Лекции по дисциплине "информационные технологии в профессиональной деятельности". Информационные технологии в профессиональной деятельности: Краткий курс лекций

Лекции по дисциплине "информационные технологии в профессиональной деятельности". Информационные технологии в профессиональной деятельности: Краткий курс лекций

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Информационные технологии в профессиональной деятельности

Елизарьева М.А.

Маг. 1 курс Бж

Введение

Мы живем на стыке двух тысячелетий, когда человечество вступило в эпоху новой научно-технической революции. К концу двадцатого века люди овладели многими тайнами превращения вещества и энергии и сумели использовать эти знания для улучшения своей жизни. Но кроме вещества и энергии в жизни человека огромную роль играет еще одна составляющая - информация. Это самые разнообразные сведения, сообщения, знания.

В середине нашего столетия появились специальные устройства - компьютеры, ориентированные на хранение и преобразование информации. Произошла компьютерная революция.

С появлением ЭВМ, появляются новые науки, которые призваны изучать колоссальные возможности компьютеров и возможности их использования с целью облегчения человеческого труда. Появляется новый вид технологий - информационные, т.е. технологии переработки информации на базе компьютерных вычислительных систем. К ним относятся процессы, где "исходным материалом" и "продукцией" является информация.

Разумеется, перерабатываемая информация связана с определенными материальными носителями и, следовательно, эти процессы включают также переработку вещества и переработку энергии. Но последнее не имеет существенного значения для информационных технологий. Главную роль здесь играет информация, а не её носитель.

Сегодня невозможно представить отрасль человеческой деятельности, в которой бы не применялись ЭВМ. К компьютерам применяют всё более высокие требования, это заставляет специалистов совершенствовать технологии обработки информации. Чем шире использование ЭВМ, тем выше их интеллектуальный уровень, тем больше возникает видов информационных технологий.

1. Информационные технологии: сущность, развитие и направления использования

1.1 Информационные технологии (ИТ). Определение и характеристика понятия. История развития информационных технологий

Информационная технология -- это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Цель информационной технологии -- производство информации для ее, анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии. Новая информационная технология -- это информационная технология с "дружественным" интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства. Новая информационная технология базируется на следующих основных принципах:

интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером.

интегрированность с другими программными продуктами.

гибкость процесса изменения данных и постановок задач.

В качестве инструментария информационной технологии используются распространенные виды программных продуктов: текстовые процессоры, издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные календари, информационные системы функционального назначения.

Человечество в своём развитии прошло путь длиной в несколько десятков тысячелетий. Всё это время человек учился преобразовывать энергию и материальные объекты путём регистрации и накопления информационных образов.

Первая информационная технология заключалась в передаче знаний устно по наследству. Появились хранители знаний - жрецы, священники. Доступ к знаниям и информации был ограничен, поэтому знания не могли существенно влиять на производственный процесс.

Появление первого печатного станка и книгопечатания в 1445 году произвело первую информационную революцию, которая длилась 500 лет. Знания стали тиражироваться. Они уже могли влиять на производство.

Историю развития компьютеров, как высшего представителя информационных технологий, можно считать начавшейся в XVII веке. В 1642 году знаменитый учёный Блез Паскаль изобрёл машину для сложения и вычитания больших чисел. Это чудо техники было массивным и не предполагало массового внедрения, хотя бы из-за высокой стоимости и сложности конструкции. Единственный экземпляр первой счётной машины так остался у изобретателя. Но заслуга великолепного учёного очевидна: Паскаль один из первых попытался механизировать вычисления и создать робота, который бы считал за человека.

Через некоторое время, в 1666 году Самуэль Морланд тоже задумался над проблемой сложных вычислений и создал механический калькулятор, который мог складывать и вычитать. Вот если бы он доработал свое детище так, чтобы можно было ещё и умножать, то стал бы по праву носить титул "изобретателя калькулятора". Но этой чести удостоился Годфрид Лейбниц, который построил первую машину, способную умножать. Современный школьник вряд ли стал бы носить такую штуку в школу, но для XVII в. это было революционное изобретение.

В 1774 году Филипп-Малтус Хан собрал и продал небольшое количество калькуляторов - первый коммерческий успех счётных машин.

В 1800 году изобретена перфокарта как носитель данных.

1820 год - ещё один коммерческий успех калькуляторов. Арифмометр Томаса де Кольмара успешно продавался и сохранял свою популярность в течение многих лет.

В 1829 году Уильямом Остином Бертом был запатентован прадедушка принтеров. Это было медленное и неуклюжее устройство. Но первое!

В 1834 году английский математик Чарльз Бэббидж попытался построить универсальное вычислительное устройство, т. е. Компьютер (Бэббидж называл его Аналитической машиной). Именно Бэббидж впервые додумался до того, что компьютер должен содержать память и управляться с помощью программы. Бэббидж хотел построить свою машину как механическое устройство, а программы собирался задавать посредством перфокарт - карт из плотной бумаги с информацией, наносимой с помощью отверстий (они в то время уже широко применялись в ткацких станках). А в 1840 году дочь лорда Байрона по имени Ада написала несколько программ для Аналитической машины Бэббиджа, став первым в мире программистом.

1850-е годы Джорж Буль разработал систему логики, которая в последствии была названа его именем и легла в основу современных вычислений.

В 1899 году изобретена магнитная запись.

В 1935 году IBM представила электронную печатную машинку.

В 1940 году завершилась работа над Z 1, первой программируемой счётной машиной, использующей двоичную систему счисления. Что знаменовало собой начало эры электронно-вычислительных машин. Впервые в истории человечества был создан способ записи и долговременного хранения информации, при котором эти знания могли непосредственно влиять на режим работы оборудования. Процесс записи ранее формализованных профессиональных знаний в готовой для непосредственного воздействия на машины и механизмы форме получил название программирования ЭВМ.

В 1941 году в Англии Алан Тьюринг и Томми Флауерс закончили работу над Colossus - первой полностью электронной счётной машиной. Она использовалась для дешифровки немецких сообщений во время Второй мировой войны.

В 40-х годах XX века сразу несколько групп исследователей предприняли попытку Бэббиджа на основе техники ХХ века - электромеханических реле. Некоторые исследователи ничего не знали о работах Бэббиджа и приоткрыли его идеи заново. Первым из них был немецкий инженер Конрад Цузе, который в 1941 году построил небольшой компьютер на основе нескольких электромеханических реле. Но из-за войны работы Цузе не были опубликованы. А в США в 1943 году на одном из предприятий фирмы IBM американец Говард Эйкен создал более мощный компьютер под названием "Марк-1". Он уже позволял проводить вычисления в сотни раз быстрее, чем вручную (с помощью арифмометров), и реально использовался для военных расчётов.

Однако электромеханические реле работают весьма медленно и недостаточно надёжно. Поэтому, начиная с 1943 года, Американское правительство начало финансирование работы, которую проводила группа специалистов под руководством Джона Мочли и Преспера Экерта по конструированию компьютера ENIAC на основе электронных ламп. Созданный ими компьютер работал в тысячу раз быстрее, чем "Марк-1". Однако обнаружилось, что большую часть времени этот компьютер простаивал - ведь для задания метода расчётов (программы) в этом компьютере приходилось в течение нескольких часов или даже нескольких дней подсоединять нужным образом провода. А сам расчёт после этого мог занять всего лишь несколько минут или даже секунд.

Чтобы упростить и убыстрить процесс задания программ, Мочли и Экерт стали конструировать новый компьютер, который мог бы хранить программу в своей памяти. В 1945 году к работе был привлечён знаменитый математик Джон фон Нейман, который ясно и просто сформулировал общие принципы функционирования компьютеров. Которые и используются на большинстве современных компьютерах. Первый компьютер, в котором были воплощены принципы фон Неймана, был построен в 1949 году английским исследователем Морисом Уилксом.

С момента появления первой ЭВМ информационная технология прошла ряд этапов. 1 этап продолжался до начала 60-х годов. Создавались и эксплуатировались ЭВМ первого и второго поколения (ламповые полупроводниковые). Основным критерием создания информационных технологий являлась экономия машинных ресурсов. Цель - максимальная загрузка оборудования. Характерные черты этого этапа: программирование в машинных кодах, появление блок-схем, программирование в символьных адресах, разработка библиотек стандартных программ, автокодов, машинно-ориентированных языков. Был разработан операторный метод, который послужил основой для разработки алгоритмических языков (Алгол, Кобол, Фортран) и управляющих программ. Появились управляющие программы реального времени и пакетный режим работы программ.

Управляющие программы реального времени следили за появлением сигнала прерывания, приходившего по каналам связи и сразу же включали программу его обработки.

В пакетном режиме программы, обрабатываемые ими данные и управляющая информация, объединялись в задание, задания объединялись в пакет.

Хронология I этапа.

В 40-х и 50-х годах компьютеры создавались на основе электронных ламп. Поэтому компьютеры были большими (они занимали целые залы), дорогими и ненадёжными - ведь электронные лампы, как и обычные лампы, часто перегорают. Но в 1948 году был сконструирован кремниевый транзистор - миниатюрный и недорогой электронный прибор, который и заменил электронные лампы. В 1954 году начато их серийное производство фирмой Texas Instruments. Это привело к уменьшению размеров компьютеров в сотни раз и повышению их надёжности.

В 1956 году IBM сконструировала первый жёсткий диск. Он был 24"", вмещал 5 Мбайт данных и стоил более миллиона долларов. В этом же году инженер из IBM Джон Бэкас разработал язык программирования FORTRAN.

1958 год - как грибы после дождя, начали появляться коммерческие компьютеры. Такие как IBM Type 650 или IBM System /360 к которому добавлено совместимое ПО. Фирма Bell Labs создала устройство (некое подобие модема) для передачи данных по телефонным линиям. Появился язык программирования ALGOL 58.

После появления транзисторов наиболее трудоёмкой операцией при производстве компьютеров было соединение и спайка транзисторов для создания электронных схем. Но в 1959 году Роберт Нойс (будущий основатель фирмы Intel) изобрёл способ, позволяющий создавать на одной пластине кремния транзисторы и все необходимые соединения между ними. Полученные электронные схемы стали называться интегральными схемами, или чипами. В этом же году IBM анонсировала компьютер IBM 1401, фирма RCA представила компьютер 501 со встроенным языком программирования COBOL, а фирма XEROX выпустила первую копировальную машину.

1960-й год - Пол Бэрэн разработал пакетный способ передачи данных. Фирма DEC выпустила компьютер с клавиатурой и монитором, который стоил 120 тысяч долларов.

1964 год - Джон Кемени и Томас Курц создали язык программирования BASIC.

1967 год - IBM представила первую дискету.

II этап развития информационных технологий длился до начала 80-х годов. Он начался с появлением мини-ЭВМ на больших интегральных схемах. Основным критерием создания информационных технологий стала экономия труда программиста. Цель - разработка инструментальных средств программиста. Появились операционные системы второго поколения, работающие в трех режимах: реального времени, разделения времени и в пакетном режиме.

Системы разделения времени позволили пользователю работать в диалоговом режиме, т. к. ему выделялся квант времени, в течении которого он имел доступ ко всем ресурсам системы. Появились языки высокого уровня (Pascal, C + и др.), пакеты прикладных программ, системы управления базами данных (СУБД), системы автоматизации проектирования (САПР), диалоговые средства общения с ЭВМ, новые технологии проектирования (структурное и модульное). Появились глобальные сети ЭВМ. Совокупность научных методов и технологических приёмов, ориентированных на обработку данных, стали называться информатикой.

Хронология II этапа.

В 1970 году был сделан важный шаг на пути к появлению персонального компьютера - Маршиан Эдвард Хофф из фирмы Intel, сконструировал интегральную схему, аналогичную по своим функциям центральному процессору большого компьютера. Так появился первый микропроцессор (Intel -4004).

В 1971 году - Никлас Вирт разработал язык программирования PASCAL.

В 1973 году к американским электронным сетям были подключены Великобритания и Норвегия.

В начале 1975 года появился первый, коммерчески распространяемый компьютер Альтаир -8800 на основе микропроцессора Intel -8080. В конце 1975 года Пол Аллен и Билл Гейтс (будущие основатели Microsoft) создали для этого компьютера интерпретатор языка Basic, что позволило пользователям достаточно просто общаться с компьютером и легко писать для него программы.

В 1978 году для операционной системы CP / M была написана программа для редактирования текста Wordstar. Позже её перенесли на DOS.

1982 год - появились сетевые протоколы TCP и IP, ставшие основой Internet.

III этап развития ИТ продолжался до начала 90-х годов. Он начался с появлением персонального компьютера. ПК - это инструмент, позволяющий формализовать и сделать широкодоступными для автоматизации многие процессы человеческой деятельности. Отсюда критерий - создание информационных технологий для формализации знаний. Цель - внедрение ИТ во все сверы человеческой деятельности. Широкое распространение получили диалоговые операционные системы, автоматизированные рабочие места (АРМ), экспертные системы, базы знаний, локальные вычислительные сети, гибкие автоматизированные производства, распределённая обработка данных. Появление ПК произвело вторую информационную революцию.

Хронология III этапа.

В августе 1981 года появился первый компьютер IBM PC с операционной системой MS DOS, архитектура которого наиболее популярна во всем мире и в настоящее время.

В 1983 году Microsoft анонсировала операционную систему Windows, имеющую графический интерфейс пользователя.

1984 год - Sony и Philips представили устройство для чтения CD под названием CD - ROM. В этом же году программисты из Microsoft разработали DOS 3.0.

1985 год - Intel выпустила процессор 80386, состоявший из 250 тысяч транзисторов.

1993 год - Intel анонсировала процессор Pentium, который состоял из 3,1 млн. транзисторов и мог выполнять 112 млн. операций в секунду.

VI этап развития ИТ - 90-е годы. В этот период разрабатываются информационные технологии для автоформализации знаний, цель - информатизация обществ. Информация становиться становится стратегическим ресурсом.

Появились машины с параллельной обработкой данных - транспьютеры. Появились портативные ЭВМ, графические ОС (Windows 95, OS -2) новые технологии: объектно-ориентированные, гипертекст, мультимедиа и др. Телекоммуникация становиться средством общения между людьми. Идёт формирование баз знаний по всем отраслям человеческой деятельности. Происходит информатизация общества. Информатизация общества - это совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к любым источникам информации, кроме законодательно секретных.

В темпах роста научно-технической информации говорят такие цифры: ежеминутно в мире публикуется примерно 2 тыс. печатных страниц научных текстов, каждые 1,5 - 2 минуты предлагается новое техническое решение, каждый час регистрируется 15 - 20 изобретений или открытий. Все это означает, что современному специалисту следовало бы ежедневно прочитывать примерно 1,5 - 2 тыс. страниц текста, чтобы не отставать от уровня сегодняшнего дня. Чтобы быть в курсе новейших научно-технических веяний, сегодня необходимо быть в курсе дела практически всех важнейших исследований у себя в стране и за рубежом. Вопросы надежности, своевременности и эффективности информации приобрели сегодня особое значение. Информационное невежество приводит к банкротству. Как правило, информацию приходится анализировать, пересматривать, принимать или отвергать, намечать новые 12 пути поиска.

Информационный поиск - одна из важнейших функций творчества. Невозможность охватить все научные публикации в мире приводит к частичному дублированию исследований, увеличению сроков разработок, отставанию в системе образования и т. д. В промышленно развитых странах в процессе обработки информации вовлечены значительные человеческие ресурсы. Ведь из информационной массы необходимо извлечь прежде всего нужную информацию. Кроме того, информация должна быть существенной, точной, не устаревшей. Статистика говорит о том, что разработчик или исследователь расходует примерно половину своего рабочего времени на поиск необходимой информации.

Разработав компьютер и наделив его способностью оперировать с информацией, человечество получило замечательную возможность изменить свои интеллектуальные способности. Возникла информационная индустрия. Переход от традиционных методов хранения, поиска и распространения информации (библиотек, ручных методов поиска и анализа, почты, телеграфа) к новым безбумажным (базам данных, информационно- поисковым системам, компьютерным сетям, спутниковой связи и т. д.) приведет к лучшей ориентации в событиях, явлениях, экономических процессах, новых технических решениях.

Методами безбумажной технологии можно так обрабатывать информационный поток, чтобы полученная информация послужила основой для выработки разумной и эффективной стратегии управления. Параллельно с развитием информационной индустрии и начала развиваться экономика, связанная с продажей информации, программного обеспечения. Основу современных информационных технологий составляют три технологических достижения:

1. Появление новой среды накопления информации на машиночитаемых носителях (магнитные ленты, магнитные диски, микроформы).

2. Развитие средств связи, обеспечивающих доставку информации практически в любую точку земного шара без существенных ограничений во времени и расстоянии, широкий охват населения средствами связи (телевидение, сети передачи данных, спутниковая связь, телефонная связь).

3. Возможность автоматизированной обработки информации с помощью компьютера по заданным алгоритмам (сортировка, классификация, представление в нужной форме).

И так, как вывод, можно сказать следующее. Эволюция информационных технологий неразрывно связана с развитием человеческого общества. ИТ являются продуктом развития производственных и общественных отношений и одновременно - катализатором, ускоряющим процесс развития человеческого общества.

1.2 Информационные технологии (ИТ) в образовательной деятельности: общие подходы, возможности, дидактические функции в учебном процессе

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий - технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет - всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.

С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ - Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых - собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Существует несколько основных классов информационных и телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИКТ позволяют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.

Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.

Рис.1 Классификация средств ИКТ по области методического назначения

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.

Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ:

совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;

повышение продуктивности самоподготовки учащихся;

индивидуализация работы самого учителя;

ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;

усиление мотивации к обучению;

активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;

обеспечение гибкости процесса обучения.

1.3 Единая информационная образовательная среда (ЕИОС). Определение и характеристика понятия

Единая информационная образовательная среда (ЕИОС) - это основанная на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационную среда, реализующая едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение школьников, педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и общественность.

Подобная среда должна включать в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к педагогически значимой информации и создающую возможность для общения педагогов и обучаемых.

Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИОС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИОС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИОС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

2. Использование ИТ в профессиональной деятельности

2.1 Характеристика направлений использования ИТ в предметной области

АИТ в настоящее время можно классифицировать по ряду признаков, в частности:

способу реализации в автоматизированных информационных системах;

степени охвата АИТ задач управления;

классам реализуемых технологических операций;

типу пользовательского интерфейса;

вариантам использования сети ЭВМ;

обслуживаемой предметной области.

По способу реализации АИТ в автоматизированных информационных системах выделяют традиционно сложившиеся и новые информационные технологии.

Если традиционные АИТ прежде всего существовали в условиях централизованной обработки данных, до массового использования ПЭВМ были ориентированы главным образом на снижение трудоемкости при формировании регулярной отчетности, то новые информационные технологии связаны с информационным обеспечением процесса управления в режиме реального времени.

Новая информационная технология - это технология, которая основывается на применении компьютеров, активном участии пользователей (непрофессионалов в области программирования) в информационном процессе, высоком уровне дружественного пользовательского интерфейса, широком использовании пакетов прикладных программ общего и проблемного назначения, доступе пользователя к удаленным базам данных и программам благодаря вычислительным сетям ЭВМ.

Рис. 2 Классификация автоматизированных информационных технологий

По степени охвата АИТ задач управления выделяют электронную обработку данных, когда с использованием ЭВМ без пересмотра методологии и организации процессов управления ведется обработка данных с решением отдельных экономических задач, и автоматизацию управленческой деятельности.

Во втором случае вычислительные средства, включая суперЭВМ и ПЭВМ, используются для комплексного решения функциональных задач, формирования регулярной отчетности и работы в информационно-справочном режиме для подготовки управленческих решений.

К этой же группе могут быть отнесены АИТ поддержки принятия решений, которые предусматривают широкое использование экономико-математических методов, моделей и ППП для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по изучаемым процессам, явлениям производственно-хозяйственной практики.

К названной группе относятся и широко внедряемые в настоящее время АИТ, получившие название электронного офиса и экспертной поддержки решений. Эти два варианта АИТ ориентированы на использование последних достижений в области интеграции новейших подходов к автоматизации работы специалистов и руководителей, создание для них наиболее благоприятных условий выполнения профессиональных функций, качественного и своевременного информационного обслуживания за счет полного автоматизированного набора управленческих процедур, реализуемых в условиях конкретного рабочего места и офиса в целом.

Электронный офис предусматривает наличие интегрированных пакетов прикладных программ, включающих специализированные программы и информационные технологии, которые обеспечивают комплексную реализацию задач предметной области. В настоящее время все большее распространение приобретают электронные офисы, оборудование и сотрудники которых могут находиться в разных помещениях. Необходимость работы с документами, материалами, базами данных конкретной организации или учреждения в домашних условиях, в гостинице, транспортных средствах привела к появлению АИТ виртуальных офисов. Такие АИТ основываются на работе локальной сети, соединенной с территориальной или глобальной сетью. Благодаря этому абонентские системы сотрудников учреждения независимо от того, где они находятся, оказываются включенными в общую для них сеть.

Автоматизированные информационные технологии экспертной поддержки составляют основу автоматизация труда специалистов-аналитиков. Эти работники кроме аналитических методов и моделей для исследования складывающихся в рыночных условиях ситуаций по сбыту продукции, услуг, финансового положения предприятия, фирмы, финансово-кредитной организации вынуждены использовать накопленный и сохраняемый в системе опыт оценки ситуаций, т.е. сведения, составляющие базу знаний в конкретной предметной области. Обработанные по определенным правилам такие сведения позволяют подготавливать обоснованные решения для поведения на финансовых и товарных рынках, вырабатывать стратегию в областях менеджмента и маркетинга.

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЦОР, ЭОР): общие сведения, дидактические возможности, методы создания, анализа и экспертизы

Использование ЦОР в обучении позволяет расширить возможности урока, при этом также повысить его эффективность. Представленные в цифровом виде учебные материалы дают возможность использовать их без затруднений на различных этапах урока, и решать поставленные задачи урока:

этап актуализации знаний - электронные тесты, электронные конструкторы;

этап объяснения нового материала - электронные учебники, энциклопедии, справочники, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы;

этап закрепления и совершенствования ЗУН - электронные тесты, электронные тренажёры, обучающие среды, мультимедийные презентации;

этап контроля и оценки ЗУН - электронные тесты, кроссворды

ЦОРы помогают продемонстрировать явление динамике, передать учебную информацию определенными порциями, выполняя функции источника и меры, также стимулируют познавательные интересы учащихся, позволяют проводить оперативный контроль и самоконтроль результатов обучения.

Цель ЦОР - укрепление умственных способностей учащихся в информационном обществе и повышение качества обучения на всех ступеньках образовательной системы.

ЦОР - совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе.

Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или СD-плейера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи-воспроизведения.

Можно выделить следующие задачи использования ЦОР:

1) Помощь учителю при подготовке к уроку:

компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;

большое количество дополнительной и справочной информации - для углубления знаний о предмете;

эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;

подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);

подготовка творческих заданий;

подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;

обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет.

2) Помощь учителю при проведении урока:

демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;

использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;

компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;

индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми образовательными ресурсами на уроке.

3) Помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:

повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;

автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;

большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;

возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;

развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;

помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;

приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.

Обозначим общие требования к современным цифровым образовательным ресурсам, которые должны:

соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки Российской Федерации;

ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;

обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте;

предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;

обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;

основываться на достоверных материалах;

превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематические разделы;

полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;

обеспечивать возможность параллельно использовать с ЦОРами другие программы;

обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;

иметь, там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;

иметь удобный интерфейс.

Цифровые образовательные ресурсы не должны:

представлять собой дополнительные главы к существующему учебнику/УМК;

дублировать общедоступную справочную, научно-популярную, культурологическую и т.д. информацию;

основываться на материалах, которые быстро теряют достоверность (устаревают).

Рассмотрим некоторые примеры использования ЦОР на разных этапах урока.

ЦОР на этапе актуализации знаний: эффективно использовать электронные тесты.

Использование тестов дает возможность оценивать уровень соответствия сформированных знаний, умений и навыков учащихся на уроках информатики и позволяет педагогу скорректировать учебный процесс. Можно выделить несколько различных типов тестов:

тесты с выбором одного варианта ответа;

тесты с выбором нескольких вариантов ответов;

тесты на исключение лишнего слова в ряду ответов;

тесты с однозначным ответом (да/нет);

тесты с открытым ответом;

тесты на соответствие;

тесты на расположение вариантов ответа в последовательности.

2.2 Особенности использования ИТ в исследуемой проблеме магистерской работы

При написании данной работы применялась совокупность методов и принципов научного познания. В основу исследования был положен принцип объективности, который является обязательным условием научной состоятельности любой работы на всех ее этапах: от сбора информации до теоретических обобщений. Этот принцип позволяет всесторонне охватить изучаемое явление с целью выявления его сущности.

Среди методов, применяемых в данной работе, особое место занимают логические методы. Анализ и синтез - фактическое или мысленное разложение целого на составные части и воссоединение целого из частей. Эти методы применялись на всех ступенях познавательного процесса.

Анализ позволил выявить строение исследуемого объекта, отделить существенное от несущественного. Синтез дополняет анализ и ведет к объединению в единое целое частей, свойств и отношений, выявленных во время анализа. Индукция дает возможность перехода от единичных фактов к общим положениям, а дедукция призвана в данном исследовании построить научную теорию. Метод сравнения, в основе которого лежат суждения о сходстве и различии объектов, применялся при интерпретации отобранного материала (в частности при сравнении существующих музейных сайтов, традиционной и компьютерной систем обработки музейной информации). Метод обобщения заключается в выявлении общих признаков (свойств, отношений, тенденций), на основе чего были сделаны выводы о перспективах применения ИТ.

Среди общенаучных методов особое место в данном исследовании занимает системный метод. В его основе лежит изучение объектов как систем, что позволяет раскрыть их сущностную природу и принципы функционирования и развития (применение ИТ исследователем. Логический метод - теоретическое воспроизведение развитого и развивающегося объекта во всех его существенных закономерных связях и отношениях. Применение данного метода позволяет структурировать работу, представить объект исследования как результат определенного процесса, в ходе которого сформировались условия его дальнейшего существования и развития (т.е. условия и перспективы применения ИТ в исследовании

информационный технология компьютер учебный

Заключение

Информационные технологии - это совокупность методов, процессов, программных и технических средств, объединенных в технологическую цепочку и обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение (транспортировку) и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности. Основу новой информационной технологии составляют распределенная компьютерная техника, "дружественное “программное обеспечение и развитые коммуникации.

Информационные системы и информационные технологии оказывают значительное влияние на современное общество. Сегодня практически невозможно представить себе эффективную работу специалистов современного предприятия без автоматизированных систем управления, обеспечения, анализа, централизованного хранения и доступа к информации, работу без компьютера, сетей, информационных систем, Интернет.

Управление информацией с помощью информационных технологий и использование информационных систем стало одним из наиболее важных элементов современного эффективного управления и маркетинга. В связи с этим зарубежные авторы рассматривают растущую необходимость в развитии и внедрении новых информационных систем, основанных на новейших информационных технологиях.

Выгоды информационных систем и информационных технологий самые разнообразные - это и успешное управление, изменение и совершенствование процессов, разработка стратегий и т.д. Но, несмотря на все неоспоримые выгоды, многие компании современного мира, находят введение информационных технологий сложным процессом, сопровождающимся большим риском, издержками и проблемами, связанными с их функционированием, что несколько затормаживает развитие информационных технологий в бизнесе.

В то же время, при развитии информационной технологии проявляются пять современных взаимосвязанных и усиливающих друг друга, доминирующих информационных тенденций: усложнение информационных продуктов (услуг); обеспечение совместимости; ликвидация промежуточных звеньев; глобализация; конвергенция.

Список использованных источников

1.Алексеев А.П. Информатика 2001.-М.: СОЛОН-Р, 2001.

2.Аппаратные средства IBM PC. Энциклопедия, 2-е изд. -СПб: Питер. 2004.

3.Гукин Д. IBM-совместимый компьютер: Устройство и модернизация: Пер. с англ.- М.: Мир, 2003.

4.Данилевский Ю.Г., Петухов И.А., Шибанов В.С. Информационная технология в промышленности. Л., 1988.

5.Иноземцев В.А. За пределами экономического общества: Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. М., 1998

6.Информатика / Под ред. Н.В. Макаровой.-М.: Финансы и статистика, 2004.

7.Информатика: Учебник / Под ред. Н.В. Макаровой. М., 2002.

8.Информатика. Базовый курс / Под ред. С.В. Симоновича.-СПб.: Питер, 2004.

9.Информатизация и Россия-2001: Белая Книга информационных технологий // http://www.osp.ru/ sp/inf2001.htm -2001.

10.Попов В.В. Основы компьютерных технологий. -М.: Финансы и статистика, 2001.

11.Политика в области образования и новые информационные технологии: Национальный доклад Российской Федерации на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика" // Информатика и образование. 1996. № 5. С. 1-20.

12.Прайс Д. Малая наука, большая наука // Наука о науке: Сб. статей / Пер. с англ. М., 1966.

13.Хамахер К., Вранешич З., Заки С. Организация ЭВМ.-СПб.: Питер, 2003.

14.Хомоненко А.Д. Основы современных компьютерных технологий//Учебное пособие для вузов. - С-Пбт: Корона принт, 2001.

15.Фигурнов В.Э.. IBM РС для пользователя. -- М.:ИНФРА, 2003.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Информационные технологии в современном обществе. Приоритетные направления информатизации здравоохранения. Задачи, решаемые с помощью персонального компьютера. Классификация информационных технологий, применяемых в деятельности медицинского работника.

    презентация , добавлен 28.01.2016

    Информационные технологии, сущность и особенности применения в строительстве. Анализ деятельности информационных технологий, основные направления совершенствования применения информационных технологий, безопасность жизнедеятельности на ООО "Строитель".

    дипломная работа , добавлен 26.09.2010

    Этапы и современное состояние развития информационных технологий управления, оценка их роли и значения в деятельности руководителя. Знания, умения руководителя, необходимые для использования информационных технологий в управлении. Требования к менеджеру.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2011

    Теоритические аспекты информационных технологий на предприятиях. Системы, используемые в информационных технологиях. Особенности применения информационных технологий в маркетинговой деятельности. Влияние информационных технологий на туристическую отрасль.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2014

    Сущность и этапы развития информационных технологий, их функции и составляющие. Характеристика информационных технологий управления и экспертных систем. Использование компьютерных и мультимедийных технологий, телекоммуникаций в обучении специалистов.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2013

    Формирование и развитие системы непрерывного образования. Понятие информационной технологии. Роль средств новых информационных технологий в образовании. Направления внедрения средств новых информационных технологий в образование.

    реферат , добавлен 21.11.2005

    Роль структуры управления в информационной системе. Примеры информационных систем. Структура и классификация информационных систем. Информационные технологии. Этапы развития информационных технологий. Виды информационных технологий.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2003

    Понятие информационных технологий, этапы их развития, составляющие и основные виды. Особенности информационных технологий обработки данных и экспертных систем. Методология использования информационной технологии. Преимущества компьютерных технологий.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2011

    реферат , добавлен 05.11.2010

    Основные характеристики и принцип новой информационной технологии. Соотношение информационных технологий и информационных систем. Назначение и характеристика процесса накопления данных, состав моделей. Виды базовых информационных технологий, их структура.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры

кандидат физико-матем. наук, доцент

майор полиции

«__» _______________ 2013 г.

Дисциплина « ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

специальность 030901.65 – Правовое обеспечение национальной безопасности

КРАСНОДАР

ВВЕДЕНИЕ

1. Цели и задачи дисциплины

Цели дисциплины подготовка специалистов с необходимым в настоящее время профессиональным уровнем информационной культуры , владеющих средствами вычислительной техники, новейшими профессиональными информационными технологиями и специализированными автоматизированными информационными системами .

Задачи дисциплины :

1. Сформировать понимание у обучаемых современных представлений о целях, задачах и практической программно-аппаратной реализации процесса информатизации всех сфер правовой деятельности.

2. Обучить знаниям и умениям, позволяющим будущим специалистам свободно ориентироваться и саморазвиваться в современном информационном пространстве.

3. Привить будущим специалистам умения и навыки, необходимые для выполнения профессионально-служебных задач в едином информационном пространстве России.

2. Значение изучения учебной дисциплины
при подготовке специалиста

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующей общекультурной компетенции:

способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-16).

3. Знания, умения и навыки, приобретаемые
в результате изучения дисциплины
в соответствии с государственными требованиями

В результате изучения дисциплины будущий специалист должен:

Знать:

· основные методы и средства хранения, поиска, систематизации, обработки, передачи информации (ОК-16);

· состав, функции и конкретные возможности аппаратно-программного обеспечения (ОК-16);

· состав, функции и конкретные возможности профессионально-ориентированных справочных информационно-правовых и информационно-поисковых систем (ОК-16);

Уметь:

· решать с использованием компьютерной техники различные служебные задачи (ОК-16);

· работать в локальной и глобальной компьютерных сетях (ОК-16);

· самообучаться в современных компьютерных средах (ОК-16);

· организовывать автоматизированное рабочее место (ОК-16);

Владеть:

· навыками компьютерной обработки служебной документации, статистической информации и деловой графики (ОК-16);

· навыками работы с информационно-поисковыми и информационно-справочными системами и базами данных , используемыми в профессиональной деятельности (ОК-16).

4. Взаимосвязь данной дисциплины с другими
дисциплинами учебного плана

Данная дисциплина является предшествующей для дисциплин: «Криминалистика», «Юридическая техника», «Тактико-специальная подготовка», предусмотренных Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030901.65 – «Правовое обеспечение национальной безопасности», а также дисциплин вариативной части информационно-правового цикла.

5. Особенности изучения данной учебной дисциплины и наличие
контрольных работ, практикумов, курсовых проектов ,
зачетов и экзаменов по данной учебной дисциплине,
предусмотренных рабочим учебным планом

Изучение дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной подготовки обучающихся.

Основными видами учебных занятий по изучению данной дисциплины являются:

· лекционное занятие;

· практическое занятие в компьютерном классе;

· консультация преподавателя (индивидуальная).

При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного и проблемно-деятельностного обучения.

Предусматриваются следующие формы работы обучающихся:

· прослушивание лекционного курса;

· проведение практических занятий в компьютерных классах двумя преподавателями и выработки у учащихся умения использования информационных технологий в профессиональной деятельности.

Помимо устного изложения материала, в процессе лекций предполагается использовать визуальную поддержку в виде мультимедийных презентаций содержания лекции, отражающих основные тезисы, понятия, схемы, иллюстрации, выдержки из учебных, документальных и художественных фильмов по теме лекции.

Также по данной дисциплине рабочим учебным планом предусмотрена контрольная работа.

После завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы проводится экзамен.

Форма проведения экзамена определяется кафедрой (устный – по билетам или путем собеседования по вопросам; тестирование и др.). Оценка по результатам экзамена формируется по четырех балльной системе – неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо и отлично.

Билеты для проведения экзамена включают в себя два теоретических вопроса и одно практическое задание.

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ТЕМА №1. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Цель занятия: изучить основные понятия информатики, освоить способы оценки меры количества информации.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

2. Применение формул определения количественной меры информации.

Сегодня мы стоим на пороге качественно нового общества - информационного. И естественно, что жизнь и практическая деятельность в нем неразрывно связаны с освоением и использованием современных информационных технологий. В этой связи информатика как часть общей информатики дает знание и умение использовать те информационные средства и методы, которые необходимы любому полноценному члену информационного общества.

Юристу знание информатики позволяет повысить свой профессиональный уровень. Сегодня лавинные потоки социально-правовой информации, обрушивающиеся на юриста, настоятельно требуют от него владения современными информационными технологиями - справочными правовыми системами, юридическими экспертными системами, современными программными и техническими средствами защиты информации , средствами обеспечения электронной цифровой подписи, информационными технологиями, лежащими в основе функционирования современных компьютерных сетей и глобальной сети Интернет, и т. п.

Но для юриста знание информационных технологий - это не только инструмент в его практической деятельности. Информация, информационные процессы, информационные системы сегодня являются объектами правоотношений и предметом изучения отраслевых правовых наук. В активно формирующемся информационном законодательстве юристам необходимо провести правовое регулирование новых общественных отношений, складывающихся по поводу таких объектов, как "информационные ресурсы", "информационные системы", "информационные технологии", "компьютерные сети". Для грамотного, полного правового регулирования необходимо четкое понимание существа данных информационных объектов, их особенностей и принципов функционирования, всего того, что уже построено и обосновано в теории информатики и правовой информатике. С этой точки зрения информатика для юриста - это источник знаний, необходимых ему для решения профессиональных задач.

Наконец, информатика дает в руки юристу системно-информационный метод исследования. Большинство правовых явлений, по сути, являются информационными системами, то есть системами, основанными на процессах создания, хранения распространения и обработки информации . Механизмы правотворчества, правового регулирования, правопорядка, правовой культуры, правового воспитания и др. являются информационными образованиями. Всестороннее изучение таких явлений и процессов невозможно без использования тех методов и средств, которые разработаны.

В настоящее время уже можно говорить о содержании "информационной метрики в области права", куда, прежде всего, включаются разнообразные разделы современной математики и кибернетики: структурные меры информации (геометрическая мера, комбинаторная мера, аддитивная мера и др.); статистические меры информации (вероятность и информация, понятие энтропии, энтропия ансамбля, количество информации и т. д.); семантические меры информации (содержательность информации, целесообразность информации, динамическая энтропия и др.); дискретизация и кодирование информации; исследование операций (понятия теории исследования операций, информация, вводимая в модели исследования операций, решение задач в случае отсутствия полной информации и т. д.) и другие отрасли знаний. В состав "информационной метрики" должны войти также конкретные схемы оптимизации функционирования правовых информационных образований, к которым можно отнести:

1) отдельные информационные элементы правовых образований с помощью программно-логических методов. Эта схема основана, по существу, на идеях системного анализа, программирования, алгоритмизации и математической логики, с помощью которых представляется возможным изучить некоторые "константы" правовой информатики - программы работы с правовой информацией в фирмах, компаниях, банках, массивы и логику правовых сообщений на предприятиях и в организациях, алгоритмы решения юридических задач в области информационного обслуживания правоохранительных органов и другие проблемы;

2) функциональные значения правовых информационных образований, зависящие от структуры и целей последних. Эта схема оптимизации основана на теории вероятностей, математической статистике и теории исследования операций. Здесь рассматриваются акты вероятного поведения правовых информационных образований, операции в сфере управления последними, информация, вводимая в юридические модели, подходы к решению задач массового информационного обслуживания в механизмах законности, правопорядка, профилактики конкретных преступлений и другие проблемы;

3) функционирование правовых информационных образований на основе использования математической теории информации, теории графов, теории множеств, распознавания образов и др. По этой схеме осуществляется оптимизация информационного обеспечения частных актов правового регулирования, оптимизация разработки и принятия законов, проведения прокурорских проверок, расследования преступлений, оценки эффективности правоохранительной деятельности и т. д.

При изучении данной темы особое внимание следует обратить на понятие и формулы нахождения количества информации. Рассмотреть формулы Хартли и Шеннона. Выяснить отличие формулы Хартли от формулы Шеннона

Рассмотрим примерные типы задач с использованием данных формул

Пример 1:

Для записи письма был использован алфавит мощностью в 16 символов. Письмо состояло из 12 строк. В каждой строке вместе с пробелами было 59 символа. Сколько байт информации содержало письмо?

Решение:

59 ∙ 12 = 192 (всего символов в письме).

Для записи одного символа понадобится 4 бита, так как I = log2 16 = 4 бита, тогда 192 ∙ 4 = 768 (бит)/8=96 (байт).

Ответ: 96 байт.

Пример 2:

При угадывании целого числа в некотором диапазоне было получено 7 бит информации. Сколько чисел содержал этот диапазон?

Решение.

Ответ: 128 чисел.

1. Даны два текста, содержащих одинаковое количество символов. Первый текст состоит из алфавита мощностью 4 символов, а второй текст - из 128 символов. Во сколько раз информации во втором тексте больше чем в первом?

2. Сообщение «курсанты изучали Visual Basic» несет 9 бита(бит) информации. Вероятность изучения Pascal в 64 раз меньше. Чему равно количество бит информации в сообщении «курсанты изучали Pascal»?

3. Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 256000 бит/c. Передача файла через это соединение заняла 6 минут. Определите размер файла в килобайтах.

4. Сколько потребуется минут для распечатки текста одной газеты (2 усл. п. л.) на принтере (скорость печати - 1024 символов в секунду) без учета смены бумаги, если емкость одного условного печатного листа равна приблизительно 110 Кбайтам, а 1 символ занимает 8 бит?

ЛИТЕРАТУРА

ТЕМА №2. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Цель занятия : изучить способы представления информации в различных системах счисления.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Способы представления информации в компьютере.

2. Перевод из десятичной системы счисления в:

а) двоичную систему счисления;

б) в восьмеричную;

в) в шестнадцатеричную.

3. Перевод чисел в десятичную систему счисления из:

а) двоичной системы счисления;

б) восьмеричной;

в) шестнадцатеричной.

4. Основные арифметические операции в двоичной системе счисления.

При изучении данной темы необходимо рассмотреть основные понятия и термины, изучить способы перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.

Пример 1: перевести 121110 в двоичную систему счисления

https://pandia.ru/text/78/254/images/image002_29.jpg" width="312" height="238 src=">

Пример 3. Перевести число 121110 в шестнадцатеричную систему счисления

0 " style="margin-left:185.4pt;border-collapse:collapse">

Пример 7. Нахождение разности двоичных чисел:

ЗАДАНИЯ НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ

1. Перевести из десятичной системы счисления:

a) в двоичную: 156; 497;

b) в восьмеричную: 357; 684;

c) в шестнадцатеричную: 693; 249.

2. Перевести в десятичную систему счисления:

a) из двоичной: 1100110; ;

b) из восьмеричной: 754; 447;

c) из шестнадцатеричной: 6AE1; DF7A.

3. Выполнить действия с двоичными числами:

a) найти сумму: 101011+101100; 1010111+1110010;

b) найти разность: 1101; 1;

ЛИТЕРАТУРА

1. Информатика и математика: учеб. пособие / под ред. : в 2 ч. Ч 2. Информатика.- Краснодар: КрУ МВД России, 2007.

2. Михайленко: учебное пособие / , . – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2010.

3. Симонович. Базовый курс/ . – СПб.: Питер, 2011.

4. Советов технологии: учебник для вузов / , . – М.: Высшая школа, 2009.

ТЕМА №3. ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Цель занятия: изучить основные понятия алгебры логики.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Предмет и история развития алгебры логики.

2. Понятие высказывания.

3. Логические операции.

4. Логические формулы.

5. Таблицы истинности и правила их построения.

При изучении данной темы необходимо рассмотреть определение «высказывания» и разобрать следующие примеры:

Пример 1. Установить, какие из следующих предложений являются логическими высказываниями, а какие нет:

a. «Солнце есть спутник Земли»;

b. «2 + 3 = 4»;

c. «Сегодня отличная погода»;

d. «В Конституции Российской Федерации 3 432 536 слов»;

e. «Санкт-Петербург расположен на Неве»;

f. «Дисциплина «криминалистика»» слишком сложна»;

g. «Безопасная скорость на трассе равна 90 км/ч»;

h. «Железо - металл»;

i. «Если один угол в треугольнике прямой, то треугольник будет тупоугольным»;

j. «Если сумма квадратов двух сторон треугольника равна квадрату третьей, то он прямоугольный».

Ответ: являются высказываниями a, d, e, g, h, i, j; не являются высказываниями: b, c, f.

Пример 2 . Укажите, какие из высказываний предыдущего примера истинны, какие – ложны, а какие относятся к числу тех, истинность которых трудно или невозможно установить.

Ответ: истинные: e, h, j; ложные: a, i; истинность трудно установить: d; можно рассматривать и как истинное, и как ложное в зависимости от требуемой точности представления: g.

Также изучить логические операции: отрицание, конъюнкцию, дизъюнкцию, импликацию и эквиваленцию на следующих примерах:

Обратить особое внимание на логические формулы в целом и построение таблиц истинности в частности.

Пример 3. Упростить следующие формулы:

a..gif" width="528" height="45 src=">

(вводится вспомогательный логический множитель , затем комбинируются два крайних и два средних логических слагаемых, и используется закон поглощения и закон склеивания);

c..gif" width="101" height="25 src=">

Переменные

Промежуточные логические формулы

Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов.

Деятельность человека, связанную с процессами получе­ния, преобразования, накопления и передачи информации, называют информационной деятельностью .

В настоящее время компьютеры используются для обра­ботки не только чисел, но и других видов информации. Бла­годаря этому компьютеры прочно вошли в жизнь современ­ного человека, широко применяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе и многих других отраслях.

Но к современным техническим средствам работы с ин­формацией относятся не только компьютеры, но и другие устройства, обеспечивающие ее передачу, обработку и хра­нение:

· Сетевое оборудование: модемы, кабели, сетевые адаптеры.

· Аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи.

· цифровые фото- и видеокамеры, цифровые диктофоны.

· Записывающие устройства (CD-R, CD-RW, DVD-RW и др.).

· Полиграфическое оборудование.

· Цифровые музыкальные студии.

· Медицинское оборудование для УЗИ и томографии;

· Сканеры в архивах, библиотеках, магазинах, на экзаме­нах и избирательных участках;

· ТВ-тюнеры для подачи телевизионного сигнала в компьютер.

· Плоттеры и различные принтеры.

· Мультимедийные проекторы.

· Флэш-память, используемая также в плеерах и фотоап­паратах.

· Мобильные телефоны.

Кроме персональных компьютеров существуют мощные вычислительные системы для решения сложных науч­но-технических и оборонных задач, обработки огромных баз данных, работы телекоммуникационных сетей (Интернет):

· Многопроцессорные системы параллельной обработки данных (управление сложными технологическими про­цессами).

· Серверы в глобальной компьютерной сети, управляю­щие работой и хранящие огромный объем информации.

· Специальные компьютеры для проектно-конструкторских работ (проектирование самолетов и космических кораблей, мостов и зданий и пр.).

Все перечисленные технические средства и системы предназначены для работы с информационными ресурсами (ИР) в различных отраслях экономики.

Можно выделить несколько основных направлений, где информационная деятельность связана с компьютерами.

1. Научные исследования. Расчеты и вычисления - обязательный элемент тех научных исследований, где требуется на основании эксперимента построить гипотезу о закономерностях, проявляемых в нем. Создаются специальные автоматизированные системы для научных исследований. Вычислительные операции на компьютере выполняют не только математики, механики, физики, астрономы, но и специалисты в области экономики. Литературоведы используют специальные программы для анализа текстов произведений, создания различных словарей.

2. Создание новых изделий. Некоторые этапы создания новых изделий могут быть автоматизированы, а следовательно, не удивительно, что компьютеру и здесь нашлось место. Системы автоматизированного проектирования (САПР) используются во всех проектных и конструкторских организациях. Ведь и интегральную схему оказалось возможным сконструировать благодаря самому компьютеру и его программному обеспечению. Проектировщик вводит в САПР техническое задание, а использование баз данных, расчетных блоков, экспертных систем, имитатора позволяет получить техническую документацию, по которой будут изготовлены опытные образцы.

3. Управление. Теория автоматического управления к моменту создания компьютеров была хорошо развитой точной инженерной наукой, поэтому оказалось возможным использовать компьютеры для целей управления. Системы автоматического управления (АСУ) могут управлять процессами, для которых разработаны математические модели и методы их решения. Станки с числовым программным управлением (ЧПУ) имеют специализированный компьютер с пультом оператора, дисплеем и клавиатурой, а также управляющую программу. В ней указывается все необходимое, чтобы из заготовки получилась деталь, размеры и форма которой определены чертежом. По специальным программам работают автоматические стиральные машины, СВЧ-печи, швейные и вышивальные машины и т. д.

4. Информационные системы (ИС), базы данных (БД). Основу ИС составляет банк данных, в котором хранится большая по объему информация о какой-либо области человеческих знаний. Это может быть информация об инфраструктуре города (транспорт, карта, телефоны, организации и т. д.). Использование Интернета делает доступными сведения из ИС большому числу пользователей. В настоящее время школы Москвы получают доступ в Интернет и могут использовать сведения из различных ИС для выполнения проектов из различных областей (география, история, литература, биология, экология и т. п.). ИС или БД учреждений, школ, библиотек и т. д. позволяют выполнять поиск, запросы, изменения и дополнения быстро, с малым количеством ошибок и человеческих ресурсов.

5. Обучение. Широкое распространение получили компьютеры в области образования. Одна из важнейших целей создания системы образовательных порталов - в явном виде и с участием специалистов сформировать профессиональную зону и механизмы поиска качественной образовательной информации.

6. Компьютеры в издательском деле. Компьютер может быть использован автором уже на самых первых этапах создания литературных, публицистических и других произведений. Затем с этим текстом работает редактор издательства.

7. Автоматизированное рабочее место (АРМ). В настоящее время это место работника, оснащенное компьютером и другими техническими средствами (принтер, сканер, аудио-колонки или наушники, микрофон, видеокамера, электронный микроскоп и т. п.). АРМ может иметь также выход в Интернет, что позволяет быстро находить необходимую информацию в сфере своей деятельности, получать и отправлять электронные письма, делать покупки в Интернете, заказывать электронные билеты и т. д.

Информационные ресурсы, обеспечивающие некоторую профессиональную деятельность, сосредоточены в массивах документов, которые в современном варианте приготовлены для автоматической обработки и хранятся в базах данных (БД), базах знаний (БЗ), которые, в свою очередь, являются частью некоторой информационной системы.

Попробуем в следующей таблице описать виды профессиональной информационной деятельности человека и сопровождающие ее технические и информационные средства.

Человеческое общество пришло к такому, когда информация и ее источники уверенно вошли в повседневную жизнь, ведь нельзя вообразить и секунды без потока информационных данных.

Не секрет, что информация достаточно дорого стоит, что подтверждает переход большого количества работников из производственной сферы в информационную.

Со временем понятие «информация» стало приобретать оттенок современных высоких технологий и разработок, что привело к появлению аббревиатуры «ИТ» - информационные технологии. Использование информационных технологий - это неотъемлемый процесс повседневной жизни, вне зависимости от того, идет речь об отдыхе или о работе. Для понимания важности ИТ на сегодняшний день обратимся к понятию этого явления.

Информационные технологии - совокупность мер, методов, технических средств, информационных и производственных процессов, которые обеспечивают постоянный сбор, сохранность, обработку и вывод (отображение, пересылка) информации.

Информатизация общества приводит к интернационализации производства. Внешнеторговый баланс соответствующих профессиональных знаний служит показателем технической мощи государства, именно с этим связано понятие информационной технологии. Оно реализуется посредством рынка лицензий производственных продуктов, различных ноу-хау, а также консультаций по использованию наукоемких изделий.

Благодаря эволюции мирового рынка появляется преимущество у страны, которая занята продажей наукоемких изделий, включающих современные профессиональные знания и новейшие технологии. Активно идет торговля невидимым продуктом в виде знаний, культуры, активно навязываются стереотипы поведения. Это и стало причиной того, что в информационном обществе информация, творчество и знание выступают в качестве стратегического ресурса. А так как таланты не создаются, возникает необходимость в формировании культуры, то есть условий, в которых таланты могут развиваться и процветать. Здесь огромно влияние компьютерных технологий, выраженное в дистанционном обучении, компьютерных играх, видеофильмах.

Предназначением информационной системы является хранение, поиск и выдача данных по запросам от пользователей. Например, суть экономической информационной системы состоит в обработке соответствующих сведений. Предметной областью тут служат статистика, бухучет, страховая, кредитно-финансовая, банковская деятельность, а также иные виды коммерческой деятельности. Чтобы использовать экономическую информационную систему на рабочем месте, необходимо ее спроектировать с использованием информационных технологий. Это может быть электронный офис, электронная почта, табличные и текстовые процессоры и прочее. Тенденция создания доступных пользователям информационных технологий продолжается.

Получается, что на рабочем месте используются как информационные технологии в экономике, которые разрабатываются проектировщиками, так и информационные технологии, которые дают возможность автоматизировать деятельность на своем рабочем месте.

Государственная политика в сфере использования информационных технологий призвана создать необходимые условия для обеспечения согласованности действий федеральных органов государственной власти по формированию и выполнению программ и проектов информатизации.

Как видно выше, ИТ охватывают все области нашей повседневной жизни и являются неотъемлемой частью практически любых процессов и отношений. Резюмируя вышесказанное мы подошли к логическому заключению, что использование информационных технологий в различных сферах и отраслях дает возможность широко классифицировать имеющиеся о них знания, что позволяет выделить основные их направления: производственно-деловые, научно-исследовательские и научно-технические, культурно-развлекательные и образовательные.

Классификация информационных технологий помогает определить наиболее активные направления внедрения и использования ИТ: повышение уровня осведомленности населения о современных информационных ресурсах; повышение эффективности производства и различных работ путем внедрения автоматизации и оптимизации информационных процессов; увеличение активных информационных отношений между людьми; развитие систем образования и культурного просвещения; интеллектуализация общества. В любом случае основой всех процессов является информация - обмен сведениями, данными между объектами отношений (людьми, устройствами и пр.). От эффективности и качества такого взаимодействия по обмену данными зависит уровень жизни и эффективность работы.


Профессиональная деятельность человека находится в тесной взаимосвязи с программными продуктами и информационными технологиями, так как именно они делают работу специалиста комфортной, быстрой и максимально эффективной. Сегодня каждая профессиональная деятельность осуществляется на базе программно- технической среды. Чем современнее используются информационные технологии в профессиональной деятельности, тем эффективнее и производительнее трудовой процесс.


Информационные технологии в профессиональной деятельности Программные продукты и информационные технологии позволяют обеспечить надежную и безопасную работу, как для компьютерной техники, так и для информационной системы работника. Они позволяют осуществлять качественно и оперативно обработку, сортировку и хранение необходимой информации и данных трудовой деятельности, способствуют облегчению выполняемых функций работника путем автоматизации определенных трудовых процессов. Сегодня автоматизированной является деятельность экономистов, менеджеров, бухгалтеров, агентов и других специалистов. С каждым днем увеличивается число автоматизированных рабочих мест, так как автоматизированные процессы позволяют осуществлять профессиональную деятельность более точно, четко и быстро.


Брандмауэр Брандмауэр Брандмауэр - это система или комбинация систем, позволяющие разделить сеть на две или более частей и реализовать набор правил, определяющих условия прохождения пакетов из одной части в другую. Как правило, эта граница проводится между локальной сетью предприятия и INTERNET, хотя ее можно провести и внутри локальной сети предприятия. Брандмауэр таким образом пропускает через себя весь трафик. Для каждого проходящего пакета брандмауэр принимает решение пропускать его или отбросить. Для того чтобы брандмауэр мог принимать эти решения, ему необходимо определить набор правил.




Пакетные фильтры Брандмауэры с пакетными фильтрами принимают решение о том, пропускать пакет или отбросить, просматривая IP- адреса, флаги или номера TCP портов в заголовке этого пакета. IP-адрес и номер порта - это информация сетевого и транспортного уровней соответственно, но пакетные фильтры используют и информацию прикладного уровня, т.к. все стандартные сервисы в TCP/IP ассоциируются с определенным номером порта. Для описания правил прохождения пакетов составляются таблицы.


Сервера прикладного уровня Брандмауэры с серверами прикладного уровня используют сервера конкретных сервисов - TELNET, FTP и т.д. (proxy server), запускаемые на брандмауэре и пропускающие через себя весь трафик, относящийся к данному сервису. Таким образом, между клиентом и сервером образуются два соединения: от клиента до брандмауэра и от брандмауэра до места назначения.


Сервера прикладного уровня Использование серверов прикладного уровня позволяет решить важную задачу - скрыть от внешних пользователей структуру локальной сети, включая информацию в заголовках почтовых пакетов или службы доменных имен (DNS). Другим положительным качеством является возможность аутентификации на пользовательском уровне (аутентификация - процесс подтверждения идентичности чего-либо; в данном случае это процесс подтверждения, действительно ли пользователь является тем, за кого он себя выдает). Чаще всего встречаются сервера для следующих сервисов: терминалы (Telnet, Rlogin) передача файлов (Ftp) электронная почта (SMTP, POP3) WWW (HTTP) Gopher Wais X Window System (X11) Принтер Rsh Finger новости (NNTP) и т.д.


Сервера уровня соединения Сервер уровня соединения представляет из себя транслятор TCP соединения. Пользователь образует соединение с определенным портом на брандмауэре, после чего последний производит соединение с местом назначения по другую сторону от брандмауэра. Во время сеанса этот транслятор копирует байты в обоих направлениях, действуя как провод.


Сервера уровня соединения Как правило, пункт назначения задается заранее, в то время как источников может быть много (соединение типа один - много). Используя различные порты, можно создавать различные конфигурации. Такой тип сервера позволяет создавать транслятор для любого определенного пользователем сервиса, базирующегося на TCP, осуществлять контроль доступа к этому сервису, сбор статистики по его использованию.


Заключение Заключение К положительным качествам пакетных фильтров следует отнести следующие: относительно невысокая стоимость гибкость в определении правил фильтрации небольшая задержка при прохождении пакетов Недостатки у данного типа брандмауэров следующие: локальная сеть видна (маршрутизируется) из INTERNET правила фильтрации пакетов трудны в описании, требуются очень хорошие знания технологий TCP и UDP при нарушении работоспособности брандмауэра все компьютеры за ним становятся полностью незащищенными либо недоступными аутентификацию с использованием IP-адреса можно обмануть использованием IP- спуфинга (атакующая система выдает себя за другую, используя ее IP-адрес) отсутствует аутентификация на пользовательском уровне


Заключение Заключение К преимуществам серверов прикладного уровня следует отнести следующие: локальная сеть невидима из INTERNET при нарушении работоспособности брандмауэра пакеты перестают проходить через брандмауэр, тем самым не возникает угрозы для защищаемых им машин защита на уровне приложений позволяет осуществлять большое количество дополнительных проверок, снижая тем самым вероятность взлома с использованием дыр в программном обеспечении аутентификация на пользовательском уровне может быть реализована система немедленного предупреждения о попытке взлома. Недостатками этого типа являются: более высокая, чем для пакетных фильтров стоимость; невозможность использовании протоколов RPC и UDP; производительность ниже, чем для пакетных фильтров.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows