Счетчик гейгера применение прибора. Методы и технические средства регистрации радиации. Ионизационные методы дозиметрии. Газоразрядные счетчики. Принцип работы счетчика Гейгера-Мюллера

Счетчик гейгера применение прибора. Методы и технические средства регистрации радиации. Ионизационные методы дозиметрии. Газоразрядные счетчики. Принцип работы счетчика Гейгера-Мюллера

02.04.2019

>>История: Римская семья, нравы и религия

50. Римская семья, нравы и религия

1. Римская семья.

Слово "семья" по-латыни означает "фамилия". В Риме семья считалась важнейшей ячейкой общества. Положение человека зависело от того, в какой семье он родился. Семья владела собственностью. В семье осуществлялось воспитание детей.

Во главе фамилии стоял отец, обладающий полной властью над женой, детьми, домочадцами. Отец мог судить, наказывать и даже казнить их. Однако, как правило, от отца семейства обычай требовал не жестокости, а строгости и справедливости. В состав фамилии входили отец. его жена - мать семейства, дети, жены и дети взрослых сыновей, а также рабы. Когда отец умирал, cын становился главой новой семьи. Близкая по крови группа семей образовывала римский род. Мать семейства пользовалась почетом и уважением. Замужнюю римлянку называли матроной. Перед ее авторитетом склонялись даже взрослые сыновья. Мать семейства охраняла нравственные устои фамилии, следила, чтобы поведение всех ее членов было достойным, отвечало римским обычаям. Ее заботой было приумножение не только благосостояния семьи, но и общественного уважения к ней.

Дети в римской семье воспитывались в строгости. Они должны были выказывать родителям уважение и преданность. Когда ребенок рождался, его обмывали и клали к ногам отца. Признавая ребенка своим, отец поднимал его на руки. Так ребенок становился членом фамилии. На 9-й день после рождения ребенку давали имя. Во время церемонии наречения именем на него надевали особый амулет - буллу, который должен был защитить от злых духов. В 14 лет мальчика признавали взрослым. Его приводили на форум, где в торжественной обстановке с него снимали детскую буллу и впервые надевали на него одежду взрослого. После этого молодой человек считался полноправным римским гражданином .

2. "Отеческие нравы".

Каждый римлянин должен был быть настоящим гражданином. Служение республике являлось высшим долгом и достоинством римлянина. Римлянин был обязан беспрекословно следовать закону, уважать власть, защищать государство. "Я должен, следовательно, я могу" - таковым был девиз римских граждан.

Считалось неприличным выставлять напоказ свое богатство . Даже богачи жили просто, ели из деревянной и глиняной посуды. Знатные матроны и их дочери пряли шерсть, ткали и сами делали одежду, которую носили их мужья, братья и сыновья. Впоследствии римляне назвали нравы древней республики "отеческими" и не раз призывали вернуться к ним.

3. Римская религия.

В каждой семье имелись свои домашние боги - лары и пенаты. Они, как считали римляне, охраняли дом, здоровье и благополучие членов семьи. Их фигурки хранили в специальных помещениях, рисовали на стенах. В дни семейных праздников для ларов и пенатов выставляли еду.

Главными патрицианскими богами были Юпитер, Юнона и Минерва. Они соответствовали греческим Зевсу, Гере и Афине. Этим богам были воздвигнуты храмы на Капитолии. Главным римским святилищем был храм Юпитера Капитолийского. В честь Юпитера ежегодно устраивались Великие, или Римские, игры .

На Капитолии находился храм Юноны Советчицы (по-латыни - Монеты). При нем был двор, где чеканили металлические деньги. Отсюда пошло слово "монета", а двор стал называться монетным.

Главными плебейскими богами были Церера, Либер и Либера. Церера соответствовала греческой Деметре, Либер - Дионису, а Либера - Персефоне. Этим богам был построен храм на холме Авентин. Покровительницей латинов, в особенности простых людей, считалась богиня-охотница Диана, соответствующая греческой Артемиде.

Особым уважением пользовалась покровительница домашнего очага богиня Веста.

Римляне считали себя народом Марса - бога войны. В глубокой древности новый год в Риме начинался с марта - месяца, посвященного Марсу. В марте во время священной церемонии по Риму проносили 12 щитов своего божественного покровителя. 24 жреца - салия - из самых знатных патрицианских родов служили Марсу.

Италийским богом, воспринятым римлянами, был Янус. Янус - бог входа и выхода, дверей и ворот, прошлого и будущего. Он изображался с двумя лицами. Одно было устремлено вперед, другое - назад. В честь Януса назван месяц январь.

Сатурн - бог времени и в то же время бог земледелия, виноградарства, добрый правитель. С его правлением римляне связывали "золотой век", когда все люди жили в мире, согласии и благоденствии. В честь Сатурна в конце декабря устраивались веселые праздники Сатурналии с маскарадами и переодеваниями, детям дарили подарки и сладости.

У римлян было множество других богов и богинь, например богиня удачи Фортуна или бог лесов Сильван. Разные богини охраняли первый крик новорожденного, первый шаг ребенка.

Римляне не были охочи до сочинения поэм и занимательных историй о своих богах. Их отношение к богам можно назвать деловым. Они точно соблюдали все священные обряды, жрецы строго исполняли все священнодействия. Молитвы римлян были немногословны. За свои молитвы и жертвы римлянин хотел получить конкретный ответ от бога в виде свершения того, о чем молящийся просил.

У римлян существовали коллегии (объединения) жрецов. Главной же была коллегия понтификов, возглавляемая великим понтификом. Великий понтифик был главой всех римских жрецов, следил за их деятельностью, судил их и поучал.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,

Вопросы и задания:

Что представляла собой римская семья?

В Риме семья считалась важнейшей ячейкой общества. Положение человека зависело от того, в какой семье он родился. Семья владела собственностью. В семье осуществлялось воспитание детей.

Во главе семьи стоял отец, обладавший полной властью над женой, детьми, домочадцами. Отец мог судить, наказывать и даже казнить их. Но, как правило, от отца семейства обычай требовал не жестокости, а строгости и справедливости. В состав фамилии входили отец, его жена мать семейства, дети, жёны и дети взрослых сыновей, а также рабы. Когда отец умирал, сын становился главой новой семьи. Близкая по крови группа семей образовывала римский род.

Мать семейства пользовалась почетом и уважением. Замужнюю римлянку называли матроной. Перед её авторитетом склонялись даже взрослые сыновья. Мать семейства охраняла нравственные устои семьи, следила, чтобы поведение всех её членов было достойным, отвечало римским обычаям. Её заботой было приумножение не только благосостояния семьи, но и общественного уважения к ней.

Дети в римской семье воспитывались в строгости. Они должны были выказывать родителям уважение и преданность. Когда ребёнок рождался, его обмывали и клали к ногам отца. Признавая ребёнка своим, отец поднимал его на руки. Так ребёнок становился членом фамилии. На девятый день после рождения ребёнку давали имя. Во время церемонии наречения именем на него надевали особый амулет-буллу, который должен был защищать от злых духов. В 14 лет мальчика признавали взрослым. Его приводили на Форум, где в торжественной обстановке с него снимали детскую буллу и впервые надевали на него одежду взрослого. После этого молодой человек считался полноправным римским гражданином.

Почему нравы времён Ранней Римской республики называли «отеческими»?

Потому что главной целью жизни граждан во времена Ранней Римской республики было служение государству и подчинение ему во всем, с другой стороны государство должно опекать своих граждан и заботиться о них, как это происходит в семье и государство выступает к в качестве «отца».

Каждый римлянин должен был быть настоящим гражданином.

Служение республике являлось высшим долгом и достоинством римлянина. Римлянин был обязан беспрекословно следовать закону, уважать власть, защищать государство. «Я должен, следовательно, я могу» - таким был девиз римских граждан.

Считалось неприличным выставлять напоказ своё богатство. Даже богачи жили просто, ели из деревянной и глиняной посуды. Знатные матроны и их дочери пряли шерсть, ткали и сами делали одежду, которую носили их мужья, братья и сыновья. Нравы времён Ранней Римской республики отличались простотой, уважением к согражданам и человеческим достоинством.

Каким образом религиозные верования разделяли патрициев и плебеев?

Различия между религиозными представлениями патрициев и плебеев были весьма значительными. В обрядах, связанных с основанием города, в праздниках в честь древнейших римских божеств принимали участие только патриции. Ими же почитались такие абстрактные божества, как Честь, Верность, Победа, Согласие.

У плебеев была своя триада богов плодородия: Церера, Либер и Либера. На Авентинском холме они почитали италийскую богиню Диану. Ещё одним плебейским божеством была Фортуна, культ которой был засвидетельствован и за пределами Рима. Храм Фортуны в Риме, на Бычьем рынке, основал покровитель плебеев - шестой римский царь Сервий Туллий. В этом храме стояла деревянная статуя богини, что было нехарактерно для римско-италийской

Слайд 2

План урока.

  • Римская семья.
  • «Отеческие нравы»
  • Римская религия
  • Слайд 3

    Римская семья.

    • Фамилия-в переводе с латинского означает семья. Во главе фамилии стоял отец. В состав фамилии входили также мать семейства – матрона, дети, жены, внуки, рабы.
    • Близкая группа семей образовывала род.
    • Авторитет матери был непреклонен.
  • Слайд 4

    • Дети в римских семьях воспитывались в строгости. Они выказывали родителям уважение и преданность. На 9 день рождения ребенку давали имя.
    • В 14 лет мальчика признавали взрослым, надевая на него одежду взрослого.
  • Слайд 5

    Отеческие нравы.

    • Служение республике являлось высшим долгом и достоинством. Римлянин обязан был выполнять законы, уважать власть, защищать государство.
    • Считалось неприличным выставлять напоказ свое богатство. Даже богачи ели из глиняной или деревянной посуды.
  • Слайд 6

    • Знатные матроны пряли шерсть, ткали и сами делали одежду, которую носили их мужья, сыновья, братья.
    • Римляне назвали эти нравы «отеческими».
    • «Я должен, следовательно, я могу» - таким был девиз римских граждан.
  • Слайд 7

    Римская религия

    • В каждой семье имелись свои домашние боги – лары и пенаты. Они, по мнению римлян, охраняли дом, здоровье. Благополучие членов семьи.
    • Их фигурки хранились в специальных помещениях, в дни праздников им выставляли еду.
  • Слайд 8

    Римские боги

    Главными патрицианскими богами были Юпитер, Юнона и Минерва. Они соответствовали греческим Зевсу, Гере и Афине. Этим богам возводили храмы на Капитолии.

    Слайд 9

    Главными плебейскими богами были Церера, Либер и Либера, что соответствовало греческой Деметре, Дионису и Персефоне.

  • Слайд 10

    • Особым уважением пользовалась покровительница домашнего очага богиня Веста.
    • Жрицами – весталками становились девочки с 6-10 лет.
  • Слайд 11

    • Новый год в Риме начинался с марта-месяца, посвященного Марсу. Себя римляне считали народом бога войны Марса.
    • 24 жреца из патрициев служили Марсу.
  • Слайд 12

    • Бог Янус-бог входа и выхода, прошлого и будущего. В честь Януса назван месяц январь.
    • Бог Сатурн-бог бог времени, земледелия, добрый приятель.
  • Во времена Древней Республики, когда шли войны, о которых рассказано выше, римляне славились многими добродетелями. Поздние потомки восхищались древними «отеческими нравами». Хранительницей «отеческих нравов» была римская семья.
    Семья. Греки женились для того, чтобы иметь потомство. Римлянин брал себе жену в качестве помощницы и подруги. Во время совершения свадебного обряд жрец соединял жениха и невесту «для общего пользования водой и огнем». Невеста произносила: «Где ты, Гай, там и я, Гайя», - обещая разделить все радости и невзгоды мужа. Супружеские союзы были верными и крепкими - их не разрушало даже отсутствие детей. Бездетные супруги усыновляли малолетних родственников (племянников, двоюродных братьев и т. д.), но не разводились, хотя развестись в Риме было очень легко. Римляне утверждали, что первый развод произошел у них только в 234 г. до н. э., т. е. через 340 лет после основания города.
    Отец семейства. Муж был главою, господином семьи. Жена и дети находились в полном его подчинении. В случае провинности домочадцев отец семейства сам судил их домашним судом и наказывал по своему усмотрению. Он мог даже казнить сына или продать его в рабство. Римская история знает несколько примеров непреклонной отцовской строгости.
    Вспомни, как поступил со своими сыновьями первый консул Брут: он наказал их не только как глава государства, но и как
    строгий отец. Второй похожий случай произошел во время Латинской войны. Консул Тит Манлий Торк- ват, коллега Деция Муса, запретил тогда своим воинам сражаться с врагами вне строя. Несмотря на это, сын консула, предводитель конного отряда, вступил в поединок с латинским всадником и сразил его на виду врагов и друзей. Окруженный ликующими товарищами, принес он доспехи повержен-

    ного противника к ногам отца. Но консул отвернулся от победителя, приказал трубить общий сбор и перед лицом всего войска сказал: «Раз уж ты, сын, не почитая ни консульской власти, ни отчей, без приказа сразился с врагом и тем подорвал в войске послушание, на котором доныне стояло Римское государство, то пусть лучше наша семья будет наказана за этот поступок, чем государство пострадает от дурного примера». С этими словами он приказал ликтору связать и обезглавить юношу.
    Не надо думать, что все римские отцы были так жестоки, как Брут или Манлий: одно дело - закон, другое - обычай. Римские обычаи требовали строгого, но бережного обращения с домочадцами. Один поклонник старинных нравов говорил: «Кто бьет жену или ребенка, тот поднимает руку на самую высокую святыню». Слишком суровые отцы осуждались общественным мнением. Например, когда Манлий возвратился победителем в Рим, навстречу ему вышли только пожилые люди, а молодежь в течение всей его жизни сторонилась и проклинала его.
    Мать семейства. Как ни велика была власть отца семейства, в римской истории нет ни одного случая расправы мужа над женою. Со времени похищения сабинянок женщины пользовались в семье почетом и уважением. Замужняя римлянка называлась матроной. Она, как и гречанка, была полной хозяйкой в доме, но вела более открытый образ жизни. Римские матроны ходили с мужьями в гости и присутствовали на домашних пирах. Дети слушались их не менее, чем отцов. Поэт Гораций вспоминал, как в старину взрослые сыновья склонялись перед посохами строгих матерей. В доме, где имелась хотя бы одна служанка, мать семейства не стряпала и не убирала комнат, ее женским делом считалось благородное занятие - прядение шерсти. Древние римляне носили тоги, изготовленные руками их жен и дочерей.
    Римские матроны не уступали своим мужьям в твердости характера, в непреклонном соблюдении чести. Честь мужчины заключалась в воинской доблести, честь женщины - в стыдливости, супружеской верности, чистоте души, т. е. в тех качествах, которые называются целомудрием. Среди женщин особым почетом пользовались «одномужние» матроны - те женщины, которым не пришлось побывать замужем второй раз. Такой «одномужней» матроной была вдова Волумния, мать Кориолана, отвергшая второе супружество. Знатные «одномужние» матроны имели свой храм патрицианского Целомудрия. Вышедшие замуж вдовы и разведенные жены (когда они появились) в него не допускались.
    Знатным матронам воздавались высокие почести. Их называли «госпожами», мужчины уступали им дорогу, родственники произносили на их похоронах всенародные похвальные речи - как на похоронах магистратов. Высокородные матроны особенно строго блюли семейную честь, но им были присущи и некоторые женские слабости: они ревниво оберегали свое право носить золотые и серебряные украшения (мужчины, сенаторы и всадники, имели только золотые кольца), любили покомандовать мужьями, отличались излишней гордостью. Вспомни, например, как огорчалась Фабия, жена Столона, что в ее доме нет консульских почестей. В те же времена патрицианки не допустили в храм Целомудрия жену одного из первых плебейских консулов. Супругам плебейских магистратов пришлось устраивать особый храм плебейского Целомудрия. Поэт говорил о знатной матроне:
    ... в дом она с добродетелью подлинной вносит
    Высокомерную гордость, в приданом числит триумфы.
    Дети. Конечно, не все римские юноши любили своих родителей так горячо, как Кориолан, однако в целом римская молодежь отличалась сыновней преданностью и послушанием. Нравы сыновей рисует один случай, произошедший в уже известной нам семье Манлиев.
    Тот самый Тит Манлий, который казнил своего сына, сам вырос при суровом отце. Юношу держали в деревне, где он трудился среди рабов и поденщиков, совсем не зная городской жизни. Однажды народный трибун вызвал Манлия-отца в суд: он обвинял его в разных проступках против плебеев и заодно упомянул о дурном воспитании сына. Небрежное отношение Манлия к отцовским обязанностям возмутило народ, но сам юноша встал на сторону отца. Утром накануне суда он проник в дом трибуна и, угрожая ножом, потребовал, чтобы тот отказался от обвинения. Трибун сделал вид, что подчиняется, но, вырвавшись на свободу, пожаловался плебеям на поступок юноши, думая вызвать еще большую ненависть к семейству Манлиев. Однако народ растрогался тем, что сын защитил отца: старшего Манлия он оправдал, а младшего вскоре выбрал на высокую должность.
    Преданность к отцам выказывали и дочери. Так, однажды народ хотел сорвать триумф одного консула из надменного семейства Аппиев Клавдиев. Тогда дочь Аппия, посвященная в жрицы, встала на колесницу рядом с отцом. Буйная толпа разом усмирилась из уважения и к сану жрицы, и к ее дочерней любви.
    Патроны и клиенты. Семейные нравы отражались на устройстве Римского государства. Считалось, что знатные и могущественные люди должны, как отцы семейства, заботиться о бедных и простых гражданах, а те обязаны относиться к своим защитникам как дети. Покровители назывались патронами, их подопечные - клиентами. Отпущенный на волю раб становился клиентом своего бывшего хозяина; крестьянин, арендовавший (снимавший за деньги или долю урожая) клочок земли, был клиентом крупного землевладельца; плебей, выигравший в суде дело, считался клиентом своего защитника. Клиенты оказывали патрону всякие почести и услуги: приходили по утрам в его дом с приветствиями, подносили подарки по праздникам, сопровождали патрона в общественных местах, голосовали за него в народном собрании. Патрон помогал клиентам деньгами, оказывал им помощь в суде, давал им хорошие «местечки* в армии и на государственной службе. Чем сильнее и знатнее был патрон, тем больше толпилось вокруг него клиентов. Отношения между патронами и клиентами основывались на римской верности, которая считалась священной. Патрон, обидевший своего клиента, подвергался проклятию. Также клиент ни в суде, ни в народном собрании никогда не выступал против своего патрона.
    Верность, честь и долг. Римская верность, или честь (по- латыни эти понятия обозначались одним словом), имела свою богиню, храм которой стоял на Капитолии рядом с главным храмом города. Богиня Верности считалась хранительницей всех обещаний, договоров и клятв. Римская верность и честь запечатлелись в рассказах о Пирровой войне (вспомни, как сдержали свое слово пленные римские воины и как поступил Фабриций с изменником врачом). С верностью тесно связано чувство долга, которое было одной из главных черт, римского характера. У древних римлян была поговорка: «Я должен, значит, я могу».
    Древняя «бедность». Можно заметить, что римляне с почтением вспоминали о бедности древних консулов и диктаторов - Мания Курия, Фабриция, Цинцинната. Из этого не следует, что они уважали нищих: римляне были старательными, прижимистыми хозяевами, и цензоры даже штрафовали тех, кто плохо заботился о благосостоянии своей семьи. Но во времена Древней Республики даже богатые люди жили скромно и просто; у них было много земли, рабов, клиентов, но мало денег: земля давала малый денежный доход, а ремесло и торговля не получили большого развития. Римские сенаторы и консулы жили в полутемных домишках, носили домотканые тоги, пользовались глиняной и деревянной посудой. Когда однажды в Рим прибыло иноземное посольство, то сенаторы, приглашая послов к себе в гости, из дома в дом переносили одну и ту же серебряную солонку. Предания путали этот простой образ жизни с бедностью, а потомки считали, что древняя «бедность » была главной причиной добрых «отеческих нравов».
    Культурный уровень древнейших римлян. Римляне времен Древней Республики были не только простыми в обиходе, но и малоучеными. Правда, письменность возникла у латинян еще при царях - ее завезли в Италию греческие колонисты; латинские буквы произошли от греческих, первые латинские надписи относятся к VII в. до н. э. Но по уровню развития культуры Рим отставал от Греции на несколько столетий. В V-IV вв. до н. э. у римлян не было ни поэтов, ни писателей, ни философов. Занятия музыкой, пением и танцами считались неприличными для благородного человека. В лучшем случае дети знатных родителей (далеко не все!) изучали греческий язык, но знания свои они использовали для чтения законов Солона, а не поэм Гомера. Вместо уроков философов и ораторов римские юноши проходили «семейную школу»: добродетели и чести они учились у родителей, навыкам хозяйства - у рабов и крестьян, в отцовских имениях, где они, как юный Манлий, трудились на земле в поте лица. Знатные мальчики ходили вместе с отцами на заседания сената, сыновья сенаторов и всадников посещали дома знаменитых законоведов, наблюдая за их работой. С 17 лет для римской молодежи начиналась «боенная школа».
    Римский народ в отличие от греков был наделен не художественными талантами, а тягой к закону, порядку, расчету. Из среды знатных римлян выходили государственные деятели и знатоки законов, из среды простых плебеев - искусные инженеры и строители (а не художники или скульпторы). Как раз в годы завоевания Италии римские мастера, ученики этрусков, сооружали повсюду великолепные дороги, мосты, арки.
    В 312 г. до н. э. при цензоре Аппии Клавдии Слепом в Риме появился первый водопровод, прозванный «Аппиевой водой». В III в. до н. э. римляне изобрели бетон.
    Среди доблестных, но грубоватых граждан Древней Республики резко выделялся первый римский писатель Аппий Клавдий Слепой. Его сочинения - стихотворения и сборники нравоучений - не вызвали интереса у современников и были забыты вскоре после его смерти. Дольше всего переписывалась речь против мира с царем Пирром. От трудов Аппия до нас дошло одно изречение: «Каждый сам кузнец своей судьбы».
    «Добрый гражданин». В эпоху Древней Республики у римлян сложился идеал «доброго гражданина». Таковым считался добрый семьянин, хороший хозяин, деятельный государственный муж, доблестный воин. «Добрый гражданин» - это дисциплинированный римский солдат, он послушен закону, уважает власти, не любит мятежей и беспорядков. Этот идеал нравился прежде всего знати (вспомни «прекрасных и добрых» греческих аристократов), но он не был чужим и для простых римлян - в нем отражался степенный характер римского народа. Недаром плебеи боролись с патрициями без кровопролитий, с помощью законов. Самых «добрых граждан» народное собрание выбирало цензорами, доверяя им охрану «отеческих нравов ».



    © 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows