Умные жесты на андроид. Жесты в мобильных приложениях

Умные жесты на андроид. Жесты в мобильных приложениях

17.05.2019

Дорогие друзья, начинающие осваивать смартфон!

Если вы перешли с обычного кнопочного мобильника на смартфон с сенсорным экраном (touch screen - тачскрин), то некоторые из вас поначалу испытывают трудности с освоением именно сенсорного экрана . Вам не очень понятно, как нужно касаться экрана, сколько задерживать касание, как перемещаться по странице и т.п. В этой статье постараюсь кратко описать основные особенности управления смартфоном .

Должен сразу сказать, что переход с механических кнопок на виртуальные является огромным шагом вперед в развитии мобильных устройств. Он позволяет увеличить площадь экрана почти до всей лицевой поверхности смартфона и облегчить управление. Но вместе с тем поначалу появляется и некоторое неудобство . Обычный телефон можно было брать в руку как угодно и касаться любых частей передней панели и экрана. У смартфонов нужно быть более осторожным, поскольку любое случайное касание поверхности экрана может вызвать нежелательное действие. Нужно выработать привычку держать в руке смартфон, не касаясь экрана без нужды, по крайней мере, пока он находится в разблокированном состоянии.

Итак, вот основные приемы управления сенсорным экраном:

Одиночное касание (tap)

Это быстрое (практически без задержки) касание экрана одним пальцем . Задержка не должна превышать 0.5 секунды. Любое касание достаточно делать легко, так как современные емкостные сенсорные экраны очень чувствительны (в отличие от уже ушедших в прошлое резистивных).

На главном экране (и любом рабочем экране – рабочем столе) одиночное касание иконки приложения вызывает запуск приложения. Это аналог нажатия левой кнопки мыши на обычном компьютере. В остальных случаях внутри приложения это может быть выбор варианта из нескольких предложенных, выбор контакта в списке контактов, подтверждение действия и т.п.

Одиночное касание в текстовых полях вставляет курсор в место касания.

Касание с задержкой (long tap)

Это касание одним пальцем с задержкой более 1 сек (до появления результата). Результат может быть различным в зависимости от ситуации. В большинстве случаев это действие приводит к появлению контекстного меню (аналог правой кнопки мыши).

Нажатие с задержкой иконки на главном экране приводит к «прилипанию» к пальцу этой иконки, что дает возможность ее перемещения по экрану, в том числе на соседний рабочий экран, а также удаления иконки (не самого приложения) в возникающую на экране корзину.

В текстовых полях задержка приводит к выделению фрагмента текста под пальцем с возможностью дальнейшего расширения выделения с помощью возникающих концевых меток, одновременно появляется меню Копировать, Выбрать все, Вырезать, Вставить . Задержка на метке курсора приводит к появлению меню Вставить (последнее содержимое буфера обмена), Вставить из буфера обмена (любое из 20 последних содержимых буфера обмена).

Двойное касание (double tap)

Двойное касание одним пальцем с коротким интервалом между касаниями (не более 0.2 сек). Применяется для попеременного увеличения и уменьшения масштаба веб страницы в браузере, картинки в Галерее и т.п. Кликнуть нужно именно на той области экрана, которую вы хотите рассмотреть крупнее и подробнее.

Касание с перемещением (tap & drag)

Это касание одним пальцем с немедленным (задержка не более 0.2 сек) началом перемещения пальца по экрану, не отпуская пальца. Дальнейшая задержка на одном месте уже после начала перемещения не играет роли: содержимое экрана как бы прилипает к пальцу до момента отпускания. Так делается пролистывание рабочих столов (экранов), страниц в браузере в любом направлении, пролистывание списков (например, контактов) и т.п. Этот жест также служит для перемещения движков различных виртуальных регуляторов (например, громкости, яркости и т.п.).

Смахивание (swipe)

Это действие одним пальцем похоже на предыдущее, но только делается без длительного перемещения по экрану, напоминает быстрый мазок кистью по бумаге. При этом содержимое экрана продолжает перемещаться даже после отрыва пальца от экрана в процессе «мазка» с постепенным замедлением. Я помню видео, как первая демонстрация этого эффекта Стивом Джобсом на презентации Apple iPhone 2G в 2007 году сорвала шквал аплодисментов.

Теперь рассмотрим приемы касания двумя пальцами . При этом пальцы могут быть на одной руке или на разных, это безразлично.

Сведение (щипок) и разведение двух пальцев (pinch, zoom)

Этот прием используется для плавного уменьшения и соответственно увеличения масштаба изображения на экране (картинки, веб страницы). Вы ставите оба пальца на экран практически одновременно, а затем делаете движение по сведению пальцев (щипок) или их разведению. Направление перемещения пальцев (вправо-влево, вверх-вниз или промежуточные движения) роли не играет.

Вращение двумя пальцами (rotate)

Это еще один прием, применяемый для вращения изображения на экране. Два пальца после прикосновения к экрану совершают перемещение каждый по дуге окружности в одинаковом направлении (по часовой или же против часовой стрелки). Или же один палец стоит неподвижно в центре вращения, а другой перемещается по дуге вокруг этого центра. Этот способ применяется достаточно редко. Например, я пользовался им при редактировании изображения в приложении MDScan для получения отсканированных копий документов.


Все перечисленные ниже функции протестированы на Android 9.0 Pie. В других версиях ОС или сторонних оболочках некоторые жесты могут работать иначе или не работать совсем.

1. Двойной свайп вниз от границы экрана - полное выдвижение панели настроек

Стандартный свайп вниз от верхней границы экрана показывает только уведомления. Чтобы выдвинуть всю верхнюю панель и получить доступ к быстрым настройкам системы, нужно делать ещё один свайп. Но вы можете заменить эти два жеста одним - точно таким же, но выполненным двумя пальцами. Такой двойной свайп выдвигает панель целиком.

2. Долгое нажатие на уведомление - быстрый доступ к настройкам программы

Если одна из программ начинает постоянно присылать уведомления, возникает острое желание уменьшить их количество или просто отключить. Для этого приходится открывать приложение и копаться в нём в поисках нужных настроек. Но можно просто нажать на уведомление и удерживать палец несколько секунд - появится кнопка для быстрого доступа к нужным настройкам.


3. Горизонтальные свайпы вдоль адресной строки - перелистывание вкладок в Chrome

Чтобы переключиться между вкладками Chrome, нужно сначала нажать на цифру с количеством вкладок, а затем выбрать нужную из них. Но есть альтернативный способ, с помощью которого удобно переходить на соседние вкладки. Достаточно делать свайпы вправо или влево, скользя пальцем по адресной строке.


4. Долгое нажатие кнопки отключения - переход в безопасный режим

Если устройство начинает тормозить, а перезагрузка не помогает, уместно протестировать его работу в безопасном режиме. В этом состоянии на аппарат не влияют сторонние программы, поэтому вызванные ими проблемы проще устранить. Чтобы перейти в безопасный режим, зажмите клавишу питания и удерживайте, пока на дисплее не появится кнопка «Отключить питание». Затем задержите касание на ней - через секунду увидите предложение перейти в безопасный режим.


5. Щипок и долгое нажатие в Google Photos - удобное управление снимками

Жесты в значительно упрощают использование смартфона. К примеру, вы можете быстро менять формат отображения снимков щипком, даже не заходя в дополнительное меню. Достаточно сводить и разводить два пальца поверх списка фотографий, и приложение будет переключать вид: обычный, по дням, по месяцам, по годам.


Кроме того, вы можете быстро выделить множество изображений. Для этого задержите касание на одном из нужных снимков и, не отрывая пальца от экрана, проведите им по остальным.


6. Двойное нажатие на карте и вертикальные свайпы - изменение масштаба в Google Maps

Масштабировать карту традиционным жестом - щипком - не очень-то удобно на ходу, когда вы держите смартфон одной рукой. Разработчики учли этот нюанс и добавили альтернативный способ. Чтобы изменить размер карты одним пальцем, быстро нажмите на неё дважды и, не отрывая пальца, проведите им вверх или вниз. Масштаб будет меняться.


7. Тройное нажатие и свайпы - масштабирование интерфейса и изображений

Если захотите быстро рассмотреть мелкий фрагмент снимка или прочесть крохотный шрифт сайта, на котором стандартное масштабирование не работает, можете воспользоваться спрятанным жестом. Для этого надо нажать трижды на экран и, не поднимая пальца, поделать свайпы в разные стороны. Но способ сработает, если предварительно вы активируете опцию «Жесты для увеличения» в разделе «Специальные возможности» в настройках смартфона.


8. Горизонтальные свайпы вдоль кнопки пробела - управление курсором в клавиатуре Google

Когда в набранный текст закрадывается опечатка, приходится попадать пальцем в нужное место между мелких букв, чтобы её исправить. Это, мягко говоря, не очень просто. К счастью, вы можете управлять курсором гораздо более удобным способом. Просто скользите пальцем по пробелу, и курсор будет перемещаться вдоль текста.


Возможно, вы знаете другие не совсем очевидные жесты? Делитесь в комментариях!

У смартфонов небольшие экраны, и с целью повышения удобства их использования придумывают различные методы ввода и элементы, упрощающие повседневную работу. К примеру, такие как жесты. О приложениях, расширяющих и дополняющих базовую функциональность за счет поддержки жестов, и пойдет речь в данном обзоре.

Мы рассмотрим три наиболее популярных решения, которые уже немалое время держатся в числе актуальных программ на Google Play. Это необычная iGest, интересная Finger Gesture Launcher и простая Gesture Magic. А в конце вас ждет заочное сравнение участников и подведение итогов рассмотрения данного сегмента ПО.

В качестве тестового оборудования использовались смартфоны Xiaomi Redmi Note (Miui V8 на OC Android 4.4.2, среда выполнения Dalvik, процессор MediaTek MT6592, 8 x 1700 МГц, видеосопроцессор Mali-450 MP4, 700 МГц, 2 Гбайта ОЗУ) и Jinga Basco M500 3G (OC Android 5.1, среда выполнения ART, процессор MediaTek MT6580, 4 х 1300 МГц, видеосопроцессор Mali-400 MP2, 1 Гбайт ОЗУ), а также планшет Samsung Galaxy Tab 2 7.0 (CM 13 на базе OC Android 6.0.1, среда выполнения ART, процессор TI OMAP 4430, 2 x 1200 МГц, видеосопроцессор PowerVR 540, 384 МГц, 1 Гбайт ОЗУ).

iGest

Знакомство

Простота использования, качество работы и высокое количество функций – вот основные преимущества iGest. Что же еще такого интересного и необычного можно отметить в данном приложении, какие у него есть подводные камни? Попробуем разобраться.

Преимущества приложения iGest:

  • Множество функций и управление жестами значительно ускорят работу с устройством;
  • Жесты можно использовать прямо на экране блокировки. Теперь для того, чтобы открыть приложение или позвонить, даже не нужно включать телефон;
  • Защита персональных данных. Установите жестовый пароль на галерею, чат и другие приложения;
  • На экране блокировки есть сканер отпечатков пальцев;
  • Удобная плавающая кнопка позволит использовать жесты где угодно;
  • Идеальная точность распознавания жестов. Уникальный алгоритм адаптируется под ваш почерк и распознает любой жест;
  • Простой и удобный интерфейс поможет быстро настроить нужные жесты;
  • iGest – единственное приложение среди аналогов, которое поддерживает multi-touch жесты.

Возможности программы iGest:

  • Запускать приложения;
  • Блокировать приложения жестовым паролем;
  • Совершать звонки;
  • Открывать веб-страницы;
  • Открывать файлы;
  • Заблокировать экран телефона;
  • Создать SMS;
  • Создать Email;
  • Включить фонарик;
  • И многое другое…

Начало работы

При первом знакомстве с iGest нам сразу предложат создать первый жест и перейти к использованию программы.

Касательно функционала, бесплатная утилита iGest умеет многое, а именно: открывать определенные приложения, совершать звонки, писать SMS-сообщения, делать фото и многое другое. Я даже и представить не могу функцию, которой может не хватить в данной программе.

Правда, просматривать веб-страницы в браузере, открывать файлы и создавать E-mail мы сможем только в расширенной версии iGest. Это создает определенные неудобства, так как еще и реклама присутствует в приложении.

При создании жеста мы должны пять раз отрисовать задуманную фигуру, благодаря этому распознавание будет наиболее точным. Жесты могу быть как простыми, так и сложными, то есть состоять из нескольких отдельных линий, что будет способствовать лучшей защите от ложных срабатываний.

Для ввода или рисования жеста, как вам наиболее удобно, необходимо открыть приложение и рисовать на полупрозрачном холсте. Однако в приложении можно активировать плавающую кнопку, по нажатию на которую откроется вышеупомянутая панель. Это позволит не искать каждый раз ярлык приложения. Аналогичные действия доступны и на экране блокировки.

Настройки

Настроек в iGest нет в принципе, а мне хотелось бы настроить скорость срабатывания жестов, точность ввода и другие параметры.

Тестирование

Функционал приложения не подвел, а как в нем обстоят дела с качеством распознавания жестов, точностью, скоростью и прочими параметрами работоспособности? Особых проблем с ней мною замечено не было, более того, порадовало качество работы, в особенности распознавание мульти-жестов (из нескольких линий). В среднем, на 15-20 жестов программа могла ошибиться один-два раза – не более.

iGest со всеми своими возможностями включает три рабочих процесса и при этом потребляет немного ОЗУ. Поэтому с работой приложения особых проблем нет, за исключением плавающей кнопки и экрана блокировки, на сторонних прошивках с видоизменными интерфейсами данные возможности не работают. Это проверено на Miui 8 и Flyme 5.

С помощью жестов TalkBack вы можете легко управлять устройством Android.

Они делятся на три типа: основные, жесты перехода и угловые. Их необходимо выполнять одним движением, с постоянной скоростью, равномерно надавливая на экран.

Основные жесты

Жесты перехода

Угловые жесты

Эти жесты состоят из двух линий, формирующих прямой угол. Например, чтобы перейти на главный экран, нужно сначала провести вверх, потом резко влево под углом 90 градусов (этот жест установлен по умолчанию).

Примечание . Жест, открывающий панель уведомлений (вправо, затем вниз), поддерживается не во всех версиях TalkBack. Если он не сработал на вашем устройстве, проведите двумя пальцами от верхнего края экрана вниз.

Жесты двумя пальцами

Все жесты TalkBack выполняются одним пальцем. Пока вы касаетесь экрана одним пальцем, ваши жесты отправляются только в TalkBack.

Однако при использовании двух или более пальцев ваше прикосновение или жест распознается непосредственно приложением, а не TalkBack. Например, вы можете прокручивать страницы двумя пальцами.

Некоторые приложения позволяют увеличивать и уменьшать изображение, поместив два пальца на экран и сдвигая или раздвигая их. TalkBack не препятствует распознаванию этих жестов.

Настройка жестов TalkBack

Все вышеперечисленные жесты установлены по умолчанию. При желании вы можете изменить их назначение.

Жесты в мобильных приложениях

Некоторые критики считают такой способ управления, как жесты, сложным для понимания - и потому бесполезным. Вместе с тем, освоение жестовых технологий идет стремительными темпами, в мире UI тактильные решения поставлены на поток. Но все же главная сложность - это новизна. Жесты как способ управления электронным устройством появились еще в начале 80-х, а с начала нулевых они распространились повсеместно. Дизайнеры пытаются сделать жесты интуитивно понятными - но этот процесс все еще на стадии бета-тестирования.

Общие жесты

Это жесты, которые реализованы на многих платформах и привычные для большинства.

Исследование Дэна Моуни показывает, что ожидания пользователей относительно нюансов работы интерфейсов во многом сходятся. В рамках исследования участников из девяти стран просили составить список 28 жестов для UI. И результаты оказались очень похожими.

Например, чтобы удалить иконку, необходимо перетащить ее с экрана.

Стандартный набор жестов для большинства приложений:

  • Клик (или тап)
  • Дабл-тап
  • Перетаскивание
  • Щипок
  • Стягивание
  • Растягивание
  • Нажатие
  • Нажать и зажать
  • Нажать и перетащить
  • Вращение экрана

О том, что эти жесты присутствуют, не всегда можно догадаться без подсказки -по крайней мере, так считают участники исследования. Отсюда вопрос: насколько жестовые интерфейсы интуитивно понятны? В чем их плюсы и минусы?

Важно ясно представлять, какой принцип действия или концепт делает жестовый UI эффективным. В противном случае пострадает юзабилити таких разработок.

Преимущества жестов

Популярность жестов объясняется двумя причинами:

  • Стремительное распространение сенсорных устройств и
  • Фильм «Особое мнение».

Последнее можно назвать причиной с большой натяжкой. Экран с приборной панелью из этого фильма - слишком уж футуристический пример, метафора в разговорах о сенсорных интерфейсах. Но еще очень далеки те времена, когда взаимодействие с голографическими проекциями станет частью повседневности.

Но все же гаджеты Тома Круза предвосхищают не столь далекое будущее - и демонстрируют . Здесь важны два нюанса: их удобство и, опять же, интуитивная понятность.

Жесты легко освоить

Тачскринные интерфейсы лишь тогда кажутся простыми и понятными, когда взаимодействие с цифровыми элементами приближено к физическому действию. Тактильный фидбек и манипуляции на экране должны быть соответствующими.

Опытный пользователь без лишних усилий разберется в самом непродуманном интерфейсе. Владельцы устройств зачастую пропускают инструкции к приложениям - и за несколько мгновений опытным путем осваивают управление. Однако без тонких инструкций со стороны дизайнера приложение будет меньше радовать своего пользователя. Так как же научить людей и не отвлечь от практических действий в приложении?

Один из самых эффективных методов - поэтапное раскрытие: жесты и другое управление становятся доступны по мере знакомства с интерфейсом. Для начала показываются самые важные средства управления - с помощью визуальных подсказок, либо вводного инструктажа. Первое выглядит предпочтительнее, поскольку большинство пользователей сразу переходят к делу и не тратит время на инструкции.

Могут быть уместны визуальные подсказки и анимация, которые реагируют на касание экрана. Как пример, функция «slide to unlock», которая раньше присутствовала в устройствах Apple.

Slide to unlock

Словесная подсказка; стрелка указывает направление; анимация выполняет функцию обратной связи.

Поэтапное раскрытие и инструкции - это, в сущности, полезные советы. В первом случае разработчик проявляет к пользователю чуть больше уважения, поскольку предполагается, что он (пользователь) сможет самостоятельно разобраться в устройстве программы.

Люди выполняют определенные действия при минимальном вмешательстве со стороны разработчика. Дизайн упрощает взаимодействие с приложением. Таким образом, формируется привычка. Так пользователь учится справляться с более сложными операциями в приложении.

Процесс формирования привычки включает три этапа:

  1. Триггер
  2. Действие
  3. Фидбек

Триггер побуждает к действию. Пример: уведомления напоминают о чем-либо. Затем следует действие: пользователь получает подсказку о том, как достичь определенной цели. Фидбек - нечто вроде вознаграждения за работу.

Процесс формирования привычки - разновидность (привлечение новых пользователей). Еще это способ удостовериться, что новые пользователи разобрались с тем, как все устроено. А также возможность превратить случайных пользователей в восторженных поклонников. Это наглядно иллюстрирует приложение Lumosity (в особенности шаг #3).

Lumosity - игровое приложение, которое тренирует память и внимание. Пользователи могут устанавливать собственные триггеры. В дальнейшем следует переход к действиям, и, собственно, играм. В основе этих игр жесты, к каждому прилагаются простые инструкции.

Благодаря этим стимулам пользователи получают удовольствие от программного продукта и быстрее запоминают, как и что нужно делать. Жестовое управление - это такой же навык, как и любой другой. За счет развлекательного элемента кривая удержания клиентов ползет вверх.

Простота освоения - очевидный преимущество жестовых интерфейсов, еще один плюс - минималистская эстетика.

Пространство на экране

Пространство на экране устройства ограничено - его нужно использовать рационально, особенно когда приложение изобилует опциями. Именно поэтому во многих интерфейсах элементы навигации спрятаны в «гамбургерах».

Меню гамбургер скрывает навигационные элементы

Жесты в качестве навигации по веб-сайту порой ухудшают юзабилити, но в приложении жесты выглядят очень даже уместно. Приложение Solar разработано в очень минималистском стиле, содержит полезные подсказки.

У пользователя больше свободы действий - он без посторонней помощи поймет, что делать. Тактильный фидбек вызывает ощущение завершенности, успешного взаимодействия. Так, в устройствах на iOS и Android вибрация подтверждает, что звук отключен.

Вовлечение происходит за счет тактильного эффекта. Разработчики Disney активно используют такой подход .

Это мало исследованная территория - целый , которые дизайнеры могут воплотить в жизнь.

Принципами юзабилити и лучшими практиками не стоит пренебрегать, но все же порой есть смысл выйти за привычные рамками - оживить дизайн, внести новые краски. Не каждая разработка становится революционной, но небольшие эксперименты никогда не помешают.

Минусы

Как ни странно, но в дизайнерском мире есть довольно большой лагерь тех, кто считает жесты отступлением от канонов юзабилити, каким бы футуристическим ни был этот способ управления.

Бессмысленная жестикуляция

Во многом причина в том, что дизайнеры зачастую игнорируют стандартные предостережения о UX и юзабилити. Дизайнеры склонны к конформизму. Они читают тысячи статей о «лучших практиках» и применяют одни и те же техники и паттерны практически для всех разновидностей приложений и интерфейсов, даже когда это противоречит здравому смыслу.

Проблемы, связанные с юзабилити, дублируются во многих разработках. Даже в популярных жестовых интерфейсах. К примеру, в системах Google и Facebook можно видеть, что иконкам отдается предпочтение перед текстовыми ссылками. Для экономии места дизайнеры используют изображения вместо текста. Однако проблема в том, что изображения люди воспринимают по-разному. Интерпретаций множество. И полагать, что люди без труда поймут предназначение конкретной иконки - это игра в орлянку. Пример - Bloom.fm.

Что означает в виде капли? Снежинка слева - предупреждение о плохой погоде? Зачем эта нота поверх «гамбургера» в правом углу?

Конечно, часть пользователей методом проб и ошибок разберется в этом беспорядке. Но суть в том, что ни одна иконка приложения не служит наглядной подсказкой. Такой интерфейс никак не назовешь интуитивно понятным.

Дизайнерам Bloom.fm не помешает устранить всю эту диссонирующую символику. А опции - что бы они ни означали - поместить в скрытое меню. В конце концов, нужно ли в музыкальном плеере что-то еще кроме основных кнопок: плей, пауза, перемотка, повтор.

Незнакомое вызывает недовольство

Все это истоки еще одной проблемы жестовых интерфейсов: их функционал и средства управления всегда скрыты. зависимы от того, насколько аудитория знакома с основами жестового управления.

Это значит, что любое отклонение от правила будет неудобным, непривычным, тем, что вне компетенции пользователя. Сложностей добавляет и то, что нет единого стандарта жестовых интерфейсов. Это как Дикий запад, только больше кликов и меньше стрельбы. Двойное нажатие в разных приложениях выполняет разные функции. Иногда предназначение жестов меняется с выходом обновления. В приложении фотохостинга Imgur дабл-тап раньше был нужен для зума, сейчас он выполняет upvote (повышает популярность поста).

Кривая обучения, в зависимости от внимания к нюансам юзабилити, может быть достаточно резкой.

С одной стороны, понять функцию жеста несложно, с другой - открывается широкое поле для исследования и реализации новых дизайнерских паттернов. То есть что сенсорные UI могут сильно отличаться. Отсюда их непредсказуемость, что, в свою очередь, отдаляет от главной цели - интуитивной понятности.

Хорошие интерфейсы выдержаны в определенных рамках, в их основе визуальная информация (анимация) и в ряде случаев словесные подсказки - чтобы в сознании пользователя закрепилась связь между жестом и функцией.

Итог

При всех недостатках, касание как способ управления интерфейсом - это технология будущего. Плавная кривая обучаемости (как минимум, для основных функций) это доказывает. Понадобится лишь сделать его чуть более функциональным. Любые эксперименты должны быть в рамках разумного, не стоит слишком уж отклоняться от привычного. В интересах дизайнера выбрать подходящее время и место, чтобы показать новые средства управления, и не стать примером в чьей-то статье об ошибках юзабилити.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows