Водные каналы крыма на карте. Карты и схема канала. — В каких условиях работали

Водные каналы крыма на карте. Карты и схема канала. — В каких условиях работали

02.04.2019

Строительство Северо-Крымского канала

Самым крупным и значимым из реализуемых сегодня инфраструктурных объектов в Крыму, конечно, является мост и его железнодорожные и автомобильные продолжения на обоих берегах Керченского пролива . Детальная проработка проекта была начата ещё в царское время: к 1910 году были выработаны ряд конкретных предложений, причём более перспективным считалось именно современное тузлинское направление. Революция и гражданская война подорвали экономический и людской потенциал страны, отодвинув Россию на десятилетия в прошлое. В новой исторической реальности появление моста стало возможно только сейчас как радикальная мера для создания транспортного коридора в Крым, ставший по сути островным.


За нынешними выдающимися свершениями плохо видятся достижения прежних поколений, тем более ставшие привычными или потерявшие свою значимость в новых условиях. К таковым следует отнести Северо-Крымский канал , доставлявший до 2014 года днепровскую воду в засушливые районы Крыма. Путешествуя по северной части полуострова на автомобиле, путник почти постоянно наблюдает бетонное русло этой колоссальной водной артерии, искусственные водоёмы, мосты, дамбы и насосные станции. И это неслучайно: инфраструктура региона во многом создавалась вместе с каналом, для его сооружения.

Хотя сам канал работал обычно в сезонном режиме (примерно с сентября по март вода не подавалась и проводились профилактические работы), в мае он был всегда заполнен водой. Сейчас же на севере Тавриды приходится наблюдать забитые перекати-полем и буйной растительностью каналы, на бетонных стенах которых нанесены диссонирующие надписи: “Купаться запрещено”, “Лов рыбы запрещён” или “Ныряние с моста опасно!”.

Лишь ближе к Восточному Крыму, за Джанкоем, в русле канала появляется вода — это ресурсы местных рек и подземных источников. Прежде всего, речь идёт о переброске воды в канал через построенный в 2014 году гидроузел речки Биюк-Карасу для снабжения Судака, Феодосии, Ленинского района и Керчи. К югу от Новоивановки к Владиславовке и далее на Керченский полуостров сейчас можно видеть и вовсе полный до краёв канал.


Любопытно, что в обычно засушливом северном Крыму после присоединения к России уже третий год вёснами наблюдается непривычно обильное выпадение осадков. Вот и в последние дни по всему полуострову не прекращаются дожди — это не может не радовать, ведь они наполняют местные водохранилища живительной влагой. Возможно, такое заметное изменение климата как-то связано с прекращением поступления днепровской воды по каналу — старожилы говорят, что до введения в действие искусственной водной артерии обильные осадки в Крыму были нормой.

По словам спикера крымского парламента Владимира Константинова , Крым оказался в выигрыше оттого что Украина перекрыла Северо-Крымский канал. Мониторинг состояния окружающей среды, который провели два года спустя показал, что экологическая ситуация на полуострове стала благоприятнее.

- Перекрытие Северо-Крымского канала не нужно воспринимать как некую трагедию , цитирует Владимира Константинова РИА Новости (Крым) . - Для нас это даже выгодно, поскольку канал не был оборудован по современным технологиям для транспортировки воды. Живительная влага проходила через всю Украину и загрязнялась промышленными отходами, что отражалось на её качестве .

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Решение о строительстве Северо-Крымского канала было принято ещё до революции, в 1916 году, но вернуться к реализации проекта наша страна смогла лишь после Великой Отечественной войны, в 1950 году, когда было принято решение о строительстве Каховской ГЭС, Южно-Украинского и Северо-Крымского каналов. К сооружению последнего приступили через 11 лет, по завершению проектно-изыскательных работ и разминированию обширной территории. Для возведения канала по комсомольским путёвками прибыло 10 тысяч молодых строителей и задействовано 2 тысячи единиц различной техники, включая специально разработанные машины.


Уже в 1963 году первая днепровская вода от Каховского водохранилища поступила в Крым. Вначале русло канала большей частью было земляным, что приводило не только к большим транзитным потерям, но и вызвало повышение уровня грунтовых вод и, как следствие, засолению прилегающих территорий. В конечный пункт, Керчь, днепровская вода поступила в 1975 году.

Северо-Крымский канал стал стройкой века во всесоюзном масштабе: он включает около сотни крупных гидротехнических сооружений, протяжённость основного бетонного русла превышает 400 километров, а с учётом широких разветвлений, включая подземные участки и акведуки, длина всей оросительной системы достигает 11 тысяч километров. Насосные станции способны прокачивать до 500 кубометров в секунду, поднимая воду на высоту от 10 до 105 метров для дальнейшего естественного спуска.


Помимо собственно технических сооружений возводились целые жилые микрорайоны, разрастались города, развивалось сельское хозяйство, разбивались обширные рисовые плантации, появилась отрасль рыбоводства, строились асфальтовые дороги и прочие коммуникации, включая электроснабжение. Вдоль русла были насажены лесополосы для укрепления берегов, защиты канала от солнца и горячих ветров. Без преувеличения, эта стройка полностью преобразила Крым, улучшила условия жизни и многократно увеличила урожайность благодаря 7 крупным оросительным системам. Открылись возможности и для развития промышленности: были построены градообразующие предприятия.

За 30 лет в ходе непрекращающейся стройки с применением многих новых и уникальных технологий были завершены две основные очереди строительства канала, а в ранний период украинской независимости к 1997 году едва смогли закончить третью из шести запланированных. В том же году было прекращено строительство линии до Евпатории в рамках четвёртой очереди, хотя на её завершение требовались незначительные средства.


В дальнейшем столь крупное сооружение со сложной инфраструктурой едва поддерживалось в рабочем состоянии и приходило в упадок, так как его существование тесно связано с успешной работой сельскохозяйственных и промышленных предприятий края, которые массово закрывались или разорялись. Запущенное состояние объектов, оборванные линии коммуникаций, полностью уничтоженная система лотков, исчезнувшие с полей тысячи дождевальных машин, разграбленное оборудование насосных станций, заросшее местами русло — всё это многие годы свидетельствуют о гибельном состоянии самого длинного канала в Европе и третьего в мире.

А в нынешних условиях, когда Украиной, в точном соответствии средневековому варварству, прекращена подача воды, судьба этого выдающегося сооружения становится ещё более трагичной. Если при осуществлении текущих ремонтов, которые толком не производились в последние десятилетия, канал должен был бы просуществовать не менее 100 лет, не требуя серьёзных капитальных работ, то сегодня, при отсутствии в его северных частях воды и закономерном сокращении персонала (4 тысячи человек — в 2013 году), срок жизни значительно сократится. При дефиците поступаемой с гор и добываемой из недр воды, её транспортировка со значительными потерями по открытому каналу выглядит малопривлекательной, и в дальнейшем многие участки наверняка будут заменены трубопроводами.


Крымский производственный рыбокомбинат и другие зависевшие от канала рыбопитомники по сути прекратили свою деятельность. Закрыты и рисовые хозяйства, потреблявшие 60 % днепровской воды и окупавшие содержание канала, покрывая до 90 % потребностей населения Украины в этом продукте питания. Капельное орошение позволяет сохранить выращивание некоторых сельскохозяйственных культур. Для оценки бедственного положения ирригации в Крыму достаточно сказать, что объём воды для орошения сократился за два года с 700 до 17,7 млн куб. м. Хозяйственно-питьевое водоснабжение населённых пунктов особо не пострадало: ранее от 13 до 20 % всего объёма потребляемой Крымом воды приходилось на местные источники, которые сегодня используются гораздо эффективнее благодаря ряду новых гидротехнических сооружений и дополнены артезианскими источниками, обеспечивающими треть общего водозабора.


Весьма вероятно, что в недалёком будущем Северо-Крымский канал сможет снова полноценно выполнять свои функции. Поэтому необходимо создать все возможные условия для консервации грандиозного комплекса и наилучшего сохранения его объектов.

Архивные фото предоставлены “Крымским музеем мелиорации”

Пару лет назад Северный Крым пересекал пустой, почти полностью высохший бетонный желоб. Ныне в нем снова плещутся волны. Полвека назад Северо-Крымский канал принес жизнь в засушливые степи. Его строили всем миром. На шестом десятке ему пришлось пережить трудные времена. Но он справляется, продолжая снабжать крымчан водой.

Где находится Северо-Крымский канал на карте?

Он начинается в Украине, ответвляясь от реки Днепр в районе городов Таврийск и Новая Каховка. Минуя Чернявку, Брилевку, Каланчак и Бабенковку, заходит в Крым около города . На Тавриде Северо-Крымский канал протекает по Армянскому, Красноперекопскому, Джанкойскому, Нижнегорскому, Советскому, Кировскому и Ленинскому округам. Заканчивается он, немного не доходя до Керченского водохранилища, возле сел Станционное, Зеленый Яр и Новониколаевка.

История появления: всесоюзная стройка

Центральная часть Крымского полуострова была засушливой всегда. Еще в 1833 г. Х. Стевен (основатель ) высказал идею о целесообразности подведения сюда днепровской воды. Однако технический уровень того времени делал работу практически невозможной. Проект одобрили в 1916 г., но не смогли осуществить из-за дальнейших событий – все время находились более актуальные проблемы.

Официальное решение о строительстве Северо-Крымского канала было принято на уровне руководства СССР в 1950 г., но сами манипуляции начаты лишь 10 лет спустя – сложный план требовал времени на разработку. Наконец в начале 1961 г. стройка началась: 10 тыс. комсомольцев-добровольцев съехались сюда со всей страны. Оборудование и материалы слали не только Прибалтика, Биробиджан, Архангельск, но и Чехословакия, и даже ГДР.

Процесс шел трудно уже хотя бы потому, что на линии возведения осталось множество неразорвавшихся боеприпасов времен Великой Отечественной. В первом отряде строителей шли саперы, за ними археологи – бросить культурные ценности на произвол судьбы никто не решился.

Сложно точно назвать дату, когда построен канал. В 1963 г. впервые живильная влага с Днепра пошла в . В 1971 г. началось снабжение , в 1975-м – . Первую очередь сдали в эксплуатацию в 1978-м, вторую – в 1990-м. Но основание продолжались и позже, поскольку объект представляется не один, а являет собой сложную систему с ответвлениями и соединительными руслами.

Задержки нередко объяснялись проектными ошибками – потери подаваемой жидкости были очень значительными. Устранение недостатков требовало времени. Всего до сегодня завершено четыре строительные очереди. До распада СССР канал носил имя Ленинского комсомола – в честь юных строителей.

Европейский рекорд

Северо-Крымский канал является самым длинным из подобных сооружений в Европе – длина основного русла превышает 402 км, а общая протяженность всех трубопроводов и ответвлений – 11000 км. Глубина тоже впечатляет – до 7 м, а ширина
– до 150 м, при полной мощности он способен давать до 380 куб. м в секунду.

Хотя рассматриваемый объект не решил всех сложностей с водоснабжением Крыма, угроза засухи практически была ликвидирована. Вода из Днепра позволила развивать на севере и в центральных районах Тавриды ирригационное земледелие и даже выращивать рис (рисовые поля надо полностью заливать). Северо-Крымский канал был способен обеспечить до 85% потребности п-ова Крым в водных ресурсах.

Для отдыха канал малопригоден – значительная его часть забрана в бетон ради профилактики потерь. Однако после строительства главный поток был зарыблен, рыбалка тут стала обычным явлением. В нем ловили окуня, щуку, карася. Платить за это не приходилось даже после прихода рыночной экономики.

Канал успешно выполнял свое назначение, хотя специалисты и говорили о необходимости ремонтных работ (бетон не вечен) и обустройства фильтров (качество днепровской воды в последнее время оставляло желать лучшего). Но засух не было, а крымский рис потреблялся не только крымчанами.

Современные проблемы канала

Потом многое изменилось. Теперь на территории Херсонской области, к неудовольствию ее жителей, русло канала перекрывают нагромождения мешков с землей и бетонных блоков.
Строится и более надежная, промышленная задвижка. На территории Крыма два года назад он был почти сухим. Из-за сооружения дамбы пострадал – водные излишки хлынули туда.

Но проблема решается. Теперь значительная часть оросительной системы Северо-Крымского канала заполняется и водохранилищами, . Количество воды увеличивается за счет вложения средств в ее задержание и модернизацию распределяющих и насосных станций. Строители вспоминают, что во время работы им неоднократно приходилось наталкиваться на подземные источники и резервуары. Сегодня идет активная их разведка, так что скоро канал смогут наполнять подземные ключи.

Рис в Крыму сейчас не выращивают. Но земледелие полуострова живо, а питье в подается регулярно. Северо-Крымский канал ныне не может дать 85% воды для Тавриды, но и не простаивает даром. Уже и рыбаки снова присматриваются к нему. Хотя сегодня активно разрабатываются другие проекты обеспечения края пресной водичкой, от уже имеющейся системы отказываться никто не собирается.

Все же есть надежда, что современные проблемы Северо-Крымского канала уйдут-таки в прошлое и самая длинная рукотворная река Европы продолжит делать свое доброе дело. Крым может жить без канала, но с ним все-таки лучше.

Первая очередь Северо-Крымского канала предназначалась не только для обеспечения орошения, но и для водоснабжения. Поэтому по пути магистрального канала были построены новые водохранилища или реконструированы уже существовавшие для водоснабжения сельских населённых пунктов, а также городов Старый Крым, Судак, Феодосия и Керчь. В 1971 г. было сдано в эксплуатацию Феодосийское водохранилище объёмом 15,37 млн. м³ для водоснабжения Феодосии, Судака и сельских населённых пунктов. Существовавшее до реконструкции Феодосийское водохранилище заполнялось водами маловодной б. Ближняя (Песчаная), и его объём составлял всего лишь 1,13 млн. м³ .

В 1972 году у пгт Ленино была завершена реконструкция Ленинского водохранилища (бывш. Юз-Макское). Это водохранилище начали строить ещё в 1940 г. в ущелье Юз-Мак, образованном в месте прорыва рекой Самарли Парпачского хребта. Прерванные войной работы были завершены в 1948 г. методом народной стройки. Но водохранилище практически не наполнялось. После реконструкции с подключением к Северо-Крымскому каналу его объём достиг 7,7 млн. м³ . Сейчас водохранилище используется для водоснабжения Ленинской и Фронтовой систем водоснабжения, а также подпитки Сокольского группового водопровода.

Строительство первой очереди Северо-Крымского канала было завершено в конце 1975 г. вводом в эксплуатацию построенного в естественной котловине Станционного (Керченского) водохранилища для водоснабжения Керчи. Отсюда мощные насосы поднимают днепровскую воду на 53 м и подают её в Керчь. Станционное водохранилище эксплуатируется в каскаде с построенным в балке Зелёный Яр Зеленоярским водохранилищем, сданным в эксплуатацию также в 1975 г., и наполняемым днепровской водой из Северо-Крымского канала.

В 1978 г. было построено в балке Курпеченская у села Фронтовое Фронтовое водохранилище, эксплуатируемое в каскаде со Станционным и Зеленоярским водохранилищами. Фронтовое водохранилище является одним из крупнейших наливных водохранилищ (объём 35 млн. м³ ).

С 1977 по 1981 гг. велась реконструкция, Старо-Крымского водохранилища, построенного в 1952–1957 гг. на р. Чорох-Су. После реконструкции в водохранилище аккумулируются не только воды реки, но и воды Северо-Крымского канала, подача которых зависит от водности года. В нижнем течении реки Самарли, севернее пересечения реки Северо-Крымским каналом, в естественной котловине было построено Самарлинское водохранилище для водоснабжения города Щёлкино.

В апреле 1977 г. началось строительство второй очереди Северо-Крымского канала. Проектом предполагалось строительство наливных водохранилищ для обеспечения водой Симферополя, Севастополя и курортов Южного берега Крыма . Но из планируемых водохранилищ было построено только Межгорное водохранилище для водоснабжения Симферополя и Севастополя. Это самое крупное из наливных водохранилищ Крыма .

Конечно, по масштабам России Крымские водохранилища небольшие, но они выполняют важнейшую функцию, обеспечивая засушливый регион питьевой водой и водой для орошения полей и садов.

Водохранилища, выполняющие функции источников питьевой воды закрыты для рыбной ловли, хотя на некоторых из них этот запрет - формальность. Из объектов спиннинговой ловли: судак, щука, окунь, голавль, форель (последние два вида рыб водятся только в некоторых из них, например в Партизанском водохранилище).

История строительства Северо-Крымского канала

Впереди археологов и строителей шли саперы, обезвреживающие снаряды


Построеный всем СССР и с риском для жизней Северо-Крымский канал перекрыт Киевскими властями ().

Более полувека назад в Крым пришла днепровская вода. А перед этим, 17 октября 1963 года, в районе Армянска произошел взрыв. Рабочие подорвали перемычку, сдерживающую «большую воду», которая дала новый толчок развитию неселенных пунктов и сельского хозяйства автономии.


Влага, которой так не хватало Крыму, пошла в сотни колхозов, города, села и поселки. Северо-Крымский канал строили в три очереди - с 1961-го по 1978-й, с 1977-го по 1990-й и с 1985-го по 1997 гг. Планировалось охватить оросительной системой весь полуостров, но в 1997-м работы заморозили из-за недостатка средств. Для реализации всего проекта не хватило всего 23 млн гривен. Поэтому до Евпатории ветку канала так и не довели. Но днепровская вода в город все равно дошла по водоводу из Сак.

«Вести» нашли ветеранов строительства канала и узнали подробности большой стройки.


На первых этапах землю копали вручную.


ОШИБКА В ПРОЕКТЕ


Один из мастеров строительства, 80-летний Николай Карнаух, в числе первых начал рыть канал. «До запуска артерии вокруг Красноперекопска, кроме перекатиполя, ничего не росло. И когда комиссия решала, нужно ли строить канал, ее привезли в этот район. Тогда все вопросы и отпали», - вспоминает ветеран стройки. Не обходилось на строительстве без ЧП: «Однажды выкопали траншею 2,5 метра, но никто не увидел, как бригада спустилась туда работать, а тут пришла днепровская вода, и стенки обвалились, один человек погиб. Уже после строительства в проекте была обнаружена ошибка - при пробах грунта под Красноперекопском нашли гипс. От воды он растворился - и канал прорвало. Это было ЧП государственного масштаба. Потом эти участки около семи лет ремонтировали: делали дренажную систему, затягивали пленкой», - вспоминает Карнаух.


После ЧП около семи лет делали дренажную систему канала. Фото: Музей Северо-крымского канала.


КОПАЛИ ПО МИНАМ


Людмила Овсянникова, которая сейчас заведует музеем Северо-Крымского канала, во время строительства работала в отделе капитальной планировки: «Нам нужно было так спланировать площадь, чтобы вода под определенным уклоном шла и равномерно распределялась на поля. Можно сказать, я собственными руками создавала оросительную систему Крыма. Буквально на каждом шагу строителей подстерегала опасность, поскольку со времен войны осталось в земле столько боеприпасов, что только за один год было извлечено более пяти тысяч снарядов. Поэтому впереди археологов и строителей шли саперы. Бывало, снаряды взрывались, выводили из строя технику, но о ЧП особо не распространялись, поэтому количество жертв неизвестно», - делится женщина.


При строительстве использовали самую современную на то время технику . Фото: Музей Северо-крымского канала.


А вот Александр Новальнев, работавший фотокорреспондентом газеты «Строитель канала», вспоминает, что при строительстве третьей очереди канала выяснилось, что и своей воды в Крыму было много. «В Черноморском районе начали рыть котлован для насосной станции, и вдруг из-под земли ударил мощный источник воды. Какой-то работник залез по пояс в воду, подошел к этой бреши и начал ее затыкать, чем придется. После этого вода остановилась, ее откачали и срочно залили бетоном. А я в этот момент стоял рядом с Героем соцтруда Николаем Слипченко. Он смотрит и говорит: «Вот у меня недавно ведро оторвалось в колодце. Так его нашли аж в Керкинитском заливе через несколько дней. А узнали, что это именно то ведро, по маркировке - там каждая вещь была подписана. Это говорит о том, что в степном Крыму под землей целые реки текли», - рассказывает журналист.


Дмитрий Востриков
Источники - http://vesti.ua/

Несмотря на то что Украина и Россия так и не смогли договориться о пуске днепровской воды в Крым , без живительной влаги полуостров не остался. В Северо-Крымский канал все-таки дали воду, причем за счет местных ресурсов!

Сейчас канал заполняется за счет Белогорского водохранилища и реки Биюк -Карасу , - рассказал «КП » эксперт в области водоснабжения, депутат Госсовета Крыма Эдип Гафаров . - Вода через Нижнегорский, Кировский и Советский районы поступает в Феодосию, Судак и Ленский район. Нехватка воды здесь наиболее серьезная. Эти районы всегда "питались" за счет Днепра .

Проблемы с водоснабжением в Феодосии и Судаке - не только из-за перекрытия украинских шлюзов, но и из-за изношенности водопроводов. Местные жители недополучают до 40-50 процентов воды. Потери в этих регионах самые большие по Крыму. Но цены на тарифы из-за этого не снижают, а, наоборот, повышают.

Представьте, насколько возрастает тариф, если перекачано два кубометра воды, а до потребителя дошел только один, - говорит первый зампред Госкомитета по ценам и тарифам РК Юрий Новосад . - Затраты же на электроэнергию, эксплуатацию сетей не уменьшаются.

Вода в эти районы будет поступать до тех пор, пока в Белогорском водохранилище есть запасы. А они, кстати, не такие уж и большие. Водохранилище сейчас заполнено примерно на треть, там порядка 18 миллионов кубометров.

С начала апреля батальон трубопроводных войск приступит к строительству водопровода к Север-Крымскому каналу. Фото: архив "КП".

Выход крымские власти видят в использовании подземных рек, запасов которых, по предварительным подсчетам, может хватить на 50 лет. Чтобы использовать их, к Северо-Крымскому каналу нужно проложить трубопроводы. Строительством займутся военные из других регионов, которых Минобороны присылало на полуостров в прошлом году. Планируется, что по трубопроводу в канал из артезианских скважин в сутки будет поступать порядка тысячи кубометров воды. Трубопровод в первую очередь обеспечит влагой Керчь , Феодосию и Судак.

На полуострове будут развернуты 48 временные линии полевых магистральных трубопроводов общей протяженностью около 372 километров, - сообщил замминистра обороны РФ Дмитрий Булгаков . - Первые 48 километров будут развернуты уже в начале апреля.

Кстати, личный состав трубопроводных батальонов насчитывает 500 военнослужащих и порядка 200 единиц спецтехники.

Проблему отсутствия воды для полива также планируют решать за счет бурения скважин. Но пока что ресурсов для этого недостаточно, поэтому в этом году в Крыму снова отменили посев риса и кукурузы.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows