Достоверность информации: определение, проверка и контроль. Источники информации

Достоверность информации: определение, проверка и контроль. Источники информации

26.06.2019

Предоставление точной информации о возможности проезда между двумя пунктами является необходимым условием качественного обслуживания пассажира. Чем меньше время пассажира в пути, тем выгоднее для него и тем выше эффективность пассажирских перевозок.

По мере развития и усложнения транспортной сети пассажирам становится все труднее ориентироваться в море справочной информации. На помощь приходят информационные системы, которые дают справку о возможности проезда, наличии мест. Однако уровень справочно-информационного обслуживания пассажиров еще далек от совершенства. Так, отсутствует возможность поиска маршрута при поездках с пересадкой на различных видах наземного транспорта. Даже в рамках отдельных видов транспорта подобная справочная услуга не оказывается. Не имея информации о возможных вариантах проезда, пассажиры ограничены в выборе своего маршрута по времени и стоимости.

Для примера рассмотрим возможности глобальной системы бронирования мест "Экспресс". Фактически она не предоставляет возможность поиска маршрута с пересадкой. Так, если пассажир хочет проехать поездом из Калининграда во Владивосток, то система сообщает кассиру "Прямое сообщение отсутствует. Подготовьте ответ вручную". Пассажир, обратившийся к помощи справочных терминалов на железнодорожном вокзале, получает тот же ответ: "Нет прямого сообщения. Попробуйте подготовить маршрут проезда, воспользовавшись атласом железных дорог".

Если прямое сообщение существует, но на прямые маршруты билетов нет, то "Экспресс" выдает ответ: "Билетов нет", - и пассажир не имеет возможности добраться в пункт назначения.

Еще более сложная задача - поиск интермодального (на нескольких видах транспорта) маршрута. В нашей стране есть регионы, не имеющие железнодорожного сообщения. Перед пассажиром, следующим из подобного региона в другой, неизбежно встает задача поиска возможного маршрута.

Кроме глобальных информационных систем существуют отдельные справочные системы в транспортных узлах, предоставляющие информацию об отдельных видах транспорта города или региона. Некоторые из этих систем имеют сайты в Интернете с регулярно обновляемой информацией о маршрутах. Несмотря на огромное число Интернет-сайтов, предоставляющих справочную информацию о расписаниях, все они являются либо точками доступа к системе "Экспресс" (и аналогичным), либо имеют в своей основе несложные базы данных, не способные решить задачу поиска пассажирского маршрута.

Для решения рассматриваемой задачи разработана справочная система "Поиск пассажирского маршрута на разных видах транспорта, учитывающий пересадки и наличие свободных мест". Демонстрационная бета-версия системы сейчас доступна в виде справочного интернет-сайта по адресу. Это на сегодняшний день единственная в России справочная система, дающая ответ на вопрос, как проехать из Калининграда во Владивосток в определенную дату и с учетом наличия мест.

вокзал пассажирская станция железнодорожная

Пример схемы прокладки маршрута с пунктами пересадки

Интерактивная схема маршрутов с Казанского вокзала Москвы Увеличить

В настоящее время в системе содержится актуальная информация о расписаниях всех поездов дальнего следования и междугородных автобусов в нескольких регионах России. Также в демонстрационных целях в нее введены неактуальные расписания электропоездов Московской области. Сервис позволяет находить маршрут с пересадкой между различными видами транспорта, маршрут с несколькими пересадками, учитывает наличие мест.

Отличительной особенностью системы является привязка транспортных узлов к географическим координатам. Это обеспечивает работу оригинального алгоритма поиска пути и позволяет быстро и качественно находить возможные точки пересадки. Система интегрирована с картографическим сервисом GoogleMaps, благодаря чему маршруты движения поездов и найденные варианты проезда отображаются на интерактивной карте.

В основе доступного пользователям интернет-сайта лежит сложный программный комплекс, состоящий из нескольких модулей.

В их числе: специализированная база данных, хранящая информацию о транспортных узлах и расписаниях движения различных видов транспорта; программы подготовки данных для справочной системы; программа online-взаимодействия с системами бронирования для получения актуальной информации о наличии мест. Ядро поискового сервиса - программа с реализацией алгоритмов поиска. Интерфейсом доступа к ядру справочной системы служит интернет-сайт.

Специализированная база данных - основное хранилище информации для справочной системы. Она содержит таблицы для хранения данных и реализации базовых алгоритмов. В отличие от простых моделей хранения информации о расписаниях движения транспорта, структура базы данных поддерживает хранение и структурирование информации для различных видов транспорта, различающихся по способу организации расписаний. Другим важнейшим отличием от баз данных расписаний является хранение в ней географической информации о расположении транспортных узлов. Как показал опыт, наличие географических данных необходимо для корректного и быстрого поиска сложного маршрута.

На уровне базы данных выполнена реализация важнейшего алгоритма справочной системы - поиска возможных маршрутов проезда. Он работает, анализируя данные расписаний и координаты географических объектов.

Программы подготовки данных справочной системы - это комплекс программ первичной обработки и импорта. Они служат для введения начальной информации в систему. В системе интеграции разнородных видов транспорта данные поступают из множества источников разными способами и в разной форме. Например, данные могут поступать в реальном времени по специальному протоколу через выделенный информационный канал. Либо данные могут периодически выкладываться в виде файлов на специальный сервер, и система должна самостоятельно их скачивать. Форматы файлов также могут быть различны: текстовые и табличные файлы или xml.

Задача программного комплекса - проанализировать полученные данные на наличие ошибок и, связав расписания с соответствующими географическими объектами, сохранить на сервере.

К сожалению, в любых данных бывают ошибки. Характерной ошибкой в данном случае являются неверные названия транспортных узлов. К примеру, на железнодорожном вокзале и расположенном по соседству с ним автовокзале один и тот же географический пункт может иметь разные названия. В таких случаях нельзя обойтись без оператора программы - человека, контролирующего ход загрузки данных. Когда находятся неоднозначности в данных, программа обращается к человеку и просит уточнить данные. После этого выбор запоминается и в последующем эта неоднозначность устраняется автоматически.

В результате работы программного комплекса база данных получает начальное наполнение. Но этого недостаточно для предоставления актуальной информации. Этим занимается третий модуль - программа online-взаимодействия с системами бронирования и продажи билетов. Модуль обращается во внешние системы в реальном времени и уточняет требуемую информацию.

В связи с быстрыми изменениями данных о наличии мест хранить информацию в системе не представляется возможным. Попытка централизовать такие данные технически нереализуема, так как потребовала бы такое же количество хранилищ данных, как у всех внешних систем вместе взятых.

С точки зрения внешних систем программа online-взаимодействия является клиентом, запрашивающим информацию о наличии мест и обновления в расписаниях. Конкретная реализация взаимодействия зависит от вида источника. Для системы "Экспресс" это эмулятор терминала, работающий в режиме справочного доступа. Для других внешних систем это может быть специализированный интернет-клиент.

С точки зрения справочной системы программа online-взаимодействия - это отдельный сервер, которому передаются запросы от поискового модуля (а модулю - от пользователей). Запросы выстраиваются в очередь в зависимости от приоритета и времени поступления и отправляются во внешние справочные системы.

Модуль позволяет автоматически поддерживать актуальность информации на важнейшие направления, например Москва - Санкт-Петербург. При этом полученная информация хранится в системе в течение некоторого времени и не загружает внешние системы при повторении запроса.

Ядро поискового сервиса - это многоуровневый программный модуль, который взаимодействует с базой данных и online-сервисом, с одной стороны, и с пользователем (через интернет-сайт) - с другой. При получении запроса о возможности проезда между пунктами А и Б модуль проводит первичный анализ данных и параметров запроса. Если недавно делался подобный запуск, то уже на этом шаге можно вернуть клиенту ответ. Если параметры запроса корректны, то модуль обращается к алгоритму поиска маршрутов, реализованному в базе данных. Алгоритм проводит первичный поиск возможных маршрутов с учетом расписаний и возвращает модулю несколько возможных маршрутов проезда.

Второй этап - комплексный анализ найденных путей следования. На этом этапе проверяются дни курсирования, подсчитывается статистика для каждого найденного пути, определяется оптимальный вариант проезда. Если учет дней курсирования показал, что поезд в заданную дату не идет, то модуль повторно обращается к алгоритму базы данных и запрашивает альтернативные варианты проезда. На последнем этапе модуль отправляет запросы о наличии мест серверу online-взаимодействия. Запросы ставятся в очередь, и модуль ждет получения информации от внешних систем. После этого результаты поиска окончательно проверяются и передаются клиенту (интернет-сайту).

Внешний видимый пользователям модуль - это справочный интернет-сайт. На нем можно сформировать справочный запрос о возможности проезда между пунктами А и Б. Можно указать дату поездки и тип свободных мест, которые следует учитывать при поиске. Так, если пользователь не может себе позволить проезд в вагонах категории "люкс", то он может это явно указать, и дорогостоящие варианты проезда будут исключены из результатов поиска.

Можно указывать как название транспортного узла (станции), так и название города. Например, город Екатеринбург (станция Свердловск). Если пользователь указывает город, то поиск проводится со всех железнодорожных и автовокзалов города; если он указывает конкретную станцию, то только с указанной станции.

Благодаря интеграции сайта с картографическим сервисом GoogleMaps пользователь получает не только справку о расписании и наличии мест, но и визуальное представление маршрута поездки на интерактивной карте. На карте отображаются альтернативные варианты проезда, "кликнув" на которые можно получить информацию о варианте проезда по выбранному маршруту.

(VOVworld) - Премьер-министр Вьетнама Нгуен Тан Зунг отметил, что необходимо использовать позитивные стороны информирования в Интернете с тем, чтобы население имело доступ к достоверной информации. На состоявшейся на днях конференции по реализации работы Канцелярии вьетнамского правительства на 2015 год глава правительства потребовал от компетентных органов разных уровней своевременно предоставлять населению точную информацию, считая это важной задачей, которую следует успешно выполнить в 2015 году.

Премьер-министр Вьетнама Нгуен Тан Зунг

Правительство призвано выполнять функцию административно-государственного управления, осуществлять руководство деятельностью в различных сферах социально-экономической жизни. О всех постановлениях и решениях Правительства и Премьера необходимо ежедневно информировать население. Своевременное предоставление данной информации населению имеет целью создать консенсус в обществе для претворения в жизнь установок и политики Партии и Государства реальными и конкретными действиями.


Право населения на доступ к информации

Уже давно предоставление информации, касающейся правительственных постановлений осуществляется через СМИ. Однако, в настоящее время сфера информирования включает в себя не только разных виды печати, такие как печатные и электронные газеты, радио и телевидение, но и соцсети. С более чем 30 миллионами пользователей соцсеть становятся необходимым информационным каналом жителей страны. С высокой степенью «открытости» соцсетей вся информация здесь очень быстро распространяется и имеет широкий охват аудитории. Поэтому, плохая и хорошая информация оказывает непосредственное воздействие на получателя информации. В особенности, в соцсетях вся информация имеет обратную связь и сразу получает реакцию со стороны ее пользователей. Поэтому премьер-министр Нгуен Тан Зунг требует от всех правительственных учреждений сделать все возможное для обеспечения предоставления достоверной информации населению.


Необходимо своевременно предоставить точную информацию населению

Работа по информированию населения в эпоху информационных технологий имеет важное значение для удовлетворения потребности населения в получении информации. При эффективном использовании соцсетей для быстрого предоставления населению информации, касающейся решений и постановлений Правительства население может получать достоверную информацию. Вот почему, в своем выступлении на недавней конференции по реализации работы Правительственной Канцелярии на 2015 год премьер-министр Нгуен Тан Зунг отметил: «Вопрос состоит в том, что нужно сделать для предоставления населению официальной и достоверной информации в соцсетях. Самым важным является то,что информация должна быть точной и своевременной, что помогает населению верить в данную информацию».

Глава правительства высоко оценил позитивные стороны соцсетей в сфере информирования и потребовал их развивать, а также ограничивать его негативные воздействия. В эпоху информационных технологий обеспечение открытости и прозрачности – приемлемый и эффективный способ информирования населения.


Модернизация электронного правительства

Что касается воздействия информации в соцсетях на работу по пропаганде и популяризации политики и законодательства Государства для каждого жителя страны, Премьер-министр Нгуен Тан Зунг подчеркнул необходимость активизировать применение информационных технологий в процессе эффективного управления админитративно-государственного управления. По словам главы правительства для получения доверия населения к проделанной правительством работе следует модернизировать электронное правительство, в частности, предоставить доступ через сеть Интернет к всей информации о правительственном управлении, с тем, чтобы население своевременно получило данную информацию, что считается эффективным и экономным способом для предотвращения распространениянедостоверной информации, созданию веры и консенсуса в обществе. Так же по словам премьера каждый член Правительства и правительственные органы должны проявлять ответственность в работе по информированию, своевременно предоставить населению информацию о правительственных решениях.Чем больше проявлять оперативность при предоставлении населению информации, тем лучше будет обеспечено право населения на доступ к достоверной и официальной информации.

1. Понятие "информация"
и общие требования к ней

Очень важное значение для государственной политики защиты интересов потребителей играет право потребителя на предоставление ему необходимой и достоверной информации, на основе которой он может сделать компетентный выбор.

Информация (посмотреть словарь).

Закон РФ "О защите прав потребителя" устанавливает общие требования к информации, предоставляемой потребителю. Согласно ст. 8 Закона потребителю должна быть предоставлена необходимая и достоверная информация об изготовителе (исполнителе, продавце), а режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Под необходимой информацией следует понимать ее полноту. Обычно потребитель не имеет достаточных знаний о товаре (работе, услуге), которые он желает приобрести. Поэтому продавец (изготовитель, исполнитель) должен предоставить потребителю информацию в таком объеме, который позволит потребителю оценить необходимость приобретения интересующего его товара, его свойства, его качество, правила пользования и хранения товара и на основе этого сделать правильный и нужный выбор товара (работы, услуги), а в дальнейшем использовать товар по назначению без помощи профессионалов.

Под достоверной информацией понимается соответствие содержащихся в ней сведений о товаре (работе, услуге) реальной действительности, то есть точное соответствие действительным свойствам товара. За достоверность рекламной информации отвечает то лицо, по чьему заказу реклама размещается в средствах массовой информации или иными способами доводится до потребителя.

Информация должна быть предоставлена потребителю в наглядной и доступной форме изготовителем или продавцом при заключении договора купли-продажи, выполнении работ, оказании услуг.

Постановлением Правительства РФ "Об утверждении Правил, обеспечивающих наличие на продуктах питания, ввозимых в Российскую Федерацию, информации на русском языке" от 27 декабря 1996 г. № 1575 установлено, что с 1 мая 1997 г. запрещена продажа на территории нашего государства импортных продуктов питания без информации о них на русском языке (постановлением от 14 июля 1997 г. № 869 в Правила были внесены измененя и дополнения). Согласно Правилам, импоретеры в контрактах на поставку должны обязательно предусматривать наличие на товаре информации на русском языке о составе, пищевой ценности, сроках годности, условиях хранения и применения, а также других установленных сведений. Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1037 с 1 июля 1998 г. запрежена продажа на территории Российской Федерации импортных непродовольственных товаров без информации о них на русском языке. Информация должна быть представлена на русском языке, а по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца) - на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации (п.2., ст. 8 Закона).

В наше время одним из источников информации является реклама в печати, по радио, телевидению, Интернет.

За содержание рекламы отвечает рекламодатель. Определенные требования к рекламе как к виду информации отражены в Международном кодексе рекламной практики (МКРП), который предназначен для использования в рамках национальных законов и международных правил, а в судебной практике - как справочный материал. МКРП провозглашает основные принципы рекламной деятельности:

  • благопристойность;

  • честность;

  • правдивость.

Информация в рекламе должна правдиво и четко указывать природу, состав, местонахождение производства, дату выпуска, срок годности, область применения, потребительские свойства, условия доставки, обмена, возврата товара, а также условия ремонта, обслуживания и даже размер прибыли от реализации, предназначенной на благотворительные цели.

Закон "О защите прав потребителей" устанавливает объем сведений, которые в обязательном порядке предоставляются потребителю - это сведения об изготовителе (исполнителе, продавце) и сведения о товаре (работе, услуге). Способы доведения информации до потрбителя определяются спецификой отдельных сфер обслуживания, но в любом случае, она доводится в наглядной и доступной форме.

2.Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)

Фирменное наименование (наименование) организации . Оно дает возможность потребителю отличать одних изготовителей (исполнителей и продавцов) от других. Фирменное наименование может представлять собой полное название (например, "Тульский хладокомбинат") или сокращенное название (ГАЗ, ЗИЛ, "Тулэнерго"), или оригинальное название ("Рот-Фронт", "Лакомка", "Чайка"). Оно неотделимо от самой организации и в случаях отчуждения осуществляется только вместе с ней. Согласно ст. 54 Гражданского кодекса РФ "наименование и место нахождения юридического лица", наименование предприятия должно обязательно содержать указание на его организационно-правовую форму, так как от этой формы зависит объем имущественной ответственности предприятия, которую они несут в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств. Индивидуальный предприниматель с учетом специфики своей деятельности обязан предоставить информацию, подтверждающую факт государственной регистрации и позволяющую установить его местонахождение.

Место нахождения организации (юридический адрес). В соответствии с российским законодательством все предприятия, действующие на территории РФ, проходят государственную регистрацию. Таким образом, место нахождения организации определяется местом ее государственной регистрации, т. е. юридическим адресом. Конкретный адрес той или иной организации указывается в уставе или учредительном договоре организации. Если потребитель вступает в товарно-денежные отношения с индивидуальным предпринимателем, то этот предприниматель должен предоставить потребителю сведения о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Значение юридического адреса велико, так как он определяет точное местонахождение организации, дает возможность потребителю предъявлять претензии и судебные иски, исполнять в отношении организации различные обязательства и решать многие другие проблемы.

Режим работы продавца (исполнителя) . Продавцы, исполнители и индивидуальные предприниматели самостоятельно устанавливают режим функционирования своей организации (за исключением государственных (муниципальных) организаций. Организация обязана соблюдать установленный режим работы и предоставить потребителю информацию о нем. В этой информации сообщается время начала и окончания работы (например, с 9.00 до 20.00; круглосуточно и т. д.), если есть - то время перерыва; дни недели, когда организация работает; санитарные и сокращенные дни, выходные дни. Режим работы предприятия должен соответствовать объявленному. Информация о продавцах (исполнителях), режиме их работы должна находиться на вывеске предприятия. Вывеска помещается на доступном для ознакомления с указанной на ней информацией месте.

Торговые организации, должны быть оснащены необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с нормами технического оснащения. Так, например, в магазине это весы, гири, метры, мерные емкости и иные измерительные приборы, которые должны иметь клейма. В любой час работы продавцы обязаны обслуживать население на должном уровне. Запрещено прекращать доступ покупателей до наступления времени обеденного перерыва или закрытия магазина. Продавцы должны в течение всего времени торговли отпускать товары, а кассиры - рассчитываться с покупателями. Все находящиеся в магазине покупатели, имеющие на руках кассовые чеки, должны быть обслужены. Однако нередко возле какого-то отдела можно увидеть надпись типа "Закрыто на прием товара". Такое недопустимо. Если же случилось, что в отделе закончился товар, то администрация магазина обязана его пополнить, не отвлекая продавца торгового зала от обслуживания покупателей. Некоторые кассиры также нарушают правила торговли, прекращают прием денег у покупателей, чтобы подсчитать выручку. Подсчет выручки должен происходить в свободное от расчетов с покупателем время.

Потребитель может приобретать товары, заказывать услуги не только в организациях, но и на ярмарках, с прилавков, тонаров, во временных помещениях. В таких случаях также должна быть предоставлена информация об изготовителе (исполнителе, продавце), от имени которых ведется торговля или осуществляются различные виды обслуживания населения. Такие сведения помещаются на лотке, прилавке, за стеклом витрины, на вывеске или доводятся до потребителя любым иным способом.

Сведения о лицензии. Согласно п.2 ст.9 Закона "если вид (виды) деятельности, осуществляемой изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем лицензию. Если у организации нет лицензии, то государственные органы имеют право остановить ее работу. Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 146/5) установлена административная отвественность работников за продажу товаров на предприятиях торговли, независимо от форм собственности, а равно на иных предприятиях, осуществляющих реализацию товаров населению или индивидуальными предпринимателями, без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце. Ст. 49 ГК РФ указывает, что перечень лицензируемых видов деятельности определяется законом. Федеральный закон РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" вступил в силу с 3 октября 1998 г. Этот закон направлен на обеспечение единой государственной политики в данной сфере и защиту прав и интересов граждан и организаций, а также на установление правовых основ единого рынка. В п. 2 ст. 1 Закона перечисляются виды деятельности, на которые не распространяется действие Закона. В ст. 4 данного Закона выделены критерии определения лицензируемых видов деятельности. К основным критериям относятся возможность нанесения ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства. Согласно ст. 6 Закона лицензирующие органы обладают следующими полномочиями: надзор за соблюдениемлицензиатами лицензионных требований и условий; переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий; формирование и ведение реестра лицензий. Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2000 г. № 326 "о лицензировании отдельных видов деятельности" утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование.

3. Информация о товарах (работах, услугах)

Главной задачей предоставления информации о товаре (работе, услуге) является обеспечение его компетентного выбора. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую ему возможность правильного выбора (п.1 ст.10 Закона).

В ст. 10 Закона содержится объем требований, к информации обо всех товарах, оказываемых работах и услугах. Информация обо всех товарах, а также об оказываемых услугах должна содержать:

  • обозначения стандартов, требованиям которых соответствуют товары (работы, услуги);

  • сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг);

  • цена и условия приобретения товара (работ, услуг);
  • гарантийный срок, если он установлен;

  • правила и условия эффективного и безопасного пользования товарами (работами, услугами);
  • срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом;
  • место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации, уполномоченной на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара (работы);

  • информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанные в п. 4 ст. 7 настоящего Закона. Предусмотрена конкретная форма, такой информации: маркировка знаком соответствия, данные о номере сертификата, сроке его действия и органе, его выдавшем;

  • информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
  • указание на конкретное лицо, которе будет выполнять работу (оказываать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
  • указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений. Если приобретаемый товар был в употреблени или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставленна информация об этом.

    Информация о продуктах питания помимо вышеуказанной должна содержать в себе:

  • сведения о составе продукта (в том числе перечень использованных в процессе его изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок);

  • сведения о весе или объеме продукта;

  • калорийность продукта;

  • содержание в продукте вредных для здоровья человека веществ (сравнительно с обязательными требованиями стандарта);

  • противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний (перечень таких товаров (работ, услуг) утверждается Правительством Российской Федерации). Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболевания, утвержден постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997г. № 481;

  • при упаковке или расфасовке продуктов питания на территории РФ они снабжаются информацией о месте их изготовления.

Если при определенных условиях возможна потеря каких-либо потребительских свойств продукта питания (например, хранение во влажном месте), то на упаковке товара указываются правила его хранения "Хранить в сухом месте" и способ восстановления свойств (например, на упаковке готовых завтраков "Подушечки", "Хлопья" и т. д. указывается следующая информация: "В случае потери хрустящих свойств продукт рекомендуется подсушить").

Информация о продуктах питания, ввозимых в РФ, должна содержать следующие сведения:

  • наименование продукта и его вид;

  • страна, фирма-производитель;

  • вес и объем продукта;

  • наименование основных ингридиентов, входящих в состав продукта, включая пищевые добавки;

  • пищевая ценность (калорийность, наличие витаминов) - для продуктов, предназначенных для детского, лечебного и диетического питания;

  • условия хранения (для продуктов, имеющих ограниченные сроки годности или требующих специального хранения);

  • срок годности (конечная дата использования или дата изготовления и срок хранения);

  • способ приготовления (для полуфабрикатов и предназначенных для детского питания продуктов);

  • рекомендации по использованию (для биологически активных пищевых добавок);

  • условия применения, включая противопоказания при отдельных видах заболевания.

Организации, осуществляющие импорт продуктов питания в РФ, предусматривают в контрактах на их поставку в качестве одного из обязательных условий наличие на товаре информации на русском языке о составе, пищевой ценности, сроках годности, условиях хранения и применения. Согласно Указу Президента РФ от 7 февраля 1996 г. при розничной и мелкооптовой реализации алкогольной и табачной продукции иностранного производства продавцы обязаны помимо информации, предоставляемой в обязательном порядке в соответствии со ст. 10 закона "О защите прав потребителей", предоставлять информацию о производителе продукции, месте ее изготовления, а также об организации-импортере продукции и таможенном пункте, на котором были произведены пересечение таможенной границы и таможенное оформление конкретной партии продукции.

Информация размещается в технической документации к товару (работе, услуге), на этикетках и осуществляется путем маркировки или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). В случае невозможности поместить текст информации полностью из-за недостаточной площади упаковки, этикетки, ярлыка допускается сообщение информации о товаре или ее части на специальном листе-вкладыше, который прилагается к каждой единице товара.

Важное значение как один из способов информирования имеет правильное, доступное и красочное оформление витрин. Например, в витринах магазина, ателье выставляются образцы только тех товаров, которые имеются в продаже или изготавливаться в организации. Каждый образец снабжается четко оформленным ярлыком и ценником. Прейскуранты цен на товары или услуги должны висеть на видном месте. По мере необходимости и с учетом сезона витрины обновляются. Витрины должны быть оборудованы в соответствии с установленными требованиями и обеспечены средствами, предупреждающими запотевание или обледенение стекол. В вечернее время витрины должны быть хорошо освещены. Образцы товаров, находящиеся в витринах, могут быть проданы по требованию покупателя. Образцы товаров, используемые как элемент композиционного оформления витрин или являющиеся инвентарем организации, ярлыками и ценниками не оформляются и продаже не подлежат.

4. Ответственность за ненадлежащую информацию

Закон "О защите прав потребителей" не только обязует продавца (изготовителя, исполнителя) предоставлять потребителю информацию как о себе так и о товарах, работах, услугах, но и устанавливает ответственность за нарушение этих обязанностей. Ст. 12 Закона устанавливает следующие виды ненадлежащей информации:

  • недостоверная, то есть такая, которая не соответствует действительности, фактическим данным, показателям;

  • недостаточно полная информация, то есть информация, которая не позволяет потребителю сделать правильный выбор необходимого товара (работы, услуги) либо которая не позволяет ему использовать этот товар по назначению.

За предоставление недостоверной или недостаточно полной информации потребителю наступает ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) согласно ст. 12 Закона.
П. 1 ст. 12 Закона предусматривает ответственность за сам факт непредоставления возможности незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге). В таком случае потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора.
Если были нарушены права потребителя в части непредоставления информации, а он приобрел товар (работу, услугу), не обладающий необходимыми потребителю свойствами, потребитель имеет право расторгнуть договор, потребовать возврата уплаченной суммы и возмещения убытков. При расторжении договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы или услуги) продавцу (исполнителю). П. 1 ст. 12 Закона воспроизводит положения п. 3 ст. 495 ГК РФ, который расматривает непредоставление информации о товаре до заключения договора как необоснованное уклонение от заключения договора розничной купли-продажи, являющегося публичным договором.
Согласно п. 2 ст. 12 Закона устанавливается единая ответственность за непредоставление полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), как за недостаки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствии отсутствия у него такой информации. Нарушение, предусмотренное п. 2 ст.12 является материальным, то есть требующим для наступления ответственности определенных последствий, таких как возникновение недостатков товара (работы, услуги), а также наличие причинной связи между ненадлежащей информацией и наступившими последствиями.
В случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя из-за недостоверной или недостаточно полной информации потребитель вправе требовать от изготовителя (исполнителя, продавца) возмещения вреда, предусмотренно ст. 14 Закона. Если вред причинен природным объектам (земле, деревьям, кустарникам и т. д.), находящимся в собственности потребителя на основаниях, предусмотренных законом, либо во владении в соответствии с законом или договором, он также вправе потребовать также полного возмещения ущерба. Законом предусмотрены различные последствия причинения вреда жизни, здоровью, имуществу потребителя и принадлежащим ему природным объектам. В первом случае происходит возмещение вреда по правилам ст.14 Закона, а во втором - возмещение убытков. Согласно ст. 1095 ГК, причинитель вреда обязан его возместить независимо от наличия вины и договорны отношений с потерпевшим.

Рассматривая споры между потребителем продавцом (изготовителем, исполнителем), суд должен исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).
()

Достоверность - это то, что показывает качество информации, отражает её полноту и точность. Она имеет такие признаки, как разборчивость письменной и устной речи, отсутствие ложных или каким-либо образом искажённых сведений, небольшая возможность ошибочного применения единиц информации, включающих в себя буквы, символы, биты, цифры. Оценивается и непосредственно достоверность информации, и её источник по шкалам (например, "преимущественно надёжный", "надёжный в полном объёме", "сравнительно надёжный" и далее - до "ненадёжен совсем" или "статус не определён").

Что это означает?

Достоверность характеризует неискажённость информации. На неё влияют не только подлинность сведений, но также и адекватность способов, которыми она была получена.

Недостоверность же может подразумевать умышленную подготовку данных как ложных. Бывают случаи, когда недостоверные сведения в результате предоставляют информацию, характеризующуюся достоверностью. Такое случается тогда, когда во время их получения степень недостоверности информации уже известна адресату. Вообще же, наблюдается следующая закономерность: чем более высоким является количество исходных данных, тем выше становится обеспечение достоверности информации.

Адекватность информации

Таким образом, достоверность напрямую связана с адекватностью информации, её полнотой и объективностью. Данное свойство имеет очень серьёзное значение, преимущественно в случае применения данных для принятия каких-либо решений. Информация же, которая отличается недостоверностью, приводит к таким решениям, которые будут иметь отрицательные последствия в плане социального обустройства, политической ситуации либо экономического положения.

Итак, рассмотрим подробнее понятие достоверности информации.

Определение понятий достоверной и недостоверной информации

Итак, информация является недостоверной, если она не соответствует реальному положению вещей, содержит такие данные о явлениях, процессах или событиях, которых в принципе никогда не было или же они существовали, но сведения о них отличаются от происходящего в действительности, искажены либо характеризуются неполнотой.

Достоверной можно назвать такую информацию, которая не вызывает абсолютно никаких сомнений, является реальной, подлинной. К ней относятся такие сведения, которые в случае чего можно подтвердить процедурами, корректными с юридической точки зрения, когда используются различные документы либо заключения экспертов, могут быть приглашены свидетели и т. п. Кроме того, данные можно считать достоверными, если они обязательно ссылаются на первоисточник. Однако в этом случае возникает проблема определения достоверности самого источника информации.

Виды источников информации

Источниками информации могут быть:

Физические лица, которые благодаря своим полномочиям либо положению имеют доступ к таким сведениям, которые интересуют разного рода средства массовой информации;

Различные документы;

Реальная среда (например, урбанистическая, предметно-вещественная, являющаяся сферой обитания человека, природная);

Виртуальная среда;

Печатные издания, которые имеют выходные данные, то есть учебники, книги, энциклопедии или статьи в журнале;

Сайты в интернете, порталы, страницы, на которых также могут базироваться СМИ.

Бесспорно, одним из самых авторитетных и безопасных источников являются документы, однако они считаются таковыми только тогда, когда есть возможность их юридической проверки. Для них характерна вся полнота информации.

Компетентные и некомпетентные

Помимо подразделения на достоверные и недостоверные, источники также могут быть компетентными и некомпетентными.

Наиболее широко представлены такие источники информации, как уполномоченные официальных структур власти. В первую очередь государственные учреждения должны снабжать граждан самой объективной и точной информацией. Однако даже сведения пресс-службы правительства могут быть подделаны, и нет гарантии, что из государственного источника не может просочиться информация, не являющаяся достоверной. Именно поэтому получить информацию - не означает доверять ей безоговорочно.

Ссылка на источник

Таким образом, достоверность информации может определяться присутствующей в ней отсылкой к источнику. Если последний имеет полномочия в какой-либо сфере или специализируется в определённой области, то он является компетентным.

Но наличие ссылки не всегда должно быть обязательным, так как бывает, что разного рода положения получают подтверждение непосредственно в процессе изложения информации. Происходит это тогда, когда автором сведений является специалист, то есть человек достаточно компетентный в той области, которой касается. В данном случае чаще всего можно не сомневаться, что информация будет достоверной.

В подавляющем большинстве неназванные источники способствуют снижению достоверности материала, особенно тогда, когда в статье присутствуют негативные новости, о которых читателю ранее не было известно. Людей главным образом интересует первоисточник такой информации.

Лучшими считаются такие сведения, которые ссылаются на источники, имеющие определённый авторитет, например имеющие официальный статус, различные статистические агентства, научно-исследовательские институты и т. д.

Тогда легче осуществлять проверку достоверности информации.


Способы проверки

Поскольку достоверными являются только те сведения, которые соотносятся с действительностью, очень важным является навык проверки полученных данных и определения степени их достоверности. Если овладеть таким умением, то можно избежать разного рода дезинформационных ловушек. Для этого нужно в первую очередь выявить, какой смысловой нагрузкой обладают полученные сведения: факторной либо оценочной.

Контроль достоверности информации крайне важен. Факты являются тем, с чем сталкивается человек в первую очередь, когда получает какую-либо новую для него информацию. Они именуют уже проверенные на достоверность сведения. Если же информация не была проверена либо же это невозможно сделать, то фактов в себе она не содержит. К ним относятся числа, события, имена, даты. Также фактом является то, что можно измерить, подтвердить, потрогать или перечислить. Чаще всего возможность их представления имеется у социологических и научно-исследовательских институтов, агентств, специализирующихся на статистике, и т. д. Главным признаком, различающим факт и оценку достоверности информации, является объективность первого. Оценка же всегда является отражением чьего-либо субъективного взгляда или эмоционального отношения, а также призывает к определённым действиям.

Разграничение источников сведений и их сравнение

Кроме того, важно при получении информации разграничивать её источники. Поскольку подавляющее количество фактов самостоятельно вряд ли удастся проверить, то достоверность полученных данных рассматривается с позиции доверия к предоставившим их источникам. Как же осуществить проверку информационного источника? Главным фактором, определяющим истинность, считается практика, или то, что выступает помощником в выполнении конкретной задачи. Доминирующим критерием любой информации выступает также её эффективность, которую показывает количество применивших эти сведения субъектов. Чем оно выше, тем больше доверия будут испытывать к полученным данным, и достоверность их выше. В этом состоит основной принцип достоверности информации.

Сравнение источников

Помимо этого, довольно полезно будет сравнить между собой источники, поскольку такие качества, как авторитетность и популярность, ещё не дают полных гарантий достоверности. Именно поэтому следующим важным признаком информации является её непротиворечивость. Каждый факт, полученный от источника, должен доказываться результатами проведённых независимых исследований, то есть он должен повторяться. Если повторный анализ приходит к идентичным выводам, значит, установлено, что информация действительно является непротиворечивой. Это говорит о том, что сведения единичного характера, случайные, большого доверия к себе не заслуживают.

Степень достоверности

Наблюдается следующая пропорция: чем большим является количество подобных сведений, выведенных из различных источников, тем выше их степень достоверности информации. Каждый источник ответственен за предоставленные факты не только с точки зрения морали и нравственности, но и с точки зрения вещественной. Если же какая-либо организация предоставляет данные сомнительного происхождения, то она может с лёгкостью лишиться своей репутации, а порой даже и средств, обеспечивающих её существование. Кроме того, можно не только потерять получателей информации, но даже подвергнуться наказанию в виде штрафа либо тюремного заключения. Именно поэтому источники солидные, имеющие определённые авторитет, не станут ни в коем случае рисковать собственной репутацией, публикуя недостоверные сведения.

Как поступить, если источником информации становится конкретное физическое лицо?

Бывают такие ситуации, когда источником информации становится не организация, а определённое лицо. В этих случаях необходимо узнать как можно больше сведений об этом авторе, чтобы определить, в какой степени нужно доверять информации, поступившей от него. Убедиться в достоверности данных можно путём ознакомления с иными работами автора, с его источниками (если таковые имеются), либо же выяснить, обладает ли он речевой свободой, то есть может ли предоставлять такую информацию.

Этот критерий определяется наличием у него учёной степени либо же должного опыта в определённой сфере, а также должности, которую он занимает. В противном же случае информация вполне может оказаться бесполезной и даже принести вред. Если нельзя проверить каким-либо образом достоверность сведений, они сразу же могут считаться бессмысленными. При поиске же информации в первую очередь нужно чётко сформулировать ту проблему, которая требует разрешения, что понизит возможность дезинформирования.

Если же сведения являются анонимными, то за достоверность информации ни в коем случае нельзя ручаться. Любые сведения должны иметь своего автора и подкрепляться имеющейся у него репутацией. Самыми ценными в принципе являются те данные, источником которых является человек опытный, а не случайный.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows