Примеры использования директивы org avr ассемблера. Программирование в машинных кодах и на языке ассемблера. Программирование работы с дисплеем

Примеры использования директивы org avr ассемблера. Программирование в машинных кодах и на языке ассемблера. Программирование работы с дисплеем

15.03.2019

Международная образовательная сеть англ.: LINK, Learning international network http://www.ou link.ru/​link/​ англ. ЛИНК личные инвестиционные капиталы личный инвестиционный капитал в названии проекта «ЛИНК менеджмент» (УК «Альфа… … Словарь сокращений и аббревиатур

линк - сущ., кол во синонимов: 3 адресок (4) гиперссылка (2) ссылка (20) Словарь синонимов A … Словарь синонимов

Линк - д р, автор кн. о морских купаньях (Одесса, 1871), († 1882?). {Венгеров} … Большая биографическая энциклопедия

линк - (анг. link) 1. микробранова врска, насочена радиокомуникациска врска што се остварува со насочен сноп електромагнетно зрачење меѓу две параболични антени 2. комп. а) поврзување на два фајла или на група податоци така што промените извршени во… … Macedonian dictionary

Линк Рей - Link Wray Полное имя Фред Линкольн Рей Дата рождения 2 мая 1929 Место рождения Данн, Северная Каролина … Википедия

Линк (значения) - Линк: Линк устаревшая единица измерения. Люди Линк, Иоганн Генрих Фридрих (нем. Johann Heinrich Friedrich Link, 1767 1851) ботаник. Линк, Каролина (*1964) немецкий режиссёр, снявшая получивший «Оскара» фильм «Нигде в Африке».… … Википедия

Линк (фильм - Линк (фильм, 1986) У этого термина существуют и другие значения, см. Линк (значения). Линк Link Жанр триллер Режиссёр Ричард Франклин … Википедия

ЛИНК Каролина - (Caroline Link) (р. 2 июня 1964, Бад Наугейм, севернее Франкфурта на Майне, Гессен), немецкий кинорежиссер. Искусству делать кино Каролина Линк обучалась в 1986 1991 годах в Академии телевидения и кино в Мюнхене. Ее первый полнометражный фильм… … Энциклопедия кино

ЛИНК Михаил - ЛИНК Михаил, композитор. 1993 СТАРЫЕ ПЛАСТИНКИ композитор 1993 ТРАМ ТАРАРАМ, или БУХТЫ БАРАХТЫ вокал 1993 ЦЫГАНСКИЙ ОСТРОВ (см. ЦЫГАНСКИЙ ОСТРОВ) композитор 1994 ХАГИ ТРАГГЕР композитор 1998 ОТРАЖЕНИЕ композитор … Энциклопедия кино

Книги

  • Ложь без спасения , Линк Ш.. Романы Шарлотты Линк регулярно занимают первые места в списке бестселлеров еженедельника "Шпигель", главного СМИ Германии и Евросоюза, а общее число проданных книг превысило… Купить за 359 руб
  • Незнакомец , Линк Ш.. Романы Шарлотты Линк регулярно занимают первые места в списке бестселлеров еженедельника "Шпигель", главного СМИ Германии и Евросоюза, а общее число проданных книгпревысило 30 миллионов. В…

Очень часто в современной сети можно встретить сленговое выражение «линк». Использоваться оно может в любом контексте, например, «дай линк» или «линк битый». О том, что такое линк и пойдет речь в статье.

Происхождение слова и его определение

Слово произошло от английского link — "связывать", "соединять". В самом простом случае оно означает обыкновенную ссылку, которая содержит в себе адрес сайта или раздела веб-страницы. Более точное определение для линка в Интернете — гиперссылка.

Она может быть добавлена практически к любому элементу сайта. Кнопки, переключатели, картинки, слова в тексте — все это может содержать гиперссылку. Тот факт, ссылается ли элемент на другой объект, можно судить по тому, как ведет себя курсор мыши над ним. Если он превратился в руку с указательным пальцем, значит линк имеется.

Конечно, такой внешний вид используется по-умолчанию. Однако, некоторые сайты могут видоизменять его по своему усмотрению. Такой подход используется редко и был актуален на заре разработки, когда многие только осваивали возможности html, добавляя на свой сайт все новые и новые украшательства.

Из чего состоит линк?

В данном примере первая часть — это протокол доступа. Здесь используется http, что означает метод передачи гипертекста. Этот протокол является основным для обмена данными между браузером и сервером. Его расширение - https - означает, что соединение по нему защищено шифрованием.

Для передачи данных на сервер может использоваться и тип Он именно для этого и был создан. Применяется он, в основном, для заливки файлов на удалённый сервер. Ссылка может выглядеть примерно так: ftp://www.site.ru/catalog/index.html.

После ftp:// идёт имя сайта. Например, mail.ru, google.ru. Далее следует раздел сайта, который, по сути, может представлять реально существующий каталог на сервере. Последним пунктом может быть конкретный адрес страницы. В данном случае — index.html. Именно на ней и размещён весь необходимый код для отображения, который понятен браузеру. На многих сайтах ссылки могут генерироваться автоматически системами управления контентом. Поэтому последняя часть может не отображаться.

Что такое линк на одном сайте

Линки или ссылки могут быть внутренними. К примеру, для навигации по разделам используются именно они. Как правило, такой линк относительный и может не иметь части с протоколом и именем. Например: /catalog/index.html. Это означает, что браузеру нужно искать файл index.html в каталоге catalog, корневой папки сайта.

Любое меню сайта, в котором расположены разделы, имеют внутренние линки для перехода в них.

Что такое линки почты?

Почтовый линк создан таким образом, чтобы при нажатии по нему, автоматически открывалась специальная программа для работы с сообщениями. После её запуска, адрес, указанный в ссылке, сам подставится в поле «кому». Выглядит она, в большинстве случаев так: [email protected]. То есть, по сути просто адрес электронной почты. Преобразование линка, сервисы производят автоматически, добавляя к коду слово «mailto:».

Или же это можно сделать вручную в html странице: <a href="mailto:[email protected]">. Здесь можно добавить любую фразуa >. Таким образом, получится, что под выражением будет размещена почтовая ссылка. Это сделано скорей для эстетики. Например можно написать на свое сайте «Отправьте мне письмо» и под этот текст вставить свой адрес электронной почты.

Заключение

В статье было рассмотрено, что такое линк и приведено несколько его примеров. Однако нередко линк используется и в других смежных с Интернетом сферах. Его также могут задействовать сетевики, придавая ему значение существования соединения. К примеру: «линк есть», что значит, подключение доступно.

Поэтому, это, скорее, жаргонное слово, и более уместно использовать вместо него термин «ссылка».

Одним из важнейших элементов этой части книги являются примеры программ в машинных кодах и на языке АССЕМБЛЕРа. В распечатках этих программ нам придется употреблять так

называемые ДИРЕКТИВЫ АССЕМБЛЕРа и сейчас, наверное, самое удобное время для того, чтобы дать представление о том, что это такое.

Мы рассмотрим следующие директивы: ORG, EQU, DEFB, DEFW, DEFM и END, но прежде чем начать их рассмотрение, надо твердо для себя понять:

1. Директивы АССЕМБЛЕРа не являются командами процессора Z8 0 и в этом смысле отношения к машинному коду Z8 0 не имеют.

2. АССЕМБЛЕР - это программа, которая переводит (транслирует) текст, написанный Вами в виде мнемоник в объектный код, являющийся машинным. И эти директивы АССЕМБЛЕРа - это некоторые команды ассемблирующей программе. Они не транслируются и в объектный код не войдут, но упростят Вам написание, и самое главное - чтение программы, записанной в мнемониках.

3. Программ-АССЕМБЛЕРов существует великое множество и каждая из них может иметь свои собственные директивы. Они могут иметь и одинаковые директивы, но предъявлять разные требования к их употреблению. Одним словом, конкретно способы использования директив АССЕМБЛЕРа Вам надо устанавливать по инструкции к ассемблирующей программе, которой Вы пользуетесь (напр. EDITAS, GENS 3, GENS 4, ZEUS и т.п.). И хотя стандартов не существует, тем не менее некоторые основополагающие понятия все же выделить можно, вот на них-то мы и остановимся.

3.1. Комментарии.

Мы начнем с самого простого - с комментариев. Они записываются после символа ";" (точка с запятой) .

Вам, конечно понятно, что все, что является комментариями, АССЕМБЛЕРом в машинный код не компилируется - это ни к чему. Они служат только для того, чтобы Вам было удобнее разбираться с листингом, который составил кто-то другой или Вы сами, но давным-давно.

Например:

10 60001 LD E,A 2 0

Как видите, строка может

; Загрузили в регистр E содер-; жимое аккумулятора. ; Уменьшили его на единицу.

остоять только из комментария.

Метки.

Метки значительно упрощают написание программ в мнемониках АССЕМБЛЕРа. В операциях перехода JP, JR, DJNZ, вызова подпрограмм CALL Вы можете не указывать адрес, в который Вы хотите совершить переход, а вместо него подставить метку. С другой стороны, когда будете писать команды для этого адреса, подставите метку и там, Например:

10 60001 BEGIN LD B,0 4

20 60003 AGAIN INC HL

40 60005 DJNZ, AGAIN

3.2.

250 260 270

60110 60111 60113

LD A,(HL) CP 80H JR NZ,BEGIN

Как видите, очень удобно. Сразу видно, что из строки 40 возврат осуществляется к метке AGAIN, если регистр B не достиг нуля. Из строки 270 возврат осуществляется к метке BEGIN.

Определенно имеет смысл выбирать для метки такое имя, которое соответствовало бы смыслу исполняемой операции - это облегчает чтение и понимание листинга программы.

При компиляции ассемблирующая программа сама подсчитает величины необходимых смещений в командах процессора и подставит их вместо меток. Так, например, в строке 40 вместо DJNZ AGAIN в объектный код пойдет DJNZ FCH, что то же самое.

В предыдущем примере мы использовали метки очень ограниченно. Дело в том, что и обращение по метке и сама метка находились в одной и той же процедуре. А как быть, если Вы хотите обратиться к метке, которая находится в другой процедуре, которую Вы написали и откомпилировали еще вчера, а как быть, если Вам надо сделать переход к процедуре ПЗУ и Вы при этом хотите воспользоваться меткой? В этом случае Вам поможет директива EQU. Она присваивает метке числовое значение. Конечно, при компиляции эта директива никак в машинный код не преобразовывается, но если по тексту программы есть ссылки на эту метку, то вместо нее будет подставлено значение, взятое из директивы EQU.

Например, Вам в Вашей программе неоднократно приходится вызывать процедуры ПЗУ, скажем CLEAR (1EACH=7 8 52) и OUT-LINE (1856H=6230) . Тогда в начале Вашей программы Вы задаете

например назвав их CLEAR

директивой

значения своим меткам, н

и OUT L.

CLEAR

EQU 7 8 52

OUT L

EQU 62 3 0

LABEL

EQU 60016

выз

ываете эти

процедуры или

по метке.

60001

LD HL, (LABEL)

60004

LD BC, 0008

60007

LD DE, (04 52)

60010

CALL CLEAR

60013

CALL OUT L

60016

Сразу

должны Вас

предупредить,

примеры

с точки зрения

программной

примеры того, как используются те или иные директивы АССЕМБЛЕРа и если Вам нужен в примерах реальный смысл, то Вы его получите чуть позже, в последующих главах, где мы будем разбирать практические приемы программирования.

Давайте еще раз взглянем на предыдущий пример. В строке 30 мы засылаем в регистровую пару HL то, что содержится в адресе, на который указывает метка LABEL, а она, согласно директиве EQU указывает на адрес 60016.

Итак, в ячейках 60016 и 60017 содержатся некоторые данные, которые впоследствии могут использоваться программой. Эти данные Вы можете заслать в ячейки сами перед компиляцией. И совсем не надо для этого привлекать машинный код. Первоначальные значения в ячейках памяти Вы можете выставить с помощью директив DEFB, DEFW и DEFM.

DEFB - DEFINE BYTE - задать байт.

DEFW - DEFINE WORD - задать "слово" ("слово" - это два последовательно расположенных байта. Обычно это адрес.) DEFM - DEFINE MESSAGE - задать сообщение (это несколько подряд идущих байтов) . Обычно ассемблирующие программы накладывают ограничение на то, сколько байтов можно задать одной директивой DEFM, скажем не более пяти. Но Вас это не должно волновать. Если Вы хотите задать длинное сообщение, то можете ставить подряд столько строк DEFM, сколько хотите.

Итак, DEFB задает один одиночный байт (0...255) , DEFW -два подряд идущих байта (0...65535), а DEFM - группу подряд идущих байтов - текстовое сообщение, числовая таблица и т. п.

В нашем предыдущем примере, если мы хотим хранить в адресе 60016 и 60017 некоторое двухбайтное число, строку 80 следовало бы записать, например так:

80 60016 DEFW 5C92H

90 60018

Предположим, Вы хотите начиная с адреса 60135 хранить слово "Spectrum".

Код буквы "S" Код буквы "p" "e" "c" "t" " r "

"u" "m"

60135

60136

60137

60138

60139

60140

60141

60142

53H 7 0H 65H 63H 7 4H 72H 75H 6DH

DEFB DEFB DEFB DEFB DEFB DEFB DEFB DEFB

можете его задать парами байтов:

Но проще и правильнее задать его как сообщение:

60135 DEFM 5370656374 ; "Spect"

60140 DEFM 72756D ; "rum"

Есть особый случай при программировании на АССЕМБЛЕРе, когда текст программы тоже приходится вводить через DEFB или DEFM. Это случай, когда Вы пишете программу для встроенного калькулятора. Ведь ассемблирующая программа может перевести в машинный код мнемоники АССЕМБЛЕРа, но она ничего не знает о кодах калькулятора и не знает его мнемоник. Код калькулятора -это внутреннее "Синклеровское" дело, его интерпретацией

занимаются программы, размещенные в ПЗУ и к процессору и к его командам код калькулятора не имеет никакого отношения. Посему ввести команды калькулятору в ассемблирующую программу Вам удастся только как последовательность независимых байтов, т. е. через DEFB или DEFM.

Мы с Вами в первой части книги употребляли мнемонические обозначения команд калькулятора, типа add, stk_data s_lt и т. п., и писали их с маленькой буквы в отличие от команд процессора. Но делали это ранее и будем делать впредь только ради понимания и удобства записи. Программа-АССЕМБЛЕР таких мнемоник не знает, их нет в ее словаре.

Итак, с помощью DEFB, DEFW и DEFM задают начальные значения программным переменным, вводят в программу таблицы, сообщения и любые прочие последовательности данных, даже

графику, а также такие кодовые последовательности, которые ассемблирующая программа не понимает, как команды АССЕМБЛЕРа.

3.5. Директивы ORG, END.

Нам осталось рассмотреть две самые тривиальные директивы. Директива ORG объявляет адрес, начиная с которого будет ассемблироваться программа. Она должна быть первой директивой в исходном тексте, хотя в принципе, перед ней могут быть комментарии.

Вы обратили внимание на то, что в вышеприведенных примерах мы слева писали столбец адресов, в которых будут размещаться те или иные команды. Так вот, этого при программировании на АСЕМБЛЕРе делать не надо. Достаточно в самом начале дать директиву

10 ORG 63000

и далее ассемблирующая программа сама рассчитает в какой ячейке памяти будет находиться та или иная команда. Это очень упрощает процесс программирования. А если Вы внесете изменения в готовый текст, АССЕМБЛЕР сам подправит все адреса.

Директива END отмечает конец программы. Если после него что-то еще и будет стоять, то АССЕМБЛЕР при компиляции это проигнорирует.

Вот пожалуй и все, что для начала стоит знать о директивах АССЕМБЛЕРа. Это не все директивы, какие могут встретиться в жизни, да и правила их использования для разных АССЕМБЛЕРов -разные, но по большому счету этот минимум удовлетворит 90 процентов Ваших потребностей в информации, а остальное Вы должны почерпнуть из инструкции к тому АССЕМБЛЕРу, с которым работаете.

При написании программ на языке Ассемблер используются директивы, которые указывают компилятору положение программы в памяти, определяют макросы, инициализируют память и др. Список директив и их описание приведен в табл. 1.8. Запись всех директив начинается с точки. Кратко перечислим выполняемые директивами функции в каждом из сегментов.

Сегмент программы открывается директивой.CSEG. Если программа начинается с этого сегмента, директива может отсутствовать. В сегменте программы с помощью директивы.ORG можно указать начало сегмента.

Директива.DB в сегменте определяет один байт или группу байтов, констант, записываемых во Flash-память. Директива.DW определяет слово или группу слов, записываемых в память в качестве констант. Начало записи констант определяется меткой, стоящей перед соответствующей директивой. Перечисляемые константы разделяются запятыми.

Директива.DEF присваивает регистру символическое имя. Директивы.EQU, .SET присваивают значение имени. Имя, которому присвоено значение директивой.EQU, не может быть переназначено, и значение не может быть изменено. Имя, присвоенное директивой.SET, может быть изменено другой директивой.SET.

Директива.DEVICE определяет тип целевого микроконтроллера, который будет использован для выполнения программы. Наличие этой директивы подключает средства контроля инструкций программы по отношению к физическому устройству, предупреждая о невозможности выполнения некоторых инструкций, размеров используемой памяти и др.

Директива.INCLUDE с именем файла используется для включения в текст программы другого файла.

Таблица 1.8. Список директив

Директива

Описание

Резервировать байты в ОЗУ

Сегмент программы

Определить байт – константу во Flash-памяти или

Назначить регистру символическое имя

Определяет устройство, для которого компилируется

программа

Сегмент данных

Определяет слово во Flash-памяти или EEPROM

Конец макроса

Установить постоянное выражение

Сегмент EEPROM

Выход из файла

Вложить другой файл

Включить генерацию листинга

Включить разворачивание макросов в листинге

Начало макроса

Выключить генерацию листинга

Установить положение в сегменте

Установить для переменной эквивалентное выражение

Директивы.MACRO и.ENDMACRO обрамляют макроопределение. Макроопределение может иметь до 10 параметров с фиксированными именами @0,…,@9. При вызове макроопределения параметры задают в виде списка в порядке нумерации.

Сегмент данных начинается директивой.DSEG. В сегменте могут быть использованы директивы.ORG и.BYTE. Директива.BYTE определяет количество байтов, к которым будет производиться обращение при выполнении программы. Резервируемая область начинается по адресу, определяемому меткой перед директивой.

Сегмент типа EEPROM начинается директивой.ESEG. В сегменте могут быть использованы директивы.ORG, .DB, .DW. Директива.DB в сегменте определяет один или группу байтов, записываемых в EEPROM. Директива.DW определяет слово или группу слов, записываемых в память EEPROM парами по 2 байта. Начало записи байтов и слов определяется меткой, стоящей перед соответствующей директивой.

Директивы.LIST, .NOLIST, .LISTMAC используют для управления выводом листинга.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows