Как обработать вокал в adobe audition. Удаляем посторонние шумы. Обработка более четких тонов в голоса

Как обработать вокал в adobe audition. Удаляем посторонние шумы. Обработка более четких тонов в голоса

11.03.2019

1.1. Оборудование

Обязательно наличие 3-х вещей: компьютер со звуковой картой, имеющей микрофонный вход; микрофон; установленная на компьютере программа Adobe Audition 3.0.

Компьютер. Теоретически любой, однако, для быстрой работы программы достаточно любого 2-хядерного процессора. Я записывал даже на Pentium 3. Но звук при записи отставал так, что его нельзя было прослушивать в режиме реального времени. Пел, убирая звук и не слыша себя – для качества это просто неприемлемо. Но технически выполнить запись возможно!

Микрофон. Теоретически любой, способный воспроизводить голос, однако тем, кому нужно высокое качество, рекомендуется приобрести джентльменский набор: любой (даже дешевый китайский) студийный микрофон + внешняя звуковая карта с наличием автономного питания (для студийного микрофона) + поп-фильтр для микрофона. Поясню.

Студийный микрофон. Характеристики любого микрофона, и даже хорошего концертного, но динамического микрофона не позволяют в полной мере передать ваш голос, все его оттенки. Эти микрофоны рассчитаны на то, что у вас есть хорошая усилительная и корректирующая аппаратура (микшеры, эквалайзеры и всякие «улучшайзеры»), способная вживую скорректировать то, что не дают они сами. Любой, даже дешевый, но студийный микрофон имеет гораздо более широкий диапазон частот. Поэтому этот набор необходим тому, кто надеется получить максимально качественный результат от записи.

Внешняя звуковая карта в диапазоне цен 4000р. – 5000р. Имеет огромные преимущества по сравнению с любой (даже игровой, но не профессиональной) звуковой картой компьютера. Это, прежде всего:

    почти не «шумящие» внутренние усилители (шум в десятки раз ниже);

    г ораздо лучшее качество звука вообще;

    и (при наличии) фантомное электропитание для микрофона, т.е. студийный микрофон напрямую подключается к такой карте.

Помимо перечисленных свойств подобные карты имеют: гитарные (линейные) входы; прямой выход на наушники; регуляторы громкости входов и выхода на наушники. Подключение таких карт по USB-порту к любому компьютеру (ноутбуку). В качестве примера, можно привести “M-Audio Fast Track”.

Поп-фильтр. Обязателен, если вы купили студийный микрофон. Причины тут две. Первое: студийные микрофоны чрезвычайно чувствительны. Поэтому - шипящие, свистящие звуки, а также «атакующие» «п», «б», «т», «д» при записи будут просто зашкаливать. И второе, пением без фильтра можно просто повредить микрофон – его мембраны достаточно уязвимы, особенно для сильного голоса.

Цена подобного «дешевого» набора сегодня в Москве будет составлять от 6 до 10 тыс. руб. (200 – 330 USD) Верхней границы у цены просто нет, т.к. цена только на профессиональный студийный микрофон зачастую превышает приведенную мною цену всего набора.

Перед записью самое главное – правильная настройка микрофона по уровню.

Вариант 1. Обычные и компьютер и микрофон. В этом случае, сначала необходимо найти в компьютере регулятор громкости микрофона (обычно: Пуск – Панель управления - Ваша звуковая карта.) Там включить сам микрофон (если выключен). Далее включаем Adobe Audition 3.0. в режим «Мультитрек» (Multitrack). Для записи необходимо проверить настройки программы и звуковой карты. Для этого нажимаем верхнюю кнопку в поле 2-го трека (первый оставим пока, там будет минус) и в выпавшем меню выбираем «Настройка аппаратных средств звука» (Audio Hardware Setup).

В открывшемся окне в поле «Драйвер» (Audio Driver) на вкладках «Режим монтаж» (Edit View) и «Режим мультитрек» (Multitrack view) выбираем свою звуковую карту и нажимаем «Применить» (Apply). Далее снова нажимаем верхнюю кнопку в поле «Трек» (Track) и выбираем свою карту на строке «Моно» (Mono). Запись большинства микрофонов монофоническая.

Теперь включаем запись на треке 2 кнопкой «З» (R) - она перекрашивается в красный цвет и тут же нам предлагают сохранить новую сессию, сохраняем новый проект. Далее включаем запись соответствующей кнопкой в поле «Перемещение» (Transport) - должна начаться запись с микрофона.

В этом и заключается настройка уровня. Если уровень слабый, он сравним с шумами усилителей вашей карты, т.е. при дальнейшей обработке качества просто не будет – при усилении слабо записанного голоса шумы так же усилятся. Если же амплитуда зашкаливает, ничего кроме хрипов вашего голоса вы так же не получите! Небольшие вылеты амплитуды (несколько раз за всю запись) в принципе допустимы. Но все же вы в самом начале вашей записи – если сделаете качественно, результат на выходе получите соответствующий, нет – и вся дальнейшая работа будет испорчена. Бывает, очень жаль, когда «классно было спето, но плохо записано»!

И еще. Если не удается настроить звук (идет постоянное зашкаливание или наоборот – уровень очень низкий), придется самому разобраться в настройках вашей звуковой карты. Бывает, что в звуковых картах используется дополнительное усиление (Boost). Его надо найти и отключить (или наоборот - включить). Поищите на панели управления «звуки и аудио устройства». Ищите «Настройка» там, где микрофон и запись.

Вариант 2. У вас студийный микрофон и звуковая карта с регуляторами. Настройка аппаратных средств аналогично варианту 1, только устанавливаете драйверы вашей внешней, а не внутренней карты. А регулировка амплитуды производится регулятором на самой карте – оперативно и удобно.

Проверку настройки микрофона желательно производить перед каждой новой записью, чтобы не потерять зря время и вариант записи.

Сначала на первый трек вводим минус.

Лучше всего начальную линию (желтая вертикальная, проходит вертикально через все треки) сразу установить на 2 секунды от начала (это пригодится при дальнейшей обработке) – см. Рис.6. А затем правой кнопкой мыши щелкаем на треке 1 и выбираем «Вставить» (Insert) «Аудио» (Audio), находим нужный нам файл минуса и вставляем его.

Снова выставляем начальную линию на «ноль» и записываем голос на трек 2. При этом лучше петь в наушниках. Причем звук минуса лучше убирать на столько, чтобы вы его только слышали для комфортного пения, т.к. чувствительные микрофоны (особенно студийные) улавливают звук минуса даже из наушников. Нам же желательно записывать чистый голос без посторонних шумов. Для оперативной регулировки уровней громкости на треках в режиме «Мультитрек» (Multitrack) используются регуляторы громкости в панелях «Трек» (Track) - левый регулятор. Результат нашего пения и правильной предварительной настройки микрофона должен выглядеть примерно как показано на рисунке.

ОБРАБОТКА

2.1. Коротко о редакторе в режиме «Правка»

Далее мы будем работать с записанным файлом в режиме «Правка» (Edit). Переход к «Правке» трека можно осуществить двойным нажатием на сам трек. Но лучше это делать таким же нажатием на название нужного трека в окне «Файлы» (Files). Дело в том, что неловким щелчком на самом треке можно его сдвинуть по линии времени (и не заметить этого). Синхронизация с минусом может быть потеряна (наше ухо слышит разницу во времени равной всего 25 милисекундам!), и придется потом двигать файл на неизвестное нам время. Особенно это касается файлов голоса, записанных не сначала записи (например, бэки).

Основные функции, как в любом редакторе: выделение, копирование, удаление, перемещение и т.п. Но есть
специфические. После выделения нужного участка трека можно быстро растягивать и сжимать сам трек или только выделенную его часть по линии времени кнопками на панели «Масштаб» (Zoom):

- «+» и «-» - ступенчато;

- «Увеличить выделенное» (Zoom To Selection) - на размер экрана;

- «Уменьшить на всю по обеим осям» (Zoom Out Full Both Axes) - весь трек снова на экране.

Если вы не сохраняете свои действия, их можно отменять в меню «Правка» (Edit) (верхняя строка меню) – команда «Отменить…» (Undo…). При достижении нужного результата, полученное лучше сохранить сразу. Иначе при внезапном выключении (зависании) компьютера, работа будет потеряна.

2.2. Чистка шума

Все звуковые карты имеют внутренний шум, который при записи оказывается на вашем записанном голосе. Если карта обычная, шумы очень значительные. В Adobe Audition 3.0 имеется специальная функция чистки шумов. Для начала переведите трек с голосом в режим «Правка». Увеличьте масштаб выделением начала записи и нажатием кнопки
«Увеличить выделенное» (Zoom To Selection). Нам нужны начальные 2 секунды, когда не звучал минус. Выберите на этом участке зону, где не было посторонних звуков, залетевших в микрофон (достаточно всего 1 секунды). Теперь в меню «Эффекты» (Effects) выберите «Restoration» - «Фиксация профиля шумоподавления» (Capture Noise Reduction Profile).

Программа произведет анализ шума вашей карты. К сожалению, в каждой новой сессии этот процесс приходится делать снова (программа не сохраняет
профиль шума для других сессий). Меняем масштаб кнопкой «Уменьшить на всю по обеим осям» (Zoom Out Full Both Axes), чтобы видеть весь трек. В меню «Правка» (Edit) нажимаем «Выбрать всю волну» (Select Entire Wave) - выделяем весь трек. После этого в меню «Эффекты» выбираем «Restoration» и функцию шумоподавления: «Noise Reduction». Откроется окно функции. Здесь необходимо пояснить. Программа подавляет частоты, записанные ею, как «Шум» в процентах. Т.к. обычные звуковые карты имеют
значительный уровень шума, применение подавления его на 100% приведет к значительным потерям в самом голосе – будет очень глухо звучать. Поэтому на обычных картах регулятор на горизонтальной полоске «Noise Reduction Level» в окне функции надо устанавливать не более 70%. При работе с менее шумными (внешними или профессиональными) картами – не более 80%. Поверьте, этого вполне достаточно! Жмем «ОК»
и получаем результат.

Обратите внимание, линия времени стала тоньше. Однако мы видим на ней еще какие-то всплески. Если послушать их – окажется, что это какие-то посторонние, не нужные нам звуки (например, сильные вдохи или щелчки). Удалять их нужно, применяя все тоже выделение фрагментов, растягивание их по оси времени для более четкого их фиксирования. Выделив нужный участок, в котором нужно удалить ненужные звуки, далее щелкаем в поле редактора правой кнопкой. В выпавшем окне выбираем
«ВЫКЛ звук» (Mute) - все выделенное поле становится бесшумным.

Таким образом, удаляем все не нужные нам посторонние звуки и получаем результат. Сравните с предыдущим рисунком – у нас только голос, без шумов.

2.3. Стерео

Запись нашего голоса монофоническая. Для дальнейшей
обработки ее необходимо сделать стереофонической. Для этого снова выделяем весь трек и в меню «Правка» (Edit) выбираем «Конвертировать тип сэмпла» (Convert Sample Type). Появится соответствующее окно, представленное на рисунке.

По умолчанию стоят нормальные настройки (при желании можно поменять в сторону качества или наоборот). Имейте в виду, что увеличение битности, приводит к увеличению размера файла и времени на его обработку (критично для медленных компьютеров и для пересылки по почте). Поэтому жмем «ОК», получаем результат.

Пока это еще не совсем стерео – псевдо стерео, т.к. сейчас оба канала абсолютно одинаковы, но они изменятся в ходе дальнейшей обработки.

После перевода трека голоса в стерео рекомендую:

Сохранить трек и сессию;
- закрыть программу;
- скопировать файл сессии и всю папку «…записано» куда-нибудь в другое место.

Для чего это нужно. Дальнейшая обработка звука не является окончательной и единственно возможной и верной, т.к. далее будет описана обработка только при помощи собственных средств программы Adobe Audition 3.0. Альтернативой этому служат множество плагинов, которые встраиваются в программу и обрабатывают звук по-другому (хотя принципы те же). Поэтому, потренировавшись только на средствах программы, вы получите практический навык и понимание всего процесса. Встраивание плагинов и управление ими – тут слишком много вариантов для
выбора!

СВЕДЕНИЕ, МАСТЕРИНГ



Уже сейчас мы можем прослушать полученный результат в режиме «Мультитрек» (Multitrack), но пока это не интересно: чистый голос, эффектов нет, да и звук голоса не ах! Особенно при записи с обычного микрофона – глуховато звучит… Далее займемся
улучшением.

Одно важное замечание. Неофициальные версии программы имеют одну неприятную особенность. Если вы при применении плагина (эффекта) захотите предварительно услышать результат, никогда не используйте соответствующую кнопку «Предпросмотр» на панели эффекта! Скорее всего, программа зависнет, и вы потеряете несохраненную работу. Поначалу я считал, что это просто неудачная версия лично у меня. Но потом прочитал об этом глюке в Интернете. Что же делать? Все просто. Либо пробуйте на небольшом отрезке голосового трека, либо сразу на всем голосе. Результат не понравился? Заходите в меню «Правка», отменяйте последнее действие и пробуйте другой эффект (настройку). Вот и все. О кнопке «Предпросмотр» забудьте – ее
просто нет для вас!

3.1. Компрессия

Компрессия или сжатие звука – необходимый элемент звукозаписи. Он представляет собой процесс обработки, заключающийся в усилении «нужных» тихих звуков и ослаблении «ненужных» громких, самое главное – в нужные нам с вами моменты времени! Грубо описать процесс можно словом «выравнивание», только он гораздо сложнее, т.к. учитывает много параметров (частоту и фазу сигналов), а не только амплитуду, как громкость.

Коротко опишу 2 основных варианта:

Динамическая обработка. Расположена в меню
«Эффекты» (Effects) - «Dynamics Processing» - «Amplitude and Compressions». Выбираем ее и
видим ее панель. В окне видим окно «Прессет эффекта». Нажав кнопку рядом с окном, видим уже готовые варианты «Пресет эффекта» (Effect Preset) настроенных компрессоров. Есть и те, что нужны для вокала. Для спокойной песни выбираю «Smooth Vocal», однако, надо зайти в его настройку - кнопка «Attack/Release». И меняем цифры согласно. Это рекомендация многих (не моя). Хотя я для себя использую готовые настройки программы – результат меня устраивает. Проделав это, жмем «ОК», получаем результат. Обратите внимание: в центре расположен регулятор громкости выделенной области (в данном случае всего трека). Я его прибавил на 3,9 Дб, т.к амплитуда сигнала была маловата. Не сохраняя пока результата, переключите в режим «Мультитрек» и прослушайте результат. Голос явно звучит лучше.

Многополосное сжатие (Multiband Compressor). Второй вариант
компрессора, который работает, изменяя ваш голос по более сложному алгоритму – с применением одновременно 4-х компрессоров, настроенных на разные частотные характеристики. Снова переключаемся в режим «Правка» (Edit) голосового трека и отменяем пока результат динамической обработки (в меню «Правка»). Находится этот компрессор в поле «Эффектов» - «Амплитуда и сжатие» - «Многополосное сжатие» (Effects – Amplitude and Compression – Multiband Compressor).

Здесь также имеются
настроенные пресеты. Я пользовался конкретно «Raise Vocals». Используем его сейчас (не меняя его цифровых настроек) – «ОК». Получим результат, показанный на рисунке.

Видно, что рисунок несколько другой – «пожирнее», да и амплитуду пришлось прибавить всего на 1,8 Дб. Т.е. видно, что разные компрессоры и работают по-разному. Пресетов в обоих вариантах много, так
же как и микрофонов, и звуковых карт. Снова перейдите в «Мультитрек» и прослушайте результат. Если вы выберете какой то другой пресет, и результат вас устроит больше – значит вы нашли свою настройку под ваш микрофон и ваш голос. Надо только больше пробовать. Лучший результат сохраняем и идем дальше.

Устройств – компрессоров придумано множество. Это и ограничители уровней – лимиттеры, и подавители слабых звуков, и т.д. В литературе и в Интернете много материала по этому вопросу. Подробно опишу еще один важный и нужный компрессор.

Русский язык, к сожалению, богат свистящими и шипящими звуками. Обычная компрессия (и многополосная без специальных настроек) даже усиливает их иногда. Поэтому существуют специальные компрессоры, настроенные на ослабление этих неприятных на слух звуков. Они носят название DeEsser. Программа имеет целых три таких компрессора. Они настроены на разный уровень подавления этих звуков (в порядке уровня ослабления: «Light», «Medium», «Hard»). Это очень удобно – слишком много вариантов «микрофон + звуковая карта» у любителей звукозаписи! Поэтому пробуйте все варианты и выбирайте на свой слух и вкус. Находятся они в меню «Эффекты» (Effects) - «Dynamics Processing» - «Amplitude and Compressions» в списке пресетов.

Мое личное мнение. Компрессия – самый мощный инструмент обработки вашего голоса. Дать четкие рекомендации по настройкам невозможно, т.к. слишком много вариантов звукового оборудования и самих голосов. Но если вам удастся овладеть настройками компрессоров и выставить их правильно под ваш голос и «железо» - ваши записи станут профессиональными. Больше пробуйте, экспериментируйте, читайте литературу.

3.2. Эквалайзер

После компрессии (если это нужно) можно немного подкорректировать тембр голоса. Особенно это может быть актуально при записи с простых микрофонов. Я сам в режиме «Правка» использую «Graphic Equalizer» он находится в разделе «Filter and EQ». Этот эквалайзер имеет три основных вида в 10, 20 и 30 полос соответственно (переключение кнопками). А так же содержит пресеты (готовые настройки). Скорее всего, пресеты подойдут только хорошим студийным микрофонам. Работу простых микрофонов, которые при записи обрезали частоты вашего голоса, думаю, уже
особо не поправить. Но, кто желает, может попробовать подвигать рычажки! Только не увлекайтесь особо!

3.3. Эффекты

Эффекты – всевозможные устройства, позволяющие придать вашему голсу различные краски: объем, различные виды помещений (холл, концертный зал и т.д.), эхо всевозможных видов. Эффектов программа имеет большое количество, однако практика показывает, что существует два основных способа их применения:

Эффект применяется непосредственно на треке с основным голосом.Создается копия трека с голосом (разными способами) и эффект применяется на одном из треков с голосом. При этом, в финальном варианте звучат два терка: один с чистым голосом, другой с наложенным эффектом.

Как определить способ, который вам подойдет? Для этого надо посмотреть, как выглядит вкладка с тем эффектом, который вы
хотите использовать. В поле «Выходной уровень» (Output Level) видим два регулятора: «Чистый» (Dry) и «Эффект» (Wet).

Так вот основная рекомендация: Если такие регуляторы (их варианты) есть на интерфейсе данного эффекта, то выбирается способ №2. В противном случае можно попробовать применить эффект без создания дополнительных треков. Однако, всегда держите в голове именно способ №2. Если не удается хорошо выделить голос над минусом, если голос звучит глухо, сливается с музыкой, либо выберите другой эффект, либо попробуйте второй способ.

Остановимся подробнее

на способе №2. Для начала необходимо создать еще один трек с вашим голосом, на котором и будут затем применяться эффекты. Т.е. при сведении буде звучать два трека: основной «чистый» и вспомогательный «с
эффектом». Самый простой способ для этого: вставьте на трек 3 копию вашего голоса из трека 2. Для этого в режиме «Мультитрек» (Multitrack):

    Установите линию начала записи на начало трека с вашим голосом (иначе вставка файла начнется от другого места)

На треке 3 щелкните правой кнопкой мыши и выберите «Вставить» - «Аудио» (Insert – Audio). Найдите и выберите в папке «…записано» файл с вашим голосом (у меня «трек 2_002»).
Внешний вид должен быть таким, как показано на рисунке. В треке 3 появился трек с голосом под именем «трек 2_002 (2)»
Необходимо сохранить этот новый трек. Для этого дважды щелкаем на его названии в списке файлов и переходим в режим его правки
Далее в меню «Файл»
(File) выбираем «Сохранить как» (Save As) и сохраняем его под именем «трек 3_001». Программа сохраняет новый трек в папку «…записано». Переходим в «Мультитрек» (Multitrack) и видим картинку, представленную на рисунке.

    Т.е. мы получили 2 одинаковых трека с голосом. Причем «трек 2_002» больше не трогаем. Снова открываем «трек 3_001» в режим правка и подбираем для него эффект.

    Вариантов в программе много, но что можно посоветовать попробовать сразу?

    Спокойные и лиричные песни: раздел «Reverb», подраздел «Studio Reverb» там чаще других пресеты «Vocal Reverb» (medium или large) иногда «Great Hall», иногда даже «Drum Plate» (medium или large).

На ритмичных песнях пользовался пресетами «Vocal Reverb» (small), «Room Ambience» или «Bigger Room
Ambience» (уже подраздел «Reverb», а не «Studio»). Интересно, что «Room Ambience» есть еще и в разделе
«Modulation»подраздел «Chorus». Для бэков, спетых в терцию с основным голосом, очень рекомендую применять «Acoustic Duet» или даже «Quartet» из раздела «Modulation» подраздел «Chorus». Если правильно отрегулировать громкость на сведении - получается эффект хора на бэке ( прямо «Песняры»), причем сам этот хор уже разведен в ушах по стерео базе шире, чем основной голос.

Если надо увеличить стерео-базу (развести голос пошире), для этого можно использовать пресет «Stereo Expander» раздел «Stereo Imagery». Причем ширина регулируется в процентах.

Важное замечание

Перед тем, как применить эффект на треке, который мы специально для этого создали, обязательно в окне управления этим эффектом найдите регуляторы «Dry» и «Wet» и установите их в положение, как показано на рисунке. Этим самым и достигается «выпуклость» голоса в общей записи. Т.е. у нас получается 100% «чистого голоса» и 100% голоса с эффектом (иногда хватает 40-60%. Определяется на слух). Жмем «ОК», после обработки слушаем результат в «Мультитреке». Если эффект не тот, пробуем другой. Если тот, но много (мало) – отменяем в «Правке» последнее действие и применяем тот же эффект, изменив уровень «Wet» («Dry» не добавляем, это уровень «чистого» голоса). Если нашли то, что нужно, переходим к сведению. Результат применения эффекта лучше не сохранять («Мастеринг» может показать, что потребуется подстройка уровня эффекта и тогда придется вводить новый трек, снова копируя «чистый голос»).

3.4. Сведение

Сведение – получение записи, состоящей из суммы минуса и обработанного голоса (голосов). Для этого:

Прослушайте запись целиком, чтобы убедиться, что результат получился достойный (кнопка «Воспроизведение…» в поле «Перемещение» (Transport). При прослушивании обратите внимание на индикатор «Уровни» внизу. Если он постоянно зашкаливает, то:
- отрегулируйте громкость минуса и голосов регуляторами на соответствующих панелях треков (быстрый вариант). Альтернатива – отрегулируйте амплитуду звука на каждом треке в режиме «Правка» для каждого трека отдельно, используя выделение трека (части трека) и меняя амплитуду регулятором громкости на самом треке (более длительный вариант);
- если результат устраивает, выберите в меню «Файл» - «Экспорт» - «Аудио-микшер» (File – Export – Audio Mix Down); - в выпавшем меню выберите «Сохранить» (Save);
- по умолчанию программа сохранит файл в формате.wav. Поэтому перед сохранением выберем формат.мр3;
- перед тем, как сохранить, нажмите кнопку «Опции» и установите битрейт не ниже, того, который показан на рисунке (качественные записи не
бывают с низким битрейтом);
- Жмем «ОК» - «Сохранить» и получаем результат, показанный на рисунке.

3.5. Мастеринг (Mastering)

Мастеринг – финальная обработка вашей записи для доведения ее до почти профессионального звучания. По сути своей это снова компрессия, работающая по своему алгоритму. Она способна
выделять или ослаблять звуки определенной частоты и выстраивать общую громкость всей записи по принципу максимально возможной громкости. Т.к. при сведении программа
открыла наш сведенный файл в режим «Правки», то сразу открываем подраздел «Мастеринг» в разделе «Особые» (Special – Mastering).

У этого плагина тоже есть пресеты. Названия некоторых говорят за себя: «Club Master» или «Warm Concert Hall». Их не много, попробовать можно все - снова, не сохраняя, а отменяя результат «Мастеринга», если не

понравилось. Однако обратите внимание, на всем протяжении записи уровни не зашкаливают, громкость при этом значительно возросла. Это результат

работы компрессии. Сравните рисунки (до) и (после).

Итак, результат получен.

Иногда после мастеринг

а становится

видно,

что


Уровень эффекта был превышен (компрессор увеличил звук вокала с эффектом по амплитуде). Тогда необходимо вернуться к вводу эффекта, поменять его величину,
свести новый файл и снова применить «Мастеринг».

Все, что делается впервые – всегда кажется сложным. Проделав этот процесс несколько раз, вы поймете, что сложного ничего нет. А вот качество зависит от вас и вашего желания и настойчивости. Помните, что дорога к самосовершенствованию необходима, но бесконечна.





Здравствуйте, уважаемые читатели. Недавно на своем блоге, я опубликовала статью под названием , в которой я привела алгоритм действий, которым я пользуюсь, чтобы привести в порядок запись голоса. В комментариях к этой статье меня попросили привести конкретные примеры. Ну чтож, сейчас я вам покажу какими фильтрами и эффектами в программе Adobe Audition пользуюсь я, чтобы голосовой трек звучал качественно.

Начнем, с того, что запись осуществляется не в студийных условиях, а в кабинете, где стоит несколько системных блоков и кондиционер — конечно же все они очень шумят и создают помехи в записи. Если кондиционер еще можно выключить, то самый шумный системник, по стечению обстоятельств мой, выключить нельзя — иначе как записывать:-). Сразу хочу предупредить, что из-за этих условий избавиться от всех шумов не удастся, но при условии, что на трек будут наложены эффекты, типа эхо и реверберация, а фоном будет служить музыка, недостатки будут незаметны.

Микрофон: Perception 120.

Записанный трек звучит следующим образом:

1 шаг. Откроем трек в программе Adobe Audition.

2 шаг. Выполним нормализацию. Процесс нормализации похож на перемещение ручки громкости, весь сигнал изменяется «неподвижным» количеством, вверх или вниз. При нормализации, система находит самый громкий пик и по нему уже выстраивает общий уровень, чтобы громкость звучания была оптимальной. Для этого в программе Adobe Audition выделите весь трек, нажатием клавиш Ctrl+A , при этом поле со звуковой дорожкой окрасится в белый цвет и выберите пункт меню Effects — Amplitude and Compression — Normaliza (Process) . Появится диалоговое окно, в котором выставите вот такие настройки, (обычно я выбираю 90%):

Трек будет выглядеть вот так:

3 шаг. Избавимся от шумов. Для этого, пользуясь указателем мыши, выделим на треке небольшой кусочек шума, как здесь:

Вызовем пункт меню Effects — Noise Reduction / Restoration — Noise Reduction (process). Появится следующее диалоговое окно:

Здесь, нужно будет нажать на кнопку Capture Noise Print и в окне ниже появится график выделенного звукового сэмпла шума. Если данная кнопка не активна, то это означает, что вы выбрали слишком маленький кусочек шума, нужно закрыть диалоговое окно, выделить заново шум и вызвать эффект Noise Reduction. Смысл данного действия заключается в том, что программа запомнит частотную дорожку шума и попытается автоматически убрать все похожие частоты из трека. параметр Noise Reduction в 94% (можно и 100%, зависит от силы шума), остальное оставим по умолчанию и нажмем клавишу Applay.

Теперь обратите внимание, как будет выглядеть кусочек выделенного шума после применения эффекта. Звуковая волна стала практически прямой.

Теперь нужно избавиться от шумов во всем треке, для этого, выделим трек, нажав ctrl+A, вызовем тот же эффект и просто нажмем на кнопку Applay, образец шума будет использоваться старый, поэтому никаких настроек делать не надо. Трек будет выглядеть так:

Обратите внимание, на выделенные красным цветом участки — это ненужные нам участки, на которые не подействовало шумоподавление, так как это запись дыхания. Избавимся от них вручную. Для этого выделим каждый из этих кусочков, щелкнем правой клавишей мыши и выберем пункт Silence .

4 шаг. Компрессия. Процесс изменения динамики звука, выравнивание его громкости, делающее громкий звук тише. По сути компрессор - это автоматический регулятор громкости. Компрессия - это один из важнейших этапов обработки звука, она позволяет «выделить», «уплотнить», «раскачать», «выровнять», акцентировать звук. Выберем пункт Effects — Amplitude and Compression — Dynamincs Processing. Появится диалоговое окно, в котором вы можете выбрать различные варианты настроек по умолчанию или задать свои настройки.

Я выбрала настройку Soft Limit -24dB и поэксперементировала с кривой — красным цветом выделена точка, которую я сдвинула. Вообще нужно всегда слушать к каким изменениям приводят ваши действия и выбирать то, что подходит по вашему слуху — универсальных настроек тут нет. А прослушать результат, вы всегда можете, не выходя из диалогового окна, нажав на клавишу Play в левом нижнем углу.

Если после компрессии наружу «вылезли» еще шумы, как показано ниже, то от них можно избавиться повторением алгоритма шумоподавления, по примеру шага 3.

5 шаг. Эквалайзер. Ну тут я бы не назвала его обязательным. Но все же. Попробуем поэксперементировать конкретными частотами. Выбираем Effects — Filter and EQ — Graphic Equalizer (30 Bands). Появится диалоговое окно, в котором вы можете настраивать конкретные частоты, пользуясь рекомендациями из прошлого урока или чисто интуитивно, каждый раз прослушивая результат изменений, как я и сделала:

Теперь в принципе можно уже прослушать результат:

На этом я решила не останавливаться, поэтому:

6 шаг. Реверберация. Это эффект, который создаётся, когда какой либо звук звучит в замкнутом пространстве, в результате чего отражения от поверхностей стен вызывают большое количество эхо, затем звук медленно затухает по причине поглощения звуковых волн стенами и воздухом. Выберем пункт Effects — Reverb — Surround Reverd. Выставим значения так, чтобы было достигнуто желаемое звучание, не забываем прослушивать наши изменения. А у меня они такие:

В результате получилось следующее:

Надеюсь, моя статья оказалась для вас полезной. И не судите строго, так как все, что я сейчас показала я раскопала сама на просторах интернета без помощи профессионалов. Если вы считаете, что обладаете куда большими знаниями по качественной обработке голоса, то напишите о своем опыте в комментариях к данному посту. Будет очень интересно. Всего доброго!

(Visited 43 917 times, 44 visits today)

Прежде чем я начну писать эту публикацию, хочу сразу предупредить о том, что речь пойдет о том, как обработать вокал максимально быстро (на скорую руку). Я не гарантирую профессионального качества звучания, но оно будет приближено к нему.

Многие начинающие вокалисты часто сталкиваются с проблемой отсутствия нормального микрофона или с неразборчивостью речи в своих фонограммах. Я попробую оказать некоторую помощь в исправлении этого недостатка с помощью программы Adobe Audition 3.

Допустим у вас есть эта программа. Опишу пример облагораживания тенора и баритона мужского голоса. Я не буду делать акцент на эффект присутствия и удаление носового побочного звука. Скажу сразу, что если вы поете через нос, то в конце ниже описанной обработки нужно поиграться эквалайзером В УЗКИХ полосах частот в районе 1 кГц. Для работы достаточно иметь недорогой микрофон, к примеру марки Shure SM, PG - 58, 48 или аналогичный. Китайские микрофоны по 100 рублей не дадут хорошего результата, хотя стоит поэкспериментировать.

1) Первое, что нужно сделать - это записать вокал в файл WAV (без компрессии). Желательно, чтобы частота дискретизации аппаратно-записывающего устройства была не менее 48 кГц (я считаю эту частоту, в данном примере, золотой серединой). Ниже предоставляю рабочий экран с окном программы Adobe Audition.

2) На поле сигнала найдите "чистый" участок (тот где нет голоса) и выделите его как показано на рисунке.
Теперь создайте профиль шумов. Сейчас мы будем подавлять эти шумы. В меню выберите шумоподавление (Effects > Restoration > Noise Reduction)
и импортируйте выделенный профиль кнопкой Capture Profile.
Сохраните профиль в файл кнопкой Save. Нажмите "Cancel" или "Close", чтобы не применять шумоподавление к выделенному участку.
Выделите всю волну и выберите тот же шумоподавитель. Тут для всей волны можно использовать настройки профиля шума из только что сохраненного профиля шума. Значение Reduce by будет влиять на качество звука. Отрегулируйте его вручную так, чтобы понести минимальные потери в качестве записи. Результат всегда можно прослушать нажав кнопку Preview (Предпросмотр).

3) Динамический процессор. Ваши тихие вздохи при исполнение, шум кулеров, щелчки и соседский пес могут навредить записи. Поэтому нужно выровнять динамику записи так, чтобы тихие звуки небыли слышны, а средние оставались на месте. Есть еще и громкие - они должны стать тише. Таким образом вокал станет ровнее. Выделите всю запись и в меню выберите эффект динамического процессора.

На рисунке показано, как шустро через меню найти его. Еще там показана волна записи одного слова "Совсем". Всплесками отображаются шипящие звуки, которые могут здорово напакостить всей записи. Их вообще можно убить эквалайзером опустив частоты в районе 8 кГц. Но тогда вокал потеряет очень много в разборчивости и насыщенности. Короче получится редчайший отстой. Голос человека спектрально очень богат, и жертвуя какой-либо частотой, вы жертвуете реалистичностью и звучанием вообще. Возвращаюсь к динамическому процессингу. Посмотрите на размах волны. Прикиньте, какова средняя амплитуда сигнала. На графике динамического процессора отображена кривая зависимости выходного сигнала от входного. Углубленное изучение этого эффекта займет слишком много времени и у вас и у меня. Очень советую статейку, где коротко и ясно рассказывается о назначении этого эффекта.

На рисунке показан график, который позволяет убить слабые нежелательные звуки. Такие как вздохи, стук часов или слабый звук музыки, который доносился из наушников во время записи. Верхние границы ограничивают сильные звуки. На графике я выстроил этот компрессор по-своему. Я выставлял нижнюю границу так, чтобы слишком слабые посторонние звуки во время моего молчания не были слышны. Вы же настраивайте под себя, как будет угодно вашему драгоценному слуху. Жмем ок и поехали дальше.

4) Эквализция вокала. Особо ответственная стадия.

На рисунке показано, как шустро найти эквалайзер. Надеюсь, что вы успели наплевать в микрофон звуков п, б. Эквалайзер их может здорово сгладить. Убираем нижнюю границу частот. Ее впринципе можно фильтровать с помощью фильтров Low pass / high pass, но я воспользуюсь эквалайзером.

При этом одновременно подниму высокие частоты "по вкусу" в диапазоне 14-25 кГц. Этот диапазон придает особую разборчивость текста в вокале и насыщенность вокала (хрипотца, звуки ть, ди, к).
5) Посмотрите на амплитуду сигнала. Посмотрите, какие самые громкие границы вы хотите обрезать, чтобы вокал был максимально ровный. Ровный вокал - половина успеха. На шкале размаха амплитуды в децибелах определите, до какого уровня будем убирать слишком громкие вершины. Теперь воспользуемся "Жестким лимиттером" (Effects > Amplitude and Compression > Hard Limitter).


На рисунке достаточно информативно изображено как он работает.
6) Нормализуйте звук (Effects > Amplitude and Compression > Normalize)
до -4 дБ (или вообще по вкусу как нравится, но желательно, чтобы эта цифра была ниже чем -1 дБ).

Думаю, что описана главная стадия обработки вокала на скорую руку. Результат получится очень удовлетворительным. Всегда надейтесь на свои уши. Данная технология может быть оспорена, но она неплохо работает. Я не настаиваю на том, чтобы вы принципами такой обработки пользовались. Предоставляю материал, записанный этим методом.

Делайте как мы, делайте лучше нас. Все предложения в комменты. Спасибо за внимание.

Обработка звука в Adobe Audition включает в себя различные действия, которые улучшают качество воспроизведение. Достигается это за счет устранения различных шумов, стуков, шипения и т.п. Для этого в программе предусмотрено немалое количество функций. Давайте посмотрим каких именно.

Добавляем запись для обработки

Первое, что нам необходимо сделать после запуска программы — добавить существующую запись или же создать новую.

Чтобы добавить проект, нажимаем на вкладку «Multitrack» и создаем новую сессию. Нажимаем «Ок» .

Для добавления композиции, необходимо перетащить ее мышью в открытое окно трека.

Для создания новой композиции нажимаем на кнопку «R» , в окне редактирования трека, а затем включаем запись при помощи специальной кнопки. Видим, что создается новая звуковая дорожка.

Обратите внимание, что она начинается не сначала. Как только вы остановите запись (кнопка с белым квадратом возле записи) ее легко можно передвинуть при помощи мыши.

Удаляем посторонние шумы

Когда необходимая дорожка добавлена, можем приступать к ее обработке. Нажимаем на ней два раза и она открывается в удобном окне для редактирования.

Теперь удалим шумы. Для этого выделяем необходимую область, на верхней панели жмем «Effects-Noise Reduktion-Capture Noice Print» . Этот инструмент применяется в случаях, когда шум нужно убрать в отдельных частях композиции.

Если же, необходимо избавиться от шума на протяжении всей дорожки, тогда используем другой инструмент. Выделяем всю область при помощи мыши или нажатием сочетаний клавиш «Ctr+A» . Теперь жмем «Effects-Noise Reduktion-Noice Reduction process» .

Видим новое окно с многочисленными параметрами. Оставляем автоматические настройки и нажимаем «Apply» . Смотрим, что получилось, если нас не устраивает результат, можно поэкспериментировать с настройками.

Кстати, работа с программой при помощи горячих клавиш, значительно экономит время, поэтому не лишним будет их запоминать или выставлять собственные.

Сглаживание тихих и громких тонов

Во многих записях встречается наличие громких и тихих участков. В оригинале это звучит грубовато, поэтому откорректируем этот момент. Выделяем всю дорожку. Заходим в «Effects-Amplitude and Compression-Dinamics Processing» .

Открывается окно с параметрами.

Переходим во вкладку «Settings» . И видим новое окно, с дополнительными настройками. Здесь, если только вы не профессионал, лучше сильно не проводить эксперименты. Выставьте значения в соответствии со скриншотом.

Не забываем нажимать «Apply» .

Обработка более четких тонов в голоса

Для того, чтобы воспользоваться данной функцией, снова выделяем дорожку и открываем «Effects-Filter and EQ- Graphic Eqalizer(30 bands)» .

Появляется эквалайзер. В верхней части выбираем «Lead Vocal» . Со всеми остальными настройками необходимо экспериментировать. Все зависит от качества вашей записи. После того как настройки окончены, жмем «Apply» .

Делаем запись громче

Зачастую все записи, особенно сделанные без профессиональной аппаратуры, довольно тихие. Для увеличения громкости до максимального предела идем в «Favorites-Normalize to -1 dB» . Инструмент хорош тем, что выставляет максимально допустимый уровень громкости без потери качества.

Еще, звук можно регулировать вручную, при помощи специальной кнопки. При превышении допустимой громкости, могут начаться звуковые дефекты. Этим способом удобно громкость уменьшать или слегка корректировать уровень.

Обработка областей с дефектами

После всех этапов обработки, в вашей записи по прежнему могут оставаться некоторые дефекты. Вам необходимо при прослушивании записи, выявить их и нажать на паузу. Затем, выделяем этот фрагмент и с помощью кнопки, которая настраивает громкость, сделаем звук тише. Лучше это делать не до конца, т.к данный участок будет сильно выделяться и звучать неестественно. На сриншоте видно как уменьшился участок дорожки.

Существуют еще и дополнительные способы обработки звука, например при помощи специальных плагинов, которые нужно скачивать отдельно и встраивать в Adobe Audition. После изучения базовой части программы можно самостоятельно отыскать их в интернете и потренироваться в обработке различных треков.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows