Международные конференции глав правительств. Международные конференции глав ссср, сша, великобритании. Международные конференции глав стран антигитлеровской коалиции и их решения

Международные конференции глав правительств. Международные конференции глав ссср, сша, великобритании. Международные конференции глав стран антигитлеровской коалиции и их решения

08.04.2019

Из перечисленных выше (см". § 1) форм дипломатической деятельности особого внимания заслуживают международные межправительственные конференции как временные коллек­тивные органы государств-участников, созываемые для обсу­ждения и решения согласованных задач, имеющие определен­ную организационную структуру и компетенцию, закреплен­ные в правилах процедуры. Термином "международные конфе­ренции" охватываются не только формы дипломатической дея­тельности, которые именуются конференциями, но и совеща­ния, встречи и т. п.

За последнее столетие наибольшую известность приобре­ли: Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг., Версальская конференция 1919 г., Конференция Объединенных Наций по международной организации в Сан-Франциско 1945 г., Париж­ская мирная конференция 1946 г., Венская конференция по праву международных, договоров 1968-1969 гг., Конференции ООН по морскому праву 1958, 1960, 1973-1982 гг., Совещание по безо­пасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), проходившее в течение 1973-1994 гг. в разных формах (встречи на высшем уровне, встречи представителей государств, конференции по мерам укрепления доверия, конференции по человеческому измерению).

В период второй мировой войны состоялись три конферен­ции руководителей СССР, США, Великобритании - Тегеран­ская 1943 г., Крымская (Ялтинская) 1945 г. и Потсдамская 1945 г., которые сыграли выдающуюся роль в укреплении бое­вого и политического сотрудничества стран антигитлеровской коалиции в совместной борьбе с фашизмом.

Наиболее распространенными являются конференции ad hoc *, созываемые либо государствами-инициаторами, либо в рамках и под эгидой межправительственных организаций. Та­кие конференции проводятся для решения следующих проблем:


* Для данного случая, для определенной цели.

1) заключение мирного договора - мирные конференции (на­пример, Парижская мирная конференция 1919 г., Парижская мирная конференция 1946 г.); 2) создание международной орга­низации (Конференция Объединенных Наций по международ­ной организации в Сан-Франциско 1945 г., III Конференция глав государств и правительств независимых стран Африки в Ад­дис-Абебе 1963 г., провозгласившая создание Организации аф­риканского единства (ОАЕ); 3) принятие совместного заявления (Тегеранская конференция по правам человека 1968 г., Сток­гольмская конференция по вопросам охраны окружающей сре­ды 1972 г.); 4) разработка и принятие договоров и конвенций по различным специальным вопросам (Женевская дипломатическая конференция 1949 г., Венская дипломатическая конферен­ция 1961 г. по дипломатическому праву, конференция ООН по морскому праву 1958, 1960, 1973-1982 гг., конференции ООН " по исследованию и использованию космического пространства, в мирных целях 1968, 1982 гг. и др.).

Получила распространение практика проведения специальных конференций для рассмотрения хода исполнения международных договоров (например, согласно ст. VIII Договора о нераспространении ядерного оружия через каждые пять лет после вступления Договора в силу в Женеве созывается Конференция участников договора для рассмотрения того, как действует настоящий Договор).

Конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран в отличие от конференции ad hoc проводятся с 1970 г. периодически с интервалом в три года и представляют высший форум движения неприсоединения.

Согласование порядка проведения конференции происхо­дит на предварительных встречах. Здесь же вырабатываются правила процедуры конференции. Если конференция созыва­ется под эгидой межправительственной организации, то в соот­ветствующих резолюциях организации фиксируются время и место ее созыва.

Правила процедуры вырабатываются каждый раз, ибо каких-либо единых требований в практике международных отно­шений по проведению международных конференций нет. Эти правила принимаются от имени делегаций, участвующих в кон­ференции, и представляют собой, таким образом, юридический документ, регламентирующий: порядок утверждения повестки дня; выборы руководящих органов конференции; порядок обра­зования вспомогательных органов - комитетов, рабочих групп, избрание их председателей и докладчиков; порядок формирования и обязанности секретариата конференции; полномочия председателя; необходимый кворум для начала работы; очеред­ность выступлений; порядок внесения предложений и попра­вок; порядок проведения голосования; условия участия наблю­дателей; рабочие и официальные языки конференции.

Порядок голосования оговаривается правилами процедуры применительно для каждой конференции. Каждая делегация обычно имеет один голос. По просьбе любой делегации голосо­вание может быть поименным, при этом голос каждого пред­ставителя, участвующего в голосовании, заносится в протокол.

Согласно некоторым правилам процедуры для принятия решения необходимо 2/3 от числа присутствующих и принимающих участие в голосовании. Например, правило 39 III Кон­ференции ООН по морскому праву предусматривало: "Реше­ния Конференции по всем вопросам существа, включая утвер­ждение текста Конвенции о морском праве в целом, принима­ются большинством в две трети присутствующих и участвую­щих в голосовании представителей, при условии что такое боль­шинство включает в себя по крайней мере большинство госу­дарств, участвующих в этой сессии Конференции". Вместе, с тем на некоторых конференциях принимаются правила консен­суса (СБСЕ). Иногда применяют комбинированный способ: одни решения принимаются традиционным способом - методом про­ведения голосования, другие - на основе консенсуса (правила 37, 39 III Конференции ООН по морскому праву 1973-1982 гг.).

Правилами процедуры определяются языки, используемые на конференции. Обычно они делятся на официальные (на которых издаются все официальные решения конференции) и ра­бочие (на которых ведутся протоколы).

Делегаты конференции как представители государств долж­ны обладать всеми необходимыми возможностями для выпол­нения своих задач. Поэтому сложилось правило предоставле­ния главам и членам делегаций иммунитетов и привилегий, ко­торые установлены для глав и сотрудников дипломатических представительств.

Руководящих должностных лиц избирают из состава деле­гаций. К ним относятся: председатель (как правило, представи­тель государства, на территории которого проходит конферен­ция, или страны-инициатора), заместители председателя, гене­ральный докладчик; председатель, заместитель председателя и докладчик каждого комитета; председатель редакционного ко­митета и другие должностные лица. Иногда создается генераль­ный комитет, который оказывает помощь председателю в об­щем руководстве работой конференции. Известны случаи, ко­гда конференцию возглавляли несколько председателей. Так было, например, в Сан-Франциско на Конференции Объеди­ненных Наций 1945 г., председателями которой были избраны руководители делегаций четырех государств, выступивших в качестве инициаторов созыва этой конференции (приглашаю­щих держав), - СССР, США, Великобритании, Китая.

Работа конференции проходит в виде пленарных заседа­ний и заседаний комитетов и рабочих групп. Организационно-технические вопросы решаются секретариатом.

Конференция завершается либо принятием согласованного текста международного договора, если таковой была ее цель (нередко принятый договор в тот же день открывается для под­писания государствами - участниками конференции), либо одоб­рением итогового документа в виде заключительного акта (За­ключительный акт Совещания по безопасности и сотрудниче­ству в Европе), протокола (Протокол Берлинской (Потсдамской) конференции трех великих держав), декларации и резолюции (например, Тегеранская конференция 1968 г. по правам челове­ка приняла 29 резолюций, содержавших различного рода прось­бы, предложения, призывы и рекомендации, обращенные к го­сударствам и межправительственным организациям), которые подписываются главами делегаций, в зависимости от значимо­сти принимаемого документа. Эти акты, как правило, имеют рекомендательный характер, однако известны и такие доку­менты конференции, которые содержат и нормативные поло­жения, обязательные для государств (см. § 4 гл. 5).

Литература

Ашавский Б. М. Межправительственные конференции. М.,

Блищенко И. П. Дипломатическое право. М., 1990.

Бобылев Г. В, Зубков Н. Г. Основы консульской службы. М., 1986.

Богданов О. В. Иммунитет представителей государств при ООН // Сов. ежегодник международного права. 1973. М., 1975.

Ганюшкин Б. В. Дипломатическое право международных организаций. М.,1972.

Ковалев А. Г. Азбука дипломатии. М., 1988.

Ковалев А. А. Привилегии и иммунитеты в современном международном праве, М.,1986.

Кузнецов С. А. Представители государств в международ­ных организациях. М.,1980.

Левин Д. Б. Дипломатический иммунитет. М.-Л., 1949.

Петренко Н. И. Основы консульского права. М., 1986.

Сандровский К. К. Право внешних сношений. Киев, 1986.

К содержанию книги: Международное право

Смотрите также:

Тегеранская конференция

Участники : Встреча президента США Франклина Д. Рузвельта, премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля и советского лидера Иосифа Сталина в Тегеране во время Второй мировой войны.

Рассматриваемые вопросы: Главная дискуссия сосредоточилась на открытии «второго фронта» в Западной Европе. Хотя военные вопросы были доминирующими, на конференции были также обсуждения по поводу политических вопросов. Сталин не только повторил, что Советский Союз должен сохранить границы, предусмотренные германо-советским пактом о ненападении 1939 года и российско-финляндским договором 1940 года, но он также заявил, что ему понадобится Балтийское побережье Восточной Пруссии. Хотя урегулирование для Германии было подробно обсуждено, все мнения трех лидеров оказались неопределенными; их взгляды были неточными на счет послевоенной международной организации. По польскому вопросу западные союзники и Советский Союз оказались не в компромиссной линии.

Принятые решения: Открытие второго фронта. Договор о декларации для Ирана (опубликованной 1 декабря 1943 года), гарантирующей послевоенную независимость и территориальную целостность этого государства, и перспективную послевоенную экономическую помощь.

Ялтинская конференция

Участники : Президент Франклин Д. Рузвельт из США, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль и премьер-министр Советского Союза Иосиф Сталин, которые встретились в Ялте в Крыму.

Рассматриваемые вопросы: Планирование окончательного поражения и оккупации нацистской Германии. Главной проблемой, обсуждавшейся на конференции, было то, как действовать с побежденными или освобожденными странами Восточной Европы. Будущие границы Польши также обсуждались, но не решались.

Принятые решения: Германия будет разделена на оккупированные зоны, которые будут контролироваться американскими, британскими, французскими и советскими войска. Участники конференции согласились с принципом, что союзники не имеют никаких обязательств перед немцами, за исключением обеспечения минимального прожиточного минимума, объявили, что немецкая военная промышленность будет отменена или конфискована, и согласился с тем, что крупные военные преступники будут судимы перед международным судом, который впоследствии стал известен как Нюрнбергский процесс. Была создана комиссия для определения репараций.

Что касается Дальнего Востока, то в секретном протоколе предусматривалось, что в обмен на то, что Советский Союз войдет в Японию в течение двух-трех месяцев после капитуляции Германии, СССР получит из Японии Курильские острова и вернет утраченную территорию в русско-японской войне 1904-05 годов (включая южную часть острова Сахалин). Сталин согласился подписать пакт о союзе и дружбе с Китаем.

Подготовлен Устав Организации Объединенных Наций, и участники разработали компромиссную формулу для голосования в Совете Безопасности.

Потсдамская конференция

Участники : Союзная конференция Второй мировой войны состоялась в Потсдаме, пригороде Берлина. Главными участниками были президент США Гарри Трумэн, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль (и Эттли Клемент, который стал премьер-министром во время конференции), и советский лидер Иосиф Сталин.

Рассматриваемые вопросы: Участники конференции обсудили содержание и процедуры мирных поселений в Европе, но не пытались «писать» мирные договоры. Эта задача была оставлена Совету министров иностранных дел. Главными проблемами «большой тройки», их министров иностранных дел и их штабов были: немедленное создание администрации побежденной Германии, демаркация границ Польши, оккупация Австрии, определение роли Советского Союза в Восточной Европе, определение репараций и дальнейшая война против Японии.

Принятые решения: Четыре зоны оккупации Германии, задуманные на Ялтинской конференции, были организованы. Берлин, Вена и Австрия также были разделены на четыре зоны оккупации. Союзный контрольный совет, состоящий из представителей четырех союзников, занимался вопросами, затрагивающими Германию и Австрию в целом. Его политика была продиктована «пятью Д», принятыми в Ялте: демилитаризация, денацификация, демократизация, децентрализация и деиндустриализация.

Границей Польши стала река Одер и Нейсе на западе, и страна получила часть бывшей Восточной Пруссии.

Трумэн сказал Сталину о «новом оружии» Соединенных Штатов (атомной бомбе), которое он намеревался использовать против Японии. 26 июля на конференции для Японии был выдвинут ультиматум, требующий безоговорочной ее капитуляции и угрожая более тяжелыми воздушными атаками в противном случае. После того как Япония отвергла этот ультиматум, Соединенные Штаты сбросили атомные бомбы в Хиросиму и Нагасаки.

Главы делегаций:
СССР — посол в США А.А.Громыко;
США — заместитель Государственного секретаря Эдвард Стеттиниус;
Великобритания — заместитель министра иностранных дел Александр Кадоган.

К началу 1944 года исход Войны не вызывал сомнений у членов Антигитлеровской коалиции . Встала проблема послевоенного устройства и обеспечения прочного мира. В связи с этим назрела насущная необходимость создания международной организации для поддержания мира и безопасности. Этот вопрос, обсуждавшийся на Третьей Московской конференции, нашел свое отражение в ее итоговом документе «Декларации четырех государств по вопросу о всеобщей безопасности», а позднее рассматривался на Тегеранской конференции.

Дипломатические ведомства стран-союзниц, реализуя решения предшествовавших конференций, провели тщательную подготовку к новому раунду переговоров по этой проблеме. По предложению американской стороны встречу решено было провести в США на окраине Вашингтона в районе, принадлежащем Гарвардскому университету, Думбартон-Окс.

С одной стороны, участники конференции представляли страны, существенно отличающиеся политическими устремлениями и интересами, преследуемыми после окончания Войны. Но с другой, всех их объединяла общая цель: победа над агрессором и последующее создание системы, способной противостоять развязыванию вооруженных конфликтов в будущем . На конференцию делегации собрались после ознакомления с предварительными предложениями других сторон по вопросу о создании международной организации безопасности, которые послужили основой для переговоров. При подготовке меморандумов участники конференции учли недостатки, вскрывшиеся в работе международной Лиги наций.

Участникам встречи удалось быстро прийти к взаимоприемлемому решению по вопросам о целях, принципах и основных органах будущей организации. Предполагалось, что в рамках создаваемой организации будет действовать Совет Безопасности — круг избранных государств, имеющих постоянное и непостоянное членство. Участники конференции признали за собой право быть постоянными членами Совета Безопасности. Наибольшие противоречия в точках зрения союзников вскрылись при обсуждении первоначального членства и порядка голосования в Совете Безопасности .

28 сентября на финальном заседании конференции главы делегаций подписали итоговый документ «Предложения относительно создания Всеобщей международной организации безопасности», которую предлагалось назвать «Объединенные нации». На следующий день было опубликовано совместное коммюнике по итогам работы конференции.

Несмотря на то, что конференция не решила всех проблем, возникших при обсуждении создания ООН, ее вклад в разработку Устава организации очень велик. Предложения, подписанные на конференции, имели большое влияние на все послевоенной устройство мира.

Главы делегаций:

Великобритания — премьер-министр Уинстон Черчилль.

В качестве наблюдателя от США в переговорах участвовал американский посол в СССР Аверелл Гарриман.

27 сентября 1944 года, неожиданно для советской стороны премьер-министр Великобритании выразил свое желание приехать в советскую столицу для переговоров. Причиной такой поспешности были успехи наступления Красной Армии на территории Европы , вмешавшиеся в интересы Великобритании на Балканах.

Следуя политике укрепления отношений между союзниками, советская сторона подтвердила свою готовность принять английских руководителей. 9 октября в Москве начались англо-советские переговоры.

Среди перечня обсуждаемых проблем были вопросы о перспективах послевоенной Германии, о политике в отношении Польши, Югославии, Болгарии. Черчилля прежде всего беспокоила потеря английского влияния в Юго-Восточной и Восточной Европе.

На трехсторонних совещаниях стороны заслушали отчеты о положении дел на всех фронтах и подтвердили свою готовность и дальше сотрудничать в ведении военных действий против агрессора. По ряду вопросов участники конференции смогли согласовать свои позиции, другие, вызвавшие бурные споры, — польский вопрос, судьба послевоенной Германии, дальневосточные проблемы — предстояло продолжить обсуждать на будущей встрече .

Главы делегаций:
СССР — председатель Совета Народных комиссаров И.В.Сталин;
Великобритания — премьер-министр Уинстон Черчилль;
США — президент Франклин Рузвельт.


К началу 1945 года Война вступила в свою завершающую стадию. Советские войска, лишив Германию таких союзников, как Румыния, Финляндия, Болгария, Венгрия, вели боевые действия на европейской территории и, в частности, в самой Германии. С другой стороны, 6 июня 1944 года союзные войска наконец-то открыли второй фронт в Западной Европе. Гитлеровские армии оказались вежду двух огней — между восточным (русским) и западным (англо-американским) фронтом. Стремясь вырваться из этих тисков, 16 декабря 1944 года гитлеровское командование предприняло весьма успешную попытку контрнаступления на западном фронте. Однако вскоре союзники смогли восстановить положение, благодаря начавшемуся раньше срока наступлению на русском фронте. К моменту начала Крымской конференции советские войска находились в 60 километрах от Берлина, англо-американские — в 500 километрах. Новая военная и внешнеполитическая обстановка в мире требовала от союзников немедленного решения по широкому кругу неотложных вопросов .

Количество проблем, подлежащих рассмотрению на конференции, обусловило многочисленность состава делегаций: от глав государств, министров иностранных дел и начальников штабов до экспертов, советников и пр. Накануне открытия конференции, 3 февраля английская и американская делегации прибыли в Крым. Непосредственно перед началом этого визита иностранные делегации провели совместную конференцию на Мальте, где союзники обсудили свои стратегические планы в Западной Европе. Прибывшие в Крым были размещены во дворцах Ялты, уцелевших после вражеского нашествия. Английская делегация — в Воронцовском дворце Алупки, американская — в Ливадийском дворце, советская — в Юсуповском дворце в Кореизе. В повестку дня были включены все вопросы, которые хотели вынести на обсуждение участники встречи . Многие их них уже рассматривались на предыдущих конференциях.

На первом заседании конференции стороны приступили к согласованию своих военных планов для достижения скорейшей и окончательной победы над агрессором. Постепенное сближение восточного и западного фронтов требовало их строгой координации, которая была поручена военным штабам.

В условиях приближающейся Победы встал вопрос о будущем поверженной Германии. Делегации обсудили условия безоговорочной капитуляции Германии, рассмотрели соглашения о зонах ее оккупации и об управлении «Большим Берлином» и о контрольном механизме в Германии, разработанные Европейской консультационной комиссией. Вопрос о процедуре расчленении Германии, вызвавший бурную дискуссию, был передан на рассмотрение специальной комиссии. По проблеме взимания репараций союзники подписали особый протокол.

Большое внимание делегаты уделили обсуждению создания ООН, продолжив начатое на предшествовавших конференциях . Союзники сумели договориться по ряду спорных вопросов, касающихся характера этой организации и приняли решение о созыве учредительной конференции в Сан-Франциско.

Участники конференции приняли решение по польскому вопросу, выработали рекомендации по югославскому. Была подписана Декларация об освобожденной Европе. После достижения договоренности между Сталиным и Рузвельтом об условиях вступления СССР в войну против Японии, в заключительный день работы конференции было подписано трехстороннее соглашение по этому вопросу.

Конференции в Ялте имела огромное значение для судеб послевоенной Европы. Здесь стороны фактически договаривались о сферах влияния на этом континенте после Войны. Будучи главами Антигитлеровской коалиции, союзники имели уникальную возможность вершить историю европейских государств.

К моменту начала конференции до окончания Войны оставалось совсем немного времени. Чем дальше отодвигалась грозная тень общего врага, тем резче проявлялись различия в подходах союзных государств к решению международных проблем . Изменения во внешнеполитическую линию США внесла и смерть ее президента Рузвельта 12 апреля, после чего руководство государством возглавил Гарри Трумэн.

5 марта от лица правительств США, СССР, Соединенного Королевства и Китая были разосланы приглашения принять участие в конференции 39 странам. Чуть позже были приглашены Сирия и Ливан, так что вместе с Францией число участников увеличилось до 42 делегаций. Согласно выработанным на предыдущих встречах решениям, приглашены были все страны, подписавшие Декларацию Объединенных Наций 1 января 1942 года и присоединившиеся к ней впоследствии и объявившие войну гитлеровскому блоку до 1 марта 1945 года. Однако уже в ходе работы конференции приглашение об участии получили еще несколько государств.

Численность дипломатического контингента, прибывшего в Сан-Франциско из разных стран, была рекордный в истории международных конференций. 282 делегата, более полутора тысяч экспертов, советников и сотрудников — таков общий состав конференции в Сан-Франциско. Страны, представленные на встрече, имели разную социальную структуру, уровень экономического развития, политический строй и, как следствие, способы решения послевоенных проблем. Конференции предстояло проделать огромную работу, чтобы выработать взаимоприемлемые для участников решения .

На встрече были учреждены руководящий, исполнительный, координационный комитеты и комитет по проверке полномочий. Опираясь на решения конференции в Думбартон-Оксе и принятые там «Предложения относительно создания Всеобщей международной организации безопасности», государства-участники вносили на рассмотрение конференции свои поправки и замечания. К предельному сроку подачи 4 мая общее количество поправок к Уставу ООН составило 1 200. Все они были систематизированы и переданы на рассмотрение соответствующим комитетам. В период со 2 мая по 20 июня проходил комитетский период в работе конференции, в ходе которого был подготовлен текст Устава ООН.

Главы, вошедшие в Устав новой международной организации, потребовали серьезного рассмотрения делегатами. Обсуждение глав «цели и принципы», «члены организации», «основные органы», несмотря на существенные доработки, прошло без особых осложнений. Однако последующие главы вызвали множество разногласий. Жаркие споры разгорелись вокруг проблем, касающихся Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности. В результате ключевым в Уставе ООН был признан принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности . Много времени в работе конференции было отведено рассмотрению мероприятий, которые СБ может осуществлять для поддержания или восстановления международного мира. Пристальное внимание было уделено главам, касающимся международного экономического и социального сотрудничества, острая борьба развернулась при обсуждении целей международной опеки и колониального вопроса. На конференции был учрежден Международный Суд.

26 июня началось подписание согласованного текста Устава участниками конференции, начиная с четырех приглашающих государств и Франции (постоянных членов Совета Безопасности) и далее в алфавитном порядке. Вечером того же дня состоялось заключительное заседание. Днем вступления Устава ООН в силу считается 24 октября, когда на хранение правительству США поступила последняя из числа великих держав ратификационная грамота СССР, и общее количество грамот превысило необходимое большинство.

Главы делегаций:
СССР — председатель Совета Народных комиссаров И.В.Сталин;
Великобритания — премьер-министр Уинстон Черчилль (с 28 июля — новый премьер-министр Клемент Эттли);
США — президент Гарри Трумэн.

Берлинская конференция стала первой послевоенной встречей участников Антигитлеровской коалиции. Гитлеровская Германия к этому моменту потерпела полное и сокрушительное поражение, поэтому главный вопрос, который предстояло решить на конференции, был германский . После окончания Войны радикальным образом изменился социальный порядок и политическое устройство европейских государств, что вызвало разногласия среди трех великих держав. Отношения между державами-союзницами приобрели более напряженный характер.

Соглашения, достигнутые на переговорах и консультациях, предшествовавших Берлинской конференции, сумели помочь в решении спорных вопросов и расчистить дорогу для ее эффективной работы. 15 июля 1945 года в пригород Берлина Бабельсберг прибыли делегации США и Великобритании, на следующий день — советская делегация. 17 июля в 17 часов в Потсдаме началась работа Берлинской конференции.

Центральное место в ее работе занял вопрос о будущем Германии, которому неоднократно уделялось большое внимание на предшествовавших встречах. Уже на второй день работы стороны сумели найти взаимоприемлемые решения по политическим принципам скоординированной деятельности трех государств в Германии. Гораздо больше споров вызвали экономические принципы обращения с Германией, связанные с уничтожением ее военно-экономического потенциала, взиманием репараций и прочими финансовыми и экономическими вопросами. К 1 августа был окончательно согласован текст соглашения «Политические и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный контрольный период». Целями оккупации Германии, легшими в основу этого документа, были провозглашены принципы ее демилитаризации, демократизации, децентрализации, декартелизации и денацификации .

В результате пересмотра довоенных границ территории Германии, ее восточная область отошла Польше, а часть Восточной Пруссии с Кенигсбергом — СССР. Стороны пришли к соглашению о разделе военно-морского и торгового флота Германии. Был рассмотрен вопрос о главных военных преступниках, список которых было решено опубликовать к 1 сентября 1945 года.

Участники конференции обсудили общую политику в отношении стран бывших союзниц Германии в войне — Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Финляндии. Вновь образованному Совету министров иностранных дел, представляющих СССР, США, Великобританию, Францию и Китай, было поручено подготовить мирные договоры для этих стран. После острой и длительной полемики сторонами было достигнуто соглашение «О заключении мирных договоров и допущении в ООН».

Главы правительств обсудили вопросы, связанные с вступлением СССР в войну против Японии, военные аспекты этой войны обсуждались на совещании начальников штабов .

По итогам конференции главы делегаций подписали 1 августа Протокол Берлинской конференции трех великих держав и 2 августа — Сообщение о Берлинской конференции трех держав.

Берлинская конференция стала третьей и последней встречей на высшем уровне трех стран-участниц Антигитлеровской коалиции. Серьезные противоречия в позициях и принципах ведения международной политики трех великих держав, проявившиеся в работе этой конференции, в будущем привели к дальнейшему обострению отношений между ними и к холодной войне.

Понятие международных конференций

В зависимости от участвующих субъектов международные конференции делятся на межправительственные и неправительственные. Межправительственные конференции являются формой многосторонней дипломатии и одним из главных средств международных переговоров.

Современная межправительственная конференция - это временный коллективный орган суверенных государств-участников, создаваемый для достижения согласованных целей. Цели и деятельность любой межправительственной конференции должны соответствовать общепризнанным принципам международного права.

Различия в наименованиях межправительственных конференций (съезд, конгресс, конференция, совещание) юридического значения не имеют.

По кругу участников межправительственные конференции подразделяются на универсальные, в работе которых имеет право принять участие любое государство мира, и региональные, участниками которых являются государства, принадлежащие к определенному региону.

На многие конференции, особенно на те, которые созываются ООН, в качестве наблюдателей допускаются представители заинтересованных межправительственных и неправительственных организаций, а также государств, не участвующих в конференции. Кроме того, на некоторые современные межправительственные конференции в качестве наблюдателей приглашаются представители национально-освободительных движений.

В зависимости от уровня проведения конференции, который определяется важностью вопросов или степенью их готовности для обсуждения и урегулирования, делегации на межправительственных конференциях возглавляются главами государств и правительств, министрами иностранных дел или другими официальными лицами. Важно то, что в любом случае глава делегации уполномочен выступать от имени государства или правительства.

Межправительственные конференции созываются либо международными организациями (в рамках последних или под их эгидой), либо государствами-инициаторами. Созыв конференции в рамках или под эгидой межправительственной организации не изменяет ее характера как самостоятельного международного органа. Некоторые конференции являются периодическими и длятся по многу лет (например, Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе продолжается с 1973г.).

В зависимости от целей созыва межправительственные конференции делятся на мирные, политические, экономические, дипломатические и смешанные. Конференции созываются для целей подготовки и принятия международных договоров, в том числе и уставов межправительственных организаций, обсуждения определенных международных проблем, обмена мнениями и информацией, а также выработки рекомендаций.

Подготовка и созыв международных конференций

Конференция государств-участников зачастую является высшим органом международной организации. Обычно уставом международной организации предусматривается, что конференции проводятся периодически или в связи с возникновением особых обстоятельств. Чаще полномочия по внеплановому созыву международной конференции в рамках какой-либо международной организации принадлежат какому-либо органу международной организации или любому из ее членов. Международные конференции играют важную роль в международных отношениях, в т.ч. и в принятии международных нормативно-правовых актов. Подавляющее большинство ведущих международных документов принято на различных международных конференциях, в т.ч. и такой документ, как Устав ООН. Международная конференция может проводиться не только в рамках уже существующей организации, хотя международные организации, как правило, являются организаторами и инициаторами проведения международных конференций. Иногда международные конференции проводятся между государствами, не являющимися членами какой-либо одной международной организации, или преследуют цели, отличные от целей этой организации. Путем проведения международных конференций возможно создание новой международной организации, при условии, что международная конференция примет решение об этом. Процедура проведения международной конференции регламентируется в установленном государствами-участниками порядке. Обычно она проводится в соответствии с регламентом. Обязательными стадиями международной конференции являются: внесение предложений; обсуждение; голосование и принятие решения. В настоящее время международные конференции, как правило, проводятся в рамках множества международных организаций и их органов. Такие конференции проводятся на официальных языках ООН, но могут быть использованы и иные языки (например, языки государств, принимающих участие в международной конференции), при этом обеспечивается синхронный перевод, который как явление состоялся благодаря необходимости экономии времени на международных конференциях. В международных конференциях могут принимать участие не только государства--участники международной организации, организующей международную конференцию, но и иные государства и представители иных субъектов международною права, приглашенные на международную конференцию. Путем проведения международной конференции принимаются важные международные решения, резолюции и другие акты.

Работа международных конференций

Как правовой институт международные конференции имеют много общего с международными организациями: они представляют собой собрание представителей государств; для обеспечения деятельности конференции создаются рабочие органы (комитеты, комиссии); эти органы действуют на основе правил, установленных государствами - участниками конференции. Основное отличие конференций от международных организаций заключается в том, что конференции - это временные органы Глебов И.Н. Международное право. М., 2007. С. 163..

Различают конференции, созываемые в рамках международных организаций, и конференции, созываемые вне международных организаций; универсальные и региональные конференции; конференции с участием высших руководителей государств и конференции министров иностранных дел, послов и т.д.

Право международных конференций не кодифицировано. Источниками этого института являются обычные нормы и акты международных организаций.

Конференции созываются по инициативе одного или нескольких государств или международной организации. Созыву конференции предшествуют переговоры, во время которых согласуются время и место проведения конференции, круг участников, предварительная повестка дня. В конференции могут участвовать наблюдатели Капустин А. Международное право. М., 2008. С. 387. (без права решающего голоса)

Порядок работы конференции определяется регламентами, утверждаемыми участниками конференции или органами созывающей международной организации.

На конференции обычно создаются следующие комитеты: по проверке полномочий; по обеспечению работы конференции; по обсуждаемым проблемам; редакционный комитет по подготовке решения и др.

Решения конференции могут приниматься путем голосования и консенсуса. Каждая делегация имеет на конференции один голос. Акты конференции могут содержать тексты международных договоров, разработанных на конференции, или являться самостоятельными источниками международного права Бородулина Л.П., Кудряшова И.А., Юрга В.А. Международные экономические организации. М., 2007. С.78..

Акты международных конференций и их правовое значение

Конференции считаются законченными, когда достигается цель их работы в виде заключения тех или иных соглашений или после того, как участники переговоров приходят к выводу о невозможности соглашения из-за непримиримости точек зрения представленных государств. Окончание конференции обычно оформляется заключительным актом или протоколом, подписанным всеми участниками. Существуют и другие формы, например декларации, заявления.

На межправительственных конференциях принимаются акты двух видов: содержащие материалы текущей работы и подводящие итоги их работы. К первой группе относятся протоколы заседаний, ко второй - документы международно-правового характера (договоры, конвенции и т. д.). Необходимо различать также акты процедурного характера и акты, принимаемые по существу рассматриваемых в ходе работы конференции вопросов.

Результаты работы успешно завершившейся межправительственной конференции выражаются в актах с различным правовым значением, имеющих самые разнообразные наименования. Общепризнанной классификации таких наименований не существует. Выбор наименования часто связан с политическими или случайными соображениями и, как правило, не имеет юридического значения.

Международное право не содержит норм, предписывающих какую-либо обязательную форму (или ее важный элемент - наименование) актов межправительственных конференций. Некоторые наименования в результате длительной практики их употребления стали относительно постоянными для определенных видов актов, принимаемых на межправительственных конференциях. Так, заключительными актами чаще называются документы, содержащие основные, характеризующие конференцию факты. Акты конференции, которые, как правило, нацелены на создание норм международного права, все чаще именуются конвенциями, а те, которые содержат рекомендации государствам или межправительственным организациям,- резолюциями.

Дипломатические конференции созываются для заключения многосторонних конвенций по раз-личным специальным вопросам международного сотрудничества в правовой, социальной, экономической, гуманитарной и других областях.

Современные межправительственные конференции нередко принимают разнообразные резолюции по предмету своей деятельности. Наиболее яркими примерами могут служить резолюции, принимаемые конференциями, созываемыми под эгидой ООН. В частности, состоявшаяся в 1975 году в Вене Конференция ООН по вопросам о представительстве государств в их отношениях с международными организациями приняла целый ряд резолюций. Наиболее важными среди них являются резолюция, касающаяся статуса национально-освободительных движений, признаваемых ОАЕ и/или ЛАГ, и резолюция, затрагивающая вопросы применения принятой на конференции конвенции о будущей деятельности международных организаций. Резолюции, принимаемые межправительственными конференциями, независимо от адресата имеют характер рекомендаций. Государства - участники той или иной конференции определяют свое отношение к ее резолюциям в строго индивидуальном порядке. Предусматриваемые в этих резолюциях мероприятия также являются рекомендательными и юридических обязательств для их адресатов не создают.

В резолюциях часто выражается признательность правительству, его главе и народу страны проведения конференции, исполнительному секретарю конференции и другим членам секретариата, Генеральному секретарю ООН (в тех случаях, когда конференция проводится в рамках или под эгидой ООН), КМП ООН и эксперту-консультанту (т. е. специальному докладчику на кодификационных конференциях).

Большинство межправительственных конференций завершается принятием заключительного акта. Заключительные акты представляют собой перечни основных событий в деятельности межправительственной конференции.

Наряду с этим существуют заключительные акты, значение которых невозможно свести к простому перечню, протоколу или отчету, тем более что на межправительственных конференциях обычно ведутся формальные протоколы заседаний и в заключительном акте, выполняющем те же функции, не было бы необходимости.

Такие заключительные акты содержат не только перечень наименований принятых конференцией документов, но и/или тексты этих документов. Поэтому правовое значение заключительных актов следует устанавливать, исходя из содержания того реального соглашения, которое лежит в их основе. Именно это соглашение государств - участников конференции отражает результат согласования их позиции относительно придания определенной юридической силы положениям заключительного акта.

«Города Великобритании» - Виндзор. В состав университета входят более 40 колледжей. Бат. На три века старше большой норманнский крипт - древнейшая часть храма. Город идеален не только для отдыха, но и для изучения английского языка. Ливерпуль. Согласно историческим свидетельствам, замок существует с XI века. Расположена в северо-восточной части острова Ирландия.

«Россия и Великобритания» - ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС МОЖЕТ ЛИ МОНАРХИЯ ПОМОЧЬ СТАБИЛЬНОСТИ СТРАНЫ? Узнать основы политического устройства Великобритании и России. Данная тема изучается и на уроках обществознания в старших классах. Осознание понятия «демократия». Британская монархия сегодня. 5. Сравнение политических систем Великобритании и России.

«Достопримечательности Великобритании» - Белка. Великобритания на карте мира. Шотландия. Уэльс. Лягушка. Флаг великобритании. Королева Елизавета II на свое 80-летие в 2006 году. Исторические провинции великобритании. Тауэрский мост. Английская азбука. А, ещё... Северная Ирландия. English ABC. Лиса. Королевский герб. Коронация Елизаветы II в 1953 году.

«Рождество в Великобритании» - We were glad to read it. You’ll take the lead! Christmas and New Year postcards. WE WISH YOU A MERRY CHRISTMAS AND A HAPPY NEW. Jingle bells, jingle bells, jingle all the way. Father Frost lives in Velikiy Ustjug. Выводы. В ответ колядующие получают подарки. Сходства в праздновании Рождества в России и Великобритании.

«Великобритания» - Поэтому приведем только несколько наиболее известных и знаменитых. Полное название государства - Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии. - официальная лондонская резиденция (место проживания) британских монархов. Великобритания - островное государство на севере Европы, расположено на Британских островах.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows