Пути формирования информационной культуры общества. Информационная культура – понятие, сущность, структура. Толкование информационной культуры

Пути формирования информационной культуры общества. Информационная культура – понятие, сущность, структура. Толкование информационной культуры

06.11.2021

    умение адекватно формулировать свою потребность в информации;

    эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;

    перерабатывать информацию и создавать качественно новую;

    вести индивидуальные информационно-поисковые системы;

    адекватно отбирать и оценивать информацию;

    способность к информационному общению и компьютерную грамотность.

Всё выше перечисленное должно базироваться на осознании роли информации в обществе, знании законов информационной среды и понимании своего места в ней, владении новыми информационными технологиями.

Уровни реализации информационной культуры

1. когнитивный уровень - знания и умения; 2. эмоционально-ценностный - установки, оценки, отношения; 3. поведенческий - реальное и потенциальное поведение. Каждый из этих уровней представлен рядом показателей (см. таблицу).

Эмпирическая интерпретация понятия “информационная культура личности

(разработана лабораторией социологических исследований в образовании ЦРО, г. Самара)

Информационная культура личности

Когнитивный уровень (знания, умения

Эмоционально-ценностный уровень (установки, оценки, отношения)

Поведенческий уровень (реальное и потенциальное поведение

    Интернет-грамотность

    Навыки обращения с информацией:

    умение организовать поиск необходимой информации;

    умение работать с отобранной информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям;

умение общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики.

    Мотивы обращения к различным источникам информации и связанные с этим ожидания.

    Предпочтительность каналов получения необходимой информации.

    Cтепень удовлетворения информационных потребностей, самооценка информационной компетентности.

Отношение к девиантному поведению в Интернет.

    Способы поиска и каналы получения необходимой информации.

    Интенсивность обращения к различным источникам информации и их характеристика.

    Применение полученной информации в различных сферах своей деятельности.

    Способы распространения новой информации.

    Степень включенности в Интернет-сообщество.

Формы деятельности в Интернет

Большое значение в формировании информационной культуры имеет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества, обладающего следующими умениями и навыками: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее.

Овладение информационной культурой - путь универсализации качеств человека, способствующий реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли.

Вопросы и задания

    Что такое «информационная культура»?

    Назовите периоды её развития.

    Каковы критерии информационной культуры человека

    Назовите уровни реализации информационной культуры

Существует множество определений понятия "информационная культура личности", которая характеризуется как "умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы", как "степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: ее получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании" .

По мнению Н.И. Гендиной, "информационная культура личности" - это "совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий" . В рассуждениях об информационной культуре, "в зависимости от субъекта деятельности, различают следующие уровни её бытования: личностный, общественный, профессиональный. Однако в качестве базовых уровней выделяют личностный и общественный на определенном этапе развития общества, причем, в тесной взаимосвязи. Человек, являясь частью информационного общества, должен владеть личностной информационной культурой" .

Исходя из анализа мнений и утверждений специалистов, можно сказать, что информационная культура в широком смысле - это совокупность принципов и механизмов, обеспечивающих взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества; в узком смысле слова - оптимальные способы обращения с информацией и представление ее потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

Изучение источников показало, что категория "информационная культура личности " проанализирована в различных взаимосвязях с таким понятием, как "компьютерная грамотность" и "информационная грамотность". Сегодня под компьютерной грамотностью понимаются:

"знания, касающиеся информационной техники и технологии, компьютеров, их потенциала, возможностей и границ использования, а также относящихся к ним основных экономических, социальных, культурных и нравственно-этических вопросов;

совокупность умений и навыков использования компьютеров в своей деятельности:

а) умение инструментального использования ЭВМ (умение пользоваться текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, базами данных и т.д.);

б) умение, характеризующее гуманитарный компонент применения компьютера (умение анализировать ситуации, обусловленные использованием компьютера, описывать результаты воздействия на людей сбоев и отказов системы, умение определять возможность решения задач с помощью компьютера)" .

В понятие "информационная грамотность личности" включены следующие компоненты:

"знания об информационной среде, законах ее функционирования, а также некоторый объем метазнаний, т.е. знаний об информации;

наличие у личности информационных потребностей широкого диапазона;

умение ориентироваться в информационных потоках;

умения и навыки сохранения информации для повторного использования;

развитость алгоритмического мышления личности" .

Анализ работ показал, что структуру ИКЛ специалисты представляют в виде совокупности следующих блоков:

Ё "Культура информационного поведения, которая понимается как система взаимосвязанных реакций человека на контакт с информационной средой. Любые формы поведения так или иначе имеют информационную основу, но специфическое информационное поведение проявляется тогда, когда возникает проблема видения человеком фрагмента реальности. Действия человека по его освоению имеют своим результатом информированность - степень осведомленности человека о явлениях действительности (фактах, событиях, процессах)" .

Ё "Культура информационной деятельности, которая имеет сложную организацию, представлена совокупностью процессов сбора, обработки, хранения, поиска, использования информации; включает читательскую культуру, степень осознания информационных потребностей пользователя информации. Читательская культура предполагает определенный уровень сформированности ряда читательских знаний, умений и навыков: потребности в чтении и устойчивый интерес к нему, читательская эрудиция, навыки чтения, способность к восприятию литературных произведений" .

Ё "Библиографическая культура формируется посредством знакомства с информационными ресурсами и их составляющей - библиографическими указателями, списками литературы, каталогами библиотек посредством библиографических методов: индексирования, классифицирования, каталогизирования, выделения поисковых признаков. Библиографическая культура предполагает сформированность библиографических знаний, позволяющих более успешно организовывать информационные массивы и производить поиск, что оказывает влияние на уровень культуры их использования" .

Ё "Культура информационного мировоззрения, которое формируется на основе анализа имеющихся информационных ресурсов, дает человеку ориентиры, позволяющие определить собственную позицию при изменении ситуации. Информационное мировоззрение представляет собой систему общественных взглядов на объективный мир, место человека в нем. Данное определение указывает на то, что именно знания формируют мировоззрение и что оно может меняться по мере становления личности и усвоения новых знаний" .

Кроме этого, Н.А. Коряковцева в структуру ИКЛ включает такие компоненты как информационная среда и компьютеризация.

Ё "Информационная среда рассматривается двумя концепциями: ресурсной (как техническая среда, позволяющая хранить информацию, извлекать и предоставлять её пользователю) и коммуникационной (как средство человеческой коммуникации)" .

Ё "Информатизация правомерно считается одним из признаков информационного общества и проявления которой нельзя сводить только к технологическому аспекту. Современная информационная техника легко позволяет специалистам любого профиля в любой географической подключиться к банкам данных - сокровищам библиотек, музеев, архивов и т.д., что, несомненно, отражается на развитии духовного мира человека. Информатизация влияет на деятельность образовательных, культурных, информационных учреждений, стимулирует познавательную деятельность людей. Следует отметить, что информатизация - это не только технический, но и социокультурный фактор в развитии общества, который влияет на качество информационной среды, и что в центре всех этих процессов находится человек: именно он на основе имеющейся информации или экспериментальным путем создает новые знания, новые информационные технологии" .

Таким образом, обобщив данные анализа, можно сделать вывод, что ИКЛ тесно связана с информационной культурой общества: информационная культура общества формируется деятельностью человека и, в свою очередь, зависит от уровня информационной культуры общества.

Изучение ряда работ позволило выделить следующие составляющие или структурные компоненты информационной культуры личности (далее - ИКЛ): когнитивный, содержательный (действенно-практический), коммуникативный (аксиологический) и рефлексивный (эмоциональный).

Когнитивный компонент предполагает наличие у обучающегося "целостных знаний (фактов, представлений, понятий, законов и т.д.) об информационной среде, обеспечивающих опыт информационной деятельности и ориентирование в этой среде, осознание целей и определения своих возможностей в осуществлении информационной деятельности" . Данный компонент может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных информационных явлений и процессов как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации и т.д.

Содержательный (действенно-практический) компонент определяет "систему конкретно-практических умений и навыков получения, хранения, передачи и обработки информации в многосторонней деятельности обучающегося. Содержательный компонент проявляется во владении обучающимся сквозной интегративной методологией осуществления своей информационной деятельности, в рефлексии сочетания целей информационной деятельности с постановкой учебных и общекультурных задач и оценки имеющихся ресурсов и рациональной организации процесса их решения с целью придания творческого характера своей деятельности, мобильности, гибкости и адаптивности в информационно-образовательной среде" .

Коммуникативный (аксиологический) компонент включает в себя "принципы и правила поведения личности в информационных и коммуникативных системах в условиях взаимодействия человека, компьютера и информационной среды. Этот компонент предполагает наличие у учащегося способностей в гибком и конструктивном ведении диалогов типа "человек - человек", "человек - компьютер", "человек - компьютер - человек"; представления об этике и такте в компьютерной коммуникации; утверждение нравственности в складывающихся в процессе обмена информацией взаимоотношениях людей" .

Рефлексивный (эмоциональный) компонент представляет собой "систему, сочетающую собственные позиции и установки обучающегося, ценностное отношение к объектам и явлениям быстро меняющейся информационной среды, мировоззрение о глобальном информационном пространстве, информационных взаимодействиях в нем. возможностях и проблемах его познания и преобразования человеком. Данный компонент связан со знаниями обучащегося о приоритете ценности человеческой жизни, здоровья и духовного развития личности; этических и моральных нормах работы в информационной среде; об информационной безопасности общества и личности, о достоинствах и недостатках, диагностике и прогнозировании процесса информатизации общества и жизнедеятельности человека" .

Все компоненты ИКЛ взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждый из них несет в себе определенные функции. Исключение любого из них ведет к нарушению целостности структуры ИКЛ.

Проблема гармоничного развития всех компонентов ИКЛ, по мнению авторов , может быть решена на основе диагностирования уровня её развития. Параметрами эффективной диагностики уровня развития ИКЛ они считают уровни реализации ИКЛ:

Ё "Когнитивный компонент:

ь Эрудиция;

ь Начитанность.

ь Библиотечно-библиографическая грамотность;

ь Компьютерная грамотность;

ь Владение приемами развития памяти;

ь Умение использовать информацию;

ь Умение сочетать традиционные и электронные источники информации для получения новой информации.

Ё Коммуникативный (аксиологический) компонент:

ь Интуиция;

ь Критичность мышления;

ь Гибкость и открытость к восприятию новой информации;

ь Ответственность в работе с информацией.

Ё Рефлексивный (эмоциональный) компонент:

ь Воображение;

ь Сопереживание;

ь Ассоциативное мышление" .

Необходимыми условиями, обеспечивающие эффективность развития ИКЛ в условиях информационно-образовательной среды библиотеки, по мнению ряда авторов являются:

ь "ориентация библиотекарей и пользователей на ценности информационной культуры и обмен этими ценностями в процессе библиотечного обслуживания;

ь комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоционально-волевую и деятельностную сферу личности;

ь единство формирования информационных знаний, умений, навыков, убеждений, личностных смыслов, ценностных ориентации в сфере создания информационных ресурсов и выполнения информационной деятельности" .

Таким образом, формирование умений и навыков работы с информацией, включение их в ценностную систему личности требует индивидуального подхода к каждому потребителю информации, связи обучения с конкретными информационными потребностями.

Сегодня человечество вступает в принципиально новую информационную фазу своего развития. И в этом контексте возрастает роль информационной культуры (ИК), сформировавшейся в конце XX - начале XXI века. Что же отличает эту новую культуру? Она формируется под воздействием коллективного интеллекта, который создается благодаря продуктивному взаимодействию информационных потоков с различными человеческими сообществами.

История феномена информационной культуры

Хотя человеческое общество широко пользовалось обменом информацией со времен появления письменности, само понятие ИК появилось лишь во второй половине прошлого века.

Старт ее целенаправленного формирования соотносят с программой реформы высшего образования США, принятой в 1977 году. Участвующая в ее разработке Ассоциация американских библиотек сформулировала цель вышеупомянутой программы: воспитание информационно грамотных людей, компетентных в отыскании нужной информации, ее обработке, представлении и использовании.

Современная информационная культура России начала свое развитие еще в советский период. В частности, в 1990-м новосибирские ученые показали новые направления культуры и пути построения информационного общества в объемном докладе под названием «Информатика и культура». В 1993 году при общественной организации Международной информационной академии (ранее «Мосгорсправка») организовано отделение информационной культуры. Академия с тех пор является действующим органом по развитию ИК, который регулярно производит публикации по проблемам информатизации общества, осуществляет исследования актуальных направлений прогресса в этой области.

Толкование информационной культуры

На заре нового тысячелетия феномен «информационная культура» приобрел общемировое значение, наполнился глобальным содержанием. У него нет единого толкования. Его трактуют трояко. Во-первых, как гармоничное состояние личности, умело пользующейся социально-значимой информацией. Во-вторых, как способность человека взаимодействовать с окружающим его информационным полем (т. е. не только уметь находить и пользоваться нужными сведениями, но и самому развивать информационную сферу). Однако в новом тысячелетии понятие «информационная культура» трактуется все более обобществленно. Под ней понимают уровень развития информационных технологий отдельной страны, а также их соответствие существующим международным стандартам.

ИК и развитие общества

Именно коллективный интеллект сегодня считают главным "драйвером" развития, определяющим информационное общество. Информационная культура призвана гармонизировать разнообразнейшую информационную активность человечества с его поступательным развитием. Ввиду разнообразия актуальных для общества информационных потоков ИК также представляется понятием предельно широким. Ее гармоничное с реальным развитием общества формирование чрезвычайно важно. Овладению ею большинством активного населения является одним из признаков нашего времени. Люди, ориентирующиеся в информационных потоках, становятся главной производительной силой современной цивилизации. Поэтому овладение соответствующими знаниями является актуальным для социально активного населения.

Она становится необходимым реквизитом экономически развитого общества, характеризующегося значительным объемом накопленной информации, ее свободным статусом и доступностью.

Сущность информационной культуры

ИК может быть представлена как культура информационных процессов и информационных отношений.

Определим эти два понятия. При прохождении информационного процесса происходит получение, создание, сбор, обработка, накопление, хранение, поиск, распространение и использование сведений. Любой современный человек сталкивается с великим множеством информационных потоков как в своей профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Они настолько разные, насколько разными бывают люди. Одни из них несут полезную информацию и ценный опыт профессионалов, накопленный ими. Как человеку компетентно решить задачу, требующую овладением специальными знаниями? Как ему, образно говоря, среди тысяч плевел выбрать зерна разумного, доброго, вечного? Очевидно, что воспользовавшись актуальной и полезной информацией.

Информационные отношения представляют собой правовые нормы, регулирующие информационные процессы.

Статистика о роли информации в обществе. Понятие компонентов ИК

Подсчитано, что если материальные и природные ресурсы определяют по 16% экономического роста ВВП, то информационные ресурсы - 64%.

Действительно, производство XXI века характеризуется революционным увеличением затрат умственного труда относительно затрат энергии и ручного труда. Экономика любой развитой страны сегодня в значительной мере основана на знаниях и информации. Происходит не только более стремительное обновление актуальной информации, но и значительное увеличение ее объемов. Опыт государств, инвестирующих наиболее значительные суммы в свою информационную культуру - США, Германии, Японии, Франции - свидетельствует об их лидирующей роли в создании и импорте передовых технологий эпохи НТР.

Приобщение людей к ИК не является процессом неопределенным. Наоборот, компоненты информационной культуры четко детерминированы. Освоение их личностью принципиально важно для ее адаптации в современном информационном обществе. Более того, они последовательны и логически взаимосвязаны. В обобщенном виде феномен ИК можно представить следующими компонентами.

Адекватное и компетентное восприятие информации;

Гуманистические (исходя из мировоззрения и интересов) критерии оценки смысла полученной информации;

Использование в оценках неопределенности методов информационной рецессии;

Специфическое творческое информационное поведение в социальной среде.

Рассмотрим данные компоненты подробней.

Формирование адекватного и компетентного восприятия информации личностью

Информационная культура ребенка в дошкольные и школьные годы является важнейшим компонентом общей ИК личности. В наше время принципиально важно научить детей активному и компетентному восприятию информации. Это нужно для формирования их дальнейшей социальной позиции и обретения правильных ориентиров в жизни. Рассмотрим, как сегодня формируется информационная культура личности.

На этапе самого раннего детства актуальность приобретает подсистема психологической службы. Она ответственна за гармоничное привнесение в развитие ребенка игры как компьютерного эксперимента. Не секрет, что многие существующие компьютерные игры вредны. Современные родители должны уметь грамотно составлять «игровое меню» для своих чад, а также комбинировать их увлеченность ПК со спортивной секцией, общением со сверстниками. Актуальность в этом контексте приобретают слова выдающегося педагога Сухомлинского о том, что именно игра зажигает в детях тот огонек любознательности и пытливости, который в дальнейшем будет озарять своим светом всю их жизнь.

Первостепенное значение имеет уже в раннем детстве ребенка развитие его познавательных способностей. Хорошо себя зарекомендовали специальные развивающие игры, рассчитанные для детей начиная с трехлетнего возраста. Полезны познавательные игры-загадки, отвечающие на вопросы: «Кто (что) это?», «Кто здесь живет?», «Что растет здесь?», «Что ездит, а что плавает?» Пятилетним детям рекомендуются компьютерные игры с элементами чтения, простейшей классификации картинок, ориентирования в порах года, во времени, развивающие мышление.

В годы школьного и последующего обучения молодые люди приобщаются к информационной культуре на программных классных и факультативных занятиях. Уже с пятого класса предмет "Основы информационной культуры школьника" вводит детей в мир информации. Они усваивают краеугольные понятия информации, информационных центров, первичных и вторичных документов, первичных и вторичных источников информации. Ученики знакомятся со справочно-библиографическим учетом в библиотеке, методикой работы с книгами (цитаты, дневники чтения, выписки).

Школьники, обучаясь данному предмету, получают первый практический опыт мотивированного поиска информации. Для этого они осваивают методы рационального чтения, учатся работать с современными носителями информации.

Информационная культура школьника развивается также путем его участия в информационно-компьютерных клубах, в школьном самоуправлении. Она составляет единое целое с общей системой получаемых в школе знаний. Наиболее притягивают школьников игры и занятия, содержащие элементы соревнования. В эти же годы для человека особенно важно овладеть навыками работы с обучающей и развивающей информацией Интернета.

Миссия формирования школой ИК заключается в воспитании человека информационно грамотного, обладающего позитивными ценностями, интересами и склонностями. Он должен быть подготовлен к формулированию своих обобщений и умозаключений с использованием современных интерактивных средств. Важна системность обучения, проявляющаяся в способности школьников использовать знания, полученные при изучении одного предмета для овладения предметом другим. Этим универсальным свойством отличается современная информационная культура. Информатика, как специальный школьный предмет обучения, формирует ее основы.

Непрерывность формирования как неотъемлемое свойство ИК

Информационная культура человека формируется постоянно и непрерывно. Полученное им образование способно лишь заложить основы его информационной грамотности, образованности. Однако если образование личности не будет в дальнейшем подтверждено ее активной позицией в окружающем информационном поле, то вскоре полученные ею навыки окажутся бесполезными.

Дело в том, что в эпоху НТР актуальные знания устаревают в среднем за 3 - 4 года. Как пример, вспомним, что информационные гаджеты порой претерпевают моральный износ еще быстрее. Например, устройство, позволяющее дистанционно онлайн обмениваться сообщениями. На протяжении скольких лет пейджер был актуален? 1.5 -2 года. В дальнейшем его полностью изжил сервис СМС мобильной связи.

Поэтому человеку информационно компетентному важно постоянно следить за информационными и техническими новинками. На протяжении всей своей жизни современная культурная личность вынуждена поддерживать свою информационную компетентность. Эта черта сейчас характеризует менталитет представителей рынка труда, поскольку гарантирует их социальную защищенность.

Действительно, зная, как распоряжаться информацией, люди становятся востребованными на рынке труда.

Гуманистические принципы формирования культуры личности

Зададимся парадоксальным вопросом: «А всякая ли информация конструктивна для формирования личности?»

К сожалению, некоторые информационные потоки заранее оплачены и являются инструментом корыстных людей. Они, откровенно говоря, бесполезны и даже вредны для большинства населения.

Выдающийся поэт Евгений Евтушенко в одном из своих интервью высказал яркую мысль о том, что представляет наибольший вред в информационном пространстве. Он назвал его пропагандой антиинтернационализма. По словам поэта, для стран интернациональных актуализация духа национальной нетерпимости страшна и разрушительна, и это следует запрещать.

Перейдем ко второму элементу контрпродуктивности ИК. Что такое дискурс? Это - черный шум в информационном пространстве. Примером могут послужить многочисленные политические дебаты, сопровождающиеся нулевым результатом. Это воистину дьявольское изобретение новой информационной эры. Его миссия заключается в лишении человека ориентиров личного и общественного развития. В результате люди разочаровываются в обществе и, конечно же, в себе.

Что несут в себе информационные потоки, заполняющие масмедиа глянцем и гламуром? Среди вредоносных для молодежи медиа-воздействий они основные. Информационной культуры разрушители, они возбуждают у молодых людей иррациональные желания. Представим, к примеру, девушку, способную получить блестящее образование и добиться многого в жизни. Однако она небогатого происхождения. Помогут ли ей в жизни гламурные издания, которые ежедневно демонстрируют богатых, разряженных в пух и прах ультрамодных «светских львиц» (раньше они по-другому назывались)? Наоборот, этот глянец ежедневно кричит в лицо этой девушке, что она - ничтожество по сравнению с богатыми и пустыми дамами. Такие издания зомбируют молодых людей, убеждая, что высшая жизненная ценность - добыть деньги любой ценой.

ИК: опасности контрпродуктивного развития

Формирование информационной культуры значительно ускорилось в конце XXI века, во время становления корпоративной организации мировой экономики. Не удивительно, что ИК, изначально порожденная подобной средой, по сути является корпоративной информационной культурой. В ней до сих пор преобладают профессиональные признаки. В частности, она управляется коллективным разумом профессионалов, но оказывает влияние на всех остальных людей.

Вместе с тем развитие информационной культуры обнажает феномен информационного неравенства.

Он, в частности, проявляется в том, что 88% всех пользователей ПК проживают в развитых странах и только 5% - в странах слаборазвитых. Известно высказывание д-ра П. Тарьянне, гендиректора МСЭ одной из старейших организаций, существующих при ООН. Он предупредил об опасности разбалансирования информационного общества в эпоху глобализации и возникновении разлома непреодолимой глубины, разделяющего богатые и бедные страны.

Дисбалансы доступа к информации опасны тем, что вызывают дисбалансы когнитивные, выражающиеся в снижении познавательных функций личностей, лишенных динамичного информационного пространства. Очевидно, что культура информационной деятельности не может полноценно развиваться, будучи ограниченной.

Творческое поведение личности в информационной среде

Социологи отмечают, что в любом из вышеупомянутых толкований информационная культура предполагает овладение ею людьми с целью эффективного преодоления объективно существующих информационных барьеров:

Языковых (овладение языками межнационального общения);

Пространственных (нахождение нужных данных в избыточном массиве информации);

Географических (нивелирование значительной взаимной удаленности источника и потребителя информации);

Количественные (определение достаточного количества источников информации).

Заметим также, что информационная культура личности требует от нее преодоления определенных субъективных (личностных) информационных барьеров:

Политических и идеологических;

Административных и режимных;

Искажения информации информагентствами;

Ошибочной стратегии выборки информации;

Недостатка квалификации для осуществления качественной информационной выборки.

Преодоление вышеупомянутых барьеров производится системно в рамках специальных информационных технологий. При этом принципиально важна эффективная система специализированных образовательных, а также информационных учреждений и библиотек, которой обладает развитое информационное общество. Информационная культура на современном уровне предполагает широкую доступность, удобоваримый интерфейс и общепринятую стандартизацию важнейших информационных ресурсов.

Заключение

Современным людям важно следовать инновационному духу XXI века, творчески пользоваться компонентами ИК.

Основы информационной культуры должны быть освоены каждым наемным работником. Ведь современное трудоустройство предполагает безусловное владение кандидатом в сотрудники:

Навыками работы с оргтехникой (персональным компьютером, факсом, ксероксом);

Специализированным программным обеспечением;

Технологиями нахождения и обработки информации;

Умением наглядно представлять итоговую информацию.

С одной стороны, современная информационная культура человека, представляя собой лишь часть общечеловеческой культуры, предполагает значительную роль в ней рационально-технологического компонента. Но это не значит, что в ее развитии должны участвовать исключительно люди с алгоритмическим характером мышления. Ведь его недостаточно для динамичного долгосрочного развития общества. Важно наличие других видов творческого мышления, а также охват информационной культурой социальных и гуманитарных аспектов.

Первостепенная роль в становлении информационного общества принадлежит образованию. Современные школьники постигают информационные предметы обучения, о которых их преподаватели в свои юные годы могли лишь прочитать в фантастических книгах. Мировую сеть Интернет уже сегодня называют пятой интеллектуальной стихией. Обширная информационная среда и эффективные информационные технологии культуры активно формируют новое поколение людей, которое отличается тем, что «живет в сети».

Сегодня человечество вступает в принципиально новую информационную фазу своего развития. И в этом контексте возрастает роль информационной культуры (ИК), сформировавшейся в конце XX - начале XXI века. Что же отличает эту новую культуру? Она формируется под воздействием коллективного интеллекта, который создается благодаря продуктивному взаимодействию информационных потоков с различными человеческими сообществами.

История феномена информационной культуры

Хотя человеческое общество широко пользовалось обменом информацией со времен появления письменности, само понятие ИК появилось лишь во второй половине прошлого века.

Старт ее целенаправленного формирования соотносят с программой реформы высшего образования США, принятой в 1977 году. Участвующая в ее разработке Ассоциация американских библиотек сформулировала цель вышеупомянутой программы: воспитание информационно грамотных людей, компетентных в отыскании нужной информации, ее обработке, представлении и использовании.

Современная информационная культура России начала свое развитие еще в советский период. В частности, в 1990-м новосибирские ученые показали новые направления культуры и пути построения информационного общества в объемном докладе под названием «Информатика и культура». В 1993 году при общественной организации Международной информационной академии (ранее «Мосгорсправка») организовано отделение информационной культуры. Академия с тех пор является действующим органом по развитию ИК, который регулярно производит публикации по проблемам информатизации общества, осуществляет исследования актуальных направлений прогресса в этой области.

Толкование информационной культуры

На заре нового тысячелетия феномен «информационная культура» приобрел общемировое значение, наполнился глобальным содержанием. У него нет единого толкования. Его трактуют трояко. Во-первых, как гармоничное состояние личности, умело пользующейся социально-значимой информацией. Во-вторых, как способность человека взаимодействовать с окружающим его информационным полем (т. е. не только уметь находить и пользоваться нужными сведениями, но и самому развивать информационную сферу). Однако в новом тысячелетии понятие «информационная культура» трактуется все более обобществленно. Под ней понимают уровень развития информационных технологий отдельной страны, а также их соответствие существующим международным стандартам.

ИК и развитие общества

Именно коллективный интеллект сегодня считают главным "драйвером" развития, определяющим информационное общество. Информационная культура призвана гармонизировать разнообразнейшую информационную активность человечества с его поступательным развитием. Ввиду разнообразия актуальных для общества информационных потоков ИК также представляется понятием предельно широким. Ее гармоничное с реальным развитием общества формирование чрезвычайно важно. Овладению ею большинством активного населения является одним из признаков нашего времени. Люди, ориентирующиеся в информационных потоках, становятся главной производительной силой современной цивилизации. Поэтому овладение соответствующими знаниями является актуальным для социально активного населения.

Она становится необходимым реквизитом экономически развитого общества, характеризующегося значительным объемом накопленной информации, ее свободным статусом и доступностью.

Сущность информационной культуры

ИК может быть представлена как культура информационных процессов и информационных отношений.

Определим эти два понятия. При прохождении информационного процесса происходит получение, создание, сбор, обработка, накопление, хранение, поиск, распространение и использование сведений. Любой современный человек сталкивается с великим множеством информационных потоков как в своей профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Они настолько разные, насколько разными бывают люди. Одни из них несут полезную информацию и ценный опыт профессионалов, накопленный ими. Как человеку компетентно решить задачу, требующую овладением специальными знаниями? Как ему, образно говоря, среди тысяч плевел выбрать зерна разумного, доброго, вечного? Очевидно, что воспользовавшись актуальной и полезной информацией.

Информационные отношения представляют собой правовые нормы, регулирующие информационные процессы.

Статистика о роли информации в обществе. Понятие компонентов ИК

Подсчитано, что если материальные и природные ресурсы определяют по 16% экономического роста ВВП, то информационные ресурсы - 64%.

Действительно, производство XXI века характеризуется революционным увеличением затрат умственного труда относительно затрат энергии и ручного труда. Экономика любой развитой страны сегодня в значительной мере основана на знаниях и информации. Происходит не только более стремительное обновление актуальной информации, но и значительное увеличение ее объемов. Опыт государств, инвестирующих наиболее значительные суммы в свою информационную культуру - США, Германии, Японии, Франции - свидетельствует об их лидирующей роли в создании и импорте передовых технологий эпохи НТР.

Приобщение людей к ИК не является процессом неопределенным. Наоборот, компоненты информационной культуры четко детерминированы. Освоение их личностью принципиально важно для ее адаптации в современном информационном обществе. Более того, они последовательны и логически взаимосвязаны. В обобщенном виде феномен ИК можно представить следующими компонентами.

Адекватное и компетентное восприятие информации;

Гуманистические (исходя из мировоззрения и интересов) критерии оценки смысла полученной информации;

Использование в оценках неопределенности методов информационной рецессии;

Специфическое творческое информационное поведение в социальной среде.

Рассмотрим данные компоненты подробней.

Формирование адекватного и компетентного восприятия информации личностью

Информационная культура ребенка в дошкольные и школьные годы является важнейшим компонентом общей ИК личности. В наше время принципиально важно научить детей активному и компетентному восприятию информации. Это нужно для формирования их дальнейшей социальной позиции и обретения правильных ориентиров в жизни. Рассмотрим, как сегодня формируется информационная культура личности.

На этапе самого раннего детства актуальность приобретает подсистема психологической службы. Она ответственна за гармоничное привнесение в развитие ребенка игры как компьютерного эксперимента. Не секрет, что многие существующие компьютерные игры вредны. Современные родители должны уметь грамотно составлять «игровое меню» для своих чад, а также комбинировать их увлеченность ПК со спортивной секцией, общением со сверстниками. Актуальность в этом контексте приобретают слова выдающегося педагога Сухомлинского о том, что именно игра зажигает в детях тот огонек любознательности и пытливости, который в дальнейшем будет озарять своим светом всю их жизнь.

Первостепенное значение имеет уже в раннем детстве ребенка развитие его познавательных способностей. Хорошо себя зарекомендовали специальные развивающие игры, рассчитанные для детей начиная с трехлетнего возраста. Полезны познавательные игры-загадки, отвечающие на вопросы: «Кто (что) это?», «Кто здесь живет?», «Что растет здесь?», «Что ездит, а что плавает?» Пятилетним детям рекомендуются компьютерные игры с элементами чтения, простейшей классификации картинок, ориентирования в порах года, во времени, развивающие мышление.

В годы школьного и последующего обучения молодые люди приобщаются к информационной культуре на программных классных и факультативных занятиях. Уже с пятого класса предмет "Основы информационной культуры школьника" вводит детей в мир информации. Они усваивают краеугольные понятия информации, информационных центров, первичных и вторичных документов, первичных и вторичных источников информации. Ученики знакомятся со справочно-библиографическим учетом в библиотеке, методикой работы с книгами (цитаты, дневники чтения, выписки).

Школьники, обучаясь данному предмету, получают первый практический опыт мотивированного поиска информации. Для этого они осваивают методы рационального чтения, учатся работать с современными носителями информации.

Информационная культура школьника развивается также путем его участия в информационно-компьютерных клубах, в школьном самоуправлении. Она составляет единое целое с общей системой получаемых в школе знаний. Наиболее притягивают школьников игры и занятия, содержащие элементы соревнования. В эти же годы для человека особенно важно овладеть навыками работы с обучающей и развивающей информацией Интернета.

Миссия формирования школой ИК заключается в воспитании человека информационно грамотного, обладающего позитивными ценностями, интересами и склонностями. Он должен быть подготовлен к формулированию своих обобщений и умозаключений с использованием современных интерактивных средств. Важна системность обучения, проявляющаяся в способности школьников использовать знания, полученные при изучении одного предмета для овладения предметом другим. Этим универсальным свойством отличается современная информационная культура. Информатика, как специальный школьный предмет обучения, формирует ее основы.

Непрерывность формирования как неотъемлемое свойство ИК

Информационная культура человека формируется постоянно и непрерывно. Полученное им образование способно лишь заложить основы его информационной грамотности, образованности. Однако если образование личности не будет в дальнейшем подтверждено ее активной позицией в окружающем информационном поле, то вскоре полученные ею навыки окажутся бесполезными.

Дело в том, что в эпоху НТР актуальные знания устаревают в среднем за 3 - 4 года. Как пример, вспомним, что информационные гаджеты порой претерпевают моральный износ еще быстрее. Например, устройство, позволяющее дистанционно онлайн обмениваться сообщениями. На протяжении скольких лет пейджер был актуален? 1.5 -2 года. В дальнейшем его полностью изжил сервис СМС мобильной связи.

Поэтому человеку информационно компетентному важно постоянно следить за информационными и техническими новинками. На протяжении всей своей жизни современная культурная личность вынуждена поддерживать свою информационную компетентность. Эта черта сейчас характеризует менталитет представителей рынка труда, поскольку гарантирует их социальную защищенность.

Действительно, зная, как распоряжаться информацией, люди становятся востребованными на рынке труда.

Гуманистические принципы формирования культуры личности

Зададимся парадоксальным вопросом: «А всякая ли информация конструктивна для формирования личности?»

К сожалению, некоторые информационные потоки заранее оплачены и являются инструментом корыстных людей. Они, откровенно говоря, бесполезны и даже вредны для большинства населения.

Выдающийся поэт Евгений Евтушенко в одном из своих интервью высказал яркую мысль о том, что представляет наибольший вред в информационном пространстве. Он назвал его пропагандой антиинтернационализма. По словам поэта, для стран интернациональных актуализация духа национальной нетерпимости страшна и разрушительна, и это следует запрещать.

Перейдем ко второму элементу контрпродуктивности ИК. Что такое дискурс? Это - черный шум в информационном пространстве. Примером могут послужить многочисленные политические дебаты, сопровождающиеся нулевым результатом. Это воистину дьявольское изобретение новой информационной эры. Его миссия заключается в лишении человека ориентиров личного и общественного развития. В результате люди разочаровываются в обществе и, конечно же, в себе.

Что несут в себе информационные потоки, заполняющие масмедиа глянцем и гламуром? Среди вредоносных для молодежи медиа-воздействий они основные. Информационной культуры разрушители, они возбуждают у молодых людей иррациональные желания. Представим, к примеру, девушку, способную получить блестящее образование и добиться многого в жизни. Однако она небогатого происхождения. Помогут ли ей в жизни гламурные издания, которые ежедневно демонстрируют богатых, разряженных в пух и прах ультрамодных «светских львиц» (раньше они по-другому назывались)? Наоборот, этот глянец ежедневно кричит в лицо этой девушке, что она - ничтожество по сравнению с богатыми и пустыми дамами. Такие издания зомбируют молодых людей, убеждая, что высшая жизненная ценность - добыть деньги любой ценой.

ИК: опасности контрпродуктивного развития

Формирование информационной культуры значительно ускорилось в конце XXI века, во время становления корпоративной организации мировой экономики. Не удивительно, что ИК, изначально порожденная подобной средой, по сути является корпоративной информационной культурой. В ней до сих пор преобладают профессиональные признаки. В частности, она управляется коллективным разумом профессионалов, но оказывает влияние на всех остальных людей.

Вместе с тем развитие информационной культуры обнажает феномен информационного неравенства.

Он, в частности, проявляется в том, что 88% всех пользователей ПК проживают в развитых странах и только 5% - в странах слаборазвитых. Известно высказывание д-ра П. Тарьянне, гендиректора МСЭ одной из старейших организаций, существующих при ООН. Он предупредил об опасности разбалансирования информационного общества в эпоху глобализации и возникновении разлома непреодолимой глубины, разделяющего богатые и бедные страны.

Дисбалансы доступа к информации опасны тем, что вызывают дисбалансы когнитивные, выражающиеся в снижении познавательных функций личностей, лишенных динамичного информационного пространства. Очевидно, что культура информационной деятельности не может полноценно развиваться, будучи ограниченной.

Творческое поведение личности в информационной среде

Социологи отмечают, что в любом из вышеупомянутых толкований информационная культура предполагает овладение ею людьми с целью эффективного преодоления объективно существующих информационных барьеров:

Языковых (овладение языками межнационального общения);

Пространственных (нахождение нужных данных в избыточном массиве информации);

Географических (нивелирование значительной взаимной удаленности источника и потребителя информации);

Количественные (определение достаточного количества источников информации).

Заметим также, что информационная культура личности требует от нее преодоления определенных субъективных (личностных) информационных барьеров:

Политических и идеологических;

Административных и режимных;

Искажения информации информагентствами;

Ошибочной стратегии выборки информации;

Недостатка квалификации для осуществления качественной информационной выборки.

Преодоление вышеупомянутых барьеров производится системно в рамках специальных информационных технологий. При этом принципиально важна эффективная система специализированных образовательных, а также информационных учреждений и библиотек, которой обладает развитое информационное общество. Информационная культура на современном уровне предполагает широкую доступность, удобоваримый интерфейс и общепринятую стандартизацию важнейших информационных ресурсов.

Заключение

Современным людям важно следовать инновационному духу XXI века, творчески пользоваться компонентами ИК.

Основы информационной культуры должны быть освоены каждым наемным работником. Ведь современное трудоустройство предполагает безусловное владение кандидатом в сотрудники:

Навыками работы с оргтехникой (персональным компьютером, факсом, ксероксом);

Специализированным программным обеспечением;

Технологиями нахождения и обработки информации;

Умением наглядно представлять итоговую информацию.

С одной стороны, современная информационная культура человека, представляя собой лишь часть общечеловеческой культуры, предполагает значительную роль в ней рационально-технологического компонента. Но это не значит, что в ее развитии должны участвовать исключительно люди с алгоритмическим характером мышления. Ведь его недостаточно для динамичного долгосрочного развития общества. Важно наличие других видов творческого мышления, а также охват информационной культурой социальных и гуманитарных аспектов.

Первостепенная роль в становлении информационного общества принадлежит образованию. Современные школьники постигают информационные предметы обучения, о которых их преподаватели в свои юные годы могли лишь прочитать в фантастических книгах. Мировую сеть Интернет уже сегодня называют пятой интеллектуальной стихией. Обширная информационная среда и эффективные информационные технологии культуры активно формируют новое поколение людей, которое отличается тем, что «живет в сети».

Информационная культура представляет собой способность общества эффективно применять и инструменты информационных коммуникаций, а также использовать прогрессивные ведущие результаты и достижения в сфере развития средств информатизации для этих целей.

Понятие «информационная культура»: несколько интерпретаций

Существует несколько определений вышеуказанного термина:

  • информационная культура – это совокупность знаний, которыми обладает человек, и умение их использовать на практике для решения определенных задач;
  • информационная культура – это отдельная область культуры, которая связана с функционированием информации в обществе и образованием информационных качеств конкретной личности;
  • информационная культура – это конкретный уровень формирования информационных процессов, уровень создания, сбора, переработки и хранения информации, степень удовлетворения в определенной мере потребностей человека в информационном общении;
  • информационная культура – это качественный показатель жизнедеятельности конкретного человека в сфере получения, передачи, хранения и применения информации, где основными являются духовные общечеловеческие ценности;
  • информационная культура – это определенный уровень знаний, который предоставляет возможность человеку свободно без препятствий ориентироваться в пространстве информации, принимать активное участие в его формировании и всеми методами способствовать информационному взаимодействию.

Некоторые специалисты считают, что информационная культура отлично характеризует уровни развития определенного общества, конкретной нации или народности, а также специфических сфер деятельности таких, как, например, культура искусства, быта или труда.

История информационной культуры

Специалисты отмечают, что информационная культура на уровне общества проявилась в пяти информационных революциях:

  • открытие языка;
  • находка письменности;
  • основание книгопечатания;
  • изобретение электричества;
  • применения компьютерных технологий.

Современная информационная культура соединяет в себе все свои предшествующие формы. Она выступает в качестве предмета, результата и средства социальной активности, хорошо отражает характер и уровень человеческой практической деятельности.

Классификация информационной культуры

В соответствии с областями информативной деятельности информационная культура делится на:

  • технологическую;
  • организационно-производственную;
  • управленческую;
  • научно-познавательную;
  • информационную культуру словесного общения.

Критерии информационной культуры человека

Специалисты называют следующие признаки информационной культуры человека:

  • умение адекватно выражать свою потребность в конкретной информации;
  • способность перерабатывать полученную информацию и создавать новую;
  • эффективно осуществлять поиск необходимых данных;
  • умение вести индивидуальные поисковые информационные системы;
  • способность адекватно оценивать информацию;
  • умение правильно отбирать необходимые данные;
  • способность к компьютерной грамотности и информационному общению.

Критерии информационной культуры являются отличными показателями уровня развития специфических инструментов для освоения разных объектов отражения. Эти критерии являются, в первую очередь, критериями познания социальной и природной действительности.

Краткий итог

Информационная культура совершенно не сводится к разрозненным знаниям и умениям работы за компьютером. Она предполагает информативную направленность целостной личности, которая обладает мотивацией к применению и усвоению новых данных. Информационная культура, по мнению специалистов, рассматривается как одна из граней личностного развития. Это путь универсализации качеств человека.

Овладение информационной культурой способствует реальному пониманию человеком своего места, себя и своей роли в этом мире. Специалисты утверждают, для того, чтобы сформировать хорошей уровень информационной культуры, особого значения нужно придать именно образованию. Последнее должно способствовать формированию нового специалиста информационного общества, который обладает следующими навыками: выделения значимой информации, дифференциации данных, выработки критериев оценки информации, умело использовать ее.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows