Пример таблицы объекты объекты 1. Табличные модели. Материальные и информационные модели

Пример таблицы объекты объекты 1. Табличные модели. Материальные и информационные модели

29.03.2019

Графический разбор

1. Указать название буквы (графемы), ее звуковое значение в данном слове (количество и качество обозначаемых звуков).

2. Определить, главным (алфавитным) или второстепенным (неалфавитным, заместительным) является данное звуковое значение буквы.

3. Указать количество алфавитных значений данной буквы (однозначна или двузначна она в алфавите).

4. Отметить написания, нарушающие слоговой принцип графики.

Орфографический разбор

1. Указать все орфограммы, имеющиеся в слове (независимо от степени их актуальности).

2. Определить, в какой морфеме находится каждая орфограмма.

3. Указать тип написания (проверяемое / непроверяемое / беспроверочное).

4. Определить орфографические принципы и правила, регламентирующие написание орфограммы.

5. * Этимологический комментарий традиционных написаний.

Орфоэпический разбор

1. Указать слово, имеющее орфоэпический вариант.

2. Определить тип орфоэпического варианта: произносительный, акцентологический, морфологический.

3. У произносительных вариантов указать разновидность (собственно орфоэпический или орфофонический), определить область произносительной вариантности (произношение гласных, согласных или сочетаний звуков).

4. * Этимологический, социолингвистический или стилистический комментарий причин возникновения вариантности данного слова.

Лексико-семантический разбор ЛСВ

1. Анализируемая словоформа, ЛСВ и словарная форма (вокабула).

2. Значение словоформы: лексическое и грамматическое.

3. Толкование ЛЗ и определение способа толкования (через производящую основу, описательный (дефиниция), синонимо-антонимический, идентифицирующий, отсылочный, смешанный).

4. Характеристика ЛЗ

а) основное (первичное) – неосновное (вторичное), у неосновного указать способ образования ЛСВ: сужение, расширение, сдвиг, перенос значения;

б) мотивированное (имеющее внутреннюю форму) – немотивированное;



в) номинативное – неноминативное (эмотивное);

г) свободное – несвободное (фразеологически связанное, синтаксически обусловленное, конструктивно ограниченное);

д) прямое – переносное (метафора, симфора, метонимия, синекдоха).

Семная структура ЛЗ

а) гиперсема (архисема) – дифференциальные семы;

б) * денотативно – референтные, сигнификативные, коннотативные семы.

5. Синтагматика ЛСВ: реализация обязательных (облигаторных) или потенциальных валентностей ЛЗ и ГЗ.

Лексический разбор слова

1. Словарная форма слова (вокабула); * вариант слова (если есть).

2. Место слова в лексической системе языка.

Парадигматика

а) тематическая группа и лексико-семантическая группа

б) лексико-семантическая парадигма

в) омонимическая парадигма

г) паронимическая парадигма

д) синонимический ряд

е) антонимическая пара

ж) словообразовательное гнездо

з) лексико-грамматический класс и система словоформ (морфологическая парадигма)

Характеристика слова с точки зрения

а) происхождения (исконно русское или заимствованное)

б) актуальности употребления (активный или пассивный запас)

в) сферы употребления (общеупотребительное или необщеупотребительное, ограниченное в употреблении).

г) стилистической окраски (нейтральное или стилистически окрашенное).

3. Функционирование слова в качестве компонента фразеологизма.

Разбор фразеологизма (ФЕ)

1. Значение фразеологизма.

2. Словарная форма и * вариант фразеологизма (если есть).

3. Тип фразеологизма с точки зрения семантической слитности составляющих его компонентов: фразеологическое сращение, фразеологическое единство, фразеологическое сочетание, фразеологическое выражение.

4. Структурная характеристика фразеологизма.

5. Фразеологическая парадигматика: многозначность, омонимия, синонимия, антонимия.

6. Характеристика фразеологизма с точки зрения происхождения, отношения к активному или пассивному лексическому запасу, социолингвистической принадлежности, стилистической окраски.

7. Фразеологическая синтагматика и словообразовательный потенциал.

8. Синтаксическая функция фразеологизма: замещает позицию какого-либо члена предложения; является аналогом предложения; образует нечленимое предложение.

Морфемный разбор

Определить лексическое значение анализируемого слова (по толковому словарю русского языка).

Произвести структурное членение слова с конца в следующем порядке:

1. Часть речи анализируемого слова – изменяемая / неизменяемая.

2. Окончание (флексия), его типы:

– по характеру формального выражения: материально выраженное / нулевое;

– по функции: словоизменительное / формоизменительное / синкретичное;

– по характеру грамматического значения (в зависимости от принадлежности к той или иной части речи);

– по способности к воспроизведению в речи: регулярное / нерегулярное.

3. Основа, ее типы:

– по функции: основа словоформы / основа слова;

– по структуре: членимая / нечленимая, простая / сложная; прерывистая / непрерывная.

4. Корень, его типы:

– по степени самостоятельности в выражении значения: свободный / связанный / полусвязанный;

– по характеру варьирования;

– по наличию / отсутствию чередований.

5. Суффиксы, их типы:

– по характеру формального выражения: материально выраженный / нулевой;

– по структуре: непроизводный / производный;

– по характеру варьирования;

– по функции: формообразующий / словообразовательный / синкретичный;

– по значению;

– по стилистической окраске.

6. Приставки, их типы:

– по структуре: производные / непроизводные;

– по функции: формообразующие / словообразовательные / синкретичные;

– по характеру значения: грамматическое / словообразовательное (указать, какое именно);

– по стилистической окраске.

7. Постфиксы, их типы:

– по функции: формообразующие / словообразовательные;

– по характеру значения: грамматическое (множественность, страдательность) / словообразовательное (возвратность, неопределенность).

8. Интерфиксы, их типы:

– по функции: соединительные / незначимые «прокладки», способствующие образованию слова.

Словообразовательный разбор

1. Определить лексическое значение слова.

2. Определить, от какого другого слова (основы слова, словосочетания или предложения) образовано данное.

3. Установить характер семантического и материального соотношения между производящим и производным словами (характер мотивационных отношений)

4. Указать средства, с помощью которых образовано слово.

5. Назвать способ и тип словообразования.

6. Определить степень производности разбираемого слова.

Этимологический разбор

1. Выяснить происхождение слова: исконное / заимствованное.

2. Определить значение слова в современном языке.

3. Определить исходное значение, установив, какие названия других предметов и их признаков, связанные с данным предметом, легли в основу его наименования.

4. Установив прежние родственные связи анализируемого слова, произвести его первоначальное морфемное членение.

5. * Отметить (там, где это возможно) исторические звуковые изменения.

6. Произвести морфемный и словообразовательный анализ разбираемого слова с точки зрения современного русского языка.

7. Сопоставив современное и первоначальное членение анализируемого слова, выявить произошедшие в нем исторические изменения – опрощение, переразложение, усложнение, декорреляция и т.д.

8. * Если это возможно, указать причины этих изменений.

Морфологический разбор

Имя существительное

1. Начальная форма.

4. Род, формальный показатель рода.

6. Форма числа.

7. Форма падежа, * значение падежа, ** варианты падежных окончаний, *** их употребление и происхождение.

8. Синтаксическая функция, синтаксические связи и отношения.

9. * Морфемный состав и способ слово / формообразования.

10. ** Особенности употребления, произношения и правописания словоформы.

11. *** Историко-морфологический разбор (становление формы).

12. **** Возможная грамматическая омонимия и транспозиции.

Имя прилагательное

1. Начальная форма.

3. Лексико-грамматический разряд, грамматические особенности данного разряда.

5. Тип склонения, его формальный показатель, * характеристика парадигмы.

6. Синтаксическая функция, синтаксические связи.

Имя числительное

1. Начальная форма.

3. Разряд числительного по структуре.

7. * Морфемный состав и способ слово / формообразования.

8. ** Особенности употребления, произношения и правописания словоформы.

9. *** Историко-морфологический разбор (становление формы).

10. **** Возможная грамматическая омонимия и транспозиции.

Местоимение

1. Начальная форма.

3. Лексико-грамматические разряды: а) по семантике, б) по соотношению с другими частями речи.

5. Особенности склонения, * характеристика парадигмы.

6. Синтаксическая функция, синтаксические связи и отношения.

7. * Морфемный состав и способ слово / формообразования.

8. ** Особенности употребления, произношения и правописания словоформы.

9. *** Историко-морфологический разбор (становление формы).

10. **** Возможная грамматическая омонимия и транспозиции.

Глагол (инфинитив)

4. Вид (* парный, одновидовый, двувидовый), формальные показатели вида, способ видообразования, * способ глагольного действия.

5. Переходность, залог и его формальные показатели.

6. Синтаксическая функция, синтаксические связи и отношения.

7. * Морфемный состав и способ слово / формообразования.

8. ** Особенности употребления, произношения и правописания словоформы.

9. *** Историко-морфологический разбор (становление формы).

10. **** Возможная грамматическая омонимия и транспозиции.

Глагол (спрягаемая форма)

1. Словарная форма.

3. Лексико-грамматический разряд.

4. Производящая глагольная основа, ее формальный показатель.

6. Тип спряжения, формальный показатель.

7. Вид (* парный, одновидовый, двувидовый), формальные показатели вида, способ видообразования, * способ глагольного действия.

8. Переходность, залог и его формальные показатели.

9. Наклонение, время, число, лицо / род, их формальный показатель.

10. Синтаксическая функция, синтаксические связи и отношения.

11. * Морфемный состав и способ слово / формообразования.

12. ** Особенности употребления, произношения и правописания словоформы.

13. *** Историко-морфологический разбор (становление формы).

14. **** Возможная грамматическая омонимия и транспозиции.

Транскрипт

2 РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. С.А. ЕСЕНИНА Л.А. СЕРГИЕВСКАЯ ГРАММАТИЧЕСКИЙ РАЗБОР (С Х Е М Ы) Рязань


3 Печатается по решению редакционно-издательского совета РГПУ им. С.А. Есенина Л.А. Сергиевская. Грамматический разбор (схемы). - Рязань: Изд-во РГПУ им. С.А. Есенина, с. Предлагаются схемы многоаспектного анализа основных единиц языка, имеющие обучающее и контролирующее назначение. Схемы способствуют овладению навыками грамматического разбора конкретных языковых фактов. Даются тексты для практики анализа. Предназначены для студентов-филологов как практическое руководство по курсу «Современный русский язык». Научный редактор: П.А. Лекант, доктор филолог. наук, профессор (МПУ) Рязанский государственный педагогический университет им. С.А. Есенина, 2000 г. 2


4 ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР Фонетический разбор это анализ слогов, звуков, фонем конкретного слова. 1. Фонетическая транскрипция (в соответствии с правилами литературного произношения). 2. Ударение: его место в слове; подвижное или неподвижное; основное, второстепенное (если есть). 3. Количество слогов в слове (деление на слоги дается в транскрипции). Характеристика каждого слога по порядку: а) начальный, средний, конечный; б) открытый или закрытый; в) прикрытый или неприкрытый; г) ударный или безударный. 4. Количество звуков, фонем, букв. 5. Характеристика каждого звука по порядку: 1) гласный или согласный 2) признаки: а) гласного звука - подъем, ряд, лабиализованный или нелабиализованный; б) согласного звука сонорный или шумный; глухой или звонкий (парный или непарный); губной или язычный (указать разновидность); смычный, фрикативный, смычно-проходный (носовой, боковой), дрожащий; мягкий или твердый (парный или непарный). 3) позиция: а) гласного звука сильная (ударная) или слабая; б) согласного звука сильная или слабая (по глухости и звонкости); сильная или слабая (по твердости и мягкости). 6. Отношение звука к фонеме: аллофоном какой фонемы является данный звук. 3


5 7. Особенности произношения (если есть). СТРУКТУРНЫЙ РАЗБОР Структурный разбор это морфемный, словообразовательный и этимологический анализ конкретного слова. МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ 1. Окончание: нулевое или материально выраженное. 2. Основа: производная или непроизводная. 3. Корень: морф, алломорф. Однокоренные слова. Указать историческое чередование, если есть. 4. Суффикс: формообразующий, словообразовательный, синкретичный. Значение. 5. Приставка: формообразующая, словообразовательная, синкретичная. Значение. 6. Если есть: постфикс, интерфикс, аффиксоид (префиксоид, суффиксоид). СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ 1. Основа: производная (мотивированная) или непроизводная (немотивированная); свободная или связанная (о непроизводной основе). 2. Производящая (мотивирующая) основа. 3. Словообразующий аффикс (аффиксы). 4. Тип и способ образования слова: 1) морфологический: а) суффиксальный; 4


6 б) префиксальный; в) суффиксально-префиксальный; г) безаффиксный; д) сложение; е) аббревиация; 2) неморфологический: а) лексико-синтаксический; б) лексико-семантический; в) морфолого-синтаксический. ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 1. Слово: славянское (русское, восточно-славянское, общеславянское) или заимствованное (из какого языка: французского, немецкого, английского и др.). 2. Первоначальная структура и первоначальное значение слова. 3. Исконная форма или появившаяся в результате какого-либо изменения в морфологической структуре слова: опрощения, переразложения, усложнения, декорреляции, диффузии, замещения. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР Морфологический разбор это анализ слова как части речи: последовательное определение лексико-грамматических и грамматических категорий конкретной словоформы, отнесение их к постоянным или непостоянным признакам. Предлагаются схемы морфологического разбора для 12 частей речи. 1. Часть речи. 1. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа). 5


7 3. П о с т о я н н ы е п р и з н а к и. 1) Собственное или нарицательное. 2) Одушевленное или неодушевленнное. 3) Отвлеченное (абстрактное), конкретное (в том числе единичное), вещественное, собирательное. 4) Личное или неличное. 5) Род (мужской, женский, средний, общий, не имеет рода). 6) Тип и вариант склонения. 4. Н е п о с т о я н н ы е п р и з н а к и. 1) Падеж: средства выражения, значение падежа, основное и вариантное падежное окончание. 2) Число: средства выражения, особенности. 5. Функция в предложении. 2. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ 1. Часть речи. 2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода). 3. П о с т о я н н ы е п р и з н а к и. 1) Качественное, относительное или притяжательное. 2) Тип склонения (основной, дополнительный); вариант склонения (твердый, мягкий, смешанный, на шипящий и Ц). 4. Н е п о с т о я н н ы е п р и з н а к и. 1) У качественных: степень сравнения (простая или сложнаядля сравнительной или превосходной степени). 2) У качественных: полная или краткая форма. 3) Падеж. 4) Число. 5) Род. 5. Функция в предложении. 6


8 3. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ 1. Часть речи. 2. Начальная форма (именительный падеж). 3. П о с т о я н н ы е п р и з н а к и. 1) Простое, сложное или составное. 2) Разряд: количественное, дробное, собирательное, порядковое; неопределенно-количественное слово. 3) Особенности склонения. 4. Н е п о с т о я н н ы е п р и з н а к и. 1) Падеж. 2) Род (если есть). 3) Число (если есть). 5. Функция в предложении. 4. МЕСТОИМЕНИЕ 1. Часть речи. 2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа). 3. П о с т о я н н ы е п р и з н а к и. 1) Разряд по значению. 2) С какой частью речи соотносится. 3) Род (у личных местоимений 3-го лица). 4) Особенности склонения. 7


9 4. Н е п о с т о я н н ы е п р и з н а к и. 1) Падеж. 2) Число (если есть). 3) Род (у местоимений, соотносительных с прилагательными). 5. Функция в предложении. 5. ГЛАГОЛ 1. Часть речи. СПРЯГАЕМАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА 2. Неопределенная форма (инфинитив). 3. П о с т о я н н ы е п р и з н а к и. 1) Вид. 2) Возвратность. 3) Переходность. 4) Залог; оттенок значения средне-возвратного залога. 5) Класс (указать основу настоящего или будущего простого времени и основу инфинитива). 6) Спряжение. 4. Н е п о с т о я н н ы е п р и з н а к и. 1) Наклонение. 2) Число. 3) Время (если есть). 4) Лицо (если есть). 5) Род (если есть). 6) Особенности употребления личных форм глагола. 5. Функция в предложении. 8


10 НЕСПРЯГАЕМАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА А. И Н Ф И Н И Т И В 1. Часть речи. Неопределенная форма. 2. П о с т о я н н ы е п р и з н а к и. 1) Вид. 2) Возвратность. 3) Переходность. 4) Залог; оттенок значения в средне-возвратном залоге. 5) Класс (указать две основы). 6) Спряжение. 2. Функция в предложении. Б. П Р И Ч А С Т И Е 1. Часть речи (особая форма глагола). 2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода). 3. П о с т о я н н ы е п р и з н а к и. 1) Действительное или страдательное. 2) Вид. 3) Время. 4) Переходность. 5) Возвратность. 6) Залог. Оттенок средне-возвратного залога. 7) Класс. 8) От какой основы и как образовано. 4. Н е п о с т о я н н ы е п р и з н а к и. 1) Полная или краткая форма (у страдательных причастий). 2) Падеж (у причастий в полной форме). 9


11 3) Тип склонения. 4) Число. 5) Род. 5. Функция в предложении. В. Д Е Е П Р И Ч А С Т И Е 1. Часть речи (особая форма глагола). 2. Вид. 3. Возвратность. 4. Переходность. 5. Залог. Оттенок средне-возвратного залога. 6. Класс (указать две основы). 7. Время. 8. От какой основы и как образовано. 9. Функция в предложении. 6. НАРЕЧИЕ 1. Часть речи. 2. Общее значение (признак действия, признака или предмета). 3. Разряд по значению. 4. Степень сравнения (если есть). Исходная форма. 5. Функция в предложении. 10


12 7. КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ 1. Часть речи. 2. Группа по значению (состояние окружающей среды, обстановки, состояние человека, живых существ и др.). 3. С какой частью речи соотносится. 4. Наклонение. Способ выражения наклонения. 5. Время. Способ выражения времени. 6. Вид. Способ выражения вида. 7. Степень сравнения (если есть). Исходная форма. 8. Функция в предложении. 1. Часть речи. 2. Разряд по значению. 8. МОДАЛЬНЫЕ СЛОВА 3. С какой частью речи соотносится. 4. Функция в предложении. 9. ПРЕДЛОГ 1. Часть речи. 2. Производный или непроизводный. 3. Простой или составной (о производном). 4. Значение (выражаемые отношения). 11


13 5. С каким падежом употреблен? Может ли употребляться с другими падежами (если может, то с какими)? 10. СОЮЗ 1. Часть речи. 2. Тип по структуре. 3. Сочинительный или подчинительный. Разряд по значению. 4. Тип по употреблению: одиночный, повторяющийся, двойной. 5. Функция в предложении. 11. ЧАСТИЦА 1. Часть речи. 2. Разряд по значению. 3. К какому слову, словосочетанию (или ко всему предложению) относится. 4. Положение в речи: препозитивная или постпозитивная. 12. МЕЖДОМЕТИЕ 1. Часть речи. 2. Разряд по значению. 3. Тип по структуре (первообразное, производное, составное). 4. Синтаксическая функция. 12


14 СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР Синтаксический разбор это структурносемантический анализ конкретной синтаксической единицы: определение структуры, состава, функции, значения, установление типа и средств связи ее компонентов. 1. Словосочетание. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ 2. Начальная форма (по начальной форме главного слова). 3. Простое или сложное. О сложном как образовано? 4. Свободное или несвободное (цельное). 5. Главное и зависимое слово (слова). 6. Именное (субстантивное, адъективное, местоименное, с именем числительным), глагольное, наречное или с категорией состояния. 7. Атрибутивное, обстоятельственное, объектное, субъектное или комплетивное. 8. Грамматическое значение: предмет + признак, действие + предмет, действие + обстоятельство, предмет + количество. 9. Тип связи слов: 1) согласование полное или неполное; 2) управление а) приглагольное, присубстантивное, приадъективное, принаречное; 13


15 б) предложное или беспредложное; в) сильное или слабое; г) падеж зависимого слова; д) способ связи слов (флексия, предлог, порядок слов); 3) примыкание а) какая часть речи примыкает; б) способ связи (интонация, порядок слов); в) сильное или слабое. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 1. Простое предложение. 2. Повествовательное, вопросительное или побудительное. 3. Восклицательное или невосклицательное. 4. Утвердительное или отрицательное (общеотрицательное или частноотрицательное). 5. Двусоставное, односоставное или нечленимое. Тип односоставного предложения: 1) определенно-личное (форма главного члена); 2) неопределенно-личное (форма главного члена); 3) обобщенно-личное (форма главного члена); 4) безличное (форма главного члена); 5) инфинитивное (форма главного члена); 6) номинативное (форма главного члена, функциональный тип, стилистическое назначение); 7) вокативное (его функция). 6. Распространенное или нераспространенное. 7. Полное или неполное. Тип неполного: 1) контекстуальное или ситуативное; 2) монологическое или диалогическое; 3) эллиптическое. 8. Осложненное или неосложненное. 14


16 9. Разбор членов предложения. ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1. Предикативная основа предложения: подлежащее и сказуемое (в двусоставном предложении) или главный член (в односоставном предложении, с чем соотносится). 2. Подлежащее: морфологизованное или неморфологизованное. Чем выражено? 3. Сказуемое: морфологизованное или неморфологизованное. Тип сказуемого: 1) простое глагольное (согласованное или несогласованное); 2) осложненное глагольное; 3) составное глагольное; 4) сложное глагольное; 5) составное именное; 6) сложное (многочленное). Чем выражено? 4. Состав подлежащего и состав сказуемого. 5. Дополнение: 1) приименное, приглагольное, принаречное; 2) на какой вопрос отвечает; 3) прямое или косвенное; 4) чем выражено; 5) морфологизованное или неморфологизованное. 6. Определение: 1) согласованное или несогласованное; 2) на какой вопрос отвечает; 3) чем выражено; 4) морфологизованное или неморфологизованное; 5) семантика. 7. Приложение: 1) семантика; 2) на какой вопрос отвечает; 15


17 3) согласованное или несогласованное; 4) чем выражено; 5) морфологизованное или неморфологизованное; 6) знаки препинания при приложении (если есть). 8. Обстоятельство: 1) разряд по значению (места, времени, причины и др.); 2) на какой вопрос отвечает; 3) чем выражено; 4) морфологизованное или неморфологизованное. 9. Детерминант: 1) показатели словоформы как детерминанта (позиция в предложении, недифференцированная прикрепленность к другим членам конструкции и др.); 2) семантическая разновидность (объектный, атрибутивный, локальный, темпоральный и др.); 3) чем выражен. 10. Синкретичный член предложения: совмещает функции 1) дополнения и определения; 2) дополнения и обстоятельства; 3) определения и обстоятельства; 4) дополнения, определения и обстоятельства. Какая функция является доминирующей? СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 1. Сложносочиненное предложение. 2. Количество и границы предикативных частей. Зачитывается каждая часть по порядку. Двучленное или многочленное. Части нумеруются по порядку следования. 3. Открытая или закрытая структура. 4. Отношения между частями: 1) соединительные (перечисление, одновременность или последовательность действий, причинноследственные отношения); 2) противительные (противопоставление, сопоставление, несоответствие и др.); 3) разделительные (чередование явлений, взаимоисклю- 16


18 чение, неопределенность и др.); 4) присоединительные отношения; пояснение; уточнение; 5) градационные отношения. 5. Средство связи предикативных частей. 6. Специфика пунктуации (если есть). 7. Схема. СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 1. Сложноподчиненное предложение. 2. Двучленное или многочленное (части нумеруются). 3. Двучленное предложение: 1) нерасчлененной или расчлененной структуры; 2) главное предложение (зачитывается); 3) придаточное (зачитывается); а) к чему относится; б) на какой вопрос отвечает; в) тип (по трем классификациям: школьная, традиционная и вузовская); г) синкретизм (если есть) при определении типа придаточного; 4) гибкая или негибкая структура; 5) однофункциональное или разнофункциональное; 6) средство связи частей; 7) специфика пунктуации (если есть). 4. Многочленное предложение: 1) количество и границы предикативных частей (зачитывается каждая единица по порядку); 2) главное предложение; 3) придаточные (каждое по порядку): а) на какой вопрос отвечает; б) тип (по трем классификациям); в) средство связи с главным предложением; 4) тип связи придаточных с главным: а) последовательное подчинение (скольких степеней?); б) однородное соподчинение; в) неоднородное соподчинение. 17


19 5) специфика пунктуации (если есть). 5. Схема. БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 1. Бессоюзное сложное предложение. 2. Количество и границы предикативных частей. Зачитывается каждая часть по порядку (части нумеруются). Двучленное или многочленное. 3. Однородного, неоднородного или сложного состава. 4. Структурно-семантический тип: 1) однородного состава а) общее значение перечисления (одновременность, последовательность, совместность действий); б) общее значение сопоставления (противопоставление, результативность); 2) неоднородного состава а) общее значение обусловленности (прямая или обратная обусловленность); б) общее значение причинно-следственных отношений (причина во второй части или следствие); в) пояснительный тип; г) присоединительный тип; 3) сложного состава; определяются структурно-семантические отношения между всеми частями. 4. Гибкая или негибкая структура. 5. Средства связи предикативных частей: 1) интонация; 2) порядок следования частей; 3) указательное слово в первой части; 4) неполнота первой части; 5) видо-временные формы глаголов-сказуемых; 6) структурный параллелизм; 7) типизированные лексические элементы. 18


20 6. Знаки препинания. 7. Схема. СЛОЖНОЕ МНОГОЧЛЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ 1. Сложное многочленное предложение с различными видами связи: 1) с сочинением и подчинением; 2) с сочинением и бессоюзной связью; 3) с подчинением и бессоюзной связью; 4) с сочинением, подчинением и бессоюзной связью. 2. Количество и границы предикативных единиц. Зачитывается каждая часть. 3. Структурно-смысловые части сложного предложения, характеризующиеся более тесной смысловой связью предикативных частей. Тип предложения по доминирующей связи между частями. 4. Структурно-семантические отношения между простыми предложениями в составе сложной конструкции: 1) предложения с сочинительной связью анализируются по схеме разбора сложносочиненного предложения; 2) предложения с бессоюзной связью анализируются по схеме разбора бессоюзного сложного предложения; 3) предложения с подчинительной связью анализируются по схеме разбора сложноподчиненного предложения. 5. Схема. П р и м е ч а н и я: 1. Части сложного предложения нумеруются по порядку следования. В анализе используются порядковые номера предикативных единиц. 2. В схеме сложного предложения указываются все основные 19


21 признаки анализируемой конструкции. 3. В разборе словосочетаний и членов предложения применяются общепринятые условно-графические обозначения. У П Р А Ж Н Е Н И Я 1. Для фонетического разбора. Я встретил вас и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое И сердцу стало так тепло (Ф.И. Тютчев) Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. (М.Ю. Лермонтов) Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. (С.А. Есенин) 2. Для структурного разбора. Безболезненность, приокский, зоопарк, заочник, развиваться, приукрашивать, отправительница, продуктивно, окрепнуть, подснежник, вышивание, предгорье, тишь, подвоз, высох, подвоз, быстротечно, прочитанный, соавторство, перегрузка, сумасшедший, вдребезги, смекалистый, столовая, выдох, внимание, мороженное, напиток, извинение, правонарушитель, переподготовка, вывеска, добавление, вечнозеленый, разбег, расписание, поливать, предрассветный, рассчитывать, расчет, реальность, очаровательный, превращаться, найти, покрытый, 20

22 формироваться, сосредоточиться, прислушиваться, армия, соглашение, правдивый, достигнуть, красноватый, радоваться. 3. Для морфологического разбора. Тайна характера это ведь и тайна поведения, ключ к тому комплексу, который влияет на нас в другом человеке, внушает доверие и уважение к нему, жажду за ним следовать; и это не рождается разумом, оно глубже разума, и оно связано как-то и с тем, каким ты сам теперь должен стремиться быть (М. Шагинян). 1) Определить спряжение, залог, класс: бороться, жить, держать, спать, лить, одеть, бриться, задержать, катать, дружить, захотеть, убежать, строиться, рисовать, таять, одеваться, окончиться, удаться, мечтать, добиться, остановить, говорить, визжать, клеветать, ткать, постелить, колоть, догнать, рисовать, умнеть, повернуть. 2) Образовать причастия и деепричастия от глаголов: сдерживать, сдержать, сдерживаться, сдержаться; читать, прочитать; ограничить, ограничивать; гореть, сгореть; решать, решить; обучать, обучить. 3) Просклонять числительные: триста восемьдесят пять, пятьсот шестьдесят седьмой. 4) Дать анализ слов категории состояния: Теперь уж мне влюбиться трудно, Вздыхать неловко и смешно, Надежде верить безрассудно, Мужей обманывать грешно. (А.С. Пушкин) 5) Дать анализ модальных слов: Вы отгадаете, конечно, 21

23 Кто этот гость нежданный был. Немного, может быть, поспешно Любовник смелый поступил; Но, впрочем, взявши в рассмотренье Его минувшее терпенье И рассудив, легко поймешь, Зачем рискует молодежь. (М. Лермонтов) 6) Дать анализ междометий: Прощай, свободная стихия! (А. Пушкин) ; Ну, за мною (А. Пушкин); Ах, если бы скорее день настал (И. Крылов); Ох, дети, дети! (А. Пушкин); Ага, теперь я понимаю (Ф. Кривин); Увы, ее уж нет (А. Пушкин); Караул! Лови, лови (А. Пушкин); Эй, товарищ, не медли долго (В. Маяковский); Ах, младость не приходит вновь (А. Пушкин). 7) Употребить и проанализировать слова «трудно», «тихо», «хорошо» как наречие, краткое прилагательное, слово категории состояния. 4. Для обобщающего разбора. Еще была зима, но солнце начинало ходить выше и в полдень, когда вышедший рано утром отряд прошел уже верст десять, пригревало так, что становилось жарко, и лучи его были так ярки, что больно было смотреть на сталь штыков и на блестки, которые вдруг вспыхивали на меди пушек, как маленькие солнца (Л. Толстой). Околицы рязанских деревень часто сливаются друг с другом, деревни разбросаны густо, и нет такого места, откуда бы не была видна на горизонте одна, а то и две-три еще уцелевшие колокольни (К. Паустовский). Лиза призналась, что поступок ее казался ей легкомысленным, что она в нем раскаивалась, что на сей раз не хотела она не сдержать данного слова, но что это свидание будет уже последним и что она просит его прекратить знакомство, которое 22

24 ни к чему доброму не может их довести (А. Пушкин). ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ РАЗБОРА 1. Если вы хотите, чтобы с вами спорили и понимали вас, как должно, то и сами должны быть добросовестно внимательны к своему противнику и принимать его слова и доказательства именно в том значении, в каком он обращает их к вам (В. Белинский). 2. Лермонтов, куда бы он ни обращал мысль, всегда остается на твердой почве реальности, и этому-то мы и обязаны исключительной точности, свежести и правдивости его эпических поэм, равно как и беспощадной искренности его лирики, которая всегда есть правдивое зеркало его души (А. Герцен). 3. Когда я вижу вокруг себя, как люди, не зная, куда девать свое свободное время, изыскивают самые жалкие занятия и развлечения, я разыскиваю книгу и говорю внутренне: этого одного довольно на целую жизнь (Ф. Достоевский). 4. Когда мне впервые пришлось столкнуться с работой актеров, я не понимал, почему актер, игравший второстепенное лицо (в пьесе ему отведено две-три фразы), пристает ко мне с расспросами, из какой среды вышел этот герой, кто его родители, какой у него характер, какие привычки и вкусы и почему у него хриплый голос (К. Паустовский). 5. Как ни могущественно было дарование Чехова, его произведения никогда не достигли бы такого совершенства классической формы, если бы уже к середине восьмидесятых годов он не стал бы обладателем тонкого, изощренного вкуса, каким не обладал ни один из его современников (К. Чуковский). 6. Я нравился Жене как художник, я победил ее сердце своим талантом, и мне страстно хотелось писать только для нее, и я мечтал о ней, как о своей маленькой королеве, которая вместе со мной будет владеть этими деревьями, полями, туманом, зарею, этой природой, очаровательной, но среди которой я до сих пор чувствовал себя безнадежно одиноким и ненужным. 23

25 7. Мой милый Джим, среди твоих гостей так много всяких и невсяких было. Но та, что всех безмолвней и грустней, сюда случайно вдруг не заходила? 24


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ» ОДИНЦОВСКИЙ

რუსული ენის საგამოცდო პროგრამა დაწყებითი, საბაზო და საშუალო საფეხური შესავალი საგამოცდო პროგრამა ეყრდნობა საქართველოს განათლებისა და მეცნიერების სამინისტროს მიერ 2008 წლის 21 ნოემბერს დამტკიცებულ `მასწავლებლის

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

Фонетика Звук как единица языка. Правила произношения. Гласные и согласные звуки. Классификация гласных и согласных звуков. Соотношение звуков и букв. Обозначение звуков на письме. Слог. Ударение и ритмика.

Зовнішнє незалежне оцінювання 2014 року з російської мови (додаткова сесія) 1 Зміст завдання та правильна відповідь Відповідність завдання Програмі зовнішнього незалежного оцінювання з російської мови

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А.М.Горького» ИОНЦ «Русский язык» Филологический

Слово основная единица языка. Отличие слова от других языковых единиц. Лексическое значение слова. Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью

УТВЕРЖДЕНО Приказ Министерства образования Республики Беларусь 10.11.2006 670 (в редакции приказа Министерства образования Республики Беларусь 08.02.2008 г. 81) ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО УЧЕБНОМУ

АННОТАЦИЯ рабочей программы учебной дисциплины «Практическая грамматика иностранного языка (немецкого)» по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) по профилю

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (ННГАСУ) Программа вступительного

Федеральное государственное автономное учреждение высшего образования Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа вступительного испытания по русскому языку 2017 год Программа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ (РПА Минюста России)» САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ПРОГРАММА

Дагестанский государственный университет народного хозяйства Кафедра английского языка Токтарова Наима Камаловна Перечень теоретических вопросов пo дисциплине «Русский язык» Направление подготовки 38.03.01

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Пояснительная записка Программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего

Программа вступительного испытания по русскому языку, проводимого Северо-Кавказским институтом-филиалом РАНХиГС самостоятельно для отдельных категорий граждан в соответствии с Правилами приема I. Общие

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка 1 города Будённовска Будённовского района» Ставропольского края Рассмотрено Согласовано:

Русский язык. 10 класс. Содержание (темы) Кол. час. Сроки (месяцы) Элементы содержания Общие сведения о языке 7 1 Русский язык в современном мире. 1 Сентябрь Функции русского языка. Русский язык в современном

МИС ТЕРС ТВ О СТИТУТ» (ВХУТЕ) Стр.1из 6 Принято: Ученым Советом ВХУТЕ протокол 02-17 от 22.05.2017 г. Утверждаю: Приказ 02/05-17 от 23 мая 2017 г ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ, проводимых ВХУТЕ самостоятельно,

Программа вступительных экзаменов по русскому языку 1 Правописание безударных гласных в корне. Проверяемые безударные гласные в корне. Непроверяемые безударные гласные в корне. Чередующиеся гласные в корне.

Приложение к рабочей программе по русскому языку Утверждено на заседании МО Календарно-тематическое планирование по русскому языку протокол класс от 0 г. Количество часов: общее 70, в неделю часов. Руководитель

АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК» Цель дисциплины ознакомление студентов с концептуальными основами современной лингвистики, её мировоззренческим и общекультурным значением, ролью в изучении окружающего

Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры» Программа вступительного

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для 7-9 классов (углублённый уровень) Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением

Тематическое планирование по русскому языку 3 класс. Раздел Тема Элемент содержания 1 Развитие речи Текст. Признаки текста. Заглавие текста. Последовательность предложений в текст. Знакомство с учебником

1 I. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АРМАВИРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Принято на заседании Ученого совета Протокол 8 от «6» сентября 20 17г

Настоящая программа является программой вступительного испытания по русскому языку в ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет пищевых производств». Она составлена в соответствии с программой по

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ

2.2.2. Основное содержание учебных предметов начального общего образования 2.2.2.1. Русский язык Виды речевой деятельности Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 14>лья1 гинский государственный университет ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО

Календарно-тематическое планирование урок а Содержание (раздела, темы) Кол-во часов Даты проведения оборудование Функции русского языка в современном мире Повторение пройденного в 5-7 классах 6+2р.р 2

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА 2 города Гвардейска» 238210, Калининградская область, тел/факс: 8-401-59-3-16-96 гор. Гвардейск, ул. Тельмана 30-а, Е mail: [email protected]

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» УТВЕРЖДАЮ Председатель приемной комиссии

2 1. Продолжительность вступительного испытания: 90 минут 2. Критерии оценки, шкала оценивания: Практическая работа оценивается в соответствии с содержанием и задачами выполнения работы по 100-бальной

ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ 1. Есть ли в предложении слова, которые являются согласованным определением? 2.К какому определяемому слову они относятся и какой частью речи выражено определяемое слово? Если местоимением,

Содержание Базовый уровень по русскому языку для 7-8 классов 3 Профильный уровень по русскому языку для 7-8 классов....7 Базовый уровень по русскому языку для 9-10 классов....12 Профильный уровень по русскому

Демонстрационный вариант работы по русскому языку для вступительных испытаний в 5 класс. Задание 1. Запишите текст под диктовку. Парусник. В столовой висела большая картина. Она походила на окно в широкой

Русский язык. Пояснительная записка. Настоящая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и составлена с использованием материалов Примерной

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 10 класса на 2016/2017 учебный год Составитель: Петренко Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы Севастополь 2016 год 1 Рабочая программа

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пригородная средняя общеобразовательная школа» «УТВЕРЖДАЮ»: Директор /Смирнова О. Н./ Приказ от 2015г. Приложение к рабочей программе по русскому языку для

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку (профильный уровень) для 11 В класса на 2016-2017 учебный год Учитель: Глумова С.А. Рабочая программа по русскому языку для 11 класса (профильный уровень) разработана

ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ТРЕБОВАНИЯ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (тест) Вступительные испытания по русскому языку (в форме теста) сдают поступающие

Пояснительная записка Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы Н.Г. Гольцовой (учебник: Н. Г. Гольцова,

Тематическое планирование по русскому языку, 8 класс (36) Тема, содержание урока Кол-во. Русский язык в современном мире. Функции русского языка в современном мире. Повторение изученного в 5 7 классах

Федеральный базисный (образовательный)учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного

П/п Календарно тематическое планирование Русский язык 3 класс 70 ч. Дата Календарно -тематическое планирование Колво часов Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей

РУССКИЙ ЯЗЫК (5 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ, 170 ЧАСОВ ЗА ГОД) Планируемые предметные результаты 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ ЛУЦЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ ТЕХНІЧНИЙ УНІВЕРСИТЕТ ЗАТВЕРДЖУЮ Голова Приймальної комісії Луцького НТУ П.П. Савчук 2017 р. ПРОГРАМА вступних випробувань з російської мови для

П/п 1 01.09. 2 05.09. 3 06.09. 4-5 08.09. 12.09. 6 13.09. 7 15.09. 8-9 19.09. 20.09. 10 22.09. 11-12 26.09. 27.09. 13 29.09. Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 9 класс Тип урока Тема

Программа вступительных испытаний по русскому языку для абитуриентов, поступающих в Уральскую государственную медицинскую академию Вступительные испытания по русскому языку проводятся в форме письменного

Программа вступительных испытаний по русскому языку для абитуриентов, поступающих в Уральский государственный медицинский университет Вступительные испытания по русскому языку проводятся в форме письменного

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 9 класс Условные обозначения: Сложносочиненные предложения ССП Сложноподчиненные предложения СПП Бессоюзные сложные предложения БСП Дата 9с Кор. 9с

Материально техническая база кабинета русского языка и литературы п/п Наименование Количество 1 Доска 1 2 Стол учительский 1 3 Стул учительский 1 4 Стол ученический 6 5 Стул ученический 12 6 Шкаф книжный

П/п Календарно тематическое планирование Русский язык 2 класс 70 ч. Дата Календарно -тематическое планирование Колво часов Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи.

Воронежский институт МВД России Кафедра социально гуманитарных дисциплин УТВЕРЖДАЮ Начальник кафедры социально гуманитарных дисциплин майор полиции Н.М. Савицкий 2016 г. Программа дополнительного вступительного

Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе примерной рабочей программы по русскому языку, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС ООО, программы

Российская Федерация ЕВРАЗИЙСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования Владимир, проспект Ленина, 73 Красивый русский: блиц-тренинги по

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс урока Тема урока Контроль 1 Язык и человек 2 Язык и речь. Язык и его единицы 3 Развитие речи. Стили речи Развитие речи 4 Диктант Диктант 5

Представление информации в табличной форме широко распространено. Уже в школьной жизни приходится встречаться с массой таблиц: расписание занятий, журнал успеваемости, график дежурств, таблица Менделеева, таблицы физических свойств веществ, таблицы исторических дат и многое другое. Информация в таблицах обязательно упорядочена по какому-то принципу. Например, в классном журнале - в алфавитном порядке фамилий учеников; в расписании занятий - по дням недели и номерам уроков и т.д. Такая упорядоченность позволяет быстро находить в таблице нужные сведения.

Чаще всего используются прямоугольные таблицы, состоящие из строк и столбцов (граф). В верхней строке таблицы обычно располагаются заголовки граф. Вот пример прямоугольной таблицы, содержащей сведения о погоде в течение нескольких дней.

Погода

Дата

Осадки

Температура (градусы С)

Давление (мм рт. ст.)

Влажность
(проценты)

Без осадков

Без осадков

Данная таблица является примером таблицы типа "объект-свойство". Каждая строка такой таблицы относится к конкретному объекту. В нашем примере это определенный день, заданный датой. Первая графа обычно идентифицирует этот объект, последующие графы отражают свойства (характеристики) объекта.

Другой тип таблиц называется "объект-объект". Такие таблицы отражают взаимосвязь между различными объектами. Примером является таблица успеваемости учеников по разным предметам.

Успеваемость


Ученик

Русский

Алгебра

Химия

Физика

История

Музыка

Аликин Петр

Ботов Иван

Волков Илья

Галкина Нина

Эта таблица отражает связь между двумя типами объектов: учениками и изучаемыми дисциплинами. Оценка является характеристикой такой связи. В такой таблице строки и графы могут поменяться местами: в строках - предметы, в столбцах - ученики.

Важной разновидностью таблиц типа "объект-объект" являются двоичные матрицы. Двоичные матрицы отображают качественную связь между объектами - есть связь или нет связи. Например, если бы ученики могли выбирать изучаемые предметы по своему усмотрению, то сведения о том, кто что изучает, можно было бы представить в виде следующей таблицы (в ней единица указывает на изучаемый предмет, а ноль - на не изучаемый).
Изучаемые предметы


Ученик

Русский

Алгебра

Химия

Физика

История

Музыка

Аликин Петр

Ботов Иван

Волков Илья

Галкина Нина

Табличный способ представления данных является универсальным. Любую структуру данных, в том числе и представленную в форме графа, можно свести к табличной форме. Приведение информации к табличной форме называется нормализацией дан ных. В следующей таблице представлен результат нормализации иерархической структуры, приведенной в статье "Графические модели".

Заполнение этой таблицы происходило путем движения по дереву снизу вверх (от листьев к корню). Получилась таблица типа "объект-свойство".
Административная структура РФ

Объекты - города, а свойствами является их принадлежность к соответствующим административно-географическим зонам. Строки упорядочены в алфавитной последовательности названий городов. Число граф в таблице равно числу уровней в дереве. Нет смысла заводить графу под названием "Государство", поскольку во всех строчках в ней будет присутствовать одно значение - "Российская Федерация". Лучше это слово вынести в заголовок таблицы.

Для табличного представления сетей, содержащих однотипные вершины, используют двоичные матрицы. В следующей таблице содержится двоичная матрица, представляющая структуру дорожной сети, приведенной в статье "Графические модели".

Дорожная сеть

Бабкино

Дедкино

Кошкино

Репкино

Мышкино

Бабкино

Дедкино

Кошкино

Репкино

Мышкино

Двоичная матрица в этой таблице называется матрицей смежности : единицы стоят на пересечении строки и столбца с названиями смежных (т.е. соединенных дорогой) поселков. Если сеть является неориентированным графом, то матрица смежности симметрична относительно главной диагонали, идущей от верхнего левого угла в правый нижний угол матрицы. Вследствие этого, если строки и столбцы поменять местами, то матрица не изменится.

У матрицы, отражающей ориентированный граф, такой симметричности не будет. В этом случае надо договориться о смысле строк и столбцов. Например, для каждой пары смежных вершин строка обозначает начальную, а столбец - конечную вершину. Тогда структура ориентированного графа совместимостей групп крови из статьи "Графические моде ли" представится следующей двоичной матрицей смежности:

Переливание крови


Конечная вершина
Начальная вершина

Основанием для перевода графов в табличную форму служит то обстоятельство, что табличная форма удобна для компьютерной обработки. Многие компьютерные технологии работают с таблицами (базы данных, электронные таблицы); обработку таблиц удобно описывать на языках программирования. Поэтому представление систем в форме графа обычно используется в теоретических моделях; в компьютерном моделировании таких систем обычно используется табличная форма.

Умение представлять данные в табличной форме - очень полезный общеметодический навык. Практически все школьные предметы используют таблицы, но никакой из них не учит школьников методике построения таблиц. Эту задачу должна взять на себя информатика. Приведение данных к табличной форме является одним из приемов систематизации информации - типовой задачи информатики.

Среди разделов базового курса, относящихся к линии информационных технологий, непосредственное отношение к таблицам имеют базы данных и электронные таблицы. Предварительный разговор о таблицах, их классификации, приемах оформления является полезной пропедевтикой к изучению этих технологий.

Возможная в школьном курсе информатики классификация таблиц описана выше: таблицы типа "объект-свойство" и "объект-объект". Это наиболее простые и наиболее часто встречающиеся типы таблиц. Кроме них, полезно дать представление о двоичных матрицах. Двоичные матрицы используются в тех случаях, когда нужно отразить наличие или отсутствие связей между отдельными элементами некоторой системы. С помощью двоичных матриц удобно представлять сетевые структуры.

Пример. Дана двоичная матрица, отражающая связи между различными серверами компьютерной сети.

Глядя на таблицу, ученики должны определить, какой из пяти серверов является узловым.

Решение следующее: поскольку по данному определению узловым называется тот сервер, с которым непосредственно связаны все другие серверы, то в матрице нужно искать строку, состоящую только из единиц. Это строка С4. Значит, сервер С4 является узловым.

Второе задание, связанное с этой же таблицей, может быть следующим: нарисовать схему компьютерной сети, изобразив серверы кружками, а связи.

Этот пример еще раз демонстрирует, что для зрительного восприятия структуры системы удобнее графическая форма, а для компьютерной обработки - табличная.

Задание :

  • Составить схему ключевых понятий;
  • Подобрать практические задания с решениями для базового и профильного курсов информатики.

«Информационные модели таблиц» - Маша играет на рояле. Таблица типа «объекты-объекты-один». Таблица типа «объекты-объекты-несколько». Заполним первую часть таблицы. Примеры таблиц ООО. Ключевые слова. Информация в таблице. Вычислительные таблицы. Решение логических задач. Напиток. Объекты. Таблицы вокруг нас. Маша не знает итальянского.

«Табличные информационные модели» - Период обучения. Объединим информацию. Свойства «Рост» и «Вес» не являются парными. Общий вид таблиц типа ОС. Расстояния между городами. Оценки по информатике учеников VII класса. Представленная в таблице информация наглядна, компактна. Информация о различных свойствах объектов. В таблице должны быть указаны единицы измерения.

«Модели на графах» - Неориентированный граф. Ориентированный граф. Семантическая сеть. Ход рассуждения. Файловая структура. Цепь. Схема дорог. Дерево. Взвешенный граф. Иерархия. Связь между графом и таблицей. Задача. Дороги между пятью населенными пунктами. Состав графа. Дороги. Схема дорог, связывающих города. Корень. Информационные модели на графах.

«Графические информационные модели» - Вопросы и задания. Взвешенный граф. График описания движения. Графические информационные модели. Генеалогическое древо. Диаграмма. Сеть и дерево. Граф задачи о переправе. Самое главное. Схемы в физике. Чертёж детали. Многообразие графических информационных моделей. Ключевые слова. Графы. Географическая карта Евразии.

«Системы и модели на графах» - Информационная модель. Что такое система. Термин. Между населёнными пунктами A, B, C, D, E построены дороги. Ориентированный граф. Сколькими способами можно рассадить в ряд на три стула троих учеников. Неориентированный граф. Граф. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Между планетами Солнечной системы установлено космическое сообщение.

«Табличная модель объекта» - Размеры. Итоговая строка. Клумба. Сформировать представление о вычислительных таблицах. Сторона. Пирожки. Товар. Составьте таблицу. Клумбы. Автомобиль. Занесем в таблицу данные из условия задачи. Вычисления. Веселые человечки. Вычислительные таблицы. Суммы чисел. Основные понятия.

Всего в теме 16 презентаций

Тема: Сложные и простые таблицы. «объекты-объекты-несколько(ООН)» и типа «объекты-свойства-объекты(ОСО)»

Предмет: Информатика и ИКТ

Класс: 7

Ключевые слова: информатика и ИКТ, учебник Босовой 7 класс, таблицы, урок по теме табличное моделирование, конспект урока по теме таблицы, практическое задание по теме таблицы, табличные информационные модели

Оборудование: 8 рабочих мест для учащихся, оборудованных компьютерами, с установленной на них программой MS Word и доступом в Интернет;

рабочее место учителя;

заготовки текстов для парной работы, содержащие материал для преобразования его в таблицу вида ООН или ОСО .

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: сообразно этапу урока фронтальная, индивидуальная, групповая (парная).

Методическая разработка урока.

Цель урока: Провести урок организации деятельности учащихся, реализующий функции систематизации и обобщения знаний на материале темы «Табличные информационные модели».

Задачи урока:

    Закрепление представления учащихся знаний учащихся по теме с помощью он-лайн тестирования.

    Расширение и систематизация представления учащихся о табличных информационных моделях.

    Формирование навыка создания таблиц с помощью аналитического преобразования текста.

    Установление внутрипредметных связей между знаниями учащихся о табличных информационных моделях и приёмах построения таблиц в Ms Word .

    Проведение парной работы, проверяющей уровень сформированности навыка построения таблиц с помощью приложения Microsoft Word операционной системы Windows.

    Организация урока, применяющего базовые принципы здоровьесберегающих технологий.

Состав учащихся : на уроки информатики и ИКТ класс делится на группы. В данной группе 12 учащихся.

Методическая составляющая: При обучении информатике и математике ученик последовательно переходит от изучения одной дидактической единицы к изучению другой. При этом у него формируются, как правило, линейные связи между различными дидактическими единицами. С ростом числа дидактических единиц цепочка линейных связей между ними увеличивается, ее становится трудно удержать ученику в памяти, поэтому постепенно информатика начинает представляться для него в виде набора некоторых определений, приёмов работы на компьютере и названий его комплектующих.

Одна из главных целей обучения информатике – формирование представления школьника об информационной картине мира, о месте информационных процессов и информации в окружающем мире. Причём значение для дальнейшего развития школьника имеет только определенная система знаний, для формирования которой необходимо особым образом организовывать деятельность учеников на отдельных этапах обучения. Эта деятельность должна быть направлена на формирование компактной системы знаний с нелинейными связями между единицами содержания и реализовывать функции обобщения и систематизации знаний.

Систематизация заключается в установлении взаимосвязей между отдельными элементами знаний, их связей с предыдущими темами, разделами курса информатики, способами применения этих фактов при решении новых задач, связь с другими учебными предметами. Функция обобщения при изучении некоторого предмета заключается в выведении главного  ведущих понятий, положений, методов.

На урок систематизации и обобщения следует выносить, прежде всего, материал, который впоследствии из предмета изучения перерастет в средство изучения. В данном случае навык аналитической обработки текста, составления сложной таблицы (как на бумаге, так и с помощью текстового редактора), знания о табличных информационных моделях и их применении являются именно такими средствами, инструментами для развития метапредметных навыков обработки больших массивов текстовой информации.

Формы и методы работы на уроке обусловлены психофизиологическими особенностями учащихся данного возраста, основаны на деятельностном подходе и призваны исключить пассивное восприятие знаний, обеспечить включение каждого ребенка в учебную деятельность, формировать интерес к обучению, создать позитивный эмоциональный фон в отношениях между учителем и учениками. Используются словесный, наглядный, практический, деятельностный методы в индивидуальной, групповой форме. По ходу урока постоянно присутствует диалоговая форма работы, что позволяет учителю определять результативность каждого этапа урока и гибко корректировать ход урока.

В ходе выполнения практических заданий используется групповая работа, позволяющая более эффективно искать пути решения поставленных задач, умение работать в группе, формируя информационную и коммуникационную компетентностьучащихся.

Критерии результативности урока:

    сформированность представлений о способах преобразования текстовой словесной информационной модели в табличную информационную модель;

    свобода владения навыками создания таблиц в текстовом редакторе ОС Windows;

    активность учащихся в ходе урока;

При конструировании урока я согласовывала план с соблюдением принципов здоровьесбережения:

    на уроке применяются разные виды учебной деятельности (слушание, практическая работа с таблицей, практическая работа с текстом, обсуждение в парах, прохождение он-лайн теста, устная работа с вопросами к параграфу, практическая работа за компьютером);

    при выполнении разных заданий учащиеся переходят с одного рабочего места на другое, они не проводят весь урок, сидя за партой или компьютером;
    количество времени работы за компьютером ограничено временем работы с тестом и таблицей и не превышает норм СанПин;

    на уроке присутствует несколько моментов эмоциональной разрядки: преобразование текста в таблицу с помощью подчеркивания, получение результатов теста с выставлением оценки автоматически компьютером, переход от задания к заданию.

Ход урока:

    Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку

    Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Учитель: предлагает вспомнить название программы, с которой ученики работали на предыдущем уроке. Определяет порядок проверки домашнего задания. Учащиеся делятся на две группы: отвечающие на вопросы учителя устно по материалу параграфа, выполняющие задание он-лайн теста.

Вопросы для устного опроса предлагаются в соответствии с §2.5 учебника Информатика: учебник для 7 класса/ Л.Л. Босова. – М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2008:

    Какие преимущества обеспечивают табличные модели по сравнению со словесными описаниями? Приведите пример.

    Любое ли словесное описание можно заменить информационной моделью? Приведите пример.

    Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы сталкивались на уроках в школе.

    Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы сталкивались в повседневной жизни.

    Каких правил следует придерживаться при составлении таблиц?

    Информация каких видов размещается в графах таблицы? В боковике таблицы? Из чего состоит головка таблицы?

    Какие типы таблиц вы знаете?

    Приведите пример таблицы типа «объекты-свойства».

    Приведите пример таблицы «объект-объекты».

    Какие виды сложных таблиц вы знаете?

Он-лайн тест, выполнение которого происходит параллельно, находится на сайте методической службы издательства «БИНОМ.Лаборатория знаний” в лаборатории Л.Л. Босовой в разделе электронных образовательных ресурсов для УМК этого автора. Тест, наряду с прочими, входит в комплекс презентаций, тренировочных и тестовых заданий, необходимых для изучения предмета «Информатика и ИКТ» по УМК Л. Л. Босовой. Автор ресурса А.М. Антонов. На сайте представлены Windows-версия, Linux-версия и интернет версия.

6-8 учащихся выполняют этот тест, отметка выставляется компьютером.
По окончании опроса каждый учащийся получает отметку - за устный опрос или за тест.

3. Практическая работа с текстом. Анализ данных.

Учитель: Переходим к следующему этапу сегодняшней работы. Учимся анализировать текстовый документ и составлять по нему адекватную табличную информационную модель. Для этого проделаем с текстом определенную работу. Сначала определимся с понятиями:
Объект – это то, о чём идёт речь. Класс объектов – множество объектов, объединенных какими-то общими свойствами. Свойства – характеристики, признаки объекта.

У каждого свойства есть название и значение .

Будем выделять объекты, названия и значения свойств с помощью подчеркиваний разного вида. Название объекта будем подчеркивать прямой линией, название свойства – волнистой, значение – пунктиром. Если в тексте два объекта, то первый объект будем подчеркивать одной прямой, второй – двумя.

Прочитайте текст. К типу сложных таблиц или простых таблиц будет относиться составленная нами табличная модель?
Первый представленный тест – простая табличная модель.

Учащиеся, работая в парах, выполняют действия под диктовку учителя.

«Объект – Объект»

«Объект – Свойство»

1) Выделите объекты и свойства. В каждой фразе подчеркнуть название первого объекта в паре прямой линией, название второго объекта в паре – двумя прямыми, название свойства пары объектов – волнистой, значение свойства – пунктирной.

2) Название свойства записать в заголовок таблицы.

3) Назвать класс первых объектов паре. Название записать в заголовок боковика.

4) Назвать класс вторых объектов в паре. Название записать в верхний ярус головки.

5) Название первых объектов записать в боковик.

6) Название вторых объектов записать в нижний ярус головки.

1) Выделите объекты и свойства. В каждой фразе подчеркнуть название объекта прямой линией, название свойства объекта – волнистой, значение свойства – пунктирной.

2) Назвать класс объектов. Название записать в заголовок таблицы и в заголовок боковика.

3) Названия объектов записать в боковик.

4) Названия свойств записать в головку.

5) Значения свойств записать в прографку.

Учащиеся составляют простую таблицу в зависимости от варианта.

Учитель проверяет работу: если подчеркивание выполнено верно, то пара получает разлинованный бланк «немой» таблицы и заполняет его. Первый ученик в паре выполняет подчеркивание, второй – заполняет таблицу.

Тексты для работы и методика работы с текстом представлены в Задачнике-практикуме под ред. И.Г. Семакина, Е.К.Хеннера. − М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Аналогично осуществляется работа со вторым текстом. Второй текст представляет собой словесную модель, реализуемую сложной таблицей.
Текст для табличной информационной модели сложного типа предполагается взять из материалов компьютерного практикума актуального учебника. Наиболее соответствует задачам урока задание №5 работы 6 ученика. «Немой» вариант таблицы раздается парам для заполнения:

    Выделите объекты и свойства. В каждой фразе подчеркните название первого объекта в паре одной прямой линией, название второго объекта в паре – двумя прямыми, название свойства пары объектов – двумя волнистыми линиями, значение свойства – пунктиром.

    Названия свойств или парных свойств записать в заголовок.

«объекты-объекты-несколько (ООН)»

«объекты-свойства-объекты(ОСО)»

3) Если объекты представлены классом объектов паре, то название пишется в заголовок боковика.

4) Название вторых объектов в паре записать записать в верхний ярус головки.

5) Названия первых объектов записать в боковик.

Названия вторых объектов записать в средний ярус головки.

6) Названия свойств записать в нижний ярус головки, повторив их для каждого объекта из среднего яруса.

7) Значения свойств записать в прографку.

3)Название класса объектов, для которых указаны одиночные свойства записать в заголовок боковика.

4) Названия одиночных свойств записать в головку рядом с заголовком боковика.

5) Назвать класс объектов, для которых указаны только парные свойства, но не указаны одиночные. Название головки записать в верхний ярус головки в III часть таблицы.

6) Названия объектов первого класса записать в боковик.

7) Названия объектов второго класса записать в средний ярус головки в III части таблицы.

8) Названия парных свойств записать в нижний ярус головки в III часть таблицы, повторив их для каждого объекта из среднего яруса.

9) Значения свойств записать в прографку.

Учащиеся выполняют подчеркивания и после проверки учителем заполняют «немую» таблицу. Причём при переходе к составлению более сложных таблиц учащиеся меняются местами: теперь второй учащийся выполняет подчеркивание, первый – заполняет таблицу.

4. Компьютерный практикум

Учитель: Финальная часть работы – нарисовать таблицу из последнего задания в текстовом редакторе операционной системы Windows.
Рисование таблицы сложного типа требует от учащихся владения многими операциями по созданию и редактированию таблиц: разбиение ячеек, объединение ячеек и др. Таким образом, учитель может адекватно оценить сформированность навыков учащихся.

По результатам работы учащиеся в паре получают вторую оценку. Домашнее задание: Л.Л. Босова. Информатика, 7кл.. Рабочая тетрадь. Стр. 51, №№28. 29, 31, 32.

Приложение: образец задания, выполненного учащимися.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows