Презентации физиологическая основа памяти. Физиология памяти. Произвольная мнестическая деятельность

Презентации физиологическая основа памяти. Физиология памяти. Произвольная мнестическая деятельность

Слайд 2

Общее понятие памяти Память – форма психического отражения, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или забывании личностью ее опыта. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. У животных есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению. У человека же есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации. Ему нет необходимости полагаться только на свои ограниченные возможности.

Слайд 3

Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания существуют, благодаря памяти. Распад следов памяти приводит к распаду личности. Человек превращается в автомат, реагирующий только на стимул, действующий в данный момент. Память лежит в основе способностей человека, приобретения знаний, формирования умений, навыков. Процессы памяти При выделении процессов памяти в качестве основания рассматривают различные функции, выполняемые памятью в жизни и деятельности. К процессам памяти относят запоминание, воспроизведение, а также сохранение и забывание материала.

Слайд 4

Запоминание. Деятельность памяти начинается с запоминания, т.е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. Таким образом, запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Успешность запоминания определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей. В зависимости от места процессов запоминания в структуре деятельности различают произвольное и непроизвольное запоминание. В случае непроизвольного запоминания человек не ставит перед собой задачу запомнить тот или иной материал. Произвольное запоминание является специальным действием, конкретная задача которого - запомнить точно, на максимально продолжительный срок, с целью последующего воспроизведения или просто узнавания - определяет выбор способов и средств запоминания, а тем самым влияет и на его результаты.

Слайд 5

Сохранение и забывание. Сохранение - это удерживание заученного в памяти, т.е. сохранение следов и связей в мозгу. Различают активное и пассивное сохранение. В первом случае удерживаемый материал подвергается внутренним преобразованиям, от простого циклического повторения до включения в системы новых семантических связей, резко увеличивающего вероятность его последующего воспроизведения, во втором случае подобных активных преобразований обнаружить не удается. Забывание - исчезновение, выпадение из памяти, т.е. процесс угасания, ликвидации, “стирания” следов, затормаживания связей. Невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое для субъекта содержание подвергается качественным изменениям и включается в опыт субъекта. Вообще говоря, забывание - весьма целесообразный, естественный и необходимый процесс и далеко не всегда должен оцениваться отрицательно. Не обладай мы способностью забывать, наша память была бы заполнена массой мелких и ненужных сведений, фактов, деталей. Мозг наш был бы перегружен информацией. А забывание даёт возможность мозгу освобождаться от избыточной информации.

Слайд 6

Узнавание и воспроизведение. Результаты запоминания и сохранения проявляются в узнавании и воспроизведении. Воспроизведение - процесс появления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений, в основе чего лежит оживление следов, возникновение в них возбуждения. Узнавание - появление чувства знакомости при повторном восприятии (благодаря наличию слабого, минимального следа, который остался в коре головного мозга после предыдущего восприятия). Воспроизведение в отличие от узнавания характеризуется тем, что образы, закреплённые в памяти, актуализируются без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Физиологически это означает наличие различных следов - стойких, прочных (воспроизведение) или слабых, нестойких и непрочных (узнавание). Припоминание - наиболее активное воспроизведение, связанное с напряжением и требующее определённых волевых усилий. Процесс припоминания протекает успешно, когда забытый факт воспроизводится не изолированно, а в связи с другими фактами, событиями, обстоятельствами и действиями, сохранившимися в памяти.

Слайд 7

Виды памяти Формы проявления памяти чрезвычайно многообразны. Объясняется это тем, что память обслуживает все виды многообразной деятельности человека. В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия: 1) объект запоминания, т.е. то, что запоминается, Это предметы и явления, мысли, движения, чувства. Соответственно этому различают такие виды памяти, как образная, словесно-логическая, двигательная и эмоциональная; 2) степень волевой регуляции памяти. С этой точки зрения различают произвольную и непроизвольную память; 3) длительность сохранения в памяти. В данном случае имеют в виду кратковременную, долговременную и оперативную память. Таким образом, мы видим, что все виды памяти различают в зависимости оттого, что запоминается и насколько долго помнится.

Слайд 8

Образная память- это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами: как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности Содержаниемсловесно-логической памятиявляются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно - логической. Она играет ведущую роль в усвоении знаний в процессе обучения. Двигательная памятьэто запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, ровно, как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться сначала, осуществлять те или иные действия.

Слайд 9

В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти. Память долговременная - подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное (часы, годы, иногда десятилетия) удержание знаний, а также сохранение умений и навыков и характеризуемая огромным объектом сохраняемой информации. В отличие от долговременной памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения, кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением после однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением.

Слайд 10

Кроме того, выделяют в отдельный вид памяти - оперативную память. Оперативнойпамятью называют запоминание каких-то сведений, данных на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности. Например, в процессе получения результата удерживать в памяти действия необходимо до промежуточной операции, которые в дальнейшем могут быть забыты.

Посмотреть все слайды

1 слайд

2 слайд

Закон контекста При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше. Закон торможения При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой. Закон оптимальной длины ряда Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти. Закон края Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце. Закон повторения Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз. Закон незавершённости Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

3 слайд

Свойства памяти Точность Объём Скорость процессов запоминания Скорость процессов воспроизведения Скорость процессов забывания

4 слайд

5 слайд

Закономерности памяти Память имеет объём, ограниченный количеством стабильных процессов, являющихся опорными при создании ассоциаций (связей, отношений) Успешность припоминания зависит от способности переключать внимание на опорные процессы, восстанавливать их. Основной приём: достаточное количество и частота повторений. Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.

6 слайд

Типологии памяти Существуют различные типологии памяти: по сенсорной модальности - зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память; по содержанию - образная память, моторная память, эмоциональная память; по временным характеристикам - долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память;

7 слайд

8 слайд

Память Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

9 слайд

Афоризмы на тему девичьей памяти: Девичья память не плохо помнит, она просто умеет забывать то, что ей не нужно. Девичья память - когда не помнишь с кем и когда становишься женщиной. Девичья память - это не амнезия, это редактура в пользу пола.

10 слайд

Девичья память По мнению медиков, на память женщин, которым обычно приписывают девичью память, влияет характерный для них месячный цикл. Ещё одной причиной является беременность. В организме будущей матери активно вырабатывается гормон беременности - прогестерон. Под его влиянием меняется эмоциональное состояние женщины, её жизненные приоритеты и способность к запоминанию.

11 слайд

Фотографическая память Эйдети зм (более известен как фотографическая память) (от др.-греч. εἶδος - образ, внешний вид) - особый характер памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринятого ранее предмета или явления.

12 слайд

Детская амнезия Особо выделяется детская амнезия - потеря памяти на события раннего детства. По-видимому, этот вид амнезии связан с незрелостью гиппокампальных связей, либо с использованием других методов кодирования «ключей» к памяти в этом возрасте. Впрочем, есть данные, что воспоминания первых лет жизни (и даже внутриутробного существования) могут быть частично актуализированы в изменённых состояниях сознания

13 слайд

Виды нарушения памяти Гипомнезии - ослабление памяти. Ослабление памяти может возникнуть с возрастом или/и как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов, эпилепсии и т. д.). Гипермнезии - аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями, наблюдается гораздо реже. Люди, отличающиеся этой особенностью, забывают события с большим трудом (Шерешевский) Парамнезии, которые подразумевают ложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого.

14 слайд

Процессы памяти Забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

15 слайд

Нарушения памяти Большое количество знаний об устройстве и работе памяти, которое сейчас имеется, было получено при изучении феноменов её нарушения. Нарушения памяти -амнезии - могут быть вызваны различными причинами. В 1887 русский психиатр С. С. Корсаков в своей публикации «Об алкогольном параличе» впервые описал картину грубых расстройств памяти, возникающих при сильном алкогольном отравлении. Открытие под названием «корсаковский синдром» прочно вошло в научную литературу. В настоящее время все нарушения памяти делятся на:

16 слайд

Процессы памяти Воспроизведение и узнавание - процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание - опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека. Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

17 слайд

18 слайд

Процессы памяти Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей - результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала. Хранение - процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

19 слайд

Мнемотехнические приёмы запоминания: Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации. Рифмизация. Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных. Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией. Метод Цицерона на пространственное воображение. Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти. Методы запоминания цифр: закономерности; знакомые числа.

20 слайд

23 слайд

24 слайд

Психологи советуют делать несколько повторений: Режим рационального повторения: Если есть два дня первое повторение - сразу по окончании чтения; второе повторение - через 20 минут после первого повторения; третье повторение - через 8 часов после второго; четвертое повторение - через 24 часа после третьего. Если нужно помнить очень долго первое повторение - сразу после запоминания; второе повторение - через 20-30 минут после первого повторения; третье повторение - через 1 день после второго; четвертое повторение - через 2 - 3 недели после третьего; пятое повторение - через 2 - 3 месяца после четвертого повторения Осмысленное запоминание в 9 раз быстрее механического заучивания (в своих опытах Эббингауз заучивал текст «Дон-Жуана» Байрона и равный по объему список бессмысленных слогов). Эббингаузу также принадлежит открытие «эффекта края» - явления, показывающего, что лучше всего запоминается материал, находящийся в начале и в конце.

25 слайд

Рекорды памяти Южноафриканский политический деятель Ян Христиан Смэтс в преклонном возрасте выучил наизусть 5000 книг, а бирманец Виситтабм Вумса в 1974 прочел наизусть 6000 страниц буддийских канонических текстов. Японец Хидеаки Томоери назвал по памяти число "пи" с точностью до 40 000 знаков после запятой. Мехмед Али Халиси из Анкары 14 октября 1967 года прочел на память 6666 стихов Корана за шесть часов. Совершенство памяти Мехмеда было удостоверено дюжиной присутствовавших при чтении академиков. Валерий Лавриненко запоминает 100 знаков за две с половиной минуты, а 200 - за три, делая при этом максимум две-три ошибки. Он воспроизводит числа в любом порядке и опишет внешность людей, предложивших эти числа. Особенно полезна память на телефонные номера. Китаец Гу Янлинь в свои 26 лет помнит 15 тысяч телефонных номеров Харбина. Паула Прентис, оператор справочной службы на Тасмании, помнит 128603 номера телефонов абонентов, их имена, адреса, названия учреждений. Американка Барбара Мур исполнила на пианино по памяти 1852 песни. "Концерт" ее продолжался с 25 октября по 13 ноября 1988 года! Кассир польского футбольного клуба «Гурник» Леопольд Хелд помнил не только все результаты, все подробности игр клуба, но и общую сумму дохода от каждого из этих матчей за все 12 лет своей работы.

Память это совокупность взаимосвязанных нервных процессов, протекающих в коре головного мозга, направленных на сохранение прошлого опыта в целях использования его в дальнейшей деятельности (способность приобретать, сохранять и воспроизводить в сознании информацию о ранее воздействовавшем событии).

Память тесно связана с обучением. Обучение – способность приобретать опыт и формировать поведенческие акты, основываясь на этом опыте. Память и обучение являются основой для адаптации поведения к окружающей среде. Процесс памяти включает 4 стадии: восприятие, запечатление и запоминание информации; сохранение информации; воспроизведение необходимой информации; забывание. Память в зависимости от типа сохраняемой информации подразделяется на не декларативную (рефлексивную или безотчетную) и декларативную (объяснимую, узнаваемую).

Декларативная память бывает:

  1. Мгновенная или иконическая память (кратковременный сенсорный отпечаток) – не зависит от нашей воли.
  2. Кратковременная продолжается от нескольких секунд до нескольких минут. Это непосредственная или прямая память. Не требует существенных затрат энергии
  3. Промежуточная долговременная память — от нескольких минут до нескольких недель.
  4. Долговременная память; её разновидностью является память пожизненная.

Запоминание и извлечение информации из долговременной памяти относительно трудная задача.

Различают виды памяти:

  1. Двигательная память — способность запоминать и воспроизводить систему двигательных актов
  2. Образная память – воспринимать и воспроизводить образы

а) Зрительная

б) Слуховая

в) Осязательная

г) Обонятельная

д) Вкусовая

  1. Эмоциональная – запечатление пережитых чувств и событий
  2. Вербальная память – словесно-логическая (семантическая ), лежащая в основе интеллекта

Консолидация памяти подразумевает переход кратковременной памяти в долговременную и представляет закрепление полученных знаний. Кратковременная память не требует консолидации. Минимальный срок для консолидации 5 – 10 мин. Для прочной консолидации требуется приблизительно один час. После этого срока различные воздействия не стирают информацию из коры головного мозга. Для прочной консолидации необходимо повторение информации

Закон Павлова – Лешли

или закон действия массы: чем большая часть коры головного мозга разрушена, тем хуже сохраняется память о приобретенных различных навыках. В коре головного мозга не существует центров памяти. За хранение и воспроизведение информации ответственна вся кора. Кора головного мозга является органом долговременной памяти

В сохранении информации принимают участие и другие отделы мозга. Так гиппокамп переводит кратковременную память в долговременную. Эти процессы осуществляются совместно с миндалиной. Такую же функцию несут прилегающие к гиппокампу части медиальной височной коры. Таламус прямо и опосредованно связан с гиппокампом. Через гиппокамп таламус способствует консолидации долговременной памяти в коре. При повреждении дорсомедиального ядра таламуса исчезает возможность запоминания нового словесного материала. Удаление разных зон мозжечка может ликвидировать не только следы обучения, но и блокировать образование новых двигательных условных рефлексов. Разрушение глубинных мозжечковых ядер устраняет следы памяти об обучении движениям. Лимбическая система придаёт памяти эмоциональную окраску. Человек помнит не только те или иные события, но и те переживания, которые их сопровождали. Лобные доли являются одними из важнейших нервных структур, ответственных за кратковременную и долговременную память

МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ.

Минимальная память связана с синаптической передачей и обусловлена выбросом медиатора. Она сохраняется до тех пор, пока медиатор действует. Эта форма памяти может быть нарушена введением ингибиторов медиатора. Минимальная память может быть объяснена движением импульса возбуждения по системе замкнутых нейронов.

Общие биохимические механизмы кратковременной и долговременной памяти заключаются в том, что в синапсах освобождаются долгоживущие пептиды (комедиаторы), синтезируются специфические для нервной системы белки и пептиды активируются специфические протеазы, изменяющие структуру белка в синапсах. В синапсах интенсивно протекают процессы фосфорилирования и дефосфорилирования белков ионных каналов, благодаря чему процесс возбуждения сохраняется длительное время. Различие же в том, что кратковременную память блокируют ферменты АТФ-азы, гипоксия, углекислый газ, вещества, влияющие на состояние рецепторов, синапсов и их взаимодействия с медиаторами. Формированию долговременной памяти препятствуют ингибиторы синтеза белка и РНК (пуромицин, циклооксигексимид и другие). При долговременной памяти синтезируются новые белки и нуклеиновые кислоты с новой структурой.

Для возникновения долговременной памяти необходим относительно сильный стимул. При этом возбуждаются и высвобождаются самые различные гормоны и нейромедиаторы , которые через системы вторичных посредников (цАМФ, протеинкиназа А и др.) действуют на ядро, запуская гены (главный из них С-fos), ответственные за память, благодаря чему в цитоплазме синапса запускается синтез новых белков. Затем белок из цитоплазмы поступает в ядро и там вступает во взаимодействие с рецепторными участками ДНК , содержащимися в десятках тысяч генов. И в каждой нервной клетке этот набор в зависимости от её состояния будет различным, что и определяет бесконечность памяти.

Механизмы пожизненной памяти

  1. Необходимы устойчивые системы для постоянного обновления специфических белков.
  2. Ген, ответственный за синтез белка, может быть заблокирован репрессором . В результате воздействий репрессор отдаляется и ген начинает синтезировать белок. После прекращения воздействия ген вновь блокируется репрессором. Но если вновь синтезированный белок свяжет репрессор, то синтез вновь образуемого белка не прекращается.
  3. Могут образоваться антитела к репрессору, и тогда синтез вновь образуемого белка, хранящего информацию, будет пожизненным.

ЗАБЫВАНИЕ.

Забывается то, в чём нет постоянной необходимости и потребности. Из сознания в подсознание вытесняются травмирующие нас события. Это защитный механизм. Чем больше времени проходит с момента получения информации, тем она легче забывается. Пожилые люди легко воспроизводят старые события, но не помнят, что произошло недавно. Это закон РИБО или закон обратного хода памяти (ретроградная память)

План

Процессы памяти

Виды памяти

Временная организация памяти

Механизмы памяти

Морфологический субстрат памяти

Виды и структурные основы мышления

Память – сохранение информации о раздражители после прекращения его действия.

И.М.Сеченов: «Память – это

краеугольный камень психического развития… Это сила, сплачивающая, склеивающая всякое предыдущее со всяким последующим…Деятельность памяти охватывает все психические процессы. »

Нейрогенная память

Наследуемая (генетитческая) – безусловные рефлексы, инстинкты

Ненаследуемая (приобретенная, индивидуальная) - основа жизненного опыта- это способность нервной

системы воспринимать окружающую нас действительность, запечатлевать её в нейронах, хранить эту информацию и по мере необходимости воспроизводить.

Процессы памяти

Восприятие и запечатление (фиксация)

информации – может быть произвольным и

непроизвольным. Стимулы, имеющее большее биологическое значение, фиксируются эффективнее

Сохранение информации – центральное

звено в системе памяти. По мере поступления новой информации происходит трансформация раннее поступившей.

Воспроизведение - наиболее уязвимый процесс

Формы воспроизведения информации

Узнавание – извлечение информации из памяти в результате сличения одного раздражителя с раннее действующим. Не требует активного поиска

Припоминание – активный выбор информации, хранящийся в памяти.

Воспроизведение , как и запоминание, может быть произвольным и непроизвольным

Виды памяти по форме проявления

Образная (модально-специфическая):

1. Зрительная

2. Слуховая

3. Тактильная

4. Моторная

Словесно – логическая

Эмоциональная – способность запоминать и воспроизводить эмоционально значимые события

Эмоциональная память

Истинная – способность воспроизводить эмоциональное состояние

Абстрагированная – воспроизведение эмоционально значимого события без чувственной окраски

Черты эмоциональной памяти:

Быстрота формирования

Надмодальность – независимость от конкретных сенсорных воздействий

По уровню управления памятью:

1. Непроизвольная

2. Произвольная

По способу запоминания:

1. Неосмысленная (непосредственная, механическая) –запоминание без

использования специальных приемов

2. Опосредованная– использование

вспомогательных средств для запоминания (элемент логической смысловой памяти)

Произвольная мнестическая деятельность

Включает стадии мотива, программирования, использования различных способов и приемов запоминания,

контроля и коррекцию результата

Мгновенная память определяется процессами, происходящими в периферическом отделе анализатора (в рецепторах). Информация там хранится очень недолго - от долей до нескольких секунд. Тем не менее этот процесс лежит в основе деятельности кино и телевидения. Дело в том, что человек в кинотеатре видит не одно непрерывное изображение, а череду неподвижных картинок. Каждое последующее изображение накладывается на память о предыдущей, в результате чего создается иллюзия движения.

В основе кратковременной памяти лежит циклическое вращение импульсов в нейронных цепях. Электрический сигнал, попавший в такую ловушку, может какое-то время циркулировать в ней, пока его не сотрет следующий импульс (рис. 8.2).

Рис. 8.2. Модель работы кратковременной памяти : 1 - нервные клетки; 2 - отростки нервных клеток; 3 - нервные импульсы

Длительность хранения информации здесь - от нескольких секунд до нескольких минут. Поэтому, получив важную информацию, желательно перенести ее на материальный носитель - бумагу или электронный блокнот, чтобы обезопасить ее от возможной потери. Объем кратковременной памяти - 7 ± 2 единиц информации, причем не имеет значения, что понимается под единицей информации - буква или слово. Если человеку приходится запоминать массу информации, он может укрупнять единицы информации объединять в блоки, расширяя таким образом емкость своей памяти.

Большая часть информации из кратковременной памяти стирается, но какое-то ее количество переходит в оперативную память . Переход ее из кратковременной в оперативную называется консолидацией. Этому процессу способствуют определенные условия: важность информации для субъекта, неоднократное повторение информации, яркость, необычность информации, а также наличие эмоций при этом.

В оперативной памяти информация хранится от нескольких минут до нескольких часов (суток), чаще всего один день - от пробуждения до сна, после чего одна часть ее переходит в долговременную память, а другая - стирается. Срок хранения информации в оперативной памяти связан с задачей, стоящей перед человеком. При этом логическая обработка информации, поступившей за день, происходит во время «медленного» сна, а перевод ее в долговременную память - во время «быстрого» сна.

Долговременная память может хранить информацию как угодно долго - на протяжении всей жизни человека. Этот процесс осуществляется при участии специфических белков памяти и нуклеиновых кислот. В настоящее время имеется гипотеза, что функционирование информации в этом виде памяти связан с изменением структуры нервных клеток и их электрических контактов - синапсов.

В функционировании памяти человека участвуют различные структуры анализаторов и центральной нервной системы. Возникновение сенсорных следов информации происходит в рецепторных системах анализаторов.

В таламусе происходит отфильтровывание лишней (повторяющейся) информации. В сенсорной коре начинается этап формирования кратковременной памяти путем структурирования поступающей информации.

В ассоциативной коре с учетом оперативных задач организма, а также биологических программ определяется та информация, которая будет храниться в течение суток или переведена в долговременную память. Большую роль в процессах памяти играет гиппокамп, который может избирательно усиливать запоминание тех событий, которые имеют биологически важное значение.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows