Таблица международные конференции глав правительств ссср. Международные конференции глав ссср, сша, великобритании. Подготовка и созыв международных конференций

Таблица международные конференции глав правительств ссср. Международные конференции глав ссср, сша, великобритании. Подготовка и созыв международных конференций

Image caption Царская семья скрывала болезнь наследника престола

Споры о состоянии здоровья президента Владимира Путина заставляют вспомнить российскую традицию: первое лицо рассматривалось как земное божество, поминать которое непочтительно и всуе не полагалось.

Обладая практически неограниченной пожизненной властью, правители России болели и умирали, как простые смертные. Говорят, что в 1950-х годах кто-то из либерально настроенных молодых "стадионных поэтов" однажды сказал: "Только на инфаркты у них и нет управы!".

Обсуждение личной жизни лидеров, в том числе их физического состояния, было под запретом. Россия - не Америка, где публикуются данные анализов президентов и кандидатов в президенты, и цифры их артериального давления.

Цесаревич Алексей Николаевич, как известно, страдал врожденной гемофилией - наследственным заболеванием, при котором кровь нормально не свертывается, и любая травма может привести к смерти от внутреннего кровоизлияния.

Единственным человеком, способным каким-то до сих пор непонятным науке образом улучшать его состояние, был Григорий Распутин, являвшийся, выражаясь по-современному, сильным экстрасенсом.

Николай II и его супруга категорически не желали обнародовать тот факт, что их единственный сын - фактически инвалид. Даже министры лишь в общих чертах знали, что у цесаревича проблемы со здоровьем. Простые люди, видя наследника во время редких публичных выходов на руках у здоровенного матроса, считали его жертвой покушения террористов.

Смог бы Алексей Николаевич впоследствии руководить страной, или нет, неизвестно. Его жизнь в неполные 14 лет оборвала чекистская пуля.

Владимир Ленин

Image caption Ленин был единственным советским лидером из чьего здоровья не делалось секрета

Основатель советского государства умер необычайно рано, в 54 года, от прогрессирующего атеросклероза. Вскрытие показало несовместимое с жизнью поражение сосудов головного мозга. Ходили слухи, что развитие болезни было спровоцировано незалеченным сифилисом, но доказательств этому нет.

Первый инсульт, повлекший частичный паралич и утрату речи, случился с Лениным 26 мая 1922 года. После этого он более полутора лет находился на даче в Горках в беспомощном состоянии, прерывавшемся короткими ремиссиями.

Ленин - единственный советский лидер, из чьего физического состояния секрета не делалось. Медицинские бюллетени публиковались регулярно. Вместе с тем, соратники до последних дней уверяли, что вождь поправится. Иосиф Сталин, навещавший Ленина в Горках чаще других членов руководства, размещал в "Правде" оптимистические отчеты о том, как они с Ильичем весело шутили над врачами-перестраховщиками.

Иосиф Сталин

Image caption О болезни Сталина сообщили за день до его смерти

"Вождь народов" в последние годы страдал тяжелым поражением сердечно-сосудистой системы, вероятно, усугублявшимся нездоровым образом жизни: он много работал, при этом превращая ночь в день, ел жирную и острую пищу, курил и пил, а обследоваться и лечиться не любил.

По некоторым данным, "дело врачей" началось с того, что профессор-кардиолог Коган посоветовал высокопоставленному пациенту больше отдыхать. Подозрительный диктатор усмотрел в этом чью-то попытку отстранить его от дел.

Затеяв "дело врачей", Сталин остался вообще без квалифицированной медицинской помощи. Даже самые близкие люди говорить с ним на эту тему не могли, а обслугу он запугал настолько, что после инсульта, случившегося 1 марта 1953 года на Ближней даче, несколько часов пролежал на полу, так как ранее запретил охране беспокоить его без вызова.

Даже после того, как Сталину исполнилось 70 лет, публичное обсуждение его здоровья и прогнозы, что станет со страной после его ухода, в СССР были абсолютно невозможны. Мысль, что мы когда-нибудь останемся "без него", считалась кощунственной.

Впервые о болезни Сталина народу сообщили за день до его смерти, когда он уже давно был без сознания.

Леонид Брежнев

Image caption Брежнев "правил, не приходя в сознание"

Леонид Брежнев последние годы, как шутили в народе, "правил, не приходя в сознание". Сама возможность подобных шуток подтверждала, что после Сталина страна все-таки сильно изменилась.

Старческих болезней у 75-летнего генсека хватало. Упоминалась, в частности, вялотекущая лейкемия. Тем не менее, сложно сказать, от чего, собственно, он умер.

Врачи говорили об общем ослаблении организма, вызванном злоупотреблением успокаивающими и снотворными препаратами и вызвавшем провалы в памяти, утрату координации и расстройство речи.

В 1979 году Брежнев во время заседания политбюро потерял сознание.

"Знаешь, Михаил, - сказал Юрий Андропов только что переведенному в Москву и не привыкшему к подобным сценам Михаилу Горбачеву, - надо делать все, чтобы и в этом положении поддержать Леонида Ильича. Это вопрос стабильности".

Брежнева политически убивало телевидение. В прежние времена его состояние можно было бы скрывать, но в 1970-х годах избежать регулярного появления на экране, в том числе, в прямом эфире, было невозможно.

Явная неадекватность лидера в сочетании с полным отсутствием официальной информации вызывала крайне негативную реакцию общества. Вместо жалости к больному человеку народ откликнулся шутками и анекдотами.

Юрий Андропов

Image caption Андропов страдал поражением почек

Юрий Андропов большую часть жизни страдал тяжелым поражением почек, от которого, в конце концов, и умер.

Болезнь вызывала повышение давления. В середине 1960-х годов Андропова усиленно лечили от гипертонии, результатов это не давало, стоял вопрос о его уходе на пенсию по инвалидности.

Кремлевский врач Евгений Чазов сделал головокружительную карьеру благодаря тому, что поставил главе КГБ правильный диагноз и подарил ему примерно 15 лет активной жизни.

В июне 1982 года на пленуме ЦК, когда выступающий призвал с трибуны "давать партийную оценку" распространителям слухов, Андропов неожиданно вмешался и жестким тоном сказал, что "последний раз предупреждает" тех, кто болтает лишнее в разговорах с иностранцами. По мнению исследователей, он имел в виду, прежде всего, утечки информации о своем здоровье.

В сентябре Андропов поехал на отдых в Крым, там простудился и больше с постели не вставал. В кремлевской больнице ему регулярно делали гемодиализ - процедуру очистки крови при помощи аппаратуры, заменяющей нормальную работу почек.

В отличие от Брежнева, который однажды уснул и не проснулся, Андропов умирал долго и мучительно.

Константин Черненко

Image caption Черненко редко появлялся на публике, говорил, задыхаясь

После смерти Андропова необходимость дать стране молодого динамичного руководителя была очевидна всем и каждому. Но старые члены политбюро выдвинули в генеральные секретари 72-летнего Константина Черненко, формально являвшегося человеком №2.

Как вспоминал впоследствии бывший министр здравоохранения СССР Борис Петровский, все они думали исключительно о том, как умереть на постах, им было не до страны, и тем более, не до реформ.

Черненко давно болел эмфиземой легких, возглавляя государство, почти не работал, редко появлялся на публике, говорил, задыхаясь и глотая слова.

В августе 1983 года он перенес тяжелое отравление, поев на отдыхе в Крыму рыбы, собственноручно пойманной и закопченной соседом по даче, министром внутренних дел СССР Виталием Федорчуком. Подарком угощались многие, но больше ни с кем ничего худого не случилось.

Умер Константин Черненко 10 марта 1985 года. Тремя днями ранее в СССР прошли выборы в Верховный Совет. Телевидение показало генсека, который нетвердой походкой подошел к урне, опустил в нее бюллетень, вяло помахал рукой и невнятно произнес: "Хорошо".

Борис Ельцин

Image caption Ельцин, насколько известно, перенес пять инфарктов

Борис Ельцин страдал тяжелой болезнью сердца и, по имеющимся данным, перенес пять инфарктов.

Первый президент России всегда гордился тем, что его ничто не берет, занимался спортом, купался в ледяной воде и во многом на этом строил свой имидж, а недомогания привык переносить на ногах.

Здоровье Ельцина резко ухудшилось летом 1995 года, но впереди были выборы, и он отказался от обстоятельного лечения, хотя врачи предупреждали о "непоправимом вреде здоровью". По данным журналиста Александра Хинштейна, он заявил: "После выборов хоть режьте, а сейчас отстаньте".

26 июня 1996 года, за неделю до второго тура выборов, в Калининграде у Ельцина случился инфаркт, что с огромным трудом удалось скрыть.

15 августа, сразу после вступления в должность, президент лег в клинику, где ему сделали операцию аортокоронарного шунтирования. На этот раз он добросовестно выполнял все указания медиков.

В условиях свободы слова скрывать правду о состоянии здоровья главы государства было сложно, но окружение старалось, как могло. Признавалось, в крайнем случае, наличие у него ишемии и временные простуды. Пресс-секретарь Сергей Ястржембский рассказывал, что президент редко появляется на людях, потому что крайне занят работой с документами, но рукопожатие у него железное.

Отдельно следует упомянуть вопрос об отношениях Бориса Ельцина с алкоголем. Политические противники постоянно муссировали эту тему. Один из главных лозунгов коммунистов во время кампании 1996 года звучал: "Вместо Еля пьяного выберем Зюганова!".

Между тем, на публике Ельцин появился "под мухой" единственный раз - во время знаменитого дирижирования оркестром в Берлине.

Бывший начальник президентской охраны Александр Коржаков, не имевший оснований выгораживать бывшего шефа, написал в воспоминаниях, что в сентябре 1994 года в Шенноне Ельцин не вышел из самолета на встречу с премьером Ирландии не из-за опьянения, а из-за сердечного приступа. Наскоро посовещавшись, советники решили, что пусть уж люди верят а "алкогольную" версию, чем признавать, что лидер серьезно болен.

Уход в отставку, режим и покой благотворно сказались на здоровье Бориса Ельцина. Он прожил на пенсии почти восемь лет, хотя в 1999 году, по оценкам медиков, был в тяжелом состоянии.

Стоит ли скрывать правду?

По мнению экспертов, болезнь для государственного деятеля, конечно, не плюс, но в эпоху интернета скрывать правду бессмысленно, а при умелом пиаре из нее можно даже извлечь политические дивиденды.

В качестве примера аналитики указывают на президента Венесуэлы Уго Чавеса, который сделал из своей борьбы с онкологическим заболеванием хорошую рекламу. Сторонники получили повод гордиться тем, что их кумир в огне не горит и даже перед лицом недуга думает о стране, и сплотились вокруг него еще сильнее.

Генеральный секретарь ЦК КПСС - самая высокая должность в иерархии коммунистической партии и по большому счету лидера Советского Союза. В истории партии было еще четыре должности руководителя ее центрального аппарата: Технический секретарь (1917-1918), Председатель Секретариата (1918-1919), Ответственный секретарь (1919-1922) и Первый секретарь (1953-1966).

Лица, замещавшие две первые должности, занимались главным образом бумажной секретарской работой. Должность Ответственного секретаря была введена в 1919 году выполнения для административной деятельности. Пост генерального секретаря, учрежденный в 1922 году, также создавался чисто для административной и кадровой внутрипартийной работы. Однако первый генсек Иосиф Сталин, используя принципы демократического централизма, сумел превратиться не только в лидера партии, но и всего Советского Союза.

На 17-ом съезде партии Сталина формально не переизбрали на пост Генерального секретаря. Однако его влиятельности уже было достаточно, чтобы сохранять лидерство в партии и стране в целом. После смерти Сталина в 1953 году самым влиятельным членом Секретариата считался Георгий Маленков. После назначения на должность Председателя Совета Министров вышел из Секретариата и на передовые позиции в партии вышел Никита Хрущев, избранный вскоре Первым секретарем Центрального комитета.

Не безграничные правители

В 1964 году оппозиция внутри Политбюро и Центрального комитета отстранила Никиту Хрущева с поста Первого секретаря, избрав на его место Леонида Брежнева. С 1966 году должность руководителя партии вновь стала называться Генеральный секретарь. В брежневские времена власть Генерального секретаря не была безграничной, так как члены Политбюро могли ограничить его полномочия. Руководство страной осуществлялось коллективно.

По такому же принципу, как и поздний Брежнев, управляли страной Юрий Андропов и Константин Черненко. Оба были избраны на высший партийный пост, когда их здоровье ухудшалось, и проработали в должности генсека короткое время. До 1990 года, когда монополия коммунистической партии на власть была ликвидирована, в качестве Генерального секретаря КПСС руководил государством Михаил Горбачев. Специально для него, чтобы сохранить лидерство в стране, в том же году был учрежден пост Президента Советского Союза.

После августовского путча 1991 года, Михаил Горбачев ушел с поста Генерального секретаря. Его сменил заместитель Владимир Ивашко, проработавший в качестве исполняющего обязанности Генерального секретаря лишь пять календарных дней, до того момента Президент России Борис Ельцин приостановил деятельность КПСС.

Из перечисленных выше (см". § 1) форм дипломатической деятельности особого внимания заслуживают международные межправительственные конференции как временные коллек­тивные органы государств-участников, созываемые для обсу­ждения и решения согласованных задач, имеющие определен­ную организационную структуру и компетенцию, закреплен­ные в правилах процедуры. Отметим, что термином "международные конфе­ренции" охватываются не только формы дипломатической дея­тельности, кᴏᴛᴏᴩые именуются конференциями, но и совеща­ния, встречи и т. п.

За последнее столетие наибольшую известность приобре­ли: Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг., Версальская конференция 1919 г., Конференция Объединенных Наций по международной организации в Сан-Франциско 1945 г., Париж­ская мирная конференция 1946 г., Венская конференция по праву международных, договоров 1968-1969 гг., Конференции ООН по морскому праву 1958, 1960, 1973-1982 гг., Совещание по безо­пасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), проходившее в течение 1973-1994 гг. в разных формах (встречи на высшем уровне, встречи представителей государств, конференции по мерам укрепления доверия, конференции по человеческому измерению)

В период второй мировой войны состоялись три конферен­ции руководителей СССР, США, Великобритании - Отметим, что тегеран­ская 1943 г., Крымская (Ялтинская) 1945 г. и Потсдамская 1945 г., кᴏᴛᴏᴩые сыграли выдающуюся роль в укреплении бое­вого и политического сотрудничества стран антигитлеровской коалиции в совместной борьбе с фашизмом.

В наибольшей степени распространенными будут конференции ad hoc*, созываемые либо государствами-инициаторами, либо в рамках и под эгидой межправительственных организаций. Та­кие конференции проводятся для решения следующих проблем:

* Для данного случая, для определенной цели.

1) заключение мирного договора - мирные конференции (на­пример, Парижская мирная конференция 1919 г., Парижская мирная конференция 1946 г.); 2) создание международной орга­низации (Конференция Объединенных Наций по международ­ной организации в Сан-Франциско 1945 г., III Конференция глав государств и правительств независимых стран Африки в Ад­дис-Абебе 1963 г., провозгласившая создание Организации аф­риканского единства (ОАЕ); 3) принятие совместного заявления (Отметим, что тегеранская конференция по правам человека 1968 г., Сток­гольмская конференция по вопросам охраны окружающей сре­ды 1972 г.); 4) разработка и принятие договоров и конвенций по различным специальным вопросам (Женевская дипломатическая конференция 1949 г., Венская дипломатическая конферен­ция 1961 г. по дипломатическому праву, конференция ООН по морскому праву 1958, 1960, 1973-1982 гг., конференции ООН " по исследованию и использованию космического пространства, в мирных целях 1968, 1982 гг. и др.)

Стоит сказать - получила распространение практика проведения специальных конференций для рассмотрения хода исполнения международных договоров (например, согласно ст. VIII Договора о нераспространении ядерного оружия через каждые пять лет после вступления Договора в силу в Женеве созывается Конференция участников договора для рассмотрения того, как действует настоящий Договор)

Конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран в отличие от конференции ad hoc проводятся с 1970 г. периодически с интервалом в три года и представляют высший форум движения неприсоединения.

Согласование порядка проведения конференции происхо­дит на предварительных встречах. Здесь же вырабатываются правила процедуры конференции. В случае если конференция созыва­ется под эгидой межправительственной организации, то в соот­ветствующих резолюциях организации фиксируются время и место ее созыва.

Правила процедуры вырабатываются каждый раз, так как каких-либо единых требований в практике международных отно­шений по проведению международных конференций нет. Эти правила принимаются от имени делегаций, участвующих в кон­ференции, и представляют собой, таким образом, юридический документ, регламентирующий: порядок утверждения повестки дня; выборы руководящих органов конференции; порядок обра­зования вспомогательных органов - комитетов, рабочих групп, избрание их председателей и докладчиков; порядок формирования и обязанности секретариата конференции; полномочия председателя; необходимый кворум для начала работы; очеред­ность выступлений; порядок внесения предложений и попра­вок; порядок проведения голосования; условия участия наблю­дателей; рабочие и официальные языки конференции.

Порядок голосования оговаривается правилами процедуры применительно для каждой конференции. Отметим, что каждая делегация обычно имеет один голос. По просьбе любой делегации голосо­вание может быть поименным, при ϶ᴛᴏм голос каждого пред­ставителя, участвующего в голосовании, заносится в протокол.

Согласно некᴏᴛᴏᴩым правилам процедуры для принятия решения крайне важно 2/3 от числа присутствующих и принимающих участие в голосовании. К примеру, правило 39 III Кон­ференции ООН по морскому праву предусматривало: "Реше­ния Конференции по всем вопросам существа, включая утвер­ждение текста Конвенции о морском праве в целом, принима­ются большинством в две трети присутствующих и участвую­щих в голосовании представителей, при условии что такое боль­шинство содержит в себе по крайней мере большинство госу­дарств, участвующих в ϶ᴛᴏй сессии Конференции". Вместе, с тем на некᴏᴛᴏᴩых конференциях принимаются правила консен­суса (СБСЕ) Иногда применяют комбинированный способ: одни решения принимаются традиционным способом - методом про­ведения голосования, другие - на базе консенсуса (правила 37, 39 III Конференции ООН по морскому праву 1973-1982 гг.)

Правилами процедуры определяются языки, используемые на конференции. Обычно они делятся на официальные (на кᴏᴛᴏᴩых издаются все официальные решения конференции) и ра­бочие (на кᴏᴛᴏᴩых ведутся протоколы)

Делегаты конференции как представители государств долж­ны обладать всеми необходимыми возможностями для выпол­нения ϲʙᴏих задач. По϶ᴛᴏму сложилось правило предоставле­ния главам и членам делегаций иммунитетов и привилегий, ко­торые установлены для глав и сотрудников дипломатических представительств.

Руководящих должностных лиц избирают из состава деле­гаций. К ним ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: председатель (как правило, представи­тель государства, на территории кᴏᴛᴏᴩого проходит конферен­ция, или страны-инициатора), заместители председателя, гене­ральный докладчик; председатель, заместитель председателя и докладчик каждого комитета; председатель редакционного ко­митета и другие должностные лица. Иногда создается генераль­ный комитет, кᴏᴛᴏᴩый оказывает помощь председателю в об­щем руководстве работой конференции. Известны случаи, ко­гда конференцию возглавляли несколько председателей. Так было, например, в Сан-Франциско на Конференции Объеди­ненных Наций 1945 г., председателями кᴏᴛᴏᴩой были избраны руководители делегаций четырех государств, выступивших в качестве инициаторов созыва ϶ᴛᴏй конференции (приглашаю­щих держав), - СССР, США, Великобритании, Китая.

Работа конференции проходит в виде пленарных заседа­ний и заседаний комитетов и рабочих групп. Организационно-технические вопросы решаются секретариатом.

Конференция завершается либо принятием согласованного текста международного договора, если таковой была ее цель (нередко принятый договор в тот же день открывается для под­писания государствами - участниками конференции), либо одоб­рением итогового документа в виде заключительного акта (За­ключительный акт Совещания по безопасности и сотрудниче­ству в Европе), протокола (Протокол Берлинской (Потсдамской) конференции трех великих держав), декларации и резолюции (например, Отметим, что тегеранская конференция 1968 г. по правам челове­ка приняла 29 резолюций, содержавших различного рода прось­бы, предложения, призывы и рекомендации, обращенные к го­сударствам и межправительственным организациям), кᴏᴛᴏᴩые подписываются главами делегаций, в зависимости от значимо­сти принимаемого документа. Эти актытрадиционно имеют рекомендательный характер, однако известны и такие доку­менты конференции, кᴏᴛᴏᴩые содержат и нормативные поло­жения, обязательные для государств (см. § 4 гл. 5)

Литература

Ашавский Б. М. Межправительственные конференции. М.,

Блищенко И. П. Дипломатическое право. М., 1990.

Бобылев Г. В, Зубков Н. Г.
Стоит отметить, что основы консульской службы. М., 1986.

Богданов О. В. Иммунитет представителей государств при ООН // Сов. ежегодник международного права. 1973. М., 1975.

Ганюшкин Б. В. Дипломатическое право международных организаций. М.,1972.

Ковалев А. Г. Азбука дипломатии. М., 1988.

Ковалев А. А. Привилегии и иммунитеты в современном международном праве, М.,1986.

Кузнецов С. А. Представители государств в международ­ных организациях. М.,1980.

Левин Д. Б. Дипломатический иммунитет. М.-Л., 1949.

Петренко Н. И.
Стоит отметить, что основы консульского права. М., 1986.

Сандровский К. К. Право внешних сношений. Киев, 1986.

Из перечисленных выше (см". § 1) форм дипломатической деятельности особого внимания заслуживают международные межправительственные конференции как временные коллек­тивные органы государств-участников, созываемые для обсу­ждения и решения согласованных задач, имеющие определен­ную организационную структуру и компетенцию, закреплен­ные в правилах процедуры. Термином "международные конфе­ренции" охватываются не только формы дипломатической дея­тельности, которые именуются конференциями, но и совеща­ния, встречи и т. п.

За последнее столетие наибольшую известность приобре­ли: Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг., Версальская конференция 1919 г., Конференция Объединенных Наций по международной организации в Сан-Франциско 1945 г., Париж­ская мирная конференция 1946 г., Венская конференция по праву международных, договоров 1968-1969 гг., Конференции ООН по морскому праву 1958, 1960, 1973-1982 гг., Совещание по безо­пасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), проходившее в течение 1973-1994 гг. в разных формах (встречи на высшем уровне, встречи представителей государств, конференции по мерам укрепления доверия, конференции по человеческому измерению).

В период второй мировой войны состоялись три конферен­ции руководителей СССР, США, Великобритании - Тегеран­ская 1943 г., Крымская (Ялтинская) 1945 г. и Потсдамская 1945 г., которые сыграли выдающуюся роль в укреплении бое­вого и политического сотрудничества стран антигитлеровской коалиции в совместной борьбе с фашизмом.

Наиболее распространенными являются конференции ad hoc *, созываемые либо государствами-инициаторами, либо в рамках и под эгидой межправительственных организаций. Та­кие конференции проводятся для решения следующих проблем:


* Для данного случая, для определенной цели.

1) заключение мирного договора - мирные конференции (на­пример, Парижская мирная конференция 1919 г., Парижская мирная конференция 1946 г.); 2) создание международной орга­низации (Конференция Объединенных Наций по международ­ной организации в Сан-Франциско 1945 г., III Конференция глав государств и правительств независимых стран Африки в Ад­дис-Абебе 1963 г., провозгласившая создание Организации аф­риканского единства (ОАЕ); 3) принятие совместного заявления (Тегеранская конференция по правам человека 1968 г., Сток­гольмская конференция по вопросам охраны окружающей сре­ды 1972 г.); 4) разработка и принятие договоров и конвенций по различным специальным вопросам (Женевская дипломатическая конференция 1949 г., Венская дипломатическая конферен­ция 1961 г. по дипломатическому праву, конференция ООН по морскому праву 1958, 1960, 1973-1982 гг., конференции ООН " по исследованию и использованию космического пространства, в мирных целях 1968, 1982 гг. и др.).

Получила распространение практика проведения специальных конференций для рассмотрения хода исполнения международных договоров (например, согласно ст. VIII Договора о нераспространении ядерного оружия через каждые пять лет после вступления Договора в силу в Женеве созывается Конференция участников договора для рассмотрения того, как действует настоящий Договор).

Конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран в отличие от конференции ad hoc проводятся с 1970 г. периодически с интервалом в три года и представляют высший форум движения неприсоединения.

Согласование порядка проведения конференции происхо­дит на предварительных встречах. Здесь же вырабатываются правила процедуры конференции. Если конференция созыва­ется под эгидой межправительственной организации, то в соот­ветствующих резолюциях организации фиксируются время и место ее созыва.

Правила процедуры вырабатываются каждый раз, ибо каких-либо единых требований в практике международных отно­шений по проведению международных конференций нет. Эти правила принимаются от имени делегаций, участвующих в кон­ференции, и представляют собой, таким образом, юридический документ, регламентирующий: порядок утверждения повестки дня; выборы руководящих органов конференции; порядок обра­зования вспомогательных органов - комитетов, рабочих групп, избрание их председателей и докладчиков; порядок формирования и обязанности секретариата конференции; полномочия председателя; необходимый кворум для начала работы; очеред­ность выступлений; порядок внесения предложений и попра­вок; порядок проведения голосования; условия участия наблю­дателей; рабочие и официальные языки конференции.

Порядок голосования оговаривается правилами процедуры применительно для каждой конференции. Каждая делегация обычно имеет один голос. По просьбе любой делегации голосо­вание может быть поименным, при этом голос каждого пред­ставителя, участвующего в голосовании, заносится в протокол.

Согласно некоторым правилам процедуры для принятия решения необходимо 2/3 от числа присутствующих и принимающих участие в голосовании. Например, правило 39 III Кон­ференции ООН по морскому праву предусматривало: "Реше­ния Конференции по всем вопросам существа, включая утвер­ждение текста Конвенции о морском праве в целом, принима­ются большинством в две трети присутствующих и участвую­щих в голосовании представителей, при условии что такое боль­шинство включает в себя по крайней мере большинство госу­дарств, участвующих в этой сессии Конференции". Вместе, с тем на некоторых конференциях принимаются правила консен­суса (СБСЕ). Иногда применяют комбинированный способ: одни решения принимаются традиционным способом - методом про­ведения голосования, другие - на основе консенсуса (правила 37, 39 III Конференции ООН по морскому праву 1973-1982 гг.).

Правилами процедуры определяются языки, используемые на конференции. Обычно они делятся на официальные (на которых издаются все официальные решения конференции) и ра­бочие (на которых ведутся протоколы).

Делегаты конференции как представители государств долж­ны обладать всеми необходимыми возможностями для выпол­нения своих задач. Поэтому сложилось правило предоставле­ния главам и членам делегаций иммунитетов и привилегий, ко­торые установлены для глав и сотрудников дипломатических представительств.

Руководящих должностных лиц избирают из состава деле­гаций. К ним относятся: председатель (как правило, представи­тель государства, на территории которого проходит конферен­ция, или страны-инициатора), заместители председателя, гене­ральный докладчик; председатель, заместитель председателя и докладчик каждого комитета; председатель редакционного ко­митета и другие должностные лица. Иногда создается генераль­ный комитет, который оказывает помощь председателю в об­щем руководстве работой конференции. Известны случаи, ко­гда конференцию возглавляли несколько председателей. Так было, например, в Сан-Франциско на Конференции Объеди­ненных Наций 1945 г., председателями которой были избраны руководители делегаций четырех государств, выступивших в качестве инициаторов созыва этой конференции (приглашаю­щих держав), - СССР, США, Великобритании, Китая.

Работа конференции проходит в виде пленарных заседа­ний и заседаний комитетов и рабочих групп. Организационно-технические вопросы решаются секретариатом.

Конференция завершается либо принятием согласованного текста международного договора, если таковой была ее цель (нередко принятый договор в тот же день открывается для под­писания государствами - участниками конференции), либо одоб­рением итогового документа в виде заключительного акта (За­ключительный акт Совещания по безопасности и сотрудниче­ству в Европе), протокола (Протокол Берлинской (Потсдамской) конференции трех великих держав), декларации и резолюции (например, Тегеранская конференция 1968 г. по правам челове­ка приняла 29 резолюций, содержавших различного рода прось­бы, предложения, призывы и рекомендации, обращенные к го­сударствам и межправительственным организациям), которые подписываются главами делегаций, в зависимости от значимо­сти принимаемого документа. Эти акты, как правило, имеют рекомендательный характер, однако известны и такие доку­менты конференции, которые содержат и нормативные поло­жения, обязательные для государств (см. § 4 гл. 5).

Литература

Ашавский Б. М. Межправительственные конференции. М.,

Блищенко И. П. Дипломатическое право. М., 1990.

Бобылев Г. В, Зубков Н. Г. Основы консульской службы. М., 1986.

Богданов О. В. Иммунитет представителей государств при ООН // Сов. ежегодник международного права. 1973. М., 1975.

Ганюшкин Б. В. Дипломатическое право международных организаций. М.,1972.

Ковалев А. Г. Азбука дипломатии. М., 1988.

Ковалев А. А. Привилегии и иммунитеты в современном международном праве, М.,1986.

Кузнецов С. А. Представители государств в международ­ных организациях. М.,1980.

Левин Д. Б. Дипломатический иммунитет. М.-Л., 1949.

Петренко Н. И. Основы консульского права. М., 1986.

Сандровский К. К. Право внешних сношений. Киев, 1986.

К содержанию книги: Международное право

Смотрите также:



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows