Определение государственной информационной политики. Цели и задачи государственной политики в информационной сфере. Информационного общества в россии

Определение государственной информационной политики. Цели и задачи государственной политики в информационной сфере. Информационного общества в россии

07.03.2020

Введение

информационный безопасность политика

В настоящее время общество развивается с огромной скоростью. Соответственно, с каждым днем у людей появляется все больше и больше новых потребностей, одной из которых является потребность в информации. Каждый человек нуждается в получении, поиске, производстве и распространении информации. Для удовлетворения данной потребности необходимо формирование единого информационного пространства и его интеграция в мировое информационное общество, а также развитие средств информации, формирование информационных ресурсов, которые могут быть доступны всем.

Проблема правового регулирования общественных отношений в области информационной безопасности на данный момент актуальна. Она обусловлена тем, что при повышении роль информации в обществе, увеличивается внутренняя и внешняя угроза как информационному обществу в целом, так и отдельным его компонентам.

Активное развитие информационного общества влечет за собой рост правонарушений в области информационной безопасности. Это обуславливает развитие научно- методологического и правового базиса, который будет обеспечивать эффективное решение этих проблем. В первую очередь необходимо развивать законодательство, действующее в информационной сфере, а также необходима подготовка и переподготовка специалистов, которые обладают знаниями в области правового регулирования информационного общества.

Цели и задачи государственной политики в информационной сфере

Государственная (публичная) политика -- принципиальное руководство к действию для органов государственной власти, прежде всего органов исполнительной власти, касающееся определённых направлений их деятельности, соответствующее законам и социальным обычаям.

Государственная информационная политика -- это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями.

Основными целями государственной политики являются:

  • · формирование российского информационного пространства Информационное пространство - это совокупность объектов, вступающих друг с другом в информационное взаимодействие, а также сами технологии, обеспечивающие это взаимодействие.
  • · развитие системы массовой информации
  • · интеграция информационного пространства и международный обмен информацией.

Для того чтобы осуществлять данные цели необходимо развивать кадровый потенциал, но научные и производственные коллективы, действующие в области создания средств информатизации, телекоммуникации и связи, значительно пострадали в результате массового ухода квалифицированных специалистов.

В результате отставания отечественных современных технологий, органам государственной власти приходится прибегать к крайним мерам и закупать импортную технику, а также привлекать иностранные фирмы, из-за чего повысилась вероятность незаконного доступа к обрабатываемой информации. Так как внедрение иностранных информационных технологий в различные сфер общественной жизни с каждым днем повышается, возрастает возможность иностранных государств в применении против России «информационного оружия» .

В связи с обстановкой в Российской Федерации Доктрина информационной безопасности определяет важнейшие задачи, которые требуюn немедленного решения:

  • · разработка и создание механизмов формирования и реализации государственной информационной политики России;
  • · разработка различных методов, с помощью которых можно будет повысить эффективность участия государства в формировании информационной политики государственных телерадиовещательных организаций, других государственных средств массовой информации;
  • · разработка основных положений государственной политики, которая сможет обеспечить информационную безопасность Российской Федерации;
  • · модернизация системы, обеспечивающей информационную безопасность Российской Федерации. Данная система включает в себя совершенствование методов, форм, средств, которые способствуют выявлению и прогнозированию угроз безопасности Российской Федерации в сфере информации.
  • · разработка, принятие и реализация федеральных программ, которые предполагают формирование архивов информационных ресурсов федеральных органов и органов государственной власти
  • · совершенствование нормативной правовой базы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и др.

Этапы развития государственной политики в информационной сфере

В Российской Федерации государственная политика в информационной сфере формировалась постепенно, таким образом, можно выделить следующие этапы развития:

  • 1. исследование закономерностей общественных отношений в информационно сфере, а также постановка наиболее остро стоящих проблем
  • 2. определение доктринальных и концептуальных установок и их нормативное закрепление
  • 3. определение конкретной задачи государственных органов в основных направлениях внутренней и внешней политики государства
  • 4. анализ и принятие различных концепций развития законодательства в сфере информации
  • 5. разработка и принятие различных законов, непосредственно связанных с информацией
  • 6. подготовка и принятие подзаконных нормативных правовых актов, непосредственно связанных с информацией
  • 7. проектирование и реализация различных государственных программ, которые дают конкретное представление об участии государственной власти в реализации государственной политики в соответствии с их компетенцией

Государственная политика в информационной сфере. Понятие, свойства и функции политики. Основные цели, задачи и направления реализации государственной политики в информационной сфере.


Система органов управления в информационной сфере. Понятие государственного управления в широком и узком смыслах, его содержание и структура органов. Полномочия Президента РФ, Парламента РФ, высших органов судебной власти РФ, Совета безопасности РФ, Прокуратуры РФ, Уполномоченного по правам человека РФ в информационной сфере. Полномочия Правительства РФ и основных федеральных органов исполнительной власти в информационной сфере.

3.1. Понятие и этапы государственной политики в информационной сфере


Политика (от греч. polis — город-государство и прилагательного от него — politikos: все, что связано с городом, — государство, гражданин и проч.; politika — государственные и общественные дела) — особая форма социальной деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами .


Существует государственная и негосударственная информационная политика. Негосударственная информационная политика осуществляется СМИ, формирующими идеологические, политические, экономические и другие взгляды, мнения, знания и оценки, влияющие на быт, досуг, культуру, поведение и на все стороны жизни людей.


Под государственной политикой в информационной сфере (государственной информационной политикой (ГИП)) следует понимать политику (в смысле англоязычного термина «policy» - курс, стратегия, а не «politic» - политическая борьба за власть), проводимую государственной властью в информационной сфере жизнедеятельности общества и государства.


Государственную информационную политику следует рассматривать как совокупность целей, отражающих национальные интересы в информационной сфере, стратегии, тактики, задач государственного управления, управленческих решений и методов их реализации, разрабатываемых и реализуемых государственной властью для регулирования и совершенствования как непосредственно процессов информационного взаимодействия во всех сферах жизнедеятельности общества и государства, так и процессов в широком смысле технологического обеспечения такого взаимодействия.


В этой связи, рассмотрим несколько взаимосвязанных понятий, используемых при проведении государственнойинформационной политики: информационная сфера, информационные отношения, информационное общество.


Информационная сфера представляет собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации (информационные процессы), а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Также можно сказать, что понятие информаци­онной сферы (среды) раскрыто законодательно как «сфера деятель­ности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и по­треблением информации».


Информационная сфера рассматривается как сфера правового ре­гулирования информационных отношений с целью выявления роли и места информации в правовой системе, изучения мотивов и ос­нований производства, преобразования и применения информации разного вида и назначения, исследования особенностей и свойств информации, исследования информационных процессов и возни­кающих при их исполнении информационных отношений, установ­ления институтов информационного права. Именно в информационной сфере возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию, при выполне­нии информационных процессов.


Эти социальные (общественные) отношения, возникающие при выполнении информационных процессов и подлежащие правовому регулированию называют информационными отношениями . Они составляют основной предмет информационного права, предмет его правового регулирования.


Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.


Информационная сфера может быть разделена на четыре пред­метных области :


1)реализации права на поиск, получение, передачу и примене­ние информации;


2)производства, передачи и распространения исходной и про­изводной информации; формирования информационных ресурсов, подготовки ин­формационных продуктов, предоставления информационных услуг;


3)создания и применения информационных систем (АИС, БД, баз знаний), других информационно-телекоммуникационных тех­нологий;


4)создания и применения средств и механизмов информацион­ной безопасности.


Каждая предметная область включает в себя непересекающиеся множества элементов:


- информация разного вида, назначения, фор­мы представления;


- информационные процессы производства и об­ращения информации;


- субъекты — участники и исполнители ин­формационных процессов;


- общественные отношения, возникающие при исполнении информационных процессов, т.е. информацион­ные отношения.


При исследовании информационной сферы фиксируются от­ношения по поводу осуществления прав, в том числе ограничения прав, выполнения обязанностей, установления ответственности.


Цель ГИП должна заключаться в обеспечении перехода к информационному обществу, в частности:


- формирование российского информационного пространства,


- развитие системы массовой информации,


- организацию международного информационного обмена и интеграции информационного пространства России в мировое информационное пространство.


Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания.


Отличительные черты:


- увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;


- возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;


- нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;


- создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.


Основные характеристики информационного общества определяются по следующим критериям.


Технологический: ключевой фактор — информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.


Социальный : информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.


Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.


Политический : свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.


Культурный : признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.


В деятельности органов власти по разработке и реализации государственной политики в области развития информационного общества в России можно выделить несколько этапов .


На первом (1991—1994 гг.) формировались основы в сфере информатизации.


Второй этап (1994—1998 гг.) характеризовался сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной политики.


Третий этап, который длится и поныне, — этап формирования политики в сфере построения информационного общества. В 2002 году Правительством РФ была принята ФЦП «Электронная Россия 2002—2010 гг.», которая дала мощный толчок развитию информационного общества в российских регионах.


Каждая страна решает самостоятельно, какой тип информационного общества следует создавать. Возможны два полярных типа информационного общества: «цифровая диктатура» или «цифровая демократия».


«Цифровая диктатура» создается цифровой бюрократией для того, чтобы упростить управление цифровым государством. При этом цифровые права цифровых граждан не защищены, ставка делается на цифровые полицейские меры тотального цифрового контроля. Производится навязывание цифровых услуг населению, в которых нуждается не само население, а государство (бюрократия).


«Цифровая демократия» это совершенно иной тип устройства информационного общества. «Цифровая демократия» строится ради граждан, ради защиты их цифровых гражданских прав. Создавать «цифровую демократию» намного сложнее, чем «цифровую диктатуру». Прогнозы показывают, что «цифровая демократия» должна обеспечивать конфиденциальность, анонимность личной информации граждан. Обеспечить конфиденциальность и анонимность личной информации (персональных данных) граждан удается только средствами криптографии, при этом личным ключом для управления своей личной криптографией должен стать сам человек (биометрический образ человека).


Для того, чтобы обеспечить конфиденциальность и анонимность персональных биометрических данных, Россия первой из развитых стран начала создавать специальный пакет национальных стандартов: ГОСТ Р 52633.0-2006 (введен в действие); ГОСТ Р 52633.1-2009 (введен в действие), ГОСТ Р 52633.2 (прошел публичное обсуждение); ГОСТ Р 52633.3 (разработан, готовится к публичному обсуждению); ГОСТ Р 52633.4 (разработан, готовится к публичному обсуждению); ГОСТ Р 52633.5 (разработан, готовится к публичному обсуждению).


Так как другие страны пока не имеют национальных стандартов по преобразованию биометрии человека в его личный криптографический ключ, предположительно стандарты пакета ГОСТ Р 52633.хх будут в будущем использованы в качестве основы соответствующих международных стандартов. В этой связи интересно отметить то, что уже существующие международные биометрические стандарты первоначально были созданы как национальные стандарты США. Все биометрические стандарты США ориентированы на полицейский биометрический паспортный контроль иностранных граждан.


Наметилось явное международное разделение труда: Россия создает биометрические стандарты для «цифровой демократии», а США активно создает ветвь биометрических стандартов для «цифровой диктатуры». Цифровому государству нужны обе ветви биометрических стандартов, однако важно, чтобы эти ветви были сбалансированы между собой. Ветвь российских стандартов пакета ГОСТ Р 52633.хх должна выровнять существующий перекос. Именно в этом и состоит роль России.

3.2. Направления разработки и реализации государственной политики в информационной сфере


Государственная информационная политика (ГИП) – это способность и возможность субъектов политики воздействовать на сознание, психику людей, их поведение и деятельность с помощью информации в интересах государства и гражданского общества. В более широком смысле – это особая сфера жизнедеятельности людей…, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями.


Для России проведение грамотной государственной информационной политики означает:


- развитие гражданского общества;


- обеспечение конструктивного диалога между государством и СМИ и властью и обществом;


- признание презумпции открытости информации для граждан и защиту их информационных прав;


- ориентацию главных компонентов информационного пространства на обеспечение свободного обращения информации, воплощения в жизнь конституционного права на свободный поиск, получение, производство информации и ее распространение;


- повышение доверия общества к власти;


- налаживание эффективных взаимоотношений России с другими странами и т.д.


Также ГИП должна быть направлена на реализацию национальных интересов России в информационной сфере:


- соблюдение конституционных прав и свобод в области получения и пользования информацией, сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей общества, культурного и научного потенциала страны;


- информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по политическим и социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам;


- развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;


- защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.


Концепция государственной информационной политики так определяет предмет своего исследования: государственная информационная политика представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер, их реализующих.


Долгосрочной стратегической целью ГИП провозглашается построение демократического информационного общества и вхождение страны в мировое информационное сообщество. Она будет эффективна, если ее основой станут: системность и открытость. Одна из главных целей ГИП – согласование интересов граждан, общества и государства, налаживание диалога между ними.


В Концепции государственной информационной политики ее основные задачи сформулированы следующим образом:


- модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;


- развитие информационных, телекоммуникационных технологий;


- эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР), обеспечение широкого, свободного доступа к ним;


- обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;


- подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;


- создание необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.


Концепция государственной информационной политики охватывает практически все наиболее значимые положения и принципы , составляющие основу ГИП:


Принцип открытости политики – все основные мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом и государство учитывает общественное мнение.


Принцип равенства интересов – политика в равной степени учитывает интересы всех участников информационной деятельности вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности и государственной принадлежности (единые для всех “правила игры”).


Принцип системности – при реализации принятых решений по изменению состояния одного из объектов регулирования должны учитываться его последствия для состояния других и всех в совокупности.


Принцип приоритетности отечественного производителя – при равных условиях приоритет отдается конкурентоспособному отечественному производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг.


Принцип социальной ориентации – основные мероприятия ГИП должны быть направлены на обеспечение социальных интересов граждан России.


Принцип государственной поддержки – мероприятия информационной политики, направленные на информационное развитие социальной сферы финансируются преимущественно государством.


Принцип приоритетности права – развитие и применение правовых и экономических методов имеет приоритет перед любыми формами административных решений проблем информационной сферы.


В РФ накоплен известный опыт выработкигосударственной политики в области развития информационной сферы. Выделим основные направления разработки и реализации ГИП:


1) научное исследование и осмысление закономерностей развития общественных отношений в информационной сфере и постановка проблемы;


2) определение доктринальных и концептуальных установок и их нормативное закрепление (к таким документам следует отнести Концепцию национальной безопасности РФ и Доктрину информационной безопасности РФ, Концепцию формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов (1995 г.), Окинавскую Хартию глобального информационного общества (2000 г.);


3) конкретизация задач для органов государственной власти при определении основных направлений внутренней и внешней политики (в ежегодных Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию с 1994 г.);


4) разработка и принятие концепций развития законодательства в информационной сфере и ее отдельных областях (Комитетом Государственной Думы по информационной политике и Постоянной палатой по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте РФ одобрена Концепция государственной информационной политики (1998 г.), а Комитетом Государственной Думы по безопасности — Концепция развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности РФ (1998 г.), с учетом которой в Совете безопасности РФ подготовлена Концепция совершенствования правового обеспечения информационной безопасности РФ (2001 г.), Министерством связи и информатизации РФ подготовлен проект Концепции развития законодательства Российской Федерации в сфере информации и информатизации);


5) разработка и принятие законов как правовой основы регулирования отношений в информационной сфере (в 1990-е гг. в Российской Федерации сформирован большой массив законодательства в области регулирования информационных отношений — более 120 законов федерального уровня и более 100 законов субъектов Федерации. Конституция РФ, все 18 кодексов Российской Федерации в большей или меньшей степени касаются реализации информационных прав и свобод, формирования и вовлечения информационных ресурсов в экономический оборот и систему государственного и муниципального управления;


6) подготовка и принятие подзаконных нормативных правовых актов (регулирование деятельности государственных органов и специализированных организаций в области информационной деятельности, оформление отдельных направлений государственной политики осуществляется через акты Президента РФ, Правительства РФ, нормативные правовые акты министерств и ведомств, в компетенцию которых входят проблемы информации и информатизации. Например, в 1993-1999 гг. было издано более десяти специальных актов по проблеме правовой информатизации в Российской Федерации, в результате реализации которых были решены многие вопросы организации правовой информации и ее распространения через специализированные системы «КонсультантПлюс», «Кодекс», «Гарант», «Система» и др. Таким примером по вопросам упорядочения правовой информации является Указ Президента РФ от 10 августа 2000 г. № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации», которым предусмотрено создание федерального банка нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации — федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, ведение которого возложено на Министерство юстиции РФ;


7) подготовка и реализация федеральных целевых программ, конкретизирующих участие органов государственной власти в формировании и реализации государственной политики в соответствии с их компетенцией (примером здесь может служить Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)»).

Государственная информационная политика - комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий государства, направленный на обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации. Государственная информационная политика - это «особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями».

Различают два аспекта государственной информационной политики: технологический (регулирование процесса развития компонентов информационной среды) и содержательный (приоритеты коммуникационной деятельности участников общественно-политического процесса).

Объектами государственной информационной политики являются печатные средства массовой информации (газеты, журналы, книгоиздание); электронные средства массовой информации (телевидение, радио, Интернет); средства связи; информационное право; информационная безопасность.

Информационную политику можно рассматривать как инструмент политического воздействия и средство достижения политических целей: субъекты информационной политики способны с помощью информации оказывать воздействие на сознание, психику людей, их поведение и деятельность как в интересах государства и гражданского общества, так и в собственных интересах.

1. Информатизация общества и проблема информационной безопасности.

Развитие глобального процесса информатизации общества, которое наблюдается в последние десятилетия XX века, породило новую глобальную социотехнологическую проблему - проблему информационной безопасности человека и общества.

Существо этой проблемы состоит в следующем. Многие важнейшие интересы человека, общества, государства, да и всей мировой цивилизации уже в настоящее время в значительной степени определяется состоянием окружающей их информационной сферы. Поэтому целенаправленные или непреднамеренные воздействия на информационную сферу со стороны внешних или же внутренних источников могут наносить серьезный ущерб этим интересам и представляют собой угрозы для безопасности человека и общества.

Под информационной безопасностью в дальнейшем понимается состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства. А под информационными угрозами - факторы или совокупности факторов, создающие опасность функционированию информационной среды общества.

Осознание связи между состоянием информационной среды общества и возможностями достижения важнейших интересов человека и общества произошло совсем недавно, практически на интервале последнего десятилетия. И, тем не менее, многие государства мира, в том числе и Россия, уже разработали свои национальные доктрины в области информационной безопасности, а также концепции государственной политики по ее обеспечению.

В 1998 году начата подготовка и проекта международной концепции информационной безопасности.

Необходимо отметить, что проблемы обеспечения информационной безопасности государства, общества и отдельного человека в значительной степени взаимосвязаны, хотя вполне естественно, что их основные интересы существенно различны. Так, например, на современном этапе развития общества интересы личности заключается в реальном обеспечении своих констуционных прав и свобод, личной безопасности, повышения качества и уровня жизни, возможности физического, интеллектуального и духовного развития.

Интересы общества заключается в достижении и сохранении общественного согласия, повышении созидательной активности населения, духовного развития общества.

Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности страны, установлении и сохранении политической и социальной стабильности, обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного международного сотрудничества.

Совокупность перечисленных выше важнейших интересов личности, общества и государства и образует национальные интересы страны, проекция которых на информационную сферу общества и определяет основные цели и задачи страны в области обеспечения информационной безопасности.

2. Основные цели и объекты информационной безопасности страны.

Основными целям обеспечения информационной безопасности страны (например, России) являются:

Защита национальных интересов в условиях все большей глобализации многих информационных процессов, формирования мировых информационных сетей, стремления США и других развитых стран к доминированию в информационной сфере;

Бесперебойное обеспечение органов государственной власти и управления, предприятий и граждан страны полной и своевременной информацией, необходимой для их деятельности;

Предотвращение нарушений целостности, сохранности и незаконного использования информационных ресурсов;

Обеспечение практической реализации прав граждан, организаций и государства на получение, распространение и использование информации.

Для достижения целей обеспечения информационной безопасности страны очень важно правильно определять объекты информационной безопасности. К таким объектам относятся:

Информационные ресурсы, содержащие конфиденциальную информацию (секретную, ограниченного доступа или же коммерческую тайну), а также общедоступную открытую информацию и научные знания;

Информационная инфраструктура общества (сети связи и информационных коммуникаций, центры анализа и обработки данных, системы и средства защиты информации);

Система формирования, распространения и использования информационных ресурсов в стране;

Система формирования общественного сознания, базирующаяся на средствах массовой информации;

Права граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, а так же защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности.

3. Источники угроз для информационной безопасности.

Источниками угроз для информационной безопасности страны могут являться внешние и внутренние факторы.

К числу источников внешних угроз относятся следующие:

Политика ряда стран, направления на доминирование в информационной сфере и противодействующая доступу России к новейшим информационным технологиям и равноправному участию в международном разделении труда по производству средств информатики и информационных продуктов, на создание технологической зависимости России от стран Запада в информационной сфере;

Разработка рядом государств концепций «информационной войны», которые предусматривают создание и использование средств опасного воздействия на информационную сферу других стран целью нарушения ее нормального функционирования и получения несанкционированного доступа к информационным ресурсам;

Деятельность иностранных разведывательных и специальных служб, а также экономических и политических структур в информационной сфере, направленная против национальных интересов страны;

Преступная деятельность международных террористических групп, организаций и отдельных лиц в информационной сфере;

Развертывание рядом стран мира «культурной экспансии» в отношении других стран, и в особенности против России, проявляющейся, в частности, в стремлении сократить использование русского языка как средства общения и таким образом сократить российское информационное пространство.

Если же говорить об источнике внутренних угроз для информационной безопасности нашей страны, то здесь наиболее важным являются следующие:

Существенное отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации общества, ограничивающее возможности страны по равноправному вхождению в мировое информационное пространство и получению от этого соответствующих экономических и социально-политических выгод;

Технологическое отставание отечественной электронной промышленности от развитых стран мира в области производства информационной и телекоммуникационной техники, вынуждающее импортировать эти средства из-за рубежа и на основе создавать свою национальную информационную инфраструктуру, что делает ее уязвимой со стороны стран Запада;

Недостаточная координация деятельности органов государственной власти страны по формированию и реализации единой государственной политики обеспечения информационной безопасности России как важнейшей части ее национальной безопасности;

Снижение уровня общей образованности граждан России, затрудняющее подготовку специалистов необходимой квалификации, а также пользователей для работы в информационной сфере;

Усиление организованной преступности в стране и рост количества компьютерных преступлений, снижающие уровень защищенности интересов граждан, организаций и государства в информационной сфере.

Возможными последствиями воздействия перечисленных вше внешних и внутренних угроз на информационную сферу страны могут являться следующие негативные для будущего нашей страны результаты.

1. В области геополитики и международного сотрудничества их результатом может стать утрата нашей страной своего международного авторитета передовой державы в области науки, образования и высоких технологий, а также потеря лидерства в определенных направлениях развития научно-технического прогресса. Вследствие этого могут сократиться возможности влияния страны на развитие мировых геополитических процессов, ее равноправного участия в международном разделении труда и использовании международного информационного рынка продуктов и услуг, будет затруднено принятие важнейших политических, экономических и других решений, в которых определяющее значение имеет международный авторитет государства.

2. В области социально-экономического развития страны будет проявляться тенденция к снижению темпов научно-технического прогресса и перехода к использованию высокоэффективных передовых технологий, что приведет к замедлению развития экономики, снижению качества и уровня жизни людей, повышению уровня социальной напряженности в обществе.

3. В области государственного управления может произойти дискредитация органов государственной власти и местного самоуправления, созданы искусственные трудности в обеспечении их нормального функционирования, а также дисбаланс

интересов личности, общества и государства, что может спровоцировать социальные, национальные и религиозные конфликты в обществе, забастовки и массовые беспорядки.

4. В области развития культуры, образования и духовной сферы общества результатом воздействия информационных угроз могут стать утрата культурного наследия и национальных традиций, распространение чужой идеологии и моральных ценностей, проявление бездуховности и безнравственности, потеря национального самосознания.

5. В области обороноспособности и национальной безопасности страны такими последствиями могут быть:

Нарушение системы управления войсками, вооружением и военной техникой;

Снижение технологического уровня развития оборонной промышленности;

Снижение морального духа личного состава Вооруженных сил и работников предприятий оборонного комплекса.

Нетрудно заметить, что все перечисленные выше возможные последствия являются весьма серьезными для жизни и деятельности каждого гражданина страны, а не только для элиты или же политического руководства. Именно поэтому проблема обеспечения информационной безопасности человека и общества должна стать в современных условиях делом всего народа. А для этого она должна быть, в первую очередь, четко сформулирована и доведена до сознания широких масс населения через систему образования и средства массовой информации.

Ведь в дальнейшем, по мере развертывания глобального процесса информатизации, неизбежной глобализации морового сообщества и перехода развитых стран к информационному образу жизни, значение данной проблемы будет проявляться все сильнее и сильнее.

4. Основные задачи обеспечения информационной безопасности

Основными задачами государства и общества по предотвращению, парированию и нейтрализации внешних и внутренних угроз информационной безопасности является:

1) создание законодательной базы обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства, формирующей правовую основу для противодействия информационным угрозам. Такая база имеется сейчас во многих странах мира. Формируется она и в России. Так, например, уже приняты федеральные законы «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене» и некоторые другие. Ведется работа по созданию механизмов практической реализации этих законов, подготавливаются другие законопроекты, регулирующие общественные отношения в информационной сфере;

2) проведение специальных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности в органах государственной власти страны и местного самоуправления. В настоящее время в стране активно ведутся работы по созданию защищенной информационно-телекоммуникационной системы органов государственной власти, способной противостоять внешним и внутренним информационным угрозам;

3) создание и внедрение отечественных высокоэффективных средств, методов и систем защиты информации в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах, а также методов обеспечения надежного и бесперебойного функционирования этих систем в экономической, финансовой и общественно-политической сферах;

4) создание и практическое внедрение эффективных средств, методов и систем защиты национальных информационных ресурсов страны от разрушений и несанкционированного доступа, повышение надежности и безопасности их хранения. В России уже ведутся научно-исследовательские работы не только по инструментальным средствам защиты информационных ресурсов, но и по их классификации по категориям информационной безопасности.

При этом учитывается как их национальная специфика, так и международный опыт, в частности принятые в 1991 году группой европейских стран рекомендации «Критерии оценки безопасности информационной технологии». Можно надеяться, что выполнение этих исследований позволит сделать защиту национальных информационных ресурсов России более надежной и эффективной;

5) развитие отечественной промышленности для производства в необходимых объемах современных средств информационной техники, используемых для создания и развития национальной информационной инфраструктуры, обеспечения деятельности оборонного комплекса, органов государственного управления и наиболее важных предприятий финансовой и деловой сферы.

Решение этой проблемы помимо экономических усилий потребует также соответствующей ориентации системы образования, науки и общественного мнения в стране с тем, чтобы сделать работу в этой области престижной и социально привлекательной. Только таким образом можно будет обеспечить приток в эту сферу людских ресурсов и подготовку необходимого количества специалистов и научных работников;

6) Разработка и планомерное проведение в жизнь специальных организационно-правовых и воспитательных мероприятий, направленных на предотвращение и нейтрализацию информационных угроз в духовной сфере жизни общества, формирование общественного сознания населения страны в направлении активного противодействия этим угрозам.

В число этих мероприятий, прежде всего, должны входить:

Открытое провозглашение и активная пропаганда государственной идеологии общества, которая была бы понятной и приемлемой для большинства населения и учитывая культурные и исторические традиции развития многонациональной страны;

Разработка и осуществление цивилизованных форм воздействия на средства массовой информации с целью их ориентации на распространение в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным целям страны, воспитанию патриотизма и гражданского долга по защите ее интересов.

Таким образом, меры по обеспечению информационной безопасности страны должны быть комплексными и содержать в себе не столько мероприятия идеологического и воспитательного характера, направленные на соответствующую ориентацию общественного сознания.

Предыдущие материалы:
  • Советская журналистика и публицистика в Великой Отечественной Войны.
  • Правительственная политика в России в области печати в 19-начале 20 века.
  • Интернет-журналистика: специфика и виды. Конвергенция в Интернет-СМИ.
  • Понятие «аудитория» в журналистике. СМИ во взаимодействии с аудиторией.
  • Современная российская публицистика: авторы, проблематика.
Следующие материалы:
  • Литературно-художественная критика: виды и жанровая специфика.
  • Русская журналистика последней четверти XVIII века. Редакторско-издательская деятельность и публицистика А.Н. Радищева и Н.М. Карамзина.
  • Массовая информация как базисное понятие теории журналистики.

Государство занимает особое место среди субъектов информационной политики. Это обусловлено его специфической ролью в обеспечении функционирования политической системы общества.

Во-первых, будучи политико-территориальной суверенной организацией публичной власти, «способной делать свои веления обязательными для населения всей страны», государство является гарантом устойчивости общественного, в том числе политического, развития. В рамках выполнения данной задачи оно традиционно осуществляет:

управленческо-обеспечительные функции, связанные с созданием условий, стабильных и устойчивых норм, правил поведения людей, общественных объединений при реализации общественных отношений, с принятием мер для реализации этих норм, правил;

охранительные функции, связанные с пресечением нарушения установленных порядков, воздействием на нарушителей, восстановлением нарушенного состояния, защитой от внешних и внутренних угроз общества и государства.

Во-вторых, в обществе с рыночной экономикой и демократическим режимом, базирующемся на умеренных идеологиях (либерализм, консерватизм), государство приобретает черты «правового государства» и кроме выделенных выше традиционных функций дополнительно осуществляет функцию обслуживания гражданского общества . Эта функция связана, прежде всего, с укреплением и расширением гарантий реализации прав и свобод граждан, с оказанием государственными органами и должностными лицами установленных законодательством услуг гражданам, снижающих затраты на удовлетворение потребностей и интересов граждан и организаций гражданского общества.

Наконец, в-третьих, осуществление функций публичной власти государством происходит под руководством субъекта политики, обладающего этой властью. Данный субъект для решения стоящих перед ним политических задач в установленных законом рамках обладает правом использования государственного аппарата и «публичной» материальной базы (государственного, казенного имущества, своих источников доходов, налогов). С этой точки зрения государство может рассматриваться в качестве общественного инструмента объединения людей, привлечения ресурсов общества для разрешения наиболее острых проблем общественного развития на основе идеологии субъекта политики, обладающего публичной властью.

Необходимо отметить, что одной из важнейших функций государства как организации публичной власти является легитимизация политики в качестве формы выявления приоритетов общественного развития на основе борьбы социально активных сил общества, то есть правовое регулирование отношений в области ведения политической борьбы и обеспечение соблюдения требований законодательства всеми ее субъектами. При невыполнении государством данной функции политическая борьба выходит за пределы правового поля и ведется с позиции социальной силы, часто связанной с социальным и индивидуальным насилием. Типичным примером таких ситуаций являются так называемые «цветные революции», в которых нетрудно найти внешних субъектов политики, заинтересованных в подобном нелегитимном, «насильственном» развитии борьбы. Эти силы включаются в политическую борьбу (в политику) на стороне одного из субъектов политики, увеличивая его шансы на овладение публичной властью и реализацию политической идеологии, связанной с разрешением наиболее острых проблем общественного развития.


Государство выступает в качестве активного субъекта политики и, следовательно, политической борьбы в связи с тем, что обеспечивает законодательное закрепление правил, форм и границ этой борьбы, осуществляет правоприменительную и правоохранительную практику в этой области, а также в установленных законом рамках участвует в этой борьбе на стороне субъекта, обладающего публичной властью.

Исходя из этого, сущность государства в общественном измерении заключается в легитимном использовании принуждения и иных ресурсов публичной власти для объединения людей ради общественного блага, в том числе для сохранения целостности общества и обеспечения его эффективного развития, а в субъектном измерении – в использовании ресурсов публичной власти для реализации идеологических представлений субъекта, обладающего этой властью, о рациональных способах разрешения наиболее острых противоречий общественного развития.

Сущность государства проявляется посредством государственной политики, которая может быть определена как основанная на праве, легитимном принуждении и необходимом ресурсном обеспечении деятельность государственных органов и должностных лиц по поддержанию функционирования институтов общества и государства, обеспечению безопасности территории и населения, а также по реализации идеологической программы субъекта, обладающего публичной властью.

Это определение не противоречит раскрытию данного понятия в законодательстве Российской Федерации.

Исходя из этого, сущность государственной политики в общественном измерении заключается в легитимном использовании ресурсов публичной власти для объединения людей ради общественного блага, в том числе ради сохранения целостности общества и обеспечения его эффективного развития.

Сущность государственной политики в субъектном измерении заключается в использовании правовых и организационных механизмов публичной власти для реализации идеологических представлений субъекта политики, обладающего публичной властью, о рациональных механизмах разрешения наиболее острых противоречий общественного развития.

Как известно, к числу наиболее действенных средств реализации государственной политики относятся:

правовое регулирование общественных отношений;

планирование и программирование деятельности органов исполнительной власти по приоритетным направлениям политики;

бюджетное финансирование и иное ресурсное обеспечение деятельности органов государственной власти, других субъектов реализации государственной политики;

правоприменительная деятельность.

Термин «государственная информационная политика» не является новым. Он достаточно широко используется в законодательстве.

Так, в регламентах деятельности Совета Федерации и Государственной Думы содержание термина «информационная политика Российской Федерации» не раскрывается, но в предметах ведения соответствующих комиссии и комитета к предметной сфере этой политики отнесены вопросы средств массовой информации, информационных технологий и информатизации, развития единого информационного пространства Российской Федерации, издательской и полиграфической деятельности, информационного обмена, развития компьютерных сетей общего пользования, распространения периодических изданий, книжной и иной печатной продукции, аудио- и видеопродукции, такие конституционные права граждан как свобода слова, право на получение и распространение информации, а также вопросы Интернета, распространения печатной продукции и книгоиздательства, функционирования электронных средств массовой информации, защиты прав журналистов и информационной безопасности.

В Концепции государственной информационной политики Российской Федерации, одобренной Комитетом Государственной Думы по информационной политике и связи, закреплена следующая дефиниция государственной информационной политики – «совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и системы мер, их реализующих». При этом долгосрочной стратегической целью государственной информационной политики предложено считать «обеспечение перехода к новому этапу развития России - построению демократического информационного общества и вхождению страны в мировое информационное сообщество». Аналогичным образом дефиниция «информационная политика» раскрыта в Концепции информационной политики Республики Бурятия.

В концепции информационной политики Сахалинской области введено понятие «информационная политика администрации Сахалинской области», которое раскрывается как совокупность целей, средств и механизмов реализации мер правового, экономического, политического, маркетингового, социального и организационного характера, используемых администрацией Сахалинской области для создания своего информационного поля.

В положении об Управлении по связям с общественностью и информационной политике мэрии Москвы дефиниция «информационная политика» отсутствует. В то же время к предмету данной политики отнесено изучение общественного мнения о деятельности Мэрии Москвы, информационное взаимодействие с центральными и региональными средствами массовой информации для доведения до жителей Москвы, Российской Федерации в целом и до граждан зарубежных государств официальной позиции Мэрии Москвы о ее деятельности на городском, межрегиональном и международном уровнях, по другим актуальным вопросам городской, российской и международной политики, формирование городской политики в отношении средств массовой информации, предусматривающей в качестве важнейшей задачи обеспечение жителей Москвы, страны в целом, а также граждан зарубежных государств объективной информацией о политике Москвы.

Как следует из приведенных примеров, термин «государственная информационная политика» трактуется в законодательстве как особая область деятельности в информационной сфере государственных органов и должностных лиц по выполнению основных функций государства.

Данная область включает общественные отношения, связанные с использованием информационной сферы для выполнения:

управленческо-обеспечительных и охранительных функций государства;

функции обслуживания гражданского общества;

функции поддержания (в установленных законом рамках) борьбы субъектов политики в информационной сфере за обладание публичной властью.

Использование информационной сферы для выполнения управленческо-обеспечительных и охранительных функций государства охватывает вопросы формирования и развития процедур информационного взаимодействия государственных органов с организациями гражданского общества и между собой в процессе осуществления правотворчества и правоприменительной практики, судебного рассмотрения дел, развития информационной инфраструктуры государственного управления, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В рамках этого измерения государственной информационной политики рассматриваются также вопросы развития информационной сферы общества, системы средств массовой информации и коммуникации, обеспечения безопасности и устойчивости их функционирования, содействия развитию информационных и коммуникационных технологий, увеличению информационных ресурсов общества, а также противодействия попыткам оказания «информационного давления» на государство и общество со стороны субъектов политики зарубежных стран, преступных организаций и социальных групп, не участвующих в легитимной борьбе за право обладания публичной властью.

Использование информационной сферы для выполнения функции обслуживания гражданского общества связано, прежде всего, с обеспечением открытости общества для граждан и тем самым с созданием условий для их компетентного участия в управлении делами общества, эффективного использования прав и свобод в целях удовлетворения нужд и потребностей граждан.

Использование информационной сферы для выполнения функции поддержания (в установленных законом рамках) борьбы субъектов политики в информационной сфере за обладание публичной властью охватывает вопросы правового регулирования отношений в области использования средств массовой информации и коммуникации для пропаганды идеологических программ субъектов политики, агитации за эти программы, конкурентной борьбы за общественную поддержку идеологических программ, соблюдения установленных законом ограничений в осуществлении информационной деятельности субъектами политики.

Как было отмечено выше, отдельной функцией государства является реализации идеологической программы субъектов, обладающих публичной властью. Использование информационной сферы для выполнения функции реализации идеологической программы субъектов, обладающих публичной властью, охватывает вопросы обеспечения общественной поддержки мероприятий государственной политики, направленных на разрешение наиболее острых противоречий общественного развития. Эта поддержка необходима для решения задач как по созданию условий для деятельности людей, направления их усилий в наиболее важных (по мнению субъектов политики, обладающих публичной властью) сферах общественной жизни, так и по актуализации сознания общества в соответствии с идеологией субъектов политики, обладающих публичной властью. Она необходима также для стимулирования осознанного участия всех социальных групп общества и отдельных граждан в выполнении государственной политики, для поддержания представления о государстве как о символе общественного единения граждан, их решимости обеспечить достижение или сохранение конкурентоспособности общества.

Завоевание общественной поддержки предполагает, кроме того, установление устойчивой «отрицательной обратной связи» с обществом, с субъектами политики, не обладающими публичной властью, с гражданами. Только в этом случае у субъекта политики, обладающего публичной властью, возникает возможность получения независимой, но заинтересованной общественной оценки успешности предпринимаемых ими усилий по достижению политических целей, возникает возможность «со стороны» посмотреть на качество работы его органов и учреждений, оценить уровень поддержки его деятельности со стороны общества, а у общества, у граждан возникает доверие к государству, его должностным лицам и органам, формируется понимание государственной политики и желание в ней участвовать.

Исходя из этого, государственная информационная политика может быть определена как основанная на праве, легитимном принуждении и необходимом ресурсном обеспечении деятельность в информационной сфере государственных органов и должностных лиц по выполнению основных функций государства и реализации идеологической программы субъектов, обладающих публичной властью.

Государственная информационная политика может рассматриваться в двух измерениях – общественном и субъектном.

В общественном измерении государственная информационная политика представляет собой явление жизни общества в целом и направлена на содействие достижению общего блага. Это благо заключается в удовлетворении следующих общественных нужд:

поддержание конкурентоспособности общества;

сохранение социальной стабильности;

противодействие субъектам политики, наносящим своими действиями в информационной сфере ущерб конкурентоспособности общества и социальной стабильности.

Без удовлетворения этих нужд общество не может в реальном мире конкурентного взаимодействия социальных единений рассчитывать на устойчивое развитие и на повышение качества жизни его членов, что составляет смысл и цель любого социального единения.

Нужда общества в поддержании конкурентоспособности , наряду с развитием экономики и социальной сферы, удовлетворяется посредством развития общественного сознания, обусловливающего возможность адаптации общества к изменениям окружающей действительности. Эти изменения могут затрагивать природные условия существования (ухудшение экологии), условия экономической деятельности (появление открытий и изобретений, существенно изменяющих условия производства и потребительские качества продуктов), международную обстановку (увеличение опасности вооруженной агрессии, террористических актов) и другие факторы. Данная адаптация происходит за счет смены культурных доминант в общественном сознании народа. Так, уменьшение запасов пресной воды, находящихся в распоряжении общества, порождает потребность в формировании культурных доминант, связанных с ее сбережением и эффективным использованием во всех областях человеческой деятельности, появление новых средств производства - с их эффективным и безопасным применением в производственном процессе, возникновение военной или террористической угрозы – с повышением бдительности членов общества и повышением оборонного потенциала государства.

В результате соответствующего развития общественного сознания данные культурные доминанты приобретают особую социальную ценность, позволяющую детерминировать поведение людей и направлять их деятельность на достижение общественного блага. В этом смысле трудно не согласиться с К.Марксом в том, что общественное бытие определяет общественное сознание. Нонеобходимо также отметить, что общественное сознание определяет способность общества адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, то есть духовный потенциал его конкурентоспособности и, следовательно, определяет общественное бытие.

Нужда в сохранении социальной стабильности обусловливает необходимость формирования и поддержания в обществе определенных нравственных ценностей, следование которым стандартизирует отношение людей к фактам и событиям окружающей действительности. В социальной жизни нравственные ценности проявляются, в частности, посредством института общественного мнения, в рамках которого формируется эмоциональное отношение людей к социально важным событиям жизни общества.

Выявление общественных приоритетов в формировании культурных и нравственных ценностей происходит в результате политической борьбы социально активных сил общества за обладание публичной властью. Эта борьба, как правило, ведется в рамках правового поля, определяемого национальным законодательством. В силу значительной социальной важности общественных приоритетов в формировании культурных и нравственных ценностей результаты этой борьбы затрагивают интересы не только национальных субъектов политики, но и субъектов политики, находящихся вне национального правового поля. В связи с этим последние часто предпринимают попытки либо влияния на исход политической борьбы в рассматриваемой области, либо нанесения ущерба процессу формирования данных ценностей. Следствием таких действий является нанесение ущерба конкурентоспособности общества и социальной стабильности. В связи с этим у общества возникает нужда в противодействии субъектам политики, наносящим своими действиями в информационной сфере ущерб конкурентоспособности общества и социальной стабильности.

В обществах, обладающих развитыми механизмами удовлетворения указанных нужд через привлечение потенциала его членов, участие государства в данной деятельности минимально. Соответственно и государственная информационная политика охватывает сравнительно узкую, небольшую область общественных отношений, связанную, прежде всего, с использованием легитимного принуждения в отношении субъектов, наносящих ущерб потребностям общества. В обществах со слабыми механизмами привлечения его членов к рассматриваемой деятельности участие государства более значительно и может затрагивать достаточно широкую область общественной деятельности. Однако при этом государство использует присущие именно ему средства воздействия на соответствующие общественные отношения.

Общественно приемлемый уровень участия государства в рассматриваемой деятельности определяется в результате борьбы субъектов политики за общественную поддержку их идеологических программ, за право использования публичной власти для реализации этих программ.

Исходя из изложенного, государственная информационная политика в общественном измерении представляет собой социальный механизм определения и реализации общественных приоритетов в развитии информационной сферы для выполнения основных функций государства и обеспечения законности использования этой сферы в борьбе субъектов политики за обладание публичной властью.

Сущность государственной информационной политики в общественном измерении заключается в создании условий для развития информационной сферы, обеспечивающих конкурентоспособность общества и его устойчивое развитие, а также для привлечения людей к объединению ради развития культурных и сохранения нравственных ценностей общества.

В субъектном измерении государственная информационная политика представляет собой явление жизни субъекта политики, обладающего публичной властью, и направлена на удовлетворение его политических интересов, связанных с реализацией идеологической программы разрешения наиболее острых противоречий общественного развития. В силу того, что субъект политики получает возможность использования публичной власти в результате конкурентной борьбы с другими субъектами политики, положения его идеологической программы объективно отражают нужды большей или более активной части общества в развитии культурных и сохранении нравственных ценностей, в противодействии субъектам политики, стремящимся нанести ущерб процессу удовлетворения данных нужд. Соответственно, реализация упомянутых положений становится одной из важных функций публичной власти. Учитывая, что важным условием выполнения идеологической программы является общественная поддержка деятельности субъекта по ее реализации как внутри страны, так и за рубежом (по существу, поддержка государственной политики), государство объективно вынуждено в рамках, определенных законодательством, оказывать содействие субъекту, обладающему публичной властью, в решении этого вопроса.

Исходя из этого, государственная информационная политика в субъектном измерении может быть определена как деятельность государственных органов и должностных лиц в информационной сфере по реализации положений идеологической программы субъекта, обладающего публичной властью, связанных с развитием политического сознания общества и с обеспечением общественной поддержки его деятельности.

Сущность государственной информационной политики в субъектном измерении заключается в использовании правовых и организационных механизмов публичной власти для воздействия на информационную сферу общества и привлечения субъектов политики к разрешению (на основе идеологической программы субъекта политики, обладающего публичной властью) наиболее острых противоречий социально-экономического и политического развития общества.

Объектами государственной информационной политики являются политическое сознание и общественное мнение, а предметом – методы и средства государственного воздействия на политическое сознание и общественное мнение в целях привлечения граждан к поддержке мероприятий государственной политики, к участию в этих мероприятиях, а также методы и средства противодействия «информационному давлению» на государство и общество со стороны нелегитимных политических сил общества и политических сил зарубежных государств.

Сущность государственной информационной политики проявляется в ее содержании и форме.

Форма государственной информационной политики отражает внешнее проявление политической деятельности государства по воздействию на процессы развития политического сознания и формирования общественного мнения. По мнению специалистов, деятельность государства, в том числе по реализации политики, осуществляется в форме механизмов нормативного правового регулирования общественных отношений в областях, связанных с развитием политического сознания, формированием общественного мнения и закрепленных в соответствующих нормативных правовых актах (правовая форма), а также в форме организационно-управленческих мероприятий, выполняемых государственными органами и должностными лицами в приоритетных областях государственной информационной политики (организационная форма).

Таким образом, сущность государственной информационной политики в значительной степени зависит от позиции исследователя, который может рассматривать данное явление как с точки зрения общества, так и с точки зрения субъектов политики. Важнейшее сущностное качество государственной информационной политики заключается в борьбе субъекта политики, обладающего публичной властью, за общественную поддержку его идеологической программы разрешения противоречий общественного развития и деятельности по реализации этой программы.

Выводы

1. Основным сущностным качеством политики, обусловливающим все остальные ее качества, свойства и черты как явления жизни общества, является борьба между субъектами политики, другими заинтересованными субъектами общественной жизни (включая зарубежных и асоциальных).

Политика обладает ярко выраженным дуализмом и при ее исследовании выделяются два основных измерения политики – общественное и субъектное.

Общественное измерение политики акцентирует внимание, прежде всего, на роли политики в стимулировании общественного развития, в разрешении проблем и противоречий этого развития. В рамках этого измерения политика представляет собой универсальный механизм определения и реализации приоритетов общественного развития на основе конкурентной борьбы субъектов политики за овладение и использование публичной власти. Сущность политики в общественном измерении заключается в выявлении приоритетов общественного развития на основе конкурентной борьбы субъектов политики за привлечение ресурсов публичной власти к разрешению наиболее острых противоречий общественной жизни.

Субъектное измерение политики акцентирует внимание на процессе достижения конкретным субъектом политики поставленных им целей и удовлетворении его политических интересов. С этой стороны, политика представляет собой особую область деятельности субъекта политики, связанную с борьбой за овладение (в условиях конкуренции и/или сотрудничества с другими субъектами политики) ресурсами публичной власти (финансовыми, духовными, кадровыми, материально-техническими, социальными, информационными) и за использование этих ресурсов для реализации представлений субъекта политики об общественном благе. Сущность политики в субъектном измерении заключается в достижении и сохранении субъектом политики (в конкурентной борьбе с политическими оппонентами и в сотрудничестве с политическими союзниками) преимущества в обладании публичной властью и в использовании этой власти для достижения политических целей данного субъекта.

2. Информационная политика в общественном измерении представляет собой основанный на конкурентной борьбе субъектов политики в информационной сфере универсальный социальный механизм достижения и удержания общественной поддержки субъектов политики, их представлений о содержании общественного блага и путях его достижения.

Информационная политика в субъектном измерении представляет собой особую область деятельности субъекта политики, связанную с достижением и удержанием (в условиях конкуренции и/или сотрудничества с другими субъектами политики) общественной поддержки

а) его представлений о наиболее острых проблемах общественного развития и путях решения этих проблем;

б) его притязаний на обладание публичной властью.

3. Государственная политика представляет собой основанную на праве, легитимном принуждении и необходимом ресурсном обеспечении деятельность государственных органов и должностных лиц по поддержанию функционирования институтов общества и государства, обеспечению безопасности территории и населения, а также по реализации идеологической программы субъекта, обладающего публичной властью.

Сущность государственной политики в общественном измерении заключается в легитимном использовании ресурсов публичной власти для объединения людей ради общественного блага, в том числе ради сохранения целостности общества и обеспечения его эффективного развития.

Сущность государственной политики в субъектном измерении заключается в использовании правовых и организационных механизмов публичной власти для реализации идеологических представлений субъекта политики, обладающего публичной властью, о рациональных механизмах разрешения наиболее острых противоречий общественного развития.

4. Государственная информационная политика в общественном измерении представляет собой социальный механизм определения и реализации общественных приоритетов в развитии информационной сферы для выполнения основных функций государства и обеспечения законности в использовании этой сферы в борьбе субъектов политики за обладание публичной властью. Сущность государственной информационной политики в общественном измерении заключается в создании условий для развития информационной сферы, обеспечивающих конкурентоспособность общества и его устойчивое развитие, а также для привлечения людей к объединению ради развития культурных и сохранения нравственных ценностей общества.

Государственная информационная политика в субъектном измерении представляет собой деятельность государственных органов и должностных лиц в информационной сфере по реализации положений идеологической программы субъекта, обладающего публичной властью, связанных с развитием политического сознания общества и с обеспечением общественной поддержки его деятельности. Сущность государственной информационной политики в субъектном измерении заключается в использовании правовых и организационных механизмов публичной власти для воздействия на информационную сферу общества и привлечения субъектов политики к разрешению (на основе идеологической программы субъекта политики, обладающего публичной властью), наиболее острых противоречий социально-экономического и политического развития общества.

Политика – это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, с государственным устройством, социальными институтами, действие которых ведется в соответствии с законом и призвано гарантировать жизнеспособность граждан, сообществ людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей.

Государственная информационная политика (ГИП) – это способность и возможность субъектов политики воздействовать на сознание, психику людей, их поведение и деятельность с помощью информации в интересах государства и гражданского общества. В более широком смысле – это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями.

Информационная политика государства включает в себя два аспекта :

1. Осуществление в информационном поле нор­мативно-правового регулирования в соответствии с требовани­ями демократического и гражданского общества об информа­ционной безопасности.

2. Осуществление управления собственным инфор­мационным пространством на основе ведения публичного диалога с общественностью с использованием полноценных PR-структур.

Остановимся подробнее на каждом выделенном нами аспекте.

Разработка нормативно-правовой базы функци­онирования информационной инфраструктуры - это актуальная комплексная задача в рамках системы госу­дарственного и муниципального управления. В этом аспекте в нашей стране сделан серьезный шаг в утвержденной в 2000 г. Президентом РФ Доктрине информационной безопас­ности Российской Федерации, которая служит базой для фор­мирования государственной информационной политики. Под информационной безопасностью, являющейся частью нацио­нальной безопасности страны, здесь понимается состояние за­щищенности национальных интересов РФ в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных ин­тересов личности, общества и государства.

Интересы личности в информационной сфере заключают­ся в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в ин­тересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере заключа­ются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упроче­нии демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духов­ном обновлении России.

Интересы государства в информационной сфере за­ключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реали­зации конституционных прав и свобод человека и гражда­нина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, поли­тической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Практика регулирования информационной сферы демок­ратических обществ позволяет выделить ряд направлений деятельности государственных и муниципальных органов , к чис­лу которых относятся:

Поощрение конкуренции: борьба с монополизмом, конт­роль за концентрацией собственности в СМИ, принятие реше­ний по дезинтеграции монополистов;

Юридическое и технологическое обеспечение права и технических возможностей на доступ к информации и инфор­мационным ресурсам всего населения; сужение области ве­домственных тайн;

Реализация концепции универсального доступа, предпола­гающая гарантию государства на постоянно расширяющийся набор информационных и телекоммуникационных услуг своим гражданам (телефон, электронная почта, мультимедийное образование);

Соблюдение свободы слова независимо от технологической среды распространения информации;

Защита интересов национальных меньшинств, подрастающего поколения в информационной сфере, особенно в сфере: нравственности;

Укрепление национальной культуры, языка, противо­стояние культурной экспансии других стран, реализация про­ектов по переводу в цифровую форму художественного и научного наследия;

Переориентация системы образования с учетом требований информационного общества, внедрение дистанционного обучения;

Широкое использование телемедицины для оказания ус­луг населению отдаленных районов;

Обеспечение информационной безопасности личности и общества, включая борьбу с компьютерными и высокотехнологичными преступлениями;

Охрана интеллектуальной собственности;

Целенаправленное использование информационных ре­сурсов для формирования более открытого, демократического государства, расширение диалога с гражданами.

Что касается второго аспекта государственной информационной политики – осуществления управления собственным инфор­мационным пространством , то здесь можно сказать следующее.

Стратегия доверия и со­циального партнерства в государственном и муниципальном управлении обусловливает, с одной стороны, необходимость иметь собственную коммуникационно-информационную сис­тему, способную позиционировать власть, актуализировать ее программы, вести конструктивный публичный диалог с об­щественностью и гармонизировать общественные отношения. С другой стороны, действия власти должны быть открыты, по­нятны и контролируемы общественностью. Для этого надо «раз­говаривать» с людьми. Данные цели не могут быть достигнуты без помощи соот­ветствующих средств - PR-структур (стэйт-PR: state - госу­дарство), которыми органы ГМУ должны уметь эффективно пользоваться. Данная концепция «власти-партнерства» фактически оз­начает переориентацию государственной службы исходя из фундаментальных устоев, на которые она должна опираться:

Не граждане для общества, а общество для граждан: от­ношение к гражданам должно быть как к субъекту управления (а не к послушному объекту), открывающее возможности для равноправного и социально ответственного сотрудничества;

Не собственность подчиняется общему благу, а обще­ственное благо вытекает из собственности;

Не государство дает свободу гражданам, а граждане - меру свободы государству;

Не законы лежат в основе прав людей, а права человека – в основе законов;

Деятельность государственной службы должна быть от­крытой (прозрачной) и подконтрольной «снизу», что делает ее отзывчивой к нуждам и запросам граждан.

Главная задача PR-структур - разработка действий власти в диалоговом режиме с общественностью, моделей сотрудничества между ними.

На сегодняшний день можно констатировать, что информационная политика органов ГМУ в организации собственного информационного пространства, к сожалению, но­сит во многом декларативный характер. Это связано с тем, что основ­ное средство ее реализации - PR-структуры на региональном и местном уровне не получили должного раз­вития, и работа по связям с общественностью на новых кано­нах PR-действий продолжает оставаться пионерской работой.

Однако сегодня приходит понимание, что лимит деятельности бюрократии типа «сверху вниз» исчерпан, и задача заключается в том, чтобы прибли­зить государственный и муниципальный аппарат к гражданам и их организациям, сделать его работу более открытой, отзывчивой, демократической и укрепить связь с общественностью.

В связи с этим отметим концептуальные установки , на которые должна опираться организация PR-служб.

1. Обладание самостоятельной компетенцией и активной конструктивной деятельностью, конституирующими обще­ственные связи и отношения с помощью комплекса «убежда­ющих» коммуникационно-информационных технологий при наличии собственного бюджета.

2. Создание системной сети информационно-коммуника­ционных каналов прямой и обратной связи («нервы правитель­ства»); власть должна осуществлять информирование обще­ственности и быть информированной.

3. Реализация единой информационной политики адми­нистрации, обеспечивающей интеграцию информационных по­токов с управленческими решениями и позициями.

4. Достижение программы гражданского согласия в реше­нии управленческих задач на основе согласования интересов общественности (управляемые) и государственных структур (управляющие), чтобы их решения были приняты (узнаваемы, понятны, желанны).

5. Включение (соучастие) общественности в управленчес­кую деятельность как равноправного субъекта общественных отношений: диалог власти с общественностью, чтобы ее инте­ресы, желания, стремления были приняты во внимание.

6. Создание комплекса условий для системной реализации потенциала службы связи с общественностью и представления интересов администрации за пределами региона (правительс­тво, другие регионы, международные связи).

7. Подготовка (переподготовка) квалифицированных PR-специалистов по связям с общественностью, владеющих знаниями и навыками для выполнения функций пресс-секретаря, менеджера коммуникационно-ин­формационной структуры, общественных связей, взаимоотно­шений со СМИ, формирования общественного мнения, корпо­ративной культуры, имиджмейкерства и др.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что для оправдания всех надежд, возложенных на ГИП, необходимо разработать ее научную базу, усовершенствовать законодательство в сфере информации и информатизации и создать эффективную систему управления информационными ресурсами на основе диалога власти и общественности.

В связи с этим осуществление ГИП можно обозначить как приоритетную задачу нашего государства, поскольку она является важнейшей составной частью внешней и внутренней политики Российской Федерации.

Резюме

В современном обществе информационная компонента предопределяет эффективность и продуктивность обществен­ных отношений: информатизация общества о его реальном со­стоянии, имеющихся проблемах и возможных вариантах их разрешения позволяет носителям групп интересов, субъектам социальных действий находить в процессе свободного информационного обмена консенсусные решения, обеспечивающие демократический социальный порядок и мир.

Информационную инфраструктуру (инфоструктура) об­щества составляет совокупность массовой информации: ин­формационные потоки, пространства, образующие информа­ционное поле, являющееся объектом плюралистической ин­формационной политики социальных организаций, властно-управленческих структур.

Информационная политика в демократическом и граж­данском обществе осуществляется на основе принципа свободы слова и печати, массовой информации как идеала. В его реали­зации активная роль принадлежит СМИ, выполняющим роль «общественного наблюдателя», «информатора» («четвертая власть») обо всех действиях властно-управленческих структур и свободных от любого цензурного контроля.

В процессе капитализации российского общества принци­пиальными новациями являются отмена прямой цензуры, многосубъектность и коммерциализация СМИ. При этом необхо­димость обеспечения информационной безопасности общества, защиты от дисбалансов, творческой вольности журналистов в деятельности СМИ обусловливает потребность ее регуляции посредством правовых нормой социальных институтов, допус­кающих наложение ограничений и наказаний в судебном по­рядке за нарушение конституционных положений и законов о свободе слова и печати, массовой информации.

К новациям также относится образование в системах уп­равления корпоративных PR-структур и потребность их взаи­модействия с независимыми СМИ, которое носит двусторонний и взаимовыгодный характер.

Информационная политика государства включает два ас­пекта:

а) осуществление в информационном поле нормативно-правового регулирования в соответствии с Доктриной инфор­мационной безопасности РФ;

б) осуществление управления собственным информационным пространством на основе веде­ния публичного диалога с общественностью с использованием полноценных PR-структур.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows