Постановление 387. Законодательная база российской федерации

Постановление 387. Законодательная база российской федерации

15.02.2019

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

05.04.99 N 387
г. Москва

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОПТОВОЙ
ТОРГОВЛИ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ И ИЗДЕЛИЯМИ
МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

В соответствии с федеральными законами "О лицензировании
отдельных видов деятельности" и "О лекарственных средствах"
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Положение о лицензировании
фармацевтической деятельности и оптовой торговли лекарственными
средствами и изделиями медицинского назначения и форму документа,
подтверждающего лицензию на осуществление фармацевтической
деятельности и лицензию на осуществление оптовой торговли
лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
2. Установить, что за рассмотрение заявления о выдаче лицензии
взимается плата в 3-кратном минимальном размере оплаты труда,
установленном федеральным законом, за переоформление лицензии - в
размере одной десятой минимального размера оплаты труда,
установленного федеральным законом, за предоставление информации,
содержащейся в реестрах лицензий, - в размере одной десятой
минимального размера оплаты труда, установленного федеральным
законом. За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в
10-кратном минимальном размере оплаты труда, установленном
федеральным законом.
Указанные платежи зачисляются в бюджеты соответствующих
уровней.
3. Установить, что лицензии на фармацевтическую деятельность и
оптовую торговлю лекарственными средствами и изделиями
медицинского назначения, выданные в установленном порядке до
принятия настоящего постановления, сохраняют свое действие до
окончания предусмотренного в них срока.

Председатель Правительства
Российской Федерации Е. Примаков

УТВЕРЖДЕНО

ПОЛОЖЕНИЕ

О лицензировании фармацевтической деятельности и
оптовой торговли лекарственными средствами и
изделиями медицинского назначения

1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с
федеральными законами "О лицензировании отдельных видов
деятельности" и "О лекарственных средствах", устанавливает порядок
лицензирования фармацевтической деятельности и оптовой торговли
лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения,
осуществляемых юридическими лицами, а также лицами, занимающимися
предпринимательской деятельностью без образования юридического
лица (индивидуальными предпринимателями).
2. Настоящее Положение не распространяется на деятельность,
связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и
их прекурсоров, а также на торговлю изделиями медицинского
назначения, относящимися к средствам измерения.
Лицензированию не подлежит фармацевтическая деятельность и
оптовая торговля лекарственными средствами и изделиями
медицинского назначения, осуществляемая организациями системы
государственного резерва.
3. Лицензирование фармацевтической деятельности осуществляют
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
уполномоченные на осуществление лицензионной деятельности.
Лицензирование оптовой торговли лекарственными средствами, в
том числе ядовитыми и сильнодействующими веществами, а также
изделиями медицинского назначения осуществляют Министерство
здравоохранения Российской Федерации или органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на
осуществление лицензионной деятельности (далее именуются -
лицензирующий орган).
Лицензирование оптовой торговли радиофармацевтической
продукцией осуществляется Министерством здравоохранения Российской
Федерации.
Лицензии, выданные Министерством здравоохранения Российской
Федерации, действительны на всей территории Российской Федерации.
Деятельность на основании лицензии, выданной органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может
осуществляться на территории других субъектов Российской Федерации
после регистрации такой лицензии органом исполнительной власти
соответствующего субъекта Российской Федерации. С 1 января 2005 г.
такая деятельность осуществляется в порядке уведомления.
4. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в
лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием:
наименования и организационно-правовой формы юридического лица,
места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета
в банке - для юридического лица;
фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего
личность гражданина - для индивидуального предпринимателя;
лицензируемого вида деятельности и срока, в течение которого
она будет осуществляться;
б) копии учредительных документов со всеми изменениями и
дополнениями к ним и копию свидетельства о государственной
регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с
предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены
нотариусом) - для юридических лиц;
в) копия свидетельства о государственной регистрации гражданина
в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением
оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для
индивидуальных предпринимателей;
г) справка о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом
органе;
д) документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение
заявления;
е) свидетельство о регистрации аптечного учреждения органами
местного самоуправления - при открытии нового аптечного
учреждения;
ж) сертификаты специалистов или их нотариально заверенные
копии;
з) заключение органов внутренних дел о технической готовности
помещения для хранения ядовитых и сильнодействующих веществ, в том
числе о наличии охранной сигнализации;
и) заключение органов санитарно-эпидемиологического и
противопожарного надзора о пригодности помещения для
лицензируемого вида деятельности;
к) заключение государственного или муниципального учреждения,
уполномоченного Министерством здравоохранения Российской Федерации
или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в
области здравоохранения, о соответствии объекта или помещения
лицензионным требованиям и условиям.
Лицензионные требования и условия, предъявляемые к
фармацевтической деятельности или оптовой торговле лекарственными
средствами и изделиями медицинского назначения, должны
соответствовать нормам и правилам в сфере обращения лекарственных
средств и изделий медицинского назначения, устанавливаемым
Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Требовать от соискателя лицензии представления иных документов
не допускается.
5. Все документы, представленные для получения лицензии,
принимаются по описи, копия которой передается соискателю лицензии
с отметкой о приеме документов.
6. Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается
лицензирующим органом в срок, не превышающий 30 дней со дня
получения заявления со всеми необходимыми документами.
Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается)
соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов
банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора.
Лицензия выдается не позднее 3 дней со дня представления
документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора, и
оформленной в установленном порядке доверенности на лицо,
уполномоченное от имени лицензиата на получение лицензии.
В случае если лицензиат в течение 3 месяцев не уплатил
лицензионный сбор, лицензирующий орган вправе аннулировать
лицензию.
7. Лицензия выдается на срок до 5 лет, но не менее чем на 3
года, и вносится в реестр выданных, зарегистрированных,
приостановленных и аннулированных лицензий, который ведет
лицензирующий орган.
8. Срок действия лицензии может быть продлен лицензирующим
органом по заявлению лицензиата.
Продление срока действия лицензии производится лицензирующим
органом в порядке, установленном для ее получения.
9. Бланки документа, подтверждающего наличие лицензии, являются
документами строгой отчетности, имеют степень защищенности на
уровне ценной бумаги на предъявителя, учетную серию и номер.
Приобретение, учет и хранение бланков лицензий возлагаются на
лицензирующие органы.
10. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:
наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной
или искаженной информации;
несоответствие соискателя лицензионным требованиям и условиям.
Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется
(вручается) соискателю лицензии в письменной форме в течение 3
дней после принятия соответствующего решения с указанием причин
отказа.
11. Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, отказ
лицензирующего органа в выдаче лицензии.
12. При обжаловании отказа в выдаче лицензии в административном
порядке соискатель имеет право требовать проведения независимой
экспертизы. Проведение независимой экспертизы производится за счет
соискателя лицензии.
При получении от соискателя лицензии письменного заявления о
несогласии с отказом в выдаче лицензии и о необходимости
проведения независимой экспертизы Министерство здравоохранения
Российской Федерации или орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации формирует комиссию из независимых экспертов,
которая в течение 30 дней со дня регистрации заявления
рассматривает представленные заявителем документы, осуществляет
проверку соответствия лицензионным требованиям и условиям и
готовит экспертное заключение об обоснованности решения
лицензирующего органа.
В состав комиссии не могут входить работники лицензирующего
органа.
Заявителю направляется список экспертов, включенных в комиссию.
В случае несогласия с какой-либо кандидатурой заявитель может
представить в лицензирующий орган мотивированное возражение против
привлечения данного лица к экспертизе.
Соискатель лицензии имеет право присутствовать при работе
комиссии без права вмешательства в ее работу.
Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о
решении комиссии в течение 3 дней после его принятия.
При принятии комиссией решения о соответствии представленных
соискателем лицензии документов лицензионным требованиям и
условиям лицензирующий орган обязан в течение 3 дней рассмотреть
вопрос о выдаче лицензии соискателю. В случае повторного отказа в
выдаче лицензии соискатель вправе обратиться в суд. При этом
расходы по проведению независимой экспертизы относятся на счет
лицензирующего органа.
13. Передача лицензии другому юридическому лицу запрещается.
14. Лицензирующий орган может приостановить действие или
аннулировать лицензию.
15. Основанием для приостановления действия лицензии является:
а) выявление лицензирующими органами, государственными
надзорными и контрольными органами, иными органами государственной
власти в пределах своей компетенции нарушений лицензиатом
лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой
нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и
здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности
государства;
б) отсутствие фармацевтической деятельности или оптовой
торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения в течение года со дня выдачи лицензии;
в) нарушение лицензиатом условий действия лицензии;
г) невыполнение лицензиатом предписаний или распоряжений
государственных надзорных и контрольных органов об устранении
выявленных нарушений.
16. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании
заявления выдавшего ее лицензирующего органа или органа
государственной власти в соответствии с его компетенцией.
Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе
приостановить действие указанной лицензии на период до вступления
в силу решения суда.
17. Основанием для аннулирования лицензии является:
а) обнаружение недостоверных или искаженных данных в
документах, представленных для получения лицензии;
б) неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных
требований и условий;
в) неустранение лицензиатом выявленных нарушений в
установленный срок;
г) незаконность решения о выдаче лицензии.
18. Лицензирующий орган в 3-дневный срок со дня принятия
решения о приостановлении действия лицензии или о направлении в
суд заявления об аннулировании лицензии письменно информирует об
этом решении лицензиата и налоговые органы.
В случае изменения обстоятельств, повлекших приостановление
действия лицензии, действие лицензии может быть возобновлено.
19. Срок, на который приостанавливается действие лицензии, не
может быть более 6 месяцев, кроме случая, указанного в пункте 16
настоящего Положения.
После представления лицензиатом в лицензирующий орган заявления
об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление
действия лицензии, лицензирующий орган в течение двадцати дней
осуществляет проверку фактического устранения выявленных нарушений
и принимает решение о возобновлении или невозможности
возобновления действия лицензии.
Лицензирующий орган обязан уведомить лицензиата,
соответствующий лицензирующий орган и налоговые органы о принятии
решения о возобновлении действия лицензии в течение 3 дней после
его принятия.
20. В случае преобразования юридического лица, изменения его
наименования или места его нахождения лицензиат обязан
незамедлительно подать в лицензирующий орган заявление о
переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с
приложением документов, подтверждающих указанные изменения.
21. Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и
условий осуществляется государственными надзорными и контрольными
органами, лицензирующими органами в пределах своей компетенции.
22. Лицензирующие органы в пределах своей компетенции имеют
право:
а) проводить проверки деятельности лицензиатов по соблюдению
ими лицензионных требований и условий;
б) запрашивать у лицензиатов необходимые объяснения и материалы
по вопросам, возникающим при проведении проверок;
в) составлять по результатам проверки акты (протоколы) с
указанием конкретных нарушений;
г) выносить решения, обязывающие лицензиата устранить
выявленные нарушения, и устанавливать сроки их устранения;
д) выносить предупреждение лицензиату;
е) осуществлять иные предусмотренные законодательством
Российской Федерации полномочия.
23. Государственные надзорные и контрольные органы осуществляют
контроль (надзор) в пределах прав, предоставленных
законодательством Российской Федерации, и при выявлении нарушений
лицензионных требований и условий обязаны сообщать в лицензирующий
орган о выявленных нарушениях и принятых мерах.
В случае причинения лицензиату имущественного ущерба,
вызванного неправомерными действиями государственных надзорных и
контрольных органов, а также иных органов государственной власти,
лицензиат вправе потребовать возмещения причиненного ему ущерба в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
24. Лицензирующий орган ведет реестр выданных,
зарегистрированных, приостановленных и аннулированных лицензий с
указанием следующих данных:
а) сведения о лицензиатах;
б) наименование лицензирующего органа;
в) вид деятельности, на осуществление которой выданы лицензии;
г) даты выдачи и номера лицензий;
д) сроки действия лицензий;
е) основания и даты приостановления и возобновления действия
лицензий;
ж) основания и даты аннулирования лицензий.
25. Информация, содержащаяся в реестре, является открытой и за
плату предоставляется в виде выписок заинтересованным физическим и
юридическим лицам.
Органам государственной власти и органам местного
самоуправления информация из реестра предоставляется бесплатно.
Срок предоставления информации из реестра лицензий не может
превышать 3 дней с даты подачи соответствующего заявления.
26. Должностные лица лицензирующего органа, государственных
надзорных и контрольных органов и лицензиаты несут ответственность
за нарушение или ненадлежащее исполнение установленных норм и
правил в соответствии с законодательством Российской Федерации.

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 апреля 1999 г. N 387

Форма документа, подтверждающего лицензию на осуществление
фармацевтической деятельности и лицензию на осуществление
оптовой торговли лекарственными средствами и изделиями
медицинского назначения

Герб Российской Федерации или герб субъекта Российской Федерации

ЛИЦЕНЗИЯ

Серия _______ N _________

Регистрационный номер _____________ от " " ____________ года

__________________________________________________________________
(наименование лицензирующего органа)

разрешает осуществление___________________________________________
(вид деятельности)

Лицензия выдана __________________________________________________
(наименование и юридический адрес
организации, получившей лицензию; фамилия, имя, отчество,
паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан, место
жительства) физического лица

Срок действия лицензии: с " " ____________________ года

По " " ____________________ года


Лицензия продлена до " " ________________ года

М.П.__________________________ ______________________
(должность, ф.и.о.) (подпись)

Идентификационный номер налогоплательщика
Сведения о регистрации лицензии на территории субъекта Российской
Федерации*
________________________________________________________
(наименование органа исполнительной власти,
_____________________________________________________________
регистрационный номер и дата)

М.П.__________________________ _____________________
(должность, ф.и.о.) (подпись)

__________________________
* Для лицензий, выдаваемых уполномоченными органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Российская Федерация

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 03.10.86 N 387/22-78 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ И ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОТРАСЛЕВЫХ ПЕРЕЧНЕЙ РАБОТ, НА КОТОРЫХ МОГУТ УСТАНАВЛИВАТЬСЯ ДОПЛАТЫ РАБОЧИМ ЗА УСЛОВИЯ ТРУДА"

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. N 1115 "О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства" Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам и Секретариат Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов постановляют:

1. Утвердить по согласованию с Министерством здравоохранения СССР Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядок применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, согласно Приложению.

Настоящее Типовое положение применяется одновременно с введением новых условий оплаты труда в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. N 1115 .

2. Установить, что доплаты за условия труда производятся на рабочих местах, на которых выполняются работы, предусмотренные отраслевым перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, в процентах к тарифной ставке (окладу) в следующих размерах:

на работах с тяжелыми и вредными условиями труда - 4, 8, 12 процентов;

на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда - 16, 20, 24 процента.

Конкретные размеры доплат определяются на основе аттестации рабочих мест и оценки условий труда на них в соответствии с Типовым положением, утвержденным настоящим Постановлением.

При последующей рационализации рабочих мест и улучшении условий труда доплаты уменьшаются или отменяются полностью.

3. Министерства и ведомства на основе Типового положения, утвержденного настоящим Постановлением, разрабатывают и по согласованию с соответствующими центральными комитетами профсоюзов утверждают отраслевые положения, в которые могут вводиться дополнительно к факторам условий труда, предусмотренным в Типовом положении, другие факторы, наиболее полно учитывающие специфику работ, выполняемых в отрасли.

4. Руководители объединений, предприятий и организаций могут, в порядке исключения, устанавливать временно сроком до одного года по согласованию с профсоюзным комитетом на отдельных рабочих местах, на которых оплата труда производилась по повышенным тарифным ставкам (окладам), размеры доплат за условия труда выше, чем они определены на основании оценки условий труда по критериям, предусмотренным в Типовом положении, утвержденном настоящим Постановлением, или в соответствующем отраслевом положении. При этом размеры доплат не должны превышать 12 и 24 процентов тарифной ставки (оклада) соответственно на работах с тяжелыми и вредными, с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда.

5. Рекомендовать министерствам и ведомствам определить базовые отраслевые промышленно - санитарные лаборатории и закрепить за ними предприятия, находящиеся в данном регионе и не имеющие таких лабораторий, для проведения на них инструментальных замеров состояния условий труда с целью их оценки и определения на этой основе размеров доплат за условия труда.

6. НИИ труда и ВНМЦентру Госкомтруда СССР организовать при филиалах, а государственным комитетам союзных республик по труду - при республиканских центрах НОТ постоянно действующие консультационные пункты для проведения консультаций по применению Типового положения, утвержденного настоящим Постановлением, и другим вопросам, связанным с установлением доплат за условия труда.

Отделу условий труда изучить совместно с отраслевыми отделами в первом квартале 1987 года на ряде предприятий опыт проведения аттестации рабочих мест с целью оценки условий труда и установления доплат, а ВНМЦентру издать информацию по этому опыту. В дальнейшем систематически издавать информацию по передовому опыту организации этой работы.

7. Всесоюзному институту повышения квалификации руководящих работников и специалистов по труду и социальным вопросам Госкомтруда СССР в октябре - ноябре 1986 года провести для работников министерств и базовых промышленно - санитарных лабораторий целевые семинары по изучению нормативных актов и методических положений по оценке условий труда и установлению соответствующих доплат с использованием имеющихся кинофильмов и других материалов об опыте аттестации и рационализации рабочих мест, оценки условий труда и применения доплат.

8. Рекомендовать министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик, центральным комитетам и республиканским советам профсоюзов в связи с введением Типового положения, утвержденного настоящим Постановлением, провести необходимую организаторскую и массово - разъяснительную работу. В ходе этой работы:

провести краткосрочные курсы, совещания - семинары по изучению нормативно - методических материалов по оценке условий труда и установлению доплат;

обеспечить в объединениях, на предприятиях и в организациях качественное проведение оценки условий труда на рабочих местах с помощью инструментальных замеров уровней производственных факторов (в порядке исключения экспресс - методом) и введение по ее результатам обоснованных дифференцированных доплат за условия труда; широко привлекать к этой работе передовых рабочих, бригадиров, коллективы бригад, своевременно доводить до их сведения размеры доплат, систематически разъяснять трудящимся на собраниях трудовых коллективов через советы бригад, советы бригадиров и другими методами содержание новых нормативных документов по вопросам доплат за условия труда;

привлечь для оказания помощи объединениям, предприятиям и организациям в проведении обследований условий труда на рабочих местах и разработке мероприятий по их улучшению соответствующих работников научно - исследовательских институтов, центров НОТ и других организаций.

9. Отраслевым отделам и отделу условий труда Госкомтруда СССР, отделу заработной платы и экономической работы и отделу охраны труда ВЦСПС, а также государственным комитетам союзных республик по труду совместно с республиканскими советами профсоюзов проводить систематическую работу по разъяснению порядка применения утвержденного настоящим Постановлением Типового положения, обеспечить контроль за правильностью его применения при оценке условий труда и определении размеров доплат.

Действует Редакция от 03.10.1986

Наименование документ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 03.10.86 N 387/22-78 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ И ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОТРАСЛЕВЫХ ПЕРЕЧНЕЙ РАБОТ, НА КОТОРЫХ МОГУТ УСТАНАВЛИВАТЬСЯ ДОПЛАТЫ РАБОЧИМ ЗА УСЛОВИЯ ТРУДА"
Вид документа постановление, положение
Принявший орган вцспс, госкомтруд ссср
Номер документа 387/22-78
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 03.10.1986
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
Навигатор Примечания

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 03.10.86 N 387/22-78 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ И ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОТРАСЛЕВЫХ ПЕРЕЧНЕЙ РАБОТ, НА КОТОРЫХ МОГУТ УСТАНАВЛИВАТЬСЯ ДОПЛАТЫ РАБОЧИМ ЗА УСЛОВИЯ ТРУДА"

2. Установить, что доплаты за условия труда производятся на рабочих местах, на которых выполняются работы, предусмотренные отраслевым перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, в процентах к тарифной ставке (окладу) в следующих размерах:

на работах с тяжелыми и вредными условиями труда - 4, 8, 12 процентов;

на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда - 16, 20, 24 процента.

Конкретные размеры доплат определяются на основе аттестации рабочих мест и оценки условий труда на них в соответствии с Типовым положением, утвержденным настоящим Постановлением.

При последующей рационализации рабочих мест и улучшении условий труда доплаты уменьшаются или отменяются полностью.

3. Министерства и ведомства на основе Типового положения, утвержденного настоящим Постановлением, разрабатывают и по согласованию с соответствующими центральными комитетами профсоюзов утверждают отраслевые положения, в которые могут вводиться дополнительно к факторам условий труда, предусмотренным в Типовом положении, другие факторы, наиболее полно учитывающие специфику работ, выполняемых в отрасли.

4. Руководители объединений, предприятий и организаций могут, в порядке исключения, устанавливать временно сроком до одного года по согласованию с профсоюзным комитетом на отдельных рабочих местах, на которых оплата труда производилась по повышенным тарифным ставкам (окладам), размеры доплат за условия труда выше, чем они определены на основании оценки условий труда по критериям, предусмотренным в Типовом положении, утвержденном настоящим Постановлением, или в соответствующем отраслевом положении. При этом размеры доплат не должны превышать 12 и 24 процентов тарифной ставки (оклада) соответственно на работах с тяжелыми и вредными, с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда.

5. Рекомендовать министерствам и ведомствам определить базовые отраслевые промышленно - санитарные лаборатории и закрепить за ними предприятия, находящиеся в данном регионе и не имеющие таких лабораторий, для проведения на них инструментальных замеров состояния условий труда с целью их оценки и определения на этой основе размеров доплат за условия труда.

6. НИИ труда и ВНМЦентру Госкомтруда СССР организовать при филиалах, а государственным комитетам союзных республик по труду - при республиканских центрах НОТ постоянно действующие консультационные пункты для проведения консультаций по применению Типового положения, утвержденного настоящим Постановлением, и другим вопросам, связанным с установлением доплат за условия труда.

Отделу условий труда изучить совместно с отраслевыми отделами в первом квартале 1987 года на ряде предприятий опыт проведения аттестации рабочих мест с целью оценки условий труда и установления доплат, а ВНМЦентру издать информацию по этому опыту. В дальнейшем систематически издавать информацию по передовому опыту организации этой работы.

7. Всесоюзному институту повышения квалификации руководящих работников и специалистов по труду и социальным вопросам Госкомтруда СССР в октябре - ноябре 1986 года провести для работников министерств и базовых промышленно - санитарных лабораторий целевые семинары по изучению нормативных актов и методических положений по оценке условий труда и установлению соответствующих доплат с использованием имеющихся кинофильмов и других материалов об опыте аттестации и рационализации рабочих мест, оценки условий труда и применения доплат.

8. Рекомендовать министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик, центральным комитетам и республиканским советам профсоюзов в связи с введением Типового положения, утвержденного настоящим Постановлением, провести необходимую организаторскую и массово - разъяснительную работу. В ходе этой работы:

провести краткосрочные курсы, совещания - семинары по изучению нормативно - методических материалов по оценке условий труда и установлению доплат;

обеспечить в объединениях, на предприятиях и в организациях качественное проведение оценки условий труда на рабочих местах с помощью инструментальных замеров уровней производственных факторов (в порядке исключения экспресс - методом) и введение по ее результатам обоснованных дифференцированных доплат за условия труда; широко привлекать к этой работе передовых рабочих, бригадиров, коллективы бригад, своевременно доводить до их сведения размеры доплат, систематически разъяснять трудящимся на собраниях трудовых коллективов через советы бригад, советы бригадиров и другими методами содержание новых нормативных документов по вопросам доплат за условия труда;

привлечь для оказания помощи объединениям, предприятиям и организациям в проведении обследований условий труда на рабочих местах и разработке мероприятий по их улучшению соответствующих работников научно - исследовательских институтов, центров НОТ и других организаций.

9. Отраслевым отделам и отделу условий труда Госкомтруда СССР, отделу заработной платы и экономической работы и отделу охраны труда ВЦСПС, а также государственным комитетам союзных республик по труду совместно с республиканскими советами профсоюзов проводить систематическую работу по разъяснению порядка применения утвержденного настоящим Постановлением Типового положения, обеспечить контроль за правильностью его применения при оценке условий труда и определении размеров доплат.

Председатель
Государственного комитета СССР
по труду и социальным вопросам
И.ГЛАДКИЙ

Заместитель Председателя
Всесоюзного Центрального Совета
Профессиональных Союзов
В.ЛОМОНОСОВ

Приложение
к Постановлению Госкомтруда СССР
и Секретариата ВЦСПС
от 3 октября 1986 г. N 387/22-78

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ОТРАСЛЕВЫХ ПЕРЕЧНЕЙ РАБОТ, НА КОТОРЫХ МОГУТ УСТАНАВЛИВАТЬСЯ ДОПЛАТЫ РАБОЧИХ ЗА УСЛОВИЯ ТРУДА

В целях обоснованного определения размеров доплат за работу с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда рекомендуется следующий порядок оценки фактического состояния условий труда на рабочих местах и применения отраслевых перечней работ, на которых могут производиться указанные доплаты.

1. Оценка состояния условий труда на рабочих местах

1.1. Фактическое состояние условий труда оценивается на рабочих местах, где выполняются работы, предусмотренные отраслевым перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденным министерством, ведомством по согласованию с ЦК профсоюза.

1.2. Оценка фактического состояния условий труда производится на основе данных аттестации рабочих мест или специальных инструментальных замеров уровней факторов производственной среды, которые отражаются в Карте условий труда на рабочем месте <*> (Приложение N 1).

<*> В дальнейшем именуется Карта условий труда.

Если показатели фактического состояния факторов производственной среды равны или ниже показателей ПЦД и ПДУ, то в Карте условий труда (гр. 4) против соответствующих факторов ставится прочерк "-".

1.3. Степени вредности факторов производственной среды и тяжести работ устанавливаются в баллах по критериям, приведенным в Гигиенической классификации труда, утвержденной Министерством здравоохранения СССР 12 августа 1986 г. N 4137-86 (Приложение N 2).

Превышение ПДК и ПДУ на рабочих местах считается нарушением норм и правил по охране труда, что не исключает возможности использования техническими инспекторами труда профсоюзов представленных им прав.

Количество баллов по каждому значимому фактору проставляется в Карте условий труда (гр. 6). При этом для оценки влияния данного фактора на состояние условий труда учитывается продолжительность его до действия в течение смены. Баллы, установленные по степеням вредности факторов и тяжести работ, корректируются по формуле:

Хфактич. = Хст. x T,

Где Хст. - степень вредности фактора или тяжести работ, установленная по показателям Гигиенической классификации труда (Приложение N 2 к настоящему Типовому положению), которая указывается в графе 5 Карты условий труда;

T - отношение времени действия данного фактора к продолжительности рабочей смены. Если время действия этого фактора составляет более 90 процентов рабочей смены, то T = 1.

Пример оценки фактического состояния условий труда приводится в Приложении N 3.

1.4. Министерства и ведомства могут по согласованию с соответствующими центральными комитетами профсоюзов вводить в отраслевые положения об оценке условий труда, разрабатываемые на основе настоящего Типового положения, дополнительно к факторам, предусмотренным в Карте условий труда (Приложение N 1), другие факторы, наиболее полно учитывающие специфику работ, выполняемых на предприятиях данной отрасли.

1.5. Для предприятий, имеющих ограниченные возможности проводить инструментальные замеры уровней факторов производственной среды допускается, в порядке исключения, применение метода экспресс - оценки состояния условий труда по критериям, приведенным в Приложении N 4.

1.6. Размеры доплат в зависимости от фактического состояния условий труда устанавливаются руководителями объединений, предприятий и организаций по согласованию с профсоюзным комитетом по следующей шкале:

1.7. Доплаты устанавливаются по конкретным рабочим местам и начисляются рабочим только за время фактической занятости на этих местах.

1.8. Руководители объединений, предприятий и организаций при переводе рабочих на новые условия оплаты труда могут, в порядке исключения, устанавливать по согласованию с профсоюзным комитетом на отдельных рабочих местах, где производилась оплата труда по повышенным тарифным ставкам (окладам) и на которых выполняются работы, предусмотренные в отраслевом перечне работ, указанном в п. 1.1 настоящего Типового положения, временно сроком до одного года размеры доплат за условия труда выше, чем они определены по шкале, приведенной в п. 1.6 настоящего Типового положения. При этом размеры доплат не должны превышать 12 процентов тарифной ставки (оклада) на работах с тяжелыми и вредными условиями труда и 24 процентов - на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда.

2. Порядок применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда

2.1. Министерства и ведомства на основе Типовых перечней работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденных Госкомтрудом СССР и ВЦСПС по отраслям народного хозяйства, разрабатывают и по согласованию с центральными комитетами профсоюзов утверждают соответствующие отраслевые перечни работ.

2.2. Объединения, предприятия, организации с учетом отраслевого перечня работ, указанного в п. 2.1 настоящего Типового положения, и результатов аттестации рабочих мест разрабатывают перечень рабочих мест и конкретных работ, на которых устанавливаются доплаты рабочим за условия труда с указанием размеров этих доплат в соответствии с п. 1.6 настоящего Положения. Указанный перечень утверждается по согласованию с профсоюзным комитетом, включается в коллективный договор с мероприятиями по улучшению условий труда и ежегодно пересматривается с учетом проведенной работы по рационализации рабочих мест, механизации ручного труда, совершенствованию его организации и условий. При последующей рационализации рабочих мест составляются новые Карты условий труда, на основании которых доплаты уменьшаются или отменяются полностью.

2.3. Трудовые коллективы объединений, предприятий, организаций в случаях устранения на рабочих местах вредных производственных факторов или улучшения условий труда могут принимать решения о переводе соответствующих видов работ из раздела с особо тяжелыми и особо вредными в раздел с тяжелыми и вредными условиями труда, или относить их к работам с нормальными условиями труда, независимо от того, что они предусмотрены в отраслевом перечне работ, указанном в п. 2.1 настоящего Типового положения.

2.4. Министерства и ведомства на основании предложений объединений, предприятий, организаций в случаях внедрения новых технологических процессов могут вносить совместно с соответствующими центральными комитетами профсоюзов и по согласованию с Госкомтрудом СССР и ВЦСПС в отраслевой перечень работ, указанный в п. 2.1 настоящего Типового положения, дополнительно работы, на которых современными техническими и другими средствами и методами не представляется возможным устранить вредные производственные факторы.

Приложения

Приложение N 1

Приложение N 1. КАРТА УСЛОВИЙ ТРУДА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
Предприятие
Производство Цех
Участок Профессия
Количество аналогичных рабочих мест Численность рабочих
N п/п Факторы производственной среды Норматив ПДК, ПДУ Фактич. состояние факторов Хст., балл T Хфакт. балл
1 2 3 4 5 6 7
Вредные химические вещества, мг/куб. м
1 класс опасности
2 класс опасности
3 - 4 класс опасности
Пыль, мг/куб. м
Вибрация, дБ
Шум, дБА
Неионизирующее излучение
УВч (ультравысокочастотное) Вт/кв. м
Температура воздуха на рабочем месте (в помещении), град. C
Тяжесть труда

Сумма значений факторов производственной среды (СУМ Хфактич.)

балл
Размер доплаты за условия труда, процент
Подпись ответственного за заполнение Карты
Подпись начальника цеха (участка)
Дата заполнения

Приложение N 2

Приложение N 2. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ТРУДА (ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ ВРЕДНОСТИ И ОПАСНОСТИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ, ТЯЖЕСТИ И НАПРЯЖЕННОСТИ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА)
N п/п Факторы условий труда III класс <*> - вредные условия труда
I степень (1 балл) II степень (2 балла) III степень (3 балла)
1 2 3 4 5
Санитарно - гигиенические факторы условий труда
1. Вредные химические вещества Превышение ПДК
1 класс опасности до 2 раз до 4 раз более 4 раз
2 класс опасности до 3 раз до 5 раз более 5 раз
3 - 4 класс опасности до 4 раз до 6 раз более 6 раз
Превышение ПДК
2. Пыль в воздухе рабочей зоны до 2 раз до 5 раз более 5 раз
Превышение ПДУ
3. Вибрация, дБ до 3 дБ до 6 дБ более 6 дБ
Превышение ПДУ
4. Шум, дБа до 10 дБА до 15 дБА более 15 дБА
5. Инфракрасное излучение, Вт/кв. м 141 - 350 Вт/кв. м 351 - 2800 Вт/кв. м свыше 2800 Вт/кв. м
6. Неионизирующее излучение <**>
радиочастотный диапазон ВЧ (высокочастотное), Вт/кв. м выше ПДУ
УВЧ (ультравысокочастотное), Вт/кв. м выше ПДУ - -
СВЧ (сверхвысокочастотное), мкВт/кв. см выше ПДУ - -
Выше максимальных допустимых величин в теплый период или ниже минимальных допустимых величин в холодный период года:
7. Температура воздуха (эффективная эквивалентная) на рабочем месте в помещении, град. C до 4 град. до 8 град. выше 8 град.
Тяжесть ручного физического труда (по методике НИИ труда Госкомтруда СССР)
8. Физическая перегрузка (по одному из следующих показателей)
8.1. Статическая нагрузка <***> за смену (кг. сек) при удерживании груза:
одной рукой 44000 - 97000 свыше 97000 -
двумя руками 98000 - 20800 свыше 208000 -
с участием мышц корпуса и ног 131000 - 260000 свыше 260000 -
8.2.
104000 - 125000 126000 - 170000 более 170000
при региональной нагрузке на мышцы плечевого пояса 52000 - 62000 63000 - 85000 более 85000
8.3. Максимальная разовая величина груза, поднимаемого вручную при подъеме с пола более 100 раз или с рабочей поверхности более 200 раз в смену (кг) 30 - 35 36 - 40 более 40
8.4. Сменный грузооборот при среднем пути перемещения груза за смену 9 м и более (т):
при общей нагрузке на мышцы рук, ног и корпуса 12,1 - 15,0 15,1 - 18,0 более 18,0


© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows