UI, UX: Профессия дизайнер интерфейсов. Руководство по ИТ-индустрии. Чем занимаются UX дизайнеры

UI, UX: Профессия дизайнер интерфейсов. Руководство по ИТ-индустрии. Чем занимаются UX дизайнеры

21.07.2019

В ИТ-отрасли достаточно много направлений связанных с дизайном. Самые распространённые из них - дизайнеры, скрытые за аббревиатурами UX и UI. Ну а кое-кто умудряется записать в дизайнеры даже разработчиков front-end. Давайте попробуем разобраться, кто такие дизайнеры в мире ИТ, в чем разница между UI и UX, и какое отношение к дизайну имеют фронтендщики.

Дизайнеры

Разработка интерфейса приложений, сайтов или игр является достаточно сложным процессом и нуждается в применении знаний из разных областей: инженерии, психологии и дизайна. Дизайнеры пользовательского интерфейса (по-английски - User Interface или UI) фокусируются на способе отображения функциональности сайта (поиск, вкладки, меню) и деталях взаимодействия клиента и интерфейса. Цель UI-дизайнера - эстетически приемлемый современный дизайн продукта . UX расшифровывается как User Experience, что в переводе значит «пользовательский опыт». UX-дизайнер больше сосредоточен на удобстве и понимании интерфейса потенциальным пользователем. Такой специалист зачастую проводит исследования и опросы, которые станут основой для создания концепции дизайна, а также тестирует концепции в ходе разработки и после неё. Обычно он сосредоточен на структуре, содержании, навигации и том, как пользователь взаимодействует с этими элементами.

Он производит карты сайтов, прототипы, которые являются базовой структурой при создании программного обеспечения. Цель работы UX-дизайнера - чтобы пользователь быстро и безболезненно получил от сайта то, зачем он сюда приходит . Тем не менее, сегодня очень часто можно встретить написание этих двух специализаций через слеш. То есть задачи обоих направлений выполняет один специалист. UX/UI дизайнер проектирует взаимодействие пользователя с интерфейсом, решает, что именно ему нужно сделать и отвечает за то, как этот интерфейс в результате будет выглядеть.

Что нужно знать UX/UI-дизайнеру

    Графические редакторы . Самые популярные на рынке инструменты - это Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, а также Sketch, Figma. Выберите удобный для себя редактор и попробуйте для начала нарисовать скриншоты сайта или приложения немного их модернизировав.

    Инструменты прототипирования (Mockplus, Axure) . Инструмент для создания прототипов является связывающим звеном между идеей и её реализацией. Неважно каким инструментом при этом вы будете пользоваться. Можно попробовать несколько и определиться с тем, который подойдёт именно вам по стилю и предпочтениям.

    Пользовательская психология. Уже на этапе разработки макета стоит подумать о том, будет ли удобно вам или кому-то ещё пользоваться этим интерфейсом. Представьте себя на месте клиента, постройте прочную связь с ним и будьте внимательны к его потребностям. Ведь продукт будет успешен, если на него есть спрос.

    Также понадобятся знания теории цвета . Кое-что мы знаем с детства, особенно те, кто ходил в художественную школу. Тем не менее, есть определённая специфика, касающаяся именно работы дизайнеров. Начальные знания можно получить из книг или статей в интернете.

    Желательно иметь представление о типографике , средстве объединения текстовой и визуальной составляющей.

    Композиция и юзабилити сайта.

    В зависимости от специфики работы может понадобиться понимание HTML и CSS или (немного) языков программирования (ссылки на ресурсы можно посмотреть ниже, в разделе «Что должен знать Front-end разработчик»).

Разработчик Front-end

Основной задачей фронтендщика является разработка клиентской части интерфейса. То есть, такой специалист «оживляет» то, что спроектировали дизайнеры. Он отвечает за работу и эксплуатацию интерфейса и меньше – за визуальное наполнение. Front-end разработчик часто должен найти хорошее решение для пользовательского интерфейса на стадии его разработки, поэтому часто взаимодействует с UX/UI дизайнером. Код, написанный front-end разработчиком, выполняется в браузере пользователя (как говорят, «на стороне клиента»). Также одной из важнейших задач является проверка того, что сайт или веб-приложение выглядит одинаково на всех платформах и браузерах.

Что должен знать Front-end разработчик

Как правило, front-end стоит на трёх китах: язык разметки страницы HTML, таблицы стилей CSS и язык программирования JavaScript. Кроме того, фронтендщик должен понимать принципы работы протокола HTTP, серверов и браузеров, особенности отображения интерфейса на различных устройствах, которые в настоящее время находятся на рынке. Инструменты и методы создания веб-интерфейсов постоянно развиваются и меняются, поэтому разработчик должен за этим постоянно следить.

HTML и CSS (вёрстка)

Это верстка, те самые кирпичи, из которых строится сайт. Язык разметки HTML диктует организацию сайта, содержимое и все взаимодействие между ними. Он позволяет обозначить верхнюю часть страницы, нижнюю, боковые блоки с содержимым, заголовки, отображение текста и мультимедийных элементов. Таблицы стилей CSS служит для украшения HTML-элементов. Они определяют, как именно отображается каждый графический элемент, который располагается на странице. С помощью самых свежих версий HTML5 и CSS3 можно размещать видео и аудио компоненты на страницу, создавать двухмерные изображения и анимацию, и даже писать несложные игры. Не нужно стараться запомнить сразу все теги и стили. Будет полезно изучить основы и сразу же применить их в действии. Очень неплохой сайт, где можно изучить основы HTML и CSS - W3School. Но только если у вас есть хотя бы базовые знания английского. Также фронтендщик должен разбираться в кросс-браузерной и кроссплатформенной разработке, адаптивной и отзывчивой вёрстке.

Bootstrap

Это фреймворк для HTML, CSS и JavaScript. То есть определённые шаблоны, из которых, как из конструктора, можно собирать сайты гораздо быстрее, чем без них. Но, разумеется, его нужно затачивать под ваши потребности самостоятельно. Если знаете английский, рекомендуем сайт getbootstrap и всё тот же w3schools .

JavaScript

Javascript – ядро front-end разработки. Это первый и наиболее распространённый язык программирования интерфейсов. Он способен добавить массу возможностей на сайт. На базовом уровне этот язык позволяет добавлять интерактивные элементы на страницу. Его используют для создания карт, которые обновляются в режиме реального времени, интерактивных онлайн-игр и фильмов. На старших курсах JavaRush мы немного изучаем JavaScript. Также его можно изучать на том же W3School или почитать о нём на русском, на сайте javascript.ru .

jQuery

jQuery – это библиотека Javascript, в которой содержатся плагины и расширения способные сделать разработку ещё проще и быстрее. Вместо того, чтобы писать код с нуля, библиотеки позволяют добавлять готовые компоненты, которые потом можно настроить под определённый проект. Вы можете использовать функции автозаполнения форм поиска, переставление и изменение размеров сетки и настройки таймеров обратного отсчёта. Практический курс по jQuery на w3school

Javascript-фреймворки

Существуют различные типы фреймворков, но вы можете выбрать один из них, который будет удобен в использовании именно вам. Самые известные - Angular, Backbone, Ember, и React. Представляют собой готовую структуру для кода. Они помогают ускорить разработку. А в совокупности с библиотеками способны минимизировать разработку сайта или приложения с нуля. Обзор 5 самых популярных JavaScript фреймворков и библиотек 2017

Система управления версиями Git

Системы контроля версий способны отслеживать изменения, которые вносят в код со временем. Также позволяют вернуться к предыдущей версии проекта. Git – самая широкоиспользуемая система управления версиями. Умение работать с Git является важным навыком для каждого разработчика.

Краткие выводы

UI расшифровывается как User Interface, что в переводе означает «интерфейс пользователя». То есть, Дизайнер UI отвечает в первую очередь за то, как продукт представлен пользователю. Он разрабатывает кнопки, иконки, подбирает шрифты, готовит макет. UX расшифровывается как User Experience (пользовательский опыт). Так что UX-дизайнер проектирует дизайн сайта, приложения - да чего угодно - так, чтобы пользователю было удобно и понятно, что к чему, и он мог получить от сайта то, что ему нужно с минимальными усилиями. Очень часто оба вида работ выполняет один человек-оркестр: UI/UX-дизайнер. Разработчик Front-end оживляет работу дизайнеров, внося в неё динамику: кнопки начинают нажиматься, а картинка - меняться. Он должен знать языки программирования, приправленные фреймворками, препроцессорами и библиотеками.

Какова разница между UI (user interface, пользовательский интерфейс) и UX (user eXperience, пользовательский опыт)?

Если бы у нас было 30 секунд на объяснение, мы бы дали такое блиц-описание.

На самом базовом уровне пользовательский интерфейс представляет собой ряд экранов, страниц и визуальных элементов, таких как кнопки и иконки, предназначенных для взаимодействия с устройством.

Пользовательский опыт, с другой стороны, — это внутренний опыт, получаемый человеком при взаимодействии с каждым аспектом продукта компании.

Плохой UX: «Я ненавижу всех! Включая тебя!». Великолепный UX: «Люблю жизнь! И тебя! И щеночков!».

Однако данное объяснение не является всеобъемлющим. Копнем немного глубже в область UI и UX для лучшего понимания различий между ними.

В 1970-е годы, если вам требовалась помощь компьютера, вы должны были использовать интерфейс командной строки, выглядевший следующим образом:

Вы не могли купить компьютер с графикой, иконками, кнопками или мышкой — их еще просто не было в продаже. Чтобы заставить компьютер делать то, что нужно, вы должны были говорить с ним на языке программирования.

Затем в 1981 году группа специалистов в области вычислительной техники компании Xerox PARC разработала и запустила Xerox Star — персональный компьютер с самым первым графическим пользовательским интерфейсом (Graphical User Interface, GUI). Он использовал окна, иконки, раскрывающееся меню, (Radio Buttons) и чекбоксы (Checkboxes, флажки для выбора функций). Пользователи теперь могли открывать, перемещать и удалять файлы:

Возможно, тот прототип не мог сравниться с компьютерами, доступными сегодня. Но на ранних стадиях развития персональных вычислительных машин внедрение GUI было революцией.

Оно означало, что вам больше не нужно было полагаться на знание кода для использования компьютеров, и это сделало их гораздо более доступными для масс.

Команда компании Apple Computer продолжила свое развитие и расширение именно на базе идеи GUI. И в 1984 году они выпустили Macintosh, ставший первым коммерчески успешным десктопным компьютером. Он имел интерфейс с несколькими окнами и мышку, работавшую по принципу «наведи и кликни» (point-and-click).

Появление GUI вызвало потребность в новом типе дизайнеров — тех, кто работал с графическим интерфейсом персональных компьютеров. И именно тогда UI-дизайнеры вышли на широкую сцену.

Эта область развивалась на протяжении последних нескольких десятилетий, и она будет продолжать эволюционировать в будущем.

Проектировщики UI сегодня работают над веб-сайтами, приложениями, так называемыми «носимыми» гаджетами (wearables) и программами. Пожалуй, на них также лежит ответственность за возникновение таких вещей, как визуальные элементы страниц или экранов системы, а также дизайн интерфейса цифровых продуктов.

Что такое пользовательский опыт?

Термин «пользовательский опыт» был придуман ученым-когнитивистом Доном Норманом (Don Norman) в начале 1990-х, когда он был вице-президентом группы разработки новейших технологий в компании Apple.

Вот как звучит определение Нормана: «Пользовательский опыт охватывает все аспекты взаимодействия конечного пользователя с компанией, ее услугами и ее продукцией».

Объясняя происхождение термина, Норман писал:

«Я придумал термин, потому что такие понятия, как «интерфейс человек-компьютер» и «юзабилити», казались мне слишком узкими. Я хотел охватить все аспекты опыта пользователя, возникающие при взаимодействии с системой, включая промышленный дизайн, графику, интерфейс, физическое взаимодействие и руководства к действию. С тех пор термин получил столько коннотаций, что он потерял свое первоначальное значение».

Согласно определению Нормана, пользовательский опыт охватывает очень широкий спектр дисциплин, и его понимание может вызвать у некоторых трудности.

В более поздних работах Норман уточнил, что входит в комбинацию ингредиентов, необходимых для достижения высококачественного пользовательского опыта:

«Первым требованием образцового пользовательского опыта является точное следование потребностям клиента, без лишней суеты и помех. Далее идут простота и элегантность, сопутствующие продуктам, которые приносят радость их владельцам — радость использования.

Но действительно хороший пользовательский опыт выходит далеко за эти рамки, давая клиентам то, чего они хотят. Для того чтобы добиться достойного UX, компания должна предлагать органичное слияние услуг нескольких областей, включая инжиниринг, маркетинг, графический и промышленный дизайн и дизайн интерфейса».

UX не ограничивается визуальным интерфейсом вашего продукта. Это концепция, имеющая много аспектов и охватывающая весь путь, совершаемый пользователями, в том числе:

  1. Процесс, через который они проходят, когда ищут продукт вашей компании.
  2. Последовательность действий, выполняемых ими при взаимодействии с интерфейсом.
  3. Мысли и чувства, возникающие у них при выполнении своей задачи.
  4. Впечатления, получаемые ими от взаимодействия в целом.

UX должен быть: полезным (useful), удобным (usable), востребованным (desirable), имеющим ценность (valuable), находимым (findable), доступным (accessible), вызывающим доверие (credible)

Обязанность UX-дизайнеров заключается в том, чтобы гарантировать: поставляемые компанией товары или услуги отвечают потребностям клиента и позволяют им беспрепятственно достичь желаемого результата. Чтобы добиться этого, дизайнеры могут обратиться к исследованиям для получения как можно большего количества информации о контексте взаимодействия пользователя с продуктом, чтобы затем с помощью этих сведений смоделировать структурные схемы (Wireframes) и прототипы (Prototypes), позволяющие пользователю добраться из точки А в точку Б.

Какова разница между UI и UX?

Дон Норман и Якоб Нильсен (Jakob Nielsen) кратко и понятно резюмировали разницу между двумя понятиями:

«Важно отделять пользовательский интерфейс (UI) от общего пользовательского опыта, имея при этом в виду, что пользовательский интерфейс, безусловно, является чрезвычайно важной частью дизайна.

В качестве примера рассмотрим веб-сайт с обзорами фильмов. Допустим, пользовательский интерфейс идеален для поиска фильмов. Но если основная база данных сайта содержит только фильмы от крупных студий, сайт будет обладать бедным UX для тех пользователей, нуждающихся в информации о релизах независимого кино» .

Еще одним удачным примером является Google. Его интерфейс очень прост. Он почти ничего не содержит — только логотип, строку поиска и несколько кнопок:

Но когда вы вводите что-либо в поле поиска, менее чем за секунду вы получаете доступ к почти полной базе человеческих знаний в оцифрованном виде:

Теперь представьте, что каждый раз, когда вы ищете что-то в Google, для получения результата вам приходится ждать 15 секунд, то есть вы больше не можете получить ответ на свой вопрос мгновенно. Даже если интерфейс останется прежним, ваш опыт работы с Google будет существенно отличаться.

Мнения

Как это часто случается, профессионалы по-разному воспринимают одни и те же вещи. Поэтому приведем мнения нескольких умных и талантливых людей, работающих в сфере хай-тек. Вот что они говорят о разнице между UI и UX.

1. UX ориентирован на путь пользователя, ищущего решение своей проблемы, в то время как UI сфокусирован на том, как продукт выглядит и работает на внешнем уровне.

Кен Нортон (Ken Norton), один из партнеров в Google Ventures, бывший руководитель отдела по разработке новой продукции в Google:

«Начнем с проблемы, которую мы бы хотели решить. UX-дизайн ориентирован на путь пользователя, ищущего способы решения этой проблемы, он затрагивает положительные и негативные стороны этого вопроса, на экране компьютера и вне его. UI-дизайн сфокусирован на том, как продукт выглядит и работает на внешнем уровне. Иными словами, UI представляет собой лишь часть пользовательского пути. Мне нравится аналогия с рестораном. Пользовательский интерфейс - это столы, стулья, тарелки, стаканы и столовые приборы. UX — это качество подаваемой еды, обслуживания, особенности парковки, освещения и музыки».

2. UX-дизайнер занимается концептуальными аспектами процесса дизайна, а UI-дизайнер сосредоточен на более материальных элементах.

Энди Бадд (Andy Budd), соучредитель компании Clearleft и основатель UX Лондон:

«Логично было бы предложить, что, если вы занимаетесь дизайном UI, а клиент испытывает продукт как раз через пользовательский интерфейс, то это также делает вас дизайнером UX. Однако, следуя этой логике, проектирование собственного дома делает вас архитектором, а ремонт крана в ванной - профессиональным сантехником.

Часто слова, используемые для описания какой-либо области знаний, оказываются оторванными от первоначально вложенного в них смысла. Например, слово «архитектор» в переводе с древнегреческого буквально означает «главный строитель». Такое определение в наши дни уже не передает суть профессии.

В профессиональном контексте понятие «дизайнер пользовательского опыта» имеет конкретное значение и подразумевает набор определенных навыков, основу которым положили более 20 лет практики специалистов данной отрасли. Работа UX-дизайнера связана с концептуальными аспектами процесса дизайна, при этом UI-дизайнеры сосредоточены на более материальных элементах.

Джейсон Мисут (Jason Mesut) отлично описал разницу между UX и UI (а также и частичное совпадение их смыслов) в его «дважды бриллиантовой» модели (Double Diamond Model). Согласно этой модели, разработчик UX имеет глубокие познания в стратегии, практике исследований, информационной архитектуре и дизайне взаимодействия (Interaction Design).

UI-дизайнер (или, как теперь его принято называть в Кремниевой долине, дизайнер цифровых продуктов) также имеет навыки в области дизайна взаимодействия. Однако фокус его работы тяготеет больше к таким областям, как информационный дизайн (Information Design), «движущийся дизайн» (Motion Design) и брендинг.

Хотя некоторые люди утверждают, что они являются экспертами во всех этих областях, такое встречается довольно редко. В конце концов, если вы являетесь экспертом во всем, вы, вероятнее всего, эксперт ни в чем конкретно».

3. Нет никакой разницы между UX- и UI-дизайном, потому это два несопоставимых понятия.

Крейг Моррисон (Craig Morrison), руководитель отдела по разработке продукции компании RecordSetter и основатель Usability Hour:

«Я слышу этот вопрос все время, и я много раз отвечал на него. В итоге я пришел к такому выводу.

Нет никакой разницы между UX- и UI-дизайном, поскольку эти две вещи не сопоставимы друг с другом. Это то же самое, что спрашивать, к примеру, какова разница между красной краской и химическими веществами, из которых состоит эта краска?

Нет никакой разницы.

Красную краску дает соединение различных химических веществ…

Так же и пользовательский опыт состоит из множества различных компонентов, и дизайн пользовательского интерфейса является лишь одной из его составляющих.

Вот еще несколько вопросов из этой серии, чтобы проиллюстрировать мою точку зрения.

Какова разница между MacBook и формой клавиш?

Какова разница между чаем и видом материала, из которого сделан чайный пакетик?

Какова разница между автомобилем и цветом, в который он окрашен?

Если провести сравнение с вкусным тортом (а почему бы и нет?), UI будет глазурью, коржами, вкусом, способом подачи и оформления. UX же будет первопричиной того, почему мы вообще решили сделать торт и почему люди предпочтут его, скажем, гамбургерам».

4. Пользовательский интерфейс, как правило, связан с визуальным и информационным дизайном. UX охватывает весь опыт пользователя, даже вне экрана его компьютера.

Патрик Ниман (Patrick Neeman), начальник отдела дизайна продуктов компании Apptio, основатель Usability Counts:

«Дизайн пользовательского опыта охватывает весь опыт пользователя, даже вне экрана его компьютера. Дизайн пользовательского интерфейса, как правило, связан с визуальным и информационным дизайном, то есть с тем, что происходит на экране. Современное определение UX восходит к тому, что дала Nielsen Norman Group: UX — это любая точка контакта пользователя или клиента с системой, как в цифровом ее виде, так и в других проявлениях».

5. UI ориентирован на продукт и представляет собой серию визуальных характеристик за отрезок времени. UX фокусируется на пользователе и его пути «через продукт».

Скотт Дженсон (Scott Jenson), руководитель отдела стратегического развития продуктов в Google:

«Я не слишком углубляюсь в эти различия, так как эти понятия часто используются как взаимозаменяемые. Однако если меня спрашивают, мое видение заключается в следующем. Пользовательский интерфейс ориентирован на продукт и представляет собой серию визуальных характеристик за отрезок времени.

UX фокусируется на пользователе и его пути «через продукт».

UI больше нацелен на специфику экранного отображения: ярлыки, визуальный стиль, основные принципы дизайна и структуру.

UX — путь «через продукт». Не ограничиваясь рамками экрана, он определяет путь пользователя и дает объяснение тому, почему были использованы отдельные моменты в UI и, что гораздо важнее, почему какие-то моменты из него убрали. UI имеет дело с ограничениями и проблемами, UX решает их».

6. UX представляет собой опыт, переживаемый пользователем при работе с продуктом в целом, а UI — это те конкретные вещи, с которыми пользователь фактически будет взаимодействовать.

Клейтон Янь (Clayton Yan), UX-дизайнер компании UserTesting:

«Существует много путаницы вокруг понятий «пользовательский интерфейс» и «пользовательский опыт», а также вокруг того, в чем заключаются их основные различия, если таковые существуют. Определенно, это разные вещи, но они должны идти рука об руку для создания красивого и интуитивного опыта.

Я всегда объясняю эту тему, используя аналогию со строительством дома. Когда вы строите дом, вы думаете о его планировке и расположении комнат.

Сколько спален вам нужно, 2 или 3? Будет ли каждая из этих спален иметь собственную ванную комнату? Будет ли гостиная располагаться сразу у входа? Будет ли дом одноэтажным или сделать два этажа?

Для меня UX представляет общий опыт и впечатление, получаемые от вашего дома (или продукта). Все ли имеет смысл? Как ваш пользователь чувствует себя при взаимодействии с продуктом?

Следующим уровнем пути пользователя является интерфейс, с которым он фактически взаимодействует. Продолжая пример с домом, интерфейс равнозначен общему направлению декора. Какой тип обоев вы будете использовать? Поставите ли вы везде одинаковые вазы или выберете разные?

Пользовательский интерфейс представляет собой, как явствует из его названия, те моменты, которые пользователь будет видеть и с которыми будет взаимодействовать. Сюда входят кнопки, формы, рисунки и т.д.

UX без UI означает, что у вашего дома есть фундамент и стены, но нет красивого единого оформления. UI без UX — это как привнести потрясающие цвета и детали во весь дом, но при этом сконструировать его так, чтобы главный вход ведет в ванную комнату. Очень важно создавать изумительный опыт от начала до конца.

Обычно UX-дизайн предшествует дизайну UI, потому что вам сначала нужно провести все исследования, подготовить эскизы и отладить процессы. После того как вы закончили с общей картиной, вы начинаете работать над дизайном пользовательского интерфейса, сводя все части воедино так, чтобы получился красивый продукт с хорошим дизайном».

А каково ваше мнение?

Многие путают понятия UX и UI и используют их как взаимозаменяемые. Как сказал Дон Норман, «они просто вошли в лексикон и больше не имеют какого-либо специального смысла. Люди используют их, часто не имея никакого понятия о том, что означают эти слова, каково их происхождение, история или какой круг явлений они затрагивают».

А что думаете вы? Какова разница между UI и UX? Могут ли они использоваться взаимозаменяемо или означают разные вещи?

Для создания лучших шоколадных пирожных потребуется как UX, так и UI. Я серьезно. Для начала, вам потребуется рецепт, ингредиенты, кухонная посуда и духовка. Затем: смешиваем, выпекаем, нарезаем, раскладываем по тарелкам, подаем и едим.

Но что из этого UX, а что UI? Процесс изготовления – это UX, а процесс раскладывания по тарелкам и подачи к столу — UI.

А как насчет поедания? Это UX; кроме случаев, когда это не UX. Получит ли потребитель другой опыт, если пирожные будут поданы сразу со сковородки или красиво разложены на тарелке? Я бы сказал, да, последнее было бы предпочтительнее.

В этой статье я поделюсь с вами пятью отличиями между UX и UI дизайном. Будем надеяться, что к ее окончанию, вы будете иметь о них лучшее представление. Сразу скажу, что, хотя вы и заметите отличия – некоторые из них будут очень похожи друг на друга.

С этой оговоркой, давайте взглянем на некоторые различия между ними.

UX – это не UI

UX дизайн, или дизайн пользовательского опыта, это процесс, с помощью которого определяется необходимость. Затем рисуется грубый прототип, который позже подтверждается (или нет) путем тестирования. Когда подтверждается и бизнес-модель, и предложение ценности — продукт готов.

Об UI, или дизайне пользовательского интерфейса можно думать так:

Дизайн пользовательского интерфейса = Визуальный дизайн + Дизайн взаимодействия.

Визуальный дизайн – это то, как сайт выглядит, его личность, если угодно; бренд. Дизайн взаимодействия – это то, как люди взаимодействуют с вашим сайтом. Когда кто-то нажимает кнопку, изменяется ли она таким образом, чтобы дать понять, что она нажата?

И хотя и UX, и UI дизайнеры создают взаимодействия, UX дизайнеров можно считать архитекторами макровзаимодействий, а UI дизайнеров – создателями микровзаимодействий, занимающихся деталями.

По словам дизайнера Ника Бабича:

«Лучшие продукты хорошо справляются с двумя вещами: функциями и деталями. Функции – это то, что привлекает людей к вашему продукту. Детали – это то, что их удерживает».

UX дизайнер, скорее будет разрабатывать потоки пользователей, шаги, которые пользователь предпримет, чтобы, например, подписаться на рассылку. Каким шагам они будут следовать и как они поймут, что всё удалось?

Затем проект переходит UI дизайнеру. UI дизайнер усовершенствует эти взаимодействия добавляя цвет и подчеркивая оригинальный дизайн, давая им подсказки, и показывая направление к новостной рассылке.

UI делает интерфейсы красивыми

Полезный продукт удовлетворяет потребность, с которой еще не сталкивался рынок. Процесс исследования UX дизайнера включает в себя конкурентный анализ, разработку персон, а затем создание минимально жизнеспособного продукта; продукта, который будет ценным для вашей целевой аудитории. Это подтверждается путем тестирования на протяжении всего жизненного цикла продукта.

После того, как потоки пользователей и ваерфрэймы запрототипированы и протестированы, процесс переходит к UI дизайнеру – его задачей будет заставить всё это красиво выглядеть. Это включает в себя выбор цветовой схемы и оформления, которое будет и красивым, и простым в использовании. Тем не менее, выбор цвета, оформление и взаимодействия основываются не на личных предпочтениях дизайнера, а на четко сформулированных причинах, специфических для персон, разработанных UX дизайнерами. С их помощью UI дизайнеры реализуют визуальную иерархию, которая послужит для пользователей проводником, объясняющими им что и когда делать, чтобы достичь своей цели.

Хорошо продуманная иерархия будет выделять одну главную цель на странице давая пользователям понять, где на сайте они находятся, и что они могут сделать в любой данный момент времени. Иерархия справится с этим при помощи конвенций и шаблонов, уже знакомых пользователям. Эти шаблоны будут подсказывать пользователям направление.

UX помогает пользователям достигать целей

UI создает эмоциональные связи

Люди приходят на ваш сайт, чтобы что-то сделать. Возможно кто-то ищет собачку для маленькой квартиры.

UX сторона вещей может смотреть на людей, как на любителей собак и пытаться понять, что для них важно. Что они ценят, или что им нужно при поиске помощи в выборе своего пушистого друга? Чтобы понять это, они начинают работу. Они задают вопросы, наблюдают за людьми, опрашивают их, могут сделать прототипы и несколько партизанских тестирований, чтобы посмотреть, смогут ли они им помочь.

После того, как вы настроили основное юзабилити, согласно Аарону Уолтеру, автору книги «Дизайн для эмоций», лояльность ваших пользователей будет зависеть от личности вашего интерфейса. Яркий дизайн может привлечь к вашему сайту людей, они даже могут задержаться, если там можно что-то сделать. И когда образуется личная связь – они на крючке. Заставляет ли ваш интерфейс их смеяться? Цепляет ли он их? Насколько он дерзкий? Аарон говорит: «Люди простят ваши недостатки, последуют за вами, и будут петь вам дифирамбы, если вы наградите их положительными эмоциями.» Вот здесь вступает UI дизайнер.

Сначала создается UX дизайн

Потом (иногда) создается дизайн UI

Как UX и UI дизайнеры работают вместе на протяжении процесса проектирования?

Как правило, UX дизайн и исследование являются первыми шагами при решении вопроса создания продукта или приложения. UX дизайнеры проводят большую часть исследований, которые позволяют подтвердить или опровергнуть первоначальные идеи продукта и направить его развитие.

После того, как прототип был несколько раз протестирован, и уже почти готов, вступает UI дизайнер и начинает работать над визуальным дизайном и микровзаимодействиями.

Однако этот путь не всегда линеен, и зависит от многих факторов. Например:

  • Кто занимается UX и UI?
  • Один и тот же человек, или кто-то другой, и другая команда?

UX используется во всех продуктах, интерфейсах и услугах

UI относится только к интерфейсам

Дизайн пользовательского опыта – это обширная сфера, и с каждым днем она становится все более популярной. В настоящее время, не только компании, использующие веб, но и многие другие, разрабатывающие продукты или предоставляющие услуги начинают улавливать ценность понимания своих пользователей и подтверждения гипотез, до начала процесса создания.

Дизайн пользовательских интерфейсов предназначен для пользовательских интерфейсов. Это не означает, что он ограничен графическим пользовательским интерфейсом компьютеров, планшетов, и мобильных устройств. В наши дни интерфейсы можно встретить во многих других продуктах, таких, как часы, стиральные машины, приборные панели в автомобилях, торговых автоматах, и многом другом.

Недавно я читал о приложении на iPhone, которое разблокирует дверь вашего автомобиля. Оказывается, этот набор взаимодействий занимает гораздо больше шагов, чем просто использование ключа, для открывания двери. Разрабатываем ли мы для интерфейса, или опыта, мы должны позаботиться о том, чтобы наши пользователи оставались в самом сердце этого процесса.

Выводы

Почти невозможно отделить UX от UI или UI от UX.

Но если попытаться, то можно заключить, что:

  • UX дизайн помогает пользователям выполнять задачи в среде различных платформ и услуг.
  • UI дизайн создает привлекательные и эстетичные интерфейсы, которые соединяются с людьми.

Перевод статьи Дона Склехта

UX-дизайнер (user experience) на самом деле не является дизайнером, скорее это проектировщик, который разрабатывает структуру, удобную для пользователей. Готовый продукт должен привлекать своим удобством, простотой и красотой, вызывать желание заходить в приложение или на сайт снова и снова.

UI-дизайнер (user interface) выполняет техническое задание от UX-дизайнера. Отвечает за отрисовку картинок, кнопочек, подбирает подходящие шрифты и гармоничные оттенки. Он же подбирает подходящие размеры того или иного элемента. Например, если кнопочки удобно расположены, но слишком маленького размера, значит по ним будет трудно попадать. Учитывание таких мелочей тоже входит в задачу UI-специалиста.

Обе профессии настолько тесно связаны друг с другом, что чаще всего все работы выполняет один человек.

Немного истории

Термин UX впервые был употреблен в 1993 году Дональдом Норманом. Это было его начало карьеры в Apple. Норман считал, что компьютерный интерфейс должен не просто нести функциональность, но и вызывать приятные эмоции у пользователей.

После взлета популярности айфонов данный термин стал широко распространен. Многие конкуренты поняли, насколько важно значение UX-дизайнера при создании пользовательского интерфейса.

От малого к большому

На заре интернета дизайнеру ставилась простая задача: «нарисовать сайт». Специалист, не особо задумываясь, рисовал красивые картинки и сдавал проект. Сайты были похожи как братья-близнецы. Менялся цвет фона и наполнение.

По мере развития все стало усложняться. Обычным сайтом никого не удивишь и не привлечешь, стали необходимы сложные веб-сервисы, для которых необходимо больше специалистов. А чтобы их не путать, каждому придумывают собственную должность или профессию.

Теперь UX design исследует поведение пользователей и создает архитектуру сайта, а UI графически воплощает это в жизнь. Как программист программирует, а верстальщик располагает элементы в нужном порядке.

Профессия UX/UI-дизайнера

Путаница в понятиях до сих пор остается. Некоторые веб-дизайнеры представляются UX/UI-специалистами, не до конца понимая сути. Используют название только потому, что считают это модным.

В идеале настоящий специалист, именующий себя UX/UI, подходит к каждому заказу индивидуально, занимается разработкой схем и набросков, анализирует, задает уточняющие вопросы заказчику, выясняет цели проекта и только потом приступает к созданию полноценного сайта.

Такой человек способен объяснить клиенту, почему кнопочки располагаются именно в этом месте, по какой причине определенный элемент размещен внизу, а не в середине страницы. Он не просто рисует что-то красивое, он логически располагает блоки.

Отдельно UI-дизайнер не сможет добиться нужного эффекта. Фактически он владеет знаниями только в графическом редакторе, что недостаточно в современной цифровой индустрии. Он должен тесно работать с UX-дизайнером, который является одновременно психологом, аналитиком, художником, социологом, сценаристом и режиссером.

Ключевыми обязанностями UX/UI-дизайнера являются:

  • сбор и аналитика сведений о самом проекте,
  • сбор информации о возможной аудитории сайта,
  • проектирование интерфейсов,
  • подбор шрифтов, размеров элементов, цветовой гаммы, общего стиля сайта,
  • создание макета,
  • отрисовка деталей.

Работа считается правильно выполненной, если при работе с сайтом или приложением пользователя ничто не раздражало и не отвлекало на бесполезные элементы.

Отличие веб-дизайнера от UX/UI-специалиста

Терминология:

  • Design - конструирование, составление, создание чего-либо. Необязательно относится к веб-ресурсу, это более широкое понятие, затрагивающее множество физических или виртуальных вещей.
  • UX - включает в себя опыт пользователя, его предпочтения, эмоции, реакции, поведение, ощущения до, во время и после использования интерфейса, сайта или предмета.
  • UX дизайн - совокупность двух вышеуказанных пунктов, т.е. создание конструкции, основанной на опыте пользователей.

Чем же занимается веб-дизайнер? Только дизайном. Рисует то, что считается красивым в его понимании.

UX/UI-специалист не ограничен цифровыми технологиями. Его деятельность может касаться разработки панели управления кофеваркой, принтером или корабля. Конечно, в каждой области своя специфика и разработчик интерфейса сайтов хорош именно в своей работе. Но при этом суть остается одна: панель управления в автомобиле, самолете или кухонном приборе должна быть удобной, понятной и не вызывать раздражения.

Личные качества

Работа подразумевает продолжительное сидение за компьютером, поэтому если специалист предпочитает более активный образ жизни, то данная профессия не для него.

Важные личные качества:

  • упорство и усидчивость,
  • тяга к совершенству,
  • креативность,
  • желание узнавать новое,
  • умение представлять себя на месте другого человека,
  • умение воспринимать критику.

Специалистом не рождаются. Да, некоторые личные качества изучить невозможно, но все остальное можно приобрести: читать рекомендуемые книги и специализированные статьи, посещать лекции и много-много практиковаться.

Востребованность специалистов

В цифровой индустрии большая нехватка настоящих UX/UI-дизайнеров. Невозможно предсказать, сколько времени продлится данная тенденция, но, если интернет не пропадет, то данная отрасль будет и дальше развиваться.

Все больше компаний переходит на виртуальную торговлю. Это удобно и современно. И, несмотря на огромное количество бесплатных конструкторов, многие предпочитают свои сайты, т.к. они предоставляют гораздо больше возможностей.

Мало просто сделать несколько страничек с информацией о компании и написать контакты, необходим UX/UI дизайн, при помощи которого детский конструктор превратится в настоящий сайт.

Основные принципы построения интерфейсов

Основные принципы не являются законами, ux дизайн подразумевает креативность мышления и творческий подход.

  • Простота. Пользователь путем минимального количества действий должен добиться необходимого результата.
  • Скрытие таблички «столб» на столбе. Лишние надписи сбивают с толка, заставляют пользователя отвлекаться. Если корзину или смайлик можно отобразить значком, то достаточно этого.
  • Автоматические действия. Сложные действия отпугивают пользователя, он должен автоматически нажимать на клавиши/кнопки, не думая, зачем это делается. Важно, что он получит ожидаемый результат.
  • Привычка. Человеку трудно привыкнуть к новому. Пользователь видит нарисованную корзину и появляется ассоциация покупки. Если поменять изображение на «бабушкину авоську», уже будет трудно догадаться, что к чему.
  • Просмотр по диагонали. Большие тексты никто не читает. Лучше делать краткие заметки по сайту или заголовки и подзаголовки, отображающие суть вопроса.
  • Кошелек Миллера. Согласно принципу американского ученого кратковременная память способна охватить 7 элементов плюс-минус две штуки. Поэтому информацию в блоках лучше располагать в пределах этих цифр.
  • Интуитивность. Многие вещи пользователи делают согласно своей интуиции и не желают что-то запоминать.
  • Нужное на виду. UI дизайн предполагает делать акцент на тех вещах, которые пользователю наиболее необходимы.
  • Группировка. Все элементы необходимо группировать по какому-то отличительному признаку. Например, если в телефоне есть меню «сообщения», то рациональнее в него вставить входящие и исходящие сообщения, написание новых, а также настройки сообщений.
  • Правило 3-х кликов. Старое, но не теряющее актуальности. Чтобы добраться до нужной информации, необходимо сделать не более трех кликов. Большее количество вызывает недовольство и влечет за собой уход с сайта или отказ от услуг.
  • Одинаковый стиль. Отзывы о компании или об определенном продукте не должны отличаться функционалом или внешним отображением.
  • «Защита от дурака». Если пользователь захотел удалить свои фотографии или еще что-то - нужно переспросить. Возможно, он просто случайно нажал на кнопку.
  • Копирайтинг. В интерфейсе не должно быть ничего лишнего. Каждый заголовок важен, каждая буква в меню тщательно подбирается.
  • Будь в тренде. Создание проекта - дело длительное, а мода переменчива. Чтобы проект не устарел его до его выхода в свет, необходимо продумывать каждую деталь.
  • Мелочей не бывает. Одна маленькая черточка своим присутствием или отсутствием отпугнет или привлечет людей.

Резюме

UX/UI design важен в любой сфере деятельности. Почему в самолете штурвал, а в автомобиле - руль? Это удобно и правильно. Так и на сайте нужно подбирать удобные элементы, т.е. учитывать пользовательский опыт.

Любой проект нуждается в тестировании. Даже когда сайт уже запущен, не следует бросать его. Анализ действий пользователей поможет улучшить уже работающий ресурс и исправить имеющиеся недочеты. Может получиться так, что больше половины посетителей сразу закрывают сайт из-за неприятной цветовой гаммы, либо не могут найти нужную кнопку. Хотя при разработке все казалось очевидным.

Кого привлекать к работе: UX или UI?

«Два в одном флаконе» - это всегда привлекательно, но не всегда эффективно. Один человек, теоретически, может справиться и сделать всю работу самостоятельно. Но не упустит ли он при этом какой-то важной детали, которая отобьет у пользователей охоту пользоваться разработанным интерфейсом? Гораздо лучше с задачей справятся два отдельных специалиста.

Работа с пользовательским взаимодействием помогает вывести продукт или бизнес на новый уровень, потому что UX-дизайнер продумывает логику работы продукта и помогает клиентам достигать своих целей.

Чтобы начать обучение UX-дизайну, необходимо понять, как строится работа над любым цифровым проектом и за что именно отвечает такой дизайнер при разработке.

Кто такой UX-дизайнер, чем он занимается

UX-дизайнер - это проектировщик, который делает цифровые продукты понятными и логичными. Он изучает опыт взаимодействия пользователя с продуктом - сайтом, приложением, программой. Цель работы UX-дизайнера - помочь пользователю достичь своей цели. Для этого проект разделяют на этапы и прорабатывают каждый из них.

Сначала дизайнеры анализируют аудиторию продукта, исследуют ее цели и страхи. Затем проводят интервью с реальными людьми, наблюдают за сайтами и приложениями конкурентов. После этого создают прототипы, показывают их пользователям и передают файлы разработчикам.

Если подробно рассмотреть каждый из этих этапов, то легко понять, с чего начать обучение UX-дизайну.

Кто может стать UX-дизайнером

Часто в UX приходят веб-дизайнеры, которые решили углубиться в область пользовательского взаимодействия. Они уже работали с пользователями, знают основные принципы и умеют визуализировать информацию.

Однако быть веб-дизайнером для работы в UX необязательно. Все процессы в этой сфере в первую очередь строятся на логике, умении мыслить критически, общении с людьми и способности к анализу.

Один из дизайнеров Google, Фиона Йонг, рассказала , что в ее команде - лишь несколько специалистов с образованием дизайнера. Остальные раньше работали в смежных областях или в других отраслях. Кто-то занимался когнитивными науками, а кто-то психобиологией.

Поэтому хорошими проектировщиками могут стать и архитекторы, и инженеры, и программисты. Главное - разобраться в основах интерактивного дизайна и понять, как строится логика работы в UX. Это можно сделать самостоятельно или на специальных UI/UX-дизайн курсах.

С чего начать

Начать обучение UX-дизайну можно с курсов, книг и статей. Главное - составить правильный план обучения, сформулировать цели и двигаться от общего к частному.

Процесс работы над продуктом состоит из нескольких этапов. На каждом из них UX-дизайнер занимается разными вещами. Чтобы понять, какие знания необходимы для работы, нужно рассмотреть каждый из этапов подробно:

  • исследование,
  • анализ данных,
  • проектирование,
  • дизайн,
  • анализ метрик.

Исследование

UX-дизайнер делает так, чтобы будущий сайт или приложение выполняли полезное действие - продавали, рекламировали, помогали пользователям.

Но сложно создать хороший проект, если не разобраться в задаче. Поэтому сначала дизайнер собирает данные о будущем продукте. Исследует конкурентов, планирует функции, думает над логикой работы.

Хороший метод исследования - это разговор с реальными пользователями. При создании сервиса для покупки билетов лучше сходить на вокзал и провести интервью с пассажирами. Узнать, будет ли им легче приобретать билеты через интернет, удобно ли оплачивать с карты, как они хотят выбирать места в вагоне.

На этапе исследования UX-дизайнер должен активно разговаривать с потенциальными пользователями и спрашивать, что им нужно.

Анализ данных

Когда задачи продукта ясны, дизайнер продумывает логику взаимодействия.

Из целевой аудитории выбирают наиболее ярких представителей и рассказывают про них. Стараются представить, что важно для этого человека в продукте. Какие задачи он будет решать, каким способом. Этот этап, создание персон, помогает дизайнеру представить конкретных людей и работать для них.

Удовлетворить требования всей целевой аудитории не получится, но можно поработать над желаниями самых ярких представителей. Тогда возрастает шанс, что остальным также будет комфортно пользоваться продуктом.

Для каждой из персон дизайнер создает сценарии использования. Здесь важно представить, как конкретный человек мог бы взаимодействовать с продуктом. Какая функциональность необходима, а от чего можно отказаться на первом этапе.

Создание сценариев помогает продумать структуру приложения или сайта, а также базовые элементы.

Проектирование

На этом этапе визуализируют все собранные данные. Строят структуру приложения, располагают элементы для каждого экрана.

Проектирование - это не создание готового дизайна. Это быстрые наброски, которые показывают пользователям. Проводят тестирование и узнают, решит ли продукт в таком виде задачу.

Макеты на этом этапе могут быть абсолютно разными - низко детализированными и черно-белыми или яркими и интерактивными. Кто-то работает с бумагой и ручкой, кто-то использует специальные программы. Некоторые дизайнеры сразу работают в графических редакторах.

Этап проектирования помогает значительно сэкономить время. Быстрее показать набросок пользователю и спросить его мнение, чем рисовать и программировать продукт с нуля и затем устранять недочеты.

Дизайн

Созданием окончательного варианта занимается UI-дизайнер. Но часто рисовать окончательный вариант приходится самостоятельно. Поэтому полезно получить основные навыки и научиться UI-дизайну.

На этапе из прототипов и вайрфреймов создают визуализацию, работают с цветом, композицией и типографикой, оформляют контент.

Для этого подходят графические редакторы, в которых работают дизайнеры:

  • Adobe Photoshop,
  • Adobe XD,
  • Sketch,
  • Figma.

Задача для UX-дизайнера - следить за юзабилити отдельных элементов и страниц в целом. Наблюдать, чтобы при добавлении визуальных эффектов, не потерялся основной смысл продукта.

Анализ метрик

После публикации первой рабочей версии продукта UX-дизайнер следит за реальным поведением пользователей. Для этого используют системы аналитики и различные метрики.

Работают над продуктом - проводят юзабилити- и A/B-тесты. Улучшают пользовательский опыт, добавляют новые возможности.

Как учиться UX-дизайну

UX-дизайн состоит из разных направлений и дисциплин. Это и визуальный дизайн, и работа с пользователями, и тестирование результатов. Некоторые специалисты по UX работают в одном направлении, некоторые - во всех.

Чтобы научиться UX-дизайну, нужно представлять весь путь разработки продукта и улучшать навыки, необходимые для каждого этапа.».

  • Живая обратная связь с преподавателями
  • Неограниченный доступ к материалам курса
  • Стажировка в компаниях-партнёрах
  • Дипломный проект от реального заказчика
  • Гарантия трудоустройства в компании-партнёры для выпускников, защитивших дипломные работы
  • При изучении теории не забывайте о практических навыках. Создайте макет сайта или придумайте мобильное приложение. Разделите проект на части и тщательно поработайте над каждой: проведите исследование и анализ, затем займитесь проектированием и дизайном. Только практика помогает дизайнеру стать хорошим специалистом.



    © 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows