Прокси сервер франции. Прокси франции. Зачем нужны французские прокси

Прокси сервер франции. Прокси франции. Зачем нужны французские прокси

08.03.2019

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня поговорим о бесплатном антивирусе «Avast» , а точнее о том, как устранить проблему его запуска. Итак!

На днях я получил сразу десяток писем с просьбой помочь устранить следующую проблему этого антивируса. Цитирую: «Здравствуйте! У меня вот такая проблема: я пользуюсь бесплатным антивирусом „Avast“ уже не первый месяц и всё было нормально. но вот три дня назад столкнулся с проблемой, которую до сих пор не понял. Проблема вот в чем: при старте системы, внизу монитора (в трее) значок „Аваста“ перечеркнут красным крестом. Навел курсор и увидел, что система не защищена. При попытке запустить защиту ничего не происходит! То есть, вообще ничего! Я уж и систему перезагружал раз десять, и вручную чего-то там крутил — ноль! Что делать? Неужели придется сносить антивирус? Подскажите, можно ли его как-нибудь запустить снова?».

Вам не знакома эта ситуация? С «Авастом» так происходит довольно часто и вот почему. При посещении неких Интернет-ресурсов, «Аваст» нередко сообщает вам о том, что сайт, который вы собираетесь посетить, несет угрозу вашему компьютеру. В подтверждение своих «слов» система даже показывает вам баннер, с подробным адресом и названием возможного «трояна» или вируса. И тут же успокаивает вас, дескать, не бойтесь, система заблокировала доступ к вредоносному сайту. Но на деле это не так! В 80% случаев вирус или «троян» уже «поселился» в вашей системе и быстренько прописался под каким-нибудь безобидным псевдонимом. (От автора: большинство «троянов» невозможно определить не только «чайнику», но и бесплатному антивирусу «Аваст». Максимум, на что он способен — это поймать и убить несколько «вшивеньких» «руткитов». Пенять на слабость этого антивируса не стоит: ведь вы же пользуетесь халявной версией! Что же вы хотите за бесплатно? Просто запомните: «Аваст» — это далеко не самый лучший антивирус , тем более — его бесплатная версия. И наконец, последняя версия «Аваста» нередко вступает в конфликт с системой и блокирует многие веб-сайты, на которые ранее вы входили без проблем. Скажу сразу: данный отчет — это не «черный пиар» «Аваста», а просто информация к размышлению). Но продолжим. Поселившись где-то в бескрайних недрах системы «троян» легко и просто блокирует работу вашего антивируса «Аваст», в результате вам запрещен доступ к управлению вашим же антивирусом. Парадокс? В какой-то мере да.

А теперь поговорим о главном: можно ли как-то столкнуть антивирус с мертвой точки и запустить его вновь? Что же, попробовать можно: в конце-концов, удалить ваш «Аваст» вы всегда успеете. Итак, выполняем следующий алгоритм: «Пуск» — «Панель управления» — «Установка и удаление программ». В меню находите ваш «Аваст» и кликаете на виртуальную кнопку «Заменить/Удалить». Вы увидите окно, в котором будут отображены три действия на выбор. Выбираете действие «Обновить». Увидите окно, в котором будет происходит обновление — загрузка какого-то файла (пакета). Подождите окончания загрузки и нажмите на кнопку «готово». После этого откройте интерфейс «Аваста» и увидите там кнопку «Исправить». Жмите на неё и антивирус заработает! Чудеса? Нет, друзья: просто вы устранили следствие системного или программного сбоя. Однако, всё-же советую задуматься над сменой халявного антивируса: халява до добра не доводит! По крайней мере, вы можете установить какой-нибудь другой бесплатный антивирус, и посмотреть на его работу.

Всего вам доброго и до новых встреч!

© Внимание! Полное или частичное копирование этой статьи строго запрещено и будет преследоваться всеми возможными способами, включая написание жалоб регистратору вашего домена.

Прикладной Анализ Поведения основан на научных принципах поведения, благодаря которым можно сформировать необходимый социальный набор навков и знаний ребенка. В этой методике основную роль играет мотивация детей и система поощрения их успеха в учебе. Желаемое поведения ребенка награждается, что побуждает его действовать в нужном ключе.

Прикладной анализ поведения - ПАП или по-другому Applied Behavioral Analysis (АВА)

В обучении по раздельным заданиям каждое данное ребенку задание состоит из просьбы выполнить определенное действие, реакции ребенка и реакции педагога. Это метод предназначен не только для корректировки поведения, но в основном для обучения навыкам, от простых, типа подготовки ко сну и одевания, до более сложных, таких как социальное взаимодействие.

Дети, страдающие аутизмом, сталкиваются со многими "учебными трудностями". Ниже приведены некоторые из индивидуальных трудностей и то, как ПАП может решить каждую из них. Помните, что это крайне обобщенное описание.

Низкая мотивация - Дети с аутизмом обычно мотивируются необычными способами, поэтому методы, подходящие для обучения обычных детей, наверняка не будут подходить для работы с такими детьми, хотя бы первое время. Вам нужно выяснить, что именно будет подстегивать его интерес к обучению. Нужно принять все меры для максимального противопоставления положительных и отрицательных последствий, чтобы научить ребенка понятию причины и следствия.

Ограниченный набор вознаграждений - ПАП признает, что социальное вознаграждение (одобрение или порицание) обычно малоэффективно. Похвала сама по себе вначале недостаточна, но ее можно совмещать с более осязаемой наградой (например, любимой игрушкой и т.п.). В конце концов, осязаемую награду можно убрать и продолжать ставшие более значимыми улыбки и похвалу.

Низкое внимание - ПАП разбивает каждое задание на очень маленькие, измеримые шаги.

Частая отвлекаемость - Важно проводить обучение в тишине, сведя к минимуму слуховые и визуальные помехи. Шум, движение других детей, окна и даже кондиционеры могут отвлекать детей с аутизмом. Цель - начать с очень структурированной обстановки, продвигая ребенка к более обычному окружению по мере достижения им успеха "чтобы ребенок мог работать и при отвлекающих обстоятельствах".

Более замедленное обучение - Повторение - важный метод для детей с аутизмом, но повторение не должно быть скучным и монотонным. Наша обязанность - сделать упражнения НЕ скучными. Чтобы запомнить какое-то действие, некоторым детям нужны буквально сотни повторений, но важно помнить, что более эффективное запоминание происходит за короткий период времени. Другими словами, навык, тренируемый раз в день, не так эффективен и на его усвоение могут уйти месяцы, по сравнению с навыком, тренируемым двадцать раз в день. Чтобы узнать, усвоил ли ребенок навык, его репетируют, а затем ребенка отвлекают другими занятиями. Затем возвращаются к навыку и наблюдают, может ли он его выполнить. Повторение происходит не ради самого повторения; все это делается для эффективности обучения.

Сложность понимания абстрактных понятий - Педагоги, психологи, специализирующиеся на ПАП, начинают работу с ребенком с простых примеров понятий и простого языка. Затем по мере обучения вводятся более сложные понятия и язык. Нам нужно подвести ребенка к тому, чтобы он смог понимать обычную речь - естественный язык.

Неэффективность обучения через наблюдение - Такие дети не могут получать знания, если не сконцентрируются на них, поэтому важно обучать их подробно и систематично каждому навыку. ПАП подчеркивает навык имитации, потому что, умея имитировать, они смогут научиться навыкам, которые не смогли бы узнать никаким другим образом.

Слабое различие между существенными и несущественными стимулами - Такие дети часто не видят разницы между важной стороной ситуации и несущественными ее сторонами. Преодолеть эту проблему можно, лишь обращая внимание и представляя единственный стимул. Важно следить за тем, чтобы не возникли ложные ассоциации. Ребенок с аутизмом может научиться отличать кукол-мальчиков от кукол-девочек по обуви, а не по другим более очевидным признакам. Такие ассоциации могут быть недостоверными, поэтому мы должны научить их обращать внимание на важные стороны ситуации. Будьте осторожны с такими инструментами, как учебные карточки, так как может оказаться, что ребенок отличает одну от другой по загнутому углу или кляксе. Нужно использовать разные материалы и разными способами, чтобы ответ ребенка основывался на том понятии, которому вы пытаетесь его научить.

Самостимуляция мешает обучению - Когда ребенок стимулирует сам себя (хлопает в ладоши, раскачивается, постоянно бьется об стол), он фокусирует на этом все свое внимание. Если на само-стимуляцию потрачено 90% внимания, то на задание остается лишь 10%, поэтому мы должны стараться помешать такому поведению обучением.

Трудность обучения в больших группах - Как только ребенок сможет нормально обучаться один на один с учителем, его можно перевести в группу 1:2, затем в 1:4, 1:8 и т.д., постепенно увеличивая количество окружающих людей, чтобы они все же могли концентрироваться.

Неумение занять себя в свободное время - ПАП структурирует и обучает навыкам отдыха. Мы учим их играть и заниматься другими делами, чтобы они не ушли в свой мир.

Сенсорная/моторная недостаточность - Иногда их реакция может быть слишком сильно или слабо выраженной. Часто для получения информации они полагаются больше на зрение, чем на слух. Самые успешно развивающиеся по программе ПАП дети - это те, кто может успешно воспринимать информацию на слух. Специалисты пытаются сбалансировать две эти стороны, используя зрительные методы, одновременно стимулируя слух ребенка. Для детей, которые не любят прикосновений, мы используем прикосновения. Есть мнение, что они не только научатся терпеть такой опыт, но и он начнет им нравиться.

Компоненты Раздельных заданий
Каждый навык приобретается посредством очень маленьких и кратких отрывков, называющихся "задание". Каждое задание состоит из инструкции, подсказки, реакции и обратной реакции. Инструкция дается очень понятным языком, который ребенок способен понимать. Когда ребенок научится понимать более сложный язык, его начинают обучать более естественному языку. Например, обучение может начаться с прямого стимула: "посмотри на меня", а затем перейти на более естественный стимул, когда для привлечения внимания просто называется имя.

С помощью АВА- программы аутичный ребенок может освоить многие навыки, стать более самостоятельным и «включиться» в социум. Также АВА-терапия позволяет существенно уменьшить и нередко полностью устранить характерные поведенческие проблемы без медикаментозного вмешательства. Благодаря АВА можно значительно снизить агрессию, истерики и аутостимуляции. Также поведенческий подход может стать ведущим при работе по включению детей с аутизмом в общую систему образования.

Эффективность АВА программы зависит также от ее интенсивности. Использование отдельных поведенческих принципов при низкой интенсивности обучения (1-2 занятия в течение недели) не приводит к желаемым результатам. Для того чтобы АВА программа была эффективной требуется интенсивное обучение (от 9-ти до 40 терапевтических занятий в неделю). Сокращенный курс - от 6-ти до 20 терапевтических занятий в неделю.
АВА является базовым подходом в любом виде деятельности ребенка, в любом окружении, в любых условиях и на постоянной основе.

Поведенческая терапия рассчитана не только на детей с аутизмом. С любым человеком, большим или маленьким, с нарушениями или без таковых, ее можно использовать для эффективного обучения новым навыкам.

В АВА терапии существуют несколько терапевтических моделей, которые отличаются друг от друга предназначением (для совсем маленьких детей, для дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых), характеристиками обучающей среды (обучение на дому, обучение в образовательных спецучреждениях, инклюзия), и объемом (обширная обучающая программа, частичная программа, коррекция нежелательного поведения, сосредоточение на одном виде навыков).

Вмешательство в раннем возрасте (для детей с аутизмом или задержкой развития с подозрением на аутизм - 1,5-3,5 лет ) может быть как в виде домашнего обучения, так и происходить в специализированном учебном заведении.

Обучение в этом возрасте происходит 1:1 . Т.к. дети совсем еще маленькие, обучающие программы составляются таким образом, чтобы задания были короткими, и в более игровой форме. Постепенно ребенок приучается сидеть за столом, и обучаться в более структурированной форме.

Программа раннего вмешательства всегда очень интенсивная - от 30 до 40 терапевтических часов в неделю. Чем интенсивнее учебная программа, тем больше существует вероятности, что ребенок сможет преодолеть отставание в развитии.

В обучающую программу включена работа над всеми видами навыков - коммуникативные (жесты и просьбы), речевые (понимание иснтрукций, различение предметов и понятий), имитация (моторная и словесная), моторика (мелкая и крупная), навыки самостоятельности и самопомощи (отучение от подгузников, использование посуды, надевание и раздевание одежды, чистка зубов, проблемы со сном, и т.д.), игра, а также ведется работа над коррекцией нежелательного поведения (агрессией, самоагрессией, отсутствием сотрудничества, ауто-стимуляциями, и т.п.).

В данном возрасте коррекция нежелательного поведения наиболее эффективна, т.к. нежелательное поведение еще не успело закрепиться, а также взрослому проще справиться с ребенком, в случае направленной агрессии, или самоагрессии.

В домашних условиях программа АВА применяется следующим образом:
Супервизор / поведенческий аналитик оценивает начальные навыки ребенка и строит обучающую программу. Эту программу выполняют тераписты, то есть именно тераписты непосредственно работают с ребенком и обучают его.

Чаще всего в интенсивной программе раннего вмешательства работают несколько терапистов (2-3) посменно, т.к. один человек не сможет находится все часы в максимальной концентрации внимания и эффективно обучать ребенка. К тому же, как и любой человек, единственный терапист может заболеть, уехать, жениться / выйти замуж, и т.д., и если его никто не может заменить - это может существенно сказаться на эффективности обучения и затормозить приобретение навыков.

Чаще всего занятия происходят в утренние часы (3-4 часа) и после обеда (3-4 часа) ежедневно, и каждый из терапистов работает по несколько смен в неделю.

Супервизор курирует действия терапистов, проводит тренинги раз в неделю, в течение 2-3 часов, а также, параллельно с тренингом терапистов и коррекцией программы, делает тренинг родителям.

На базе терапевтического центра* (или детского специального сада) интенсивная АВА терапия в разннем возрасте выглядит похожим образом, но в центре находятся одновременно до 8-ми детей, и в соответствующем количестве - терапистов.

Каждый из терапистов работает полный рабочий день, и течение дня обучает 1:1 двух-трех детей. К каждому ребенку прикреплена своя команда терапистов (2-3), которые занимаются с ним по очереди.

Работой терапистов руководит супервизор / поведенческий аналитик, который строит обучающие программы для каждого ребенка в группе, и отслеживает продвижение. Супервизор имеет частичную ставку, и для тренинга терапистов у работы над программами у него выделено 2-3 часа в неделю на ребенка.

Иногда в часы работы супервизора включается также тренинг родителей, который происходит раз в две недели (для родителей каждого из детей). Иногда в терапевтический коллектив сада входит психолог, который берет функцию тренинга родителей на себя, или выполняет ее совместно с супервизором.

Кроме психолога, в коллективе может быть также логопед и трудо-терапевт, которые также занимаются по часу в неделю с каждым из детей и обучают персонал терапистов работе над конкретными целями в области речевых и моторных навыков.

АВА ТЕРАПИЯ - ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (4-7 ЛЕТ)

Аутичные дети в дошкольном возрасте могут начать АВА терапию с разных точек исхода. Некоторые дети, которым лишь недавно поставили диагноз, не владеют достаточными навыками обучения, не умеют общаться и сотрудничать со взрослыми. Нетокорые дети, за плечами которых двухлетняя программа

раннего вмешательства, уже давно прошли все базисные программы обучения, и готовы к более натуральному обучению и обучению социальных навыков . Некоторые дети, несмотря на попытки лечения различными видами терапий и интенсивное вмешательство, по-прежнему обладают лишь начальными навыками понимания речи, и имеют затруднения практически во всех областях навыков.

Вне зависимости от уровня развития навыков, для детей данного возраста рекомендуется обучение в системе спецобразования, а не индивидуальная работа в домашних условиях. Обучение в данном возрасте является началом дороги, по которой ребенок будет продвигаться по жизненному пути, и обучение на дому может быть ограниченной средой, в которой ребенок не сможет выучить такие важные навыки, как нахождение в группе сверстников, обучение в группе, общение с различными людьми, и т.п.

Модель поведенческой терапии в группе детского сада специального образования* имеет сходство с моделью раннего вмешательства:
В группе до 8-ми детей, но в данной модели не для каждого ребенка есть отдельная команда терапистов, а вся группа объединена под началом воспитателя и нескольких помощниц воспитателя.

Обучение по крайней мере в 50% процентов происходит групповым методом - детки обучаются сидеть вместе на групповых занятиях и взаимодействовать друг с другом, выполнять различные роли и обязанности (например, быть дежурным или помощником воспитателя), сидеть и кущать за одним столом, делиться, обращаться друг к другу, а также играть вместе - на детской площадке или в саду. Поведенческие методы для обучения в группе могут включать использование специальных поощрений и жетонов, анализ заданий и подбор обучающих материалов на индивидуальной основе, а также специфические методы обучения, как "Формирование реакции" или "Обучение отдельными блоками - DTT".

Частично обучение остается индивидуальным, в особенности для детей с низким уровнем речевых навыков, или для детей, которые до сегодняшнего дня не обучались и не научились взаимодействовать со взрослыми.
Дети в более высоким уровнем речевых и коммуникативных навыков начинают обучаться парами или в маленьких группах, и иногда - к обучению привлекается сверстник с обычным развитием (так называемая "обратная инклюзия").

В обучении речевых навыков снижается интенсивность, и обучающая программа начинается фокусироваться на социальных навыках или навыках самостоятельности и самопомощи.
Поведенческий аналитик имеет одну из основных ролей в терапевтической команде, т.к. является связующим звеном между воспитателями и профессионалами различной специализации - логопедом, трудотерапевтом, психологом и специалистом по эмоциональной терапии. Обучающая программа для ребенка строится в сотрудничестве всех этих специалистов, а не только поведенческим аналитиком, как это происходит в программе ранней интервенции. Кроме этого, непосредственное обучение проводится воспитателями, нянями и пара-профессионалами, а не АВА-терапистами, и от поведенческого аналитика требуется помощь и тренинг данных специалистов в применении поведенческих методов обучения. У поведенческого аналитика должно быть достаточно знаний, компетенции и харизмы, чтобы донести до столь разнообразной команды специалистов основы и принципы АВА.

Чаще всего, непосредственной ответственностью поведенческого аналитика является ведение инклюзивных программ, а также программ по отучению от подгузников , коррекции нежелательного поведения и обучению "как учиться", в то время как речевые, коммуникативные и социальные навыки находятся в рамках ответственности логопеда, моторика и сенсорика - в рамках ответственности трудотерапевта, академические и групповые навыки - воспитателя, а эмоциональное развитие каждого из детей - в рамках ответственности арт-терапевта и психолога.
Психолог и поведенческий аналитик также принимают активное участие в тренинге родителей.

Данная модель поведенческого вмешательства далеко не всегда выглядит как "поведенческая" - нет явного поощрения конфетами и сидения за столом с карточками по 8 часов в день. Но это не говорит о том, что данная модель действительно не является "поведенческой" - в ней применяются такие же принципы обучения, как и в модели раннего интенсивного вмешательства, но обучение происходит в более натуральной среде, чаще - групповым методом, и с помощью специалистов разных профессий. Все это позволяет аутичному ребенку приобрести те необходимые функциональные навыки, которые будут сопровождать его на протяжении его взрослой жизни.

Важно помнить, что в АВА существует несколько меделей обучения, и выбирать соответствующую модель следует на основе индивидуальных навыков ребенка и возможностей его окружения.

Развенчание мифов о прикладном анализе поведения, и тех, кто предоставляет услуги поведенческого анализа.

Роберт Шрамм.
Переводчик: Марина Лелюхина
Редактор: Анна Соловьева

Почти во всем мире ABA считается лучшей методикой для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Тем не менее, в Германии и многих других Европейских странах, многие до сих пор не вполне представляют, что такое прикладной поведенческий анализ в современном его варианте, и сама методика, таким образом, кажется чем-то новым и неизвестным. Недостаток объективной информации и понимания того, что действительно представляет собой ABA, привели к появлению самых причудливых мифов и слухов о методе. Эти слухи продолжают существовать и множиться, не смотря на то, что не имеют под собой никаких фактических оснований.
В этой статье я бы хотел прокомментировать некоторые из этих мифов, и, если получится, поспособствовать тому, чтобы подобные представления об ABA навсегда остались для нас в прошлом.

Перевод с сайта - http://specialtranslations.ru/aba-myths-2/

Топ-10 советов для понимания и управления поведением вашего аутичного ребенка

Аутичные дети реже своих нормотипичных сверстников намеренно проявляют нежелательное поведение. Их кажущееся«плохое» поведение , такое как побеги из комнаты, драки с другими детьми, отказ от сотрудничества и коммуникации, стремление залезть на высокую мебель, зачастую вызвано внешними проблемами, которые могут быть решены спокойными и креативными родителями. Приведенные ниже советы и рекомендации помогут сделать вашу семейную жизнь несколько более спокойной.

1) Изучите вашего ребенка .
Немногие аутичные дети намеренно ведут себя «плохо». Однако многие из них проявляют «проблемное» поведение. Так что же происходит? Каждый ребенок индивидуален, и знание вашего собственного ребенка имеет ключевое значение для выбора правильных действий. Может быть, ваш ребенок гиперчувствителен к шуму, определенным звукам или свету? Или нуждается в большем количестве сенсорных ощущений? Возможно ли, что ваш малыш слишком восприимчив к тесному физическому контакту и таким образом старается его избегать? Чем больше вы знаете о нем, тем легче будет устранить проблемную ситуацию.

2) Измените ваши ожидания .
Приведем в пример семейный обед. Возможно, в детстве ваша мама считала, что вы будете смирно сидеть за обеденным столом на протяжении часа. Но ожидать этого от аутичного ребенка будет, по меньшей мере, неразумно. Попробуйте идти к своей цели маленькими шагами: например, поставьте первоначальную цель непрерывного сидения ребенка за столом в течение трех минут или приема пищи при помощи вилки, или другие цели, с которыми ваш ребенок очевидно в состоянии справиться. Затем медленно двигайтесь к конечной цели: как пример, сидение за обеденным столом с семьей в течение часа.

3) Модификации окружающей среды .
Безопасность является ключевым фактором. А в случае детей, страдающих аутизмом, создание безопасной среды является непростой задачей. Так как очень многие формы поведения вашего ребенка могут быть потенциально опасными, важно предпринять некоторые меры предосторожности (надежные крепления полок к стенам и полу, засов или цепочка на входной двери, фиксация шкафов, нескользкие напольные покрытия и т.д.).

4) Примите во внимание возможные источники нежелательного поведения.
Многие дети с расстройствами аутистического спектра либо испытывают постоянную потребность в получении сенсорных ощущений, либо, наоборот, чрезмерно реагируют на сенсорные стимулы. Тщательно наблюдайте за вашим ребенком, и если нежелательное поведение запускается сенсорными факторами в окружающей среде, вы сможете это заметить.

5) Снимите чрезмерную сенсорную нагрузку .
Если ребенок излишне чувствителен к сенсорным стимулам, существует множество способов повлиять на ситуацию. Самый простой из них - избегать чрезмерной сенсорной нагрузки, например, парадов, парков аттракционов, шумных торговых центров и так далее. Если этот вариант по каким-то причинам для вас неприемлем, подумайте об использовании берушей, отвлекающих сенсорных игрушек, любимых лакомствах ребенка и т.п.

6) Обеспечьте дополнительную сенсорную нагрузку .
Если ваш ребенок любит с разбегу падать на диван, лазать по высокой мебели или вращаться вокруг своей оси, скорее всего, что он стремится к получению дополнительных сенсорных ощущений. Вы можете предоставить их множеством социально-приемлемых способов. Некоторые рекомендуют использовать крепкие «медвежьи» объятия или укладывать детей между диванными подушками, закатывать их в покрывало как «хот-дог» или же приобретать утяжеленные жилеты или одеяла.

7) Ищите позитивный «выход» для нежелательного поведения .
Ситуация, когда ребенок забирается на высокие предметы в торговом центре, рассматривается вами как «плохое» поведение, но если ребенок будет карабкаться по альпинистским или «шведским» стенкам в спортивном зале, это может стать прекрасной возможностью поддержать его физическую форму и, может быть, даже найти новых друзей. Если вращение вокруг своей оси в продуктовом супермаркете не считается вами приемлемой формой поведения, то вращение на качелях из автомобильной шины во дворе вашего дома будет выглядеть не только нормально, но еще и доставит ребенку необходимые ему сенсорные ощущения.

8) Радуйтесь успехам вашего ребенка .
Получайте удовольствие от выдумок вашего ребенка, радуйтесь каждому уместно сказанному им слову и законченному, грамматически правильному предложению. Да, вероятно, что он не станет капитаном футбольной команды в школе, но по крайне мере он имеет возможность оставаться самим собой.

9) Меньше беспокойтесь о чужом мнении .
Ваш сын сегодня прекрасно ведет себя в супермаркете. Он немного хлопает в ладоши или трясет руками перед глазами, но это не такая большая проблема. Ровно до того момента, пока в поле зрения к вам не попадает «идеальная» мама с «идеальной» дочерью, пристально наблюдающая за вашим сыном. Внезапно его хлопки в ладоши становятся для вас большой проблемой, и вдруг вы слышите, как резко говорите своему сыну «немедленно опусти руки вниз!». Разумеется, это нелегко. Но важно, чтобы вы помнили: ваш ребенок аутичный, а не намеренно пытающийся поставить вас в неловкое положение. Не волнуйтесь о мнении посторонних вам людей.

10) Ищите способы весело проводить время вместе .
Не всегда легко связать понятия «аутизм» и «веселье». Но если хорошо задуматься, закатывания малыша в одеяло как хот-дог, прыжки с ним на батуте или просто крепкие объятия могут быть очень веселыми занятиями! Вместо того, чтобы беспокоиться о терапевтической ценности каждого действия, попробуйте просто наслаждаться глупостями : щекоткой, объятиями, прыжками... и ребенком!

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРОБЛЕМАТИЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В АВА любое поведение, как "хорошее", так и "плохое", воспринимается как всего лишь как поведение. То есть, какое-либо действие, появление которого вызывают одни факторы, и усиливают в будущем - другие факторы.

В данном восприятии АВА сильно отличается от других подходов, видящих в проблематичном поведении симптом расстройства - аутизма, гиперактивности, дефицита внимания, душевных проблем, пробелов воспитания, умственной отсталости, неприемлемых черт характера, эмоциональных расстройств, и так далее.

В АВА любое поведение, кроме врожденных рефлексов, является обученным или обучаемым, и, следовательно, доступного к изменениям. При таком подходе, мы не можем изменить человека, но можем изменить его поведение.

При работе над нежелательными поведениями, мы должны, прежде всего, определить, что является проблематичным - поведение или его отсутствие. Например, если ребенок раздевается в публичных местах, то и работать мы будем над уменьшением этого поведения. Если же ребенок не поворачивает головы, когда его зовут, то работать мы будем не над уменьшением "неповоротов" головы, а над проявлением реакции на имя.

Кроме этого, нам необходимо задать себе вопрос - является ли данная проблема поведения проблемой самого ребенка, или окружающих его людей. Возможно то, что ребенок напевает себе под нос во время занятий, не мешает ему сосредоточиться, но нервирует его учителя.

Кроме этого, прежде чем мы начинаем работать над уменьшением нежелательного поведения, следует задуматься - действительно ли то, что данное поведение будет отсутствовать, позволит ребенку достичь наибольшего прогресса. Так как ресурсы всегда имеют ограничение, стоит взвесить, в обучение каких навыков следует вкладывать эти ресурсы - что является наиболее жизненно-необходимым.

Следующим шагом после того, как мы определили, какое поведение является проблематичным, - является определение факторов, которые его вызывают и усиливают, то есть функциональная оценка. Только при определении функции, которую выполняет проблематичное поведение, мы можем выбрать метод, который позволит нам его уменьшить.

Функции могут быть следующие:

1. Получение желаемых стимулов или действий. Ребенок хочет конфету, падает на пол и громко кричит. Мама дает ему конфету.

2. Прекращение нежелаемых стимулов или действий. Ребенок раскрашивает рисунок, но вместо того, что бы продолжать и закончить - комкает бумагу и рвет на части. После этого от него не требуют раскрашивать.

3. Привлечение внимания. Ребенок, во время игры с младшим братом, сильно бьет его по голове. На крики младшего брата немедленно прибегают родители, и начинают отчитывать ребенка.

4. Получение сенсорной стимуляции. Ребенок, наедине сам с собой постоянно бормочет определенное предложение и размахивает руками.

Важно запомнить, что у одного вида поведения могут быть несколько функций - ребенок может плакать каждый раз, когда от него требуют выполнять задание, и когда хочет получить определенный предмет, и когда после его плача на него обращают внимание окружающие.

А может быть и наоборот - и нескольких видов поведения может быть одна функция - на ребенка начинают обращать внимание, когда он начинает бить своего брата, и когда он начинает громко кричать, и когда он начинает разбрасывать предметы, и когда он карабкается по шторам.

Поэтому, прежде чем применять какую-нибудь процедуру для уменьшения проблематичного поведения, следует задуматься - действительно ли это поведение является проблематичным для самого ребенка, какое другое поведение должно заменить это поведение, и каковы могут быть причины, которые вызывают и поддерживают это поведение на данный момент.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ С ПОМОЩЬЮ ПРОБЛЕМАТИЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНОК ПРИВЛЕКАЕТ К СЕБЕ ВНИМАНИЕ?

Не смотря на то, что само по себе определение аутизма подразумевает отчуждение ребенка от общества и нежелание общаться, для многих детей с аутизмом, умственной отсталостью, и другими нарушениями - внимание взрослых и сверстников является мощным мотивационным фактором и нередко усилителем нежелательного поведения.

Примеров этому множество. Это может быть ребенок, который писается в штаны и когда к нему подходит взрослый, что бы отвести его в туалет - начинает от него убегать и играть в "догонялки". Это может быть ребенок, который во время занятий начинает щипать товарища, и за это его воспитательница громко отчитывает перед классом. Это может быть ребенок, который берет мяч, и метит им в плазменный телевизор, и после этого его родители обращают на него внимание и начинают его уговаривать, что бы он этого не делал.

Для работы над уменьшением нежелательного поведения, поддерживаемого и усиливаемого вниманием, мы можем использовать следующие поведенческие принципы:

1. Прекращение усиления - Extinction .

Самое первое, что мы можем сделать - это просто не обращать внимания. Можно просто не отреагировать, можно отвернуться в сторону, как только нежелательное поведение произошло, можно вообще отойти или выйти. Если есть такая возможность, то, как только произошло нежелательное поведение - повернуться к другому ребенку, и похвалить этого ребенка за то, что он себя хорошо ведет.

Но, как и в любом другом процессе прекращения, существует опасность, что поведение немедленно усилится, и станет опасным для самого ребенка или окружающих, и в конце концов будет невозможным не обращать на него внимания. И тогда, к сожалению, вместо того, что бы ослабить поведение - мы наоборот, его усилим, причем в самом худшем его варианте.

Поэтому, очень важно, прежде чем начать использовать этот метод - продумать, действительно ли возможно полностью не реагировать и не обращать внимания - не смотреть, ничего не говорить, и не отчитывать ребенка. И если решение принято - то нужно быть очень последовательными, и "стоять до конца не смотря ни на что".

2. Дифференциальное усиление -Differential Reinforcement .

Когда происходит нежелательное поведение, функция которого - привлечь внимание, следует проанализировать, умеет ли ребенок привлекать внимание другим способом. И если умеет - то почему не использует этот способ.

Возможно, что ребенок складывает паззл, и показывает его папе, то в ответ получает сухое: "Молодец, иди, играй дальше!". А если ребенок раскрасит красками все стены на кухне, то папа, наконец, оторвется от телевизора и будет отчитывать ребенка строгим голосом. В такой ситуации требуется интервенция для папы, но об этом мы здесь говорить не будем... А в том случае, когда ребенок не умеет привлекать к себе внимание другим способом - обязательно нужно его этому научить.

Итак, можно научить ребенка проявлять инициативу с помощью жестов, карточек или слов, и научить его просить взрослых и сверстников поиграть с ним, пойти с ним в какое-либо место, посмотреть на него, и так далее. Кроме этого, очень важно поощрять ребенка за хорошее поведение - когда он чем-то занят, когда играет самостоятельно, или когда он взаимодействует со сверстниками или братьями в спокойной игровой обстановке.

3. Необусловленное усиление - NCR (Non-Contingent Reinforcement).

В том случае, когда ребенок добивается внимания с помощью нежелательного поведения, рекомендуется обращать на ребенка внимание и играть с ним как можно чаще. В данном случае инициативе должна происходить от взрослого, и взрослый должен искать и использовать как можно больше ситуаций для общения с ребенком. В этом случае, внимание взрослого не будет обусловлено нежелательным поведением со стороны ребенка, ребенок будет получать достаточно внимания, и, следовательно, потребность в нежелательном поведении отпадет.

4. Применение наказания - Punishment.

В большинстве случаев, применения наказаний для проблематичного поведения, усиливаемого вниманием, является неэффективным. Прежде всего, такие виды наказания, в которых ребенка лишают чего либо (сажают в угол, или запрещают выходить на улицу) - лишь усиливают мотивацию к общению и вниманию со стороны взрослых.

Крики или отчитывания ребенка вообще противопоказаны, так как это является прямым усилителем.

В случае наказания, в котором ребенок должен выполнить неоднократно какое-либо требование, тоже нет эффекта, т.к. во время выполнения требований, взрослых должен быть рядом, и заставлять его это делать, и, следовательно - уделять внимание. Поэтому, как бы ни странно это звучало - процедуры наказания (Punishment) желательно не использовать в этом случае.

Чем больше родители и воспитатели будут обращать внимание на ребенка, когда он хорошо себя ведет, и поощрять его за это - тем меньше ребенок будет вкладывать усилий для того, что бы "довести их до белого каления".

РУКОВОДЯЩИЙ КОНТРОЛЬ.

«Руководящий контроль», вероятно, звучит как холодный, пугающий термин, который применим только к деятельности терапевтов или профессионалов. Однако, это не совсем так. Если бы все родители знали, что такое руководящий контроль, и как его получить, это уменьшило бы количество стресса и конфликтов в семьях. Как родитель, вы учите вашего ребенка каждый день, и вы предъявляете требования к вашему ребенку в течение каждого дня. Соответствующий руководящий контроль - это то, что мотивирует детей к тому, чтобы слушать вас и делать то, о чем вы просите.

Так что же такое руководящий контроль? Как его получить? Как его потерять? Как вы узнаете о том, что его не хватает в семье?

Если попытаться объяснить этот термин простыми словами, можно сказать, что нехватка руководящего контроля - это ситуация, в которой ребенок в доме становится «боссом». Однако дети не просто просыпаются в один прекрасный день и начинают управлять поведением окружающих. Это заблуждение. Нежелательное поведение было усилено, последствия не были обеспечены, и с течением времени ребенок понял, что он - главный в этой семье.

Основываясь на опыте специалистов, можно перечислить наиболее распространенные ошибки родителей, которые приводят к тому, что они теряют (или никогда не обретают) руководящий контроль над своим ребенком:

- Споры с детьми
- Торговля / переговоры с детьми (Это не слишком отличается от споров)
- Родители находятся «на разных страницах» (Мама строгая, папа - нет)
- Обращение внимания на нежелательное поведение
- Позволение ребенку проявлять агрессию... в любой форме (да, если ваш малыш «игриво» хлопает вас, когда он плачет, это тоже агрессия)
- Избегание выставления требований, чтобы избежать проблемного поведения
- Крики на детей / Родители теряют самообладание
- Отсутствие структуры или порядка в доме
- Бесконечные и пустые угрозы родителей с «обещаниями» наказать ребенка, которые никогда не воплощаются в реальность
- Недооценка ребенка / рационализация проблемного поведения («Я знаю, что она только что укусила меня, но она очень устала»)
- Позволение ребенку не уважать взрослых
- Проблема с тем моментом, когда родитель видит своего ребенка несчастным "Я всегда должна нравиться своему ребенку"

К сожалению, многие родители не понимают, как вышеперечисленные ошибки могут подорвать их авторитет и привести к отсутствию руководящего контроля.

Когда специалист впервые начинает работу с ребенком, он устанавливает такие отношения с ребенком, в которых ситуацию контролирует специалист, а не ребенок. Нельзя обучать ребенка должным образом, если он не слушает, что ему говорят, или отказывается делать вещи, о которых его просят. Создание руководящего контроля не является сложной задачей, но это требует определенного мышления. Иногда родители чувствуют себя некомфортно, становясь на сторону более строгой дисциплины. Специалист, работающий с ребенком, предстает в его глазах не только в роли «той веселой женщины, которая приходит поиграть» и уделяет малышу безраздельное внимание, но и в качестве человека, который создает структуру и порядок, а также четко придерживается всех сказанных им слов. Можно быть любящим, добрым родителем, одновременно контролирующим последствия проблемного поведения своего ребенка и сохраняющим дисциплину.

Вот несколько примеров того, что специалист может сделать при работе с новыми клиентами с целью создания руководящего контроля с самого начала их сотрудничества:

Ограничьте доступ к подкреплениям - ребенок не должен иметь свободный доступ к объектам, обладающим высокой усиливающей ценностью. Иначе, откуда же возьмется их мотивация к выполнению поставленных задач или послушанию? Усилители должны быть привязаны к проявлению желательного поведения, и ребенок должен каким-либо образом обратиться к специалисту для того, чтобы получить доступ к подкреплению.

Придерживайтесь единой стратегии со всеми взрослыми в доме. Если папа говорит, что ребенок должен надеть варежки прежде, чем выйти на улицу, то специалист должен придерживаться этого правила. Если специалист говорит, что пока он находится в доме и проводит занятия, ребенок не может смотреть телевизор, родители должны обеспечить выполнение такого требования. Стоит задать родителям вопрос: все ли взрослые в доме работают как единая команда? Или же ребенок знает, что он просто может подойти и попросить маму, если папа говорит «нет» (или наоборот)?

Взаимодействие со специалистом не является выборочным. Взаимодействие означает сидение ребенка в непосредственной близости от специалиста, зрительный контакт (по возможности), речь (если ребенок вокален), а также выполнение действий по очереди. Старайтесь не позволять ребенку провести целый день, избегая взаимодействия с вами, например, выходя из комнаты, если вы входите в нее, погружаясь в аутостимуляцию при попытке поговорить с ним, поворот спиной к вам и т.д. Попробуйте передать ребенку четкий сигнал, что взаимодействие с вами является обязательным.

Создайте повседневное расписание и придерживайтесь его. Определитесь с тем, как будет проходить день ребенка, и заполните его деятельностью. Принимайте участие в этой деятельности вместе с ребенком так часто, как вы это можете. Детям, которым разрешено игнорировать всех остальных людей в доме, будет трудно поверить в то, что они не могут контролировать ситуацию в семье.

Обеспечьте очевидный контраст между «Давай попробуем еще раз» и «Молодец!». Когда ребенок делает то, что он должен делать, его следует подкреплять с игривой, яркой интонацией и выражением лица. Когда он не делает то, что необходимо специалисту, следует изменить тон голоса, мимику и не предоставлять подкрепление.

Всегда будьте готовы контролировать ситуацию и поведение ребенка прежде, чем предъявлять ему какие-либо требования. Зачастую наибольший ущерб приносят небольшие, «одноразовые» требования родителей. Они иногда не замечают того, что регулярно говорят своему ребенку сесть 7 раз, прежде чем он на самом деле сядет. Предъявляйте требование только тогда, когда у вас есть возможность подкрепить желательное поведение ребенка или обеспечить последствия для нежелательного поведения .

Создавайте возможности для решения проблем поведения. Если родители рассказывают о факторах, которые запускают проблемы поведения, их нельзя упускать из внимания. Невозможно исправить поведение, которое вы никогда не видели. Если родители говорят, что выключение телевизора вызывает у ребенка истерику, необходимо сесть рядом с ребенком и посмотреть телевизор, а затем неожиданно его выключить. В такой момент появляется возможность обучить ребенка замещающему поведению. Чем больше возможностей вы предоставляете ребенку для того, чтобы он делал правильные вещи на практике, тем быстрее будет происходить его обучение.

Предлагайте ребенку более широкие возможности для выбора в течение дня. Весь день детям говорят, где им сидеть, как себя вести, куда идти и т.д. Выбор учит ребенка самостоятельности и позволяет ему чувствовать, что он контролирует ситуацию, даже если это на самом деле не так.

Позвольте ребенку иногда расстраиваться. Это важно. Часто в практике можно встретить малышей, которые плачут, если мама не держит их на руках весь день, или 12-летних подростков, которые кричат «Я ненавижу тебя», потому что они не хотят делать свою домашнюю работу. Эмоциональный контроль может быть трудным навыком для обучения в случае детей с аутизмом. Мы можем помочь им овладеть этим навыком, если прекратим чувствовать необходимость исправлять любые эмоциональные ситуации и всплески, которые у них возникают. Особенно если речь идет о невокальных детях, у которых зачастую слезы или истерики являются одной из форм общения. Лучше сосредоточиться на обучении ребенка тому, что делать, вместо того, чтобы плакать и устраивать истерики, например, если ребенок вокален, вы можете научить его более подходящему способу высказывать свои эмоции близким людям, например, говорить «Я действительно очень зол и хочу быть один прямо сейчас» вместо того, чтобы кричать «Я тебя ненавижу».
Успехов!

Аннотация. Прикладной анализ поведения (ABA - Applied behavior analysis) - один из наиболее эффективных инструментов коррекции нарушен¬ного поведения как у детей и подростков, так и у взрослых. К сожалению, он мало известен в нашей стране и используется отечественными специалистами, как правило, только для коррекции расстройств аутистического спектра, хотя его возможности гораздо шире. В статье рассматриваются основные положения прикладного анализа поведения, а также методики изменения неже¬лательного поведения на примере коррекции агрессивного поведения и нару¬шения социального взаимодействия у детей.
Ключевые слова: поведение, изменение поведения, прикладной анализ поведения, стратегии прикладного анализа поведения, поощрение, стимульный контроль.

Одной из ключевых тенденций, которую можно проследить на протяжении всей истории психотерапии, является поиск наиболее эффективных методов помощи пациентам. Возникают новые психотерапевтические школы, совершенствуются методы и технологии работы в рамках существующих методологий.

Одним из психологических, то есть не использующих назначение лекарств, психотерапевтических подходов можно считать прикладной анализ поведения (далее - ABA - от англ. Applied behavior analysis), набирающий, в последние годы, популярность в нашей стране. Кроме достаточно детальной технологической, методической проработки, наличия разнообразного инструментария, интерес специалистов вызывает и тот факт, что эффективность ABA научно доказана. То есть, если специалист правильно поставил цель своей работы, а, затем, грамотно выполнил процедуры ABA, поставленная цель гарантированно будет достигнута. О такой эффективности представители многих других психотерапевтических подходов могут только мечтать.

Строго говоря, называть ABA психотерапевтическим подходом или методом не вполне корректно. Б.Ф Скиннер – основатель поведенческого анализа - и его последователи считали свои иссле¬дования поведения живых организмов фундаментальной наукой, которую они называли «behavior analysis» (в русскоязычной литературе переводят как «поведенческий анализ» или «анализ поведения»). Практику применения закономерностей и принципов, выявленных, изученных в рамках этой науки, для решения задач обучения или лечения детей и взрослых стали называть прикладным анализом поведения. В такой логике поведенческую психотерапию, как практику, основу которой составляет использование закономерностей и принципов, выявленных в ходе научных исследований поведения, также можно считать вариантом прикладного поведенческого анализа. А вот использование каких-либо методов и приемов терапии или психологической коррекции, которые не являются практическим применением конкретных результатов строгих научных исследований поведения, называть прикладным поведенческим анализом неверно.

Б.Ф. Скиннер настаивал на том, что разрабатываемый им поведенческий анализ является одной из естественных наук, поэтому руководствовался в своих исследованиях положениями теории эволюции и естественного отбора, философией позитивизма, отстаивал детерминистские взгляды. Предмет изучения для Б.Ф. Скиннера и его последователей - поведение, то есть любая активность живого организма, которую можно измерить. Например, бег, ходьба, разговор, чтение и др. Вопреки существующим заблуждениям, мыслительные процессы, переживания в прикладном анализе поведения также рассматриваются, учитываются, но как внутреннее - «приватное» - поведение. «Приватным» это поведение считается в том смысле, что знает о нем лишь сам человек, а мы можем узнать только по его самоотчетам. Приватное поведение подчиняется всем тем же законам и принципам, что и внешнее поведение, которое можно наблюдать со стороны.

Поведенческий анализ рассматривает поведение, как состоящее из трех частей :

1) предшествующее событие (предшествующий стимул) - antecedent,

2) собственно поведение (behavior) и

3) последствие (consequence).

Например, человек увидел подходящий к остановке автобус (antecedent), подбежал и вошел в автобус (behavior), едет в автобусе (consequence).

Другой пример: учитель сказал ученику: «Открой учебник на странице 20» (antecedent). Ученик открыл учебник (behavior).
Учитель похвалил ученика (consequence).

Поведенческий анализ утверждает, что поведение зависит исключительно от внешних факторов. Например, человека попросили что-то сделать, и он сделал; яма на дороге заставляет ее обходить; холодная погода заставляет одеваться теплее; рассказанный анекдот вызывает смех и так далее.

Изменяя внешние факторы, обстановку, можно создавать условия и для изменения поведения. Поведение, с которым ведется работа по его изменению, называют «целевым поведением». В русском языке такое наименование может вызывать путаницу, поскольку с целью обычно связывают то, чего требуется достичь, а у нас речь идет о поведении, которое нужно изменить или заменить на другое. Поэтому в русскоязычной литературе, описывающей поведенческую терапию, поведенческие подходы в психологии, можно встретить другое наименование изменяемого поведения - «поведение-мишень».

Возникает вопрос: как решить, какое поведение нуждается в изменении? Специалисты по ABA предлагают три критерия, позво¬ляющие ответить на это вопрос, причем, оценивать поведение по этим критериям нужно, как с позиции пациента, так и с позиции социального окружения.


Первый критерий - безопасность.
Является ли поведение пациента безопасным для него? Является ли поведение пациента безопасным для окружающих?
Второй критерий - обучение. Способствует ли поведение пациента его обучению социальным, жизненным навыкам, его раз¬витию? Не мешает ли поведение пациента обучению, развитию окружающих?
Третий критерий - социальная адаптация . Способствует ли поведение пациента его успешной жизни в обществе, установлению дружеских, деловых отношений и т.п.? Не мешает ли поведение пациента социальной жизни окружающих людей?

Специалист признает нуждающимся в изменении поведение, которое создает опасность для пациента или окружающих, и/или мешает их обучению, и/или мешает их социальной адаптации.

Суть дальнейшей работы сводится к замене нежелательного, проблемного пповедения на альтернативное, желательное, выполняющее ту же функцию, что и нежелательное, и, в идеале, несовместимое с нежелательным. Например, ребенка, имеющего серьезные нарушения речи, который быстро устает на уроке и устраивает шумные истерики, учат просить предоставления перерыва в занятии, показывая учителю карточку «Перерыв», на которой изображен отдыхающий ребенок.

Здесь мы упоминаем еще одну важную закономерность поведения - оно всегда функционально, то есть направлено на достиже¬ние какой-то цели. В наиболее общем виде цели поведения можно свести к двум:
1) поведение может быть направлено на достижение, получение чего-то (предмета, внимания, сенсорной стимуляции),
2) поведение может быть направлено на избегание чего-то.

Еще при поиске причины поведения (этот процесс называют «функциональным анализом поведения») необходимо учитывать, что маскировать ее может отсутствие у пациента какого-либо важного для осуществления поведения навыка. Например, отказ ребенка обуваться на прогулку может быть связан с тем, что он просто не умеет завязывать шнурки.

Начинается работа с поведением с написания рабочего опре¬деления поведения. Рабочее определение - это описание поведения, с которым планируется работать, в объективных, измеримых терми-нах, включая описание того, как поведение началось и как закончилось. Например, «Сережа играет в машинки, катая их по полу. При¬мерно через пять минут после начала игры он оборачивается и смотрит в сторону окна, которое слегка приоткрыто и через которое донесся звук проехавшей машины. Сережа берет одну из своих машинок, подбегает к окну и бросает ее на улицу, после чего поворачивается и быстро возвращается на средину комнаты, приседает и начинает катать оставшуюся машинку. Мама, видевшая поступок сына, но не успевшая как-то на него отреагировать, начинает громко осуждать Сережу, одновременно подходя и закрывая окно. Сережа никак не реагирует на мамины слова, продолжая молча катать машинку по полу. Мама хлопает дверью, выходя из комнаты, уходит на улицу и прино¬сит назад выброшенную машинку, не отдавая ее сыну. Сережа никак не реагирует на возвращение мамы. Вернуть машинку не просит».

Иногда точно написанного рабочего определения поведения и его обсуждения со всеми заинтересованными сторонами - пациентом, его родителями или близкими (особенно, если пациент - ребенок) - бывает достаточно для того, чтобы поведение изменилось, т.е. стало более приемлемым по форме или даже полностью исчезло. Именно поэтому написание рабочего определения считают первой стратегией изменения поведения.

Как выявить причину того или иного поведения? В прикладном анализе поведения для этого используются наблюдения, самоотчеты пациента, заполнение анкет и опросников, опрос всех людей (включая самого пациента), которые могут что-либо сказать об анализируемом поведении. Правда, сведения эти неравноценны. Надежными, объек¬тивными считаются только результаты собственных наблюдений спе¬циалиста. В рамках прикладного поведенческого анализа было проведено множество исследований, показавших, что надежность самоотче¬тов, сведений, получаемых от других лиц, очень невысока. Поэтому такие источники информации используются как дополнительные к наблюдениям самого специалиста.

На основе полученных данных выдвигаются гипотезы о при¬чинах поведения, которые проверяются в дальнейшей работе. Выявив причину нежелательного поведения, подбирают альтернативное, которому и предстоит обучить пациента .

Ключевым принципом в ABA является принцип поощрения . Поощрение - это событие, которое следует за поведением и повышает вероятность возникновения этого поведения опять. Другими словами, поощрение усиливает поведение, после которого предоставляется. Поощрение не обязательно совпадает с тем, что человеку нра¬вится. Например, учитель может ругать ученика за нарушения дисциплины на уроке, но, поскольку это единственный способ, которым ребенок может получить внимание со стороны учителя, то наруше¬ния дисциплины будут случаться чаще. То есть выговор учителя будет поощрением для поведения ученика нарушать дисциплину.

Заранее всегда очень сложно сказать, что окажется поощрением для того или иного поведения. Выяснить это наверняка можно только эмпирическим (опытным) путем.
Поощрения используют для усиления альтернативного, желательного поведения. При этом следят за тем, чтобы нежелательное поведение никаких поощрений не получало, то есть игнорировалось.
Усиление желательного поведения с помощью поощрений - вторая стратегия прикладного поведенческого анализа (после написания рабочего определения).

Сигналом к началу любого поведения служат предшествующие события или предшествующие стимулы. В приведенном выше примере с мальчиком Сережей, склонным выбрасывать в окно игрушки, таким предшествующим стимулом оказалось открытое окно. Сигналы светофора являются предшествующими стимулами для нашего поведения переходить/не переходить через дорогу; открытые двери могут быть предшествующими стимулами для поведения в них войти; полный холодильник - стимулом поесть на ночь и так далее. Если какое-то поведение всегда происходит после определен¬ного предшествующего стимула и не происходит в отсутствие этого стимула, то такое соотношение стимула и поведения называют стимульным контролем.

При стимульном контроле отсутствие предшествующего стимула означает и отсутствие соответствующего поведения. Закрытое окно предотвратило бы поведение Сережи выбросить игрушку на улицу (см. пример выше), закрытые двери вагона метро предупреждают поведение войти в вагон и др. Методики, позволяющие убрать или изменить предшествующие какому-то поведению стимулы, и, тем самым, предотвратить само это поведение, называют предупредительными методиками. Это могут быть, например: написание правил; информирование про то, что будет, если поведение произойдет; не использование при разговоре с ребенком каких-то слов, которые запускают поведение и др.
Использование методик, основанных на стимульном контроле - третья стратегия ABA.

Наконец, четвертой из основных стратегий прикладного анализа поведения является стратегия стимульного контроля с использованием неприятных стимулов. Фактически, речь идет о наказании. Конечно, наказания физические не допускаются категорически. Вообще, использование неприятных стимулов возможно только как крайняя мера и только в тех случаях, когда необходимо немедленно остановить поведение опасное для самого пациента или окружающих.

Использование неприятных стимулов для изменения поведения резко ограничивается не только этическим кодексом. Проведенными Б.Ф. Скиннером и его последователями экспериментами доказано, что наказанием можно остановить поведение, но невозможно научить какому-то другому поведению. Навык, усвоенный под влиянием страха наказания, немедленно утрачивается, как только угроза исчезает. Более того, использование наказания практически всегда приводит к побочным эффектам: возникновению еще более нежелательных поведений, чем то, которое пытались остановить, например, агрессия, аутоагрессия, истерики, выученная беспомощность и др.

Поэтому вместо наказания обычно используют предупредительные методики, обучение альтернативному поведению или новым навыкам, усиление желательного поведения.
Рассмотрим варианты использования ABA в некоторых случаях, с которыми специалистам психологам и психотерапевтам часто приходится сталкиваться на практике.
Агрессивное поведение. У детей наиболее распространенными формами агрессивного поведения являются удары, толчки окружающих, царапание, укусы, крики (оскорбления).
Составив рабочее определение агрессивного поведения, специалист переходит к функциональному анализу, то есть выявлению его причин, целей. Предварительно можно предположить, что ребенок таким своим поведением стремится получить что-то или чего-то избежать. Например, получить еду, игрушки, время для отдыха, внимание родителя, учителя, внимание другого ученика, планшет, доступ к компьютеру и т.п. Или избежать выполнения задания, требований взрослых, определенных сотрудников школы или дошкольного учреждения или других учеников, оскорблений или насилия со стороны других детей, изменений в привычном порядке вещей, переходов от одной деятельности к другой - более сложной, и т.д.

Для выявления действительной причины агрессивного пове¬дения важно рассмотреть все возможные факторы, связанные с окружающей средой, в том числе взаимодействием ребенка с другими людьми - детьми, взрослыми.

Конечно, собирать данные об агрессивном поведении непро¬сто, поскольку оно может быть опасным для окружающих и самого ребенка, связанным с причинением боли окружающим. Поэтому особенно важным является каждое наблюдение, каждое сообщение других людей, наблюдавших агрессивное поведение ребенка. Результаты наблюдений и опросов фиксируются в письменном виде. Фиксировать можно количество отдельных ударов/толчков или ко¬личество минут, проведенных ребенком в состоянии агрессии. Сбор данных должен быть последовательным и систематическим. Отмечается также: место, где произошло агрессивное поведение, включая описание обстановки вокруг ребенка;

Присутствующие в момент поведения, в том числе, те, против кого агрессия была направлена;
- время, когда поведение произошло, включая день недели;
- конкретная деятельность ребенка, предшествовавшая приступу агрессивного поведения;
- продолжительность поведения;
- что происходило сразу после того, как поведение произошло (кто и что сделал).
Одновременно проясняются и другие вопросы: в каких местах, в какое время, при каких присутствующих агрессивное поведение никогда не происходит?
Анализ собранных данных, как правило, позволяет сделать достаточно уверенное заключение о причинах нежелательного пове¬дения и о стимулах, которые это поведение запускают.

Важно отметить, что специалист самостоятельно собирает данные о поведении ребенка, в том числе лично проводит наблюде¬ния в тех местах, где у ребенка возникает агрессивное поведение.
ABA, как правило, не кабинетная работа.
Следующий шаг - коррекционное вмешательство. При этом систематический и постоянный сбор данных продолжается, поскольку это важно для оценки результативности производимых вмешательств.
Взрослым рассказывают, какие изменения им нужно произвести в окружающей ребенка среде, чтобы вспышки агрессивного поведения прекратились (это становится понятным после серии наблюдений).
Ребенку объясняют, для чего ему нужно научиться справляться со своим агрессивным поведением, какие положительные изменения произойдут в его повседневной жизни, если он станет лучше контролировать свои поступки.
После этого ребенка обучают социально одобряемым способам получения того, что он хотел бы получить, или избегания того, чего он хотел бы избежать. Например, навыку совладения с гневом, когда невозможно немедленно получить то, что хочется. Или навыку спокойно и вежливо просить перерыв в занятии, если устал. Возможно, умению заводить и поддерживать дружеские отношения с ровесниками.


Основной стратегией здесь является систематическое усиление с помощью поощрений желательного поведения. Часто хорошего эф¬фекта можно добиться, рассказывая социальные истории, в которых герои успешно справляются с затруднительными ситуациями.

Снижение эпизодов агрессивного поведения свидетельствует о том, что его причины выявлены верно, и навыки, которым обучают ребенка, подобраны правильно. Если же заметного улучшения поведения не происходит, значит, вероятнее всего, его причина опреде¬лена неверно и нужно вновь, еще более тщательно провести функциональный анализ.

Нарушения социального взаимодействия. Под нарушениями социального взаимодействия понимается отсутствие или недоста¬точное развитие у ребенка навыков ассертивного поведения, к кото¬рым относят:
- умение начинать, поддерживать и прекращать разговор;
- умение подбирать темы для беседы;
- умение понимать выражение лица собеседника;
- умение отличать дружеские отношения от формальных;
- умения адекватно вести себя в повседневных формальных ситуациях: покупки в магазине, проезд в транспорте и др.
Начиная работу по развитию навыков социального взаимо¬действия, специалист вместе с пациентом и его родителями состав¬ляет план поэтапного формирования необходимых навыков. Для этого обсуждают ряд вопросов :
- Что родители делают за ребенка?
- Какие навыки сам ребенок хочет освоить?
- Какие навыки ребенок готов освоить?
- Какие навыки родители хотели бы сформировать у ребенка?
После этого выбирают конкретный навык для работы. Если нужно, его можно разделить на более мелкие и простые составные части.
Процесс формирования навыка разбивают на ряд простых шагов, что и представляет собой программу обучения данному навыку. В процессе занятий активно используют поощрение. Собственно коррекционная работа выглядит как система занятий с ребенком.

Для эффективного формирования навыков необходимо поза¬ботиться о соответствующей подготовке «учебной среды» , поскольку многое из того, что мы делаем, определяется физическим устройством нашего мира. Задача - так организовать учебную среду, чтобы она, по возможности, сама подсказывала ребенку:
- что делать, а что не делать;
- чего от него ждут, а чего не ждут.

Кроме того, в процессе обучения допускается использование подсказок в виде инструктирования, моделирования, физических подсказок (то есть выполнение действий совместно с ребенком, его руками).

Оценка результативности работы - уверенное владение ребенком соответствующим навыком.

ABA делает лишь первые шаги на территории нашей страны. В основном, он применяется специалистами, работающими с детьми и взрослыми, имеющими нарушения аутистического спектра, и уже заслужил серьезную положительную репутацию. Представляется, что знакомство с ним было бы исключительно полезно не только психологам и психотерапевтам, но и всем специалистам, работаю¬щим с людьми - педагогам, социальным работникам, управленцам, спортивным тренерам, юристам и др. Без сомнения, такое знание обеспечило бы им лучшее понимание поведения других людей, да и своего собственного, позволило бы значительно улучшить качество своей профессиональной деятельности.

Литература:
1. Бейкер Б., Брайтман А. Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. - М.: Теревинф, 2006.-497 с.
2. Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в приклад¬ной анализ поведения (ABA). - Самара: «Бахрах-М», 2014. - 208 с.
3. Фрост JL, Бонд Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов. - М.: Тере¬винф, 2011.-416 с.

Для того, что бы программа Kaspersky Internet Security работала и обновляла антивирусные базы и модули, используются специальные ключи активации, номера лицензий, которые позволяют пользоваться возможностями программы определенное количество времени. В сети можно купить и найти множество таких ключей.

Но существуют номера лицензий, с привязкой к определенной стране. Например ключ с пометкой «Франция», может использоваться только там. То есть у вас не получится активировать свою программу, с помощью такого ключа, пока у вас будет ip адрес другого региона. Но мы с вами знаем, что ip адрес можно изменить с помощью прокси.

Допустим, что у вас есть ключ, предназначенный для активации продуктов компании Kaspersky только во Франции. Значит вам необходимо использовать прокси сервер Франции для Касперского. Для начала, нужно или найти его на ресурсах, которые выкладывают в свободный доступ списки серверов бесплатно. Лучше всего подойдут сервера с наименьшей возможной нагрузкой, это позволит ускорить время активации лицензии.

В программе уже предусмотрена возможность указать параметры подключения через прокси-сервер. Нужно только знать ip-адрес прокси и номер его порта. Для этого вам необходимо зайти в настройки антивируса, нажав по иконке шестеренки либо выбрав опцию «Настройки», в зависимости от версии программы. После чего, в списке слева в самом низу, перейти в раздел «Дополнительно» и выбрать пункт «Сеть».

В разделе «Прокси-сервер» нажимаем на пункт «Настройка прокси-сервера».

Откроется окно, в котором необходимо выделить пункт «Использовать указанные параметры прокси-сервера», а в соответствующих полях прописать адрес сервера и номер порта. После чего сохранить внесенные изменения.

Теперь осталось только перейти во вкладку активации лицензии и вписать в поле ключ вашего прокси Франции для Касперского. Если у вы указали рабочий ключ и приобрели качественный прокси, то не должно возникнуть никаких проблем, а время активации займет меньше минуты.

После завершения активации, необходимо вернуть параметры работы прокси-сервера на автоматическое определение, иначе при обновлении программы могут возникнуть проблемы.

Качественные Французские прокси для Kaspersky Internet Security можно приобрести на нашем сайте, где представлен большой выбор качественных серверов США, России, Украины, и других стран.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows