Занятие для детей 8 10 лет ритмика. Образовательная программа дополнительного образования детей кружка «Ритмика. Раздел «Танцевальная азбука»

Занятие для детей 8 10 лет ритмика. Образовательная программа дополнительного образования детей кружка «Ритмика. Раздел «Танцевальная азбука»

30.03.2019

Ритм не ограничен, и потому возможности его физического осуществления неисчислимы.

Э.Ж.Далькроз.

Всем нам известно, какую огромную роль играет в жизни человека ритм. Ритму подчинена вся наша жизнь: ритм дыхания и сердечной деятельности, ритм суток и времен года, ритм работы и музыки. Не трудно представить, как легко ритм, произносимые слова или ритмическое дыхание могут вдохновить на движение. Движение, подчиненное определенному ритму – это уже прообраз танца. Нигде более так всеобъемлюще не развиваются тело, душа и воля как в танце. Поэтому танец столь важен и необходим для образования и развития детей.

На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно – сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыки, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.

Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», «Типовым положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей», санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

Я в своей работе опираюсь на программы ведущих педагогов: Э.Ж.Далькроз – музыкант-педагог, композитор, пианист-дирижер профессор Женевской консерваториии (1865-1950г.); И.В.Лифиц Педагогическое образование. Москва 1999г;.Е.Н.Мошкова Программа «Ритмика и бальные танцы». Утверждена Министерством Образования 1997г.; Ваганова А.Я. – педагог-хореограф, балетмейстер (1879-1951); Программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной. Рекомендована Министерством образования Российской Федерации. 2000 г.

Актуальность программы

На занятиях ритмикой особое внимание уделяется не только развитию ритмической, но и эмоционально-действенной связи музыки и танца. Танец решает те же задачи эстетического развития и воспитания что и музыка. В музыке заложены содержание и характер любого танцевального произведения. Не может быть танца без музыки, без ритма. Обучение искусству танца происходит параллельно с музыкальным воспитанием: дети учатся понимать, слушать и слышать музыку, органически сливать в единое целое движение и музыку.

Моя программа является модифицированной она расщитана на физическое, эмоциональное и нравственное развитие и совершенствование детей. Программа нацелена на личностное развитие ребенка. Программа по ритмике предназначена для детей 7-10 лет и рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся в групповой форме, продолжительностью 40 минут.

Направленность программы: общеразвивающая.

Новизна программы.

Многогранность учебных занятий позволяет в процессе роста творческих способностей учащихся, использовать полученное образование в обычной жизни.

Цели и задачи

Главной целью уроков ритмики является – активизация музыкального восприятия через движение. Двигаться, как подсказывает музыка, идти от музыки к движению, творчески отображая музыкальные впечатления.

По программе «ритмика и танец» решаются следующие задачи:

  • Физическая подготовка детей:
    • развитие опорно-двигательного аппарата;
    • формирование постановки корпуса и стопы;
    • содействие развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной системы организма.
  • Совершенствование психомоторных способностей школьников:
    • развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых и координирующих способностей;
    • развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимание, умение согласовать движения с музыкой;
    • формирование навыков выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений.
  • Развитие творческих и созидательных способностей учащихся:
    • развитие мышления, воображения, находчивости и познавательной активности, расширение кругозора;
    • формирования навыков самостоятельного выражения движений под музыку; развитие инициативы, чувства товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

По окончанию курса учащийся должен

  • знать
    • порядок и правильность исполнения движений танцевальной разминки;
    • элементы музыкальной ритмической грамоты, уметь распознать и передать движением характер музыки (грустный, торжественный, веселый и т. д.), определить размер незнакомого музыкального произведения и передать хлопками его ритмический рисунок;
    • названия и методику исполнения танцевальных движений проученных с педагогом;
    • названия и технику исполнения движений у станка (экзерсис).
  • уметь
    • методически и музыкально точно исполнять танцевальную разминку;
    • уметь слушать и анализировать танцевальную музыку, двигаться под музыку;
    • легко, музыкально, эмоционально исполнять проученные танцы;
    • методично исполнять проученные движения у станка.

Программа содержит следующие разделы:

  • Ритмика, элементы музыкальной грамоты.
  • Танцевальная азбука.
  • Танец.
  • Беседы по хореографическому искусству.
  • Творческая деятельность

Раздел «Ритмика и элементы музыкальной грамоты»

С первых уроков дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Отсюда вытекают требования к музыкальному оформлению занятий:

  • правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным движением;
  • художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приёмом преподавания.

Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры для школьников 2 класса, слушание и разбор танцевальной музыки для школьников 3 и 4 классов. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально – слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой.

Раздел «Танцевальная азбука»

Этот раздел включает изучение основных позиций и движений классического, народно – характерного и бального танца.
Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила хореографии.
Занятиям по классическому танцу придаётся особое значение, т.к. классический танец является основой хореографической подготовки обучающихся.
Главная задача педагога при изучении движений, положения или позы необходимо разложить их на простейшие составные части, а затем в совокупности этих частей воссоздать образ движения и добиваться от детей грамотного и чёткого их выполнения. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся.

Раздел «Танец»

Этот раздел включает изучение народных плясок, исторических и современных бальных танцев. Наиболее подходящий материал по возможности выбирается в зависимости от конкретных условий. В процессе разучивания танца педагог добивается, чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца.
Занятия историко-бытовым и бальным танцем органически связано с усвоением норм этики, выработки высокой культуры, общения между людьми.
В программный материал по изучению историко-бытового танца входит:

  • усвоение тренировочных упражнений на середине зала,
  • ритмические упражнения,
  • разучивание танцевальных композиций.

В начале учащиеся знакомятся с происхождением танца, с его отличительными особенностями, композиционным построением, манерой исполнения и характером музыкального сопровождения. В танцах определённой композиции отмечается количество фигур, частей и количество тактов. Далее идёт усвоение учащимися необходимых специфических движений по степени сложности. После этого разученные элементы собираются в единую композицию.
Народно-сценический танец изучается на протяжении всего курса обучения и имеет важное значение для развития художественного творчества и танцевальной техники у учащихся. На первом этапе дети изучают простейшие элементы русского танца, упражнения по народно-сценическому танцу, изучаются в небольшом объёме и включаются в раздел «танцевальная азбука». Занятия по народному танцу включают в себя: тренировочные упражнения, сценические движения на середине зала и по диагонали, танцевальные композиции.

Также дети изучают элементы современной пластики. В комплекс упражнений входит:

  • партерная гимнастика;
  • тренаж на середине зала;
  • танцевальные движения;
  • композиции различной координационной сложности.

Раздел «Беседы по хореографическому искусству»

Беседы по хореографическому искусству проводятся систематически в течении всего курса обучения; включает в себя лекции по истории русского балета, истории мирового балета, общие сведения об искусстве хореографии, её специфике и особенностях. Цель занятий состоит в том, чтобы помочь учащимся ясно представить себе исторический путь развития хореографического искусства, его борьбу за прогрессивную направленность, самобытность и реализм, его связь с другим видами искусства.
Беседы проводятся отдельным занятием 1 раз в четверть и дополняются наглядными пособиями, прослушиванием или просмотром записей фрагментов из балетов, творческих концертов и т.д.

Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.
В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.
При создании творческих ситуаций используется метод моделирования детьми «взрослых отношений», например: «Я – учитель танцев», «Я – художник по костюмам» и др.
Одно из направлений творческой деятельности: танцевальная импровизация – сочинение танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения заданий на предложенную тему.
Кроме этого в содержание раздела входят задания по развитию ритмопластики, упражнения танцевального тренинга, инсценирование стихотворений, песен, пословиц, сказок и т.д.; этюды для развития выразительности движений.
Творческие задания включаются в занятия в небольшом объёме, или проводятся отдельными уроками по теме.

Каждый урок включает все виды деятельности: разминка, проводится на каждом уроке в виде «статистического танца» в стиле аэробики под современную и популярную музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям. Ритмику, слушание и анализ музыки, элементы классического танца, танцевальные этюды, упражнения на ориентировку в пространстве, музыкальные игры. Все виды деятельности чередуются не механически, а соединяются органично, подчиняя единому педагогическому замыслу.

Программа по курсам.

2 класс.

1 час в неделю, 34 часа.

Задача : научить слушать музыку, понимать команды, разнообразить набор обычных движений, развивать координацию, чувства ритма, память, внимание, заинтересовать. Обще развивающие упражнения. Танцы.

3 класс.

1 час в неделю, 34 часа.

Задача : ещё более развивать чувство ритма, музыкальность, пластику, координацию. Развитие памяти, разнообразить набор привычных движений. По ходу урока решаются задачи поведения в паре. Обще развивающие движения. Танцы.

4 класс.

1 час в неделю, 34 часа.

Задача : осваиваются танцы более сложной координацией, и ведением в паре. Улучшаются позиции в паре, развивается память логическая и мышечная. Отрабатывается техника движений, достигается музыкальность и ритмичность. Методично исполняется движение у станка. Обще развивающие упражнения. Танцы.

Условия работы программы.

Для реализации данной программы необходимы:

зал хореографии для занятий ритмикой;
инвентарь (мячи, скакалки, обручи, балетный станок);
форма для занимающихся (гимнастический купальник, юбка, белые носочки, чешки, для девочки). Белая футболка, черные шорты, белые носочки, чешки (для мальчика).

Формы организации занятий

Основными формами занятий являются:

  • групповые учебные занятия;
  • групповые и индивидуальные теоретические занятия;
  • участие в конкурсах, концертных программах;
  • конкурсы, викторины.

Диагностика реализации программы.

  • наблюдение;
  • открытые занятия;
  • показательные выступления.

Диагностика выполнения программы проводиться в начале учебного года (сентябрь), в конце первого полугодия (декабрь) и в конце учебного года (май).

Методические аспекты освоения программы.

Основным в освоении программы данного курса являются принципы: «от простого к сложному», «от медленного к быстрому», «посмотри и повтори», «осмысли и выполни», «от эмоций к логике», «от логики к ощущению».

Знакомство с танцем начинается с музыки, истории танца, место его происхождения, его ритмичным характерным темпом. Освоение элементов происходит постепенно. Дети осваивают движения, повторяя его за педагогом. Способность к зрительному восприятию позволяет обучающему считывать движения. В танцах со сложной координацией необходимо четко соблюдать последовательность подачи информации о движении. Начинается «от пола» и следует объяснять в последовательности:

– куда наступает (как переносится вес);
– как ставим ногу (как работает стопа);
– что делает корпус;
– как двигаются руки;
– куда направлен взгляд.

Классический тренаж вырабатывает умение сохранять вертикальную ось, обеспечивающую равновесие тела в любом положении, воспитывают точность исполнения движения, мышечную координацию. Усвоив правила исполнения движений классического танца (экзерсис у станка), учащиеся переносят эти правила на исполнение любого движения, изучаемого на уроке.

Успешное усвоение всех рекомендаций должно сочетаться с созданием на занятиях такого психологического микроклимата, когда педагог, свободно общаясь с детьми на принципах сотрудничества, содружества, общего интереса к делу, четко реагирует, на восприятие обучающихся поддерживая атмосферу радости, интереса и веселья побуждает их к творчеству.

На занятиях вырабатывается свой язык общения: речь – жест – музыка, который позволяет быстро сменить вид деятельности, мобилизует внимание.
В целях создания положительной мотивации используются, игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.

Учебно-тематический план

№ раздела Тема Класс
2 3 4
1 Раздел «Ритмика, элементы музыкальной грамоты» 10 10 10
  1. Элементы музыкальной грамоты.
  1. Музыкально – ритмические упражнения, гимнастика.
  1. Построения и перестроения.
  1. Слушание музыки.
  1. Гимнастика.
2 Раздел «Танцевальная азбука» 8 8 8
  1. Элементы Классического танца.
  1. Элементы Народно – сценического танца.
3 Раздел «Танец» 8 8 8
  1. Детские бальные и народные танцы.
  1. Образные танцы (игровые).
  1. Постановка танцевальных композиций.
4 Раздел «Беседы по хореографическому искусству» 4 4 4
  1. История балета.
  1. Танцы народов РФ.
5 Раздел «Творческая деятельность» 4 4 4
  1. Игровые этюды.
  1. Музыкально – танцевальные игры.
Итого: 34 34 34

Знания, умения, навыки.

В конце первого года обучения по данному курсу учащиеся должны знать и уметь:

Элементы музыкальной грамоты: характер музыки (веселая, спокойная, грустная); темп (медленный, умеренный, быстрый); строение музыкального произведения (музыкальное вступление, части); динамические оттенки (форте – пиано, стаккато – легато); акцент. Исполнять ритмические упражнения с: начало, и окончание движения вместе с музыкой, уметь различать музыкальные части. Исполнять движения в различных темпах. Определять характер танцевальной музыки словами и передача характера в движении. Передавать динамические оттенки в движении.
Учащиеся должны свободно перестраиваться в колонну по одному и по два, перестраиваться в колонны по одному в пары и обратно; построение в шеренгу; построение в круг, сужение, расширение круга; свободное размещение в зале.
Знать точки плана класса 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, диагонали.
Исполнять музыкальные игры и танцы в темпе и характере заданным педагогом.

В конце второго года обучения учащиеся должны знать и уметь:

Элементы музыкальной грамоты: строение музыкальной речи (предложение, музыкальная фраза); длительности целые, половинные, четверти, восьмые, ритмический рисунок. Учащиеся должны передавать в движении изменения темпа; передача в движении длительностей и ритмического рисунка.
Уметь перестроиться из колонны по одному в колонну по три (тройки). Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре (четверки). Перестроение из троек и четверок в кружочки и звездочки. Перестроения в паре: обход одним партнером другого; смена места с поворотом лицом друг к другу.
Знать позиции и упражнения классического танца. Постановку корпуса. Позиции ног 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Позиции рук: подготовительное положение 1, 2, 3. Положение рук за юбочку, руки вниз ладонью, руки ладонями на поясе. Полуприседание (деми плие) по 1,2,3 позициям. Вытягивание ноги (батман тандю) в сторону, вперед, назад по 1 и 3 позициям. Полукруг ногой(деми ронд дежамб партер, ронд де жамб партер) по 1 позиции. Переводы рук по позициям(порт де бра). Исполнять музыкальные игры и танцы в темпе и характере заданным педагогом

В конце третьего года обучения учащиеся должны знать и уметь:

Элементы музыкальной грамоты: уметь различать музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4; понятие о такте и затакте. Могли выполнить ритмические упражнения с музыкальным заданием; передать в движении характер музыки, размер и ритмический рисунок. Прослушать и сделать простейший анализ танцевальной музыки (определение характера, музыкального размера и строения).
Могли перестроиться из одного круга в два. Движение в колонны по одному с разных сторон по диагонали, с переходом в центре через одного.
Выразительно двигаться в танцах (согласованность и гармония рук, ног, корпуса, головы). Знать названия движений классического экзерсиса и правильное исполнение.

Используемая литература:

  1. Барышникова Т. «Азбука хореографии» – М.: Айрис-Пресс, 1999.
  2. Бабенкова ЕА., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат». – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Ваганова А.Я. «Основы классического танца» – С-Пб., 2000.
  4. Васильева Т.К. «Секрет танца» – С-Пб.: Диамант, 1997.
  5. Воронина И. «Историко-бытовой танец» – М.: Искусство, 1980.
  6. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы». –М.: ВАКО, 2007.
  7. «Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Автор-составитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина. – Волгоград: Учитель, 2008.
  8. Климов А. «Основы русского народного танца» – М.: Искусство, 1981.
  9. Ковалько В.И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы». – М.: ВАКО, 2009.
  10. Петрусинский В.В. «Обучение, тренинг, досуг» – М.: Новая школа, 1998.
  11. Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание» – М.: Просвещение, 1989.
  12. Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу». – М., 2008.

Учебно-методический комплекс:

  1. Бондаренко Л. «Методика хореографической работы в школе и внешкольных учреждениях». – Киев: Музична Украiна, 1985.
  2. Добовчук С.В. «Ритмическая гимнастика: учебное пособие». – М.: МГИУ, 2008.
  3. Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова «Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие». – М.: Издательство «Глобус», 2009.
  4. Пустовойтова М.Б. «Ритмика для детей: учебно-методическое пособие». – М.: ВЛАДОС, 2008.
  5. Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. Са-фи-дансе. «Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие». – СПб.: Детство-пресс, 2001.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

"ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО"

Предметная область

ПО.01. ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Учебный предмет

ПО.01.УП.02.РИТМИКА

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ "РИТМИКА"

в системе предпрофессионального образования - комплексной подготовкидетей 7-9 лет

к поступлению в профессиональное хореографическое учебное заведение

Составитель: А.А.Сартакова

Новосибирск

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Основной целью данной дисциплины является развитие музыкально-ритмических, двигательно-танцевальных и творческих способностей детей 7-9 лет посредством музыкально-ритмической культуры.

Образовательныецели:1) овладение основами музыкальной грамоты; 2) совершенствование навыков выражения ритмического рисунка и характера музыки посредством танцевальных движений;3) приобщение детей к различным видам музыкального и танцевального искусства.

Воспитательная цель: профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.

Образовательные:

1) Обучение основам музыкальной грамоты.

2) Развитие темпо-ритмической памяти.

3) Воспитание двигательного аппарата.

4) Воспитание важнейших психофизических качеств в сочетании с моральными-волевыми качествами личности - координации, ловкости, быстроты, выносливости, силы.

5) Обучение основам хореографии, культуре и эстетике движения, его выразительным средствам, танцевальным элементам, позам, движениям, сочетаниям движений в танцевальных комбинациях и композициях, танцевальным этюдам.

Развивающие:

1) Формирование представления об общих закономерностях отражения действительности в музыкальном и хореографическом искусстве, конкретно выражающихся в связи ритма и характера музыки, форм, линий и движений танца с жизненным содержанием, смыслом, чувствами и настроением.

2) Ознакомление с понятиями музыкального и танцевального образа, понятиями формы (количественных характеристик) и содержания (качественных характеристик) в музыке и танце.

3) Развитие творческих способностей и творческой самостоятельности.

Воспитательные:

1) Воспитание культуры эмоций, их выражения в танце и в жизни, культуры поведения и общения.

2 ) Воспитание личностных качеств: дисциплинированности, организованности, умения взаимодействовать с партнером, с коллективом через совместную образовательную и творческую деятельность.

3) Расширение рамок культурного образования детей средствами музыки и танцадля гармонизации личностного развития.

3. Место курса в профессиональной подготовке

Предложенный курс рассчитан на 2 года, является дополнительной программой образования и первой ступенью предпрофессиональной хореографической подготовки для детей 7-9 лет, получающих начальное образование (1-2 классы) в общеобразовательных школах города.

Качество его усвоения помогает определить уровень психомоторных способностей ребенка (чувство ритма, музыкальность, координация, выразительность, артистизм), - одного из важнейших факторов пригодности к дальнейшему профессиональному обучению профессии артист балета.

4. Требования к уровню усвоения курса

В результате изучения курса дети должны иметь следующие знания, умения, навыки:

1. Владеть основами музыкальной грамоты: знать музыкальные термины, понятия "затакт", "сильная доля", "фраза", "квадрат", "акцент", "ритмический рисунок" и др., уметь определять характер музыки, темп, музыкальный размер, длительности, регистровую окраску, динамические оттенки, знать и уметь определять музыкальные жанры.

2. Знать названия музыкально-ритмических упражнений, и уметь их исполнить методически и технически грамотно.

3. Знать названия танцевальных элементов и движений, и уметь их исполнить в разных характерах и музыкальных темпахметодически и технически грамотно.

4. Выполнять основные движения упражнений и танцевальных этюдов под музыку 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.

5. Слышать изменения звучания музыки и передавать их изменением движения, сознательно управлять своими движениями, координировать их легко и свободно.

6. Пользоваться выразительными средствами при исполнении музыкально-ритмических упражнений, танцевальных элементов, движений и танцевальных этюдов, передавая характер и настроение музыки.

7. Уметь самостоятельно проанализировать музыку(определить темп, размер и характер музыки, ритмический рисунок, акценты), отмечать в движении ритмический рисунок, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз.

8. Уметь импровизировать на заданную или самостоятельно выбранную музыку на основе пройденного материала с использованием собственной фантазии.

Занятия по дисциплине ритмика проводятся в группах от 8 до 16 человек, под музыкальное сопровождение.

1. Разделы курса

РАЗДЕЛ I. Начало урока.

РАЗДЕЛ I. Начало урока.

1. Поклоны

РАЗДЕЛ II. Основы музыкальной грамоты.

1-й год обучения:

8) Понятия: «такт», «затакт»,«квадрат», «метр», «ритм»,«ритмический рисунок».

2-й год обучения:

РАЗДЕЛ III. Музыкально-ритмические упражнения.

1-й год обучения:

2-й год обучения:

2) Развитие выразительности и артистизма: передача характера музыки, ее настроения посредством пластики и мимики.Индивидуальные и групповые задания.

РАЗДЕЛ IV. Танцевальные элементы, движения, этюды.

1-й год обучения:

2) Положения рук (вниз, вверх, в стороны, на талии, за юбочку, в паре, на плечах своих или партнера,за руки с партнером, за руки в группе, стоя или двигаясь в линии или в кругу).Понятие "свободных" рук. Волнообразные движения рук.

2-й год обучения:

РАЗДЕЛ V. Музыкально-ритмические игры и творческая деятельность.

1-й год обучения:

2-й год обучения:

1)Самостоятельный анализ музыки (определение регистровой окраски, динамических оттенков, темпа, размера и характера музыки, ритмического рисунка, акцентов, количества частейв предложенном музыкальном произведении).

2)Индивидуальная импровизация на заданную или самостоятельно выбранную музыку на основе пройденного материала с использованием собственной фантазии.

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТЫ

Занятия по дисциплине ритмика проводятся с сентября по май 1 раз в неделю (36 недель) длительностью 1 час 30 минут (2 академических часа). Период обучения - 2 года.

1-й год обучения:

2-й год обучения:

Количество уроков в учебном году - 36,количество часов - 54 (72 академических).

Контрольных уроков - 2, количество часов - 3 (4 академических).

Концертных выступлений - 1,количество часов - 1,5 (2 академических).

Итого: 58,5 часов (78 академических).

За период двух лет обучения:

Количество уроков в учебном году - 72,количество часов - 108 (144 академических).

Контрольных уроков - 4, количество часов - 6 (8 академических).

Концертных выступлений - 2,количество часов - 3 (4 академических).

Итого: 117 часов (156 академических).

1-й год обучения

Наименование тем и разделов

Всего за урок (мин.)

За год (сентябрь-май) (час)

Самостоятельная работа

РАЗДЕЛ I. Начало урока.

1. Поклоны

2. Разминка по залу: марш (танцевальный шаг), шаг на высоких полупальцах, шаг на высоких полупальцах с высоким подъемом колен, бег "рессорный" (с забросом голени назад, затем вперед с высоким подъемом колен - "лошадки"), снова танцевальный шаг. Музыка: 4/4 - 2/4 - 4/4.

РАЗДЕЛ II. Основы музыкальной грамоты.

1) Регистровая окраска. Понятие о звуке (низкие, средние и высокие).

2) Характер музыки (грустный, печальный и т.д., веселый, задорный и т.д.).

3) Музыкальный темп (быстрый, медленный, умеренный).

4) Динамические оттенки (громко, тихо).

5) Музыкальный размер (2/4, 3/4, 4/4).

6) Знакомство с длительностью звуков (ноты): целая, половинная, четвертная, восьмая.

7) Понятия: «сильная доля», «акцент».

8) Понятия: «такт», «затакт», «квадрат», «метр», «ритм»,«ритмический рисунок».

9) Понятия: «музыкальная фраза»,«начало музыкальной фразы»,«конец музыкальной фразы».

10) Понятия: «мелодия»,«аккомпанемент».

11) Музыкальное произведение и его части.

РАЗДЕЛ III. Музыкально-ритмические упражнения.

1) Развитие музыкально-ритмической памяти посредством слушания и последующего воспроизведения различных ритмических рисунков с помощью движений рук и ног (прохлопать, протопать), предмета (палочкой, мячом об пол и т.п.) или ударного музыкального инструмента (бубен, ложки и т.п.). Индивидуальные и групповые задания.

2) Развитие выразительности и артистизма: передача характера музыки, ее настроения посредством пластики и мимики.Индивидуальные и групповые задания.

3) Практические упражнения на воспроизведение в движении пройденного теоретического материала по музыкальной грамоте:движения быстрые, медленные, умеренные; движения "тихие" и "громкие"; движения только на сильную долю и др. по выбору преподавателя.Индивидуальные и групповые задания.

РАЗДЕЛ IV. Танцевальные элементы, движения, этюды.

1) Позиции ног (VI позиция,свободная I позиция), понятие опорной и работающей ноги.

2) Положения рук (вниз, вверх, в стороны, на талии, за юбочку, в паре, на плечах своих или партнера,за руки с партнером, за руки в группе, стоя или двигаясь в линии или в кругу). Понятие "свободных" рук. Волнообразные движения рук.

3) Повороты и наклоны головы, повороты и наклоны корпуса, приседания, подъем на полупальцы, отведение ноги в сторону и вперед, подъем вытянутого носка в колену опорной ноги ("флажок"), прыжки (трамплинные, на одной ноге, "врозь-вместе").

4) Проучивание простых танцевальных элементов и движений: танцевальный шаг, танцевальный бег, подскоки на месте и с продвижением, галоп.Координация движений в разных темпах (например, ноги медленно, руки быстро и наоборот).

5) Упражнения на ориентировку в пространстве (распределение точек в танцевальном классе, понятие "рисунок танца": линия (линии), колонна (колонны), шахматный порядок, круг, полукруг).

6) Использование выученных элементов, движений и комбинаций при создании танцевальных этюдовпо выбору преподавателя.

РАЗДЕЛ V. Музыкально-ритмические игры и творческая деятельность.

1) Групповые музыкально-ритмические игры по выбору преподавателя.

2) Групповой анализ музыки вместе с преподавателем (определение регистровой окраски, динамических оттенков, темпа, размера и характера музыки, ритмического рисунка, акцентов, количества частей в предложенном музыкальном произведении).

3) Групповая и индивидуальная импровизация на заданную музыку на основе пройденного материала с использованием собственной фантазии.

54 часа (72 академических)

2-й год обучения

Наименование тем и разделов

Всего за урок (мин.)

За год (сентябрь-май) (час)

Самостоятельная работа

РАЗДЕЛ I. Начало урока.

1. Поклоны

2. Разминка по залу: марш (танцевальный шаг), шаг на высоких полупальцах, шаг на высоких полупальцах с высоким подъемом колен, бег "рессорный" (с забросом голени назад, затем вперед с высоким подъемом колен - "лошадки"), снова танцевальный шаг. Музыка: 4/4 - 2/4 - 4/4.

РАЗДЕЛ II. Основы музыкальной грамоты.

1) Характер музыки (торжественный, величественный и т.д., игривый, шутливый и т.д., задумчивый, сдержанный и т.д.).

2) Музыкальный размер (2/4, 4/4, 3/4, 6/8).

3) Жанры в музыке: песня, танец, марш.

4) Знакомство с куплетной формой.

5) Понятия: «тоника», «мажор», «минор».

6) Динамические оттенки (крещендо, диминуэндо).

7) Музыкальные паузы (половинная, четвертная, восьмая). Фермата.

8) Музыкальный темп: замедление, ускорение.

9) Музыкальные штрихи (легато, стаккато).

10) Основы дирижирования (2/4, 3/4, 4/4).

РАЗДЕЛ III. Музыкально-ритмические упражнения.

1) Развитие музыкально-ритмической памяти посредством слушания и последующего воспроизведения более сложных по сравнению с первым годом обучения ритмических рисунков не только с помощью движений рук и ног (прохлопать, протопать), предмета (палочкой, мячом об пол и т.п.) или ударного музыкального инструмента (бубен, ложки и т.п.), но и с использованием различных танцевальных элементов и движений: шагов, прыжков, поворотов, хлопков не только в ладоши, но и по различным частям тела: плечу, бедру, голени и т.п. Упражнения могут выполняться как самостоятельно, так и с помощью партнера.

2) Развитие выразительности и артистизма: передача характера музыки, ее настроения посредством пластики и мимики.Индивидуальные и групповые задания.

3) Музыкально-ритмические упражнения с предметами (платок, лента, обруч, мяч).Упражнения могут выполняться как самостоятельно, так и с помощью партнера.

4) Практические упражнения на воспроизведение в движении пройденного теоретического материала по музыкальной грамоте: понятие позы - застывшего движения, иллюстрирующего музыкальную паузу, понятие плавных и резких движений - передача движением музыкальных штрихов (легато, стаккато), применение навыков дирижирования руками (2/4, 3/4, 4/4), координируя их с движениями ног (приседанием, подъемом на полупальцы, ходьбой) и др.по выбору преподавателя.Индивидуальные и групповые задания.

РАЗДЕЛ IV. Танцевальные элементы, движения, этюды.

1) Позиции ног (свободнаяIII позиция).

2) Позиции рук классического танца (ознакомительный характер), положение рук в русском танце: на талии "в кулачках", перед грудью, открывание-закрывание рук, использование предмета в русском танце (платок, ложки и т.п.).

3) Повороты и наклоны головы, повороты и наклоны корпуса, приседания, подъем на полупальцы, отведение ноги в сторону и вперед, прыжки (трамплинные, на одной ноге, "врозь-вместе"), прыжки с продвижением вперед, назад, в сторону, прыжки с поворотом на 1/4, 1/2. Все исполняется в более сложных сочетаниях, комбинациях и темпах по сравнению с первым годом обучения.

4) Танцевальные элементы и движения: танцевальный шаг в разных темпахна месте и с продвижением, танцевальный (сценический) бегна месте и с продвижением, на месте с поворотом вокруг себя, подскоки на месте и с продвижением,на месте с поворотом вокруг себя, галоп, полька (на полупальцах и с chasse), элементы русского танца ("хороводный шаг", "припадание", притопы, "ковырялочка", "моталочка", "молоточки"), шаг на 3/4 (вальс). Координация движений в разных темпах в более сложных сочетаниях и комбинациях по сравнению с первым годом обучения.

5) Упражнения на ориентировку в пространстве (диагональ, две диагонали, круг в круге, два круга рядом, "звездочка", понятие простых и сложных, симметричных и несимметричных рисунков, различные перестроения из одного рисунка в другой).

6) Использование выученных элементов, движений и комбинаций при создании танцевальных этюдов по выбору преподавателя.

РАЗДЕЛ V. Музыкально-ритмические игры и творческая деятельность.

1) Самостоятельный анализ музыки (определение регистровой окраски, динамических оттенков, темпа, размера и характера музыки, ритмического рисунка, акцентов, количества частейв предложенном музыкальном произведении).

2) Индивидуальная импровизация на заданную или самостоятельно выбранную музыку на основе пройденного материала с использованием собственной фантазии.

54 часа (72 академических)

IV. ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Аттестация по дисциплине представляет собой:

1. Контрольный урок (I-е полугодие, декабрь), 1-й год обучения.

2. Контрольный урок(II-е полугодие, апрель - май),1-й год обучения.

3. Концертное выступление (II-е полугодие, май),1-й год обучения.

4. Контрольный урок (I-е полугодие, декабрь),2-й год обучения.

5. Контрольный урок (II-е полугодие, апрель - май),2-й год обучения.

6. Концертное выступление (II-е полугодие, май),2-й год обучения.

Критерии оценки качества усвоения программы

Критерии оценивания

5 (отлично)

Технически качественное и художественно-осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения.

4 (хорошо)

Отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами, как в техническом, так и в художественном плане.

3 (удовлетворительно)

Наличие некоторых теоретических знаний с большим количеством недочетов практики на данном этапе обучения, а именно: неритмичность, немузыкальность, невыразительность, невладение методикой исполнения изученных движений, слабая техническая подготовка ит.п.

2 (неудовлетворительно)

Невыполнение программных требований, большой комплекс недостатков.

V. Учебно-методическое обеспечение курса

1. Барышникова Т. Азбука хореографии, М.: Айрис Пресс, 1999

2. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат, М.: ТЦ Сфера, 2009

Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. Упражнения, игры, пляски для детей 6-7 лет. Часть 1 и Часть 2, М., 1981

3. Буренина А.И. Ритмическая мозаика, СПб, 2000

4. Ваганова А. Я. Основы классического танца, СПб., 2000

5. Васильева Т. К. Секрет танца, СПб.: Диамант, 1997

6. Воронина И. Историко-бытовой танец, М.: Искусство, 1980

7. Горшкова Е. В. От жеста к танцу. М.: Издательство «Гном и Д», 2004

8. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы, М.: ВАКО, 2007

9. Добовчук С.В. Ритмическая гимнастика: учебное пособие, М.: МГИУ, 2008

10. ЗатяминаТ.А., Стрепетова Л. В. Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие, М.: Издательство «Глобус», 2009

11. Играем с начала. Гимнастика, ритмика, танец. М., 2007

12. Игровые и рифмованные формы физических упражнений. Автор-составитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина, Волгоград: Учитель, 2008

13. Климов А. Основы русского народного танца, М.: Искусство, 1981

14. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: 1-4 классы, М.: ВАКО, 2009

15. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике в I и II классах музыкальной школы. Выпуск 1. Издательство “Музыка”. М., 1972

16. Конорова Е.В. Занятия по ритмике в III и IV классах музыкальной школы. Выпуск 2. Издательство “Музыка”. М., 1973

17. Конорова Е.В. Танец и ритмика. М: Музгиз, 1960

18. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. Занятия по ритмике в подготовительных классах. Выпуск 1. М.: Музгиз, 1963, 1972, 1979

19. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов, М., 2000

20. Лифиц И. Франио Г. Методическое пособие по ритмике. М., 1987

21. Петрусинский В.В. Обучение, тренинг, досуг, М.: Новая школа, 1998

22. Программы для хореографических школ искусств. Составитель – Бахтов С.М., М.,1984

23. Пустовойтова М.Б. Ритмика для детей. Учебно-методическое пособие, М., Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2008

24. Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание, М.: Просвещение, 1989

25. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение, М.: Просвещение, 1972

26. Ткаченко Т.С. Народные танцы, М., 1975

27. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие, СПб.: Детство-пресс, 2001

28. Франио Г.С. Ритмика в детской музыкальной школе, М., 1997

29. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей, М., 1989

30. Шершнев В.Г. От ритмики к танцу, М., 2008

31. Школа танца для юных, СПб, 2003

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вознесенская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено: Утверждаю:

На методическом совете школы Директор

МБОУ Вознесенская СОШ

__________________________ __________

«____» _____________2014

Образовательная программа

Программа кружка ритмики предназначена для детей младшего школьного возраста (7-10 лет) и включает в себя 72 занятия в год (из расчёта 8 занятий в месяц).

Исходя из этого, работа на занятиях строится в двух направлениях:

1 направление - обязательные упражнения – «марш», «поскоки», «топотушки», «ковырялочка», «упражнения для рук» и другие;

Ценностные ориентиры содержания программы

На занятиях ритмикой особое внимание уделяется не только развитию ритмической, но и эмоционально-действенной связи музыки и танца. Обучение искусству танца происходит параллельно с музыкальным воспитанием: дети учатся понимать, слушать и слышать музыку, органически сливать в единое целое движение и музыку.

Эта программа является модифицированной, она рассчитана на физическое, эмоциональное и нравственное развитие и совершенствование детей, и нацелена на личностное развитие ребенка .

Методические аспекты освоения программы

Основными в освоении Программы являются принципы: “от простого к сложному”, “от медленного к быстрому”, “посмотри и повтори”, “осмысли и выполни”, “от эмоций к логике”, “от логики к ощущению”.

Освоение элементов происходит постепенно. Дети осваивают движения, повторяя его за педагогом. Способность к зрительному восприятию позволяет обучающемуся считывать движения.

На занятиях вырабатывается свой язык общения: речь – жест – музыка, который позволяет быстро сменить вид деятельности , мобилизует внимание.

В целях создания положительной мотивации используются игровые моменты, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.

Личностные результаты:

умение свободно ориентироваться в ограниченном пространстве, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения.

Метапредметные результаты:

умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавать в движении простейший ритмический рисунок;

Предметные результаты:

Учащиеся должны уметь:

понимать и принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;

организованно строиться (быстро, точно);

сохранять правильную дистанцию;

самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции преподавателя.

соблюдать темп движений.

“Ритмика” включает разминку, общеразвивающие упражнения и танцы.

ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

В течение все курса обучающиеся знакомятся со следующими понятиями:

позиции ног,

позиции рук,

позиции в паре,

линия танца,

направление движения,

углы поворотов.

РАЗМИНКА

Проводится на каждом уроке под современную и популярную музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям, увеличение степени подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Движения на развитие координации, элементы асимметричной гимнастики, движения по линии танцев:

на носках, каблуках,

перекаты стопы,

высоко поднимая колени,

ход лицом и спиной,

бег с подскоками,

галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног.

Перестроения для танцев:

“линии”,

“хоровод”,

“шахматы”,

“змейка”,

обогатить набор движений, развить их координацию, разработать мышцы стопы, научить ориентироваться в зале, выполнять команды.

Изучаются основные движения и вариации из них, а также некоторые популярные танцы, которые развивают чувство ритма, координацию движений, умение двигаться под музыку, коммуникабельность. Улучшается память, внимание, внутренняя организация.

1. Ритмика, элементы музыкальной грамоты:

уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка;

чувствовать характер музыки и передавать его с концом музыкального произведения;

отмечать в движении сильную долю такта;

уметь самостоятельно ускорять и замедлять темп движений;

иметь понятия и трёх основных понятиях (жанрах) музыки: марш - песня-танец;

выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;

иметь навыки актёрской выразительности;

распознать характер танцевальной музыки;

иметь понятия об основных танцевальных жанрах: полька, вальс, пляска, диско;

исполнять движения в характере музыки - четко, сильно, медленно, плавно;

знать темповые обозначения, слышать темпы применительно к движениям;

различать особенности танцевальной музыки: марш, вальс, полька, пляска, хоровод и т. д.;

2. Творческая деятельность:

раскрытие творческих способностей;

развитие организованности и самостоятельности;

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Текущий контроль позволяет видеть процесс становления умений и навыков, заменять отдельные приемы работы, вовремя менять виды работы, их последовательность. Текущий контроль осуществляется в виде выполнения практических заданий.

Итоговый контроль осуществляется в виде итогового выступления младших школьников на концерте.

Тематическое планирование

Тема урока Кол-во часов

1. Обучение ритмики: цели и задачи.

при разучивании танцев. 1

2. Понятие “ритмика”. Основные движения, понятия.

3. ОРУ. Ходьба с координацией рук и ног.

4. Движения на развитие координации. Бег и подскоки.

5. Элементы асимметричной гимнастики.

Упражнения для развития тела.

6. Движения по линии танца.

Тесты, оценивающие подвижность шейного отдела.

7. Перестроение для танцев.

Тесты, позволяющие оценить эластичность мышц плечевого пояса.

8. Разучивание разминки.

Тесты, оценивающие эластичность локтевого плеча,

сустава, предплечья.

9. Позиции рук. Основные правила. Танец «Ладошка»

10. Позиции ног. Основные правила. Танец «Ладошка»

11. Позиции рук. Танец «Мы»

12. Позиции ног. Танец «Мы» 1 6

13. Танец «Ладошка», «Мы», «Игрушка»

14-15 .Танец «Лавата», «Если нравится тебе, то делай так!»

16. Закрепление танцевальных движений.

17. Повторение изученного.

18. Основные движения танца “Три подружки”.

Разучивание движений.

Упражнения для развития позвоночника.

19. Упражнения для улучшения гибкости коленных суставов.

Элементы хип-хопа, танец «Три подружки».

20. Повторение позиций.

21. Проверка ориентации на танцевальной площадке.

Танец «Аэробика для Бобика» .

22. Закрепление. Танцы «Аэробика для Бобика» “Три подружки”.

23. Я – герой сказки.

Любимый персонаж сказки (имитация под музыку).

24. Музыкально-ритмические игры “Виды шага”.

25. Танец «Зима». Основные движения, переходы в позиции рук.

26. Элементы народной хореографии : ковырялочка, лесенка, елочка.

27-28. Закрепление. Танцы “Новый год», «Зима» .

29. Закрепление изученного.

30-33. Основные движения танца «Полька».

Разучивание движений. 2

34. Повторение. Танцы “Ладошка», “Мы”, «Полька», «Зима»,

«Новый год!».

35. Элементы асимметричной гимнастики. 1

36. Разучивание разминки.

37. Перестроение для танцев. Рисунок танца. 1

38. Позиции рук. Основные правила. 1

Позиции ног. Основные правила.

Закрепление. Танец «Полька»

40. Прослушивание музыкальных произведений. 1

42. Основные движения танца “Танец цветов”.

Разучивание движений. 1

43. Отработка основных движений танца «Танец цветов». 1

44. Закрепление. Подготовка к выступлению.

45. «Светит солнышко» танец. Позиции ног, рук.

46. Отработка движений. 1

47. Закрепление изученного. 1

48. Танец « Счастливое детство». 1

49. Понятие “линия танца”. Общеразвивающие упражнения.

50. Отработка построение “линии”, “шахматы”…

51. Танец “Счастливое детство”. Основные движения.

52. Отработка движений танца “Счастливое детство”.

53. ОРУ: перекаты стопы, носках, каблуках.

“Сиртаки” - основные движения.

54. История образования “Сиртаки”. Позиции ног, рук.

Отработка движений.

55. Танец “Музыкальный”. Позиции в паре.

56. Основные положения рук, ног в паре.

57. Закрепление танцев “Сиртаки”, “Музыкальный”,

“Счастливое детство”.

59. Основные движения. Танец “ Школьные годы ”.

60. Геометрические композиции фигур

(индивидуальные и коллективные).

61. Основные движения танца «Школьные годы».

62. Музыкальная композиция “Школьные годы”.

63. Просмотр видеозаписи современных танцев.

64. Отработка танца «Школьные годы».

65. Урок-смотр знаний. Подготовка к выступлению. 3

66. Концерт. 1

Всего: 72ч

Литература:

1. Рабочие программы по ФГОС ритмика (2-4 классы).

2. «План-программа кружка ритмики «Каприз».

3. программа кружка дополнительного образования "Ритмика".



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows