Контакт полупроводников разным типом проводимости. Электрический ток через контакт полупроводников с разным типом проводимости. Транзисторы. Цепная ядерная реакция

Контакт полупроводников разным типом проводимости. Электрический ток через контакт полупроводников с разным типом проводимости. Транзисторы. Цепная ядерная реакция

02.04.2019

Первые города в истории человечества представляли собой компактные (по 100-120 человек) поселения земледельцев. Дома в первых городах строились по кругу. Города не имели внешних защитных рвов, или даже ворот, так как в эпоху позднего неолита внешние захваты отсутствовали.

В 3 тысячелетие до н. э. начали возникать большие города, что было вызвано расцветом торговли и рабовладения. Наиболее крупными древними городами являлись Вавилон и Мемфис, они насчитывали более 80 000 тыс. жителей.

Со временем, в 5 веке до н.э. крупнейшими городами стали Афины и Карфаген, численность их жителей была равна 500000 тыс. Первым городом – миллионщиком в истории человечества стал Рим, во времена правления Октивиана Августа в столице Империи проживало более миллиона людей.

Города античности отличались низким уровнем жизни и благоустройства. Плотность населения была чрезвычайно большой.

Восточный город

Древние восточные города кардинально отличались от других городов. Город представлял собой правильный прямоугольник, который был окружен защитными крепостями. К примеру, в Вавилоне насчитывалось более семи защитных стен.

Пространство между защитными стенами служило убежищем для горожан, в случае нападения на город. Непосредственно за главными воротами, в восточных городах были расположены царские дворцы. За ними следовали городские и торговые кварталы.

В центре восточных городов находились культовые сооружения и священные места для приношения жертв богам. Главенствующее положение в восточных городах занимала аристократическая знать, которая в частых случаях представляла собой разбогатевших землевладельцев, или их потомков. Представители наиболее влиятельных кланов входили в совет старейшин.

Римский форум

Римский форум представлял собой площадь в самом центре Древнего Рима. До образования города, эта территория служила кладбищем, на котором местные жители хоронили наиболее почетных земляков. После образования Рима, на этой площади располагался рынок.

Со всего государства сюда съезжались торговцы, которые привозили уникальные товары. Позже столь оживленное место начали использовать как место комиции (народных собраний). На форуме обсуждались текущие вопросы, связанные с жизнедеятельностью города и горожан.

Со временем на Римском форуме было построено здание курии, где проводил свои заседания римский Сенат. Римский форум служил центром общественной жизни: здесь часто проходили увеселительные мероприятия. Простые римляне обменивались на форуме новостями, делились своим мнением о разных событиях.

Средневековый город

Средневековые города строились в форме круга, в центре которого всегда располагалась католическая церковь или собор. Рядом с церковью находились дома знати и богатых горожан. Кварталы, в которых проживали ремесленники и бедные торговцы, как правило, были расположены на окраине города.

К церкви примыкала главная городская площадь, на которой часто устраивались массовые зрелища. С началом инквизиции на площадях средневековых городов располагались виселицы, на которой находили свою смерть еретики.

Доминирующее положение в средневековом городе занимала аристократия. Наиболее низшим сословием были городские бездомные.

В средневековых городах процветали инфекционные болезни, так как в них не было канализационной системы. Жители города выбрасывали мусор непосредственно на улицы.

Современный город

В зависимости от количества населения, современные города делятся на 6 категорий:

До 50 тыс. жителей – малые города;

До 100 тыс. жителей – средние города;

До 250 тыс. жителей – крупные города;

До 500 тыс. жителей – большие города;

До 1 млн. жителей – крупнейшие города;

Свыше 1 млн. жителей – города - миллионеры.

У современных городов – миллионеров возникают города – спутники. Каждый современный город имеет свою черту (административную границу). На данный момент, основная доля населения, проживающая в городе, представляет собой средний класс.

Архитектура Восточной Европы. Средние века

В средневековой архитектуре Восточной Европы, Малой Азии и Закавказья за более чем тысячелетний период ее существования сложился ряд национальных архитектурных школ, обладавших и большим разнообразием, и особенностями, роднящими их между собой. Первое было обусловлено своеобразием задач, которые ставила перед архитектурой каждая страна, ее природными условиями и влиянием национальной культуры предшествующего времени. Второе вытекало из сходства общественного и государственного строя и бытового уклада различных стран, находившихся на одинаковом уровне своего развития, и из тесных культурных, а иногда и политических связей между ними. Такие особенности, свойственные всей архитектуре указанных территорий, отличают ее от архитектуры Западной Европы.

Средневековые города как на Западе, так и на Востоке или развивались из старых, сохраняя во многом унаследованную от античности прямоугольную сетку улиц, или возникали на месте прежних родовых поселений, приобретая обычно радиально- кольцевую планировку с центром в виде замка. Но в ряде городов Восточной Европы, более подверженных нападениям врагов, чем западные, укрепленный городской центр получил вид кремля, вмещавшего не только жилище феодала и его слуг, но и жилища ряда его вассалов, а иногда и епископа, соборную церковь, несколько других церквей и монастырей и служившего убежищем для горожан при осаде города. Разнилась на Западе и Востоке и планировка таких типичных для средневековья архитектурных комплексов, как монастыри, нередко имевших на Востоке более свободное размещение зданий со стоящей изолированно посредине главной церковью и расположенными вокруг, ближе к ограде, жилыми и хозяйственными постройками. Более тесно, иногда соприкасаясь друг с другом, размещались постройки некоторых монастырей Армении и Грузии, но и здесь не было типичных для западных монастырей примыкающего к церкви двора с аркадами, дормитория и зала капитула.

Наиболее явно различия между архитектурой христианского Востока и архитектурой Запада сказались в главных общественных зданиях средних веков - храмах. На Востоке господствовал центрический тип храма, преимущественно крестовокупольный, обладавший рядом вариантов, различавшихся числом нефов, опор и куполов, наличием или отсутствием хор и расположением последних, композицией алтарной части и притворов; распространен там был и более ранний тип купольной базилики. В таких центрических храмах особое значение получила вертикальная ось, совпадавшая с вершиной купола, часто стоявшего на высоком барабане; она подчиняла себе группировавшиеся вокруг части здания. Поэтому здесь объем здания имел большее значение, чем отдельные фасады, нередко более или менее равнозначащие. Такая "многофасадность" составляет еще одну отличительную особенность христианских храмов средневекового Востока.

В интерьерах этих храмов также главной была средняя часть, наиболее высокая и ярко освещенная светом, лившимся из окон барабана. Еще одной отличительной чертой большинства восточнохристианских храмов было малое применение в их внешнем и внутреннем убранстве скульптурных изображений и особое значение, которое имела в нем живопись. Именно здесь средневековое искусство выработало характерные для него приемы синтеза архитектуры и монументальной живописи, основанные на подчинении размещения и композиции жи вописных изображений осям внутреннего пространства здания и на относительной плоскостности этих изображений, не имевших линейной и воздушной перспективы, зрительно "разрушавших" поверхности стен и сводов.

С центрическим типом храма связаны и такие достижения строительной техники средневекового Востока, как купол на подпружных арках и парусах, перекрывающий квадратное в плане помещение, и купол на световом барабане. Широкое применение и развитие сводчатых перекрытий, применявшихся не только в культовых, но часто и в жилых зданиях, также было характерной особенностью средневековой архитектуры этих мест, опиравшейся на опыт не только античного Рима, но и Сирии, Месопотамии, сассанидского Ирана - стран, где своды применялись давно, в разнообразных формах и крупных масштабах.

Унаследованный от античной архитектуры ордер изменился в связи с тем, что колонны несли теперь не прямые архитравы, но арки, отчего изменились и пропорции колонн, и форма их капителей. Пропорции колонн, применявшихся в качестве украшения стены, нередко подчеркивали их декоративное назначение, а стена уже не трактовалась как заполнение между колоннами, но имела вид, соответствовавший ее значению несущей части здания. Самая кладка - смешанная из чередующихся рядов камня и кирпича, кирпичная и каменная - использовалась как средство повышения художественной выразительности зданий. Наружное убранство таких стен выполнялось из тех же материалов; в кирпичных и смешанных зданиях оно представляло собой узорную кладку, работавшую вместе с массивом стены. Часто в декоративной обработке стен применялся мотив арки в виде больших глухих арок на фасадах, либо меньших арочек, образовавших пояски, либо бровок над окнами, либо полукружий, окружавших основания куполов и венчавших их барабаны. Такие декоративные детали повторяли очертания конструктивных элементов зданий - арок и закомар, подобно тому, как ниши на фасадах повторяли очертания оконных проемов. Все это, а также соответствие форм и размеров декоративных элементов свойствам и размерам строительных материалов наблюдается и в каменных, и в кирпичных, и в смешанных постройках.

На Балканском полуострове, в Закавказье и, особенно, на Руси в качестве основного строительного материала находило широкое применение и дерево. При этом стены и перекрытия возводились из горизонтально уложенных бревен, что в средневековой Западной и Центральной Европе практиковалось лишь в жилых и хозяйственных постройках скандинавских и западнославянских стран.

В Закавказье такой конструктивный прием привел к появлению своеобразных видов перекрытий, употреблявшихся и в каменных зданиях, а на Руси он повлиял и на планировку жилых зданий, которые строители, будучи связаны длиной бревна, составляли из ряда срубов, соприкасавшихся непосредственно или связанных между собой переходами, причем такой прием их композиции перешел позднее и в каменные постройки.

Такие композиционные, конструктивные и художественные особенности были в той или иной степени свойственны архитектуре различных стран Восточной Европы, Малой Азии и Закавказья. Отличительные особенности каждой национальной архитектуры были охарактеризованы выше, в соответствующих главах, причем они отмечались и в тех странах, где архитектура развивалась в значительной степени на основе местных традиций, восходивших еще к поздней античности, и в странах более молодых, где зодчество исходило сначала из византийских образцов, а затем, в соответствии с местными задачами и возможностями, выработало свой национальный характер. Здесь же нужно отметить наличие общих черт в архитектуре территориально близких стран, что было обусловлено и культурными связями между ними, и сходством социальных и природных условий, и общностью внешних влияний.

В архитектуре Армении и Грузии, где строительство из камня было известно еще до сложения феодализма, первые каменные постройки феодальной эпохи, и в частности христианские храмы, обнаруживают сходство с постройками не Византии, но Центральной и Южной Сирии, с которыми Закавказье было связано не только сирийским происхождением первых проповедников христианства, но и сходством местных природных строительных материалов. В процессе дальнейшего развития в архитектуре Армении и Грузии скоро появились свои особенности, отличавшие ее от архитектуры других стран христианского Востока. Таковы планы храмов, имеющие в основе не равносторонний "греческий" и не "латинский" с вытянутой западной ветвью крест, но крест с короткими поперечными и длинными, равными между собой продольными ветвями. Таков же и своеобразный прием вписывания сложного по композиции внутреннего пространства, иногда с обилием криволинейных плоскостей, в простой и лаконичный объем, где отсутствуют даже апсиды и лишь врезающиеся в гладкую поверхность стены двугранные ниши отмечают границу между ними. Характерны как для армянских, так и для грузинских храмов прямоскатные крыши над сводами и конические покрытия куполов. В то же время наличие этих общих для армянской и грузинской архитектуры черт не лишает каждую из них большого национального своеобразия.

В архитектуре славянских стран и тесно связанных с ними в культурном отношении Молдавии и Валахии, наряду с национальным своеобразием каждой из них, также можно обнаружить и некоторые объединяющие их между собой черты. Так, болгарские храмы эпохи Второго Болгарского царства, однонефные, с квадратной в плане башней над притвором, находят аналогию в некоторых сербских церквах Моравской школы, а узорное каменно-кирпичное декоративное убранство фасадов сходно в церквах XIV в. в Сербии, Македонии и Болгарии. Трехконховые планы четырехстолпных или однонефных церквей Сербии и Македонии XIV - первой половины XV в. распространились с конца XIV в. в Молдавии и Валахии, где они применялись и позднее вместе с некоторыми декоративными мотивами, родственными болгарским. Наконец, ступенчатая композиция перехода от основного объема храмов к барабанам их куполов свойственна и некоторым русским постройкам, и сербским церквам Косовско-Метохийской и Моравской школ, и молдавским церквам XV-XVII вв., хотя в каждой стране такой переход имел свою конструктивную основу и свой внешний вид.

Сходство общей композиции славянских и византийских церквей легко объясняется преемственной связью первых с последними, служившими на раннем этапе развития архитектуры славянских народов образцами для их зодчих. Ряд конструктивных приемов и форм также перешел из Византии в славянские страны, где каменная монументальная архитектура зарождалась в то время, когда византийская уже достигла расцвета. Но поздневизантийская архитектура сама испытала на себе некоторое влияние архитектуры славян: влиянием русской архитектуры может быть объяснено появление в некоторых греческих церквах XIII-XVвв. завершения стен закомарами и позакомар ных покрытий, а в редких случаях и подобия ступенчатого расположения закомар. Узорная кладка, украшающая фасады болгарских, македонских и сербских построек, вызвала появление аналогичных украшений на фасадах не только греческих церквей, но и константинопольских дворцов. Еще раньше на византийской архитектуре начали сказываться связи с архитектурой Закавказья, в которой, например, раньше, чем где-либо еще, появились высокие барабаны куполов.

Архитектура отдельных стран Восточной Европы, Малой Азии и Закавказья, не только развивалась в тесной связи с архитектурой соседних земель, но имела также точки соприкосновения с архитектурой Западной Европы, Ирана, арабских и тюркских народов. О связях с романской архитектурой Запада говорит ряд деталей фасадного убранства сербских построек школы Рашки, где эти связи осуществлялись через единоплеменную Сербии Далмацию; об этом же говорит и наличие башен у западных фасадов некоторых из этих построек а также и у части храмов древней Руси. О родстве с романской архитектурой свидетельствует и применение в некоторых русских храмах XI - начала XIII в. полуцилиндрических сводов и одиночных апсид, а также декоративная обработка фасадов кирпичных храмов Приднепровья XII - начала XIII в. и каменных храмов Галицкой и Владимир ской земель.

В архитектуре Молдавии уступчатые контрфорсы и стрельчатые арки и наличники окон и дверей родственны готике, с которой молдавская архитектура соприкасалась через соседнюю с Молдавией Тран сильванию. Некоторые романские и готические формы появились в отдельных постройках греческой школы византийской архитектуры XIII-XV вв., в эпоху господства над частью ее "латинян". Конические покрытия куполов армянских и грузинских храмов схожи с коническими и многогранными покрытиями некоторых сооружений Азербайджана, Ирана и Средней Азии, а в позднейших постройках христианского Закавказья встречаются иногда и четырехцентровые стрельчатые арки и ниши, перекрытые сталактитами.

такие же по композиции дворцы строились и в XVI-XVII вв. В области культовой архитектуры таким типом здания, позднее получившим развитие и в других странах, был центрический храм с куполом на световом барабане, стоящем над квадратной в плане средней частью. Он применялся даже для храмов других религий, и если купольные мечети Ирана и арабских стран могут быть связаны и с купольными сооружениями того же Ирана времен Сас анидов, то преимущественное влияние византийских образцов, и в частности Софии Константинопольской, на турецкие мечети XVI-XVII вв. не подлежит сомнению.

То же следует сказать и о новом типе храма, получившем распространение в Италии в эпоху Возрождения, также центрическом и с куполом на световом барабане, подпружных арках и парусах, опирающихся на четыре пилона или на углы бесстолпного помещения. Этот тип храма, перешедший затем в архитектуру барокко и классицизма и распространившийся по всей Европе, был дальнейшим развитием восточноевропейского крестовокупольного храма. В храмах итальянского Возрождения композиция, созданная в средневековой Восточной Европе, приобрела новый характер, проникнутый несредневековым спиритуализмом, но гуманистическим духом нового времени. Нечто подобное новые, свойственные ее времени типы зданий и соответствовавшие развитию строительной техники конструктивные приемы, но и новые художественные образы, раскрывавшие возможности, заложенные в новых типах и конструкциях зданий и отражавшие мировоззрение и идеологию феодальной эпохи. В то же время она сделала значительный вклад в архитектуру последующего времени, наделив ее рядом конструктивных и композиционных приемов, пригодных и для решения новых задач.

Архитектурные особенности средневековых городов восточного типа на территории Пиренейского полуострова

Подводя итоги рассмотрению планировки среднеевропейских городов, нельзя оставить в стороне то, казалось бы, совсем инородное градостроительное вторжение в Европу, которое принесли с собой в начале XIII в. арабские завоеватели, более известные как мавры. В результате стремительного натиска через Гибралтарский пролив в их руках оказался почтп весь Пиренейский полуостров, на территории которого находились не только многие древнеримские и даже карфагенские города, но и населенные пункты, основанные позже португальцами и испанцами. Своеобразный быт пришельцев-арабов и вместе с тем их длительное пребывание в Европе, продолжавшееся свыше семи веков, привели к тому, что планы пиренейских городов п их застройка существенно изменились. В Испании и Португалии утвердился город восточного типа с чрезвычайно сложными разветвлениями узких извилистых улиц, застроенных малоэтажными домами, имевшими внутренние световые дворы и лишенные окон уличные фасады. Достаточно сопоставить планы Толедо, Кордовы, Гранады или даже юго-восточного района Лиссабона с любым античным италийским или североевропейским городом, чтобы убедиться в существенных различиях между ними. И в то же время мавританские города почтп с точностью копии повторяли планы марокканского Феса, мессопотамского Багдада и даже совсем отдаленного Самарканда эпохи Тимуридов и Шейбанидов.

Многовековая борьба между пришельцами и испано-португальскими аборигенами требовала укрепления городов внешними каменными или кирпичными стенами, а также создания в городах надежных замков. Если внутри города или в непосредственном соседстве с ним находился высокий естественный холм, его превращали в неприступную цитадель, не уступавшую в обороноспособности самым мощным среднеевропейским замкам. Если же город располагался на ровном месте, тогда возводили "альказар" - дворец-крепость, в которой размещались представители политической или судебной власти.

Вторгшиеся в Испанию арабы и берберы были просвещенным, предприимчивым и художественно одаренным народом. Они принесли с собой в Европу не только средства нападения и разрушения в виде примитивной артиллерии и ружей ("модфа"), но и невиданную еще высочайшую строительную культуру, воплотившуюся в мусульманских дворцах и мечетях. В тысячеколонной Кордовской соборной мечети с ее подковообразными двухъярусными мраморными арками европейцы впервые увидели феноменальное мусульманское молитвенное здание, в то время как дворцы мавританских правителей по-новому возродили античную тему парадных атриев и перистилей. Бесспорно, лучшим созданием подобного рода была Альгамбра, служившая последней резиденцией гранадских эмиров до окончания реконкисты (Реконкистой (Reconquista) испанцы называли отвоевывание земель, захваченных арабами. Она началась в конце XVIII в. в Астурии, т. е. у побережья Бискайского залива, и постепенно спускалась в южном направлении к Толедо, Кордове, Севилье, Гранаде и Гибралтарскому проливу. Активное участие в реконкисте приняла католическая церковь, что укрепило доверие к ней широких народных масс, но вместе с тем и превратило ее впоследствии в чудовищное орудие инквизиции ).

Дошедший до нас ансамбль Альгамбры был встроен в старую цитадель, как это сделали в своих столицах средневековые польские и чешские короли (Вавель и Градчаны). Эта цитадель отделяется от самого города неширокой долиной р. Дарро, в силу чего замок, венчающий высокий холм, кажется нависающим над Гранадой в виде грозной зубчатой твердыни, напоминающей африканские "казбахи". Однако с суровостью внешнего облика крепости контрастирует очарование самого дворца, представляющего собой отнюдь не подавляющую, а соразмерную человеку систему уютных дворов и крытых дворцовых помещений.

Вряд ли необходимо подробно описывать ансамбль Альгамбры, уже получивший бесчисленные восторженные оценки. Но не отметить его художественно-образного живого содержания все же нельзя. Гранадский дворец создавался не только для прославления могущества и богатства местных правителей, но и для их интимного отдыха под лепет фонтанов и шорохи вечнозеленых мирт. Чтобы представить себе живую Альгамбру, нужно воссоздать бытовые и портретные образы эмиров и их царедворцев, наполнить дворец красавицами из гарема и пестрой толпой в разноцветных шелковых халатах, изготовленных тут же в крупнейшем центре европейского шелководства - Гранаде. Обращаясь к бытовой обстановке, следует вспомнить персидские ковры, кованые жаровни и золоченые светильники, принять во внимание музыку, танцы, цветы и заморские благовония и, наконец, привлечь во дворец прекрасную народную прозу и поэзию, восходящую к "Шахразаде" и великим творениям Фирдоуси, Низами, Саади и Омара Хайяма. Конечно все это живое содержание Альгамбры вместе с восхитительным орнаментальным убранством дворца представляло собой единый ансамбль - как бы воплощение заветного, но недостижимого небесного рая.

В ходе последней войны Реконкисты (1481-1492 гг.) объединенными усилиями кастильцев и их союзников Гранада была взята. По условиям капитуляции остатки арабского и европейского торгового населения были изгнаны в Африку, часть жителей насильственно крещена, мечети превращены в католические церкви, а сама Альгамбра стала достоянием испанских королей.

Казалось, что знаменитый мавританский дворец, возместивший культурный центр погибшего багдадского халифата, мог бы защитить его высокое художественное исполнение. Однако дальнейшая судьба этого ансамбля оказалась печальной. Дворец гранадских эмиров был опустошен, а вслед за тем над ним самим нависла прямая угроза со стороны безжалостных и слепых разрушителей.

Середина XVI в. прошла в Европе под знаком крупных политических потрясений, все более разгоравшейся религиозной борьбы и почти нескончаемых разорительных войн. Инициатором большинства из них был император Священной Римской империи Карл V, который мечтал о создании всемирной монархии под своим автократическим руководством. Психически неуравновешенный, коварный и жестокий Карл V являлся одной из самых мрачных и зловещих фигур периода формирования национальных государств. Непримиримый противник Франции и Османской империи, ортодоксальный сторонник единой и опять-таки подчиненной ему католической церкви, вдохновитель разграбления мексиканского золота Карл V, наконец, убедился в неосуществимости своих завоевательных целей. Прямым следствием этого тягчайшего политического поражения явился его отказ от обеих корон (1556 г.). Нет необходимости говорить о добровольном заточении этого монарха в стенах монастыря св. Юста (Отметим, что уход Карла V из политической жизни привел к распаду его гигантскую империю, над которой, по словам современников, "никогда не заходило солнце". Титул императоюа перешел к его брату Фердинанду (Австрия), тогда как испанская корона досталась сыну Карла, тиранически настроенному Филиппу II ).

Но еще задолго до этого он избрал постоянным местопребыванием для себя прекрасную Альгамбру. И вот, раболепно подчиняясь августейшему заказчику, один из ранних мастеров испанского ренессанса, а именно Педро Мачука, закладывает в 1526 г. новый дворец в непосредственном соседстве с Альгамброй на плоской вершине того же холма.

Строительный замысел Карла V и его придворного архитектора легко поддается расшифровке. Подобно рабскому клейму, наложенному на побежденного противника рукой палача, выглядит новый квадратный дворец в обстановке гранадского акрополя. Часть старого мавританского ансамбля уже погибла в вырытом для него котловане. А то, что надвигалось на еще уцелевшую часть дворца эмиров, угрожало ему полным физическим уничтожением. В самом деле, северо-западный фасад дворца Карла V уже слился с торцовой стеной, ограждающей Миртовый двор. В поисках пространства, необходимого для обозрения нового дворца, пришлось бы поступиться и знаменитым Львиным двором, и залами Суда, Двух сестер и Посланников, поражающих воображение даже самых просвещенных и требовательных зрителей. Спрашивается, кто мог позволить себе столь вызывающую и преступную акцию в сфере искусства? Разумеется, не архитектор, каким бы незрелым художником он ни был. Сделать это мог только тот, кто, обладая безмерной властью, учинил беспримерный разгром самого клерикального "Вечного города" (1527 г.) и в наказание за непокорность обезглавил все патрицианские башни старой Сиены, оригинально окружавшие громадную площадь дель Кампо. Таким преступником не только перед пострадавшими городами, но и перед всей человеческой культурой был все тот же претендент на мировое господство. Карл V никогда не проявлял наклонностей к меценатству, которое украшало многих средневековых королей и пап. К счастью, неудачная постройка Педро Мачука так и не получила полного осуществления, в силу чего и сохранился значительный остаток ни с чем не сравнимого мавританского дворца.

Что же касается судьбы других монументальных соорулсений и ансамблей, построенных в Испании восточными зодчими, то многие из них не только уцелели, но и прошли с течением времени через историческую трансформацию стилей, отдав естественную дань и готике, и ренессансу, и даже барокко. Такой непрерывной стилистической летописью средневекового испанского зодчества стал огромный Севильский собор, четырехугольный минарет которого, носящий название башни Лa Хиральда, и теперь еще возносится над древней столицей Андалузии.

Разнообразие монетных систем и единиц породило необходимость операций по обмену денег. Так выделилась профессия менял, которые занимались также переводом денежных сумм и ростовщичеством. С XIII в. в связи с разорением мелких тружеников города и деревни и расширением торговли кредитно-ссудные операции получили значительный размах, особенно в сфере транзита и оптовых сделок. Стали возникать банковские конторы и банки. Характерно, что выделение финансовой деятельности в особую отрасль происходило на итальянской почве. Итальянцы в совершенстве овладели такими инструментами, как векселя, кредит, торговые сделки на срок, займы и т.д. Операции банкиров расширялись: они брали деньги на хранение, выплачивал за это проценты, предоставляли ссуды. Крупные дома Италии, Германии расширяли свою деятельность: помимо организации производства сукна и торговли им они стали заниматься банковскими операциями.

В этот период усилились междоусобные столкновения во всех странах Западной Европы. На ведение войн требовались деньги, поэтому короли прибегали к крупным займам, которые предоставляли прежде всего торговые дома итальянских городов.

2.Особенности восточных феодальных городов.

По численности населения города на Востоке до эпохи промышленного переворота существенно превосходили западноевропейские, они отличались высоким уровнем развития ремесла, ассортиментом изделий, солидным накоплением купеческого капитала, имела место высокая концентрация служилой знати, а значит и власти. В восточных городах сосредотачивалась имперская или окружная администрация, различные звенья военно-административного аппарата, наделенные военно-административной, судебной и полицейской властью. Крупные и средние служилые проживали вместе с семьями, челядью и воинскими отрядами в городах. В условиях существования деспотических восточных государств со свойственной им государственной собственности сложился тип восточного города, не знавшего городских вольностей, свобод, коммун. Они были очагами культуры, они не были очагами свободы. Являясь основной фигурой городской промышленности самостоятельный мелкотоварный производитель,собственник орудий производства и продукции, как горожанин так и крестьянин были бесправны перед властью деспота. Однако в социально-политическом отношении восточный город был более органично связан со всей системой феодальных отношений, чем европейский.

В восточном государстве между городом и деревней не было хозяйственной интеграции. Спрос на продукцию ремесленного производства обеспечивал класс получателей государственной ренты-налога (служилая знать и чиновничество), поэтому азиатский город, в отличие от западноевропейского, нуждался не в сельском рынке, а в сельском налогоплательщике, что обуславливало огромные масштабы изымаемого прибавочного продукта от сельского хозяйства. Восточный феодализм имеет многовековую (многотысячелетнюю) историю. Его общественно-экономическая структура не менялась столетиями, как бы воспроизводя себя в каждом поколении, сохраняя обычаи и традиции жизненного уклада, основными характеристиками которого являются: государственная собственность на землю, соединение власти и собственности в лице деспотического государства, жестокая сословная структура общества, в котором сословия отличались обязанностями, но не правами. Здесь вместо гражданского общества с господством закона и развитой представительной властью, сильные централизованные бюрократические империи с господствующей идеологией «не государство для человека, а человек для государства».

3.Феодальные города на Руси.

На Руси города в отличие от западноевропейских возникали в первую очередь как административные центры, являясь центрами церковной жизни, просвещения, культуры. Становясь затем центрами обмена и торговли. И в этом они похожи на восточные города. В XI-XIII столетиях происходит постепенное оформление внешнего вида русских городов, получающих типично феодальный облик. Города обносятся укреплениями, окружающими в больших центрах значительные площади. Не только «город», но и посад, или предградье (передгородие), окружается укреплениями. Русские города украшаются красивыми зданиями, появляется стремление к благоустройству (создание деревянных мостовых, мостов через речки и ручьи и пр.). Неуклонно растёт количество каменных зданий, причём наряду с храмами появляются каменные жилые постройки гражданского назначения. Однако в отличие от западноевропейских городов деревянные постройки на Руси в условиях резко континентального климата и холодной зимы являлись наиболее типичными.

Важнейшее значение во всех городах получает городской рынок, «торговище», являющееся средоточием экономической и в некоторых случаях политической жизни города. Внешняя торговля велась в трех направлениях: средиземноморском, западноевропейском и восточном.Она оказала огромное влияние на развитие государства в целом. В России не было цехов и гильдий, здесь возникли новые формы производства, характерные только для России – артели, подряды. В качестве подрядчика выступал старейшина, человек, обладающий значительными, по тем временам, средствами. Во главе городов стоял не выборный орган, а представитель царской власти, как правило из служилой знати. Увеличение власти феодалов в городах проявлялось в том, что в противоположность "черному" посаду, т. е. части города, населенной свободными горожанами, рос "беломестный" посад -- феодальные владения в городах. Горожане добровольно "закладывались" на феодалов, чтобы не платить разорительные подати. Бесправие горожан тормозило развитие ремесла, которое особенно пострадало от монгольского нашествия. Монголы разрушали города, угоняли в плен ремесленников. В период упадка ремесла в противовес ему в России усиленно развивались крестьянские промыслы, которые и заняли место ремесла. В крупных городах замечается стремление к ограничению княжеской власти в пределах города. Раньше всего такая тенденция проявляется в Киеве с его богатым купеческим и ремесленным населением. В этой связи особенно крупное значение имеет киевское восстание 1068 г. как поворотная дата в истории развития городских вольностей. Горожане стремятся сажать на княжеский стол своих кандидатов, оказывая им вооружённую поддержку.Органами городской власти делаются вече и выборные посадники и тысяцкие. Стремление утвердить городские вольности происходит в обстановке классовой борьбы среди горожан, которая особенно заметно проявляется в Новгороде начала XIII в., где борются «большие» и «меньшие» люди.

Развитие городской жизни X-XIII вв. не прошло бесплодно и оставило глубокий след в истории трёх братских народов - русского, украинского и белорусского.

Таким образом, западноевропейские средневековые города оказывали громадное влияние на экономику деревни и содействовали росту производительных сил в сельском хозяйстве. Они представляли собой торговые и ремесленные центры, которые способствовали развитию внутренней и внешней торговли, повлекшей за собой развитие денежной, кредитной и налоговой систем. С экономической точки зрения города играли роль промышленных центров, они становились мастерскими, где активно развивалось разделение труда, выражавшееся в росте числа различных ремёсел, и именно в то время начался грандиозный размах строительства каменных сооружений (церквей замков, городских стен, домов, мостов). Искусство строить превращалось в науку. Города являлись очагами культуры и просвещения, были местами пребывания светской и духовной власти. Отличительными чертами западноевропейских феодальных городов в средние века являлись собственное право, собственный суд и автономное управление. Город выступает в качестве общинного союза, возникшего, прежде всего как союз для обороны, как объединение экономически способных организовывать оборону людей. В европейских средневековых городах наблюдаются зачатки гражданского общества, выражающих и защищающих интересы своих членов. Гражданин (горожанин), как человек, принадлежащий к определенной сословной группе, всегда являлся одновременно носителем известных политических прав и как таковой встречается только в Европе.

Восточный город демонстрирует устойчивость городской традиции с её атрибутами: рынком, разделением ремесленного труда, наличием купеческого и ссудного капитала. При этом концентрация населения в городах являлась базой для разделения труда, создавая условия для очень узкой специализации торговли и ремесла. Но большая урбанизированность Востока по сравнению с Западом, не способствовала раннему началу промышленного переворота. Одна из главных причин – сильная государственная власть, консервирующая сложившиеся социально-экономические отношения. Различия западноевропейских и восточных городов очевидны. В то время как города Западной Европы являлись носителями свободного духа, восточный город был прямым олицетворением деспотической власти.

Города на Руси представляли собой своеобразное смешение элементов западного и восточного феодализма, т.к. развитие России обладало рядом черт и особенностей, связанных с внешне- и внутриполитическим развитием, менталитетом, традициями, громадной территорией, полиэтническим населением. Поэтому более позднее вступление России в эпоху индустриального развития предопределило её отставание от ведущих стран Европы.

II. Особенности экономического развития РФ на современном этапе.

  1. Экономическая обстановка в стране после 1991года.

Говоря о современном положении дел в экономике нашей страны, невозможно не затронуть тот факт, что она переживает грандиозные перемены. В декабре 1991 года Российская Федерация вместе с другими республиками бывшего Советского Союза вступила на путь самостоятельного существования. В области внешней и внутренней политики российское руководство определило несколько приоритетных задач. Первая из них – глубокая реформа экономики, переход к рыночным методам хозяйствования. Известно, что в наследие от Советского Союза с его плановым ведением хозяйства России досталась не только экономика в плачевном состоянии, но и громадный внешний долг. За последние годы российская экономика претерпела множество самых разных изменений.

С целью ликвидации старой экономической власти в России был взят курс на преобразование государственной собственности в личное частное достояние, что привело к разрушению многих крупных предприятий. С октября 1992 г. без должной подготовки ускоренными темпами проводилась ваучерная приватизация. С 1 июля 1994 г. началась продажа государственного и муниципального имущества за деньги. Приватизация не дала надлежащего экономического результата и не помогла предотвратить падение производства. Другим следствием массовой приватизации является чрезвычайная концентрация собственности промышленных предприятий. Этот феномен обычен для процесса массовой приватизации, но в России он принял особо крупные размеры. В результате трансформации старых министерств и относящихся к ним ведомственных банков возникла мощнейшая финансовая олигархия.

Коренное преобразование общей совместной собственности привело к созданию новой экономической системы.

В 1990-х гг. в России была подорвана абсолютная монополия во внутренней и внешней торговле. Инициаторы рыночных преобразований выбрали явно ошибочный путь –переход к свободному рынку. На таком рынке его участники могут сами решать: где и что продавать, по каким ценам. В итоге возникло множество неразвитых и нецивилизованных продовольственных и вещевых рынков, на которых велась индивидуальная перепродажа отечественных и иностранных товаров. При этом далеко не всегда соблюдался надлежащий санитарно-эпидемиологический, экологический и иной контроль, а также сбывалась недоброкачественная и приобретенная незаконным путем продукция. Таким образом попытки возродить свободный рынок дали отрицательные результаты.

Также сложилась весьма противоречивая и в целом очень неблагоприятная динамика эффективности бизнеса. С одной стороны, многие промышленные монополии в 1992–1999 гг. подняли норму прибыли до 50–70 % и более. В криминальной экономике, например в наркобизнесе, норма прибыли достигла 1000 %. Но, с другой стороны, эффективность деятельности предприятий в национальном хозяйстве резко снизилась: рентабельность продукции упала с 32 % в 1992 г. до 8 % в 1998 г., что обусловлено кризисным падением отечественного производства.

Ненормальная обстановка наблюдалась и в деятельности банков. Банки использовали ряд благоприятных для них условий (громадное обесценивание денег, спекулятивная нажива на купле-продаже иностранной валюты, использование денег из государственного бюджета для своего обогащения и др.), чтобы довести норму банковской прибыли до астрономических величин (1000 % и более).Ненормальность такого положения состояла в том, что денежный капитал стал во все большей мере изыматься из сферы производства. Его самоцелью стало получение огромных ростовщических процентов. Но такие проценты превратились в тормоз для развития производственного бизнеса.

Россия в 1990-х гг. попала в большую зависимость от МВФ (Международного валютного фонда) и других иностранных кредиторов. Только с 2000 г. положение стало выправляться. Страна отказалась от займов МВФ, существенно увеличила экспорт и улучшила обслуживание внешнего долга.

В тот же период в России возник и усугублялся кризис недопроизводства. Он был обусловлен преимущественно экстенсивным ростом производства, увеличением выпуска средств производства за счет соответствующего уменьшения количества предметов потребления, превышением покупательского спроса населения по сравнению с предложением товаров и услуг. В 1992–1998 гг. резко снизилось отечественное производство предметов потребления и новейшей техники, упал жизненный уровень населения. С 1999 г. началось увеличение валового внутреннего продукта.

Преобразование командно-административной системы управления в России началось с быстрого перехода от государственного регулирования к стихийному рыночному механизму. Из-за того что было ликвидировано централизованное плановое управление, а развитой и регулируемый рынок не был создан, в России пришла в упадок вся управленческая деятельность государства. Воссоздать современное эффективное управление можно было только путем оптимального сочетания государственного и рыночного регулирования хозяйственной деятельности.

С начала 90-х. ежегодно составлялся нереальный бюджет с постоянным дефицитом, что отрицательно сказывалось на социально-экономическом положении страны. С 2000 г. исполнение бюджета завершается образованием профицита. Стратегическая бюджетная политика государства предусматривает: а) существенное снижение налоговой нагрузки на экономику; б) социальную поддержку наиболее нуждающихся граждан; в) концентрацию финансовых ресурсов для обеспечения безопасности страны, совершенствование судебной системы; воспроизводство научного потенциала, развитие социальной сферы; борьбу с бедностью; г) снижение зависимости бюджетных доходов от текущего состояния мировых цен; д) создание эффективной системы управления государственными финансами.

Краткое описание

У истоков феодализма стояли две социальные системы античная, рабовладельческая, и варварская, родоплеменная. Разрыв между ними был огромным. Первая была достаточно высоко развита, вторая еще не знала классового строя. С одной стороны, в античном обществе в IV-V вв. начали складываться протофеодальные элементы, с другой – многие народы приходили к феодализму путем самостоятельною внутреннею развития. Поэтому развитие феодальных отношений и возникновение городов с феодальным обществом в государствах происходило в разные периоды.

Оглавление

I. Феодальный город, его возникновение и экономическая роль. 3
1. Западноевропейский город - как классическая модель феодализма. 3
1.1. Причины возникновения городов и их борьба за независимость. 4
1.2. Цеховая организация и её роль. 5
1.3.Роль городов в развитии товарно-денежных отношений и зарождение капиталистического производства. 7
2.Особенности восточных феодальных городов. 8
3.Феодальные города на Руси. 9

Список используемой литературы



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows