работе мы смогли осознать, что:

Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов

Работающий продукт важнее исчерпывающей документации

Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта

Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану

То есть, не отрицая важности того, что справа, мы всё-таки больше ценим то, что слева.

Принципы гибкой разработки:

Удовлетворение клиента за счёт быстрой и бесперебойной поставки необходимого программного обеспечения;
приветствие изменений требований даже в конце разработки (это может повысить конкурентоспособность полученного продукта);
частая поставка рабочего программного обеспечения (каждый месяц или неделю или ещё чаще);
тесное, ежедневное общение заказчика с разработчиками на протяжении всего проекта;
проектом занимаются мотивированные личности, которые обеспечены нужными условиями работы, поддержкой и доверием;
рекомендуемый метод передачи информации — личный разговор (лицом к лицу);
работающее программное обеспечение — лучший измеритель прогресса;
спонсоры, разработчики и пользователи должны иметь возможность поддерживать постоянный темп на неопределённый срок;
постоянное внимание улучшению технического мастерства и удобному дизайну;
простота — искусство не делать лишней работы;
лучшие технические требования, дизайн и архитектура получаются у самоорганизованной команды;
​постоянная адаптация к изменяющимся обстоятельствам.

Информатика, кибернетика и программирование

Итерация N Унифицированный процесс разработки программного обеспечения USDP Модель вариантов использования описывает случаи в которых приложение будет использоваться. Аналитическая модель описывает базовые классы для приложения. Модель проектирования описывает связи и отношения между классами и выделенными объектами Модель развертывания описывает распределение программного обеспечения по компьютерам.

Занятие №20
Общие принципы и подходы к разработке ПО

Модели разработки ПО

  1. Водопадная
  2. Каскадная модель
  3. Спиральная
  4. Экстремальное программирование
  5. Инкрементальная
  6. Методология MSF

Водопадная модель

Спиральная модель

Инкрементальная разработка

Анализ требований

Проектирование

Реализация

Компонентное

тестирование

Интеграция

Тестирование

единого целого

Итерация 1 Итерация 2 …. Итерация N

Унифицированный процесс разработки программного обеспечения (USDP)

  1. Модель вариантов использования, описывает случаи, в которых приложение будет использоваться.
  2. Аналитическая модель описывает базовые классы для приложения.
  3. Модель проектирования описывает связи и отношения между классами и выделенными объектами
  4. Модель развертывания описывает распределение программного обеспечения по компьютерам.
  5. Модель реализации описывает внутреннюю организацию программного кода.
  6. Модель тестирования состоит из тестирующих компонентов, тестовых процедур и различных вариантов тестирования

Методология MSF

Типичные компоненты архитектуры программного продукта и типичные требования к ПО

Отказоустойчивость – совокупность свойств системы, повышающая ее надежность путем обнаружения ошибок, восстановления и локализации плохих последствий для системы. При разработке любой реальной системы для обеспечения отказоустойчивости необходимо предусматривать всевозможные ситуации, которые могут привести к сбою системы и разработать механизмы обработки сбоев.

Надежность – способность системы противостоять различным отказам и сбоям.

Отказ – это переход системы в результате ошибки в полностью неработоспособное состояние.

Сбой – ошибка в работе системы, которая не приводит к выходу системы из строя.

Чем меньше отказов и сбоев за какой-то определенный интервал времени, тем система считается надежнее.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57355. Многообразие органических соединений, их классификация. Органические вещества живой природы 48.5 KB
Многообразие органических соединений определяется уникальной способностью атомов углерода соединяться друг с другом простыми и кратными связями образовывать соединения с практически неограниченным числом атомов связанных в цепи циклы бициклы трициклы полициклы каркасы и др.
57359. Обработка словесных информационных моделей 291 KB
Основные понятия: модель; информационная модель; словесная информационная модель; аннотация; конспект. Конспект Конспект от лат. Создайте конспект к 2. Сохраните документ в собственной папке под именем Конспект.
57361. Число і цифра 3. Порівняння чисел у межах 3. Написання цифри 3. Порівняння довжини й товщини предметів 35.5 KB
Скільки всього тварин Хто стоїть першим Хто стоїть останнім Хто стоїть під номером 1 Хто стоїть під номером 2 Назвіть сусідів їжачка. Хто сусід праворуч білочки Хто сусід ліворуч жирафа Хто є найвищим Хто є найнижчим Хто стоїть посеред тварин Гра Покажи не помились.

Существуют модели разработки ПО. И существуют методологии. В интернете много противоречивой информации о том, что есть что и как их отличать. Начинающему специалисту бывает сложно в этом разобраться. В этой статье мы расставим все точки над i.

Этапы жизненного цикла ПО

У любого программного обеспечения есть жизненный цикл - этапы, через которые оно проходит с начала создания до конца разработки и внедрения. Чаще всего это подготовка, проектирование, создание и поддержка. Этапы могут называться по-разному и дробиться на более мелкие стадии.

Рассмотрим эти этапы на примере жизненного цикла интернет-магазина.

Подготовка. Иван решил запустить книжный интернет-магазин и начал анализировать, какие подобные сайты уже представлены в сети. Собрал информацию об их трафике, функциональности.

Проектирование. Иван выбрал компанию-подрядчика и обсудил с её специалистами архитектуру и дизайн будущего интернет-магазина.

Создание. Иван заключил с разработчиками договор. Они начали писать код, отрисовывать дизайн, составлять документацию.

Поддержка. Иван подписал акт сдачи-приёмки, и подрядчик разместил интернет-магазин на «боевых» серверах. Пользователи начали его посещать и сообщать о замеченных ошибках в поддержку, а программисты - оперативно всё исправлять.

Модель разработки программного обеспечения описывает, какие стадии жизненного цикла оно проходит и что происходит на каждой из них.

А методология включает в себя набор методов по управлению разработкой: это правила, техники и принципы, которые делают её более эффективной.

Основные модели разработки ПО

  • Code and fix - модель кодирования и устранения ошибок;
  • Waterfall Model - каскадная модель, или «водопад»;
  • V-model - V-образная модель, разработка через тестирование;
  • Incremental Model - инкрементная модель;
  • Iterative Model - итеративная (или итерационная) модель;
  • Spiral Model - спиральная модель;
  • Chaos model - модель хаоса;
  • Prototype Model - прототипная модель.

Из этих моделей наиболее популярны пять основных: каскадная, V-образная, инкрементная, итерационная и спиральная. Разберём их подробнее.

Waterfall (каскадная модель, или «водопад»)

В этой модели разработка осуществляется поэтапно: каждая следующая стадия начинается только после того, как заканчивается предыдущая. Если всё делать правильно, «водопад» будет наиболее быстрой и простой моделью. Применяется уже почти полвека, с 1970-х.

Преимущества «водопада»

  • Разработку просто контролировать. Заказчик всегда знает, чем сейчас заняты программисты, может управлять сроками и стоимостью.
  • Стоимость проекта определяется на начальном этапе. Все шаги запланированы уже на этапе согласования договора, ПО пишется непрерывно «от и до».
  • Не нужно нанимать тестировщиков с серьёзной технической подготовкой. Тестировщики смогут опираться на подробную техническую документацию.

Недостатки каскадной модели

  • Тестирование начинается на последних этапах разработки. Если в требованиях к продукту была допущена ошибка, то исправить её будет стоить дорого. Тестировщики обнаружат её, когда разработчик уже написал код, а технические писатели - документацию.
  • Заказчик видит готовый продукт в конце разработки и только тогда может дать обратную связь. Велика вероятность, что результат его не устроит.
  • Разработчики пишут много технической документации, что задерживает работы. Чем обширнее документация у проекта, тем больше изменений нужно вносить и дольше их согласовывать.

«Водопад» подходит для разработки проектов в медицинской и космической отрасли, где уже сформирована обширная база документов (СНиПов и спецификаций), на основе которых можно написать требования к новому ПО.

При работе с каскадной моделью основная задача - написать подробные требования к разработке. На этапе тестирования не должно выясниться, что в них есть ошибка, которая влияет на весь продукт.

V-образная модель (разработка через тестирование)

Это усовершенствованная каскадная модель, в которой заказчик с командой программистов одновременно составляют требования к системе и описывают, как будут тестировать её на каждом этапе. История этой модели начинается в 1980-х.

Преимущества V-образной модели

    Количество ошибок в архитектуре ПО сводится к минимуму.

Недостатки V-образной модели

    Если при разработке архитектуры была допущена ошибка, то вернуться и исправить её будет стоить дорого, как и в «водопаде».

V-модель подходит для проектов, в которых важна надёжность и цена ошибки очень высока. Например, при разработке подушек безопасности для автомобилей или систем наблюдения за пациентами в клиниках.

Incremental Model (инкрементная модель)

Это модель разработки по частям (increment в переводе с англ. - приращение) уходит корнями в 1930-е. Рассмотрим её на примере создания социальной сети.

  1. Заказчик решил, что хочет запустить соцсеть, и написал подробное техническое задание. Программисты предложили реализовать основные функции - страницу с личной информацией и чат. А затем протестировать на пользователях, «взлетит или нет».
  2. Команда разработки показывает продукт заказчику и выпускает его на рынок. Если и заказчику, и пользователям социальная сеть нравится, работа над ней продолжается, но уже по частям.
  3. Программисты параллельно создают функциональность для загрузки фотографий, обмена документами, прослушивания музыки и других действий, согласованных с заказчиком. Инкремент за инкрементом они совершенствуют продукт, приближаясь к описанному в техническом задании.

Преимущества инкрементной модели

  • Не нужно вкладывать много денег на начальном этапе. Заказчик оплачивает создание основных функций, получает продукт, «выкатывает» его на рынок - и по итогам обратной связи решает, продолжать ли разработку.
  • Можно быстро получить фидбэк от пользователей и оперативно обновить техническое задание. Так снижается риск создать продукт, который никому не нужен.
  • Ошибка обходится дешевле. Если при разработке архитектуры была допущена ошибка, то исправить её будет стоить не так дорого, как в «водопаде» или V-образной модели.

Недостатки инкрементной модели

  • Каждая команда программистов разрабатывает свою функциональность и может реализовать интерфейс продукта по-своему. Чтобы этого не произошло, важно на этапе обсуждения техзадания объяснить, каким он будет, чтобы у всех участников проекта сложилось единое понимание.
  • Разработчики будут оттягивать доработку основной функциональности и «пилить мелочёвку». Чтобы этого не случилось, менеджер проекта должен контролировать, чем занимается каждая команда.

Инкрементная модель подходит для проектов, в которых точное техзадание прописано уже на старте, а продукт должен быстро выйти на рынок.

Iterative Model (итеративная модель)

Это модель, при которой заказчик не обязан понимать, какой продукт хочет получить в итоге, и может не прописывать сразу подробное техзадание.

Рассмотрим на примере создания мессенджера, как эта модель работает.

  1. Заказчик решил, что хочет создать мессенджер. Разработчики сделали приложение, в котором можно добавить друга и запустить чат на двоих.
  2. Мессенджер «выкатили» в магазин приложений, пользователи начали его скачивать и активно использовать. Заказчик понял, что продукт пользуется популярностью, и решил его доработать.
  3. Программисты добавили в мессенджер возможность просмотра видео, загрузки фотографий, записи аудиосообщений. Они постепенно улучшают функциональность приложения, адаптируют его к требованиям рынка.

Преимущества итеративной модели

  • Быстрый выпуск минимального продукта даёт возможность оперативно получать обратную связь от заказчика и пользователей. А значит, фокусироваться на наиболее важных функциях ПО и улучшать их в соответствии с требованиями рынка и пожеланиями клиента.
  • Постоянное тестирование пользователями позволяет быстро обнаруживать и устранять ошибки.

Недостатки итеративной модели

  • Использование на начальном этапе баз данных или серверов - первые сложно масштабировать, а вторые не выдерживают нагрузку. Возможно, придётся переписывать большую часть приложения.
  • Отсутствие фиксированного бюджета и сроков. Заказчик не знает, как выглядит конечная цель и когда закончится разработка.

Итеративная модель подходит для работы над большими проектами с неопределёнными требованиями , либо для задач с инновационным подходом, когда заказчик не уверен в результате.

Spiral Model (спиральная модель)

Используя эту модель, заказчик и команда разработчиков серьёзно анализируют риски проекта и выполняют его итерациями. Последующая стадия основывается на предыдущей, а в конце каждого витка - цикла итераций - принимается решение, продолжать ли проект. Эту модель начали использовать в 1988 году.

Рассмотрим, как функционирует эта модель, на примере разработки системы «Умный дом».

  1. Заказчик решил, что хочет сделать такую систему, и заказал программистам реализовать управление чайником с телефона. Они начали действовать по модели «водопад»: выслушали идею, провели анализ предложений на рынке, обсудили с заказчиком архитектуру системы, решили, как будут её реализовывать, разработали, протестировали и «выкатили» конечный продукт.
  2. Заказчик оценил результат и риски: насколько нужна пользователям следующая версия продукта - уже с управлением телевизором. Рассчитал сроки, бюджет и заказал разработку. Программисты действовали по каскадной модели и представили заказчику более сложный продукт, разработанный на базе первого.
  3. Заказчик подумал, что пора создать функциональность для управления холодильником с телефона. Но, анализируя риски, понял, что в холодильник сложно встроить Wi-Fi-модуль, да и производители не заинтересованы в сотрудничестве по этому вопросу. Следовательно, риски превышают потенциальную выгоду. На основе полученных данных заказчик решил прекратить разработку и совершенствовать имеющуюся функциональность, чтобы со временем понять, как развивать систему «Умный дом».

Спиральная модель похожа на инкрементную, но здесь гораздо больше времени уделяется оценке рисков. С каждым новым витком спирали процесс усложняется. Эта модель часто используется в исследовательских проектах и там, где высоки риски.

Преимущества спиральной модели

    Большое внимание уделяется проработке рисков.

Недостатки спиральной модели

  • Есть риск застрять на начальном этапе - бесконечно совершенствовать первую версию продукта и не продвинуться к следующим.
  • Разработка длится долго и стоит дорого.

На основе итеративной модели была создана Agile - не модель и не методология, а скорее подход к разработке.

Что такое Agile?

Agile («эджайл») переводится с английского как «гибкий». Включает в себя практики, подходы и методологии, которые помогают создавать продукт более эффективно:

  • экстремальное программирование (Extreme Programming, XP);
  • бережливую разработку программного обеспечения (Lean);
  • фреймворк для управления проектами Scrum;
  • разработку, управляемую функциональностью (Feature-driven development, FDD);
  • разработку через тестирование (Test-driven development, TDD);
  • методологию «чистой комнаты» (Cleanroom Software Engineering);
  • итеративно-инкрементальный метод разработки (OpenUP);
  • методологию разработки Microsoft Solutions Framework (MSF);
  • метод разработки динамических систем (Dynamic Systems Development Method, DSDM);
  • метод управления разработкой Kanban.

Различия между Agile и традиционным подходом к разработке мы свели в таблице:

Не всё перечисленное в списке - методологии. Например, Scrum чаще называют не методологией, а фреймворком. В чём разница? Фреймворк - это более сформированная методология со строгими правилами. В скраме все роли и процессы чётко прописаны. Помимо Scrum, часто используют Kanban.

Kanban

Сегодня это одна из наиболее популярных методологий разработки ПО. Команда ведёт работу с помощью виртуальной доски, которая разбита на этапы проекта. Каждый участник видит, какие задачи находятся в работе, какие - застряли на одном из этапов, а какие уже дошли до его столбца и требуют внимания.

В отличие от скрама, в канбане можно взять срочные задачи в разработку сразу, не дожидаясь начала следующего спринта. Канбан удобно использовать не только в работе, но и в личных целях - распределять собственные планы или задачи семьи на выходные, наглядно отслеживать прогресс.

Совсем скоро мы организуем трёхдневный . На нём вы научитесь использовать все преимущества этого подхода, управлять разработкой и выпускать проекты любой сложности. Ждём вас!

1. Назначение технологии программирования. История развития технологии программирования. Типы программных проектов. Составные части технологии программирования. Проект, продукт, процесс и персонал

2. Жизненный цикл программы. Циклический характер разработки. Основные понятия технологии программирования. Процессы и модели. Фазы и витки. Вехи и артефакты. Заинтересованные лица и работники.

3. Выявление и анализ требований. Требования к программному обеспечению . Схема разработки требований. Управление требованиями.

4. Архитектурное и детальное проектирование. Реализация и кодирование. Тестирование и верификация . Процесс контроля качества. Методы «белого ящика» и «чёрного ящика». Инспектирование и обзоры. Цели тестирования. Верификация, валидация и системное тестирование. Сопровождение и продолжающаяся разработка.

5. Модели процесса разработки. Водопадные и конвейерные модели. Спиральные и инкрементные модели. Гибкие модели процесса разработки.

6. Конструирование модели процесса. Выявление требований к процессу. Используемые фазы, вехи и артефакты. Выбор архитектуры процесса. Порядок проведения типового проекта . Документированные процедуры.

7. Модели команды разработчиков. Коллективный характер разработки. Оптимальный размер команды. Подчиненность участников проекта. Развитие команды и развитие персонала. Специализация, кооперация и взаимодействие.

8. Модели команды разработчиков. Иерархическая модель команды. Метод хирургической бригады. Модель команды равных.

9. Природа программирования. Наука программирования. Искусство программирования. Ремесло программирования. Парадигмы программирования. Структурное программирование. Логическое программирование. Объектно-ориентированное программирование.

10. Программная архитектура. Событийное управление. Архитектура клиент/сервер. Службы. Трёхслойная архитектура. Проектирование программ. Концептуальное проектирование. Логическое проектирование. Детальное проектирование.

1. Новиков подходы к разработке ПО» http://window. /window_catalog/files/r60368/itmo307.pdf.

2. Экстремальное программирование. – Спб.: Питер, 2002.

3. Технология разработки программного обеспечения. – СПб. : Питер, 2004.

4. Брукс-мл. проектируются и создаются программные комплексы. М.: Наука, 1975; новое издание перевода: Мифический человеко-месяц. СПб.: СИМВОЛ+, 1999.

5. Алгоритмы + структуры данных = программы. М., Мир, 1978.

6. Систематическое программирование. Введение. М.: Мир, 1977.

7. Структурное программирование. М.: Мир, 1975.

8. Дисциплина программирования. М.: Мир, 1978.

9. Технологии разработки программного обеспечения. – СПб.: Питер, 2002.

10. Терехов программирования. М.: БИНОМ, 2006.

11. Рамбо Дж. Унифицированный процесс разработки программного обеспечения. СПб: Питер, 2002.

Экономическая теория для менеджеров

Основные микроэкономические теории. Примеры применения в анализе экономических процессов. Основные макроэкономические теории. Примеры применения в анализе экономических процессов. Принципы и методы управления экономическими процессами. Инструментарий оценки уровня развития экономических процессов Проблемы расширенного воспроизводства. Факторы экономического роста российской экономики. Критерии и индикаторы устойчивого развития. Сглаживание циклических колебаний. Роль мультипликатора и акселератора в оценке темпов развития экономики. Производственные функции в экономике. Примеры применения в анализе экономических процессов. Прибыль. Расчет показателей, влияющих на прибыль, графическое изображение точки безубыточности . Методология реализации инвестиционной политики.

Курс экономической теории : учебник для вузов / Под ред. . –Киров: «АСА», 2004. Колемаев -математическое моделирование. Моделирование макроэкономических процессов и систем: учебник. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005. Бажин кибернетика. Харьков: Консул, 2004. Леушин практикум по методам математического моделирования: учебное пособие . Нижегородский гос. техн. унив.- Н. Новород, 2007. Политикам об экономике: Лекции нобелевских лауреатов по экономике. М.: Современная экономика и право, 2005. Черемных. Продвинутый уровень: Учебник.-М.:ИНФРА-М, 2008. Эволюция институтов миниэкономики. Институт экономики УРО РАН,- М.: Наука, 2007.

Технологии разработки и принятия управленческих решений [ Н]

Принятие решений как основа деятельности менеджера. Введение в теорию принятия решений. Основные понятия теории принятия решений. Модели управления бизнесом и их влияние на принятие решений. Различные способы классификации решений. Классификации: по степени формальности, по степени рутинности, по периодичности, по срочности, по степени достижения целей, по способу выбора альтернативы. Основные методы принятия решений. Волевые методы принятия решений. Цели принятия решений. Время при поиске решений. Основные ошибки Математические методы принятия решений. Математические аспекты теории принятия решений. Исследование операций. Математический подход к принятию решений. Дерево решений. Модели разработки и принятия решений. Теория игр. Математические методы принятия решений. Математические аспекты теории принятия решений. Модели теории очередей. Модели управления запасами. Модель линейного программирования. Транспортные задачи. Имитационное моделирование. Сетевой анализ. Экономический анализ. Ограниченность рациональных моделей. Особенности разработки и принятия решений в группе. Метод определения групповой сплоченности на основе степени связности множеств. Методики принятия коллективного решения. Метод консенсуса. Методы голосования. Творческие методы принятия решений. Мозговой штурм. Конференция идей. Корабельный совет. Метод «Мысленных шляп» по де-Боно. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Идеальное конечное решение. Примеры задач и их решения при помощи ТРИЗ. Применение методов ТРИЗ при принятии уникальных и творческих решений. Методы разработки идей решений и их адаптация к ситуации. Модель дерева целей . Стратегия согласования интересов. Формирование решений по согласованию интересов. Методы определения интересов контрагентов . Системы поддержки принятия решений (экспертные системы). История создания систем принятия решений. Классификация систем принятия решений. Типовая структура экспертной системы. Способы представления знаний. Способы логического вывода. Применение экспертных систем на практике.

И. Теория принятия решений: учебник. - М.: Экзамен, 2006. - 573 с. И. Принятие решений. Теория и методы разработки управленческих решений. Учебное пособие. - М.: МарТ, 2005. - 496 с Г. Разработка управленческого решения - М.: Издательство «Дело», 2004 г. - 392 с. Г. Экспертные оценки и принятие решений.- М.: Патент, 1996. - 271 с. Таха // Введение в исследование операций = Operations Research: An Introduction. - 7-е изд. - М.: «Вильямс», 2007. - С. 549-594. Г. Тейл. Экономические прогнозы и принятие решений. М.: «Прогресс» 1970. К. Д. Льюис. Методы прогнозирования экономических показателей. М.: «Финансы и статистика» 1986. Г. С. Кильдишев, А. А. Френкель. Анализ временных рядов и прогнозирование. М.: «Статистика» 1973. О. Ким, Ч. У. Мьюллер, У. Р. Клекка и др. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. М.: «Финансы и статистика» 1989. Эффективный менеджер. Книга 3. Принятие решений. – МИМ ЛИНК, 1999 Туревский и управление автотранспортным предприятием. - М.: Высшая школа, 2005. , ; под ред. . Системный анализ в управлении: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006. , Тиньков: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2006.

Моделирование бизнес-процессов в интегрированных системах менеджмента

По каким принципам выделяют бизнес-процессы? В чем заключается проблема целостного описания бизнес-процессов. Что такое система, какими свойствами она обладает? Роль системного анализа в моделировании бизнес-процессов? Процесс, как объект управления. Окружение процесса. Основные элементы бизнес-процесса. Достоинства и недостатки функционального и процессного менеджмента. Управленческий цикл PDCA. Этапы цикла управления процессами. Цикл PDCA и реализация требований стандарта ISO 9001:2008. Методология SADT (Structured Analysis and Design Technique – метод структурного анализа и проектирования). Сущность. Основные положения. Как представляется функциональная модель деятельности в методологии IDEF0? Что обозначают работы в диаграммах функциональной модели, как они отображаются по методологии IDEF0? Для чего предназначены стрелки в диаграммах функциональной модели, каковы их типы и виды? Методология DFD. Сущность. Основные компоненты диаграмм DFD. В чем особенности DFD-диаграмм, что в них описывается? В чем особенности объектов DFD-диаграмм? Что обозначают стрелки на диаграмме DFD? Методология IDEF3. Сущность. Средства документирования и моделирования. В чем особенности IDEF3-диаграмм, что в них описывается? В чем особенности объектов IDEF3-диаграмм? И стрелок? Классификация процессов. Типовые бизнес-процессы. Реинжиниринг и его технология. Когда целесообразно применять реинжиниринг при управлении компанией? Мониторинг и измерение процессов. Показатели процессов организации. Численная и рейтинговые оценки процессов.

"Моделирование бизнес-процессов с AllFusion Process Modeler (BPwin 4.1)Диалог-МИФИ" 2003 "Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite" изд. "Диалог-МИФИ" 2003 "Практика функционального моделирования с AllFusion Process Modeler 4.1. (BPwin) Где? Зачем? Как?" изд. "Диалог-МИФИ" 2004 Дубейковский моделирование с AllFusion Process Modeler (BPwin). изд. "Диалог-МИФИ" 2007 Д. Марка, К. МакГоуэн "Методология структурного анализа и проектирования SADT" 1993 г. классический труд по методологии SADT. Черемных анализ систем: IDEF-технологиис, Моделирование и анализ систем. IDEF-технологии. Практикум. M.: Финансы и статистика, 2001. , “Структурные модели бизнеса: DFD-технологии” http://www. /Level4.asp? ItemId=5810 "Теория и практика реорганизации бизнес-процессов"2003/ P50.1.. Методология функционального моделирования. М.: Госстандарт России, 2000. http://www. IDEF0, IDEF3, DFD http://www. Моделирование бизнес-процессов средствами BPwin http://www. /department/se/devis/7/ IDEF0 в моделировании бизнес-процессов управления http:///content/view/21/27/ http://www. /dir/cat32/subj45/file1411/view1411.html http://www. http://www.

Оценка эффективности программных продуктов

1. Архитектура ИТ

2. Домены процессов управления.

3. Перечень процессов домена Планирование и Организация

4. Перечень процессов домена Приобретение и Внедрение

5. Перечень процессов домена Эксплуатация и Сопровождение

6. Перечень процессов домена Мониторинг и Оценка

7. Характеристика уровней модели зрелости процессов

9. KPI и KGI их взаимосвязь и назначение

1. 10.Общие меры контроля в ИТ и меры контроля приложений. Зоны ответственности и обязанности бизнеса и ИТ.

Cobit 4.1 российское издание.

Правовое регулирование создания и использования интеллектуальной собственности

1. Перечислите интеллектуальные права на результаты интеллектуальной деятельности и раскройте их содержание.

2. Перечислите виды договоров по распоряжению исключительным правом. Охарактеризуйте каждый из указанных договоров по распоряжению исключительным правом.

4. Охарактеризуйте основные положения правовой охраны Программы для ЭВМ как объекта авторского права .

5. Сравните основные положения правовой охраны Базы данных как объекта авторского права и как объекта смежных прав.

6. Охарактеризуйте условия патентоспособности объектов патентных прав: изобретений; полезных моделей; промышленных образцов.

7. Раскройте содержание критериев патентоспособности изобретения: новизна; изобретательский уровень; промышленная применимость.

8. Охарактеризуйте условия и порядок получения патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, а также условия, обеспечивающие действие патентов, и сроки их действия.

9. Дайте определение «ноу-хау» и перечислите условия, при создании которых возникает и осуществляется правовая охрана секретов производства.

10. Перечислите охраняемые средства индивидуализации и дайте их сравнительную характеристику.

1. , Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации, учебник // М, Проспект, 2007 г.

2. , Право интеллектуальной собственности, учебное пособие // М, РИОР, 2009 г.

Управление проектами и разработкой ПО [ И]

Что такое методология, зачем она нужна. Общая структура методологии, основные элементы методологии. Принципы конструирования собственной методологии. Примеры различных артефактов, ролей, компетенций, граничных условий. Структура методологии по Коуберну, метрики методологии. Критерии проекта по Коуберну. Критерии выбора методологии, матрица Коуберна. Жизненный цикл проекта. Водопадная и итерационные модели жизненного цикла. Границы применимости для водопадной и итерационной моделей. RUP как пример итерационной методологии. Основные концепции RUP, границы применимости. Роль человека в разработке ПО. Гибкие методологии, основные принципы гибких методологий. Причина возникновения гибких методологий. Scrum как пример гибкой методологии. Роли, артефакты, деятельности в Scrum. Границы применимости Scrum. Экстремальное программирование (XP) Идеи, ценности, основные практики, границы применимости. Сходства и различия между Scrum и XP. Сбор и управление требованиями. Основные практики, термины, принципы. Подходы к документированию проекта и продукта, основные виды документов. Примеры практик по управлению требованиями из рассмотренных в курсе методологий. Планирование разработки ПО. Типы планов, управление риском, популярные риски. Примеры практик по планированию разработки из рассмотренных в курсе методологий. Тестирование при разработке ПО. Понятие сборки (билда) программного продукта. Основные методы тестирования, термины. Примеры практик по тестированию из рассмотренных в курсе методологий. Понятие сборки (билда), способы хранения кода, инструменты. Два принципа организации работы с системой контроля версий. Особенности процесса выпуска/выкладки продукта для разных категорий продуктов, примеры практик. Современные концепции архитектуры ПО, многоуровневые архитектуры, критерии архитектуры. Список необходимых решений при проектировании ПО, подходы к выбору системы хранения данных.

Кент Бек - Экстремальное программирование Фредерик Брукс - Мифический человеко-месяц или как создаются программные системы. Том де Марко - Deadline. Роман об управлении проектами. Том де Марко, Тимоти Листер - Вальсируя с медведями. Том де Марко, Тимоти Листер - Человеческий фактор_ успешные проекты и команды. Алистер Коуберн - Каждому проекту своя методология. Алистер Коуберн - Люди как нелинейные и наиболее важные компоненты в создании программного обеспечения. Андрий Орлов - Записки автоматизатора. Профессиональная исповедь. Филипп Крачтен - Введение в Rational Unified Process. Хенрик Книберг - Scrum и XP: заметки с передовой. Презентации лекций по курсу



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows