Удобство интуитивно понятная цифровая. Что такое интерфейс? Понятие, типы и структура. Говорить на языке пользователя

Удобство интуитивно понятная цифровая. Что такое интерфейс? Понятие, типы и структура. Говорить на языке пользователя

06.03.2019

Посетители уходят с вашего сайта, так и не став подписчиками/лидами/клиентами?

Возможно, они просто не могут понять, что вообще происходит на вашем ресурсе. Так помогите им разобраться! Сделайте так, чтобы пользоваться сайтом было просто.

Тут вам и пригодится интуитивно понятный дизайн. Уверен, о нем многие слышали, но никто толком не может сказать, что он собой представляет.

Однако сегодня я разложу по полочкам, как сделать ваш сайт комфортным для посетителей. Давайте начнем…

1. Простота – залог успеха

Чем проще пользоваться вашим сайтом, тем больше круг ваших читателей/подписчиков/потенциальных клиентов.А что такое простота? Это когда человек сразу понимает, куда двигаться, чтобы получить желаемое. Вот бы в жизни было так!

Вам не нужны суперсовременные навороты — интуитивно понятный дизайн не заметен . Но при этом он сам направляет человека туда, куда следует, чтобы тот достиг своей цели. Если это покупка товара – он найдется легко и быстро. Если это чтение статьи – сделать это будет удобно и приятно. Каждое новое действие для пользователя очевидно, он не тратит время на раздумья, что делать дальше.

Важную роль здесь играет пользовательский опыт. Представьте ситуацию: вы пришли в автосалон машину своей мечты. В красках рассказали продавцу, какой она должна быть. И тут он вам говорит, что у них есть то, что вам нужно! Вы в предвкушении долгожданного знакомства буквально летите к своей «красавице» и… Вдруг оказывается, что ни на одной ее дверце нет ручки! Вот так облом! Как попасть в салон?

Этот пример показывает, каким НЕ должен быть дизайн сайта. Он не должен отвлекать внимание человека и создавать для него ситуации без очевидного решения. Здорово, когда посетитель, не теряя основную мысль, передвигается по сайту. Он сфокусирован на своей задаче, и дизайн помогает ее выполнить. Когда человеку нужно постоянно останавливаться и думать, что делать дальше, он отвлекается от главной цели. Поэтому, чтобы избавить себя от сложностей, он просто закроет сайт.

Хотите пример простой и понятной страницы? Зайдите в нашу «Лабораторию знаний». Тут ничто не отвлечет вас от полезных статей, ведь кроме них тут ничего нет. Заблудиться просто невозможно.

2. Главная проблема: для кого понятен ваш дизайн?

В Сети масса ресурсов, которые раздражают посетителей. Почему же не все делают сайты с интуитивно понятным дизайном? Ведь это то, что нужно людям. Но все не так просто, ведь все пользователи разные. Что легко и понятно для одного, другому покажется китайскими иероглифами.

Уверен, каждая веб-страница создается с благими намерениями. Но чаще всего сайты интуитивно понятны только для их разработчиков. Почему? Банально, но факт: дизайнеры и верстальщики не заморачиваются тем, чтобы проверить, удобно ли «простым» людям пользоваться их детищем.

Им свойственно думать, что все воспринимают мир так же, как они. Но создание по-настоящему интуитивно понятного дизайна начинается с понимания пользователей. Поэтому для начала определите, как они воспримут ваш сайт.

3. Знания, которые есть, и знания, которые нужны

Человек приходит на ваш сайт с определенным пониманием того, как все должно работать. Это знания, которые у него уже есть. Но в дизайне вашего сайта может быть что-то такое, чего пользователь не понимает.

Разница между тем, что есть, и тем, что нужно – это «пробел в знаниях». Если он минимален и пользователь быстро восполняет недостающие знания, ваш интерфейс – интуитивно понятен. Но проблема в том, что вашими посетителями могут быть как опытные юзеры, так и люди, которые буквально неделю назад впервые увидели компьютер.

Если вы работаете с узкой целевой группой, вам будет проще создать комфортный сайт. Если же у вас широкая аудитория, то создание интуитивно понятного дизайна станет задачкой со «звездочкой». В такой ситуации я рекомендую ориентироваться на самого «непродвинутого» посетителя.

4. Как использовать концептуальные модели

Звучит как-то сложно? Сейчас все поясню:) Если человек впервые зашел на ваш сайт, это еще не значит, что его знания равны нулю.

Допустим, вы никогда ничего не покупали онлайн. Но в реальном мире вы это делали тысячи раз. Поэтому, если я усажу вас за компьютер, покажу некий магазин и скажу, что здесь вы сможете купить все, что вам нужно, вы быстро разберетесь, как это сделать. Вы воспользуетесь концептуальной моделью шопинга оффлайн и получите новый опыт.

Вот страница популярного интернет-магазина. Его дизайн сам подсказывает вам, что делать, чтобы получить выбранный товар. Когда вы нажимаете кнопку «Купить», нужная вещь оказывается у вас в виртуальной корзине. Вы все делаете, как в обычном магазине, только при этом еще можете попивать чай, сидя у монитора.

Если у посетителя есть опыт покупок в Сети, но он еще никогда не покупал именно на этом сайте, его концептуальная модель будет немного другой. Он уже знает, что и как нужно делать, и просто применит свой опыт на новом ресурсе.

Когда вы создаете сайт, помните о том, какой опыт уже есть у вашего потенциального . Если ресурс не соответствует его концептуальной модели, человек решит, что сайтом пользоваться сложно, и… уйдет.

5. Изучите вашего посетителя

Чтобы создать интуитивно понятный дизайн, важно выяснить, что уже знают, и что нужно знать вашим посетителям. Есть 2 отличных способа это определить:

1. Проведите исследование. Понаблюдайте, как посетители пользуются сайтами в привычных условиях. Так вы получите представление об их текущих знаниях. Этот способ непростой, но есть и альтернатива.

2. Удаленное изучение. Выберите группу людей, которые будут пользоваться сайтом. Дайте им ряд задач и попросите прокомментировать, что они думают о работе ресурса. Что и как, по их мнению, нужно сделать? Что им помогает, а что мешает? Что отвлекает внимание? Так вы определите, какие знания нужно получить потенциальному посетителю.

Важно! В каждом случае вы только наблюдаете, делаете выводы и не вмешиваетесь. Попробуйте, и вы быстро обнаружите, что не так. Кстати, не стоит заморачиваться с огромным количеством участников, достаточно всего 10-ти, чтобы выявить 90% проблем.

Сделанные выводы помогут описать людей, для которых будет создаваться сайт.

6. Формула интуитивно понятного дизайна

В идеале она выглядит так: текущие знания = нужным знаниям.

Сами пользователи выделяют 2 условия, при которых дизайн сайта интуитивно понятен:

  1. Точка текущих знаний и нужных знаний примерно совпадает. Пользователи легко определяют, что им следует делать, чтобы достичь цели на сайте.
  2. Точка текущих знаний и нужных знаний удалены друг от друга, но дизайн помогает восполнить пробел. Посетители обучаются незаметно и естественно.

Лучше сделать дизайн максимально простым, чтобы не нужно было учиться или следовать инструкциям. Идеально иллюстрирует первое условие поисковик Google. Его невозможно использовать неправильно. Он прост, как и все гениальное.

Выполнение второго условия рассмотрим на примере нашего сайта. Здесь нет лишних деталей, вас не отвлечет огромный массив , а кнопки и стрелки указывают, куда двигаться и что можно узнать.

То есть при разработке дизайна можно его максимально упростить, чтобы приблизить к знаниям и опыту, которые есть у посетителей. Либо можно дать им новые знания при помощи инструкций. При желании можете также объединить два этих подхода.

7. Интуитивная навигация и поиск

76% покупателей говорят, что для них самое важное в дизайне сайта — «насколько легко я могу найти то, что мне нужно». Для удобных поисков нужна правильная навигация.

Например, в интернет-магазине важна логичная сортировка карточек товаров. Меню должно подсказывать, куда двигаться, чтобы прийти в пункт назначения. Чтобы правильно назвать пункты меню, используйте слова-зацепы. Они подскажут, что скрывается за каждым разделом.

Помните! 50% посетителей интернет-магазинов отказываются от покупки, потому что не могут найти то, зачем пришли. Поэтому вам не обойтись без поиска по сайту. У магазина Rozetka огромный ассортимент. Но здесь есть строка поиска прямо по центру экрана. Поэтому не нужно долго думать, что делать.

Маленький совет: подключите поиск по сайту к инструменту . Это повысит конверсию, ведь сам Google будет подсказывать человеку, что он может здесь найти.

8. Помните: людям комфортнее пользоваться сайтами, к которым они привыкли

Есть правила, которым стоит следовать, чтобы дизайн вашего ресурса был интуитивно понятен:

  • Клик по логотипу компании (который располагается в верхнем левом углу) всегда ведет на главную страницу;
  • Последняя ссылка в горизонтальном меню или нижняя в вертикальном меню – это контакты;
  • В нижней части дублируется контактная информация;
  • Все элементы согласованы: пункты меню останутся на том же месте, как бы вы не перемещались по сайту;
  • Ссылки выделяются на фоне обычного текста;
  • Если пользователи могут и должны скролить вниз, хорошо видна полоса прокрутки;
  • Текст с выравниванием по левому краю легче читать;
  • Разобраться с интерфейсом помогают всплывающие сообщения;
  • Пункты меню названы понятными словами (не стоит вместо пункта «Контакты» делать кнопку «Информационная поддержка»).

Из любого правила есть исключения. Но лучше все-таки придерживаться этих рекомендаций и тщательно обдумывать любые нововведения. Сделайте так, чтобы интерфейс вашего сайта соответствовал ожиданиям людей.

9. Будьте осторожны с редизайном

20% пользователей тратят 80% своих доходов в Интернете. Это те важные люди, на которых редизайн повлияет сильнее всего. Они уже привыкли к тому, как все работает. Поэтому, когда вы переделываете сайт, вы меняете его, в первую очередь, для них. А многим не нравится, когда что-то не так, как обычно.

Помните: любая переделка может углубить пробел в знаниях. Поэтому если сайт перестанет быть интуитивно понятным для посетителей, может заметно упасть, а значит, вы потеряете часть прибыли.

Если без редизайна не обойтись, делайте время от времени небольшие изменения. Это лучше, чем глобальные перемены. Так вы сможете проанализировать, как реагируют люди на каждое новшество. Но если у вашего сайта мало трафика именно из-за дизайна, смело делайте капитальный ремонт.

Напоследок

Ваш сайт должен быть интуитивно понятным для ваших ключевых посетителей. Ведь это поможет добиться их лояльности и роста конверсии. Поэтому изучайте поведение посетителей и всегда тестируйте изменения интерфейса.

Попробуйте применить на практике эти 9 советов. Вот увидите, рост конверсии не заставит себя долго ждать.

Было полезно? Смело ставьте «Лайк»! Это покажет, что вы хотите знать больше о дизайне, и я в ближайшее время подготовлю новый пост на эту тему.

Каким образом человек взаимодействует с компьютером, смартфоном и другой процессорной техникой? В этом обычным пользователям помогает интерфейс.

Нередко можно услышать или прочесть выражения: «понятный интерфейс», «сложный интерфейс» и т.д. Давайте разберемся в значении этого слова и поймем, в каких случаях оно используется.

Слово «интерфейс» заимствовано из английского языка, где буквально означает «между лицами» , т.е. используется в значениях: «взаимодействие, разделение, внешний вид». В современной IT-сфере интерфейсом называют унифицированные системы связи, обеспечивающие обмен информацией между различными объектами.

Это понятие наиболее часто используется в компьютерной технике, но нередко употребляется и в других технических областях, а также в инженерной психологии, где означает различные способы коммуникации между человеком и машиной.

Интерфейс представляет собой систему связи между различными узлами и блоками сложного оборудования, а также между техникой и пользователем. Он выражается в логической (системы представления информации) и физической (характеристики информационных сигналов) форме.

Так, логически компьютерные интерфейсы представляют собой сложные математические системы, основанные на понятиях Булевой алгебры, а физически – это совокупность чипов и других электронных деталей, медных проводов и импульсов электрического тока.


В целом компьютерный интерфейс обеспечивает функционирование компьютера – связь процессора с оперативной памятью, устройствами печати и т.д., а также обмен информации с другими компьютерами (в сети Интернет) и с человеком.

Грубо говоря, без интерфейса работа вычислительных устройств попросту невозможна. Сегодня в компьютерной технике используются различные виды интерфейсов, необходимые для профессиональной работы программиста и для пользования обычных людей компьютерами.

Графическим интерфейсом называют один из видов пользовательского компьютерного интерфейса, который вместо букв и цифр использует графические изображения – иконки, кнопки и т.д. Так, например, рабочий стол ОС Виндоуз представляет собой элементы графического интерфейса, который позволяет запускать программы простым кликом мышки.

По сравнению с вводом команд через командную строку графический интерфейс значительно более прост и понятен, причем нередко для пользования им не нужны специальные знания. Нередко его называют дружелюбным и интуитивно понятным.

Существенным недостатком графического интерфейса является большой объем памяти, который требуется для представления компьютерных команд в графическом виде. Во временных компьютерных системах этот недостаток успешно преодолевается, так как их объемы памяти каждые несколько лет увеличиваются на порядок.


Однако с каждым годом усложняется и графический интерфейс: он становится трехмерным, приобретает новые формы и способы выражения, становится все более удобным и эффектным внешне.

Совокупность управляющих элементов программы, с помощью которых пользователь выполняет различные действия, называется интерфейсом программы. Говоря простыми словами, интерфейс программы – это те кнопки и окошки, которые вы используете для того, чтобы программа совершала нужные вам действия.

Так, когда вы хотите посмотреть фильм, вы вызываете программу-медиаплеер, с помощью специальной строки указываете нужный файл и запускаете просмотр нажатием кнопки на экране. Если необходимо изменить громкость, приостановить показ или включить титры, вы пользуетесь для этого возможностями интерфейса медиаплеера – кнопками, движками и окнами, специально предназначенными для управления.

Игровой интерфейс – это возможности управления персонажем, взаимодействия персонажей друг с другом, общения игроков между собой и т.д. Практически все игры обладают сложным интерфейсом, позволяющим управлять персонажами с помощью различных способов – мышкой, виртуальными кнопками на экране и т.д.


Основные действия игровых персонажей реализуются стандартными способами, одинаковыми для всех игр. Нередко игрок может изменить настройки интерфейса так, чтобы ему было удобнее и привычнее. В то же время с использованием сенсорных экранов появились и новые способы управления с помощью движений пальцев.

Интуитивно понятный интерфейс. Ну-ка посчитайте, как часто вы слышите/читаете это словосочетание? А может, сами частенько говорите? ;)

Я всегда при этом задаюсь разными коварными вопросами: кому понятный? Насколько понятный? И так далее… Помнится, не раз спорили, к примеру, с Капитаном о сайтах вообще (последний такой случай).

Это присказка. А вот и сказка. Я не писала и не планирую писать проплаченные посты: посты, в которых я должна позитивно высказаться о том, кто мне заплатит. Именно так я отвечаю всем желающим купить пост. Но иногда — мне на радость — попадаются адекватные люди, готовые рискнуть . Я не беру денег, но обещаю высказать о сервисе/сайте/компании то, что думаю. Честный риск? :))

Радует, что в этот раз на мою удочку попался именно белорусский сервис . И я решила не просто описать то, что вижу, но провести такой микро-юзабилити эксперимент.

Сама я машину не вожу (и — о боги — не собираюсь). Зато у меня есть отличный подопытный: мама — опытный водитель и неопытный интернетчик:) Я посадила маму за свой компьютер, открыла сайт zavodi.by и предложила найти актуальную для нее сейчас резину…

Итак, после кратенькой инструкции — что это за сайт — мама начала искать…

Открытия, которые она сделала, были откровениями и для меня.

Например, неопытный интернетчик не сразу понимает, как можно искать :)) Тем более, что «быстрый поиск» () на самом-то деле не такой уж и маленький, правда? И от расширенного () отличается совсем на чуть-чуть… Честно говоря, БЫСТРЫЙ поиск лично я (вместе с мамой:)) сделали бы поменьше…

Второе открытие вечера: мама хоть и заядлый водитель, но не помнит наизусть все параметры шин (да, и без того есть, что запоминать…) Потому главной заминкой стало вспоминание правильных параметров… Маленькая ссылочка «Интервал » даже для меня казалась неочевидной (хоть я и не автомобилист, но зато в Сети живу постоянно…)

Кстати, удачным решением проблемы в этом затруднительном положении становится… ну совсем скоростной поиск в отдельном меню, когда ты сразу можешь выбрать то, что наиболее актуально (по цене, по состоянию, по типу и так далее) ().

Отдельно хочу отметить страницу, на которой владельцы сайта сообщают, что в базе нет подходящих шин. Обычному пользователю в этот момент в глаза бросается то, что крупнее и ярче, то есть: логотип Нокиан и текст про них. И всё… На месте разработчиков я бы уделила внимание этой маленькой, но важной странице, выделив хотя бы чуть ярче само сообщение и инструкцию «Что же делать дальше?» ().

Найдя подходящие шины, мама внимательно (да, это для нее тоже важно) прочитала описание и вполне могла бы уже заказывать… Если бы это не было пока просто экспериментом:) Тут я продолжу от своего имени.

Отдельно хочу отметить, что сервис сделан таким образом, что «заказ резины производится через нашего менеджера! Это сделано для того, чтобы максимально быстро и качественно обслужить ваш запрос. » Такой подход экономит нам — покупателям — время и нервы (вспомним частые конфликты таких площадок, например, как Онлайнер, на предмет «кто виноват»: площадка или продавцы в каждом конкретном случае).

То, что будет важно большинству белорусов: сайт «легкий» и грузится довольно быстро и без затруднений (как известно: «Пока россияне смотрят YouTube, белорусы читают Википедию «. Так вот zavodi.by по весу вполне соответствует Вики уровню:))).

Мой приговор? zavodi.by рискнули не зря (особенно учитывая, что им нет и месяца, насколько я понимаю). Я о том, что подобные сервисы полезны во многих сферах. А уж как облегчится моя жизнь теперь, когда мне не нужно будет искать маме по всему байнету подходящие шины:-D Конечно, работы над проектом еще много, есть куда расти и развиваться, но стартовая точка, по-моему, неплоха.

Это банальная истина, утверждение, не нуждающееся в дополнительных доказательствах: чем проще ваш лендинг пейдж использовать, чем больше людей обратится к нему, чтобы совершить конверсионное действие.

Существенной частью того, что принято называть «простота в использовании», является интуитивное понимание пользователем веб-интерфейса лендинга/отдельной страницы сайта. Так мы подходим к определению интуитивного дизайна (Intuitive design): когда посетитель видит такой дизайн, он точно знает, что ему делать.

Главное в таком дизайне то, что он «невидим». будет считаться интуитивно понятным , если пользователи смогут сосредоточиться на конверсионной задаче, ни на секунду не отвлекаясь на раздумья. Интуитивно понятный интерфейс — это интерфейс, который безошибочно направляет людей к совершению действия, необходимого маркетологу.

Интуитивный дизайн фокусируется на положительном пользовательском опыте (User eXperience, UX), что, в конце концов, и делает его практически синонимом научного дизайна.

Проблема с проектированием интуитивных интерфейсов: интуитивно понятный для кого?

Почему существует так много лендингов/сайтов, которые заставляют людей ломать голову над выполнением конверсионной задачи? Почему бы не сделать все веб-ресурсы интуитивно понятными? Это ведь то, что хочет каждый — потенциальный клиент, маркетолог, веб-дизайнер?

Дело в том, что создание интуитивно понятного веб-интерфейса — задача не из простых: все люди по сути своей разные, обладающие различным уровнем пользовательского опыта, и то, что для одного выглядит проще простого, для другого может оказаться трудной, почти невыполнимой миссией.

Никакого объективного критерия интуитивно понятного дизайна не существует: только сам пользователь чувствует, понятно ли ему, что делать на веб-странице или же нет.

Большинство лендингов/сайтов разработаны с благими намерениями: никто не хочет осложнить жизнь посетителям. Эти лендинги даже интуитивно понятны — но, как правило, дизайнеру ! Обычный разработчик редко когда тратит время, чтобы посмотреть, как средней представитель целевой аудитории будет пользоваться его веб-продуктом.

Человек всегда смотрит на мир со своей собственной точки зрения, и когда он проектирует что-то, он неосознанно конструирует этот объект (неважно, автономный лендинг или SaaS-платформу как таковую) «под себя», то есть для людей, обладающих примерно таким же уровнем компьютерных навыков, приблизительно таким же опытом использования интерфейсов подобного типа и т. д.

Важно усвоить вот что: разработка интуитивного дизайна начинается с понимания пользователей (target group): нужно выяснить, что для них интуитивно понятно, а что нет.

Понимание целевой аудитории невозможно без знания концепции «актуального/текущего уровня знания против требуемого уровня знаний» (Current Knowledge VS. Target Knowledge).

Актуальные знания VS Требующиеся знания

Начнем с того, что люди появляются на вашей посадочной странице, располагая неким существующим уровнем знаний, базирующимся на каком-то предыдущем пользовательском опыте и т. д.

Это то, что Джаред Спул (Jared Spool), выдающийся специалист по веб-интерфейсов, называет «текущим уровнем знаний» (Current Knowledge).

Тогда «требуемые знания» (Target Knowledge) — это тот уровень квалификации, который позволит представителю целевой аудитории легко пользоваться вашим лендингом, сайтом, SaaS-решением.

Слева направо: No Knowledge — никаких знаний; Current Knowledge — текущий уровень знаний; Target Knowledge — требуемые знания; All Knowledge — максимально возможные знания.

Разница между этими двумя уровнями — Current Knowledge и Target Knowledge — называется разрывом в знаниях (Knowledge Gap). Задача дизайнера заключается в разработке интерфейса, минимизирующего разрыв в знаниях у посетителей — между тем, что они знали, перед тем как появились на ресурсе, и тем, что им надлежит знать, чтобы использовать веб-страницу должным образом.

Трудность в решении этой задачи заключается в том, что дизайнер может работать на маркетолога, располагающего чрезвычайно широкой целевой аудиторией, простирающейся от технически продвинутых «гиков» до едва владеющих компьютерными навыками бабушек плюс все те пользователи, кто по уровню квалификации располагается между 2 этими полюсами target group.

Чем меньше группа, тем проще задача дизайнера, и наоборот. Понятно, что сведения о target group он должен получать от маркетолога, знающего свой целевой рынок.

Концептуальные модели

Если пользователи никогда не пользовались именно вашей целевой страницей/сайтом, это отнюдь не означает, что их актуальные знания по этому вопросу равны нулю: они, вероятнее всего, бывали на других аналогичных веб-страницах раньше. Некоторые — нет, но вообще-то у каждого из этих людей есть концептуальная модель (Conceptual Model) идеального веб-ресурса.

Поясним на примере: положим, есть некто, никогда не приобретавший товары online, но обладающий опытом покупок offline. Мы усаживаем его перед компьютером, показываем ему веб-интерфейс Amazon.com и говорим: «Можешь покупать товары здесь!».

Теперь у этого человека наряду с концептуальной моделью «оффлайн магазина» появляется концептуальная модель «онлайн магазина». Чем больше процесс интернет-шопинга будет напоминать обычную покупку, тем прочнее будет поведенческий «покупательский» паттерн пользователя, связанный с конкретной концептуальной моделью «Amazon — это интернет-магазин», потому что 2 вида пользовательского опыта — online и offline — будут максимально близки.

Но вот если пользователь уже пользовался онлайн-шоппингом, но на другом веб-ресурсе, то его концептуальная модель сайта eCommerce будет отличаться от упомянутой выше: возможно, что интерфейс Amazon.com не оправдает его интуитивные ожидания.

Итак, если большинство ваших потенциальных клиентов никогда не пользовалось лендингами/сайтами/SaaS-решениями, визуально похожими на ваш веб-ресурс, вам придется иметь дело с концептуальной моделью .

Для этого нужно выяснить, каков их опыт в интеракциях с лендингами/сайтами, максимально похожими на ваш — и так далее по мере отдаления по схожести дизайна. Чем меньше ваше веб-решение соответствует ментальной модели, преобладающей у целевой аудитории, тем менее интуитивно понятным оно будет.

Знайте своих пользователей!

Для разработки интерфейса, воспринимаемого потенциальными посетителями как «интуитивно понятный», нужно оценить текущий и требуемый уровни знаний target group. Другими словами: что пользователи уже знают, и что они должны знать?

Существуют два эффективных способа оценки уровня знаний целевой аудитории:

  • «Полевые исследования» (Field studies): вы просто идете к своим потенциальным клиентам и наблюдаете их поведение в интернете в привычной для них «среде обитания». Этого вполне достаточно, чтобы составить представление об их текущем уровне знаний.
  • Юзабилити-тест типа «Стоя за плечом» (Over the shoulder usability tests): пригласите несколько представителей своей target group принять участие в тесте, попросите их выполнить набор задач на ваших страницах. Пусть пользователи комментируют свои действия вслух, говоря все, что они думают. Подобный тест можно провести и в удаленном режиме.

В обоих случаях вы наблюдаете и делаете заметки, не вмешиваясь в происходящее. Тест-группы из 10 участников достаточно для того, чтобы выяснить 90% проблем юзабилити.

Когда лендинг можно использовать интуитивно?

Упоминавшийся ранее Джаред Спул еще в 2005 году провел исследования на эту тему, результатом чего стала статья «Что делает дизайн интуитивно понятным?» (What Makes a Design Seem "Intuitive"?).

В ней Джаред утверждал, что обнаружил два условия, при соблюдении каковых пользователи считают, что перед ними интуитивно понятный интерфейс:

  • Текущий и требуемый уровень знаний идентичны. Пользователь, вступая в интеракцию с веб-интерфейсом, знает все, что нужно для достижения конечной цели взаимодействия с ресурсом (в нашем случае — конверсии в любой произвольной форме).
  • Текущий и требуемый уровень знаний различаются, но посетитель, не замечая этого, с помощью незаметных подсказок преодолевает разрыв знаний. Пользователь естественным образом проходит обучение, не подозревая об этом.

Другими словами, вы либо делаете ваши лендинги настолько простыми, что выполнение конверсионных задач не потребует от посетителя обучения, либо снабжаете веб-страницы инструкциями, советами, списками часто задаваемых вопросов (FAQ), хорошо заметными и действительно способными «на ходу» обучить пользователя.

Лучшее доказательство правоты первого тезиса — интерфейс поискового гиганта Google. Вы никак не сможете использовать его неправильно, там попросту нет «кривой обучения» (Learning Curve) — любому пользователю даже с минимальным уровнем знаний понятно, что делать.

Хорошее подтверждение второму пункту — SaaS-решение по созданию лид-форм Wufoo. Стоит вам только начать строить свою первую форму, как начнется незаметный естественный процесс вашего обучения с помощью простых инструкций.

Получается, что существует два способа создать интуитивный дизайн.

Вы можете уменьшить уровень требуемых знаний за счет упрощения собственно дизайна, пока он не будет соответствовать минимально возможному текущему уровню знаний любого представителя целевой аудитории.

Во втором варианте вы поднимаете актуальные знания пользователей до необходимого значения за счет обучения.

Впрочем, можно одновременно использовать оба метода.

Интуитивно понятные навигация и поиск по сайту

3 года назад Майк Вольпе (Mike Volpe), эксперт по , создал круговую диаграмму, наглядно иллюстрирующую запросы, предъявляемые посетителями к дизайну веб-ресурсов (понятно, что диаграмма была результатом тщательных исследований).

Так вот, согласно этой диаграмме, 76% опрошенных самым важным фактором в дизайне ресурса считали простоту поиска по внутреннему контенту (данное исследование в целом касалось сферы eCommerce, заметим). Первым делом, они, конечно, хотели найти меню как таковое.

Вот тут и кроется главный вопрос: если на вашем сайте расположено огромное количество контента, то как грамотно структурировать/каталогизировать его?

Пип Лайа советует применить еще один метод оптимизации offline, так называемый «карточный метод сортировки контента» (Card sorting), сродный чем-то с настоящей карточной игрой с простыми правилами: участникам эксперимента раздают картонные карточки с названиями категорий: «разное», «товары для дома» и т. д.

На каждую карту с названием оффера, будь то «шланг для поливки» или «поилка для птиц», выброшенную устроителем опроса, участники кладут свои карты — оффер, покрытый наибольшим количеством карт с названием категорий,скорее всего, будет принадлежать к поисковому запросу по этой категории в коллективном представлении target group.

Звучит, возможно, и смешно, но метод этот описан в статье «Card sorting: a definitive guide» (2004) Донны Спенсер (Donna Spencer), австралийского специалиста с мировым именем по оптимизации пользовательского опыта.

И в конце концов, если веб-дизайнеры, создавая интерфейсы, приписывают свой опыт и умения любому пользователю, то не может ли быть так, что и маркетологи думают, что их представление о товарных категориях совпадает с таковым у целевой группы?

Пункты меню, разумеется, должны носить значащие названия, ничего абстрактного. Эксперты обычно советуют называть пункты словами-триггерами: «Купить», «Связаться с нами» и т. д.

Самое время вспомнить о так называемом «Законе Кассельса» (Cassells’ Law), названном так в честь эксперта по CRO Google Шейна Кассельса (Shane Cassells):

50 % всех пользователей не покупают, потому что они не могут найти то, что они ищут.

50% of all users don’t buy because they can’t find what they’re looking for

Именно поэтому иметь хороший поиск по контенту не просто важен, а архиважен!

На вашем ресурсе должен быть поиск, и его, в свою очередь, должно быть легко найти.

У гиганта электронной торговли Amazon огромный ассортимент офферов, потому-то и поиск занимает центральное место в его веб-интерфейсе. Но вы представляете, как Amazon мог бы работать по-другому?

Попутно — убедитесь также, что вы включили «Поиск по сайту» (Site Search) в метрике Google Analytics. Вы заметите, что пользователи, применяющие поисковые запросы, как правило, имеют более высокий коэффициент конверсии (задавая запрос, эти люди уже знают, что ищут).

Люди проводят большую часть своего времени на других сайтах, не на вашем

Запомните раз и навсегда: ваши посетители проведут большую часть времени, потраченного на интернет-серфинг, на других целевых страницах и сайтах. Они уже привыкли к тому, что веб-ресурсы выглядят определенным образом, т. е. у них сформировался текущий уровень знаний.

Общепринятые (конвенциональные, утвердившиеся, стереотипные) элементы восприятия веб-страниц таковы:

  • нажатие на логотип (в левом верхнем углу) всегда возвращает пользователя на главную/домашнюю страницу;
  • последний пункт в горизонтальном меню навигации должен называться «Контакт/Свяжитесь с нами» (либо это нижний пункт вертикального меню);
  • контактная информация должна располагаться в футере страницы (footer, «подвал»);
  • стремитесь к последовательности и постоянству: навигация и другие важные элементы должны оставаться на одном и том же месте на любой странице ресурса;;
  • ссылки должны быть легко отличимы от обычного текста;
  • если пользователи могут и должны скроллить страницу, полоса прокрутки должна быть видна и отличима от фона;
  • в странах, принадлежащих к европейской цивилизации в широком смысле, пользователь сперва прочитает контент, расположенный слева на странице;
  • размещайте справочные сообщения и уведомления на странице блоками;
  • используйте самые понятные слова: «Контакты» вместо «Коммуникации».

Да, исключения из правил бывают и даже порой приносят неожиданные выгоды. Но любая инновация в дизайне трудна и рискованна. Не стоит плыть против течения, не нужно чинить то, что не сломалось.

Так мы плавно подходим к последнему пункту нашего поста.

Неоправданный риск редизайна

На конференции An Event Apart в 2012 году Джаред Спул озвучил новый тезис:

редизайн ведет к разрыву уровня знаний пользователей веб-ресурсов.

Закон Парето беспощадно работает и в этой сфере человеческого бытия: те 20% пользователей, что приносят 80% доходов, категорически не приемлют никакой редизайн любимого предприятия eCommerce. Они уже привыкли к тому, как все работает, и когда вы меняете дизайн сайта, вы меняете его против самых платежеспособных, «золотых» клиентов.

Не то, чтобы люди ненавидели изменения: просто они ненавидят те перемены, что нивелируют их текущий уровень знаний. Попутно вы уничтожили тот самый интуитивный дизайн, что не заставлял клиентов ни секунды не задумываться, ступая по конверсионному пути. .

Вы должны сосредоточиться на наиболее важных покупателях/клиентах. Дизайн должен быть наиболее интуитивно понятен для них. Не пытайтесь угодить всем.

Лучший способ — перманентный малозаметный редизайн по типу «итерация за итерацией» (другими словами, «эволюционный», ESR). Этот способ позволит вам быстро отреагировать на положительный или отрицательный результат, вызванный новыми изменениями.

Разумеется, все вышесказанное относится к ресурсу с большой целевой аудиторией. Если у вас небольшой трафик, а текущий дизайн производит явно убогое впечатление, то не стесняйтесь начать капитальный ремонт.

Мне очень интересна тема интуитивного интерфейса в контексте бытового и профессионального понимания. Я даже собираю мнения разных дизайнеров на эту тему:)

Позволю себе привести несколько цитат из моей коллекции.

Виктор Папанек:
Дизайн это сознательные и интуитивные усилия по созданию значимого порядка.

Слово «интуитивные» я счёл необходимым добавить к моему определению дизайна только в последние годы. Сознание предполагает интеллектуализацию, работу мозга, исследование и анализ. В первоначальном определении не хватало основанной на ощущениях/чувствах стороны творческого процесса. К сожалению, интуицию трудно определить как процесс или способность. Тем не менее, её влияние на дизайн весьма существенно. Ведь именно благодаря интуитивному прозрению мы можем представить, как взаимодействуют те впечатления, идеи и мысли, которые незаметно для себя накопили на подсознательном, бессознательном или предсознательном уровне. Механизм интуитивного размышления в дизайне с трудом поддается анализу, но может быть объяснен на примере. Уотсон и Крик интуитивно чувствовали, что структура молекулы ДНК наиболее изящно может быть выражена спиралью. С этой интуитивной догадки они начали свои исследования. Инстинктивное предзнание оправдалось: ДНК - действительно спираль!

Влад Головач:
Мнение Влада можно прочитать в моём блоге
http://valiullin.livejournal.com/14635.html
Я не стал приводить его тут, поскольку там важен контекст.

Алан Купер:
Когда объекты имеют форму, очевидно подходящую для непосредственных манипуляций ногами или руками, мы без письменных инструкций понимаем, что следует с ним делать. Понимание того, как обращаться с инструментом, форма которого соответствует форме человеческой руки, является прекрасным примером интуитивного постижения интерфейса.

Джеф Раскин:
Одним из самых хвалебных терминов, используемых в отношении интерфейсов, является слово «интуитивный». При ближайшем рассмотрении это понятие исчезает так же бесследно, как шарик в напёрстках, и заменяется более простым термином «знакомый».

Когда пользователи говорят, что какой-то интерфейс является интуитивным, они имеют в виду, что он работает так же, как и какой-то другой метод или программа, с которыми они знакомы.

Недавно нашёл высказывание то-ли Брюса Эдигера (Bruce Ediger), то-ли Стива Джобса (автора определить не смогли):
The only «intuitive» interface is the nipple. After that it"s all learned.
Интуитивный интерфейс есть только у соски. Все остальные нужно изучать (мой вольный перевод).

Как мне кажется, осознание того, существует ли понятие интуитивного интерфейса - важное обстоятельство для проектировщика интерфейса.

В связи с этим, хотелось узнать у вас Артём, что вы думаете об интуитивных интерфейсах?

Судя по вашему ответу, вам близко мнение Алана Купера. Но мне ближе мнение Джефа Раскина с небольшой оговоркой Эдигера-Джобса, про соску.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows