Проф. Ю.И. Савченков Физиология памяти. История изучения памяти. Мозговые структуры памяти. Гипотезы хранения информации

Проф. Ю.И. Савченков Физиология памяти. История изучения памяти. Мозговые структуры памяти. Гипотезы хранения информации

24.04.2019

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Методические разработки к проведению урока по психологии с учащимися по теме: Память Педагог-психолог Хоменко Нина Борисовна МАОУ СОШ «Эврика-Развитие» имени М.В.Нагибина Г. Ростов-на-Дону

Что такое память? Память есть у всех живых существ. У животных есть генетическая память (хранится в генотипе и передается по наследству) и механическая (основанная на повторении действий) Память - это сложный процесс запоминания, воспроизведения и хранения информации, который продолжается в течение всей жизни человека.

Память относится к познавательным процессам. Накопление впечатлений об окружающем мире Сохранение опыта Использование жизненного опыта Хранение знаний и навыков Память - это проявление высшей нервной деятельности человека.

Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Память - основа нашего сознания

Кратковременной Долговременной Оперативной Память бывает:

Например, нужно не забыть сказать другу, чтобы он взял на улицу мяч, не забыть купить хлеб в магазине и т. п. Но вот день прошел, и многие подробности, связанные с ним, отходят на задний план. В этом случае информация хранилась недолго: секунды, минуты или несколько часов. Кратковременная память

Существует определенный запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти, как в арсенале, всю жизнь. Это собственное имя, образы папы и мамы, родной язык, черты и особенности того места, где человек родился и т. д. Долговременная память

Типы памяти произвольная непроизвольная

Примером произвольного запоминания может служить заучивание стихотворения наизусть. Тогда человеку необходимо поставить цель (выучить стихотворение) и приложить волевые усилия для его заучивания.

Когда же, наоборот, цель не ставится, и волевые усилия не прилагаются, но человек помнит какое-либо действие или событие, то это и есть непроизвольное запоминание. Например, просматривая какой-либо фильм, мы не ставим перед собой цели запомнить что-либо, но спустя какое-то время можем вспомнить многие сцены этого фильма.

Обеспечивает запоминание и воспроизведение информации, необходимой для осуществления человеком конкретной операции в текущей деятельности. После решения конкретной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти.

Эмоциональная Образная Моторная Логическая Эйдетическая Виды памяти

Запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Эти движения запрограммированы - ходьба, подъем по ступенькам, плаванье и т.д. Моторная память помогает нам воспроизводить привычные действия. Моторная память

Эмоциональная память Эта память связана с переживаниями. Эмоциональная память самая прочная.

Простые события, оставившие у человека сильное впечатление, запоминаются СРАЗУ,ПРОЧНО, НАДОЛГО. Более сложные, но менее интересные события, человек может переживать десятки раз, но в памяти они не остаются. Закон забывания (Немецкий психолог Г.Эббингауз) Закон мотивированного забывания (З.Фрейд) Человек имеет склонность забывать психологически неприятное

Образная память зрительной осязательной обонятельной вкусовой слуховой Информация запоминается в виде образов. Память может быть:

Логическая память Сложно запомнить какой-либо материал без понимания, без логического восприятия. Логическая память - результат тех интеллектуальных возможностей, которые есть у человека.

Особый вид памяти, проявляющийся далеко не у всех людей. Наличие эйдетической памяти установлено у некоторых выдающихся художников, музыкантов. Художник Виктор Васнецов Эйдетическая память

ОЬЪЕМ (возможности запоминания и сохранения информации) БЫСТРОТА ЗАПОМИНАНИЯ (скорость произвольного запоминания) ГОТОВНОСТЬ К ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ (использование в практической деятельности имеющуюся информацию) ТОЧНОСТЬ (точно сохранять, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию) ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СОХРАНЕНИЯ (удерживание определенное время необходимой информации) свойства памяти

У женщин гораздо хуже развита зрительно-пространственная память. Поэтому не исключено, что девочки могут иметь затруднения при изучении таких предметов, как геометрия или физика, где требуется установление соотношений. Особенности памяти у женщин

У мужчин, например, лучше развита произвольная память и хуже непроизвольная. Особенности памяти у мужчин

Интересы и склонности (информация, связанная с интересами запоминается лучше) Отношение личности к той или иной деятельности Эмоционального настроя Волевых усилий И многих других факторов ЗАВИСИМОСТЬ ПАМЯТИ ОТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

группы людей с разными особенностями памяти БЫСТРО ЗАПОМИНАЮТ ДЛИТЕЛЬНО ХРАНЯТ ХОРОШО ВОСПРОИЗВОДЯТ НЕТ ПРОБЛЕМ С ЗАУЧИВАНИЕМ МАТЕРИАЛА

группы людей с разными особенностями памяти МЕДЛЕННО ЗАПОМИНАЮТ ДЛИТЕЛЬНО ХРАНЯТ ЗАУЧИВАТЬ МАТЕРИАЛ ПУТЕМ АКТИВНЫХ ПОВТОРЕНИЙ; Применять различные мнемические приемы; Слушать,записывать, использовать Наглядный материал

группы людей с разными особенностями памяти БЫСТРО ЗАПОМИНАЮТ БЫСТРО ЗАБЫВАЮТ Установка на длительное запоминание Привычка самостоятельно повторять Пройденный материал Через определенное время

группы людей с разными особенностями памяти МЕДЛЕННО ЗАПОМИНАЮТ БЫСТРО ЗАБЫВАЮТ УЧИТЬСЯ ПРИЕМАМ РАЦИОНАЛЬНОГО ЗАУЧИВАНИЯ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Мгновенная память определяется процессами, происходящими в периферическом отделе анализатора (в рецепторах). Информация там хранится очень недолго - от долей до нескольких секунд. Тем не менее этот процесс лежит в основе деятельности кино и телевидения. Дело в том, что человек в кинотеатре видит не одно непрерывное изображение, а череду неподвижных картинок. Каждое последующее изображение накладывается на память о предыдущей, в результате чего создается иллюзия движения.

В основе кратковременной памяти лежит циклическое вращение импульсов в нейронных цепях. Электрический сигнал, попавший в такую ловушку, может какое-то время циркулировать в ней, пока его не сотрет следующий импульс (рис. 8.2).

Рис. 8.2. Модель работы кратковременной памяти : 1 - нервные клетки; 2 - отростки нервных клеток; 3 - нервные импульсы

Длительность хранения информации здесь - от нескольких секунд до нескольких минут. Поэтому, получив важную информацию, желательно перенести ее на материальный носитель - бумагу или электронный блокнот, чтобы обезопасить ее от возможной потери. Объем кратковременной памяти - 7 ± 2 единиц информации, причем не имеет значения, что понимается под единицей информации - буква или слово. Если человеку приходится запоминать массу информации, он может укрупнять единицы информации объединять в блоки, расширяя таким образом емкость своей памяти.

Большая часть информации из кратковременной памяти стирается, но какое-то ее количество переходит в оперативную память . Переход ее из кратковременной в оперативную называется консолидацией. Этому процессу способствуют определенные условия: важность информации для субъекта, неоднократное повторение информации, яркость, необычность информации, а также наличие эмоций при этом.

В оперативной памяти информация хранится от нескольких минут до нескольких часов (суток), чаще всего один день - от пробуждения до сна, после чего одна часть ее переходит в долговременную память, а другая - стирается. Срок хранения информации в оперативной памяти связан с задачей, стоящей перед человеком. При этом логическая обработка информации, поступившей за день, происходит во время «медленного» сна, а перевод ее в долговременную память - во время «быстрого» сна.

Долговременная память может хранить информацию как угодно долго - на протяжении всей жизни человека. Этот процесс осуществляется при участии специфических белков памяти и нуклеиновых кислот. В настоящее время имеется гипотеза, что функционирование информации в этом виде памяти связан с изменением структуры нервных клеток и их электрических контактов - синапсов.

В функционировании памяти человека участвуют различные структуры анализаторов и центральной нервной системы. Возникновение сенсорных следов информации происходит в рецепторных системах анализаторов.

В таламусе происходит отфильтровывание лишней (повторяющейся) информации. В сенсорной коре начинается этап формирования кратковременной памяти путем структурирования поступающей информации.

В ассоциативной коре с учетом оперативных задач организма, а также биологических программ определяется та информация, которая будет храниться в течение суток или переведена в долговременную память. Большую роль в процессах памяти играет гиппокамп, который может избирательно усиливать запоминание тех событий, которые имеют биологически важное значение.

Память относится к числу фундаментальных свойств живого и является важнейшей характеристикой психической жизни человека, обеспечивающей единство и целостность человеческой личности.

Благодаря памяти человек и животные легко ориентируются в окружающей среде, адаптируются к ней и избегают действий, способных нанести вред их здоровью. Другими словами, формируя и сохраняя следы отражения действительности, живые системы используют эти следы во взаимодействии со средой.

Образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, не исчезают, они оставляют след (энграмму), сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эн- грамма - след памяти, сформированный в результате обучения.

Память - это основа способностей человека, без нее невозможно приобретение знаний, формирование умений и навыков. Таким образом, можно определить память как совокупность процессов запоминания, хранения и последующего воспроизведения информации, полученной индивидом на протяжении его онтогенеза.

Процессы памяти. Память включат в себя следующие основные процессы: запоминание -> сохранение -> воспроизведение.

Запоминание - это образование и закрепление в головном мозге следов возбуждения и соответствующих нервных связей. При этом происходит закрепление нового материала путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание бывает произвольным и непроизвольным ; в свою очередь, произвольное запоминание делится на механическое (зазубривание) и осмысленное. Одно из важнейших условий запоминания - повторение. Для улучшения запоминания необходимо выделение основных мыслей, использование иллюстраций, составление планов, схем, таблиц.

Сохранение - удержание в памяти. Определяется степенью участия материала в деятельности личности, т.е. важностью для человека.

Воспроизведение - извлечение информации из памяти. При этом происходит актуализация закрепленного материала путем извлечения его из долговременной памяти и передача в оперативную. Воспроизведение объекта при повторном восприятии называется узнаванием. Воспроизведение образов прошлого, определенных во времени и пространстве и эмоционально окрашенных, называется воспоминанием.

Виды памяти. Существует несколько видов памяти, которые классифицируются в зависимости от характера психической активности, преобладающей в деятельности, характера целей деятельности и продолжительностью сохранения и закрепления материала (табл. 13.5 1).

Современные представления о механизмах памяти. Основными в концепции временной организации являются понятия о кратковременной и долговременной памяти. Подразумевается, что при фиксации происходит смена одной формы существования энграммы на другую. Представления о кратковременной и долговременной форме существования следа базируется на предположении о разных нейрофизиологических, молекулярных, биохимических и морфофункциональных основах энграммы на разных стадиях ее существования.

Временная организация следа памяти - это последовательность развития качественно разных процессов, приводящих к фиксации приобретенного опыта. Основные понятия, которыми оперируют теории, созданные в рамках концепции временной организации памяти, следующие: консолидация - процесс, приводящий к физическому закреплению энграммы, и реверберация - механизм, основанный на многократном пробегании нервных импульсов по замкнутым цепям нейронов. Длительность консолидации - интервал времени, необходимый для перехода следа памяти и кратковременного хранения, в котором он находится в виде реверберирующей импульсной активности, в долговременное, обеспечивающее длительное существование энграммы.

Таблица 13.5

Виды памяти

По характеру психической активности, преобладающей в деятельности

Вид памяти

Определение

Примеры

Двигательная

Запоминание и воспроизведение движений. Лежит в основе обучения бытовым, спортивным, трудовым навыкам, письменной речи

Игра в теннис, плавание, вязание, игра на музыкальных инструментах. Развита у спортсменов, танцоров

Эмоциональная (впервые ввел К.С. Станиславский)

Прочно сохраняет пережитые человеком чувства

Сочувствие другим людям. Человек может побледнеть при одном воспоминании о пережитом страхе

Смысловая (словесная)

Запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесенных слов

Запоминание стихотворений, рассказов, очерков. Развита у артистов, певцов

Образная

Позволяет запоминать зрительные и звуковые образы, запахи, сопровождающие данную обстановку

Запоминание лиц людей, картин природы, музыкальных мелодий. Развита у музыкантов, писателей, художников

1 См.: Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов АЛ. Указ. соч.

Выделяют четыре вида (уровня) памяти, различающихся длительностью хранения информации:

сенсорная (.мгновенная) память - процесс, осуществляемый в основном на уровне рецепторов. Это первый этап обработки поступившей извне информации, в результате которой организм на очень короткое время удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. В данном процессе особую роль выполняет ретикулярная формация, выделяющая в каждый момент времени те входные сигналы, которые признаются важными для организма. Следы в сенсорной памяти сохраняются очень короткое время - от 0,1 до 0,5 с. За это время решается вопрос, насколько важна поступившая информация, как ее обрабатывать и сохранять. Если поступившие сигналы не привлекли внимания высших отделов мозга, то в течение указанного времени следы стираются, и память заполняется новыми сигналами.

Главная особенность сенсорной памяти - ее практически неограниченная емкость. Запечатлевается (хотя бы кратковременно) все, что фиксируется рецепторами. Это обеспечивает возможность эффективного функционирования других видов памяти путем выбора, фиксации и переработки важной с точки зрения существования организма информации. Следы сенсорной памяти стираются по экспоненте с постоянной времени около 150 мс, а сам след сохраняется (во всяком случае, для зрительной - иконической - памяти) немногим более 500 мс;

кратковременная память. Информация из сенсорной памяти, которая привлекла внимание высших отделов мозга, переводится в кратковременную память. В нее попадает только та информация, которая соотносится с актуальными интересами и потребностями человека и привлекает его внимание.

Применение в лечебных целях электрошока сыграло большую роль в выяснении механизмов памяти. Наблюдения за динамикой ретроградной амнезии, возникающей после электрошока, значительно расширили имевшиеся клинические данные и привели к созданию одной из первых гипотез о механизме краткосрочной памяти - гипотезе реверберации. В ее основу были положены анатомические данные, полученные еще Лоренте де Но (1934), о наличии в ткани головного мозга замкнутых цепочек нейронов. Считалось, что по таким цепочкам или кольцам, образованным коллатералями одного и того же нейрона, возбуждение может циркулировать в течение нескольких минут. Этого времени, как предполагали, достаточно для синаптических процессов, переводящих динамический код импульсной активности в структурные изменения постсинаптических мембран. Циркуляцией импульсов по замкнутым нейронным контурам объясняли также происхождение спонтанной ритмической электрической активности головного мозга. Таким образом, элект- рофизиологическим выражением процессов краткосрочной памяти согласно проведенной гипотезе служила спонтанная ритмическая активность нейронов, нарушение которой во время травмы или электрошока и вызывало развитие амнезии.

В дальнейшем были получены экспериментальные данные, противоречащие гипотезе реверберации. Так, было показано полное восстановление памяти после электрошока методом напоминания, восстановление памяти действием второго электрошока и даже самопроизвольное восстановление выработанного у животных обучения.

Таким образом, предпочтение в последнее время отдается гипотезам, в которых память рассматривается как единый процесс. Согласно одной из них, введение информации в мозг сопровождается возникновением энграммы, которая сама по себе недолговечна и закрепляется лишь при достаточной интенсивности процессов, вызванных воздействием сопутствующих неспецифических реакций (ориентировочных, эмоциональных). Закрепление осуществляется через соответствующие биохимические сдвиги, определяемые в основном гормональным фоном, в особенности АКТГ.

Длительность кратковременной памяти составляет 20 с. Объем исчисляется в пределах 7±2 ед., т.е. без применения специальных мнемонических приемов человек способен запомнить в среднем, например, семь цифр, семь букв, семь названий предметов и т.п. Примером того, как емкость кратковременной памяти может ограничивать познавательную деятельность, служит счет в уме. Действительно, многие люди не в состоянии мысленно перемножить двузначные числа; часто они объясняют это тем, что «не сильны» в математике, на самом же деле им мешает накопление промежуточных операций и данных, быстро перегружающих кратковременную память.

Ее особенностью является то, что вновь поступающая информация при переполнении индивидуально ограниченного объема памяти частично вытесняет хранящуюся там информацию, что приводит к безвозвратной потере последней. Она забывается и не попадает в долговременное хранилище. Такой процесс называется замещением. В частности, это происходит, когда человек имеет дело с информацией, которая предъявляется ему сразу в большом количестве и непрерывно.

Предотвратить замещение, удержать большой объем материала в кратковременной памяти на более длительный срок и обеспечить перевод его в долговременную память можно путем сознательного повторения этого материала, проговаривая его. Чем дольше сохраняется информация в кратковременной памяти, тем более прочным оказывается долговременный след. Таким образом, можно произвольно управлять кратковременной памятью. Информация, хранящаяся в кратковременной памяти, может быть нарушена в меньшей степени, чем в мгновенной памяти, за счет большей длительности ее сохранения и более существенной переработки;

оперативная (промежуточная) память - рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного

интервала времени.

Считается, что промежуточная память обладает значительно большей емкостью, чем кратковременная, и сохраняет информацию в течение нескольких часов без повторения. Однако емкость промежуточной памяти также ограниченна. Предполагается, что очищение ее регистра происходит во время сна, когда кратковременная память не занята поступающей внешней информацией. Обработка и перевод информации из промежуточной памяти в долговременную осуществляются в два этапа: 1) логическая обработка информации - происходит в период медленного сна (дельта-сна); 2) пересылка обработанной информации в долговременную память - осуществляется в период быстрого сна (на ЭЭГ в это время фиксируется активность, соответствующая состоянию бодрствования). Эта гипотеза, базирующаяся на солидном экспериментальном материале, требует дальнейшей проработки и проверки.

Промежуточная память непосредственно включена в процесс удержания ее промежуточных результатов. Она предполагает восприятие объектов в момент краткосрочного удержания в памяти образа и всей ситуации, а также их изменений. При этом воспринимаемые параметры в соответствии с решаемой задачей дополняются данными, хранящимися в долговременной памяти. После использования информация может исчезать из оперативной памяти;

долговременная память. Из информации, которая находится в кратковременной памяти, мозг отбирает то, что будет храниться в долговременной памяти. Для переноса следов, формирующихся в кратковременной памяти, в долговременную требуется от 15 мин до 1 ч. Это время называется периодом консолидации.

Объем долговременной памяти и время хранения считаются практически неограниченными. Сюда же поступает при некоторых условиях часть сенсорной информации без предварительной обработки,

0 чем говорилось выше. Преобразованная информация, по-види- мому, более доступна для извлечения и воспроизведения, что определяется ее ценностью и психологической установкой субъекта в момент извлечения информации из долгосрочной памяти.

С нейрофизиологической точки зрения основу долгосрочной памяти составляют пластические процессы в синаптическом аппарате и теле нейрона. Под пластичностью подразумевается длительное изменение свойств нейрона, влияющих на передачу сигнала. Постсинаптическая пластичность химического синапса включает пейсмейкерный и мембранный механизмы. У некоторых нейронов наблюдаются эндогенные колебания потенциала амплитудой 10-20 мВ и частотой от

1 до 2,5 Гц. Такие потенциалы получили название пейсмейкерных. Они генетически заданы, но весьма чувствительны к сдвигам мембранного потенциала и генерируются определенными участками мембраны нейрона. Под действием внешнего потенциала одни пейсмейкерные локусы могут усиливать, а другие - уменьшать свой ответ. Эти изменения сохраняются в течение длительного времени.

Основу мембранных механизмов постсинаптической пластичности составляет изменение чувствительности и количества так называемого рецептивного белка постсинаптической мембраны. Чувствительность рецептивного белка изменяется под действием медиаторов, гормонов и нейропептидов, которые переводят белок из неактивной формы в активную. Длительное сохранение таких изменений приводит к тому, что следующая порция медиатора оказывает более сильное действие на проводимость мембраны нейрона. Количество рецептивного белка изменяется путем экспрессии определенных локусов ДНК ядра клетки через воздействие на ядро проникших внутрь клетки комплексов лиганд-рецепторов или вторичных посредников, например цАМФ, и образования специфических РНК.

Следовательно, при образовании долговременной памяти временные последовательности превращаются в структурно-пространственные, и такая память вне момента ее образования и извлечения представляется не процессом, а структурой. В этом причина ее устойчивости к многочисленным внешним воздействиям и существенное отличие от сенсорной и кратковременной форм памяти, которые по своей сути являются процессами.

Однако нельзя забывать о том, что сама клетка и ее структуры и образованные группами клеток ансамбли, сети и т.п. имеют весьма лабильную организацию. Так, непрерывно обновляются белки клеточных мембран, составные части ферментов и т.д. Поэтому устойчивость долговременной памяти зависит от устойчивости динамики биохимических внутриклеточных и межклеточных процессов.

Рассмотренные четыре вида памяти работают как единая система. Их совместную, взаимосвязанную деятельность можно рассматривать как последовательные этапы фиксации энграммы.

Виды нарушения памяти. Причин нарушения памяти множество. Они возникают при различных неблагоприятных влияниях на ЦНС. Те или иные расстройства памяти были выявлены благодаря клиническим наблюдениям за больными с различными черепно-мозговыми травмами, перенесшими заболевания мозга, при хронических интоксикациях, сосудистых патологиях (гипертоническая болезнь, атеросклероз), хронических заболеваниях ЦНС, нарушениях в психической сфере. Дисмнезиями называют различные виды ослабления памяти, часто наблюдаемые при развитии различных психических нарушений.

На основании изучения особенностей расстройств памяти больных с различными повреждениями мозга различают амнезии, агнозии и апраксии.

Амнезии - нарушения памяти на события. Посттравматическая ретроградная амнезия - невозможность вспомнить события, предшествующие возникшей амнезии (в результате травмы, алкогольной интоксикации и т.д.). При этом, как правило, страдает информация, уже закрепленная в долговременной памяти. Потеря памяти при этом виде амнезии может распространяться как на недавние, так и на отдаленные события. Иногда посттравматическая амнезия сопровождается потерей памяти и на последующий период выхода из бессознательного состояния. Это так называемая антероградная амнезия , для которой характерна потеря способности усвоения новой информации (при этом виде амнезии информация не может переходить из кратковременной памяти в долговременную). Описанные формы амнезии возникают не только после физической, но и после сильной психоэмоциональной травмы.

Корсаковский синдром - больные теряют способность фиксировать текущие события, тогда как память на отдаленные события у них сохраняется. Характерные симптомы - потеря ориентации во времени и пространстве, неспособность запоминать хронологию событий. Корсаковский синдром - явление, весьма характерное для больных 3-й стадией алкоголизма.

Прогрессирующие амнезии - обусловлены сосудистыми болезнями мозга и его атрофией. К ним относятся нарушения памяти при болезни Альцгеймера, а также старческие расстройства памяти, связанные с атеросклерозом. Потеря памяти сначала затрагивает недавние события, а по мере развития заболевания распространяется и на более отдаленные, приводя в особо тяжелых случаях к полной потере памяти как на предшествующие события, так и к невозможности запоминания новой информации.

Агнозии - нарушения восприятия. Агнозии приводят к избирательному нарушению какой-либо специфической памяти - зрительной, слуховой, тактильной. Например, при зрительной агнозии человек, видя предмет, не может узнать его; при слуховой агнозии не узнаются известные ранее мелодии и различные звуки; тактильная агнозия нарушает способность с закрытыми глазами определить хорошо знакомые предметы.

Апраксии - нарушения программирования движений. Невозможность выполнять такие стереотипно привычные движения, как одевание, приготовление пищи, умывание и т.д., хотя способность к движению и мышечная сила сохраняются.

Слайд 2

Общее понятие памяти Память – форма психического отражения, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или забывании личностью ее опыта. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. У животных есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению. У человека же есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации. Ему нет необходимости полагаться только на свои ограниченные возможности.

Слайд 3

Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания существуют, благодаря памяти. Распад следов памяти приводит к распаду личности. Человек превращается в автомат, реагирующий только на стимул, действующий в данный момент. Память лежит в основе способностей человека, приобретения знаний, формирования умений, навыков. Процессы памяти При выделении процессов памяти в качестве основания рассматривают различные функции, выполняемые памятью в жизни и деятельности. К процессам памяти относят запоминание, воспроизведение, а также сохранение и забывание материала.

Слайд 4

Запоминание. Деятельность памяти начинается с запоминания, т.е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. Таким образом, запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Успешность запоминания определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей. В зависимости от места процессов запоминания в структуре деятельности различают произвольное и непроизвольное запоминание. В случае непроизвольного запоминания человек не ставит перед собой задачу запомнить тот или иной материал. Произвольное запоминание является специальным действием, конкретная задача которого - запомнить точно, на максимально продолжительный срок, с целью последующего воспроизведения или просто узнавания - определяет выбор способов и средств запоминания, а тем самым влияет и на его результаты.

Слайд 5

Сохранение и забывание. Сохранение - это удерживание заученного в памяти, т.е. сохранение следов и связей в мозгу. Различают активное и пассивное сохранение. В первом случае удерживаемый материал подвергается внутренним преобразованиям, от простого циклического повторения до включения в системы новых семантических связей, резко увеличивающего вероятность его последующего воспроизведения, во втором случае подобных активных преобразований обнаружить не удается. Забывание - исчезновение, выпадение из памяти, т.е. процесс угасания, ликвидации, “стирания” следов, затормаживания связей. Невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое для субъекта содержание подвергается качественным изменениям и включается в опыт субъекта. Вообще говоря, забывание - весьма целесообразный, естественный и необходимый процесс и далеко не всегда должен оцениваться отрицательно. Не обладай мы способностью забывать, наша память была бы заполнена массой мелких и ненужных сведений, фактов, деталей. Мозг наш был бы перегружен информацией. А забывание даёт возможность мозгу освобождаться от избыточной информации.

Слайд 6

Узнавание и воспроизведение. Результаты запоминания и сохранения проявляются в узнавании и воспроизведении. Воспроизведение - процесс появления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений, в основе чего лежит оживление следов, возникновение в них возбуждения. Узнавание - появление чувства знакомости при повторном восприятии (благодаря наличию слабого, минимального следа, который остался в коре головного мозга после предыдущего восприятия). Воспроизведение в отличие от узнавания характеризуется тем, что образы, закреплённые в памяти, актуализируются без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Физиологически это означает наличие различных следов - стойких, прочных (воспроизведение) или слабых, нестойких и непрочных (узнавание). Припоминание - наиболее активное воспроизведение, связанное с напряжением и требующее определённых волевых усилий. Процесс припоминания протекает успешно, когда забытый факт воспроизводится не изолированно, а в связи с другими фактами, событиями, обстоятельствами и действиями, сохранившимися в памяти.

Слайд 7

Виды памяти Формы проявления памяти чрезвычайно многообразны. Объясняется это тем, что память обслуживает все виды многообразной деятельности человека. В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия: 1) объект запоминания, т.е. то, что запоминается, Это предметы и явления, мысли, движения, чувства. Соответственно этому различают такие виды памяти, как образная, словесно-логическая, двигательная и эмоциональная; 2) степень волевой регуляции памяти. С этой точки зрения различают произвольную и непроизвольную память; 3) длительность сохранения в памяти. В данном случае имеют в виду кратковременную, долговременную и оперативную память. Таким образом, мы видим, что все виды памяти различают в зависимости оттого, что запоминается и насколько долго помнится.

Слайд 8

Образная память- это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами: как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности Содержаниемсловесно-логической памятиявляются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно - логической. Она играет ведущую роль в усвоении знаний в процессе обучения. Двигательная памятьэто запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, ровно, как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться сначала, осуществлять те или иные действия.

Слайд 9

В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти. Память долговременная - подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное (часы, годы, иногда десятилетия) удержание знаний, а также сохранение умений и навыков и характеризуемая огромным объектом сохраняемой информации. В отличие от долговременной памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения, кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением после однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением.

Слайд 10

Кроме того, выделяют в отдельный вид памяти - оперативную память. Оперативнойпамятью называют запоминание каких-то сведений, данных на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности. Например, в процессе получения результата удерживать в памяти действия необходимо до промежуточной операции, которые в дальнейшем могут быть забыты.

Посмотреть все слайды



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows