Что такое нормативно правовая составляющая информационного рынка. Правовое регулирование на информационном рынке. Кто может предоставлять информационные услуги

Что такое нормативно правовая составляющая информационного рынка. Правовое регулирование на информационном рынке. Кто может предоставлять информационные услуги

Информационный рынок давно рассматривается государствами и международным сообществом как объект правовых отношений. Очень широк круг проблем, связанных с информацией. Он включает в себя следующие вопросы:

1. Информация и результаты интеллектуальной деятельности;

2. Информационные ресурсы как объект правового регулирования;

3. Базы и банки данных в структуре информационных ресурсов;

4. Конфиденциальность информации;

5. Коммерческая информация, служебные, персональные и профессиональные данные;

6. Массовая информация и массмедиа;

7. Субъекты информационной деятельности;

8. Информационные сети и электронные документы;

9. Договорные связи в информационных отношениях;

10. Информационные ресурсы органов государственной власти и другое.

Первые правовые акты по регулированию проблем, относящихся к охране прав собственности на информацию, появились еще в XIX веке, то есть задолго до появления первых признаков информационного общества и формирования информационного рынка. Первыми шагами на этом пути были охрана авторских прав и регулирование патентных отношений. В настоящее время данные вопросы регулируются Законом «Об авторском праве и смежных правах», принятым в 1993 году. Уже на ранних этапах продвижения к информационному обществу проблемы правового информационного регулирования значительно обострились. Каждая страна идет в данном направлении своим путем, но с другой стороны правительствами и международными организациями прилагаются усилия по созданию в этой сфере международных признанных всеми правил. Юридические вопросы, связанные с информационной сферой, сложны и запутанны. Поэтому законодательства, решающего все соответствующие проблемы, нет ни в одной стране мира.



В 1995 году был принят Закон «Об информации, информатизации и защите информации». Данный закон частично разрешает вопросы правового регулирования на информационном рынке: проблему защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанного с порчей, уничтожением «персональной» информации. Закон создает условия для включения РФ в международный информационный обмен, закладывает основы предотвращения бесхозяйственного отношения к информационным ресурсам и информатизации, частично обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. В данном законе информационные ресурсы рассматриваются в двух аспектах:

1. Как материальный продукт, который можно покупать и продавать;

2. Как интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной собственности, авторское право.

Наиболее важные статьи из данного закона:

Статья 4. Основы правового режима информационных ресурсов.

1. Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.

2. Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими:

· Порядок документирования информации;

· Право собственности на отдельные документы и на отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;

· Порядок правовой защиты информации.

Статья 6. Информационные ресурсы как элемент состава имущества и объект права собственности

3. Физические и юридические лица являются собственниками тех документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования.

4. Информационные ресурсы, являющиеся собственностью организаций, включаются в состав их имущества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

5. Информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6. Право собственности на средства обработки информации не создает права собственности на информационные ресурсы, принадлежащие другим собственникам.

Положения из данной статьи порождают юридическую основу для прав собственности на информацию и товарные отношения в этой сфере.

1. Государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.

· Законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их регистрации;

· Документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне.

Статья 11. Информация о гражданах (персональные данные)

1. Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации.

Не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.

2. Персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан Российской Федерации на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается в соответствии с законодательством.

Статья 12. Реализация права на доступ к информации из информационных ресурсов.

1. Пользователи – граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения – обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации.

Статья 13. Гарантии предоставления информации.

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций.

Значение этих норм с учетом истории нашей страны очень велико, так как практически во все периоды власть старалась монополизировать право на информацию. Особое внимание нужно обратить на положение статьи 11, в которой содержатся гарантии недопущения сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни граждан (это может производиться лишь на основании решения суда), недопустимости использования собранной любым путем информации для дискриминации граждан по любому признаку.

Статья 20. Цели защиты.

Целями защиты являются:

· Предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации;

· Защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;

· Обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.

Статья 24. Защита права на доступ к информации.

1. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке.

2. Суд рассматривает споры о необоснованном отнесении информации к категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении информации пользователям или в результате других нарушений прав пользователей. .

В целом данный закон является большим шагом вперед в построении правовой базы открытого демократического общества, а также большим шагом на пути к информационному обществу и формированию цивилизованного информационного рынка.

Важным элементом правовой системы РФ, связанным с информационным рынком, стал Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных». Он дал юридически точное определение понятий, связанных с авторством и распространением компьютерных программ и баз данных. Данный закон определил, что авторское право распространяется на вышеуказанные объекты, являющиеся результатом творческой деятельности автора. Автор имеет исключительное право на выпуск в свет программ и баз данных, их распространение, модификацию и иное использование. Однако имущественные права на указанные объекты, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или по заданию работодателя, принадлежат работодателю. Имущественные права, в отличие от авторских, могут быть переданы иному физическому или юридическому лицу на договорной основе.

Для современного состояния нашего общества именно вопросы, связанные с нарушением авторских и имущественных прав, являются наиболее актуальными. Значительная часть программного обеспечения, использующегося отдельными пользователями и даже организациями, получена путем незаконного копирования. Такое положение вещей мешает установлению цивилизованного рынка компьютерных программных средств и информационных ресурсов.

В 1996 году в Уголовный кодекс РФ был впервые внесен раздел «Преступления в сфере компьютерной информации». В данном разделе была определена мера наказания за некоторые виды преступлений, ставших распространенными:

1. Неправомерный доступ к компьютерной информации;

2. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ;

3. Умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ и их сетей.

Неправомерный доступ к компьютерной информации – это проникновение в чужую ЭВМ с целью использования имеющейся в ней информации (чаще всего в корыстных целях). Для такого проникновения обычно используются компьютерные сети (чаще всего Интернет или корпоративные сети). Людей, которые занимаются подобной деятельностью, называют хакерами. В РФ хакеры чаще всего атакуют банковские учреждения, пытаясь различными способами увести из них деньги.

О компьютерных вирусах знают все, кому приходится работать с компьютерами. Вирусы создаются специально для повреждения программ и данных и распространяются по сетям. Вирусная атака может иметь самые серьезные последствия, приносить огромные убытки как предприятиям и правительственным учреждениям, так и частным лицам. За создание и распространение вирусов, повлекшие тяжкие последствия, по закону в РФ можно получить наказание до 7 лет лишения свободы. В некоторых странах наказание за этот вид преступлений является более суровым.

Тяжкие последствия для информационных систем могут повлечь и ошибки обслуживающего их персонала, нарушившего правила эксплуатации системы. Если подобные ошибки повлекли за собой тяжкие последствия, наказание также может быть связано с лишением свободы. Данный факт является еще одним свидетельством того, что возросла ответственность людей, работающих в информационной сфере.

Правовое регулирование информационного рынка в силу его быстрого развития всегда будет отставать от жизни. Наиболее счастливо живет не то общество, где все действия людей регламентированы и наказания за все противоправные деяния прописаны, а то, в котором люди в первую очередь руководствуются этическими соображениями. Это означает, что государство не злоупотребляет информацией, доверенной ему гражданином, потому что оно устроено должным образом. Информация не крадется не потому, что за это предусмотрено наказание, а потому, что человек считает воровство в любом проявлении низким поступком, порочащим его самого. Общество должно стремиться именно к таким отношениям между государством и личностью, а также между отдельными членами общества..

«Документ Word» - Сохраняете документ: Сохранение документа: Создаёте свою папку: Окно открытия документа: Сохранение документа: Файл?Сохранить (Сохранить как…) или кнопка панели инструментов: Окно сохранения: Создание нового документа: Файл?Создать или кнопка панели инструментов: Задание: Запуск Word: Пуск?Программы?Word, или с рабочего стола:

«Документ HTML» - Методика использования. Использование атрибута align: - Язык разметки гипертекста. . Язык разметки гипертекста. Элементы могут вкладываться один в другой подобно матрешкам. 1989. История. Атрибут. Все атрибуты записываются внутри стартового тега. Запись конечного тега в общем виде: Терминология.

«Документ Microsoft Word» - Назовите основные элементы интерфейса программы. Режим веб-документа. Предназначен для формирования web-страниц Режим разметки страницы. Технология обработки текстовой информации. Текстовый процессор Microsoft Word. Режим структуры. Режимы просмотра документов. Сохранение документа. Открытие документа.

«Создание текстового документа» - Строка заголовка. Текстовый документ состоит из разделов, подразделов, абзацев, строк, слов, символов. Появление компьютеров коренным образом изменило технологию письма. Технология подготовки документа. На протяжении тысячелетий люди записывают информацию. Подраздел. Строка меню. Обработка текстовой информации.

«Юридическое лицо» - Уставный фонд. Юридическое лицо становится собственником имущества. Классификация юридических лиц по целям осуществления деятельности. Участники – государственные и муниципальные органы. Признаки юридического лица: Смета. 3. Экономические субъекты – юридические лица. Виды: - Полное товарищество - Товарищество на вере (коммандитное).

«Текстовый документ» - Правила оформления примечаний. А2 и А1. Правила оформления текстовой части. Правила оформления формул и иллюстраций. 3.4.2 Иллюстрации следует нумеро- вать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Правила оформления списка литературы. Текстовые документы. Пример Реквизит*. Страницы текстового документа нумеруются арабскими цифрами.

Управление записями и НСИ

Основные тенденции международного управления документами

21 июля 2009 г. 16:38 Stephens, David O

Дэвид О . Стефенс (Stephens, David O )

Международное управление документами зародилось в 90-х годах XX века и за прошедшие годы постепенно превратилось из концепции в общемировую действительность. Несмотря на то, что первые попытки (имеется в виду деятельность Международного совета по управлению документацией ) предпринимались еще в 70-80-х годах, действенного эффекта в глобальном масштабе они не возымели.

Когда в конце 80-х автор впервые заинтересовался вопросами международного управления документами, качественной литературы по этой теме практически не было. Тем, кто хотел разобраться в принципах делопроизводства и учета для развития различных профессиональных инициатив в своей стране или за рубежом, по сути, некуда было обратиться. Однако за последние 10 лет в международном управлении документами произошла настоящая революция.

Пытаясь пролить свет на самые значимые изменения, произошедшие в мировой практике работы с документами и информацией за прошедшее десятилетие, нельзя не упомянуть те идеи, которые коренным образом изменили подходы к управлению документами и по-прежнему оказывают на них заметное влияние. Некоторые из этих тенденций отражают глубинные причины произошедших изменений, другие - в большей степени отражают последствия этих причин. Ниже приводится краткое (в связи с ограниченностью объема) описание этих тенденций.

Торжество демократии и свободного предпринимательства

В статье «На пути к глобальной теории управления документами» , автор пытается ответить на два вопроса: 1) Почему в одних странах управление документами есть, а в других его нет?; 2) Почему в одних странах оно получает широкое распространение и активно применяется, а в других - нет? В начале 90-х эти вопросы оказались особенно актуальны в связи с крахом плановой, жестко контролируемой государством коммунистической экономики. Последующее десятилетие стало периодом торжества демократии и свободного предпринимательства.

В более ранней статье развивается гипотеза, согласно которой единственными факторами, определяющими успешное развитие управления документами, являются мощное демократическое правительство и жизнеспособная рыночная экономика страны. Автор исходит из того, что свободное правительство, по сути, основано на открытом обмене идеями и информацией. Более того, система свободной рыночной экономики является мощнейшим стимулом для применения технологий управления, направленных на повышение эффективности, в том числе технологий управления документами.

События последних 10-15 лет только подтверждают правомерность вышесказанного. Это – первая, главная тенденция, глубинная причина всех последующих.

Глобализация бизнеса

Вторая важная тенденция в области международного управления документами, проявившаяся в 90-х годах, – это стремительное развитие международного бизнеса. Толчком к развитию послужило принятие соглашений о свободной торговле в Европе (EC 1992), Северной Америке (NAFTA ) и по всему миру (GATT ), усиливших экономическую интеграцию; возникновение новых рыночно-ориентированных экономических систем в Восточной Европе, России и ряде стран Азии и Латинской Америки; а также бурное развитие Интернета и других глобальных информационных технологий.

Значение развития бизнеса в контексте международного управления документами заключается в создании благоприятного климата для появления новых решений в области управления информацией – решений, рассчитанных на общемировое использование. Не будь этого фактора, развитие сферы международного управления документами в последнее десятилетие пошло бы совершенно по другому сценарию.

Европейский Союз

В 15 государствах-членах Европейского Союза, за исключением Великобритании, управление документами не рассматривается как самостоятельная область знаний; по крайней мере, она не настолько сформирована и распространена как в Северной Америке. В большинстве стран ЕС управление документами понимается как подраздел других специализированных дисциплин (например, архивного дела и информационных технологий) и не выделяется в самостоятельную прикладную дисциплину. Тем не менее, Европейский Союз внес значимый вклад в развитие международной системы управления документами, что также претендует на включение в список основных тенденций. Суть вклада в следующем:

● В 1996 году Европейской Комиссией, состоящей из государств-членов ЕС, был организован DLM Forum, посвященный вопросам электронного документа. Главная цель форума – «разностороннее сотрудничество стран Европы, направленное на сбор информации, выработку общих рекомендаций и распространение этих сведений с целью обеспечения поддержки при решении вопросов, возникающих в процессе работы с электронными документами». Форум является наиболее значимой европейской инициативой в области управления электронными документами и имеет общемировое значение.

● В 1998 году Европейский Союз издал распоряжение о защите информации, в котором рассматриваются вопросы неприкосновенности частной жизни и конфиденциальности персональных данных. В распоряжении четко сформулированы требования к хранению, использованию и распространению такого рода информации, в том числе к ее передаче в страны, не входящие в состав ЕС. Данное распоряжение оказало существенное влияние на развитие управления документами в Европе, и сегодня Европейский Союз побуждает другие страны, в том числе США, принять аналогичные меры по защите информации.

● За последние 10 лет Европейский Союз выпустил десятки других директив, регламентирующих различные аспекты делопроизводства, включая хранение документов. Эти документы представляют интерес для любой международной компании с крупной долей бизнеса в зоне ЕС.

Глобализация принципов соответствия правовым нормам и снижения риска судебных разбирательств

Соответствие правовым нормам и снижение риска судебных разбирательств – два наиболее значимых фактора, определяющих развитие управления документами в Соединенных Штатах. США являются мировым лидером в сфере правового регулирования вопросов хранения документов и других требований в области делопроизводства. В общей сложности, окружными судебными органами издано, по разным оценкам, от 10 до 20 тысяч таких требований. Сложившаяся ситуация не дает ясного представления о том, как именно следует управлять документами, а обеспечение соответствия правовым нормам становится проблемой контролируемых организаций. С другой стороны, США - мировой лидер по количеству судебных споров между компаниями, что послужило мощным стимулом для внедрения в организациях различных систем управления документами, призванных снизить риск судебных разбирательств по причине некорректного обращения с документами.

В результате обоих факторов у американских корпораций возникла острая потребность в профессиональном подходе к управлению документами. До недавнего времени считалось, что эти вопросы касаются по большей части исключительно США, однако теперь взгляды изменились. Сегодня практически в каждой международной компании имеются специалисты по управлению документами, занятые разработкой и реализацией мер, направленных на обеспечение соответствия международным правовым нормам и/или снижение риска судебных разбирательств. В-основном, эти меры реализуются в виде международных проектов хранения документов. Десять лет назад подобное явление было редкостью, сейчас же оно получило широкое распространение.

Развитие глобальной электронной коммерции

В 1996 году Комиссия ООН по праву международной торговли (UNCITRAL) разработала первый в мире глобальный законодательный образец, определяющий правовые стандарты делопроизводства в условиях современной цифровой реальности. В различных формах этот типовой закон был принят правительствами многих стран по всему миру, включая США.

Одной из главных целей закона стало устранение существующих законодательных барьеров, сдерживающих внедрение новых электронных технологий делопроизводства. Так, например, согласно законам многих стран, для обеспечения юридической силы деловых операций оригиналы документов обязательно должны содержать «аутентичные подписи». Типовой закон ООН призван преодолеть эти препятствия, признав юридическую силу электронных документов, обладающих необходимой целостностью и степенью доверия. Это значит, что документы должны быть доступны, читабельны, достоверны и точны и должны храниться в течение предписанного периода времени.

С точки зрения основных тенденций, этот типовой закон и многочисленные национальные законы, принятые вслед за ним, повысили потребность в профессиональных знаниях в области управления документами. Чтобы оставаться конкурентоспособными в условиях глобальной экономики, международные компании должны форсировать переход от бумажного делопроизводства к электронному, а это невозможно без высококвалифицированного подхода к управлению документами.

Интернет как главная глобальная информационная площадка

Выражение «Интернет меняет всё» давно уже превратилось в клише, но не потеряло своей актуальности. Глобальный по своей сути, Интернет имеет огромное значение для управления информацией в мировом масштабе. Он не только полностью «переписал» руководства по компьютеризации предприятий, но и стал главной общемировой площадкой для сбора и обмена информацией практически всех видов. Интернет позволил реализовать многие проекты в области международного управления документами, которые без него были бы неосуществимы. Он дает возможность оперативного выхода в глобальное пространство и доступа даже к самым мелким организациям. Без электронной почты и Сети, без открытого доступа к источникам права, без выстроенных на базе Интернет-технологий решений, многие проекты просто невозможно было бы воплотить в реальность.

Эволюция бизнес-решений и технологических решений общемирового значения

Возможно, не такая яркая тенденция, однако бесспорно заслуживающая внимания. Большинство поставщиков решений в области управления документами ориентированы на местный, региональный или национальный рынок. Однако отсутствие поставщиков мирового масштаба вынуждает международные компании решать вопросы управления документами с помощью местных или региональных вендоров. При этом истинный мировой масштаб предполагает ведение бизнеса, как минимум, в Европе, Америке, Азии и Южно-Тихоокеанском регионе, а также на Ближнем Востоке и в отдельных частях Африки. Очень немногие игроки рынка решений для управления документами имеют настолько развитый бизнес. Вероятно, в наибольшей степени к поистине глобальным масштабам приблизились в начале 90-х японские компании, занятые производством микропленки и графической обработкой документов (Canon и Minolta).

В последнее десятилетие эволюция поставщиков глобальных решений была медленной, но заметной. В начале 90-х австралийская фирма Brambles (позже переименованная в Recall) стала стремительно расширять границы своего бизнеса в секторе хранения коммерческой документации. Спустя несколько лет американская компания Iron Mountain также активно вступила в конкурентную борьбу. Что касается области программного обеспечения для управления документами, больше всего клиентов среди международных компаний, пожалуй, у австралийской Tower Software.

Как уже было сказано, Интернет-технологии меняют всё, в том числе делают возможным обслуживание глобальных рынков. Вот почему мы включаем эту тенденцию в список основных, даже несмотря на то, что многое всё еще предстоит сделать.

Расширение глобальных задач международных профессиональных сообществ

Заметная тенденция последних 10 лет, характеризующаяся значительным прогрессом. Если говорить в целом, все крупные профессиональные сообщества, представляющие интересы в области управления документами, либо стартовали крупные международные проекты, либо развивали текущие. Несколько примеров:

● AIIM International. В начале 90-х международная деятельность этой американской ассоциации заключалась главным образом в установлении связей с сообществом, которое в то время называлось Международный Конгресс Микрографики . С тех пор международное присутствие AIIM значительно расширилось. Ассоциация открыла зарубежные представительства и благодаря сотрудничеству с ISO (Международная организация по стандартизации) играет важную роль в развитии международных стандартов в области обработки микропленок и образов электронных документов.

● ARMA International. В конце 80-х сфера международного влияния этой американской ассоциации (www.arma.org) стала стремительно расширяться. Дополнительно к имеющимся филиалам в Канаде и Пуэрто-Рико, были открыты представительства в Японии и Новой Зеландии. Самыми заметными достижениями ассоциации в 90-е годы стали открытие представительства на Ямайке и подписание соглашения с двумя другими крупными игроками в области международного управления документами: Международным советом архивов и Международным советом по управлению документами. Наконец, ARMA International участвовала в разработке ISO 15489 – первого в мире международного стандарта в области управления документами (ниже он будет рассмотрен более подробно).

● Международный совет архивов (ICA). В отличие от AIIM и ARMA International, деятельность которых изначально ограничивалась пределами одной страны, эта организация с головным офисом в Париже с момента основания имела глобальный размах. Несмотря на то, что совет главным образом представляет интересы архивов - т.е. специализируется на вопросах хранения документов, представляющих ценность в долгосрочном периоде, - его роль в области международного управления документами также заметна. Посредством входящего в его состав Комитета по вопросам электронных и других текущих документов (CECR), ICA разрабатывает руководства и передовые методики управления документами. Особенно стремительно это направление развивалось в 90-е годы.

● Международный совет по управлению документами . Деятельность этой организации , как и деятельность ICA, изначально - с момента основания в 1989 - имела глобальный характер. Основная миссия совета – финансирование проектов в области управления документами в развивающихся странах по всему миру.

Информация предоставлена ProQuest Information and Learning Company. Все права защищены .

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ИНФОРМАЦИОННОМ РЫНКЕ

Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос

о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и

имущественных прав на нее. В Российской Федерации принят ряд указов,

постановлений, законов, таких, как:

"Об информации, информатизации и защите информации".

"О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных".

"О правовой охране топологий интегральных схем".

Рассмотрим основные положения закона "Об информации, информатизации и

защите информации", который является базовым юридическим документом,

открывающим путь к принятию дополнительных нормативных законодательных

актов для успешного развитии информационного общества. С его помощью

удалось частично решить вопросы правового регулирования на информационном

рынке ряда проблем: защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба,

связанных с искажением, порчей, уничтожением "персональной" информации.

Закон состоит из 25 статей, сгруппированных по пяти главам:

Общие положения.

Информационные ресурсы.

Пользование информационными ресурсами.

Информатизация, информационные системы, технологии и средства их

обеспечения.

Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и

информатизации.

В законе определены цели и основные направления государственной политики в

сфере информатизации. Информатизация определяется как важное новое

стратегическое направление деятельности государства. Указано, что

государство должно заниматься формированием и реализацией единой

государственной научно–технической и промышленной политики в сфере

информатизации.

Закон создает условия для включения России в международный информационный

обмен, предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам и

информатизации, обеспечивает информационную безопасность и права

юридических и физических лиц на информацию. В нем определяются комплексное

решение проблемы организации информационных ресурсов, правовые положения по

их использованию и предлагается рассматривать информационные ресурсы в двух

аспектах:

6. как материальный продукт, который можно покупать и продавать;

7. как интеллектуальный продукт, на который распространяется право

Закон закладывает юридические основы гарантий прав граждан на информацию.

Он направлен на урегулирование важнейшего вопроса экономической реформы –

формы, права и механизма реализации собственности на накопленные

информационные ресурсы и технологические достижения. Обеспечена защита

собственности в сфере информационных систем и технологий, что способствует

формированию цивилизованного рынка информационных ресурсов, услуг, систем,

технологий, средств их обеспечения.

Ввод в действие закона, обеспечение выполнения его положений гарантируют,

что государство получит значительную экономию средств и необходимые условия

для более устойчивого развития экономики и построения демократического

общества в России.

Система информатики нуждается в государственном управлении. Это

объясняется тем, что информатизация общества должна основываться на единых

принципах, на едином информационном, программном, техническом и

технологическом обеспечении.

По мере создания общегосударственной, а также, отраслевых

автоматизированных информационных систем необходимость в управлении

информатикой возрастает. Широкое развитие автоматизации, рост выпуска

вычислительной техники, появление персональных ЭВМ потребовали создания

самостоятельного органа, который бы возглавил все эти работы в области

информатизации в стране. Поэтому в 1986 году был создан

Государственный комитет по вычислительной техники и информатике. На него

была возложена ответственность за проведение единой технической политики,

за состояния, развитие и координацию работ в области вычислительной

техники, информатики, включая работы, проводимые в рамках сотрудничества с

зарубежными странами.

В России управление информатикой возложено на Комитет РФ по

информатизации. Для организации работ в области автоматизации в

министерствах и ведомствах были созданы управления информатикой (управление

вычислительной техникой и информатикой). На эти управления возложены

разработка и внедрение в деятельность министерств и ведомств вычислительной

техники, разработка отраслевых систем информационного обеспечения.

На предприятиях, в организациях и учреждениях создаются отделы

вычислительной техники и информатики, вычислительные центры. Задача отделов

и вычислительных центров – разработка и внедрение автоматизированных систем

на предприятиях, в учреждениях. В настоящее время система государственного

управления информатикой выглядит следующим образом:

Комитет РФ по информатизации; управления информатикой министерств и

ведомств (управления вычислительной техникой и информатикой);

Территориальные центры информатики (вычислительные цены

коллективного пользования);

Отделы вычислительной техники и информатики, вычислительные центры

предприятия, организаций и учреждений.

Появление вычислительной техники и использование ее в народном хозяйстве

породили новый вид отношений. Во-первых, это отношение между разработчиками

и заказчиками автоматизированных систем. Во-вторых, это отношения между

производителями и пользователями вычислительной техники. В-третьих, это

отношения, возникающие в процессе сбора, обработки, хранения и отображения

информации. В-четвертых, это отношения между производителем машинной

информации и ее пользователем.

Эти отношения регулируются различными отраслями права. Например,

права – самостоятельной отрасли права, которая бы регулировала все

указанные отношения, связанные с разработкой автоматизированных систем и

переработкой информации.

Широкая информатизация нашего общества и порожденные ею новые

отношения потребовали создания целостной системы правовых норм,

регулирующих эти отношения.

За рубежом весь массив правовых норм, регулирующих порядок создания и

использования информационных систем, основанных на применении электронно-

вычислительных машин, получил название компьютерного права. Его структура

обусловлена степенью компьютеризации государственного управления в той или

иной стране, а также общим состоянием научно-технического развития.

Отставание в информатизации нашего общества определяется рядом

причин, прежде всего отсутствием мощного социального заказа; выпуском

технических средств, не соответствующих потребностям информатизации

общества из-за монополии министерств – производителей этой техники;

перекосом в распределении вычислительной техники и недостаточным уровнем

развития промышленности. Все эти причины потребовали осуществления

серьезных мер, направленных на информатизацию нашего общества.

Наряду с решением вопросов о производстве и внедрении в различные

сферы правовой деятельности средств автоматизации, передачи информации,

создании вычислительных сетей и т.д. в соответствии с концепцией должны

решаться вопросы, связанные с нормативным регулированием информационных

отношений. В частности, отношений, возникающих в процессе использования,

обработки, хранения и передачи информации и эксплуатации автоматизированных

систем, банков данных, вычислительных сетей и других средств информатики.

При этом, согласно концепции, разрабатываемое законодательство должно

обеспечивать правовое регулирование внутри страны и создавать основы для

международного сотрудничества.

Правительство РФ приняло программу информатизации России.

Важное значение имеют акты, определяющие статус машинной информации:

Приложение о правовом статусе машинной информации, права разработки,

производства и использования машинной информации; Положение о порядке

разработки, изготовления и поставки МИ; Положения о работе с МИ и т.д.

Очевидно, что необходимо разработка иерархической системы нормативных

актов, которая должна возглавляться законом об информатике. В этом законе

следовало бы:

> определить структуру законодательства информатики, круг

регулируемых общественных отношений;

> очертить круг лиц и их правосубъектность;

> установить порядок государственного управления, планирования и

отчетности в сфере информатики;

> предусмотреть меры, обеспечивающие исполнение законодательства об

информатике, включая введение различных мер ответственности;

> урегулировать применение законодательства об информатике

иностранных государств и международных договоров;

Комитет по информатизации России разработана программа законодательства в

сфере информатики. Во исполнение ее в 1992 году принят Закон о правовой

охране программ для ЭВМ и баз данных.

До последнего времени вопросам защиты информации и программных

средств, в том числе с помощью уголовного закона, уделялось мало внимания.

А ведь развитие вычислительной техники и ее широкое внедрение в различные

сферы человеческой деятельности вызвало рост числа противозаконных

действий, объектом или орудием совершения которых являются электронно-

вычислительные машины.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows