Нигма рф интеллектуальная. Чем отличается поисковая система нигма и как она устроена. Шифровальная машина Энигма

Нигма рф интеллектуальная. Чем отличается поисковая система нигма и как она устроена. Шифровальная машина Энигма

27.03.2019

Как часто вы наблюдаете за человеком в метро и думаете, как бы его написал, скажем, Венецианов или Рокотов? Вообще профдеформация искусствоведа дает о себе знать в обычной жизни?

Есть другое: смотришь на человека и примеряешь ему мысленно костюм. Шляпу времен мушкетеров или кокошник. Лицо как будто вставляется в костюм, как бумажная куколка.

Иногда смотришь на девушку - ну прям страшная-страшная, блеклая, ненакрашенная. А потом представляешь ее в головном уборе, который в называется эннен (любимый головной убор знати XV в., «рогатой» или конусообразной формы - прим.ред.) и думаешь: «Ба, да она с картины ван Эйка!» (Ян ван Эйк - фламандский живописец раннего Возрождения - прим.ред.)

Вы когда-нибудь думали, как должен выглядеть ваш портрет?

У меня есть портрет, знакомая художница его написала. Я тогда была студенткой, и она сделала портрет в стиле Пьеро делла Франческо, в профиль, на фоне голубого неба.

Что символизирует голубое небо?

Это юность, весна, простота. Никаких изысков. Я люблю Раннее Возрождение. А моя сестра-художник одно время рисовала меня в качестве персонажа своего комикса.

Ого, и каково это, быть в комиксе?

Очень интересно посмотреть, как твоя личность преломляется в творчестве художника. Даже в творчестве человека, который знает тебя как свои пять пальцев, твоей сестры. Когда ты превращаешься в персонажа, художник убирает лишнее, придумывает то, что ему нужно по сюжету и заостряет какие-то характерные черты. Как бы он тебя не любил, все равно в какой-то момент сделает тебя смешным, «ради красного словца не пожалею и отца». Но это нормально - по поводу «Моя семья и другие звери» Джеральда Даррелла его родня тоже изумлялась, как же так вышло.

В одном из интервью вы упоминали, что любите сериалы. Что вам понравилось из последнего?

«Охотник за разумом» Финчера, «Настоящий детектив» - в общем, добрые, веселые фильмы.

Если говорить об эстетике, я люблю костюмные сериалы. С исторической точки зрения они иногда дурацкие, но при этом сделаны с большой любовью к психологии персонажей: «Борджиа», «Тюдоры», «Рим».

С другой стороны, мне ужасно мешает то, что я помню в лицо всех исторических персонажей и знаю, как они должны выглядеть.

Например, когда я смотрю «Борджиа», меня раздражает, что на самом деле папа римский, которого играет Джереми Айронс, был похож на Леонова. И одно дело когда злодейского понтифика играет Айронс, а другое дело, если его сыграл бы Леонов. Это был бы совсем другого уровня злодей и отравитель, намного страшнее! Или как его сыграл бы, например, Дэнни де Вито.



Для вас искусство - это бегство от реальности или, наоборот, способ упрочить с ней связи?

Когда ты созерцаешь восточную мандалу - она тебя гипнотизирует и успокаивает. Это чистое искусство, абстрактное. Точно также можно смотреть на “Мадонну” Рафаэля: и она тебя зачарует и успокоит.

Искусство это медитация

Софья Багдасарова, автор книги «Омерзительное искусство»

После этого ты станешь воспринимать мир более остро и более тонко. Искусство, красота - это способ очистить разум, зарядка для глаза.

Ваша любимая картина в Пушкинском музее?

В разные периоды жизни это, конечно, разные полотна. Сейчас это Буше, «Геркулес и Омфала», где они целуются. Мне не разрешили взять ее в мою омерзительную книжку. Сказали, что Пушкинский музей всегда просит дать почитать текст, который будет сопровождать картину. А если в музее прочитают мой текст, они умрут и никогда больше ничего (для публикации - прим.ред.) никому не дадут .

«Омерзительное искусство» - о том, как находить смешное и сниженное в пафосе классиков. Означает ли это, что классическое искусство по отношению к современности потеряло свою сакральность, стало инфантильным?

Нет, это про другое. Дело в том, что когда создавалось классическое искусство, багаж знаний об античности был у всех потребителей искусства, это давали в начальной школе. А сейчас мы все это потеряли.

Чтобы понять и почувствовать классику так же глубоко, как в те времена, когда все эти произведения создавались, нужно либо очень много прочитать, либо сделать то, что сделала я: перевести ее на язык современности. Это часто делают в кинематографе, чтобы мы понимали все-таки, о чем эта самая классика: «Ромео+Джульетта» База Лурмана, (США, 1996 г. - прим.ред.), когда действие происходит в современных костюмах, или «Ричард III» (фильм Ричарда Лонкрэйна и Йена МакКеллена, Великобритания, США, 1995 г. - прим. ред.), где действие разворачивается как бы при расцвете британского фашизма 1930-х. То есть, берется сюжет, который кажется устарелым, и приближается к нам за счет современных костюмов, реалий и языка.

У нас сейчас в массовой культуре очень высок интерес к историческим сюжетам в таком «мемасном» виде. Сначала все увлеклись «Страдающим средневековьем», теперь - «Омерзительным искусством». Как вы думаете, это звезды так сошлись, или исторические сюжеты помогают современникам справляться с действительностью?

Просто это интересно, да и удивляет, когда сложное и «высокое» вдруг оказывается понятным и смешным. Наши вкусовые рецепторы забиты информационным фаст-фудом. Людям хочется видеть красоту, но поскольку сейчас всего настолько много вокруг, простая красота уже не впечатляет. И тут включается старый рецепт: красота + адреналин.

Грудь красивой женщины гораздо красивее, если на ней кровь.

Блондинка в фильме ужасов кажется мозгу более красивой, чем та же самая блондинка в доброй комедии. Когда человек смотрит на красивое, и при этом, как бы от страха, у него вырабатывается адреналин - то его чувства обостряются, и красота воспринимается острее.

Поскольку у нас всего-всего так много, красота подается теперь с адреналином. С убийствами, как в «Игре престолов», с хохмочками, как в «Страдающем Средневековье» или людоедски, как у меня, в «Омерзительном искусстве». Это способ приблизить к зрителю то, что из-за своей элитарности, сложности ушло на задний план.

Люди тянутся к прекрасному, но старый способ подачи их больше не цепляет. Оказалось, есть новый способ: блокбастерный, голливудский.

Во времена Чехова, чтобы показать зрителям, что происходит что-то неприличное, актерам на сцене достаточно было поцеловаться. И зритель понимал: ой, это неприличие. Теперь же, если у нас на глазах они поцелуются, мы подтекстов не поймем. И поэтому режиссер добавляет в эту сцену натуральный секс. Понятно, что того, кто вырос на классическом прочтении пьесы, это шокирует. Но автор этого и добивался: тогда, больше ста лет назад, этот поцелуй шокировал так же, как нас сейчас шокирует секс на сцене.

Как вам опыт издания книги, какие впечатления?

Как только гонорар получу, хотя бы копеечку, так сразу расскажу.

Тогда переключимся на рабочий процесс. Приходилось ли, скрепя сердце, соглашаться с правками редактора, или вы чувствовали полную свободу?

Ну, меня попросили почистить тексты. В оригинале-то там совсем жесткач. То, что позволено в интернете, не позволено на бумаге. А сейчас и в интернете это не совсем позволено. Я вычистила все расистские шутки, шутки про национальности, шутки про нетрадиционную ориентацию и про христианскую религию.

То есть, маркировка 18+ не спасает от цензуры?

А зачем, и так всего хватает. Каннибализм, изнасилования… зачем усугублять ситуацию и привлекать психически нездоровых людей.

Почему на обложке книги - «Леда и лебедь»?

Я сама подбирала иллюстрации к текстам, а потом художник выбрал 5-6 из них на выбор для обложки. Ту, которая мне больше всего понравилась, миниатюру с кастрацией, решили все-таки не ставить на обложку. И из оставшихся вариантов взяли второй, с Ледой. Он лучше всего лег.



В одном из последних интервью вы говорили, что интерес к вашему блогу возрос именно в 2017 году. Полагаем, после выхода книги он взлетит еще больше, и публика будет ждать от вас чего-то нового. Планируете ли вы эксперименты, коллаборации, переход на другие платформы?

Вы знаете, я получила искусствоведческое образование, и сразу после этого начала заниматься журналистикой. Почему мой блог так выстрелил? Потому что я умею профессионально писать. Искусствоведов обычно упрекают в том, что они очень много знают, но при этом излагают так, что ничего не понятно. А я, наоборот, не все знаю досконально, мне приходится готовиться, но при этом умею рассказывать.

Проработав больше десяти лет в журналистике, я громкого имени себе не сделала (хотя и отлично набила руку). Ведь все время приходилось выполнять чужие задания, держаться в редакционных рамках. А «выстрелил» именно личный блог, где меня не контролировал никто, и я могла развернуться и ставить самые различные эксперименты.

Поэтому я не строю никаких планов, у меня просто вдохновение. Вот захотела то, захотела это... И когда душа летает, и получается интересно. А рутина и «нацеленность на победу» часто надоедают.

Я так не вспомню, но после интервью дам вам список (список Софьи Багдасаровой для начинающих искусствоведов - прим.ред.).

Для нас немаловажен и тот факт, что Софья - опытнейший редактор и администратор русской Википедии , а также активный участник Викисклада (Shakko ). Становится очевидным, что Викиновости просто не могли пройти мимо такого события, и сегодня мы предлагаем нашим читателям эксклюзивное интервью с Софьей Багдасаровой. С лучшим блогером рунета беседовал Дмитрий Рожков .

Дмитрий Рожков : Прежде всего, разреши поздравить тебя с победой. Какие у тебя от неё впечатления?

Софья Багдасарова : Конечно, приятные. Очень здорово, что победу получил именно блог по искусству, что он пользуется популярностью. За последний год моя аудитория сильно выросла (до ок. 50-40 тысяч просмотров в день). Смешной показатель в сравнении с Ютубом, но для длинных текстов, не только в блогах, но и в нормальных СМИ , - это отличный показатель.

ДР : Расскажи, кто ты по образованию, по профессии, и как, собственно, пришла к идее своего блога.

СБ : Я закончила искусствоведение на истфаке МГУ , и более десяти лет профессионально занимаюсь журналистикой в области культуры. Все эти годы для структурирования информации я использовала два инструмента - Википедию и мой блог. Причём Википедию тоже не как читатель, а как место, где можно вести заметки. Многие об этом не догадываются, но Википедия - прекрасное место для ведения конспектов прочитанных книг и статей. В блог же я скидывала забавные факты и картинки, а также дублировала свои журналистские статьи - и не зря, многие из тех журналов, для которых я когда-то писала, уже успели исчезнуть. Так что немалая часть текстов, которые привлекают сегодня читателей, были написаны не для блога, а за зарплату.

ДР : К твоему участию в Википедии мы обязательно вернёмся. А как возникла эта популярная тема твоего блога - хэштэг «омерзительное искусствоведение»? Это область твоих особых интересов, или просто такая попытка «хайп словить»?

СБ : Эта рубрика блога появилась года полтора назад, когда у меня было дурное настроение. Просто в искусстве много отвратительного: кастрации , отсекания голов , сдирания кожи … А образовательный стандарт включает обычно только красивое - Рафаэля да Шишкина . Но это я давно знаю. Если копнуть поглубже, открывается дикое: не просто эротика , но и зооэротика , всяческие пытки , детоубийства , бородатые женщины . Дело в том, что искусство, никуда не деться, отражает все стороны жизни - включая и внутренних демонов, снедающих многих. Мне попадалось это под руку, и я это выписывала - потому что это необычно; заметив, что людей это привлекает - превратила в одну из постоянных рубрик.

ДР : Но наверняка остальные твои рубрики появились тем же образом. Почему «выстрелило» именно «омерзительное искусствоведение»?

СБ : Потому что людям нравится приобщаться к высокому, но чтоб при этом не скучать. Однако классические картины привычно воспринимаются именно как тоскливые и непонятные. И когда появляется кто-то, кто объясняет, что оно не скучное, а такое же «жареное», как обычные новости, это даёт индульгенцию наслаждаться пикантным, но при этом одновременно приобщаясь к высокому. В результате мои читатели через всякие «ужасы» познают культуру.

ДР : Какие ещё твои рубрики популярны?

СБ : Следующей успешной рубрикой стали «вопросы про искусство». Мне задают максимально идиотский вопрос, и я начинаю на него отвечать. И рассказывая какие-то теоретические вещи, выруливаю на смысл жизни, Вселенной и всего такого .

ДР : Почему этот художник «плохой».

СБ : Да, этот текст особенно популярен: «Почему Шилов плохой художник, а Брюллов хороший? Они же очень похожи!» - это же гениальная формулировка, да? Я очень люблю такие абсурдные вопросы, потому что они позволяют сравнить максимально непохожее, и из этого рождаются классные обобщения. Или вот ещё: «Расскажите о современном искусстве в двух словах» - невыполнимая ведь задача! Когда просят: «напишите про прерафаэлитов », это скучно. Я пишу так, чтобы самой было интересно, о том, что сама часто только что узнала и этому удивляюсь. Например, про пальцы трупа Наполеона в прорвавшихся сапогах (в произведениях искусства, разумеется).

ДР : Объекты твоей критики, тот же Шилов , например, как-то реагировали на публикации, пытались связаться с тобой?

СБ : Шилов небожитель, он выше этого. А вот недавно появился новый памятник Александру III , рельеф которого украшен «важными событиями царствования». Среди них, как я у себя в блоге перечислила, оказался портрет Достоевского , умершего до воцарения Александра III , фасады музеев, основанных или построенных при других царях, корабль Русско-японской войны , силуэт советского памятника Чайковскому , и много ещё загадочного с точки зрения логики выбора. Это, конечно, не так вопиюще, как памятник Калашникову с силуэтом немецкого автомата , но поражало количеством. Мой текст разошёлся, что-то на основе него даже сделали СМИ. Через несколько дней скульптор выступил с интервью, в котором обрушился на неграмотную интернет-общественность, которая не знает о том, что Достоевский дружил с будущим императором (поэтому тот и изображён), и что он прочитал биографию императора , и по ней всё это и выбрал.

ДР : Да, я помню эти объяснения, они сводились к тому, что всё, что было до правления Александра III - при нём утвердилось, а всё что после - при нём зародилось.
С реакцией небожителей всё понятно, расскажи теперь про отзывы простых читателей.

СБ : Отдача большая, и это здорово. Многие пишут: «Никогда ничего не комментировал, но ради вас напишу». Мои читатели - люди, которые, по их словам, ни один другой топовый блог вообще не открывают. Недавно на выставке познакомилась с одним из них, и он стал представлять меня друзьям со словами: «с этой женщиной я начинаю своё утро». И примерно с такой формулировкой, что я «нужна, как кофе», пишут многие, это очень греет.

ДР : А бывают недовольные, агрессивные комментарии?

СБ : Да, я баню. Это моё личное пространство, меня нельзя в нём оскорблять.

СБ : Первое время я разрешала почти всё. Матерится человек, ну бывает. А потом мои старые френды стали жаловаться: «Извини, но мне некомфортно. Ты стала популярной, атмосфера изменилась». И я подумала, а кто мне дороже: люди, с которыми я нормально общаюсь не первый год, или какие-то тролли? И я стала банить всех этих персонажей, которые ходят из одного популярного блога в другой и всех пытаются провоцировать. И оказалось, что их ограниченное число, новые появляются теперь редко. Атмосфера в комментариях стала приятной.

ДР : Слышал, что твой проект выходит в офлайн, и ты пишешь уже настоящую книгу.

ДР : Но присутствие непосредственно в русскоязычной Википедии ты всё же сократила?

СБ : Да. Я продолжаю использовать её как вспомогательный аппарат для сохранения выписок из книг. Если мне нужно написать статью о человеке, я сначала пишу о нём биографическую статью в Википедии, где голые факты. Потом на её основе сочиняю нормальный текст, художественный, с эпитетами, прилагательными и моим личным отношениям.

ДР : И в статусных проектах ты больше не участвуешь?

СГ : Уже года три или четыре ни за какими «звёздами» не охочусь. Правила становятся всё более сложными, приближаются к правилам ВАК . Лучше уж написать реальную диссертацию. Количество придирок к оформлению сносок - это какое-то безумие.

ДР: Со многими ли википедистами ты знакома в реальной жизни?

СБ : С достаточным количеством. И это очень приятно - встречаться с людьми, с которыми ты много общался онлайн и с которыми ты вместе писал тексты. За время коллективного написания статей ты понимаешь о человеке очень много: как он мыслит, умный ли он или глупый, какой у него темперамент, способен ли он к переговорам. Это такое общение, которое в стандартных социальных сетях практически немыслимо. В интернете люди в основном развлекаются или занимаются хвастливой саморепрезентацией, а при наполнении Википедии люди трудятся волонтёрами, проявляя свою натуру более правдиво.

ДР : Соня, большое спасибо тебе за такую содержательную беседу, новых тебе успехов и побед в наступившем году!

Источники

Это эксклюзивное интервью Викиновостей.

Если автор интервью не указал свои источники, источником информации является он сам. Вы можете узнать, кто создал это интервью, из : найдите в ней самую первую правку; тот, кто её внёс, и является автором статьи. На странице обсуждения статьи могут быть дополнительные пояснения. Если у вас есть замечания или предложения, первым делом напишите о них на

Багдасарова С. Омерзительное искусство. Юмор и хоррор шедевров живописи. - М.: Эксмо, 2018. - 296 с. ISBN 978-5-04-088717-0.

Омерзительное искусство - это новый взгляд на классическое мировое искусство, покорившее весь мир. Давайте взглянем на него со стороны Уголовного кодекса? София Багдасарова (Шакко) - нетривиальный персонаж в мире искусства, а также обладатель премии "Лучший ЖЖ блог" 2017 года. Знаменитые сюжеты мифологии, рассказанные с такими подробностями, что поневоле все время хватаешься за сердце и Уголовный кодекс! Да, в детстве мы такого про героев и богов точно не читали… Людоеды, сексуальные фетишисты и убийцы: оказывается, именно они - персонажи шедевров, наполняющих залы музеев мира. После этой книги вы начнете смотреть на живопись совершенно по-новому, везде видеть скрытые истории и тайные мотивы.А чтобы не было так страшно, все это подано через призму юмора. Но не волнуйтесь, никакого разжигания и оскорбления чувств верующих - только эстетических и нравственных.

Предисловие

Во многих музеях мира можно встретить картины знаменитых художников XV-XIX веков, которые поражают своим содержанием. На них явно происходит что-то плохое - убийства или расчленения, изображены уроды или неприличные, на наш взгляд, действия. Чтобы понять, что именно на полотне происходит, необходимо серьезно углубиться в историю или литературу, вспомнить давно забытых мифических героев.

Причем оказывается, что многие из этих ужасающих персонажей - преступников и жертв, кочуют из картины в картины веками, от античности и Ренессанса до романтизма и модерна. Столетиями художники сохраняют интерес к этим сюжетам, несмотря на огромное количество других, намного более «приличных» и красивых историй. В зависимости от эпохи причины для этого интереса меняются, но главный их исток остается неизменным - необходимость снова и снова осмыслять, что из самого страшного может сотворить одному человеку другой, потребность познать демонов своей собственной души.

Эта книга посвящена подобным сквозным персонажам, с которыми творятся ужасы на картинах и Рубенса, и прерафаэлитов.

А поскольку тема уж больно трагическая и жестокая, а в некоторых случаях прямо отвратительная (например, кастрация или людоедство), для ее изложения была избрана особенная стилистика, снижающая пафос и способствующая «остранению» - юмор. Этот литературный прием хорошо знаком русскоязычному читателю: с его помощью были созданы такие популярные книги, как «Всеобщая история, обработанная "Сатириконом"» и «Забавная Библия» Лео Таксиля (а восходит он к «Разговорам богов» Лукиана II века до н.э.)

Но юмор необходим не только для того, чтобы отвлечься от особо кровавых сцен - благодаря введению современных реалий читателю становится легче понять подоплеку многих древних историй и почувствовать, что натура человека, несмотря на смену нарядов и религий, веками остается неизменной.

ФРАГМЕНТ

Колхидская царевна Медея обладала волшебным даром, орлиным носом и решительным характером. Психопатические задатки любой наблюдательный человек заметил бы в ней сразу. Когда греческий царевич Ясон приехал к ней на Кавказ, Медея в него влюбилась и помогла ограбить своего родного отца. Они украли Золотое руно.

Отец, царь Эак, бросился в погоню за кораблем «Арго», на котором плыли Ясон, Медея и руно. Почти догнал. Но Медея, очень гордившаяся своей предусмотрительностью, помимо косметички, шкатулки с драгоценностями и загранпаспорта захватила с собой младшего брата Апсирта. Когда корабль отца подошел почти вплотную к «Арго» и начал готовиться к абордажу, Медея вывела брата на палубу и, убедившись, что отец со своего борта прекрасно различает лица, перерезала братику горло.

Потом она, как в подробностях рассказывают мифы, разрезала тело на куски. И начала выбрасывать эти куски за борт с интервалом 10-15 минут, что при скорости кораблей в 3 узла дало им достаточную фору. Поскольку бедный отец, разумеется, стал притормаживать, чтобы выуживать из моря куски тела сына.

Миг - и невинному в бок меч свой вонзает она.
Тело на части разъяв, куски разъятые плоти
В поле спешит разбросать, где их сыскать нелегко.
А чтоб отец все знал, к вершине скалы прикрепляет
Бледные руки его с кровоточащей главой -
Чтоб задержала отца эта новая скорбь, чтоб, останки
Сына ища, задержал полный печалями путь.

По меткому определению профайлеров ФБР из Квантико, Медея - это классический организованный несоциальный убийца плюс высокоорганизованный психопат. Но Ясон не стал читать составленную ими ориентировку, решив, что подобное поведение со стороны влюбленной в него девушки - совершенно нормально. Погибший же мальчик не ему был брат, а ей, так что всем пофиг.

Потом был еще один настораживающий эпизод - дядя Ясона не хотел отдавать ему трон, надо было ликвидировать старика. Медея облапошила его дочерей, показала им красивое колдовство - разрезала на куски старого барана и бросила его в котел. Оттуда выскочил молодой ягненок. Скорей всего, это была даже банальная ловкость рук а-ля Остап Бендер, а не магия.

Потом говорит девушкам - а давайте я точно также вашего папу омоложу? Только его на куски разрезать надо для этого будет. Девушки поверили. Бедного старика расчленили и бросили в волшебный котел. Естественно, никакого юного красавца оттуда не восстало. Трон оказался вакантным, Ясон его занял. Определенно, у этой женщины была болезненная склонность к распиливанию человеческих тел на куски.
Итак, ничего не замечавший Ясон с Медеей поженились. Шло время...

Интернет пестрит блогами самых разных форматов на самые разные темы: красота, мода, игры, кино, книги, развлечения... Но даже сегодня, когда вокруг столько интересных ниш, нельзя забывать об искусстве. В Живом Журнале вы найдете немало познавательных блогов об искусстве, тем более, что мы уже подобрали для вас несколько прекрасных проектов.

1. Татьяна Андрющенко

Популярный блог Татьяны рассматривает культуру в целом. Автор делится не столько собственными предпочтениями, сколько предлагает своим читателям познакомиться с различными художественными направлениями и самим сделать свой выбор: что нравится, а что нет. Сама Татьяна о своем блоге пишет так: «Здесь можно найти и сюрр, и арт, и салон, моду и ретро, и... эротику». Местами провокационный, заглядывающий в потаенные уголки современной массовой культуры, но от этого еще более интересный для изучения. Рекомендуем!

2. Софья Багдасарова

Звучный ник Shakko Kitsune (в японском фольклоре — красная лиса-оборотень) принадлежит историку искусства Софье Багдасаровой. Основные сферы ее профессионального интереса — живопись и история российской культуры. Им Софья посвятила и продолжает посвящать немало статей, публикуемых на Портале культурного наследия и традиций России «Культура.РФ», ссылки на которые можно найти в верхнем посте блога. А совсем недавно у Софьи вышла еще и электронная иллюстрированная книга «Загадки о русских царицах, императрицах, регентшах и великих княгинях московских».

Если среди вас найдутся читатели, который думают, что искусство — это скучно, то советуем заглянуть в посты Софьи по тегу

В своем блоге Анна открывает многообразный мир живописи и знакомит с выдающимися работами мастеров. Особое внимание она уделяет большому пласту нашей истории — изобразительному искусству советского периода. Обращаясь к зарисовкам такой знакомой и понятной многим обыденной жизни того времени, Анна смогла системно осмыслить и задокументировать ее. Первомай, полеты в космос, пионеры, труженики и первооткрыватели — на картинах подборок все наполнено теплым светом и дышит верой в будущее.

4. Валентина Феофилактова

Блог Учителя — искусствоведа и педагога с 40-летним стажем затрагивает широкий круг тем: от средневековья XII в., романского искусства, искусства Византии, Италии, Ренессанса до архитектуры, скульптуры, мозаики, истории орнамента и стилей в искусстве.

Принцип Валентины можно сформулировать как «меньше субъективизма, больше общих принципов и закономерностей». Поэтому здесь вы не найдете больших комментариев, зато увидите много прекрасного ее глазами. Подмечено, фотографии из путешествий автора работают лучше любого урока искусствоведения!

В блоге Надежды каждый неравнодушный к искусству непременно найдет для себя что-то свое, будь то простые подборки под настроение или тематические посты. Мы же оценили и рекомендуем по более, чем 350 художникам. Бьемся об заклад, что имена многих вы ранее не слышали, а, значит, самых пытливых впереди ожидает не один час погружения в чудесный мир изобразительного искусства.

Подготовлено LiveJournal Russia специально для Hello, blogger.

Софья Багдасарова – искусствовед, журналист и популярный блоггер. В этом году ее блог об искусстве получил премию как лучший лонгрид LiveJournal. На сегодня Софья занимает шестое место в рейтинге пользователей ЖЖ. В интервью «Культуромании» она делится размышлениями о феномене популярности своего блога, о том, как писать об искусстве интересно и о культурной журналистике в России сегодня.


- Поздравляем Вас с получением премии. Расскажите, пожалуйста, как появился Ваш блог и как он набрал такую популярность?

Действительно, мой блог получил премию NeForum Award-2017, где одной из номинаций было «Лучший лонгрид LiveJournal». Именно в ней мой «Блог шкодливого историка искусства» (shakko-kitsune.lj.ru) занял первое место. Честно говоря, я сама удивляюсь, какую популярность он приобрел: количество его просмотров - около 40-50 тыс. в день (это примерно пятое-шестое место в общем топе ЖЖ). Наверно, секрет успеха в том, что я в первую очередь, конечно, не «блогер», а профессиональный журналист, с искусствоведческим образованием. Пишу об искусстве в различные издания более десяти лет. И мой блог существовал все это время параллельно с основной работой, но заметную популярность стал набирать именно в 2017 году. Раньше я больше использовала его как вспомогательную площадку: выкладывала заметки и свои старые статьи, вела на этой платформе, так сказать, профессиональный архив. При подготовке материалов часто попадаются забавные факты и картинки, которые я тоже складывала в свой блог. Через некоторое время эти интересные мелочи и детали стали привлекать все больше и больше внимания. Читателям понравилось личное отношение к искусству, эмоциональность. Дело в том, что когда журналист пишет статьи для определенного издания, то он сдерживается форматом, стилистикой, внутренней цензурой - будь то рассказ об открытии выставки или о художнике. А в личном блоге есть пространство для высказывания, для индивидуального и, конечно, для юмора.

- То есть, секрет именно в подаче материала?

Не только. Я пишу о тех темах в искусстве, о которых редко рассказывают в серьезных изданиях. Впрочем, на Западе они давно попали в научную сферу (например, можно вспомнить «Историю уродства» Умберто Эко), у нас с этим пока бедно. А людей-то интересует все необычное! Таким образом, у меня возникла рубрика «Омерзительное искусствоведение» (названная в честь ленты Тарантино «Омерзительная восьмерка»). В ней я стала публиковать всякие шокирующие вещи, ужасающие произведения искусства - причем не современные, а исключительно классику. Первый крупный поток читателей, мне кажется, привлекли именно эти сюжеты, а затем они стали читать и другие, более «спокойные» записи.

- Получается, что людей притягивает, в первую очередь, что-то запретное?

Я бы назвала эти темы, скорее, «маргинальными». Они всегда существовали, возьмем те же античные мифы. Но в основном при изучении истории искусства люди ориентируются на привычную, традиционную программу. И оттого большинство зрителей считают, что классика – это скучно и уныло. Но если показать искусство с другой, более чувственной и человечной стороны, люди начинают интересоваться. Дело не только в «темной стороне», которая присутствует в каждом человеке. Просто неожиданная точка зрения, взгляд на картины с юмором - это способ ликвидировать усталость от надоедливого «надо просвещаться!». Таким образом, меняя формат, я показываю то же самое искусство, но делаю это нескучно, с помощью популярного языка. Именно это смещает ракурс с привычного на захватывающее. По той же причине оказались востребованными мои художественные загадки: я зашифровываю названия картин или фамилии художников, и читатели с удовольствием их разгадывают. Такие материалы набирают по триста-пятьсот комментариев. Так они узнают произведения, о которых никогда не слышали. Игра доставляет удовольствие и приносит пользу.

- Какие темы блога оказались наиболее популярны? И как они появились?

Когда я поняла, что у меня образовалась довольно большая постоянная аудитория, которая не прочь узнать про более серьезные вещи, то придумала рубрику «Вопросы про искусство». Читатели, не являющиеся профессионалами от искусства, присылают для нее вопросы, и чем они проще и неожиданнее, тем интереснее на них отвечать. Сама постановка вопроса позволяет отвечать необычно. Именно так появился пост-ответ «Почему Шилов – плохой художник, а Брюллов – хороший, они же похожи?» На сегодня это самый популярный мой текст, около 400 тыс. просмотров. По сравнению с рекордами You Tube, конечно – мелочь, но для материалов про живопись это очень здорово. Или вот «Расскажите, что такое "современное искусство"? Только в двух словах, пожалуйста» и «Почему Репин дешевле Малевича и Кандинского?». На это, по идее, невозможно ответить серьезно, но в итоге вскрываются какие-то основополагающие принципы. Вдобавок, я вкладываю в ответы собственные чувства – слава богу, формат блога именно для этого предназначен. И поскольку я человек эмоциональный, то это личное отношение читателей и цепляет.

- А если тема будет серьезной? Нет ли здесь снижения планки, ведь искусствоведение – наука серьезная?

Такой риск присутствует всегда. Поэтому я сознательно не касаюсь вещей, опрощение которых могло бы унизить меня или оскорбить кого-то еще. Например, я обычно не пишу о христианском искусстве, поскольку снижение стилистики в рассказе о нем может порой звучать вульгарно и даже святотатственно. Но почти о каждом шедевре можно рассказать так, чтобы он запомнился. Моя позиция такова: мир сегодня настолько утопает в самой разной информации на всевозможные темы, что возможность рассказать именно об искусстве, а не о светской жизни или политике, надо ловить. И ценить.

- Откуда вы берете те самые интересные факты? Ведь они не водят в «комплект» академического образования.

В основном я пользуюсь англоязычными книгами и статьями, делаю выписки запоминающихся деталей, фамилий художников, про которых надо копнуть поглубже. И пользуюсь этими рабочими заметками, когда нужно писать новый пост. Это хорошая привычка – не выбрасывать золото в отвалы, а складывать все в копилочку, чтобы потом использовать.

- В последнее время научно-популярные блоги и порталы по искусству стали очень востребованными...

Да, это правда. Пожалуй, это продолжение тех же процессов, зримым симптомом которых стала знаменитая уже «Очередь на Серова». Но хотя говорят, что это связано с кризисом и обеднением, я бы не стала бы связывать этот феномен именно с этими факторами. На мой взгляд, дело в том, что вариантов развлечений стало так много, более простые потребности уже удовлетворены, поэтому «элитные» способы времяпрепровождения стали доступны и, главное, интересны большему количеству людей. Сегодня ты можешь позволить себе скачать любой фильм или книгу. Значит, ты можешь позволить себе и определенный рост в самообразовании, нечто, что тебя улучшит. Ведь благодаря заложенной образованием традиции мы привыкли, что учение и культура – это хорошо. И когда музеи стали более комфортными и открытыми, то зрители откликнулись, особенно в крупных городах.

- Ваши читатели действительно меняются благодаря информации, полученной в блоге?

Мне бы хотелось так думать, тем более, что я регулярно получаю благодарности за это в комментариях. И мне уже почти удалось убедить основной массив читателей, что авангард – это хорошо! Следующая цель – объяснить контемпорари-арт, но вот боюсь браться. В некотором смысле мои записи, благодаря регулярности, превратились в онлайн курс по искусству. Но идет тяжеловато, когда доходит до начала ХХ века. Если на Западе детям с ранних лет объясняют, что экспрессионизм и абстракционизм – это такие же важные творческие направления, как и предшествующие, то наше образование все еще «реалистоцентрично». Это не только наследие учебной программы, но и это черты национального характера: мы довольно замкнуты и консервативны, нам приятнее и спокойнее иметь дело с понятными вещами. Поэтому я уже устала отвечать на стандартные реплики типа «Мой ребенок нарисует лучше Малевича». Но искусство не может быть плохим, просто нужно лучше и больше про него узнать.

Какие процессы в культурной журналистике в России можно было бы назвать обнадеживающими? Если обратить внимание на комментарии читателей СМИ, то мы видим, что перформансы и совриск вызывают гораздо большую читательскую активность, чем вернисажи.

Правда, что люди активнее реагируют на газетные статьи про современных художников, чем о выставках старых мастеров. Но это, как правило, просто возмущение, а не «рецензии на произведение искусства». Людей задевают эти поступки, художественные акты, затрагивающие именно окружающую повседневность, поэтому про скандальный, эпатажный акционизм и говорят больше всего (ну, он так и задуман). При этом если интерес к новостям о культуре (судя по бюджетам, выделяемым редакциям), снижается, то к развлекательному формату, напротив, внимание растет. Получение информации в форме игры, видео, инфографики интригует современного читателя. Тот же процесс мы наблюдаем в музеях, которые предлагают развлекательные мероприятия, интерактивные программы, мультимедиа – и количество посетителей увеличивается. Журналистам приходится писать все увлекательней и увлекательней – то, что в других темах называется «добавлять желтизны». Формат научной статьи стал почти совсем неинтересен широкой аудитории, и если мы не хотим запереться в башне из слоновой кости, чтобы взирать оттуда свысока, то надо искать новые форматы. И хотя серьезные ученые осуждают популяризаторов науки – в этом есть какое-то скопидомство. Ведь знание – это сокровище, причем когда ты им делишься, ты сам не беднеешь, а, наоборот, богатеешь.

Екатерина Ким Фото: Дмитрий Рожков / Wikipedia

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни.

Если у вас установлен Telegram просто кликните на ссылку - t.me/kulturomania

Это анонсы концертов и выставок, рецензии, интересные интервью и новости!



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows