Как определить максимальный объем оперативной памяти. Что такое тайминги? ⇡ Потребление оперативной памяти в современных играх

Как определить максимальный объем оперативной памяти. Что такое тайминги? ⇡ Потребление оперативной памяти в современных играх

18.06.2019

стоит не так остро, как раньше, сегодня он по-прежнему волнует многих пользователей. В последнее время даже самые дешевые компьютеры имеют по крайней мере 4 Гб памяти – количество, которое когда-то казалось немыслимым, а в настоящее время является стандартом де-факто. Вопреки этому многие задаются вопросом: этого достаточно? Ускорит ли работу компьютера дополнительная память, или особого эффекта не будет?

Разница между 4, 8, 16 и больше гигабайт RAM несомненно есть, но для массового пользователя связь между объемом установленной памяти и производительностью ПК остается слегка размытой. В этом материале я постараюсь пролить свет на этот вопрос и кратко ответить, каков оптимальный объем оперативной памяти и есть ли смысл в установке дополнительных модулей RAM.

Что такое Random Access Memory (RAM)?

Хотя компьютеры уже давно стали обыденностью, многие люди до сих пор путают понятия «оперативная» и «локальная» память. Заблуждение чаще исходит из того, что оба типа памяти измеряются в одних и тех же единицах – последнее время обычно в гигабайтах (GB). Вопреки тому, что и оперативная, и локальная память служат для хранения информации, они отличаются с точки зрения срока хранения данных. Оперативная память как правило в несколько раз быстрее локальной и служит для временного хранения данных. После выключения компьютера все хранящиеся в ней данные бесследно исчезают. В локальной памяти (жесткие диски и SSD устройства) информация сохраняется независимо от того, включен компьютер или выключен. Именно поэтому оперативную память обычно определяют как энергозависимую, а локальную – как энергонезависимую.

Сколько памяти нужно ПК?

Долгое время Биллу Гейтсу приписывается фраза «640 Кб памяти достаточно для всего». В конечном счете сам Гейтс выступил с официальным заявлением, сказав, что не является автором этого утверждения, которое он назвал чистой глупостью.

Однако в начале 80-х годов прошлого века это звучало не так комично, потому что объемы порядка 100-200 Мб считались огромными. Сегодня даже самые дешевые компьютерные системы имеют 2-4 Гб оперативной памяти, а локальное пространство для хранения информации измеряется в терабайтах.

Базовые конфигурации имеют от 4 до 8 Гб RAM, а high-end модели (мультимедийные или игровые) предлагают 12-16, иногда 32 (и больше) Гб оперативной памяти. Так сколько можно назвать «оптимальным»? К сожалению, дать точный ответ, выраженный в конкретной цифре весьма непросто, так как оптимальное количество зависит от задач, для которых вы используете компьютер. Так, например, на Windows PC только сама операционная система может потребовать больше одного гигабайта для своих системных библиотек. Если вы используете антивирусную программу, то это еще 30-200 мегабайт в фоновом режиме в зависимости от конкретного продукта. Большинство веб-браузеров, офисных приложений и мультимедийных проигрывателей требуют от 100-800 Мб и больше памяти. Если вы запускаете их одновременно (т.е. используете Windows по предназначению – многозадачно), эти объемы становятся совокупными – чем больше запущенных программ, тем выше потребление RAM.

Чемпионами по потреблению оперативной памяти остаются видеоигры. Популярные заглавия типа Call of Duty могут без особых проблем «проглотить» 4-5 Гб памяти.

Большинство современных ноутбуков использует интегрированную графику, которая также является потребителем RAM. Интегрированные в процессор видео ядра не располагают своей собственной памятью (в отличие от дискретных решений) и «съедают» часть доступной оперативной памяти. Поэтому если ваш ноутбук по спецификациям оснащен 4 Гб RAM и интегрированной графикой, Windows сообщит, что вам доступно только 3.9 Гб (или меньше) памяти.

Другие соображения

Оптимальное количество оперативной памяти имеет и софтверный (возможно, правильнее будет сказать системный) аспект. Старые версии операционной системы используют 32-битный метод адресации памяти. В настоящее время он уже устарел и восходит к временам, когда объемы свыше 4 Гб RAM казались немыслимыми. Вот почему 32-разрядные версии Windows просто не могут использовать больше 4 Гб оперативной памяти. Даже если у вас больше памяти 32-разрядная операционная система будет настаивать на том, что вас только 4 Гб (хотя обычно еще меньше – 3-3.5 Гб) оперативной памяти. Для полноценного использования объемов свыше 4 гигов вам понадобится 64-разрядная Windows.

Другой интересный вопрос, связанный с памятью, касается темпа заполнения RAM, а также того, что будет, если исчерпать всю доступную память.

Если системный инструмент «Диспетчер задач» показывает, что весь объем памяти почти полностью исчерпан, т.е. все запущенные процессы занимают 70-80% или даже больше RAM, это еще не повод для беспокойства. Microsoft уже давно серьезно изменила свою философию по отношению к memory management (управление памятью), а потому, начиная с Windows Vista, не используемую RAM компания считает «плохой RAM».

Так как оперативная память во много раз быстрее любого жесткого или даже твердотельного диска, в Microsoft решили, что будет лучше, если Windows будет держать как можно больше часто используемых пользовательских модулей и приложений постоянно загруженными в системную RAM. Благодаря этому при повторном обращении к ним система реагирует гораздо быстрее, нежели когда ей снова и снова приходится считывать их с локального диска.

В этом и суть технологии SuperFetch, которая развивается со времен Vista. Введение этой концепции указывает на один важный вывод – чем большем оперативной памяти есть в распоряжении современных версий Windows, тем лучше (быстрее) они работают. Конечно, речь не идет об экспоненциальном росте – наибольшая разница будет при прыжке с 2 до 4 Гб RAM. С каждым последующим удвоением – 4 до 8 Гб, 8 до 16 и так далее, влияние на общую производительность системы будет снижаться. Однако если вы регулярно работаете с тяжелыми программами, держите десятки открытых вкладок в браузере и активно играете, то принцип выбора оптимального объема памяти сводится к одной простой вещи: чем больше, тем лучше.

Если в какой-то момент имеющийся объем памяти будет исчерпан, Windows не перестанет работать. В таких случаях операционная система опирается на так называемую . Для этой цели используется выделенная на локальном диске область и на нее Windows записывает все данные из оперативной памяти, которые не используется в настоящее время, и по просьбе пользователя снова их считывает, используя ресурсы локального диска. Поскольку локальная память медленнее чипов RAM, процесс чтения данных с диска занимает значительно больше времени, в течение которого компьютер может заметно «подтормаживать». Если система регулярно обращается к виртуальной памяти, это верный признак, что настало время рассмотреть вопрос о расширении оперативной памяти.

Отличного Вам дня!

Не все пользователи разбираются в функционировании компонентов системы. Подобные знания помогают разобраться в работе компьютера и в случае необходимости устранить какие-то неполадки. Поэтому частенько нужно знать то, как узнать объем оперативной памяти или другие характеристики ПК.

Понятие ОЗУ

Оперативная память давно стала неотъемлемой частью системы. И если без дискретной видеокарты система может функционировать, то сложнее дела обстоят с оперативной.

Компонент является энергозависимым в системе. Он является частью компьютерной памяти и хранит во время работы ПК. То есть ОЗУ не занимается сбережением данных пользователя, а рассчитано на поддержание работоспособности системы.

К примеру, вы открыли браузер, а в нем несколько вкладок. После вам пришлось прервать работу, на запуск одной из программ. Вы какое-то время с ней поработали и снова вернулись к веб-обозревателю. Чтобы ни та, ни другая информация не была утеряна, она записывается кодом на ОЗУ. Та же ситуация происходит и с компьютерными играми.

Работа ОЗУ

Прежде чем разобраться с тем, как узнать объем оперативной памяти, важно понимать, как функционирует ОЗУ. Все данные хранятся в полупроводниках модуля. Все они доступны и могут работать в случае, если на них подается напряжение. То есть в выключенном компьютере Если во время работы ОЗУ прервать подачу электрического тока, то любая хранимая информация может исказиться или уничтожиться.

Возможности ОЗУ

Благодаря оперативке может работать энергосберегающий режим. Она помогает ПК переводить систему в режим сна. В это время сокращается потребление энергии. Но поскольку электричество все равно подается на материнскую плату, модуль ОЗУ функционирует полноценно.

А вот если использовать гибернацию, то в этом случае оперативная память не поможет, поскольку отключает напряжение полностью. Но перед этим система успевает записать всю информацию, которая хранилась на ОЗУ в особый файл, который запустится при следующем включении системы.

Создание ОЗУ

О том, как узнать объем оперативной памяти, раньше и речи не могло быть. Многие изначально не понимали суть этого комплектующего. Но над ним была начата работа еще в 1834 году. Конечно, тогда это были лишь зачатки современного прототипа. Но сама идея появилась благодаря Чарльзу Бэббиджу и его аналитической машине.

За это время устройство пережило огромное количество переработок. Сначала оно было выполнено в качестве магнитных барабанов. После были разработаны магнитные сердечники, а уже в третьем поколении придумали микросхемы.

Объем ОЗУ

Прежде чем устанавливать в систему модуль ОЗУ, нужно понимать, как узнать максимальный объем оперативной памяти на ПК. Сделать это можно программным способом.

Если вы работаете с операционной системой Windows, то будет достаточно перейти в «Мой компьютер». После кликнуть ПКМ по свободной области и выбрать «Свойства». В диалоговом окне станет доступна краткая информация о системе.

Здесь нужно найти строку «Тип системы». Максимальный объем ОЗУ можно будет определить, глядя на разрядность ОС. Если указано, что операционная система 32-разрядная, значит максимальный поддерживаемый объем ОЗУ - 4 Гб. В случае с 64-разрядной системой, этот показатель равен 128 Гб. То есть все современные ПК должны базироваться на ОС х64.

На так просто определить ОЗУ не получится. Все зависит от того, как давно было куплено устройство. Для этого придется обратиться к эксплуатационной документации. Например, модели с 2006 по 2009 гг. получали только 4 Гб, после - до 2012-го, работали с 16 Гб, а до конца 2013 года была доступна ОЗУ объемом 32 Гб.

Материнская плата

Также многое зависит от возможностей материнской памяти. Даже если операционная система работает с 128 Гб ОЗУ, системная плата может не поддерживать этот объем. Для этого придется раскрыть свой ПК и узнать модель материнки. После можно будет поискать информацию о ней. В случае с ноутбуком, достаточно отыскать документацию к нему или найти информацию на официальном сайте производителя.

Ситуация сейчас

Минимальный объем оперативной памяти на нынешнее время - 1 Гб. Этот тот минимум, который еще может выдерживать работу с офисными программами и браузером. Но еще полгода-год и в связи с ресурсоемкостью программ и медийного контента ресурсов ее будет не хватать.

Оптимальным же считается 8-16 Гб ОЗУ. Этого хватит и для тяжелых программ типа «Фотошоп», и для компьютерных игр, и для офисной работы.

Сколько установлено?

Когда вы разберетесь с тем, как узнать максимально поддерживаемый объем оперативной памяти, можно попробовать апгрейд ОЗУ. Но для этого придется узнать, сколько же имеется в системе.

Для этого можно снова перейти в «Мой компьютер», кликнуть ПКМ по свободному месту и выбрать «Свойства». В новом диалоговом окне будет показан общий объем оперативной памяти. Этот вариант больше подходит для того, чтобы понять, как узнать объем оперативной памяти ноутбука, поскольку в лэптопах непросто добраться до модуля.

Также можно установить программу CPU-Z, чтобы получить все данные об ОЗУ. Для этого нужно:

  • скачать программу;
  • установить и открыть ее;
  • перейти во вкладку SPD.

Здесь будет указан тип памяти, его объем, частота работы, производитель и даже серийный номер.

В ПК лучше проверить все воочию:

  • отключить систему от питания;
  • снять боковую крышку;
  • найти на плате модуль;
  • отключить его и проверить информацию на этикетке.

Если в компьютере установлен один модуль, то есть возможность подключить еще один или два. Но для этого придется выбирать такие же модули ОЗУ. Именно поэтому лучше достать устройство из корпуса, чтобы найти идентичные или очень похожие детали и приобрести.

Программа Mem Reduct

Как узнать объем оперативной памяти, используемый компьютером? Для этого можно установить программу Mem Reduct. Эта небольшая утилита дает информацию о том, сколько используется физической, виртуальной памяти и в режиме реального времени. Но, помимо этого, она позволяет очистить ненужные уже данные.

Если система начала подтормаживать, особенно это актуально для компьютеров с 1-4 Гб ОЗУ, то можно установить эту программу. Зайдя в нее, некоторые показатели будут подсвечены оранжевым цветом. Это значит, что память загружена. Достаточно нажать на «Очистить память», чтобы на время разгрузить ее.

Программа очень полезна, поскольку позволяет поддерживать рабочее состояние системы без торможений. Если у вас немного оперативной памяти установлено, лучше чистить ее один раз в час. Конечно, все будет зависеть от процессов.

Думаю, ни для кого не является секретом, что оперативная память — это важный компонент геймерской системы, и на быстродействие в играх влияют сразу несколько параметров ОЗУ. Например, не так давно лаборатория 3DNews выяснила, что центральные процессоры AMD Ryzen очень чувствительны к частоте DDR4. Тестирование показало: использование быстрой памяти DDR4-3200 в сравнении со стандартной DDR4-2133 при одинаковых таймингах увеличивает FPS в играх на 12-16% в зависимости от приложения. Поэтому, если вы хотите выжать максимум из своей системы, покупка быстрого комплекта ОЗУ — это один из самых действенных вариантов.

На производительность влияет не только частота, но и задержки. И все же самый важный параметр оперативной памяти — это объем. Если в случае использования медленного комплекта мы лишаемся единиц FPS, то при нехватке определенного количества гигабайтов игра либо будет тормозить, либо не запустится вовсе. Поэтому мы решили выяснить, сколько ОЗУ необходимо игровому компьютеру в 2017 году. Очевидно, что основная «баталия» развернется между комплектами объемом 8 и 16 Гбайт.

Наглядный пример — пользователь произвел апгрейд своего компьютера, дополнив имеющуюся конфигурацию видеокартой уровня GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Теперь его системный блок полностью соответствует рекомендуемым требованиям Watch_Dogs 2, в которую так хотелось поиграть. Однако даже без применения максимальных настроек качества графики времяпрепровождение в любимой «песочнице» было омрачено то и дело появляющимися микрозависаниями. И вроде GeForce GTX 1060 отлично справляется со своей работой, так как средний показатель держится в районе 50 FPS, но все впечатление портят эти просадки! Оказывается, к возникновению визуально заметного падения частоты кадров причастна нехватка оперативной памяти, потому что добавление еще 8 Гбайт отчасти решило эту проблему — при тех же настройках и с той же видеокартой играть стало комфортнее.

Главная тема обозначена, но, на мой взгляд, не менее важно ответить еще на один вопрос: исправит ли ситуацию с нехваткой оперативной памяти в играх использование быстрого файла подкачки?

⇡ Современные игровые платформы

Под определение «игровой компьютер» попадает очень большое число конфигураций. Например, в ежемесячной рубрике « » рассматриваются десять различных систем. В состав самой недорогой входят Pentium G4560, GeForce GTX 1060 3 Гбайт и 8 Гбайт DDR4. Использование такого объема оперативной памяти — самый распространенный вариант, если верить официальной статистике игрового клиента Steam. Но современные платформы позволяют устанавливать 64 и даже 128 Гбайт ОЗУ.

Актуальные игровые платформы
Intel AMD
Сокет LGA1155 LGA2011 LGA1150 LGA2011-v3 LGA1151 AM3+ FM2/2+ AM4
Год поступления в продажу 2011 год 2011 год 2013 год 2014 год 2015 год 2011 год 2012 год 2017 год
Поддерживаемые процессоры Sandy Bridge, Ivy Bridge Sandy Bridge-E,
Ivy Bridge-E
Haswell, Haswell Refresh и Devil"s Canyon, Broadwell Haswell-E, Broadwell-E Skylake, Kaby Lake Zambezi, Vishera Trinity, Richland, Kaveri, Godavari (Kaveri Refresh) Ryzen, AMD 7th Generation A-series/Athlon
Контроллер памяти DDR3-1066/1333 DDR3-1066/1333
/1600/1866
DDR3-1333/1600 DDR4-2133/2400 DDR4-1866/2133/
2400, DDR3L-1333/1600
DDR3-1066/1333/
1600/1866
DDR3-1600/1866/
2400
DDR4-2133/2400/
2666
Встроенный, двух-канальный Встроенный, четырех-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, четыре-хканальный Встроенный, двух-
канальный
Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный
Максимальный объем оперативной памяти 32 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт Haswell-E— 64 Гбайт Broadwell-E — 128 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт 64 Гбайт 64 Гбайт

Даже сейчас, без тестирования, можно смело заявить: указанный максимальный объем оперативной памяти избыточен для игровых конфигураций, хотя сфера развлечений и является в последнее время наиболее активным двигателем компьютерного прогресса. Как уже было сказано, большинство пользователей устанавливают в свои системы 8 или 16 Гбайт. В таблице перечислены как самые современные (LGA1151, LGA2011-v3, AM4), так и проверенные временем платформы, которые вполне можно отнести к разряду игровых в 2017 году. В большинстве случаев центральные процессоры AMD и Intel используют двухканальные контроллеры оперативной памяти. Это значит, что на материнских платах под соответствующую платформу используется либо два слота DIMM, либо четыре. А у плат с гнездом LGA2011 и LGA2011-v3 четыре или восемь разъемов для установки ОЗУ соответственно. Для процессоров Haswell-E и Broadwell-E есть и «экзотическое» исключение из правил — ASRock X99E-ITX/ac.

Двухканальный режим встроенного в центральный процессор контроллера памяти подразумевает использование четного количества модулей. Для того чтобы со временем спокойно нарастить объем ОЗУ, лучше использовать материнскую плату с четырьмя слотами DIMM. Так, мы можем приобрести комплект памяти объемом 16 Гбайт, состоящий из двух модулей по 8 Гбайт, а со временем докупить еще два модуля с аналогичными характеристиками. Некоторые материнки располагают всего парой разъемов для установки оперативки — это либо совсем бюджетные платы (например, на базе чипсетов H110, B250 и A320 для процессоров Kaby Lake и Ryzen), либо устройства форм-фактора mini-ITX, либо эксклюзивные оверклокерские решения, такие как ASUS Maximus IX Apex. Данные устройства поддерживают вдвое меньший объем ОЗУ: 32 Гбайт для процессоров Skylake, Kaby Lake и Ryzen; 16 Гбайт для процессоров Haswell, Broadwell, Sandy Bridge, Ivy Bridge и Vishera. Учитывайте этот момент при апгрейде или при сборке системного блока с нуля.

⇡ Тестовый стенд

Во время всех испытаний использовалась платформа LGA1151 вместе с процессором Core i7-7700K, разогнанным до 4,5 ГГц. Менялись видеокарты, оперативная память и накопители. Полный перечень комплектующих представлен в таблице.

Конфигурация тестового стенда
Центральный процессор Intel Core i7-7700K @4,5 ГГц
Материнская плата ASUS MAXIMUS IX Hero
Оперативная память Kingston HyperX Predator HX430C15PB3K4/64, DDR4-3000, 4 × 16 Гбайт
Kingston HyperX Fury HX421C14FB2K2/16, DDR4-2133, 2 × 8 Гбайт
Накопители Western Digital WD1003FZEX, 1 Тбайт
Samsung 850 Pro
Видеокарты ASUS GeForce GTX 1060 (DUAL-GTX1060-3G), 3 Гбайт
ASUS Radeon RX 480 (DUAL-RX480-O4G), 4 Гбайт
Блок питания Corsair AX1500i, 1500 Вт
Процессорный кулер Noctua NH-D9DX
Корпус Lian Li PC-T60A
Монитор NEC EA244UHD
Операционная система Windows 10 Pro x64
ПО для видеокарт
AMD Crimson ReLive Edition 17.4.2
NVIDIA GeForce Game Ready Driver 381.65
Дополнительное ПО
Удаление драйверов Display Driver Uninstaller 17.0.6.1
Измерение FPS Fraps 3.5.99
FRAFS Bench Viewer
Action! 2.3.0
Разгон и мониторинг GPU-Z 1.19.0
MSI Afterburner 4.3.0
Дополнительное оборудование
Тепловизор Fluke Ti400
Шумомер Mastech MS6708
Ваттметр watts up? PRO

⇡ Потребление оперативной памяти в современных играх

Определить, сколько оперативной памяти потребляют современные игры, не так сложно. Существует большое количество диагностических утилит. Но важно понимать, что объем используемого ОЗУ зависит от нескольких параметров, а потому может заметно отличаться на разных системах. Так, вместе с запуском игр не перестает работать и различный софт.

Например, открытие всего десяти вкладок Chrome приводит к увеличению потребления оперативной памяти на 1,5 Гбайт. Аппетиты браузера Google уже давно стали «мемом», но давайте не будем забывать про постоянно активные мессенджеры, антивирусы, драйверы и прочие утилиты, которые загружаются вместе с операционной системой.

Недавно я провел сравнительное тестирование GeForce GTX 1060 3 Гбайт и Radeon RX 470 4 Гбайт. Среди пользователей бытует мнение, что дополнительный гигабайт видеопамяти — это еще один довод в пользу графического адаптера AMD. Небольшой эксперимент показал, что из двенадцати игр ровно половина потребляет больше четырех гигабайт видеопамяти в разрешении Full HD. В стенде использовался ускоритель GeForce GTX 1080 с 8 Гбайт GDDR5. Получается, что в случае нехватки видеопамяти все данные, которые не поместились в ячейки GDDR5, будут помещены в ОЗУ. Некоторые игры сразу же информируют пользователя о превышении лимита видеопамяти. Некоторые — GTA V, HITMAN, Battlefield 1 — элементарно не дадут выставить более высокое качество графики, пока пользователь сам не снимет специальный «предохранитель» в меню с настройками. Поэтому для более детального изучения вопроса необходимо использовать несколько видеокарт. Мой выбор остановился на трех ходовых моделях NVIDIA: GeForce GTX 1060 с 3 и 6 Гбайт GDDR5, а также GeForce GTX 1080.

Настройки графики в играх
API Качество Полноэкранное сглаживание
1920 × 1080 / 2560 × 1440 / 3840 × 2160
1 «Ведьмак-3: Дикая охота», Новиград и окрестности DirectX 11 Макс. качество, NVIDIA HairWorks вкл AA
2 Mass Effect Andromeda, первое задание Макс. качество Временное сглаживание
3 Ghost Recon Wildlands, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA + FXAA
4 GTA V, город и окрестности Макс. качество 4 × MSAA + FXAA
5 Rise of the Tomb Raider, советская база Макс. качество SMAA
6 Watch_Dogs 2, город и окрестности Ультра, HBAO+ Временное сглаживание 2 × MSAA
7 Fallout 4, Даймонд-сити и окрестности Макс. качество, текстуры высокого разрешения, осколки от пуль выкл. TAA
8 HITMAN, встроенный бенчмарк DirectX 12 Макс. качество SMAA
9 Total War: WARHAMMER, встроенный бенчмарк Макс. качество 4 × MSAA
10 Battlefield 1, миссия «Работа для молодых» Ультра TAA
11 Deus Ex: Mankind Divided, комплекс «Утулек» Макс. качество 2 × MSAA
12 Sid Meier’s Civilization VI, встроенный бенчмарк Ультра 8 × MSAA
13 Star Wars Battlefront, карта «Битва на Эндоре» Макс. качество TAA
14 Tom Clancy"s The Division, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA
15 DOOM, миссия OИК Vulkan Ультра TSSAA 8TX

Потребление оперативной памяти измерялось в пятнадцати приложениях. На графиках отображен максимальный показатель загрузки, который был зафиксирован после 10 минут произвольного игрового процесса. Для большей наглядности результаты округлены. Показатели загрузки ОЗУ фиксировались при помощи программы MSI Afterburner с частотой опроса 100 мс. Среди прочих программ при запуске игр активными были только клиенты Steam, Origin и Uplay, а также «Защитник Windows», FRAPS и MSI Afterburner.

Высказанное ранее предположение стало фактом — уже в разрешении Full HD мы видим, что с применением 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060 планку в 8 Гбайт ОЗУ преодолели девять игр из пятнадцати. То есть больше половины. Те же самые игры, запускаемые на стендах с GeForce GTX 1060 6 Гбайт и GeForce GTX 1080, оказались менее «прожорливыми» по части оперативной памяти.

При увеличении разрешения тенденция сохранилась — уже тринадцать из пятнадцати игр потребляли больше 8 Гбайт оперативной памяти в стенде с установленной GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Стабильно больше 10 Гбайт ОЗУ потреблялось в семи проектах. Заметно возросла загрузка оперативки и в случае использования в стенде GeForce GTX 1060 6 Гбайт. Значит, играм при заданных нами настройках качества графики уже недостаточно шести гигабайт видеопамяти.

Тестирование в разрешении Ultra HD проводилось только с участием GeForce GTX 1080, потому что использовать версии GeForce GTX 1060 в таком разрешении нет никакого смысла — графические процессоры этих видеокарт элементарно не справятся с возросшей нагрузкой.

Результаты оказались вполне прогнозируемыми. Можно смело констатировать: многие современные ААА-проекты на близких к максимальным настройках качества графики потребляют больше 8 Гбайт оперативной памяти. Кроме того, замеры в Rise of the Tomb Raider, Watch_Dogs 2, Deus Ex: Mankind Divided и Mass Effect Andromeda демонстрируют отсутствие серьезного запаса прочности при наличии в системе и 16 Гбайт ОЗУ. К тому же тестирование проводилось с минимумом активных приложений в Windows 10. На мой взгляд, есть все предпосылки к тому, что в скором времени появятся проекты, которым будет недостаточно 16 Гбайт оперативной памяти при максимальных или близких к ним настройках качества графики.

Думаю, многие уже обратили внимание на тот факт, что я рассмотрел всего один сценарий — игры на максимальных (или близких к ним) настройках качества графики. Однако большинство геймеров пользуются менее производительными видеокартами, а потому используют различные режимы качества.

Компьютерные игры тем и хороши, что, как правило, обладают большим количеством настроек, которые ухудшают или улучшают качество выдаваемой картинки. Например, в Deus Ex: Mankind Divided заложено пять заранее запрограммированных режимов: «Низкие», «Средние», «Высокие», «Очень высокие» и «Ультра». Подобными категориями пользуются многие разработчики. Обратите внимание, что достаточно тяжело (иногда даже нереально) на глаз определить, где выставлено высокое качество, а где — очень высокое. Таким образом, выкручивать ползунки до максимума в ряде игр нет никакого смысла. А видеопамяти и ОЗУ при этом используется заметно меньше.

Из списка игр, которые на максимальных (или близких к ним) настройках качества потребляли больше всего оперативной памяти, я выбрал пять приложений: Watch_Dogs 2, Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided и Ghost Recon Wildlands. Используя все те же видеокарты NVIDIA, я измерял потребление оперативной памяти при активации заранее заготовленных разработчиками режимов. В некоторых играх (Watch_Dogs 2 и Ghost Recon Wildlands) при изменении общего качества графики автоматически меняется и сглаживание. В других приложениях параметр антиалиасинга необходимо задавать отдельно. Собственно говоря, в Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided для этой части эксперимента сглаживание не использовалось вообще. Результаты занесены в сводную таблицу.

Зеленым цветом выделены области, в которых зафиксирован отрадный факт — игры при активации определенного режима качества графики потребляют меньше 8 Гбайт оперативной памяти. Таблица наглядно показывает, что выставление параметров «Высокий» и «Средний» подходит для видеокарт, у которых видеопамяти 4 Гбайт и меньше, для графических адаптеров с 6+ Гбайт GDDR5 — тем более.

Заметно и резкое падение потребления ОЗУ в Rise of the Tomb Raider при использовании 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060. Мы видим логичное подтверждение тому факту, что при использовании режима качества картинки «Высокое» игра требует меньше видеопамяти, чем на «максималках».

Конечно же, сказывается на потреблении видеоОЗУ и системной памяти и отключение сглаживания, которое должно устранить неровности (лесенки) по краям объектов. Антиалиазинг — это один из параметров, критичный к объему видеопамяти. Поэтому в игровой системе с 8 Гбайт ОЗУ и графическим ускорителем с 2, 3 или 4 Гбайт видеопамяти есть смысл выключать сглаживание или же использовать «легкие» режимы, если такие поддерживаются приложением.

Текстуры — это второй параметр, критичный к объему видеопамяти, а следовательно, и оперативной памяти. Использование текстур низкого разрешения заметно портит изображение, но в то же время особой разницы между режимами «Высокое» и «Очень высокое» в Rise of the Tomb Raider не наблюдается (в других играх — тоже). Поэтому при нехватке видеопамяти и ОЗУ и этим параметром вполне можно пожертвовать ради достижения комфортного фреймрейта.

Максимальное потребление оперативной памяти (NVIDIA GeForce GTX 1060 3 Гбайт), Мбайт
Качество текстур
Rise of the Tomb Raider (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания) Watch_Dogs 2 (общие настройки качества — режим "Ультра", но без сглаживания) Deus Ex: Mankind Divided (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания)
Очень высокое 11600 Ультра 11000 Ультра 11000
Высокое 6900 Высокое 9700 Очень высокое 9600
Среднее 6400 Среднее 8800 Высокое 7800
Низкое 6200 Низкое 7800 Среднее 7100
Низкое 6900
Тени
Очень высокое 10700 HFTS 11600 Очень высокое 11000
Высокое 10500 PCSS 11000 Высокое 10900
Среднее 10300 Ультра 11000 Среднее 10800
Выкл. 10300 Очень высокое 11000
Высокое 10400
Среднее 10400
Низкое 10300

Настроек изображения в компьютерных играх очень много. Разработчики тесно сотрудничают с производителями железа — AMD, NVIDIA и Intel, а потому приложения изобилуют разным количеством всевозможных опций. Например, в Rise of the Tomb Raider реализован режим PureHair, который заметно преображает прически персонажей этой игры. А еще используются различные технологии преграждения окружающего света (SSAO, HBAO, HBAO+, VXAO и так далее), которые затемняют впадины и углы, добавляя им визуальной глубины.

Все эти настройки в той или иной степени влияют на потребление видеопамяти и ОЗУ. Однако не так сильно, как сглаживание, тени и размер текстур.

Вроде бы ответ на основной вопрос получен: замеры потребления оперативной памяти показывают, что 16 Гбайт — наше все, если вы планируете играть с максимальными настройками качества графики. С другой стороны, есть доказательство того, что и 8 Гбайт ОЗУ все еще достаточно для любого современного проекта — требуется лишь снизить качество изображения. Чаще всего достаточно выставить режим «Высокое» или «Среднее». По мнению автора, картинка при этом будет все равно вполне приемлемого уровня. Однако интересно узнать, как поведут себя типовые игровые системы при нехватке ОЗУ? Этому вопросу посвящена вторая часть эксперимента.

Здравствуйте друзья, сегодня я хочу рассказать о том, как узнать максимальный объем оперативной памяти компьютера или ноутбука. Итак, узнать это довольно просто, первое, что вы можете сделать — зайти на официальный сайт материнской платы, установленной на вашем компьютере, скорее всего, вы найдете нужную информацию. Если же у вас ноутбук, тот тут сложнее, так как, обычно пишут уже установленный объем оперативной памяти, о максимальном объеме не слова.

В любом случае, вы сможете скачать утилиту под названием AIDA64, которая расскажет о вашем компьютере практически все: типы памяти,какой , и многое другое. Если программа не помогла, то стоит написать на сайте производителя вашего ноутбука.

Итак, информацию, например, о материнской плате вы сможете посмотреть на официальном сайте. Тут я в подробности вдаваться не буду.

Процессор на ноутбуке у меня Intel Core i5-4200U , захожу на официальный сайт и смотрю максимальный объем оперативной памяти, который я могу поставить.

Если вы не смогли найти информацию по ноутбуку на официальных сайтах или вообще в интернете, то воспользуемся программой AIDA64.

Узнать максимальный объем оперативной памяти с помощью AIDA64

Скачать программку можно с официального сайта , пробный период у нее 30 дней, но этого нам хватит более чем. Выбираем версию Extreme и нажимаем Download .


А потом еще раз жмем.


Извлекаем куда-нибудь программу и устанавливаем, потом запускаем.

Как видим программа успешно запустилась. Переходим во вкладку “Системная плата” .


Потом “Чипсет” .


Что мы видим? А видим мы свойства северного моста, где хранится информация по памяти, как видим, максимальный объем оперативной памяти у нас 16 Гб.


Ниже вы можете увидеть количество уже установленной памяти.



Вот собственно и все, что я сегодня хотел рассказать. Если вы решили расширить себе объем оперативной памяти, но не знаете максимального объема, то эта инструкция должна вам помочь.
На всякий случай, я бы порекомендовал вам обратиться в техподдержку вашего ноутбука и узнать необходимую информацию по памяти у них. Ответят они может быть и не сразу, но в ближайшее время точно.

Объем оперативной памяти значительно влияет на производительность компьютера. Поэтому решившись на обновление конфигурации своей системы большинство пользователей начинает с установки дополнительной памяти.

Но, перед тем как приступать к такой процедуре необходимо узнать, сколько оперативной памяти поддерживает материнская плата. Иначе есть риск купить комплект модулей памяти, который не будет работать.

Итак, для того чтобы узнать сколько оперативной памяти поддерживает материнская плата, нужно сначала узнать точное название модели самой платы. Для этого лучше всего воспользоваться бесплатной утилитой CPU-Z. Скачайте CPU-Z и установите на свой компьютер.

После запуска программы CPU-Z, перейдите на вкладку «Mainboard». Здесь будет доступна вся основная информация о вашей материнской плате. В самом верху окна будет указано .

После того, как вы выяснили название производителя и модель материнской платы, вам нужно найти страничку данной материнской платы на официальном сайте ее производителя. Для этого просто введите название материнской платы в поисковую систему.

И перейдите на официальный сайт производителя материнской платы.

В этом списке вы сможете найти информацию о максимальном объеме оперативной памяти, типе поддерживаемой памяти, количестве слотов под память, а также другие характеристики вашей материнской платы.

Другие ограничения на объем оперативной памяти

Если вы хотите установить себе большой объем оперативной памяти, то нужно учитывать, что ее максимальный объем ограничивается не только материнской платой, но и процессором. Откройте характеристики процессора на официальном сайте производителя и посмотрите, с каким объемом памяти может работать . Например, для процессора Intel Core i5-2310 максимальный объем оперативной памяти составляет 32 Гб.

Кроме этого, максимальный объем оперативной памяти ограничивает и операционная система. Например, для Windows работают следующие ограничения:

Версия Windows

Ограничение для 32 разрядной системы

Ограничение для 64 разрядной системы

Windows 10

Windows 10 Enterprise

Windows 10 Education

Windows 10 Pro
Windows 10 Home

Windows 8

Windows 8 Enterprise

Windows 8 Professional

Windows 8

Windows 7

Windows 7 Ultimate

Windows 7 Enterprise

Windows 7 Professional

Windows 7 Home Premium

Windows 7 Home Basic

Windows 7 Starter

Windows Vista

Windows Vista Ultimate

Windows Vista Enterprise

Windows Vista Business

Windows Vista Home Premium

Windows Vista Home Basic

Windows Vista Starter

Windows XP

Windows XP
Windows XP Starter Edition

Как видно для 32-битных версий Windows ограничения очень серьезные. Но, для 64-битных версий ограничений практически нет, если не учитывать Windows 7 Home Basic и Windows 7 Home Premium для которых установлено ограничение в 8 и16 Гб.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows