System tool расширенная панель управления nvidia. Побеждаем Nvidia Optimus, или запуск игр на дискретном графическом ускорителе (обновлено)

System tool расширенная панель управления nvidia. Побеждаем Nvidia Optimus, или запуск игр на дискретном графическом ускорителе (обновлено)

09.04.2019

Уже давно на ноутбуки часто ставятся две видеокарты. Одна, слабая (интегрированная), может являться частью чипсета ноутбука или процессора, и предназначена больше для экономии энергии, когда не требуется высокая производительность, а вторая, посильнее (дискретная, nvidia или radeon) – используется для игр и тяжёлых приложений, требующих более серьёзной производительности.
Изменяется лишь принцип такого подхода. Сначала для переключения видеокарт необходимо было перезагружать ноутбук, потом- достаточно было нажатия специально предназначенной для этого кнопки на корпусе или в программе, при этом с изображением могли быть проблемы, вплоть до перезагрузки- т.к. происходило переключение драйвера и передача буфера картинки на другую карту.
Последнее веянье моды- автоматическое переключение видеокарт ноутбка в зависимости от нагрузки. В случае с графикой от nVidia такая технология получила название Optimus.

Технология, призванная упростить работу с ноутбуком и автоматизировать переключение видеокарт, на деле частенько оказывается проблемной-мощная дискретная видеокарта иногда не включается тогда, когда она нужна, и определить, какая карта работает в данный момент и какие приложения она готова обслуживать (т.е. когда же она включится)- бывает довольно сложно. Дело в том, что вывод картинки в таком случае (и при использовании дискретной, мощной видеокарты) происходит через встроенное intel-видео. Это необходимость и особенность реализации: так устраняется необходимость полного переключения драйвера и передачи картинки с одной видеокарты на другую.

Для системы такой подход идеален, для неё- есть одна рабочая видеокарта, никакого геморроя с определениями переключаемого оборудования, передачей буфера изображения. Для пользователя… с чисто пользовательской позиции- тоже отличный вариант: зачем знать, какая карта работает? Работает, и отлично. А вот когда это надо знать-это проблема. Никаких встроенных средств определения того, какой видеопроцессор используется для рендеринга прямо сейчас и именно в этой программе, до недавнего времени не существовало. В новых версиях драйвера nvidia работу дискретной карты легко увидеть - около часов внизу иконка покажет вам, используется ли дискретное видео,или нет. Однако так бывает не всегда, а в случае не новых ноутбуков- и тем более. Поэтому для того, чтоб увидеть, какая видокарта используется, и, что важнее, увидеть список приложений, для обработки которых используется эта видеокарта- используется nVidia Optimus Tools .
Скачать можно отсюда (letitbit) или отсюда (turbobit). Может, я дурак, но на офсайте я утилиту не нашёл,поэтому прямой ссылки дать не могу. В архиве две папки, одна –для 32-битной системы, вторая-для 64-х битной, и дополнительно GPU-Z- информационная утилита, дающая полную информацию о вашей видеокарте.

NVGPUStateViewer.exe (слева) - показывает текущее состояние nVidia GPU, включено или выключено.
NvOptimusTestViewer.exe (справа) – ставим галочку на “Show applications rendered by DGPU”, и видим список программ, рендеринг которых проходит с помощью чипа от nVidia.

И ещё два момента- nVidia Optimus НЕ ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ в WindowsXP и в Linux. Для XP- уже никогда и не будет, максимум, что можно сделать –это отключить эту технологию в bios-е (это возможно далеко не на всех ноутбуках, и вообще это редкость, и скорее встречается на старых моделях, где Optimus "не чистокровный"); для Linux-вероятность того, что решение с optimus будет, есть, но пока довольно маленькая. Существует проект "Bumblebee" , который позволяет пользователям линукса надеяться на исправление ситуации, но пока -это неполноценный аналог optimus, а суррогат с кучей проблем и оговорок.

Для того, чтоб запустить игру с определённой видеокартой - есть два варианта: правой кнопкой на иконку игры- выбираем "запустить с графическим процессором" - и там " Высокопроизводительный процессор Nvidia". Сейчас игра запустится запустится с помощью видеокарты nVidia.
Для того,чтоб не приходилось вручную выбирать видеокарту каждый раз при запуске- выберите там "изменить графический процессор по-умолчанию". Откроются настройки nVidia, где надо выбрать запускной файл из папки с игрой (.exe игры). Тут надо учесть, что некоторые игры требуют добавления в такой запуск не только одного экзешника игры, но и какого-то другого сопуствующего. Например, для Skyrim потребуется добавить файлы TESV.exe и skyrimlauncher.exe.

И ещё - хотите 3d на телевизоре? Фигушки. Optimus не поддерживает вывода 3d на внешние дисплеи, из-за того, что вывод картинки всегда осуществляется посредством карты от intel. Это причина, по которой интегрированную карту отключить не удастся.

Как дополнительный бонус- FAQ по Optimus от nVidia.

Вопрос: Технология Optimus доступна для дискретных видеокарт?
Ответ: Нет. Optimus предлагается только для конечных систем, таких как ноутбуки и ПК «всё-в-одном».
Вопрос: Есть ли потери производительности графических решений NVIDIA Optimus из-за необходимости выводить изображение через Intel IGP?
Ответ: Незначительные, ±3 %.
Вопрос: Будет ли NVIDIA выпускать комбинированные пакеты драйверов для Optimus GPU и Intel IGP?
Ответ: Нет, графический драйвер Optimus — отдельный пакет, подобно стандартному пакету драйверов NVIDIA. Графические процессоры Intel используют драйвер от Intel, драйверы Intel и NVIDIA могут обновляться независимо.
Вопрос: Optimus будет поддерживать технологию 3D Vision и на NVIDIA GPU, и на Intel IGP?
Ответ: Нет, 3D Vision доступен пока только для дисплеев, напрямую подключенных к дискретному графическому процессору NVIDIA.
Вопрос: Optimus поддерживает SLI?
Ответ: Нет, в настоящее время комбинации Optimus + SLI неподдерживаются.
Вопрос: Intel IGP и NVIDIA GPU работают одновременно в системах с Optimus? Они могут быть использованы для 3D рендеринга вместе? Ответ: Intel IGP активен всегда, как минимум он отвечает за изображение рабочего стола. Далее, драйвер Optimus для каждого приложения отдельно определяет, какой графический процессор использовать для его рендеринга. Так что возможна ситуация, когда часть 3D приложений исполняется на GPU, а часть — на IGP.
Вопрос: Как определить текущее состояние GPU (активен/выключен) в системе с Optimus?
Ответ: С точки зрения пользователя нет никаких особых примет для определения состояния GPU. Для операционной системы GPU выглядит доступным постоянно. Если GPU не используется для рендеринга и подключенные к нему дисплеи неактивны, программное обеспечение Optimus выключает GPU.
Вопрос: Как определить, GPU или IGP осуществляет рендеринг текущего приложения в системе с Optimus?
Ответ: С точки зрения пользователя нет никаких особых примет для определения того, какой графический процессор осуществляет рендеринг. В панели управления NVIDIA возможно настроить предпочтения для конкретного приложения, а также включить специальный интерфейс для выбора графического адаптера вручную. Для дисплеев, подключенных напрямую к GPU, рендеринг всегда осуществляет GPU.
Вопрос: Как понимать термины «IGP рендеринг» и «GPU рендеринг» применительно к приложениям в Optimus?
Ответ: В системах с Optimus графические или универсальные вычисления приложения могут выполняться на одном графическом процессоре, а результат показываться на другом. К примеру, на дисплей, подключенный к IGP, может выводиться как картинка, рассчитываемая IGP, так и картинка, рассчитываемая GPU. Выбор делается для каждого приложения отдельно и полностью скрыт от пользователя, хотя может быть настроен в панели NVIDIA. Для изображения на дисплеях, подключенных напрямую к GPU, рендеринг всегда осуществляет GPU.
Вопрос: Как понимать термины «IGP дисплей» и «GPU дисплей» применительно к приложениям в Optimus?
Ответ: IGP дисплей, как следует из определения, подключен к Intel IGP. Большинство дисплеев в системах с Optimus, включая панели ноутбуков, подключены как раз к IGP. На дисплеи IGP может выводиться как изображение IGP, так и изображение GPU, смотря который из них выбран Optimus для рендеринга приложения. GPU дисплеи подключены непосредственно к выходам дискретного графического процессора NVIDIA, и могут поддерживаться некоторыми системами, например для выхода HDMI в платформе PineTrail. Подготовка изображения приложений, выводимых на GPU дисплеи, всегда осуществляется на GPU.
Вопрос: Есть ли некий «рубильник», чтобы заставить все приложения считаться на IGP, или все — на GPU в платформе Optimus?
Ответ: Некоторые настройки предусмотрены лишь для конкретных случаев и не должны использоваться без повода. GPU и так всегда включается, когда в нём появляется нужда. Форсирование рендеринга на IGP может повлечь серьёзные последствия для производительности (например, какой-то видеоконтент не будет воспроизводиться) и будет запутывать пользователя различным поведением приложений от запуска к запуску. Основное преимущество Optimus как раз в сокрытии переходных процессов от пользователя.
Вопрос: Поддерживается ли защита контента HDCP в системах Optimus?
Ответ: Отношения HDCP устанавливаются между дисплеем и графическим процессором, к которому тот непосредственно подключен. Для IGP дисплеев процесс управляется самим IGP, NVIDIA к нему непричастна. Для GPU дисплеев всё решается стандартным механизмом хранения ключей шифрования, как и в обычных решениях NVIDIA.
Вопрос: Как сделана поддержка передачи звука [на дисплей] в платформе Optimus?
Ответ: За передачу звука отвечает тот графический адаптер, к которому непосредственно подключен дисплей. Аудиодрайвер NVIDIA не используется для подключений IGP, для подключений к GPU драйвер работает как и в любой системе с несколькими графическими адаптерами.
Вопрос: Как поддерживается воспроизведение видео в платформе Optimus?
Ответ: Возможности по работе с видео Intel IGP различаются между чипсетами. В то время как Arrandale поддерживает полное ускорение HD видео без сторонней помощи, PineTrail этим похвастаться не может. Когда NVIDIA GPU может обеспечить преимущества в вопросах производительности или энергопотребления, драйвер Optimus использует GPU для повышения удовлетворённости пользователя. Для дисплеев, подключенных к IGP, видео качества SD всегда обрабатывается IGP, как и HD на большинстве чипсетов, кроме PineTrail, где привлекается GPU. Если видео защищено от копирования, например воспроизведение с дисков Blu-ray, и декодируется на GPU, то для передачи на дисплей, подключенный к IGP, может производиться снижение качества до SD. Видео, выводимое на дисплеи, напрямую подключенные к GPU, всегда обрабатывается GPU.
Вопрос: Подключение дисплеев к выходам GPU влияет на его производительность для приложений, выводимых через IGP в платформе Optimus?
Ответ: Технология Optimus работает независимо от наличия подключенных к GPU дисплеев.
Вопрос: Какие комбинации дисплеев возможны между GPU и IGP в системе Optimus?
Ответ: Конфигурация дисплеев IGP целиком определяется самим IGP и его драйверами. От нуля до двух дисплеев, подключенных к IGP, может использоваться в любой момент времени. Если в системе реализованы выходы GPU, дополнительно поддерживается один GPU дисплей. Итого для двух видеоадаптеров поддерживается до трёх дисплеев одновременно. Windows не поддерживает режим клонирования изображения для дисплеев, подключенных к разным графическим адаптерам, только для дисплеев одного адаптера, так что для дисплеев всех адаптеров одновременно доступен лишь режим расширения рабочего стола.
Вопрос: Как управляется подключение дисплеев и установка видеорежимов в системах с Optimus?
Ответ: Если нет дисплеев, подключенных непосредственно к GPU, вся работа с дисплеями осуществляется драйвером Intel IGP. Если есть GPU дисплеи, будут вызываться и функции драйвера NVIDIA.
Вопрос: Какие выходы для подключения дисплея поддерживаются для GPU в платформе Optimus? Как определяется подключение дисплея к ним?
Ответ: В настоящее время поддерживается лишь HDMI, на основе спецификации определения подключения HDMI. Поддержка DisplayPort, DVI и VGA планируется в будущем, но может потребовать специальных аппаратных адаптаций (DDC MUX).
Вопрос: Optimus поддерживает общие (разделяемые) между графическими процессорами выходы для дисплеев, как Hybrid ?
Ответ: Нет, в Optimus каждый выход соединён лишь с одним графическим процессором. Однако, подобно Hybrid , платформа должна обеспечивать общее для IGP и GPU обнаружение подключений дисплеев, поскольку GPU может отключаться.

Представила новую версию фирменного программного продукта под названием System Tools. Утилита предназначена для тонкой настройки и разгона материнских плат на базе системной логики семейства nForce и видеокарт GeForce. Предоставляет функции мониторинга (температура, обороты вращения вентиляторов, напряжения) и изменения «тонких» настроек компонентов системы (обороты вращения вентиляторов, напряжения), используя для этого простой и понятный интерфейс. Может разгонять систему, а также проверять ее на стабильность при помощи специального мастера.

Все операции проделываются в среде операционных систем Windows без необходимости перегружать компьютер (кроме «авторазгона») и заходить в BIOS. В зависимости от моделей материнских плат возможности программы могут быть ограничены, в некоторых случаях значительно.


System Tools является наследником предыдущего варианта, известного под именем nTune.

Данный релиз официально поддерживает весь спектр системной логики nForce, начиная с четвертого поколения, и заканчивая седьмым. Правда функционально на более старых материнских платах будет несколько ограниченна, так как продукт рассчитан на последние решения семейства nForce 680/780/790. Кроме того, официально поддерживается ESA (Enthusiast System Architecture). Это открытый стандарт для управления блоками питания и системами охлаждения, который опять же продвигает nVIDIA ().



Программа состоит из нескольких модулей. Все они выполняют строго возложенные на них функции. Первый позволяет управлять аппаратными настройками и производить разгон. Второй является в большей степени трехмерным приложением, которое производит мониторинг состояния аппаратных компонентов компьютера. А третий позволяет через интернет проверить наличие последних доступных драйверов для устройств (опять же, производства nVIDIA).

Небольшое отступление:
Сначала абсолютно все ноутбуки имели только устройства вывода графики, которые вообще не поддерживали обработку 3D, а если и поддерживали, то из рук вон плохо.

Так например, в одном моем ноутбуке 2000 года выпуска стоял видеоадаптер NeoMagic, оснащенный всего лишь 2.5 мегабайтами видеопамяти и поддерживавший только режим D2D (на нем более-менее шла Diablo II), а во втором ноутбуке (2003 год) - S3 с 8 мегабайтами видеопамяти (с тормозами можно было поиграть в Counter Strike).

Впрочем, высокой графической производительности, особенно в играх, от них и не требовалось: ноутбуки были очень дорогими нишевыми продуктами для корпоративных пользователей, у которых были высокие требования к мобильности, а следовательно, приемлемого времени работы от аккумуляторных батарей.

Но годы шли, трехмерная графика активно завоевывала мир, а потом и ноутбуки стали становиться все более массовым и, что немаловажно, универсальным товаром.

Соответственно, использоваться они стали в самом широком кругу задач - от рядовых офисных до мультимедийных, и пользователей очень быстро перестала устраивать низкая эффективность встроенных в ноутбуки графических решений.

Производители стали усиливать графическую подсистему ноутбуков, появился даже класс аппаратов, так и называемый - игровые ноутбуки...

Но несложно догадаться, что энергопотребление таких ноутбуков очень сильно возросло, что негативно сказалось на времени их автономной работы. К слову, топовые ноутбуки Alienware от Dell, оснащаемые самым топовым на данный момент железом, в пике потребляют порядка 300 ватт. От батарей такой монстр явно долго не проработает.

Наметился раскол: ноутбук был либо мощным, но большим, тяжелым и с очень малым временем работы от батарей, либо маленьким, легким, с хорошим временем работы от батарей, но с низкой производительностью в играх.

Перед инженерами предстали сложные (и даже взаимоисключающие) задачи, а именно как одновременно сохранить длительное время работы от батарей и высокую графическую производительность.

В настоящее время такое решение есть: в ноутбуке имеется два видеоускорителя - чаще всего графическое ядро Intel HD Graphics и дискретный видеоускоритель от Nvidia, режим переключения которых можно выбрать в панели управления Nvidia:


Всего доступно 3 режима: Автовыбор , и Интегрированное графическое оборудование .

Если поставить Автовыбор , то теоретически система сама должна выбирать графический ускоритель в зависимости от нагрузки на графическую подсистему.

Можно выбрать один из режимов (по умолчанию стоит Автовыбор ); после выбора режима нажмите Применить . Может заработать сразу, а может потребоваться перезагрузка системы.

Несмотря на то, что в ноутбуках с технологией Nvidia Optimus имеется два графических устройства, изображение на монитор всегда выводится через интегрированный ускоритель, и отсюда следует особенность работы некоторых игр, которые просто не знают о существовании внешнего видео или по какой-то причине не могут получить к нему доступ.

В данной статье мы рассмотрим несколько способов принудительно запустить игры и приложения на дискретном видеочипе от Nvidia.

Штатные способы
А. Самый простой способ. Нажимаем правой кнопкой по ярлыку и выбираем Запустить с графическим процессором > Высокопроизводительный процессор Nvidia

Б. Программная привязка дискретного видео в настройках панели Nvidia.
1. В Панели управления Nvidia открываем Управление параметрами 3D и идем на вкладку Глобальные параметры , где выставляем Высокопроизводительный процессор Nvidia и жмем Применить .

Если требуется принудительно задействовать дискретное (равно как и интегрированное; я вынужден был назначить интегрированное видео на браузер FireFox, потому что при выборе дискретного ускорителя он начинал сыпать артефактами и вылетал с ошибками) видео только для определенных приложений, переходим на вкладку Программные настройки :


2. Жмем кнопку Добавить и указываем исполняемый файл игры, которую будем принудительно запускать с дискретным видео.
Частный случай - только для игр и приложений, использующих машину Java (например, Minecraft и другие). В список необходимо добавить не исполняемый файл игры, а саму машину Java. Для этого сперва нужно найти, откуда запускается файл javaw.exe. Например можно запустить диспетчер задач, перейти на вкладку Процессы , навести курсор на интересующий нас процесс, нажать правой кнопкой мыши и выбрать Свойства . В открывшемся окне будет указан путь. У меня javaw.exe лежит в папке C:\Windows\SysWOW64 (Windows 7 Максимальная 64 bit, Java 7SE 32 bit). После того, как местоположение файла будет известно, добавляем его, как было написано выше.

3. Выбираем из ниспадающего списка Высокопроизводительный процессор Nvidia .
4. Жмем кнопку Применить .
Возможно, заработает сразу, а возможно потребуется перезагрузить систему.

Если штатные способы не помогли, есть еще один - не очень очевидный, но вполне работоспособный.
1. Открываем Разрешение экрана :

2. Жмем кнопку Найти . Появится еще два монитора с надписями Другой экран не обнаружен :

3. Выбираем монитор, соответствующий дискретному видеоускорителю:

Для сравнения выбран монитор, соответствующий интегрированному видеоядру Intel HD Graphics:

4. Выбираем из ниспадающего списка Несколько экранов пункт Попытаться в любом случае подключиться к VGA , жмем кнопку Применить :

В результате получится следующее:

5. Выбираем Расширить эти экраны , жмем Применить , подтверждаем сохранение параметров:

Наблюдаем результат.
В настройках игр теперь доступны обе видеокарты.
Окно настроек TES: Skyrim:

И Dragon Age: Origins:

Стоит ли говорить, что игры теперь идут быстрее?

Виджет мониторинга видеокарты от 0rbmu2k теперь нормально определяет общий объем памяти, объем занятой памяти и загрузку GPU в процентах:

А вот окно настроек производительности Adobe Photoshop:

И окно настроек PTGui, в которой я собираю панорамы:

Даже на такой далеко не самой быстрой карточке, как GT630M с 1 гигабайтом памяти DDR3 на 128-битной шине, Photoshop очень быстро выполняет отрисовку изображения и инструментов. Так, например, рамка обрезки перемещается по изображению плавно, а не рывками, как если бы аппаратное ускорение не работало.
Сферические панорамы в PTGui с разрешением порядка 26000*13000 (двадцать шесть тысяч на тринадцать тысяч - это не опечатка) с активированным аппаратным ускорением сшиваются за считанные минуты, тогда как на центральном процессоре даже при использовании всех 8 потоков на сборку некоторых панорам уходило в среднем от 10-15 до 20-30 минут.

К слову, я играл в Crysis 2, добавив экзешник в Панель Nvidia по первому способу. Настройки графики с помощью твикера Crysis2AdvancedGraphicsOptions для комфортной игры пришлось поставить на самый минимум (оказалось, что Crysis 2 упорно запускался на ядре Intel HD4000). Теперь он спокойно идет на настройках Extreme (правда, с отключенной анизотропией).

Недостатками такого решения являются:
1. В системе имеется второй монитор, куда может уходить курсор, ярлыки, виджеты, окна и т. д.
2. Некоторые игры запускаются на втором невидимом мониторе.

И в заключение несколько слов о том, как вернуть настройки обратно:
1. Выбираем из ниспадающего списка Отобразить рабочий стол только на 1 :

Жмем кнопку Применить , подтверждаем сохранение параметров, видим следующее:

2. Выделяем второй монитор, выбираем Удалить этот монитор :

Жмем Применить .

Настройки отменены.

В комментариях поступил очень интересный вопрос от Родиона из Киева:
К сожалению, лично я зашел в тупик, ведь у меня монитор (телевизор) подключен НЕ через VGA!!! а через HDMI?, Соответственно, я не вижу того самого третьего расширенного экрана, понимаете?
У меня есть ЖК-Экран ноутбука, есть LCDTV, на который дублируется раб. стол.
К следствии того что описано в статье у меня появляется третий монитор, и при расширении на него рабочего стола я увожу окна вникуда. Что делать? Как заставить дискретную видяху выводить все напрямую на HDMI?

Постараюсь ответить и на него.
Методом (не)научного тыка нашел следующее.
Сперва выполняем все процедуры, описанные выше.
После того, как все сделано, нажимаем Подключение к проектору или WinKey (aka флажок) + P , как советует нам Windows:

Откроется панелька

Здесь выберите Дублировать . НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ВЫБИРАЙТЕ ТОЛЬКО ПРОЕКТОР!!! Иначе можете получить черный экран. Окон нет, курсор не бегает, нажатие на Escape и перезагрузка не помогает. Что же делать? Можно перезагрузиться в безопасный режим и удалить драйвер, а можно просто действовать вслепую - нажимаем WinKey + P, стрелку влево и Enter .

Если все сделано правильно, получаем следующее:

Может получиться такая вещь, что на экран уйдет изображение в неродном разрешении. Для этого выделяем каждый экран и проставляем желаемое разрешение для каждого из них. Не забываем подтверждать изменения настроек кнопкой Применить .

Чтобы отменить выполненные действия, снова нажимаем Подключение к проектору или WinKey + P и выбираем Расширить .

Компьютер мигнет экраном, и мониторы будут настроены так же, как в первой части этой статьи

Примечание: последний способ гарантированно работает только на Windows 7 . На Windows 10 гарантированно не работает . На Windows 8/8.1 работоспособность не проверялась.

За сим извольте откланяться. Надеюсь, что эта информация была кому-то полезной.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows