Нейросети: что это такое и как работает. Что может и чего не может нейросеть: пятиминутный гид для новичков. То есть все задачи очень прикладные

Нейросети: что это такое и как работает. Что может и чего не может нейросеть: пятиминутный гид для новичков. То есть все задачи очень прикладные

05.03.2019

Белорусский студент научил нейросеть узнавать персонажей «Игры престолов»

Двадцатилетний программист Павел Гончаров заканчивает четвертый курс Гомельского государственного технического университета имени Сухого, а после занятий обучает нейронные сети в крупной международной IT-компании Intervale. Первую половину дня молодой человек учится, а ближе к обеду приходит в офис, чтобы заниматься любимым делом. В интервью парень рассказал нам об опасности «восстания машин», искусственном интеллекте, безработице и котиках.

Нейросеть может обеспечить полную иллюзию общения

В настоящее время работаю над исследовательским проектом по созданию умного чат-бота. Его можно обучить общаться с клиентами на материале из соцсетей и форумов - там бесконечное количество речевых ситуаций.

- Ты сам это придумал или кто-то так уже делал?

Конечно, я не первый. Был случай, когда нейросеть обучали на форуме техподдержки Linux. В итоге она переписывалась с клиентом, подражая оператору, спрашивала IP-адрес, просила вводить команды. Получилась полная иллюзия живого общения!

- Такая же штука победила чемпиона по игре Го?

Нет, то была довольно сложная нейросеть AlphaGo. Прежде чем нейронные сети стали играть в игры, они долгое время развивались в виде теории. Концепцию сформулировали еще в 1940-х годах. Потом было написано много научных статей, но компьютеры еще не могли посчитать большие объемы информации.

- Нужны какие-то особые компьютеры?

С появлением видеокарт на архитектуре CUDA программисты стали обучать нейросети на обычных игровых компьютерах.

«Если программа только и делает, что ищет котиков на фотографиях, не стоит беспокоиться за судьбу человечества»

В прессе часто преувеличивают опасность нейросетей, боятся «восстания машин». Как считаешь, все и правда так плохо?

Возможности нейросети зависят от архитектуры. Например, сверточные сети подходят для изображений, а LSTM и GRU- для последовательностей. Есть самоорганизующиеся карты Кохонена, они умеют разделять данные по определенному признаку. Говоря простым языком, нейросети распознают картинки, тексты, классифицируют данные и даже пишут небольшие заметки. Если программа только и делает, что ищет котиков на фотографиях, не стоит беспокоиться за судьбу человечества.

- Может быть, журналисты намеренно поднимают шум, опасаясь потерять работу?

Возможно, копирайтеры и лишатся работы, но об исчезновении журналистики говорить пока рано. Нейросеть вполне способна прочитать несколько новостей на одну тему и оформить что-то похожее. В отличие от программы, реальный журналист может брать интервью, принимать ту или иную точку зрения, создавать уникальный контент. В конце концов, он осознает себя и понимает, что делает.

- А когда нейросеть осознáет себя?

Думаю, лет через пять. Другой вопрос - сколько ресурсов понадобится. Для победы в игре Го работало здание серверов.

- Странно, ведь нейросети копируют устройство нейронов в мозге, а он занимает не так много места.

Нейросеть - не копия, а упрощенная модель работы нейронов.

- Как она понимает, что нужно победить в игре?

Программе дается условие, которое необходимо выполнить, и наказание за действия, не способствующие достижению цели.

- В смысле - «наказание»? Месяц без интернета?

Это сложно объяснить. Допустим, если цель программы - получить некое максимальное значение, то каждый раз, когда мы будем мешать достичь результата, то есть отнимать что-то от финального значения, нейросеть воспримет это как наказание. Допустим, в настольной игре за «максимальное значение» можно принять удачные ходы, которые увеличивают вероятность победы.

«Нейронные сети пока недостаточно совершенны для серьезных военных задач или банковских операций с крупными суммами»

- Чему ты пробовал обучить нейронные сети?

В «Игре престолов» много действующих лиц, и сложно запомнить все имена. Как-то раз написал программу, которая читала «Песнь Льда и Пламени» Джорджа Мартина и определяла имена героев. Но в основном моя научная работа связана с классификацией сжатых данных, с изображениями.

Зачем Беларуси нейросети

В фильмах часто показывают, как всемогущие айтишники в недрах полицейских участков берут пиксельную фотографию, приближают неразборчивое лицо злодея и наводят резкость. Раньше такое было возможно только в кино. С нейросетями ситуация изменилась?

Разработаны программы, которые увеличивают разрешение изображения. Даже если картинка пиксельная и лицо едва различимо, можно достаточно точно восстановить оригинальное фото, хотя это очень далеко от киношной фантастики.

- Как это работает?

Люди постоянно находят знакомые черты в окружающих предметах: например, камень, похожий на лицо, или морозные узоры на стекле. В отличие от нас, нейронные сети могут запоминать миллионы таких соотношений и мгновенно находить общие черты.

- Слышал, специалисты по нейросетям востребованы в ЦЕРНе. Хотел бы переехать в Швейцарию?

Однажды я выступал с докладом в Томске на конференции, посвященной анализу Big Data, и там присутствовали сотрудники ЦЕРНа. Им действительно нужны программисты. В штате много физиков, но недостаточно айтишников: люди работают на устаревшем ПО и кто-то должен все это переписать. Может быть, удастся там поработать.

Большой адронный коллайдер. Фото: Максим Малиновский

- А в Беларуси есть спрос на таких специалистов?

Конечно, ведь по сравнению с обычными программистами нас очень мало. Я слышал, нейросети изучают в Институте проблем информатики, БГУИРе, может еще в БГУ. В Гомеле своей школы пока нет. В ГГТУ на моем курсе была только одна лекция по нейронным сетям. К счастью, есть ресурсы типа coursera.org с бесплатной регистрацией.

«Нейросеть плохо понимает речь: она может найти похожее изречение, провести параллели между словами и уловить какие-то связи, но полноценным разговором это сложно назвать»

- Где сегодня используются нейросети?

Везде: на заводах, в банках, в индустрии развлечений. На конференции в Томске общался с сотрудницей Лаборатории Касперского: они внедряют самообучающиеся системы для обнаружения вирусных атак. А вообще, нейронные сети пока недостаточно совершенны для серьезных военных задач или банковских операций с крупными суммами.

- А для медицины?

Тут победа за роботами. Например, приложение Kardia работает с небольшим устройством для ЭКГ размером с коробок спичек, которое нужно всегда носить с собой. Разработчики обучили нейронную сеть предсказывать проблемы с сердцем на основе полученных с устройства данных. По снимкам опухоли нейросеть ставит диагноз.

Почему бы тогда в больницах не сократить штат? Дешевле купить пару игровых видеокарт с обученными нейросетями, чем содержать персонал.

Потому что, в отличие от нейросети, врач способен обосновать свое решение.

- Если будут вопросы, можно обратиться к разработчику. Разве нет?

Он не возьмет на себя ответственность за ошибку программы. К тому же разработчики не знают, почему нейросеть принимает то или иное решение. Попытки объяснить их поведение продолжаются по сей день. Глубокие нейронные сети - это «черный ящик».

- Есть успехи?

Это как посмотреть… Благодаря изучению нейросети Deep Dream появилось приложение Prisma. Ученые пытались понять, что происходит в сердце нейросети. Изначально она умела только находить животных на фотографиях. Из нее вытащили коэффициенты и применили к изображениям в обратную сторону. На выходе снимки получались собранными из лап, глаз, шерсти животных.

- А при чем здесь Prisma?

Она работает по тому же принципу, только вместо фотографий животных через нейросеть пропустили картины в разных художественных стилях. Им удалось извлечь цифровой эквивалент того, что называется художественным направлением, «почерком» или манерой отдельно взятого художника. Теперь миллионы девушек в Instagram делятся собственными портретами в исполнении знаменитых художников.

Искусственный интеллект - добро или зло?

- Есть профессия, которую нельзя заменить нейросетями?

Пока что это все, что связано с личным общением. Нейросеть плохо понимает речь: она может найти похожее изречение, провести параллели между словами и уловить какие-то связи, но полноценным разговором это сложно назвать.

- То есть сарказм роботам недоступен?

Если при обучении указать, что в одних предложениях есть сарказм, а в других нет, то нейросеть в процессе тренировки запомнит нужные зависимости. Это позволит находить сарказм и определять его степень. Когда я устраивался на работу, мне дали задачу написать программу для анализа эмоционального состояния клиента кол-центра. Думаю, ее можно перевести в режим «сарказм / не сарказм».

«Даже если появится развитый искусственный интеллект, он будет таким, как мы захотим. О том, что такое „хорошо“ и что такое „плохо“, он узнает от нас»

- Помимо операторов кол-центров и копирайтеров кто потеряет работу в ближайшие годы?

Рискуют все, кто связан со ставками и прогнозированием, например брокеры и бизнес-аналитики. Возможно, в подобных процессах машина просто упростит работу, а человек должен будет вмешиваться и контролировать. Но даже в этом случае рынок перестанет нуждаться в огромном количестве специалистов в ближайшие пять лет. Если говорить о десятилетиях, с развитием нейросетей исчезнут многие профессии.

По некоторым прогнозам, к 2050 году нейросети займут чуть ли не половину рабочих мест на планете. Что делать миллионам людей, которые лишатся работы через 20-30 лет?

Получать безусловный доход, который уже пробуют выплачивать в развитых странах. Машины будут работать на нас и производить все необходимые блага. Роботу не нужны деньги, у него нет корысти и амбиций. Даже если появится развитый искусственный интеллект, он будет таким, как мы захотим. О том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», он узнает от нас.

- А если ИИ посчитает, что человечество - это плохо?

Опасения могут свести на нет любую инновацию: атомная энергетика - это ядерная бомба, электричество - это электрошокеры и так далее. Если ничего не делать, то ничего не произойдет, а если делать хоть что-то, всегда будет вероятность хорошего и плохого исхода. Я считаю, нельзя отказываться от прогресса.

- Но к интернету продвинутый ИИ подключать не стоит?

Знакомый ранее только по фантастическим книгам термин нейросеть в последние годы постепенно и незаметно вошел в общественную жизнь как неотъемлемая часть новейших научных разработок. Конечно, уже довольно давно люди, задействованные в индустрии игростроения, знали, что это - нейросеть. Но в наши дни термин встречается всем, его знают и понимают широкие массы. Несомненно, это свидетельствует о том, что наука стала ближе к реальной жизни, а в будущем нас ждут новые прорывы. И все же, что это - нейросеть? Попробуем разобраться со значением слова.

Настоящее и будущее

В прежние времена нейросеть, Хорт и попаданцы в космос были тесно связанными понятиями, ведь встретиться с искусственным интеллектом, обладающим способностями, значительно превосходящими простую машину, можно было только в фантастическом мире, возникающем в фантазии некоторых авторов. И все же тенденции таковы, что в последнее время вокруг обычного человека в реальности появляется все больше тех предметов, которые раньше упоминались только в фантастической литературе. Это позволяет говорить о том, что даже самый бурный полет фантазии, возможно, рано или поздно найдет себе эквивалент в реальности. Книги о попаданцах, нейросетях уже сейчас имеют больше общего с реальностью, чем лет десять тому назад, и кто знает, что будет еще через десятилетие?

Нейросеть в современных реалиях - это технология, позволяющая опознавать людей, имея в своем распоряжении лишь фотографию. Искусственный интеллект вполне способен управлять машиной, может сыграть и выиграть партию в покер. Более того, нейросети - это новые пути для совершения научных открытий, позволяющие прибегать к ранее невозможным вычислительным возможностям. Это дает уникальные шансы для познания мира уже сегодня. Впрочем, только из новостных сводок, оповещающих о новейших открытиях, редко понятно нейросеть - это что такое. Считать ли этот термин применимым к программе, машине или же комплексу серверов?

Общее представление

Как видно из самого термина "нейросеть" (фото, представленные в этой статье, также позволяют это понять) - это такая структура, которую конструировали по аналогии с логикой работы человеческого мозга. Конечно, скопировать полностью биологическое строение столь высокого уровня сложности в настоящий момент не представляется реальным, но ученые уже смогли ощутимо приблизиться к решению поставленной задачи. Скажем, довольно эффективны созданные в последнее время нейросети. Хорт и другие писатели, издававшие фантастические сочинения, вряд ли на момент написания своих произведений знали, что наука сможет уже к нынешнему году шагнуть так далеко вперед.

Особенность человеческого мозга в том, что это структура из многочисленных элементов, между которыми постоянно передается информация через нейроны. Фактически новые нейросети - это тоже подобные структуры, где электрические импульсы обеспечивают обмен актуальными данными. Словом, прямо как в мозге человека. И все же непонятно: если ли отличие от обычного компьютера? Ведь машина, как известно, тоже создана из деталей, данные между которыми переходят посредством электрического тока. В нейросетях все обычно выглядит феерично - огромные или крохотные машины, при одном взгляде на которые герои понимают, с чем имеют дело. А вот в реальности пока ситуация складывается иначе.

Как это строится?

Как видно из научных работ, посвященных нейросетям («Попаданцы в космос», к сожалению, к этой категории не относятся, какими бы увлекательными они ни были), идея в наиболее прогрессивной структуре в области искусственного интеллекта, в создании сложной структуры, отдельные части которой очень просты. Фактически, проводя параллель с человеком, можно найти сходство: скажем, только один участок мозга млекопитающего не обладает большими способностями, возможностями, не может обеспечивать разумное поведение. А вот когда речь идет о человеке в целом, то такое существо спокойно проходит тест на уровень интеллекта без особенных проблем.

Несмотря на указанное сходство, аналогичный подход к еще несколько лет тому назад подвергался остракизму. Это видно и из научных работ, и из фантастических книг про нейросеть («Попаданцы в космос», упомянутые выше, к примеру). Между прочим, в некоторой степени даже высказывания Цицерона можно связать с современной идеей нейросетей: он в свое время довольно едко предложил обезьянкам кидать в воздух написанные на жетонах буквы, дабы рано или поздно из них сложился осмысленный текст. И только 21 столетие показало, что подобное ехидство было совершенно неоправданным. Нейросеть и фантастика разошлись разными путями: если армии обезьянок дать множество жетонов, они не только создадут богатый смыслом текст, но и власть над миром получат.

Сила - в единстве, брат

Как удалось узнать из многочисленных экспериментов, обучение нейросети тогда приводит к успеху, когда сам объект включает в себя огромное количество элементов. Как шутят ученые, фактически нейронную сеть можно собрать из чего угодно, хоть из коробков со спичками, так как основная идея - комплекс правил, которым подчиняется полученное сообщество. Обычно правила довольно простые, но позволяют контролировать процесс обработки данных. В такой ситуации нейроном (правда, искусственным) будет вовсе не прибор, не сложная структура или непонятая система, а арифметические действия, довольно простые, реализуемые с минимальной затратой энергии. Официально в науке искусственные нейроны получили наименование «перцептроны». Нейросети («Попаданцы в космос» хорошо это иллюстрируют) в представлении некоторых авторов научных произведений должны быть гораздо сложнее, но современная наука показывает, что простота тоже дает превосходный результат.

Работа искусственного нейрона проста: на вход подаются числа, вычисляется ценность для каждого информационного блока, результаты складываются, на выходе формируется единица или значение «-1». Хотелось ли читателю хоть раз оказаться среди попаданцев? Нейросети в реальности работают совершенно иначе, по крайней мере в настоящий момент времени, поэтому, представляя себя в фантастическом произведении, не стоит забывать об этом. Фактически современный человек может работать с искусственным интеллектом, к примеру, так: можно показать картинку, и электронная система будет отвечать на вопрос «или - или». Предположим, что человек задает системе координаты одной точки и спрашивает, что изображено - земля или, скажем, небо. Проанализировав информацию, система выдает ответ - вполне возможно, неверный (зависит от совершенства ИИ).

Пальцем в небо

Как видно из логики работы современной нейросети, каждый элемент ее занимается тем, что пытается угадать правильный ответ на заданный системе вопрос. Точности в этом случае мало, результат сравним с итогом подбрасывания монеты. Но реальная научная работа начинается, когда приходит время обучения нейросети. Космос, освоение новых миров, проникновение в суть физических законов нашей вселенной (на что рассчитывают современные ученые, применяя нейросети) станет открытым именно в тот момент, когда искусственный интеллект будет обучаться с гораздо большей эффективностью и результативностью, нежели человек.

Дело в том, что человек, который задает системе вопрос, знает правильный ответ на него. Значит, можно записать его в информационные блоки программы. Перцептрон, давший правильный ответ, приобретает ценность, а вот ответивший неверно - теряет ее, получая штраф. Каждый новый цикл запуска программы имеет отличия от предыдущего из-за изменения в уровне ценности. Возвращаясь к предыдущему примеру: рано или поздно программа научится четко различать, где земля, где космос. Нейросети учатся тем эффективнее, чем корректнее составлена программа изучения - а ее формирование стоит современным ученым немалых усилий. В рамках поставленной ранее задачи: если нейросети предоставить на анализ другую фотографию, вероятно, она не сразу сможет обработать ее точно, но, на основании полученных в ходе обучения ранее данных, точно сообразит, где земля, а где - облака, космос или что-то еще.

Применение идеи в реальности

Конечно, в реальности нейросети гораздо сложнее, нежели описаны выше, хотя сам принцип сохраняется. Основная задача элементов, из которых сформирована нейронная сеть - систематизировать числовую информацию. При сочетании обилия элементов задача усложняется, поскольку входная информация может быть не извне, а от перцептрона, уже выполнившего свою работу по систематизации.

Если вернуться к задаче выше, то внутри нейросети можно придумать такие процессы: один нейрон отличает синие пиксели от других, другой обрабатывает координаты, третий анализирует полученные первыми двумя данные, на основании чего принимает решение о том, земля или небо в заданной точке. Причем сортировку на синие и прочие пиксели можно доверить одновременно нескольким нейронам, а полученную ими информацию суммировать. Те перцептроны, которые дадут лучший и более точный результат, получат по итогам премию в виде большей ценности, и их результаты при повторной обработке любой задачи будут приоритетными. Конечно, нейронная сеть получается исключительно объемная, а информация, обрабатываемая в ней, будет и вовсе неподъемной горой, зато удастся учесть и проанализировать ошибки и предупредить их в будущем. Во многом основанные на нейросети импланты, присутствующие во многих фантастических книгах, работают по такому принципу (если, конечно, авторы утруждают себя размышлениями над принципом работы).

Исторические вехи

Это может удивить неспециалиста, но первые нейронные сети появились еще в 1958 году. Это обусловлено тем, что устройство искусственных нейронов сходно с другими компьютерными элементами, между которыми информация передается в формате двоичной системы счисления. Под конец шестидесятых была изобретена машина, получившая наименование «Марк I Перцептрон», в которой были реализованы принципы нейросетей. Это означает, что первая нейронная сеть появилась всего через десятилетие после конструирования первого компьютера.

Первые нейроны первой нейросети состояли из резисторов, радиоламп (в тот период еще не было разработано такого кода, которым могут пользоваться современные ученые). Работа с нейросетью была задачей Френка Розенблатта, создавшего двухслойную сеть. Для передачи внешних данных в сеть использовался экран разрешением 400 точек. Машина вскоре смогла опознавать геометрические фигуры. Уже это позволило предположить, что, при совершенствовании технических решений, нейросети могут научиться читать буквы. И кто знает, чему еще?

Первая нейросеть

Как видно из истории, Розенблатт буквально горел своим делом, ориентировался в нем на отлично, был специалистом в нейрофизиологии. Он был автором увлекательного и пользовавшегося популярностью университетского курса, в рамках которого всякий желающий мог понять, каким образом реализовать человеческий мозг в техническом воплощении. Уже тогда ученое сообщество надеялось, что в скором времени будут реальные возможности формировать разумных роботов, способных передвигаться, говорить, формировать аналогичные себе системы. Кто знает, может эти роботы отправились бы на колонизацию иных планет?

Розентблатт был энтузиастом, и его можно понять. Ученые считали, что искусственный интеллект можно реализовать, если полностью воплотить в машине математическую логику. В этот момент уже существовал Азимов популяризовал идею роботехники. Научное сообщество было убеждено, что освоение Вселенной - вопрос времени.

Скептицизм оправдался

Уже в шестидесятых находились такие ученые, которые спорили и с Розенблаттом, и с другими великими умами, работавшими над искусственным интеллектом. Довольно точное представление об их логике измышлений можно получить из публикаций Марвина Минского, известного в своей области. К слову сказать, известно, что о способностях Минского высоко отзывались Стенли Кубрик (Минский помогал ему в работе над «Космической одиссеей»). Минский не был против создания нейронных сетей, о чем свидетельствует и фильм Кубрика, да и в рамках своей научной карьеры он занимался обучением машин еще в пятидесятых. Тем не менее Минский категорично относился к ошибочным мнениям, критиковал надежды, для которых в тот момент еще не было прочного основания. К слову сказать, Марвин из книг назван именно в честь Минского.

Критика нейросетей и подхода того времени систематизирована в издании «Перцептрон», датированном 1969 годом. Именно эта книга у многих буквально на корню убила интерес к нейронным сетям, ведь ученый с отличной репутацией наглядно показал, что «Марк Первый» имеет ряд изъянов. Во-первых, наличие всего лишь двух слоев было явно недостаточным, и машина умела слишком мало, несмотря на свои гигантские размеры и огромный расход энергии. Второй пункт критики был посвящен алгоритмам, разработанным Розенблаттом для обучения сети. По мнению Минского, с высокой вероятностью терялась информация об ошибках, и нужный слой просто не получал полного объема данных для корректного анализа ситуации.

Дело встало

Несмотря на то что основной идеей Минского было указать коллегам на ошибки, чтобы стимулировать их на усовершенствование разработки, ситуация сложилась иначе. Розенблатт умер в 1971 году, и продолжать его дело оказалось некому. В этот период началась эпоха компьютеров, и эта сфера техники шла вперед огромными шагами. Лучшие умы в области математики и информатики были задействованы в этом секторе, а искусственный интеллект казался неразумным разбрасыванием сил и средств.

Нейросети не привлекали внимание научного сообщества больше десятилетия. Перелом произошел, когда в моду вошел киберпанк. Удалось обнаружить формулы, по которым можно с высокой точностью считать ошибки. В 1986 году проблема, сформулированная Минским, нашла уже третье решение (все три были разработаны независимыми друг от друга группами ученых), и именно его обнаружение подтолкнуло энтузиастов на освоение нового поля: работа над нейросетями снова активизировалась. Впрочем, термин перцептроны незаметно подменили на когнитивные вычисления, избавились от экспериментальных приборов, стали пользоваться кодированием, применяя самые эффективные методики программирования. Всего несколько лет, и нейроны уже собраны в сложные структуры, способные справляться с довольно серьезными задачами. Со временем удалось, к примеру, создать программы для чтения человеческого почерка. Появились первые сети, способные к самообучению, то есть самостоятельно находившие правильные ответы, без подсказки от управляющего компьютером человека. Нейросети нашли себе применение на практике. Например, именно на них построены опознающие на чеках числа программы, применяемые в банковских структурах в Америке.

Вперед семимильными шагами

В 90-х годах стало ясно, что ключевая особенность нейросетей, требующая особенного внимания ученых, это способность исследовать заданную область в поисках правильного решения без подсказки со стороны человека. Программа применяет метод проб, ошибок, на основании которых создаёт поведенческие правила.

Этот период ознаменовался всплеском интереса общественности к самодельным роботам. Конструкторы-энтузиасты из разных уголков планеты начали активно конструировать собственных роботов, способных к обучению. В 1997 году это показало первый действительно серьезный успех на мировом уровне: компьютер впервые обыграл самого лучшего шахматиста мира - Гарри Каспарова. Впрочем, к концу девяностых ученые пришли ко мнению, что достигли потолка, и искусственный интеллект дальше расти не может. Более того, хорошо оптимизированный алгоритм гораздо эффективнее любой нейронной сети решает те же задачи. Некоторые функции остались за нейросетями, например, опознавание архивных текстов, но ничего сложнее доступно не было. В основном, как говорят современные ученые, не хватало технических возможностей.

Наше время

Нейросети в наши дни - это способ решения самых сложных задач методом «решение найдется само». Фактически это не связано с какой-то научной революцией, просто современные ученые, светила мира программирования, имеют доступ к мощной технике, позволяющей реализовывать на практике то, что человек раньше мог только лишь вообразить себе в общих чертах. Возвращаясь к фразе Цицерона про обезьянок и жетоны: если к животным приставить того, кто будет давать им награду за правильную фразу, они не просто осмысленный текст создадут, но напишут новую «Войну и мир», причем не хуже.

Нейросети наших дней стоят на вооружении крупнейших компаний, работающих в области информационных технологий. Это многослойные нейронные сети, реализованные посредством мощных серверов, пользующиеся возможностями всемирной паутины, массивами информации, накопленными за последние десятилетия.

Все еще радуешься ярким картинкам и узнавалкам лиц? Есть плохая новость.

Все вокруг только и говорят, что о нейросетях: Prisma, MSQRD, AlphaGo… Все это кажется таким новым, невероятным, забавным. Но мало кто понимает, что такое нейронная сеть, каковы ее возможности и к чему широкое распространение таких решений приведет в достаточно скором будущем.

Как устроена искусственная нейросеть


Нейронная сеть представляет собой математическую модель, которую проще всего представить себе в виде слоистой структуры однотипных элементов.

Первый «слой» отвечает за получение входящей информации, а все последующие, которых могут быть десятки, за обработку все более и более абстрактных представлений этих данных, пока в конце концов эти представления не превращаются в некий выходной сигнал, который и является результатом работы всей системы.

Как работает нейросеть


Самой очевидной задачей для нейросети является распознавание изображений. Допустим, мы загрузили фотографию автомобиля. Говоря по-простому, элементы первого уровня в состоянии лишь отличить прямую линию от изогнутой, светлый элемент от темного.

Следующий слой на основе полученных «примитивов» пытается делать выводы о смысле тех или иных отдельных элементов картинки и так далее, пока последний слой элементов не «приходит к выводу», что на изображении автомобиль или нечто иное.

Самое интересное здесь то, что нейросеть не программируется привычным образом, а обучается на огромном количестве примеров - изображений котят, автомобилей, картин великих художников и бог знает, чего еще.

Делая поочередно то правильные, то неправильные выводы, она постепенно повышает процент «попаданий», пока он не достигает требуемого значения. Если нейросеть достаточно сложна, к этому моменту даже ее создатели и «тренеры» уже не в состоянии сказать, как именно она решила поставленную задачу. Классический «черный ящик» .

Почему нейросети «выстрелили» именно сейчас

Большая часть теоретических работ, легших в основу нейросетей, были написаны еще полвека назад, однако для практического применения этих идей не было необходимой почвы. В последние годы далеко вперед шагнула неврология, неплохо разобравшаяся в принципах работы зрительной коры мозга. А производительность компьютеров достигла уровня, необходимого для моделирования иерархических нейронных структур.

Очень кстати пришелся созданный в начале 2000-х метод «глубинного обучения» (Deep Learning ). Он позволил резко сократить время обучения нейросети.

Впрочем, все это так и осталось бы уделом высоколобых ученых из университетов, если бы однажды кому-то не пришло в голову запустить нейросеть «задом наперед».

Как работает Prisma, Google Deep Dream и прочие

Это очень упрощенное представление, но дело обстоит именно так. Предварительно обученной на том или ином наборе изображений нейронной сети «скармливают» фотографию не с целью ее распознать, а наоборот - с целью выявить и подчеркнуть на ней те элементы, которые система «помнит» после обучения. Многократное повторение этой операции и дает тот самый результат, который так понравился тебе в Prisma .

В зависимости от того, на картинах какого художника обучена система, фотография весьма эффектно подгоняется под его уникальный стиль. Да, это массовый продукт, лишенный какой-либо научной ценности. Мода на него пройдет так же быстро, как и на все остальное. Но нейросети останутся и будут все шире распространяться вокруг нас. Незаметно и стремительно.

Почему мы слышим только о картинках

Причин ровно две и обе банальны. Во-первых, именно фокусы с картинками привлекают к себе больше всего внимания. Некоторые слышали об AlphaGo , но с популярностью Prisma величайшему в мире игроку в го не сравниться. Решение сложных задач в области автоматизации как-то не попадают в сферу интересов массовой аудитории.

Во-вторых, именно в области изображений обучать нейронные сети проще всего - существуют поистине гигантские библиотеки тегированных изображений вроде ImageNet , на которых можно быстро обучить нейросеть любого назначения .

Что нам дают нейросети

Прелесть в том, что нейронную сеть можно обучить на любом наборе данных - надо лишь дать ей понять, какой результат ее работы будет считаться правильным. А значит, доверить ей можно чуть ли не любую задачу.

Далеко за примерами ходить не надо: недавно специалисты Яндекса поставили весьма показательный эксперимент, записав неофициальный музыкальный альбом, текст песен которого полностью создан нейросетью и стилизован под творчество Егора Летова и группы «Гражданская оборона».

Есть и более серьезные успехи. Впечатляющих результатов удалось достичь в области медицинской диагностики - нейросеть ставит диагнозы лучше врачей . Не будем углубляться в детали, достаточно загуглить «нейросеть медицинская диагностика». Голосовой поиск Google использует нейросети, и именно благодаря им удалось добиться резкого повышения качества работы сервиса. И это лишь начало длинного списка.

Что будет, если поставить нейросеть наблюдать за работой специалиста? Спустя какое-то время она будет способна выполнять те же действия, только лучше . И это не та автоматизация, к которой мы привыкли, когда болванка, лежащая не под нужным углом к камере, приводит робота в полную растерянность. Это будет концом целых профессий.

Куда мы катимся

Катимся мы примерно туда же, куда катился мир во времена Промышленной революции. Новые средства производства сделают ненужными миллионы рабочих мест. Начнется все с переводчиков (дайте только обучить нейросеть на достаточном объеме синхронизированных текстов), сотрудников колл-центров (распознавание речи и гибкие диалоговые скрипты), охранников (распознавание лиц и нетипичного поведения), водителей (да-да, те самые автопилоты) и так далее.

Со временем все больше профессий будут вовлекаться в воронку автоматизации. Надо быть очень самоуверенным человеком, чтобы полагать, будто это не коснется и тебя. Или нас.

Что нас тогда ждет? Вероятно, безусловный базовый доход , массовая безработица и ожидание, пока нейросети не разовьются настолько, чтобы полностью взять на себя заботу о своих некогда таких самостоятельных создателях.

В первой половине 2016 года мир услышал о множестве разработок в области нейронных сетей - свои алгоритмы демонстрировали Google (сеть-игрок в го AlphaGo), Microsoft (ряд сервисов для идентификации изображений), стартапы MSQRD, Prisma и другие.

В закладки

Редакция сайт рассказывает, что из себя представляют нейронные сети, для чего они нужны, почему захватили планету именно сейчас, а не годами раньше или позже, сколько на них можно заработать и кто является основными игроками рынка. Своими мнениями также поделились эксперты из МФТИ, «Яндекса», Mail.Ru Group и Microsoft.

Что собой представляют нейронные сети и какие задачи они могут решать

Нейронные сети - одно из направлений в разработке систем искусственного интеллекта. Идея заключается в том, чтобы максимально близко смоделировать работу человеческой нервной системы - а именно, её способности к обучению и исправлению ошибок. В этом состоит главная особенность любой нейронной сети - она способна самостоятельно обучаться и действовать на основании предыдущего опыта, с каждым разом делая всё меньше ошибок.

Нейросеть имитирует не только деятельность, но и структуру нервной системы человека. Такая сеть состоит из большого числа отдельных вычислительных элементов («нейронов»). В большинстве случаев каждый «нейрон» относится к определённому слою сети. Входные данные последовательно проходят обработку на всех слоях сети. Параметры каждого «нейрона» могут изменяться в зависимости от результатов, полученных на предыдущих наборах входных данных, изменяя таким образом и порядок работы всей системы.

Руководитель направления «Поиск Mail.ru» в Mail.Ru Group Андрей Калинин отмечает, что нейронные сети способны решать такие же задачи, как и другие алгоритмы машинного обучения, разница заключается лишь в подходе к обучению.

Все задачи, которые могут решать нейронные сети, так или иначе связаны с обучением. Среди основных областей применения нейронных сетей - прогнозирование, принятие решений, распознавание образов, оптимизация, анализ данных.

Директор программ технологического сотрудничества Microsoft в России Влад Шершульский замечает, что сейчас нейросети применяются повсеместно: «Например, многие крупные интернет-сайты используют их, чтобы сделать реакцию на поведение пользователей более естественной и полезной своей аудитории. Нейросети лежат в основе большинства современных систем распознавания и синтеза речи, а также распознавания и обработки изображений. Они применяются в некоторых системах навигации, будь то промышленные роботы или беспилотные автомобили. Алгоритмы на основе нейросетей защищают информационные системы от атак злоумышленников и помогают выявлять незаконный контент в сети».

В ближайшей перспективе (5-10 лет), полагает Шершульский, нейронные сети будут использоваться ещё шире:

Представьте себе сельскохозяйственный комбайн, исполнительные механизмы которого снабжены множеством видеокамер. Он делает пять тысяч снимков в минуту каждого растения в полосе своей траектории и, используя нейросеть, анализирует - не сорняк ли это, не поражено ли оно болезнью или вредителями. И обрабатывает каждое растение индивидуально. Фантастика? Уже не совсем. А через пять лет может стать нормой. - Влад Шершульский, Microsoft

Заведующий лабораторией нейронных систем и глубокого обучения Центра живых систем МФТИ Михаил Бурцев приводит предположительную карту развития нейронных сетей на 2016-2018 годы:

  • системы распознавания и классификации объектов на изображениях;
  • голосовые интерфейсы взаимодействия для интернета вещей;
  • системы мониторинга качества обслуживания в колл-центрах;
  • системы выявления неполадок (в том числе, предсказывающие время технического обслуживания), аномалий, кибер-физических угроз;
  • системы интеллектуальной безопасности и мониторинга;
  • замена ботами части функций операторов колл-центров;
  • системы видеоаналитики;
  • самообучающиеся системы, оптимизирующие управление материальными потоками или расположение объектов (на складах, транспорте);
  • интеллектуальные, самообучающиеся системы управления производственными процессами и устройствами (в том числе, робототехнические);
  • появление систем универсального перевода «на лету» для конференций и персонального использования;
  • появление ботов-консультантов технической поддержки или персональных ассистентов, по функциям близким к человеку.

Директор по распространению технологий «Яндекса» Григорий Бакунов считает, что основой для распространения нейросетей в ближайшие пять лет станет способность таких систем к принятию различных решений: «Главное, что сейчас делают нейронные сети для человека, - избавляют его от излишнего принятия решений. Так что их можно использовать практически везде, где принимаются не слишком интеллектуальные решения живым человеком. В следующие пять лет будет эксплуатироваться именно этот навык, который заменит принятие решений человеком на простой автомат».

Почему нейронные сети стали так популярны именно сейчас

Учёные занимаются разработкой искусственных нейронных сетей более 70 лет. Первую попытку формализовать нейронную сеть относят к 1943 году, когда два американских учёных (Уоррен Мак-Каллок и Уолтер Питтс) представили статью о логическом исчислении человеческих идей и нервной активности.

Однако до недавнего времени, говорит Андрей Калинин из Mail.Ru Group, скорость работы нейросетей была слишком низкой, чтобы они могли получить широкое распространение, и поэтому такие системы в основном использовались в разработках, связанных с компьютерным зрением, а в остальных областях применялись другие алгоритмы машинного обучения.

Трудоёмкая и длительная часть процесса разработки нейронной сети - её обучение. Для того, чтобы нейронная сеть могла корректно решать поставленные задачи, требуется «прогнать» её работу на десятках миллионов наборов входных данных. Именно с появлением различных технологий ускоренного обучения и связывают распространение нейросетей Андрей Калинин и Григорий Бакунов.

Главное, что произошло сейчас, - появились разные уловки, которые позволяют делать нейронные сети, значительно меньше подверженные переобучению.- Григорий Бакунов, «Яндекс»

«Во-первых, появился большой и общедоступный массив размеченных картинок (ImageNet), на которых можно обучаться. Во-вторых, современные видеокарты позволяют в сотни раз быстрее обучать нейросети и их использовать. В-третьих, появились готовые, предобученные нейросети, распознающие образы, на основании которых можно делать свои приложения, не занимаясь длительной подготовкой нейросети к работе. Всё это обеспечивает очень мощное развитие нейросетей именно в области распознавания образов», - замечает Калинин.

Каковы объёмы рынка нейронных сетей

«Очень легко посчитать. Можно взять любую область, в которой используется низкоквалифицированный труд, - например, работу операторов колл-центров - и просто вычесть все людские ресурсы. Я бы сказал, что речь идет о многомиллиардном рынке даже в рамках отдельной страны. Какое количество людей в мире задействовано на низкоквалифицированной работе, можно легко понять. Так что даже очень абстрактно говоря, думаю, речь идет о стомиллиардном рынке во всем мире», - говорит директор по распространению технологий «Яндекса» Григорий Бакунов.

По некоторым оценкам, больше половины профессий будет автоматизировано – это и есть максимальный объём, на который может быть увеличен рынок алгоритмов машинного обучения (и нейронных сетей в частности).- Андрей Калинин, Mail.Ru Group

«Алгоритмы машинного обучения - это следующий шаг в автоматизации любых процессов, в разработке любого программного обеспечения. Поэтому рынок как минимум совпадает со всем рынком ПО, а, скорее, превосходит его, потому что становится возможно делать новые интеллектуальные решения, недоступные старому ПО», - продолжает руководитель направления «Поиск Mail.ru» в Mail.Ru Group Андрей Калинин.

Зачем разработчики нейронных сетей создают мобильные приложения для массового рынка

В последние несколько месяцев на рынке появилось сразу несколько громких развлекательных проектов, использующих нейронные сети - это и популярный видеосервис , который социальная сеть Facebook, и российские приложения для обработки снимков (в июне инвестиции от Mail.Ru Group) и и другие.

Способности собственных нейронных сетей демонстрировали и Google (технология AlphaGo выиграла у чемпиона в го; в марте 2016 года корпорация продала на аукционе 29 картин, нарисованных нейросетями и так далее), и Microsoft (проект CaptionBot , распознающий изображения на снимках и автоматически генерирующий подписи к ним; проект WhatDog , по фотографии определяющий породу собаки; сервис HowOld , определяющий возраст человека на снимке и так далее), и «Яндекс» (в июне команда встроила в приложение «Авто.ру» сервис для распознавания автомобилей на снимках; представила записанный нейросетями музыкальный альбом; в мае создала проект LikeMo.net для рисования в стиле известных художников).

Такие развлекательные сервисы создаются скорее не для решения глобальных задач, на которые и нацелены нейросети, а для демонстрации способностей нейронной сети и проведения её обучения.

«Игры - характерная особенность нашего поведения как биологического вида. С одной стороны, на игровых ситуациях можно смоделировать практически все типичные сценарии человеческого поведения, а с другой - и создатели игр и, особенно, игроки могут получить от процесса массу удовольствия. Есть и сугубо утилитарный аспект. Хорошо спроектированная игра приносит не только удовлетворение игрокам: в процессе игры они обучают нейросетевой алгоритм. Ведь в основе нейросетей как раз и лежит обучение на примерах», - говорит Влад Шершульский из Microsoft.

«В первую очередь это делается для того, чтобы показать возможности технологии. Другой причины, на самом деле, нет. Если речь идёт о Prisma, то понятно, для чего это делали они. Ребята построили некоторый пайплайн, который позволяет им работать с картинками. Для демонстрации этого они избрали для себя довольно простой способ создания стилизаций. Почему бы и нет? Это просто демонстрация работы алгоритмов», - говорит Григорий Бакунов из «Яндекса».

Другого мнения придерживается Андрей Калинин из Mail.Ru Group: «Конечно, это эффектно с точки зрения публики. С другой стороны, я бы не сказал, что развлекательные продукты не могут быть применены в более полезных областях. Например, задача по стилизации образов крайне актуальна для целого ряда индустрий (дизайн, компьютерные игры, мультипликация - вот лишь несколько примеров), и полноценное использование нейросетей может существенно оптимизировать стоимость и методы создания контента для них».

Основные игроки на рынке нейронных сетей

Как отмечает Андрей Калинин, по большому счёту, большинство присутствующих на рынке нейронных сетей мало чем отличаются друг от друга. «Технологии у всех примерно одинаковые. Но применение нейросетей - это удовольствие, которое могут позволить себе далеко не все. Чтобы самостоятельно обучить нейронную сеть и поставить на ней много экспериментов, нужны большие обучающие множества и парк машин с дорогими видеокартами. Очевидно, что такие возможности есть у крупных компаний», - говорит он.

Среди основных игроков рынка Калинин упоминает Google и её подразделение Google DeepMind, создавшее сеть AlphaGo, и Google Brain. Собственные разработки в этой области есть у Microsoft - ими занимается лаборатория Microsoft Research. Созданием нейронных сетей занимаются в IBM, Facebook (подразделение Facebook AI Research), Baidu (Baidu Institute of Deep Learning) и другие. Множество разработок ведётся в технических университетах по всему миру.

Директор по распространению технологий «Яндекса» Григорий Бакунов отмечает, что интересные разработки в области нейронных сетей встречаются и среди стартапов. «Я бы вспомнил, например, компанию ClarifAI . Это небольшой стартап, сделанный когда-то выходцами из Google. Сейчас они, пожалуй, лучше всех в мире умеют определять содержимое картинки». К таким стартапам относятся и MSQRD, и Prisma, и другие.

В России разработками в области нейронных сетей занимаются не только стартапы, но и крупные технологические компании - например, холдинг Mail.Ru Group применяет нейросети для обработки и классификации текстов в «Поиске», анализа изображений. Компания также ведёт экспериментальные разработки, связанные с ботами и диалоговыми системами.

Созданием собственных нейросетей занимается и «Яндекс»: «В основном такие сети уже используются в работе с изображениями, со звуком, но мы исследуем их возможности и в других областях. Сейчас мы много экспериментов ставим в использовании нейросетей в работе с текстом». Разработки ведутся в университетах: в «Сколтехе», МФТИ, МГУ, ВШЭ и других.

Конечно, Prisma уже далеко не единственные, и с тех пор у них появилось множество конкурентов. Facebook купили приложение MSQRD , которое добавляет анимированные «маски» к вашим видео. В отличие от Призмы здесь ставка сделана на распознавание лиц и наложение фильтров на них.

SwiftKey и другие клавиатуры

Большинство современных клавиатур для мобильников уже давно не используют пользовательские словари, такие как T9. Если вы набираете какую-то фразу, то наверняка здесь замешана нейросеть. Некоторые разработчики идут дальше. SwiftKey выпустили бета-версию клавиатуры, которая полностью основана на работе нейросети. Благодаря чему клавиатура не просто подставляет наиболее часто набираемые фразы, а основывается на контексте.

Новая технология пока доступна для ограниченного количества языков и находится на стадии бета-версии. Но и публичная версия SwiftKey основывается на Больших данных. Например, пользовательские словари доступны всем, кто установил клавиатуру. Конечно, за исключением персональных данных.

Snapchat и его фильтры - ещё одно из самых известных применений нейросетей. Если упростить сложное, то приложение использует компьютерное распознавание лиц для идентификации мимики и точек движения мускулов. А уже потом применяет к ним свои фильтры.

Shazam и SoundHound

Эти два популярных приложения распознают музыку, которая играет рядом с нами, а затем сверяет этот фрагмент со слепком в своей «библиотеке». Звучит достаточно просто, но для этого приложение использует нейросети. Здесь приходится решить несколько сложных задач, и даже ни сколько по поиску совпадений, а по очистке лишнего шума при распознавании.

Google Ассистент и Siri

Говорить только про Google Ассистент или Siri будет не совсем правильно. Представить современные сервисы Google и Apple невозможно без Big Data и нейросетей. Любая разработка от этих двух компаний, так или иначе, задействует нейросети. Автоподсказки при поиске, показ рекламы, очистка почты от спама и многое другое. И всё-таки самое явное для нас применение - это голосовые ассистенты. Смартфон распознаёт наш запрос и выполняет поставленную задачу в зависимости не только от контекста фразы, но и нашего местоположения.

Carat

Некоторые приложения, наоборот, нацелены на выполнение лишь одной задачи. Например, Carat на основе данных о вашем использовании смартфона (анализе расхода батареи) укажет на те приложения, которые больше всего расходуют заряд. Вы можете удалить или ограничить использование таких программ и помочь телефону «дожить» до розетки.

Netflix, YouTube, Apple и Google Музыка... Все эти сервисы предлагают музыку и видео на основе ваших предпочтений. За последние пару лет этот тренд пошёл немного дальше и теперь нам предлагаются целые смарт-листы, которые подойдут под наш род занятий или время дня.

Big Data и нейросети могут не только продавать нам рекламу, лечить наши болезни или управлять нашим разумом. Большинство разработок мы замечаем только тогда, когда они подаются нам в развлекательном формате или улучшают наши самые простые ежедневные задачи. Из-за чего мы часто забываем, что нейросеть - это не только моська котёнка у нас в телефоне.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows