Надежная схема лампового усилителя. Самодельный ламповый усилитель

Надежная схема лампового усилителя. Самодельный ламповый усилитель

26.05.2019

Привет всем любителям хорошего звука! Меня постоянно спрашивают какой винтажный ламповый усилитель лучше по звуку. Хотя каменные усилители обладают множеством отличных функций, многие меломаны и аудиофилы считают, что эти усилители не могут обеспечить такое же отличное качество звука. Это и касается такой категории продуктов как: винтажный ламповый усилитель.

Тем не менее, не все винтажные ламповые усилители хороши. Кстати существует лишь очень малая часть усилителей на лампах, которые были созданы в конце 1960-х по 80-е годы, и они неплохо звучат, и считаются одними из лучших по части электроники, как по звуку, так и по общей конструкции.
Можно купить много винтажных ламповых усилителей, но лишь несколько моделей хороши.

К ним относятся продукты от Dynaco, Marantz и Harman Kardon.

Впрочем, не стоит радоваться раньше времени, ведь винтажный ламповый усилитель с хорошим звуком будет стоить больших денег, гораздо проще купить новый ламповый или гибридный усилитель с гарантией, бесплатной доставкой, без мыслей сколько он еще протянет и что нужно в нём менять.

Один из самых популярных ламповых усилителей, когда-либо производимых, - Dynaco Stereo 70, сокращенно ST-70. Было продано более 300 000 единиц этих .

Ламповый усилитель Dynaco ST-70 можно купить по цене от 60 000 рублей.

Первоначально выпустили в 1959 году.
Dynaco ST-70 имеет 35 Вт на канал с простым, но очень изысканным дизайном. Он использует четыре выходных лампы EL34, пару входных 7199 и лампы GZ34 / 5AR4. Считается, что это один из самых лучших винтажных ламповых усилителей.

Ламповый усилитель Dynaco ST-70 предлагает неплохой высококачественный звук по относительно низкой цене. В результате, это был один из немногих ламповых усилителей, который оставался в производстве и хорошо продавался, даже после того, как рынок переключил свое внимание на твердотельные технологии.

Из-за своей первоначальной низкой стоимости и большого количества произведенных единиц, Dynaco ST-70 остается доступным винтажным ламповым усилителем.

Юлиус Футтерман был самым первым, кто сделал ламповый усилитель без выходных трансформаторов. Впрочем, его дело потом продолжили в New York Audio Labs.

Ламповый усилитель Futterman H3 OTL можно купить по цене от 160 000 рублей.

Немного истории

До появления транзисторных усилителей номинальный импеданс большинства высококачественных акустических систем составлял 16 Ом. Для этого были веские причины, так как при прочих равных условиях более высокий импедансный динамик более эффективен, а конструкция кроссовера не такая сложная или её вообще нет.

Причиной перехода на более низкий импеданс динамиков в акустике сегодня является, конечно же, тот факт, что транзисторные усилители, ограниченные напряжением, обеспечивают большую мощность для таких колонок.

Ламповый усилитель McIntosh MC275, впервые представленный в 1961 году, является одним из самых любимых и известных винтажных ламповых усилителей у меломанов и аудиофилов. Его название исходит из того, что он использует два 75-ваттных усилителя, что дает ему довольно высокую мощность, не доступную обычному ламповому усилителю.

Усилитель McIntosh MC275

MC275 также построен с четырьмя выходными лампами KT88, которые позволяют усилителю хорошо работать с различными музыкальными стилями.

Ламповый усилитель McIntosh MC275 можно купить по цене от 100 000 рублей.

Популярность винтажного лампового усилителя McIntosh MC275 привела к тому, что в 2011г. в качестве 50-летнего юбилейного выпуска выпустили еще .

Произведено их было очень ограниченное количество, это специальное издание — отличная возможность для коллекционеров купить заводскую версию одного из лучших ламповых ламповых усилителей всех времен. Кстати, ламповый винтажный усилитель McIntosh MC275 также является предком современного McIntosh MC275 Mk IV.

Marantz 8B

Ламповый усилитель вышел в свет в 1961г, как переработанная версия Marantz 8, которая сама по себе была обновленной версией Marantz 7. Разработчик Сид Смит представил тогда вершину схемо­техники ультралинейного усилителя в классе А.

Усилитель Marantz 8B

Ламповый усилитель Marantz 8B можно купить по цене от 80 000 рублей.

В винтажном ламповом усилителе Marantz 8B используется пара ламп EL34 с мощным пентодом с выходной мощностью 35 Вт на канал. Этот ламповый усилитель выдаёт полный и красочный звук с о

В этом довольно интересном винтажном ламповом усилителе на выходе применяется 2шт. пентоды 6550. А вот мощность у «ламповика» — 75 Вт на канал.

Ламповый усилитель Audio Research 76A можно купить по цене от 80 000 рублей.

Тем не менее в усилителе Audio Research 76A реализован очень сложно-управляемый источник питания.

Этот ламповый усилитель весит довольно много, но мне очень понравилось его исполнение. Данный неплох своей детальностью, а также высоким разрешением.

Harman Kardon Citation II, признан одним из самых элегантных и привлекательных винтажных ламповых усилителей , который ценится коллекционерами, а также он один из самых четких и точных по звуку. Отчасти это связано с полосой пропускания, которая превышает слышимый диапазон, что, следовательно, устраняет артефакты, такие как фазовый сдвиг на высоких частотах.

Ламповый усилитель Harman Kardon Citation II можно купить по цене от 90 000 рублей.

Винтажный ламповый усилитель Harman Kardon Citation II построен на выходных лампах KT88 и рассчитан на 60 ватт на канал. Устройство имеет несколько элементов управления для точной регулировки, включая регуляторы смещения выходных ламп и контроль баланса переменного тока, а также измеритель на задней панели лампового усилителя, чтобы выявить уровни тока для каждого из них.

Тем не менее Harman Kardon Citation II выдаёт довольно четкий и сухой звук, который в целом отличается от мягкого звука большинства ламповых усилителей, но с небольшим искажением. Как и другие усилители в этом списке, аппарат Citation II очень трудно найти и купить в отличном состоянии, гораздо проще купить новый ламповый усилитель или гибридный с подобным .

Главная инновация этого винтажного усилителя в том, что он построен по схеме Тима де Паравинчи, а именно выход­ной каскад сделан по симметричной мостовой схеме. При включении анод, а также экранная сетка и катод имеют все свои катушки на самом выходном трансформаторе.

Усилитель EAR 509 создавали для работы в профессиональных студиях. Звук высокой точности в студиях делает его идеально подходящим для воспроизведения звука в домашних условиях.

В наше время выпустили EAR Yoshino 509 в новом исполнении, несмотря на свою высокую мощность, он был усовершенствован, не жертвуя звуком, и имеет компактный дизайн.

Новый ламповый усилитель EAR Yoshino 509 можно купить по цене 800 000 рублей.

Точно установите операционное смещение. 4 светодиода сообщают вам, что он настроен с равной интенсивностью, что позволяет вам легко регулировать смещение, когда это .

В конце 60-х годов Вильям Зейн Джонсон начал делать и продавать переделанный усилитель Dynaco ST-70. Много транзисторных усилителей было создано в 70-х годах. Тем не менее полностью ламповый Dynaco D70, в 1983 году, навсегда установил уровень качества звука усилителей Au­dio Research.

Ламповый усилитель Audio Research Reference 600 можно купить по цене от 2 000 000 рублей.

Однако в 1995 году Джонсон сделал усилитель, который стал очень известный, а именно Audio Research Reference 600. Позже он перерос в модель Audio Research Reference 610T, с его 600 Ваттами!

Своим появлением этот усилитель поверг аудио мир в .

Цена усилителя Audio Note Ongaku на момент выхода 60 000 долларов!

Впрочем, 1988 году, однотактный усили­тель Хирояши Кондо обладал выходной мощностью 27 Вт установил невероятный рекорд ламповых усилителей в цене.

Audio Note Ongaku был первым серийным усилителем, в нём использовались все комплектующие: трансформаторы, а также конденсаторы и провода, которые были сделаны вручную.

Значительно более новый по своей конструкции, чем несколько других усилителей, Cary Audio CAD-805 был впервые выпущен в 1991 году. Этот винтажный ламповый усилитель положил начало новому типу высококачественного усилителя.

Ламповый усилитель Cary Audio CAD-805 можно купить по цене от 300 000 рублей.

Несмотря на ранний скептицизм, ламповый усилитель Cary Audio CAD-805 в конечном итоге победил критиков с его способностью довести почти каждый аспект музыкального трека, усиливая каждый инструмент и создавая четкое и точное прослушивание. Его успех привел к созданию других триодных усилителей, тем не менее CAD-805 остается выдающимся в своём классе.

Усилитель Cary CAD-805 вернул однотактные усилители на своё почетное место. Он обладает неплохим качеством сборки как усилители McIn­tosh и стал основоположником такой фразы как «магия однотактной середины».

Итоги. Хотя винтажные ламповые усилители могут обеспечить отличное качество звука, кстати не все, а лишь ооочень очень малая их часть, они более хрупкие, чем их новые собратья, и требуют более высокого уровня обслуживания. Из-за их возраста, старинные ламповые усилители должны быть тщательно проверены перед покупкой, и вы должны убедиться, что они функционируют должным образом.

Не забудьте также послушать ламповый усилитель на небольшой громкости. Это выявляет любые недостатки или преимущества в работе устройства, а также дает покупателю более четкое представление об общем звуке .

Совет!!! В любом случае, чтобы избежать головных болей, лучше купить новый ламповый усилитель или гибридный.

Восстановленные ламповые усилители

Популярность винтажных ламповых усилителей привела к созданию запасных частей и ремонту многих старых ламповиков. В свою очередь, это увеличило количество отремонтированных ламповых усилителей на рынке. Восстановленные ламповые усилители должны быть очищены и восстановлены с использованием новых компонентов. Они предназначены для того, чтобы выглядеть и работать так же, как новый товар, насколько это возможно. Хотя восстановленные и переделанные ламповые усилители могут обеспечить многолетнее превосходное использование, важно исследовать характер выполненной .

Узнайте, была ли реставрация сделана предыдущим владельцем или профессиональным продавцом электроники или ремонтной мастерской. Исследуйте восстановленный ламповый усилитель так же, как стандартный используемый элемент, чтобы быть уверенным, что он функционирует должным образом. Хотя эти элементы часто продают по более высоким ценам, чем стандартные используемые, но они могут стоить этих затрат.

Впрочем, не стоит радоваться раньше времени, ведь винтажный ламповый усилитель с хорошим звуком будет стоить больших денег, гораздо проще купить новый ламповый или гибридный усилитель с гарантией, бесплатной доставкой, без мыслей сколько он еще протянет по той же цене, что и винтажный ламповый усилитель или в хорошем качестве

Послушайте некоторые онлайн треки тут же на сайте Звукомания

По всем вопросам Пишите мне на эл. почту: [email protected] или ВК

Сегодня у нас полезная самоделка для ценителей хорошего звука: высококачественный ламповый усилитель сделанный своими руками

Здравствуйте!

Решил я собрать двухтактный ламповый усилитель (уж очень руки чешутся) из, накопившихся у меня за долгое долгое время деталей: корпус, лампы,панельки к ним, трансформаторы и прочее.

Надо сказать, что всё это добро мне досталось даром (безвозмездно тобишь) и стоимость моего нового проекта будет 0.00 гривен,а если что-то надо будет докупить по мелочи, куплю уже за рубли (так как начал я свой проект в Украине, а закончу уже в России).

Начну описание с корпуса.

Когда-то это был,судя по всему, неплохой усилитель фирмы SANYO модель DCA 411.

Но послушать мне его не довелось так как достался он мне в жутком грязном и нерабочем виде, перекопан до нельзя и горелый сетевик на 110 В (японец, наверное) закоптил все внутренности. Вместо родных микросхем оконечного каскада какие-то сопли из советских транзисторов (это фото из интернета хорошего экземпляра). Короче, я всё это выпотрошил, и стал думать. Так вот, ничего лучшего чем запихать туда ламповик я не придумал (уж довольно много места там).

Решение принято. Теперь надо определяться со схемой и деталями. У меня есть достаточное количество ламп 6п3с и 6н9с.



Ввиду того, что однотактник я уже собирал на 6п3с,мне захотелось больше мощности и,порывшись в просторах интернета, я выбрал эту схему двухтактного усилителя на 6п3с.

Схема самодельного лампового усилителя (УНЧ)

Схема взята с сайта heavil.ru

Надо сказать, что схема, наверное, не самая хорошая, но ввиду её относительной простоты и доступности деталей решил остановиться на ней. Выходной трансформатор (фигура важная в сюжете).

В качестве выходных трансформаторов решено использовать «легендарный» ТС-180. Сразу камнями не кидайтесь (приберегите их до конца статьи:)) я и сам в глубоких сомнениях о таком решении, но учитывая моё стремление не тратить ни копейки на этот проект продолжу.

Выводы транса для моего случая я соединил вот так.

(8)—(7)(6)—(5)(2)—(1)(1′)—(2′)(5′)—(6′)(7′)—(8′) первичка

(10)—(9)(9′)—(10′) вторичка

на соединение выводов 1 и 1′ подается анодное напряжение, 8 и 8′ на аноды ламп.

10 и 10′ на динамик. (это я не сам придумал, нашел в интернете). Чтобы развеять туман пессимизма я решил проверить частотную характеристику трансформатора на глаз. Для этого собрал такой стенд на скорую руку.

На фото генератор ГЗ-102 , усилитель BEAG APT-100 (100V-100W), Осциллограф С1-65, эквивалент нагрузки 4 Ом (100W), ну и сам трансформатор. Кстати, на сайте есть .

Ставлю 1000 гц размахом 80 (примерно) вольт и фиксирую напряжение на экране осциллографа (около 2 в). Далее увеличиваю частоту и жду когда напряжение на вторичке транса начнет падать. Тоже самое делаю в сторону уменьшения частоты.

Результат меня, надо сказать, порадовал АЧХ практически линейна в диапазоне от 30 гц до 16 кГц, ну я думал, что будет намного хуже. Кстати, усилитель BEAG APT-100 имеет повышающий трансформатор на выходе и его АЧХ, возможно, тоже не идеальна.

Теперь можно собирать все до кучи в корпус со спокойной совестью. Есть задумка сделать монтаж и компоновку внутри в лучших традициях, так называемого, моддинга (минимум проводов на виду) и еще не плохо было бы сделать подсветку светодиодами как в промышленных экземплярах.

Блок питания самодельного лампового усилителя.

Сборку начну с заодно опишу его. Сердцем блока питания (да и всего усилителя, наверное) будет тороидальный трансформатор ТСТ-143, который я в своё время (года 4 назад) выдрал с мясом из какого-то лампового генератора прямо в то время, как его уносили на свалку. Больше к сожалению ничего не успел L жалко такой генератор, а может он еще и рабочий был или починить можно было … Ладно что-то я отвлекся. Вот он силовик мой.

Конечно в интернете нашел схему на него.

Выпрямитель будет на диодном мосте с фильтром на дросселе для анодного питания. И 12 вольт для питания подсветки и анодного напряжения. Дроссель вот такой у меня.

Его индуктивность составила 5 генри (если верить прибору) , что вполне достаточно для хорошей фильтрации. А диодный мост нашелся вот такой.

Его название BR1010. (10 ампер 1000 вольт). Все начинаю выпиливать усилитель. Думаю — будет как-то так.

Размечаю и вырезаю отверстия в текстолите под панельки для лампочек.





Получается неплохо:) пока мне всё нравится.

И так, и эдак. сверлим пилим:)

Началось что-то вырисовываться.

Нашел в старых запасах фторопластовый провод и сразу же все альтернативы и компромиссы по поводу провода для монтажа исчезли без следа:) .



Такой вот получился монтаж. Всё как бы «кошерно» накалы перевиты, земля в одной,практически, точке. Должно работать.

Пришло время городить питание. После проверки и прозвонки всех выходных обмоток транса припаял все необходимые провода к нему, и начал устанавливать согласно принятому плану.

Как известно, в нашем не легком никуда без подручных материалов: так пригодился контейнер от киндер-сюрприза.

И крышка от нескафе и старый компакт диск




Я повыдирал из плат телевизоров и мониторов. Все емкости не менее 400 вольт (знаю, что надо бы побольше, но не хочу покупать).

Мост шунтирую емкостями (какие были под рукой, наверное, поменяю потом)

Многовато получается, ну да ладно, под нагрузкой просядет:)

Выключатель питания использую штатный от усилителя (четкий и мягкий).

С этим готово. Хорошо получилось:)

Подсветка для корпуса лампового усилителя.

Для реализации подсветки была куплена светодиодная лента.

И установлена следующим образом в корпус.


Теперь свечение усилителя будет видно и в дневное время. Для питания подсветки я сделаю отдельный выпрямитель со стабилизатором на какой-нибудь КРКЕН подобной микросхеме (что найду в хламе) , от которого планирую запитать схему задержки подачи анодного напряжения.

Реле задержки.

Порывшись в закромах родины, я нашел вот такую совершенно нетронутую штуку.

Это радио-конструктор реле времени для фотоувеличителя.


Собираем, проверяем, примеряем.


Время срабатывания выставил около 40 секунд, а переменный резистор заменил постоянным. Дело идет к завершению. Осталось все собрать вместе, поставить морду, индикаторы и регуляторы.

Регуляторы (переменники на входе)

Говорят, от них может сильно зависеть качество звука. Короче я поставил вот такие

Сдвоенные по 100 кОм. так как у меня их два,то я решил запараллелить выводы получив тем самым 50 кОм и повышенную стойкость к хрипам:)

Индикаторы.

Индикаторы я задействовал штатные, со штатной подсветкой

Схема подключения была мною беспощадно выкушена с родной платы и также задействована.

Вот что в итоге у меня получилось.




При проверке мощности усилитель продемонстрировал напряжение на выходе 10 вольт неискаженной синусоиды частотой 1000гц на нагрузку 4 ома (25 ватт) одинаково по каналам, что порадовало:)

При прослушивании звук был кристально чистым без фона и пыли, что называется, но чересчур мониторным, что ли? красивым, но плоским.

Я наивно полагал, что он без тембров заиграет, но …

При использовании программного эквалайзера удалось получить очень красивое звучание, которое всем понравилось. Спасибо всем большое!!!

Многие меломаны предпочитают прослушивать любимые мелодии, используя ламповые усилители звука. В чем заключается специфика данных девайсов? Исходя из каких критериев можно выбрать оптимальную модель соответствующего устройства?

Чем интересен ламповый

Усилитель — это один из ключевых компонентов акустической инфраструктуры, который отвечает за увеличение мощности тех сигналов, что поступают от источников звука, коммутацию соответствующих приборов, регулировку уровня громкости, а также передачу сигнала, мощность которого усилена, на аудиооборудование, предназначенное для воспроизведения мелодий.

В ламповых усилителях в качестве ключевого элемента схемотехники применяются радиолампы. Они выполняют функцию усилительных элементов. Как правило, ламповые усилители обеспечивают меньший уровень искажения звука. Как отмечают многие меломаны, для соответствующих девайсов характерно более теплое, мягкое воспроизведение мелодий — особенно при проигрывании средних, а также высоких частот.

Другое важнейшее преимущество лампового усилителя — в обеспечении во многих случаях более насыщенного звука в сравнении, к примеру, с транзисторными девайсами. Это возможно благодаря уникальным свойствам собственно ламп, которые, к примеру, приспособлены к функционированию без вспомогательной коррекции, которая нужна для поддержания работы, в свою очередь, полупроводниковых устройств.

Однотактные и двухтактные устройства

Ламповые девайсы чаще всего классифицируются на 2 основные категории — класса A и класса AB. Первые также именуются однотактными. В них усилительные элементы стимулируют увеличение мощностей обеих полуволн в сигнале — как положительную, так и отрицательную. Вторые девайсы также именуются двухтактными. В них каждый последующий каскад увеличения мощности предполагает задействование разных элементов — один может отвечать за положительную полуволну, в то время как другой — за отрицательную. Усилители класса AB обычно экономичнее и производительнее, часто — мощнее. Но на этот счет в среде меломанов иногда возникают дискуссии.

Рассматриваемые девайсы во многих случаях стоят намного дороже транзисторных аналогов, несмотря на то, что их конструкция достаточно проста. Многие меломаны собирают соответствующие устройства самостоятельно — правда, нужно постараться, чтобы найти лучшие схемы ламповых усилителей — на 6П3С, например, или других популярных лампах. Для ценителей музыки, проигрываемых с помощью рассматриваемых девайсов, часто второстепенной становится их цена — если принято решение не собрать усилитель, а купить его. Вместе с тем характеристики, конечно же, играют неоспоримо значимую роль при выборе устройства. Рассмотрим то, какими они могут быть, а также примеры популярных моделей соответствующего типа девайсов.

Усилитель ProLogue EL34: характеристики и отзывы

По мнению многих специалистов, лучший ламповый усилитель, или, по крайней мере, относящийся к лидерам по соответствующему критерию (из тех, что относятся к бюджетному сегменту) - устройство ProLogue Classic EL34. Данный девайс может функционировать с использованием двух разновидностей ламп — собственно EL34 или же KT88. При этом пользователю необязательно осуществлять перенастройку усилителя.

Как считают специалисты - отзывы, отражающие их мнения, можно найти на многих тематических порталах, - одним из главных преимуществ девайса заключается его оснащенность интерфейсами, позволяющими подавать нагрузку на лампу плавно, что способствует увеличению срока ее службы. Усилитель оснащен эффективным Девайс имеет довольно большую мощность, которая составляет 35 Вт.

Усилители Triode

Еще один усилитель, относящийся к категории бюджетных — устройство TRV-35, выпускаемое японским брендом Triode. Тот факт, что он собран в Японии, во многом предопределяет качество соответствующего продукта. Усилитель является универсальным — возможно, он лучший ламповый усилитель в своем сегменте с этой точки зрения. Лампы, которые могут применяться на девайсе — EL34, в ряде случаев возможно задействование элементов ElectroHarmonix, изготавливаемых в России.

По мнению специалистов, в числе наиболее примечательных опций рассматриваемого усилителя — возможность подключения к современным домашним кинотеатрам.

Другой известный продукт японского бренда Triode — девайс TRX-P6L. Как отмечают некоторые эксперты, данный девайс — самый лучший ламповый усилитель в линейке Triode с точки зрения функциональности. Так, в нем присутствует, в частности, эквалайзер четырехполосного типа, который предназначен для оптимизации тембра звучания мелодии с учетом конкретной акустической обстановки в помещении, а также параметров используемых звуковых систем. Девайс, о котором идет речь, позволяет задействовать разные категории ламп — EL34, также KT88. Устройство оснащено регулятором глубины обратного взаимодействия. Усилитель может функционировать в 2 режимах — триодном, а также ультралинейном.

Другой примечательный девайс, выпускаемый под брендом Triode — усилитель VP-300BD. Многие меломаны задаются распространенным вопросом: "Однотактный или двухтактный ламповый усилитель - что лучше?" Они могут, выбрав именно VP-300BD, который относится к устройствам первого типа, остаться весьма довольными приобретенным устройством. Рассматриваемый девайс — триодный, классифицируется как усилитель открытого типа. Можно отметить, что выходной каскад устройства функционирует на триодах 300B, которые классифицируются как прямоканальные.

Audio Research VSi60

В числе самых известных брендов-производителей ламповых усилителей — американская корпорация Audio Research. К самым технологичным ее продуктам относится девайс VSi60. Многие меломаны убеждены в том, что ламповые усилители лучше транзисторных, и выпускаемое американской компанией устройство позволяет выдвинуть веский аргумент в пользу девайсов первого типа: по мнению специалистов, рассматриваемый усилитель обеспечивает самый внушительный масштаб звучания, вполне сопоставимый с показателями транзисторных девайсов. Основные лампы, с которыми работает американское устройство, — KT120. Регулятор громкости у рассматриваемого

Усилители Unison Research

Другой известный бренд-производитель девайсов, о которых идет речь — Unison Research. К самым эффективным решениям, которые разработаны данной корпорацией, можно отнести усилитель S6. Возможно, он — лучший ламповый усилитель, или, по крайней мере, относящийся к лидирующим решениям, с точки зрения сочетания характеристик, что свойственны для девайсов класса A: высокой мощности, составляющей 35 Вт, а также значительного коэффициента демпфирования. Устройство задействует по 2 прямоканальных триода, размещенных в каждом канале.

Как отмечают эксперты, рассматриваемый усилитель характеризуется самым высоким качеством звучания с точки зрения детализации и чистоты воспроизводимой мелодии.

Следующий известный продукт, выпускаемый под брендом Unison Research — усилитель P70. В свою очередь, он является двухтактным. Меломаны, задающиеся вопросом, почему однотактный ламповый усилитель играет лучше двухтактного, несколько меняют свое восприятие эффективности соответствующих устройств, послушав музыку при использовании рассматриваемого девайса. Разработчикам усилителя P70 удалось обеспечить исключительно высокое качество звука при весьма внушительной мощности устройства — более 70 Вт.

Как отмечают специалисты, девайс может подключаться к акустической инфраструктуре, формирующей достаточно внушительную нагрузку. Устройство, о котором идет речь, характеризуется также жанровой универсальностью. Если рассматривать лучшие ламповые усилители для прослушивания рок-музыки — девайс P70 правомерно отнести к лидирующим решениям.

В числе известных однотактных продуктов, выпускаемых под брендом Unison Research — устройство Preludio. Он также функционирует в классе A. В нем задействуются мощные тетроды KT88. Мощность девайса составляет 14 Вт. Поэтому усилитель требует подключения к акустической инфраструктуре, обладающей в достаточной мере высоким уровнем чувствительности.

McIntosh

Другой известный бренд, что выпускает усилители — американская корпорация McIntosh. Многие меломаны, задаваясь вопросом — какой ламповый усилитель лучше, прежде всего ассоциируют самые качественные продукты именно с теми девайсами, которые производятся под брендом McIntosh. Данная корпорация — в числе самых узнаваемых в мире производителей звукового оборудования в сегменте Hi-End.

Можно отметить, что продукт MC275 от McIntosh впервые появился на рынке в 1961 году. С тех пор в нем было реализован ряд улучшений, но он по-прежнему выпускается под историческим наименованием. В принципе, данный усилитель относится к легендарным девайсам, к числу лучших продуктов в мире в сегменте Hi-End. Устройство использует лампы KT88. Мощность усилителя составляет 75 Вт в режиме проигрывания стерео.

Audio Note

Еще один известнейший бренд на рынке усилителей — Audio Note. В числе самых популярных его продуктов — Meishu Phono. Возможно, это лучший ламповый усилитель в своем сегменте, если рассматривать соответствующие девайсы с точки зрения соблюдения чистоты технологии. Так, в нем не задействовано ни одного полупроводника. В структуре блока питания девайса присутствует 3 трансформатора, 3 кенотрона, а также 2 дросселя. В выходном каскаде используются триоды 300B. В конструкции усилителя присутствует эффективный ламповый фонокорректор. Рассматриваемый девайс имеет довольно скромную мощность, которая составляет 9 Ватт. Но тем не менее устройство совместимо со многими современными типами напольного акустического оборудования.

Определить самый лучший ламповый усилитель звука исходя из субъективного восприятия его работы довольно сложно. Однако, приблизиться к решению подобной задачи можно, сравнив те или иные модели девайсов по основным характеристикам, а также проанализировав соответствующие параметры.

Выбираем лучший усилитель: параметры сравнения моделей

Какие параметры можно рассматривать в качестве ключевых? Как считают современные эксперты, важнейшими характеристиками в данном случае могут быть:

Уровень гармонических искажений;

Соотношение сигнала и шума;

Поддержка коммуникационных стандартов;

Уровень энергопотребления.

В свою очередь указанные параметры могут сопоставляться с ценой девайса.

Выбираем усилитель: мощность

Что касается первого показателя — мощности, то он может быть представлен в самом широком диапазоне значений. Оптимальным для решения большинства задач, характеризующих использование лампового усилителя, является показатель порядка 35 Вт. Но многими любителями музыки только приветствуется увеличение данного значения — например, до 50 Вт.

Вместе с тем многие современные высокотехнологичные девайсы соответствующего типа превосходно работают и при мощности около 12 Вт. Конечно, они во многих случаях требуют подключения к высокопроизводительной акустической инфраструктуре. Но использование эффективного аудиооборудования — один из обязательных атрибутов применения, собственно, тех устройств, о которых идет речь. Почему ламповый усилитель лучше более современных модификаций девайсов — вопрос, не особо актуальный для многих меломанов, поскольку они неоднократно убеждались на практике в объективном превосходстве соответствующих девайсов по ключевым параметрам. И потому тестирование и практическое использование ламповых усилителей они стараются проводить на заранее подготовленном оборудовании, которое соответствует самым высоким требованиям.

Частота

Касательно частотной характеристики усилителя — крайне желательно, чтобы она находилась в диапазоне от 20 до 20 тыс. Гц. Хотя, надо отметить, довольно редко современные производители девайсов, о которых идет речь, поставляют на рынки усилители, которые не соответствуют данному критерию. Сложно найти оборудование в сегменте Hi-End, которое бы не дотягивало до указанных параметров частоты. Так или иначе, при покупке лампового усилителя, к примеру, от малоизвестного бренда, имеет смысл проверить то, в каком диапазоне он поддерживает частоту.

Гармонические искажения

Что касается гармонических искажений, желательно, чтобы они не превышали 0,6%. Собственно, чем меньше данный показатель — тем качественнее звук. Самый лучший ламповый усилитель в том или ином сегменте часто определяется прежде всего исходя из показателя гармонических искажений. Сразу стоит отметить, что соответствующий показатель — не самый значимый с точки зрения обеспечения хорошего качества звука. Однако, данный параметр характеризует реакцию акустической инфраструктуры на входной сигнал. Достаточно сложно на практике обеспечить стимулирование реакции акустики при измерении так, как это осуществляется при проигрывании реальных сигналов. Но современные бренды-производители ламповых усилителей стараются обеспечить наименьший показатель гармонических искажений. Престижные модели девайсов способны обеспечивать его на уровне, не превышающем 0,1%. Конечно, их стоимость может быть несопоставимо выше конкурирующих моделей, имеющих более высокий показатель гармонических искажений, но для меломана вопрос цены в данном случае может быть второстепенным.

Отношение сигнала к шуму

Следующий параметр — соотношение сигнала к шуму, у современных ламповых усилителей чаще всего соответствует показателю 90 дБ и более. В целом данное значение можно считать весьма распространенным при сопоставлении характеристик различных девайсов, пусть даже и представленных в разных сегментах. Поэтому, если стоит задача — выбрать хороший однотактный ламповый усилитель или, к примеру, двухтактный, то рассматриваемый параметр не всегда объективно будет отражать конкурентоспособность того или иного девайса. Так или иначе, чем выше соответствующий показатель — тем лучше. Желательно, чтобы он был не менее 70. Некоторые топовые модели усилителей обеспечивают отношение сигнала к шуму на уровне более 100 дБ. Но и цена их, как и в случае с гармоническими искажениями, может быть внушительной.

Иные параметры

Остальные параметры — поддержка тех или иных коммуникационных стандартов, энергопотребление, являются значимыми, но второстепенными. На них имеет смысл обращать внимание при прочих равных по тем показателям, которые мы рассмотрели выше. Так или иначе, для современного усилителя типичным можно считать наличие поддержки достаточного количества стереопар — порядка 4, аудиовыхода для осуществления записи звука. Касательно энергопотребления — оптимальный его показатель составляет порядка 280 Вт.

Безусловно, при рассмотрении вопроса, какой ламповый усилитель лучше, играют роль и многие субъективные факторы. Чаще всего меломаны оценивают соответствующие девайсы, исходя из их: дизайна, качества сборки, уровня звучания, показателей эргономики.

Все указанные выше параметры могут сопоставляться с ценой девайса, которая может быть представлена в очень широком спектре значений. Но человек, для которого не особо актуален вопрос, чем ламповый усилитель лучше транзисторного, поскольку он знает ответ на него, цену, как мы отметили выше, не всегда может рассматривать как самый значимый критерий при выборе девайса для организации прослушивания любимых мелодий.

Это разработка где-то конца 80-х. За это время показала себя достойно и универсально: годится как для любителей качественного звука (сочинял для себя), так и для музыкантов, которым нужна мощность.

Краткое лирическое вступление. В своё время был очень популярен усилитель, опубликованный в журнале "Радио" 72г. Я тоже повторял эту схему. Недостатки её известны многим, кто её повторял: невысокая линейность, слабая устойчивость на ИНЧ, недостаточная устойчивость по ВЧ (от чего в схему введен корректирующий кондюк), узковатый частотный диапазон, и ещё что-то, чего сейчас не припомню. И главное - звучание оставляло желать лучшего.

Такого у себя дома я терпеть не мог: уши свои - не казённые:) Первое, с чего я начал модернизацию - замена выходного транса. Изменения, внесенные в выходной транс напрашивались сами собой - ужесточить связь обмоток обратной связи (ультралинейных) с остальными обмотками, чем уменьшить Кг на высших частотах, и улучшить частотные и фазовые характеристики выходного каскада. В том варианте, что я применил в новой конструкции удалось расширить частотный диапазон, повысить устойчивость на ВЧ, понизить выходное сопротивление. Звучание заметно улучшилось, но теперь вся схемотехника (клон т.н. "схемы Вильямсона") стала казаться притянутой в Hi-Fi за уши - выполнена как-то "в лоб", слабым звеном оставались слабая устойчивость с ООС на инфранизких частотах, повышенные нелинейные и частотные искажения (особенно на ВЧ).

Дальнейшее усовершенствование вылилось в полному отказу от этой схемы. Было перепробовано много разных схемотехнических решений. Попытки найти оптимальный вариант привели к тому решению, который предлагаю. Hа входе я применил каскодный УН с высокой линейностью, далее - фазоинверсный каскад с разделённой нагрузкой, имеющий наибольшую линейность. При этом связал я их непосредственно, чтобы уменьшить фазовые сдвиги по пути прохождения сигнала. На выходе, правда остался знакомый ультралинейный выходной каскад с небольшими изменениями (с целью удобства наладки и повышения устойчивости), и, как уже говорилось с улучшенным выходным трансом. На схеме я условно разделил предварительные каскады, связка триодов в котором собственно и являются моим ноу-хау;), и выходной каскад, вместо которого можно присоединмть любой подходящий. При правильно изготовленном и налаженном усилке, максимальные амплитуды на управляющих сетках выходных ламп должны быть не менее 80В в нагрузке 47к. А это дало возможность полностью раскачать 6П45С. И что важно, при всех своих достоинствах схема оказалась даже проще той, от которой пришлось уходить.

В результате получился усилитель со звучанием, которое (при должных мерах), вполне может претендовать на hi-end ;) Усилитель абсолютно устойчив, поэтому его можно использовать как с глубокой ООС, так и вообще без неё - линейность всех каскадов обеспечивает малые искажения и с разомкнутой петлёй ООС.

Из двух 6Р3С, мне удавалось получить >150ватт, из двух 6П45С - >220 ;), а в варианте с сеточными токами (специально для музыкантов) - 400ватт пиковой мощности! Но та схема уже заметно отличается от приведённой.

Подробные параметры усилителя я сейчас привести не могу - давно не мерял. Тем, кому нужен звук а не параметры, информации для повторения я дал достаточно, а если очень нужно, могу (хоть и очень в лом) перемерять. Для журнала перемерял бы наверное. А тут и так сойдёт:o)

Что касается наладки, то она проста:

  1. собрать стандартную схему измерения параметров;
  2. отключить ООС;
  3. включить усил и прогреть катоды;
  4. резисторами R10 и R11 выставить токи покоя вых. ламп 30...60мА (0,06...0,12В на катодах), но обязательно одинаковыми;
  5. без подачи сигнала на вход, регулем R2 выставить на катоде фазоинвертора 105В;
  6. подать сигнал на вход до получения напряжения на нагрузке 15 вольт (для 6-омного варанта);
  7. резистором R9 выставляется минимум 2-й гармоники на выходе;
  8. восстановить ООС (не обязательно).

Пункт 7 можно пропустить, если заменить R8 и R9 на один, сопротивлением 12к (это может на качество даже никак не повлиять, особенно с ООС).

Для питания усилителя понадобились дополнительные напряжения: 410В(10мА/канал) и стабилизированное 68В (б/т). На схеме показан идин из вариантов их получения из имеющихся. Здесь можно сделать по-разному. У меня, например, есть источник стаб. +220В для питания предусилителя, так я +68 получил делителем.

В своё время схема была окутана коммерческой тайной:). Теперь please - пусть кто хочет попробует. Повторюсь, что связка УН-ФИ универсальна, и может быть использована для раскачки различных выходных PP каскадов (триодных, пентодных, класса А, АВ). Для каждого конкретного случая возможно придётся произвести перерасчёт некоторых элементов, что делается очень легко. В этом я могу оказать помощь нуждающимся.

P.S: Подобной переделке хорошо поддаются усилители "Прибой" - качество заметно улучшается.

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
Радио-лампа 6Н1П 2 В блокнот
Радио-лампа 6П45С 2 В блокнот
С1, С5, С6 Конденсатор 1 мкФ 3 В блокнот
С2 Электролитический конденсатор 47 мкФ 1 В блокнот
С3 Конденсатор 0.1 мкФ 1 В блокнот
С4 Конденсатор 0.047 мкФ 1 В блокнот
R1 Резистор

220 кОм

1 0.5 Вт В блокнот
R2, R9 Подстроечный резистор. 4.7 кОм 2 В блокнот
R3 Резистор

100 Ом

1 0.5 Вт В блокнот
R3 Резистор

100 кОм

1 2 Вт. По ошибке в схеме два резистора именуются как R3 В блокнот
R4 Резистор

2 МОм

1 0.5 Вт В блокнот
R6 Резистор

1 МОм

1 0.5 Вт В блокнот
R7 Резистор

12 кОм

1 2 Вт В блокнот
R8 Резистор

10 кОм

1 0.5 Вт В блокнот
R10, R11 Подстроечный резистор 22 кОм 2 В блокнот
R12, R13 Резистор

47 кОм

2 0.5 Вт В блокнот
R14, R15 Резистор

1 кОм

2 0.5 Вт В блокнот
R16, R17 Резистор

22 кОм

2 1 Вт В блокнот
R18, R19 Резистор

2 Ом

2 2 Вт В блокнот
R20 Резистор

2.7 кОм

1 1 Вт В блокнот
R21, R22 Резистор

68 Ом

2 2 Вт В блокнот
Розрядник 1


© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows