Методы психологической устойчивости. Как улучшить психологическое состояние и научиться устойчивости к стрессам. Что такое психическая устойчивость

Методы психологической устойчивости. Как улучшить психологическое состояние и научиться устойчивости к стрессам. Что такое психическая устойчивость

06.02.2019

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Психологическая устойчивость личности

Человек становится личностью в процессе межличностного взаимодействия в социальной среде. Окружающие люди, СМИ, Интернет и другие источники открывают огромные возможности для взросления, задавая необходимый темп интеллектуальной и коммуникативной эмоционально насыщенной деятельности. Предлагая человеку огромный объем информации, социальная среда мощно воздействуют на психику человека, ведет к определенной ее трансформации. При этом характер психологических трансформаций личности и образа жизни человека под влиянием социальной среды неоднозначный. Наряду с позитивным воздействием на сознание человека отмечаются факты негативного влияния (формирование разного рода аддикций химического и нехимического характера; деформация установок в репродуктивной сфере, нарушения эмоциональной сферы, появление пограничных психических расстройств и др.), что может катастрофически сказаться на результатах личностного и профессионального самоопределения, самореализации и самоактуализации личности.

Люди в разной мере обладают способностью противостоять негативному влиянию социальной среды, отличать правду от вымысла и лжи, улавливать обман, неискренность и скрытые замыслы в действиях других людей: одни более проницательны, другие - менее. Так, в концепции личности Кеттелла выявлен двухполюсный фактор, отражающий степень развития и выраженности у человека способности распознавания, понимания и использования способов и приемов скрытого психологического воздействия на людей, известный под метафорическим названием фактора «Макиавелли-Руссо» («проницательность-наивность»). Этот фактор интерпретируется как искусственность, расчетливость поведения в оппозиции к естественности и простоте. Лица с высокими оценками по данному фактору характеризуются искусственностью, расчетливостью, проницательностью, умением холодно и рационально действовать, не поддаваться эмоциональным порывам, видеть за аффектом логику. Низкие оценки по данному фактору свидетельствуют об отсутствии проницательности и социальной ловкости. Такие люди обычно открытые, общительные, компанейские. Они плохо понимают мотивы поведения окружающих, все принимают на веру, легко загораются общими увлечениями, не умеют хитрить и ловчить, ведут себя естественно, просто. Степень выраженности и близости к полюсам фактора «Макиавелли - Руссо» у людей различна: кто-то в большей степени проявляет устойчивость к социальным влияниям, своевременно может уловить и выявить используемые манипулятивные приемы, кто-то - в значительно меньшей.

Способность противостоять негативным влияниям социальной среды формируется в процессе жизнедеятельности и теснейшим образом связана с отражением собственных возможностей человека, опытом разрешения аналогичных ситуаций, с выбором способа преодоления препятствий в сложной ситуации. Между тем вопрос о психологических условиях и механизмах формирования психологической устойчивости личности к негативным влияниям социальной среды, как и раскрытие самого феномена психологической устойчивости личности, остается открытым. В последнее время усилился интерес к проблемам нарко-, алко-, интернет-зависимости молодежи. Установлено, что эта зависимость, достигая определенного уровня, приобретает очертания личностной патологии. Обозначена проблема профилактики и преодоления зависимого поведения, однако методическое оснащение для ее решения отсутствует в связи с методологической неразработанностью проблемы социальной устойчивости личности.

В философии устойчивость личности рассматривается в контексте комплексного представления о внутреннем мире человека - микрокосмосе как живой системе, способной в одно и то же время к самодвижению, к саморазвитию и к активному самосохранению своей организации [В.М. Генковска, И. Пригожин, В.С. Степин и др.]. Устойчивость охватывает сохраняемость процесса в целом (последовательность состояний во времени) и имеет активный характер. Если система устойчива, то она относительно инвариантна, что не противоречит изменению состояния в границах некоторого допустимого диапазона. Когда воздействие кратковременно, единично, тогда устойчивость проявляется в том, насколько быстро система вернется к прежнему состоянию. Если воздействия продолжительны по времени или многократно повторяются, то устойчивость проявляется в том, что система переходит из одного состояния в другое, при этом сохраняя основные внутренние взаимосвязи.

На основе постоянства выстраивается жизненный путь личности, ее образ жизни, жизненная позиция: фактор постоянства поддерживает и укрепляет самооценку, способствует принятию себя как личности, индивидуальности, ценности, как носителя возможностей, способностей; изменчивость, приспособляемость связана с развитием личности. Устойчивость, зрелость личности связывается с умением человека ориентироваться на определенные цели, характером временной перспективы, организацией своей деятельности. Таким образом, устойчивость является неотъемлемой частью развития, становления личности (как процесс и как результат) и ведет к оптимальному ее взаимодействию с окружающей средой.

В психологии понятие устойчивости имеет множественное значение. Многие авторы [В.С. Агеев, Н.Д. Левитов, А.Е. Личко, В.Н. Мясищев, Л.Л. Рохлин и др.] определяют понятие «устойчивость» путем соотнесения его с другими близкими по смыслу понятиями - «ригидность», «инертность», «консерватизм». Так, В.С. Агеев ставит данные понятия в один ряд, рассматривая их как явления одного порядка, свидетельствующие о способности социального стереотипа успешно сопротивляться любой информации, направленной на его изменение. Л.Л. Рохлин проводит различие между понятиями «устойчивость» и «ригидность», рассматривая личность как динамическую систему, диалектически сочетающую в себе устойчивость и изменчивость. Н.Д. Левитов также считает неправомерным смешивать ригидность со стойкостью - морально-волевой чертой, проявляющей твердость характера. Ригидность, по его мнению, стоит близко к «неразумной настойчивости», которая питается упрямством, отличающимся очень узкой и неразумной мотивировкой («я сделаю так, как хочу») и объясняющимся узостью мышления, большой требовательностью к другим и слабой - к себе, слабой податливостью разумным убеждениям. По мнению В.Н. Мясищева, неспособность приспособиться к новым требованиям и разрешать новые задачи характеризуют инертность, противоположные качества характеризуют подвижность. Люди, над которыми господствует привычка, - инертные люди, но поведение человека, который стойко отстаивает известную идею, служит ей всю жизнь, ошибочно рассматривать как инертное.

Различия между ригидностью и устойчивостью убедительно демонстрирует также выделенный А.Е. Личко неустойчивый тип акцентуации характера, сущность которого состоит в лабильности (неустойчивости) эмоций, слабости воли, нарушении влечений, патологической подвижности нервных процессов, невозможности выработать стойкий жизненный стереотип. По мнению автора, от неустойчивого типа к ригидному, в основе которого чаще всего лежит патологическая инертность нервных процессов, значительно ближе, чем к типу устойчивому. Б.Ф. Ломов анализирует устойчивость как особое измерение субъективных отношений личности. На его взгляд, устойчивость может проявляться по-разному: в одних случаях она выступает как ригидность, как консервативно-привычное отношение; в других она выражает принципиальную позицию личности. Признавая самостоятельность и независимость ригидности и устойчивости, Г.В. Залевский обосновывает мнение о том, что гипертрофированная устойчивость может трансформироваться в ригидность. Усиление же ригидности свидетельствует о росте избыточной устойчивости, которая в конечном итоге приводит к разрушению личности как целостности, как индивидуальной системы. Таким образом, при всей кажущейся феноменологической похожести ригидности, инертности и устойчивости, есть основания их различения как не совпадающих по своему содержанию.

В отечественной психологии представлена и такая точка зрения [М.Ф. Секач и др.], в которой устойчивость личности понимается как психическая саморегуляция, характеризующаяся использованием психических средств отражения, моделирования и воздействия на себя как реальность. В данном контексте важнейшим свойством личности, сложившимся в процессе исторического развития человека, является общение с собой, и различного рода нарушения этого свойства личности приводят к снижению адаптивных возможностей субъекта. Любые процессы саморегуляции начинаются с саморегуляции мотивации, и в случае общения личности с собой происходит непосредственная мотивационная саморегуляция. Важную роль в выборе способа саморегуляции играет степень развитости волевых качеств личности.В «Большом психологическом словаре» под общей редакцией Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко «устойчивость» (tolerance, stability) рассматривается в ее различных проявлениях: устойчивость внимания, помехоустойчивость оператора, нравственная устойчивость личности, трансситуативная устойчивость поведения личности, нервно-психическая устойчивость, эмоциональная устойчивость. При этом эмоциональная устойчивость включает в себя способность человека успешно осуществлять сложную, ответственную деятельность в напряженной эмоциональной обстановке без существенного отрицательного влияния последней на здоровье и дальнейшую работоспособность. Нравственная устойчивость личности определяется как способность человека регулировать свое поведение, исходя из принятых и усвоенных им нравственных норм и принципов. Нервно-психическая устойчивость определяется как способность человека посредством саморегуляции и самоуправления противостоять отрицательным (в том числе экстремальным) факторам внешней среды без снижения продуктивности деятельности и без ущерба для здоровья.

Различные проявления устойчивости (эмоциональная устойчивость, психологическая устойчивость, стресс-резистентность, фрустрационная толерантность) многие авторы [В. Л. Марищук, К.К. Платонов, Я. Рейковский, О. А. Черникова и др.] рассматривают как названия одного явления - стрессоустойчивости. Так, термин «эмоциональная устойчивость» используется как в значении некоторой устойчивости уровня интенсивности и качественных особенностей эмоционального переживания, так и способности быть эмоционально стабильным, то есть иметь незначительные сдвиги в величинах, характеризующих эмоциональные реакции в различных условиях деятельности. Высказывается мнение о том, что основу стрессоустойчивости составляют равновесные психические состояния личности, характеризующие адекватное, предсказуемое, взвешенное поведение и оптимальную деятельность [А.О. Прохоров, А.В. Петровский и др]. Отличительными характеристиками такого состояния являются:

Комплексная реакция человека, задействующая на разных уровнях иерархически организованную совокупность психических процессов и психологических свойств: на физиологическом уровне - включает нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические изменения; на психофизиологическом уровне - включает вегетативные реакции, изменения психомоторики, сенсорики; на психологическом уровне - включает изменения психических функций и настроения человека; на социально-психологическом - объединяет характеристики поведения, деятельности, отношения человека в том или ином состоянии;

Латентный период развития, что указывает на необходимость определенной величины и длительности действия условий, вызывающих появление данного состояния;

Активность, проявляющаяся, с одной стороны, в сложности происходящих в организме человека процессов, направленных на формирование и стабилизацию текущего состояния, и, с другой стороны, в противодействии развитию нового психического состояния.

При изучении функциональных психических состояний в основном исследуются показатели уровня функционирования различных физиологических систем человека [Б.Г. Ананьев, А. Г. Маклаков, В.Д. Небылицын, Е. Ф. Рыбалко, Б.М. Теплов и др.], а также изменения в протекании тех или иных психологических процессов. Выводы авторов, сделанные на основе изучения функциональных состояний человека как субъекта деятельности, представляют актуальный интерес для исследования проблемы устойчивости личности к негативным влияниям социальной среды, поскольку в трудных жизненных ситуациях также возникают стрессовые состояния, которые могут являться индикаторами личностной устойчивости. Однако положение о более высокой стрессоустойчивости и профессиональной успешности лиц, обладающих стабильными нейродинамическими свойствами, не переносимо на все виды профессиональной деятельности и социальной активности человека. Для каждого индивида характерны специфические, типичные только для него типы реагирования на условия окружающей среды. Защитные и резервные возможности организма определяются как биологически, так и социально обусловленным компонентом личности. Согласно концепциям К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна и др., личность характеризуется:

1) субъектностью, которая является высшим уровнем психического отражения (самосознания) и регуляции (саморегуляции) как способности быть источником собственной активности, причиной поступков, способностью изменять себя и мир, относительной независимостью от внешних условий;

2) направленностью, представляющей собой овладение личностью своими психическими процессами и своими личностными структурами (установками, интересами и др.);

3) социальностью, понимаемой как социальное свойство индивида, обусловливающее общественно значимое поведение и деятельность личности;

4) нравственностью как важнейшим модусом бытия человека в мире;

5) трансцендентальностью, выражающей творчество и способ бытия личности, постоянное развитие и стремление к достижению;

6) неповторимостью и уникальностью, отражающими своеобразие внутреннего мира личности.

Отсюда множество факторов, раскрывающих психологическую сущность личности и одновременно выступающих в качестве внутренних субъективных условий формирования ее устойчивости к негативным влияниям окружающей среды. Прежде всего это детерминанты мотивационной модальности. Именно сфера мотивации придает определенную субъективную значимость социальных ситуаций для субъекта в данное время: потребности и цели выступают в качестве главного основания их категоризации по таким основаниям, как «опасные-неопасные», «полезные-бесполезные», «интересные-неинтересные», «важные-неважные» и т.д.

Вторую группу факторов, раскрывающих психологическую сущность личности и выступающих в качестве внутренних условий формирования ее устойчивости, составляют детерминанты, лежащие преимущественно в когнитивной сфере, - познавательные структуры (схемы); субъективная оценка личностью ситуации и др. Все они представляют обусловленные прошлым опытом знания о возможных последствиях своего собственного поведения в будущем. Применительно к описанию особенностей протекания регуляционных процессов в социальной среде интеллектуальную сферу личности представляет понятие «когнитивный стиль», означающий стабильные индивидуально-своеобразные способы приема и переработки информации.

Третью группу факторов формирования устойчивости личности составляют детерминанты преимущественно поведенческо-регуляторной сферы. Целостную представленность личностных регуляторов поведения несет в себе диспозиционная концепция В.А. Ядова. Обозначая предрасположенность субъекта к оценке и определенному способу поведения в социальной среде, диспозиции выступают психологическим выражением взаимоотношения потребностей человека и конкретных условий деятельности и проявляются на разных иерархических уровнях: психофизиологическом (элементарные и фиксированные установки); эмоциональном, когнитивном и поведенческом (более сложные социальные установки, регулирующие социальные поступки личности); социальном (базовые социальные установки); ценностно-смысловом (ценностные ориентации личности).

Четвертую группу факторов составляют интериоризированные социально-психологические детерминанты: «социальное чувство», «чувство общности», «чувство солидарности», «изначальная социальность», потребность в любви и заботе и др.

Пятую группу факторов, раскрывающих психологическую сущность личности и выступающих в качестве субъективных условий формирования устойчивости к негативным влияниям социальной среды, составляют детерминанты личностно-смысловой модальности: самосознание, «Я-концепция», личностный смысл как единица сознания и индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых личность развертывает свою деятельность. Сюда же можно отнести наследственно обусловленные «возрастно-половые» и «индивидуально-типические» характеристики человека как индивида. Особую роль в поведении личности имеют акцентуации характера, которым свойственна повышенная уязвимость к определенного рода психотравматическим воздействиям, адресованным к месту наименьшего сопротивления данного типа характера при сохранении устойчивости к другим.

Психологические исследования показали, что устойчивость личности детерминируется не только эффективностью функционирования рассмотренных выше пяти блоков факторов, но и уровнем развития операциональных характеристик человека как субъекта деятельности - индивидуальным стилем деятельности и поведения, профессиональными способностями и умениями. Индивидуальный стиль как индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности, обеспечивает человеку наиболее эффективную адаптацию вообще и способность противостоять стрессовым воздействиям в частности. Выявлены существенные различия в особенностях функционирования всех структурных элементов личности, включая противодействие встречающимся трудностям, в зависимости от ее уровня профмастерства. Например, при встрече с трудностями для учителей низкого профессионального мастерства характерны реакция ухода от проблемных ситуаций, исполнение своего профессионального долга на основе мотивов избегания наказания и неудачи. Такая мотивационная структура, с одной стороны, способствует снижению количества стрессогенных ситуаций за счет сознательного ухода от их решения, а с другой - задерживает развитие профессиональных качеств, которые помогают справиться с затруднениями при решении педагогических задач. Положительно сказываются на степени стрессоустойчивости педагога его педагогические способности (перцептивно-рефлексивные и проективные) и педагогические умения, лежащие в основе профессиональной подготовленности. Так, система стрессоустойчивости учителей-мастеров имеет ярко выраженный адаптационный характер, направленный на снятие стрессогенного начала и способствующий самореализации личности, выражающейся в активности педагогической позиции (интернальность), в социалыю-психологической терпимости, в отсутствии интерактивного конфликта самооценки и в успешном разрешении педагогических задач.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что значительное количество структурных компонентов личности может выступать в роли факторов, детерминирующих ее устойчивость в социуме. Это позволяет рассматривать данный феномен не только как индивидуальную особенность, влияющую на результат деятельности (успешность-неуспешность), но и как целостную характеристику личности, обеспечивающую ее психологическую безопасность во взаимодействии между отдельными людьми или группой лиц, помогающую противостоять постоянно появляющимся трудностям в различных условиях жизнедеятельности и деятельности.

В «Психологическом словаре» под общей редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского психологическая устойчивость в трудных жизненных ситуациях определяется как целостная характеристика личности, обеспечивающая устойчивость человека к фрустрирующему и стрессогенному воздействию среды. К составляющим психологической устойчивости личности как социально значимой характеристики личности относят: способность к полноценной самореализации, личностному росту со своевременным и адекватным разрешением внутриличностных конфликтов (мотивационных, ценностных, ролевых), относительную стабильность эмоциональной сферы и благоприятного настроения, способность к эмоционально-волевой регуляции, адекватную ситуации мотивационную напряженность и др. Для психологической устойчивости личности необходимы также определенное соотношение независимости и конформности, способность противостоять внешним влияниям, следуя своим собственным намерениям и целям (рис.1)

устойчивость психологический негативный социальный

Рисунок 1 Устойчивость личности к негативным воздействиям социальной среды

Как видим, у разных авторов общим является понимание психологической устойчивости в качестве активного целостного психического образования, представляющего собой реакцию (либо отражение) личности на ситуацию, рассматриваемую как комплекс внешних и внутренних условий жизнедеятельности человека. В интегральном описании психологической устойчивости личности можно выделить три аспекта:

1) стойкость (стабильность, способность cохранять себя в изменяющихся условиях) - способность противостоять трудностям, сохранять веру в себя в ситуациях фрустрации, постоянный, достаточно высокий уровень настроения. Если система устойчива, то она относительно инвариантна, т.е. способна в одно и то же время к активному самосохранению своей организации и к самодвижению, к саморазвитию;

2) уравновешенность - соразмерность силы и активности ответной реакции силе воздействия и значению воздействующего фактора. Здесь важны соотношения реальных и идеальных целей, ценностной и операционально-технической сторон самооценки;

3) сопротивляемость - способность противостоять всему, что может ограничить свободу личности в принятии отдельных решений и в выборе ценностей, норм, жизненных позиций, образа жизни в целом.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что устойчивость личности к негативному влиянию социальной среды есть сложное системное образование, включающее способности, навыки, умения человека удерживать эмоциональные, когнитивные, конативные процессы, а также процессы деятельности в равновесном состоянии и адаптированно реагировать на внешние воздействия в конкретных условиях. Оно помогает человеку не только противостоять появляющимся трудностям и опасностям в деятельности и в повседневной жизни, особенно при несоответствии потенций субъекта условиям, требованиям конкретной деятельности, но и сохранять стабильность и уравновешенность внутреннего мира и образа жизни, быть свободной и независимой от вредных влияний социума. Его роль заключается в выработке такой системы защиты личности от негативных влияний социальной среды, которая вызвала бы состояние мобилизации сил, активности личности, ее готовность к действию, поступку, обеспечила бы защищенность человека от развития состояния пагубной зависимости.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Личность и типология преступников. Судебно-психологическая классификация личности. Мотивационная сфера личности преступника. Классификация преступников по содержанию преступной деятельности. Ценностно-нормативная система личности и социальной среды.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2010

    Современные аспекты сущности и причин возникновения педагогических конфликтов. Психологические особенности личности учителя. Эмоциональная устойчивость как психологическая особенность личности учителя, способствующая преодолению учебных конфликтов.

    дипломная работа , добавлен 03.07.2015

    Общее представление о личности. Психологическая структура личности. Формирование и развитие личности. Основные факторы развития личности. Формирование личности - очень сложный процесс. Социальное направление образования и общественного воспитания.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2003

    Исследование личности в социальной психологии. Формирование и развитие психолого-социологических концепций личности. Основные противоречия социальной психологии личности. Механизмы социальной регуляции поведения личности, институты социализации.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2015

    Анализ психолого-педагогических проблем социальной ситуации подростка как фактора психологической безопасности личности. Эмпирическое исследование психологической безопасности. Психические процессы, формирующиеся благодаря активной деятельности человека.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2014

    Теория черт личности Р. Кеттела. "Шестнадцать личновнстных факторов". Черты личности, предсказуемые психологические характеристики. Теория типов личности Ганса Айзенка. Психология личности в теории Г. Олпорта. "Человек - это объектиая реальность".

    реферат , добавлен 29.09.2008

    Психологическая теория Фрейда. Структура личности. Защитные механизмы личности. Аналитическая психология Юнга. Архетип коллективного бессознательного. Психологические типы личности. Трансакционный анализ Берна. Структурный анализ.

    курсовая работа , добавлен 01.02.2003

    Понятие защитных механизмов и их роль в развитии личности. Особенности формирования защитных механизмов личности в подростковом возрасте. Психологическая характеристика социальной среды неполной семьи. Специфика воспитания подростка в неполной семье.

    курсовая работа , добавлен 03.01.2013

    Ключевые факторы, влияющие на психологическую устойчивость личности, определение ее составляющих. Эмпирическое изучение психологической устойчивости у студентов педагогических специальностей. Рекомендации по повышению психологической устойчивости.

    дипломная работа , добавлен 04.04.2015

    Понятие человек, личность, индивидуальность и их соотношение. Общественная сущность личности, ее психологическая структура. Психические процессы, свойства и состояния в структуре личности. Личность как самоуправляемая система. Современные теории личности.

Психологическая устойчивость - это способность противостоять стрессам и избегать эмоциональных срывов. Умение адекватно реагировать на ситуацию, оценивать ее и находить пути решения не дается при рождении. Учитесь сохранять психологическое равновесие.

Наша жизнь состоит из сплошных стрессов. Причем это не обязательно семейные неурядицы, проблемы на работе, растущие цены или падающий рубль. Необходимость тесно соприкасаться с агрессивно настроенными согражданами в дорожных пробках, в общественном транспорте, магазинах, банках и т.д. также становится источником психической травмы…

Но вот что любопытно: реакция людей на стресс разная. Одни моментально реагируют на возбудитель: заводятся, нервничают, переживают эмоциональный срыв, а другие ведут себя так, словно ничего давно готовились к случившемуся: сохраняют самообладание и спокойно, без напряжения пытаются найти выход из ситуации. От чего же зависит та или иная реакция на стресс? От психологической устойчивости. Что это такое и как развить ее в себе, объясняют психологи.

Что такое психическая устойчивость

Психическая устойчивость - это особая черта характера, которая проявляется в способности сохранять оптимальное психологическое состояние в условиях частой смены обстоятельств и обусловленного этим стресса. Психологи считают, что эта самая черта не заложена в нас генетически, однако вместе с тем отмечают, что она зависит, в частности, и от особенностей нервной системы. Главное, что формирует психическую устойчивость, - это воспитание, в том числе и самовоспитание, уровень развития, опыт.

С одной стороны, человек, прошедший через жизненные испытания, менее остро реагирует на стрессовые ситуации, склонен при этом вести себя рассудительно, в отличие от того, кто вырос в тепличных условиях. Но с другой стороны, именно у человека, прошедшего Крым и Рим, нервная система может оказаться расшатанной, и ему может быть сложно сохранять эмоциональную неуязвимость.

Так что психическая устойчивость - это не устойчивость нервной системы, а, скорее, гибкость психики, способность приспосабливаться к меняющейся обстановке и адекватно реагировать на нее.

Как это работает

Психическая устойчивость, как, впрочем, и неустойчивость, работает по определенной схеме. В первом случае сначала появляется задача, в связи с чем человек совершает определенные действия, направленные на ее решение. Далее он начинает осознавать связанные с этим трудности, что и вызывает у него отрицательные эмоции. После этого он начинает искать пути преодоления трудностей, в результате чего эмоциональное состояние улучшается.

Во втором случае поначалу схема выглядит точно так же: возникновение задачи, действия, направленные на ее решение, осознание связанных с этим трудностей и негативное эмоциональное состояние. Затем хаотический поиск пути преодоления трудностей, что лишь усугубляет положение и усиливает .

Как видим, пусковой механизм в запуске психической неустойчивости - это хаотичность поведения, которое другими словами можно охарактеризовать как склонность к паникерству, а значит, неуверенность в себе, безволие, отсутствие самоконтроля. В результате возникает чувство абсолютной беспомощности и ощущение личностной угрозы. Таким образом, по мнению психологов, психологическая устойчивость - это, прежде всего, способность и решения.

Правила повышения психологической устойчивости

1. Если вы не в состоянии изменить обстоятельства, нужно изменить отношение к ним

Это основополагающий принцип поведения в любых ситуациях. Что бы ни случилось, задайте себе всего один вопрос: я могу изменить обстоятельства? Если ответ отрицательный, - успокойтесь, ни в чем себя не обвиняйте и постарайтесь принять случившееся как данность. Как только вы это сделаете, вы сразу почувствуете психологическое облегчение, к вам вернутся уверенность в своих силах, способность принимать решения и предвидеть последствия поступков. А это - главное, что требуется для того, чтобы обстоятельства в конце концов начали меняться.

Психологи часто приводят следующий пример. Вы идете по улице и видите неподалеку лающую собаку. Вряд ли вы будете пытаться заставить собаку замолчать. Вы спокойно пройдете мимо, погруженные в свои мысли. Точно так же нужно вести себя и в стрессовой ситуации: не терять самообладания и не преувеличивать значение случившегося. Перестаньте эмоционально воспринимать события, придавая им чрезмерное значение, позвольте им спокойно пройти мимо вас и исчерпать себя. Вы же не реагируете на лающую собаку, правда? Точно так же отпустите то, что может вас травмировать.

2. Живите в соответствии со своим психотипом

На нервную систему человека огромное влияние оказывает обстановка, в которой он живет. Если вы - экстраверт, для того чтобы испытывать психическую устойчивость и адекватно реагировать на происходящее, вам необходимо находиться в круговороте жизни, ощущать ее биение, общаться с большим количеством людей, вести активный образ жизни и работу выбирать такую, чтобы не заскучать. Значит, ваше место - в большом городе, на работе, где можно выплескивать энергию, а не в деревенской тиши. И наоборот, если вы по характеру интроверт, вам требуется тишина, покой, отсутствие мельтешения. Вы будете уставать от мегаполиса и расцветать где-нибудь на его живописных окраинах, . Тогда и психика будет устойчивой.

3. Расслабляйтесь

У каждого из масса обязанностей: работа, учеба, дом, отношения с родителями, с партнерами и детьми, и все это требует больших нервных затрат, истощает психику, делает нас беззащитными перед стрессом. Выход один - расслабляться, снимать напряжение. Способов предостаточно! Занятия спортом, йогой. Чтение. Кино. . Общение с друзьями. Прогулки, путешествия. Занятие любимыми делами. Видите, как много всего, что поможет разгрузить и стабилизировать психику.

4. Философствуйте

Помните, что сказал ? Все к лучшему в этом лучшем из миров. Что бы ни случилось, не стоит переживать. Напротив, из любого события можно в конечном счете извлечь для себя выгоду и пользу. Философское отношение к жизни очень положительно сказывается на психологическом самочувствии, потому что способствует развитию таких качеств, как самокритичность, склонность ко всему, в том числе и к себе, относиться с юмором, ничему не придавать абсолютного значения, ни к чему не относиться слишком серьезно, мыслить позитивно. То есть жить играя. Только в таком случае человек перестает воспринимать себя центром Вселенной, кому все что-то должны и кому никогда не бывает хорошо, потому что всегда что-то мешает.

5. Создавать свой позитивный образ

Это значит, что нужно любить и уважать себя, осознавать свои лучшие качества и быть для себя положительным персонажем. А для этого нужно жить в соответствии со своими принципами и мировоззрением. Отсюда рукой подать до внутренней целостности и гармонии. Такой человек никогда не чувствует себя жертвой людей или обстоятельств. Он - хозяин своей жизни, своих эмоций, а значит, психически устойчив.

Наша жизнь состоит из сплошных стрессов. Причем это не обязательно семейные неурядицы, проблемы на работе, растущие цены или падающий рубль. Необходимость тесно соприкасаться с агрессивно настроенными согражданами в дорожных пробках, в общественном транспорте, магазинах, банках и т.д. также становится источником психической травмы…

Но вот что любопытно: реакция людей на стресс разная. Одни моментально реагируют на возбудитель: заводятся, нервничают, переживают эмоциональный срыв, а другие ведут себя так, словно ничего давно готовились к случившемуся: сохраняют самообладание и спокойно, без напряжения пытаются найти выход из ситуации. От чего же зависит та или иная реакция на стресс? От психологической устойчивости. Что это такое и как развить ее в себе, объясняют психологи.

Что такое психическая устойчивость?

Психическая устойчивость - это особая черта характера, которая проявляется в способности сохранять оптимальное психологическое состояние в условиях частой смены обстоятельств и обусловленного этим стресса.

Психологи считают, что эта самая черта не заложена в нас генетически, однако вместе с тем отмечают, что она зависит, в частности, и от особенностей нервной системы. Главное, что формирует психическую устойчивость, - это воспитание, в том числе и самовоспитание, уровень развития, опыт.

С одной стороны, человек, прошедший через жизненные испытания, менее остро реагирует на стрессовые ситуации, склонен при этом вести себя рассудительно, в отличие от того, кто вырос в тепличных условиях. Но с другой стороны, именно у человека, прошедшего Крым и Рим, нервная система может оказаться расшатанной, и ему может быть сложно сохранять эмоциональную неуязвимость.

Так что психическая устойчивость - это не устойчивость нервной системы, а, скорее, гибкость психики, способность приспосабливаться к меняющейся обстановке и адекватно реагировать на нее.

Как это работает?

Психическая устойчивость, как, впрочем, и неустойчивость, работает по определенной схеме. В первом случае сначала появляется задача, в связи с чем человек совершает определенные действия, направленные на ее решение. Далее он начинает осознавать связанные с этим трудности, что и вызывает у него отрицательные эмоции. После этого он начинает искать пути преодоления трудностей, в результате чего эмоциональное состояние улучшается.

Во втором случае поначалу схема выглядит точно так же: возникновение задачи, действия, направленные на ее решение, осознание связанных с этим трудностей и негативное эмоциональное состояние. Затем хаотический поиск пути преодоления трудностей, что лишь усугубляет положение и усиливает стресс.

Как видим, пусковой механизм в запуске психической неустойчивости - это хаотичность поведения, которое другими словами можно охарактеризовать как склонность к паникерству, а значит, неуверенность в себе, безволие, отсутствие самоконтроля. В результате возникает чувство абсолютной беспомощности и ощущение личностной угрозы. Таким образом, по мнению психологов, психологическая устойчивость - это, прежде всего, способность контролировать свои чувства и решения.

Правила повышения психологической устойчивости

1. Если вы не в состоянии изменить обстоятельства, нужно изменить отношение к ним

Это основополагающий принцип поведения в любых ситуациях. Что бы ни случилось, задайте себе всего один вопрос: я могу изменить обстоятельства? Если ответ отрицательный, - успокойтесь, ни в чем себя не обвиняйте и постарайтесь принять случившееся как данность.

Как только вы это сделаете, вы сразу почувствуете психологическое облегчение, к вам вернутся уверенность в своих силах, способность принимать решения и предвидеть последствия поступков. А это - главное, что требуется для того, чтобы обстоятельства в конце концов начали меняться.

Психологи часто приводят следующий пример. Вы идете по улице и видите неподалеку лающую собаку. Вряд ли вы будете пытаться заставить собаку замолчать. Вы спокойно пройдете мимо, погруженные в свои мысли.

Точно так же нужно вести себя и в стрессовой ситуации: не терять самообладания и не преувеличивать значение случившегося. Перестаньте эмоционально воспринимать события, придавая им чрезмерное значение, позвольте им спокойно пройти мимо вас и исчерпать себя. Вы же не реагируете на лающую собаку, правда? Точно так же отпустите то, что может вас травмировать.

2. Живите в соответствии со своим психотипом

На нервную систему человека огромное влияние оказывает обстановка, в которой он живет. Если вы - экстраверт, для того чтобы испытывать психическую устойчивость и адекватно реагировать на происходящее, вам необходимо находиться в круговороте жизни, ощущать ее биение, общаться с большим количеством людей, вести активный образ жизни и работу выбирать такую, чтобы не заскучать.

Значит, ваше место - в большом городе, на работе, где можно выплескивать энергию, а не в деревенской тиши. И наоборот, если вы по характеру интроверт, вам требуется тишина, покой, отсутствие мельтешения. Вы будете уставать от мегаполиса и расцветать где-нибудь на его живописных окраинах, занимаясь фрилансом. Тогда и психика будет устойчивой.

3. Расслабляйтесь

У каждого из масса обязанностей: работа, учеба, дом, отношения с родителями, с партнерами и детьми, и все это требует больших нервных затрат, истощает психику, делает нас беззащитными перед стрессом. Выход один - расслабляться, снимать напряжение. Способов предостаточно! Занятия спортом, йогой. Чтение. Кино. Музыка. Общение с друзьями. Прогулки, путешествия. Занятие любимыми делами. Видите, как много всего, что поможет разгрузить и стабилизировать психику.

4. Философствуйте

Помните, что сказал Вольтер? Все к лучшему в этом лучшем из миров. Что бы ни случилось, не стоит переживать.

Напротив, из любого события можно в конечном счете извлечь для себя выгоду и пользу. Философское отношение к жизни очень положительно сказывается на психологическом самочувствии, потому что способствует развитию таких качеств, как самокритичность, склонность ко всему, в том числе и к себе, относиться с юмором, ничему не придавать абсолютного значения, ни к чему не относиться слишком серьезно, мыслить позитивно. То есть жить играя. Только в таком случае человек перестает воспринимать себя центром Вселенной, кому все что-то должны и кому никогда не бывает хорошо, потому что всегда что-то мешает.

5. Создавать свой позитивный образ

Это значит, что нужно любить и уважать себя, осознавать свои лучшие качества и быть для себя положительным персонажем. А для этого нужно жить в соответствии со своими принципами и мировоззрением. Отсюда рукой подать до внутренней целостности и гармонии. Такой человек никогда не чувствует себя жертвой людей или обстоятельств. Он - хозяин своей жизни, своих эмоций, а значит, психически устойчив.

Психологическая устойчивость представляет собой процесс сохранения наиболее оптимального режима работы психики человека в условиях постоянно изменяющихся обстоятельств и их стрессового воздействия на индивида.

Психологическая устойчивость как свойство личности формируется у человека в процессе всего его развития и не является генетически обусловленным. Поэтому одни люди на стресс реагируют моментально и поддаются воздействию негативных эмоций: переживают, волнуются, нервничают, становятся подавленными и расстроенными.

А другие люди, оказавшись в подобных стрессовых ситуациях, словно уже давно готовы к развитию событий: воспринимают всё легко и не напрягаются, сохраняют самообладание, остаются более или менее спокойными. Весь секрет заключается в индивидуальном уровне нервно психологической устойчивости людей.

Уровень психологической устойчивости личности зависит от таких факторов как здоровая нервная система человека, способов его воспитания, жизненный опыт, уровень личностного развития и т.д.

Нервно — психологическая устойчивость характеризуется гибкостью и мобильностью психики человека в постоянно меняющихся условиях.

Психологическая устойчивость работает примерно так: сначала появляется задача, порождающая мотив, влекущий за собой выполнение определённых действий, направленных на его реализацию. Затем осознаются все трудности, которые и вызывают негативные эмоции.

Психика начинает искать способы преодоления этих трудностей, вследствие чего происходит снижение уровня негативных эмоций и улучшение психического состояния.

При психологической неустойчивости психики происходит хаотический поиск способа преодоления осознаваемых трудностей, вызывающие их усугубление, вследствие чего происходит повышение уровня негативных эмоций и ухудшение психического состояния.

Не сложно понять, что основной причиной подверженности стрессовым состояниям является отсутствие эффективных способов преодоления сложных ситуаций и ощущение личностной угрозы, ощущения полной беспомощности в отношении сложных ситуаций и своего собственного поведения. Таким образом, психологическая устойчивость – это, в первую очередь, самоконтроль и самообладание в критических обстоятельствах.

Важно помнить и о том, что стрессовые ситуации никогда не удастся полностью исключить из жизни, т.к. они являются её полноценной составляющей. И целью любого человека должно быть не избавление от этих ситуаций, а развитие в себе психологической устойчивости к ним.

Самый элементарный способ повышения психологической устойчивости — это систематическая разгрузка нервной системы. Человек становится раздражительным, нервным, уставшим, если он не чередует работу с отдыхом или не умеет полноценно отдыхать. Здоровый сон, активный отдых на свежем воздухе, занятие любимым увлечением приведут нервную систему в порядок.

На повышение психологической устойчивости оказывают непосредственное влияние условия, в которых живёт индивид.

Человеку с реактивным типом нервной системы нравится интенсивный образ жизни, частая смена обстановки, активность. Такому человеку не будет комфортно сидеть на одном месте без возможности выплеснуть свою энергию. Чтобы психика была более устойчивой, нужно чтобы образ жизни человека соответствовал его природным предрасположенностям.

На повышение психологической устойчивости очень хорошо сказывается воспитание человеком в себе философского отношения к жизни.


Примите тот факт, что некоторые обстоятельства мы не можем изменить, ситуации в жизни случаются и все тут. А если человек не способен изменить обстоятельства, то он лишь в силах изменить своё отношение к ним.

Сложные ситуации нужно научиться воспринимать не как что — то, что происходит во вред лично вам, но как что — то просто имеющее место быть.

Как только человек позволяет событиям идти своим чередом, не заостряя на них своего внимания и не реагируя эмоционально, они проходят легче и быстрее. Учитесь воспринимать все происходящее нейтрально, особенно если это касается сложных ситуаций.

Психическое здоровье человека тесно взаимосвязано с такими качествами его личности как юмор, позитивное мышление, самоирония и самокритичность.

Для формирования психологической устойчивости очень важно сохранять позитивный образ самого себя и культивировать в себе положительное отношение к своей личности, принимать себя таким, какой есть. Развивать целостность своей личности, жить в гармонии с самим собой, своими принципами, убеждениями и мировоззрением. Стремиться к саморазвитию и духовному самосовершенствованию. Это все оказывает прямое конструктивное воздействие на повышение психологической устойчивости.

Факторы, которые влияют на повышение психологической устойчивости:

Социальная среда и ближайшее окружение
Самооценка и отношение к самому себе
Самореализация и самовыражение
Независимость и самодостаточность
Соответствие между тем, каким вы себя видите и тем, какой вы есть на самом деле
Вера и духовность
Наличие позитивных эмоций
Осознание своего смысла жизни, целеустремлённость, принятие себя и т.д. и т.п.

Психологическая устойчивость способна придать любому человеку состояние удовлетворённости жизнью и ощущение гармонии, нормализовать психику и повысить работоспособность, подарить новые стимулы, спокойствие и способность стать цельной и сильной личностью.


Одной из самых характерных особенностей современной жизни является не что иное, как повышенное воздействие на человека стрессовых ситуаций. Они, притаившись, поджидают его в любой сфере жизни и выражаются всегда по-разному. Это может быть недопонимание в семье, задержка зарплаты, конфликт с негативно настроенным продавцом в магазине, сорвавшийся контракт с партнёром по бизнесу или ещё какая-нибудь неурядица. Но порой удивляет совсем не это, а то, что, попадая в подобные ситуации, одни люди моментально поддаются воздействию эмоций: вступают в резонанс со стрессовой ситуацией, переживают, нервничают, у них портится настроение и т.д. А другие, оказавшись в подобных (и даже в более худших) условиях, словно уже давно готовы к подобному развитию событий: воспринимают всё легко и не напрягаются, сохраняют самообладание, остаются, если уж не в позитивном, то хотя бы в нейтральном состоянии. В чём же заключается разница между теми и другими? Сегодня мы поговорим об одной из психологических характеристик человека – устойчивости.

Психологическая устойчивость

Психологическая устойчивость представляет собой процесс сохранения наиболее оптимального режима работы психики человека в условиях постоянно изменяющихся обстоятельств и их стрессового воздействия. Интересно то, что это формируется у человека в процессе его развития и не является генетически обусловленным. Оно зависит от таких факторов как нервная система человека, его воспитание, опыт, уровень развития и т.д. Это значит, что, к примеру, если человек, как говорится, «прошёл через многое», то его психика будет гораздо устойчивее психики того, кто рос, «держась за мамину юбку». Но и это ещё не окончательный показатель, т.к. человек, постоянно подвергавшийся стрессовым воздействиям, будет реагировать болезненно на каждую проблему, ведь его нервы изрядно расшатались со временем. Это – две стороны одной медали.

К тому же, психологическая устойчивость – это не стопроцентная гарантия устойчивости вообще ко всему. Психологическая устойчивость является скорее гибкостью психики человека, нежели непоколебимостью и стабильностью его нервной системы. А основополагающей характеристикой психологической устойчивости является именно мобильность психики в постоянно меняющихся условиях. Психологическая устойчивость так же, как и неустойчивость, всегда «работает» по схеме.

Схема работы психологической устойчивости/неустойчивости

Психологическая устойчивость: сначала появляется задача, порождающая мотив, влекущий за собой выполнение определённых действий, направленных на его реализацию. Затем осознаётся трудность, вызывающая негативное эмоциональное состояние. После происходит поиск способа преодоления этой трудности, вследствие чего происходит снижение уровня негативных эмоций и улучшение психического состояния.

Психологическая неустойчивость: сначала появляется задача, порождающая мотив, влекущий за собой выполнение определённых действий, направленных на его реализацию. Затем осознаётся трудность, вызывающая негативное эмоциональное состояние. После происходит хаотический поиск способа преодоления этой трудности, вызывающие её усугубление, вследствие чего происходит возрастание уровня негативных эмоций и ухудшение психического состояния.

Основными причинами подверженности стрессовым состояниям является отсутствие действенных способов преодоления сложных ситуаций и ощущение личностной угрозы. Психически неустойчивые люди часто обладают такой особенностью: хаотичное поведение вызывает стрессовое состояние и усиливает его, а это состояние, в свою очередь, привносит ещё больше хаоса во внутренний мир человека, результатом чего является ощущение полной беспомощности в отношении сложных ситуаций и своего собственного поведения. Таким образом, напрашивается вывод, что психологическая устойчивость – это, в первую очередь, самоконтроль.

Важно помнить и о том, что стрессовые ситуации никогда не удастся полностью исключить из жизни, т.к. они являются её полноценной составляющей. И целью любого человека должно быть не избавление от этих ситуаций, а воспитание и культивирование в себе именно психологической устойчивости к ним.

Повышение психологической устойчивости

Основным законом повышения психологической устойчивости является принятие того факта, что если человек не способен изменить обстоятельства, то он в силах изменить своё отношение к ним. В качестве примера можно привести ситуацию с лающей собакой: идя по улице и видя неподалёку лающую на кого-то собаку, вы вряд ли будете раздражаться по этому поводу, а просто спокойно продолжите свой путь, погружённые в свои мысли, верно? Так и со сложными ситуациями: их нужно воспринимать не как что-то, что происходит во вред лично вам, но как что-то просто имеющее место быть. Как только человек позволяет событиями идти своим чередом, не заостряя на них своего внимания и не реагируя эмоционально, они так и проходят – своим чередом; проходят мимо вас. Если же человек начинает ко всему «цепляться», то и это начинает «цепляться» за него. Если вы побежите орать и всячески оскорблять лающую собаку, то вероятность того, что вы станете объектом её пристального внимания, существенно увеличивается. Конечно, это лишь один из способов. И он не является универсальным.

На повышение психологической устойчивости оказывают непосредственное влияние условия, в которых живёт человек. Например, если человек от природы обладает реактивным типом нервной деятельности, т.е. ему по душе интенсивный образ жизни, частая смена обстановки, повышенная активность и т.п., то, скорее всего, ему не будет комфортно жить в маленьком городишке или сидеть на одном месте в офисе без возможности выплеснуть свою энергию. Чтобы психика человека была более устойчивой, нужно чтобы образ его жизни соответствовал его природным предрасположенностям.

Систематическая разгрузка нервной системы – ещё один способ повысить свою психологическую устойчивость. Постоянное давление и занятие чем-то не совсем любимым (что является, к слову сказать, яркой особенностью работы многих людей) оказывают крайне отрицательное влияние на психику человека. От этого он становится раздражительным, нервным, постоянно уставшим. Повлиять на это может только полноценный отдых. Нужно регулярно уделять время занятию любимыми делами, поездкам за город, расслабленному чтению книг, в общем, занятию всем тем, что на самом деле хочется делать. Или можно вообще ничего не делать – просто отдыхать и снимать напряжение.

На психологической устойчивости очень хорошо сказывается воспитание человеком в себе философского отношения к жизни. Психическое здоровье человека тесно взаимосвязано с такими качествами его личности как юмор, позитивное мышление, умение посмеяться над собой, самокритичность. Только если человек может посмотреть на происходящие события и на себя самого без излишней серьёзности, не считая себя «центром Вселенной» и тем, кому жизнь или кто-то другой что-то должны, только тогда всё происходящее не будет казаться таким болезненным и перестанет постоянно задевать за живое.

Ещё одним эффективным методом для формирования психологической устойчивости является позитивный образ самого себя. Здесь имеется в виду, что человек должен культивировать в себе положительное отношение к своей личности, принимать себя таким, какой он есть, быть для самого себя положительным и позитивным персонажем. Но нужно быть осторожным и не перейти грань, которая приводит к саможалению и восприятию мира с , иначе психологическая неустойчивость только усугубится.

В непосредственной близости с позитивным образом самого себя находится внутренняя целостность человека. Этот вопрос достоин написания отдельной книги, но, если вкратце, человек должен, во-первых, жить в гармонии с самим собой, своими принципами, убеждениями и мировоззрением. Во-вторых, он должен заниматься тем, что ему по душе: работа, спорт, отдых, общение – всё должно быть в максимальном соответствии с видением человека. В-третьих, он должен стремиться к саморазвитию и духовному самосовершенствованию, т.к. это оказывает прямое конструктивное воздействие, как на личность человека, так и на его жизнь.

Если задаться вопросом формирования психологической устойчивости более детально, то можно отметить, что человек должен обращать своё внимание на следующие составляющие своей жизни:

  • Социальная среда и ближайшее окружение
  • Самооценка и отношение к самому себе
  • Самореализация и самовыражение
  • Независимость и самодостаточность
  • Соответствие между собой-настоящим и собой-желаемым
  • Вера и духовность
  • Наличие позитивных эмоций
  • Наличие смысла жизни и целеустремлённость и т.д. и т.п.

Естественно, что здесь перечислена только часть тех факторов, которые положительно влияют на психологическую устойчивость. Наличие и развитие их в жизни любым человеком будет оказывать огромное влияние на его мировосприятие, поведение, развитие, деятельность, психическое состояние и настроение. Отсутствие же их, наоборот, оказывает прямо противоположное воздействие и способствует психологической неустойчивости.

Конечно, чтобы научиться всё это поддерживать, нужно целенаправленно активизировать каждую структуру своей личности и всегда помнить о своей цели – развитии психологической устойчивости. Однако, несмотря на всю кажущуюся сложность этого процесса, он имеет неоценимое практическое значение, т.к. именно психологическая устойчивость способна придать любому человеку состояние удовлетворённости жизнью и ощущение гармонии, нормализовать психику и повысить работоспособность, подарить новые стимулы, спокойствие и способность стать цельной и сильной личностью.

Напишите в комментариях о том, как вы повышаете свою психологическую устойчивость, что помогает вам быть в позитивном настроении, и что вы делаете в тех случаях, когда кажется, что всё идёт не так. Мы будем рады узнать ваши мысли по этому поводу!



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows