Что такое ось значения. Смотреть что такое "ОСЬ" в других словарях. Что такое ось, согласно словаря Ефремовой

Что такое ось значения. Смотреть что такое "ОСЬ" в других словарях. Что такое ось, согласно словаря Ефремовой

11 июля 1856 г. в номере одной из больших петербургских гостиниц находят записку, оставленную странным постояльцем. В записке сказано, что о ее авторе вскоре услышат на Литейном мосту и что подозрений ни на кого иметь не должно. Обстоятельства выясняются очень скоро: ночью на Литейном мосту стреляется какой-то человек. Из воды вылавливают его простреленную фуражку.

В то же самое утро на даче на Каменном острове сидит и шьет молодая дама, напевая бойкую и смелую французскую песенку о рабочих людях, которых освободит знание. Зовут ее Вера Павловна. Служанка приносит ей письмо, прочитав которое Вера Павловна рыдает, закрыв лицо руками. Вошедший молодой человек пытается ее успокоить, но Вера Павловна безутешна. Она отталкивает молодого человека со словами: “Ты в крови! На тебе его кровь! Ты не виноват – я одна…” В письме, полученном Верой Павловной, говорится о том, что пишущий его сходит со сцены, потому что слишком любит “вас обоих”…

Трагической развязке предшествует история жизни Веры Павловны. Детство ее прошло в Петербурге, в многоэтажном доме на Гороховой, между Садовой и Семеновским мостом. Отец ее, Павел Константинович Розальский – управляющий домом, мать дает деньги под залог. Единственная забота матери, Марьи Алексеевны, по отношению к Верочке: поскорее выдать ее замуж за богатого. Недалекая и злая женщина делает для этого все возможное: приглашает к дочери учителя музыки, наряжает ее и даже водит в театр. Вскоре красивую смуглую девушку замечает хозяйский сын, офицер Сторешников, и тут же решает соблазнить ее. Надеясь заставить Сторешникова жениться, Марья Алексеевна требует, чтобы дочь была к нему благосклонна, Верочка же всячески отказывается от этого, понимая истинные намерения ловеласа. Ей удается кое-как обманывать мать, делая вид, что она заманивает ухажера, но долго это продолжаться не может. Положение Верочки в доме становится совершенно невыносимым. Разрешается же оно неожиданным образом.

К Верочкиному брату Феде приглашен учитель, студент-медик выпускного курса Дмитрий Сергеевич Лопухов. Сначала молодые люди относятся друг к другу настороженно, но потом начинают беседовать о книгах, о музыке, о справедливом образе мыслей и вскоре чувствуют расположение друг к другу. Узнав о бедственном положении девушки, Лопухов пытается ей помочь. Он ищет ей место гувернантки, которое дало бы Верочке возможность поселиться отдельно от родителей. Но поиски оказываются безуспешными: никто не хочет брать на себя ответственность за судьбу девушки, если она сбежит из дому. Тогда влюбленный студент находит другой выход: незадолго до окончания курса, чтобы иметь достаточно средств, он оставляет учебу и, занявшись частными уроками и переводом учебника географии, делает Верочке предложение. В это время Верочке снится первый ее сон: она видит себя выпущенной из сырого и темного подвала и беседующей с удивительной красавицей, которая называет себя любовью к людям. Верочка обещает красавице, что всегда будет выпускать из подвалов других девушек, запертых так же, как была заперта она.

Молодые снимают квартиру, и жизнь их идет хорошо. Правда, квартирной хозяйке кажутся странными их отношения: “миленькая” и “миленький” спят в разных комнатах, входят друг к другу только после стука, не показываются друг другу неодетыми и т. п. Верочке с трудом удается объяснить хозяйке, что такими и должны быть отношения между супругами, если они не хотят надоесть друг другу.

Вера Павловна читает книжки, дает частные уроки, ведет хозяйство. Вскоре она затевает собственное предприятие – швейную мастерскую. Девушки работают в мастерской не по найму, а являются ее совладелицами и получают свою долю от дохода, как и Вера Павловна. Они не только трудятся вместе, но вместе проводят свободное время: ездят на пикники, беседуют. Во втором своем сне Вера Павловна видит поле, на котором растут колосья. Она видит на этом поле и грязь – вернее, две грязи: фантастическую и реальную. Реальная грязь – это забота о самом необходимом (такая, которою всегда была обременена мать Веры Павловны), и из нее могут вырасти колосья. Фантастическая грязь – забота о лишнем и ненужном; из нее ничего путного не вырастает.

У супругов Лопуховых часто бывает лучший друг Дмитрия Сергеевича, его бывший однокурсник и духовно близкий ему человек – Александр Матвеевич Кирсанов. Оба они “грудью, без связей, без знакомств, пролагали себе дорогу”. Кирсанов – человек волевой, мужественный, способный и на решительный поступок, и на тонкое чувство. Он скрашивает разговорами одиночество Веры Павловны, когда Лопухов бывает занят, возит ее в Оперу, которую оба любят. Впрочем, вскоре, не объясняя причин, Кирсанов перестает бывать у своего друга, чем очень обижает и его, и Веру Павловну. Они не знают истинной причины его “охлаждения”: Кирсанов влюблен в жену друга. Он вновь появляется в доме, только когда Лопухов заболевает: Кирсанов – врач, он лечит Лопухова и помогает Вере Павловне ухаживать за ним. Вера Павловна находится в полном смятении: она чувствует, что влюблена в друга своего мужа. Ей снится третий сон. В этом сне Вера Павловна с помощью какой-то неведомой женщины читает страницы собственного дневника, в котором сказано, что она испытывает к мужу благодарность, а не то тихое, нежное чувство, потребность которого так в ней велика.

Ситуация, в которую попали трое умных и порядочных “новых людей”, кажется неразрешимой. Наконец Лопухов находит выход – выстрел на Литейном мосту. В день, когда получено это известие, к Вере Павловне приходит старый знакомый Кирсанова и Лопухова – Рахметов, “особенный человек”. “Высшую натуру” пробудил в нем в свое время Кирсанов, приобщивший студента Рахметова к книгам, “которые нужно читать”. Происходя из богатой семьи, Рахметов продал имение, деньги раздал своим стипендиатам и теперь ведет суровый образ жизни: отчасти из-за того, что считает для себя невозможным иметь то, чего не имеет простой человек, отчасти – из желания воспитать свой характер. Так, однажды он решает спать на гвоздях, чтобы испытать свои физические возможности. Он не пьет вина, не прикасается к женщинам. Рахметова часто называют Никитушкой Ломовым – за то, что он ходил по Волге с бурлаками, чтобы приблизиться к народу и приобрести любовь и уважение простых людей. Жизнь Рахметова окутана покровом таинственности явно революционного толка. У него много дел, но все это не его личные дела. Он путешествует по Европе, собираясь вернуться в Россию года через три, когда ему там “нужно” будет быть. Этот “экземпляр очень редкой породы” отличается от просто “честных и добрых людей” тем, что являет собою “двигатель двигателей, соль соли земли”.

Рахметов приносит Вере Павловне записку от Лопухова, прочитав которую она делается спокойною и даже веселою. Кроме того, Рахметов объясняет Вере Павловне, что несходство ее характера с характером Лопухова было слишком велико, оттого она и потянулась к Кирсанову. Успокоившись после разговора с Рахметовым, Вера Павловна уезжает в Новгород, где через несколько недель венчается с Кирсановым.

О несходстве характеров Лопухова и Веры Павловны говорится и в письме, которое она вскоре получает из Берлина, Некий студент-медик, якобы хороший знакомый Лопухова, передает Вере Павловне его точные слова о том, что тот стал чувствовать себя лучше, расставшись с нею, ибо имел наклонность к уединению, которое никак невозможно было при жизни с общительной Верой Павловной. Таким образом, любовные дела устраиваются к общему удовольствию. Семейство Кирсановых имеет примерно такой же образ жизни, что прежде семейство Лопуховых. Александр Матвеевич много работает, Вера Павловна кушает сливки, принимает ванны и занимается швейными мастерскими: их теперь у нее две. Точно так же в доме существуют нейтральные и ненейтральные комнаты, и в ненейтральные комнаты супруги могут зайти только после стука. Но Вера Павловна замечает, что Кирсанов не просто предоставляет ей вести тот образ жизни, который ей нравится, и не просто готов подставить ей плечо в трудную минуту, но и живо интересуется ее жизнью. Он понимает ее стремление заниматься каким-нибудь делом, “которого нельзя отложить”. С помощью Кирсанова Вера Павловна начинает изучать медицину.

Вскоре ей снится четвертый сон. Природа в этом сне “льет аромат и песню, любовь и негу в грудь”. Поэт, чело и мысль которого озарены вдохновением, поет песнь о смысле истории. Перед Верой Павловной проходят картины жизни женщин в разные тысячелетия. Сначала женщина-рабыня повинуется своему господину среди шатров номадов, потом афиняне поклоняются женщине, все-таки не признавая ее равной себе. Потом возникает образ прекрасной дамы, ради которой сражается на турнире рыцарь. Но он любит ее только до тех пор, пока она не становится его женой, то есть рабыней. Затем Вера Павловна видит вместо лица богини собственное лицо. Черты его далеки от совершенства, но оно озарено сиянием любви. Великая женщина, знакомая ей еще по первому сну, объясняет Вере Павловне, в чем смысл женского равноправия и свободы. Эта женщина являет Вере Павловне и картины будущего: граждане Новой России живут в прекрасном доме из чугуна, хрусталя и алюминия. С утра они работают, вечером веселятся, а “кто не наработался вдоволь, тот не приготовил нерв, чтобы чувствовать полноту веселья”. Путеводительница объясняет Вере Павловне, что это будущее следует любить, для него следует работать и переносить из него в настоящее все, что можно перенести.

У Кирсановых бывает много молодых людей, единомышленников: “Недавно появился этот тип и быстро распложается”. Все это люди порядочные, трудолюбивые, имеющие незыблемые жизненные принципы и обладающие “хладнокровной практичностью”. Среди них вскоре появляется семейство Бьюмонт. Екатерина Васильевна Бьюмонт, урожденная Полозова, была одной из самых богатых невест Петербурга. Кирсанов однажды помог ей умным советом: с его помощью Полозова разобралась в том, что человек, в которого она была влюблена, недостоин ее. Потом Екатерина Васильевна выходит замуж за человека, называющего себя агентом английской фирмы Чарльзом Бьюмонтом. Тот прекрасно говорит по-русски – потому что якобы до двадцати лет жил в России. Роман его с Полозовой развивается спокойно: оба они – люди, которые “не бесятся без причины”. При встрече Бьюмонта с Кирсановым становится понятно, что этот человек – Лопухов. Семейства Кирсановых и Бьюмонт чувствуют такую духовную близость, что вскоре поселяются в одном доме, вместе принимают гостей. Екатерина Васильевна тоже устраивает швейную мастерскую, и круг “новых людей” становится таким образом все шире.

(No Ratings Yet)

Краткое содержание романа Чернышевского “Что делать?”

Другие сочинения по теме:

  1. “Новые люди”, о которых писал в своем романе Чернышевский, являлись представителями новой фазы развития общества того времени. Мир этих людей...
  2. Тема труда в романе Н. Г. Чернышевского “Что делать?” Камнем преткновения для многих читателей романа “Что делать?” являются сны Веры...
  3. Роман “Что делать?” имеет подзаголовок: “Из рассказов о новых людях с общею пользою…”. Этим автор определил основную тему романа. “Новые...
  4. Сочинение на тему: Эволюция замысла. Проблема жанра. Появление на страницах “Современника” романа Чернышевского, находившегося тогда в Петропавловской крепости, было...
  5. В начале весны 1857 г. супруги Волгины прогуливаются по Владимирской площади в Петербурге. Двадцатидевятилетний журналист Алексей Иванович Волгин некрасив, неловок...
  6. Прообразом будущего выступают и личные отношения “новых людей”, разрешающих конфликты на основе гуманной теории “расчета выгод” (новая мораль оттенена традиционностью...
  7. Буря случается, ведь Печорин не может жить без них, он сам их создает (на ум приходят строчки из лермонтовского “Паруса”,...
  8. Твердое и спокойное поведений Чернышевского в течение двухлетнего поединка с царской юстицией нанесло сильный удар по престижу правительства. Еще больший...

В Петербурге летом 1856 года в номере одной из гостиниц находят записку от постояльца: дескать, прошу никого ни в чем не винить, скоро обо мне услышат на Литейном мосту. Типичная записка самоубийцы!

И в самом деле, вскоре на Литейном мосту стреляется какой-то человек — во всяком случае, из воды выловили простреленную фуражку.

На даче на каменном острове молодая дама, которая шьет, напевая революционную французскую песенку, получает со служанкой письмо, которое заставляет ее расплакаться. Молодой мужчина пытается ее утешить, но дама винит его в смерти того, кто прислал это посмертное письмо: этот человек сходит со сцены, потому что слишком любит Веру и своего друга.

Стало быть, молодую даму зовут Вера. Отец ее — управляющий большим доходным домом, мать — ростовщица и процентщица (дает деньги под залог). Маменьке чужды высокие идеалы, она глупа, зла и думает только о выгоде. И единственная цель ее — выдать Веру замуж за богатого человека. Заманивать нужно женихов! Для этого Веру наряжают, учат музыке, вывозят в театр.

Когда сын хозяина дома начинает ухаживать за девушкой, мать всячески подталкивает ее ему навстречу.

Хотя распущенный молодой человек вовсе не собирается жениться на хорошенькой смуглой девушке с прекрасными черными волосами и выразительными черными глазами. Он мечтает об обыкновенной интрижке, однако Верочка отталкивает его. Девушка решительна и очень самостоятельна: с четырнадцати лет она обшивает всю семью, с шестнадцати — дает уроки в пансионе, где сама училась. Однако жизнь с матерью невыносима, а уйти из дома без родительского позволения в те времена девушке было невозможно.

И вот судьба приходит свободолюбивой девушке на помощь: к брату Феде нанимают учителя — студента-медика Дмитрия Лопухова. Верочка сначала дичится, но потом беседы о книгах и музыке, о том, что такое справедливость, помогают их дружескому сближению. Лопухов пытается подыскать ей место гувернантки, но ни одна семья не желает брать на себя ответственность за девушку, не желающую жить дома. Тогда Лопухов предлагает Верочке фиктивный брак. Она с радостью соглашается.

Ради спасения Верочки Лопухов даже бросает курс незадолго до его окончания и подрабатывает частными уроками и переводами. Так ему удается снять приличное жилье.

Тут и снится Верочке сон. Это не обычный сон — как и четыре других сна, он имеет важное значение в структуре романа. Девушка видит, что ее выпустили на волю из сырого и тесного подвала. Встречает ее прекрасная женщина — воплощение любви к людям. Вера Павловна дает ей обещание помогать выпускать из подвалов и других девушек.

Мать в бешенстве, но сделать она ничего не может: дочь замужем!

Живут молодые в разных комнатах, друг к другу без стука не заходят. Это отличное дружеское сосуществование, но не супружеская любовь. Вера Павловна не сидит на шее у своего спасителя: она дает частные уроки, ведет хозяйство. И вот, наконец, открывает свою швейную мастерскую. Это очень важно — так она выполняет свое обещание, данное во сне. Девушки не просто получают плату за работу: они получают долю от дохода. Кроме того, работницы очень дружат: проводят вместе свободное время, ездят на пикники.

Вера Павловна видит второй сон: про поле, на котором растут колосья. Кроме колосьев, на поле — два вида грязи: реальная и фантастическая. Реальная грязь может дать начало чему-то нужному, полезному, а вот из фантастической грязи не произойдет ничего стоящего. Этот сон помогает Вере Павловне понять и простить свою мать, которую только обстоятельства жизни сделали такой озлобленной и корыстолюбивой. Однако ее заботы о «реальной грязи» помогли Верочке выучиться и встать на собственные ноги.

В семействе Лопуховых начинает часто бывать Александр Кирсанов. Он выпускник медицинского факультета, человек, грудью себе проложивший дорогу в жизни.

Кирсанов развлекает Веру Павловну, когда Лопухов занят, возит ее в оперу, которую они очень любят.

Вера Павловна чувствует некоторое беспокойство. Она пытается сделать отношения с мужем более страстными — но беспокойство не оставляет ее. Кирсанов, ничего не объясняя, перестает бывать у Лопуховых. Он влюбился в жену своего друга — и старается побороть свое чувство: « с глаз долой — из сердца вон ». Однако вскоре Кирсанову приходится все-таки навестить Лопуховых: Дмитрий заболел, и Александр принимается его лечить.

Вера Павловна осознает, что и сама влюблена в Кирсанова. Это помогает ей понять третий сон:/некая женщина, чем-то похожая на оперную певицу Бозио, помогает Верочке читать страницы ее дневника, которого она на самом деле никогда не вела. Последние страницы дневника Верочка читать страшится, но Бозио читает ей их вслух: да, чувство, которое героиня испытывает к мужу, всего лишь благодарность.

Умные, порядочные, «новые» люди не в силах найти выход из ситуации, и в конце концов Лопухов решается на уловку: выстрел на Литейном мосту.

Вера Павловна в отчаянии. Но тут является к ней Рахметов с письмом от Лопухова. Выясняется, что Лопухов вовсе не покончил счеты с жизнью — он просто решил не мешать жене и другу связать свои жизни.

Рахметов — человек «особенный». Некогда Кирсанов распознал в нем «высшую натуру» и приучил к чтению «нужных книг». Рахметов был очень богат, но продал свое имение, назначил свои особенные стипендии, а сам живет жизнью аскета. Вина не пьет, к женщинам не прикасается.

Однажды даже некоторое время спал, как йог, на гвоздях, чтобы испытать свою силу воли. Есть у него прозвище: Никитушка Ломовой. Это из-за того, что он ходил с бурлаками по Волге для того, чтобы лучше узнать жизнь народа.

Чернышевский только намекает на основное дело жизни Рахметова, но догадливый читатель сообразит, что это — революционер, «двигатель двигателей, соль соли земли».

Получив объяснение происшедшего от Рахметова, Вера Павловна уезжает в Новгород, где через несколько недель венчается с Кирсановым.

Через некоторое время они получают привет из-за границы — Лопухов сообщает, что вполне доволен жизнью, так как давно хотел пожить в уединении.

Кирсановы живут насыщенной жизнью, много работают. У Веры Павловны теперь уже две мастерские. С помощью Кирсанова она начинает изучать медицину. В муже героиня обрела и поддержку, и любящего друга, которому не безразличны ее интересы.

Четвертый сон Веры Павловны —. это историческая галерея женских типов разных времен и народов: женщина-рабыня, прекрасная дама — тоже по сути игрушка фантазии влюбленного рыцаря...

Вера Павловна видит и саму себя: черты лица ее озарены светом любви. Женщина будущего — равноправна и свободна. Видит она и устройство будущего общества: огромные дома из хрусталя и алюминия, все счастливы свободным трудом. Трудиться для этого прекрасного будущего нужно именно сейчас.

У Кирсановых собирается общество «новых людей» — порядочных, трудолюбивых и исповедующих принципы «разумного эгоизма». В круг этих людей вскоре вписывается семейство Бьюмонт. Некогда Екатерина, тогда еще Полозова, получила от Кирсанова разумный совет по поводу отношений с претендентом на ее руку: самая богатая невеста Петербурга чуть не вышла замуж за пройдоху. Но теперь она счастлива в браке с «агентом английской фирмы» Чарльзом Бьюмонтом. Впрочем, он прекрасно говорит по-русски — якобы до двадцати лет прожил в России, куда опять возвратился.

Проницательный читатель уже догадался, что это, конечно, Лопухов. Семейства вскоре так подружились, что стали жить в одном доме, причем Екатерина Бьюмонт тоже устраивает мастерскую, хотя у нее достаточно собственных средств. Однако она желает быть полезной людям и обществу, строить свою жизнь по законам созидательного труда.

Ширится круг «новых людей», крепнет вера в счастливое будущее России.

1. Стержень, на к-ром держатся колёса, вращающиеся части машин, механизмов. Вращающаяся о. Неподвижная о.

2. Проходящая через геометрическую фигуру или тело воображаемая прямая линия, обладающая только ей присущими свойствами (спец.). О. симметрии. О. вращения. Земная о.

4. перен. Связь, союз (двух государств, обычно названных по своим столицам, административным центрам). О. Берлин Рим (агрессивный союз во время второй мировой войны, а также в годы её подготовки).


Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ОСЬ" в других словарях:

    ось - ось/ … Морфемно-орфографический словарь

    ОСЬ, оси, мн. осей, жен. 1. Деревянный или металлический стержень, на концах которого помещаются колеса. Тележная ось. Вагонная ось. Автомобильная ось. Задняя ось. 2. Прямая линия, проходящая внутри какого нибудь тела и обладающая особыми… … Толковый словарь Ушакова

    Сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? оси и оси, чему? оси, (вижу) что? ось, чем? осью, о чём? (на) оси, о чём? об оси; мн. что? оси, (нет) чего? осей, чему? осям, (вижу) что? оси, чем? осями, о чём? об осях 1. Ось это… … Толковый словарь Дмитриева

    ОСЬ - (1) в прикладной механике стержень, опирающийся на опоры и поддерживающий вращающиеся части машин (колёса вагонов) или механизмов (зубчатые колёса часов). В отличие от (см.) О. не передаёт полезного крутящего момента (см. (5)), а работает в… … Большая политехническая энциклопедия

    ОСЬ, воображаемая прямая линия, вокруг которой вращается некоторое тело или которая определяет вращение. В механике ось это линия, которая проходит в продольном направлении через центр стержня или вращающегося вала. В географии и астрономии это… … Научно-технический энциклопедический словарь

    Оси и оси, на оси; мн. род. ей; дат. сям; ж. 1. Стержень, на котором держатся колёса, вращающиеся части машин, механизмов и т.п. Ось телеги. Передняя, задняя о. О. колеса, пушки. Вращающаяся, неподвижная о. 2. Спец. Воображаемая прямая,… … Энциклопедический словарь

    В математике,1) ось координат прямая с указанными на ней направлением, началом отсчета и выбранной масштабной единицей, служащей для определения положения точек.2) Ось симметрии см. Симметрия … Большой Энциклопедический словарь

    Толковый словарь Даля

    Мест., ·стар. сей? малорос. вот, здесь, тут. Улюби же король Андрей совет ось (сего, вот этого) Пакослава, ·стар. II. ОСЬ сущ., жен., см. острить. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    - (Axle, axis) деталь, поддерживающая вращающиеся части. Различают неподвижные оси, если вращающиеся части свободно насажены на ось, и подвижные, если они закреплены и вращаются вместе с осью. В отличие от вала ось не передает крутящего момента, а… … Морской словарь

    1) колесная ось; 2) ведущая колесная ось. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь

Книги

  • Ось , Уилсон Роберт Чарльз. Вот уже тридцать лет, как пал барьер Спина, - но приключения землян не закончены. Однажды над Индийским океаном выросла Арка, ведущая в другой -и поразительно похожийна наш - мир. Мир,…

Недавно у меня возникла задача – отразить на графике уровень компетенций сотрудников. Как вы, возможно, знаете, изменить текст подписей оси значений невозможно, поскольку они всегда генерируются из чисел, обозначающих шкалу ряда. Можно управлять форматированием подписей, однако их содержимое жестко определено правилами Excel. Я же хотел, чтобы вместо 20%, 40% и т.п. на графике выводились названия уровней владения компетенциями, что-то типа:

Рис. 1. Диаграмма уровня компетенций вместе с исходными данными для построения.

Метод решения подсказала мне идея, почерпнутая в книге Джона Уокенбаха «Диаграммы в Excel»:

При создании диаграммы, показанной на рис. 1 использовались следующие принципы:

  • Диаграмма фактически является смешанной: в ней сочетаются график и точечная диаграмма.
  • «Настоящая» ось значений скрыта. Вместо нее выводится ряд точечной диаграммы, отформатированный таким образом, чтобы выглядеть как ось (фиктивная ось).
  • Данные точечной диаграммы находятся в диапазоне А12:В18. Ось Y для этого ряда представляет числовые оценки каждого уровня компетенций, например, 40% для «базового».
  • Подписи оси Y являются пользовательскими подписями данных ряда точечной диаграммы, а не подписями оси!

Чтобы лучше понять принцип действия фиктивной оси, посмотрите на рис. 2. Это стандартная точечная диаграмма, в которой точки данных соединены линиями, а маркеры ряда имитируют горизонтальные метки делений. В диаграмме используются точки данных, определенные в диапазоне А2:В5. Все значения Х одинаковы (равны нулю), поэтому ряд выводится как вертикальная линия. «Метки делений оси» имитируются пользовательскими подписями данных. Для того, чтобы вставить символы в подписи данных, нужно последовательно выделить каждую подпись по отдельности и применить вставку спецсимвола, пройдя по меню Вставка — Символ (рис. 3).

Рис. 2. Пример отформатированной точечной диаграммы.

Рис. 3. Вставка символа в подпись данных.

Давайте теперь рассмотрим шаги создания диаграммы, приведенной на рис. 1.

Выделите диапазон А1:С7 и постройте стандартную гистограмму с группировкой:

Разместите легенду сверху, добавьте заголовок, задайте фиксированные параметры оси значений: минимум (ноль), максимум (1), цену основных делений (0,2):

Выделите диапазон А12:В18 (рис. 1), скопируйте его в буфер памяти. Выделите диаграмму, перейдите на вкладку Главная и выберите команду Вставить->Специальная вставка.

Установите переключатели новые ряды и Значения (Y) в столбцах. Установите флажки Имена рядов в первой строке и Категории (подписи оси Х) в первом столбце.

Выделите новый ряд и правой кнопкой мыши выберите Изменить тип диаграммы для ряда. Задайте тип диаграммы «Точечная с гладкими кривыми и маркерами»:

Для нового ряда Excel создал вспомогательные вертикальную (справа) и горизонтальную (сверху) оси. Удалите вспомогательную вертикальную ось. Этим вы зададите масштаб для ряда точечной диаграммы такой же, как и для основной гистограммы. Выделите вспомогательную горизонтальную ось и отформатируйте ее, указав для основных делений – нет, для подписей оси – нет:

Выделите основную вертикальную ось и отформатируйте ее, указав для основных делений – нет, для подписей оси – нет.

Выделите ряд точечной диаграммы и отформатируйте его. Цвет линии – черный, маркер – похожий на деления оси (выберите размер маркера и задайте черный цвет), толщину линии подберите так, чтобы она не отличалась от горизонтальной линии, добавьте подписи данных (всё равно, какие). Отформатируйте подписи данных, указав на вкладке Параметры подписи – Слева.

Войдите в легенду, выделите и удалите описание ряда, относящегося к точечной диаграмме.

Выделяйте по очереди подписи данных ряда точечной диаграммы и (как показано на рис. 3) напечатайте в них те слова, которые хотели (область С13:С18 рис. 1).

Ось – это шкала, которая применяется для нанесения значений диаграммы. Горизонтальная ось называется осью категорий, а вертикальная – осью значений, за исключением точечной диаграммы, в которой горизонтальная ось также является осью значений. При создании диаграммы параметры осей категорий и значений устанавливаются автоматически, исходя из отображаемых значений (см. рис.3.17), что затем можно изменить различными способами. В процессе изменений оси категорий диаграммы чаще всего изменяют интервал между ее делениями, а также координаты места ее пересечения с осью значений диаграммы. В процессе изменений оси значений диаграммы чаще всего изменяют используемую шкалу, а также числовое форматирование, выбираемое для единиц измерения, нанесенных на этой шкале.

Алгоритм 3.6. Форматирование оси значений диаграммы

Для внесения изменений в формат элементов диаграммы Вертикальная или Горизонтальная ось (значений) нужно выполнить следующие действия.

1. Выбрать ось значений на диаграмме – щелкнуть в области оси значений диаграммыили, выделив область диаграммы, щелкнуть на соответствующем элементе в раскрывающемся списке кнопки Элементы диаграммы , которая находится в разделе Текущий фрагмент вкладки Макет из контекстной вкладки Работа с диаграммами . В этом поле со списком отображается имя текущего элемента в диаграмме. Ось значений на диаграмме будет отмечена маркерами выделения (см. Алгоритм 3.6).

2. Изменить размещение подписи на оси диаграммы можно с помощью выбора параметра в раскрывающемся меню кнопки Оси (рис. 3.17) на вкладке Макет (Нет, По умолчанию, Тысячи, Миллионы и др.).


Рис. 3.17. Раскрывающееся меню кнопки Оси на вкладке Макет

3. Чтобы изменить параметры настройки осей значений нужно вызвать диалоговое окно Формат оси с выбранной вкладкой Параметры оси (рис.3.19) одним из следующих способов:

3.1. щелкнуть на кнопке Формат выделенного объекта в разделе Текущий фрагмент вкладки Макет ;

3.2. выбрать в раскрывающемся меню кнопки Оси на вкладке Макет параметр Дополнительные параметры горизонтальной оси ;

3.3. выбрать в контекстном меню, которое связано с текущим элементом Оси диаграммы, командуФормат оси (рис. 3.18).

4. Для изменения вида оси значений по каждому из следующих параметров оси можно установить переключатель фиксированное , а затем ввести новое значение в соответствующее текстовое поле.

4.1. Минимальное значение – параметр предназначен для определения точки, с которой начинается ось (вводится значение больше нуля);

Рис. 3.18. Вид контекстного меню, которое связано с выделенной горизонтальной осью значений

4.2. Максимальное значение - параметр предназначен для определения самой удаленной точки, отображаемой на вертикальной оси (вводится значение больше нуля -значения данных, большее максимального значения, не будут отображаться на диаграмме);



4.3. Цена основных илипромежуточных делений – параметр предназначен для изменения расстояния между основными или промежуточными горизонтальными делениями (ввести новое значение расстояния);

5. Вертикальная ось пересекает - параметр предназначен для изменения положения точки, в которой вертикальная ось пересекает горизонтальную. Значение параметра задается путем установки переключателя

6. Значение оси с последующим вводом значения, определяющего координаты пересечения осей.

7. Для отображения числовых значений шкалы на оси значений по умолчанию применяется формат Общий. Для назначения нового числового формата значениям шкалы щелкнуть на вкладке Число диалогового окна Формат оси , которое имеет такой же вид, как диалоговое окно Формат подписей данных (рис. 3.12), а затем задать количество десятичных знаков, которое будет отображено на диаграмме.

Рис. 3.19. Параметры вкладки Параметры оси с выбранной осью (значений) для типичной двумерной диаграммы

Упражнение 3.7. Форматирование осей значений точечной диаграммы y 1 =sin(x) и y 2 =cos(x)

Следуя инструкциям Алгоритма 3.6 выполнить следующие действия.

1. Выполнить форматирование горизонтальной оси значений.

1.1. Выбрать горизонтальную ось значений в диаграмме (рис. 3.19).

1.3. Установить фиксированное минимальное значение равным -4, а максимальное значение равным +4.

1.4. Ввести новое значение расстояния между основными и промежуточными делениями на горизонтальной оси равное 0,5.

1.5. Установить значение параметра Подписи оси – внизу.

1.6. Установить формат отображения числовых значений для подписей оси – Числовой,1 .

1.7. Изменить шрифт подписи оси по умолчанию (Calibri, 10) на шрифт Arial , 8, полужирный.

2. Выполнить форматирование вертикальной оси значений.

2.1. Выбрать вертикальную ось значений в диаграмме (рис. 3.19)

2.2. См. п. 1.2.

2.3. Установить фиксированное минимальное значение равным -1, а максимальное значение равным +1.

2.4. Ввести новое значение расстояния между основными и промежуточными делениями на вертикальной оси равное 0,2.

2.5. См. пп. 1.5-1.7.

3. В результате форматирования диаграмма примет вид как на рис. 3.20.

Рис. 3.20. Форматирование осей значений диаграммы



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows