Информационное общество его ценности и способы функционирования. Формирование ценностных ориентаций современного подростка в информационном обществе. Цель и задачи исследования

Информационное общество его ценности и способы функционирования. Формирование ценностных ориентаций современного подростка в информационном обществе. Цель и задачи исследования

27.03.2019

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:

    увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества

    возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте

    нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ

    создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

(а) эффективное информационное взаимодействие людей

(б) их доступ к мировым информационным ресурсам

(в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах

    развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей

2. Информация и ее виды. Информационный ресурс.

Информация (от лат. informatio - осведомление, разъяснение, изложение) - в широком смысле абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста. В узком смысле этого слова - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В настоящее время не существует единого определения термина информация. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Информация - совокупность данных, зафиксированных на материальном носителе, сохранённых и распространённых во времени и пространстве.

В то же время никак нельзя называть произведения искусства информацией. Эстетическое, культурологическое понимание термина информация в корне отличается от понимания информации в кибернетике, физике, биологии и т. д.

Органами чувств (приемниками информации) мы принимаем информацию об окружающем мире, в том числе и информацию о произведениях искусства. Но произведения искусства в связи с этим не становятся чистой информацией. Это мы при помощи органов чувств видя произведения искусства воспринимаем информацию о произведениях искусства.

Информационные ресурсы - в широком смысле - совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации.

Информационные ресурсы - по законодательству РФ - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем.

3. Представление информации: сигнал, сообщение, данные, формы представления, количество информации.

Сигнал (в теории информации и связи) - материальный носитель информации, используемый для передачи сообщений в системе связи. Сигнал может генерироваться, но его приём не обязателен, в отличие от сообщения, которое рассчитано на принятие принимающей стороной, иначе оно не является сообщением. Сигналом может быть любой физический процесс, параметры которого изменяются в соответствии с передаваемым сообщением.

Сигнал, детерминированный или случайный, описывают математической моделью, функцией, характеризующей изменение параметров сигнала. Математическая модель представления сигнала, как функции времени, является основополагающей концепцией теоретической радиотехники, оказавшейся плодотворной как для анализа, так и для синтеза радиотехнических устройств и систем. В радиотехнике альтернативой сигналу, который несёт полезную информацию, является шум - обычно случайная функция времени, взаимодействующая (например, путём сложения) с сигналом и искажающая его. Основной задачей теоретической радиотехники является извлечение полезной информации из сигнала с обязательным учётом шума.

Информацию, фиксированную в определенной форме, называют сообщением. Сообщение может иметь самое различное содержание, но независимо от этого всегда отображается в виде сигнала (электрического, звукового, светового и др.). Сообщение - это форма представления информации.

Количество информации можно рассматривать как меру уменьшения неопределенности знания при получении информационных сообщений.

Существует формула, которая связывает между собой количество возможных информационных сообщений N и количество информации I, которое несет полученное сообщение:

Бит. За единицу количества информации принимается такое количество информации, которое содержится в информационном сообщении, уменьшающем неопределенность знания в два раза. Такая единица названа битом.

Производные единицы измерения количества информации. Минимальной единицей измерения количества информации является бит, а следующей по величине единицей - байт, причем:

1 байт = 8 битов = 23 битов.

В информатике система образования кратных единиц измерения несколько отличается от принятых в большинстве наук. Традиционные метрические системы единиц, например Международная система единиц СИ, в качестве множителей кратных единиц используют коэффициент 10n, где n = 3, 6, 9 и т. д., что соответствует десятичным приставкам "Кило" (103), "Мега" (106), "Гига" (109) и т. д.

В компьютере информация кодируется с помощью двоичной знаковой системы, и поэтому в кратных единицах измерения количества информации используется коэффициент 2n

Так, кратные байту единицы измерения количества информации вводятся следующим образом:

1 килобайт (Кбайт) = 210 байт = 1024 байт;

1 мегабайт (Мбайт) = 210 Кбайт = 1024 Кбайт;

1 гигабайт (Гбайт) = 210 Мбайт = 1024 Мбайт.



Информационное общество. Состояние и тенденции развития информационных технологий и их влияния на жизнь общества и гражданина. Электронные услуги, электронное правительство, е-включенность, электронный бизнес, телемедицина и другие грани информационного общества.

Развитие современного общества невозможно без информационных технологий, что позволяет говорить о новой фазе общественного развития, которая получила название «Информационное общество». Развитием концепции информационного общества занимались многие выдающиеся ученые мира, такие как У. Мартин, М. Кастельс, М. Маклюэн, Й. Масуда, Т. Стоуньер. Автором этого термина считается профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши.

Информационное общество – это такая стадия развития общества, когда использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает существенное влияние на основные социальные институты и сферы жизни:

      • экономика и деловая сфера,
      • государственное управление,
      • образование,
      • социальное обслуживание и медицина,
      • культура и искусство.

Средства коммуникации - телефония, радио, телевидение, сеть Интернет, традиционные и электронные средства массовой информации – технологическая основа информационного общества.

Посмотрим, каким образом информационное общество может проявляться в различных сферах нашей жизни.

Экономическая: информация используется в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости, получает развитие электронный бизнес. Не нужно командировать представителя к деловому партнеру из другого региона, документы заверяются электронной цифровой подписью. Не нужно тратить время на выбор товара, достаточно просмотреть каталог электронного магазина. Не нужно посещать налоговую инспекцию, чтобы сдать налоговую отчетность. Не нужно тратить время на дорогу, чтобы выполнить свою работу (для некоторых видов профессиональной деятельности). Не нужно ехать в кассу, чтобы купить билет на поезд, его достаточно заказать и оплатить дистанционно.

Политическая: свобода информации, ведущая к развитию электронной демократии, электронного государства, электронного правительства. Чтобы выразить свое мнение по тому или иному вопросу или сформировать группу единомышленников для воплощения какой-либо инициативы, достаточно зайти на соответствующий сайт в сети Интернет. Для получения государственной услуги достаточно дистанционно заполнить форму запроса, а через определенное время получить необходимый документ в свой почтовый ящик. Об электронном правительстве подробнее будет рассказано в следующей лекции.

Электронное государство - это способ повышения эффективности деятельности государства, основанный на использовании информационных систем. При этом подразумевается, что с использованием ИКТ функционируют исполнительная (электронное правительство), и законодательная власти (электронный парламент, электронная демократия), а также судебные органы (электронное правосудие).

Можно сказать, что в настоящий момент идет процесс становления электронного государства, о чем свидетельствует появление Единого портала электронной демократии Российской Федерации
(http://e-democratia.ru/). Система «Электронной демократии» дает возможность участвовать в принятии управленческих решений, публичных обсуждениях официальных документов и контроле деятельности органов власти.

Социальная: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни. Чтобы получить консультацию специалиста, пациенту не нужно ехать в медицинский центр, а достаточно будет оставить свои документы на портале и в назначенное время выйти на связь с профильным врачом (телемедицина). Чтобы получить помощь в чрезвычайной ситуации, достаточно воспользоваться единым номером экстренных служб (например, система «Забота», о которой будет подробнее рассказано в одной из следующих лекций). Чтобы собрать ученика в школу, достаточно скачать комплект учебников с регионального образовательного портала и сохранить их в электронной книге.

Культурная: признание культурной ценности информации (например, проект ЮНЕСКО «Цифровое наследие»). Чтобы подобрать литературу по интересующей тематике, достаточно воспользоваться электронным каталогом любой библиотеки на всей территории страны. Чтобы посетить зарубежный музей, достаточно побывать на соответствующем сайте. Чтобы получить образование в любом университете мира, нужно обратиться к его ресурсам дистанционного обучения.

Можно сказать, что информационное общество в наибольшей степени проявляется в странах, которые характеризуются как «развитое постиндустриальное общество», (Япония, США, Западная Европа).

Приведем некоторые даты, стратегии и программы. В марте 2000 Европейским Союзом принята 10-летняя рабочая стратегия экономического, социального и экологического обновления, получившая название "Европейская сфера исследований" (ERA - "European Research Area"). Целью этой стратегии является переход ЕС к наукоемкой экономике, которая должна стать наиболее динамичной и конкурентоспособной в мире.

Одним из проектов, стимулирующих интенсивное экономическое развитие и укрепление позиций ЕС на международном рынке, стал крупнейший политический проект "Электронная Европа" (eEurope), в рамках которого может осуществляться множество программ как внутри стран – членов ЕС, так и на уровне Европейской Комиссии.

В 2000 году лидеры «Большой Восьмерки» приняли Окинавскую хартию глобального информационного общества. Хартия указывает на важность развития информационного общества для повышения благосостояния граждан и развития экономики в целом. В ней объясняется, как новые технологии и их распространение являются на сегодняшний день ключевым движущим элементом социально-экономического развития стран. Хартия также указывает на необходимость внедрения национальных и интернациональных стратегий реализации поставленных задач.

Развитием идей информационного общества можно считать поддержанную ЮНЕСКО концепцию «общества знания», в которой делается акцент на гуманистические принципы. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации, и ядром социальной организации становится университет как центр производства, переработки и накопления знания. Особо подчеркивается то, что в «обществе знания» приоритетами должны являться качество образования, свобода выражения мнений, универсальный доступ к информации для всех, уважение культурного и языкового разнообразия.

Развитие информационного общества неизбежно приводит к тому, что множество специалистов работают в сфере производства и распространения информации. Это требует не только новых навыков и новых знаний, но и нового мышления, желания и возможности учиться на протяжении всей жизни.

К сожалению, в нашей стране пока наблюдается недостаточный уровень развития отрасли информационных технологий, что приводит к отставанию от мировых лидеров. Препятствует становлению информационного общества в России и недостаточный уровень распространения базовых навыков использования информационных технологий как среди населения в целом, так и среди государственных и муниципальных служащих.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных технологий в целях повышения качества жизни граждан, носят комплексный характер. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти.

В результате выполнения федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», был создан определенный задел в области внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти и организации предоставления государственных услуг.

Поскольку развитие информационного общества является платформой для решения задач более высокого уровня - модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития, были приняты Стратегия развития информационного общества и государственная программа «Информационное общество (2011-2020)» (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Компоненты программы «Информационное общество»

Мероприятия Программы в соответствии со Стратегией должны обеспечить следующим результаты:

Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
повышение качества образования, медицинского обслуживания и социальной защиты населения на основе информационных технологий;

Совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

Развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных технологий, повышение трудовой мобильности и обеспечение занятости населения;

Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

Развитие науки, технологий и техники, а также подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных технологий;

Сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, а также развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
противодействие использованию потенциала информационных технологий в целях угрозы интересам России.

В настоящее время технические и экономические аспекты становления информационного общества выходят на первый план. К сожалению, социальные и гуманистические стороны этого процесса пока развиваются в недостаточной мере.

Нельзя не отметить, что в России распространено такое сложное социально-экономическое явление как информационное неравенство. Многие местности и социальные группы пока еще не имеют доступа к информационным технологиям и выпадают из информационного общества. Для решения этой проблемы необходим комплекс мер, включающий не только развитие телекоммуникационной инфраструктуры, но и ликвидацию «информационной безграмотности» граждан, помощь малообеспеченным слоям населения в приобретении вычислительной техники, создание пунктов общественного доступа.

Таким образом, в современном мире информационные технологии оказывают заметное влияние на жизнь общества и гражданина во всех сферах общественной жизни. В России при поддержке государства происходит процесс становления информационного общества: реализована федеральная целевая программа «Электронная Россия», приняты «Стратегия развития информационного общества» и государственная программа «Информационное общество».

Практика

Упражнение 1.1
Прочтите статью «России нужна электронная демократия» (http://experttalks.ru/book/export/html/325).
Сформулируйте, пожалуйста, своё отношение к интернет-демократии и к идее электронного голосования.

Упражнение 1.2
Просмотрите видеоролик «Электронные услуги: проверено на себе» (http://rutube.ru/tracks/4693692.html).
Как вы оцениваете ситуацию, в которую попал журналист?
Имеется ли у вас опыт получения электронных услуг? Позитивный или не очень?



1. Возрастание роли информации в жизни людей, общества в целом. Теперь информация нужна человеку не только как вид знания, сведений, позволяющий создавать материальные, духовные блага. Сегодня информация - фактор, позволяющий формировать у граждан экономические, политические, социальные позиции, которые могут оказать влияние на состояние дел в обществе, социальные процессы.

2. Мировоззренческие изменения, связанные с отходом от классического способа мировосприятия и общества к искусственному миру социальной информации. Кибернетическое пространство, где сначала работают программисты-интеллектуалы становится информационным пространством социально-культурного, а затем и социально-экономического развития общества. Исследователь Дж. Пелтон полагает, что в перспективе человечество придет к глобальной электронной цивилизации, в основе которой будет синтез телевидения, компьютерной службы и энергетики.

3. Формирование международной системы авторских прав на интеллектуальную собственность, приносящую огромные доходы. Доходы от интеллектуальной собственности, используемой на мировом рынке программного обеспечения для компьютерной индустрии исчисляются многими миллиардами долларов.

4. Информационный обмен отходит от классических средств массовой информации (СМИ) и переходит к инновационным электронным СМИ. Традиционная печать заменяется электронными книгами, компьютерная сеть Интернет охватывает огромную аудиторию по земному шару и предоставляет такой объем информационных услуг, что может называться глобальным СМИ, обладающим обратной связью.

5. С развитием электронных СМИ возможность манипулирования массами, общественным мнениям, использование информации в политической борьбе.

Изменяется роль человека в современном информационном обществе. Для успеха необходим доступ к нужной информации и владение способами пользования ей. Это условие меняет приоритеты в потребностях личности. Значение приобретает образование, умение ориентироваться в потоках информации и влиять на их течение.

В современных условиях возникают новые формы общения, объединений людей, новые формы коллективного сознания. Этому процессу способствует разработка социальных технологий, в основе которых лежит деятельность средств массовой информации, формирующих у населения коллективные представления о явлениях жизни современного человека и общества. Эти представления формируются в соответствии с интересами определенных профессиональных, корпоративных объединений. Так, в интересах медиков формировать у населения сознание, направляющее к здоровому образу жизни с целью оградить от заболеваний СПИД, наркоманией. Политические партии могут стремиться оказать воздействие на сознание людей через средства массовой информации с целью ориентировать их на новые формы социального поведения. При помощи СМИ и социальных технологий разрабатываются новые формы отношения к окружающей среде, к биологии и психологии человека. Так, в современном обществе положение человека не может определяться только формой его участия в процессе производства. На него воздействуют факторы социального манипулирования, постоянно ставя его в ситуацию выбора, при этом, с одной стороны, как бы предоставляя свободу, а с другой – ее ограничивая.

Как показывает анализ, развитие информационного общества, принося определенные блага, ставит перед человечеством множество новых проблем. Так, компьютерная революция может способствовать снижению индивидуального начала и общекультурного уровня специалистов, может стать причиной изоляции людей друг от друга, от их живого общения, может способствовать усилению манипуляции людьми, дегуманизации труда. Чтобы это не приняло угрожающих размеров, важно помнить о гуманитарном аспекте в организации информационного процесса и включать в образовательный процесс духовную и нравственную составляющие.

Информационное общество обострило проблему коммуникации или обмена информацией. Коммуникация – передача информации одного субъекта другому, в качестве субъекта может выступать индивидуум, или коллектив. Важным элементом коммуникации является носитель. Последний может выступать в качестве материального объекта, в виде некой логической конструкции и в иных формах проявления.

Главное условие коммуникации – возможность понимания общающихся субъектов, а это предполагает единство языка, близость уровней социального развития, менталитета. Для осуществления процесса коммуникации субъектам не обязательно вступать в непосредственный контакт, а достаточно воспользоваться какими-либо средствами связи, в качестве которых могут выступать различные тексты, радио, телевидение, телефон, компьютерная связь и т.д. Проблема заключается в обеспечении субъектов общения средствами коммуникации.

Социальными показателями развития информационного общества могут выступать информированность его членов, доступность информации, эффективная работа СМИ, предполагающая обратную связь. Показателями социального развития информационного общества является уровень образования членов общества, их интеллектуальные возможности в информационном производстве и потреблении, нравственные характеристики, не позволяющие переступать границы возможного.

В настоящее время человеческое общество переживает специфический этап своего развития - постиндустриальный или информационный. Формирование указанного типа цивилизации сопровождается переоценкой ценностей, выстраиванием новой ценностной иерархии, возникновением принципиально новых ценностей, переосмыслением ценностей традиционных.

Трансформация аксиологической системы во многом обусловлена изменениями во всех сферах общества. В экономической подсистеме происходит переориентация на развитие информационных технологий и высокотехнологичных производств, развивается рынок информационных продуктов и услуг. В политической сфере формируется так называемая элита знаний и компетентности - меритократия, то есть главенствующую роль приобретают личности и группы, владеющие информацией. Трансформируется социальная структура общества: возникают новые профессиональные группы, осуществляющие деятельность в информационной сфере. Не является исключением и духовная сфера общества, где формируется принципиально новый тип культуры - информационный, зарождаются новые аксиологические и этические феномены.

В новом обществе появляется новый тип человека - Homo iformaticus - человек информационный, который отличается от homo sapiens, в том числе, и ценностными ориентациями. Для нomo iformaticus владение информационно-аналитическими технологиями является базовой стратегией информационно безопасного социального поведения, в соответствии с которой он мог бы анализировать поступающую к нему информацию, адекватно оценивать ее и выстраивать свое поведение в зависимости от результатов указанного анализа.

Homo iformaticus осуществляет значительный объем своей деятельности в виртуальной реальности. Следовательно, главными ценностями для него являются своевременное быстрое получение широкого спектра информации, возможность мгновенного оперирования информационными ресурсами и потоками, возможность осуществления процессов коммуникации в режиме on-line, то есть в реальном времени, здесь и сейчас. Осуществлять жизнедеятельность в виртуальной реальности человеку позволяют инфокоммуникационные технологии, которые сами по себе, как таковые, приобретают для индивида аксиологическую значимость. Упомянутые выше технологии формируют поведенческую стратегию как в профессиональной деятельности, так и в обыденной жизни, поскольку для многих людей являются своеобразным, а иногда и единственным «окном в мир».

Современная личность, занимающая активную жизненную позицию, не мыслит себя без так называемых «гаджетов» - телефона, смартфона, компьютера. Они позволяют осуществлять связь с внешней средой (получать знания, проводить досуг, вести деловые переговоры, общаться с друзьями и близкими) независимо от времени суток и местонахождения коммуникантов. Подобная постоянная связь не позволяет человеку экзисцировать, погружаться в собственное «Я», остро переживать свое одиночество даже будучи, по какой-либо причине, оторванным от социума. Она дает возможность ощущать себя «в гуще событий», наблюдать объекты и процессы, оценивать их, искать решение проблем в реальном времени. Более того, указанная возможность превращается в необходимость по следующим причинам. Во-первых: в связи с требованием внешнего мира соответствовать передовым тенденциям и критерию оперативности. Во вторых: под влиянием субъективных факторов, таких как желание личности не упустить ничего интересного и важного, быть в курсе всех событий, представляться окружающим осведомленной о происходящих процессах и явлениях.

Но виртуальное существование человека, не способно избавить его от одиночества в реальном мире, поскольку «жизнь в киберпространстве - это в высшей степени индивидуализированный опыт: невозможно "бродить по просторам" Интернета вдвоем или группой. Обеспечивая доступ к огромным информационным ресурсам, облегчая общение …, Интернет в то же время имеет разъединяющий эффект и приводит к дальнейшему усугублению индивидуализма» . Человек обособляется, удаляется от реального общества себе подобных, где общение приносит не только удовольствие, но и является трудом по построению реальных отношений, перестроить, исправить которые значительно труднее, чем виртуальные.

Виртуальная жизнь в реальном времени воспринимается большинством обывателей как несомненное достоинство современной цивилизации, как безоговорочное благо для человека. Однако, здесь кроется еще одна серьезная проблема: существование on-line, является одним из факторов, детерминирующих ускорение социального времени. У человека остается все меньше времени для осмысления различных событий, принятия решений, осознание их последствий и ощущение самой жизни. Будучи постоянно включенным в процесс коммуникации, стремясь к максимально активной деятельности, «торопясь жить», индивид перестает ценить одиночество как возможность для самосозерцания и самопознания, забывает о том, что познание мира начинается с познания себя, понимание внешних событий и их причин невозможно без понимания внутренних диалектических взаимосвязей и мотивов своей деятельности.

Инфокоммуникационные технологии позволяют человеку расширять круг общения, преодолевать географические преграды и государственные границы, так сказать, не выходя из дома. Ведя виртуальный диалог, коммуникант далеко не всегда может зрительно контактировать со своим визави, а, значит, знать, кто находится на «другом конце провода». То есть, общение могут осуществлять вымышленные, искусственно сконструированные, реально не существующие личности. Подобный вымысел имеет место по ряду психологических причин и чреват риском подмены реальной личности на выдуманную. Наиболее часто подобная ситуация наблюдается в социальных сетях, где для коммуникантов важно «казаться», а не «быть», где легко скрыть (а не решить!) свои комплексы и проблемы за «аватаром». В итоге человек вживается в свой вымышленный образ, подавляя настоящее «Я», принимает кажимость за действительность, а глубинные желания, истинные потребности и реальные стремления остаются нереализованными, периодически напоминая о себе глубокими депрессиями и потерей смысла жизни.

Перемещение межличностного общения в сферу Internet, особенно среди подрастающего поколения, влечет за собой проблему неумения грамотно строить устную и письменную речь. Дело в том, что в процессе on-line общения человек, как правило, использует разговорные обороты, не заботится о соблюдении правил орфографии и пунктуации. В результате не вырабатывается навык грамотного письма. Кроме того, необходимость выражать мысли в четкой письменной форме, по наблюдениям специалистов, дисциплинирует мышление, поскольку в этом случае отсутствует возможность в любой момент перефразировать предложение, без потери смыслового содержания как это допустимо в устной речи.

Еще один аксиологический аспект on-line коммуникации состоит в следующем.

С развитием сети Internet, очные контакты становятся, так сказать, не модными. Стремясь дистанционно общаться, люди экономят время, но теряют романтику ожидания, предвкушения встречи, которые сами по себе весьма ценны и доставляют массу приятных эмоций. Необходимо отметить, что при дистанционной коммуникации невозможно передать ни тонкие оттенки чувств, что в реальности осуществляется при помощи невербальных символов (интонации, жестов, взглядов), ни простое человеческое тепло. О всегда так необходимо: способно поддержать, утешить, выразить любовь и дружбу, а «смайлик» в конце печатной фразы его передать не в состоянии.

Итак, для информационного человека на первый план выходит виртуальная коммуникация, осуществляемая посредством телекоммуникационных систем, к которым кроме компьютерной техники относят и телефонную связь. По этой причине происходит отмирание литературного эпистолярного жанра. Реальное межличностное общение, соответственно, отходит на второй план.

Упомянутое выше обесценивание чтения представляет весьма сложную проблему современного общества. Информационная цивилизация предоставляет человеку массу возможностей получения разного уровня информации об окружающем мире. Но такие актуальные в наши дни источники знаний как телевидение и Internet не способны полностью заменить литературу, поскольку они не выполняют ее основных функций - гуманитарной и воспитательной. А наиболее «рейтинговая» и злободневная информация, которой изобилуют указанные источники, имеет обратное действие - дегуманизирует личность.

В XXI веке особую актуальность приобретает вопрос ценности естественного интеллекта. Это связано с широким распространением искусственного разума. Таковым ученые именуют не только сложнейшую технику, имитирующую мыслительные процессы, происходящие в мозгу человека, но и простые электронно-вычислительные машины, такие как персональный компьютер, смартфон. Обесценивание человеческого разума, а зачастую и его ослабевание вызвано тем, что вычислительная техника и технологии различного уровня сложности берут на себя часть функций интеллекта личности (например, выполняют за нас расчеты, проверяют правописание, напоминают о важных событиях и т.д.). В силу этого разум «расслабляется», утрачивает стимул и потенциал развития, а в некоторых случаях и деградирует.

Не менее важны в условиях информационной цивилизации и социальные ценности, главной из которых является равенство. В данном контексте речь идет о равенстве доступа к информационным ресурсам и технологиям как граждан различных регионов одного государства, так и представителей стран с разным уровнем развития. Поэтому одним из важнейших аспектов деятельности любого государства является осуществление политики, направленной на установление указанного равенства, являющееся в наше время неотъемлемым аспектом социальной справедливости. Без соблюдения этого аспекта весьма сложно обеспечить равенство стартовых возможностей граждан, равенство доступа к образовательным, медицинским и государственным услугам.

Современная информационная цивилизация претендует на звание «общества равных возможностей». Обеспечению подобного статуса способствуют следующие факторы. Во-первых: развитие и широкое распространение инфокоммуникационных технологий, дистанционного образования, занятости, получения услуг; во-вторых: гуманизация общества, которая должна стать главной целью государственной политики и самого социума. В негуманном обществе невозможно достойное существование личности как в физическом, так и в социальном, и в духовном ее проявлениях, поскольку технический и технологический прогресс не имеет смысла без развития культуры.

Аксиологические перемены затрагивают и сферу экономики: идеология упорного добросовестного труда заменяется ценностями финансового успеха. Подобная ситуация имеет место быть и в сфере производства информации: более высокий социальный статус, обеспеченный властными полномочиями и материальным благосостоянием имеют обладатели информации (и прав на ее использование), которые далеко не всегда являются производителями знаний и технологий, а последние занимают более низкие социальные позиции.

Еще одной важной аксиологической проблемой является статус религиозного и художественного познания. Данные виды познания ориентированы на идеальные объекты и феномены, без которых жизнь духовно развитой личности представляется неполноценной, поскольку именно они воспитывают в человеке способность к сочувствию и уважению к ближнему, любовь к прекрасному и возвышенному. Без их немыслимо комплексное и всестороннее освоение окружающей нас действительности. Тем не менее, эти виды знания все более обесцениваются, а владеет ими все меньшее число людей.

Следует отметить, что обесценивается и сам феномен знания как такового. Наибольшей значимостью наделяется не факт знания, а способность его приобрести, найти в информационной системе в нужном объеме в конкретный момент времени, когда возникает потребность. Дальнейшее сохранение этого знания в мозгу человека (а не на жестком диске компьютера или сервера) не только не имеет смысла, но и представляется излишним многим членам нашего общества. Соответственно, эрудированная, энциклопедически образованная личность утрачивает статус уважаемой, интересной и, что важно, востребованной в социуме, зачастую превращаясь в своеобразный атавизм. Об этом свидетельствуют и последние тенденции в сфере российского высшего образования: появление направлений подготовки «прикладной бакалавриат», упразднение специалитета, уменьшение количества гуманитарных дисциплин как по выбору, так и обязательных для изучения. Хотя именно социально-гуманитарный блок имеет направленность на развитие лучших духовных качеств личности, ее гражданской позиции, способности широко и свободно мыслить, что так важно в современном прогрессивном социуме и государстве.

Становление информационного общества вызывает к жизни принципиально новый аксиологический феномен - консьюмеризм и связанные с ним ценности потребления. Современный тип цивилизации достиг достаточного уровня развития в информационно-коммуникационном плане для того, чтобы тиражировать идеи необходимости неограниченного потребления, высвобождать личное время для реализации указанной необходимости; технико-технологическом и экономическом аспектах, что позволяет расширить масштабы производства для обеспечения потребления. Согласно идеологии консьюмеризма, благополучен в социальном, культурном и интеллектуальном аспектах тот, кто озабочен «перхотью в голове, волосами на ногах, вялой работой кишечника, мало привлекательной формой груди, больными деснами, лишним весом и застойными явлениями кровообращения» . Здесь мы можем наблюдать еще один результат развития, но развития регрессивного homo sapiens - homo consumens - человека потребляющего. Если человек разумный стремится к творчеству, к самореализации через созидание, то человек потребляющий видит единственный способ реализовать себя в идолопоклонстве - поклонении вещам, вещизме.

Происходит смена мировоззрения общества, граничащая с культурной революцией: музеи, выставки, галереи и театры уступают место шопингу, ночным клубам, социальным сетям и компьютерным играм. Человек все в большей степени стремится посвящать свой досуг не духовному и интеллектуальному развитию, а удовлетворению физических потребностей и примитивных желаний. Наступает эра консьюмеризма - стремления человека через приобретение материальных ценностей ощутить определенное социальное превосходство и приобщиться к какой-либо общественной прослойке. «Религия конца XX века», - называет данное направление С. Майлс , подчеркивая надиндивидуальность этого феномена, его общественную значимость и закрепленность не только в сознании личности, но и в общественном сознании.

В идеологии консьюмеризма, захлестнувшей развивающееся информационное общество, по-новому воспринимаются и оцениваются обычное человеческое общение, взаимодействие. «Такие универсальные формы человеческих отношений, как любовь и секс, также все в больших масштабах приобретают форму рыночных услуг, превращаются в формы потребления. Проституция как древнейшая профессия не только сохраняется в обществе потребления, но приобретает новые масштабы и формы. Ее суть - предложение секса как рыночной услуги. В современных условиях такая услуга удовлетворяет потребности людей, испытывающих дефицит времени и обычных форм общения» .

Итак, в современном консьюмеристском мире происходит замена возвышенных ценностей духовно развитой личности на сугубо утилитарную потребительскую идеологию. А бо́льшим уважением зачастую пользуется тот человек, у которого более современный смартфон, компьютер и т.д., а не тот, кто лучше образован, имеет широкий кругозор, культурен и способен к творчеству. Состоявшейся личностью признается та, которая соответствует некоторым внешним критериям успешности, благополучности и престижности, а не является таковой в действительности.

Таким образом, в период становления и развития информационной цивилизации происходит трансформация системы ценностей человека и общества.

Утрачивают свое значение ценности живого общения, реального знания, религиозного и художественного познания, самостоятельного свободного мышления; на их место приходят ценности потребления; доступа к инфокоммуникационным технологиям и информационным ресурсам; адаптации к виртуальной реальности; категория равенства переносится в информационную сферу. Новый вид человека - homo iformaticus - во главу угла часто ставит не духовную сферу, а материальную; он стремится не столько к идеалу, сколько к потреблению; заменяет реальную жизнь игрой, а личностные отношения - виртуальными.

Современные общества, имеющие статус информационных, к сожалению, не всегда достойны именоваться гуманистическими. Иллюстрацией данного утверждения могут служить такие печальные события, как стрельба в московской школе и аналогичные прецеденты на западе, которые спровоцированы, по мнению многих психологов, жестокими виртуальными играми и банальным невниманием к реальной человеческой личности.

Базовые для передового общества гуманистические ценности должны укреплять свои позиции в условиях технически и технологически развитой цивилизации. Указанная необходимость обусловлена тем, что прогресс материальной и информационной сфер бытия социума является лишь внешней стороной развития общества, фактором, облегчающим, упрощающим человеческое существование и жизнедеятельность. Истинный прогресс человечества состоит в совершенствовании самой личности, развитии ее сознания, интеллекта и духовных качеств. Высокоразвитым можно назвать только такое общество, где воплощается в реальность хрестоматийный тезис Л. Фейербаха: «человек человеку - Бог», где «быть» важнее чем «казаться», а категорический императив И. Канта действительно имеет статус всеобщего законодательства.

Ссылки на источники
1. Леонтович О. А. Проблемы виртуального общения // Электронный журнал «Полемика». - Выпуск №7. [Электронный ресурс]. URL: http://www.irex.ru/press/pub/polemika/07/leo . - [Дата обращения: 25.01.2014].
2. Маклюэн. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева. М., 2003. 464 с.
3. Miles S. Consumerism - as a Way of Life. London et al.: SAGE Publications, 1998. 174 р.
4. Ильин В. И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. - 2005. - Т. XIV. - № 2. - С. 3-40.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Ситкевич, Наталья Вячеславовна. Особенности трансформации нравственных ценностей в условиях информационного общества: этико-философский анализ: диссертация... кандидата философских наук: 09.00.05 / Ситкевич Наталья Вячеславовна; [Место защиты: Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого].- Новомосковск, 2011.- 139 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/43

Введение

Глава первая. Ценностные ориентации человека в информационном обществе

1. Мировоззренческие предпосылки и основания информационной трансформации нравственных ценностей

2. Проблема нравственной идентификации человека в информационном обществ

3. Ценностные конфликты и коллизии информационного общества... 50

Глава вторая. Основные тенденции изменения нравственных ценностей в информационном обществе

1. Место нравственных ценностей в аксиологическом пространстве информационного общества

2. Функционирование нравственных ценностей в системе средств массовой информации

3. Нравственные ценности и права человека в ситуации новых информационно-коммуникационных технологий

Заключение 122

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современное общество характеризуется ускорением темпов развития техники, созданием новых интеллектуальных продуктов, превращением информации в важнейший глобальный ресурс человечества. Исследователи связывают происходящие изменения с информатизацией, все более ощутимо заявляющей о себе во всех сферах. Они констатируют процесс перехода глобальной цивилизации
в новое качественное состояние – информационное общество.

Несмотря на разнообразие подходов, оценок и прогнозов становления информационного общества, они оказались выстроенными в основном по одной схеме: современные средства связи и информационные технологии создали новую ситуацию, в которой, с одной стороны, имеются дополнительные возможности для прогресса и, в том числе решения мировоззренческих противоречий, а с другой стороны, возникает все большее количество обостряющихся проблем, которые авторы относят то
к помехам на пути к новому обществу, то к его неизбежным следствиям. Проявлениями информационного общества не без оснований принято считать утверждение информационной картины мира, изменение жизнедеятельности и социального мироустройства на основе активного
и полного использования знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности, осознание единства законов функционирования информации в природе и обществе, практическое их применение, создание индустрии производства и переработки информации.

Переход общества к новой эпохе способствует вводу в философский дискурс понятий «информация», «информационное общество», «общество знаний». Наряду с материей и энергией, информация, превращаясь
в важнейший глобальный ресурс человечества, стала рассматриваться как одна из трех не сводимых друг к другу составляющих окружающего мира. Новая информационная среда нацеливает на формирование определенных мировоззренческих и аксиологических приоритетов, в соответствии
с которыми изменяются и воспроизводятся нравственные характеристики информационного общества. Из имманентного ему оперирования идеями, образами, интеллектом, знаниями возникает исследовательский интерес
к изучению символических реальностей и их этических копий. Актуализируется также вопрос о влиянии подобных реальностей на сознание как индивидуальное, так и общественное, а кроме того, формирование персональной картины мира человека, его мировоззрения. В связи, с чем появляется возможность интерпретации динамики развития нравственных ценностей, сопровождающей мировоззренческие трансформации.

Степень научной разработанности проблемы. Фундаментальные положения, характеризующие качественно новую цивилизацию информационного типа, были выдвинуты в трудах известных западных философов, в числе которых Т. Адорно, М. Вебер, X. Ортега-и-Гассет,
А. Тойнби, М. Хайдеггер, М. Хоркхаймер, К. Ясперс и др.

Сама идея информационного общества была сформулирована в конце 60-х - начале 70-х годов XX века. Термин «информационное общество» ввел профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши. Исследователями и разработчиками теории информационного общества стали М. Кастельс, Ф. Уэбстер, Э. Гидденс, Ю. Хабермас, Д. Мартин,
Г. Молитор, Э. Тоффлер, Д. Белл, З. Бжезинский, А. Кинг, Д. Несбит,
А. Турен, П. Дракер, М. Маклюэн и др.

Одним из первых исследователей, попытавшихся обосновать концепцию информационного общества, был японский профессор И. Масуда, уделивший особое внимание трансформации человеческих ценностей
в информационном обществе и выдвинувший утопическую концепцию
о бесконфликтности данного вида общественного устройства (см.: Masuda Y. The Informational Society as Post-Industrial Society. World Future Society. – 1981).

Изучение социально-философских аспектов становления информационного общества продолжилось исследованиями Дж. Барлоу,
Д. Белла, Д. Келлнера, М. Маклюэна, Л. Мановича, Б. Петерса, Т. О`Рейли,
Г. Рейнгольда, Э. Тоффлера, Ф. Уэбстера, Ф. Фукуямы, Т. Хариссона, а также российских специалистов И.Ю. Алексеевой, Д.В. Иванова, А.И. Ракитова, Л.В. Скворцова, М.Ю. Тихонова и др.

Проблемам мировоззренческой и духовной трансформации общества
в новой стадии развития – информационной цивилизации, особое внимание было уделено Д. Беллом, М. Кастельсом, Н. Луманом, Т. Парсонсом,
Э. Тоффлером, Ф. Уэбстером, а также отечественными авторами –
Р.Ф. Абдеевым, В.Л. Иноземцевым, Н.Н. Моисеевым, В.Б. Симоненко,
А.И. Ракитовым и др.

Определенный вклад в развитие данной проблематики внесла саратовская философская школа в лице таких ее представителей, как
В.Б. Устьянцев, О.Ф. Филимонова, А.Ю. Шеховцев и др.

Виртуальные и симулятивные аспекты новой информационной реальности были рассмотрены в трудах классиков постмодернизма
Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза, Ж. Деррида, Ф. Гваттари. В отечественной философии проблемы виртуалистики нашли свое отражение в работах
Э.А. Бирюковой, Д.В. Иванова, Н.А. Носова, В.П. Котенко, Ю.Т. Яценко и др.

Аксиологической составляющей проведенного исследования, определяющей сравнительный этико-философский анализ традиционного
и информационного типов ценностей, являются этические труды Н. Гартмана,
Д. фон Гильдебранда, М. Шелера, а также работы современных отечественных авторов в области философской и прикладной этики –
Р.Г. Апресяна, В.И. Бакштановского, А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко,
О.Г. Дробницкого, П.Е. Матвеева, В.Н. Назарова и др.

Вместе с тем существует ограниченное число работ, посвященных специальному этико-философскому анализу проблем информационного общества и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Особое место среди них занимают Материалы Европейской региональной конференции «Этика и права человека в информационном обществе», организованной Комиссией Франции по делам ЮНЕСКО и Советом Европы (Страсбург, 13–14 сентября 2007 г.), а также аналитический обзор «Этические аспекты новых технологий» в рамках программы ЮНЕСКО «Информация для всех», подготовленный Мэри Рандл и Крис Конли (см.: русский перевод «Этические аспекты новых технологий. Обзор». М., 2007), сыгравшие важную роль в разработке авторской концепции нравственных ценностей информационного общества.

Анализ, имеющейся литературы показывает, что на данный момент
в гуманитарной науке накопился значительный пласт исследований, посвященных информационному обществу в целом и отдельным аспектам информационной этики в частности. Однако, они не дают целостного представления о состоянии и характере трансформации нравственных ценностей информационного общества, особенно в контексте их сравнительного анализа с традиционными нравственными ценностями. Данное исследование является попыткой систематизировать и обобщить представления о характере и механизмах развития и изменения нравственных ценностей информационного общества, что является существенным основанием для прогнозирования нравственных и этико-правовых последствий информационной революции в обществе, а также необходимой предпосылкой для построения не только прикладной, но и фундаментальной теории информационной этики.

Цель и задачи исследования.

Цель диссертационной работы заключается в том, чтобы на основе этико-философского анализа исследовать механизмы изменения и процесс трансформации нравственных ценностей в условиях информационного общества и новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Для достижения намеченной цели сформулированы следующие задачи :

– выявить нравственно-философские основания мировоззренческих трансформаций в информационном обществе;

– определить границы и возможности нравственной идентификации личности в новой информационной среде и коммуникационном пространстве;

– описать и проанализировать нравственные конфликты и коллизии информационного общества;

– определить основные тенденции изменения нравственных ценностей
в информационном обществе;

– дать сравнительный анализ традиционной (классической) структуры ценностей, основанной на аристотелевской таблице соотношения добродетелей и пороков, и информационной, медийной структуры нравственных ценностей;

– показать механизмы функционирования нравственных ценностей
в системе средств массовой информации (СМИ);

– проанализировать влияние новых информационно-коммуникационных технологий на изменение традиционных нравственных ценностей
в современном мире.

Объект исследования – мировоззренческие и аксиологические аспекты становления информационного общества.

Предмет исследования – нравственные ценности информационного общества как совокупность этических принципов, нравственных норм социума, нравственных качеств личности (добродетелей и пороков)
в процессе их трансформации.

Методология исследования. В качестве методологических оснований исследования выбраны:

– системный подход, позволяющий установить взаимную обусловленность мировоззренческих, антропологических, аксиологических и собственно нравственных компонентов информационного общества;

– метод сравнительного анализа, способствующий выявлению особенностей нравственных ценностей информационного общества на основе их сопоставления с традиционными, классическими нравственными ценностями;

– аксиологический метод, позволяющий проанализировать и выстроить ценностный срез мировоззрения современного информационного общества, и определить иерархию принятых в нем ценностей, структурное соотношение элементов ценностной системы.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

– определены границы и возможности нравственной идентификации личности в новой информационной среде и коммуникационном пространстве;

– выявлены и проанализированы причины и особенности нравственных конфликтов и коллизий информационного общества;

– проведен сравнительный анализ традиционной (классической) структуры ценностей, основанной на аристотелевской таблице соотношения добродетелей и пороков, и информационной, медийной структуры нравственных ценностей; доказан инверсированный характер последней;

– проанализированы особенности трансформации нравственных ценностей в системе средств массовой информации на основе ключевых дилемм медиаэтики;

– рассмотрено влияние новых информационно-коммуникационных технологий на изменение традиционных нравственных ценностей
в современном мире в их соотношении с правами человека.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Мировоззренческие трансформации в информационном обществе определяют основные тенденции изменения нравственных ценностей. Главными из них являются: перемещение интересов субъекта с духовной, интеллектуальной сферы в материальную, телесно-вещную; превращение культа знания и просвещения в культ удовольствия и естественности; освобождение от стремления к нравственному идеалу и ориентация на нормы гедонизма
и утилитаризма; подмена творчества – потреблением, жизни – игрой, реальных отношений – виртуальными. Это, в свою очередь, обуславливает и виртуальное (иллюзорное по содержанию) поведение субъекта – активность без возможности ответственности за принятое решение.

2. В информационном обществе существуют два основных типа идентичности: ipse-идентичность (ощущение собственной личности) и idem-идентичность (формальный тип идентичности, зависящий от виртуальной ситуации). Создание компьютерных профилей, формирует, прежде всего, idem-идентичность пользователя, которая подменяет его ipse-идентичность. Это оказывает существенное влияние на позитивную свободу и моральный выбор индивида, поскольку мир, с которым он взаимодействует, навязывается ему и выбирается за него. Нравственно мотивированный подход заключается в том, чтобы информационное общество защищало ipse–идентичность в качестве исходной точки для idem-идентичности. Это должно способствовать стимулированию ответственности, как результата признания ценности самого индивида, а не его профилей. Необходимой предпосылкой для этого должны стать контроль и защита человеком личных данных.

3. Ценностные конфликты и коллизии в информационном обществе во многом провоцируются некачественной, ложной и иллюзорной информацией, создаваемой для замещения базовых фактов артефактами. Данный информационный феномен получил в научной литературе название «инфологема». Инфологемы появляются как результат неосознаваемых заблуждений или сознательных, целенаправленных манипулятивных воздействий, нравственный вред которых определяется тем, что у человека - объекта манипулирования - создается впечатление, что он сам управляет своим поведением, осуществляя осознанный выбор на основе рационального анализа ситуации. Инфологемы формируют устойчивые стереотипы индивидуального и социального поведения. Значительная часть ценностных инфологем имеет в своей основе единство двух присущих человеку стереотипов: ксенофобии – ненависти к иному (чужому) и стремление найти врага – виновника всех бед.

4. Сравнение классической системы ценностей с системой ценностей информационного общества позволяет говорить о перевернутости, инверсированности последней. Высший ряд занимают здесь ценности приятного и неприятного, основанные на ощущении наслаждения
и страдания, удовольствия и боли. Они детерминируют другие ценностные ряды, в том числе ряд нравственных ценностей, принимающих в силу этого универсальную гедонистическую и утилитаристскую окраску. При этом имеет место не только изменение структуры ценностей, снижение или возвышение их в иерархическом ряду, но главным образом их субъективная трансформация, сужение ценностного смысла, ограничение рамками информационного пространства.

5. Современные медийные средства оказывают трансформирующее влияние на психику и сознание человека, что приводит к радикальным сдвигам в структуре морального сознания и к качественному изменению традиционных моральных реакций. При этом эффект трансформации возникает в силу ряда причин: онтологической двусмысленности телевизионного изображения (эффект фантома); рассеянности восприятия (индивидуум как дивизум); возникновения обывательской ограниченности; утраты пропорций; отношения к новости как к решению; прививки лжи; восприятия мира как матрицы (шаблонизация опыта); превращения телевизионной передачи в товар.

6. Особенностью трансформации нравственных ценностей в условиях новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), к которым относятся управление цифровой идентичностью и биометрия, радиочастотная идентификация, геопространственная сеть и сети с ячеистой структурой и др., является их преломление через естественно-правовую культуру общества, через права человека, что позволяет ввести их в новый глобальный этико-правовой контекст. Поскольку выбор вариантов исполнения и использования таких технологий влечет за собой моральные последствия и оказывает прямое влияние на характер трансформации нравственных ценностей, эти технологии создают значимые инфоэтические проблемы, главными их которых являются соблюдение прав человека
и основных свобод в киберпространстве, а также содействие большей доступности информации и средств коммуникации.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит
в том, что его результаты могут стать стимулом для дальнейшего изучения процессов развития и трансформации нравственных ценностей
в современном информационном обществе, способствовать становлению
и развитию информационной этики в качестве прикладной и фундаментальной дисциплины знания. Представленные в работе материалы и выводы могут быть использованы в преподавании вузовских курсов по дисциплинам «Философия», «Социология», «Культурология», «Культурные ценности мировых цивилизаций»; при чтении спецкурсов для студентов и аспирантов, специализирующихся в области профессиональной и прикладной этики.

Апробация диссертации.

Положения и выводы диссертационного исследования получили апробацию в научных докладах и выступлениях на 15 конференциях:
I Международном симпозиуме «Социальная теория и проблемы информационного общества» (Ижевск, 30–31 октября 2009 г.), международной научно-практической конференции «Экономика, социология, философия, право: пути созидания и развития» (Саратов, 21 декабря 2009 г.), VII международной научно-практической конференции «Пси-фактор: психологические факторы жизнедеятельности» (Новомосковск, февраль 2010), всероссийской методической конференции «Информатизация образования – Поволжье-2010» (Пенза, 2010 г.), XII научно-технической конференции молодых ученых, аспирантов, студентов (Новомосковск, 2010 г.), международной научно-практическая конференции «Проблемы развития современного общества: экономика, социология, философия, право» (Саратов, 22 марта 2010 г.), межвузовской конференции преподавателей
и студентов «Россия: дни боевых побед и трудовых подвигов», посвященной 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне (Новомосковск, 2010 г.), международной научно-практической конференции «Модернизация и перспективы развития современного общества (экономический, философский, социальный, философский, правовой аспекты)» (Саратов, 30 июня 2010 г.), седьмой научно-практической конференции «Гуманитарные и естественнонаучные факторы решения экологических проблем и устойчивого развития» (Новомосковск, 24–25 сентября 2010 г.), межвузовской конференции преподавателей и студентов «Россия: прорыв через тернии к звездам», посвященная 50-летней годовщине первого в мире полета в околоземное пространство советского космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (Новомосковск, 2011), всероссийской научной конференции: Двенадцатые Петровские чтения (Санкт-Петерсбург, 17–18 ноября 2010 г.), XIII научно-технической конференции молодых ученых, аспирантов, студентов (Новомосковск, 2011), восьмой научно-практической конференции «Гуманитарные и естественнонаучные факторы решения экологических проблем и устойчивого развития» (Новомосковск, 24–25 сентября 2011 г.), международной научно-практической конференции «Перспективы и тенденции развития современного инновационного общества в эпоху перемен (экономика, социология, философия, право)» (Саратов, 24 июня 2011 г.), XXVIII научной конференции профессорско-преподавательского состава и сотрудников НИ РХТУ им. Д.И. Менделеева (Новомосковск, 2011).

По теме диссертации опубликовано 25 научных работ (в том числе
3 статьи в журналах из списка ВАК) общим объемом 5,58 п.л. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на заседании кафедры «История, философия и культурология» ФГБОУ ВПО «Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева» Новомосковский институт (филиал) (НИ РХТУ им. Д.И. Менделеева).

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по три параграфа, заключения и списка литературы. Структура
и последовательность изложения материала обусловлены целью и задачами исследования.

Проблема нравственной идентификации человека в информационном обществ

Данный параграф посвящен рассмотрению нравственных аспектов мировоззренческих трансформаций, сопровождающих становление информационного общества. В нем исследуется динамика нравственных ценностей, обусловленная возрастающими темпами информатизации, и связанная с этим процессом виртуализация общества, способствующая формированию информационного сознания, изменяющего нравственно-философские приоритеты в мировоззрении.

Информационное общество - одна из теоретических моделей, используемых для описания и характеристики качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии.

Информационное общество характеризуется следующими чертами:

1. Информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений.

2. Имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов. Это в первую очередь система образования и наука. Основной формой собственности становится интеллектуальная собственность.

3. Информация становится предметом массового потребления через систему средств массовой информации (СМИ). Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации, что гарантируется законом и техническими возможностями. Вырабатываются правовые основы информационного общества.

4. Формируется новое мировоззрение, в рамках которого -существенное место занимают виртуальные ценности. Это ведёт к трансформации традиционных нравственных норм запретного и разрешительного характера, к возникновению нравственных конфликтов и коллизий, оказывающих существенное влияние на духовно-нравственный мир человека, его самоидентификацию.

5. Деловая активность и культура общения в целом переносятся в информационно-коммуникативную среду, вследствие чего в обществе формируются виртуальные сферы жизни (экономика, политика, образование, право и т.п.), порождающие новый тип виртуального мировоззрения, которое определяет специфическую систему нравственных ценностей символическо симулятивного характера.

Идея информационного общества была сформулирована в конце 60-х -начале 70-х годов XX века. Термин «информационное общество» ввел Ю. Хаяши, профессор Токийского технологического института. Исследователями и разработчиками теории информационного общества явились М. Кастельс, Ф. Уэбстер, Э. Гидденс, Ю. Хабермас, Д. Мартин, Г. Молитор, Э. Тоффлер, Д. Белл, 3. Бжезинский, А. Кинг, Д. Несбит, А. Турен, П. Дракер, М. Маклюэн и др.

Одним из первых исследователей, попытавшихся обосновать концепцию информационного общества, был японский профессор И.Масуда, уделивший специальное внимание трансформации человеческих ценностей в информационном обществе и выдвинувший утопическую концепцию о бесконфликтности данного вида общественного устройства (см.: Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society / Y. Masuda. - Washington, dc:. World Future Society, 1981). М. Постер высказывает мысль, что для адекватного понимания социальных отношений и мировоззренческих трансформаций в эпоху информационного общества необходимо исследование изменений в структуре коммуникационного опыта. Постер вводит понятие «способа информации»,- выражающего трансформации языковой культуры, связанной с электронным письмом, базами данных, компьютерными сетями и т.п.

Автор теории «цифровой цивилизации» Д. Тапскотт, подчеркивает, что информационное общество - это общество знаний, производящее интеллектуальные предметы на основе цифровой формы представления объектов. Вследствие преобразования информации в цифровую форму, на смену физическим предметам приходят объекты виртуальной природы. Компьютерные технологии являются новым средством опосредования деятельности, а сама компьютеризированная деятельность выступает средством опосредования внутреннего мира человека: его мировосприятия и мироощущения, что находит отражение в формировании своего рода «компьютерного сознания», обладающего специфической мировоззренческой и ценностной ориентированностью. Компьютерные технологии изменяют мировоззренческие и нравственно-психологические характеристики личности, как на уровне субъекта деятельности, так и на уровне субъекта познания и субъекта общения, вызывая различного рода трансформации в познавательной, мотивационной, эмоциональной сферах личности.

В информационном обществе изменятся уклад жизни, система ценностей индивидов и социальных групп, возрастает значимость информационных ценностей по отношению к материальным. Это влечет за собой повышение удельного веса нравственных ценностей и их виртуальную трансформацию.

Ценностные конфликты и коллизии информационного общества

Что касается этических категорий, то для зрелого индустриального общества было характерно доминирование понятий, имеющих коллективную окраску. Мораль информационного" общества выражается не только в доминировании «Я» над сверхличностными общественными ценностями, но и объединение последних в одно понятие - «стиль» («имидж»), как нечто внешнее, прикладное, легко меняющееся в зависимости от среды пребывания личности. Люди меняют собственные мировоззренческие установки так же легко, как и костюмы, вследствие чего этический релятивизм переносит индивида в мир без базовых ценностей и идей.

Однако утерянные моральные установки требуют замещения, и исследователи обычно отмечают несколько способов восстановления общих ценностей в мировоззренческой системе, и чаще всего ими выступают агрессия, игра с иллюзиями, телоцентризм. Подобный набор объясняется следующими моментами. Усиление агрессии связано с тем, что в то время как универсальные ценности утрачиваются, происходит универсализация насилия как явления максимально избавленного от ценностей. «Человек, вступая в информационное общество, обнаружил и свою уязвимость и даже беззащитность перед потоком идей, индуцирующих массовые психозы... [Все это] не только дестабилизирует психику населения, но часто приводит и к кровавым жестоким преступлениям» . Что же касается смерти, то современный человек, утратив надежду объяснить ее (чтобы смирится с ее существованием), пытается просто забыть о ней. Благодаря большому количеству телевизионных документальных, художественных и развлекательных программ с образами смерти, эта тема оказалась настолько привычной, что перестала быть глубоко личностной проблемой.

Минюшев Ф.И. Социальная антропология. - М., 1997. С. 165. Информационное общество становится похожим на виртуальную реальность и может описываться с помощью ее характеристик. Виртуализация в данном случае - это любое замещение реальности ее симуляцией/образом с применением логики виртуальной реальности. Результатом подобного ретуширования границ деятельностного ареала человека становится эмоциональная нестабильность, стремление прикрыться игрой, отрицанием иерархий, беззаботным весельем. Кроме того, происходит смещение центра внутреннего духовного мира в сторону культа тела как самой очевидной и неустранимой ценности. Для телоцентризма оказывается характерным переход от слова к телу, от интеллектуальности и духовности к телесности, от вербальности к зрительному образу, от рациональности к "новой архаике", когда в центре ментальносте оказывается тело, плоть. Также возникает повышенное внимание к катастрофам, сюжетам Конца Света - всему тому, что может разрушить тело и ко всему тому, что доставляет плотское удовольствие. Сексуальная свобода, наркотики, развлечения, ведущие к смене ощущений. Современные рекламные технологии лишь усиливают подобные интенции, активно эксплуатируя и культивируя изображения и практики тела41.

В современном мире важнейшим объективным обстоятельством становления человека оказывается информационная доступность, которая трактуется как всеобщая информационная прозрачность, максимальная информационная насыщенность, интенсивность информационных потоков и фантастически скоротечная их смена. В информационном обществе все люди выступают потребителями массовой информации - сейчас практически каждый подключен к информационным сетям так же, как к жилищно-хозяйственным коммуникациям; радио, телевидение, газеты, телефон,

Дети, как показывают исследования бюджета времени населения, проводят перед телевизором столько же времени, сколько в школе (5-6 часов)42. Потребитель информации превращается порой в ненасытного поглотителя информации.

Индивидуальное, групповое и массовое сознание все в большей степени подвергается агрессивным информационным воздействиям, наносящим ущерб психологическому и нравственному здоровью населения, разрушающим моральные нормы жизни и приводящие к дестабилизации социальной ситуации. Получаемая человеком информация часто оказывает непосредственное воздействие на его эмоциональное состояние, вызывает ответную реакцию и побуждает к определенным действиям. Для группового сознания особенно важны общие интересы группы, принятые и осознаваемые членами группы и отраженные в их индивидуальном сознании - правила поведения, их способность к удовлетворению своих интересов, достижению поставленных целей и готовность к противодействию. В массовом сознании важнейшими являются его консервативная и динамическая составляющие. Консервативная составляющая массового сознания образуется совокупностью: общих интересов масс (социальных групп или классов, национальных образований, этносов, населения страны в целом); признаваемых ими культурных, нравственных и социальных ценностей, усиливающих общественно допустимые правила поведения и образа жизни; готовность различного рода объединений, ассоциаций к противодействию существующим угрозам своим интересам, ценностям, традициям и нравам. Динамическая составляющая массового сознания образуется совокупностью отражений информации о социально важных событиях и вызывает соответствующую эмоциональную оценку этих событий.

Функционирование нравственных ценностей в системе средств массовой информации

Что представляет собой информационное средство и каковы его этико-философские характеристики? Этимологически понятие информационного средства восходит к латинскому слову medium, что означает буквально «находиться в середине», «средний». Это указывает на его функцию осуществлять посредничество, быть передатчиком и носителем информации и в частности транслировать нравственные ценности. Вместе с тем это говорит также о технической организации информационного средства.

Организация информационных средств никогда не может считаться законченной. В своем развитии она каждый раз стремится ликвидировать недостатки существующих информационных средств, а также собственной организации. Так письменность преодолела временную и локальную привязанность речи, электронные средства - относительную инертность и недостаточную накопительную способность печатных средств; визуальные средства - недостаточность абстрактности письма и т.д. Все это оказывало непосредственное воздействие на культуру нравственного общения и способы функционирования нравственных ценностей и периодически приводило к информационным кризисам и перестройкам морали.

В чем же выражается особенность информационного средства, прежде всего, в плане его влияния на моральное сознание человека?

Информационное средство не может существовать без своего материального носителя, точно также как его не существует и без формального, т.е. идеального компонента. Эта его особенность вполне соответствует сущности «материальной этики ценностей», развитой в трудах Макса Шелера и Николая Гартмана, и представляющей собой синтез идеальности нравственного закона и материальности целей и благ.

Информационное средство устраняет непосредственное телесное присутствие и открывает новые реальности, которые мы не можем достичь из-за нашей собственной пространственной и временной ограниченности. К ним относятся в частности представления об иных культурах, с которыми мы не можем встретиться непосредственно, а также представления о прошедших эпохах. Без медийного трансцендирования не было бы практически никакой передачи из поколения в поколение исторических и культурно-научных традиций. И, прежде всего, была бы невозможна трансляция нравственного опыта.

С одной стороны, информационное средство устраняет пространство и время непосредственного телесного присутствия, однако, с другой - создает место и время для новых форм коллективного присутствия и собрания лиц в медийно обусловленном месте. Так театр с самого начала оказывается местом совместного восприятия и переживания людей, которые вне данного пространства могут быть не связаны какими-либо социальными отношениями или нравственными обязательствами.

Несмотря на то, что основной задачей информационного средства является преодоление пространственно-временной ограниченности, оно одновременно создает новый вид дистанции к изображаемому предмету, который предстает перед нами не сам по себе, а в форме проекции или перспективы. Даже самое лучшее информационное средство не способно дать сам предмет. Следовательно, информационное средство является не только инстанцией передачи и представления, но и инстанцией дистанцирования. Материальный состав информационного средства как бы отстраняет нас от предмета и задает его идеальную перспективу. В какой-то степени это соответствует специфике морального сознания, ценностное содержание которого является идеальной проекцией материальных механизмов поведения.

Медийная близость определяется расширением пространственно-временных границ и увеличением скорости передачи. Однако это порождает серьезную проблему. Современные информационные средства сводят жизненный опыт к отношениям близости и одновременности, что приводят к утрате чувства перспективы и способности к дальнодействию. Там, где все одинаково близко, для ориентирования необходимо искусственно воссоздавать горизонт и иллюзию дальности, что открывает возможности манипулирования моральным сознанием и поведением человека.

Оценивая в целом особенности информационного средства необходимо в заключении указать на характер его конкретного влияния на этику и моральное сознание в современном мире. Современные медийные средства (телевидение, Интернет и др.) оказывают трансформирующее влияние на психику и сознание человека, что приводит к радикальным сдвигам в структуре морального сознания и к качественному изменению традиционных моральных реакций. Как показал Г. Андерс в своем исследовании о влиянии аудиовизуальных средств на поведение человека, эффект трансформации возникает в силу следующих причин:

Нравственные ценности и права человека в ситуации новых информационно-коммуникационных технологий

Итак, реконструировав перечень основных дилемм информационной этики в области защиты прав человека при использовании информационно-коммуникационных технологий, проанализируем их влияние на изменение традиционных нравственных ценностей.

В первом параграфе второй главы данного исследования был проведен обзор иерархии нравственных ценностей по М.Шелеру, в результате чего был сделан вывод, что информационное общество формирует определенные ценности потребления информации, которые условно можно отнести к низшему (по Шелеру) ряду ценностей, что выражается в информационном обществе в ориентации лишь на получение удовольствия или утилитаристское отношение к информации; знания получаются с целью удовольствия; интересы при получении знаний вращаются в материальной, а не в духовной сфере; творчество превращается в потребление; реальные отношения уступают место виртуальным; жизнь подменяется игрой. Несмотря на то, что у М. Шелера вышеперечисленные ценности относятся к низшему ряду, в современном информационном обществе они детерминируют другие ценностные ряды, придавая им ярко выраженную гедонистическую и утилитаристскую окраску. В данной ситуации, права человека могут играть роль некого нравственного минимума, ориентира, помогающего при принятии решений в рамках информационной этики, при разборе конфликтов ценностей. Нравственные ценности информационной этики имеют свою специфику, по сравнению с традиционными нравственными ценностями, обусловленную как самой сферой их применения (ИКТ), так и спецификой прикладной этики в целом:

тенденция к глобализации общества требует ориентацию на создание неких универсальных этических правил, в основании которых должен лежать ряд базисных нравственных ценностей. На данном этапе такими правилами является Всеобщая декларация прав человека. История прав человека началась с концепции английского конституционализма, в основании которого лежали идеи Т. Гоббса и Дж. Локка65. Предпосылкой этой концепции является эгоистическая форма мотивации; закон и гражданская ответственность представляются как единственный безопасный способ общения между людьми, каждый из которых по природе своей является эгоистом, заинтересованным лишь в соблюдении своих личных интересов. Таким образом, отношения человека с государством (соблюдение законов и интересов целого общества) являются разумным гарантированным способом сохранения благополучия и безопасности человека. Впоследствии Декларации прав человека были пронизаны утилитаристским духом этой идеи, несмотря на то, что базисные ценности со временем несколько изменялись, в соответствии с исторической, социальной и культурной ситуацией. Понимание «естественных прав» в истории философии не всегда было однозначным. Так, в философии Нового времени, идея естественных прав человека исходила из теории «разумного эгоизма» - личной безопасности и общественного договора (Т. Гоббс). Содержание естественных прав представлялось по-разному в разных философских концепциях и политических документах: так, они представлялись как «жизнь, свобода, собственность (Дж. Локк)»; как «безопасность, свобода, право на жизнь (Г. Спенсер, который в своей концепции естественных прав придерживался классического представления о правах)»; «жизнь, свобода, стремление к счастью» (Американская Декларация независимости Т. Джефферсона, который считал, что право собственности не является естественным правом человека); «свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению» (Французская Декларация независимости, где идея свободы, тем не менее, господствовала над идеей собственности). И. Кант полагал, что единственным естественным правом является только право человека на свободу66.

В соответствии с духом времени, в XX веке, после двух мировых войн, революций, конфликтов, во время которых массово нарушались естественные права человека, такие, как право на жизнь и право на свободу, основной идеей всеобщего блага, нашедшей свое выражение в Декларации прав человека, стала триада целей - мир, свобода, справедливость. Эти три цели можно обозначить, как базисные нравственные ценности современного общества, лежащие в основании прав человека. В рамках информационной этики ценность свободы, например, может конкретизироваться в принцип свободы убеждений, мнений, совести, доступности информации; справедливость - в принципе равного и полного доступа к информации; мир - в праве на участие в управлении своей страной и так далее.

2. Каждая сфера прикладной этики (биомедицинская этика, этика науки, политическая этика, экономическая этика и проч.) характеризуется набором характерных дилемм, разрешение которых никогда не бывает однозначным, и рассматривается ситуативно. Тем не менее, инструментом при разборе любой из таких ситуаций являются основные традиционные нравственные ценности, применяемые с учетом специфики определенной сферы прикладной этики. С одной стороны, в таком случае, ценности универсализируются и упрощаются; с другой стороны в каждой из прикладных этик - конкретизируются, кодифицируются, усложняются, приобретая правовую окраску, формируя специфические нравственные принципы и



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows