Обзор HTC Vive Pro: первые впечатления

Обзор HTC Vive Pro: первые впечатления

Лучшее устройство для виртуальной реальности на данный момент: полное погружение VR, отличная физика в играх и приложениях, большое количество контента…

Введение

«Я думаю, что пределом развития дисплея будет комната, в которой компьютер может управлять существованием материи. Стул в такой комнате вполне сгодится для сидения на нём. Наручники, созданные в такой комнате, будут сковывать, а пуля, созданная в такой комнате, будет смертельной»


Айвен Эдвард Сазерленд, американский ученый

Отцом VR (виртуальной реальности) можно назвать Мортона Хейлинга, начинающего кинематографиста в Голливуде. Симулятор VR под названием «Сенсорама» (sense - чувство, rama - панорама) он собрал и запатентовал в далеком 1957 году. Суть устройства была такая: человек садился на специально оборудованное место, всовывал голову в «будку» и совершал прогулку на мотоцикле по Бруклину. Видео было записано на три камеры с разным углом зрения, человек, принимавший участие в виртуальной реальности, слышал стереозвук, чувствовал не только вибрацию выбоин на дороге, но и легкий встречный ветерок. Кроме того, была придумана система передачи запахов. К сожалению, в подобной технологии не было никакого взаимодействия человека с VR.

Первые попытки создать портативный шлем виртуальной реальности были предприняты американским ученым и пионером Интернета Айвеном Сазерлендом. В 1967 году ученый описал и сконструировал шлем, изображение на который генерировалось при помощи компьютера. Но поскольку конструкция была громоздкой, устройство приходилось подвешивать к потолку, поэтому аппарат еще называли «Дамоклов меч».


Спустя 10 лет в Массачусетском технологическом институте создали проект «Кинокарта Аспена» (The Aspen Movie Map) – симулятор прогулки по городу Аспен (Колорадо). Именно TAMM считается первой реализацией «настоящей» VR. Кстати, термин «виртуальная реальность» появился значительно позже – в 1989 году благодаря Дарому Ланьеру, ученому в области визуальных данных.


В 80-е и частично в 90-е годы тема виртуальной реальности и киберпространства (в 1984 году термин ввел Уильям Гибсон в романе «Нейромантик») была достаточно популярна. Писали книги, создавали игры, снимали фильмы. Наиболее запоминающееся кино моего детства - «Газонокосильщик» (The Lawnmower Man): ученый ставит эксперименты над людьми с использованием компьютерных технологий; при помощи виртуальной реальности экспериментатор развивает умственные возможности больного паренька. Дальше «спойлерить» не стану, вдруг вы захотите посмотреть.

Как мне кажется, наибольшую популярность VR получила в наши дни. В общем, это и немудрено: компьютеры стали мощнее, датчики более точными, а экраны – миниатюрнее и с высоким разрешением. Последние пару лет практически все производители решили показать свои технологии в сфере виртуальной реальности: у Samsung появился шлем Gear VR, у Facebook теперь есть Oculus Rift, китайский гигант Xiaomi также показал Mi VR, компания Sony продемонстрировала PlayStation VR. Однако все они не в полной мере погружают человека в мир виртуальной реальности, то есть ты не можешь, находясь в VR, физически перемещаться в пространстве и взаимодействовать с предметами одновременно.

В начале этого года на ежегодной выставке MWC компания HTC совместно с легендарной Valve, откровенно говоря, неожиданно представала свой шлем под названием Vive. Суть устройства аналогична конкурентным решениям, однако с HTC Vive можно перемещаться в виртуальном пространстве, то есть физически «прогуливаться» по комнате, при этом совершая те же движения в VR.

Зимой я ездил на демонстрацию Vive и затем поделился своим впечатлением. На тот момент устройство находилось на стадии разработки. И поскольку гаджет оказался непростым в реализации (тонны проводов, сложная система установки), то я не был уверен, что HTC Vive в ближайшее время появится в продаже. Однако ошибся: не так давно шлем поступил в магазины, и цена составила 70 000 рублей.

Комплект поставки

Устройство поставляется в большой черной коробке (примерно 60х40х20 см) с надписью «Vive» и изображением шлема. Внутри вы найдете:


Получается внушительный такой комплект с проводами и разными адаптерами.



Внешний вид

Поскольку я знаю, как выглядит некоммерческий образец, то могу сказать, что разработчики проделали неплохую работу над эргономикой дизайна, а также его эстетикой (датчики закрыли, провода аккуратно собрали в косичку, они стали тоньше).


На лицевой стороне расположена камера (позволяет добавлять элементы реальности в визуальный мир), справа внизу – регулировка расстояния между окулярами (IPD). Справа и слева находятся держатели, потянув за которые, можно выставить оптимальное расстояние от глаз до объектива. Слева – кнопка шлема и индикатор готовности. Возле рта – микрофон.

Сверху проходят четыре кабеля, три из которых подключаются к ПК. Один служит для вывода звука 3.5 мм.







Контроллеры также изменились в лучшую сторону: до этого они были угловатыми, а кнопки смотрелись, как «привет из 90-х». Теперь каждый контроллер имеет плавные очертания, верхняя часть круглая, сенсорная зона под большим пальцем приятная на ощупь, имеет механическое нажатие сверху-снизу, слева-справа. Под ним – кнопка запуска меню Steam в режиме VR, сверху – кнопка для выбора различных функций. Под указательным пальцем – курок, еще есть две кнопки слева и справа на рукоятке. Стики достаточно легкие, управлять ими интересно, но не всегда безопасно: в некоторых играх они могут случайно вылететь из рук (при резких взмахах), поэтому предусмотрены ремешки.

В стики встроили вибромоторчики. Они срабатывают в разные моменты: когда натыкаетесь на виртуальные предметы, когда взаимодействуете с ними, когда происходит перезарядка оружия и так далее. Все это еще больше погружает в VR.















Техническая сторона вопроса

Необходимо отметить, что для работы HTC Vive потребуется мощный ПК на Windows. Под мощным ПК я подразумеваю в его составе видеокарту не ниже GTX980, а лучше круче, что-то типа 1070 или 1080, поскольку качество графики и частота кадров будут напрямую зависеть от карты. А ниже привожу официальные минимальные требования:

  • Графический процессор: NVIDIA GeForce GTX 970, AMD Radeon R9 290 или лучше
  • Процессор: Intel i5-4590/AMD FX 8350 или лучше
  • Оперативная память: не менее 4 ГБ
  • Видеовыход: HDMI 1.4 или DisplayPort 1.2 или лучше
  • Порт USB: 1 x USB 2.0 порт или более скоростной
  • Операционная система: Windows 7 SP1, Windows 8.1 или выше, Windows 10

Для обзора мой ПК и iMac не подошли, поэтому попросил такой компьютер, чтобы уж точно отсечь возможность «лагов»: красивый, компактный и мощный MSI VORTEX G65VR.

  • Intel Core-i7 6700K
  • SLI Nvidia GeForce GTX 1070
  • 64 ГБ ОЗУ

Достаточно серьезная игровая машина.

Сам шлем выглядит, как большинство подобных устройств. На его корпусе расположены сенсоры (32), которые равномерно распределены по всей поверхности, в том числе на боках, на нижней и верхней гранях. Угол обзора – 110 градусов.

У аппарата есть две линзы, фокусирующиеся на двух экранах с разрешением каждого 1200х1080 пикселей. Матрица линз – Amoled. Вероятно, использовали именно эту матрицу, чтобы черный цвет был черным, однако, как вы знаете, Amoled «славится» определенным строением пикселей – Pentile. Это строение, к сожалению, очень заметно, поэтому разрешение визуально становится меньше, чем 1200х1080. Низкое разрешение – основной недостаток HTC Vive. Однако для повышения разрешения необходимы не только новые дисплеи, но и производительная видеокарта, которая позволила бы выдавать 4К для каждого глаза выше 90 кадров в секунду. Идеальная ситуация, когда каждый экран получает разрешение не менее FullHD, а лучше больше.

Здесь же стоит сказать о времени работы стиков. Мне хватало их на 4-5 часов. С одной стороны, немного, с другой – более 5 часов играть сложно, поскольку устают не только глаза, но и все тело в целом, так как приходится физически перемещаться по выделенному пространству. Заряжаются стики около 2-3-х часов – необходимый минимум времени для восстановления организма. Все остальное питается от сетевых адаптеров.

Станции позиционирования синхронизируются беспроводным способом, их нужно только включить в розетку. Проводное соединение может потребоваться лишь в специальных случаях.

Установка и настройка

Для начала вам потребуется выбрать место, где вы будете играть. Лучше всего выделить не менее 2.5x3.5 метра пустого пространства. На всякий случай убрать бьющиеся предметы, желательно закрыть зеркала и отключить яркие источники света.

Использовал описанный выше компьютер MSI Vortex, подключил его к монитору моего ПК. Инсталлировал ПО и Steam . Далее собрал все необходимые элементы:

  1. Поскольку у меня есть система освещения для съемки видео, то стойки от нее я использовал в качестве штативов для базовых станций. Благо у них есть стандартное крепление сзади и снизу. Расположил стойки в противоположных углах комнаты и выставил высоту около 2-х метров. Так как базовые станции должны подключаться к блоку питания, то заранее продумайте, куда будете подключать адаптеры (в моем случае розеток не хватило, пришлось чуть ли не всю комнату увешать удлинителями). Установил БС так, чтобы они смотрели друг на друга. С обратной стороны БС есть кнопка переключения каналов: на одной базе должно быть значение А, на другой – B.




  1. Подключил шлем к LinkBox, а уже эту коробочку к ПК. Подсоединил сетевой адаптер к LinkBox.
  2. Когда все собрал, и ПО определило все необходимые драйверы, то запустил Run Room Setup
  1. Можно выбрать большую либо маленькую комнату. Настроить одну из них – ниже скриншоты. Будьте внимательны при калибровке пола, иначе в VR вы будете находиться либо выше, либо ниже в пространстве. При настройке пространства необязательно обводить только то место, где у вас нет предметов, например, у меня стоял диван, и я включил его пространство в VR, поскольку он находится ниже, а в виртуальной реальности, как правило, задействуется пространство по прямой. У меня вышло 2.7x1.9 метра (для игр освобождал больше места, для теста этого делать смысла не было).









  1. Запускаете Steam, выбираете Магазин - Игры - Виртуальная реальность, оставляете в поиске HTC Vive и инсталлируете игры.


Игры, впечатления

На данный момент в Steam примерно 800 игр, заточенных именно под VR. Конечно, как и всегда, не все они интересные и оригинальные, особенно бесплатные, но выбрать себе можно точно. Минимальная стоимость игрушек – 59 рублей, максимальная – 1 300 рублей. В среднем они продаются за 300-600 рублей.

Так как я уже пользовался HTC Vive в демозоне в начале года, то представлял себе, что увижу в VR. Для демонстрации руководство HTC инсталлировали несколько игр на свой вкус. Позже уже я сам ставил игры, правда, бесплатные:)

Многие игры отображаются на ПК, то есть окружающие могут видеть происходящее у вас в виртуальном мире. Единственное, отображается это все по-разному: где-то как вертикальное видео, где-то как широкоформатное. Полную картину зрители не видят. Один из важных моментов – обязательно используйте гарнитуру! Первый запуск HTC Vive у меня был без наушников, и, откровенно говоря, особенного эффекта я не почувствовал. Второй «заход» уже был в «ушах». Вот тогда-то я 100% погрузился в атмосферу VR.

Одна из немногих несложных игр – Audioshield. Задача очень простая: под музыку, которую выбираете вы сами, необходимо как бы отбивать щитами энергетические шары разных размеров и цветов. Вроде бы все просто, но крайне увлекательно. Чем быстрее темп в музыке, тем больше шаров в игре и тем больше приходиться двигаться, чтобы их отбивать.

В данном случае вы получаете огромное удовольствие от того, что картинка очень реалистичная, а темп иной раз в игре высокий. Кроме того, стики вибрируют, если в них попадают шары. Для компании друзей игрока в самый раз!

Игра The Brookhaven Experiment. Здесь необходимо отстреливать зомби. У вас есть пистолет и фонарик. Игра интересная с точки зрения атмосферы, но неоригинальная, поскольку все происходит в темноте, а хочется разглядывать каждую травинку.




Все игры описывать не стану – в них надо играть в VR самим, а не читать.

Наибольшее впечатление произвела программа The Lab. Здесь вам дается возможность узнать, на что способен HTC Vive с точки зрения взаимодействия с объектами в виртуальном мире, понять работу в режиме VR.










Вы попадаете в лабораторию, где по полу бегает электронная собачка. С ней можно играть: берете любой предмет (зажать курок на стике) и кидаете в сторону (в основном там уже лежат палочки). Собачка принесет обратно.

На виртуальном столе нашел пульт управления дроном и сам летательный аппарат. Как оказалось, его можно запустить и управлять им. Прикольно и необычно.

Самое эффектное демо, которое, уверяю, не оставит никого равнодушным, - горы. Ты попадаешь в потрясающе живописное место в горах (реалистичное настолько, что сложно отличить от настоящего мира). Ощущения захватывающие, но перемещение, к сожалению, происходит только по определенным точкам. Именно с этого демо начинал показ возможностей HTC Vive своим родным и друзьям.

Например, папе VR очень понравился: он с удовольствием исследовал различные уголки подводного мира игры The Blu, отмахивался от дракона в одной из комнат The Lab, а в демке Senza Peso даже у меня шли мурашки по телу, когда я наблюдал по монитору, как он перемещается на лодке по реке мистического подземного мира, возможно, олицетворяющего собой ад Данте.

Мама не выдерживала и нескольких минут в «Горах» демо The Lab: хваталась за меня, закрывала глаза стиками и периодически взвизгивала от ужаса, оказываясь на скалах перед «пропастью». В «Зомби» совсем не смогла играть из-за страшных звуков и персонажей, соответствующих названию игры.

Супруге понравилась программа создания галактик, Земли и других планет (Universe Sandbox). Отличная физика и графика, интересные эффекты.

Я просмотрел более 25 игр. Большинство из них были бесплатные, поэтому сюжет и графика порой оставляли желать лучшего. Однако для себя выделил несколько приложений: The Lab – первое, что надо ставить на VR; конечно же Serious Sam – легендарная игрушка; Invasion - прикольный мультик (насколько я знаю, он есть и на Sony VR); PresenZ – демонстрация суперреалистичной статичной графики (я даже не уверен, что это графика, вероятно, так снято на камеры); Quanero – необычное приложение демонстрации небольшого ролика с возможностью перемотки происходящего вперед или назад (можете подходить к героям, рассматривать их).




Короче говоря, погружение в VR практически полное. Интересно наблюдать за знакомыми со стороны, когда они пытаются в той своей реальности что-то куда-то забросить, или когда на коленках ползают и тыкают в разные предметы в поисках чего-то, или когда в страхе отмахиваются стиками, возможно, от летящих пуль, стрел, а может, от нападающих «зомбаков».

После пары часов игры меня несколько раз подташнивало, часто после VR окружающее пространство выглядело нереальным, например, монитор ПК казался меню выбора в VR, объекты чересчур объемными и так далее. Поэтому будьте благоразумны, не увлекайтесь этим «погружением» надолго.

  1. Определяйте зону для игры как можно больше, но только так, чтобы она не выходила за пределы базовых станций. Дело в том, что если за них выйти, то, скорее всего, собьется ориентир, и вы окажетесь где-нибудь на полу, или стики будут где-то сзади.
  2. Устанавливайте базовые станции там, где их никто не собьет и они будут устойчиво сканировать пространство. А что будет, если «я ваш БС шатал»?)). Пространство вокруг вас начнет качаться.
  3. Постарайтесь убрать из зоны игры наблюдающих, иначе они могут помешать позиционированию.
  4. Закрепите стики на руках при помощи шнуров. Вероятность того, что вы в какой-то момент запустите стики в телевизор или окно, довольно высока.
  5. Достаточно часто сложно было выйти из игр, они подвисали, приходилось перезаряжать систему Steam и Steam VR.
  6. В целом, связка Steam и Steam VR работала не совсем стабильно.

Заключение

Да, устройство не для всех. При цене 70 000 рублей многим Vive может показаться вещью в себе, так как для получения эффекта VR желательно иметь не только большое пустое пространство для игр, но и неслабый компьютер. Кроме того, из-за кучи проводов и сетевых адаптеров необходимо заранее продумывать размещение базовых станций и ПК. Игр, конечно, масса, но многие из них, мягко говоря, странные и интерес вызывают разве что первые минут 10-20.

Несмотря на все вышесказанное, я считаю, что на данный момент HTC Vive – это лучшее средство для погружения в виртуальную реальность с возможностью взаимодействия с предметами и перемещения внутри VR-мира. Если вы когда-либо пользовались очками типа Gear VR by Samsung, то уверяю вас – это ни о чем по сравнению с HTC Vive. Описывать ощущения словами сложно – надо пробовать. Если у вас будет возможность, то обязательно сделайте это – получите новый опыт, который может изменить ваше представление о некоторых вещах в вашей жизни.

Виртуальная реальность – это когда целая комната вдруг оживает на Ваших глазах, превращаясь в иной магический мир. И сегодня погрузится в этот мир с головой можно с помощью систем виртуальной реальности, например, такой как HTC Vive.

Виртуальная реальность HTC Vive — Отзывы

Подобно Oculus Rift — самой известной системе виртуальной реальности — HTC Vive работает на высокопроизводительных игровых ПК. Она соединяется с компьютером с помощью длинных кабелей. Кроме гарнитуры виртуальной реальности, система Vive также оснащена специальными устройствами, которые крепятся на руками и на ноги. Пара контроллеров движения и два светоизлучающих блока переносят Вас из реального пространства в виртуальное.

В виртуальную реальность попадаете не только Вы, но и часть Вашего дома.

Что предлагает HTC Vive чего нет в Oculus Rift

Эти две системы очень похожи. Недостатком является то, что для обеспечения работы Вам понадобится большой, довольно мощный ПК с Windows, к которому система должна быть подключена с помощью проводов.

В Vive была добавлена возможность, находясь в виртуальной реальности, использовать не только свои глаза и голову, но также руки и тело.

HTC Vive предлагает комплексную гарнитуру для отслеживания движения, два беспроводных контроллера движения и две маленькие, жужжащие, лазерные светоизлучающие коробочки, которые сканируют комнату, создавая в рамках вашего движения пространство виртуальной игры. Плюс, наушники, крепежные скобки для лазерных коробочек, адаптеры питания, а также большое количество проводов.

Oculus Rift стоит меньше, но и поставляется только с гарнитурой, одним датчиком движения, пультом дистанционного управления и игровым контроллером Xbox One. Компания Oculus разработала свои собственные контроллеры движения, получившие название Oculus Touch, но в продаже они появятся только в следующем году, и пока не известно по какой цене.

Система Vive представляет собой результат сотрудничества между компанией электроники HTC и PC игр, издающей программное обеспечение Valve. Именно поэтому Valve предлагает своим пользователям на старте приличную горсть SteamVR игр, многие из которых ещё не доступны на других системах (но будут доступны в этом году). Кроме того, Vive поставляется с несколькими бесплатными играми, причем отличными: Job Simulator, The Lab и Fantastic Contraption.

Подготовка к работе

По своим возможностям эта система не имеет себе равных. Она подарит Вам самые лучшие впечатления от виртуальной реальности, по крайней мере на сегодняшний день.

В HTC Vive много приспособлений

При тестировании я подключил Vive к солидному ноутбуку Clevo под управлением видеокарты, рассчитанной на уровень настольного компьютера. И тут же почувствовал себя как киберпанк из романа 90-х годов.

Гарнитура Vive огромная и выпуклая, она напоминает по очертанием голову паука. Её легко можно надеть на обычные очки. На голове удерживается с помощью толстых ремней и липучек. От гарнитуры вдоль спины спускаются провода: толстый трос из трех шнуров, которые подключаются к коробочке. Разъем для наушников свисает сзади, и к нему Вы можете подключить или свои собственные наушники, или использовать те, которые идут в комплекте. Трос системы Vive имеет длину около 15 футов (4,5 метра), благодаря чему Вы можете свободно блуждать в ней по комнате.

В системе HTC Vive очень хорошие джойстики-контроллеры, хотя и немного странной формы: кольцевой диск из пластика, переходящий в рукоятку, на которой расположены несколько кнопок спереди и сбоку, триггеры и большой вогнутый интерактивный диск, который похож на огромный трекпад. В контроллерах есть тактильная вибрация и аккумуляторные батареи.

При сжимании палочек и нажатии на спусковые крючки, возникает ощущение, что Вы хватаете вещи и поднимаете их. Во время игры, в системе VR Вы не видите контроллеры, поскольку они превращаются в другие вещи. Так, в приложениях для рисования, таких как Google, Tilt Brush, они превращаются в крутящуюся палитру и кисти. В игре Job Simulator, они становятся бестелесными мультяшными белыми рукам в перчатках. Во многих других играх, они становятся оружием.

Хитрым трюком Vive – это пространственное распознавание магии, которое происходит посредствам двух световых коробочек, которые подключаются к розетке, но не к вашему компьютеру. Они излучают свет, чтобы помочь правильно расположить голову, руки и ноги.

Масштабная комната VR и клетка в реальности

Систему Vive можно использовать не только стоя неподвижно или сидя, как Oculus Rift, но и двигаясь, благодаря масштабной комнате VR. Кстати, «масштабируема комната VR» основная причина из-за которой Вы захотите купить HTC Vive. Но для того чтобы воспользоваться данной опцией, Вам понадобится по крайней мере 6,5 на 5 футов (2 на 1,5 метра) свободного пространства, а расстояние между световыми коробочками должно составлять 16 футов (4,9 метра) по диагонали, причем они должны быть установлены в пределах прямой видимости друг от друга, предпочтительно высоко в воздухе.

Инструкция по установке Vive относительно проста. Вам нужно скачать программное обеспечение, откалибровать пол и подключить световые коробы и гарнитуру. На все эти манипуляции уйдет около получаса.

После того, как Vive отсканирует комнату, нужно надеть гарнитуру, и следовать указаниям Valve инструкций. Ощущения необычные… Пол под ногами растекается, а Vive контроллеры парят в воздухе.

Плавающий вокруг вас роботизированный глаз говорит, какие кнопки нужно нажимать на контроллерах, чтобы управлять объектами в виртуальной реальности. Когда перемещаясь по виртуальному миру, перед Вами возникает сетка, светящаяся синими линиями, это значит, что Вы достигли края вашего (реального) мира. Это может быть стена, шкаф или любой другой объект, находящийся в комнате.

Каждый шаг, который Вы делаете в реальном мире, становится шагом в виртуальном. Поэтому чем больше Ваша виртуальная комната, тем лучше. В реальном мире может казаться, что места много, но в VR возникает ощущение, что клетка реальности ограничивает свободу.

Chaperone: Ваше всевидящее око

Блуждание по комнатам в непрозрачной гарнитуре, ослепляющей в реальном мире, заставляет Вас нервничать? В шлеме HTC Vive есть камера, которая помогает видеть, и она активируется каждый раз, когда Вы оказываетесь рядом с границей виртуальной комнаты. Неожиданно перед глазами появляются очертание мебели, рук и ног, как в рентгеновском излучении, в виде «тепловой карты».

Но Vive не чувствует мебель, домашних животных или детей, которые могут оказаться на Вашем пути. Но, если Вы выключите Chaperone, то словно прозреете, поэтому данная функция единственная возможность следить за реальным миром.

Глюки в матрице

Периодически из-за первоначально неправильно отрегулированных настроек, контролеры ускользают из поля зрения системы. Так, если один из беспроводных контроллеров или один из двух световых коробов выпадет из диапазона датчика, виртуальный мир в играх смещается, в результате может казаться, что пол у Вас над головой, а небо под ногами. Чтобы исправить это, придется перезапустить систему заново.

Энтузиазм HTC Vive, и то, что впереди

Во время тестирования системы, было опробовано более 100 игры для Vive. Некоторые работали просто потрясающе, например, ультрареалистичная игра Cloudlands VR Minigolf. Другие, такие как TheBlu, напоминали расширенные демо версии игр. В одни играть было удобно, в другие, нет. Ряд из них, например, SteamVR, не работали с включенными контроллерами устройства: для их запуска требовались игровой контроллер Xbox One или мышь и клавиатура.

Вот что действительно интересно, так это поход в магазин приложений Valve для VR. В нем, в отличие от Oculus, Вы найдете не только специализированное аппаратное обеспечение для Vive.

Больше всего Вы найдете, конечно же, игр, но кроме них есть ещё полномасштабные приложения рисования (Tilt Brush) и лепки (SculptrVR). Кроме того, интерактивный документальный фильм об Apollo 11.

Итог

Вы быстро привыкните к настройке VR, а также к её оборудованию. Вы точно полюбите эту систему. Правда, возможно, не захотите вкладывать деньги во всё это оборудование прямо сейчас. Это вполне понятно, учитывая цену, а также то, что оказаться в виртуальной реальности можно используя более дешевые Google Cardboard и Samsung Gear VR, работающие на смартфонах.

Но система HTC Vive это совершенно иной уровень. Это предмет научной фантастики; чистая магия. Магия с продолжением. Данная технология будет продолжать развиваться, станет со временем беспроводной и легкой. Vive конечно не единственная подобная система на рынке, но на сегодняшний день, она Ваш лучший билет в виртуальный мир. Она предлагает контроллеры движения и всю систему слежения за комнатой в комплекте, но систему нельзя назвать компактной, для создание клетки реальности нужно пространство.

Если Вас не смущает громоздкость, большое количество проводов и деталей для синхронизации, и конечно же, цена 800 $, то Вам непременно стоит купить HTC Vive.

Система виртуальной реальности HTC Vive – видео обзор

Если вы нашли ошибку, не работает видео, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Обзор HTC Vive | Первое знакомство в Барселоне

Один из авторов нашего американского офиса канадец Алекс Дэвис (Alex Davies) делится своими личными эмоциональными впечатлениями от работы со шлемом виртуальной реальности, который он считает одним из лучших идеологических воплощений.


Недавно мне удалось испытать на себе шлем виртуальной реальности HTC Vive от HTC и Valve. Я плакал. Улыбался. Смеялся. Это было одним из самых удивительных событий в моей жизни. В Барселоне на выставке Mobile World Congress я тоже был в первый раз, и, хотя это, безусловно, удивительный город, к сожалению (или нет) в моей памяти за эту неделю, остались только впечатления от виртуальной реальности. Настолько они оказались сильны.

До HTC Vive я никогда не испытывал ощущения истинной виртуальной реальности. У меня есть опыт работы со шлемом Gear VR, но полного погружения он не дает. У меня также была возможность опробовать Oculus Rift DK1, Dk2 и Crescent Bay, но в связи с некоторыми обстоятельствами и нежеланием портить свои впечатления от работы с достаточно сырым продуктом, я от нее отказался.

Если Gear VR не давал полного погружения в виртуальную реальность, то HTC Vive окунул в нее с головой. Естественно во время ознакомления меня интересовали не только ощущения, но и технологии, которые применяются в этом устройстве.

Обзор HTC Vive | Оборудование и настройка

Для демонстрации возможностей шлема меня проводили в специальную комнату, где располагалось оборудование и обстановка, необходимая для использования HTC Vive . Фотокамеры в этом помещении использовать запрещалось, единственное, что можно было фотографировать, это сам шлем, который вы собственно и видите на фотографиях.

Шлем-гарнитура подключается к игровому ПК. По словам представителей, в нем установлена только одна видеокарта, какая именно не уточнялось, но, скорее всего, GTX980 или R9 290X. К сожалению, одним из недостатков прототипа HTC Vive является большое количество проводов, подключаемых к ПК. На фотографии ниже видно, что прототип HTC Vive подключается через HDMI, USB 2.0 и USB 3.0. Мне сказали, что будущие версии HTC Vive будут подключаться посредством одного кабеля, но мы не уверены, относится это к версии для разработчиков или только к полноценной розничной версии. Чтобы не запутаться в проводах, я надел специальный ремень на талию. Во время демонстрации провода несколько раз оказывались у меня на пути, но сотрудник, запускавший демонстрацию, убирал их с дороги.

Кроме шлема HTC Vive в противоположных углах комнаты были установлены две базы с лазерными "маяками". Как и другие компоненты, эти "маяки" являются прототипами, и к моменту появления розничной версии HTC Vive они должны уменьшиться в размерах. Для отслеживания положения пользователя в помещении эти станции следят за 25-ю датчикам на шлеме. Кроме того в шлем интегрированы другие датчики, например акселерометры, которые предоставляют дополнительные данные о позиционировании и движениях пользователя.

Особое внимание на стенде HTC Vive уделялось контроллерам SteamVR. В отличие от Oculus Rift, который не предлагает специальных элементов управления, контролеры для HTC Vive являются неотъемлемой частью и важным инструментом для погружения в виртуальную реальность. Они напоминают контроллеры Nintendo Wii, но сверху у них имеются блоки с массивами датчиков, которые отслеживаются с помощью тех же лазерных "маяков", высчитывающих положение самой гарнитуры. Контроллеры, которые я использовал во время демонстрации, являлись довольно грубыми прототипами того, что было показано на GDC (к сожалению, мы их не сфотографировали).

Контроллеры оснащаются нажимным круглым трекпадом под большим пальцем, триггером для указательного пальца и кнопками по обе стороны рукояток. Эти кнопки активируются сжатием, хотя в моем демонстрационном сеансе мне их использовать не пришлось. Контроллеры обеспечивают тонкую тактильную обратную связь. В них используются передовые технологии обратной связи геймпада Steam Controller – моторчики, которые могут имитировать различные направленные усилия, а не только вибрировать. Как уже упоминалось выше, они подключаются проводами к шлему, который затем подключается проводами к ПК. Но представители на выставке сказали, что финальная версия HTC Vive будет иметь беспроводные контроллеры.

Станции следят за датчиками на гарнитуре и контроллерах и определяют не только положение головы в пространстве, но и положение ваших рук и тела. Вы можете свободно передвигаться по помещению. Valve и HTC называют это "виртуальной реальностью на 360 градусов". Демонстрация на выставке ограничивалась помещением 4,5 на 4,5 метров. На первый взгляд это немного, но в мире виртуальной реальности пространство кажется огромным.

После выставки MWC, Valve пояснила, что HTC Vive не ограничивается размерами 4,5 х 4,5 м, напротив, система гибкая и ее можно настроить под помещения разной площади.

Когда вы находитесь в виртуальном пространстве, HTC Vive показывает края физической игровой области, так что вы не врежетесь в стену, когда будете ходить по комнате. Это делается с помощью наложения светящейся сетки, очерчивающей границы области. Она ненавязчиво напоминает вам об ограничениях, но не мешает погружению в виртуальный мир.

Сама гарнитура напоминает маску для плавания с тремя растягивающимися ремнями. Поскольку из других VR-гарнитур я ранее работал только Gear VR, судить об уровне удобства и сравнивать HTC Vive его с другими решениями я не могу. Тем не менее, никакого дискомфорта во время использования не ощущалось. Шлем показался довольно легким, и я быстро к нему привык.

В шлеме на изображение вы смотрите через две линзы Френеля , которые имеют большую светосилу и короткое фокусное расстояние, а места занимают намного меньше, чем традиционные линзы. Это важно для достижения максимально возможной компактности гарнитуры. На лицевой стороне шлема есть два элемента, похожих на камеры. На демонстрации нам сказали, что потенциально они могут добавлять элементы реального мира в мир виртуальный. Этот эффект должен усилить чувство погружения.

Демонстрационный комплект завершают накладные наушники. Это не интегрированный компонент, а стандартные наушники, которые подключаются в гнездо для наушников на шлеме HTC Vive . Пока у нас нет информации о том, будут ли наушники в финальной версии шлема интегрированными. Также пока ничего не известно о поддержке объемного направленного звучания.

В HTC Vive установлены два экрана (по одному экрану с разрешением 1080 х 1200 пикселей на каждый глаз, совокупное разрешение 2160 х 1200 точек) с частотой обновления 90 Гц. Это означает, что ПК должен поддерживать постоянную частоту 90 кадров в секунду. Хотя последний фактор от HTC Vive не зависит, можете быть уверены, что минимальные аппаратные требования, рекомендованные Valve и HTC для поддержки такой частоты кадров во всех играх SteamVR, будут достаточно высокими.

Хотя Valve и HTC не раскрывают информацию о поле зрения в шлеме HTC Vive , по моему мнению, в горизонтальном плане оно эквивалентно Oculus Rift и Sony Morpheus. Тем не менее, явным отличием HTC Vive от других решений является растягивание экрана по вертикали, а не по горизонтали, то есть портретная ориентация дисплея.

Впервые надев HTC Vive , был заметен эффект "обзора через окно", и я боялся, что он повлияет на мои ощущения от шлема. Но как только началась демонстрация, другие преимущества HTC Vive , такие как отслеживание положения рук и тела полностью перекрыли отсутствие периферического зрения и проблемы с разрешением. Ощущение присутствия и уровень погружения в шлеме HTC Vive настолько велики, что они затмевают любые технические недостатки, присущие прототипу.

Заявление Гейба Нюэла о том, что в шлеме HTC Vive укачивать никого не будет, скорее всего, оправданы. Благодаря частоте обновления 90 Гц и невероятно точному отслеживанию движений, я абсолютно не чувствовал тошноты во время демонстрации, хотя я из тех людей, которых часто укачивает в реальной жизни.

И пусть VR-гарнитура уже обладает довольно хорошими техническими характеристиками, до выпуска финальной потребительской версии у HTC и Valve еще есть время на усовершенствование аппаратной составляющей HTC Vive . Иными словами, есть шанс, что мы увидим улучшенные характеристики, например, более высокое разрешение экрана и увеличенное поле зрения.

Обзор HTC Vive | Демонстрации

Перейдем к тому, что вы больше всего хотите услышать: описание самих демонстраций виртуальной реальности, которые я испытал на себе. Всего было семь демонстраций (если считать короткие обучающие отрывки), но я расскажу только о четырех самых впечатляющих.

Перед полным погружением в виртуальный мир с помощью HTC Vive , было несколько коротких обучающих уроков. С их помощью я сориентировался, как использовать контроллеры SteamVR и как передвигаться в помещении размером 4,5 х 4,5 метров. Следует отметить, что графически ваши руки представлены в виртуальном пространстве, либо как вариации манипуляторов, либо как настоящие руки (в одной из демонстраций).

Самое удивительное, что обучение управлению в HTC Vive проходит очень быстро, по крайней мере, для меня. Я акклиматизировался всего за несколько секунд и быстро понял, как взаимодействовать с предметами и перемещаться в пространстве. Также быстро я сориентировался с ограничениями помещения. Любое движение рук и тела точно передавалось в виртуальное пространство и казалось вполне естественным, несмотря на все участвующие в процессе технологии. Это говорит о том, насколько хорошо в HTC Vive подобраны разнообразные компоненты.

Обзор HTC Vive | Исследуем морские глубины

В этой демонстрации вы оказываетесь на палубе затонувшего корабля. Сначала возникает диссонанс по отношению к тому, как можно дышать, находясь под водой. Хотя это ощущение постепенно рассеивается, видимое отображение комплекта снаряжения для подводного плавания добавило бы реализма. Ваш внешний вид при использовании HTC Vive итак подстать ему, так почему бы не добавить некоторые звуковые и визуальные эффекты для усиления иллюзии?

Несмотря на это, вы все равно оказываетесь во внушающем трепет виртуальном подводном мире. Мимо вас плавают рыбы. Тех, что поменьше, можно потрогать рукой, отчего они быстро расплываются в разные стороны. Реалистичность изображения в этой демонстрации (TheBluVR: Encounter VR demo от WEVR) на очень высоком уровне, почти фотографическом (посмотрите на скриншот ниже).

Есть возможность передвигаться по палубе, размеры которой ограничены размерами помещения (в моем случае 4,5 х 4,5 м), но каких-либо ограничений в пространстве не чувствуется. Доступная для движения область в контексте этой демонстрации имеет логику. Я подошел к перилам судна и посмотрел вниз, в глубину и увидел на дне разбившийся самолет. Затем я повернулся и пошел обратно по палубе, пока не достиг какого-то сломанного механизма, который блокировал путь дальше, это и был край игрового пространства.

Посмотрев вниз, я не обнаружил своих ног (или ласт). Этот факт вызвал чувство недоверия к происходящему. Но чтобы точно показать ваше тело, когда вы смотрите вниз, HTC Vive придется каким-то образом отслеживать ваши ноги, чтобы они появились в цифровом пространстве именно там, где они есть на самом деле. Возможно, камера на передней панели HTC Vive может помочь добиться данного эффекта.

Был момент, когда представитель HTC посоветовал мне обернуться, чтобы не пропустить изюминку данной демонстрации. Я обернулся и вдруг обнаружил огромного кита, проплывающего очень близко. Пока он плыл мимо меня, я не мог оторваться от его большого, реалистичного глаза. Именно в этот момент я полностью поверил в происходящее. Честно говоря, казалось, будто я смотрел на живое существо, смотрящее прямо на меня, и было немного страшновато.

Когда кит проплывал мимо один из его плавников прошел прямо над моей головой, и я инстинктивно пригнулся. А когда он уже почти уплыл, на прощание он махнул своим гигантским хвостом, что заставило меня отпрыгнуть назад. Самое интересное, что именно этот момент заставил меня смеяться от радости и восхищения. К концу демонстрации я уже полностью поверил в реальность этого действа. Но это была лишь малая часть того, что мне предстояло увидеть.

Систему виртуальной реальности HTC Vive я приобрел 2,5 месяца назад, поэтому успел её протестировать при повседневном использовании, когда проходил первоначальная эйфория от покупки и можно объективней оценить достоинства и недостатки.

На данный момент основная конкуренция идет между устройством Oculus Rift и HTC Vive. Я выбрал последний, т. к., в отличии от Окулуса, Vive позволяет использовать шлем не только сидя, но и стоя, передвигаясь по игровой зоне у себя дома. И по отзывам у его гораздо лучше реализовано отслеживание позиционирования (и у меня действительно никаких нареканий к тому, насколько точно совпадает положение моей головы и рук в реальности в в виртуальности). Не последнюю роль сыграло и то, что HTC Vive можно купить в России официально, а при покупке в Онлайнтрейд доставка до моего города и квартиры обошлась мне совсем недорого, по сравнению с официальным сайтом.

Немного спецификаций :

  • Amoled дисплей с разрешением 2160x1200 (1080 x 1200 для каждого глаза)
  • частота обновления 90 Гц (т. е. 90 кадров в секунду, если ваш компьютер достаточно мощный)
  • угол обзора 110°
  • разъем 3.5 мм для подключения наушников
Помимо шлема в комплект поставки входят :
  • 2 базовые станции (они отслеживают положение шлема и контроллеров в пространстве)
  • 2 беспроводных контроллера (аккумулятор емкостью 960 мАч)
  • Коммуникационный модуль
  • Наушники (маленькие, вставные, которые можно заменить на свои, если не понравятся)
  • Куча проводов, зарядок, креплений, шнурков и даже саморезы.

Все это пришло в коробке 58×38×26 весом 6,5 кг. Упаковано все отлично, много защитного поролона, свободных пространств внутри коробки нет. К сожалению, обзор я решил написать недавно, поэтому фотографий процесса распаковки не будет.


Процесс установки

Подключается всё достаточно просто, но повозиться придётся. Сначала необходимо выбрать подходящее место в комнате: минимум 1,5×2 м, максимум - пространство с диагональю 5 м (у меня получилось выделить 2×4 м. После подключения шлема и первоначальной настройки границы игровой зоны будут видны в виде решетки из квадратов, причем плотность решетки и цвет можно задать, впрочем иногда все равно её не замечаешь и то в стену врезаешься, то по этой стене контроллером ударяешь).

Далее необходимо каким-нибудь образом закрепить базовые станции в противоположных углах пространства на высоте от 2 м - удобней и надежней всего это сделать с использованием саморезов и креплений из комплекта поставки, но можно использовать и штативы, лишь бы станции были неподвижны). Станции подключать к компьютеру не нужно, а вот к электрической сети - необходимо. Так что поблизости должны быть розетки, либо необходимы удлинители).


Коммутационный модель подключается к компьютеру (HDMI + USB2) и к сети, а сам шлем, в свою очередь, к коммутационному модулю (в комплекте идут двухсторонний скотч, позволяющий этот модуль куда-нибудь наклеить, я его сверху корпуса закрепил).


Ах да, компьютер тоже должен быть неплохим, особенно графическая карта. Минимальные требования NVIDIA GeForce GTX970 или AMD Radeon R9 290 или выше; процессор Intel Core i5-4590 или AMD FX 8360 или выше; RAM 4 Гб. Однако, у меня процессор чуть похуже (i5-4570), и все работает.

Перейдем, наконец, к самому интересному: к опыту использования.

Шлем : лично для меня он оказался удобным, не давит и не болтается, вес комфортен, внутри немного жарковато, если проводить в виртуальности больше часа. Гости, которым давал пользоваться тоже не жаловались. Расстояние от линз до глаз и между линзами регулируется, причем если отодвинуть линзы на максимум, то можно пользоваться шлемом даже в очках, но тогда появляется опасность, что бы все таки поцарапаете или линзы или в шлеме, или в очках). Крепление регулируется качественными липучками.


Графика : разрешение достаточно высокое, с ощущениями от использования Google cardboard с 5-ти дюймовым смартфоном не сравнить, но если пиксельная сетка всё же видна, ощущение такое, что смотришь сквозь мелкий тюль. Для того, чтобы превратить плоский дисплей в сферический используются линзы Френеля, их ребристость тоже заметна, особенно по краям угла обзора, однако при погружении в игру/программу всё это просто перестаешь замечать.


Задержка между поворотом головы (даже резким) и изображением не замечается (по крайней мере мной). В целом ощущение реальности происходящего достаточно высокое, запускать игры-ужастики я даже пробовать не хочу, а в играх связанных с залезанием на высокие здания, если посмотреть вниз, то действительно есть некоторый страх высоты. Сам я переношу почти всё внутри виртуальности хорошо, спокойно могу находиться в шлеме несколько часов, однако среди гостей, которые пробовали у меня во что-то поиграть, некоторые говорили о легком ощущении головокружения и/или тошноты, особенно в игры связанных с активным передвижениям или полётами.

Контроллеры : в руку легки прекрасно, к управлению привык быстро за исключением боковых кнопок для нажатия на которые нужно сжать контроллер в руки - сделать это быстро довольно сложно, к счастью, разработчики игр тоже это понимают, поэтому это не очень мешает. Пластик используется довольно прочный, несильные удары по стене (а ни разу случайно этого не сделать во время активных игр почти невозможно) выдерживает. Т одного более сильного удара, у меня контроллер все же сломался (сам пластик остался цел, а вот внутри выпал из гнезда один из шлейфов), но в интернете нашелся способ починки без обращения в сервисный центр. В связи с этим обнаружился и основной недостаток системы: комплектующие (тот же контроллер на замену) покупать очень дорого, ремонт тоже дорогой, а поломка от физического воздействия, естественно, гарантией не покрывается. И уберите ценные и хрупкие предметы подальше от вашей игровой зоны (монитор, например).

Игры и приложения : игр для шлема существует уже очень много и постоянно появляются новые. С более серьезными приложениями пока сложнее: есть Google Tilt Brush для рисования, Kodon и Masterpice VR для скульптурной лепки, виртуальная музыкальная студия, несколько программ для подбора мебели и несколько сред для разработки собственных приложений. Но количество пользователей шлемов ВР увеличивается, так что скоро должны и программы новые появиться, я надеюсь. Кроме того можно смотреть 360°/3D фильмы и фото, и выводить в шлем рабочий стол с любым количеством виртуальных мониторов, впрочем текст читаться будет плохо и я на данный момент не вижу возможности использования шлема вместо монитора для работы.

Резюме : я покупкой остался очень доволен, несмотря на довольно высокую цену (особенно если учесть, что компьютер тоже пришлось чуть обновить) и на то, что через год-два наверняка появятся более совершенные устройства (или такие же, но дешевле).

Мы наблюдаем зарождение виртуальной реальности, но HTC Vive уже очень умело демонстрирует, как может выглядеть качественный опыт виртуальной реальности.

На самом деле, HTC уходит далеко вперед относительно предложения большинства конкурентов, и может быть сложно описать опыт виртуальной реальности кому-то ещё, кто не пробовал ВР сам.

Это сродни попытке описать движущиеся кадры видео тому, кто всю свою жизнь видел только фотографии, или описать игру кому-то, кто видел только фильмы.

Невероятно сложно описать HTC Vive кому-то, чей опыт ограничивается дешевыми мобильными гарнитурами виртуальной реальности, как или .

Но самое восхитительное с HTC Vive то, насколько правильно работает гарнитура виртуальной реальности, и как просто она отбрасывает все ваши оговорки в отношении ВР, стоит только надеть Vive.

  • Лучший опыт ВР;
  • Интуитивное управление;
  • Программное обеспечение в содействии Valve;
  • Ценник свыше 50.000 рублей;
  • Необходима высокого класса GPU;
  • Не так комфортна, как Rift;

Виртуальная реальность представляет собой совершенно новую среду и, в связи с этим, есть некоторые проблемы, с которыми сталкиваются все новые пользователи. Скептики будут утверждать, что виртуальная реальность использует не полные версии игры – технически неверное утверждение, но мы его слышим достаточно часто.

Они скажут, что гарнитура (шлем) виртуальной реальности слишком дорогая, в то время как характеристики недостаточно хороши, однако опыт, который вы получаете с HTC Vive не имеет себе равных, как показывает обзор. Очки виртуальной реальности на световые года опережают Google Cardboard и Samsung Gear VR, на километры опережает и полностью подавляет главного конкурента – .

И, как выяснилось, мы не единственные, кто так думает – разработчики согласны. Недавнее исследование из Gamasutra сообщает, что 49% опрошенных компаний, в настоящее время разрабатывают игры для Vive, в то время как около 43% сказали, что работают над играми для Oculus Rift.

В сочетании с соответствующим персональным компьютером – Intel Core i5-4590K и либо GTX 970 от Nvidia, либо AMD R9 390 GPU – HTC Vive открывает ворота в новую среду, которая в настоящее время опирается на короткие, красочные демо и грубоватые игры в свободной генерации, но должна в один прекрасный день дорасти до полнометражных фильмов, телевизионных шоу и современного искусства.

Сильные стороны HTC Vive в сжатой форме включают в себя: отслеживание движения один к одному; совершенно естественное поле зрения на 110 градусов; нет ни грамма выпадающих кадров или разрыва изображения, когда вы используете достаточно мощный компьютер; движения чувствуют себя естественно; гарнитура предлагает лучшие в своем классе контроллеры; игровой опыт через SteamVR играючи подавляет конкурентов.

Гарнитура доступна в продаже уже сегодня и, благодаря партнерству с Valve, она обрастает десятками игры, новые наименования выходят каждый день.

Но прежде, чем мы займемся играми, давайте обратим внимание на слона в комнате: цену.

Гарнитура HTC Vive продается за 799$ (52.000 р.) и эта цена предшествует покупке компьютера с рекомендованными характеристиками, который обойдется в похожую сумму.

Для сравнения, Vive стоит вдвое больше PlayStation VR и на 200$ (13.000 р.) дороже Oculus Rift. Теперь, в конечном счете, вопрос в том, сможете ли вы найти лучший опыт виртуальной реальности, способный оправдать дополнительные расходы.

Требование справедливое, однако, мы практически ничего не можем с ним поделать в данный момент. Новое оборудование, которое находится на передовой промышленности, всегда дорогое.

Но подождите, почему это так дорого? Что именно делает HTC Vive?

Как работает HTC Vive?

Первый раз, когда мы использовали HTC Vive, случился на выставке Mobile World Congress 2015, где HTC впервые заявила о своем партнерстве с Valve, с тех пор гарнитура была переоборудована и значительно улучшилась с момента первой демонстрации.

Потребительская версия гарнитуры HTC работает прекрасно, как показал обзор, гарнитура значительно проще в настройке и кажется совершенно готовой к использованию общественностью, принимая во внимание тот факт, что гарнитура доступна в магазинах.

Как и другие гарнитуры виртуальной реальности, Vive совершает трудную задачу погружения вас в видеоигру, создавая два изображения одновременно. Тем не менее, в отличие от PlayStation VR и Oculus Rift, которые используют одну камеру для отслеживания головы и конечностей, HTC Vive предлагает две базовые станции, которые располагаются на стене с помощью комплектного крепления или устанавливаются на высокой полке и отслеживают ваши движения, когда вы выходите в трехмерный мир.

Станции отслеживают небольшие датчики, расположенные на вершине двух контроллеров и на самой гарнитуре. Всего есть 72 точки на контроллерах и шлеме виртуальной реальности, которые помогают точно отслеживать Vive.

Внутри каждой коробки вы найдете блок гарнитуры Vive, два контроллера, две базовые станции, тряпочку для очистки линз, небольшой концентратор, который располагается между гарнитурой и компьютером, зарядные шнуры для контроллеров и кабеля питания для базовых станций. Кроме того, в комплекте с каждым Vive приходит три игры: Job Simulator, Fantastic Contraption и The Lab. Это всё, что вам потребуется для первого опыта виртуальной реальности, за исключением компьютера, способного запитать всё это.

Кардинальным отличием потребительской версии становится простая программа установки, которая придется по вкусу большинству пользователей, а не только технологическим энтузиастам.

После того, как вы подключены, а комната размечена, вы можете свободно бродить по каждому сантиметру цифрового пространства. Это значит, что цифровые миры могут быть более экспансивными и захватывающими на Vive, в сравнении с другими системами, к счастью, риск тошноты также значительно меньше.

Единственным ограничением, с которым вы столкнетесь внутри вашего цифрового мира, неброские голубые стены из линий, которые призваны сдерживать вас внутри игровой зоны. Эти синие линии накладываются на вашу игру по SteamVR, программное обеспечение Valve, которое сопровождает любой виртуальный опыт.

Это называется «Режим Наставник» (Chaperone Mode) и его практическое применение призвано помешать вам выйти за пределы ограниченной области комнаты, пока вы находитесь в шлеме, и наткнуться на мебель / растения / животных / и т.д.

Что касается самих игр, Vive просто поражает.

В течении двух недель нашего обзора, я играл в 20 игр или около того, некоторые из которых являются гораздо лучше других. Мы рассмотрим их подробнее, но, в целом, они открывают фантастическую демонстрацию возможностей виртуальной реальности, совершенно уникальные и разнообразные, как и следовало ожидать. Минуту назад я стоял на стене замка и отстреливал захватчиков из лука, следом я уже внутри игрового автомата, управляют космическим кораблем в трех измерениях. Я играл в мини-гольф, а затем проходил невероятно многоуровневое обучение, чтобы стать ниндзя или космическим пиратом.

Некоторые части описанного выше, являются частью компании Valve The Lab, коллекции игр, которые знаковый разработчик сложил вместе, чтобы обучить игроков виртуальной реальности. И пока я не видел ещё многих игр Valve (это практически невозможно, учитывая, что разработчик выпускает около 5-10 новых игр, которые добавляются в течении последних двух недель), разница между ключевым разработчиком и играми третьей стороны – словно день и ночь.

Ситуация кардинально изменится в ближайшие недели, месяцы и годы, однако, но это не то, что может произойти в одночасье.

Дизайн

Последняя итерация HTC Vive лучше всего описывается выпуклым шлемом, который сошел со страниц научно-фантастического романа. Он тяжелее (и, следовательно, немного менее комфортный) Oculus Rift или PlayStation VR, но дополнительный вес не то, что вы заметите, когда полностью погрузитесь в новый мир Vive.

Гарнитура поддерживается тремя креплениями, которые сформированы вокруг верхней части и по бокам Vive, затем они встречаются в задней части шлема, чтобы сформировать колыбель для вашей головы. Эти ремешки удерживают Vive от падения или соскальзывания гарнитуры влево / вправо. И пока они выполняют свою работу, предотвращая значительное изменение положения гарнитуры на голове, ремни, возможно, являются самой неудобной частью Vive. Их регулировка при первом использовании гарнитуры является сложным мероприятием, а точная настройка потребует нескольких проб и ошибок. Но, как только вы, наконец, найдете идеальную позицию, в которой почувствуете себя комфортно, всё, что вам останется сделать, повернуть ручку, расположенную на правой стороне гарнитуры, чтобы увеличить / уменьшить фокусное расстояние объектива, сокращая размытие.

Три провода идут от верхней части гарнитуры к небольшому концентратору, который объединяет гарнитуру с вашим компьютером. Я знаю, о чем вы подумали, но нет, нет никакого способа беспроводного подключения виртуального шлема к компьютеру на сегодняшний день. К счастью, шнуры, по крайней мере, аккуратно собраны вместе, а это значит, что вам придется избегать только одного 5-метрового кабеля, вместо трех отдельных поменьше. От небольшого серого концентратора, вам потребуется запустить один кабель к USB 2.0 порту компьютера, другой кабель к свободному порту HDMI (может стать проблемой, если вы используете HDMI порт компьютера для подключения монитора) и один кабель питания к розетке.

Подобно Oculus Rift, гарнитура HTC Vive позволяет использовать свои собственные наушники вместо того, чтобы принуждать вас к одним. Я выбрал пару Creative Sound Blaster H5S из-за их объемного и качественного звучания, но Vive позволяет использовать наушники от высокого класса к дешевым вкладышам.

Внутри гарнитуры расположен OLED-дисплей с разрешением 2160 х 1200 пикселей, который работает на частоте 90 Гц. Для сравнения, скорость немного ниже частоты обновления PlayStation VR (120 Гц), но если учесть, что Vive использует гораздо более мощный GPU, это сравнение вовсе не яблок с яблоками. Вы можете рассчитывать на поле зрения в 110 градусов, один из самых высоких параметров, доступных на гарнитурах виртуальной реальности, который также обещает вам куда более захватывающий опыт погружения.

Базовые станции, которые имеют решающее значение для отображения игрового пространства и отслеживания вашего положения, пока вы двигаетесь по комнате, должны быть расположены на соседних стенах или высоких полках для того, чтобы тщательно выполнять свою работу в меру своих способностей. Станции последней версии стали меньше, избавились от проводов и тупого гула, который почти не слышно, если вы стоите рядом с ними. Незначительное раздражение вызвали слегка укороченные провода базовых станций, что потребовало реорганизации в гостиной, чтобы расположить ИК-камеры ближе к розетке.

Так же и контроллеры гораздо универсальнее тех, что предлагают конкуренты, предоставляя разработчикам значительно больше инструментов для работы с виртуальным пространством. Каждый контроллер имеет интерактивный тачпад и обратный спусковой крючок, который спускается в два этапа, а также обеспечивает более утонченное взаимодействие. И пока контроллеры немного больше или контроллеров PlayStation, контроллеры Vive функционируют лучше конкурентов в геометрической прогрессии.

Главные кнопки с которыми вам необходимо ознакомиться, начинаются с кнопок выше и ниже сенсорной панели, двух боковых кнопок, которые можно использовать безымянным пальцем и внутренней частью ладони, а также спусковой крючок на спине.

Перемещение в игре может использовать комбинацию нажатия на спусковой крючок и указание на сенсорной панели. С помощью триггера вы можете перемещаться с места на место или физически переходить из одной части комнаты в другую, в зависимости от игры. И пока Oculus Rift может отслеживать игровое пространство в 1.5 х 3,35 метров, а PlayStation VR может обнаружить вас на расстоянии 2,4 х 1,8 метров, HTC Vive имеет максимальную зону слежения в 4,5 х 4,5 метра. Это значительная разница, которая поднимает виртуальную реальность с дивана на ноги.

Vive не только обеспечивает погружение, но и предлагает социальные функции, благодаря дополнительному окну, которое выскакивает на экране, когда SteamVR активен, что показывает зрителям именно то, что вы видите в игре. Я нашел эту функцию невероятно полезной, в процессе обзора, когда впервые направлял своих друзей в игре в первый раз или хотел, чтобы мои друзья увидели, что видел я, внутри виртуальной реальности.

Производительность

До сих пор я использовал такие слова, как «захватывающий», «удивительный» и «лучшая гарнитура на рынке» при описании HTC Vive. Я мог бы разглагольствовать в таком ключе страницу за страницей, всё время, проведенное с гарнитурой, но если вы не использовали гарнитуру самостоятельно, вы не сможете понять, насколько близка к совершенству эта технология.

И пока другие системы отстают от ваших движений или имеют заметную задержку, Vive разумно отслеживает, где именно в комнате вы находитесь, и что вы делаете руками. Это звучит, как нечто должное, но вы не поверите, как часто демонстрационные версии виртуальных гарнитур не могли понять, где я стоял или как располагались руки.

Если вы не получаете трекинг один к одному, это абсолютный кошмар для вашего мозга, гарнитура создает своего рода когнитивный диссонанс, который оборачивается тошнотой. Обзор HTC Vive продолжался около двух недель, в течении которых один или два раза я испытывал ощущение, что всё не так гладко (меня чуть не вырвало во время игры с плохим рендером), но это значительно реже в сравнении с Oculus или PlayStation.

Игры и демоверсии, которые доступны вам с диапазоном HTC Vive, приходят в огромном разнообразии, от игр низкого напряжения, к сумасшедшим перестрелкам, полным действия, хирургически точным симуляторам и даже несколькими играми ужасов, которые заставят вас собраться. И пока опыт PlayStation VR сводится к более традиционному, Vive достаточно универсален, чтобы выполнять любые задачи и не вызывать тошноту.

Я насчитал 49 наименований с релизом HTC Vive, на 19 больше, чем с релизом Oculus Rift на прошлой неделе. Valve пока не представляет информацию о том, сколько игр появится в Steam, в ближайшие дни и недели, но есть смысл полагать, что это число удвоится, а то и утроится в ближайшем будущем.

С учетом всех этих игр, главным благом системы становится переключение между играми в течении нескольких секунд. Для того, чтобы перейти от одной игры к другой, всё, что вам нужно сделать, так это нажать на системную кнопку, чтобы открыть интерфейс Steam VR, а в нем выбрать наименование другой игры.

Вот некоторый игровой опыт – который мне доводилось тестировать в последние две недели на HTC Vive, чтобы предложить некоторый контекст относительно игрового опыта:

The Lab : Наилучшим описанием станет “Привет мир виртуальной реальности!», ведь The Lab представляет собой набор демонстрационных игровых роликов, разработанных Valve, которые служат в качестве введения в новым мир Vive. The Lab включает в себя четыре игры, которые переносят вас на живописный, фотореалистичный склон горы; в центр оружейного склада с массивным луком в руках, на стену замка, а также внутрь 3D-версии Galaga.

Audio Shield : Audio Shield обманчиво простая игра. Сначала, нужно выбрать любой звуковой файл из вашей музыкальной библиотеки. Затем, как только появится ритм, вам придется блокировать поступающие цветные снаряды щитами соответствующего цвета, в такт музыке. Совершенно необычное, но весьма приятное музыкальное месиво.

Vanishing Realm: Rite of Steel : Vanishing Realm становится той игрой, которая должна быть на любой новой системе. В игре перед вами стоит задача исследовать пещеру и бороться с волшебными миньонами, которые наводнили ответвления пещеры. По пути вы найдете мечи, луки и стрелы, которые помогут вам продолжить игру.

Water Bears VR : Я большой поклонник хороших головоломок. Water Bears лучше всего описать как эквивалент «Where’s My Water» в виртуальном мире. В игре вам предложено направить потоки цветной воды по аналогичного цвета трубам. Потоки воды помогут освободить пузырьки и миниатюрных существ из жидких тюрем.

И пока 99% моего опыта работы с Vive были просто невероятными в области виртуальной реальности, некоторая часть опыта Vive VR была не столь хороша, как вы могли бы надеяться – например, чертов провод, который подключает вас к мощному ПК, и о который легко споткнуться, стоит только забыть. Вы не можете винить производителя, поскольку Vive передает два разных изображения в форме Full HD без намека на задержку, а игровой опыт должен быть молниеносным превыше всего остального.

Но даже Full HD не так хорош, как хотелось бы – HTC называет картинку “фотореалистичной», но вы никогда не испытаете сомнений, определяя разницу между фотографией и реальным миром.

Это не значит, что погружения недостаточно, когда вы находитесь в мире виртуальной реальности, не стоит бояться и слишком зернистой или размытой картинки, ничего такого. Просто объекты в играх не всегда достаточно ясные / резкие, когда вы рассматриваете их. И пока технологии виртуальной реальности ещё сыроваты, хвалить разрешение в 1080р на гарнитуре стоимостью свыше 50.000 рублей, сомнительное удовольствие.

На этом этапе, по крайней мере, легко отличить виртуальный мир от реального, некоторые люди, с другой стороны, могут воспринимать Vive новинкой, но не новаторской инновацией, как другие.

Среди множества вопросов, которые мне задавали в последние две недели обзора Vive, наиболее популярными являются: «можно ли играть несколько часов подряд в виртуальной реальности?» и «тошнит в гарнитуре?».

И пока я старался сохранить большую часть обзора наиболее объективным, нет никакого способа ответить на эти вопросы в формате «один размер подходит всем». Ответ на этот вопрос заключается в том, что опыт каждого человека может отличаться. Некоторые из вас, даже самые хардкорные геймеры, могут чувствовать себя так, словно мир выбили из под ног, с первых шагов в виртуальной реальности. Опыт в сто миллионов раз лучше того, что Virtual Boy предложил два десятилетия назад, но я видел и плохую реакцию (даже испытал на себе) после плохой демки.

С учетом сказанного, я сделаю всё возможное, чтобы ответить на эти вопросы, полагаясь на конкретные примеры и собственный опыт, полученный в последние несколько недель.

Тошнота и привычка к виртуальной реальности

В первый раз, когда я попробовал виртуальную реальность, я чувствовал себя очень плохо.

Продолжительное время (около двух с половиной лет) я избегал виртуальной реальности из-за одного неудачного опыта на ранней стадии разработки Oculus Rift.

После этого, мне казалось, независимо от того, какое оборудование я буду использовать для погружения в виртуальную реальность, оно приведет к головной боли и тошноте. В целом, всё было страшно.

Я отказался от виртуальной реальности на некоторое время.

Потребовалось две новых итерации Oculus и полный капитальный ремонт HTC Vive, чтобы вернуть меня в мир виртуальной реальности. Теперь я могу с уверенностью сказать, что многие из этих негативных ощущений, были развеяны, и я чувствую себя в виртуальной реальности почти так же комфортно, как и в реальном мире.

Я достиг этого, несколько раз подвергнув себя чувству разобщенности, тревоги и парализующей беспомощности, когда надевал шлем виртуальной реальности.

Возвращаясь к приведенным выше вопросам, может ли HTC Vive испортить ваше самочувствие?

Если вы похожи на меня, ответ, на первый взгляд: «вероятно». Ваше тело не привыкло к ощущению «отключения» от зрительной стимуляции. Даже если вы привыкли играть по несколько часов в день, вы продолжаете играть в реальном мире, периодически отводя взгляд от экрана монитора, чтобы посмотреть на свой мобильный телефон или взаимодействовать с кем-то из домочадцев. В виртуальной реальности, единственное, что вы когда-либо видите, это содержимое экрана и объекты виртуального мира.

Хорошая новость заключается в том, что пока вы играете в игры, разработанные качественно, и делаете всё возможное, чтобы минимизировать «разрыв» картинки, вы должны выработать привычку быстро.

Продолжительное использование: Палка о двух концах

Ещё одно распространенное заблуждение, которое было опровержено в течении двух недель эксплуатации Vive в рамках нашего обзора: максимальное количество времени, которое кто-то может провести в виртуальной реальности, составляет 30 минут.

На протяжении последних двух недель, мне доводилось проводить и два и три часа в день в гарнитуре. Подавляющее большинство игровых сессий продолжалось более часа, а некоторые насчитывали больше двух или трех. Как правило, продолжительные сессии задействовали боле одной игры – я проводил 30 минут в The Lab, прежде чем запускать Space Pirate Simulator, Ninja Trainer или Water Bears – но, если бы мне были доступны более продолжительные игры, мы могли видеть то же количество времени за одной игрой.

Первая проблема с этим сценарием заключается в том, что настолько полного опыта пока просто не существует. Опять же, ситуация будет исправлена быстро, но стоит отметить, что покупая HTC Vive прямо сейчас, не следует ожидать игр, подобных Mirror’s Edge или Skyrim на старте системы.

Вторая проблема заключается в том, что пока я наслаждался каждой секундой, проведенной в мире виртуальной реальности, возвращение в реальный мир оказалось весьма непростым опытом. Без лишнего драматизма, скажу, что снимая шлем виртуальной реальности HTC, я чувствовал себя не в своей тарелке. Если попытаться описать это чувство, когда вы смотрите на себя в зеркало и не узнаете человека, который смотрит на вас.

Это всё ещё вы, но вы не будете полноценно ощущать себя первое время.

Когда вы играете в очередную видеоигру на экране в режиме 2D, вы по-прежнему испытываете «выжигание» изображения (так называемый эффект тетриса), но, это не идет в сравнение с наброском слабо светящихся голубых линий «Наставника», которые висят на фоне вашего зрения после того, как вы снимаете гарнитуру.

Эти побочные эффекты не являются чем-то, что оттолкнет меня от использования гарнитуры ВР или привычки продолжительных игр для обзоров. Я слишком долго играл в игры на ЭЛТ, чтобы знать, что пока это странный эффект, он быстро проходит и не имеет долгосрочных последствий.

Будущее HTC Vive и ВР

Мне хочется верить, что к этому моменту обзора, я передал каплю моего волнения от знакомства с HTC Vive и опыта, который предлагает виртуальная реальность.

Что удивительно, несмотря на весьма подробное описание гарнитуры HTC Vive к этому моменту, написать о нем можно ещё в пять раз больше того, что никто не говорил вам о нем, поскольку ни один разработчик ещё не использовал всех возможностей гарнитуры.

В частности, пока нет многопользовательских игр для виртуальных систем, видео в формате виртуальной реальности, игр с дополнительной реальностью, интеграции гарнитуры и мобильного телефона, чтобы включить набор СМС и прием телефонных звонков, не снимая гарнитуры. А с помощью камеры и ваших наушников с микрофоном, вы могли бы фактически встречаться и общаться с другими пользователями HTC Vive через SteamVR.

Некоторые из этих функция могут быть реализованы уже сейчас, другие находятся в разработке, но на протяжении двух недель обзора HTC Vive, Steam VR ни разу не остановил меня и не сказал: «Эй, а почему бы тебе не начать голосовой чат с другом или не посмотреть видео на 360 градусов из YouTube».

Может быть, разработчики не хотят быть навязчивыми и не собираются учить вас, как использовать гарнитуру. Возможно, возможности гарнитуры превышают креативные возможности разработчиков на данный момент. Или, может быть, я просто пропустил функцию или приглашение, во время обзора.

В любом случае, я рассматривают эти потенциальные возможности больше с волнением, нежели с разочарованием. Я просто не могу дождаться, когда Valve найдет способ показывать видео, разработанное внутри виртуальной реальности или найдет способ вести многопользовательскую связь между двумя людьми с помощью HTC Vive.

Было бы здорово получить ещё больше игр, не поймите меня неправильно, но существующие функции гарнитуры виртуальной реальности – доступные сейчас – практически не используются или только малая их часть. (Камеру передней панели можно включать и выключить, чтобы увидеть, насколько близко вы к объектам комнаты, если вам кажется, что «Наставник» не верно оценивает расстояние).

В дополнение к весу и стоимости гарнитуры, все возможности к совершенствованию или новые функции, которые мы хотели бы увидеть, HTC и Valve выкатит в течении двух лет с момент релиза, вне всяких сомнений.

Подводя итоги

Я ненавижу сообщать плохие новости, но, пока вы не попробуете гарнитуру в доме друга или в собственной гостиной, вы не сможете предсказать, как долго вы сможете наслаждаться HTC Vive.

Если вы хотите получить бесплатную оценку, однако, ответьте на следующие вопросы, так честно, как только можете: Сколько времени я готов посвятить технологии, которая требует перестановки в комнате каждый раз, когда я хочу использовать её и, что более важно, как долго разработчики собираются поддерживать Vive?

Один из этих факторов всецело зависит от вас. Другой требует немного честности и справедливости. Если вы не планируете глубоко вникать в программное обеспечение и покупать кучу интересных демонстраций и почти полных, но не совсем готовых к розничной продаже игр, то Vive не для вас.

Тем не менее, если вы положительно ответили на оба вопроса, можно с уверенностью сказать, что вы будете наслаждаться этой поистине поразительной частью современного игрового мира.

В основе прекрасного опыта погружения лежит отличная поддержка аппаратного и программного обеспечения. Поле зрения в 110 градусов означает, что игры будут чувствовать себя максимально естественно, а большая площадь покрытия защитит вас от ощущения тесноты или клаустрофобии в виртуальной среде.

Шлем виртуальной реальности приходит с двумя абсолютно превосходными контроллерами, которые поставляются в коробке с гарнитурой, а не обещаются производителем в будущем. Не забудем, что HTC сотрудничает с игровой платформой Steam, которая вовлекает в себя миллионы геймеров и распространяет игры на протяжении последнего десятилетия.

Следует признать, что высокий уровень игрового опыта сопровождается ценой. Для начала, вам необходимо выложить более 50.000 рублей за новую гарнитуру. Затем, чтобы соответствовать минимальным рекомендуемым требованиям, вам потребуется выложить ещё 40-50.000 рублей за систему с Nvidia GTX 970 или AMD 390, что не дешево. А теперь вам понадобится площадь для игры, которая станет главной роскошью для большинства россиян. Конечно, вы сможете наслаждаться большинством игр в небольших помещениях, но при этом вы теряете главное преимущество Vive: виртуальное пространство.

Нам понравилось : Практически всё. Vive остается лучшей гарнитурой виртуальной реальности на рынке. Тот факт, что гарнитура позволяет оценивать масштабы комнаты относительно игровой площади виртуальной реальности, должен в одиночестве продавать гарнитуру, но тот факт, что Vive делает это правдоподобно и плавно, в сравнении с другими гарнитурами.

Добавьте к этому два невероятно интуитивных контроллера, которые поставляются вместе с гарнитурой в коробке, а также библиотеку игр, которая, кажется, собирается расти с неконтролируемой скоростью. Всё это может оправдать удивительный ценник.

Нам не понравилось: Не хотелось бы говорить очевидные вещи, но, несмотря на бурное желание, лишь небольшая горстка игроков сможет насладиться виртуальной реальностью HTC Vive – не потому, что остальные не хотят, а потому что 50.000 рублей.

Важно также помнить, что опыт зависит от аппаратного обеспечения, которое вы используете. Если игры плавно бегают на компьютере друга, но рывками идут у вас, не вините гарнитуру.

И пока это нельзя назвать отрицательным элементом, бремя ответственности за продвижение виртуальной реальности теперь лежит на разработчиках игр. Valve и HTC внесли новый опыт на рассмотрение, но, что дейсвительно пугает: технология может стать жертвой новизны, которая пройдет через полгода, превратив дорогую гарнитуру не более, чем в воспоминание, которое будет собирать пыль в шкафу.

Вердикт

Отбросив опасения, HTC создала нечто удивительное с Vive, а после предварительной версии серьезно модернизировала пользовательскую версию на основе потребностей потребителя.

Шлем виртуальной реальности HTC куда более захватывающий, нежели у конкурентов, благодаря возможности ходить в пространстве, а также сокращению количества проводов от базовых станций и контроллеров, что чрезвычайно приветствуется. Игровой процесс, даже с короткими демонстрационными версиями и неполными играми, чувствует себя шагом в будущее, и мы не можем дождаться, когда сможем опробовать первые полноценные игры с помощью гарнитуры.

Многие желают, чтобы разрешение стало немного больше, а цена ниже, но вы должны понимать, что для этого виртуальная реальность слишком молода. Это баланс между производительностью, размером, разрешением и ценой, HTC, кажется, заняла идеальную позицию, чтобы соответствовать ожиданиям.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows