Как найти по полевой почте номер части. Как установить судьбу военнослужащего погибшего или без вести пропавшего во время великой отечественной войны. Современное состояние полевой почты в Российской Федерации

Как найти по полевой почте номер части. Как установить судьбу военнослужащего погибшего или без вести пропавшего во время великой отечественной войны. Современное состояние полевой почты в Российской Федерации

06.04.2019

ГБПОУ СО «Вольский строительный лицей»

Сценарий мероприятия

Подготовила воспитатель:

Котова Ольга Васильевна

"Памяти героев Великой Отечественной войны посвящается"

Цель : воспитание патриотизма, любви к своей Родине, Отчизне.

Задачи : раскрыть перед детьми значение празднования Дня Победы, показать, что Великая Отечественная война была войной освободительной, помогать воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Отчизне на примерах участников Великой Отечественной войны, помогать воспитывать в детях уважение ко всем, кто защищал Родину от фашизма.

Ведущий:

Вам, кому ещё нет 16….
Всем, кто пока не знает, что такое война…
Посвящается,
Чтобы помнили…
Чтобы поняли…

Уч. 1.

Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край,
Солдаты, подарили вы планете
Великий май, победный май!

Ведущий :

Сегодня мы проводим праздник, посвященный знаменательной дате Победы Советского народа в Великой Отечественной войне.

Уч. 2 :

Страна цвела. Но враг из-за угла
Свершил налёт, пошёл на нас войною.
В тот грозный час;
Стальною став стеною,
Вся молодость оружие взяла,
Чтоб отстоять Отечество родное.

Ведущий :

22 июня 1941 года в 4часа утра без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолётов наши города.

Звучит запись песни “Священная война”.

Уч.1 :

Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времён
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно,
Кумачовые звёзды
На полотнах знамён унося.

Ведущий :

Красная Армия мужественно встретила врага. Но силы были неравны. Враг был жестокий. Наши войска несли огромные и неоправданные потери. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые, прямо со школьной скамьи. “Всё для фронта, всё для победы”– повсюду звучал девиз.

Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Защитники Брестской крепости около месяца вели непрерывные бои.

Уч.2 :

Под Брест
Кого не заносило!
Сюда шли лавою стальной,
Но расшибались вражьи
О город наш берестяной.
Встречала Родина ненастья
Огнём, мечом или штыком,
Чтобы в реке Орлов и свастик
Ржавел и гнил металлолом.

Ведущий :

И вот наступили самые грозные и тяжелые дни войны. 13-го октября 1941 года начались ожесточенные бои под Москвой. 7-го ноября на запорошенной снегом Красной площади состоялся военный парад, с которого солдаты уходили прямо на фронт, защищать Москву. Гитлер был неприятно поражен этим. Он срочно отдал приказ своей авиации бомбить Красную площадь, но немецкие самолеты не сумели прорваться к Москве. Гитлер хотел после овладения Москвой ее взорвать и затопить. Этим планам не суждено было сбыться. 6-го декабря 1941 года началось наступление наших войск. Враг был отброшен от Москвы на 100-250 км.

Уч.1.

Речка Нара, речка Нара,
Недлинна, неширока,
Но когда бывает надо –
Неприступная река.
Вот на этой речке Наре
В землю, в небо, в пламень, в лёд
Врос интернациональный
Необученный народ.
И, как будто по соседству,
Защищая род людской,
Принимали свой последний
И решительный свой бой.
Штык сломался от удара…
Окровавленный кулак…
Он не даст в обиду Нару,
Этот парень-сибиряк.
Вот лезгин ползёт с гранатой,
Чёрный снег, хватая ртом:
Здесь, у этой речки Нары,
Защищает он свой дом.
А война – она не сказка
С добрым сахарным концом!
Вот башкир-десятиклассник
В русский снег упал лицом.
На усах стеклится наледь,
Затвердела боль в глазах:
То на снег у речки Нары
Запорожский пал казак.
Мы-то знаем, не напрасно
Пала горсточка ребят,
Что теперь в могиле братской,
БРАТСКОЙ – слышите?! – лежат.
За страну у речки Нары
Головы свои сложив,
Все отдали, все, что надо…
А ведь надо было – жизнь.

Ведущий :

Ленинград, находящийся в блокаде, мужественно держался - несмотря на то, что самой страшной блокадной зимой 1941-42 гг. от голода и холода погибли сотни тысяч мирных ленинградцев.

Уч.2 :

Давно ль, пройдя равнины и болота,
В него ломился разъярённый враг
И об его чугунные ворот
Разбил свой бронированный кулак.
Свой город отстояв ценою бед,
Не сдали Ленинграда ленинградцы, –
И мы, огонь познавшие и голод,
Непобедимы в городе своём,
И не взломать ворота в этот город
Ни голодом, ни сталью, ни огнём.

Ведущий :

Летом 1942 года началось наступление немецких частей на Сталинград. Несколько месяцев отборные части вермахта штурмовали город. Сталинград был превращен в руины, но сражавшиеся за каждый дом советские солдаты выстояли и перешли в наступление. Зимой 1942-1943 года были окружены 22 немецкие дивизии. В войне наступил перелом.

Уч.1 :

Здесь орден мужества надет на грудь земли,
Недаром эта грудь истерзана снарядом,
Со смертью билась жизнь,
И смерть враги нашли,
И победила жизнь в боях под Сталинградом.

Ведущий :

А в тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Тяжело было. А с фронта долетали долгожданные весточки, “треугольники”, так как письма в годы войны посылали без конвертов – бумагу сворачивали так, что внутри оказывалось письмо, снаружи писали адрес.

Тихо звучит песня “Землянка”. Три мальчика изображают бойцов на привале, которые пишут “письма”. На экране – документальные фотографии бойцов, которые пишут письма.

Боец 1 .

Ты обо мне в слезах не вспоминай,
Оставь свою заботу и тревогу.
Не близок путь, далёк родимый край,
Но я вернусь к знакомому порогу!

Боец 2 .

По-прежнему моя любовь с тобой,
С тобою Родина, ты не одна, родная.
Ты мне видна, когда иду я в бой,
Своё большое счастье защищая.

Боец 3 .

Мальчики складывают письма – треугольниками, уходят.

Ведущий:

Воевать, побеждать врага помогали нашему народу песни, созданные в те грозные годы. С первых дней войны появились десятки новых песен, большинство из которых сразу же “ушли” на фронт. Песни распространялись очень быстро, перелетали через линию фронта, проникали в глубокий тыл врага, в партизанские отряды.

Группа детей исполняют попурри из песен военных лет.

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой,
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег, на крутой.


Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат…
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте
У незнакомого посёлка
На безымянной высоте.


Эх, дороги… Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Снег ли ветер
Вспомним, друзья…
Нам дороги эти
Позабыть нельзя.

Ведущий :

В годы войны на борьбу с фашистами встали не только взрослые, но и дети. Наша страна помнит имена пионеров – героев.

Слава пионерам– героям,
Сынам полков, юным разведчикам,
Защитникам русской Земли
В памяти нашей сегодня и вечно,
Все они живы, все, все, все!

Дети рассказывают о некоторых пионерах-героях.

Леня Голиков!
Леня Голиков погиб 24 января 1943г в неравном бою под селом острая Лука Новгородской области.
Леня Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу".

Зина Портнова!
Зина расстреляна фашистами осенью 1943г в Полоцке.
Зина Портнова - «Герой Советского Союза», ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки Совинформбюро, уничтожила не один десяток фашистов. Была расстреляна фашистами.


Марат Казей!
Марат погиб в мае 1944г в бою с фашистами близ села Хоромицин в Белоруссии.
Марат Казей. Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу".
А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.

Валя Котик

Пионер-герой, партизан, разведчик, самый юный Герой Советского Союза. Вместе с товарищами подрывал гранатой машину, в которой ехал начальник Шепетовской жандармерии. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя связь оккупантов со ставкой Гитлера в Варшаве.
Валя Котик награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны”. В 1944 году Валя, будучи тяжело раненым скончался на руках товарищей.

Ведущий :

Майский день 1945-го. Знакомые и незнакомые люди обнимали друг друга, дарили цветы, пели и танцевали прямо на улицах. Казалось, впервые миллионы взрослых и детей подняли глаза к солнцу, впервые наслаждались красками, звуками, запахами жизни!

Это был общий праздник всего нашего народа, всего человечества. Это был праздник каждого человека. Потому что победа над фашизмом знаменовала победу над смертью, разума над безумием, счастья над страданием. 1418 суток отделяли 9 мая 1945г. от 22 июня 1941г.

Уч.1 :

Во многих городах есть Могилы Неизвестного Солдата, горит Вечный огонь, мы возлагаем к ним цветы. Никто не забыт, ничто не забыто! Звучит музыка из кинофильма “ Офицеры”

Уч.2 :

Имя твоё неизвестно, солдат!
Был ты отец, или сын, или брат,
Звали тебя Иван и Василий…
Жизнь ты отдал за спасенье России.

Уч.1 :

Нами твой подвиг, солдат, не забыт –
Вечный огонь на могиле горит,
Звёзды салюта в небо летят,
Помним тебя, Неизвестный Солдат!

Уч.2 :

Янтарные рассветы и закаты,
И белизна снегов, и зелень трав.
Для нас все это сберегли солдаты,
Врага разбив и смертью смерть поправ.

Уч.1 :

Мы утро новое улыбкой встретим
И не забудем в этот ранний час,
Что солнцу могут улыбаться дети
Лишь потому, что мы сильны сейчас.

Уч.2 :

Мы мечтаем, учимся, строим
На просторах мирной земли,
Потому что бойцы – герои
От огня планету спасли.

Уч.1 :

Никогда не забыть, поверьте,
Как во имя светлой зари
Шли на смерть, а вошли в бессмертие
Наши чудо-богатыри.

Уч.2 :

Под победоносным стягом
Мы шли в сраженья за родной народ
И от Москвы дошли до стен рейхстага…
Вечная слава героям!
Вечная слава!

Уч.1 :

Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим…
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым!
За великую победу
Славьтесь и отцы, и деды!
Победа! Победа!

Уч.2 :

Во имя Отчизны – Победа!
Во имя живых – Победа!
Во имя грядущих – Победа!

Уч.1 :

Мы – дети свободной и мирной страны,
Народ наш великий не хочет войны!
И матери наши, и наши отцы –
За мир, за свободу, за счастье борцы!

Уч.2 :

Мы учимся в школе,
Растим тополя,
Мы любим походы в леса и поля.

Уч.1 :

Нам в жизни открыты любые пути,
Под небом спокойным хотим
Мы расти!

Уч.2 :

Это песня о солнечном свете,
Это песня о солнце в груди,
Это песня о юной планете,
У которой все впереди!

Уч.1 :

Всем детям планеты хочется мира!
Детям Вьетнама и детям Алжира!
Детям Ирака, детям Эллады,

Уч.2 :

Все говорим мы: “Войны – не надо!”
Пусть вместо плача слышится смех –
Солнца и радости хватит на всех.

Ведущий :

Нам, поколению XXI века, дорого будущее планеты. Наша задача – беречь мир, чтобы люди земли встречались не на поле боя, а в труде, на дорогах мира и братства.

Пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!

Прошу всех встать! Минута молчания

Уч.2 :

Люди!
Покуда сердца
Стучатся, –
Помните!
Какою
Ценой
Завоевано счастье –
Помните!
Песню свою
Отправляя в полет, –
Помните!
О тех,
Кто уже никогда
Не споет, –
Помните!
Детям своим
Расскажите о них,
Чтоб
Запомнили!
Детям
Детей
Расскажите о них, –
Чтобы тоже
Запомнили!
Во все времена
Бессмертной
Земли
Помните!
Встречайте
Трепетную весну,
Люди земли
Убейте
Войну,
Прокляните
Войну!
Люди земли”
Мечту пронесите
Через года
И жизнью
Наполните!
Но о тех,
Кто уже не придет
Никогда, –
Заклинаю,
– ПОМНИТЕ!

Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков писал: «Я призвал бы нашу молодёжь бережно относиться ко всему, что связано с Великой Отечественной войной. Очень нужно изучать военный опыт, создавать музеи и сооружать монументы, не забывать памятные и славные имена. Но особенно важно помнить: среди вас живут бывшие солдаты, относитесь к ним бережно».

В Аромашевской средней школе разработана и успешно реализуется на протяжении многих лет программа «Патриотическое воспитание школьников», в рамках которой педагоги и ученики проводят месячники военно-патриотической направленности, посвящённые Дню Защитника Отечества, тематические классные часы, встречи с ветеранами и тружениками тыла. На уроках русского языка и литературы учащиеся пишут сочинения о героях-земляках и участниках Великой Отечественной войны. Сегодня мы публикуем выдержки из некоторых сочинений восьмиклассников под общим названием, вынесенным в заголовок.

Светлана Гайченя

«С момента окончания Великой Отечественной войны прошло 65 лет, но по-прежнему жив в сознании народа великий подвиг миллионов солдат. Мы, молодое поколение России, вглядываемся в лица фронтовиков и стараемся представить, какими они были тогда, в те «сороковые, роковые...» Мы благодарим их за этот подвиг, который они совершили не ради славы – ради жизни на земле. Фронтовики, встающие со страниц книг о Великой Отечественной войне и ветераны, дожившие до сегодняшних дней, напоминают нам о том, каким должен быть человек, о тех нравственных принципах, которым мы должны быть верны в любых обстоятельствах. В честь героев Великой Отечественной войны устанавливаются мемориалы, их именами называют улицы, детские образовательные учреждения. Сегодняшние Аромашевские школьники, объединяясь в тимуровские отряды, помогают ветеранам в домашних делах, приглашают на встречи, пишут сочинения, увековечивая память о них».

Надежда Севостьянова

«…В истории, как и в жизни любого человека, есть события, даты, имена, потрясения. В этих исторических потрясениях делает неимоверные усилия, испытывает страдания и лишения ни один человек – целый народ.

Великая Отечественная. Четыре страшных долгих года, унесшие миллионы жизней. Поднимались в атаку парни, чьим сердцам хотелось любить и радоваться. Они защищали свою землю, родителей, братьев и сестер, друзей и подруг. Им было очень страшно, когда надо было подниматься из окопа, идти на смерть, подставляя себя под пули. Но они шли и погибали, чтобы жили мы. А на их родине люди зажигали и зажигают Вечный огонь, воздвигают памятники, чтобы память о погибших была жива…

В центре села Аромашево установлен памятник погибшим в Великой Отечественной войне. В дни праздников люди приходят, чтобы помянуть и возложить цветы в память и благодарность о погибших…»

Елена Кочнева

«Сегодняшнее молодое поколение помнит и чтит погибших и ныне живущих ветеранов Великой Отечественной войны. Мы не должны забывать о далёких 1941-1945 годах. Ветеранам нужно сказать слова благодарности за то, что выжили, что остались добрыми, что история их юности помогает нам разобраться во многих вопросах. Более полувека отделяет нынешнее поколение от страшной даты в истории нашего народа. Стереть из памяти то, что выстрадал народ, невозможно. Задача молодого поколения не только свято чтить память о защитниках Родины, но и воспитать молодёжь в духе уважения к своей истории. Наша святая обязанность сегодня – не забывать о солдатах и тружениках тыла, ковавших эту победу, бережно хранить добрые, славные традиции нашего народа…»

Подготовила Н. Дубинина

Навстречу празднования 70– летия Великой победы.

2015 год связан со знаменательной датой для всей нашей страны – 70-летие Великой Победы. Принимая во внимание всемирно- историческое значение Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов наша школа включилась в работу по проведению мероприятий посвящённых празднованию70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Все мероприятия, посвященные данной дате, спланированы и проводятся по плану. Данные мероприятия лишь часть системы работы школы по гражданскому, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Наша школа стремится воспитать человека, любящего свою малую родину, страну, в которой он родился. Главная задача, которую сегодня ставят перед собой наши педагоги, - сохранить память о подвиге народа, передать подрастающему поколению ценность жизни и мира на земле, приобщить молодежь к важным историческим событиям нашего государства. Мы помогаем каждому обучающемуся почувствовать свою сопричастность к Великой Победе и успеть сказать личное «спасибо» нашим ветеранам. Сегодняшняя молодёжь должна помнить, какой ценой отстояли наши деды и прадеды нашу свободу. Ребята должны понимать, что защита своей Родины – это священный долг каждого гражданина нашей страны. Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Передать эстафету памяти, показать учащимся величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу – одна из основных задач гражданско-патриотического воспитания. Мы 70 лет живем без войны и должны об этом помнить и хранить в своих сердцах чувство долга перед теми, кто подарил нам мир и свободу. Низкий поклон нашим ветеранам и труженникам тыла!

«Нам хватит подвигов и славы на всю оставшуюся жизнь"


Вторая мировая война – самая кровопролитная война в мировой истории, унесшая жизни миллионов людей.

Победа СССР в ней – это огромный подвиг и триумф советской армии, который навсегда останется в памяти потомков. С начала учебного года в школе активно идет подготовка к празднованию 70-летия Побе ды в Великой Отечественной войне. К этой дате приурочено открытие тематической экспозиции «Нам хватит подвигов и славы на всю оставшуюся жизнь…» В данной экспозиции нашли своё отражение такие события как, Сталинградская битва, Курская дуга, водружение знамени победы над рейхстагом, парад 1945 года на красной площади, освобождение народов Эвропы и многие другие. Первоначальная цель выставки не только нести просветительскую и информационную функцию, но и оказать максимально возможное эмоциональное воздействие на ребят. Выставка знакомит ребят с самыми важными и незабываемыми событиями Великой Отечественной войны, показывает какое всемирно-историческое значение, имеет победа в ВОВ в истории развития нашей страны, воспитывает патриотические чувства на примерах героизма советской армии, храбрости и мужества русского народа. Специально для выставки ребятами были созданны композиции, посвященные этому Великому Празднику. Совершая заочное путешествие на места сражений, ребята узнают о том, как мужественно сражались советские воины за каждый метр родной земли. Особенно интересной информацией для ребят служит стенд «Кашира город фронтовой». Экспозиция будет работать до конца 2014-2015 учебного года.

Торжественное мероприятие, посвящённое вручению ветеранам Великой Отечественной войны и труженникам тыла юбилейной медали " 70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г."

Каждый год наш народ кланяется великой дате, хотя прошло уже 70лет. Время не
властно предать их забвению. Есть память, которой не будет конца. В честь этой великой даты, 10 февраля в нашей школе состоялось торжественное мероприятие, посвящённое вручению юбилейных медалей в честь 70 – летия Великой Победы.
Мы понимаем, что за все, что мы имеем, мы обязаны всем тем, кто воевал, погибал, выживал в тех адских условиях, когда казалось, что невозможно было выжить. И с чувством глубокой благодарности мы обратились в этот день к ветеранам, спасшим наш народ. К большому со жалению, год от года редеет строй ветеранов ВОВ. В Колтовском посёлении на сегодняшний день осталось всего 8 участников тех страшных событий. Но ныне живущие, особенно подростки, молодёжь, должны знать свою историю, хранить память о героях, освободивш их от фашизма человечество и передавать её и з покол ения в поколение. Война.… Это бесстрашие защитников Бреста, это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подв и г героев Курской дуги, это штурм Берлина, это клятва панфиловцев: «Ни шагу назад, за нами Москва», это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Со знаменательной даты 9 мая 1945 года пр ошло уже 70 лет, но мы помним и знаем имя поб едителя. Многие сыны и дочери нашей земли отдали свои жизни за свободу своей страны, за счастливое будущее своих по томков.

Течет река времени. Но и сегодня наши ветераны, труженики тыла, дети во ины помнят тот страшный день, когда настежь распахнулись огромные двери войны. Именно для них учащиеся 5-9 классов подготовили трогательную программу со стихами и песнями о войне. Под сопровождение кадров военной кинохроники ребята танцевали, пели песни, стихами выражали слова благодарности тем, кто и на фронте и в тылу ковал долгожданную, одну на всех Победу. Трогательную речь о ветеранах войны, тружениках тыла, детях военного времени произвесла директо р нашей школы, Пичугина Ирина Николаевна. В своем выступлении она обратилася к исто рии Великой Отечественной войны, трагическим страницам подвига советских людей, отда вшим свои жизни на алтарь Победы.

Мы гордимся жителями нашего р айона, вет еранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, кот орые не жалея себ я на фронт е и в тылу приближали Победу, память о войне и поколении п обедителей будет жить вечно. Боевой путь каждого участника войны - настоящий подвиг ради жизни н а Земле! В завершение встречи прозвучала песня «День победы», знать которую, как и историю своей страны, должен каждый.

«Ваш подвиг помним!»

В соответствии с планом работы Управления образования администрации Каширского


муниципального района на 2014 -2015 учебный год в нашей школе прошёл 1 этап - школьный, муниципального конкурса детского рисунка и плаката «Ваш подвиг помним!», посвящённого 70- летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., который напра влен на формирование у подрастающего поколения чувства верности Родине, гражданственности и патриотизма, восстановление исторической памяти, а также для расширения знаний молодежи об истории нашей страны и ее роли в Великой Отечественной войне. День Победы для каждого россиянина – больше чем праздник, и с годами его значение только возрастает. Отмечая его, мы вспоминаем людей – командиров и солдат, медсестер, которые отдавали свою жизнь в страшных, кровопролитных боях, женщин и стариков, детей, трудящихся в тылу. Победа в Великой Отечественной войне явила всему миру не только мощь нашего оружия, но и мощь русского духа. Эта Победа – определяющая веха в истории России. Эта Победа – память, которая объединяет народы!


Прекрасно, что дети , задумываются о войне и мире и воплощают свои мысли в рисунках. Мног ие работы поражают не по годам взрослым восприятием детьми военной тематики. Побе дители школьного этапа были награждены почётными грамотами и приняли участие во 2 этапе – муниципальном.

«Мы хотим, чтоб не было войны»

15 апреля в нашей школе прошли "Веселые старты", среди учащихся старшего звена. Открывая спортивные соревнования, со словами приветствия к участникам обратилась,
воспитатель в ысшей квалификационной категории Кудряшова Юлия Вячеславовна подчеркнув, что проводимый спортивный праздник - посвящен знаменательному событию - годовщине 70-летия Победы Советского народа в Великой Отечественной войне! Эти спортивные сост язания посвящены нашим дорогим ветеранам и всем, кто не вернулся с полей сражений, кто ценой собственной жизни ковал эту Победу. И тем, кто сегодня остаётся с нами в едином строю.

Перед стартом мероприятия, учащиеся 5 класса прочитали стихотворения о вой не. В программу были включены эстафеты: «Веселая переправа», «Гонка мячей в колоннах», «Команда быстроногих», «Мячи-прыгуны», «Посадка картофеля», «Бег в мешка», «Пирамида» и многие другие. Команды подготовили девизы и со спортивным задором соревновались в ловкости, быстроте и силе. Соревнования прошли в ув лекательн ой и напряженной борьбе. Хоть старты и веселые, накал страстей был поис тине серьезным, ведь состязаний было много, и каждый стремился стать лучшим. Маленькие спортсмены продемонстр ировали огромное желание победи ть. Они поддерживали друг друга в самых трудных, порой безнадежных, ситуациях.

Группы поддержки скандировали с трибун "Вперед! Вперед!". Праздник прошёл весело и динамично. В результате упорной борьбы счёт оказался равным. Победила дружба! Поздравляем самых дружных и спортивных! Сегодня все стали чуть сильнее и сплоченнее! Кульминацией мероприятия стал танец с флагами под песню «День Победы». В завершении мероприятия жюри поздравили всех участников праздника, пожелав им дальнейших успехов и новых побед, как в спорте, так и в учёбе.

Чтобы знали и помнили .

Пройдут века, а в памяти благодарных потомков никогда не забудутся великие подвиги людей, бесстрашно сражавшихся с фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны за честь, свободу и независимость своей любимой Родины. Подвиги
воинов, сложивших свои головы за Отчизну, будут вечно жить в памяти народной. О них слагаются песни
и легенды, стихи и поэмы, издаются книги. Каширяне, как и весь народ, участвовали в разгроме немецко-фашистских захватчиков под Москвой и Сталинградом, в заснеженном Заполярье и на лесных склонах Кавказа, у стен Ленинграда и в самом логове фашистов – Берлине, они освобождали от чумы страны Восточной Европы, а по существу весь мир. 19 апреля 2015 года, в предверии Великого праздника Побед ы, воспитатель Учамбрина Вера Николаевна организовала посещение «Аллеи Воинской Славы» для родителей и учащихся общеобразовательной
школы-интерната, чтобы вновь поимённо вспомнить земляков героев Великой Отечественной войны, чьи имена увековечены там. У обелиска ребята прочитали стихи о войне, возложили к постаментам цветы, почтили память павших героев минутой молчания. Низкий поклон ветеранам, низкий поклон труженикам тыла, низкий поклон всем тем, кто отстоял нашу родину в те тяжелые годы.

«Связь поколений»

30 апреля учащиеся нашей школы посетили ГАУСО МО «Каширский ЦСО «Забота». Для ветеранов и тружеников тыла Великой Отечественной войны, инвалидов и лиц пожилого возраста состоялся праздничный концерт, приуроченный к 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. К этой встрече подростки готовилиcь



давно, разучивая песни, танцы и стихотворения. Ещё никогда легендарные песни военных лет не звучали так искренне и проникновенно. Удержаться, чтобы не запеть, просто невозможно. Ветераны тут же подхватывали знакомые мелодии. Праздник молодости и души организовали наши педагоги: Кудряшова Юлия Вячеславовна и Райская Ольга Вячеславовна, и учащиеся 5-9 классов. С какой благодарностью и теплотой принимали ребят наши дорогие ветераны! Выступления учащихся сопровождалось негромким пением пожилых людей. Танец с флагами под мелодию «День Победы» вызвал особую радость и теплоту в глазах слушателей. Учащиеся подарили ветеранам открытки и сувениры, сделанные своими руками. Как нужны такие встречи пожилым людям, как нужны такие встречи нашим детям! Ребята получили возможность внести свою маленькую нотку в общее праздничное настроение, сказать «Спасибо» тем, кто подарил нам мирное время. Говорить о войне с детьми надо обязательно. День Победы для детей должен стать настоящим праздником. Осознание Великой Победы как торжества, как святого и исторического факта необходимо всем нам. Только тогда все будет в порядке с нашей душой и исторической памятью. Нет ни одного человека в нашей большой, многонациональной стране с красивым названием Россия, который был бы равнодушным и безучастным к празднику 9 Мая.


«Они сражались за Родину»

В настоящее время возникает постоянная необходимость вспоминать немеркнущие подвиги Советского народа, примеры гражданского долга, приобщать ребят к истокам героизма дедов, укреплять живую связь времен и поколений.
Все д а льше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной.

Передать эстафету памяти, показать учащимся величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу – одна из задач гражданско-патриотического воспитания.

Накануне 9 Мая в каждом классе прошли Уроки мужества - «Они сражались за Родину», «Дети войны», «Пионеры герои», «Мы помним».

Учащиеся с чувством гордости и ответственности читали стихи о войне. Выступления детей сопровождались мультимедийными презентациями, в которых были показаны фрагменты из документальных и художественных фильмов, посвящённых войне.


Уроки мужества - часть системы работы школы по гражданскому, нравственному и патриотическому воспитанию. Школа стремится воспитать человека, любящего свою малую родину, страну, в которой он родился. Ребёнок должен знать ее историю, быт и нравы. Цель данных мероприятий: привлечь детей к чтению книг о Великой Отечественной Войне, показать какое всемирно-историческое значение имеет победа в ВОВ в истории развития нашей страны, воспитывать патриотические чувства на примерах героизма советской армии, храбрости и мужества русского народа.

"Вечная память"

Близится день празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. 4 мая учащиеся 5-9 классов нашей школы, под руководством педагогов: Райской Ольги Вячеславовны и Кудряшовой Юлии Вячеславовны, по-хозяйски засучив рукава, приняли участие на субботнике, по уборке памятника Герою Советского Союза Моргунову Сергею Н иколаевичу.

Работа кипела. Каждый старался. Ведь почти у каждого из нас есть родственники, воевавшии за победу в ВОВ. Если бы они не жалея свою жизнь не сражались в этой войне, мы бы, наверное, не увидели сегодняшнюю светлую и мирную жизнь. И пусть, наш маленький труд, будет благодарностью воинам – победителям, которые сложили свои головы за светлую и мирную жизнь. Мы не должны забывать своих героев, ведь они нам подарили жизнь.

Ребята отмыли от пыли и грязи памятник, собрали старую листву, подмели и убрали мусор. Подобные акции – важный элемент патриотического воспитания. После таких мероприятий дети больше интересуются историей, вспоминают дедов и прадедов, которые участвовали в войне. Уроки мужества и беседы с ветеранами проходят для них с большим интересом. Приняв личное участие в уборке, они уже не станут мусорить на улицах или портить памятники.

Приучать человека делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем сегодняшние школьники, рабочими, инженерами, врачами, но уверены в одном: они всегда будут делать добро, потому что растут неравнодушными людьми.

В завершении учащиеся возложили к памятнику цветы.



Акция памяти "Бессмертный полк".

5 мая 2015 года, в городе Кашира-2 прошёл слёт "Солдатский привал", посвящённый 70-ти летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Лучшие учащиеся нашей школы приняли участие в данной акции. Они несли портреты участников тех страшных событий под девизом "Бессмертный полк".
Участие в проекте подразумевает, что каждый, кто помнит и чтит своего родственника, - ветерана армии и флота, партизана, подпольщика, бойца Сопротивления, труженика тыла, узника концлагеря, блокадника, ребенка войны, выходит на улицы города с его фотографией, чтобы принять участие в параде в колонне «Бессмертного полка». Это уникальная акция, позволяющая каждому в отдельности и всем вместе сохранить память героев войны, отстоявших нашу Родину. Это особенно важно сегодня, когда появляются попытки переписать и фальсифицировать историю. Несколько сотен ребят в сопровождении педагогов школ по ддержали всероссийскую акцию «Бессмертный полк», пройдя стройной колонной через весь город, у каждого из участников шествия был штандарт с фотографией деда, бабушки, прадеда, прабабушки, односельчанина –участн
ика Великой Отечественной войны.
Во время шествия к колонне примыкали жители города, они делились военными историями семей, хором пели военные песни, среди которых и «День Победы». Все, кто пришел поддержать участников шествия, не могли сдержать слез, настолько это было красивым и трогательным событием. В каждой семье сегодня вспоминали отцов, дедов, прадедов, которые защищали нашу Родину. Они защитили наше право жить.

Данное мероприятие - это ещё одна возможность содействовать сохра нению
памяти доблести и героизме народа, а также патриотическому воспитанию ныне шнего и будущих поколений. Мы всегда должны помнить, что новая война начинается тогда, когда вырастает поколение, забывшее войну предыдущую. Наш долг – сохранить и защитить память о наших героях! Мы должны быть достойны подвига наших отцов, д едов и прадедов.

«Шагает полк, бессмертный полк,
Идут погибшие герои.
И генерал, и рядовой
В одном строю сейчас со мною.
Идет тот полк ногами внуков,

Ногами памяти людской.

И смотрим гордо на героев,

На тех, кто не пришел домой.

На тех, кто всю войну сражался,

Прошел сквозь стужу, зной и боль,

Чтоб мы с тобою в мире жили,

Шли на парады, а не в бой.

Не победить того народа, который так

Из года в год совместно с павшими героями

Планете нашей мир несет.

И будет полк шагать веками,

Покуда память в нас жива,

Пока мы помним о героях

Непобедимого полка.

Шагает полк, бессмертный полк.

Молчат погибшие герои но, кажется,

Воскресли вновь – в одном строю идут со мною».

«Родному обелиску – заботу молодых!»

С каждым годом всё дальше от нас уходят грозные сороковые годы. Вырастают новые
поколения мальчишек и девчонок, которые мало что знают о событиях одной из страшных трагедий 20 века - Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов. И единственное, что не даёт сменившемуся поколению забывать о тех героических событиях, - это людская память. Великий смысл заключён в слове «память». И обращён он не только к прошлому, а прежде всего к настоящему и будущему. В истории нашей страны есть события, которым суждено всегда жить в памяти поколений. Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны. Дорогой ценой было завоёвано счастье - жить и трудиться под мирным небом.
Прошло время, но шрамы войны остались. Вдоль дорог и у речных переправ есть
священные для нас места, где вечным сном спят герои, отдавшие свою жизнь за победу, за свободу нашей Родины. В каждом городе и селе созданы мемориальные комплексы, места
боёв отмечены обелисками. Памятники с красными звёздами хранят имена погибших бойцов. Немало памятников и обелисков есть и на нашей Каширской земле. Они призывают нас не забывать о трагедии войны. Люди приходят сюда, чтобы выразить свою скорбь, любовь,


благодарность солдатам, защищавшим Родину. Они останутся живы в памяти нашей навсегда. Наши ребята стали заботливыми хозяевами памятника воинам односельчанам павшим в боях за Родину 1941 –1945 гг. в д.Умрышенко. Уборка памятника, уход за цветами и возложение венков в памятные даты – всем этим занимаются уже несколько поколений педагогов и учащихся нашей школы. С наступлением весны мы сажаем цветы, поливаем клумбы, убираем мусор. Делаем всё, что в наших силах. Но это всего лишь небольшой вклад в это почётное дело. Эту добрую эстафету по уходу за нашим памятником, мы сохраним для следующих поколений, ведь уход за обелиском нашим погибшим землякам, который находится вбл изи школы – это наша гражданская обязанность и долг. Думаем, что юное поколение должно уметь сострадать не на словах, а в конкретных делах. Мы, потомки тех, кто воевал и смотрел смерти в лицо, должны помнить об этом немеркнущем подвиге и передать следующим поколениям уважение к стойкости, мужеству и беззаветной любви к своему Отечеству. В канун праздника 9 Мая - Дня Победы учащиеся нашей школы участвовали в торжественном возложении цветов к памятникам воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, и почтили память павших минутой молчания.


Мы стоим у обелиска Рядом с красною звездой. И сверкают в небе искры, Как салют наш боевой. Будет май – заря победы Над землёй опять взойдёт, Жизнь отдали наши деды И приходит наш черёд. Наша жизнь неповторима, Но они за нас с тобой Осень, лето, вёсны, зимы Навсегда отдали в бой. И когда мы смотрим в лица С фотографий тех времён, Полыхают как зарниц Миллионы их имён.

«Поклонимся великим тем годам»

Поклонимся великим тем годам,


Тем славным командирам и бойцам,

И маршалам страны, и рядовым,

Поклонимся и мёртвым, и живым…

Годовщина Великой Победы никого не оставляет равнодушным. Осознание того факта, что кто-то жертвовал молодостью, жертвовал жизнью, заставляет по-иному взглянуть на окружающий тебя мир. А мысль о том, что он хрупок, заставляет ценить его с большей силой, с большим почтением относиться к тем, кто этот мир сохранил ценой нечеловеческих усилий…

По давней традиции тепло и торжественно 7 мая прошел в нашей школе праздничный концерт для ветеранов, тружеников тыла и всех тех, кто из-за этой войны не знал счастливого детства, посвященный Дню Победы. В этот солнечный день почетными гостями мероприятия стали ветераны педагогического труда, которые всю свою жизнь посвятили нашей школе. Учащиеся встречали свидетелей жестокой войны цветами и теплыми словами благодарности. Для них педагоги и учащиеся подготовили литературно-музыкальную композицию. Стихотворения, баллады, песни и танцы времен Великой Отечественной войны звучали со сцены для дорогих гостей. Концерт сопровождался показом слайдов о военных событиях. До слёз тронуло


собравшихся, выступление воспитателя Кудряшовой Ю.В. со стихотворением М.В. Исаковского «Русской женщине», о великом подвиге русских матерей, сестер и жен, оставшихся в тылу в годы Великой Отечественной Войны. В этот день царила удивительная атмосфера тепла и народного единения. С благодарностью и теплотой принимали выступления ребят наши дорогие ветераны. Каждая композиция сопровождалась негромким пением пожилых людей. Со слезами на глазах вспоминали ветераны в этот день все, что происходило много лет назад. Торжественной и щемящей минутой молчания почтили память тех, кто не дожил до наших дней, отдав жизнь за наше мирное время. Как нужны такие встречи пожилым людям, как нужны такие встречи нашим детям! Ребята получили возможность внести свою маленькую нотку в общее праздничное настроение, сказать «Спасибо» тем, кто подарил нам мирное время. В завершение


концерта директор нашей школы Пичугина Ирина Николаевна поздравила собравшихся с Днем Победы, от лица всех благодарных потомков пожелала ветеранам и детям войны здоровья и долгих лет жизни на мирной земле, а также поблагодарила за подвиг Победы и последующего труда при восстановлении разрушенных городов и деревень. Она высказала слова благодарности педагогам - ветеранам за их вклад в деле воспитания и обучения подрастающего поколения в послевоенный период и в период возрождения страны. Героям были преподнесены цветы и небольшие подарки, после чего все были приглашены на чаепитие. Чувство признательности переполняло всех участников праздничного концерта. Мы еще раз поздравляем наших ветеранов с Днем Победы и желаем им крепкого здоровья, долгих лет жизни!



День Победы 9 Мая – Праздник мира в стране и весны. В этот день мы солдат вспоминаем, Не вернувшихся в семьи с войны. В этот праздник мы чествуем дедов, Защитивших родную страну, Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну!

Герой. Героизм. Что кроется за этими простыми и в то же время великими словами? Что значат они для людей? Когда я начинаю думать об этом, то передо мной из памяти встают многие десятки, а может быть и сотни образов и имен людей, реально существовавших и рожденных воображением народным. Среди них Александр Невский и Дмитрий Донской - государственные мужи и ратоборцы Руси, Микула Селянинович и Илья Муромец, Иван Сусанин и Александр Матросов, чьи яркие деяния во имя справедливости, правды, добра и Родины не сотрут ни время, ни новые великие свершения и подвиги. Героизм в человеческой личности формируется, прежде всего, знанием истории своей страны, лучших традиций народа, уверенностью в правоту дела, ради которого люди шли и идут на подвиг.

Каждый Герой и героический поступок индивидуальны. И в то же время основа у них одна - это высочайшее состояние духа, нравственного здоровья, стремление к справедливости, поиску истины, противостояние злу, развитое чувство совестливости и ответственности. Эти высокие качества, если они воспитаны и есть в человеке то, как правило, проявляются особенно ярко в период величайших потрясений и тяжелейших потерь, в условиях - быть или не быть. Поступки эти являют собой духовный потенциал личности или группы людей, общества и даже народа, веры их в величайшую жизненную идею, справедливость и правду.

Героизм и подвиг, готовность к ним в духовном наследии народа являют собой важнейший стратегический фактор мощи страны, показатель крепости государства, его военной организации. Человек только тогда настоящий воин и надежный страж Отчизны, когда он убежден в духовной правоте своего государства, своего жизненного дела, черпает в них свою решимость к ответственным героическим свершениям. Закономерность истории такова: чем благороднее цель, идеал, моральные мотивы - тем ярче подвиг, выше его социальный смысл. Именно высокогуманные и справедливые цели пробуждали богатырский дух, душевную и физическую энергию, величайшую самоотверженность человека.

Герой – это, прежде всего, Личность. Именно здесь в формировании Личности и кроется загадка героизма и не только отдельно взятого человека, но и героизма народа, нации. Вот почему в воспитании гражданина своего Отечества, необходимо стремиться к тому, чтобы каждый!, да именно каждый!!! человек был личностью, способной стать Героем и проявить Героизм. Это имеет первостепенное значение в воспитательной миссии государства и общества. Вот почему так необходима неустанная забота о памяти героев во всех ее проявлениях. Этот процесс не имеет права быть прерванным временем и обстоятельствами. Нынешнее общество не должно повторить ошибок предшественников, когда иные герои прошлого свергались с пьедесталов, а новые возносились. Люди должны принимать историю такой, какая она была и есть, а не подстраивать ее под власть или под обстоятельства.

Общество бурлит, развивается, меняются формы общественного развития, государственного построения, но были и есть Личности-Герои, которые жили и творили славные деяния среди наших предков, среди нас, и забывать их, их подвиги, - значит - забывать свою историю, своих предков, самих себя, а значит ничего не передать и потомкам. Это значит - раствориться во мраке истории, исчезнуть из памяти человеческой цивилизации.
В этой книге рассказывается о людях и совершенных ими подвигах, людях, которые жили и живут среди нас, жителей Курганской области, жителей Зауралья. Да, сюда не вошли Герои старины далекой, здесь Герои исторического отрезка, ограниченного по времени 50 - 60 годами, но этот отрезок был временем великих потрясений и перемен. Время было такое жестокое, что и обусловило появление такой замечательной плеяды героев земли Зауральской.

Перед вами череда жизней и поступков людей - наших современников, и современников наших родителей, и уже современников наших детей! Перед нами сама История. История в конкретных деяниях, конкретных людей. Вчитаемся в их биографии, ощутим ритм жизни страны, вслушаемся в себя и спросим, а готовы ли мы к чему-либо подобному, если этого потребует от тебя твое Отечество? Достойны ли мы иметь такую историю и таких предков? Кто мы?

Патриотизм и любовь к Родине - вот те источники, которые питают героизм российских воинов. Любовь к Родине у каждого человека возникает, наверное, в свое время. Одно несомненно. С первым глотком материнского молока начинает пробуждаться и любовь к матери-Родине. Вначале это происходит неосознанно: подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребенок тянется к отцу и матери. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает величайшую истину - свою принадлежность к матери-Отчизне, ответственность за нее. Так рождается гражданин-патриот. А патриотизм - это чувство безмерной любви к своему народу, гордости за него, это волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения.

Человек может прожить жизнь и "не найти своей родины", не стать ее патриотом. Любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любовью к своим родителям - отцу и матери. Потеря Родины означает потерю человеком личного достоинства. Прекрасно сказал об этом поэт С.Викулов:

И ты, великодушная на диво,
Казни меня забвеньем, коль солгу:
И без меня ты можешь быть счастливой -
Я без тебя, Россия, не могу.

Патриотизм - всегда обостренное чувство любви к своему Отечеству, ощущение себя частицей своего народа, готовность к любым испытаниям, жертвам и подвигам во имя своей Родины. Для того чтобы стать патриотом, человек сначала должен обрести Родину в своем понимании, сознании и сердце. Такое чувство никто не может предписать, навязать или подарить по наследству. Оно рождается и пестуется порой всю жизнь. Ведь по приказу не заставишь любить человека или то место, где ты родился и вырос. Это чувство рождается в сердце человека самостоятельно, от его личных восприятий, переживаний и оценок.

Истинный патриотизм, а значит и готовность к героическому поступку, подвигу выражаются в понимании чувства долга перед своим Отечеством. Это в первую очередь пробуждение любви и великого уважения к родителям и предкам, моральным и нравственным традициям народа, ответственность перед будущими поколениями.

Было бы наивно думать, что стоит только захотеть и можно воспитать Героя. Так не бывает. Это настолько сложнейший вопрос, когда требуется совокупность громадного количества факторов, способствующих появлению человека, обладающего качествами Героя. Видимо, многовековая история любого государства из глубины, из народной толщи выдвигает людей, способных вести за собой остальных. Это и люди труда, и деятели науки, и ратники. Но для того, чтобы они появлялись, надо, чтобы о них знало как можно большее количество людей. Одно поколение сменяет другое, но память о выдающихся гражданах своего Отечества прерываться не должна.

В пламени Вечного огня, величественных мемориалах и скромных обелисках, в произведениях литературы и искусства, в сердцах современников и наших потомков навсегда сохранится память о бессмертных подвигах тех, кто первым поднимался в атаку, кто прикрывал собой от убийственного огня командира, кто стоял насмерть на поле боя, кто не сломился под пытками, не выдал военной тайны, проявил мужество и героизм.
Проходят годы, десятилетия и столетия. Меняются поколения российских воинов. Меняются оружие и боевая техника. Неизменными остаются любовь и преданность вооруженных защитников своему Отечеству, их верность воинскому долгу.

На Руси издревле каждый человек знал и чувствовал, что служить делу хорошему, благородному и почетно, и уважаемо народом. Такие дела и поступки освящались и возвеличивались церковью, прославлялись народной молвой и памятью. На мой взгляд, книга, которую ты держишь в руках, уважаемый читатель, и есть продолжение той народной памяти. Это биографический словарь крепости духа, бесстрашия и самоотверженности - сущности героизма наших земляков. Читая конкретные боевые биографии, мы соприкасаемся с живой, конкретной историей Зауралья, своей малой Родины, ее наиболее славными людьми и свершенными ими подвигами.

Владимир Викторович Усманов

Степанова Е.В.

Рано утром 22 июня 1941г., нарушив договор о ненападении, фашистская Германия вторглась на территорию СССР. Началась Великая Отечественная Война. Она стала важнейшей частью Второй Мировой Войны, во многом изменив ход последней. С самого начала эта война отличалась своим размахом, кровопролитностью, крайним напряжением борьбы и небывалым зверством фашистов по отношению к военнопленным и гражданскому населению. За четыре года страна потеряла до 30 млн. человек, большинство которых не военнослужащие, а гражданские лица. Война затронула все семьи и моя не исключение.

Моя бабушка никогда не рассказывала о войне, почему я не знаю. Когда мы её просили рассказать, что-нибудь, она говорила мало или вообще переводила разговор на другую тему. Вот всё, что я могу вспомнить из её рассказов: Когда началась война моя бабушка Воробьева Александра Ивановна жила в селе Труновка Ставропольского края. Ей тогда было 12 лет. В семье кроме неё было ещё 2 брата и 3 сестры. Младшей было только 4 года. В связи с тем, что мой прадедушка был бригадиром полеводческой бригады колхоза, и у него было много детей, его не призвали в ряды Красной Армии. Уже через некоторое время начался голод. Всю еду отдавали детям. Те, кто был постарше, работали вместе с родителями в колхозе. Когда бабушкиному брату Воробьеву Пётру Ивановичу исполнилось 18, его призвали. В сражении у некого села, название которого уже никто не помнит, войска начали отступление, а мой дедушка был ранен и потерял сознание. Когда он очнулся, ему удалось доползти до села и родители отвезли его в госпиталь, ведь тогда очень боялись того, что тебя могли назвать дезертиром и объявить врагом народа. Позже и второго брата Воробьёва Николая Ивановича забрали в армию. Правда, его отправили на шахту. Во время бомбёжки шахта обвалилась, и мой дедушка был контужен. Он уже никогда не был таким, каким был до войны.

Война объединяет людей, все помогают друг другу, как могут; чужое горе воспринимается как своё, поэтому не удивительно, что во время войны люди не боятся говорить о себе.
После освобождения Сталинграда мою бабушку и её сестер отправляли его восстанавливать. Там они познакомились с офицером 4-й танковой армии. Он рассказал им один случай: Танковые соединения несли огромные потери в технике, и случилось так, что в этой армии оставалось всего четыре танка. Кто-то из офицеров спросил: не потому ли она и называется 4-й танковой армией? Солдаты внесли поправку: свою армию они с горькой иронией называли четырёхтанковой. Сестра моей бабушки встречалась с этим офицером. А когда их отправили домой, этот офицер очень просил, чтобы она вернулась, как будто чувствовал, что она не вернётся.

Мама моего отца, Вера Ивановна, была ещё девочкой, когда началась война. А уже с 15 лет она работала в Свердловске на лесоповале. Они восстанавливали танковый завод. Она никогда не говорила, что было трудно, а ведь там можно было и умереть. Дерево могло придавить, если ты оказывался у основания. Все работали безропотно, потому что понимали, что идёт война. Когда её мама умерла, ей разрешили съездить на похороны. Назад она уже не вернулась, и её чуть не посадили за это. Но так как она уже на следующий день вышла в колхоз и оставалась единственной опорой всей семьи, её не посадили.

Мой прадедушка Тимофей Иванович прошёл три войны. Во время Гражданской войны он воевал под Ленинградом в Красной коннице. Потом была война с Финляндией, где он был ранен. Во время Великой Отечественной Войны он был ранен в грудь, но пулю так и не достали. Она так и осталась напоминанием о его боевом прошлом. Можно сказать, что всю жизнь мой прадед воевал.

Мой дедушка, Иван Иванович, был призван в 1939 году, а в 1943 он попал на границу с Турцией и до 1951 года он служил там. Дедушка мало рассказывал, но одну историю я помню. Дедушка нашёл немецкий телефонный провод и отрезал его, но он не знал, что с ним делать, ведь если бы немцы узнали, его бы расстреляли. На помощь пришли сельские жители. Женщины сделали из провода бусы и никто ничего не узнал. Мой дедушка и его отец не раз были награждены медалями. Среди прочих есть и медаль за «победу над Германией».

Про своих родственников я знаю очень мало. Они не рассказывали, а я не выспрашивала. Но есть люди, которые говорят. Таким человеком был дедушка моей подруги. Как-то раз он рассказал нам про свои подвиги. Её дедушка, Кованов Владимир Васильевич, был врачом. В июле 1941 года ему предложили выехать в сортировочный эвакогоспиталь, расположенный в Ярославле, где он должен был занять должность ведущего хирурга.

Госпиталь был размещён на берегу Волги в зданиях, где сейчас находятся теоретические кафедры медицинского института. Долго осматриваться и привыкать к новому месту не пришлось. Июль и август прошли в напряженной работе. Это было труднейшее время горького для всех периода войны. Поток раненых накатывался один за другим, и они едва справлялись с тем, чтобы обмыть их, переодеть, сменить повязки и быстрее эвакуировать далее в тыл. Сутками врачи не покидали госпиталя, особенно в дни, когда к причалу с низовьев Волги подходили пароходы с ранеными или требовалось срочно разгрузить санитарный поезд на железнодорожном узле Ярославля. В такие дни на пристань, к вокзалу приходили сотни женщин, подростков-школьников, чтобы помочь вынести тяжелораненых, бережно уложить их в санитарные машины или приспособленные для этих целей полуторки. Ребята подносили раненым воду, помогали справиться с костылями, поднести в машину нехитрые пожитки солдат. Врачей в госпитале было немного- 5-6 человек. Работали без выходных, по 12-14 часов ежедневно. К тому же 2-3 раза в неделю каждому выпадало круглосуточное дежурство. Приходили помочь и учителя из соседних школ. Они быстро осваивали навыки по уходу за ранеными и больными. Иногда к ним на дежурство приходили их маленькие дети. Матери кормили их, чем могли, поили чаем и часто укладывали спать на кушетке в дежурке. Нередко пожилые солдаты, кто с перебитой рукой, кто на костылях или с перебинтованной головой, подсаживались к ребятам, рассказывали им о войне и давали кусочки сахара из своего скудного пайка. Дети доверчиво, интуитивно чувствуя их тревожную тоску, забирались к ним на колени и дарили забывшим тепло родного дома людям бесхитростную детскую радость.

В сентябре 1941 года его перевили в Казань. Там его сразу назначили ведущим хирургом эвакогоспиталя, расположенного на Ершовом поле, в здании ветеринарного техникума. К тому ему пришлось помогать молодым врачам двух соседних госпиталей. Работать в трёх госпиталях было физически невозможно. Главный хирург эвакогоспиталей Казани А.В. Вишневский посоветовал не делать все самому, а учить других врачей. Это было единственным выходом. Процесс « созревания» врачей в годы войны происходил значительно быстрее, нежели в мирное время, когда молодого врача не особенно торопили, не предоставляли ему такую самостоятельность, которую он получал теперь. Стоило показать врачу один раз, как нужно делать ту или иную операцию, и следующую операцию он делал уже самостоятельно и уверенно, как подобает заправскому хирургу. Не было случая, чтобы кто-нибудь из молодых врачей отклонился от участия в операции, сославшись на отсутствие опыта или какие-либо иные причины. Каждый молодой врач думал только о том, как помочь раненому, облегчит его страдания и быстрее вернуть в строй.

С 15 ноября 1941 года германские войска, развернув против Западного фронта 73 дивизии и 4 бригады, начали второе генеральное наступление на Москву. Москву защищала вся страна. Москва оказалось недоступной для гитлеровцев. В начале декабря наступил перелом. 5-6 декабря 1941 года войска перешли в наступление. Наступление Красной Армии развивалось стремительно. Вскоре вражеская группировка, нацеленная на Москву, была полностью уничтожена. Разгром немцев под Москвой развеял миф о непобедимости гитлеровского рейха. Это был и крах «блицкрига», и начало поражения фашистской Германии. То, что Красная Армия погнала фашистов на Запад, создавало у людей огромный психологический перелом. В госпиталях сразу почувствовали это по настроению людей. Забывая о ранах, они возбужденно рассказывали, как выбивали врага из подмосковных городов и деревень, как крушили вражескую технику. Рассказам не было конца. Иной раз создавалось впечатление, что эти люди, которые неделями не покидали окопов, поднимались в атаку под ураганным огнем, закрывали своей грудью товарищей, даже не подозревают о своей отваге и стойкости.

С начала 1942 года жизнь госпиталя вошла в размеренную колею. Раненые поступали по графику. Мы делали все, чтобы облегчить страдания раненых, успокоить их, создать хоть недолгую «мирную передышку». А они торопились. Те, у кого раны едва затянулись, беспрерывно осаждали нас, допытываясь, когда же мы их выпишем. Нетерпеливо подгоняли врачей, обвиняли их в бюрократизме. Танкист, которому осколок, как ножом, срезал руку у основания плеча, возмущался «беспомощностью медицины»: — В медсанбате я просил врачей пришить мне руку,- рассказывал он,- а они говорят, что таких операций никто еще не делал. Видали? Не делал! Так вы начните, говорю, тогда и другие будут делать! Ну как я без руки воевать буду?!

Воевать… А сам еле жив. Он потерял много крови, черты лица заострились, ходить не мог, больше лежал. Врачи перелили ему кровь, ввели глюкозу, физиологический раствор. В один из вечеров его срочно вызвали в госпиталь. В операционной на столе лежал тот танкист, под ним – лужа крови. Ксения Ивановна, опытная операционная сестра, из последних сил прижимала кровоточащие сосуды культи; в такой позе она простояла уже около часа. Оказалось, что гнойный процесс в мягких тканях культи расплавил торчащие закупоренные стволы крупных сосудов, возникло сильное кровотечение. Опоздай сестра на минуту, и раненый мог погибнуть. Владимир Васильевич немедленно приступил к перевязке сосудов выше места кровотечения. Операция прошла успешно. Когда выписывали танкиста и передавали ему протез искусственной руки, он сказал: — Сколько таких калек, как я… Учитесь скорее пришивать оторванные руки. Может, и моя прижилась бы?! И столько затаенной надежды было в этих словах, что они крепко запали в душу.
В скором времени в его судьбе произошёл серьезный перелом: его пригласили в мобилизационный отдел округа и сказали, что одному из фронтов нужен опытный хирург. Согласен ли он выехать в действующую армию? Конечно, он был готов выехать в любую минуту. Теплым осенним днем 1942 года он с еще одним хирургом, А.И.Лапиной, и сестрой, К.И.Чуркиной, направился в Москву. Их определили в один госпиталь и сделали его базовым, взяв слово, что они будут учить молодых врачей. Приблизительно в 15 километрах от линии фронта, в лесу, они разбили палатки для приема и обработки раненых, как и положено хирургическому госпиталю первой линии. Раненые не заставили себя ждать: медико-санитарный батальон дивизии не справлялся с потоком, часть раненых привозили прямо с передовой. В большой брезентовой палатке защитного цвета стояли пять операционных столов. В первые сутки они приняли более 300 раненых. Трое суток работали почти без отдыха. Чтобы сохранить работоспособность, организовали дежурства. Одни хирурги отдыхали, другие оперировали. Поздней осенью они приехали на Казанский вокзал, чтобы отправиться в район действий 5-й ударной армии. Обосновались в Камышине. Поскольку все хирурги были только после институтов, организовали курсы.

19 ноября 1942 года огненный шквал над вражескими позициями возвестил о начале наступления Красной Армии под Сталинградом. Госпиталь двигался за наступавшей армией. На два-три дня останавливались в отбитых у врага населенных пунктах, чтобы обработать раненых. А затем – снова вперед!

Февраль 1943 года был неустойчивым: то метель и холодные пронизывающие ветры, то ясное небо и тихая солнечная погода. Снегу нанесло много, но он быстро осел. Накатанные колеи дорог блестели как стеклянные. Бои ушли далеко вперёд. Развернулись решающие схватки за город Шахты. В это время подошёл фронтовой транспорт, и большую часть раненых вывезли. Оставались одни нетранспортабельные раненые и среди них двое особенно «тяжелых». У одного газовая гангрена развилась после слепого осколочного ранения голени, у другого – плеча. После широкого рассечения, переливания крови и введения противогангренозной сыворотки, а также поясничной блокады у раненого в голень дело быстро пошло на поправку. У раненого же в плечо процесс неожиданно стал распространяться на грудь и спину. Пришлось делать разрезы и там. Оперировать его приходилось по 2-3 раза в день, а в общей сложности он перенёс около 13 операций. Ценой упорной борьбы, длившейся целый месяц, удалось спасти раненому руку. Правда, мышечной ткани в области плеча осталось немного, но рука полностью сохранила подвижность. Наконец им на смену прибыл долгожданный фронтовой госпиталь, который до этого все ещё находился в районе Камышина. Собрались быстро и выехали на новое место, в район города Шахты. Там уже с нетерпением ждали.

Вскоре ему пришлось распрощаться с госпиталем. Он был назначен армейским хирургом в соседнюю, 44-ю армию. Чувства были противоречивые. С одной стороны, повышение, чувство огромной ответственности, с другой – грустно расставаться с товарищами, с которыми так сработался и свыкся. Утром, чуть свет, он уже ехал в 44-ю армии, которая действовала в районе Таганрога. Сразу же начал знакомиться с личным составом госпиталей и медсанбатов, которые в большинстве своем находились в «свернутом» состоянии, так как активных боевых действий армия в то время не вела. В конце лета 1943 года 44-я армия перешла в наступление. Раненые поступали большими партиями в медсанбаты и госпитали первой линии, расположенные вблизи атакующих частей. Хирургическая обработка раненых шла без задержки на этапах эвакуации. Полковые медицинские пункты после осмотра раненых и оказания первой помощи сразу же эвакуировали принятых в медсанбаты и госпитали армии. На операционный стол раненые поступали в первые 3-6 часов после ранения. Никакой задержки с хирургической обработкой и эвакуацией раненых не было. Но наступило осеннее бездорожье и затруднило эвакуацию. Возникли трудности с продовольствием и медикаментами. В создавшихся условиях регулярно снабжать госпитали полноценными продуктами, богатыми жирами и витаминами, не было возможным. А раненые, особенно тяжелые и потерявшие много крови, нуждались в калорийном и легко усвояемом питании. Тогда они начали широко применять свежую бычью кровь. Новый питательный продукт назвали гемокостолом. Благотворное действие его легко объяснимо. Свежая кровь животного содержит хорошо усвояемых организмом белки, соли и гормональные вещества, которые оказывают активизирующее действие на все жизненно важные процессы, протекающие в организме. При приеме гемокостола общее состояние улучшалось на глазах, появлялся аппетит, прибавлялся вес, повышался тонус. При этом быстро очищались и хорошо заживали раны.

Год 1944-й – год решающего наступления Красной Армии на всех фронтах, год полного освобождения территории нашей Родины от немецко-фашистских захватчиков. Последняя военная зима с пронизывающими ледяными ветрами и моросящей сырой слякотью оттепелей уже, казалось, готова была уступить свои позиции всепобеждающему солнцу. Предчувствие весны ощущалось тем радостнее, чем явственнее приближался долгожданный День Победы. Радостно встречало советских воинов-освободителей население Польши. Там действовал специализированный госпиталь, работа в нем не прерывалась ни на минуту. Как-то его вызвали в политотдел армии. Врачам предложили оказывать помощь населению освобожденных районов. В его руки попал госпиталь в Седльце. Начали с того, что рассортировали больных, организовали санпропускник и с помощью местных жителей вымыли и подстригли обитателей больницы. Одновременно развернули операционную и перевязочную, оборудовали кухню и столовую для ходячих больных. За два-три дня городскую больницу нельзя было узнать. В отделениях навели идеальную чистоту и порядок. Раненые и больные лежали в чистом белье, перевязанные, ухоженные, а главное, хорошо накормленные.

Весной 1945 года войска 3-го Белорусского фронта, куда в те месяцы входила 28-я армия, вели бои на территории Восточной Пруссии. Участвуя в наступлении, 28-я армия вела ожесточенные бои под городом Гумбиннен. Раненых было много, особенно с пулевыми ранениями. В те дни медицинские пункты и армейские госпитали располагались близко к боевым порядкам. Раненые обрабатывали быстро и тут же эвакуировали во фронтовую базу. Военные действия в Восточной Пруссии подходили к концу. Закончился тяжелый день в медсанбате. Это была последняя ночь в Восточной Пруссии. Утром спешно грузились в машины, чтобы двинуться в Германию — под Берлин. В середине апреля 1945 года войска вышли на исходные рубежи для последних, решающих боев. Особая нагрузка в тех тяжелых боях последнего месяца войны выпала на долю мед. службы переднего края. Это понятно, если учесть, как усложнился розыск раненых и их вынос из-под обстрела в крупных населенных пунктах. Развалины домов, засады, лабиринты улочек, завалы, водные преграды – все это чрезвычайно затрудняло работу санитаров, медсестер, фельдшеров. Тем не менее мед. служба неплохо справлялась со своими задачами. В последние дни апреля начался штурм Берлина. Вскоре Берлин был занят. Ночью стало известно о подписании акта о капитуляции. Небо осветили ракеты, тишину прорезали залпы из револьверов и автоматов. Это были последние выстрелы войны, солдатский салют Победе.

Смолкли орудийные залпы, треск автоматов и лязг гусениц танков. Война окончилась. Не сразу пришла Победа. Она была завоевана в жестокой, кровопролитной войне, длившейся 1418 дней и ночей. Красная Армия разгромила основные силы гитлеровской военной машины и добилась всемирно-исторической победы. Медики фронта и тыла сделали немало для победы над фашистской Германией. Благодаря их мужеству, отваге и героизму медицинская помощь была оказана небывалому числу раненых и больных. По долгу своей профессии они приняли на свои плечи огромную тяжесть борьбы с тяжелыми страданиями раненых, героически боролись со смертью и на полях сражений, и в медсанбатах, и в госпиталях.

«Жизнь – вечность, смерть лишь миг один», — сказал поэт. Герои Отечественной войны вечно живут в нашей памяти, в наших сердцах, независимо от того, находятся ли они сегодня в строю или нет. Они всегда с нами и всегда будут живым примером, призывом к действию и благородной борьбе за жизнь человека. Светлые, радостные, хоть и наполненные горьким дымом пожарищ, майские дни 1945 года, дни Победы, не забудутся человечеством никогда.
Прошло уже 60 лет, а подвиги наших бойцов все ещё живы в памяти людей. Пока жива память о них и их подвигах, живы и они. Вечная память героям!



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows