Информационные технологии: мысли о ближайшем будущем. Информационные технологии в социальной сфере

Информационные технологии: мысли о ближайшем будущем. Информационные технологии в социальной сфере

28.06.2019

Специфика информационных технологий

Информационной технологией называется определенный, структурированный комплекс информационных процессов, которые напрямую связаны с использованием вычислительной техники, что, в свою очередь характеризуется обеспечением высокой скорости обработки данных, скоростным поиском информации, рассредоточением данных, а также постоянным доступом к источникам информации. Исследование социальных процессов, обусловленных распространением информационных технологий, предполагает уточнение толкования «информация» и «информационное общество».

Замечание 1

Информацию нельзя рассматривать только как техническое понятие. Информация (наряду с энергией и материей) входит в перечень фундаментальных мировых характеристик и специфически связана с порядком и определенностью.

Ценность же информации зависит от того, насколько эта информация способствует достижению определенной цели. Поэтому информация не имеет ценности, если нет цели или выбора. Особенность информации заключается в том, что, несмотря на непрерывно растущее ее использование, она постоянно накапливается и увеличивается в объемах. Именно это стимулирует развитие и совершенствование технологии эксплуатации информационных ресурсов – технологий накопления и распространения информации, которые получили название «информационно-коммуникационные технологии».

Новейшие технологии в социальной сфере

С развитием средств информации и коммуникации, оперирующих информацией, создается возможность определенного информационного управления обществом, в котором власть основана и осуществляется путем господства над управлением информационными потоками.

Замечание 2

Вопрос власти все чаще выдвигается как вопрос информации: кто управляет ее организацией, распределением ее потоков и ее дозировкой, тот реально управляет и самим обществом. Деятельность людей и организаций сейчас все в большей степени зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию.

Прежде чем начать какие-то действия для принятия решений, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу, поиску рациональных решений в любой сфере деятельности , что невозможно без привлечения специальных технических средств. Знания, и в первую очередь знания высокотехнологичные, способные порождать новые знания и быть внедренным в любую сферу человеческой деятельности, становятся основным ресурсом человечества.

Характерными особенностями информационного общества являются: приоритетное значение информации как главного ресурса, занятость большинства работающих созданием, хранением, переработкой и реализацией информации, увеличение веса информационных процессов во всех сферах общественной жизни. С появлением информационного общества возникло много проблем, связанных с его организацией, а именно – разработкой эффективной политики, стратегии и тактики развития. Источниками конкурентного преимущества становятся не природные, трудовые или финансовые ресурсы, а плоды творческой деятельности, то есть инновации, новые знания и технологии.

Под влиянием инноваций происходит структурное перераспределение занятости населения в сторону информационной сферы. Информация приобретает статус четвертого после земли, капитала и труда фактора экономического воспроизводства и становится основой всех производственных отношений. На фоне широкого внедрения высоких технологий, они инициируют глубинные трансформации во всех сферах бытия и способны кардинально влиять на процессы самоорганизации сложных систем, развивая новый тип общества.

Признаки нового сетевого общества

Новый тип общества (электронно-цифровой) характеризуется признаками, которые объединены общей эффективной концепцией информатизации:

  • ориентация на знания;
  • цифровая форма представления объекта;
  • виртуальная природа;
  • молекулярная структура;
  • интеграция, межсетевого взаимодействия;
  • освобождение от посредников;
  • конвергенция;
  • инновационная природа;
  • трансформация отношений производитель-потребитель;
  • динамизм;
  • глобальные масштабы.

Смысл нового информационного общества заключается в борьбе за будущее, способность создавать новые товары и услуги, возможность превращать предприятия в новые структуры.

Замечание 3

В отличие от других общественных преобразований, ядро трансформации, которую переживает современное общество, связано с технологиями обработки информации и коммуникацией.

На данный момент те, кто не может воспользоваться преимуществами новых интерактивных технологий, образуют низший класс цифровой эры – консьюмерат – сообщество потребителей (от англ. «To consume» – потреблять). Поэтому отсутствие иерархий в информационном обществе является просто иллюзией. Иерархии трансформируются: если раньше они были организованы на основе личностей или организаций, то сейчас – на основе членства в сетях. Так формируется безжалостная структура сетевой власти.

Интерактивность тесно связана с информацией и технологиями и понимается как способность пользователя манипулировать, управлять и непосредственно влиять на восприятие медиа. Господство интерактивности в качестве главного атрибута информационного обмена приведет к полному изменению самих основ сложившегося порядка, к изменению механизмов распределения власти в обществе и перехода ее от одного правящего класса к новому.

Способность или неспособность общества управлять технологией, особенно стратегическими технологиями, в значительной степени формирует судьбу общества. Развитие информационных технологий сегодня становится доминирующим фактором, влияющим на ускорение социальных трансформаций современного общества. Новые технологии создают новые возможности, новые горизонты для развития личности, расширяют диапазон выбора отдельного человека. Проблема гармоничного сочетания индивидуумов и информационно-технической среды требует дальнейшего исследования.  

Сфера информационных технологий развивается в двух преимущественно независимых циклах: продуктовом и финансовом. В последнее время не утихают споры о том, на каком этапе финансового цикла мы находимся; очень много внимания уделяется финансовым рынкам, которые подчас ведут себя непредсказуемо и сильно колеблются. С другой стороны, продуктовым циклам достается относительно мало внимания, хотя именно они двигают информационные технологии вперед. Но, анализируя опыт прошлого, можно попытаться понять текущий продуктовый цикл и предугадать дальнейшее развитие технологий.

Развитие продуктовых циклов в сфере высоких технологий происходит за счет взаимодействия платформ и приложений: новые платформы позволяют создавать новые приложения, которые, в свою очередь, повышают ценность этих платформ, замыкая таким образом цепь положительной обратной связи.


Малые продуктовые циклы повторяются постоянно, но исторически сложилось так, что раз в 10–15 лет начинается очередной большой цикл – эпоха, полностью меняющая облик IT.


Финансовые и продуктовые циклы развиваются в основном независимо друг от друга

Когда-то возникновение компьютеров побудило предпринимателей создать первые текстовые редакторы, таблицы и много других приложений для ПК. С появлением интернета мир увидел поисковые механизмы, онлайн-коммерцию, электронную почту, социальные сети, бизнес-приложения модели SaaS и много других сервисов. Смартфоны дали толчок развитию мобильных социальных сетей и мессенджеров, а также появлению новых видов услуг вроде карпулинга. Мы живем в разгар мобильной эпохи, и, судя по всему, нас ожидает еще много любопытных инноваций.

Каждую эпоху можно условно разделить на 2 фазы: 1) фазу формирования – когда платформа впервые появляется на рынке, но является дорогостоящей, сырой и/или сложной в обращении; 2) активную фазу – когда новый продукт решает упомянутые недостатки платформы, тем самым начиная период ее стремительного развития.

Компьютер Apple II был выпущен в 1977 году, а Альтаир 8800 – в 1975 году, но активная фаза эпохи ПК началась с релиза IBM PC в 1981 году.


Продажи ПК в год (тыс.)

Фаза формирования интернета началась в 80-х и ранних 90-х годах , когда он, по сути, представлял собой инструмент обмена текстовыми данными, используемый учеными и правительством. Выход первого браузера, NCSA Mosaic, в 1993 году ознаменовал начало фазы интенсивного развития интернета, которая не закончилась и по сей день.


Количество пользователей интернета по всему миру

В 90-х годах уже существовали мобильные телефоны, а первые смартфоны появились на заре нулевых, но повсеместное производство смартфонов началось в 2007–2008 годах с выходом первого iPhone, а затем – с появлением платформы Android. С тех пор количество пользователей смартфонов взлетело до небес, и сейчас их число достигло уже порядка двух миллиардов. А к 2020 году смартфоны будут у 80 % населения планеты.


Продажи смартфонов по всему миру (млн.)

Если длительность каждого цикла действительно составляет 10–15 лет, всего через несколько лет начнется активная фаза новой компьютерной эпохи. Выходит, новая технология уже находится в фазе формирования. На сегодняшний день можно выделить несколько главных трендов в сферах аппаратного и программного обеспечения, позволяющих нам частично пролить свет на следующую эпоху. В данной статье я хочу обсудить эти тренды и выдвинуть несколько предположений о том, как может выглядеть наше будущее.

Аппаратное обеспечение: компактное, дешевое и универсальное

В мейнфрейм-эпоху только крупные организации могли позволить себе компьютер. Мини-компьютеры были доступны для организаций поменьше, а компьютеры – для домов и офисов.


Размер компьютеров уменьшается с постоянной скоростью

Сейчас мы на пороге новой эпохи, в которой процессоры и сенсоры становятся настолько дешевыми и компактными, что компьютеров скоро будет больше, чем людей.

Этому способствуют два фактора. Во-первых, неуклонный прогресс в производстве полупроводников за последние 50 лет (Закон Мура). Во-вторых, то, что Крис Андерсон называет «мирными дивидендами от войны смартфонов»: головокружительный успех смартфонов способствовал большим инвестициям в разработку процессоров и сенсоров. Загляните внутрь современного квадрокоптера, очков виртуальной реальности или любого устройства интернета вещей – что вы увидите? Правильно – главным образом компоненты смартфона.

Но в современную эпоху полупроводников всё внимание перешло от отдельных процессоров к целым узлам специальных микросхем, известным как однокристальные системы.


Цены на компьютеры стабильно снижаются

Обыкновенная однокристальная система сочетает в себе энергоэффективный ARM-процессор и специальный графический процессор, а также устройства обмена информацией, управления питанием, обработки видеосигнала и так далее.


Raspberry Pi Zero: 5-долларовый Компьютер на Linux с процессором 1 GHz

Эта инновационная архитектура позволила сбросить минимальную стоимость базовых вычислительных систем со 100 до 10 долларов за единицу. Отличным примером послужит Raspberry Pi Zero – первый 5-долларовый компьютер на Linux с частотой 1 GHz. За те же деньги можно приобрести микроконтроллер Wi-Fi , поддерживающий одну из версий Python. Совсем скоро эти микропроцессоры будут стоить меньше доллара, и мы без труда сможем встраивать их практически всюду.

Но более серьезные достижения происходят сегодня в мире высококачественных микропроцессоров. Отдельного внимания заслуживают графические процессоры , лучшие из которых производит компания NVIDIA. Графические процессоры полезны не только для обработки графики, но и при работе с алгоритмами машинного обучения, а также с устройствами виртуальной и дополненной реальности. Однако представители компании NVIDIA обещают более существенные улучшения производительности графических процессоров в ближайшем будущем.

Козырем всей сферы информационных технологий по-прежнему остаются квантовые компьютеры, которые пока существуют преимущественно в лабораториях. Но стоит сделать их коммерчески привлекательными, и это приведет к грандиозному росту производительности, прежде всего, в сфере биологии и искусственного интеллекта.


Квантовый компьютер Google

Программное обеспечение: золотой век искусственного интеллекта

Сегодня в мире программного обеспечения происходит много любопытных вещей. Хороший пример – распределенные системы. Их появление обусловлено многократным увеличением количества устройств за последние годы, что вызвало необходимость распараллеливать задания на нескольких машинах, налаживать обмен данными между устройствами и координировать их работу. Отдельного внимания заслуживают такие технологии распределенных систем, как Hadoop или Spark , предназначенные для работы с большими массивами данных. Стоит также упомянуть технологию блокчейн, обеспечивающую безопасность данных и ресурсов и впервые реализованную в криптовалюте Bitcoin.

Но, пожалуй, самые захватывающие открытия совершаются сегодня в области искусственного интеллекта (ИИ), имеющего длинную историю взлетов и падений. Еще сам Алан Тьюринг предсказывал , что к 2000 году машины будут способны имитировать людей. И хотя это предсказание пока не осуществилось, есть веские причины полагать, что ИИ наконец вступает в золотой век своего развития.

«Машинное обучение – это ключевой, революционный способ переосмысления всего, что мы делаем», – генеральный директор компании Google Сундар Пичаи .

Наибольший ажиотаж в области ИИ сосредоточен вокруг так называемого глубинного обучения – метода, который был широко освещен в рамках одного известного проекта компании Google, запущенного в 2012 году. В этом проекте была задействована высокопроизводительная сеть компьютеров, целью которой было научиться распознавать котиков на видеороликах с YouTube. Метод глубинного обучения основывается на искусственных нейронных сетях – технологии, зародившейся еще в 40-х годах прошлого века. Недавно эта технология снова стала актуальной из-за многих факторов : появления новых алгоритмов, снижения стоимости параллельных вычислений и широкого распространения больших наборов данных.


Процент ошибок в конкурсе ImageNet (красная линия соответствует показателям человека)

Остается надеяться, что глубинное обучение не станет просто очередным модным термином Силиконовой долины. Впрочем, интерес к этому методу обучения подкрепляется впечатляющими теоретическими и практическими результатами. К примеру, до введения глубинного обучения допустимый процент ошибок победителей ImageNet, известного конкурса по машинному видению, составлял 20–30 %. Но после его применения правильность алгоритмов неуклонно росла, и уже в 2015 году показатели машин превзошли показатели человека.

А вот небольшое стартап-приложение для классификации предметов в реальном времени:


Приложение Teradeep идентифицирует предметы в реальном времени

Хм, а ведь где-то я уже это видел:


Фрагмент из фильма Терминатор 2: Судный день (1991 г.)

Одним из первых приложений с методом глубинного обучения, выпущенных крупной компанией, было удивительно умное приложение для поиска изображений Google Photos:


Поиск по фотографиям (без метаданных) с ключевой фразой «big ben»

В скором времени нас ожидает значительное повышение производительности ИИ во всех сферах программного и аппаратного обеспечения: голосовые помощники, поисковые механизмы, чат-боты , 3D сканеры , языковые переводчики, автомобили, дроны, системы диагностической визуализации и многое-многое другое.

«Легко предугадать идеи следующих 10000 стартапов: взять Х и прибавить искусственный интеллект», – Кевин Келли .

Стартапы, создающие продукцию с упором на ИИ, должны оставаться предельно сфокусированными на определенных приложениях, чтобы поддерживать конкуренцию с крупными компаниями, для которых ИИ является высшим приоритетом. Системы ИИ становятся эффективнее по мере того, как увеличивается объем собранных для них данных. Получается нечто вроде маховика, постоянно вращающегося за счет так называемого эффекта сети данных (больше пользователей → больше данных → лучше продукция → больше пользователей). К примеру, команда картографического сервиса Wase использовала эффект сети данных, чтобы сделать качество предоставляемых карт лучше, чем у их более маститых конкурентов. Всем, кто намерен использовать ИИ для своего стартапа, стоит придерживаться аналогичной стратегии.

Программное + аппаратное обеспечение: новые компьютеры

Сейчас на стадии формирования находится целый ряд перспективных платформ, которые скоро вполне могут перейти на стадию развития, так как они сочетают в себе самые последние разработки из сфер программного и аппаратного обеспечения. И хотя эти платформы могут выглядеть по-разному либо иметь разную комплектацию, у них есть одна общая черта: использование последних расширенных возможностей умной виртуализации. Рассмотрим некоторые из этих платформ:

Автомобили. Крупные информационно-технологические компании вроде Google, Apple, Uber и Tesla немало инвестируют в разработку автономных или беспилотных автомобилей. На рынке уже представлены полуавтономные автомобили Tesla Model S и вскоре ожидается выход обновленных и более совершенных моделей. Создание полностью автономного автомобиля потребует некоторого времени, однако есть основания полагать, что ждать осталось не более пяти лет. На самом деле, уже существуют разработки полностью автономных автомобилей, которые ездят не хуже, чем под управлением человека. Тем не менее, в силу многих аспектов культурного и регулятивного характера такие автомобили должны ездить намного лучше, чем управляемые человеком, чтобы быть допущенными к широкой эксплуатации.


Беспилотный автомобиль составляет схему своего окружения

Несомненно, объем инвестиций в беспилотные автомобили будет только расти. В дополнение к информационно-технологическим компаниям, крупные производители автомобилей тоже начали задумываться над автономностью. Нас ждет еще много интересных стартап-продуктов. Программные средства глубинного обучения стали настолько эффективными, что сегодня одному-единственному разработчику под силу сделать полуавтономный автомобиль.


Самодельный беспилотный автомобиль

Дроны. Современные дроны укомплектованы по последнему слову техники (в основном компонентами смартфонов и механическими деталями), но имеют относительно простое ПО. В скором времени появятся усовершенствованные модели, оснащенные компьютерным зрением и другими видами ИИ, что сделает их более безопасными, удобными в управлении и полезными. Фото- и видеосъемка с дронов будет популярной не только среди аматоров, но, что важнее, найдет и коммерческое применение. К тому же, существует немало опасных видов работ, в том числе высотных, для выполнения которых было бы гораздо безопаснее использовать дроны.


Полностью автономный полет дрона

Интернет вещей. Самые основные преимущества устройств интернета вещей – это их энергоэффективность, безопасность и удобство. Хорошими примерами первых двух характеристик могут послужить продукты Nest и Dropcam . Что касается удобства, стоит обратить внимание на устройство Echo от Amazon.

Большинство людей полагают, что Echo – это очередная маркетинговая уловка, но, воспользовавшись хотя бы раз, они удивляются, насколько удобным оказывается это устройство. Оно блестяще демонстрирует эффективность голосового управления как основы пользовательского интерфейса. Конечно, мы еще не скоро увидим роботов с универсальным интеллектом, способных поддерживать полноценный разговор. Но, как показывает Echo, компьютеры уже способны справляться с более-менее сложными голосовыми командами. По мере того как метод глубинного обучения будет совершенствоваться, компьютеры научатся лучше понимать язык.


3 основных преимущества: энергоэффективность, безопасность, удобство

Устройства интернета вещей также найдут применение в бизнес-сегменте. К примеру, устройства с сенсорами и возможностью сетевого подключения широко используются для оперативного контроля промышленного оборудования.

Носимая техника. Сегодня функциональность носимых компьютеров варьируется в зависимости от ряда факторов: емкости батареи, средств коммуникации и обработки данных. Наиболее успешные устройства обычно имеют весьма узкую сферу применения: к примеру, фитнес-трекинг. По мере улучшения компонентов аппаратного обеспечения носимые устройства будут, как и смартфоны, расширять свою функциональность, открывая тем самым возможности для новых приложений. Как и в случае с интернетом вещей, предполагается, что голос станет основным пользовательским интерфейсом управления носимыми устройствами.


Миниатюрный наушник с искусственным интеллектом, фрагмент из фильма «Она»

Виртуальная реальность. 2016 год будет очень интересным для развития средств VR: релиз очков виртуальной реальности Oculus Rift и HTC Vive (и, возможно, PlayStation VR) означает, что удобные и иммерсивные системы VR наконец станут общедоступными. Разработчикам устройств VR придется хорошенько постараться, чтобы не допустить возникновения у пользователей так называемого эффекта «зловещей долины» , при котором чрезмерная правдоподобность робота или другого искусственного объекта вызывает неприязнь у людей-наблюдателей.

Для создания качественных систем VR требуются качественные экраны (с высоким разрешением, высокой частотой обновления и низкой инерционностью), мощные видеокарты и возможность отслеживать точное положение пользователя (предыдущие поколения систем VR могли только отслеживать поворот головы пользователя). В этом году благодаря новым устройствам пользователи впервые смогут испытать на себе полноценный эффект присутствия
Создание виртуального мира в 3D формате с помощью очков VR

Дополненная реальность. Скорее всего, AR получит развитие только после VR, потому что для полноценного использования дополненной реальности потребуются все возможности виртуальной вместе с дополнительными новыми технологиями. К примеру, для полноценного объединения в одной интерактивной сцене реальных и виртуальных объектов средствам AR потребуются продвинутые технологии машинного зрения с малой задержкой.


Устройство дополненной реальности, фрагмент из фильма «Kingsman: Секретная служба»

Но, скорее всего, эпоха дополненной реальности наступит быстрее, чем вам кажется. Этот деморолик был отснят непосредственно через устройство AR Magic Leap:


Демонстрация Magic Leap: виртуальный персонаж в реальной среде

Этот деморолик был снят непосредственно через устройство Magic Leap 14 октября 2015 года. При его создании не применялись ни спецэффекты, ни композитинг.

Что дальше?

Возможно, циклы в 10–15 лет больше не повторятся, и мобильная эпоха будет последним из них. А может быть, следующая эпоха будет короче, или лишь какой-то один подвид из рассмотренных выше технологий станет впоследствии действительно важным.

Я предпочитаю думать, что мы сейчас находимся в точке пересечения нескольких эпох. «Мирными дивидендами от войны смартфонов» стало стремительное появление новых устройств и разработок в сфере ПО, в особенности искусственного интеллекта, способного сделать эти устройства еще более умными и полезными.

Некоторые исследователи отмечают, что большинство новых устройств пока еще находятся в «пубертатном периоде» : они могут быть несовершенными и в некоторой степени нелепыми, а всё потому, что они еще не перешли в фазу развития. Как и в случае с персональными компьютерами в 70-х, интернетом в 80-х и смартфонами на заре нулевых, мы видим не полную картину, а лишь фрагменты того, во что текущим технологиям предстоит превратиться. Так или иначе, будущее близко: рынки колеблются, мода приходит и уходит, но прогресс, как и прежде, уверенно двигается вперед.

В. Э. Волков


Анотація

Вкратце изложена история развития информационных технологий и компьютерной техники. Изложение носит не вполне традиционный и неформальный характер. Особое внимание уделено прямой взаимосвязи уровня развития информационных технологий с достижениями технического прогресса, подчеркнут «электронно-компьютерный» характер современной информационно-коммуникационной технологии.Детально рассмотрен вопрос о поколениях ЭВМ; показано, что компьютеры пятого поколения не созданы до сих пор. Показана тесная взаимосвязь информатики и кибернетики (при отсутствии тождественности этих наук). Автоматизация трактуется как «пратическая кибернетика» или прикладная кибернетика.Рассмотрены современное состояние и перспективы развития информационных технологий. Указано на
особую роль смартфонов и фотонных компьютеров в недалеком будущем.


Ключові слова

Информация; информационная технология; информационно-коммуникационная технология; информатика; кибернетика; системный анализ; искусственный интеллект; автоматизация; управление; компьютер.


Посилання

Groth D. P., MacKie-Mason J. K. Why an informatics degree? Isn’t computer science enough? //Communications of the ACM: New York, 2010. – V. 53. – P. 26-28. – DOI:10.1145/1646353.1646364.;

Ляпунов А.А. Проблемы теоретической и прикладной кибернетики. – М.: Наука, 1980. – 336 с.;

Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. – М.: Гл. ред. изданий для зарубежных стран издательства «НАУКА», 1983. – 345 с.;

Бриллюен Л. Наука и теория информации. – М.: Физматгиз, 1960. – 392 с.;

Бриллюен Л. Научная неопределенность и информация. – М.: Мир, 1966. – 271 с.;

Эшби У.Р. Введение в кибернетику. – М.: ИЛ, 1962. – 432 с.;

Эшби У.Р. Конструкции мозга. – М.: ИЛ, 1962. – 398 с.;

Берг А.И. Кибернетика и общественные науки // Наука и жизнь, 1963. – № 2. – С. 12-16.;

Rosenblueth A., Wiener N., Bigelow J. Behavior, Purpose and Teleology // Philosophy of Science: Baltimore,

– V.10, №10 – Рю 18-24.;

Ладанюк А.П. Основи системного аналізу: Навч. посібник. – Вінниця: Нова книга, 2004. – 176 с.;

Богданов А.А. Тектология (Всеобщая орг. наука): В 2-х кн. Кн.1 – М: Экономика, 1989. – 304 с.;

Богданов А.А. Тектология (Всеобщая орг. наука): В 2-х кн. Кн.2 – М: Экономика, 1989. – 351 с.;

Джордж Ф. Основы кибернетики. – М.: Радио и связь, 1984. – 272 с.;

Ляпунов А.А. О некоторых общих вопросах кибернетики // Проблемы кибернетики /Под ред. А.А.

Ляпунова. – М.: Физматгиз, 1958. – Вып. 1. – С. 5-22.;

Ляпунов А.А., Яблонский С.В. Теоретические проблемы кибернетики // Проблемы кибернетики /Под ред.

А.А. Ляпунова. – М.: Физматгиз, 1963. – Вып. 9. – С. 5-22.;

Ершов Ю.Л. Математическая логика /Ю.Л. Ершов, Е.А.Палютин – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987.

Винер Н. Я – математик. – М.: Наука, 1967. – 353 с.;

Заде Л. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. –М: Мир, 1976. – 165 с.;

Мелихов А.Н., Бернштейн Л.С., Коровин С.Я. Ситуационные советующие системы с нечеткой логикой. –М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990. – 272 с.;

Энта Ё. Теория нечетких решений: Нечеткие множества и теория возможностей. Последние достижения/Под ред. Р.Р. Ягера. – М.: Радио и связь, 1986. Часть IV. Практические задачи. – С. 301-312.;

Пытьев Ю.П. Возможность. Элементы теории и применения. – М.: Едиториал УРСС, 2000. - 192 с.;

Шлеер С., Меллор С. Объектно-ориентированный анализ: Моделирование мира в состояниях. – К.:Диалектика, 1993. – 240 с.;

Иоффе А.Ф. Персональные ЭВМ в организационном управлении. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит.,1988. – 208 с.

26 января 2016 года в рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений прошла научно-практическая конференция «Просвещение через книгу. Социально-информационные технологии в православной библиотеке». Тема конференции была выбрана в ходе совместной работы Издательского совета РПЦ и кафедры библиотековедения и книговедения МГИК.

Конференция ввела в оборот православных библиотек новое понятие - социально-информационные технологии. Понятие сложное, не сводимое только к тому, что в первую очередь ловит наш слух - к информационным технологиям, к новым средствам передачи информации. Научная школа Н.А. Слядневой (МГИК), определяет социально-информационные технологии как совокупность методов и средств информационного воздействия на общество с целью получения определенного социального результата. А именно такое понимание позволяет нам говорить и о библиотечном деле, и о многих других привычных для нас явлениях как о социально-информационных технологиях. В этой связи более корректно было бы говорить о социально-информационных технологиях в православном мире, в духовном развитии и просвещении.

Наталия Андриановна Сляднева - известный российский библиографовед и автор теории социально-информационных технологий - включает в содержание этого понятия совокупность

во-первых, контента: информационных сообщений, смыслов, ключевых императивов, с помощью которых воздействуют на людей с целью получения запланированных реакций,

во-вторых, социально-информационной инфраструктуры, то есть системы средств трансляции аудитории этого контента, этих ключевых императивов. Данная система может включать в себя как традиционные или технически новые каналы распространения информации, так и социальные институты, учреждения, организующие процессы информационного взаимодействия.

В наши дни социально-информационные технологии стали приоритетными инструментами социального управления в силу возможности оперативного глобального охвата аудитории (множества социальных субъектов) единым информационным контентом. Но возможность результативного влияния на личность, на массы информационными средствами была открыта и применена на практике далеко не сегодня. Социально-информационные технологии лежат в основе функционирования ряда базовых социальных институтов, в том числе и образования, и библиотеки, и религии.

Церковь объединяет православный мир посредством именно средств информационной природы - информации духовного содержания, «слова», наполненного особого ценностного смысла, которые транслируются всем, кому они необходимы, с помощью информационных каналов, пронизывающих социум в определенные исторические эпохи. Когда-то это происходило только с помощью устной коммуникации и рукописной книги, затем к ним прибавилось книгопечатание, позже весьма результативно этот круг дополнили радио и телевидение, а сегодня к ним присоединяется Интернет.

И именно этот процесс - появление новых информационно-коммуникативных форматов - вызывает самые большие опасения у тех, кто посвящает себя духовному просвещению, развитию молодого поколения, сохранению и продвижению гуманитарных ценностей.

В этой связи целесообразно говорить о существовании фундаментального закона развития информационной среды и информационных коммуникаций - закона сохранения всех форм и средств информационной деятельности, методов и приемов оперирования информацией, когда-либо изобретенных человеком.

Сегодня все чаще речь идет о том, что компьютер и Интернет вытеснят книгу, и духовное просвещение и развитие станут невозможны. Давайте вспомним, сколько существовало православие без печатной книги - намного дольше, чем с ней. Книгопечатание как технология трансляции информации в пространстве, кумуляции и сохранения общественного знания появилось в ответ на потребности именно религии как социального института в недорогом и массовом распространении библейских текстов, которые стали необходимы в условиях Реформации. Печатная книга как новый для того времени информационный формат был принят не только другими конфессиями, но и другими социальными институтами - образованием, наукой, политикой, оставаясь доминирующим информационным форматом в течение нескольких веков. Доминирующим, но не единственным - разве печатная книга вывела из культурных и повседневных практик не тиражируемую письменность? Разве смогла книга заменить живое слово, проповедь, общение?

«Каждая новая стадия, опирающаяся на тот или иной доминирующий тип тиражирования, фиксации и трансляции информации, не отрицает, а вбирает в себя все предшествующие типы коммуникации» (1, с.59) - об этом стоит помнить в момент появления новых способов трансляции информации духовного содержания. В силу совершенно естественных причин мы опасаемся нового, мы достаточно часто с моими студентами пробуем реконструировать настроения, отношения, эмоциональную окраску, которые сопровождали переход от книги рукописной, которая создается человеком, когда рукой правит душа, к книге печатной.

Древнейшие виды информационных коммуникаций (миметика, пластика, идеографическое и иероглифическое письмо) и более поздние (устное общение, рукописное и т.п.) не только не исчезли из человеческого обихода, вытесненные актуальными и доминантными способами информационного обмена, но и нашли свои ниши в современной информационной среде. Они сохраняются «не только и не столько в информационной среде социума, сколько в индивидуальном сознании, мыслях и действиях человека». (2) И это - важнейший фактор духовного развития и просвещения, который оказался невероятно значимым в условиях гонений на церковь.

Давайте вспомним, что большинство из нас постигали основы православной культуры в устной коммуникации, ибо в те годы книжная культура не могла играть значительной роли в духовном развитии и просвещении. Для моего поколения - тех, кому сейчас немного за 40 - основным источником информации духовного содержания было общение с бабушками и нянями, многие из которых не умели читать и писать, но сохраняли в своей памяти и передавали из поколения в поколение то, что сегодня называют «нематериальное культурное наследие». Этот формат не исчез и сегодня. Мы читаем нашим детям и внукам замечательные книги, которые Издательский совет Русской православной церкви выпускает для них, но «Отче наш» и другие свои первые молитвы, они, также как и мы, разучивают «на слух», с наших слов, до того, как учатся читать.

Изменяются информационно-коммуникативные форматы - то, с помощью чего мы транслируем в мир, в социальное пространство неизменный контент: духовные ценности, смыслы, образы, канонические тексты, интерпретации, объяснения. И главное - не то, какой используется способ фиксации и тиражирования информации, а то Слово достигло того, кому оно направлено. И наша задача - содействовать этому, поэтому библиотекаря важно понимание преемственности современных информационно-коммуникативных форматов и тех, что существовали в «до-информатизационную эпоху», понимание целевого, концептуального, структурно-функционального единства новых явлений и привычных форм в информационном поведении человека.

Это особенно важно сегодня - на новом этапе взаимодействия православной церкви и библиотечного дела, на этапе, для которого характерны продуманность, профессионализм, содружество. Приоритетен в нашей деятельности результат, который мы хотим получить, распространяя информацию духовного содержания. Результатом любой социально-информационной технологии всегда выступает планируемые изменение человека, отдельных коллективов и социальных групп: их взглядов, ценностей, моделей поведения, потребностей, целей и мотивов, ориентиров жизнедеятельности.

К сожалению, современное государственное управление - не только в России, но и в большинстве стран мира - ориентировано не на результат, а на процесс функционирования социальных институтов и учреждений их формирующих - библиотек, школ, музеев и т.д. Не случайно, в работе современных учреждений культуры оценивается только посещаемость, и не анализируется уровень обогащения человека знанием, результативность его эмоционального и эстетического развития, возможность гармонизация системы индивидуальных и общественных ценностей, установление гуманитарных приоритетов, снятие социальной напряжённости и многое другое. Восторг вызывает очередь людей, желающих посетить выставку работ великого художника, но не представляет интерес, с чем они вышли оттуда? что вынесли в своей душе и голове? испытали ли катарсис, либо весь результат сводится только к селфи, размещённым в социальных сетях?

Прикладное значение теории социально-информационных технологий заключается в том, что эти и другие подобные вопросы ставятся во главу угла. Православные библиотеки не отягощены необходимостью следовать формальным нормативам, и все силы и все возможности подчинены единой цели - и декларируемой, и реальной - духовному просвещению и развитию человека. И мы с открытой душой и огромным желанием и радостью принимать профессиональное участие в этом замечательном деле, сохраняя традиционные и создавая новые формы работы с православным читателем.

Список литературы

    1. Сляднева Н.А. Библиография в системе Универсума человеческой деятельности: опыт системно-деятельностного анализа: Монография. - М.: Изд-во МГИК, 1993.

    2. Сляднева Н.А. Нomo informaticus - человек эпохи информатизации// Научно-техническая информация. Сер.1.- 1999.- № 3.- С.9-13

Сведения об авторе

Лопатина Наталья Викторовна - доктор педагогических наук, заведующий кафедры библиотековедения и книговедения Московского государственного института культуры



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows