Угринович 11 информатика базовый. Описание места учебного предмета. Муниципальное бюджетное общеобразовательное

Угринович 11 информатика базовый. Описание места учебного предмета. Муниципальное бюджетное общеобразовательное

17.03.2019

Аннотация

Практические навыки в обработке информации и решении задач с помощью компьютера вы будете получать, выполняя лабораторные работы в компьютерном классе. Описание этих работ также приведено в учебнике в виде отдельного раздела.

Пример из учебника

Компьютер в ваших руках должен стать инструментом исследования свойств информации, алгоритмов ее обработки, эффективности применяемых моделей. Поэтому в тексте, сопровождающем описание заданий для той или иной лабораторной работы, мы неоднократно призываем вас поразмышлять над полученными результатами, систематизировать их тем или иным способом, сделать необходимые выводы. Иногда такие размышления требуют времени, которое совсем необязательно проводить, сидя за компьютером. Мы надеемся, что вы ощутите себя не рабом компьютера, общение с которым сводится к вводу информации (даже если это написанная вами программа) и ожиданию от него результата, а прежде всего мыслящим человеком, для которого компьютер лишь средство усиления интеллектуальных способностей.
В нашей книге, как и в любом другом учебнике, вам встретятся новые понятия и термины. Термины напечатаны жирным шрифтом. Определения, свойства и правила заключены в рамку. Заучивать свойства и правила совсем необязательно, но очень важно понимать их смысл и уметь применять на практике.
Обучение невозможно без самоконтроля. Чтобы вы могли осуществлять его, учебник содержит разнообразные вопросы и задания. Вопросы помогут понять, хорошо ли вы усвоили теоретический материал. Выполняя задания, вы проверите, насколько хорошо умеете применять полученные знания. Некоторые задания будут для вас простыми, другие окажутся сложнее. Самые трудные (на наш взгляд) отмечены знаком. В конце учебника приведены задания, по форме и содержанию близкие к тем, которые предлагаются выпускникам общеобразовательной школы на ЕГЭ по информатике.

Предисловие
Глава 1. Информационная культура общества и личности
§ 1. Понятие информационной культуры
§ 2. Информационная грамотность - базовый элемент информационной культуры
§ 3. Социальные эффекты информатизации
§ 4. Методы работы с информацией
§ 5. Методы свертывания информации.
§ 6. Моделирование - краеугольный камень информационного мировоззрения
§ 7. Информационные модели в задачах управления
§ 8. Модель экономической задачи
§ 9. Международные исследования PISA
Глава 2. Кодирование информации. Представление информации в компьютере
§ 10. Системы счисления
§ 11. Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую
§ 12. Перевод дробных чисел из одной системы счисления в другую
§ 13. Кодовые таблицы
§ 14. Кодирование цветовой информации
§ 15. Цветовая модель HSB
§ 16. Получение изображений на бумаге
§ 17. Коды, обнаруживающие и исправляющие ошибки
§ 18. Экономные коды. Алгоритмы сжатия
§ 19. Необратимые алгоритмы сжатия
§ 20. Обработка информации при помощи компьютера
§ 21. Булевы функции
§ 22. Логика оперативной памяти
§ 23. Представление целых чисел в памяти компьютера
§ 24. Представление вещественных чисел в памяти компьютера
§ 25. Особенности компьютерной арифметики
Глава 3. Основные информационные объекты. Их создание и компьютерная обработка
§ 26. Создание и форматирование текста
§ 27. Вставка объектов в текст документа
§ 28. Гипертекст
§ 29. Основы HTML
§ 30. Гиперссылки в HTML
§ 31. Оформление HTML-страницы
§ 32. Объекты других приложений в HTML
§ 33. Компьютерные словари и системы перевода текстов
§ 34. Компьютерная обработка графических информационных объектов
§ 35. Компьютерная обработка цифровых фотографий
§ 36. Компьютерные презентации
Глава 4. Телекоммуникационные сети. Интернет
§ 37. Локальная компьютерная сеть
§ 38. Глобальные компьютерные сети
§ 39. Адресация в Интернете
§ 40. Поисковые системы Интернета
§ 41. Интернет как источник информации
§ 42. Сервисы Интернета
§ 43. Интернет-телефония
§ 44. Этика Интернета. Безопасность в Интернете
§ 45. Информационная безопасность и защита интересов субъектов информационных отношений
§ 46. Защита информации
Глава 5. исследование алгоритмов математическими методами
§ 47. Еще раз о понятии «алгоритм»
§ 48. Как доказывают применимость алгоритма
§ 49. Лимитирующая функция
§ 50. Инвариант цикла
Глава 6. Графы и алгоритмы на графах
§ 51. Простейшие свойства графов
§ 52. Способы представления графов
§ 53. Алгоритмы обхода связного графа
§ 54. Мосты и точки сочленения
§ 55. Деревья
§ 58. Каркасы минимального веса
Глава 7. Игры и стратегии
§ 57. Дерево игры
§ 58. Построение стратегии
§ 59 Инвариант стратегии
§ 60. Игра как модель управления
Компьютерный практикум
Лабораторная работа № 1 (к § 6)
Модель горки. Проверка адекватности модели
Лабораторная работа № 2 (к § 8)
Задача о ценообразовании
Лабораторная работа № 3 (к § 11)
Системы счисления с основанием, равным степени числа 2 .
Лабораторная работа № 4 (к § 17)
Коды, обнаруживающие и исправляющие ошибки
Лабораторная работа № 5 (к § 23)
Представление целых чисел в памяти компьютера. Особенности компьютерной арифметики
Лабораторная работа № 6 (к § 24 и 25)
Представление вещественных чисел в памяти компьютера. Особенности компьютерной арифметики
Лабораторная работа № 7 (к § 26)
Создание текстовых информационных объектов
Лабораторная работа № 8 (к § 27)
Вставка объектов в текст
Лабораторная работа № 9 (к § 28)
Создание гиперссылок в тексте
Лабораторная работа № 10 (к § 29 и 30)
Знакомство с HTML
Лабораторная работа № 11 (к §31 и 32)
Использование тега для формирования HTML-страницы. Публикация документов, подготовленных в Microsoft Word, в Интернете
Лабораторная работа № 12 (к § 34)
Знакомство с Adobe Photoshop
Лабораторная работа № 13 (к § 34)
Работа со слоями
Лабораторная работа № 14 (к § 35)
Редактирование фотографий
Лабораторная работа № 15 (к § 36)
Создаем презентацию в PowerPoint
Лабораторная работа № 16 (к § 37 и 39)
Знакомимся с компьютерными сетями
Лабораторная работа № 17 (к § 40)
Путешествие по страницам Интернета
Лабораторная работа № 18 (к § 40)
Поиск в Интернете
Лабораторная работа № 19 (к § 41)
Выбор профессии и трудоустройство через Интернет
Лабораторная работа № 20 (к § 48)
Исследование алгоритмов и программ
Лабораторная работа № 21 (к § 52)
Способы представления графов
Лабораторная работа № 22 (к § 53)
Поиск в глубину
Лабораторная работа № 23 (к § 53)
Поиск в ширину
Лабораторная работа № 24 (к § 53)
Волновой алгоритм
Лабораторная работа № 25 (к § 54)
Мосты и точки сочленения
Лабораторная работа № 26 (к § 55 и 56)
Построение каркасов
Лабораторная работа № 27 (к § 58)
Построение стратегии на основе списка проигрышных позиций Лабораторная работа № 28 (к § 59)
Построение стратегии на основе инварианта
Лабораторная работа № 29 (к § 60)
Построение стратегии на основе оценочной функции
Готовимся к Единому государственному экзамену по информатике
Эпилог
Литература для дополнительного чтения
Предметный указатель

Вместе с этим также читают:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 33» городского округа Самара РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол № 1

от 26.08.2016г

Председатель м/о

И.Е. Чурбанова

________________

ПРИНЯТА

решением

Педагогического Совета

протокол № 1

от31.08.2016 г

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ Школы №33г.о. Самара

Е.В. Подкорытников

____________________

Приказ № 256 от 1.09.2016г

Рабочая программа

Предмет: информатика и ИКТ

Класс: 11-А

Уровень обучения : средний общий

Уровень программы: базовый

Учитель : Суркова Ольга Николаевна

Срок реализации программы , учебный год :1 год, 2016- 2017 учебный год

Количество часов по учебному плану : всего в год 34 час; в неделю 1 час

Рабочая программа составлена на основе : авторской программы Н.Д. Угринович. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 584с.

Рабочую программу составила Суркова Ольга Николаевна

Самара, 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по информатике для 10 класса составлена на основе Федерального базисного учебного плана (Федеральный БУП, утвержден приказом Минобразования России от 09.03.2004г №1312), разработана на основе федерального компонента государственного компонента общего образования.

СВЕДЕНИЯ О НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТАХ

Планирование составлено на основе (указать программу, ее реквизиты)

Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 584с.

Учебный комплекс для обучающихся (название учебника, автор, издательство, год издания)

Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Наличие методических разработок для учителя (название, автор, год издания)

Информатика и ИКТ 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Цель изучения предмета

    освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

    овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

    воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

    приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.

Общая характеристика учебного предмета

Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:

    определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

    комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

    использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;

    владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).

Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум , ориентированный на выполнение в операционной системе Windows и Linux .

В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В федеральном базисном учебном плане предусматривается 68 учебных часов на изучение курса «Информатика» в старшей школе, из них 34 часов в 11 классе (1 час в неделю).

В базисном учебном плане ОУ РФ на изучение курса информатики в 11 классе отводится 34 часа, что соответствует УП образовательного учреждения.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Кол-во

практических работ

Кол-во тестирований

Моделирование и формализация

Информационное общество

Повторение

Планируется на изучение нового материала 20 часов, на повторение 4 часа, в том числе на итоговое повторение 1 час.

Плановых контрольных уроков:

Контрольных работ; зачетов; тестов 5 ;

Практических работ 14 ; лабораторных работ ________;

Контрольных диктантов ________; контрольных изложений ________;

Контрольных списываний ________; контрольных сочинений _________.

1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов – 11 ч

История развития вычислительной техники.

Архитектура персонального компьютера.

Операционные системы

Операционная система Linux

Физическая защита данных на дисках. Вредоносные и антивирусные программы

Троянские программы и защита от них

Практические работы:

Практическая работа 1.1. Виртуальные компьютерные музеи

Практическая работа 1.2. Сведения об архитектуре компьютера

Практическая работа 1.3. Сведения о логических разделах дисков

Практическая работа 1.4. Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux

Практическая работа 1.5. Защита от компьютерных вирусов

Практическая работа 1.6. Защита от сетевых червей

Практическая работа 1.7. Защита от хакерских атак

2. Моделирование и формализация – 8 ч

Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании

Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследование моделей на компьютере

Исследование физических моделей

Исследование астрономических моделей

Исследование алгебраических моделей

Исследование геометрических моделей

3. База данных. Система управления базами данных – 8 ч.

Табличные базы данных. Система управления базами данных

Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных.

Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.

Иерархическая модель данных. Сетевая модель данных.

Практические работы:

Практическая работа 3.1. Создание табличной базы данных

Практическая работа 3.2. Создание формы в табличной базе данных

Практическая работа 3.3 Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов

Практическая работа 3.4. Сортировка записей в табличной базе данных

Практическая работа 3.5. Создание отчётов в табличной базе данных

Практическая работа 3.6. Создание генеалогического древа семьи

4. Информационное общество – 3 ч.

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение

4. Повторение - 4 ч.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА :

В результате изучения ученик должен

знать/ понимать:

    назначение и функции операционных систем;

    какая информация требует защиты;

    виды угроз для числовой информации;

    физические способы и программные средства защиты информации;

    что такое криптография;

    что такое цифровая подпись и цифровой сертификат.

    назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

    использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;

    что такое системный подход в науке и практике;

    роль информационных процессов в системах;

    определение модели;

    что такое информационная модель;

    этапы информационного моделирования на компьютере;

    назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (баз данных);

    что такое база данных (БД);

    какие модели данных используются в БД;

    основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;

    определение и назначение СУБД;

    основы организации многотабличной БД;

    что такое схема БД;

    что такое целостность данных;

    этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД.

    в чем состоят основные черты информационного общества;

    причины информационного кризиса и пути его преодоления;

    какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества;

    основные законодательные акты в информационной сфере;

    суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.

уметь:

    соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

    подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения;

    соединять устройства ПК;

    производить основные настройки БИОС;

    работать в среде операционной системы на пользовательском уровне.

    иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

    ориентироваться в граф-моделях, строить их по вербальному описанию системы;

    строить табличные модели по вербальному описанию системы.

    распознавать информационные процессы в различных системах;

    использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

    осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

    просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

    осуществлять поиск информации в базах данных.

    Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

    соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного / письменного опроса / практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

удовлетворительно

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

    грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

    погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

    недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

    мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

    «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

    «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

    «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

    «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

Устный опрос

Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

    полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

    изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

    правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

    показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

    продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

    отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

    допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

    допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3»

    неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

    не раскрыто основное содержание учебного материала;

    обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

    допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

    ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

    не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

    отказался отвечать на вопросы учителя.

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Преподавание курса «Информатика и ИКТ » ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса , в который входят:

    Угринович Н.Д. Информатика: Учебник для 11 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

    Информатика и ИКТ 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

    Угринович Н.Д. Задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

    Угринович Н.Д.. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 7-11». – М.: БИНОМ. 2010.

Оборудование и приборы

    Операционная система Windows , пакет офисных приложений Microsoft Office

    Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (), Материалы авторской мастерской Угринович Н.Д.. ().

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

    Компьютер

    Проектор

    Принтер

    Модем

    Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

    Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.

    Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программные средства

    Операционная система – Windows XP, Linux .

    Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

    Антивирусная программа.

    Программа-архиватор.

    Клавиатурный тренажер.

    Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

    ·Простая система управления базами данных.

    ·Простая геоинформационная система.

    ·Система автоматизированного проектирования.

    ·Виртуальные компьютерные лаборатории.

    ·Программа-переводчик.

    Система оптического распознавания текста.

    Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

    · Система программирования.

    Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

    ·Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

    ·Программа интерактивного общения.

    ·Простой редактор Wе b -страниц.

К алендарно-тематическое планирование

УОНМ - урок ознакомления с новым материалом

КУ – комбинированный урок

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний

УПЗУ – урок применения знаний и умений

КЗУ – контроль умений и знаний

ФО – фронтальный опрос

КР – контрольная работа

ИК – индивидуальный контроль

Учитель Суркова О.Н. 11а (I и II группы)

п/п

п/п

Тема урока

Тип урока

Формы контроля

Сроки

Требования к уровню подготовки

(на раздел)

План

Факт

Раздел I « Компьютер как средство автоматизации информационных процессов » (11 часов)

ТБ в кабинете информатики. История развития вычислительной техники. Практическая работа 1.1. «Виртуальные компьютерные музеи»

УОНМ

Беседа, ФО

1 неделя

знать/понимать

  • этапы развития вычислительной техники, поколения ЭВМ;

    преимущества, которые дает ММП, виды шин и их назначение.

    иметь представление о направлении развития архитектуры процессоров;

    элементы графического интерфейса операционной системы Linux ;

    биометрические методы защиты информации;

    сущностные характеристики компьютерных вирусов;

    классификацию компьютерных вирусов, принципы их распространения и способы защиты от них ;

    классификацию хакерских атак, принципы их распространения и способы защиты от них.

уметь

    назначение и функции операционных систем;

    работать в среде операционной системы на пользовательском уровне;

    идентифицировать человека по характеристикам речи;

    лечить или удалять файловые вирусы из зараженных объектов;

    обнаруживать и обезвреживать хакерские атаки.

Архитектура персонального компьютера. Практическая работа 1.2 «Сведения об архитектуре компьютера».

КУ

ФО, ПР

2 неделя

Основные характеристики операционных систем. Практическая работа 1 .3 «Сведения о логических разделах дисков».

КУ

ФО, ПР

3 неделя

Операционная система Linux. Практическая работа 1.4 «Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux».

КУ

ФО, ПР

4 неделя

Защита от несанкционированного доступа к информации.

УОНМ

ФО

5 неделя

Физическая защита данных на дисках. Вредоносные и антивирусные программы.

УОНМ

ФО

6 неделя

Компьютерные вирусы и защита от них. Практическая работа 1.5 «Защита от компьютерных вирусов»

КУ

ФО, ПР

7 неделя

Сетевые черви и защита от них. Практическая работа 1.6 «Защита от сетевых червей».

КУ

ФО, ПР

8 неделя

Троянские программы и защита от них. Практическая работа 1.7 «Защита от троянских программ»

КУ

ФО, ПР

9 неделя

Хакерские утилиты и защита от них. Практическая работа 1.8 «Защита от хакерских атак»

КУ

ФО, ПР

10 неделя

Тестирование №1 по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»

КЗУ

ИК

11 неделя

Раздел II « Моделирование и формализация » (8 часов)

Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании.

КУ

ФО, ПР

12 неделя

знать/понимать

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты;

    формы представления моделей;

    понимать, что такое системный подход в науке и практике ;

    этапы информационного моделирования на компьютере.

уметь

    проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории.

Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследование моделей на компьютере.

КУ

ФО, ПР

13 неделя

Исследование физических моделей.

КУ

ФО, ПР

14 неделя

Исследование астрономических моделей.

КУ

ФО, ПР

15 неделя

Исследование алгебраических моделей.

КУ

ФО, ПР

16 неделя

Исследование геометрических моделей.

КУ

ФО, ПР

17 неделя

Исследование химических и биологических моделей.

КУ

ФО, ПР

18 неделя

Тестирование №2 по теме « Моделирование и формализация »

КЗУ

ИК

19 неделя

Раздел III « . База данных. Система управления базами данных » (8 часов)

Табличные базы данных. Система управления базами данных.

КУ

ФО

20 неделя

знать/понимать

  • что такое база данных, основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;

    характерные особенности иерархической модели данных;

    характерные особенности сетевой модели данных.

уметь

    создавать структуру табличной базы данных; вводить и редактировать данные различных типов;

    осуществлять поиск информации в базе данных с помощью фильтров и запросов;

    формировать запросы на поиск данных;

    осуществлять сортировку записей в табличной базе данных;

    создавать отчеты в табличной базе данных.

Практическая работа 3.1 «Создание табличной базы данных».

УОНМ

ФО, ПР

21 неделя

Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Практическая работа 3.2. «Создание формы в табличной базе данных».

КУ

ФО, ПР

22 неделя

Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. Практическая работа 3.3 «Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов».

КУ

ФО, ПР

23 неделя

Сортировка записей в табличной базе данных Практическая работа 3.4 «Сортировка записей в табличной базе данных». Практическая работа 3.5 «Создание отчётов в табличной базе данных».

КУ

ФО, ПР

24 неделя

Иерархическая модель данных.

КУ

ФО, ПР

25 неделя

Сетевая модель данных. Практическая работа 3.6 «Создание генеалогического древа семьи».

УОНМ

ФО

26 неделя

Тестирование №3 по теме «. База данных. Система управления базами данных»

КЗУ

ИК

27 неделя

Раздел VI « Информационное общество » (3 часа)

Право в Интернете. Этика в Интернете

УОНМ

ФО

28 неделя

знать/понимать

  • представление о перспективах развития информационных и коммуникационных технологий;

    единицы измерения информации;

    принципы кодирования текстовой, графической, звуковой, числовой информации.

уметь

    определять количество информации.

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

УОСЗ

Беседа

29 неделя

Тестирование №4. По теме «Информационное общество»

УОНМ

30 неделя

Раздел V « Повторение » (4 часа)

Повторение по теме «Основы логики. Логические основы компьютера»

УОСЗ

31 неделя

знать/понимать

  • технологии обработки текстовой, графической, числовой информации;

    способы подключения к Интернету.

уметь

    строить таблицы истинности логических выражений

Повторение по теме «Информационные технологии. Коммуникационные технологии»

УОСЗ

32 неделя

Итоговое тестирование за курс 11 класса

КЗУ

ИК

33 неделя

Повторение

УОСЗ

34 неделя

Итого за год (в соответствии с тематическим планом): 34 часа, в том числе тестирование 3 часа.

Учебник по курсу "Информатика и ИКТ. 11 класс" ориентирован на преподавание в общеобразовательных учреждениях профильного курса на базовом уровне в 11 классе. Учебник полностью соответствует образовательному стандарту, утвержденному Министерством образования и науки РФ. В учебнике рассматриваются архитектура компьютера и методы защиты информации, системный подход к моделированию, формализация и ее визуализация с использованием интерактивных компьютерных моделей, базы данных и СУБД. Большое внимание уделяется формированию практических умений и навыков в процессе выполнения практических компьютерных работ. Учебник мультисистемный, так как практические работы могут выполняться в операционных системах Windows и Linux. В учебник помещены тесты для подготовки к ЕГЭ по курсу "Информатика и ИКТ".

Вычисления в доэлектронную эпоху. Потребность счета предметов у человека возникла еще в доисторические времена. Древнейший метод счета предметов заключался в сопоставлении предметов некоторой группы (например, животных) с предметами другой группы, играющей роль счетного эталона. У большинства народов первым таким эталоном были пальцы (счет на пальцах).
Расширяющиеся потребности в счете заставили людей употреблять другие счетные эталоны (зарубки на палочке, узлы на веревке и т. д.).
Каждый школьник хорошо знаком со счетными палочками, которые использовались в качестве счетного эталона в первом классе.
В древнем мире при счете больших количеств предметов для обозначения определенного их количества (у большинства народов - десяти) стали применять новый знак, например зарубку на другой палочке. Первым вычислительным устройством, в котором стал применяться этот метод, стал абак.

Оглавление
Рекомендации по использованию учебника 7
Глава 1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов 9
1.1. История развития вычислительной техники 10
Практическая работа 1.1. Виртуальные компьютерные музеи 15
1.2. Архитектура персонального компьютера 19
Практическая работа 1.2. Сведения об архитектуре компьютера 23
1.3. Операционные системы 25
1.3.1. Основные характеристики операционных систем 25
Практическая работа 1.3. Сведения о логических разделах дисков 28
1.3.2. Операционная система Windows 30
Практическая работа 1.4. Значки и ярлыки на Рабочем столе 34
1.3.3. Операционная система Linux 36
Практическая работа 1.5. Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux 40
Практическая работа 1.6. Установка пакетов в операционной системе Linux 41
1.4. Защита от несанкционированного доступа к информации 43
1.4.1. Защита с использованием паролей 43
1.4.2. Биометрические системы защиты 45
Практическая работа 1.7. Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи 48
1.5. Физическая защита данных на дисках 49
1.6. Защита от вредоносных программ 51
1.6.1. Вредоносные и антивирусные программы 51
1.6.2. Компьютерные вирусы и защита от них 53
Практическая работа 1.8. Защита от компьютерных вирусов 56
1.6.3. Сетевые черви и защита от них 63
Практическая работа 1.9. Защита от сетевых червей 66
1.6.4. Троянские программы и защита от них 71
Практическая работа 1.10. Защита от троянских программ 72
1.6.5. Хакерские утилиты и защита от них 75
Практическая работа 1.11. Защита от хакерских атак 76
Глава 2. Моделирование и формализация 79
2.1. Моделирование как метод познания 80
2.2. Системный подход в моделировании 82
2.3. Формы представления моделей 84
2.4. Формализация 86
2.5. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере 88
2.6. Исследование интерактивных компьютерных моделей 89
2.6.1. Исследование физических моделей 89
2.6.2. Исследование астрономических моделей 91
2.6.3. Исследование алгебраических моделей 92
2.6.4. Исследование геометрических моделей (планиметрия) 94
2.6.5. Исследование геометрических моделей (стереометрия) 95
2.6.6. Исследование химических моделей 97
2.6.7. Исследование биологических моделей 98
Глава 3. Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) 101
3.1. Табличные базы данных 101
3.2. Система управления базами данных 104
3.2.1. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты 104
Практическая работа 3.1. Создание табличной базы данных 106
3.2.2. Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных 108
Практическая работа 3.2. Создание формы в табличной базе данных 109
3.2.3. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов 113
Практическая работа 3.3. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов 114
3.2.4. Сортировка записей в табличной базе данных. . . 117
Практическая работа 3.4. Сортировка записей в табличной базе данных 118
3.2.5. Печать данных с помощью отчетов 119
Практическая работа 3.5. Создание отчета в табличной базе данных 119
3.3. Иерархические базы данных 120
3.4. Сетевые базы данных 124
Практическая работа 3.6. Создание генеалогического древа семьи 125
Глава 4. Информационное общество 127
4.1. Право в Интернете. . 127
4.2. Этика в Интернете 128
4.3. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий 131
Глава 5. Повторение. Подготовка к ЕГЭ. Тесты по темам курса «Информатика и ИКТ» 137
Тема 1. Информация. Кодирование информации. 138
Тема 2. Устройство компьютера и программное обеспечение 142
Тема 3. Алгоритмизация и программирование 146
Тема 4. Основы логики и логические основы компьютера 156
Тема 5. Моделирование и формализация 159
Тема 6. Информационные технологии 161
Тема 7. Коммуникационные технологии 168
Ответы на тесты 170
Тема 1. Информация. Кодирование информации 170
Тема 2. Устройство компьютера и программное обеспечение 171
Тема 3. Алгоритмизация и программирование 172
Тема 4. Основы логики и логические основы компьютера 181
Тема 5. Моделирование и формализация 182
Тема 6. Информационные технологии 184
Тема 7. Коммуникационные технологии 188

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Информатика и ИКТ, 11 класс, Базовый уровень, Угринович Н.Д., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Рекомендации по использованию учебника. . . . . . . . . . . . . . . 7
Глава 1. Компьютер как средство автоматизации
информационных процессов. . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.1. История развития вычислительной техники. . . . . . . . . . 10
Практическая работа 1.1. Виртуальные компьютерные
музеи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
1.2. Архитектура персонального компьютера. . . . . . . . . . . . 19
Практическая работа 1.2. Сведения об архитектуре
компьютера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
1.3. Операционные системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
1.3.1. Основные характеристики операционных
систем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Практическая работа 1.3. Сведения о логических
разделах дисков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
1.3.2. Операционная система Windows . . . . . . . . . . . . . . 30
Практическая работа 1.4. Значки и ярлыки на Рабочем
столе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
1.3.3. Операционная система Linux. . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Практическая работа 1.5. Настройка графического
интерфейса для операционной системы Linux . . . . . . . . . . 40
Практическая работа 1.6. Установка пакетов
в операционнойсистеме Linux . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
1.4. Защита от несанкционированного доступа
к информации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
1.4.1. Защита с использованием паролей. . . . . . . . . . . . . 43
1.4.2. Биометрические системы защиты. . . . . . . . . . . . . 45
Практическая работа 1.7. Биометрическая защита:
идентификация по характеристикам речи. . . . . . . . . . . . 48
1.5. Физическая защита данных на дисках. . . . . . . . . . . . . . 49
1.6. Защита от вредоносных программ. . . . . . . . . . . . . . . . . 51
1.6.1. Вредоносные и антивирусные программы. . . . . . . 51
1.6.2. Компьютерные вирусы и защита от них. . . . . . . . 53
Практическая работа 1.8. Защита от компьютерных
вирусов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
1.6.3. Сетевые черви и защита от них. . . . . . . . . . . . . . . 63
Практическая работа 1.9. Защита от сетевых червей. . . . . 66
1.6.4. Троянские программы и защита от них. . . . . . . . . 71
Практическая работа 1.10. Защита от троянских
программ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
1.6.5. Хакерские утилиты и защита от них. . . . . . . . . . . 75
Практическая работа 1.11. Защита от хакерских атак. . . 76
Глава 2. Моделирование и формализация. . . . . . . . . . . 79
2.1. Моделирование как метод познания. . . . . . . . . . . . . . . 80
2.2. Системный подход в моделировании. . . . . . . . . . . . . . . . 82
2.3. Формы представления моделей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
2.4. Формализация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
2.5. Основные этапы разработки и исследования моделей
на компьютере. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
2.6. Исследование интерактивных компьютерных
моделей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
2.6.1. Исследование физических моделей. . . . . . . . . . . . 89
2.6.2. Исследование астрономических моделей. . . . . . . . 91
2.6.3. Исследование алгебраических моделей. . . . . . . . . 92
2.6.4. Исследование геометрических моделей
(планиметрия). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
2.6.5. Исследование геометрических моделей
(стереометрия). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
2.6.6. Исследование химических моделей. . . . . . . . . . . . 97
2.6.7. Исследование биологических моделей. . . . . . . . . . 98
Глава 3. Базы данных. Системы управления базами
данных (СУБД). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
3.1. Табличные базы данных. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
3.2. Система управления базами данных. . . . . . . . . . . . . . . 104
3.2.1. Основные объекты СУБД: таблицы, формы,
запросы, отчеты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Практическая работа 3.1. Создание табличнойбазы
данных. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
3.2.2. Использование формы для просмотра и редак-
тирования записей в табличной базе данных. . . . 108
Практическая работа 3.2. Создание формы в табличной
базе данных. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
3.2.3. Поиск записей в табличной базе данных
с помощью фильтров и запросов. . . . . . . . . . . . . 113
Практическая работа 3.3. Поиск записейв табличной
базе данных с помощью фильтров и запросов. . . . . . . . . . 114
3.2.4. Сортировка записей в табличной базе данных. . . 117
Практическая работа 3.4. Сортировка записей
в табличнойбазе данных. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
3.2.5. Печать данных с помощью отчетов. . . . . . . . . . . 119
Практическая работа 3.5. Создание отчета
в табличнойбазе данных. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
3.3. Иерархическая модель данных. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
3.4. Сетевая модель данных. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Практическая работа 3.6. Создание генеалогического
древа семьи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
Глава 4. Информационное общество. . . . . . . . . . . . . . . 126
4.1. Право в Интернете. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
4.2. Этика в Интернете. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
4.3. Перспективы развития информационных
и коммуникационных технологий. . . . . . . . . . . . . . . . 130
Глава 5. Повторение. Подготовка к ЕГЭ. Тесты
по темам курса «Информатика и ИКТ». . . . . 136
Тема 1. Информация. Кодирование информации. 137

обеспечение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
Тема 3. Алгоритмизация и программирование. . . 145

компьютера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
Тема 5. Моделирование и формализация. . . . . . . 158
Тема 6. Информационные технологии. . . . . . . . . 160
Тема 7. Коммуникационные технологии. . . . . . . 167
Ответы на тесты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
Тема 1. Информация. Кодирование
информации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
Тема 2. Устройство компьютера и программное
обеспечение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
Тема 3. Алгоритмизация и программирование. . . 171
Тема 4. Основы логики и логические основы
компьютера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
Тема 5. Моделирование и формализация. . . . . . . 181
Тема 6. Информационные технологии. . . . . . . . . 183
Тема 7. Коммуникационные технологии. . . . . . . 187



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows